Коррекция личности детей

Коррекция отклоняющегося поведения подростков

Отклоняющееся поведение большинства детей – вызов нашего времени. Число детей с отклонениями в поведении растет. Каждый день перед учителями встают вопросы, как поступить с детьми, поведение которых вышло из общепринятых норм. Отклонения поведения от нормы называют также аномальным, асоциальным, антисоциальным, девиантным, расстроенным, неправильным, искривленным, испорченным, деликвентным. Многообразие проявлений отклоняющегося поведения наука пытается свести к типовым схемам.

Отечественные и зарубежные исследователи предложили различные подходы к классификации нестандартного поведения. Большая их часть принадлежит врачам и психологам и основывается на анализе психических особенностей людей. Медицинский (психобиологический) аспект проблемы отклоняющегося поведения детей и подростков нашел отражение в работах А.Л. Гройсмана, В.П.Кащенко, А.Е.Личко, В.Ф.Матвеева, Н.И.Фелинской и др. Социально-психологический аспект в характеристике отклоняющегося поведения подростков нашел воплощение в работах С.А.Бадмаева,С.А.Беличевой. Психолого-педагогический аспект отклоняющегося поведения подростков довольно широко отражен в научной психолого-педагогической литературе (М.А.Алемаскин, А.С.Белкин, Л.М.Зюбин, Н.Н.Верцинская, А.И.Кочетов, И.А.Невский и др.). Нравственно – правовой (криминологический) аспект девиантного поведения раскрывают Б.Н.Алмазов,А.И.Долгова, В.Д. Ермаков, Г.М.Миньковский, Д.И.Фельдштейн и др.).

Существует многомерная классификация девиантного поведения. В единстве и взаимозависимости в ней учтены: видимые наиболее характерные признаки отклоняющегося поведения; уровень (глубина) отклонений поведения; характер (содержание) отклоняющегося поведения; длительность (запущенность) отклоняющегося поведения; главные наследственные и характерологические причины, вызвавшие определенный тип отклоняющегося поведения; цели (направленность) нестандартного поведения; главные источники (причины) возникновения; эмоциональные состояния; особенности проявления девиантного поведения; тип (название, определение) отклоняющегося поведения; группа коррекции.

Воспитание детей с отклонениями в поведении осуществляется в рамках единого педагогического процесса и направлено на формирование в ребенке гуманистических, общечеловеческих ценностей, активной гражданской позиции, нравственно положительных черт и качеств. Основной целью педагога является выявление и преодоление (исправление) недостатков в развитии личности ребенка, помощь ему в успешном освоении картины мира и адекватной интеграции в социум.

Основные направления коррекционной деятельности с несовершеннолетними следующие: нормализация и обогащение отношений с окружающим миром, прежде всего с педагогами и детским коллективом; компенсация пробелов и недостатков в духовном мире, усиление деятельности в той области, которую он любит, в которой может добиться хороших результатов (компенсация в области интересного дела, увлечения спортом, техникой, музыкой и др.); восстановление положительных качеств, которые получили незначительную деформацию (девиацию); постоянная стимуляция положительных качеств, не утративших социальной значимости; интенсификация положительного развития личности, формирование ведущих положительных качеств; усвоение и накопление социально ценного жизненного опыта, обогащение практической деятельности в различных сферах жизни; накопление навыков нравственного поведения, здоровых привычек и потребностей на основе организации деятельности учащихся по удовлетворению их интересов; исправление как преодоление отрицательного, т.е. ликвидация пробелов в формировании положительных качеств и вредных привычек.

Цель коррекционно-педагогической деятельности, имеющей воспитательно – профилактическую направленность, — разрушение негативных установок и поведенческих стереотипов личности и формирование на этой основе социально значимых черт и качеств личности у подростков. Поскольку деятельность является ведущим средством формирования личности, то методами коррекции целесообразно считать те способы организации и осмысления деятельности, которые изменяют к лучшему черты школьника и способствуют исправлению, коррекции.

Выделяют четыре группы методов, направленных на исправление отклоняющегося поведения личности:

— методы разрушения отрицательного типа характера: метод “взрыва” и метод реконструкции характера;

— методы перестройки мотивационной сферы и самосознания: а) объектного переосмысления своих достоинств и недостатков; б) переориентировки самосознания; в) переубеждения; г) прогнозирования отрицательного поведения;

— методы перестройки жизненного опыта: а) предписания; б) ограничения; в) переучивания; г) переключения; д) регламентации образа жизни;

— метод предупреждения отрицательного и стимулирования положительного поведения: а) поощрения и наказания; б) соревнования; в) положительной перспективы.

Вместе с тем педагоги и психологи выделяют и специфические методы психокоррекции отклонений в поведении детей и подростков: суггестивные и гетеросуггестивные методики психокоррекции, построенные на самовнушении и педагогическом внушении; дидактические методики психокоррекции, включающие разъяснение, убеждение и иные приемы рассудачно аргументированного воздействия, метод “сократического диалога”, методики обучения саногенному мышлению,

В комплексе приемов педагогического воздействия выделяются приемы, задерживающие, тормозящие ход отрицательного развития личности воспитанников и созидающие, содействующие развитию положительных качеств личности, помогающие скорректировать отрицательную направленность чувств, эмоций, отношений, поведения педагогически запущенных подростков.

Созидающие приемы:

— содействующие улучшению взаимоотношений между воспитателями и воспитанниками, устанавливающие душевный контакт между ними (проявление доброты, внимания и заботы; просьба; поощрение; прощение; проявление огорчения; поручительство);

— вовлекающие воспитанника в совершение морально ценных поступков, в накопление опыта правильного поведения (убеждение, доверие, моральная поддержка и укрепление веры в собственные силы, вовлечение в интересную деятельность; пробуждение гуманных чувств; нравственные упражнения);

— строящиеся на понимании динамики чувств и интересов воспитанника (опосредование, “фланговый” подход; активизация сокровенных чувств воспитанника).

Тормозящие приемы:

— в которых открыто проявляется власть педагога (констатация поступка; осуждение; наказание; приказание; предупреждение; возбуждение тревоги о предстоящем наказании; проявление возмущения; выявление виновного);

— с открытым воздействием (параллельное педагогическое действие, ласковый упрек, намек, мнимое безразличие, ирония, развенчание, немое недоверие, организация естественных потребностей).

Вспомогательные приемы:

— организация внешней опоры правильного поведения;

— отказ от фиксирования отдельных поступков.

Организуя и проводя воспитательно-коррекционную работу с подростком, используя методы и примы педагогического воздействия на него, необходимо учитывать тот факт, что коллектив может выступать как фактор и условие предупреждения отклоняющегося поведения подростка, как действенный компонент воздействия на личность. Приемы воздействия коллектива следующие:

— доверие – подросток выполняет наиболее значимое общественное поручение коллектива, в котором он сможет проявить свои знания и умения;

— постепенное приучение к деятельности на общую пользу – поручения повторяются, усложняются и мотивируются их общей значимостью;

— поддержка коллективистических проявлений – поощрение и одобрение коллективом усилий подростка выполнять общественную работу в сочетании с возрастанием доброжелательного отношения к нему окружающих;

— недоверие – коллектив высказывает сомнение в том, поручать или нет какое – либо дело данному подростку из – за негативной оценки его отдельных личностных качеств, побуждая его тем самым к самокритике;

— отклонение недобросовестного и некачественного выполнения работы – коллектив заставляет переделать работу, мотивируя свое решение возможностью более качественного ее выполнения;

— осуждение безнравственности эгоистических установок и взглядов подростка;

— переключения критики на самокритику, побуждающей подростка дать объективную оценку своему поступку, подумать о причинах недовольства этим поступком окружающих;

— включение подростка в коллективные общественно значимые виды деятельности, где он должен проявить свое отношение к совместным коллективным делам, умение сотрудничать с одноклассниками.

Немаловажна и позиция подростка к самому себе, к оценке своих действий и поступков. Желание исправить свои негативные качества, ликвидировать отрицательные привычки, заняться своим самосовершенствованием и самовоспитанием. Только при личной заинтересованности подростка в самовоспитании, только при полном понимании им его необходимости целесообразно применять следующие приемы индивидуальной работы с подростком:

— мобилизация внутренних сил подростка на выполнение задания – перед учащимся раскрываются его возможности, умения, необходимость предстоящей работы лично для него;

— активизация (создание) целевой установки – с подростком разрабатываются правила повседневной деятельности (начатое дело выполнять до конца, не браться за множество дел сразу, качественно выполнять любую работу, оценивать ее результативность, анализировать ошибки);

— контрастность – от регулярных неудач в деятельности подводить подростка к первым значительным успехам в ней;

— стимулирование личного достоинства подростка, защита его самолюбия – предложение посильной деятельности, укрепление веры в успех, поддержка в трудных ситуациях;

— требовательное доверие – подчеркивается неизбежность выполнении задания, но оказывается поддержка, укрепляется надежда на то, что подросток эту деятельность осилит;

— поощрение – похвала – поддержка, похвала – побуждение к выполнению принятых решений, доброе участие.

Взвешенное сочетание индивидуального и коллективного педагогического воздействия, применение различных форм и видов внеучебной деятельности в коррекционно – педагогической работе с подростками с отклоняющимся поведением усиливает ее результативность, помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и девиаций в поведении подростков реальным, действенным, а задачи по формированию положительных качеств его личности, интеграции в социум вполне осуществимыми.

Литература.

  1. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие для студ.высш.пед.учеб. заведений/А.Д.Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; под ред. В.А. Сластенина. — М.: Академия, 2002.-280 с.
  2. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб.пособие для студ. сред.пед.учеб. заведений / Г.Ф. Кумарина, М.Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова; под ред Г.Ф.Кумариной. – М.: Академия, 2001. – 320 с.
  3. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учеб.пособие для студ.сред.спец.учеб. заведений. – М.: Владос, 2003. -352 с.
  4. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (олигофренопедагогика):учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб. заведений / Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин; под ред Б.П. Пузанова. – М.: Академия, 2001.-272 с.
  5. Формы профессионального обучения педагогов: мастер-классы, технологические приемы / авт.-сост. Т.В Хуртова. – Волгоград: Учитель, 2008.-207 с.
Смотрите так же:  Можно ли ребенку 2 лет арбидол

Психологическая коррекция цели, задачи, содержание

Главная > Реферат >Психология

Федеральное агентство по образованию

ФГАОУ ВПО «Российский Государственный Профессионально – Педагогический Университет»

Факультет социальной работы и социальной педагогики

Кафедра социальной педагогики и психологии

Реферат по дисциплине:

«Основы психоконсультирования и психокоррекции»

Психологическая коррекция: цели, задачи, содержание

Выполнил: студент ЗСПдо – 31

Проверил: Стригулина Е.Ю.

1. Психологическая коррекция: определение, цели и задачи…………………4

2. Основные принципы психолого-педагогической коррекции………………7

3.Требования к коррекционно-развивающим программам…………………..15

Список использованных источников…………………………………………..19

Интерес к практической психологии в настоящее время велик и не случаен. Это связано, прежде всего с тем, что ключевой задачей системы образования в нашей стране становится воспитание развитой, свободно мыслящего, творчески относящегося к жизни человека.

Конечно, решение сложных задач воспитания и обучения зависит в значительной степени от профессионального мастерства воспитателя, учителя. Но сейчас уровень этого мастерства во многом определяется психологической подготовкой педагога, его стремлением к сотрудничеству с психологами, работающими в учреждениях образования – детских садах, школах, лицеях, гимназиях, интернатах и пр.

Именно совместная деятельность педагога и психолога обеспечивает индивидуальный подход к ребенку на основе понимания его психологических особенностей, позволяет своевременно выявлять нарушения в психическом развитии и поведении ребенка и оказывать ему необходимую психолого-педагогическую помощь.

Один из наиболее сложных и ответственных видов совместной деятельности психолога и педагога – психологическая коррекция.

Психолого-педагогическая коррекция – это деятельность психолога и педагога, направленная на повышение возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношении с другими людьми – детьми и взрослыми, на раскрытии его потенциальных творческих резервов.

Будущие воспитатели и педагоги должны хорошо представлять себе возможности коррекционно-развивающих программ, знать области их применения, уметь грамотно использовать коррекционные приемы и способы в практике воспитания и обучения детей.

1. Психологическая коррекция: определение, цели и задачи

В Психотерапевтической энциклопедии Карвасарского [10, c. 464] психологическая коррекция определяется как: «Направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида»

По мнению Абрамовой, психологическая коррекция предполагает организованное воздействие на клиента с целью изменения показателей его активности и соответствий с возрастной нормой психического развития. [1, c. 34]

Также, под «психологической коррекцией понимается определенная форма психолого-педагогической деятельности по исправлению таких особенностей психического развития, которые по принятой в возрастной психологии системе критериев не соответствуют гипотетической «оптимальной» модели этого развития, норме или, скорее, возрастному ориентиру как идеальному варианту развития ребенка на той или иной ступени онтогенеза». [8, c. 3]

Таким образом, психологическая коррекция – это один из видов психологической помощи (среди других — психологическое консультирование, психологический тренинг, психотерапия); деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также — деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям.

Конт­роль динамики психического развития детей, обучающих­ся и воспитывающихся в учебно-воспитательных учреж­дениях, позволяет своевременно прибегнуть к коррекции развития с целью создания оптимальных возможностей и условий для подтягивания слабых и средних учащихся до уровня сильных, наиболее развитых, а также для даль­нейшего развития учащихся, обнаруживающих особые способности. [8, c. 6]

При определении целей и задач коррекции необхо­димо исходить из понимания той уникальной роли, ко­торую играет данный конкретный период возрастного развития, ставить задачу, адекватную потенциалу раз­вития на данном этапе онтогенеза, ценности данного возраста в целостном поступательном процессе станов­ления личности. Реализация потенциальных возможно­стей каждой возрастной стадии развития является основ­ной формой профилактики возникновения отклонений или недостатков в развитии на последующих возраст­ных ступенях. [8, c. 6]

Итак, основная цель коррекционной работы в простран­стве определенного возраста – способствовать полноценно­му психическому и личностному развитию личности.

Основная задача – психолого-педагогическая коррекция отклонений в психическом развитии личности (интеллекту­альном, эмоциональном, мотивационном, поведенческом, волевом, двигательном и пр.) на основе создания оптималь­ных психолого-педагогических условий для развития твор­ческого потенциала личности каждого человека.

Психокоррекция планируется и осуществляется самим психологом. В зависимости от формы организации психологической коррекции выделяют следующие её виды: индивидуальная, микрогрупповая, групповая и смешанная. [5]

Индивидуальная психокоррекция предполагает работу с клиентом один на один при отсутствии посторонних лиц, в таком случае обеспечивается конфиденциальность, интимность отношений, более глубокая и результативная работа.

Микрогрупповая форма коррекции предполагает работу в группах по 2 — человека, как правило, имеющих сходные проблемы в развитии.

Групповая форма проведения психокоррекции заключается в целенаправленном использовании групповой динамики, всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающие между участниками группы. При решении некоторых проблем, например возникающих в сфере общения, межличностных взаимодействий, участие в психокоррекционных группах более эффективно, чем индивидуальная работа. [11]

Смешанная форма сочетает достоинства индивидуальной и групповой коррекции и позволяет осуществить комплексный подход к решению проблем.

Программа психологической коррекции составляется на основе психологических рекомендаций в сотрудничестве психолога с учителями, воспитателями, классными руководителями или родителями в зависимости от того, кто в дальнейшем будет заниматься ребенком.

Другой формой коррекционно-развивающей работы является собственно психологическое воздействие, включающее в себя психокоррекцию, консультативную работу и социально-психологический тренинг. [6]

Цель и задача коррекционной работы четко очерчи­вают принципиальную психолого-педагогическую пози­цию по отношению к личности: не личность подгонять, кор­ректировать под ту или иную образовательную систему, а саму эту образовательную систему корректировать в том направлении, чтобы она обеспечивала достаточно высо­кий уровень развития, воспитания и обучения всех личностей.

2. Основные принципы психолого-педагогической коррекции

Основные принципы психокоррекционной работы в нашей стране основаны на разрабатываемых в отечествен­ной психологии фундаментальных положениях о том, что личность – это целостная психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека на ос­нове усвоения им общественных форм сознания и пове­дения (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). Психическое развитие и формирование личности ребенка возможны только в общении со взрослыми и происходят прежде все­го в той деятельности, которая на данном этапе онтоге­неза является ведущей (в дошкольном детстве – игра, в младшем школьном детстве – учебная деятельность). При наличии определенных, строго продуманных условий все здоровые дети обладают способностью к развитию. И воспитатель, и учитель не имеют оснований объяснять неудачи своих воспитанников или учеников их плохим умственным развитием, отсутствием у них способностей, так как развитие детей само в значительной степени оп­ределяется обучением, воспитанием, общением, зависит от особенностей организации этих процессов. [8, с.8]

В качестве основных условий развития можно назвать следующие.

1. Максимальная реализация в работе педагогическо­го коллектива с учащимися возрастных возможностей и резервов с опорой на сензитивность того или иного воз­растного периода, на зону ближайшего развития и пр.

Так, в младшем школьном возрасте начинается целе­направленное обучение и воспитание ребенка. Основным видом его деятельности становится учебная деятельность, которая играет важную роль в формировании и разви­тии всех психических свойств и качеств. Именно этот воз­раст сензитивен для развития таких психологических но­вообразований, как произвольность психических про­цессов, внутренний план действия, рефлексия способов своего поведения, потребность в активной умственной деятельности или склонность к познавательной деятель­ности, овладение учебными умениями и навыками. Ины­ми словами, к концу младшего школьного возраста ребе­нок должен уметь учиться, хотеть учиться, верить в свои возможности и испытывать к школе и учению положи­тельные чувства (во всяком случае, школа не должна вы­зывать у него отвращения и боязни). [2]

Наилучшей основой для успешного учения и развития ребенка является гармоническое соответствие учебных и интеллектуальных навыков и умений таким параметрам личности, как самооценка, познавательная и учебная мотивация. Это соответствие закладывается именно в младшем школьном возрасте. Практически все пробле­мы (в том числе неуспеваемость, учебные перегрузки и пр.), возникающие на последующих ступенях обучения, объясняются тем, что ребенок либо не умеет учиться, либо учение ему неинтересно, не видна его перспектива.

2. Развитие в учебно-воспитательном процессе индиви­дуальных особенностей учащихся внутри каждого возраст­ного периода – интересов, склонностей, самосознания (са­мооценки, полового самосознания и пр.), направленности, ценностных ориентации, жизненных планов и др.

Смотрите так же:  Работа младшего воспитателя и воспитателя с детьми раннего возраста

Проблема индивидуальных различий очень сложна. Трудно назвать хоть одно какое-то свойство, черту, ка­чество человека, которое не входило бы в круг этой про­блемы. Известно, что дети в одном и том же классе очень отличаются друг от друга, и это прекрасно. Одинаковость детей должна беспокоить и настораживать педагога: тут что-то не так.

Однако центральным моментом в индивидуальных особенностях человека являются его способности.

Существует огромное многообразие видов деятельно­сти, каждый из которых требует определенных способ­ностей для своей реализации на достаточно высоком уров­не. Формирование способностей имеет свои особенности на каждом возрастном этапе и тесно связано с развитием интересов ребенка, самооценкой его успехов и неудач в той или иной деятельности. Психическое и личностное развитие ребенка невозможно без развития его способ­ностей. Развитие способностей и развитие личности взаимообусловленные процессы. Ни к чему не способных детей нет. Все дети способны к обучению, каждый здоро­вый ребенок способен получить общее среднее образова­ние, овладеть материалом школьной программы. Одна­ко у каждого ребенка свой путь развития способностей. [3]

Становление и развитие способностей требует терпе­ния со стороны взрослых, внимания и бережного отно­шения к малейшим успехам ребенка. Именно этого взрос­лым часто не хватает! И они успокаивают свою совесть расхожей формулой о том, что способности – это исклю­чение, а не правило. Но если образование не развивает способностей ребенка, это не образование, это какое-то организованное времяпрепровождение.

Виды психологической коррекции

В жизни довольно часто приходится встречаться с проблемами и вопросами, относящимися к области психологии. Человек устроен таким образом, что ему свойственно стремиться к внутреннему равновесию, гармонии, физическому и психическому здоровью. Однако, реализуя на практике это стремление, человек зачастую оказывается в сложных ситуациях, один на один с проблемами, самостоятельно справиться с которыми он не может. Психология — наука о душе, о внутреннем, психическом мире человека, и именно та ее часть, которая называется практической, призвана помочь человеку решить жизненно важные для него проблемы. К сожалению, в нашем обществе недостаточно развита психологическая культура, владение которой позволяет человеку лучше разобраться в своих проблемах и отношениях с другими людьми.

Психологическая культура — это забота о своем психическом здоровье, умение выходить из психологических кризисов самому и помогать близким людям. В психологической культуре выделяют три основных компонента:
1. Самопознание и самооценка.
2. Познание других людей.
3. Умение управлять своим поведением, эмоциями, общением.

Овладение психологической культурой само по себе несет большой психотерапевтический заряд. Многие проблемы человек может решать самостоятельно, используя рекомендации специалистов — психологов. Каждый человек может быть сам для себя интуитивным психологом, оценивать свои психические состояния, особенности поведения и проявления эмоций. Однако бывают ситуации, когда человек не может самостоятельно справиться со сложными проблемами, которые встречаются на его жизненном пути, и нуждается в психологической помощи.

Психологическая помощь включает в себя: психодиагностику, психокоррекцию, психотерапию, психологическое консультирование, профориентацию и др. В зависимости от возраста, особенности жизненной ситуации человека, состояния здоровья, наличия или отсутствия определенного жизненного и социального опыта и т.д. такую помощь может оказать:
психолог — специалист с базовым психологическим образованием, который владеет методами оценки психических явлений и умения их корректировать;
психотерапевт — врач по образованию, который оказывает человеку помощь в решении проблем, связанных с психическим здоровьем, но не с психопатологией. При наличии психопатологии необходимо обратиться за помощью к врачу-психиатру.

Достаточно дискуссионным и по настоящее время является вопрос о разделении двух сфер психологической помощи — психологической коррекции и психотерапии. Как в психокоррекции, так и в психотерапии предъявляются сходные требования к личности клиента и специалиста, оказывающего помощь; к уровню его профессиональной подготовки, квалификации и профессиональным навыкам; используются одинаковые процедуры и методы; предъявляются одинаковые требования; помощь оказывается в результате специфического взаимодействия между клиентом и специалистом.

По мнению Ю.Е. Алешиной, различие терминов «психокоррекция» и «психотерапия» возникло не в связи с особенностями работы, а с укоренившимся мнением, что психотерапией могут заниматься люди, имеющие специальное медицинское образование. Кроме того, термин «психотерапия» (Рзуспоіегару) является международным и во многих странах мира однозначно используется по отношению к методам работы, осуществляемым профессиональными психологами. Существуют определенные трудности в разграничении на практике понятий «психологическая коррекция» и «психотерапия».

По мнению Р.С. Немова, разница между понятиями «психотерапия» и «психокоррекция» состоит в следующем: психотерапия — это система медико-психологических средств, применяемых врачом для лечения различных заболеваний, психокоррекция — совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков психологии или поведения психически здорового человека.

Термин «коррекция» буквально означает «исправление».

Психокоррекция — это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.

Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются.
Выделяют специфические черты психокоррекционного процесса, отличающие его от психотерапии.
• Психокоррекция ориентирована на клинически здоровую личность людей, имеющих в повседневной жизни психологические трудности, проблемы, жалобы невротического характера, а также на людей, чувствующих себя хорошо, однако желающих изменить свою жизнь либо ставящих перед собой цель развития личности.
• Коррекция ориентируется на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения.
• В психокоррекции чаще ориентируются на настоящее и будущее клиентов.
• Психокоррекция обычно ориентируется на среднесрочную помощь (в отличие от краткосрочной — до 15 встреч — помощи при консультировании и долгосрочной — до нескольких лет — помощи при психотерапии).
• В психокоррекции акцентируется ценностный вклад психолога, хотя отклоняется навязывание определенных ценностей клиенту.
• Психокоррекционные воздействия направлены на изменение поведения и развитие личности клиента.

Основное отличие психокоррекции от воздействий, направленных на психологическое развитие человека, заключается в том, что психокоррекция имеет дело с уже сформированными качествами личности или видами поведения и направлена на их переделку, в то время как основная задача развития состоит в том, чтобы при отсутствии или недостаточном развитии сформировать у человека нужные психологические качества.

Различие между психотерапией и психокоррекцией заключается в том, что психотерапия имеет дело с различного рода нарушениями у людей, страдающих различными видами соматических или психических заболеваний (расстройств). Многие аномалии психики и поведения людей, которые проявляются в заболеваниях, похожи на те, с которыми имеет дело психолог, занимающийся психокоррекцией. Однако людей, обращающихся за помощью к психотерапевту, обычно называют больными или пациентами, а тех, кто нуждается только в коррекционной помощи, именуют клиентами.

Клиент — это нормальный, физически и психически здоровый человек, у которого в жизни возникли проблемы психологического или поведенческого характера. Он не способен самостоятельно разрешить их и поэтому нуждается в посторонней помощи.

В качестве объектов коррекционного воздействия могут выступать личность, семья или группа.

Виды психокоррекции
Исходя из определенных критериев, психокоррекционные мероприятия можно классифицировать.
1. По характеру направленности выделяют коррекцию:
• симптоматическую;
• каузальную.

Симптоматическая коррекция (коррекция симптомов), как правило, предполагает кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа.

Каузальная (причинная) коррекция направлена на источники и причины отклонений. Данный вид коррекции более длителен по времени, требует значительных усилий, однако более эффективен по сравнению с симптоматической коррекцией, так как одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно разную природу, причины и психологическую структуру нарушений.

2. По содержанию различают коррекцию:
• познавательной сферы;
• личности;
• аффективно-волевой сферы;
• поведенческих аспектов;
• межличностных отношений:
• внутригрупповых взаимоотношений (семейных, супружеских, коллективных);
• детско-родительских отношений.

3. По форме работы с клиентом различают коррекцию;
• индивидуальную;
• групповую:
• в закрытой естественной группе (семья, класс, сотрудники и т.д.);
• в открытой группе для клиентов со сходными проблемами;
• смешанную форму (индивидуально-групповую).

4. По наличию программ:
• программированную;
• импровизированную.

5. По характеру управления корригирующими воздействиями:
• директивную;
• недирективную.

6. По продолжительности:
• сверхкороткую (сверхбыструю);
• короткую (быструю);
• длительную;
• сверхдлительную.

Сверхкороткая психокоррекция длится минуты или часы и направлена на разрешение актуальных изолированных проблем и конфликтов. Ее эффект может быть нестойким.
Короткая психокоррекция длится несколько часов и дней. Применяется для решения актуальной проблемы, как бы «запускает» процесс изменения, который продолжается и после завершения встреч.
Длительная психокоррекция продолжается месяцы, в центре внимания -личностное содержание проблем. Во время коррекции прорабатывается множество деталей, эффект развивается медленно и носит стойкий характер.

Смотрите так же:  Как воспитывали детей в казачьих семьях

Сверхдлительная психокоррекция может продолжаться годы и затрагивает сферы сознательного и бессознательного. Много времени уделяется достижению понимания сути переживаний. Эффект развивается постепенно, носит длительный характер.

По масштабу решаемых задач различают психокоррекцию:
• общую;
• частную;
• специальную.

Под общей коррекцией подразумеваются мероприятия общекоррекционного порядка, нормализующие специальную микросреду клиента, регулирующие психофизическую, эмоциональную нагрузки в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, оптимизирующими процессы созревания психических свойств у личности, что само по себе может способствовать ликвидации психических нарушений и гармонизации личности в ходе дальнейшего развития.

Под частной психокоррекцией понимают набор психолого-педагогических воздействий, представляющих собой адаптированные для детского и подросткового возраста психокоррекционные приемы и методики, используемые в работе со взрослыми, а также специально разработанные системы психокоррекционных мероприятий, основанных на ведущих для определенного возраста онтогенетических формах деятельности, уровнях общения, способах мышления и саморегуляции.

Каждый прием имеет, как правило, несколько направлений психокоррекционного воздействия. Частная психокоррекция вооружает специалиста арсеналом средств психологического воздействия, которыми он насыщает программу групповой или индивидуальной работы.

Специальная психокоррекция — это комплекс приемов, методик и организационных форм работы с клиентом или группой клиентов одного возраста, являющихся наиболее эффективными для достижения конкретных задач формирования личности, отдельных ее свойств или психических функций, проявляющихся в отклоняющемся поведении и затрудненной адаптации (застенчивость, агрессивность, неуверенность, сверхнормативность или асоциальность, неумение действовать по правилам и удерживать взятую на себя роль, четко излагать свои мысли, боязливость, аутичность, склонность к стереотипии, конфликтность, завышенная самооценка и т.д.).

Специальная психокоррекция, таким образом, призвана исправлять последствия неправильного воспитания, нарушившего гармоническое развитие, социализацию личности. Негативные аспекты могут быть обусловлены как субъективными, так и объективными факторами.

Особый случай представляют условия детских домов, исправительных учреждений для несовершеннолетних, воспитание в которых неотделимо от коррекции. В этих случаях первичным фактором, нарушающим психический онтогенез, является психогения, и психокоррекция направлена на преодоление результатов неправильного воспитания.

Психокоррекцнонная ситуация
Несмотря на различие в теориях, целях, процедурах и формах коррекционной работы, психологическое воздействие сводится к тому, что один человек пытается помочь другому.

Коррекционная ситуация включает в себя 5 основных элементов:
1. Человек, который страдает и ищет облегчения своей проблемы. Человек, который имеет целый ряд проблем различного рода и нуждается в психологической помощи, в психокоррекции, — это клиент.
2. Человек, который помогает и благодаря обучению или опыту воспринимается как способный оказывать помощь, — это психолог, психокорректор.
3. Теория которая используется для объяснения проблем клиента. Психологическая теория включает психодинамику, принципы научения и другие психические факторы.
4. Набор процедур (техник, методов), используемых для решения проблем клиента. Эти процедуры непосредственно связаны с теорией.
5. Специальные социальные отношения между клиентом и психологом, которые помогают облегчить проблемы клиента.
Психолог должен стремиться к созданию такой атмосферы, которая позволяет клиенту с оптимизмом смотреть на решение своих проблем. Такое специальное отношение является фактором, характерным для всех форм воздействия.

Психологическая коррекция детского развития

Психологическая коррекция детского развития

Похожие главы из других книг

Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека[14] . Б. Г. Ананьев

Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека[14]. Б. Г. Ананьев Проблема личности, являясь одной из центральных в теоретической и прикладной психологии, выступает как исследование характеристики психических свойств и

53. Психологическая коррекция

53. Психологическая коррекция Психологическая коррекция основывается на психологическом консультировании. Психокоррекция – это психологическое воздействие на клиента с целью нормализации его психического состояния в случаях диагностики у него каких-либо личностных

Психологическая классификация синдрома детского аутизма

Психологическая классификация синдрома детского аутизма Наряду с созданием систем клинической классификации детского аутизма, потребность в которых определяется задачами диагностики и дифференцированного лечения (В.М. Башина, 1999), существует необходимость

Психологическая работа с группой подростков и взрослых с последствиями детского аутизма

Психологическая работа с группой подростков и взрослых с последствиями детского аутизма Групповая работа является закономерным этапом психологической помощи при аутизме. С возрастом она начинает занимать все более важное место. Как уже было сказано, дети, страдающие

Причины развития детского аутизма

Причины развития детского аутизма Поиски причин шли по нескольким направлениям. Как уже упоминалось, первые обследования аутичных детей не дали свидетельств повреждения их нервной системы. Кроме того, доктор Каннер отметил некоторые общие черты их родителей: высокий

Раздел II. ОБУЧЕНИЕ, ВОСПИТАНИЕ, КОРРЕКЦИЯ, ПРОФИЛАКТИКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ И ОТКЛОНЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Раздел II. ОБУЧЕНИЕ, ВОСПИТАНИЕ, КОРРЕКЦИЯ, ПРОФИЛАКТИКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ И ОТКЛОНЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Основные темы и понятия раздела – Принципы воспитания физически дефективных детей – Принципы, задачи и общая характеристика психологической коррекции

Психологическая дифференциация, или усложнение, рисунка в процессе развития

Психологическая дифференциация, или усложнение, рисунка в процессе развития Первые исследователи графического самовыражения ребенка обратили внимание на тот факт, что с возрастом происходит не только усложнение структуры изображаемой фигуры человека, но также

Глава 2 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Глава 2 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ Цели и принципы поведенческой коррекции Стимулирование позитивной мотивации • Методы коррекции эмоциональных состояний • Методы саморегуляции • Когнитивное переструктурирование • Методы

Елена Филипповна Архипова Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка

Елена Филипповна Архипова Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни

Коррекция шансов

Коррекция шансов В изучении принятия решений многое часто объясняют на примере азартных игр — отчасти потому, что в них проявляется естественный закон оценки результата: чем он вероятнее, тем более значимым его следует считать. Ожидаемая выгода от игры представляет

Теория трех ступеней детского развития

Психоаналитические теории детского развития

4.3. Стадии развития детского рисунка

4.3. Стадии развития детского рисунка Первые детские рисунки называются по-разному: и «марания», и «каляки», «каракули». В. Штерн [199] соотносит их с детским лепетом, подчеркивая тот факт, что и лепет, и каляки – начало нового этапа освоения мира.Прежде чем начать рисовать,

Часть 1. Закономерности детского развития

Часть 1. Закономерности детского развития

3.2.1. Совместимость законов развития сюжета и законов детского интереса

3.2.1. Совместимость законов развития сюжета и законов детского интереса Дня за три до окончания каникул психологи с телеэкранов обращались к родителям школьников: чтобы переход из отдыха в учебу не стал для ребенка стрессом, пусть уже сейчас «порешают» задачки или хоть

и их психологическая коррекция

и их психологическая коррекция Стеняева Н. Н. Широкий научный интерес к проблеме нарушения сексуальной функции у мужчин в общей медицинской практике отмечается последние 20 лет, со времени открытия и включения в лечебные мероприятия при эректильной дисфункции

Другие статьи

  • Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Консультация (младшая группа) по теме: консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей. Предварительный просмотр: Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного […]
  • Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Законодательством Российской Федерации не предусмотрено процедуры отказа от ребенка, возможно только лишение родительских прав. Так, согласно ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если […]
  • Что входит в обязанности родителей по воспитанию детей Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 - 79) Глава 12. Права и обязанности родителей См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. […]
  • Можно ли ребенку капать ромашку в нос отвар ромашки и нос неделю назад мы заболели к нам приходила врач и сказала 5 раз в день промывать нос пипеткой ромашки, потом отсасывать аспиратором, а потом капать капли сейчас я разговаривала с подругой, она меня отругала, сказала, что нельзя так ни в коем случае, […]
  • Как правильно купать в круге месячного ребенка Как купать ребёнка с кругом на шее С какого месяца купать ребёнка с кругом на шее, как правильно это делать, в какое время? Советы доктора Комаровского и видео инструкция. Водные процедуры – особенное удовольствие для маленького ребенка. Кроме обычного гигиеничного […]
  • Диагностика отклонения в развитии ребёнка определение этапы проведения Ранняя диагностика отклонений в развитии детей Диагностика отклонений в развитии основывается на зна­нии общих и специфических закономерностей психического раз­вития нормально развивающегося ребенка и детей с различны­ми отклонениями в развитии. Диагностика носит […]