Конфликт детей младшего школьного возраста

Конфликты младшего возраста

Можем ли мы помочь детям найти общий язык, если в подавляющем большинстве случаев каждый из участников конфликта считает виноватым другого?

По мере взросления ребенка расширяются его контакты с миром. Но тем самым расширяется и область конфликтного взаимодействия как со сверстниками, так и со взрослыми. Дети учатся отстаивать свои позиции, свое мнение, свое право быть личностью и равноправным участником в общении с другими людьми. Трудности и конфликты на этом пути неизбежны. Задача в том, чтобы ученики научились разрешать их.

Новейшие исследования психологов показали, что конфликты в начальной школе сегодня оказываются преобладающими: именно младшеклассники, а вовсе не подростки, как по привычке думают родители, конфликтуют чаще всего. Вчерашние малыши по большому счету пока еще только учатся общаться. И это не может не повлечь за собой напряжения отношений, вплоть до открытых конфликтов. При этом младшие школьники втрое чаще одобряют ровесника и в девять раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослым. Исследователями отмечена и еще одна особенность наших дней: дети сегодня оказываются более «конфликточувствительными», чем взрослые. О чем идет речь? О том, что ребята видят, чувствуют, воспринимают некое взаимодействие как конфликтное, а взрослые в том же самом эпизоде зачастую никакого конфликта не усматривают. Еще лет пятнадцать назад ситуация была обратной: взрослые видели конфликтное столкновение там, где ребенок его по большей части не видел, а потому удивлялся и оправдывался: «Да что было? Ничего ж не было…», «Да что я такого сделал?».
Основной конфликт в младшей школе – это обида. И обидчиком, и обиженным чаще всего выступают сами дети. В подавляющем большинстве случаев (84%) младшие школьники эмоционально воспринимают себя обиженными: практически это означает, что каждый из участников столкновения считает виноватым другого.

Взял и не отдал

Из-за чего же и по каким причинам возникают столкновения, вызывающие конфликт-обиду? В личных отношениях столкновения регулярно случаются из-за борьбы за высокий статус в детском коллективе, из-за потребности в само­утверждении, из-за дружеских симпатий и ревнивых антипатий, а также из-за непредсказуемости детского поведения. Тут дело вот в чем. Психологи отмечают, что в общении со взрослым дети придерживаются определенных, установленных норм поведения, а при взаимодействии со сверстником они используют самые неожиданные действия, движения, слова. Им свойственна особая раскованность, они неожиданны, спонтанны, не следуют никаким образцам – или зачастую один участник общения понимает, каким образцам он следует, а другие этого не понимают. Дети кривляются, толкаются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова. Подобная свобода позволяет предположить, что общество сверстников в наибольшей мере помогает ребенку проявить свое самобытное начало. Но такая непредсказуемость и раскованность общения могут приводить к взаимонепониманию и обидам.
Так называемые «предметные» конфликты оказываются следствием не вполне развитого у маленьких детей чувства собственности, что ведет к различным нарушениям прав на свою и чужую собственность. Например: «взял без разрешения», «не отдал вовремя». И наоборот: «не захотел поделиться», «сначала разрешил взять, а потом ни с того ни с сего потребовал обратно». При этом тот, кто «взял без разрешения», остается в уверенности, что имел право это сделать. А тот, кто «ни с того ни с сего» потребовал одолженную вещь, твердо убежден, что терпел до последнего, а только потом попросил ее вернуть.
Деловые конфликты – например, «как правильнее действовать при групповой работе» – в чистом виде встречаются редко, потому что у младших школьников они осложняются личными – ведь у детей еще не устоялись навыки коммуникации, и поэтому конструктивный, по сути деловой, конфликт переходит в неконструктивное личное столкновение.

Культура справедливости

Существенная проблема заключается в том, что у себя дома дети зачастую не получают необходимых навыков конструктивного взаимодействия в конфликтной ситуации, потому что сами родители нередко ведут себя ошибочно, если поведение ребенка по той или иной причине вызвало их неприятие.
Кандидат психологических наук Светлана Кривцова считает, что логика родителей всегда должна быть основана на «культуре справедливости». Ее суть – в том, как взрослые поведут себя в тот момент, когда ребенок совершает что-то такое, что требует реальных и, главное, неоскорбительных санкций – соответствующих проступку, а не нашей реакции на него. Светлана Кривцова предлагает алгоритм взаимодействия, который складывается в «Правила для взрослых» в отношениях с провинившимся ребенком.
1. Говорите только о конкретном событии, а не о личности ребенка. То есть используйте такие реплики, как: «Давай обсудим то, что случилось», «Я очень беспокоюсь, что у тебя…», «Меня тревожит, что ты…». Исключите высказывания вроде: «Ты опять… Ты вечно… Обманщик! Бездельник! Хулиган! Лентяй!»
2. Советуйтесь с ребенком: «Как ты думаешь, что с этим делать?», «Как мы можем исправить ситуацию?».
3. Проявляйте терпение, когда ребенок пытается осмыслить последствия своих действий и исправить то, что сделал. Подбадривайте его: «Молодец, у тебя хорошо получается».
4. Искренне выражайте теплые чувства, поддержку, соразмерные приложенным ребенком усилиям: «Да, ты ошибся, поступил неправильно, но сейчас, обдумывая свои действия, повел себя по-взрослому».

Пять стратегий поведения

Следующая проблема такова: родители, сталкиваясь с тем, что младший школьник оказывается участником конфликтного взаимодействия, оказываются в плену двух привычных, но одинаково ошибочных тактик. Многие родители уверены, что «хороший» ребенок никогда и ни в какие конфликты вступать не должен. Другие признают, что без конфликтов не проживешь, но… Они решают для себя и для ребенка вопрос: «давать сдачи» (то есть отвечать обидчику тем же, вплоть до того, чтобы дать сдачи в прямом смысле – вступить в драку) или «не давать сдачи» (то есть уступать, смиряться).
Родителям важно знать, что психологи выделяют не две, а пять стратегий поведения в конфликте.
Соперничество. При этой стратегии ребенок стремится настоять на своем, достичь желаемого во что бы то ни стало. Он идет на открытое противоборство, не считается с потребностями и интересами товарища, не дорожит сохранением отношений с ним. Действует целенаправленно, напористо, активно отстаивает собственную позицию.
Если борьба не переходит в грубую и агрессивную, то эту стратегию можно признать допустимой, хотя она далеко не самая конструктивная, потому что прежде всего разрушает товарищеские отношения.
Компромисс. В этом случае участники конфликта идут на взаимные уступки. Компромисс отличается двоякой направленностью – на результат и на сохранение отношений. Оба участника конфликта не останутся в проигрыше, но своих интересов и потребностей не достигнут в полной мере. Это высокопродуктивная стратегия.
Избегание. Это стратегия, при которой один или оба участника уклоняются от конфликтного столкновения, жертвуя как своими и партнера интересами, так и взаимоотношениями. Стратегия малопродуктивная, подобная тому, как болезнь не лечат, а загоняют внутрь. Если есть реальный конфликт интересов, он все равно прорвется. Но при несущественных трениях избегание – приемлемая стратегия. Причина конфликта завтра будет забыта, а неприятного столкновения просто не было.
Приспособление. В этом случае один из участников конфликта идет на уступки, отказывается добиваться своего. Тем самым второй достигает нужного ему результата, а первый приспосабливается к сложившемуся положению. Стратегия бывает очень вредной, если ребенок не умеет, боится отстаивать свои интересы и вынужден из-за своей нерешительности терпеть то, что ему неприятно. Бывает и иначе: ребенок сознательно ради дружбы или иных высших интересов поступается своими потребностями, проявляя благородную жертвенность.
Сотрудничество. При этой стратегии оба участника стремятся к взаимному выигрышу. Это совместные активные действия, направленные на возможно полное удовлетворение интересов конфликтующих сторон при сохранении взаимоуважения. Самая продуктивная стратегия. Если при компромиссе участники стремятся свести к минимуму проигрыш, то при сотрудничестве – добиться максимального взаимного выигрыша.
Принцип «дать сдачи» соответствует позиции «соперничество», принцип «не давать сдачи» – позиции «приспособление». Тем самым наиболее конструктивные стратегии остаются незадействованными. А между тем та самая «культура справедливости», которая необходима во взаимодействии взрослого с ребенком, прекрасно работает и во взаимодействии детей.

Может пригодиться

На собственном опыте каждому известно, что отказать гораздо труднее, чем согласиться. Многие дети боятся сказать «нет», а те, которые не боятся, подчас делают это так, что конкретный отказ вызывает бурный конфликт, долгую обиду, испорченные отношения с товарищами. Младшие школьники уже способны понять простую и важную идею о том, что, отказывая, они отклоняют всего лишь конкретное требование, а не человека и не отношения с ним. Помочь усвоению этой мысли могут игры-тренинги «Дружелюбный ответ» и «Как сказать «нет» и не потерять друзей».

«Дружелюбный ответ». Ученики рассчитываются на «первый-второй», или каким-либо иным образом класс делится на четыре части. Затем образуют два двойных круга – в каждом внешний и внутренний, лицом друг к другу. Во внутреннем круге ребята стоят на месте, а во внешнем сдвигаются на шаг, то есть каждый раз оказываясь напротив другого товарища. Задача проста: те, кто стоит во внутреннем круге, высказывают какое-либо требование. Те, кто во внешнем, спокойно, тихо, обязательно глядя в глаза говорят приблизительно такую фразу: «Не хочу с тобой ссориться, но не проси». Потом внутренние и внешние круги меняются местами.

«Как сказать «нет» и не потерять друзей». Предварительно ребята записывают на листке простую технику отказа.
1. Прямо заявить свою позицию, не ссылаясь ни на какие обстоятельства, и обязательно спокойным тоном: «Нет, я не согласен».
2. Соглашаться с доводами, но стоять на своем: «Наверное, можно и так, как ты говоришь, но я не буду этого делать».
3. Говорить: «Мой ответ – все равно “нет”».
4. Переходить в наступление: «Почему ты на меня давишь?»
5. Выдвинуть встречный вариант.
Упражнение проводится в парах, чтобы каждый из игроков два-три раза побывал и уговаривающим, и отказывающим.

Особенности конфликтов детей младшего школьного возраста с нарушениями речи.

Согласно современным представлениям конфликты не только сопровождают всю нашу жизнь, но и являются, чуть ли не обязательным условием развития любой системы, в том числе и человека. Однако нельзя не отметить, что большинство людей воспринимают конфликты как негативное явление и связано это с тем фактом, что их последствия зависят от того, как они разрешены. Особое значение разрешение конфликтов имеет в педагогической сфере, поскольку связано с развитием личности ребенка.

На базе школы-интерната для детей с нарушениями речи нами было проведено исследование особенностей конфликтов детей младшего школьного возраста с нарушениями речи. Исследование проводилось в три этапа, включало в себя диагностику и коррекцию и показало следующие результаты:

1. Конфликты детей младшего школьного возраста с нарушением речи характеризуются рядом особенностей, среди которых некоторые личностные характеристики и специфика учреждения образования в котором они обучаются.

2. У большинства испытуемых отмечается негативное отношение к учителям и обучению, низкая учебная мотивация, которые могут быть связаны с повышенной потребностью в позитивной обратной связи и психологической поддержке, являющиеся следствием недостатков семейного воспитания.

3. Отсутствие интереса к обучению в сочетании со страхом взаимодействия с педагогоми, создаваемым некорректным общением учителей, способствует развитию тревожности, замкнутости, агрессивности, усугублению речевых нарушений, снижению успеваемости и, как следствие, к раздражительности и агрессивности педагогов.

4. Во взаимодействии педагогов и младших школьников не отмечается открытого конфликтного взаимодействия, конфликты носят скрытый характер, что связано как с неравенством социального положения, так и с возрастными и речевыми особенностями детей. Создаваемое таким положением вещей психологическое напряжение проявляется через протестные реакции детей (как правило, психосоматические) и личностные нарушения у педагогов. Усложняет изменение ситуации традиционно сложившееся правило приписывать ответственность за конфликт психологическим проблемам детей.

5. Специально разработанные коррекционно-развивающие занятия способствуют преодолению страха речи, снижению тревожности, агрессивности у детей, содействует их психологической адаптации и развитию умения конструктивно разрешать конфликты со сверстниками и педагогами.

6. Отдельного, более подробного исследования и поиска путей коррекции требует ситуация взаимодействия в системе учитель-ученик в данном учреждении.

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

Здравствуйте! Как влияет красно-желтое излучение на человека?

Автор молодец, хорошая статья, познавательная!

Я, как мама 2 детей, согласна с автором. Нужно более активную социальную деятельность, тем более для детей! Ведь они черпают все из поступков, поведения, деятельности. И насколько важно правильно построить процесс, чтобы дать подрастающему поколению важные навыки и привить добро! Очень рада, что такие юные особы, как автор статьи, глубоко понимает проблематику, а также пути решения! Буду с нетерпением ждать очередного творения!

Полезная статья, может дать ответы на сложные вопросы, советую прочитать каждому.

Очень хорошая статья,много полезной информации,которую желательно прочитать многим ! Затронута очень актуальная тема,спасибо авторам .

Очень полезная статья, спасибо авторам за такой материал, молодцы.

Мне очень понравилась данная статья, считаю, что каждый должен ее прочесть, я узнал из этого текста много полезной информации, спасибо большое!

Очень позновательная и актуальная статья. Материал легко воспринимается. Так держать.

ДИАГНОСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Необходимость исследования конфликтности детей определена существенными проблемами общественной жизни. Рост конфликтности в школе отражает одну из самых острых социальных проблем нашего общества, где в последние годы резко увеличились случаи с применением физических и эмоциональных отрицательных воздействий. При этом волнует факт увеличения агрессии против личности, влекущей за собой тяжкие последствия, как для агрессора, так и для его жертвы.

Многие психологи изучали конфликты и их проявления. Например, исследования по проблемам конфликтов А.Я. Анцупова, Н.В. Гришиной, А.А. Ершова, Л.А. Петровской, А.И. Шипилова, А.Н. Сухова. В работах Л. И. Божович, Л.С. Славиной, Б.С. Волкова, конфликтное поведение рассматривается как результат внутренних и внешних противоречий между обществом, микросредой и самим человеком.

Смотрите так же:  Диагностика познавательного интереса у младших школьников дошкольников

Как для любой социальной группы, для общеобразовательной школы характерны различные конфликты. Педагогическая деятельность направлена на формирование личности, ее цель – передача школьникам определенного социального опыта, более полное освоение ими этого опыта.

Именно в общеобразовательной, школе закладываются основы поведения человека в последующих предконфликтных и конфликтных ситуациях. Поэтому именно в школе необходимо создать благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям.

Конфликты в младшем школьном возрасте в пределах школы, класса чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни. Конфликт обостряется и охватывает все больше людей.

Конфликты между учениками негативно влияют как на самих конфликтующих, так и на весь класс. В классе, где сложился неблагоприятный социально-психологический климат, дети плохо усваивают программный материал, простая обида может, в итоге, привести к проявлению жестокости по отношению к своим противникам и т.д.

Заниматься своевременной диагностикой и профилактикой конфликтов в школьных коллективах необходимо. Конфликты оказывают отрицательное влияние на психическое состояние и настроение конфликтующих. Стресс, возникающий в ходе конфликтов, может стать причиной десятков серьезных заболеваний. Поэтому профилактические меры должны положительно влиять на психологическое и физическое здоровье учеников и учителей.

Актуальным в настоящее время является изучение особенностей конфликтного поведения у младших школьников.

Исследование было проведено на базе на базе МБОУ «Центр образования №56» г. Тулы и выборке исследования: учащихся 4 класса, в количестве 20 человек 10-11 лет

Диагностическая программа включала следующие методики: методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф.Фидлеру), тест описания поведения К.Томаса (адаптация Н.В.Гришиной), диагностика функционального лидерства в малых группах, экспресс-диагностика устойчивости к конфликтам.

Диагностическая программа показала, что большая часть коллектива считает атмосферу в классе благоприятной, меньшая часть удовлетворена, но хотела бы улучшить атмосферу; у большинства детей определенный способ поведения в конфликте четко не выражен, это говорит о том, что они обладают плавной стратегией поведения в конфликтах (16 учащихся). Остальной часть класса обладает четко выраженной стратегией поведения в конфликтах (3 учащихся). Выбравшие лишь компромисс (2) призывают к солидарности одноклассников, стараются держаться особняком от всех, в удобном для них случае поддерживая сторону сильнейшего; «непредпочитаемых» в данном коллективе нет, «предпочетаемых» – 16 из 20; «аутсайдеры» – 2 ;«лидеры» в коллективе 2 из 20; так же выяснили, что у половины детей высокий уровень конфликтоустойчивости. Часть учащихся имеют средний уровень, и несколько человек обладают выраженной конфликтностью. В данном коллективе высокого уровня конфликтности не выявлено.

Младший школьный возраст — период жизни ребенка от 6-7 до 10 лет, когда он проходит обучение в начальных классах (I – IV классы) современной школе. Психическое развитие происходит внутри взаимоотношений ребенка и общества, в процессе усвоения общественного опыта человечества.

Для этого возраста характерно, что в качестве ведущей у ребенка формируется учебная деятельность, в которой происходит усвоение человеческого опыта, представленного в форме научных знаний, важно сформировать познавательную мотивацию.

Мышление от наглядно-образного переходит к словесно-логическому, а затем и к абстрактному. Развитие мышления детей в этот период – ключ к умственному развитию в целом. Это возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность.

Формируется способность сосредотачивать внимание на малоинтересных вещах, эмоциональные переживания приобретают более обобщенный характер. Для детей этого возраста характерны следующие проблемы: конфликтность, показушность, хвастовство и самокопание.

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

Здравствуйте! Как влияет красно-желтое излучение на человека?

Автор молодец, хорошая статья, познавательная!

Я, как мама 2 детей, согласна с автором. Нужно более активную социальную деятельность, тем более для детей! Ведь они черпают все из поступков, поведения, деятельности. И насколько важно правильно построить процесс, чтобы дать подрастающему поколению важные навыки и привить добро! Очень рада, что такие юные особы, как автор статьи, глубоко понимает проблематику, а также пути решения! Буду с нетерпением ждать очередного творения!

Полезная статья, может дать ответы на сложные вопросы, советую прочитать каждому.

Очень хорошая статья,много полезной информации,которую желательно прочитать многим ! Затронута очень актуальная тема,спасибо авторам .

Очень полезная статья, спасибо авторам за такой материал, молодцы.

Мне очень понравилась данная статья, считаю, что каждый должен ее прочесть, я узнал из этого текста много полезной информации, спасибо большое!

Очень позновательная и актуальная статья. Материал легко воспринимается. Так держать.

ПРИЧИНЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

Проблематика конфликта и конфликтного взаимодействия является хорошо освещенной в педагогике и психологии. К проблеме конфликта обращались многие отечественные и зарубежные исследователи: Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Я. Л. Коломинский, В. Н. Мясищев, В. С. Мухина, М. И. Лисина и др.

На межличностный конфликт смотрят сегодня как на весьма значимое явление в сфере образования, которое нельзя игнорировать и которому должно быть уделено особое внимание.

Межличностный конфликт – это самый распространенный тип конфликта. Это конфликт, который проявляется между различными субъектами (личностями). Межличностный конфликт – трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей.

Младший школьный возраст – период жизни ребенка от 6 -7 до 10 лет, когда он проходит обучение в начальных классах (I — IV классы) современной школе.

Младший школьный возраст является чрезвычайно важным для психического и социального развития ребенка. Во-первых, кардинально изменяется его социальный статус – он становится школьником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребенка. У него появляются обязанности, которых ранее не было и которые определяются теперь не только взрослыми, но и окружающими его сверстниками.

Во-вторых, с поступлением ребенка в школу происходят изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми, причем довольно существенные. Прежде всего, увеличивается время, отводимое на обучение. Теперь большую часть дня дети проводят в контактах с окружающими людьми: родителями, учителями, другими детьми.

В конфликтологии уже выявлены основные факторы, определяющие особенности конфликтов между учениками.

Во-первых, специфика конфликтов между школьниками определяется возрастной психологией. Возраст учеников оказывает значительное влияние как на причины возникновения конфликтов, так и на особенности их развития и способы завершения.

Во-вторых, особенности конфликтов между школьниками определяются характером их деятельности в школе, основным содержанием которой является учеба. На конфликтность учеников заметное влияние оказывают их индивидуально-психологические особенности, в частности агрессивность. Конфликты между учениками в школе возникают в том числе и из-за проступков, нарушений общепринятых норм в поведении школьников.

Таким образом, основными причинами возникновения межличностных конфликтов являются:

1) наличие противоречий между интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями отдельных индивидов;

2) присутствие противоборства между различными личностями, вызванного разностью социальных статусов, уровнем притязаний и др.;

3) появление и устойчивое доминирование негативных эмоций и чувств как фоновых характеристик взаимодействия, и общения между людьми;

4) особенности восприятия, в ходе которого происходит потеря значительной части информации.

5) субъективная предрасположенность к конфликтам, которая проявляется в сочетании следующих психологических качеств: неадекватная самооценка, стремление к доминированию, консерватизм мышления, излишняя прямолинейность, критицизм, тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность, обидчивость.

Изучив и проанализировав особенности возникновения конфликтов младших школьников, мы провели исследование межличностных отношений и межличностных конфликтов в классном коллективе младших школьников. В исследовании приняли 23 учащихся 4б класса (МБОУ «Гимназия №46» г. Чебоксары). Целью работы является изучение конфликтов в младшем школьном возрасте.

Для достижения поставленной цели нами были использованы следующие методы: личностный опросник К. Томаса (стили разрешения конфликтов), социометрическая методика (диагностика межличностных отношений), диагностика устойчивости к конфликтам.

Методика «Диагностика устойчивости к конфликтам». Эта методика позволяет выявить уровень конфликтоустойчивости личности. Результаты, полученные в ходе диагностики, представим на рисунке 1.

Рисунок 1 – Результаты методики «Диагностика устойчивости к конфликтам»

По данным, представленным на рисунке 1, мы видим, что среди респондентов в 4б доминирует средний уровень конфликтоустойчивости (68%), что говорит о норме. Высоким уровнем конфликтоустойчивости обладают 8% респондентов, что говорит о наличии у них успешной и высокой устойчивости к конфликтам, низкий уровень встречается у 24% респондентов, что свидетельствует о выраженной конфликтности этих испытуемых. Очень низкий уровень конфликтоустойчивости, что говорит о высокой конфликтности, не встречается ни у одного из респондентов.

«Методика К. Н. Томаса». Для описания типов поведения людей в конфликтах (точнее, в конфликте интересов) К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в ситуацию, и напористость, для которой характерен акцент на собственных интересах.

Результаты диагностики по методике К. Томаса представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 – Результаты диагностики по методике К. Томаса

По данным, представленным на рисунке 2, среди респондентов 4б класса 40% предпочитают соперничество в конфликтных ситуациях, 20% учеников – сотрудничество и компромисс, 10% – приспособление и уход (избегание).

Социометрия как метод исследования был впервые предложен американским психологом и психиатром Дж. Морено для определения характерных особенностей и оптимизации межличностных отношений в группе.

По данным социометрической матрицы к первой статусной группе «звезд» относятся: 1) Саша А.; 2) Настя В.; 3) Оксана Ю.

К «предпочитаемым»: 1) Игорь А.; 2) Настя Б.; 3) Вова Д.; 4) Паша Д.; 5) Аня З.; 6) Кирилл К.; 7) Милана К.; 8) Яна Н.; 9) Настя Ц.

К «пренебрегаемым»: 1) Женя Е.; 2) Люда О.; 3) Катя П.; 4) Оля С.; 5) Маша С.; 6) Миша Т.; 7) Илья Я.

К «изолированным»: 1) Артем Г.; 2) Наташа М.

Таким образом, нами были выявлены важные диагностические показатели состояния общегрупповых процессов (социометрический статус каждого ребенка в группе, благоприятность отношений, коэффициент «звездности», «изолированности», коэффициент «взаимности»).

Исходя из совокупных данных по всем трем методикам, можем сделать вывод о том, что в классах наблюдается конфликтогенная обстановка и необходима работа по коррекции конфликтов среди младших школьников.

Анцупов, А. Я. Конфликтология: учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – М. : Юнити, 2011. – 551 с.

Конфликтология : учебное пособие / сост. С. А. Чернов. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2011. – 118 с.

Кулагина, И. Ю. Возрастная психология : развитие ребенка от рождения до 17 лет / И. Ю. Кулагина. – Москва : УРАО, 2011. – 175 с.

Конфликты в начальной школе: причины и способы профилактики

Это исследовательский проект, ученицы 10 класса (2009 год), в котором рассмотрены причины возникновения конфликтных ситуаций между учащимися начальной школы и способы профилактики их возникновения. В рамках проекта ученицей, совместно с психологом, были разработаны и проведены развивающие занятия для учащихся 2-3 классов, направленные на снятие эмоционального напряжения в классе и повышение общей культуры общения между учащимися, что привело к снижению конфликтности.

Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ- ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 569

Невского района Санкт-Петербурга

Конфликты в начальной школе:

причины и способы профилактики

Ученицы 10 а класса Андреус Кристины

Руководитель:
Федына Наталья Валерьевна,

педагог-психолог
высшей квалификационной категории

Формирование и развитие ребёнка как личности – сложный процесс, протекающий не сам по себе, а во взаимодействии с окружающим, под влиянием различных факторов. Всестороннее и гармоничное развитие ребёнка возможно только в условиях специально организованного педагогического воздействия, которым являются процессы воспитания и обучения. Самым сильным фактором, влияющим на становление личности, является общение, особенно в процессе обучения. М.И. Лисина даёт следующее определение общения: «общение – это процесс взаимодействия двух или нескольких людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата» [1]

Потребность в общении формируется на основе биологических, материальных, социальных и духовных потребностей, которые приводят к появлению различных мотивов.

Мотив – это осознанная или неосознанная причина активности человека, направленная на достижение цели. К мотивам относятся влечения, интересы, убеждения, стремления. (Лисина М. И.) Придерживаясь концепции деятельности Леонтьева, мотив – это «опредмеченная потребность», это значит, что мотив деятельности совпадает с её предметом. Значит, мотивом общения служит другой человек, его конкретные качества.

Анализируя развитие потребностей в общении ребёнка, можно выделить три группы мотивов:

  1. познавательные, когда взрослый или другой ребёнок выступает в качестве источника новых сведений и организатором новых впечатлений;
  2. деловые или деятельные, когда взрослый или другой ребёнок является партнёром по совместной практической деятельности, помощником и образцом правильных действий;
  3. личностные, когда взрослый или другой ребёнок является личностью, влияющей на формирование самооценки у ребёнка, на развитие ребёнка, как члена общества. [1]

Поскольку мотивы направлены на достижение целей, то ребёнку необходимо овладеть определёнными средствами.

Средства любой деятельности по А.Н. Леонтьеву – это те операции, с помощью которых достигается цель действия. М.И. Лисина выделяет три основные категории средств общения:

  1. экспрессивно-мимические, т.е. улыбка, взгляд, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации и т.п.;
  2. предметно-действенные – локомоторные, предметные движения и позы (приближение, удаление, вручение предметов, притягивание к себе, отталкивание и т.п.);
  3. речевые средства общения [1].

От сформированности средств зависит качество общения, его продуктивность.

Однако общение для ребёнка – это не только умение вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и внимательно и активно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознавать себя и других.

Глава1. Проблема конфликтов в психолого-педагогической литературе

Тема конфликта неисчерпаема. Это одна из проблем, которую можно назвать извечной. Пока существуют люди, пока развивается общество, существуют и споры, приводящие к конфликтным ситуациям.

Смотрите так же:  Почему современные дети начинают поздно говорить

Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов. Для возникновения конфликта необходимо наличие инцидента – когда одна сторона ущемляет другую. Выделяют разные типы конфликтов:

Внутриличностный конфликт — такой конфликт может возникнуть при низкой удовлетворённости жизнью, друзьями, учебой, отношениями со сверстниками, малой уверенностью в себе и близких людях, а также в связи со стрессом.

Межличностный конфликт — когда люди с различными взглядами, чертами характера совсем не могут ладить друг с другом, в корне различаются их взгляды и цели.

Конфликт между личностью и группой — может возникнуть, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиций группы, например, весь класс срывает урок, а один подросток остается в классе, несмотря на его устойчивую нравственную позицию, его отношения с классом будут конфликтом, так как он идет против мнения группы.

Межгрупповой конфликт — возникает из-за противоречий и идейных установок двух различных групп.

Для возникновения любого конфликта, т. е. для перехода конфликтной ситуации в конфликт, необходим инцендент. Например, агрессивное поведение ребёнка в ответ на требования учителя, или действия одноклассника, проявленные в грубой форме, с угрозой, в форме ультиматума и др. Инцендент возникает тогда, когда обе стороны вступают в открытое противоборство. На этой стадии конфликт ещё можно остановить. Чаще всего конфликты возникают в подростковом возрасте.

О «кризисе подросткового возраста» знают сейчас все.

Споры с самим собой, познание себя, самоутверждение и самореализация приводит к конфликтам внутри себя.

Этот конфликт в большей мере свойственен подростку, переживающему очередной возрастной кризис, один из самых сложных и острых кризисов. Кроме внутриличностного конфликта, подросток сталкивается с различными ситуациями и проблемами, которые приводят его к конфликту.

В первую очередь начало подросткового периода связано с физиологическими изменениями. Но проблемы физиологии обостряются кризисами из предшествующих стадий развития ребенка. Проявление таких качеств, как отделение себя от родителей и их опеки — это потребность обрести свою собственную власть над собственной жизнью. Этот конфликт основан на недавнем кризисе развития 7 лет (коммуникативная компетентность или неуспешность). Если в период начальной школы у ребенка сформировалось такое качество, как коммуникативная компетентность, ему легче адаптироваться в новых условиях, связанных с обретением власти над собственной жизнью, так как у него довольно устойчивые интересы и стремления.

Если же из этого возраста ребенок вынес «неуспешность», возникнет конфликт, связанный с адаптацией к новому состоянию подростка.

Поэтому наше исследование направлено на определение путей предупреждения конфликтов в начальной школе.

  1. Особенности конфликтов учащихся младшего школьного возраста

Конфликты в средней школе отличаются от конфликтов в младшей школе. Это связано с возрастными особенностями учеников. Для младших школьников характерна недолговечность, кратковременность эмоциональных переживаний и свойственна потребность в защите со стороны взрослых.

Общение младшего школьника носит непосредственный эмоциональный характер. Очень часто дети бурно реагируют на простые замечания или требования, на любые не стандартные ситуации и некоторые действия других детей. Непонимание со стороны взрослых и одноклассников, неудовлетворенность своим положением в обществе могут приводить к возникновению ярких негативных эмоций. Такие эмоции могут стать причинами глубокого и длительного расстройства всего поведения. Находясь в состоянии волнения, ребёнок не может последовательно думать, последовательно и планомерно действовать, контролировать своё поведение. В свою очередь это приводит к возникновению конфликтов.

Причины, вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты. Следует различать объективные причины и их восприятие индивидами.

Объективные причины в достаточной степени условно можно представить в виде нескольких укрепленных групп:

· ограниченность ресурсов, подлежащих распределению;

· различие в целях, ценностях, методах поведения, уровне квалификации, образования;

· взаимозависимость заданий неправильное распределение ответственности;

Вместе с тем объективные причины только тогда явятся причинами конфликта, когда сделают невозможным личности или группе реализовать свои потребности, заденут личные и/или групповые интересы. Реакция индивида во многом определяется социальной зрелостью личности, допустимыми для нее формами поведения, принятыми в коллективе социальными нормами и правилами. Кроме того, участие индивида в конфликте определяется значимостью для него поставленных целей и тем, насколько возникшее препятствие мешает их реализовать. чем более важная цель стоит перед субъектом, чем больше усилий он прилагает, чтобы ее достичь, тем сильнее будет сопротивление и жестче конфликтное взаимодействие с теми, кто этому мешает.

Универсальных приемов «правильного» управления конфликтной ситуацией не существует, так как стороны добиваются противоположных целей. Но исследователи конфликтов предлагают общую схему действий, направленных на то, чтобы сделать конфликт более рациональным и не допустить перехода конфликтной ситуации в конфликт. Эта схема включает в себя: предотвращение инцидента, подавление конфликта, отсрочка конфликта, разрешение конфликта.

Рассмотрим подробнее причины конфликтов в начальной школе и способы их решения и профилактики.

Глава2. Конфликты в начальной школы в психолого-педагогических исследованиях

Детский коллектив активно формирует межличностные отношения. Общаясь со сверстниками, младший школьник приобретает личный опыт отношений в социуме, социально-психологические качества (умение понимать одноклассников, тактичность, вежливость, способность к взаимодействию). Именно межличностные отношения дают основу чувствам, переживаниям, позволяют проявить эмоциональный отклик, помогают развивать самоконтроль. Духовное влияние коллектива и личности взаимно.

Важна и социально-психологическая атмосфера коллектива. Она должна создавать оптимальные условия для развития младшего школьника: порождать чувство психологической защищенности, удовлетворять потребность ребенка в эмоциональном контакте, быть значимым для других людей.

Положительный психологический и педагогический потенциал детского коллектива не может сложиться сам, стихийно. Нужна “окружающая ребенка атмосфера” социальной мысли (Л.С. Выготский), внешнее педагогическое влияние и руководство.

Поведение младших школьников импульсивно, самоконтроль развит не у всех, и не всегда он способен сдерживать повышенную эмоциональность данного возраста. Межличностные конфликты есть и бывают в младших классах, но вспыхивают и гаснут они легко.

В психолого-педагогической литературе достаточно широко описана специфика возникновения и развития конфликтов в начальной школе.

2.1. Причины конфликтов в начальной школе

По мнению некоторых авторов, таких как В.И. Андреева, Х. Бродаль и других, причины конфликтов находятся в прямой зависимости от следующих факторов:

— возрастные особенности младшего школьника;

— специфика организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе;

— отношение младших школьников к конфликту, которое включает: понимание термина конфликт, причин возникающих конфликтов, действия в случае возникновения конфликтов.

Изучение причин возникновения межличностных конфликтов во взаимоотношениях младших школьников позволило в самых общих чертах вывить, что таковыми являются: неудовлетворенность потребностей личности в общении, самоутверждении, саморазвитии, оценке, признании, а также в ее притязаниях на определенный статус в группе.

Светлана Шабас отмечает: «в основном, конфликты детей между собой бывают на почве разноуровневой подготовки (‘он умеет читать, а я – нет’), по причине разного возраста одноклассников (‘я тебя старше, так что ты вообще помолчи’) и – естественно — разного пола (я мальчик – я сильнее).

Но есть еще одна важная проблема, о которой практически не говорят: это разный достаток семей. Это – очень сложный момент. О достатке семьи в первую очередь, говорит предметный мир ребенка: какие портфели, тетради и проч. может позволить купить родитель. Ребенок говорит: ‘а я привез себе ручку из Парижа’, а у соседа ручка за 2 руб. 30 коп. И не надо думать, что в младшей школе дети не понимают этой разницы!»

Таким образом, причины можно разделить на две группы эндогенные и экзогенные. К первой группе относятся причины связанные с социальным статусом ребенка, материальным положением семьи, особенностями воспитания, отношением учителя к детям. К экзогенным причинам можно отнести особенности нервной системы ребенка, его личностное развитие, уровень развития коммуникативных компетенций.

2.2. Способы решения конфликтов в начальной школе

Рассмотрим основные пути разрешения и профилактики конфликтов, существующие в теоретической и практической литературе. Это необходимо для того, чтобы, определить, насколько существующие пути разрешения и профилактики конфликтов могут быть использованы учителями младших классов в целях формирования опыта корректных взаимоотношений учащихся.

В этой связи мы выделяем три аспекта:

— управление конфликтной ситуацией / конфликтом;

— непосредственно пути разрешения конфликта;

Итак, согласно формуле В.И. Андреева, конфликт это проблема + конфликтная ситуация + участники конфликта + инцидент. Следовательно, чтобы разрешить конфликт необходимо внести изменения в конфликтную ситуацию. Конфликтная ситуация, как известно, перейти в конфликт без инцидента не может, поэтому, изменив ситуацию, предшествующую конфликту, мы можем предупредить конфликт.

Таким образом, если конфликт — это следствие определенной конфликтной ситуации, то прежде всего необходимо провести правильную диагностику конфликтной ситуации, то есть по возможности определить наличие проблемы и потенциальных участников возможного конфликта, их позиции и тип отношений между ними.

По мнению Х. Бродаля [11] существует пять основных аспектов диагноза:

1) истоки конфликта, то есть субъективные или объективные переживания сторон, способы «борьбы», события внутри конфликта, противоречие мнений или конфронтация;

2) биография конфликта, то есть его история и фон, на котором он прогрессировал;

3) стороны конфликта, будь то личности или группы;

4) позиция и отношения сторон, формальные и неформальные; их взаимозависимости, их роли, личные отношения и тому подобное;

5) исходное отношение к конфликту — хотят ли стороны решить конфликт сами, каковы их надежды, ожидания, условия.

Следовательно, педагогу в конфликтной ситуации необходимо выявить ее основные структурные элементы, объективно оценить возникшую конфликтную ситуацию, чтобы в случае возникновения конфликта найти правильное конструктивное разрешение конфликтной ситуации, включая и возможные пути предупреждения или погашения конфликта, а, значит, установить такие взаимоотношения в среде, которые будут способствовать выполнению учебно-воспитательных целей и задач.

Для того чтобы целенаправленно внести изменения в конфликтную ситуацию необходимо знать основы управления такой ситуацией. Под управлением конфликтной ситуацией мы понимаем меры, направленные на предупреждение инцидента, а, следовательно, не способствующие переходу конфликтной ситуации в собственно конфликт. Универсальных приемов «правильного» управления конфликтной ситуацией не существует, так как стороны добиваются противоположных целей. Но исследователи конфликтов предлагают общую схему действий, направленных на то, чтобы сделать конфликт более рациональным и не допустить перехода конфликтной ситуации в конфликт. Эта схема включает в себя: предотвращение инцидента, подавление конфликта, отсрочка конфликта, разрешение конфликта

Таким образом, при устранении конфликтной ситуации еще не возникший конфликт можно считать разрешенным.

По мнению А.Г. Почебут и В.А. Чикер, управление конфликтом предполагает умение поддерживать его значение ниже того уровня, на котором он становится угрожающим для организации. Умело управляя конфликтом, можно разрешить его, то есть устранить проблему, вызвавшую данный конфликт.

Согласно позиции авторов, управление конфликтом может выражаться в урегулировании, завершении, предотвращении, достижении консенсуса, профилактике, ослаблении, подавлении, отсрочке и так далее.

Отечественный исследователь Т.С. Сулимова выделяет следующие основные модели управления развитием конфликта:

Условия использования: нет достаточных средств для результативного завершения конфликта; конфликтная ситуация не является острой и не требует безотлагательного разрешения; достигнутый результат в данный период может быть негативным.

Результат: 1. стороны получают дополнительное время для концентрации своих возможностей для последующего завершения конфликта; 2. конфликт может быть завершен в процессе развития более актуальной конфликтной ситуации.

Негативные последствия использования: 1. если конфликт требует незамедлительного завершения; 2. один из субъектов может получить негативный результат.

Используется при условиях: у субъектов равные возможности в достижении результата; необходимо быстрое завершение возникшей конфликтной ситуации.

Результат: при наличии конкурентных характеристик в содержании конфликта.

Негативные последствия использования: 1. если необходимо сохранение прочных партнерских отношений между субъектами; 2. если конфликтная ситуация имеет сложный структурный характер.

Используется при условиях: равные возможности субъектов в достижении желаемого результата; заинтересованность в положительном результате; необходимо сохранить партнерские отношения.

Результат: каждый субъект конфликта достигает определенного компромиссного результата; полученный результат в определенной мере и на данном этапе удовлетворяет его.

Негативные последствия использования: 1. компромиссный результат минимально соответствует желаемому результату; 2. субъект вынужден был принять компромиссное решение, но оно его не удовлетворяет и он рассматривает его как временную уступку.

Используется при условиях: у субъектов конфликта нет достаточных средств для получения более эффективных результатов; для одного из субъектов конфликта важнее сохранить партнерские отношения; результат завершения конфликта для субъекта не имеет важного значения.

Результат: 1. получение желаемого результата для одного из субъектов конфликта; 2. сохранены партнерские отношения между субъектами.

Негативные последствия использования: кто-то из субъектов согласился на уступку, но имеет отрицательный для себя результат.

Используется при условиях: субъекты конфликта не имеют враждебного опыта; заинтересованность во взаимовыгодных партнерских отношениях; есть возможность завершения конфликта взаимоприемлемым результатом.

Результат: 1. взаимовыгодный результат, 2. сохранены партнерские отношения, приобретен положительный опыт сотрудничества.

Известный психолог и гроссмейстер Н.В. Крогиус считает, что одним из условий успеха соперников является лучшее понимание себя и противника. Следовательно, разрешению конфликта должен предшествовать процесс познания и самопознания субъекта конфликтной ситуации.

Разрешение конфликта — это заключительная стадия развития конфликта. Отечественные и зарубежные специалисты предлагают способы разрешения конфликтов в зависимости от различных подходов к изучению их сущности. Мы считаем целесообразным рассмотреть данные пути разрешения конфликтов, чтобы на их основе выработать свои подходы применительно к задачам данного исследования.

Исследователь социальных конфликтов Т.С. Сулимова указывает, что конфликты, возникающие между индивидами в группе, разрешаются преимущественно двумя методами: методом принуждения и методом убеждения. Первый метод предполагает осуществление насильственных действий одного субъекта над другим. Второй метод ориентирован прежде всего на поиск компромиссов, взаимовыгодных решений. Основным его средством является убедительная аргументация своих предложений, а также знание и учет устремлений другой стороны. Именно поиск возможностей и путей достижения компромисса является одним из основополагающих при использовании данного метода.

Н.И. Шевандрин и Л.А. Петровская говорят о том, что разрешение конфликта возможно, во-первых, за счет преобразования самой объективной конфликтной ситуации, и, во-вторых, за счет преобразования образов ситуации, имеющихся у сторон. Такое разрешение может быть как частичным, (когда исключаются конфликтные действия, но побуждение к конфликту остается), так и полным (конфликт устраняется на уровне внешнего поведения и на уровне внутренних побуждений).

Смотрите так же:  Критерии психического здоровья детей дошкольного возраста

В педагогических исследованиях прослеживаются следующие позиции по вопросу о разрешении конфликтов. П.А. Сергоманов и А.Б. Добрович предлагают примерно однотипные методы. Исследователь педагогических конфликтов П.А. Сергоманов называет их подавление и синтез, а А.Б. Добрович — прямыми и косвенными методами угашения конфликта, при этом оба замечают, что первые менее эффективны, так как проигрывают оба участника. Е.А. Тимоховец, считает, что педагогическое разрешение конфликтов — это процесс целенаправленного воспитательного воздействия на отдельного школьника или коллектив в целом, включающий диагностику конфликта, разрешение возникших противоречий и побуждение к саморегуляции поведения участников ситуации. Мы согласны с позицией данного автора, который считает, что во многих конфликтных ситуациях определение действительной, а не ложной причины столкновения — это наиболее сложный этап в разрешении конфликта, так как она часто замаскирована субъективными оправданиями учащимися своего поведения. В этой связи следует отметить, что обычно вместо истинных причин дети выдвигают побочные, а искаженное восприятие ситуации участниками конфликта не способствует его полному разрешению. По мнению автора, соответствие между действительными причинами и причинами, о которых говорят дети, наблюдается только в том случае, когда конфликт возник из-за аморального поведения школьника, что испортило отношения со всем коллективом.

Кроме того, возникновение и разрешение конфликта тесно взаимосвязано и с отношением конфликтующих друг к другу и их отношения к предмету конфликта, с нравственной позицией оппонентов. То есть, если конфликт произошел между двумя субъектами учебно-воспитательного процесса, которые до этого находились в доброжелательных или нейтральных отношениях, то стороны сделают все возможное, чтобы быстрее выйти из этого конфликта, конструктивно разрешить его. И, наоборот, если такая ситуация возникла между враждующими сторонами, то конфликт примет затяжную форму, будет усугубляться сторонами. Таким образом, наряду с оппонентами и объектом конфликта, такие исследователи педагогических конфликтов, как М.М. Рыбакова и И.М. Курдюмова вычленяют и нравственную сферу, включая вид деятельности, цели деятельности, результаты, а также средства общения, и указывают следующие стратегии выхода из конфликта: агрессивного поведения; проявления гибкости; уклонения от столкновения; образование союзов; приспособления вплоть до сдачи позиций.

Разрешение конфликта В.И. Андреевым определяется как процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющей личную значимость для участников конфликта и на этой основе гармонизация их взаимоотношений. Исходя из этого, автор в своих исследованиях приводит следующие этапы и способы разрешения конфликтных ситуаций:

1) установить действительных участников конфликтной ситуации;

2) изучить, насколько это возможно, их мотивы, цели, способности, особенности характера;

3) изучить существовавшие ранее до конфликтной ситуации межличностные отношения участников конфликта;

4) определить истинную причину возникновения конфликта;

5) изучить намерения, представления конфликтующих сторон о способах разрешения конфликта;

6) выявить отношение к конфликту лиц, не участвующих в конфликтной ситуации, но заинтересованных в его позитивном разрешении;

7) определить и применить способы разрешения конфликтной ситуации, которые:

а) были бы адекватны характеру его причин;

б) учитывали бы особенности лиц, вовлеченных в конфликт;

в) носили бы конструктивный характер;

г) соответствовали целям улучшения межличностных отношений и способствовали бы развитию коллектива.

В.И. Журавлев и И.М. Курдюмова предлагают аналогичные способы разрешения конфликтов: контроль эмоций, выяснение причин, поиск и выбор правильного решения, то есть покомпонентный анализ ситуации.

Исследователь школьных конфликтов Н.В. Самоукина пишет, чтобы успешно блокировать конфликт необходимо перевести его из плоскости коммуникативных взаимодействий в плоскость предметно-деятельностную, а в качестве одного из методов выхода предлагает метод интроспекции, то есть постановки себя на место другого.

Следует упомянуть объектно-субъектный подход к разрешению конфликта. Он предполагает использование двух моделей: модели арбитража и посреднической модели. Суть первой в том, что сначала арбитр изучает суть проблемы, затем обсуждает ее с участниками конфликта, и в конце выносит окончательное и обязательное для выполнения обеих сторон решение.

Другой автор Н.И. Леонов так говорит о разрешении конфликта: это то или иное положительное действие (решение) самих участников конфликта либо третьей стороны, прекращение противоборства и снятие противоречия мирными или силовыми средствами. Поэтому, по мнению исследователя, полезно, чтобы все действия по разрешению конфликта совершались не только третьей стороной, но и самими субъектами.

В рамках модели арбитража, по мнению Н.И. Леонова, работают следующие отечественные исследователи: А.Г. Ковалев предлагает педагогический и административный путь разрешения конфликта, суть первого в объективации конфликта (перевод его с эмоционального на рациональный уровень), второго — в учете возможностей аффекта у обоих или у одной из сторон, сборе необходимых сведений о конфликтующих сторонах, и выборе соответствующего способа разрешения конфликта, организации наблюдения за вышедшими из конфликта.

Таким образом, проведенный анализ литературы показал, что универсальных приемов решения конфликта не существует. Поэтому большинство исследователей конфликта предлагают действия, которые могут превратить конфликт из деструктивного в конструктивный. По мнению Н.В. Самсоновой, эта общая схема выглядит следующим образом:

— действия, направленные на предотвращение инцидента;

— действия, связанные с подавлением конфликта;

— действия, дающие отсрочку;

— действия ведущие к разрешению конфликта.

В психолого-педагогических исследованиях описан очень небольшой спектр профилактических мер, направленных на предотвращение конфликтов и конфликтных ситуаций в начальной школе. Основными являются беседы и психологические игры. Но нет описанного опыта применения данных способов с помощью учащихся средней или старшей школы.

Поэтому мы решили остановиться на предложенных методах профилактики – беседы и психологическая игра, но реализацию методов будет осуществлять ученица 10 класса.

Глава 3. Профилактика возникновения конфликтов в начальной школе на базе ГОУ школы № 569

В процессе изучения проблемы конфликтов в начальной школы у нас сформировалась гипотеза , что при организованном воздействии на учащихся начальной школы с участием ученика старшей школы, процесс формирования навыка бесконфликтного поведения будет более эффективен.

Исходя из гипотезы, была сформирована цель экспериментального исследования –определение способов профилактики конфликтов в начальной школе.

В соответствии с целью, были поставлены и решены следующие задачи :

  1. определить основные причины возникновения конфликтов в начальной школе
  2. разработать и провести ряд тематических бесед с учащимися начальной школы;
  3. разработать и провести психологическую игру направленную на формирование умения бесконфликтного взаимодействия
  4. определить эффективность выбранных способов профилактики конфликтов в начальной школе.

3.1. Причины конфликтов у учащихся 2-х классов в ГОУ СОШ № 569

В результате проведенного эксперимента были выявлены причины возникновения конфликтов у учащихся 2-х классов в ГОУ СОШ №569. К ним относятся:

  1. Трудности в общении, которые в основном выражаются в негативных высказываниях по отношению друг к другу. 42% учащихся отметили, что такая ситуация случается часто, 44% — редко и 14% никогда. Стоит отметить, что такую ситуацию по отношению к другим со своей стороны большинство учащихся отметило как не случающуюся никогда – 61%, и только 16% отметило, что они тоже часто дразнят и обзывают своих одноклассников.
  2. Агрессивные формы общения, которые отметили 30% учащихся, как частое проявление, 39%, как редкое;
  3. Не понимание со стороны одноклассников, как частую причину отметили только 12% учащихся, большинство (54%) не отметили эту причину, и 35% отметили, как редкую.

Таким образом, основными причинами конфликтов учащихся 2-х классов ГОУ СОШ №569 являются трудности в общении.

  1. Профилактика конфликтов у учащихся 2-х классов ГОУ СОШ № 569

Для формирования у учащихся умения бесконфликтного общения были разработаны следующие тематические беседы :

  1. Дружба
  2. Ссоры и мир
  3. Отношение к людям
  4. Ценность каждого

Целью проведения этих бесед стало обучение учащихся способам бесконфликтного общения в классе.

Поскольку работа по формированию навыков общения уже ведётся психологом школы, мы предположили, что если часть информации будет представлена одним из учащихся старшей школы, то эффективность будет выше.

Во время бесед мы смогли показать детям возможность бесконфликтного взаимодействия, закрепить у них навыки саморегуляции, повысить взаимоуважение и развить интерес к общению друг с другом.

Заключительным этапом встреч с учащимися была игра «Необитаемый остров». Цель игры – показать учащимся значимость каждого в достижении общей цели.

В ходе игры ребятам надо было выполнить ряд различных заданий, направленных на достижение общей цели. Задания были продуманы таким образом, чтобы каждый ученик класса смог проявить себя. В процессе игры учащиеся смогли увидеть своих одноклассников с лучших сторон, что было подчёркнуто в обсуждении. Некоторые учащиеся отмечали, что они не знали о способностях своих одноклассников и теперь относятся к ним лучше.

В результате проведенной работы отмечается снижение количества учащихся вступающих в конфликтные ситуации. Повысился интерес учащихся к занятиям в этом направлении. Можно считать, что выбранные нами способы эффективны, гипотеза подтверждена.

Тема конфликта неисчерпаема. Это одна из проблем, которую можно назвать извечной. Пока существуют люди, пока развивается общество, существуют и споры, приводящие к конфликтным ситуациям.

Причины, вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты. Различают объективные причины и их восприятие индивидами. В начальной школе чаще приходиться сталкиваться с субъективными причинами. Очень часто дети бурно реагируют на простые замечания или требования, на любые не стандартные ситуации и некоторые действия других детей. Непонимание со стороны взрослых и одноклассников, неудовлетворенность своим положением в обществе могут приводить к возникновению ярких негативных эмоций. Такие эмоции могут стать причинами глубокого и длительного расстройства всего поведения. Находясь в состоянии волнения, ребёнок не может последовательно думать, последовательно и планомерно действовать, контролировать своё поведение.

Исследователи конфликтов предлагают общую схему действий, направленных на то, чтобы сделать конфликт более рациональным и не допустить перехода конфликтной ситуации в конфликт. В психолого-педагогических исследованиях описан очень небольшой спектр профилактических мер, направленных на предотвращение конфликтов и конфликтных ситуаций в начальной школе. Основными являются беседы и психологические игры.

Поскольку работа по формированию навыков общения уже ведётся психологом школы, мы предположили, что если часть информации будет представлена одним из учащихся старшей школы, то эффективность будет выше.

В ходе проведенной работы, мы доказали нашу гипотезу. Мы отметили снижение частоты возникновения конфликтов во вторых классах, так же повысился интерес учащихся к занятиям. Произошли изменения и у меня: я стала лучше относиться к детям младшего возраста, изменила своё отношение к окружающим, преодолела барьер публичных выступлений.

В целом можно сказать, что такая работа помогает не только тем на кого она направлена, но и тому, кто её проводит.

Мы планируем продолжить работу в этом направлении в следующем году.

Инструкция: Ребята при ответе на вопросы 1-6, вам надо отметить свой ответ определенным цветом. Если описанное в вопросе событие происходит с вами часто, то вы закрашиваете квадратик красным цветом, если редко – синим, никогда – зелёным

При ответе на вопрос 7, если вы считаете, что ваш класс не дружный, то закрашиваете квадратик красным цветом, если не очень дружный – синим и дружный – зелёным.

  1. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения — М.:1986г.
  2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми / комплексная программа – СПб: 2002г.
  3. Лисина М.И., Галигузова Л.Н. Изучение становления потребности в общении со взрослыми и сверстниками у детей раннего возраста.// Психолого – педагогические проблемы общения. – М.: 1979г.
  4. Мазепина Т.Б. Развитие навыков ребёнка в играх, тренингах, тестах. – Ростов-на-Дону.: 2003г.
  5. Панфилова М.А. Игротерапия общения / тесты и коррекционные игры. — М.: 2001г.
  6. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в конфликте – М.: 1991г.
  7. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома – М.: 1998г
  8. Собчик Л.Н. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. МЦВ – метод цветовых выборов. – СПб.: 2002 г.
  9. Леонтьев А.А. Деятельность и общение. – Вопросы философии – 1979, — М,
  10. Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. — М.: Народное образование. 1995.
  11. Бродаль X. Девять ступеней вниз, или Ссоры — конфликты — войны // Знание-сила, 1991. № 11.
  12. Бодалёв А.А. Личность и общение. М.,1983.
  13. Возрастные особенности психического развития детей (под ред. Дубровиной, М.И. Липсиной) М.,1982
  14. Лутошкин А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива М., 1978
  15. Мухина В.С. Возрастная психология М., 1997

Другие статьи

  • Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Консультация (младшая группа) по теме: консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей. Предварительный просмотр: Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного […]
  • Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Законодательством Российской Федерации не предусмотрено процедуры отказа от ребенка, возможно только лишение родительских прав. Так, согласно ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если […]
  • Что входит в обязанности родителей по воспитанию детей Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 - 79) Глава 12. Права и обязанности родителей См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. […]
  • Можно ли ребенку капать ромашку в нос отвар ромашки и нос неделю назад мы заболели к нам приходила врач и сказала 5 раз в день промывать нос пипеткой ромашки, потом отсасывать аспиратором, а потом капать капли сейчас я разговаривала с подругой, она меня отругала, сказала, что нельзя так ни в коем случае, […]
  • Как правильно купать в круге месячного ребенка Как купать ребёнка с кругом на шее С какого месяца купать ребёнка с кругом на шее, как правильно это делать, в какое время? Советы доктора Комаровского и видео инструкция. Водные процедуры – особенное удовольствие для маленького ребенка. Кроме обычного гигиеничного […]
  • Диагностика отклонения в развитии ребёнка определение этапы проведения Ранняя диагностика отклонений в развитии детей Диагностика отклонений в развитии основывается на зна­нии общих и специфических закономерностей психического раз­вития нормально развивающегося ребенка и детей с различны­ми отклонениями в развитии. Диагностика носит […]