Когнитивная теория депрессии

Когнитивная терапия: мысли вслух

Чтобы почувствовать себя свободнее, начать воспринимать самих себя и события окружающего мира более открыто, нужно понять, какие индивидуальные стереотипы восприятия и мышления мешают нам в этом и избавиться от них. О методе когнитивной психотерапии рассказывает психолог Наталья Гаранян.

Каждый из нас воспринимает себя, окружающих людей и мир совершенно особенным, индивидуальным образом. И это сильно отличает нас друг от друга: мы не просто реагируем на цвет или звук, не просто автоматически регистрируем значение слов, которые слышим, но активно выбираем то, что важно только для нас.

Например, воспоминания супругов об их знакомстве нередко звучат как рассказы о совершенно разных событиях: она помнит о том, как оба были одеты и о чем говорили в тот день, а он — как волновался и неловко себя чувствовал. Когнитивные психотерапевты считают: поняв то, как человек воспринимает и «обрабатывает» информацию, как формирует свойственный только ему взгляд на мир, можно определить, почему он сталкивается с конкретными психологическими проблемами. И, изменив образ мыслей, эти проблемы разрешить.

Игра ума… с реальностью

Выдающийся американский психолог Арон Бек, основатель когнитивной психотерапии, объединил в своем методе идеи психоанализа о влиянии бессознательного на наши мысли и поступки и бихевиористов о том, что новому типу реакций на внешние события человека можно научить. Арон Бек считал: психологические проблемы возникают из-за того, что мы делаем неверные умозаключения, которые могут сильно искажать реальные события.

Кроме того, каждый из нас не только воспринимает и оценивает ситуацию, но и мысленно непрерывно комментирует то, о чем думает, что чувствует. Такие комментарии Бек называл «автоматическими мыслями» и полагал, что они также могут быть источником наших переживаний и неадекватного поведения. Все страсти и болезненные эмоции возникают от неправильных умозаключений. Мы простраиваем причинно-следственные связи, но они — всего лишь игра нашего ума, и потому могут быть ошибочными. Дело не в том, что мир плох, утверждал Арон Бек, а в том, что мы видим его таким.

Сегодня когнитивная терапия Арона Бека — один из главных методов когнитивно-бихевиорального подхода в психотерапии, который эффективен в работе со многими психологическими проблемами.

Когнитивная терапия эффективна при работе со многими личностными проблемами: тревожностью, неуверенностью в себе, трудностями в установлении отношений, пищевыми нарушениями… Помогает тем, кто пережил насилие, стресс. Метод когнитивной терапии может применяться как в индивидуальной работе, так и в работе с семьями.

Взглянуть по-иному

То, как мы мыслим, в итоге определяет то, что мы чувствуем, как относимся к себе и другим людям, как принимаем решения и как действуем. Например, обнаружив, что новый знакомый неразговорчив, одни объяснят это нежеланием общаться и откажутся от попыток наладить контакт. Другие воспримут молчаливость как свидетельство застенчивости и будут стараться ободрить собеседника. А третьи вообще не придадут значения тому, как говорит человек, а больше обратят внимание на его внешний вид. Если человек видит в ситуации только одну грань, выхватывает в потоке событий только привычные черты, это обедняет его жизнь, лишает свободы выбора и может привести к неприятным недоразумениям.

22-летняя Светлана чувствовала сильную обиду на всех, с кем общалась. Однажды свекор заметил: «Какая ты бледненькая!» Эти слова показались обидными: для нее они означали, что собеседник ее не уважает — «ведь с женщинами так не разговаривают». И в других ситуациях она обижалась каждый раз, когда думала, что к ней отнеслись без должного уважения. Продавец в магазине не улыбнулся, преподаватель не поставил зачет «автоматом» — Светлана словно специально искала, на что можно обидеться, и, разумеется, находила. Ей понадобилось несколько месяцев работы с психотерапевтом, чтобы перестать видеть в чужих поступках злой умысел и начать реагировать более спокойно.

Односторонняя интерпретация событий, искажения мышления, как правило, сопровождаются неприятными переживаниями — страхом, раздражением, обидой, чувством вины. Необоснованные обобщения: «Если друг обидел меня, значит, все мужчины — предатели» и поляризованное мышление: «Либо пан, либо пропал» (либо идеально хорошо, либо катастрофически плохо) ограничивают наше восприятие. Персонификация — еще один способ восприятия (когда человек принимает все происходящее на свой счет: «Она хмурится — это я что-то сделал не так…»), который делает жизнь невыносимой. В то же время каждый из нас, избавившись от подобных стереотипов мышления, способен взглянуть на событие с разных точек зрения, увидеть его во всей полноте.

Клиент вместе с психотерапевтом исследуют, при каких обстоятельствах проявляется проблема: как возникают «автоматические мысли» и как они влияют на его представления, переживания и поведение. Он учится смягчать жесткие убеждения, видеть разные грани проблемной ситуации. Домашние задания — упражнения, предлагаемые психотерапевтом, позволяют клиенту закрепить новые навыки. Так постепенно он учится уже без поддержки терапевта жить в соответствии с новыми, более гибкими, взглядами.

Когнитивная терапия, как правило, краткосрочна (от 5—10 до 24 сессий 1—2 раза в неделю). Количество встреч зависит от готовности клиента работать, от сложности проблемы и условий его жизни.

Откуда эта мысль?

В детстве, когда мы изучаем мир, некоторые выводы и связи становятся для нас наиболее важными и в дальнейшем определяют наши представления о том, как должны вести себя люди, как нам интерпретировать их поступки, как стоит поступать в тех или иных ситуациях. Когда эти убеждения слишком общи и категоричны (например, «Все люди должны быть добрыми» или «Если я не могу сделать лучше всех, то я неудачник»), они ограничивают свободу выбора, лишают нас возможности реально оценивать себя и окружающих людей и не позволяют нам быть самими собой. Когнитивному терапевту в своей работе важно понять: как, под влиянием каких событий, подобные убеждения сформировались? Для этого он анализирует прошлое клиента, в том числе его детский опыт.

32-летняя Марина физически ощущала себя очень хрупкой, тревожилась из-за любого, самого незначительного недомогания. В детстве она перенесла обычный набор детских болезней. Откуда же взялась тревога? Во время психотерапии выяснилось, что педиатр в поликлинике всякий раз встречал ее словами: «Тут у нас пришел букет болезней…»

Со временем мама бросила работу и посвятила себя лечению дочери. Долгие часы, проеденные у врачей, бесконечное посещение процедурных кабинетов заставили Марину поверить в то, что она действительно тяжело и безнадежно больна. Однажды она услышала, как папа говорил, что хочет второго ребенка, а мама громко закричала: «Ты сошел с ума, у нас и так ребенок инвалид!»

С таким представлением о себе она и жила. Ей удалось вновь обрести силы и почувствовать себя здоровым человеком лишь после того, как в ходе психотерапии она постепенно увидела свою жизнь иначе: Марина окончила математическую и музыкальную школы, потом — сложный вуз. Она смогла, наконец, отказаться от детских убеждений о своей болезненности и перестала игнорировать свой громадный энергетический ресурс.

Впрочем, наши убеждения могут быть весьма устойчивы (ригидны): в работе с когнитивным психотерапевтом мы не всегда способны их полностью изменить, но можем стать более открытыми к альтернативным идеям, научиться вести себя более гибко.

Упражнение «Пятая колонка»

Проанализировав то, что с нами происходит в проблемной ситуации, мы можем научиться реагировать иначе.

Расчертите лист бумаги на пять колонок. В первой опишите суть проблемы, например: «Я боюсь выступать на публике». Во второй отметьте, какие чувства у вас возникают в этой ситуации (тревога, стыд). Постарайтесь уловить возникающие «автоматические» мысли («Я не умею говорить четко и внятно») и запишите их в третью колонку. В четвертой колонке напишите, на основании каких убеждений у вас возникли такие «автоматические мысли». Например, вы уверены, что «все люди смеются над теми, кто неуверен в себе». После этого занесите в пятую колонку соображения «против» — краткие и емкие высказывания, которые оспаривают утверждения из четвертой колонки. Например, «Если я и ошибусь, не случится ничего ужасного» или «Я в состоянии объяснить другим, чего хочу». Используйте эти утверждения как опору для нового способа интерпретации проблемной ситуаций. Повторяйте эти фразы про себя, чтобы остановить поток «автоматических мыслей».

Разговор в открытую

Когнитивный терапевт с самого начала «играет с открытыми картами»: он не только обсуждает с клиентом его проблему, но и рассказывает о возможных ее причинах, о том, как с ней можно справиться. 44-летняя Екатерина, обратившаяся за помощью по поводу депрессии и уверенная в исключительности своей проблемы, по заданию психотерапевта стала искать сведения о знаменитых людях, страдавших от этого расстройства. В списке оказались чуть ли не половина классиков русской культуры. Этот факт ее позабавил, рассказывая о нем, она воскликнула: «Что-то многовато нас таких!» Осознание того, что ее случай не является экстраординарным, стало поворотным моментом в терапии и дало Екатерине возможность справиться с депрессией.

Смотрите так же:  Боязнь порчи

Терапевт — терпеливый и доброжелательный партнер — вместе с клиентом исследует, как неверная интерпретация событий порождает эмоциональную, физиологическую и поведенческую реакции, то есть, как возникает проблема. И прежде всего верит в то, что каждый человек способен взглянуть на ситуацию иначе.

Запас на будущее

Цель когнитивной терапии, по выражению философа Бертрана Рассела, — «освободиться от тирании ранних убеждений». Ведь они не определены биологически (как, например, цвет глаз), а значит, мы можем измениться, освоить новое поведение, стать более гибкими в восприятии себя и других людей. Конечно, нельзя вовсе исключить из жизни неприятные события и переживания.

Задача когнитивной терапии именно в том, чтобы научить человека понимать, как он осмысливает ситуацию, интерпретирует ее, что замечает, а что игнорирует, почему такая оценка вызывает у него определенные чувства и действия. Это позволяет справляться с собой, не отрезая пути к решению проблемы, не лишая себя контактов с другими людьми.

Наталья Гаранян — когнитивный и семейный терапевт, старший научный сотрудник Московского научно-исследовательского института психиатрии.

Коллективная психотерапия: как соцсети спасают от уныния

Женщины зависят от внимания окружающих людей больше, чем мужчины. Раньше на помощь приходили подруги, сегодня — соцсети. Представляем мужскую точку зрения на женскую солидарность.

Как нами манипулируют, лишая любви и внимания

Одна из техник манипуляции и контроля — лишать близкого человека любви, тепла и внимания в качестве наказания или угрожать это сделать. Что делать, если вы столкнулись с таким поведением?

Когнитивная терапия Аарона Бека

Когнитивная психотерапия (англ. Cognitive therapy) — одно из направлений современного когнитивно-бихевиорального направления в психотерапии. Создатель — Аарон Бек (1967). Суть направления в том, что все проблемы создаются негативным мышлением.

Все начинается с интерпретации человеком внешних событий, по схеме: внешние события (стимулы) → когнитивная система → интерпретация (мысли) → чувства или поведение.

«Человеческие мысли определяют его эмоции, эмоции обуславливают соответствующее поведение, а поведение в свою очередь формирует наше место в окружающем мире». «Дело не в том, что мир плох, а в том, как часто мы видим его таким». — А.Бек

Если интерпретации и внешние события сильно расходятся, это ведет к психической патологии.

А. Бек, наблюдая больных с невротической депрессией, обратил внимание на то, что в их переживаниях постоянно звучали темы поражения, безнадежности и неадекватности. Бек заключил, что депрессия развивается у людей, воспринимающих мир в трех негативных категориях:

  1. негативный взгляд на настоящее: что бы ни происходило, депрессивный человек сосредоточивается на негативных сторонах, хотя жизнь и предоставляет некоторый опыт, который приносит удовольствие большинству людей;
  2. безнадежность в отношении будущего: депрессивный пациент, рисуя будущее, видит в нем только мрачные события;
  3. сниженное чувство собственного достоинства: депрессивный пациент видит себя несостоятельным, недостойным и беспомощным.Бек составил поведенческую терапевтическую программу, где используются самоконтроль, ролевая игра, моделирование, домашние задания и др.

Психотерапевтические взаимоотношения

Клиент и терапевт должны прийти к соглашению о том, над какой проблемой им предстоит работать. Именно решение проблем (!), а не изменение личностных характеристик или недостатков пациента. Терапевт должен быть очень эмпатийным, естественным, конгруэнтным (принципы, взятые из гуманистической психотерапии); не должно быть директивности. Принципы:

  • Психотерапевт и клиент сотрудничают при экспериментальной проверке ошибочного дезадаптивного мышления.
  • Сократический диалог как серия вопросов, имеющих следующие цели:
  • Прояснить или определить проблемы
  • Помочь в идентификации мыслей, образов, ощущений
  • Исследовать смысл событий для пациента
  • Оценить последствия сохранения неадаптивных мыслей и видов поведения.
  • Направленное познание: терапевт-гид поощряет пациентов обращаться к фактам, оценивать вероятность, собирать информацию и подвергать все это проверке.

Техники и методики когнитивной психотерапии

Когнитивная психотерапия в варианте Бека — это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах, призванные помочь пациенту овладеть следующими операциями:

  • Обнаруживать свои негативные автоматические мысли
  • Находить связь между знаниями, аффектами и поведением
  • Находить факты «за» и «против» этих автоматических мыслей
  • Подыскивать более реалистичные интерпретации для них
  • Научить выявлять и изменять дезорганизующие убеждения, ведущие к искажению навыков и опыта.Конкретные методы выявления автоматических мыслей:

1. Эмпирическая проверка («эксперименты»). Способы:

  • Найти аргументы «за» и «против»
  • Построение эксперимента для проверки суждения
  • Терапевт обращается к своему опыту, к художественной и академической литературе, статистике
  • Терапевт уличает: указывает на логические ошибки и противоречия в суждениях пациента.2. Методика переоценки. Проверка вероятности действия альтернативных причин того или иного события.

3. Децентрация. При социофобии пациенты чувствуют себя в центре всеобщего внимания и страдают от этого. Здесь также необходима эмпирическая проверка этих автоматических мыслей.

4. Самовыражение. Депрессивные, тревожные и проч. пациенты часто думают, что их недомогание контролируется высшими уровнями сознания, постоянно наблюдая за собой, они понимают, что симптомы ни от чего не зависят, а приступы имеют начало и конец. Сознательное самонаблюдение.

5. Декатастрофикация. При тревожных расстройствах. Терапевт: «Давайте посмотрим, что было бы, если бы…», «Как долго вы будете испытывать подобные негативные ощущения?», «Что будет потом? Вы умрете? Мир разрушится? Это испортит вашу карьеру? Ваши близкие откажутся от вас?» и т. п. Пациент понимает, что всё имеет временные рамки и автоматическая мысль «этот ужас никогда не кончится» исчезает.

6. Целенаправленное повторение. Проигрывание желаемого поведения, многократное опробование различных позитивных инструкций на практике, что ведет к усилению самоэффективности.

7. Использование воображения. У тревожных пациентов преобладают не столько «автоматические мысли», сколько «навязчивые образы», то есть дезадаптирует скорее не мышление, а воображение (фантазия). Виды:

  • Методика прекращения: громкая команда «прекратить!» — негативный образ воображения разрушается.
  • Методика повторения: многократно ментально прокручиваем фантазийный образ — он обогащается реалистическими представлениями и более вероятными содержаниями.
  • Метафоры, притчи, стихи.
  • Модифицирующее воображение: пациент активно и постепенно меняет образ от негативного к более нейтральному и даже позитивному, тем самым, понимая возможности своего самосознания и сознательного контроля.
  • Позитивное воображение: положительный образ заменяет отрицательный и оказывает релаксирующее действие.
  • Конструктивное воображение (десензитизация): пациент ранжирует ожидаемое событие, что приводит к тому, что прогноз лишается своей глобальности.

Когнитивная модель депрессии

Депрессию в отечественной психологии определяют как «аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных представлений и общей пассивностью поведения».

Как правило, депрессия развивается при переживаниях утраты, которая может быть как реальной, так и гипотетической. Но часто переживания сильно преувеличены и это отражается на личных качествах и компетентности человека в различных аспектах. Аарон Бек предположил, что проблемы у людей главным образом происходят из «неких искажений реальности, основанных на ошибочных предпосылках и допущениях. Объективный мир при восприятии его человеком преломляется через когнитивные модели или схемы». У каждого человека имеются как позитивные, так и негативные глубинные убеждения, которые складывались в течение жизни, начиная с раннего детства. Большую часть своей жизни люди сохраняют позитивные и реалистичные убеждения. Например, «Я достойный человек», «Я справлюсь», «Я нравлюсь другим» и т. д. Однако, негативные глубинные убеждения могут выходить на поверхность в случае психологического дистресса или постоянно активируются в случае расстройства личности. В отличие от автоматических мыслей, глубинным убеждениям полностью доверяют и никогда не выражают их полностью, до тех пор, пока психотерапевт не сможет целиком раскрыть их суть, сняв «защитные слои». Негативные глубинные убеждения могут быть не только о себе, но и о других людях, и о мире в целом. Например, «Мир — опасное место», «Другим нельзя доверять» и т. д. Но кроме активации негативных глубинных убеждений, при депрессии большую роль играют когнитивные искажения мышления, которые заставляют обращать больше внимания на негативную информацию, чрезмерно ее обобщать, катастрофизировать, рассматривать все только с крайних позиций, постоянно придерживаться только негативной точки зрения и подкреплять собственные негативные установки.

Создавая когнитивную модель депрессии, Аарон Бек опирался на теорию бессознательных умозаключений Гельмгольца, предполагая, что симптомы депрессии — это следствие ложных «бессознательных умозаключений». Он описал когнитивную триаду особенностей познавательной деятельности при депрессии.

1. Негативное представление о себе («из-за дефекта я ничтожен»). В состоянии депрессии человек смотрит на себя как на ущербного, имеющего дефект, никчемного и отверженного. Чувство вины и постоянное самообвинение возникают из-за убежденности в собственной психологической, физической или нравственной «дефективности», которые, по мнению человека, и стали причиной существующих у него проблем.

2. Негативный взгляд на мир («мир предъявляет ко мне слишком высокие требования, выдвигает непреодолимые препятствия»). Окружающий мир представляется человеку, страдающему депрессией, опасным местом, лишенным удовольствий, несущим в себе угрозу и предъявляющим высокие требования, мешающим достигать целей. Любые взаимодействия с окружающим миром будут интерпретироваться с позиций «победа-поражение».

3. Негативное восприятие своего будущего («мои страдания будут длиться вечно»). Депрессивный человек убежден, что его трудности непреодолимы. В будущем он видит лишь череду тяжелых испытаний, проблем и страданий. Такое безнадежное восприятие своего будущего может привести к суицидальным мыслям.

Именно активация негативных установок описанных Аароном Беком как когнитивная депрессивная триада объясняет возникновение всех остальных симптомов депрессии. Мучительные эмоциональные реакции (аффективные симптомы) в виде печали, тоски, тревоги, гнева, чувства вины, стыда могут быть как следствием действительной утраты или отвержения, так и ошибочно предполагаемой человеком утраты или отвержения окружающими.

Мотивационные симптомы проявляются в безволии, отсутствии желаний, нарастании избегающего и зависимого поведения и объясняются пессимистическим взглядом на себя, свое настоящее, прошлое, а главное будущее, которое видится без перспектив, возможности позитивных изменений, в черном цвете.

Следствием таких мыслей также будут поведенческие симптомы депрессии, проявляющиеся в пассивности, инертности, нарастании избегающего поведения и снижении социальных навыков. Такие установки порождают чувство безнадежности, ожидание неминуемого поражения и отрицательного результата, и, как следствие, избегание проблем и ситуаций, которые кажутся неразрешимыми и невыносимыми. Повышенная зависимость может объясняться негативным восприятием себя, как человека беспомощного и неспособного справляться с трудностями, для которого необходима помощь и поддержка более компетентных окружающих людей.

Физические симптомы депрессии, а именно расстройства сна, нарушение аппетита, снижение влечений также можно объяснить когнитивной моделью. Убежденность в собственной никчемности и безрезультатности начинаний вызывают апатию и упадок сил, а пессимистический взгляд на свое будущее может вызвать «психомоторную заторможенность».

Таким образом, когнитивная триада — это своего рода фильтр для оценки текущей жизненной ситуации и внутреннего состояния человека. Только этот фильтр основывается на все больше активирующихся с развитием болезни негативных схемах и включает когнитивные (или логические) ошибки, совершаемые при переработке информации, типичные для депрессии. К таким когнитивным искажениям относят сверхобобщение, избирательное внимание, персонификацию, дихотомическое мышление, катастрофизацию и излишнюю ответственность.

Итак, когнитивная модель депрессии объясняет как развитие депрессивного расстройства в целом, так и возникновение различных симптомов, свойственных этому заболеванию и предрасположенность к развитию депрессии. Понимание возможных причин возникновения и протекания заболевания позволяет систематически применять различные эффективные техники для последовательного устранения тягостных симптомов (например, улучшение физического состояния — нормализацию сна и режима дня, активацию волевого компонента, повышение социальной активности и т. д.), а также для работы с иррациональными автоматическими мыслями, промежуточными и глубинными убеждениями. Такая психотерапевтическая работа позволяет в начале улучшить состояние, снизить уровень депрессии, а затем проработать дисфункциональные убеждения, активировавшиеся во время болезни, и сформулировать новые позитивные убеждения. Все это способствует более быстрому выздоровлению и снижает вероятность рецидива в будущем. Кроме того, когнитивно-поведенческая терапия ставит перед собой цель научить человека быть психотерапевтом самому себе. А значит после завершения курса психотерапии в когнитивно-поведенческом направлении, клиент в случае снижения настроения или при подозрении на развитие рецидива, может возвращаться к записям сделанным во время терапии и применять использованные в работе с психотерапевтом техники даже самостоятельно для решения своих проблем.

Когнитивная триада

При депрессии активизируются три основных когнитивных образца (паттерна). В результате работы этой когнитивной триады пациент видит себя, все происходящее с собой и свое будущее в негативном свете.

Первый компонент триады — негативное мнение человека о себе самом.

Второй компонент триады — это тенденция пациента видеть все происходящее с ним в негативном свете. Он считает, что жизнь предъявляет к нему непомерно высокие требования, что на пути к его целям стоят непреодолимые препятствия и что в мире слишком мало удовольствий и радости. Всему происходящему пациент дает негативную интерпретацию, а взаимодействие с другими людьми рассматривает как источник неприятностей. Часто кажется, что депрессивный больной сначала делает негативные выводы, а уже потом «подгоняет» под них факты.

Третий компонент когнитивной триады заключается в негативном представлении о будущем. Этот симптом есть почти у всех пациентов, страдающих депрессией. Больной считает, что трудности и страдания будут сопровождать его бесконечно. Жизнь представляется ему состоящей из непрестанных бед, лишений и разочарований.

Мотивационные и поведенческие симптомы депрессии являются следствием негативных когнитивных образцов. Повышенная зависимость появляется в результате того, что пациент считает себя несостоятельным и никому не нужным. Он переоценивает сложность обычных дел и думает, что у него ничего не получится. Он ищет помощи у людей, которых считает более знающими. Нерешительность при депрессии возникает вследствие того, что человек убежден в своей неспособности принять правильное решение.

Парализация воли является следствием пессимизма и отсутствия надежды на лучшее. Из-за постоянного ожидания неудачи человек отказывается от попыток достижения цели и становится менее активным. Он избегает непривычных ситуаций, поскольку убежден, что не сможет с ними справиться и добиться того, чего хочет. Стремление уйти от проблем, кажущихся неразрешимыми, достигает своего максимума в желании покончить с собой. Человек начинает думать, что он обременяет окружающих своим существованием и всем было бы лучше, если бы он умер.

Некоторые физические симптомы депрессии также можно связать с когнитивными образцами. Апатия, пониженная энергичность, быстрая утомляемость и инертность могут быть результатом негативных ожиданий. Если психотерапевт поощряет пациента к действию, последний может стать активнее, а его утомляемость снизится.

Когнитивная теория бека

Одной из самых ярких теорий депрессий, появившихся за предыдущие 30 лет, была теория Аарона Бека, психиатра, который, разочаровавшись в психодинамических теориях депрессии, разработал собственную когнитивную теорию. В то время как наиболее заметными симптомами депрессии единодушно считались аффективные или связанные с настроением, Бек предположил, что предварять и порождать их часто могут именно когнитивные симптомы, а не наоборот. Это означает, что если вы думаете о себе как о неудачнике или уроде, то нет ничего удивительного в том, что эти мысли приведут к депрессивному настроению. Согласно Беку, данные негативные когниции и являются для депрессии главными, в отличие, например, от низкой частоты подкрепления, постулированной поведенческим направлением.

Если кино — или рок-звезда, где бы она ни оказалась, начинает ждать неизменного внимания со стороны обожающих фанатов, то у нее может развиться дисфункциональное убеждение: «Если я не буду всеобщим любимцем, моя жизнь станет никчемной». Согласно теории Бека, в таком случае при последующем стрессе может возникнуть склонность к развитию депрессии.

В теории Бека есть несколько важных моментов, на которые необходимо обратить внимание. Во-первых, существуют скрытые депрессогенные схемы или дисфункциональные убеждения, которые ригидны, экстремальны и контрпродуктивны. Пример дисфункционального убеждения : «Если я не буду всеобщим любимцем, моя жизнь станет никчемной». По мнению Бека, с которым согласны и ряд других исследователей, подобное убеждение предрасположит индивида к депрессии, если он воспримет социальное отвержение. Альтернативным образом, когда дисфункциональным убеждением выступает «Если я не буду преуспевать всегда и во всем, то я ничто», у индивида с большой степенью вероятности разовьются депрессивные мысли и депрессивный аффект в случае неудачи.

Считается, что приводящие к депрессии убеждения развиваются в детском и подростковом возрасте в результате общения с родителями и значимыми другими. К развитию таких депрессогенных схем склонны дети, потерявшие родителей или испытавшие недостаток родительского внимания. Полагают, что схемы или убеждения выступают в качестве скрытого диатеза или уязвимости перед развитием депрессии, хотя при отсутствии серьезных стрессоров они могут дремать годами. Однако когда дисфункциональные убеждения активизируются под действием текущих стрессоров, они, как правило, возбуждают существующие паттерны мышления, порождая паттерн негативного автоматического мышления, — мысли, которые зачастую возникают под порогом сознания и подразумевают неприятные пессимистические прогнозы. Обычно эти пессимистические прогнозы сосредоточиваются в трех направлениях, которые Бек называет негативной когнитивной триадой: 1) негативные мысли о себе ; 2) негативные мысли о собственных переживаниях и окружающем мире и 3) негативные мысли о собственном будущем.

Наряду с дисфункциональными убеждениями, которые, будучи активизированными, актуализируют негативную когнитивную триаду, Бек также постулирует, что негативная триада обычно поддерживается разнообразными когнитивными искажениями или тенденциозностью, к которым относятся:

• Дихотомические рассуждения по типу «все ши ничего», которые подразумевают тенденцию мыслить крайними категориями. Кто-то, например, может пренебречь не вполне совершенной работой, сказав: «Если я не могу выполнить ее идеально, то нечего вообще браться за это дело».

• Селективное абстрагирование, которое подразумевает тенденцию фокусироваться на каком-то одном негативном аспекте ситуации, одновременно игнорируя все прочие элементы. Кто-то может сказать: «Сегодня был скверный день: нечему было ни улыбнуться, ни порадоваться» не потому, что это правда, а потому, что он избирательно запомнил не позитивные, а негативные события.

• Произвольные заключения, которые подразумевают скоропалительные выводы, основанные на минимальных доказательствах или совсем бездоказательные. Депрессивный человек после того, как у него не получится первое домашнее задание, данное когнитивным терапевтом, может сказать: «Эта терапия мне никогда не поможет».

• Сверхобобщения, которые подразумевают тенденцию делать глубокие выводы, исходя из единичного, возможно, весьма незначительного, события. Некто, допустив одну ошибку, может сказать: «Я вечно все делаю неправильно».

Легко увидеть, как каждое из этих когнитивных искажений поддерживает негативную когнитивную триаду. Речь идет о том, что если в содержании ваших мыслей относительно ваших взглядов на себя, свой мир и свое будущее превалирует негативная сторона и вы тяготеете к преуменьшению всего положительного, что происходит с вами, или к негативным выводам, основанным на минимальных доказательствах, то такие мысли вряд ли исчезнут. Кроме того, в точности так же, как скрытые дисфункциональные убеждения при активизации вызывают к жизни негативную когнитивную триаду, так и негативное мышление, порожденное негативной триадой, подкрепляет эти скрытые убеждения. Следовательно, все перечисленные компоненты когнитивной теории Бека подкрепляют друг друга.

Более того, как уже отмечалось, можно ожидать, что эти негативные мысли породят какие-то другие симптомы депрессии, такие как печаль, уныние и отсут ствие мотивации.

Согласно когнитивной модели депрессии по Беку, некоторые ранние переживания могут вести к формированию дисфункциональных допущений, которые позднее в жизни оставляют человека уязвимым для депрессии в случае, если эти допущения будут активизированы определенными критическими инцидентами. Будучи активизированными, эти дисфункциональные допущения запускают автоматические мысли, которые, в свою очередь, порождают депрессивные симптомы, еще больше разжигающие депрессивные автоматические мысли.

Личностные черты представителей этих типов обусловливают их особую чувствительность к двум разновидностям негативных событий жизни. Во-первых, есть люди с высокой социотропностъю, которые чрезмерно озабочены межличностной зависимостью и слишком чувствительны к межличностным потерям или отвержению. Во-вторых, есть люди высоко автономные, чересчур озабоченные всем, что касается достижений, склонные к высокой самокритичности; эти люди особенно чувствительны к неудачам. Огромный интерес представляет то, что указанные два типа личности напоминают те, что были выявлены современными исследователями психодинамического подхода в рамках традиций объектных отношений и эгопсихологии.

Проверка этих идей обеспечила достаточно хорошую поддержку гипотезы о том, что высоко социотропные люди особенно уязвимы для негативных межличностных событий и при столкновении с ними склонны впадать в депрессию. Данные, подтверждающие идею о том, что высокоавтономные или самокритичные субъекты особенно подвержены депрессии в ответ на неудачу, отсутствие успеха, не столь постоянны. Однако некоторые свидетельства в пользу этой версии существуют. В обоих случаях наиболее точно установленным фактом является то, что указанные личностные переменные могут предсказывать рецидивы, развивающиеся в ответ на конгруэнтные события.

Оценка теории Бека как описательной теории. На протяжении последних 30 лет было выполнено огромное число исследований с целью проверки других аспектов теории Бека. Как мы увидим в разделе, посвященном лечению, на ее основе была выработана очень эффективная методика лечения депрессии, известная как когнитивная терапия. Кроме того, она была в достаточной мере подтверждена в качестве описательной теории. Депрессивные пациенты значительно более негативны в своем мышлении, чем недепрессивные лица и чем сами они в те моменты, когда не страдают депрессией. Более того, есть доказательства действия когнитивной триады; депрессивные индивиды более негативно думают о себе и окружающем мире, чем недепрессивные, и совершенно негативно — о будущем, особенно их собственном. Представляется, что негативное мышление, которое описывает Бек, имеет место при всех на сегодняшний день изученных подтипах депрессии.

Помимо свидетельств, показывающих, что депрессивным людям свойственны негативные автоматические мысли, вращающиеся вокруг лейтмотивов негативной когнитивной триады, есть некоторые данные в поддержку существования при депрессии когнитивной тенденциозности. Например, депрессивные люди лучше или тенденциозно воспроизводят запомненную негативную информацию, тогда как людям, не страдающим депрессией, свойственна тенденциозность по отношению к позитивной информации. Тенденциозность возникает независимо от отношения информации к автобиографическому материалу или ее связи с эмоционально значимыми словами, предъявленными экспериментаторами. В дополнение к этому депрессивные люди больше расположены к негативным выводам, выходящим за пределы информации, представленной в сценарии, чем недепрессивные люди, и недооценивают полученную позитивную обратную связь. Легко увидеть, как подобные проявления тенденциозности могут сыграть важную роль в поддержании депрессии. Если вы, например, находитесь в депрессии, а ваша память предвзято оценивает информацию настолько, что вы в первую очередь вспоминаете обо всем плохом, что с вами случалось, то вполне очевидно, что это поддержит или усугубит депрессию. Тиздейл назвал это порочным кругом депрессии.

Оценка каузальных аспектов теории Бека. Хотя исследованиями подтверждается большинство моментов описательных аспектов теории Бека, изыскания, направленные на подтверждение ее каузальных гипотез, привели к более разнородным результатам. Например, трудно было найти убедительное подтверждение гипотезы, что депрессогенные схемы, или дисфункциональные убеждения, которые, как считалось, отражают скрытую уязвимость перед депрессией, действительно присутствуют в периоды, когда человек не находится в депрессивном состоянии. Кроме того, проверка каузальной гипотезы теории Бека в отношении начала депрессии также привела к противоречивым результатам. Так, в большинстве работ, где измерялась уязвимость в периоде 1, а субъекты контролировались на протяжении одного или нескольких месяцев, не было обнаружено, что показатель уязвимости, взаимодействуя со стрессовыми событиями жизни, предвещал депрессию в периоде 2. Однако в ряде последних обзоров был сделан вывод о том, что до сих пор отсутствует адекватный тест, позволяющий проверить каузальные аспекты теории, и в этой связи отвергнуть их на данном этапе было бы преждевременным.

Бека когнитивная теория

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике . 2013 .

Смотреть что такое «Бека когнитивная теория» в других словарях:

Когнитивная психотерапия — (англ. Cognitive therapy) одно из направлений современного когнитивно бихевиорального направления в психотерапии, разработанное А. Беком и опирающееся на положение об определяющей роли познавательных процессов (и в первую очередь мышления) в… … Википедия

Когнитивно-поведенческая психотерапия — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Когнитивно … Википедия

Депрессия (depression) — Понятие депрессии Д. термин, используемый для описания настроения, симптома и синдромов аффективных расстройств. Что касается настроения, Д. означает преходящее состояние, для к рого характерны чувства грусти, уныния, покинутости, безрадостности … Психологическая энциклопедия

ПСИХОЛОГИЯ — наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких… … Энциклопедия Кольера

ИСТОРИЯ ПСИХОТЕРАПИИ (́КРАТКИЙ ОЧЕРК) — Психотерапия, как и любая другая отрасль медицины, имеет свою историю как науки и практики врачевания. Развитие науки, в том числе и психотерапии, не линейный, а сложный, многогранный процесс развития с возвратами к уже пройденным … Психотерапевтическая энциклопедия

Консультативная психология и психотерапия (журнал) — Консультативная психология и психотерапия … Википедия

Депрессия — У этого термина существуют и другие значения, см. Депрессия (значения). Депрессия … Википедия

Психологическое тестирование — (psychological testing) термин зарубежной психологии, обозначающий процедуру установления и измерения индивидуально психологических отличий [1]. В отечественной психологии чаще употребляется термин «психодиагностическое обследование».… … Википедия

Другие статьи

  • Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Консультация (младшая группа) по теме: консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей. Предварительный просмотр: Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного […]
  • Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Законодательством Российской Федерации не предусмотрено процедуры отказа от ребенка, возможно только лишение родительских прав. Так, согласно ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если […]
  • Что входит в обязанности родителей по воспитанию детей Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 - 79) Глава 12. Права и обязанности родителей См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. […]
  • Можно ли ребенку капать ромашку в нос отвар ромашки и нос неделю назад мы заболели к нам приходила врач и сказала 5 раз в день промывать нос пипеткой ромашки, потом отсасывать аспиратором, а потом капать капли сейчас я разговаривала с подругой, она меня отругала, сказала, что нельзя так ни в коем случае, […]
  • Как правильно купать в круге месячного ребенка Как купать ребёнка с кругом на шее С какого месяца купать ребёнка с кругом на шее, как правильно это делать, в какое время? Советы доктора Комаровского и видео инструкция. Водные процедуры – особенное удовольствие для маленького ребенка. Кроме обычного гигиеничного […]
  • Диагностика отклонения в развитии ребёнка определение этапы проведения Ранняя диагностика отклонений в развитии детей Диагностика отклонений в развитии основывается на зна­нии общих и специфических закономерностей психического раз­вития нормально развивающегося ребенка и детей с различны­ми отклонениями в развитии. Диагностика носит […]