Корепанова мВ диагностика развития и воспитания дошкольников

Корепанова М.В. Диагностика развития и воспитния дошкольников.

Автор(ы): М.В.Корепанова, Е.В. Харламова

Издательство: БАЛАСС

Программа: Образовательная система «ШКОЛА 2100», Образовательная программа «Детский сад 2100»

Аннотация:

В пособии представлены диагностические методики, направленные на изучение особенностей психического развития детей в период дошкольного детства. Особое внимание уделяется аспектам изучения уровня готовности детей к школьному обучению. Часть материала адресована родителям: описаны несложные задания, которые помогут ребенку в преодолении проблем и дальнейшем росте достижений. К пособию издано приложение — раздаточный материал «Тестовые задания по диагностике развития и воспитания дошкольников» тех же авторов. Пособие базируется на основных принципах развития и воспитания ребенка в Образовательной системе «Школа 2100» и является составной частью комплекта наглядных пособий, реализующих комплексную Программу развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100». Адресовано педагогам и психологам дошкольных учреждений, учителям начальной школы, родителям.

Корепанова, Харлампова: Диагностика развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100»

Аннотация к книге «Диагностика развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100″»

В пособии представлены диагностические методики, направленные на изучение особенностей психического развития детей в период дошкольного детства. Особое внимание уделяется аспектам изучения уровня готовности детей к школьному обучению. Часть материала адресована родителям: описаны несложные задания, которые помогут ребенку в преодолении проблем и дальнейшем росте достижений. К пособию издано приложение — раздаточный материал в виде карточек «Тестовые задания по диагностике развития и воспитания дошкольников» тех же авторов.
Пособие базируется на основных принципах развития и воспитания ребенка в Образовательной системе «Школа 2100» и является составной частью комплекта пособий, реализующих комплексную Программу развития и воспитания дошкольников «Детский сад- 2100».
Адресовано педагогам и психологам дошкольных учреждений, учителям начальной школы, родителям.

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей рекомендацией. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Корепанова мВ диагностика развития и воспитания дошкольников

Диагностика развития детей дошкольного возраста

Мониторинг развития общих способностей дошкольника в условиях современного ДОУ

«Папка достижений» как мониторинг личностных достижений ребенка в ДОУ

План

Основные понятия : «мониторинг в образовании», «диагностика педагогическая», «диагностика психологическая», «индивидуальность», «развитие личности», «объект исследования», «предмет исследования», «одаренность», «одаренность умственная», «личность», «познавательные процессы», «общение», «деятельность», «родительско-детские отношения».

Литература:

1. Бардина Р.И., Булычева А.И., Дьяченко О.М. и др. Диагностика умственного развития детей старшего дошкольного возраста. – М., 1996.

2. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста/Под ред. О.М.Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. – М.,2000.

3. Забрамная С.Д., Боровик О.В. От диагностики к развитию. – М.,2004.

4. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика дошкольников. – СПб.,2004.

5. Корепанова М.В., Харламова Е.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников. – М.,2005.

6. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М.,1997.

7. Образовательная система «Школа 2100» -качественное образование для всех. – М.,2006.

8. Рекомендации по выявлению умственно одаренных детей дошкольного возраста /Под ред. О.М.Дьяченко, А.И.Булычевой. – М.,1996.

9. Рыбалова И.А. Мониторинг качества образования и управленческая команда в ДОУ //Управление образовательным учреждением. – 2005. — №4. – с.10-23.

1. Проблемы диагностики уровня достижений детей в ДОУ

В соответствии с требованиями и рекомендациями концепции Всеобщего менеджмента качества одним из принципов управления качеством является принцип принятия решений, основанных на фактах и данных .

Ключевыми факторами качества образования в ДОУ являются (Рыбалова И.А.):

1. Содержание образования и конкретные программы (комплексные и парциальные), построенные на его основе.

2. Здоровье воспитанников.

3. Подготовка детей к посещению ДОУ. Соответствие условий контингенту воспитанников.

4. Положительная мотивация детей, посещающих ДОУ, и их родителей.

5. Методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

6. Профессиональный уровень педагогического состава и вспомогательного персонала.

7. Положительная мотивация персонала.

8. Технология обучения, воспитания, развития дошкольников.

9. Диагностика состояния здоровья и развития ребенка, его обученности в соответствии с программными требованиями; готовности к обучению в школе.

В системе мониторинга качества образования целостно определены блоки информации о результатах деятельности ДОУ (Ю.К.Белая, П.И.Третьяков) по развитию, воспитанию и обучению детей: здоровье и здоровый образ жизни, воспитание и образование дошкольников в соответствии с государственными стандартами, готовность ребенка к обучению в школе, преемственность в работе детского сада и школы. Некоторые ученые (О.М.Дьяченко, Т.В.Лаврентьева, В.Н.Казакова и др.) рассматривают результат деятельности ДОУ как комплексное изменение личности ребенка. Они отмечают необходимость постоянного изучения и оценки развития каждого воспитанника ДОУ на основе информации, предоставляемой всеми специалистами ДОУ (воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физическому воспитанию и др.) для заполнения индивидуальной карты развития ребенка.

Диагностика развития детей дошкольного возраста, будучи включена в дошкольное образование, призвана помогать педагогам и родителям ребенка правильно строить с ним педагогическое общение.

Специфика дошкольного возраста заключается в том, все психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия для этого развития создадут ему взрослые.

В последнее время широкое распространение в системе дошкольного образования Российской Федерации получила практика проведения психолого-педагогической диагностики де тей дошкольного возраста. Само по себе использование диагностики является позитивным моментом образовательного процесса. Однако сегод няшнее состояние этой практики характеризуется рядом негативных тен денций (Кирьянова Р.А.) :

1. П ри диагностике детей педагоги используют технологи чески не проработанные, не апробированные, имеющие сомнительную на учную и практическую ценность методы диагностики .

2. П едагоги затрудняются в подборе дидактического материала, необходимого для обследования детей, формулировке заданий, предлагаемых детям для выполнения.

3. В процесс диагностирования вовлекаются специалисты, не им еющие соответствующей квалификации . ( Не будем так же забывать, что многие практические психологи имеют за плечами лишь девятимесячные курсы переподготовки).

4. Педагоги затрудняются объяснить критерии оценки исследуемого качества.

5. Р езультаты диагностики не используются педагогами и специ алистами в планировании и организации жизнедеятельности дошкольников.

Тенденции указанной негативной практики обследования, тестирова ния детей, вызваны целым рядом объективных причин, среди которых:

недостаточная обеспеченность дошкольных образовательных уч реждений квалифицированными специалистами (социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог);

отсутствие информации, систематических знаний в области психо диагностики.

Известно, что наиболее информативные диагностические методики допускают наибольшую свободу в интерпретации их результатов. В руках квалифицированного психолога эти методики являются инструментом получения глубокой и точной информации об уровне развития и склон ности ребенка. В то же время именно эти методики представляют наиболь шую опасность, если они попадают в руки неквалифицированного исследователя (Информационное письмо МО РФ «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования» от 01.01.00 №10/23-16).

Кадровая проблема (штатные специалисты, профессиональная квалификация) не единственная в организации диагностики развития детей дошкольного возраста. Немало важно наличие диагностических комплексов для обследования детей дошкольного возраста (Т.Д.Марцинковская, Л.А. Венгер, О.М.Дьяченко, М.М.Безруких, Е.Г.Юдина и др.).

Марцинковская Т.Д. акцентирует внимание на необходимости «…при проведении диагностики использовать целый комплекс методик, что позволит рассмотреть личность ребенка с разных сторон и составить целостное представление о его психике», в диагностике «…самое главное – это установить взаимосвязь между особенностями психики ребенка (познавательными способностями, личностными качествами, характером общения)».

2. Оснащенность современных образовательных программ для ДОУ контрольно-измерительным инструментарием

Система дошкольного образования перешла от использования унифицирован ной образовательной программы, к работе с детьми по вари ативным программам в контексте методологии развивающего образования. Содержание, цели, задачи образовательного процесса в ДОУ в связи с этим изменились, учитываются как особенности развития детей дошкольного возраста, так и их индивидуальные особенности развития. Психолого-педагогическая наука реально признает тот факт, что реальные способности ребенка могут проявиться достаточно поздно, и то образование, которое он получает, способствует их проявлению. Введенное Л.С.Выготским понятие «зоны ближайшего развития» особым образом фиксирует именно этот факт. Поэтому, определяя индивидуальные особенности ребенка дошкольного возраста, предпочтительно в первую очередь иметь в виду его «склонности», выступающие основой дальнейшего развития способностей.

Эта специфика не позволяет считать результаты диагностики (даже в том случае, если они достоверны) устойчивыми и определяющими судьбу ребенка. Любое достижение ребенка дошкольного возраста на каждом этапе его развития является промежуточным и служит основанием для выбора педагогом методов и технологий для индивидуальной работы.

О бучение и воспитание в дошкольном возрасте носит целостный характер и может быть распределено в образовательном процессе по предметам лишь условно. Образовательные программы для детей дошкольного возраста в отличие от школьных программ включают в себя содержание, связанное с обучением, и содержание, связанное с организацией жизнедеятельности детей в группе. Именно поэтому диагностика в дошкольном возрасте не может опираться на выявление знаний, умений и навыков. Для дошкольника важен не столько объем знаний в определенной области, а то, каким способом эти знания ребенком освоены. Это усложняет методы диагностики, соответствующей именно этому возрасту, поскольку для определения реального уровня развития ребенка требуются не простые экзаменационные вопросы, а очень тонкий, специальный психологический инструментарий. Не вызывает сомнения возможность использования психолого-педагогической диагностики на основе наблюдения за динамикой психического и физического развития ребенка с целью осуществления индивидуального подхода в процессе обучения. Результаты такого диагностирования должны использоваться педагогами в ходе планирования, при постановке и реализации педагогических задач. Однако в условиях вариативности программно-методического обеспечения современной системы дошкольного образования психологическая и педагогическая диагностика может выступать только в качестве контроля за эффективностью конкретной образовательной программы, реализуемой детским садом. В этом случае диагностические методики применяются для того, чтобы проследить за динамикой продвижения ребенка в освоении данной программы, ее влияния на развитие ребенка, а также за эффективностью воспитательно-образовательной деятельности педагога по данной программе.

В связи с этим, многие авторы комплексных образовательных программ дошкольного образования помимо разработки содержания и методического обеспечения ставят задачу создания диагностических методик, позволяющих оценить результаты реализации конкретной программы.

Примером могут служить программы «Сообщество», «Из детства в отрочество», «Развитие», ( Информационное письмо МО РФ «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования» от 01.01.00 №10/23-16 ) , «Детский сад 2100».

Образовательная программа «Сообщество» (ранее известная под названием «Шаг за шагом») ставит своей целью индивидуальный подход к развитию ребенка, уважение его личности, учет его интересов и уровня развития, заботу об эмоциональном комфорте и стремление к созданию условий для свободного творческого самовыражения. Особенностью этой программы является то, что детям дается право выбора деятельности (при этом педагог отбирает материалы для каждого ребенка в зависимости от индивидуальной ситуации его развития).

Смотрите так же:  Диагностика развития ребенка 4-5 лет

Программа обеспечена системой диагностики, которая включает в себя диагностику развития и актуального состояния детей, так и диагностику педагога.

Диагностика развития ребенка основана на наблюдениях за поведением каждого воспитанника. Используются неформальные техники наблюдения, включающие регистрацию эпизодов из жизни группы, дневниковые заметки, карты и шкалы наблюдения за поведением и развитием детей, образцы детских работ, интервью и беседы. НА основе наблюдений педагоги формулируют индивидуальные цели развития детей. Цели, которые они ставят, могут быть достигнуты путем реорганизации развивающей среды и создания новых возможностей обучения детей.

Выявление темпов развития позволяет педагогу поддерживать каждого ребенка на его уровне развития, создавать условия для его продвижения на основе учета индивидуальных возможностей и потребностей. Это помогает ребенку выработать чувство самоценности, положительное эмоциональное самоощущение, что формирует позитивное отношение к учению, познанию окружающего мира, себя, других людей.

Программа включает в себя «исполнительские стандарты», которые детально описывают действия воспитателя по достижению целей развития для каждого ребенка. Подавляющее большинство этих стандартов соответствует (по ценностным ориентациям) Временным (примерным) требованиям к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении.

Диагностический комплекс по программе Л.А.Венгера «Развитие» представлен: педагогической диагностикой детей от 3-х до 7-ми лет, диагностикой умственного развития детей старшего дошкольного возраста, рекомендациями по выявлению умственной одаренности детей дошкольного возраста. Кроме того, авторами программы разработан «Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста», целью которого является расширение и углубление знания основных характеристик развития дошкольников, а также обеспечение педагогов конкретными способами психолого-педагогической оценки развития каждого ребенка.

Педагогическая диагностика программы ориентирует педагогов на анализ характера овладения «материалом» как отдельными детьми, так и группой в целом. Диагностика представляет собой диагностические задания, которые включены в планы занятий по каждому разделу программы. Диагностические занятия не требуют дополнительного времени. В процессе проведения таких занятий, педагог фиксирует решения диагностических задач каждым ребенком, при этом анализируется степень самостоятельности выполнения задания. Анализ полученных результатов позволяет педагогу наметить необходимые способы помощи отдельным детям по каждому разделу программы. Применение и использование в практике результатов педагогической диагностики дает возможность педагогам проводить развивающие занятия с опорой на знание индивидуальных возможностей каждого ребенка по различным видам деятельности; выявление специфики освоения программы детьми помогает педагогу в анализе собственной работы по программе.

Рекомендации по выявлению умственно одаренных детей основываются на концепции детской одаренности, разработанной Л.А.Венгером и его сотрудниками. Предлагаемая система диагностики включает в себя наблюдение за детьми; анкетирование родителей и педагогов; групповое обследование детей с помощью стандартизированных на отечественной выборке методик; индивидуальное обследование детей с помощью апробированных методик, направленных на выявление способностей детей в сферах образного мышления, логического мышления, воображения и познавательной активности. «Рекомендации» состоят из двух частей: руководства по выявлению детской одаренности и набора диагностических методик, направленных на выявление умственной одаренности детей.

Система методик предназначена для выявления умственной одаренности детей пятилетнего возраста, однако может быть использована и при работе с детьми шести лет (например, при отборе детей в школы с программами повышенной трудности).

Составной частью комплекта пособий, реализующих комплексную Программу развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100» , является комплекс диагностических методик. Авторы пособия «Диагностика развития и воспитания дошкольников» (М.В. Корепанова, Е.В. Харламова) предлагают диагностические методики, позволяющие исследовать уровень сформированности основных психологических черт у дошкольников разного возраста. Наряду с диагностикой психических процессов, деятельности, коммуникативной компетентности авторы предлагают методики изучения готовности детей к школьному обучению.

В основу психологического обследования детей легла концепция умственного развития дошкольников, разработанная Л.А.Венгером и его сотрудниками на основе теоретических положений и результатов исследований Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурии, А.В.Запорожца, Д.Б.Элько-нина, т.е. диагностическая система программы имеет ту же теоретическую основу, что программа «Развитие».

Авторы обосновывают включение данного раздела в пособие тем, что система непрерывного образования предполагает тесную взаимосвязь каждой следующей ступени образования с предыдущей . Диагностика позволяет получить достоверные результаты о мотивационной и психологической готовности детей к обучению в первом классе.

Часть материала пособия адресована родителям. С помощью несложных заданий и наблюдений за ребенком можно узнать о темпах его развития. Это позволит помочь ребенку в преодолении трудностей и дальнейшем росте достижений.

В качестве приложения к данному пособию изданы «Тестовые задания по диагностике развития и воспитания дошкольников» тех же авторов (М., «Бласс», Изд. Дом РАО, 2005). Приложение представляет собой набор наглядных раздаточных материалов, необходимых для проведения диагностики.

3. Комплексное изучение уровня развития и воспитания дошкольников (на примере одного из разделов диагностики по программе «Детский сад 2100»)

Авторы пособия «Диагностика развития и воспитания дошкольников» (М.В.Корепанова, Е.В.Харлампова) предлагают комплекс диагностических методик, позволяющих исследовать уровень сформированности основных психологических черт у дошкольников разного возраста. Учитывая, что развитие и воспитание дошкольника — это целостный и непрерывный процесс, который нуждается в постоянном внимании педагогов и роди телей, авторы обращают внимание на то, что понять, насколько успешно развивается ребенок, какие трудно сти испытывает на пути приобретения социального опыта, постижении собственного внутреннего мира, возможно при квалифицированном подходе к изучению достижений ребенка. Опыт исследования механизмов психического и физического развития растущего человека в психологии и педагогике накоп лен значительный , но, приступая к исследованию важно сознавать, готов ли ребенок к его восприятию, пониманию.

Основные психологические черты, появляющиеся в дошкольном воз расте, можно охарактеризовать как:

1. Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения (Л.С. Выготский).

• Возникновение первых этических инстанций (Л.С. Выготский).

• Возникновение соподчинения мотивов (А.Н. Леонтьев).

• Возникновение произвольного поведения (Д.Б. Эльконин, А.В. Запо рожец).

• Возникновение личного сознания.

Базируясь на знании этих особенностей, авторы пособия предлагают комплекс диагностических методик, позволяющих исследовать уровень сформированности основных психологических черт у дошкольников разного возраста. При этом они следуют главному принципу , принятому в Образовательной системе «Школа 2100», — принципу минимакса . Это поможет, с одной стороны, избежать ошибок в трактовке результатов диагностики, а с другой – разработать четкую перспективу личностного и познавательного развития каждого ребенка.

Материал распределен по разделам: «Личность», «Познавательные процессы», «Общение», «Деятельность», «Для вас, родители».

Предлагаем рассмотреть несколько подробнее один из разделов диагностического комплекса.

Раздел «Личность» . В этом разделе предполагается изучить уровень развития самосознания, проявления волевых качеств, мотивов поведения и деятельности, эмоционально-чувственной сферы, уровня адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Исследование развития самосознания дошкольников. Ядром самосознания являются самооценка и связанный с ней уровень притязаний (степень трудности целей, которые человек ставит перед собой). Главным достижением дошкольного возраста является четкая, уверенная, в целом эмоционально положительная самооценка, которая обеспечивает готовность ребенка к обучению в школе.

В разделе «Личность» блок представлен одиннадцатью методиками изучения: детского самосознания и половозрастной идентификации (Н.Л.Белопольская); отношения к своему имени; представлений о себе (Е.З.Басина); представлений о нравственных категориях, а также степени нервозности и тревожности; уровня самооценки, отношения к себе; оценке себя во времени; притязаний и потребностей в достижениях цели; уровня самоконтроля, особенностей самооценки и соотношение реального Я и идеального Я (Н.В.Нижегородцева); самооценки и оценки личностных качеств детей группы; сформированности образа Я и самооценки;

Исследование волевых проявлений дошкольников. Важнейшее приобретение дошкольного возраста состоит в превращении поведения ребенка из «полевого» в «во левое» (А.Н. Леонтьев).

Главные характеристики полевого поведения преддошкольника — импульсивность и ситуативность. В возрасте 3 лет в связи с развитием самосознания у преддошкольни ка возникают личные желания, вызывающие его активность (становление волевого поведения) .

В старшем дошкольном возрасте черты произвольности проявляются в умении ребенка самостоятельно управлять своими действиями и пове дением на основе механизма внутренней речи, т.е. рассуждать про себя. Показателем произвольности выступает относительная независи мость дошкольника от взрослого в постановке цели, планировании и ор ганизации своих действий, в осознании себя не как исполнителя, а как деятеля. Произвольность также предполагает умение привнести смысл в действия, понять, для чего они выполняются, учесть свой прошлый опыт. На развитие произвольности поведения оказывают влияние все виды деятельности ребенка, в которые он включен.

В блоке «Личность» раздел представлен методиками изучения: мобилизации волевых усилий; волевых проявлений; произвольного поведения.

Исследование мотивов поведения и деятельности. Мотивы поведения развиваются в дошкольном детстве по двум направлениям. Во-первых, изменяется их содержание, они обновляются в связи с расширением круга деятельности и общения ребенка. Во-вто рых, мотивы объединяются, формируется их иерархия , а в связи с этим и новые качества: большая осознанность и произвольность.

В разделе «Личность» блок представлен методиками изучения: представлений о нравственных качествах; осознания нравственных норм; поведения в ситуации нравственного выбора, сформированности нравственного поведения; культуры общения; адекватности эмоциональных реакций на моральные нормы, объяснения; эмоционального отношения к различным нравственным понятиям.

Исследование развития эмоционально-чувственной сферы дошкольников. Развитию эмоциональной сферы ребенка, в отличие от его интеллек туального развития, не всегда уделяется достаточное внимание. Однако, как справедливо указывали Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональ ной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важ ных, приоритетных задач воспитания.

Авторы программы «Детский сад 2100» н аиболее удобной для практических целей считают классификацию эмоций К. Изарда, основанную на фундаментальных эмоциях (интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина). Остальные эмоции, согласно его теории, являются производными. Диагностика развития эмоциональной сферы ребенка проводится по параметрам ( Л.П. Стрелкова):

1) адекватная реакция на различные явления окружающей действи тельности;

2) дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей;

3) широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания, уровень передачи эмоционального состо яния в речевом плане, лексическое богатство языка;

4) адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.

Исследование уровня адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения. Сложность приспособления к новым условиям и к новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за это приспособление, диктуют необходимость предусмотреть все факторы, способствующие адаптации ребенка к дошкольному учреждению либо, наоборот, мешающие ей или ее замедляющих.

Адаптация в широком смысле — это приспособление к окружающим условиям. Она имеет два аспекта: биологический (приспособление к устойчивым и изменяющимся условиям среды, к изменениям в организме; способность к произвольной психической регуляции биологических процессов и состояний) и психологический (жизнь в обществе в соответствии с его нормами и ценностями).

Выделяют три стиля , с помощью которых человек может адаптироваться к среде: творческий, конформный, избегающий .

Наиболее оптимальным является творческий стиль, наименее опти мальным — избегающий.

Раннюю диагностику адаптированности ребенка к условиям дошкольного учреждения проводить необходимо. Она поможет целенаправленно организовать жизнь, как младшего, так и старшего дошкольника в детском саду, найти правильный и безболезненный способ приспособления ребенка к новым условиям, сформировать у него навыки общения со сверстниками и, в итоге, положительное отношение к детскому саду.

Смотрите так же:  Если у 2х месячного ребенка температура 37

В разделе «Личность» блок представлен психологическими критериями адаптированности ребенка к ДОУ, методиками изучения характеристики личности и возможных проблем. Применяются графические методики в комплексе с классическими тестами и основными методами психологии (наблюдение, эксперимент и др.)

Разделы «Познавательные процессы», «Общение», «Деятельность», «Для вас, родители» представлены также блоками диагностических методик, позволяющими глубоко изучить актуальное состояние развития ребенка и использовать данные в планировании воспитательно-образовательного процесса.

Изучение познавательных процессов основывается на исследовании функциональной зрелости нервных процессов; сформированности познавательных компонентов психического развития дошкольников; развития памяти; продуктивности непроизвольного запоминания; развития воображения.

В разделе «Общение» изучается общение со взрослыми и сверстниками (степень осознанности ребенком отношения к нему близких, представление об отношении к нему педагога, тип общения со взрослыми, отношение к взрослым и сверстникам); развитие коммуникативных способностей в процессе общения со сверстниками (социометрия межличностных отношений, выбор и критерии выбора партнера для общения, коммуникативных умений); детско-родительские взаимоотношения в семье.

Изучение деятельности базируется на исследовании развития игровой деятельности (принятие роли, устойчивость в подчинении игровому правилу, влияние сюжета и роли на подчинение правилу игры, возрастные изменения в подчинении правилу игры, замещения предмета в игре); мотивационная направленность трудовой деятельности (влияние мотивации на взаимоотношения детей в деятельности, влияние мотивов на результат и взаимоотношения детей в совместной деятельности, мотивы трудовой деятельности, организаторские умения детей в совместной деятельности, отношение к трудовым поручениям, взаимосвязи между игрой и трудом, умение планировать трудовую деятельность, процесс формирования трудовых навыков, взаимосвязи между характером цели и успешностью в труде); учебная деятельность и отношение к школе (графически); внимания, ведущей руки.

Авторами пособия предложен «Портрет» выпускника детского сада: параметры развития» (здоровье и физическое развитие, социальное развитие, развитие речи и речевого общения, познавательное развитие, эстетическое развития); базисные характеристики личности (социальная компетентность, интеллектуальная компетентность, компетентность в плане физического развития, а также эмоциональность, креативность, произвольность, инициативность, самостоятельность и ответственность, самооценка, свобода поведения).

В разделе « Для Вас, родители» представлены несложные методы диагностики развития и игры для детей 3-5 лет. Предложены основные нормативы развития детей (познавательная сфера, двигательная сфера).

Система игр, с которой пособие знакомит родителей, учитывает возрастные особенности. Эти игры одновременно и определяют степень развития психологических качеств, и помогают развить их. Здесь еще не существует жестких норм для каждой игры, например, выполнить это задание с первого раза или с пятого, воспользоваться помощью взрослого один раз или несколько. Главное — есть ли у ребенка интерес к данной деятельности. Даже если не все задания он выполняет с первого раза, а каждый день делает пусть маленький, но шаг вперед, самостоятельно или с помощью родителей — все равно это значит, что процесс развития идет.

Вопросы и задания:

Колисниченко Т.Н.,

Презентация на тему:
Готовность к школе

Подготовка детей к школе по комплексной программе развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100» («Детский сад 2100»)

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Готов к школе? Современный мир меняется стремительно. Запросы школы и общества в целом к образованию таковы, что ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации, ориентироваться в нем и постараться стать успешным

Поэтому необходимо находиться в постоянном поиске новых, наиболее продуктивных методов и технологий при подготовке детей к школе

Цель: — помочь родителям обеспечить функциональную готовность ребенка к школе — обеспечить преемственность в обучении и воспитании дошкольников — создать условия для благоприятной адаптации дошкольников к школе — способствовать развитию у детей познавательной активности, индивидуальных и творческих способностей

Задачи: Формирование положительной учебной мотивации 2.Развитие основных психических функций, необходимых для успешного обучения в школе 3. Развитие элементарных математических представлений 4. Развитие речи, фонематического слуха, ознакомление с основами грамоты 5. Развитие мелкой моторики

Выработка психологической готовности: желание учиться, стремление узнавать новое, овладеть умениями целенаправленно и организованно заниматься, внимательно слушать и выполнять указания педагога

В работе не используются произвольное запоминание и выучивание. Знания и умения присваиваются только в результате их постоянного применения. Игра — способ применения знаний.

Дети сами открывают новые знания Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию. (знакомые правила игры) Затруднение в игровой ситуации. Открытие нового знания или поиск умения. ( мы это не знаем, мы это еще не умеем) Воспроизведение нового в типовой ситуации. Игра по новым правилам ( Знакомство с новыми правилами) 5. Развивающие задания 6. Итог занятия.

Занятие, как жизнь, нельзя ограничить минимумом . Принцип минимакса – ребенок может узнать максимум, но должен (под руководством педагога) узнать минимум.

В развитии умственных способностей важную роль играют здоровьесберегающие технологии: Упражнения на релаксацию, визуализацию Динамические паузы Пальчиковая гимнастика Гимнастика для глаз Кинезиология (развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активации мыслительной деятельности

Учебно-методический комплект Развитие речи и подготовка к обучению грамоте «По дороге к Азбуке» Р.Н. Бунеев , Е.В. Бунеева , Т.Р. Кислова

Введение в математику «Моя математика» М.В. Корепанова, С.А. Козлова, О.В. Пронина

Составной частью комплекта пособий, реализующих комплексную Программу развития и воспитания дошкольников«Детский сад 2100» , является комплекс диагностических методик . «Диагностика развития и воспитания дошкольников» (М.В. Корепанова, Е.В. Харламова) «Тестовые задания» (М.В. Корепанова, Е.В. Харламова)

Корепанова М.В. Тестовые задания для диагностики дошкольников(карточки). Диагностика развития и воспитания дошкольников.

Автор(ы): М.В. Корепанова, Е.В. Харламова

Издательство: БАЛАСС

Программа: Образовательная система «ШКОЛА 2100», Образовательная программа «Детский сад 2100»

Аннотация:

Тестовые задания в виде карточек (раздаточный материал) являются приложением к пособию «Ди­агностика развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100» тех же авторов. Данные пособия базируются на основных принципах развития и воспитания ребенка, сфор­мулированных в комплексной Программе развития и воспитания дошкольников «Детский сад -2100», и являются составной частью комплекта пособий, реализующих эту Программу.Адресованы педагогам и психологам дошкольных учреждений, учителям начальной школы и ро­дителям.

Материал (подготовительная группа) на тему:
Обобщение опыта по теме «Система работы по приоритетному направлению: социально-коммуникативное развитие»

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-коммуникативного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Федерального государственного образовательного стандарта по дошкольному образованию.

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказания ребёнку квалифицированной помощи в сложном процессе вхождения в мир людей.

Актуальность данной темы связана с процессами, происходящими в современном обществе. Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов — чему и как учить в современных условиях, приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития. Вот почему сегодня мы обращаемся к личности ребёнка, анализу процессов, влияющих на её формирование.

Предварительный просмотр:

МКОУ «Солоновская средняя общеобразовательная школа»

Новичихинского района Алтайского края

659742 Россия Алтайский край Новичихинский район с. Солоновка ул. Школьная 1г

по теме «Система работы по приоритетному направлению: социально-коммуникативное развитие»

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-коммуникативного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Федерального государственного образовательного стандарта по дошкольному образованию.

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказания ребёнку квалифицированной помощи в сложном процессе вхождения в мир людей.

Актуальность данной темы связана с процессами, происходящими в современном обществе. Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов — чему и как учить в современных условиях, приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития. Вот почему сегодня мы обращаемся к личности ребёнка, анализу процессов, влияющих на её формирование.

Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти «себя» и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.

В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития — развития ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром — становится особо актуальной на данном современном этапе.

2. Основная часть.

Что такое социально-коммуникативное развитие? Это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.

Это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, развитие коммуникативной и социальной компетентности детей. Важнейшей основой полноценного социально-коммуникативного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят.

Являясь приоритетным, социально-коммуникативное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе дошкольного, и непосредственно связано не только с педагогикой, но и психологией, изучающей влияние социальной среды на развитие личности ребёнка.

Этот факт находит отражение в основных федеральных документах: ФГОС ДО, закон РФ «Об образовании», в «Конвенции о правах ребенка».

Таким образом, целью нашей психолого-педагогической деятельности является стимулирование социально-коммуникативного развития дошкольников через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО.

Встает вопрос – какие задачи необходимо поставить перед коллективом ДОУ и родителями, чтобы стимулировать социально-коммуникативное развитие детей?

Это следующие задачи:

-освоение первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений;

-развитие самосознания детей;

-создание условий для развития у детей культурно-личностных отношений в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

-развитие коммуникативной компетентности;

-формирование адекватной самооценки и положительного отношения к окружающим людям;

-развитие игровой деятельности у детей.

Предметом психолого-педагогической работы стало социально-коммуникативное развитие дошкольников.

Объектом психолого-педагогической работы явились дети дошкольного возраста.

Участники психолого-педагогической деятельности: дети, педагог-психолог, воспитатели, специалисты, родители.

Мы выделяем следующие этапы реализации психолого-педагогической деятельности:

-Подготовительный этап. Проведение первичной диагностики социально-личностной и познавательно-речевой сфер, составление плана работы.

-Основной этап. Проведение коррекционно-развивающей образовательной деятельности.

-Заключительный этап. Итоговая диагностика. Анализ проведенной работы.

В предполагаемом результате мы ориентируемся на целевые ориентиры по ФГОС:

-на инициативность и самостоятельность ребенка в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.

-Уверенность ребенка в своих силах, открытость внешнему миру, положительно отношение к себе и к другим. Активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх. Способность договариваться, учитывать интересы и чувства других.

-Владение ребенка различными формами и видами игры. Понимание устной речи и возможность выражать свои мысли и желания.

Исходя из этого, ожидаемый результат психологического сопровождения социально-коммуникативного развития:

-развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру;

-создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;

-формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);

Смотрите так же:  Современные методы лечения кариеса у детей

-воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;

-приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;

-развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;

-формирование коммуникативной компетентности ребёнка – развитие коммуникативных умений и навыков, связной речи и лексико-грамматических категорий;

-формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.

На подготовительном этапе производилось исследование уровня развития самосознания, самооценки и социометрического статуса у воспитанников 4-7 лет («Изучение детского самосознания и половозрастной идентификации», Белопольская Н.Л., «Изучение особенностей самооценки и соотношения реального Я и идеального Я» («Лесенка») Нижегородцева Н.В., «Изучение социальных эмоций», Исследование социометрии межличностных отношений в группе детей 4-7 лет, Методика: «Выбор в действии».,«Изучение коммуникативных навыков», Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина., Сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников методом наблюдения, Корепанова М.В., Харлампова Е.В.)

Следующей ступенью технологии сопровождения социально-коммуникативного развития детей является основной этап .

На этом этапе проводится групповая коррекционно-развивающая работа с детьми по программе социально-личностного развития «Познаю себя», Авторы: Корепанова М.В., Харлампова Е.В. 2007 г., пособие «Давай познакомимся!» Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. Пазухина И.А., 2004 г.

По запросу и необходимости проводится индивидуальная коррекционно-развивающая работа (коррекция социально-эмоциональных нарушений) с использованием коммуникативно-речевых игр и арт-технологий.

Программа «Познаю себя» рассматривается нами, в первую очередь, как психолого-педагогическое сопровождение процесса развития ребенка. Осваивая опыт предметно-практической деятельности, дошкольник учится «прислушиваться» к своим ощущениям, чувствам, мыслям; учится оценивать результативность этой деятельности с точки зрении удовлетворения собственных потребностей и пользы для окружающих. Знания становятся не самоцелью, а условием личностного развития. Важность их заключается в возможности решать жизненные задачи.

Механизм функционирования психолого-педагогического сопровождения базируется на эмоционально-чувственном восприятии ребенком жизни (на важность развития эмоциональной сферы в дошкольном возрасте неоднократно указывал Л.С. Выготский), на его природной потребности в познании себя, окружающего предметного и социального мира, на поиске в нем своего достойного места.

Большое влияние на формирование образа мира дошкольника, обогащение представлений о собственном «Я» как субъекте деятельности и отношений оказывает среда, окружающая ребенка в дошкольном учреждении.

На основе содержания программы «Познаю себя» мы расширили компоненты развивающей среды, представив ее следующим образом:

1. Среда, созданная для ребенка взрослыми(в соответствии с требованиями образовательной программы).

2. Среда как часть «Я» ребенка(«то,что меня согревает»). Содержание определяется предметами и игрушками, которые ребенок приносит из дома.

3. Среда как компонент детской субкультуры отражает стремление и потребности детей в динамичном характере среды, ее преобразовании в соответствии с требованиями игровой, психоэмоциональной ситуации.

Основой построения программы является ее ориентация на природную любознательность дошкольника, в том числе на интерес ребенка к себе, восприятие себя сверстниками и взрослыми, поиск своего места в системе социальных отношений, окружающем мире.

Программа адресована детям средней и старшей групп. Для малышей рекомендуется использовать отдельные игры и упражнения из раздела для средней группы, по усмотрению педагога. Мы исходим из особенностей младшего дошкольного возраста. В раннем детстве малышам еще нелегко распознавать свои чувства и ощущения, рассказывать о них. И все же элементарный опыт, которым уже располагает младший дошкольник, позволяет ему понимать чувство обиды, радости, страха, которые он испытывает сами окружающие его сверстники. Ребенку в этом возрасте свойственно выражать свои чувства либо в улыбке, радостном смехе, либо, наоборот, в громком плаче, в котором может крыться и страх, и обида, и боль. Поэтому хорошо, когда взрослый находится в эти минуты рядом с ребенком, помогает ему избавиться от негативных переживаний и создает хорошее настроение.

Процесс социально-личностного развития дошкольников включает различные виды деятельности: исследовательскую, предметную, изобразительную и так далее.

В нашем проекте приоритетным направлением является игровая и коммуникативная деятельность воспитанников. Игра дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение трудно досягаемой для него действительности (А.Н. Леонтьев). В играх ребенка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнует общество, какие идеалы формируются у детей. Отражая в игре события окружающего мира, дошкольник как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. А совместная деятельность со взрослым является своего рода школой передачи социального опыта.

А сейчас обратим внимание на конкретные задачи по социально-коммуникативному развитию дошкольников для каждого возраста, решаемые на основном этапе психолого-педагогической деятельности.

В младшем дошкольном возрасте ставятся следующие задачи: развивать у детей доброжелательное отношение к близким людям; пробуждать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, сверстников, героев сказок и др.; помогать осваивать способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками в игре, в повседневном общении; приучать к выполнению элементарных правил поведения; обогащать представления детей о людях (внешнем виде, половых различиях и др.), о семье.

В среднем дошкольном возрасте задачи — развивать у дошкольников умение понимать настроения и чувства окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию; расширять представления об окружающем мире; учить ориентироваться в правилах и нормах культуры поведения и общения.

В старшем дошкольном возрасте — обогащать представления о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях; учить «прочитывать» эмоции в мимике, жестах, интонации; побуждать к активному проявлению эмоциональной отзывчивости (пожалеть, утешить, др.); воспитывать культуру поведения и общения; углублять представления о семье, активно выражать доброе отношение к близким; знакомить с формами приветствия, прощания, выражения признательности, обращения с просьбой; развивать самоконтроль над своими действиями; углублять представления о себе, возможностях, достижениях; направлять сознание, чувства и действия детей на совершение гуманных и справедливых поступков.

При проведении групповой развивающей работы с воспитанниками, основными формами НОД являются: игры (коммуникативные, сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические),этюды, тренинговое упражнение, беседа, наблюдение, педагогическая ситуация, слушание музыки, рисование, релаксационная гимнастика, чтение художественных произведений с последующим анализом.

А во время проведения индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми (коррекция социально-эмоциональных нарушений по запросу) используется игротерапия, арт-терапия, тренинговые упражнения, психорегулирующие тренировки с целью развития навыков самоконтроля поведения и смягчения эмоционального напряжения.

Решение задач данного курса невозможно без активного участия родителей. Рабочую тетрадь, представленную в форме дневника, которая называется «Это Я», дети заполняют не только в процессе НОД, но и дома, вместе с родителями. Затем в форме индивидуальных или групповых бесед их содержание обсуждается в детском саду. Материал, содержащийся в рабочей тетради, дополняет содержание курса «Познаю себя», представленного в методических рекомендациях. Это позволяет ребенку получить более полные и разносторонние знания о самом себе. Важно, чтобы процесс работы с дневником сопровождался общением ребенка и взрослого.

По теме «Особенности развитие самосознания детей» с родителями проводятся консультации (групповые и индивидуальные).

По теме «Развитие коммуникативной компетентности у детей» с родителями проводится обучающий тренинг«Как общаться с маленьким манипулятором», деловая игра «Поощрение и наказание: что важнее?», консультации «Как развивать навыки общения у ребенка», «От природы каждый ребенок одаренный..», «Особенности воспитания девочек и мальчиков».

По теме «Формирование адекватной самооценки и положительного отношения к окружающим людям у детей» с родителями проводится практикум «Какой стиль воспитания выбрать?», обучающий тренинг «Как сформировать адекватную самооценку у ребенка?».

По теме «Социально-коммуниктаивное развитие детей дошкольного возраста (3-7лет)» с родителями проводятся консультации (групповые и индивидуальные) на темы: «Детство – это очень важно», «Как развивать навыки самоконтроля у детей?», «Детская ложь или фантазия?»

Большую роль в успешном социально-коммуникативном развитии дошкольников играет коллектив единомышленников, который формируется из администрации дошкольного учреждения, воспитателей, педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкальных руководителей.

Воспитатели формируют у детей представления о социуме, самом себе, окружающих людях, природе и рукотворном мире, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию. Музыкальные руководители помогают в создании утренников, драматизаций, в развитии у детей культурно-личностных отношений посредством включения в театрализованную деятельность. Учитель-логопед участвует в социализации личности ребенка с помощью развития связной речи, активного словаря, лексико-грамматических категорий. Педагог-психолог ведёт работу с детьми по ознакомлению с эмоциями, овладению языком эмоций, формированию уверенности в себе, развитию социальных навыков, коррекции эмоционально-личностных нарушений.

Стимулирование социально-личностного развития детей невозможно без детального и углубленного изучения вопроса воспитателями и специалистами ДОУ.

С педагогами проводятся групповые и индивидуальные консультации по теме «Особенности сопровождения развитие самосознания детей».

По вопросу «Развитие коммуникативной компетентности у детей» с педагогами проводится обучающий тренинг «Эффективное взаимодействие с детьми», также тренинговое занятие личностного роста, консультации «Развитие навыков общения у детей», «Профилактика детских конфликтов».

По теме «Формирование адекватной самооценки и положительного отношения к окружающим людям у детей» с воспитателями проводится практикум «Особые дети. Какие они?», тренинговое занятие «Взаимодействие с застенчивыми (тревожными, агрессивными, гиперактивными) детьми».

Другие статьи

  • Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Законодательством Российской Федерации не предусмотрено процедуры отказа от ребенка, возможно только лишение родительских прав. Так, согласно ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если […]
  • Можно ли ребенку капать ромашку в нос отвар ромашки и нос неделю назад мы заболели к нам приходила врач и сказала 5 раз в день промывать нос пипеткой ромашки, потом отсасывать аспиратором, а потом капать капли сейчас я разговаривала с подругой, она меня отругала, сказала, что нельзя так ни в коем случае, […]
  • Что входит в обязанности родителей по воспитанию детей Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 - 79) Глава 12. Права и обязанности родителей См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. […]
  • Диагностика отклонения в развитии ребёнка определение этапы проведения Ранняя диагностика отклонений в развитии детей Диагностика отклонений в развитии основывается на зна­нии общих и специфических закономерностей психического раз­вития нормально развивающегося ребенка и детей с различны­ми отклонениями в развитии. Диагностика носит […]
  • Как правильно купать в круге месячного ребенка Как купать ребёнка с кругом на шее С какого месяца купать ребёнка с кругом на шее, как правильно это делать, в какое время? Советы доктора Комаровского и видео инструкция. Водные процедуры – особенное удовольствие для маленького ребенка. Кроме обычного гигиеничного […]
  • Рекомендации для родителей по развитию речи детей 2-3 лет Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2–3 лет" До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши начинают говорить. […]