Компьютерные программы для лечения заикания у детей

Компьютерная программа преодоления (лечение) заикания «Демосфен»

Компьютерная программа «ДЕМОСФЕН» показана людям, у которых заикание проявляется в зависимости от ситуации общения. То есть, наедине с собой (при говорении или чтении вслух) у таких людей заикание, как правило, не возникает. Также, данная программа рекомендутся людям, страдающих от социальной фобии.

Описание «Компьютерная программа преодоления (лечение) заикания «Демосфен»»

ОПИСАНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ «ДЕМОСФЕН»

Непосредственная работа с программой направлена на выработку визуально-кинестетических и визуально-аудиальных условно-рефлекторных связей в ЦНС, позволяющих впоследствии сознательно контролировать темпоритм и эмоциональность речи в любых ситуациях общения.

За счёт уникального интерфейса программы — «панели управления» собственной речью, в ходе работы с программой образуются визуально-кинестетические условно-рефлекторные связи, позволяющие пользователю в последующем контролировать свой речевой темпоритм и эмоциональность своего голоса без программы, а только с помощью представления воображаемой «панели управления».

Изменение цветового фона программы в зависимости от темпоритма и эмоциональности речи делает дальнейший процесс работы с воображаемой «панелью управления» более эффективным.

Развитие сознательного контроля над собственным речевым темпоритмом:

Достигается за счёт следующий моментов:

На первом этапе программы вам рекомендуется пройти эхо-тренинг.

Этот этап программы загружается по умолчанию. Но вы всегда можете при необходимости вернуться на него нажав на кнопку «эхо-тренинг» в нижней части «панели управления» (на этой кнопке изображение микрофона).

Эхо-тренинг — это достаточно известная технология коррекции (замедления) речи при заикании, которая нашла своё применение как в портативных приборах типа «М-эхо», так и в программных продуктах. Смысл задержки воспроизведения речи в наушниках заключается в синхронизации работы речевых центров (слухового центра Вернике и речедвигательного центра Брока). Человек всегда слышит то, что он говорит. В данной технологии происходит подсознательное замедление темпа речи — человек не может долго говорить одно, а слышать в наушниках другое. Так как голос подаётся в наушники с некоторой задержкой, то происходит вынужденная подстройка темпа речи под воспроизведение собственного голоса и в результате речь замедляется (в основном, за счёт растягивания гласных звуков).

В программе «Демосфен» эхо-тренинг сопровождается механизмом обратной связи — программа анализирует непрерывность (плавность) речи говорящего. И при нарушении непрерывности речи возникает красная вертикальная линия на аудиограмме, а в анимации машина начинает наезжать на разные препятствия (камни, брёвна, ямы), нарушая при этом плавность движения.

Итак, на этапе эхо-тренинга вам необходимо говорить в микрофон, читая текст бегущей строки в верхнем окошке. Под этим окошком располагается более длинная бегущая строка — для того, чтобы пользователь мог видеть больший объём текста и правильно распределить дыхание, так как паузу допустимо делать только при многоточии в верхнем окошке.

Этот тренинг важно проводить в наушниках. Ваша речь будет подаваться в наушники с небольшой задержкой, что способствует замедлению речи и позволяет говорить непрерывно (плавно), без запинок. Подходящий темп бегущей строки, соизмеримый с величиной эхо задержки можно выбирать с помощью правого ряда кнопок таким образом, чтобы речь сохраняла свою непрерывность и обратная связь это бы подтверждала отсутствием вертикальных красных линий на аудиограмме, а также отсутствием препятствий на дороге анимационного автомобиля.

Рекомендуется вначале освоить нижние уровни темпа: 20 — 15 уровни (правый ряд кнопок). Хотя в при тяжёлый степенях заикания можно сразу начинать с последнего 22 уровня. За одно занятие рекомендуется проходить последовательно все уровни начиная с 22-15 и заканчивая 6, читая при этом стандартный текст (он вбит в бегущую строку по умолчанию) или свой собственный, равнозначный по объёму. Собственный текст вы можете загрузить в бегущую строку воспользовавшись кнопкой «текст». В среднем требуется 20-30 минут на занятие с этим этапом программы.

Тренинг плавности речи.

Это следующий этап программы, на который вы можете переключиться нажав

кнопку «тренинг плавности» (на этой кнопке изображение динамика).

Речь на этом уровне вообще не воспроизводится, и ваша задача научиться

говорить плавно без «эхо-эффекта». Если в Вашей речи возникает

нарушение плавности, программа сообщает вам об этом с помощью красных

вертикальных линий на аудиограмме и с помощью анимации автомобиля

(автомобиль при нарушении непрерывности речи будет наезжать на

препятствия). Если нарушение плавности происходит слишком часто —

более 2-х раз за 5 секунд, то программа будет переключаться на уровни,

более легкие по темпу и допустимости продолжительности микропауз. Это

происходит автоматически. В то же время вы всегда можете

самостоятельно задать любой уровень тренинга с помощью правого ряда кнопок.

Для удобства предусмотрены голосовые шаблоны «правильной» речи того

уровня, на котором вы находитесь. Эти шаблоны были

записаны профессиональными дикторами — вы можете выбрать мужской или

женский голос. Также, вы всегда можете загрузить для работы свой

собственный текст. Как и на эхо-тренинге здесь рекомендуется начать с

более лёгких (низших) уровней 20 — 15 и последовательно подниматься до

6-го (контрольного) уровня.

На тренинге плавности речи есть возможность задействовать

FAF-технологию коррекции речи (frequency altered feedback), что в

переводе с английского языка означает биологическую обратную связь с

изменением высоты (частотности) голоса. FAF-технология была

разработана рабочим коллективом факультета психологии

Университетского Колледжа в Лондоне. FAF-эффект позволяет человеку

слышать свой голос в наушниках, измененным по высоте (частоте).

Частотный сдвиг вверх или вниз на полоктавы считается оптимальным для

коррекции речи. В тренинге плавности речи FAF-эффект привязывается к

темпу бегущей строки, который, в свою очередь, задаётся

соответствующим рядом кнопок. Чем медленнее темп бегущей строки — тем

ниже пользователь слышит в наушниках свой изменённый голос, и

наоборот, чем быстрее темп бегущей строки — тем выше частота

Развитие эмоционально-интонационных возможностей голоса.

Это основная часть программы, которая направлена на преодоление ригидности интонационно-эмоциональных возможностей человека. Это позволяет существенно расширить свободу использования собственного голоса для выражения ощущений, чувств и переживаний.

Достигается за счёт следующий моментов:

Тренинг выразительности речи.

На данном этапе программы Вы тренируете такое качество речи, как выразительность речи.

Само понятие выразительности речи определяется множеством факторов — эмоциональностью, темпоритмом, плавностью, тоном голоса и т.д. Экспериментируя с этими показателями, можно найти оптимальный вариант выразительности. Для эффективной работы с этим компьютерным тренингом, важно представлять себе аудиторию, перед которой произносится речь. Впоследствии, можно одновременно говорить по телефону, то есть проводить тренинг в ситуации реального общения. Программа устроена таким образом, что все паузы и промежутки вашей речи игнорируются — компьютерный анализ происходит только в момент говорения в микрофон. При чтении текста в микрофон, пользователь старается придать своей речи максимальную выразительность. Вертикальная полоса справа от закрытой квадратиками кратины картины показывает, насколько хорошо это удаётся. Если полоса зелёного цвета — речь выразительна, и картина начинает открываться. Если полоса становится красного цвета — значит речь не отличается выразительностью и картина снова закрывается. Для работы с программой можно загрузить свой собственный текст в бегущую строку и установить скорость её прокрутки с помощью кнопки «Свой текст». При успешном прохождении сеанса (когда полностью открывается закрытая квадратиками картина), на выбор будет предложено немного усложнить последующий сеанс тренинга.

Один из главных этапов тренинга на котором пользователь осваивает речевые интонации. Вначале предлагается тестировать интонации стандартных голосовых шаблонов, которые записаны профессиональными артистами (компьютер в случайном порядке предъявляет записанные интонации, а пользователь указывает, какая именно интонация сейчас прозвучала). Затем пользователь приступает к записи и тестированию собственного голоса. Тестирование осуществляется за счёт определения интонации записанных вариантов путём выбора их из групп в 4-6-8-10-12-14-16-18-20-22 интонаций (по мере усложнения тренинга). Всего в программу заложено 22 интонации. На выходе тренинга пользователь должен записать одну и ту же фразу 22-мя различными интонациями, после чего правильно их оттестировать (компьютер в случайном порядке предъявляет записанные интонации, а пользователь указывает, какая именно интонация сейчас прозвучала).

Развитие социальных навыков ведения и поддержания беседы.

Это интегрирующий этап программы.

На этом этапе пользователь оказывается в реальных ситуациях телефонного общения, при котором он активно пользуется «панелью управления» контроля собственной речью. Для этого пользователь заранее вбивает в «бегущую сроку» текст, который ему нужно произнести по телефону и задаёт темпоритм и эмоциональность собственной речи.

Подготавливается список объявлений из газеты частных бесплатных объявлений, который пользователь таким образом должен «прозвонить».

При телефонном разговоре пользователь просто считывает текст с бегущей строки, стараясь сохранять при этом плавность речи и выбранную интонацию.

С учётом того, что эти упражнения будут выполняться уже после достаточно длительной работы пользователя при прохождения предыдущих этапов — тренинга плавности речи и тренинга интонаций, у пользователя не должно возникать проблем при телефонном разговоре, так как необходимые условно-рефлекторные связи сознательного контроля собственной речи уже будут выработаны.

Смотрите так же:  Неврозы параличи

Именно в процессе третьего этапа происходит закрепление условно-рефлекторных связей, позволяющих человеку сознательно контролировать плавность своей речи и её эмоциональность в ситуациях общения с другими людьми.

Успешное лечение заикания

Здравствуйте! Меня зовут Владимир, мне 22 года, из которых 18 лет я заикался. Первые признаки отклонения речи я заметил ещё в детском саду. Начиная что-либо говорить, моя речь начинала прерываться, происходили спазмы мышц лица, из-за чего появлялись очень неприятные гримасы. Это был, пожалуй, самый неприятный и мерзкий момент в моей речи. Затем всё пошло «как по маслу». Люди перестали понимать меня, что делало меня каким-то «неандертальцем». Пойдя в школу, заикания только усилилось. Скорей всего это вызвано тем, что говорить мне приходилось при всём классе из 24 человек, то есть перед публикой. Отсюда стрессы, нервы и т.д. Мне становилось всё сложнее и сложнее контролировать свою речь, на простое предложение из 4-5 слов, у меня уходило сил как на 1 лист A4, прочитанный на скорость. Дети, конечно же, по началу смеялись. Их я ни в чём не виню и не осуждаю, потому что, зная, к сожалению, свой собственный характер, был бы я на их месте, то точно также бы смеялся над «заикой». Шли года, мои одноклассники входили в положение, моё заикание уже стало не таким смешным. Учителя старались спрашивать меня как можно меньше или спрашивать материал небольшого объёма, пытаясь облегчить мою «ношу», за что я им премного благодарен. Иногда мне казалось, что бог наградил меня этим, грубо говоря, «дополнением», чтобы оградить меня от ненужных высказываний, хотя с другой стороны, это полная чушь. И вот, в 2005 году, у меня появился интернет, я начал искать способы избавления от заикания, менно тогда начали появляться первые компьютерные программы для лечения заикания DAF методом. И вот, я наткнулся на программу SpeechGym. Попробовал, и она действительно начала мне помогать. Я занимался 40-50 минут в день. Но избавиться от заикания у меня так и не получилось. Может из-за недостатка упорства, а может, силы воли. Вообщем я бросил это дело. Затем, в 2007 году, я всё-таки твёрдо решил избавиться от заикания. С 1 июня 2007 года, я начал прогрессивную борьбу с этим недугом. И вот мой рецепт (буду добавлять некоторые полезные пункты) :

1) Бросайте курить! Курение ведёт к нарушению ритма сердца, в следствие и дыхания. Заикания пропадает только после 1 выкуренной сигареты, и то на 2-3 минуты, затем оно будет только усиливаться! КУРЕНИЕ НЕ ВЫХОД! Сам никогда не курил и вам не советую, избавиться от заикания с помощью сигареты вам не удасться!

2) Соблюдайте режим дня. Сон для подростка должен быть не меньше 8-9 часов. Для взрослого человека 7-8 часов. Ложитесь спать не позже 23:00. Биологические часы не обманишь! Сон — основной процесс, который помогает восстановить нормальное состояние мозга, собственно и речи. Грубо говоря, сон — залог успешного лечения!

3) Не стоит думать, что избавление от заикания это лёгкий процесс. Его возможно победить только с огромным усердием и старанием, а главное ЖЕЛАНИЕМ! Без этих трёх пунктов у вас ничего НЕ ВЫЙДЕТ! «Стремись к лучшему, добьёшься большего!»

4) Стоит на определённый срок отложить какие-нибудь бурные вечеринки, с употреблением НАРКОТИКОВ и АЛКОГОЛЯ, что вообще не приветствуется при лечении!

5) По утрам пить витамины, такие как «Компливит» и его аналоги. Они помогут вам быть в тонусе, и обогащают ваш организм всеми необходимыми минералами и витаминами, что тоже, грубо говоря, «КИРПИЧЕК» в постройке идеальной речи!

6) Полноценное питание: Завтрак,Обед и Ужин. Полдники по желанию, лишними никогда не будут.

7) Исключить из рациона такие продукты как: соль, жаренное мясо, чипсы, сухарики ( те, что лежат на прилавках: «Три корочки», «Хрустим» и т.д, т.к в них очень много вредоносных веществ. ) Cool Сократить потребление сахара. Сахар и соль — основные виновники высокого давления, что тоже ни мало важно для нормальной речи.

9) Каждое утро должно начинаться с зарядки. Особенно хорошо старайтесь разминать шею и спину, чтобы улучшить кровоток к мозгу.

10) Кушайте больше фруктов и овощей.

И вот он, самый основной пункт! Занимайтесь с программой SpeechCorrector! Эффект от неё есть! Просто многие знатоки уверяют, что программа должна избавлять от заикания за неделю! Ничего подобного. Успешное избавление от заикания — это длительная, многомесячная работа над собой. Программа способна избавить от заикания полностью за 8-12 месяцев полноценных тренировок, убедился сам на себе! Главное чтобы было желание, а всё остальное приложится само. Теперь, что касаемо настроек программы и графика тренировок. Занятие с программой должно стать для вас важным, точно также как и завтрак, обед и ужин. Многие скажут, что мол, 12 месяцев тренироваться всё равно не получится. Да, это так. Все мы ездим на море, к бабушке, дедушке, маме, папе, в командировки и т.д. Если вы занимаетесь с программой порядка 6 месяцев, то перерыв на 1 месяц будет не так страшен. Но этот перерыв должен быть только крайним случаем! Только если вы ложитесь в больницу или у вас нету ноутбука. Сейчас очень популярны Нетбуки. Они весят 1-2 кг, занимают места даже меньше чем книга. Звуковые карты в них конечно не очень, но это хоть что-то! Нетбуки или ноутбуки вам помогут продолжать занятия где бы то ни было, если конечно есть где уединиться.

1) Заниматься нужно 30-40 минут в день. Хотя никто Вас не ограничивает. Чем больше, тем лучше. Всё зависит только от ваших возможностей и силы воли!

2) Заниматься ЖЕЛАТЕЛЬНО ежедневно! Можно конечно пропустить 1 денёк в неделю, и то если вы ФИЗИЧЕСКИ не смогли добраться до компьютера или вообще времени в обрез. 1 день впринципе ничего не решает, но злоупотреблять пропусками занятий не стоит. Нужно помнить, что: Чем ответственней вы отнесётесь в лечению, тем лучше будет результат.

3) Задержку нужно ставить самую предельную, которую вы сможете тянуть. Поясняю. С задержкой 100мс, вы будете произносить слово на распев легко и быстро. С задержкой 500мс, вы будете произносить то же слово длительнее и дыхания вам будет нужно больше! Вот в этом и фишка. Ставьте предельную задержку для вашего дыхания. Это может зависеть от степени натренерованности вашего дыхания, то есть спортсмен вы или нет. К концу произношения каждого слова, дыхание у вас должно быть на исходе. Перед каждым новым словом, вы должны набирать полные лёгкие воздуха. Здесь главное правило: Без усилия не будет прогресса!. Со временем, вы увеличите длительность 1 вашего произношения без вдоха, в таком случае, увеличивайте задержку ещё. Ваша речь станет протяжнее и спокойнее, а главное заикание начнёт постепенно уменьшаться. Чем больше задерка — тем лучше! За всё время лечения я дошёл с 300мс до 800мс задержки. И это ещё не предел! Можно дойти и до 1 секунды. Повторюсь, вас никто не ограничивает.

4) Что касается разнообразности прогрмамм. На сегодняшный день, наилучшей, более доступной программой для лечения заикания, является именно SpeechCorrector! Огромная благодарность автору Игорю Бровину и низкий ему поклон. В Центре коррекции речи ******* при НИЦ *********, за программу ********, консультации врача по скайпу и лечения до «победного конца», просят 49 000 рублей. На мой взгяд, это пустая трата денег. SpeechCorrector же стоит 500 рублей по акции. И вообще получить лицензию к нему можно бесплатно, написав статью, аналогичную моей, на этом форуме. За что автору опять же огромное спасибо! И главное то, что ******** и SpeechCorrector абсолютно аналогичны по способу лечения.

5) Что касается настроек эквалайзера. Функция эквалайзера добавлена в программу для настройки более лучшего звука на выходе. Эквалайзером за всё время программы я не пользовался. Т.к, в программе, по которой занимался я, его просто не было. На помню, что занимался я по программе SpeechGym. Эта функция делает программу ещё более лучшей чем её аналоги.

6) Что касается наушников. На наушниках лучше не экономить. Лично я вам советую наушники фирмы SteelSeries. Цена у них не кусается, и качество радует. Какую именно модель выбрать, это уже ваше дело, тут разницы нет. Все наушники 3D. Единственное, лучше покупать наушники со встроенным микрофоном. Качество у них тоже отличное.

7) Что касается настроек звука в системе. Сделайте всё, как на этих видео:

Для Windows 7: http://www.youtube.com/watch?v=f2IJhqt_Qzg

Для Windows XP: http://www.youtube.com/watch?v=hgvTslvkfqE

Для Windows Vista: http://www.youtube.com/watch?v=f5fOZqJDnCo?feature=related

Пример, как нужно заниматься с программой: http://www.youtube.com/watch?v=VnLdMyw2aCc?feature=plcp?context=C4199d79VDvjVQa1PpcFNa3p9kOL8RTmsLhj4HCzgeAYUFIoQawYg%3D

И на последок хотелось бы сказать, что я полностью излечился от заикания по этой методике и поэтому хочу поделиться её. К сожалению, заиканием страдает мой двоюродный брат, ему 7 лет. Сейчас стараюсь ему помочь. Спасибо, тем, кто прочитал, и конечно же автору программы.

Лечение заикания у детей

Что представляет собой заболевание?

Заикание относится к категории серьезных нарушений речи. При этом наблюдается расстройство ее нормального ритма, присутствуют непроизвольные паузы при высказывании и вынужденные повторения слогов. Приводят к заиканию судороги органов артикуляции, которые могут быть клонического типа и тонического. В первом случае происходит многократное повторение звуков, во втором наблюдается длительное напряжение, не позволяющее выговорить слово.

Смотрите так же:  Математика и аутизм


Фото: Речевой аппарат

Дефект затрудняет устное общение, может возникнуть совершенно внезапно и склонен к постепенному усилению. По степени выраженности заболевание бывает легким и тяжелым. Не допустить сложной формы поможет своевременное лечение заикания у детей.

Причины заикания

Активное становление речи происходит в возрасте 2-3 лет.

Тогда же могут наблюдаться первые проявления заболевания. Причин для представленного нарушения речи немало:

Физиологические

В ряде случаев заикание является следствием заболевания нервной системы, к чему ведут родовые травмы или наследственная предрасположенность. Нередко заикание выступает следствием болезней речевых органов.


Фото: Физиологические причины заикания

Психологические

Эмоциональное состояние ребенка − еще одна причина зарождения признаков заикания. Сильное психоэмоциональное потрясение − одна из наиболее часто встречающихся причин для нарушения речи. Предшествовать недугу могут детские страхи. Агрессивное поведение животных в присутствии маленького ребенка сегодня считается причиной-рекордсменом для возникновения проблемы.


Фото: Психологические причины заикания

Недостаточное участие взрослых в становлении детской речи приводит к нарушению звукопроизношения. Неверно и перегружать чадо речевым материалом, особенно не показанным его возрасту. Чрезмерная строгость и требовательность родителей − не менее явная причина для нарушения речи ребенка.


Фото: Социальные причины заикания

Усилить существующие проблемы с речью может неправильный рацион питания. Инфекционные заболевания также не стоит сбрасывать со счетов: доказано, что хронические болезни пусть и не вызывают заикание, но выступают толчком для его заметного усиления. Речевые проблемы вполне могут проявиться на фоне аденоидных разрастаний, вследствие чего затрудняется носовое дыхание.

Порой заикание может стать следствием особенностей характера малыша. По данным ученых, холерики намного чаще страдают проблемой, так как не в состоянии контролировать эмоции в споре или в ходе слишком эмоционального общения.

Врачи склонны не отвергать развитие заболевания без явных на то причин. Вместе с тем, лечение заикания у маленьких детей должно быть начато без промедления.

Специалисты в вопросах детской речи обращают внимание родителей на один простой момент − своевременно начатая терапия приносит более видимый эффект, чем борьба с уже укоренившимся заболеванием!

Как выявить заикание?

Определить наличие у ребенка проблем с речью несложно. Во-первых, наблюдается неуверенность во время общения, со временем переходящая в явное стеснение. Во-вторых, ребенок часто повторяет слова, при этом заметно напрягаясь. И наконец, малыш замолкает и вовсе отказывается говорить.


Фото: Как выявить заикание?

Определив первые признаки заикания у своего чада, родители должны успокоиться и не поддаваться панике. На сегодняшний день существует достаточное количество способов преодоления проблемы − от медикаментозных до нетрадиционных. Тактику лечения должен установить специалист. Задача родителей − максимально откровенно рассказать о состоянии ребенка!

Самостоятельная борьба с детским заиканием

Активное участие специалистов и использование медикаментов не могут считаться главными составляющим успеха на пути к преодолению заболевания. На самом деле, атмосфера в доме, созданная заботливыми родителями, намного важнее. Для ребенка дом − место священное. Если мама и папа действительно желают выздоровления своему малышу, они обязаны оградить его от семейных ссор и даже малейших разногласий.

Заикание победить возможно, но исключительно общими силами!


Фото: Оградите ребенка от ссор

Помочь в борьбе с заболеванием может правильный режим. Но не стоит накладывать запреты на привычные для ребенка вещи без объяснений. В противном случае малыш замкнется, станет капризным и обидчивым.

Постоянное общение с родителями тоже важно для подавления заикания. Перед сном малышу следует читать или рассказывать добрые сказки, а гуляя по улице − обсуждать с ним окружающий мир.


Фото: Совместные прогулки с детьми

Страдающим заиканием детям крайне полезны развивающие игры − они могут подтолкнуть ребенка к выздоровлению намного быстрее всевозможных лекарств и психотерапевтов. Пазлы, лото, мозаика − в наше время выбор игр настолько разнообразен, что каждый вечер можно предаваться новой. При этом родители обязаны помнить, что ребенок должен проявлять максимальную самостоятельность. Мама и папа могут направить чадо, преподать ему пример, и только!


Фото: Совместные игры с детьми

Также рекомендуется устраивать маленькие семейные спектакли. Выступления в кругу семьи помогут ребенку стать более уверенным, будут способствовать лучшему общению со сверстниками и заставят малыша не стесняться недуга. Таким образом лечение серьезного заикания у детей будет проходить в игровой форме.

Укрепление здоровья − не менее важная часть домашней терапии. Склонный к заиканию малыш не должен находиться в шумных компаниях. Намного полезнее для него спокойствие и закаливающие процедуры: воздушные ванны, обтирания и игры на свежем воздухе. Отлично зарекомендовала себя и спортивная гимнастика.

Не на последнем месте в эффективности лечения заикания у ребенка находятся компьютерные программы. Таковые делают синхронной работу речевого и слухового центров. После произнесения слов в микрофон компьютерная программа обрабатывает речь и слегка задерживает ее, позволяя ребенку услышать собственный голос − это дает ему возможность подстроиться, сделать свою речь более плавной.


Фото: Программа для лечения заикания

На прием к логопеду!

Логопед работает над освобождением речи заикающегося малыша от присущего ей напряжения, специализируется на развитии у ребенка четкой артикуляции. Специалист разрабатывает программу терапии для каждого отдельного случая. Поначалу ребенок выполняет задачи вместе с логопедом, а после пытается справиться с ними самостоятельно. Закреплению терапии способствует использование полученных на занятиях навыков в повседневном общении.


Фото: Работа с логопедом

Большинство логопедов считают дыхательные упражнения главной составляющей успешного устранения заикания. Сеансы терапии помогают голосу стать свободнее, делают его более естественным. Упражнения оказывают благотворное влияние на дыхательную систему в целом. В некоторых случаях дыхательная гимнастика может быть дополнена релаксирующими мероприятиями (показаны расслабляющие ванны, массаж воротниковой зоны).

В случае лечения заикания у старших детей (старше 11 лет) может быть применен гипноз. Спазм речевой мускулатуры в этом случае снимается методом внушения. Положительный результат может быть заметен уже спустя несколько сеансов.

Медикаментозное лечение

Заикание не относится к числу новых заболеваний. Между тем, волшебная пилюля, подавляющая его развитие и сводящая проявления на нет, так и не найдена. Единственное, чем могут помочь медикаменты − нормализация функций нервных центров. Для этого специалисты назначают успокаивающие и противосудорожные средства. Общеукрепляющие препараты, повышающие иммунитет, тоже важны. Витаминные комплексы должны подбираться вместе с врачом.


Фото: Нормализация функций нервных центров

Как ни крути, медикаментозная терапия − вспомогательная ветвь в лечении недуга, поэтому не стоит возлагать на нее серьезных надежд!

Нетрадиционные методы борьбы с заиканием

Современные родители − люди практичные, но это не мешает им отдавать большинство ситуаций в руки нетрадиционной медицины. Последняя может оказаться крайне полезной и эффективной в случае устранения нарушения речи. К примеру, точечный массаж − процедура результативная и, при условии выбора грамотного массажиста, не опасная. Во время сеансов мастер оказывает воздействие на особые точки тела и лица. Продолжительность и количество курсов, необходимых для подавления проблемы, устанавливается в каждом отдельном случае.


Фото: Массаж как лечение заикания

К нетрадиционным методам относят и лечение посредством трав. С этой целью применяются настои успокаивающего характера − пустырника, мелиссы, корня валерианы.

Полезные рекомендации родителям


Фото: Ребенок должен быть услышанным

Лечение заикания у детей − задача непростая. Чтобы приблизить выздоровление и поспособствовать повышению эффективности терапии, маме и папе следует научиться говорить не быстро, снизить скорость своей речи. Таким образом ребенку будет продемонстрирован верный пример. Кроме того, во время медленного разговора чаду будет заметно легче сконцентрироваться.

Спокойная зона общения также важна. Даже крайне занятым родителям рекомендуется уделять полчаса только для ребенка. Особо важен такой момент при наличии в семье других детей. Ребенку, страдающему заиканием, должно быть ясно, что он имеет возможность высказаться и будет услышан. Родителям следует обращать внимание не на то, каким образом говорит ребенок, а на смысл его слов. Чтобы освободиться от своего дефекта, малыш должен ощущать поддержку со стороны самых родных людей!

Компьютерные программы для лечения заикания у детей

КУРС ЛЕЧЕНИЯ:
лечебный курс состоит из трех последовательных этапов:

• 1-й — чтение без заикания;

• 2-й — общение без заикания (отрабатывается разговорная речь и добавляется эмоциональный компонент);

• 3-й — развитие дикторских способностей.

Первый и второй этап проводятся с использованием «речевого протеза», который нормализует речь пациента. Третий этап проводится без наушников и максимально приближается к реальной жизни.

В дальнейшем пациенту нужно заниматься дома — несколько раз в неделю по 1,5 часа в течение месяца-двух. Это позволит закрепить правильные навыки речи — именно так, как научили в Центре. Методические приемы представлены в видеоуроке, который ведет автор метода, а также осваиваются на индивидуальном практическом занятии в Центре.

на первом же занятии пациент, используя наушники и микрофон, должен перестать заикаться. И вот почему это произойдет.

Компьютерный «речевой протез» — искусственное звено между слуховым восприятием и собственной речью. Канал непосредственного прямого восприятия речи полностью блокируется при помощи методических приемов. Это приводит к разрыву патологических связей между восприятием и произношением собственной неправильной речи. Даже если человек начинает читать, заикаясь, в микрофон, программа при помощи так называемых клинических фильтров «обрабатывает» его речь двумя способами: она вырезает разрывы речи, блокируя запинки, и увеличивает продолжительность гласных. Произношение невольно становится плавным и непрерывным, поскольку ваша собственная речь, но уже исправленная «улучшенная речь» возвращается к вам через наушники, воспринимается, а затем анализируется мозговыми речевыми центрами правильно. В новой версии программы «BreathMaker 4.x» появилась возможность уменьшить время, необходимое для модификации речи, до 0,05—0,1 с, что позволяет легче перейти к третьему этапу — «Развитие дикторских способностей» у больных, страдающих тяжелыми формами заикания (логоневрозов).

Смотрите так же:  Истерия детей

На занятии, отрешившись от всего постороннего, пациент ориентируется только на звукоусиленную, правильно произносимую фразу. Человеку уже не надо напрягаться в поисках правильного произношения. Он вынужден подстраиваться под свою исправленную речь, которую слышит. Говорить неправильно ему становится просто неудобно! В этот момент дыхание автоматически становится правильным, поскольку в 2—3 раза увеличивается продолжительность выдоха.

Именно на длинном выдохе (как во сне) к пациенту приходит такое долгожданное состояние спокойствия, и устоявшаяся модель заикания разрушается. Вот почему уже на первом занятии заикание, как правило, устраняется немедленно даже при тяжелой форме. А в процессе тренинга пациент постепенно привыкает говорить по-другому. Он фиксирует свою правильную речь и поэтому говорит чисто даже при выключенном компьютере. Кроме того, устраняется комплекс неуверенности в себе, когда при малейших запинках начинается критика.

«Развитие дикторских способностей» на третьем этапе помогает пациенту закрепить полученные навыки «новой» речи без заикания. Читая и пересказывая вслух литературные тексты, он учится не только говорить правильно, но и красиво, уже совсем отбросив речевой «костыль». В этом режиме программы у пациента развивается дикция. Ведь содержание художественных текстов требует смены высоты темпа, силы и легкости звучания голоса. Поэтому изменяются также интонация, артикуляция, мимика, поза, жесты, взгляд.

Свои речевые успехи вы сможете наглядно оценить: результаты каждой тренировки (6 окошек) выводятся на экран компьютера. Тренирующийся должен визуально контролировать свою речь при помощи графиков на дисплее. Наиболее важными графиками, контролирующим правильность речеобразования и устранения речевых спазмов, являются графики уровня высоких формант голоса (зона обертонов в спектре речи, формирующих специфический тембр голоса, а именно яркий и уверенный оттенок голоса — «металлический» (мужчины) или «серебристый» (женщины)). Каждый тренирующийся должен найти свои интонации. Заикание, как правило, прекращается при значении высокой форманты голоса более 30%, что и служит индикатором, «лакмусовой бумажкой» эффективности тренинга.

Программа фиксирует ваш «вокал» — высокие и низкие звуки (удельный вес высокой и низкой форманты голоса). А также ваши психологические показатели — эмоциональный уровень, уровень потенциальной агрессии, уровень ажиатированности и тревожности. На этом этапе пациент самостоятельно анализирует все эти взаимосвязанные характеристики речи в реальном времени. Что, без всякого сомнения, усиливает уверенность в своих силах. Подобный мониторинг, обеспечивая обратную визуальную связь, освобождает пациента от постоянного самонаблюдения. Все его внимание теперь сосредоточено только на точном донесении мысли. Напряжение ослабевает, психическое состояние нормализуется, и проблема заикания исчезает сама собой.

ИЗЮМИНКА: тренинг с помощью «речевого протеза» программы «BreathMaker» формирует непрерывную, но искусственную, замедленную, монотонную речь, лишенную эмоциональной окраски. Благодаря дикторскому модулю программы «BreathMaker» эта «занудная» речь исчезает. «Развитие дикторских способностей» — тот мостик, который позволяет перейти к естественной, четкой, эмоциональной, выразительной речи до уровня профессионального диктора.

1. Родителям малышей нужно проводить компьютерные тренировки в форме увлекательной игры. Через игры легче всего длительно удерживать внимание ребенка и повысить его заинтересованность. Если малыш еще не умеет читать, то пусть повторяет за вами текст, пересказывает сказки, учит стихи. Выбирайте рассказы с увлекательным сюжетом.

2. Тренажер «BreathMaker» также полезен людям «речевых» профессий: дикторам, актерам, лекторам, юристам, педагогам, экскурсоводам, общественным деятелям для постановки голоса. Режим программы «Развитие дикторских способностей» укрепляет речеголосовой аппарат, делает голос более выносливым, улучшает его тембр и расширяет диапазон, придавая особый «магнетизм» вашему голосу для собеседника.

Заикание лечат с помощью песен, смартфонов и компьютеров

Современные технологии против заикания — тестируют на себе герои «Чуда техники».

В московском Центре патологии речи и нейрореабилитации многих пациентов буквально учат говорить заново — например, после аварий. Здесь уверены: заикание, или логоневроз, — сложная болезнь на стыке физиологии, психологии, неврологии и генетики. Потому и лечение комплексное, курс обычно длится 90 дней.

Андрей Хаванов, заведующий отделением логоневрозов Центра патологии речи и нейрореабилитации: «Заикание — это как айсберг. 1/10 часть видна на поверхности в виде запинок, речевых блоков, а 90% скрыто под водой. И полагать, что эту проблему можно решить за 3 дня, по меньшей мере наивно».

Певец Митя Фомин, который давно и безуспешно борется с заиканием, протестирует новомодную американскую программу для смартфона. Она распознает речь пациента и сигнализирует цветом, если голос становится слишком быстрым и высоким: как правило, именно это предшествует спазму.

В то же время частный логопед Роман Снежко уверяет: он нашел причину логоневроза и знает, как его побороть. Заикание, по словам Снежко, это не болезнь, а просто неумелое владение речевым инструментом, как плохая игра на пианино. Чтобы все исправить, достаточно отрепетировать самые часто повторяющиеся звуки.

У невролога Андрея Блудова из Центра биокибернетики свои взгляды на заикание. Он разработал компьютерную программу, которая обрабатывает речь пациентов и заставляет их слышать свои же слова в измененном — более медленном и низком — варианте. Со временем это помогает не заикаться, но зачастую делает голос неестественным.

Какой способ лучший, выяснял ведущий программы «Чудо техники» Сергей Малозёмов.

Как вылечить заикание у ребенка без логопеда

Заикание – проблема, связанная с нарушением деятельности речевого аппарата. Чаще всего оно появляется у детей в возрасте от 2 до 6 лет – в период интенсивного развития речевой активности.

Причин возникновения может быть несколько: сильный испуг, неблагоприятная обстановка в семье, что вызывает стресс и переживания маленького человечка (ссоры родителей, постоянные крики на ребенка, грубое обращение с ним). От этого возникает невротическое заикание. Обычно оно легко поддается исправлению. Другой ряд причин носит физиологический характер (патология внутриутробного развития, родовая травма или сотрясение мозга, повлекшие за собой поражение органов речевого аппарата). Такое заикание специалисты называют неврозоподобным, и для его устранения обязательно требуется квалифицированная помощь врачей и специальные упражнения.

В любом случае, подходить к устранению проблемы нужно комплексно. Раскроем разнообразные подходы, которые подскажут родителям, как вылечить ребенка.

Семейная обстановка

Сначала создайте вокруг своего чада атмосферу любви, уважения и семейной гармонии. Никогда не выясняйте отношения в присутствии ребенка, не кричите и не раздражайтесь на него. Уделяйте своему чаду достаточно времени и покажите всеми возможными способами, как вы его любите.

Важным дополнением благоприятной обстановки будет и соблюдение всех моментов режима дня. Дайте возможность полноценно высыпаться, проводить достаточно времени на свежем воздухе.

Пример красивой и правильной речи

Следите за окружением. Взрослые, которые его окружают, должны произносить все слова четко, плавно, выразительно, в нужном темпе. Ребенок, слыша правильную речь изо дня в день, будет стремиться к ней даже на уровне подсознания. Также ни в коем случае не обсуждайте речевые проблемы малыша в его присутствии. Не лишним будет мягко исправлять его ошибки. Но нужно делать это ненавязчиво, чтобы не отпугнуть излишним контролем.

Игровая терапия

Известно, что игра – ведущая деятельность детей практически любого возраста.

Другие статьи

  • Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Консультация (младшая группа) по теме: консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей. Предварительный просмотр: Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного […]
  • Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Законодательством Российской Федерации не предусмотрено процедуры отказа от ребенка, возможно только лишение родительских прав. Так, согласно ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если […]
  • Что входит в обязанности родителей по воспитанию детей Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 - 79) Глава 12. Права и обязанности родителей См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. […]
  • Можно ли ребенку капать ромашку в нос отвар ромашки и нос неделю назад мы заболели к нам приходила врач и сказала 5 раз в день промывать нос пипеткой ромашки, потом отсасывать аспиратором, а потом капать капли сейчас я разговаривала с подругой, она меня отругала, сказала, что нельзя так ни в коем случае, […]
  • Как правильно купать в круге месячного ребенка Как купать ребёнка с кругом на шее С какого месяца купать ребёнка с кругом на шее, как правильно это делать, в какое время? Советы доктора Комаровского и видео инструкция. Водные процедуры – особенное удовольствие для маленького ребенка. Кроме обычного гигиеничного […]
  • Диагностика отклонения в развитии ребёнка определение этапы проведения Ранняя диагностика отклонений в развитии детей Диагностика отклонений в развитии основывается на зна­нии общих и специфических закономерностей психического раз­вития нормально развивающегося ребенка и детей с различны­ми отклонениями в развитии. Диагностика носит […]