Конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников

Консультация на тему:
Консультация для педагогов «Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов

«Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Предварительный просмотр:

воспитатель детского сада № 189,

Консультация для педагогов

«Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Конструировать дети начинают еще раннем детстве, играя в такие игры как цветные пирамидки и кубики.

Выделяют два вида конструирования — техническое (из строительного материала, деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления, крупногабаритных модульных блоков) и художественное (из бумаги, картона и природного материала).

При техническом конструировании, дети в основном отображают реальные объекты, придумывают поделки по ассоциации с образами из сказок, мультфильмов. При этом моделируются структурные и функциональные признаки. Конструирование тесно связано с игровой деятельностью (дети сооружают постройки, неоднократно перестраивают их во время игры). При художественном конструировании, дети, создают образы, отображают их структуру, выражают своё отношение, передают характер, пользуясь цветом, фактурой, формой.

Ролевые игры, в которые включаются элементы конструирования, способствуют развитию сюжета. Полноценное конструирование влияет на сам процесс (отбирается материал, обдумываются способы, планируется и контролируется деятельность.) В раннем возрасте конструирование слито с игрой, в младшем игра уже побудитель к конструированию. Конструктивная деятельность способствует развитию познавательных способностей, которые проявляются в умении выделять характерные свойства, различия, разбираться в сложных ситуациях, задавать вопросы, наблюдать. Необходимым условием развития этих способностей является тяга к умственным усилиям. Познавательные способности обеспечивают успех любой познавательной деятельности.

Дети знакомятся с различными материалами, осваивают сенсорные эталоны, закрепляют конструктивные навыки, учатся ориентироваться в пространстве. Кроме этого хочу перечислить еще ряд положительных факторов: развивается мелкая моторика, совершенствуется координация движений пальцев и кистей. Конструирование также развивает психические процессы – память, мышление, воображение, внимание и восприятие. Нельзя пропустить и воспитательные моменты. Совместная работа сближает детей, дисциплинирует, появляются общие интересы. Конструирование стимулирует развитие восприятия. Для того, чтобы правильно выполнить постройку или поделку, нужно тщательно рассмотреть предложенный образец, понять из какого материала он выполнен, сделать соответствующие выводы. Не всегда этот образец можно потрогать. Наряду с развитием восприятия в старшем дошкольном возрасте идет процесс совершенствования внимания. При изготовлении постройки-поделки необходимо очень внимательно следить за объяснением воспитателя, а потом также внимательно выполнять действия, чтобы получилась хорошая работа. Практика показала, что игровые занятия способствует развитию произвольного внимания. В первый момент детей увлекает будущая деятельность, им очень хочется сделать то, что предлагает воспитатель. Но позже нужно приложить немало усилий для достижения конечного результата. Здесь необходимо относится к работе с повышенным вниманием.

Хочу предложить более подробно рассмотреть взаимосвязь конструирования и развития творческих способностей. Прежде чем начать изготавливать постройку или поделку, я с ребятами провожу предварительную работу. Рассматриваем материал, выявляем его особенности, сравниваем с другими материалами. Здесь используются как занятия, так и исследовательская деятельность, дидактические игры. Малыши, например, сравнивают бумагу и картон, ребята постарше знакомятся с различными тканями, пряжей. Вместе мы заготавливаем природный материал, по ходу закрепляя названия деревьев, кустарников, к этому привлекаю и родителей. Во время изготовления поделки у ребят закрепляется представление об сенсорных эталонах. Огромное значение имеет развитие конструктивных навыков, для некоторых детей это сложный процесс. Прежде чем, получится постройка или поделка ее нужно собрать, причем выполнить это правильно, подогнать все детали, склеить или сложить их ровно, точно.

Особое место в конструирование занимает техника «Оригами». При изготовлении этих игрушек, даже самых простых, нужна точность и острый глазомер. А когда все складывается, то сразу виден результат. Для детей это очень важный момент. Для лучшего результата можно использовать различные планы, схемы, карты, алгоритмы. Старшие дошкольники с удовольствием изучают такие инструкции, очень часто бывает так, что понимают их лучше некоторых взрослых.

Благодаря конструированию у детей пополняется словарный запас, развивается речь, воображение, а так же художественно-творческие способности. Творческие способности – это такие психические свойства и качества личности, которые необходимы для успешного овладения различными видами художественной деятельности и развития творчества ребенка. Чем больше он знает, тем легче ему взглянуть на исследуемый вопрос с разных ракурсов. Творческая личность постоянно стремится больше узнать об окружающем мире не только в области своей основной деятельности, но и в смежных отраслях.

Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются важные качества личности: трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность.

Совместные коллективные постройки, поделки способствуют развитию первоначальных навыков работы в коллективе. Формируется умение предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.); работать дружно, не мешая друг другу.

Становясь старше, дети уже более осознанно собирают свои постройки по замыслу или по схеме. Они строят домики для любимых игрушек из крупного конструктора или цветных кубиков, при этом сами не осознавая, начинают развивать сенсорику, исследуют окружающие предметы по цвету, форме, величине, динамическим качествам.

Строительные игры формируют потребность в общении, которое требует собственной активации речи. Не стоит забывать, что любую постройку можно и нужно обыгрывать в различного вида играх.

Выбор материала для конструирования очень велик и разнообразен, для каждого возраста различные строительные наборы, магнитный конструктор, деревянные, пластмассовые или крупногабаритные мягкие модули для детей младшего возраста.

Очень важная роль в процессе конструирования отводится взрослому, для обучения детей конструированию необходимо пользоваться разнообразными приемами.

В своей работе я пользуюсь следующими приемами обучения:

1. Показ и пояснение приемов изготовления конструкции или игрушки.

2. Объяснение задачи с определением условий, которые дети должны выполнить без показа приемов работы.

3. Показ отдельных приемов конструирования или технических приемов работы, которыми дети овладевают для последующего использования их при создании построек, конструкций, поделок. Например, в постройке — как сделать перекрытие на высоких устоях, как добиться устойчивой конструкции; в бумажном конструировании — как склеивать стороны закрытого куба или бруска; в работе с конструктором — как крепить колеса на осях с помощью гайки; в работе с природным материалом — из какого материала лучше сделать отдельные части, в каких случаях лучше применить для скрепления пластилин, клей, как пользоваться шилом и т. д.

4. Анализ и оценка процесса работы детей и готовой продукции (выяснение, какие способы действий дети усвоили, какими нужно еще овладеть).

При этом на занятиях я общаюсь со всей группой и с каждым ребенком отдельно, чтобы проверить, усвоил ли ребенок новый материал.

Игровые занятия художественно-конструктивной деятельностью создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми. Кроме того, художественно-конструктивная деятельность выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно включение в педагогический процесс занятий художественно-творческой направленности.

Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Практика показала: с помощью традиционных форм работы нельзя решить в полной мере эту проблему – проблему развития творческой личности. Для этого необходим индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его интересы и способности, т. е. нужно искать новые формы работы с детьми и родителями, развивать потребность в творческой деятельности.

Конструирование как деятельность охватывает большой круг разнообразных образовательных, развивающих и воспитательных задач: от развития у детей моторики и накопления сенсорного опыта до формирования достаточно сложных мыслительных действий и речевого развития, творческого воображения, художественного развития и механизмов управления поведением ребенка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспит.

Конструктивная деятельность является эффективным средством эстетического воспитания. При ознакомлении детей с постройками и сооружениями (жилые дома, здания детских садов, школ и т.п.), а также доступ.

9 ноября 2017 года в нашем детском саду прошло методическое объединение «Творческое самовыражение педагога – основа реализации инновационных идей и практик, в подходах организации самостоя.

В силу своей универсальности ЛЕГО-конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников.Разнообразие образовательных конструкто.

laquo;Истоки способностей и дарований детей – накончиках их пальцев. От пальцев, образноговоря, идут тончайшие ручейки, которыепитают источник творческой мысли».(В. А. Сухомлинский).

Ранее закрепление информации в учреждениях для дошкольников и школьников проходила путем ее повторения, оформления в виде рефератов, проектных работ. Лэпбук (детская книжка-раскладушка) – это но.

Лэпбук (lapbook) – это сравнительно новое средство из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. В дословном переводе с английского языка означает.

Конструирование как основа для развития творческих способностей детей

Наталия Прилуцкая
Конструирование как основа для развития творческих способностей детей

Доклад для воспитателей

Конструирование из строительного материала является специфически детской деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников. Процесс создания построек тесно связан с игрой – дети сооружают постройки и играют с ними, перестраивая по ходу игры Термин «конструирование» означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Детское конструирование это разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой — в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки — для игры, поделки — для украшения елки, для подарка и т. д., поэтому должны соответствовать своему назначению. «Программа воспитания в детском саду» отводит конструированию значительное место в работе с детьми всех возрастных групп, так как это возможность для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания. Конструирование из строительного материала является специфически детской деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников.

На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей. Здесь дети приобретают не только конструктивно-технические умения, но и обобщенные умения — целенаправленное рассматривание предметов, сравнение их, расчленение на части, нахождение в них общего и различий, умение делать обобщения.

При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, в какой последовательности и как они ее будут выполнять. Дети познают свойства геометрических тел и пространственные отношения. Речь детей начинает обогащаться новыми терминами, понятиями (куб, брусок, пирамида и др., которые в других видах деятельности употребляются редко; дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький, в точном словесном указании направления (над — под, вправо — влево, вниз — вверх, сзади — спереди, ближе и т. д.) .

Конструктивная деятельность это также средство нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются такие важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность.

Смотрите так же:  Центры развития детей в железнодорожном

Совместная конструктивная деятельность детей воспитывают в детях умение работать в коллективе (умения предварительно договориться, распределить обязанности, отбирать необходимый материал работать дружно, не мешая друг другу и т. д.)

Изготовление детьми различных поделок и игрушек для подарка воспитывает заботливое и внимательное отношение к близким, к товарищам, желание сделать им что-то приятное. Именно это желание часто заставляет ребенка трудиться с особым усердием и старанием, приносит ребенку большое удовлетворение.

Наконец, конструктивная деятельность имеет большое значение и для воспитания эстетических чувств. При знакомстве детей с современными зданиями развивается художественный вкус, умение восторгаться архитектурными богатствами, его оформлением (простотой и четкостью форм, цветовыми сочетаниями, продуманностью украшений и т. д.) Изготовление поделок из природного материала формирует у детей не только технические умения и навыки, но и особое отношение к окружающему их миру — дети начинают видеть и чувствовать красоту созданную природой и целесообразность сочетаний природного материала.

Однако такое многостороннее значение в воспитании детей конструктивная деятельность приобретает только при условии осуществления систематического обучения, использования разнообразных методов, направленных на развитие не только конструктивных умений и навыков, но и ценных качеств личности ребенка, его умственных способностей. Личная заинтересованность воспитателя, умелые руки, внимание к организации самостоятельной конструктивной деятельности детей, интересное практическое использование созданных детьми поделок и построек пробуждают у дошкольника желание сделать новые вещи своими руками.

При обучении детей конструктивной деятельности в детском саду используются строительный материал, конструкторы, бумага, бросовые и природные материалы. Вид материала определяет и вид конструирования — конструирование из строительного материала, конструирование из бумаги, конструирование из природного материала и т. д.

Во время занятий материала всего должно быть больше, чем требуется для данной постройки (и по элементам, и по количеству, чтобы приучать детей отбирать только необходимые детали, соответствующие их замыслу.

Организуя детскую конструктивную деятельность из строительных материалов, воспитатель использует и разнообразные мелкие игрушки. Дети дошкольники, создавая предметы строят с конкретной целью — домик для поросят, мост для транспорта и пешеходов и т. д. Использование игрушек в конструировании делает его более осмысленным и целенаправленным и способствует дальнейшему развитию игровой деятельности детей. Хранить строительный материал удобнее всего в специальных шкафчиках с отделениями для каждого вида деталей, что не только облегчает работу с ним, но и способствует ускорению запоминания названий этих форм.

Детское конструирование это процесс сооружения построек, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, а также способы их соединения. Важно, чтобы постройка соответствовала требованиям реального сооружения и выполняла его назначение. Стул должен быть таким, чтобы на него можно было усадить матрешку, а мост таким, чтобы по нему могла проехать машина. Хотя постройка создается не для практического использования, в ней воспроизводятся основные элементы и функции реального сооружения

При обучении конструированию старших дошкольников воспитатель не только сам придумывает систему вопросов и пояснений, но и воспитывает у детей умение задавать их самостоятельно.

Дети старшего дошкольного возраста в свободное от занятий время используют также различные конструкторы — деревянные, пластмассовые, металлические и керамические, которые позволяют создавать подвижные конструкции.

Под руководством воспитателя дети осваивают новые для них способы соединения, учатся создавать разнообразные подвижные конструкции по картинкам, чертежам. При этом особое внимание обращается на специальную отработку у детей умения соединять детали при помощи гаек и гаечных ключей, так как это требует участия мелкой мускулатуры руки, которая у дошкольника еще несовершенна.

Наборы строительного материала и конструкторы даются не все сразу, а постепенно, по мере их освоения детьми. Перед тем как давать эти конструкторы детям, воспитатель тщательно изучает методические указания по сборке и продумывает, что детям нужно подробно объяснить, а что они будут делать сами. После того как дети под руководством воспитателя освоят конструктор, дети используют его в своей самостоятельной деятельности.

Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов является более сложным видом конструирования. Эти материалы широко используются для изготовления различных поделок и игрушек, что является не только полезным, но и интересным занятием для детей.

Детям дают различные сорта бумаги, разнообразный природный материал (шишки, желуди, ветки, семена, трава и т. д.) Воспитатель совместно с детьми и родителями пополняет запасы природного материала в течение всего года.

Если ребенок увлечен самим процессом конструирования, снова и снова создает новые постройки, если конструировать его побуждает интерес не к результату, а к процессу его получения, то конструирование сближается с изобразительной деятельностью.

Конструирование, побуждаемое игровым мотивом, сближается с конструктивно-техническим творчеством взрослых. И поэтому требует учитывать ряд важных условий. Например, построенный корабль должен вмещать всех матросов. В то же время детское строительство имеет свою специфику. У взрослого каждый элемент выполняет строго фиксированную функцию. А детская постройка может не отвечать всем требованиям, напоминает реальную только общей формой. Кроме того, в игре назначение постройки может меняться в зависимости от сюжета.

Обследование предметов дает возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. Так, башня, имеющая слишком узкое основание, рушится. В деятельности, направленной на достижение определенной цели, совершенствуется не только сама эта деятельность, но и зрительное восприятие ребенком предметов окружающего мира. Оно становиться более целенаправленным.

Специально организованная познавательная деятельность помогает дошкольнику анализировать образец и выбрать способ постройки. Ребенок обследует не только основные свойства предметов (форму, пропорции, величину и пр., но прежде всего их специфические конструктивные качества (устойчивость, равновесие, протяженность и др.) . Успешность реализации замысла во многом определяется умением дошкольника планировать и контролировать его ход.

Таким образом, конструирование подготавливает почву для развития творческих способностей детей, что является важным условием всестороннего развития ребенка. В условиях систематического решения конструктивных задач проблемного характера у детей формируется правильное отношение к своим ошибкам, обобщенные способы анализа, повышается умственная активность, активизируется мышление, самостоятельная поисковая деятельность, складывается произвольное поведение и личное самосознание, воспитываются первоначальные навыки работы в коллективе.

Список использованной литературы

1. Косминская, В. Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду / В. Б. Косминская, Е. И. Васильева, Р. Г. Казакова и др. – М.:Просвещение, 1985. – 204с.

2. Куцакона, Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду / Л. В. Куцакона. – М.:Сфера, 2005.–240с.

3. Лиштван, З. В. Конструирование / З. В. Лиштван. – М.: Просвещение, 1981. – С. 5-8.

4. Никитин, Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры / Б. П. Никитин. – М.: Просвещение, 1990. – С. 120-128.

5. Тарловская Н. Ф. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду / Н. Ф. Тарловская, Л. А. Топоркова. –М.:Просвещение. Владос, 1994.–192с.

Пластилинография как средство развития творческих способностей детей Пластилинография это один из нетрадиционных видов в изобразительной деятельности детей в детском саду, который развивает творческие способности.

Доклад «Развитие творческих способностей в разных видах деятельности» ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ «Детский пульмонологический санаторий № 47 Департамента здравоохранения.

Квилинг как средство развития творческих способностей детей 5–6 лет Игрушка-самоделка, изготовленная посредством квилинга, как средство развития творческих способностей детей 5-6 лет Сегодня проблема творческого.

Использование ТРИЗ для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста Применение ТРИЗ в работе с дошкольникамиС самого рождения дети, получая информацию и анализируя ее, активно познают мир, пытаются построить.

Конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников с отклонениями в развитии Из опыта работы. Конструирование – один из видов продуктивной деятельности дошкольника, предполагающий построение предмета. Его успешность.

Консультация для воспитателей «Развитие у детей творческих способностей посредством декоративной лепки» Раздел декоративного искусства охватывает ряд отраслей творчества. Эти отрасли творчества посвящены созданию художественных изделий, предназначенных.

Консультация «Конструирование как средство развития познавательных способностей детей» Заниматься конструированием дети начинают в очень раннем возрасте, вспомним всеми любимые цветные пирамидки и цветные кубики, которые нравятся.

Проект для развития творческих и познавательных способностей детей «Осень золотая» ПРОЕКТ «Взаимодействие ДОУ и семьи в развитии художественно -эстетических,творческих и познавательных способностей детей старшего дошкольного.

Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей с помощью нетрадиционных техник рисования» «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.

Значение оригами для развития умственных и творческих способностей детей Дорогие взрослые! Вспомните свое детство. Кто из вас на переменах не складывал прыгающую лягушку? Кто не надувал тюльпанчик, с восхищением.

Воображение есть форма активности, выражающаяся в изменении, перекомбинировании элементов опыта и позволяющая использовать его гибко и точно. Воображение есть элемент символической функции и складывается вместе с речью в совместных действиях ребенка и взрослого по механизму социального наследования. Важнейший момент воображения — создание (видение) целостного образа раньше его частей.

Конструирование — важнейший вид деятельности детей дошкольного возраста, связанный с моделированием как реально существующих, так и придуманных детьми объектов. В процессе конструирования ребенок овладевает навыками моделирования пространства, знакомится с отношениями, существующими между находящимися в нем предметами, учится преобразовывать предметные отношения различными способами — надстраиванием, пристраиванием, комбинированием, конструированием по заданию взрослого, по собственному замыслу.

В раннем возрасте у нормально развивающихся детей конструирование тесно связано с сюжетной игрой. Поэтому в детскую конструктивную деятельность из строительных материалов включаются разнообразные мелкие игрушки, изображающие людей, животных, растения, транспорт. Педагоги дошкольных учреждений создают развивающую систему обучения детей от подражательной деятельности к самостоятельной, творческой.

На занятиях педагогу необходимо создавать условия для выполнения детьми одного и того же задания при работе с различным строительным материалом: набором деревянных деталей, плоскими палочками, конструктором, напольным строительным материалом, мягкими модулями. Систематическое и целенаправленное обучение позволяет подвести детей к овладению способами моделирования, к формированию стойкого интереса к этому виду деятельности. Необходимо стимулировать и поощрять строительные игры детей в свободное от занятий время, помогать развертывать сюжет, использовать имеющиеся конструктивные умения, раскрывать возможность создания знакомых построек и их вариантов из разнообразных строительных наборов.

Содержание занятий по конструированию тесно связано с содержанием других разделов программы, прежде всего с социальным развитием, сенсорным воспитанием, формированием игровой деятельности, развитием речи, а также других видов продуктивной деятельности (лепка, аппликация, ручной труд, рисование).

Цель работы: Изучить особенности развития воображения у детей дошкольного возраста посредством художественного конструирования из бумаги.

Объект: Особенности развития воображения у детей дошкольного возраста

Предмет: Влияние художественного конструирования из бумаги на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста.

Конструирование как средство развития творческих способностей и воображения детей дошкольного возраста

Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Лекция № 1. Детское конструирование и формы его организации в свете специфики детского творчества. Психологические особенности детского творчества. Техническое и художественное детское конструирование. Взаимосвязь игры и детского конструирования. Формы организации обучения, направленные на преодоление недостатков спонтанного детского конструирования.

Лекция № 2. Формирование конструирования как универсальной умственной способности, лежащей в основе творчества. Виды конструирования. Характеристика видов детского конструирования и система обучения детей разным видам конструирования.

Лекция № 3. Конструирование из строительного материала. Методика организации занятий. Примерные конспекты занятий.

Смотрите так же:  Можно ли ребенку постоянно носить памперсы

Контрольная работа № 1.

Лекция № 4. Конструирование из деталей конструктора. Методика организации занятий. Примерные конспекты занятий.

Лекция № 5. Конструирование из бумаги. Методика организации занятий. Примерные конспекты занятий.

Лекция № 6. Конструирование из природного материала. Методика организации занятий. Примерные конспекты занятий.

Контрольная работа № 2.

Лекция № 7. Относительно новые виды конструирования в практике дошкольных учреждений. Конструирование из крупных блоков. Компьютерное конструирование.

Лекция № 8. Конструирование из разных материалов на участке детского сада. Основные подходы к организации детской деятельности. Формы организации совместного детско-родительского творчества.

Публикация произведена при поддержке интернет-портала о кредитах, вкладах и микрозаймах «CreditBus». Сайт помогает быстро получить кредит малому бизнесу, микрозаймы, открыть вклад, выгодно вложить сбережения. Лучшие и самые выгодные предложения от разных компаний, только проверенные партнёры. Ежедневное обновление финансовых новостей, аналитики и исследований. Подробная информация по ссылке: creditbus.ru.

1. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. М.: Просвещение, 1976.

2. Лиштван З.В. Конструирование. М.: Просвещение, 1981.

Лекция № 4. Конструирование из деталей конструктора

Методика организации занятий. Примерные конспекты занятий

Для формирования детского конструкторского творчества с помощью этого вида конструирования необходимо выполнение трех условий.

Первое условие — организация целенаправленной системы обучения, включающая три этапа:

а) создание условий для широкого самостоятельного детского экспериментирования с новым материалом;
б) предоставление детям возможности решать задачи, направленные на развитие воображения и на формирование обобщенных способов конструирования;
в) организация самостоятельного детского конструирования по замыслу.

Такая система хороша для обучения детей пяти–семи лет. С детьми же младшего дошкольного возраста (три-четыре года) с целью приобщения их к конструированию и формирования интереса к этой деятельности лучше всего организовать «сюжетное» конструирование, основанное на разыгрывании с помощью воспитателя близких детям сюжетов.

Второе условие — использование в обучении конструкторского материала, имеющего простые нетрудоемкие способы крепления и позволяющего детям экспериментировать, вести широкую ориентировочно-поисковую деятельность, находить варианты решения одной и той же задачи и воплощать их разнообразные замыслы, в том числе и сюжетные. Этому условию способствует наличие в наборах больших пластин-подставок (некоего поля), объединяющих разные детские конструкции пространственно и сюжетно.

Из современных реально существующих конструкторов наиболее соответствующими этим требованиям являются базовые конструкторы типа «LEGO» (узкотематические конструкторы этого класса могут служить лишь хорошим дополнением), а также конструктор «Тектон», производимый отечественной фирмой «ИКСИН», или им подобные.

Третье условие — организация конструирования в тесной взаимосвязи с другими видами детской деятельности, и прежде всего с игрой, сочинением сказок и разных историй, рисованием.

Методика организации занятий с детьми трех–пяти лет

Трехлетним детям сначала лучше дать возможность самим познакомиться с деталями простого конструкторского набора путем практического экспериментирования с ними. С этой целью можно использовать, например, набор «Стандартный комплект кирпичиков LEGO DUPLO»*, состоящий из множества (104 шт.) ярких объемных деталей четырех основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый), имеющих разную геометрическую форму. Количество деталей позволяет объединить детей по подгруппам (4–5 человек).

_____________________________________________________________________
* Данный набор, как и последующие типа «LEGO», описанные в книге, выпускаются фирмой «LEGO DASTA», образовательным отделением компании «LEGO».

Для первого практического знакомства с новым материалом важно предоставить достаточно места, чтобы в середине размещалось большое количество деталей, а вокруг свободно действовали дети. При этом необходимо обеспечить каждому ребенку подгруппы возможность свободно взять любую деталь.

Из-за известной большой подражательности детей этого возраста часто то, что выбрал один, хочется иметь и другому. Но воспитатель не должен сразу же приходить на помощь и давать из общего набора такую же деталь (может быть, другого цвета). Лучше предложить самому ребенку поискать такую же деталь, что важно для развития у него сенсорики, ориентировочной деятельности, определенной самостоятельности. И только в том случае, если ребенок сам не справился, воспитатель может прийти на помощь: отобрать несколько деталей (3–4) и предложить из них выбрать нужную (как правило, дети с этим справляются).

Как показывает опыт, дети вначале не склонны рассматривать детали; они сразу же начинают их объединять, пытаясь что-то сделать. При этом многие из них приставляют одну деталь к другой или ставят их друг на друга, не скрепляя между собой. Но из-за того, что детали имеют неровные поверхности (выпуклости и вогнутости), дети вынуждены поворачивать их по многу раз, чтобы найти ровные стороны. Некоторые дети пытаются приложить детали друг к другу неровными сторонами, у кого-то вдруг пазы совпадают со штифтами и детали скрепляются между собой. Это мгновение является открытием для детей: они радостно начинают всем показывать и повторять действие соединения. Тогда и другие дети подгруппы начинают делать то же самое.

Однако нужно иметь в виду, что в подгруппе могут оказаться дети, имеющие опыт игры с такого типа конструктором. Воспитателю важно определить это заранее и выделить таких детей в отдельную подгруппу для того, чтобы другие имели возможность сделать для себя открытие способа крепления. После того, как способ крепления деталей стал достоянием всех детей, их можно объединять.

В результате практических пробующих действий дети, соединяя несколько деталей, получают разные конструкции; обозначают их словом («машина», «трамвайчик», «кораблик» и т.п.) и действуют с ними. Часто, добавляя детали к уже имеющейся конструкции, дети получают либо новую конструкцию («. теперь это домик»), либо новые ее качества («. теперь это большой самолет, он быстро летает»).

На следующих двух-трех занятиях воспитатель использует либо тот же конструктор, дополняя его мелкими деталями, либо другой — «Большой базовый набор LEGO DUPLO», в котором уже 146 деталей, в том числе: домашние животные, человечки, машинки и детали с нанесенными на них рисунками. С подгруппами детей он организует сюжетное конструирование, разыгрывая вместе с ними несложные ситуации: например, строят поезд, и люди едут в нем на дачу; далее строят дачу, и люди там живут, отдыхают на скамеечках, кормят курочек и т.п. Или строят гараж, в который дети ставят машинки, некоторые из них дети конструируют сами.

Первые поделки из конструктора «LEGO DUPLO»

Любая детская конструкция неожиданно может стать новой темой для сюжетного конструирования. Воспитателю важно ее подхватить и развить.

Большое значение в этом возрасте имеет приобщение детей к складыванию деталей в коробки. При этом детям можно предложить разные основания для складывания, например, цвет: «. сначала складываем все зеленые детали, а теперь — желтые» и т.п. (цвет дети могут выбрать сами); размер: «. сначала кладем самые большие, потом — поменьше и самые маленькие» и т.п. Эту процедуру можно превратить в интересное для детей занятие: предварительно распределить, кто из детей разбирает конструкции (их может быть двое), кто — собирает детали и подает, а кто — укладывает их в коробку. Воспитатель может быть равноправным участником.

Итак, на нескольких занятиях дети самостоятельно и с помощью воспитателя знакомятся с новым конструкторским материалом и его свойствами, практически его опробуют. И уже вне организованных занятий дети сами с удовольствием играют и конструируют, используя приобретенный опыт.

С четырехлетними детьми организуется более целенаправленная работа, связанная с акцентированием их внимания на процессе конструирования. При этом используют и игровые приемы, благодаря чему этот процесс становится мотивированным и интересным.

В этом возрасте у детей можно формировать умение выделять в предметах их пространственные характеристики: «высокий–низкий», «широкий–узкий», «длинный–короткий». (Подобную работу проводят и с использованием строительного материала.) Детям предлагают построить короткую и длинную дорожки; широкие и узкие ворота (дороги) для машин разных размеров; высокие и низкие заборы, башенки и др. — только теперь путем скрепления деталей. Этому можно посвятить три-четыре занятия, и в конце каждого из них полезно обыгрывать готовые конструкции, используя машинки, фигурки животных, разных человечков.

На последнем занятии все постройки детей можно объединить, удобно расположив их по отношению друг к другу, и организовать игру.

Поначалу дети могут не называть пространственные характеристики, но, давая задание типа «А теперь построй высокую башню, . широкие ворота, чтобы вот такие машины могли бы проехать. », воспитатель видит, различают их дети или нет. К концу года почти все дети могут не только различать пространственные характеристики предметов, но и называть их. Этому также способствует и конструирование из строительного материала.

Все это очень важно для развития не только пространственной ориентировки, но и самой деятельности конструирования. В дальнейшем, конструируя тот или другой объект, дети предварительно в процессе его создания примеривают игрушку (машинку, уточку, матрешку и т.п.) к еще не законченной постройке. Часто можно при этом слышать детские высказывания типа «. нет, надо еще повыше, а то машина не проедет». Это говорит о том, что у детей начинает формироваться умение выделять в предметах их пространственные характеристики — высоту, длину, ширину — и соотносить предметы между собой по этим характеристикам.

При этом у большинства детей проявляется большой интерес к процессу создания объектов, он становится более целенаправленным и длительным. Это говорит о зарождении у детей конструирования как деятельности. К пяти годам дети уже способны замыслить довольно простую конструкцию, назвать ее и практически создать.

Методика организации занятий с детьми старшего дошкольного и предшкольного возраста

Поначалу лучше использовать уже знакомые детям конструкторы, и прежде всего базовые наборы, а тематические — только как дополнительный материал.

Качественные изменения, происходящие в деятельности пятилетних детей, позволяют в дальнейшем ставить перед ними проблемные задачи, направленные на развитие воображения и творчества. Для занятий детей целесообразно делить на подгруппы (по 5–6 детей в каждой).

Так, на первом занятии этого этапа обучения каждому ребенку дают Г-образную фигуру, сделанную из деталей конструктора, и говорят: «Это — недостроенная конструкция чего-то. Я начала строить, а вы отгадайте, что я хотела сделать, и достройте. Но прежде чем начать конструировать, скажите мне на ушко, что вы будете делать». Дети вначале рассматривают фигуру, переворачивают ее, иногда по несколько раз; некоторые из них берут другие более мелкие детали и приставляют к ней
и т.д. И только после такого «практического» обдумывания (а воспитателю важно не торопить детей с ответом) называют то, что, по их мнению, начал делать воспитатель. И далее, путем достраивания заданной основы, дети создают разные, как правило, структурно простые конструкции: самолет, скамейку, домик и т.п. Воспитатель одобряет детские решения, а потом говорит, что она начала делать и не самолет, и не скамейку, а что-то другое. Это вызывает у детей удивление. Воспитатель предлагает подумать, что же это могло быть. Дети начинают либо перестраивать свою модель, видоизменять ее, либо разбирать и конструировать заново. В результате дети на одной Г-образной основе могут создать несколько разных конструкций.

Конструкции, построенные на Гобразной основе способом «включения»

На следующих занятиях в качестве основы недостроенной конструкции можно давать другие фигуры: Т- и П-образные, а также длинный тонкий и короткий толстый бруски, составленные из нескольких деталей конструктора. Задачи повторяются.

Уже на втором занятии дети действуют более уверенно, а некоторые из них предлагают сразу 2–3 варианта конструкции. При этом заданная фигура остается основой, которую дети дополняют для получения новой конструкции. Иначе говоря, дети осваивают способ «опредмечивания» основы как способ построения образа будущей конструкции.

Смотрите так же:  Развитие мотивов учения в младшем школьном возрасте

К четвертому занятию дети начинают использовать заданную фигуру не только как основу, но и как деталь новой конструкции. Например, длинный брусок — это труба большого парохода или столб, на котором держатся карусели, и т.п. Это говорит о том, что замысел (образ) строится способом «включения» заданной фигуры не в качестве основы, как было раньше, а как элемента общей конструкции. А это — показатель более высокого уровня развития воображения, творчества (после 5 лет).

Заметим, что в это же время дети начинают осваивать конструирование из природного материала и строить художественные образы этими же способами. Полученный детьми опыт, безусловно, помогает им при творческом решении задач на достраивание фигуры из деталей конструктора. Иначе говоря, способы построения образа становятся обобщенными, и дети пользуются ими самостоятельно в любом виде конструирования.

На последнем занятии из этой серии детям можно дать все уже знакомые им основы и предложить выбрать общую тему (например: зоопарк, аэродром, город и т.п.) и создать свои конструкции в соответствии с темой.

А далее детям (ближе к 6 годам) можно предлагать конструирование по условиям: построить мост для пешеходов через определенную реку; многоэтажный двухподъездный жилой дом; улицу с двусторонним движением и светофором; сделать подъемный кран с кабиной для шофера и т.п.

На следующем этапе дети могут конструировать по замыслу: они сами придумывают тему, сами отбирают материал, договариваются, кто что будет делать, и т.п.

Для сюжетного коллективного конструирования важно создавать необходимые условия: выбрать вместе с детьми место (ковер, несколько составленных столов и т.п.), обеспечить большими пластинами-подставками и дополнительными тематическими наборами «LEGO DACTA» типа «Городской транспорт», «Люди мира», «Домашние животные» и др.

Детям седьмого года жизни (и далее) можно предложить конструктор и другого типа наряду с указанными выше, например, конструктор «Тектон», состоящий из 202 деталей. Основные из них — цветные плоские пластины четырех конфигураций — узкая, треугольная, четырехугольная и пятиугольная. Крепятся они между собой цветными узлами тоже четырех видов, отличающихся друг от друга количеством защелок (с двумя, тремя, четырьмя и пятью). Кроме этого, в наборе есть стержни двух видов (длинные и короткие) и колеса (большие и маленькие). Конструктор отличается компактностью, поскольку основные детали являются плоскими. Вместе с тем соединение плоских пластин с использованием разных видов узлов позволяет получить огромное разнообразие объемных форм, которые затем дети используют либо как основу для будущих конструкций, либо как части, детали сложных и очень оригинальных конструкций. Тематика конструкций практически безгранична.

Вначале детям нужно создать условия для самостоятельного ознакомления с конструктором путем практического опробования его возможностей, убрав при этом находящиеся в наборах цветные приложения. В последних показаны разные способы крепления, а также изображены уже готовые конструкции разной тематики (звезды, замок, рыцарь, звери, насекомые и др.). А именно это дети должны попытаться найти сами путем практических проб.

Детские поделки из конструктора «Тектон»

Как только кому-то из детей удастся собрать объемную фигуру в форме пирамиды или куба, воспитатель может предложить сделать шар (многогранник) из плоских больших деталей или из узких полос. Этого оказывается достаточно для дальнейшего использования полученных фигур в новых конструкциях (луноход, вертолет, ослик и т.п.).

Среди детей обязательно будут и такие, которые начнут сразу же сооружать конструкции, похожие на что-то (яблоня, цветы, бабочка), не пытаясь при этом замыкать пространство, объединяя пластины. Однако деятельность других детей непременно повлияет на них, поскольку объемные формы позволяют создавать очень интересные и необычные конструкции.

Детям можно предложить несколько простых каркасов, на основе которых они смогут создать разные конструкции (каркасное конструирование как форма обучения).

Только после нескольких занятий, в результате которых дети овладеют основными способами крепления и добьются определенных успехов в создании конструкций по собственному замыслу и по заданному каркасу, им можно показать приложение (иллюстрации) и рассмотреть, что же сделали из этого конструктора другие дети. Это, как правило, положительно влияет на деятельность детей: расширяется тематика, усложняются их конструкции, так как они используют отдельные конструкторские решения, увиденные на иллюстрациях. Однако, что очень важно, дети обычно уже не пытаются точно воспроизвести то, что они увидели. Например, одного ребенка поразила увиденная рыба, но он конструирует рыбу другой формы, других размеров и цветов. Другой ребенок тоже делает свою рыбку. А затем они вместе конструируют большой аквариум, в котором живут красивые рыбки. Если же у некоторых детей будут обнаружены попытки точного повтора, то в таком случае целесообразно дать им задания типа «Это красивая рыбка, а ты сделай свою более длинной и с маленькой головой» и т.д. Иногда при рассматривании иллюстраций можно услышать от детей: «А мой вертолет лучше, у него открываются двери, и он очень легкий и быстро может летать, а этот — тяжелый, он прямо как космический корабль. » Другие дети вступают в разговор и доказывают, что они (вертолеты) просто разные: один спортивный, другой военный и т.п.

Такие обсуждения очень важны для обогащения конструкторского опыта и организации дальнейшей кооперации детей в деятельности, их лучшего понимания друг друга и взаимодействия.

Далее детям целесообразно предъявить задачи на достраивание заданных фигур. Воспитатель заранее готовит их из деталей нового конструктора. На их основе дети создают разные оригинальные модели, и это позволяет им уйти от тематики, заданной в иллюстрациях.

Созданные из деталей разных наборов конструкции дети могут применять в играх-драматизациях, зарисовывать их и рисунки использовать в качестве иллюстраций к придуманным сказкам, которые воспитатель записывает.

Описанную выше систему обучения конструированию из деталей конструкторов с целью развития у детей воображения, творчества, инициативы, самостоятельности и т.п. можно реализовывать, используя и другие виды конструкторов. Однако необходимо соблюдать основные принципы организации обучения: убрать из наборов все приложения, содержащие указания, что и как делать; создать условия для самостоятельного практического экспериментирования с новым для детей материалом, а затем уже предъявлять им серию постепенно усложняющихся проблемных задач, способствующих обогащению способов построения образа и развитию воображения, творчества, инициативы; включать конструирование в другие виды детской деятельности (игры-драматизации, рисование, сочинительство сказок и т.п.).

В старшем дошкольном возрасте детям с шести лет целесообразно также предлагать и крупногабаритные пространственные пластмассовые конструкторы фирмы «Квадро» для самостоятельной деятельности как в помещении, так и на участке. Ценно, что в каждом из этих конструкторов наряду с крупными деталями есть их копии в значительно уменьшенном виде. Это позволяет детям вначале «отработать» свои замыслы путем моделирования из мелких деталей, а затем воплотить эти модели в крупногабаритные прочные конструкции, которые могут служить в играх достаточно долгое время. Такой практический «перевод» мелких конструкций в крупные позволяет детям планировать и моделировать свои замыслы, связанные с созданием крупномасштабных функционально действующих конструкций, и существенно влияет на развитие у детей пространственных представлений, образного мышления.

Конструктор «Квадро» представлен несколькими отдельными наборами: «Стартер», «Бейсик», «Юниор», «Универсал», «Мобиль» и др. Базисными из них являются «Универсал», «Юниор» и «Бейсик».

Конструкторы системы «Квадро» состоят из удобно и прочно соединяющихся между собой трубчатых деталей (модулей), имеющих разнообразную простую конфигурацию. Детали соединяют с помощью прямых и угловых «муфт-вкладышей» и крепежных болтов. Целенаправленно соединяя трубчатые детали, дети сначала получают каркасы будущих конструкций, которые затем путем присоединения к ним соответствующих плоскостей превращают в законченные постройки. По сути дела, конструкторы «Квадро» позволяют наиболее полноценно реализовать принципы каркасного конструирования, обеспечивающие развитие у детей образного мышления и воображения.

В инструкциях показаны способы крепления, в которых воспитателю необходимо разобраться самому, чтобы можно было помочь детям. А вот детям прежде всего лучше дать возможность освоить конструктор путем практического экспериментирования сначала с мелкими деталями, а затем с крупными, не показывая каких-либо иллюстраций. После этого в качестве образца можно предлагать простые конструкции (мебель, домик и т.п.), выполненные воспитателем из мелких деталей для воспроизведения их из крупных деталей. Важно, наблюдая за детским экспериментированием, выяснить, что дети не смогли «открыть» сами (какой-то из способов соединения, назначение той или другой детали и т.п.), и в конструкциях-образцах задействовать эти конструкторские решения.

Можно предлагать определенные задания типа: сделать столовую мебель — четыре стула и стол, а также задания, подчеркивающие функциональное назначение конструкции (конструирование по условиям): например, построить горку, на которую могли бы забраться дети и скатываться с нее, или построить длинную тележку с четырьмя колесами для перевозки мусора, больших мягких игрушек и т.п.

Функциональные конструкции, выполненные детьми из деталей «Квадро»

Конструирование с использованием «Квадро» — это всегда коллективная работа, требующая от детей слаженного взаимодействия и предварительного общего обсуждения. И это очень важно для формирования детского взаимопонимания, бесконфликтного и созидательного поведения.

«Квадро» позволяет создавать прочные конструкции разной тематики, которые дети могут использовать по назначению: крупные «двигатели» на колесах; мольберты для рисования, стенды для выставки детских работ; парники и теплицы на участке; спортивный инвентарь, своеобразную «обезьянью» среду, в которой дети могли бы разнообразно двигаться (подтягиваться, подлезать, пролезать, прыгать и т.п.), и многое другое. Средствами «Квадро» дети могут сами моделировать развивающую предметно-пространственную среду и самостоятельно видоизменять ее. Вариативность детских решений способствует созданию оригинальных конструкций, что является одним из важнейших показателей развития у детей творчества.

Вопросы и задания

1. Сформулируйте условия, необходимые для формирования детского конструкторского творчества с помощью конструирования из деталей конструктора.

2. Организуйте знакомство детей с новым видом конструктора. Опишите свои наблюдения за этапом экспериментирования детей с новым материалом.

Другие статьи

  • Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Консультация (младшая группа) по теме: консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей. Предварительный просмотр: Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного […]
  • Как правильно купать в круге месячного ребенка Как купать ребёнка с кругом на шее С какого месяца купать ребёнка с кругом на шее, как правильно это делать, в какое время? Советы доктора Комаровского и видео инструкция. Водные процедуры – особенное удовольствие для маленького ребенка. Кроме обычного гигиеничного […]
  • Ребенок 9 месяцев не спит весь день Грудничок весь день не спит: причины нарушения детского сна Полноценный сон имеет очень большое значение для поддержания физического и психического здоровья детей и взрослых. Особенно важен он для малышей первого года жизни, переживающих период адаптации к окружающему […]
  • Отит у 3 х месячного ребенка Отит у 3 х месячного ребенка Для более быстрой и комфортной работы с сайтом бэби.румы рекомендуем обновить ваш браузер. Для этого необходимо скачать и установить обновление,с официального сайта браузера. Нужные организации на карте твоего города Чем чаще всего болеют […]
  • Почему ребенок после еды не срыгивает Первые грудничковые проблемы – срыгивания, икота, колики Первые грудничковые проблемы связаны с пищеварением. Наиболее частые проблемы у малышей: срыгивание, рвота, икота, колики (боли в животе), пищевая аллергия, нарушение характера и частоты стула, запор, диарея […]
  • Равномерный метод воспитания выносливости Методики воспитания выносливости Методика воспитания общей выносливости Для развития общей выносливости наиболее широко применяются циклические упражнения продолжительностью не менее 15—20 мин, выполняемые в аэробном режиме. Они выполняются в режиме стандартной […]