Компьютерная программа от заикания для детей

Компьютерная программа от заикания для детей

Что общего у Мэрилин Монро, Уинстона Черчиля, Льюиса Кэррола и Исаака Ньютона? Разумеется, талант и известность, но их объединяет не только это. Все они заикались! Почему же возникает этот странный дефект речи, и можно ли от него избавиться?

Нет языка — нет проблемы

Что такое заикание, люди знали давно. Еще в V веке до нашей эры врач Гиппократ подробно описывал этот недуг. О заикании своих современников упоминали известные историки Геродот и Плутарх. Считалось, что подобный дефект речи был еще у библейского пророка Моисея и великого греческого оратора Демосфена. Если Моисей даже не пытался улучшить дикцию, то Демосфен обращался к лекарям и с помощью многочисленных упражнений смог достичь реальных успехов. О том, как Демосфен разговаривал с камешками во рту, известно каждому, а вот о том, что он довольно часто залезал в темную пещеру и слушал тишину, а также читал сложные речи при шуме морских волн, мало кто знает. По-видимому, это первый удачный психологический тренинг по борьбе с заиканием.
Со времен античности сложилось мнение, что заикание — болезнь, но ее настоящие причины еще долго оставалось для врачей загадкой. Общее мнение гласило: заикание — или проявление какого-то таинственного заболевания организма, или результат неправильного строения органов речи. Свой способ лечения заикания был практически у каждого медика античности, но положительные результаты достигались редко. Самый негуманный метод лечения косноязычия использовал древнеримский врач Корнелий Цельс — заикающимся он просто подрезал язык. Желающих подвергнуться такой операции можно было только пожалеть, — ведь проводилась она без анестезии, а помогала в очень редких случаях.
Вплоть до начала XIX века ничего принципиально нового в лечении заикания так и не было придумано. Заикание продолжало оставаться загадочной болезнью, полностью излечить которую не представлялось возможным. Разочаровавшиеся в официальной медицине заики часто использовали для восстановления речи народные средства. Они читали заговоры, клали под язык мускатный орех, разговаривали со своим отражением в зеркале, засовывали в рот поющих цикад или по китайскому способу — в облачную погоду подставляли лицо для пощечины. Впрочем, от такого экзотического лечения проку тоже было мало.
В 1820-х годах Европу заполонили шулеры и авантюристы, якобы открывшие чудо-средства, позволяющие в короткие сроки избавить от заикания. Мази, деревянные амулеты и даже кровавые манипуляции в ротовой полости — вот неполный перечень услуг этих псевдоспециалистов. Несмотря на явную неэффективность такого лечения, у проходимцев не было отбоя от пациентов. Возможно, именно это безобразие и подстегнуло медиков серьезно заняться изучением проблемы заикания.
В Америке и во Франции врачи приступают к разработке специальной системы дыхательных и речевых упражнений, которая смогла бы избавить заикающихся от дефекта речи. Первые успехи вдохновили медиков, но разочаровали заик, особенно тех, кто рассчитывал получить мгновенный эффект от лечения. Пациентам приходилось долгие месяцы ежедневно тренироваться, подобно древнему оратору Демосфену, однако даже такой титанический труд приносил результаты далеко не всегда.
В 1841 году весь научный мир потрясло заявление берлинского хирурга Иоганна Фридриха Диффенбаха: заикание побеждено! Оказалось, что, проведя множество операций на языках своих пациентов, хирург придумал остроумный способ лечить заикание. Честно говоря, идея Диффенбаха хоть и считалась новаторской, недалеко ушла от операций Цельса: заикающимся вырезали часть мышц языка. Под нож знаменитого врача заикающиеся шли с радостью, и после операции некоторые из них смогли впервые нормально говорить. Некоторые, но, к сожалению, не все. На такую мелочь Диффенбах и его последователи внимания не обращали. К середине XIX века бум лечения заикания с помощью скальпеля охватил всю Европу, и даже вытеснил лечение речевыми упражнениями. Действительно, зачем тратить время и силы, если можно исправить дефект за считанные часы?

В России к модному методу отнеслись скептически, и ни одной подобной операции не сделали. «Заикание — процесс слишком сложный, чтобы его можно было вылечить хирургическим путем», — возмутились русские врачи и оказались правы. Большинство прооперированных так и продолжали заикаться, недовольных пациентов с каждым годом становилось все больше, и вскоре от диффенбахского подрезания языка пришлось отказаться. Официальная медицина признала этот способ лечения ошибочным.
К концу XIX века сохранилась абсурдная картина. Врачи придумывали все новые и новые методы лечения заикания, но никто толком не знал от чего, собственно, лечит. Что это за таинственная болезнь — заикание, когда и почему она возникает? Сложилась прямо-таки революционная ситуация: врачи уже не могут, а пациенты не хотят лечиться по-старому. Необходим был новый, строго научный подход к лечению заикания.
Тут мы с полным правом можем гордиться, — первым систематизировал знания и сделал предположения о причинах заикания наш соотечественник, русский психиатр Иван Алексеевич Сикорский. В 1889 году в Санкт-Петербурге вышла его книга «О заикании», которая до сих пор не потеряла своего значения. В ней Сикорский доказал, что заикание возникает еще в детском возрасте, когда ребенок только учится говорить, а также связал заикание с наследственностью и особенностями нервной системы. Важным достижением русского психиатра была гипотеза, что заикания — особая форма невроза. Несмотря на то, что врачи тогда еще не совсем понимали, что это значит, предположение им пришлось по вкусу. А уж когда гениальный русский физиолог Иван Петрович Павлов опубликовал свои работы по неврозам, все поняли: а Сикорский-то был прав!
Для борьбы с заиканием врачи стали рекомендовать успокаивающие лекарства, речевые упражнения, в том числе декламацию и пение, водолечение и лечение электричеством.

В XX веке заиканием занялись всерьез. Появился новый раздел медицины «логопедия» (в переводе с греческого — «воспитание речи»), важным разделом которой стало лечение заикания. Врачи, наконец-то, сформулировали, что же такое заикание. На медицинском языке это звучит так: заикание — сложное нарушение речи, проявляющееся расстройством её нормального ритма, непроизвольными остановками в момент высказывания или вынужденными повторениями отдельных звуков и слогов, что происходит вследствие судорог органов артикуляции. И всем сразу стало понятно: заикание — это заикание. Его главная причина — судороги, а что такое судороги, известно каждому, кто хоть раз долго купался в ледяной воде. В мышцах возникает боль, они резко напрягаются и как бы деревенеют. У заикающихся подобные, но безболезненные судороги неожиданно возникают в процессе разговора в мышцах языка, губ, мягкого неба или нижней челюсти. Судороги бывают клоническими — кратковременное сокращение мышц, словно при дрожи от холода, и тоническими — длительный спазм, который не дает говорить. Иногда к судорогам речевых мышц присоединяются судороги мышц лица, конечностей, такие движения также являются непроизвольными, насильственными. Почему же появляются эти странные судороги? Почему одни люди заикаются, а другие нет?
Причины заикания лежит очень глубоко, в головном мозге человека. Именно там расположены особые нервные центры, отвечающие за речь. Чтобы мы могли общаться не только с помощью гримас и жестов, еще в раннем детстве нервные клетки нашего мозга формируют три важные структуры, контролирующие речь. Центр Брока — голосовой центр, отвечает за работу мышц и связок, участвующих в речи. Центр Вернике — слуховой центр, распознает собственную речь и речь окружающих. Ассоциативный центр — анализирует, что было сказано и принимает решение, о чем говорить дальше. Слаженная работа этих центров формирует так называемый речевой круг: Голосовой центр позволяет нам сказать фразу и одновременно активизирует центр слуха. Слуховой центр воспринимает речь и дает команду ассоциативному центру: «Думай!». А тот, подумав, активизирует голосовой центр. И так далее. Периодические разрывы речевого круга вследствие неодинаковой скорости работы речевых центров и лежат в основе заикания.
Как совершенно верно отмечал еще Сикорский, заикание чаще всего возникает у детей. Именно в возрасте 2-5 лет, когда речевые центры и синхронная связь между ними только формируется, спровоцировать заикание легче всего.

На сегодняшний день ученые выделяют два основных типа заикания. Первый возникает у детей с дефектом нервной системы. Причины такого заикания: наследственная предрасположенность, травма при родах, тяжело протекающая беременность матери, частые болезни в первые годы жизни. Внешне ребенок кажется вполне здоровым и умным, вот только заикается. А при неврологическом обследовании у таких детей находят, как правило, признаки повышенного внутричерепного давления, изменение рефлексов и повышенную судорожную готовность.
Второй тип заикания возникает у детей с изначально здоровой нервной системой. Заиками они становятся в результате неврозов, вызванных сильным переутомлением и стрессами. Причины невротичного заикания могут быть самыми разнообразными: испугала неожиданно упавшая со шкафа кошка, перетрудился, заучивая по просьбе родителей непомерно большое количество стихов, расстроился из-за болезни дедушки. Разумеется, не каждый ребенок после просмотра фильма о Фредди Крюгере станет заикаться, но впечатлительный и нервный — легко. При таком типе заикания дефект речи может усиливаться при эмоциональном возбуждении и нервно-психическом напряжении.
Существуют и экзотические причины заикания. Бывает, что ребенок начинает заикаться, чтобы стать похожим на заикающегося родственника или знакомого. А некоторые дети навсегда становятся заиками, после того, как их в принудительном порядке переучат из левшей в правшей.
Механизм заикания современная медицина представляет примерно так. Вышеперечисленные изменения нервной системы могут привести к перевозбуждению центра Брока (самого мощного из речевых центров). Скорость его работы увеличивается, и речевой круг временно размыкается. Перевозбуждение переносится на расположенные рядом участки коры головного мозга, отвечающие за двигательную активность. В результате возникают мышечные судороги, человек заикается, а центр Брока расслабляется до нормы и снова замыкает речевой круг. Интересно, что нервные импульсы при перевозбуждении нервной системы и согласные звуки (особенно глухие) близки по своей частотной характеристике. Поэтому заикание практически всегда возникает на согласных и очень редко на гласных.
Согласно статистике сейчас всём мире насчитывается 3-5% заикающихся людей, при этом девочки страдают этим дефектом речи в 4 раза реже, чем мальчики. Наивысшего развития заикание достигает обычно в юношеском возрасте, а после 30 лет начинает ослабевать.
Несмотря на то, что почти все тайны заикания уже раскрыты, волшебного средства, избавляющего от него моментально, как не было, так и нет. Тем не менее, в наступившем XXI веке борьба с заиканием стала более осмысленной. Основным принципом лечения стала нормализация работы речевого круга, а именно, торможение центра Брока. Для этого больным назначают успокаивающие и противосудорожные лекарства, гипноз, иглоукалывание, релаксирующие ванны, общеукрепляющие процедуры. До сих пор остались актуальными и речевые упражнения: замедление темпа речи, распевная или ритмичная речь, продолжительное молчание. Чтобы затормозить центр Брока также используют метод активизации других двигательных центров. Это достигается с помощью дирежирования речью, ритмичных движений пальцами рук, регуляции дыхания, сопровождения речи письмом.

Смотрите так же:  Психические расстройства лечение самостоятельно

Последние достижения в лечении заикания связаны с техническим прогрессом — это специальные антизаикательные устройства и компьютерные программы. Одни из них позволяют услышать собственную судорожную речь в исправленном варианте, другие позволяют слышать себя с задержкой на доли секунды, третьи заглушают голос фоновыми шумами, четвертые позволяют на экране «увидеть» собственную речь, а пятые, самые эффективные, понижают или повышают высоту звуков воспринимаемой речи.
Казалось бы, в изучении проблемы заикания пора ставить точку, но последние исследования ученых показали, что причиной заикания может также служить дефект медиаторов нервной системы, веществ, контролирующих, в том числе, и работу речевого центра. Профессор Джералд Магуайр (Gerald Maguire) из Калифорнийского Университета выдвинул сенсационную гипотезу: у большинства людей, страдающих заиканием, повышена выработка медиатора дофамина! Если его гипотеза будет подтверждена, то в скором будущем появятся таблетки от заикания. Съел лекарство, снижающее количество дофамина в мозге, и хоть сейчас на трибуну.
А пока такую таблетку не изобрели, можно утешаться тем, что, по мнению венгерского сексолога Иштвана Коварша, заикающиеся мужчины обладают более высокой сексуальной активностью. Про заикающихся женщин сексолог скромно умолчал.

Лечение заикания у детей

Лечение заикания — медицинские способы коррекции и устранения дефектов речи, которые выражаются в нарушении ритма и плавности произношения звуков. Для заикания характерно частое повторение звуков и слогов, неестественные остановки, нерешительность речи.

Нарушение речи не оказывает влияние на физическое или умственное здоровье детей, но затрагивает психологические аспекты жизни, вызывая страх перед публичными выступлениями, тревогу и напряжение. В более тяжелых случаях заикания фиксируется развитие нервного тика. Данное нарушение в основном проявляется у детей от 2 до 6 лет в период становления речи.

К кому обращаться при заикании

При появлении заикания у детей необходимо обратиться к логопеду, педиатру и психоневрологу, которые назначают комплексную терапию для устранения причин заболевания:

  • педиатр обращает внимание на лечение и профилактику болезней гортани и голосовых связок, укрепляет иммунитет и рекомендует физиопроцедуры;
  • психоневролог помогает укрепить жизненную позицию, проводит адаптационные мероприятия, повышает самооценку, позволяет понять свою уникальность;
  • логопед проводит занятия по устранению речевых проблем.

Но если дефекты речи у детей вызваны нарушениями в работе систем организма, то применение стандартных подходов в лечении оказывается бесполезным. В данном случае для устранения заикания необходима нормализация взаимосвязи органов и систем организма, которые достигаются применением методов остеопатии. В зависимости от выявленных нарушений остеопатические методики лечения помогают улучшить работу всей нервной системы, снять мышечное напряжение и нормализовать активность ребенка.

Основные способы лечения

Универсального средства для лечения заикания у детей не существует. Но специалисты придерживаются нескольких подходов к коррекции детского заикания, в зависимости от выявленной природы заболевания. В большинстве случаев применяют:

  • специальные техники по выработке плавности речи для тренировки управления заиканием;
  • расслабляющая терапия, направленная на снижение нервозности за счет смены окружающей обстановки.

Данные методики приносят временное облегчение при заикании на период их применения. При окончании терапии заболевание может проявиться заново.

Наиболее эффективны методики, которые учитывают личностные особенности детей и степень дефекта при заикании. К ним относят:

  • применение медикаментов;
  • сеансы гипноза;
  • расслабляющую терапию (ванны, массаж, дыхательные упражнения);
  • логопедические и логоритмические занятия;
  • применение специальных компьютерных игр и программ;
  • воздействие остеопатией.

Но главным критерием в лечении становится создание благоприятной атмосферы дома, когда отсутствует психологическое давление (крики, ссоры, скандалы). Семья должна оказывать поддержку и уважение детям, у которых фиксируется любая степень проявления заикания, для формирования уверенности в своей индивидуальности и позитивного настроя.

Применение лекарственных средств при заикании

Медикаментозная терапия при заикании назначается в случае небольших дефектов речи у детей и подбирается индивидуально для каждого пациента. Подбор лекарств может занять длительное время (до 3 месяцев), так как медикаменты оказывают поверхностный эффект на непродолжительное время. При этом наблюдение у врача требуется не только в период приема лекарств, но и в последующие 3 года до полной нормализации речи.

При заикании распространено применение седативных и противосудорожных препаратов, которые имеют большое количество негативных последствий:

  • сонливость;
  • заторможенность психических процессов;
  • ухудшение памяти;
  • появление головных болей;
  • замедление метаболизма.

При заикании врач подбирает лекарство основываясь на возрасте пациента и степени речевых отклонений. В основном применяют следующие препараты:

  • фенибут — для стабилизации сна, уменьшения напряжения и тревожности, устранения судорог;
  • тенотен — используется для лечения неврозоподобного заикания, которое вызвано сильным испугом, страхом;
  • пантогам — противосудорожное средство, оказывает положительное воздействие на физическую и умственную активность;
  • мидокалм — применяется при спазмах мышц и сильных расстройствах нервной системы.

При заикании гипноз помогает развить уверенность, научиться переосмысливать ситуации, способствует становлению личности. В основе данного метода лежит:

  • переосмысление стрессовой ситуации, которая стала толчком к началу развития дефектов речи;
  • гипнотическое внушение о незначительности проблем и стрессов.

Данная методика требует длительного лечения, которое не дает мгновенного эффекта и может применяться только для детей старшего возраста.

Расслабляющая терапия

Данная методика при заикании направлена на ослабление контроля за речью и формированием уверенности и спокойствия. Основными техниками расслабляющей терапии являются:

  • Дыхательные упражнения. Направлены на нормализацию дыхания во время разговора, выработку чувства спокойствия и уверенности. Занятия с детьми рекомендуется проводить в утренние часы ежедневно в течение 2-3 месяцев независимо от возраста пациента. Упражнения позволяют укрепить диафрагму, увеличить глубину и объем легких, улучшить подвижность голосовых связок.
  • Массаж воротниковой области и плечевого пояса. Оказывает благоприятное воздействие на снятие спазмов мышц и расслабление организма. Курс лечения должен проводиться не менее 4 раз по 12 сеансов каждый.
  • Ванны. Применяются для нормализации нервной функции и стабилизации психологического и эмоционального состояния пациента. Наиболее эффективным является применение ванн с настоями мяты, чабреца, шалфея, календулы и лаванды.

Логопедические и логоритмические занятия

Занятия по коррекции заикания направлены на формирование не только речевого, но и зрительного контакта. С детьми рекомендуется проводить не только специальные упражнения на развитие артикуляции, мимики, тренировки языка, но и увеличивать количество бесед, обсуждений различных тем и стараться читать книги вслух.

Положительное воздействие при коррекции заикания оказывают:

  • Артикуляционная гимнастика — развитие подвижности языка, неба, нижней челюсти и губ. Нарушения в функционировании данных органов возникают из-за неправильного контроля мозгом лицевых мышц. Основным условием для борьбы с заиканием является регулярность и заинтересованность пациента.
  • Специальные игры и компьютерные программы, которые направлены на выработку уверенности, спокойствия и развитие физических качеств. Главным критерием таких занятий является заинтересованность, отсутствие шумных мест и большого скопления людей.
  • Ритмические занятия. Главной целью является укрепление здоровья и закаливание. При заикании рекомендованы физические нагрузки, которые направлены на ритмизированное использование конечностей для общего развития без соревновательного элемента.
  • Чтение стихов и пение. Музыка и ритм при заикании позволяют пациенту отвлекаться от дефектов в произношении слов, что способствует выработке нормализации речи.

Остеопатия при коррекции заикания

Лечение заикания в Москве классической медициной носит корректирующий характер, который в большинстве случаев помогает устранить дефекты речи и выработать плавность в произношении слов. Но применяемые методики оказываются эффективными только при постоянных занятиях.

Остеопатия рассматривает заикание детей как нарушение физиологических процессов в организме, которые могут быть спровоцированы следующими нарушениями:

  • сбои в обратной связи со стороны слуха;
  • ослабление контроля ЦНС над функциями речи;
  • сбои в координации мускулов, контролирующих речь;
  • развитие патологий диафрагмы;
  • несогласованность дыхательной и речевой функции.

Для выявления причин заикания необходимо провести полную диагностику всех систем и органов человека с помощью специальных остеопатических методик. Только после этого начинается постепенное воздействие на организм детей и запуск процесса самовосстановления. Многие нарушения организма у детей при заикании начинаются из-за тяжелого протекания беременности и родовых травм, когда происходит сдавливание костей черепа и нарушение краниосакрального ритма.

Остеопатические методики лечения могут применяться совместно с классическими схемами коррекции речи при заикании и позволяют:

  • снять нервное напряжение;
  • избавить от судорог речевые нервные центры;
  • нормализовать работу нервной системы, сняв нервные тики и невротические рефлексы;
  • восстановить нормальное движение спинномозговой жидкости;
  • снять спазмы с мышц;
  • уменьшить плаксивость и гиперактивность;
  • нормализовать совместную работу дыхания и речи.
Смотрите так же:  Невроз мочевыводящих путей

При появлении первых признаков заикания необходимо проконсультироваться у врача, а не ждать, когда болезнь пройдет сама. Залогом успешной коррекции заикания является своевременное обращение к специалисту, который сможет установить гармонию внутри организма.

Заикание у детей

Заикание (логоневроз) — одно из самых сложных невротических расстройств, возникающих вследствие испуга или нервного перенапряжения.

В возникновении заикания играют роль и наследственные факторы (встречаются случаи наличия заикания у родителей, детей в одной семье или ближайших родственников), однако пусковым механизмом провоцирующих развитие заикания является всё же стрессовый фактор.

К стрессовым факторам можно отнести испуг (например: собаки, резкие звуки, падения, агрессивное поведение окружающих, страх потери близких, когда недостаточно подготовленного ребёнка неожиданно переводят в детский сад, просмотр устрашающего характера фильмов или мультфильмов и т.д.). Стрессовое воздействие может быть внезапным и сильным, тогда ребёнок может войти в так называемое шоковое состояние, вследствие чего на время теряет способность говорить, а через несколько дней речь возвращается, но уже с явлениями заикания. В таком случае родители могут чётко установить, когда началось заикание. Стрессовое воздействие может быть постепенным, но достаточно сильным или нарастающим и как следствие этого плавное начало заболевания, что приводит к некоторому привыканию родителей к неправильной речи и более позднему обращению за помощью. Заикание фактически может возникнуть в любом возрасте, но чаще это ранний детский возраст, школьный или студенческий.

Наиболее часто заикание возникает в возрасте от 2-6 лет, когда происходит активное формирование речи и связанного с ней мышления. В этот возрастной период нервная система находится в особом напряженном состоянии, когда ребёнок накапливает большой объём поступающей информации, пытается её осмыслить и поделиться тем, что он понял или задать вопрос о том, что ему непонятно. При этом речь его только формируется, она несовершенна и любое общение требует от ребёнка большого напряжения. Таким образом формирующийся центр речи находится в перенапряженном и уязвимом состоянии, если учесть, что еще недостаточно сформировались защитные механизмы от стрессов, то становится понятно, почему именно в этом возрасте чаще возникает патология речи. В этот период родителям надо быть внимательным к ребёнку и при появлении малейшего подозрения на возможное нарушение речи обращаться к врачу-психотерапевту. Заикание сопровождается, особенно на начальном этапе развития, невротическими реакциями страха и тревоги, растерянности, ночными кошмарами, а иногда и ночным энурезом, что ещё больше говорит о невротической природе заболевания. Из всего сказанного становится понятным, почему именно психотерапия является основным методом лечения заикания, так как только психологическое воздействие способно успокоить ребёнка, устранить страхи и как следствие этого нервное напряжение, которое провоцирует возникновение расстройства речи.

Первыми признаками начинающегося заикания являются: возникающие вначале предложения повторы слов или слогов, а затем и букв, пытаясь преодолеть напряжение в речевом аппарате, ребёнок инстинктивно начинает говорить нараспев, через некоторое время (от нескольких дней до нескольких недель), вместо плавной речи появляется ускоренная, сопровождающаяся выраженным напряжением лицевой и жевательной мускулатуры, могут возникать непроизвольные движения языка вплоть до вытягивания его из полости рта в момент начала речи, отмечается появление ощущения перехвата дыхания в горле, груди и выраженного напряжения мышц брюшной стенки.

При дальнейшем развитии заболевания отмечаются дополнительные кивательные движения головы, мигания глаз, непроизвольные закатывания глазных яблок вверх при напряженной речи. Пытаясь облегчить начало речи, дети делают резкие движения руками или ногами. Отмечается изменения цвета лица, оно может краснеть от напряжения или бледнеть от перенапряжения. Больной может чувствовать так же усиленное сердцебиение. Речь становится тягостной и часто ребенок после первой неудачной попытки говорить замолкает и перестает общаться. Длительно протекающее заикание приводит к развитию повторных невротических реакций, депрессий, замкнутости и необщительности, что сужает круг общения и влияет на эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка, а это приводит к развитию неуверенности и закомплексованности. Развитие болезни может быть плавным постепенным с некоторой нарастанием симптоматики или же постепенным снижением её. Однако чаще заикание прогрессирует под воздействием дополнительных психотравм.

Можно различать два типа реакции личности на своё заболевание. Сама реакция зависит от того, какие черты преобладают в характере человека. Люди впечатлительные, ранимые, склонные к длительной фиксации и внутренней переработке событий, очень болезненно реагируют на своё заикание. У них в большей степени, чем у других развиваются невротические и депрессивные реакции на болезнь, что способствует её большей фиксации и более тяжелому проявлению и течению заикания. Те же больные, которые по своему характеру менее впечатлительные, в меньшей степени склонны к внутреннему анализу, относятся к своему заболеванию более спокойно, некоторые даже игнорируют заикание. У таких больных болезнь проявляется в меньшей степени и заболевание менее склонно к прогрессированию. Влияние характера на результаты лечения заикания. Впечатлительные и ранимые больные в большей степени переживают и стремятся избавиться от заикания, чем больные меньше придающие значение своему дефекту. У них более высокая мотивация, что положительно влияет на результат лечения. Больные с достаточной степенью выраженностью волевых качеств лучше поддаются лечению, так как они более активно участвуют в процессе лечения. Больные со слабой волевой функцией неспособны активно участвовать в процессе лечения, что снижает результат терапии. Влияние образованности на результаты лечения заикания. Дети более образованные, хорошо начитанные и эрудированные, с проявлением талантливости в какой-либо сфере человеческой деятельности, достигают более высоких результатов при лечении заикания, чем дети менее начитанные, с меньшим словарным запасом и менее склонные к творческой деятельности.

Заикание не относится к необратимым нарушениям центральной нервной системы, и в большинстве случаев его можно вылечить. Существует множество методов лечения этого заболевания у детей дошкольного возраста. Выбор метода зависит от первопричины проблемы и индивидуальных особенностей ребенка.

Комплексный подход

Это наиболее эффективный метод. Комплексная система восстановления речи заикающихся состоит из пяти этапов: диагностика, перестройка патологических нарушений речи и личности, формирование правильного навыка речи, закрепление достигнутых результатов и профилактика рецидивов заикания путем проведения микрокурсов поддерживающей терапии.

Лечение начинается с того, что малыша обследуют такие специалисты, как психиатр, логопед, психолог, психотерапевт и невропатолог. Они изучают анатомические и клинические данные, намечают логопедические и психотерапевтические мероприятия, совместно назначают медикаментозное лечение. Поскольку полностью восстановить речь можно только в процессе нормального естественного общения, занятия проводятся в группе вместе с родителями. Они получают памятку, разработанную Научно-исследовательским институтом уха, горла, носа и речи МЗ РФ, где в краткой и доступной форме отражены виды лечения и дидактический материал для речевой тренировки. Мам и пап обучают речевым и психотерапевтическим методикам, конечно, в сжатом варианте.

Результат: Основной курс реабилитации длится один месяц, но для достижения 100% эффекта, специалисты рекомендуют пройти пару-тройку курсов и потом в течение нескольких лет проходить микрокурсы поддерживающей терапии.

Психологический тренинг

Цель психологических тренингов — уравновешивание основных нервных процессов: тормозного и возбудимого, устранение страха перед речью. Основной принцип психологических тренингов — «относитесь к заиканию проще, и тогда оно само пройдет». Вся работа направлена на изменение личности заикающегося человека. Психолог учит справляться с волнениями и страхом речевых ситуаций. Такой подход помогает снизить напряжение и модифицировать заикание так, чтобы оно не мешало общению. По мнению психологов, неправильный настрой родителей и чересчур трепетное отношение к проблеме только усугубляют ситуацию. Поэтому врач одновременно работает и с ребенком, и с его родителями.

Результат: Тренинги помогают избавиться от приобретенного заикания, причиной которого послужил сильный стресс, испуг или информационная перегрузка нервной системы малыша. В этом случае результат заметен через 2-3 месяца еженедельных психологических тренингов.

Логопедический подход

Цель логопедических занятий — научить ребенка правильной технике речи. Сначала логопед учит малыша пропускать в речи слова, на которых он «спотыкается». После этого специалист объясняет чаду, как перед трудным словом делать паузу и проговаривать его плавно, нараспев. Например, так: «Мне ннннужна (пауза) ну-нужна книжка». В дальнейшем ребенка знакомят с тем, как можно контролировать свою речь, говорить не нервничая, не ожидая неудачи, без напряжения. Малыш учится заканчивать нужное слово с помощью растягивания или скольжения (Мне ну- ну- нннужна книжка). На третьей стадии ребенка обучают заменять трудное слово до того, как оно будет произнесено. Особое внимание логопед уделяет увеличению словарного запаса малыша. Иногда заикание возникает оттого, что ребенок нервничает, затрудняясь в выборе подходящего слова. При помощи специальных игр логопед расширяет словарный запас и «ставит» произношение отдельных звуков. Некоторые специалисты при лечении заикания пользуются действием обратной связи. Ребенок говорит в микрофон, подсоединенный к прибору. С помощью наушников он слышит свою речь с задержкой, с эффектом эха. В результате малыш начинает говорить громче, замедляя темп речи.

Результат: Большинство логопедов считают неэффективной работу с заикающимся ребенком, которому меньше пяти лет. Только когда процесс становления речи завершен, можно начинать занятия с логопедом. У детей старше 5 лет сдвиги в лучшую сторону заметны уже после 10 занятий (два раза в неделю). А для достижения плавной речи ребенку потребуется пройти курс от 6 месяцев до года.

Смотрите так же:  Дать совет как снять стресс

Дыхательные упражнения

Цель дыхательных упражнений — снять внутреннее напряжение, страх перед речью, которые непроизвольно возникают у заикающихся детей. Для этого малышей обучают специальной технике дыхания. Короткий вдох через нос и непрерывный, продолжительный и бесшумный выдох через рот длительностью 4-5 секунд. Освоив это упражнение, ребенок учится на выдохе произносить слова, в идеале 4-5 слов подряд. Задача дыхательных упражнений — сделать так, чтобы кроха смог произносить фразу слитно, как бы на одном выдохе. Некоторым детям нравится вариант дыхательных упражнений, основанный на «пропевании» или «прокрикивании» фраз. Всем известно, когда человек поет или кричит — он не заикается. Это объясняется тем, что при крике и пении мышцы, участвующие в дыхании, расслабляются и дыхание само собой нормализуется. Данным методом заикание лечили еще наши прабабушки.

Результат: Для достижения заметного результата дыхательные упражнения следует делать 3-4 раза в день по 20-30 минут. Уже через неделю речь ребенка станет более плавной. Для стойкого эффекта потребуется 4-5 месяцев занятий.

Точка, точка. или О плюсах массажа

В последние годы при лечении заикания у детей хорошие результаты дает точечный массаж. Этот метод помогает снять повышенную возбудимость речевых центров, восстанавливает нервную регуляцию речи.

Результат: Точечный массаж при заикании не имеет возрастных границ — чем раньше вы начнете делать его ребенку, тем сильнее эффект. Для достижения плавной речи потребуется пройти около 3 курсов. Курс включает в себя 15 процедур, причем первые 3-4 проводят ежедневно, а последующие — через день. Между первым и вторым курсами необходимо выдержать интервал в две недели, между вторым и третьим — интервал от трех до шести месяцев. В дальнейшем курсы повторяют в течение двух-трех лет через каждые полгода.

Гипноз

Метод гипносуггестивной терапии эффективен при невротических формах заикания. После погружения больного в гипнотическое состояние проводится внушение, нацеленное на общее успокоение. Затем идет внушение, нацеленное на уравновешивание основных нервных процессов: тормозного и возбуждающего. Восстановление их качеств: силы и подвижности, растормаживание центрального и наружного аппарата речи, устранение страха перед речью. Далее проводится основное внушение, нацеленное на перестройку отношения маленького пациента к своему страху перед речью. Врач внушает ребенку, что у него нет оснований бояться и стесняться того, как он говорит. Следовательно, нужно смелее вступать в речевой контакт. В состоянии гипноза врач разговаривает с ребенком и «загружает» в него основные логопедические правила речи.

Если в состоянии гипноза ребенок не заикается, это признак того, что лечение данным методом, скорее всего, будет эффективным. После резюмирующего внушения и выведения больного из лечебного сна врач вновь проводит тренировку речи. Специалисты советуют с осторожностью использовать гипноз у детей до 7 лет. Для данной методики непременным условием является созревшая психика. Если вы решили воспользоваться этим методом, доверяйте своего ребенка только профессионалам, которые проводят все сеансы при вашем активном участии.

Результат: Количество сеансов зависит от «давности» заболевания и глубины речевых расстройств. Уже после одного сеанса гипноза ребенок может избавиться от заикания. Но чтобы добиться стойкого эффекта, после сеансов гипноза необходимо заниматься с логопедом или психоневрологом.

Компьютерные программы

При помощи компьютерной программы можно существенно улучшить плавность и эмоциональность речи, а в ряде случаев и полностью освоить сознательный ее контроль. Отличительной чертой отечественной системы от мировых аналогов является использование психотерапевтических принципов, наряду с традиционными логопедическими приемами, а также биологической обратной связью — эхо-эффект, интерактивный частотный анализ и так далее.

Для установки компьютерной программы лечения заикания необходимо наличие процессора Pentium MMX / 200 МГц, ОЗУ 164 Мб, звуковой карты, СD-ROM, микрофона, динамиков (наушников) и 200 Мб свободного места на жестком диске. Кроме того, в Windows требуется программная поддержка воспроизведения mp3-файлов. Домашняя версия программы стоит около 4500 рублей. Все последующие обновления программы предоставляются пользователям бесплатно. На данный момент врачирекомендуют использование таких программ, как «Dr. Fluency», «Speak gentle» или отечественного аналога «Демосфен».

Результат: Компьютерные программы лечения заикания наиболее эффективны в самом начале процесса. Их разработчики обещают достижения плавности речи через 2-3 месяца регулярных занятий. К сожалению, детям до десяти лет не просто правильно использовать возможности данной программы. Для избавления от заикания им необходимы занятия вместе с родителями. Удачи и здоровья!

избавиться от заикания

Комплексный подход

Традиционно предлагалась однообразная форма лечения: невролог, логопед или «усовершенствованный логопед» — компьютерная программа для самостоятельной работы. В нашем центре, мы изменили ее кардинально.

Только в нашем Центре используется метод техники речи. Мы ушли далеко вперёд от отечественных подходов в лечении заикания, внедрив опыт зарубежных физиологов, доказавших необходимость тесного взаимодействия психотерапевта и логопеда.

Уникальная методика Соловьевой Т.А. позволяет добиться не речи в кабинете, а хорошего стойкого результата в жизни.

При лечении заикания вся работа направлена на изменения в личности заикающегося человека. Мы не залечиваем симптом, а лечим болезнь. Мы учим справляться с волнениями и страхом речевых ситуаций.

Предлагаем всем разочаровавшимся в попытках избавиться от заикания, совершенно иной подход: работу с когнитивной сферой и эмоциональным состоянием.

После прохождения курса заметно возрастает уверенность в себе, разрушаются многие «комплексы», препятствующие слитности речи.

Такого результата можно добиться только при одномоментной работе по лечению заикания с логопедом. Этот метод является авторской программой Соловьевой, знающей о заикании не понаслышке и, уже более 20-ти лет, успешно работающей в сфере речевой патологии.

Как мы это делаем

Подбираем вариант работы с целью достижения наилучшего
результата

заикания – страхом речи

моменты речи, а не механические

в группе и индивидуально

Андрей , 12 Января 2019

Анна , 22 Сентября 2017

Ирина , 22 Сентября 2017

Татьяна Дмитриева , 11 Апреля 2017

«Заикающиеся» мыши помогут в лечении детей

Ученые из университета Вашингтона в Сент-Луисе (США) под руководством нейробиолога Терры Барнс (Terra Barnes) вывели генетически модифицированных мышей, которые «заикаются» во время писка. Они могут стать полезной моделью, с помощью которой можно изучать причины заикания у людей. Лабораторные грызуны также могут пролить свет на то, какие мутации в гене Gnptab может вызывать расстройства речи. Об исследовании рассказывает Science.

Заикание — наиболее распространенное расстройство речи у людей во всем мире. В одних только Соединенных Штатах этим недугом страдает каждый сотый человек. Тем не менее, причины, которые его вызывают, до сих пор недостаточно изучены. Несколько лет назад ученые обнаружили, что заикающиеся люди зачастую имеют мутации в гене, называемом Gnptab. Этот ген отвечает за выработку белка, который регулирует выработку ферментов, расщепляющих отходы жизнедеятельности в клетках и перерабатывающих старые клеточные механизмы. Мутации других генов в этой системе, как известно, приводят к тяжелым заболеваниям, например, синдрому Тея-Сакса.

Для того, чтобы разобраться, какие именно мутации в Gnptab приводят к заиканию, исследователи вывели популяцию мышей, с изменениями в этом участке генома. Ученые также разработали специальную компьютерную программу, определяющую наличие заикания. Она показала, что у мышей с мутациями в участке Gnptab периоды вокализации были редки, а паузы — длиннее, чем у нормальных мышей. Тем не менее, на физическом и когнитивном уровнях мыши с «заиканием» ничем не отличались от своих здоровых собратьев. «Теперь мы можем попытаться определить, какой именно участок мозга влияет на процесс заикания», — сказал Терра Барнс.

Остается неизвестным, как всего одна мутация в гене может привести к заиканию. По словам нейробиолога Стюарта Корнфельда, принимавшего участие в исследовании, одна из возможных причин — в том, что нейроны, участвующие в речи, особенно чувствительны к накоплению отходов, вызванных недостатком лизосомальных ферментов. Но прямых доказательств этого нет, подчеркивает он. На самом деле ученые точно не знают, какие нейроны участвуют в порождении речи.

Другие статьи

  • Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Консультация (младшая группа) по теме: консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей. Предварительный просмотр: Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного […]
  • Как правильно купать в круге месячного ребенка Как купать ребёнка с кругом на шее С какого месяца купать ребёнка с кругом на шее, как правильно это делать, в какое время? Советы доктора Комаровского и видео инструкция. Водные процедуры – особенное удовольствие для маленького ребенка. Кроме обычного гигиеничного […]
  • Ребенок 9 месяцев не спит весь день Грудничок весь день не спит: причины нарушения детского сна Полноценный сон имеет очень большое значение для поддержания физического и психического здоровья детей и взрослых. Особенно важен он для малышей первого года жизни, переживающих период адаптации к окружающему […]
  • Отит у 3 х месячного ребенка Отит у 3 х месячного ребенка Для более быстрой и комфортной работы с сайтом бэби.румы рекомендуем обновить ваш браузер. Для этого необходимо скачать и установить обновление,с официального сайта браузера. Нужные организации на карте твоего города Чем чаще всего болеют […]
  • Почему ребенок после еды не срыгивает Первые грудничковые проблемы – срыгивания, икота, колики Первые грудничковые проблемы связаны с пищеварением. Наиболее частые проблемы у малышей: срыгивание, рвота, икота, колики (боли в животе), пищевая аллергия, нарушение характера и частоты стула, запор, диарея […]
  • Равномерный метод воспитания выносливости Методики воспитания выносливости Методика воспитания общей выносливости Для развития общей выносливости наиболее широко применяются циклические упражнения продолжительностью не менее 15—20 мин, выполняемые в аэробном режиме. Они выполняются в режиме стандартной […]