Копинг стратегии как механизмы совладания со стрессом курсовая

Копинг стратегии как механизмы совладания со стрессом курсовая

В современном обществе человек ежедневно испытывает воздействие множества стрессогенных факторов. В совладании с негативным эффектом этого воздействия значительную роль выполняют копинг-стратегии, которые представляют собой сознательно организованное поведение, направленное на преодоление стрессовой ситуации и разрешение возникшей проблемы . В совокупности всех видов копинг-механизмов, используемых одним человеком, могут присутствовать как адаптивные, так и не адаптивные копинг-механизмы, при этом их сочетание и структура всегда индивидуальны и изменчивы. Выбор тех или иных стратегий совладания, а также степень успешности их использования в определенной ситуации зависят от многих факторов, в том числе, и от психологических и психофизологических особенностей человека . Депрессивные расстройства характеризуются снижением энергичности, активности, пониженным настроением. У лиц, страдающих депрессией, обычно отмечаются нарушения сна, выраженная усталость даже после минимальных усилий. Симптомы, наблюдающиеся при депрессивных расстройствах, могут приводить к затруднению эффективного использования копинг-механизмов. В психологической литературе имеется достаточное количество работ, посвященных проблемам больных депрессией. Большое внимание изучению личностных характеристик больных, стрессовых ситуаций как факторов риска заболеваемости депрессией, адаптации и дезадаптации личности в стрессовых ситуациях, механизмов совладания и механизмов психологической защиты, личностной сферы больных уделяли такие исследователи, как Кабанов М. М. (1985), Ташлыков В. А. (1990, 1992), Ялтонский В. М. (1995), Истомин С.Л. (1998), Жданова Т.Н. (2004). Однако анализ литературных источников, посвященных изучению клиникопсихологических особенностей больных депрессией, показал, что особенности копинг-механизмов у больных депрессией изучены в недостаточной степени . Для изучения особенностей копинг-механизмов у лиц, страдающих депрессией, мы применяли комплексный метод, включающий теоретический анализ психологической литературы по данной проблеме, эмпирические методы, статистические методы обработки данных и метод качественного описания результатов. Цель данной курсовой работы – изучить копинг-стратегии у людей с разным уровнем депрессивных тенденций. Для достижения заданной цели необходимо выполнить следующие задачи: 1) Изучить, что такое депрессия; 2) Рассмотреть, что такое копинг-стратегии; 3) Исследовать связь между депрессией и копинг-стратегиями людей.

Итак, на основе ознакомления с некоторой учебной и иной литературой по данной теме можно сделать определенные выводы. Депрессия – это психическое расстройство, характеризующееся депрессивной триадой: снижением настроения, утратой способности переживать радость (ангедония), нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и т. д.) и двигательной заторможенностью . При депрессии снижена самооценка, наблюдается потеря интереса к жизни и привычной деятельности. В некоторых случаях человек, страдающий ею, может начать злоупотреблять алкоголем или иными психотропными веществами. В условиях стресса и дипрессий психологическая адаптация человека происходит, главным образом, посредством копинг-стратегий и механизмов психологической защиты . Копинг — (англ. «cope» — справиться, выдержать, совладать) — это стабилизирующий фактор, помогающий личности поддерживать психосоциальную адаптацию в период воздействия стресса. Копинг-стратегии: 1) это адаптивная форма поведения, которая поддерживает психологическое равновесие в проблемной ситуации. 2) это способы психологической деятельности и поведения, вырабатываемые сознательно и направленные на преодоление стрессовой ситуации. На основе проведенного исследования можно предположить, что уровень депрессии влияет на выбор тех или иных видов копинг-стратегий. Для испытуемых с высоким уровнем депрессии характерно более эффективное использование эмоциональных копинг-стратегий, а также отсутствие в структуре копинга продуктивных копинг-стратегий. В группе испытуемых со средним уровнем депрессии наиболее эффективно используются поведенческие копинг-стратегии, а также в структуре копинг-механизмов присутствуют как продуктивные, так и непродуктивные копинг-стратегии. Испытуемые с низким уровнем депрессии, по сравнению с другими группами, наиболее часто используют продуктивные копинг-стратегии. Мы предполагаем, что существует взаимосвязь между уровнем депрессии и продуктивностью копинг-стратегий. Данное положение требует дальнейшего изучения проблемы.

1) Авдеев Д.А. Депрессия — как страсть и как болезнь. — М.: Мир, 2002. — С. 195. 2) Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. — 2004. — N 1. — С. 3–18. 3) Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. — М.: ПЕР СЭ, 2009. 4) Депрессия. Справочник. Сост. В.Д. Сухарева. — М.: Мир, 2000. — С.214. 5) Крюкова Т.Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы. — Кострома: Авантитул, 2007. 6) Куан Чыонг Шон Взаимосвязь самооценки и механизмов совладания при депрессии и наркомании: Дисс. канд. психол. наук. — М., 2006. — 218 с. 7) Кудякова Т. А. Клинические и биологические особенности в динамике терапии депрессивных расстройств: Дисс. канд. мед. наук. — Томск, 2004. 8) Набиуллина Р.Р., Тухтарова И.В. Механизмы психологической защиты и совлодания со стрессом / Учебно-методическое пособие. — Казань, 2013. — 98 с. 9) Подобина О.Б. Совладающее поведение женщины на этапе принятия роли матери: автореф. дис. … канд. психол. наук. — Кострома, 2005. 10) Совладающее поведение. Современное состояние и перспективы / под ред. А.Л.Журавлева и др. — М.: ИП РАН, 2008. 11) Чехлатый Е.И. Исследование копинг-механизмов у студентов вузов в связи с задачами первичной психогигиены и психопрофилактики // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. — 2006. — Т.З. — №2. —С. 19-23.

Копинг стратегии как механизмы совладания со стрессом курсовая

Профессия моряка была, и остается сложной, как и много лет назад. Ввиду целого ряда негативных факторов она каждодневно связана с воздействием на человека стресса. Практика показывает, что, несмотря на обладание будущим специалистом водного транспорта достаточно высокого уровня профессиональных знаний, позволяющих действовать в стандартных ситуациях, недостаточный уровень психологической устойчивости в сложных и нестандартных условиях способен проявить растерянность, замедленную реакцию в принятии адекватного решения, а так же неспособность предугадывать факторы, способные нанести вред здоровью и жизни людей. По оценке экспертов в основе причин приблизительно 80 процентов катастроф в сфере водного транспорта лежат ошибочные действия экипажа судов1 Дулин, В. Н. Развитие профессионального опыта морских специалистов в учебно-тренажерныхцентрах [Текст]:дис. . канд. пед. наук / ДулинВ. Н. – Калининград., 2006. – С. 3–4. . Для совладаниясо стрессовыми ситуациями человек на протяжении всейсвоей жизни формирует так называемое копинг-поведение или копинг-стратегии – то есть целый комплекс целенаправленного поведения по овладениюситуацией для уменьшения негативного влияниястресса на организм2 Копинг– стратегии у успевающих и слабоуспевающих подростков [Электронный ресурс], Электрон. страница. – Режим доступа: http://www.bibliofond. ru/view. aspx?id=471592, свободный. – Загл. с экрана. . Вопрос о регулятивных механизмах психики, призванных оградить внутренний мир человека от негативных последствий жизненных трудностей, был поднят в психологии более ста лет назадЗ. Фрейдом. Впервые описав феномен психологической защиты,З. Фрейд отметил его роль в снижении напряжения, возникающегопри фрустрации внутренних инстинктивных импульсов в ситуациисоблюдения внешних требований социального взаимодействия. Вдальнейшем к проблеме феноменологии, исследования и коррекциипсихологической защиты обращались многие зарубежные психологи(З. Фрейд, А. Фрейд, Ф. Перлз, К. Роджерс, Дж. Вэйлант, Р. Лазарус,В. Райх, Р. Плутчик). При этом, как правило, защитные механизмырассматривались исключительнокакмалоадаптивныеили патогенные формы регуляции личности. Совладающееповедение (копинг)стало альтернативой психологической защиты как феномен, выполняющий сходные функции ограждения психики человека от чрезмерных эмоционально-когнитивных нагрузок и поведенческого разрешения затруднительных жизненных обстоятельств, вызывающихсостояние стресса. Таким образом, актуальность и неразработанностьданного направления, предопределило выбор темы для нашего исследованияКоппинг- стратегии как механизмсовладаниясо стрессом. Глава1.Теоретическийанализпопроблемеисследования1.1. Понятиекопинг-стратегииижизнестойкости Долгое время психологическая защита и совладаниесчиталисьнезависимыми психическими явлениями, имеющими различное происхождение и своеобразные механизмы функционирования. В отечественной практике исследования до начала двухтысячных годовнаблюдалась тенденция к жесткодифференцированному изучениюзащиты и совладаниябез каких-либо попыток к их интеграции. В течение последнего десятилетия многими исследователями былапроведена обширная работа по систематизации данных о проявлениях психологической защиты и совладания. Это позволило в корнепереломить имевшуюся тенденцию и придтик пониманию согласованного функционирования данных феноменов в рамках единойпсихической структуры. Но вопрос об их иерархии и взаимодействиив рамках этой структуры до сих пор остается дискуссионным. В отечественной психологии перевод термина «coping» былпредложен Л.И. Анциферовой, которая обозначила это явление каксовладание(отстарорус. «лад» – сладить, справиться, одолеть). Вто же время в отечественной психологии до сегодняшнего дня наблюдается терминологическое многообразие перевода слова «coping» – совладающееповедение,преодоление, приспособление, купирование, копинг. Наиболее устоявшимся и применимым на сегодняшний день является термин«совладание» как способ взаимодействия человека с трудной жизненной ситуацией. Иногда данныйтермин подвергается критике, поскольку не в полной мере отражаетвсе семантические аспекты англоязычной формы. Отмечается, чтоустаревшее значение «бороться», «сражаться» глагола «tocope»,которое даетопределенныйоттенок англоязычной версии термина«coping», теряется при его переводе как «совладание»3 Богданова М.В., Доценко Е.Л. Семорегуляцияличности: от защит к созиданию: монограф. – Тюмень: Мандри Ка, 2010. – 204 с. Родоначальниками изучения данного вопроса являются психологиС. Фолкмани Р.Лазарус, которые интерпретировали копинг-стратегии,как способы совладанияс сложными ситуациями и урегулированием взаимоотношений с окружающей средой. Вышеуказанные авторы ввели всловарь понятия: стрессоустойчивость и жизнестойкость («харденесс»). В настоящее время в психологической литературе уделяется большой интерес к изучению копинг– поведения, а так же механизмов психологических защит (Грановская Р. М., Никольская И. М.,ТулупьеваТ. В., 2000;Чумакова Е. В., 1998; ШамшиковаО. А., Шатилова Т. Г., 2002). Однако несмотря на возрастающий интерес к изучению копинг– поведению, в литературе до сегодняшнего момента отсутствует четкаяобщепринятая классификация механизмов психологической защиты4

Смотрите так же:  Таблетки при неврозах отзывы

Родоначальниками изучения данного вопроса являются психологи С. Фолкмани Р.Лазарус, которые интерпретировали копинг-стратегии, как способы совладанияс сложными ситуациями и урегулированием взаимоотношений с окружающей средой. В настоящее время в психологической литературе уделяется большой интерес к изучению копинг– поведения, а так же механизмов психологических защит. В данной курсовой работе представлены результаты эмпирического исследования, целью которого является изучение взаимосвязи жизнестойкости и копинг– поведения в стрессовой ситуации будущих специалистов водного транспорта. По результатамисследованияможносделатьследующиевыводы: длявысокогоуровняжизнестойкостинехарактернавыраженностьтакихстратегийсовладания, какэмоционально-ориентированныйкопинги отвлечение, начтоуказываютвыявленныезначимыеотрицательныекоэффициентыкорреляции. Исходяизвышеизложенногоможноутверждать, чточемвышежизнестойкостьчеловека, темчащеонвыбираетдлясебякопингповедениянаиболееконструктивный, т. е. обладаявысокойстепеньюжизнестойкостиреспондентстараетсяконтролироватьсвойэмоциональныйфон, стараясьвэкстремальнойситуациинедаватьволюсвоимчувствам,эмоциям, а такженеотвлекатьсянато, чтоспособноснизитьстепеньжизнестойкости. Такжеполученныенамиданныемогутсвидетельствоватьоботсутствии, илиослабойпсихологическойподготовкесредибудущихспециалистоввданномучебномзаведении. Учитываяспецификуморяковможноговоритьонеобходимостивнедренияцеленаправленнойпсихологическойподготовкивпроцессобучениябудущихспециалистовводноготранспорта.

Копинг-механизмы (механизмы совладания)

Когнитивные, поведенческие, эмоциональные копинг-стратегии. Основные характеристики защитных механизмов. Проблемы, с которыми приходится сталкиваться исследователям совладающего поведения. Копинг-стратегии и эффективное функционирование индивида.

Подобные документы

Определение термина «копинг-стратегия», особенности ресурсного подхода. Проблемно-фокусированные и эмоционально-фокусированные, поведенческие и эмоциональные копинг-стратегии. Поведенческие конкретизации процессов произвольного контроля над действием.

реферат, добавлен 20.12.2015

Проблема совладающего поведения в психологии. Изучение влияния защитных механизмов на развитие совладающего поведения при построении жизненного пути. Многогранность развития поведения человека в различных ситуациях под влиянием негативных факторов.

реферат, добавлен 06.04.2017

Рассмотрение стресса как совокупности неспецифических адаптационных реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов–стрессоров, нарушающее его гомеостаз. Механизмы психологической защиты. Анализ адаптивной модели копинг-поведения.

презентация, добавлен 08.11.2016

Сущность феномена стресса. Особенности его проявления у государственных служащих. Механизмы психологической защиты. Психологические механизмы защиты личности и копинг-стратегии. Способы совладающего поведения в состоянии сниженной работоспособности.

курсовая работа, добавлен 13.10.2017

Свойства и механизмы магического мышления (ММ) на примере анализа примитивных народов. Копинг-стратегии: определение, механизмы, характеристика. Анализ различий в выраженности ММ у людей разных возрастов. Взаимосвязь ММ и стратегий совладания со стрессом.

курсовая работа, добавлен 08.08.2018

Стратегии психологического преодоления людьми потери работы. «Копинг» как адаптивное, совладающее поведение или психологическое преодоление. Стратегии копинг-поведения. Прогноз в решении проблемы трудоустройства в зависимости от стажа безработицы.

статья, добавлен 13.12.2018

Эмпирическое исследование специфики совладающего поведения студентов высшей школы. Копинг-стратегия психологической защиты личности. Защитные механизмы студентов: замещение, проекция, компенсация, регрессия. Модели конструктивного и пассивного совладания.

автореферат, добавлен 26.06.2018

Причины возникновения и компоненты эмоционального стресса. Современные теоретические походы к исследованию совладающего поведения. Копинг-поведение и его связь с защитными механизмами. Методики для диагностики тревоги и тревожности. Психология стресса.

курсовая работа, добавлен 12.10.2015

Личностные особенности сирот, влияющие на формирование защитных механизмов и копинг-поведения в юношеском возрасте. Анализ результатов исследования по методике Плутчика-Келлермана-Конте «Индекс жизненного стиля» и методике способов совладания Лазаруса.

курсовая работа, добавлен 08.01.2016

Определение психологической защиты, её структура, функции и виды. История и развитие понятия «копинг-поведение», адаптационные стратегии и механизмы совладения со стрессом. Определение различий в системе защитных механизмов замужних и незамужних женщин.

дипломная работа, добавлен 22.05.2012

Особенности копинг-стратегии у студентов младших курсов разных специальностей

Главная > Курсовая работа >Психология

Размещено на http :// www . аllbest.ru/

Федеральное агентство по образованию РФ

ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»

Кафедра общей и клинической психологии

(по дисциплине «Общая психология»)

Особенности копинг-стратегии у студентов младших курсов

Исполнитель: Канзычакова Елена Георгиевна,

студентка 2 курса группы П-21

Научный руководитель: Фотекова Татьяна Анатольевна,

1. Проблема копинг-стратегий в психологии личности

1.1 Основные подходы к толкованию понятия «сoping»

1.2 Классификация стратегий

1.3 Характеристика копинг-стратегий

2. Исследование особенностей копинг-стратегий у студентов младших курсов разных специальностей

2.1 Программа исследования

2.2 Интерпретация полученных данных

Список использованной литературы

Актуальность темы заключается в том, что проблема совладающего поведения (копинг-поведения) со сложными ситуациями малоизученна. Первым кто заинтересовался в данной научной области и ввел понятие «с oping » был Абрахам Маслоу (2003). Затем продолжили изучение такие ученые, как Р.Лазарус и С.Фолкмен ( Lazarus , Folkman , 1984), П.Коста и Р.Маккрей ( Costa , McCrae ,1992), У.Лер и Х.Томэ ( Lehr , Thomae , 1993). В отечественной психологии изучение поведения личности в стрессе изучалась в основном в контексте преодоления экстремальнах ситуаций. Исключение составляют немногочисленные работы, посвященные изучению личности и жизненного пути (Анцыферова, 1994; Либина, Либин, 1998). Исследования в данной проблеме отечественных ученых, таких как, Тышкова М. (1987), Сидорова Е.Н. (1988), Хазова С.А. (2004) и Крюкова Т.Л. (2005), показали, что активное становление копинг-стратегий приходится на подростковый возраст.

Мы выбрали данную тему, чтобы восполнить знания, структуризировать теоретический материал для дальнейшего изучения проблемы копинг-стратегий, и тем самым, создавая основу для практической деятельности.

Объект исследования: копинг-стратегии.

Предмет: особенности копинг-стратегий у студентов младших курсов специальностей «Психология», «Социальная работа» и «Лечебное дело».

Целью данной работы является выявление особенностей копинг-стратегий у студентов младших курсов специальностей «Психология», «Социальная работа» и «Лечебное дело».

Приступая к выполнению курсовой работы, мы ставили перед собой задачи:

изучение теоретического материала по теме копинг-стратегии;

описать особенности копинг-стратегий у студентов специальности «Социальная работа»;

описать особенности копинг-стратегий у студентов специальности «Психология»;

описать особенности копинг-стратегий у студентов специальности «Лечебное дело»;

выявить различия копинг-стратегий у студентов разных специальностей.

Гипотезы курсового исследования: особенности копинг-стратегий у студентов, обучающихся разным специальностям различны. Также стратегии взаимосвязаны с особенностями личности и характера.

Методологическая основа – концепция Р.Лазаруса о роли когнитивных конструктов при изучении копинг-стратегий и гуманистическая психология А.Маслоу.

1. Копинг-тест Лазаруса.

2. Данные обрабатывались при помощи стандартного пакета Excel Windows . Достоверность различий определялась по t -критерию Стьюдента для независимых выборок.

Структура курсовой работы.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

копинг личность студент

Глава 1. Проблема копинг-стратегий в психологии личности

1.1 Основные подходы к толкованию понятия «с oping »

Теория совладания личности с трудными жизненными ситуациями (копинга) возникла в психологии во второй половине ХХ в. Термин введен американским психологом Абрахамом Маслоу. Под «копингом» (от англ. to cope – справиться, совладать) подразумеваются постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними или/и внутренними требованиями, которые оцениваются как напряжение или превышают возможности человека справиться с ними.

Копинг-поведение – форма поведения, отражающая готовность индивида решать жизненные проблемы. Это поведение, направленное на приспособление к обстоятельствам и предполагающее сформированное умение использовать определенные средства для преодоления эмоционального стресса. При выборе активных действий повышается вероятность устранения воздействий стрессоров на личность. Особенности этого умения связаны с «Я-концепцией», локусом контроля, эмпатией, условиями среды. (Малкина-Пых, 2004)

По представлениям А.Маслоу (2003), копинг-поведение противопоставлено экспрессивному поведению. Так, психолог характеризовал копинг-поведение как целенаправленное и мотивированное действие, являющимся результатом научения. Также утверждал что, копинг в большей степени детерминирован переменными внешнего характера, которые определяются культурой и окружающей средой. Копинг-поведение предполагает, что предпринимаются усилия и используются определенные средства, а его цель – удовлетворение потребности или уменьшение угрозы. Копинг более управляем (подавляется, сдерживается, вытесняется), так как для него типичен сознательный характер.

В настоящее время выделяют три подхода к толкованию понятия «с oping ». Первый подход трактует его в терминах динамики Эго как один из способов психологической защиты, используемой для ослабления напряжения. Этот подход нельзя назвать распространенным прежде всего потому, что есть сторонники склонны отождествлять копинг с его результатом. Второй же определяет копинг в терминах черт личности – как относительно постоянную предрасположенность отвечать на стрессовые события определенным образом. Однако, поскольку стабильность рассматриваемых способов очень редко подтверждается эмпирическими данными, это понимание также не обрело большой поддержки среди исследователей. И наконец, согласно третьему подходу, копинг должен пониматься как динамический процесс, специфика которого определяется не только ситуацией, но и стадией развития конфликта, столкновения субъекта с внешним миром. (С.К. Нартова-Бочавер, 1997)

По мнению ведущих специалистов в области изучения coping styles («способов совладания») Р.Лазаруса и С.Фолкмена, нужно делать акцент на роли когнитивных конструктов, именно от них, в основном, зависят способы реагирования на жизненные трудности.

Наиболее известными отечественными исследователями, которые занимаются проблемой совладающего поведения, являются А.Либина и А.Либин. Материал этого раздела во многом опирается на их совместную статью «Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладание со сложными ситуациями» (А.Либина, А.Либин, 1998), в которой, в частности, дается определение психологии совладающего поведения: «Предметом психологии совладания как специальной области исследования является механизмов эмоциональной и рациональной регуляции человеком своего поведения с целью оптимального взаимодействия с жизненными обстоятельствами или их преобразования в соответствии со своими намерениями».

Смотрите так же:  Таблетки от шизофрении список

1.2 Классификация стратегий

Существуют разнообразные виды копинг-стратегий, которые определяются спецификой стрессогенных ситуаций и индивидуальными характеристиками человека, особенностями его когнитивного реагирования и поведения в стрессовой ситуации. Были предприняты попытки классифицировать эти стратегии по ряду признаков.

По мнению ведущего специалиста в области изучения coping styles («способов совладания») Р.Лазаруса (цит. по А.А. Реану и др., 2006), несмотря на значительное индивидуальное разнообразие поведения в стрессе, существует два глобальных типа стиля реагирования.

Проблемно-ориентированный стиль, направленный на рациональный анализ проблемы, связан с созданием плана разрешения трудной ситуации и проявляется в таких формах поведения, как самостоятельный анализ случившегося, обращение за помощью к другим, поиск дополнительной информации.

Субъектно-ориентированный стиль является следствием эмоционального реагирования на ситуацию, не сопровождающегося конкретными действиями, и проявляется в виде попыток не думать о проблеме вообще, вовлечения других в свои переживания, желание забыться во сне, растворить свои невзгоды в алкоголе или компенсировать отрицательные эмоции едой. Эти формы поведения характеризуются наивной, инфантильной оценкой происходящего.

К.Матени с соавт. (цит. по Бодрову В.А., 2006, №3) высказали предположение, что преодоление стресса можно рассматривать с позиций оперативных и превентивных воздействий на стрессовую ситуацию и реакции человека на нее. Оперативное преодоление стресса предусматривает попытку ликвидации или снижения реакции на воздействующий стрессор; превентивное преодоление заключается в предотвращении влияния стрессора либо за счет изменения когнитивной оценки при восприятии требований ситуации, либо посредством повышения сопротивляемости, устойчивости к воздействию стресса. Авторы считают, что превентивное преодоление включает такие способы, как:

избегание стрессоров путем регулирования условий жизни и деятельности;

оптимизация уровня требований ситуации к человеку;

изменение поведения, вызывающего стресс;

развитие личных ресурсов для преодоления стресса.

В оперативном преодолении стресса они выделили следующие классы поведения:

контроль за воздействующими стрессорами и признаками стресса – оценка ситуации и выбор адекватной индивидуально предпочтительной стратегии поведения;

«наступление» на стрессоры – определение возможности прямого устранения стрессоров (решение проблемы, поиск недостающей информации и т.д.);

Организация ресурсов – мобилизация эффективных усилий по преодолению стресса;

Переносимость воздействия стрессоров – повышение устойчивости к ним путем когнитивной переоценки их воспринимаемой значимости, волевых усилий и т.д.;

Понижение возбуждения – уменьшение психической напряженности за счет применения методов коррекции состояния.

Г.Вебер (цит. по Бодрову В.А., 2006, №3) считает, что основной репертуар стратегий психологического преодоления стресса содержит следующие формы:

реальное (когнитивное или поведенческое) решение проблемы;

поиск социальной поддержки;

переоценка ситуации в свою пользу;

защита и отвержение проблемы;

уклонение и избегание;

сострадание к самому себе;

П.Вонг с сотрудниками (цит. по Малкиной-Пых, 2004) разработали концепцию преодоления стресса, которая включает превентивные, самопреобразующиеся, экзистенциональные и духовные стратегии – активные реакции человека, зависящие от его способности к символизированию, прогнозированию, саморефлексии, духовному проявлению, саморазвитию и самосовершенствованию.

Классификация видов стратегий преодоления стресса («совладания»), разработанная Л.И.Анцыферовой (1994), построена с учетом особенностей когнитивного и поведенческого уровня регуляции этого процесса и своеобразия трудных жизненных и рабочих ситуаций. Ею выделены преобразующие стратегии, приемы приспособления к трудным ситуациям, вспомогательные приемы самосохранения, «метастратегические техники» жизни, приемы совершенствования нравственного начала личности.

Автор отмечает, что «совладание – это процесс, в котором на разных его этапах субъект использует различные стратегии, иногда даже совмещая их. При этом… не существует таких стратегий, которые были бы эффективными во всех трудных ситуациях» (Анцыферова, 1994, с. 16). Нужно и можно учить борьбе с жизненными трудностями, но какими приемами следует пользоваться, решает сам субъект, исходя из своих индивидуально-психологических особенностей, жизненного опыта, значимости событий и других факторов.

На основании анализа литературы по стратегиям совладающего поведения и результатов собственных исследований В.А.Бодрова (2006, №3) предлагается классификация некоторых наиболее типичных стратегий поведения и когнитивно-эмоциональных действий по преодолению трудных жизненных ситуаций (см. табл.).

Классификация стратегий преодоления стресса

2) перестройка когнитивной структуры

3) коррекция своих ожиданий

4) решение проблемы

7) практические действия и вербальные формы реагирования

8) «идущее вниз сравнение»

9) «идущее вверх сравнение»

Приспособление к трудным ситуациям

10) идентификация личности с более удачливыми людьми

11) снижение психической напряженности

15) изменение своего отношения к ситуации

16) изменение личностных свойств

17) установление социальных взаимосвязей

Контроль за стрессом

18) поиск необходимой информации

19) знание ощущений при стрессе, особенностей его проявления

20) знание: на чем фокусировать контроль

«Самораскрытие» и «катарсис»

23) стимуляция адекватного поведения в стрессовых условиях

Избегание трудных ситуаций

24) «фокусирование на эмоциях»

25) «конструктивное отвлечение внимания»

26) «подавление» и «отрицание»

28) «пассивный протест»

29) курение, прием наркотиков и алкоголя, самолечение

Табл. Классификация стратегий преодоления стресса

Предложенная классификация преодоления трудных жизненных ситуаций основана на их систематизации по признакам:

а) превентивной (профилактической), оперативной (коррекционной), комплексной (двухсторонней) направленности воздействий;

б) ориентированности приемов регуляции поведения по преодолению на личность (собственные эмоциональные переживания и установки в отношении стрессогенных ситуаций), решение проблемы (оценку или вмешательство в ситуацию) или поведение по избеганию трудных ситуаций;

в) активности или пассивности форм преодоления;

г) характера мобилизованных личных ресурсов (психологических, физиологических, профессиональных, социальных).

Некоторые стратегии достаточно четко дифференцируются по перечисленным признакам, другие же отражают полиморфизм признаков и обладают многофункциональными свойствами.

И.Г.Малкина-Пых в своих трудах (2004) выделяла три основных критерия, по которым строятся все классификации стратегий копинг-поведения:

Эмоционально-фокусированный копинг – направлен на урегулирование эмоциональной реакции.

Проблемно-фокусированный копинг – направлен на то, чтобы справиться с проблемой или изменить ситуацию, которая вызвала стресс.

«Скрытый» внутренний копинг – когнитивное решение проблемы, целью которой является изменение неприятной ситуации, вызывающей стресс.

«Открытый» поведенческий копинг – ориентирован на поведенческие действия, используются копинг-стратегии, наблюдаемые в поведении.

Успешный копинг – используются конструктивные стратегии, приводящие в конечном итоге к преодолению трудной ситуации, вызвавшей стресс.

Неуспешный копинг — используются неконструктивные стратегии, препятствующие преодолению трудной ситуации.

Представляется, что каждая используемая человеком стратегия копинга может быть оценена по всем вышеперечисленным критериям хотя бы потому, что человек, оказавшийся в трудной ситуации, может использовать как одну, так и несколько копинг-стратегий. Таким образом, можно предположить, что существует взаимосвязь между теми личностными конструктами, с помощью которых человек формирует свое отношение к жизненным трудностям, и тем, какую стратегию поведения при стрессе (совладания с ситуацией) он выбирает.

1.3 Характеристика копинг-стратегий

Преобразующие стратегии. Некоторые люди предпочитают использовать для преодоления стресса как практические действия в форме поиска рационального выхода из трудной ситуации, привлечения дополнительной информации, изменения субъективной значимости признаков ситуации, использования навыков психической саморегуляции и т.п., так и вербальные формы реагирования, воздействуя, например, на субъективный источник конфликтной ситуации силой убеждения, разъяснения.

Велико адаптивное значение стратегии антиципирующее совладание, благодаря которой осуществляется предвосхищение возникновения трудной ситуации, формируется психологическая готовность к встрече с негативным событием или предпринимается поиск путей ее предотвращения (Анцыферова, 1994).

Многие события являются стрессовыми потому, что они включают элементы, справиться с которыми люди бывают недостаточно подготовленными (Бодров, 2006, №2). В. Авдеев (1992) высказал соображение, что люди, уверенные в своей способности решить ту или иную проблему, проявляют большую эффективность в творческом анализе трудных ситуаций. В этом случае успех решения проблемы может по механизму обратной связи повысить уверенность в своей способности преодолеть стресс. Эту стратегию (решение проблемы) можно отнести к когнитивно-поведенческому процессу и обеспечения адаптивных способов реакции на проблемы. Их решение обусловливается наличием следующих способностей и умений: 1) осознать и понять содержание проблемы; 2) создать альтернативные ситуации; 3) концептуализировать релевантные средства достижения цели; 4) предвидеть последствия принятого решения; 5) реализовать принятое решение о характере поведения; 6) самостоятельно контролировать поведение и изменять (при необходимости) решение и цели. Успешность реализации перечисленных компонентов решения проблемы является основой проявления «самоэффективности».

Стратегия рационализации заключается в преобразовании информации, связанной с осознанием и использованием знаний только о той части реальности, которая отражает наиболее сложные и травмирующие события жизни. Рационализация – это поведение, когда человек не уклоняется от встречи с угрозой, а нейтрализует ее, интерпретируя безболезненным, выгодным для себя способом. Как отмечает Р.М. Грановская, «главная особенность рационализации состоит в попытке постфактум создать гармонию между желаемым и реальным положением и тем самым предотвратить потерю самоуважения. Это попытка объяснить свое поведение, не подтверждаемое объективным анализом ситуации, или попытка оправдать неудачу и недостижение цели» (2000, с. 323). Осознаваемые в результате рационализации причины того или иного поведения основываются на совокупности искаженной информации и сведений, отражающих реальную обстановку. Такая информация создает у человека необоснованную уверенность в ее адекватности истинной ситуации и ошибочное представление о собственном поведении как хорошо контролируемом и не противоречащем объективным обстоятельствам.

Смотрите так же:  Боязнь надоедать человеку

Стратегии приспособления к трудным ситуациям. Одним из способов приспособления к трудной ситуации является осознанное изменение своего отношения к ней. Личность может убедить себя в наличии позитивных исходов трудной ситуации путем придания ей особого смысла, иногда не вытекающего из ее особенностей. Ряд личностных черт человека (застенчивость, тревожность, недостаточная решительность, впечатлительность, повышенная внушаемость и др.) могут способствовать развитию тяжелых переживаний, что и обусловливает сложность преодоления стресса.

Личностным приспособлением к трудной ситуации является изменение субъектом своей ролевой позиции, принятие определенной роли и последующее поведение в соответствии с выбранной ролью (стратегия изменения личностных качеств).

Стратегия снижения психической напряженности предусматривает использование методов психической саморегуляции (аутотренинг, десенсибилизация, когнитивная реструктуризация, биологическая обратная связь), эстетостимуляции (функциональная музыка, арттерапия и др.), которые способствуют нормализации механизмов психической регуляции функционального состояния и поведения субъекта.

Стратегии контроля за стрессом. Одной из основных стратегий контроля является поиск необходимой информации, определяемый когнитивной способностью к экстраполяции, вероятностному прогнозированию, предвидению хода развития событий для получения информации, которая будет снижать неопределенность в оценке их динамики, исхода и возникающего стресса.

Важное значение для преодоления стресса имеет знание того, на чем следует фокусировать контроль – стратегия выбора объекта контроля. Г. Селье (1979) говорил, что если все внимание направленно на угрозу воздействия стресса, то интенсивность развития дистресса возрастает; если же контроль сосредоточен на сенсорной информации о стрессе, то он не вызывает повышение дистресса. Более того, если контроль за стрессом включает конструктивные усилия, такие как определение места и времени возникновения проблемы и ее решения, то такой контроль может иметь положительное воздействие на результат преодоление стресса (Китаев-Смык, 1983).

Стратегии самораскрытия или катарсиса. Самораскрытие представляет собой проявление желания и способности поделиться своими мыслями и чувствами с другими людьми. Это связано с необходимостью осмыслить, проанализировать свое отношение к трудной ситуации, выявить причины возникновения негативных реакций, оценить возможности преодоления стресса, а также получить моральную поддержку и советы в отношении того, как вести себя в конкретной стрессовой ситуации и тем самым эмоционально «разрядиться», снизить напряженность.

Катарсис – это стратегия преодоления стресса и, в частности, тревоги, страха гнева им других негативных состояний путем переживания душевного волнения, высвобождения эмоций, приводящего к ослаблению влияния травмирующего фактора. В качестве посредника, эмоциогенного события или явления привлекается более значимая система ценностей, по сравнению с которой травмирующая человека ситуация становится не столь существенной (Грановская, 2000; Гринберг, 2002).

Стратегии избегания трудных ситуаций. Для защиты от отрицательных эмоций, борьбы с эмоциональными расстройствами, вызванными неустранимыми, с точки зрения субъекта, стрессогенными событиями, используются стратегии избегания, ухода, бегства от трудных ситуаций, которые могут применяться как в практической форме (реальное поведение), так и в психологической – путем внутреннего отчуждения, отстранения себя от ситуации или подавления мыслей о ней (Анцыферова, 1994; Коржова, 2006). Человек, который использует эти стратегии, обычно физически или мысленно покидает место возникновения стресса. Избегание не всегда ориентировано на реальную обстановку и может препятствовать преодолению стресса, если применяется в экстремальных ситуациях. Например, недостаточно обоснованное избегание конкретной трудной ситуации способно отрицательно повлиять на чувство самоуважения и самоэффективность, что вызывает дополнительный дистресс.

Одной из наиболее ранних форм защитного поведения, особенно выраженной у детей, является стратегия пассивного протеста, которая проявляется в избегании общения, отказа от пищи, игр (Тышкова, 1987). Обычно пассивный протест заключается также в стремлении к изоляции («поведенческий уход»), немотивированном отказе от выполнения требуемых действий.

Для устранения негативных эмоций, т.е. избегание стресса, человек может использовать контролируемые стратегии подавления, когда событие загоняется в глубину подсознательного, и отрицания, когда игнорируется стрессор и он отказывается от признания того, что произошло травмирующее событие. Эти защитные механизмы представляют собой нежелание принять объективную реальность такой, какая она есть.

Еще одним механизмом избегания является стратегия интеллектуализации, т.е. перевода чувств, переживаний в плоскость процесса мышления. Такое переключение блокирует негативные переживания, которые являются нежелательными для реализации действий по преодолению стресса. Однако чрезмерная интеллектуализация может стать причиной угнетения эмоциональной сферы в целом, что приводит к снижению чувственного контроля за развитием и проявлениями травмирующей ситуации.

Разнообразие трудных ситуаций и некоторые индивидуальные особенности человека определяют различия в используемых стратегиях преодоления стресса. Применительно к конкретной ситуации люди могут использовать разные стратегии, и один и тот же человек в различных ситуациях может применять либо разные стратегии, либо наиболее типичные для него, причем в ряде случаев для преодоления стресса в конкретной ситуации возможна реализация нескольких разнородных копинг-стратегий. Успешность использования какой-либо стратегии в одной конкретной сложной ситуации не гарантирует ее эффективность в других ситуациях.

Глава 2 . Исследование особенностей копинг-стратегий у студентов младших курсов разных специальностей

2.1 Программа исследования

С целью исследования особенностей копинг-стратегий у студентов младших курсов разных специальностей, нами были протестированы 114 учащихся возрастом примерно 18 лет, среди которых 49 человек – студенты специальности «Психология», 41 – специальности «Социальная работа» и 24 – студенты специальности «Лечебное дело». Схема проведения исследования включала в себя проведение опроса студентов с последующим выявлением особенностей копинг-стратегий. Тестирование испытуемых проводилось в группе, каждый из них имел не только персональный бланк ответного листа, но и отдельный тест-опросник с инструкцией.

В исследовании мы использовали копинг-тест Лазаруса. Респондентам предлагалось ответить на 50 вопросов (см. приложение), по которым определялись копинг-стратегии, такие как:

Конфронтационный копинг. Агрессивные усилия по изменению ситуации. Предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску.

Дистанцирование. Когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость.

Самоконтроль. Усилия по регулированию своих чувств и действий.

Поиск социальной поддержки. Усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки.

Принятие ответственности. Признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой попыток ее решения.

Бегство-избегание. Мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к бегству или избеганию проблемы.

Планирование решения проблемы. Произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к проблеме.

Положительная переоценка. Усилия по созданию положительного значения с фокусированием на росте собственной личности. Включает также религиозное измерение.

Полученные данные обрабатывались при помощи стандартного пакета Excel Windows . Достоверность различий определялась по t -критерию Стьюдента для независимых выборок.

2.2 Интерпретация полученных данных

В ходе исследования у студентов этих трех специальностей была выявлена следующая наиболее предпочитаемая копинг-стратегия: планирование решения проблемы.

Данные приведены в таблице: (см. ниже)

По результатам, приведенными в таблице, видно, что все участники исследования в меньшей степени используют такой вид копинг-стратегии, как бегство-избегание. Это свидетельствует о том, что студенты в трудных жизненных ситуациях пытаются каким-либо способом урегулировать, решить их, а не прибегнуть к избеганию проблемы. Также в меньшей степени прибегают к копинг-стратегии – дистанцирование. Показывающая исследователям, что лишь некоторая часть студентов пытаются приложить когнитивные усилия, чтобы отделиться от трудной ситуации и уменьшить ее значимость.

Другие статьи

  • Симптомы болезни ветрянки у детей Ветряная оспа (ветрянка) Каждый год с 1990 по 1994 г., до того, как появилась вакцина против ветряной оспы, в США регистрировалось около 4 миллионов случаев заболевания. Из этого числа приблизительно 10,000 случаев нуждались в госпитализации и 100 больных […]
  • Что входит в обязанности родителей по воспитанию детей Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 - 79) Глава 12. Права и обязанности родителей См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. […]
  • Какое пособие по уходу за ребенком до 15 лет в 2019 году безработным Размер пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет в 2019 году Пособие на ребенка считается материальной помощью, которую выдает государство на ребёнка в целях социальной поддержки родителей. Размер пособия зависит от количества детей и/или их возраста. Пособие на […]
  • Расчёт отпуска по уходу за ребёнком 2019 Расчет пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет в 2019 году Отпуск по беременности и родам включает период в 70 дней до родов (84 дня при ожидании близнецов) и 70 дней после родов (110 дней, когда близнецы). После этого работодатель должен предоставить отпуск по уходу […]
  • Социальная защита несовершеннолетних детей из неблагополучных семей Социальная политика в отношении несовершеннолетних из неблагополучных семей (Челябова Э. И.) («Вопросы ювенальной юстиции», 2006, N 3) СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ Челябова Э. И., аспирантка кафедры уголовного права и […]
  • Принц фредди младший с детьми Канули в Лету: куда пропал Фредди Принц-младший Фредди Джеймс Принц-младший родился 8 марта 1976 года в Лос-Анджелесе, Калифорния, США. Его отец, знаменитый комедиант Фредди Принц-старший, покончил жизнь самоубийством, когда мальчику едва исполнилось 11 […]