Коррекция тревожности в дошкольном возрасте

Преодоление тревожности у детей старшего дошкольного возраста

Одной из актуальных задач в системе дошкольного образования на современном этапе является совершенствование психологической помощи детям.

Программа “Тревожность” составлена как тренинговая программа для детей 5 – 7 лет, испытывающих тревожность в форме устойчивых страхов иррационального характера.

Мы отличаем тревогу от тревожности. Если тревога – это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность – это устойчивое состояние. Тревожность не связана с какой –либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности.

До настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на причины возникновения тревожности.

Считается, что у старших дошкольников и младших школьников тревожность еще не является устойчивой чертой характера и при проведении соответствующей психолого-педагогической коррекции относительно обратима.

Коррекционную работу с тревожными детьми проводим в трех направлениях:

  1. Повышение самооценки ребенка.
  2. Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения.
  3. Отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.

Работа по коррекции тревожности проводится в тесной взаимосвязи с родителями и педагогами.

Цель программы: коррекция тревожности у детей дошкольного возраста.

Задачи программы:

  • Снять эмоциональное напряжение.
  • Развивать способность детей определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям.
  • Учить детей понимать свои чувства, чувства других людей и рассказывать о них.
  • Развивать коммуникативные способности детей, эмпатию.
  • Помочь в преодолении негативных переживаний и снятию страхов.
  • Осуществить поведения детей с помощью ролевых игр.
  • Работа по программе:

    Программа состоит из 7 занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня с подгруппой детей, длительностью:

    • 25 мин. с детьми старшей группы;
    • 30 мин. с детьми подготовительной группы.

    Занятия организуются в форме тренинга.

    Структура занятия включает в себя следующие элементы

    • Приветствие ( позволяет сплотить детей, создать атмосферу группового доверия и принятия).
    • Разминка ( воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. Позволяет активизировать детей, поднять их настроение).
    • Основная часть занятия (совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данной программы. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуального к релаксационной технике).
    • Рефлексия ( детьми даются две оценки: эмоциональная и смысловая).
    • Ритуал прощания

    Занятие 1 “Знакомство”

    Цель: раскрепощение участников

    Задачи:

    • объединение детей в группу;
    • идентификация себя со своим именем;
    • формирование позитивного отношения детей к своему “Я”

    Занятие 2. “Мое имя”

    Цель: раскрытие своего “Я”

    Задачи:

    • создание положительного эмоционального фона;
    • разгадывание характеров с опорой на художественное изображение;
    • повышение уверенности в себе;

    Занятие 3 “Мое настроение”

    Цель: развивать способность понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить свое.

    Задачи:

    • создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого;
    • снизить эмоциональное напряжение;
    • развивать способность понимать эмоциональное состояние и умение выразить свое.

    Занятие 4. “Настроение”

    Цель: снизить эмоциональное напряжение.

    Задачи:

    • развитие понимания эмоционального состояния и поступков другого человека, умение выразить свое.
    • снижение эмоционального напряжения;
    • рефлексия с опорой на художественное изображение;
    • снятие мышечных зажимов, тревожности;

    Занятие 5. “Страхи”

    Цель: выявление реальных страхов детей.

    Задачи:

    • создание положительного эмоционального фона;
    • выявление реальных страхов детей, развитие умения говорить о своих негативных переживаниях;
    • формирование социального доверия;
    • осознание и снятие страхов;
    • развитие умения двигаться в такт музыкальным фрагментам разных темпов.

    Занятие 6. “Преодолеваем страхи”

    Цель: развивать умение находить конструктивный выход из ситуации.

    Задачи:

    • снять эмоциональное напряжение, настроить детей на совместную работу;
    • уменьшить тревожность, развивать уверенность в себе;
    • оказать помощь в преодолении негативных переживаний;
    • ощущать эмоциональное состояние своего персонажа.

    Задание 7. “Я больше не боюсь”

    Цель: развитие социального доверия.

    Задачи:

    • преодоление негативных переживаний, воспитание уверенности в себе;
    • снятие страха перед темнотой;
    • снятие эмоционального напряжения, мышечных зажимов;
    • развитие внимания друг к другу, социального доверия;
    • развитие чувств эмпатии.

    Страхи и тревожность у детей дошкольного возраста, методы коррекции

    Повышенная тревожность и страхи у детей дошкольного возраста (4-7 лет) — явление довольно распространенное не только в современном обществе, но и на протяжении всего развития человечества. При воспитании ребенка многие родители беспокоятся, что их малыш часто пугается, по их мнению, без всяких на то причин. Нарушается сон, ребенок теряет в весе, рыдает и просит не оставлять его в одиночестве. Тревожность у дошкольников может быть как вариантом нормального развития, так и поводом обратить внимание на методы и условия воспитания ребенка.

    Детский страх: норма или патология?

    Многочисленные исследования подтверждают тот факт, что большинство фобий и невротических реакций у взрослых сформировались еще в раннем детстве. К возникновению какого-либо страха у детей приводят конкретные факторы, которые далеко не всегда являются очевидными для взрослых. Страх — это одна из базовых эмоций человека, естественная реакция организма на ситуацию опасности. Бывают страхи реальные (например, боязнь укуса собаки), а бывают невротические, когда тревожность у дошкольников не обоснована окружающей действительностью. Так, в последнем случае ребенок может бояться звука бытовых приборов, безобидных животных или чего-либо еще, что не относится взрослыми к разряду пугающего. При этом у дошкольника возникают навязчивые состояния, энурез, тики или другие невротические проявления.

    Существует понятие возрастных страхов, которые в норме появляются у каждого человека, находящегося на том или ином этапе развития, и носят временный характер. В дошкольном возрасте ведущим страхом является страх смерти — своей или родителей. Его появление свидетельствует об осознании ребенком необратимости происходящих в жизни изменений, неизбежности смерти или переживания утраты.

    Другими самыми распространенными фобиями являются следующие: страх крови, уколов, боли, темноты, войн, стихийных бедствий, высоты, глубины, животных и насекомых, персонажей сказок или фильмов ужасов. Основной мотивацией таких страхов является угроза жизни в том или ином виде, а инстинкт самосохранения у детей действует отлично. В норме подобные страхи со временем проходят, но если они тяжело переживаются ребенком, это свидетельствует об определенном неблагополучии в его развитии. При повышенном беспокойстве родителей для выявления нормы или патологии в эмоциональном состоянии ребенка желательно обратиться к компетентному психологу.

    Родителям не следует забывать, что маленький ребенок создает в своем воображении сказочный мир, где действуют иные законы, а предметы обладают магическими свойствами. Этот этап развития мышления так и называют — магический. Приписывание различным объектам пугающих свойств может приводить малыша в ужас. Поэтому, чем бы ни был вызван страх дошкольника и как бы он ни проявлялся, взрослые всегда должны серьезно и с уважением относиться к любым реакциям ребенка.

    Причины тревожного поведения

    В основе любого поведения и реакции находится конкретная причина. Повышенная тревожность у детей дошкольного возраста может быть вызвана следующими факторами:

    1. Реальный случай. Страх и тревожность могут иметь конкретную основу в виде определенной ситуации, случившейся с ребенком. Например, укусила собака, потерялся и теперь боится расставаться с мамой и т.п. Страх повторения подобного случая мешает дошкольнику свободно действовать в ряде ситуаций. Как правило, такие страхи легко поддаются коррекции. Однако у малышей с повышенной мнительностью и тревожностью они могут длиться в течение продолжительного периода времени.
    2. Напряженная атмосфера в семье. Ребенок очень чутко реагирует и на подсознательном уровне улавливает конфликтные отношения между близкими людьми. Часто он винит себя в ссорах родителей и тревожится, как сделать так, чтобы они помирились.
    3. Конфликты со сверстниками. Малыш, посещающий детский сад или развивающие секции, может столкнуться с насмешками или обидными действиями со стороны детского коллектива. В этом случае ребенок может начать бояться посещения подобных мест.
    4. Запугивания, внушения со стороны взрослых, постоянные предупреждения об опасности. В результате ребенок начинает бояться активных действий, медицинского персонала, людей в форме и т.д. Такие страхи детей относятся к разряду надуманных, однако очень прочно закрепляются в сознании дошкольника. Внушенный страх в дальнейшем может преследовать человека на протяжении всей жизни.
    5. Бурная фантазия также способствует возникновению тревожности у дошкольников. Дети часто сами выдумывают страшные ситуации. Так, в темноте обычные вещи превращаются в пугающих существ, а в ванной живет монстр, который засасывает все в свою пучину. Одни дети через некоторое время легко забывают об этом, а для других подобные ситуации являются источником постоянного стресса.
    6. К страхам может приводить и неоправданная строгость родителей в отношениях с детьми, чрезмерная требовательность, физические наказания, игнорирование чувства собственного достоинства ребенка. В результате вырастает мнительный и неуверенный в себе человек.
    7. Расстройства психики. Неадекватная тревожность в дошкольном возрасте может выступать симптомом невроза, когда у ребенка возникают приступы паники или возникают страхи, не соответствующие возрасту.

    Для быстрого и эффективного преодоления тревожности у дошкольников важно понимать, какие именно факторы привели к ее возникновению. Определить конкретную причину, вызвавшую страх, поможет диагностическое обследование на приеме у психолога или коррекционного педагога. Специалист скорректирует поведение малыша и даст рекомендации по гармонизации его душевного состояния.

    Способы преодоления страхов

    Методы коррекции детских страхов у дошкольников могут быть самыми разнообразными — от простого проговаривания и рисования до проигрывания ситуаций и реального взаимодействия с пугающим объектом.

    Поскольку дети часто выражают свое эмоциональное состояние при помощи рисования, коррекция страхов посредством рисунков является весьма эффективной. Изображение пугающего объекта часто приводит к снижению тревожности у дошкольников. Важно, чтобы в процессе рисования рядом с ребенком находился подбадривающий его взрослый, оказывающий поддержку и защиту. Если малыш отказывается рисовать, не стоит настаивать, лучше на время отложить это занятие и обратиться к другим методам коррекции.

    Нарисовать страх, значит, непосредственно с ним соприкоснуться, что часто очень волнующе для ребенка. С другой стороны, актуализация пугающего объекта и его условное изображение приводят к снижению напряжения, а появляющийся в процессе рисования интерес со временем замещает собой все негативные эмоции.

    Смотрите так же:  Укус комара ребенка лечение

    Упражнения на снятие тревожности у дошкольников могут включать в себя обучение методам релаксации с целью снятия мышечного напряжения, придумывание сказочных историй про страх, инсценировка их с помощью различных игрушек. На помощь может прийти вышеупомянутое магическое мышление, которое в норме призвано снизить тревогу. Родителям можно попробовать вместе с ребенком подумать, чего не хватает страху, почему он так себя ведет, наделить пугающий объект привлекательными чертами и т.п. В дополнение с телесными играми это поможет преодолеть боязнь и гармонизировать эмоциональное состояние дошкольника.

    Тревога и страх во многом зависят от душевного состояния ребенка в данный момент. Родителям нужно уметь успокаивать малыша, не оставлять без внимания жалобы, понимать и с уважением относиться к его реакциям на что-либо. Спокойный тон голоса, авторитетное разъяснение, твердая уверенность взрослого развеют тревожные ожидания ребенка. Создание доверительной и поддерживающей атмосферы в семье поможет дошкольнику не загонять страх внутрь, а спокойно обсудить его с близкими. Озвучивание пугающей ситуации уже само по себе снижает напряжение. Именно такой подход лежит в основе воспитания уверенной в себе личности.

    Проект «Коррекция тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста»

    Просмотр содержимого документа
    «проект «Коррекция тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста»»

    ТРЕВОЖНОСТИ И СТРАХОВ

    СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Педагог-психолог Кочнева Е.С.

    Дошкольный возраст – значительный и ответственный период психического развития ребенка, «возраст первоначального складывания личности» (А.Н.Леонтьев). Именно в старшем дошкольном возрасте активно развиваются все психические процессы. Наиболее прогрессивные изменения происходят в познавательной и в эмоционально-волевой сферах психики.

    Тревожность, как свойство личности, во многом обуславливает поведение человека. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это, так называемая, полезная тревожность, назначением которой является обеспечение безопасности субъекта на личностном уровне. Уровень тревожности показывает внутреннее отношение человека к определенному типу ситуаций. Когда же этот уровень превышает оптимальный, можно говорить о появлении повышенной тревожности. Повышенный уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям.

    Повышенная тревожность тормозит эмоциональное и познавательное развитие ребенка.

    В дошкольном возрасте главным источником тревожности является семья. Дети, воспитывающиеся в детском доме, испытывали различные трудности в своих родных семьях и не получали необходимой заботы и внимания. Чаще всего ребенок приходит из семьи, характеризующейся аморальным образом жизни родителей, употреблением алкоголя и наркотиков, или из семьи, в которой родители психологически и морально не готовы к воспитанию детей. Находясь в такой семье, ребенок недополучает так необходимых ему положительных стимулов к саморазвитию и деятельности, заботы окружающих и взаимопонимания.

    Кроме того, многие дети подвергались насилию со стороны близких людей. У детей, испытавших насилие, часто возникают эмоциональные проблемы. Почти у всех детей отмечаются признаки невротизации. Поэтому необходимо проводить профилактику нарушений психологического здоровья детей и своевременную коррекцию уже имеющихся отклонений.

    В связи с этим возникла необходимость разработки проекта, направленного на психологическую поддержку детей, имеющих различные страхи и повышенный уровень тревожности.

    На первом этапе проекта (в ноябре 2014г.) была проведена диагностика нарушений психологического здоровья детей старшей и подготовительной групп, которая включала в себя ряд методик:

    — Тест тревожности «Выбери лицо» (Р.Тэмлл, М.Дорки,В.Амен)

    — Беседа о страхах с детьми

    — Диагностика самооценки (Т.В.Дембо, С.Я.Рубенштейн)

    — Анкетирование воспитателей групп с целью выявления сложностей в эмоционально-личностной сфере детей

    — Наблюдение за поведением ребенка с целью выявления детей с тревожным состоянием.

    По результатам диагностического обследования 78% воспитанников старшей и подготовительной групп имели различные виды страхов:

    — медицинские — 33% детей,

    — связанные с причинением физического ущерба – 56%,

    — страх животных и сказочных персонажей – 33%,

    — кошмарных снов и темноты – 50%, смерти – 45%.

    Надо отметить, что в детском возрасте большая часть страхов (отечественные психологи выделяют 29 страхов, которые могут испытывать дети от рождения до 18 лет) считается нормальным явлением, эти страхи со временем проходят. Например, страх Бабы Яги обычно проходит к 6 – 7, а страх чужих людей – к 5 годам.

    Особое беспокойство вызывают тревожные дети – они обычно чувствуют дискомфорт при необходимости вступать в контакт со сверстниками и взрослыми, не уверены в своих силах, не способны ориентироваться в человеческих отношениях, испытывают разнообразные страхи и опасения, частью реальные, а частью вымышленные. Такие дети постоянно пребывают в состоянии напряженности, ожидая неприятностей, имеют слабую познавательную активность и низкий уровень умственной работоспособности

    По результатам диагностики было выявлено 6 детей с повышенным уровнем тревожности (2 – из старшей группы и 5 – из подготовительной, уровень тревожности 50%), сформирована коррекционная группа и поставлены следующие задачи:

    Нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания

    Формировать навыки общения, контроля своего поведения

    Расширять эмоциональный опыт

    Повысить уверенность в себе

    Научить способам снятия мышечного и эмоционального напряжения

    Практический этап проекта длился с декабря 2014г. по март 2015г. и включал в себя два направления работы:

    1) психологическое просвещение сотрудников детского дома с целью профилактики нарушений психологического здоровья у детей. Оно предусматривало следующие формы работы:

    — Консультации для педагогов: «Коррекция поведенческих проблем у воспитанников», «Как управлять своими эмоциями», «Обидчивые дети. Как работать с такими детьми»;

    — Консультация для младших воспитателей «Тревожные дети. Как работать с такими детьми»;

    — Оформление информационного стенда «Особенности эмоционального развития дошкольника: детские страхи»;

    — Публикация в «Домашней газете» в рубрике «Советы психолога»: «Как научить детей быть счастливыми»;

    — Оказание помощи педагогам и младшим воспитателям по вопросам психопрофилактики негативных поведенческих проявлений у воспитанников (по запросам).

    2) коррекционные занятия с детьми. При их проведении учитывались следующие принципы:

    Учет индивидуально-психических особенностей ребенка (предполагает индивидуальный подход).

    Создание благоприятного микроклимата социальной среды (понимание существующей проблемы и оказание помощи и поддержки всеми близкими взрослыми) .

    Осуществление единства диагностики и коррекции.

    Деятельностный подход к коррекционной работе (базовыми видами деятельности для коррекционной работы в детском возрасте, по мнению П.Я.Гальперина, А.Н.Леонтьева, выступают игровая, изобразительная деятельность и восприятие художественных произведений и музыки).

    Отношение к каждому ребенку, как к лучшему.

    Все занятия с детьми имели гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Использовались формы и методы, направленные как на осознанное обесценивание страхов, так и на их бессознательное устранение:

    1. Приём сказкотерапии использовался во время занятий в сенсорной комнате. Применение музыки и аромамасел усиливало терапевтический эффект специально подобранных проблемноориентированных сказок, которые побуждали сосредоточиться на проблеме, но не давали жестких рекомендаций. Использовались приемы сочинения, пересказывания и анализа сказок.

    Вместе с детьми придумывали благополучный конец страшной истории или наделяли отрицательного героя чертами, которые бы вызывали сочувствие к нему или же улыбку. (Бабу Ягу одели в туфли на каблуках, а она на них ходить не умеет и все время падает). Совместное со взрослым сочинение сказок и историй помогало детям выражать словами свою тревогу и страх. И даже если они приписывали их не себе, а вымышленному герою, это способствовало снижению эмоционального груза внутренних переживаний и в какой-то мере успокаивало ребенка.

    Для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, развития личностных потенциалов использовались медитативные сказки. Отличительной особенностью медитативных сказок является отсутствие конфликтов и злых героев. Главное их назначение – сообщение нашему бессознательному позитивных идеальных моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми.

    Как правило, тревожные дети не любят говорить о своих проблемах. В этом случае помогает прием рисования.

    2. Арт-терапия. Многократное изображение ребенком вызывающих страх объектов и ситуаций снижает эмоциональное напряжение и состояние волнения от тревожного ожидания разрушительного воздействия устрашающего фактора. Во время рисования происходит актуализация страхов (не надо бояться оживления боли и страхов, так как это одно из условий полного их устранения; гораздо хуже, если они останутся тлеть в психике ребенка, готовые вспыхнуть в любой момент), повышение уверенности, развитие мелкой моторики, снижение тревожности. Затем идет обсуждение рисунка, в ходе которого ребенку предлагается либо уничтожить страх (разорвать, измять, выбросить) — т.е. победить его, либо подружиться с ним: нарисовать его нестрашным. Чаще всего дети выбирали позитивные пути решения проблемы, то есть хотели подружиться со страхом, чтобы он их больше не пугал.

    3. Психогимнастика – метод практической психокоррекции в основе которого лежит игра. Поэтому психогимнастика доступна и интересна дошкольникам. Включает в себя мимические и пантомимические этюды (например этюд «Котята», «Ночные звуки»), игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций: смелость, доброта и др. (этюд «Страх», «Злой язычок», игра «Зайки и слоники»), тренинг моделирования стандартных ситуаций («Один дома», «Ой, ой, живот болит»). Применяемые упражнения были направлены на обучение элементам техники выразительных движений при изучении эмоций и на приобретение навыков в саморасслаблении.

    4. Игротерапия. В игре ребенок становился более эмоционально открытым, активным, искренним, и мог самостоятельно предложить объяснение своих страхов и найти выход из стрессовой ситуации.

    Применение образно-ролевых игр пугающей тематики помогало воссоздавать психотравмирующие ситуации и, погрузив в них детей, сформировать новые эмоционально-адекватные способы поведения. Тематика игровых ситуаций подбиралась в зависимости от доминирующих страхов: «На приеме у врача», «Меня оставили одного», «Мне приснилась Баба яга». При их проведении учитывались условия:

    — принятие ребенка таким, какой он есть,

    — нельзя не торопить, не замедлять игровой процесс,

    — игра не комментируется взрослым,

    — в любой игре ребенку предлагается возможность импровизации.

    В качестве разминки на игровых занятиях использовались такие игры, как «Комплименты», «Волшебный стул», «Я люблю себя за…» — эти игры, направленные на повышение самооценки, помогли детям узнать много приятного о себе и товарищах, взглянуть на себя глазами других детей.

    Смотрите так же:  Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за первым ребенком

    Также использовались игры на снижение напряженности, мышечных зажимов, страхов и тревожности, повышения уверенности в себе: «Насос и мяч», «Тень», «Настроение и походка», «Иван Царевич и Серый волк», «Паутинка».

    5. В структуру занятий включались упражнения на релаксацию, которые способствовали подготовке тела и психики к деятельности, сосредоточению на своём внутреннем мире, освобождению от излишнего и нервного напряжения.

    6. Упражнения на концентрацию помогали сосредоточиться на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.

    3.Функциональная музыка — успокаивающая и восстанавливающая – применялась с целью уменьшения эмоциональной напряженности, переключения внимание.

    5.Метод телесной терапии способствовал снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности.

    На заключительном этапе проекта была проведена итоговая диагностика. Для получения объективных данных использовались те же методики, что и на подготовительном этапе. Диагностика показала успешность проведенной коррекционной работы. У всех воспитанников тревожность снизилась до среднего уровня (от 20 до 50%) – это полезная тревожность.

    Контрольная диагностика развития эмоционально-личностной сферы, направленная на выявление личностных особенностей по методике «Рисунок несуществующего животного» подтвердила полученные результаты и одновременно помогла выявить детей с повышенной агрессивностью и отклоняющейся самооценкой.

    Таким образом, результатом работы по проекту стало:

    Повышение уверенности детей в себе.

    Снижение количества страхов.

    Сформированность умения владеть собой в трудных ситуациях.

    Владение способами снятия мышечного и эмоционального напряжения.

    Повышенная тревожность – это обратимое расстройство психики. Помочь детям полностью избавиться от страхов и неврозов, снизить уровень тревожности можно, для этого нужно внимательно относиться к проблемам наших детей и принимать активное участие в их жизни. Но главное, дети всегда должны чувствовать, что они хорошие, талантливые и любимые.

    Алябьева Е.А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками: методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

    Доценко Е.В. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях: методики, тесты, опросники. – Волгоград: Учитель, 2008.

    Кайль Д.Г. Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей 6 – 7 лет: программа театрально-игровой деятельности, планирование, занятия. – Волгоград: Учитель, 2015.

    Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург, 2004.

    Куличковская Е.В., Степанова О.В. Как преодолеть свой страх? Развивающие сказки и игры для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2008.

    Пасечник Л. Тревожный ребенок. // Дошкольное воспитание, 2007г., №9, с. 89- 95

    Янчук М.В. Игротренинги с использованием сенсорных модулей. Старшая и подготовительная группы. – Волгоград: Учитель, 2013.

    Снижение тревожности детей старшего дошкольного возраста средствами игровой коррекции

    Захарова Наталия Владимировна,магистрант направления подготовки 050400.68 Психологопедагогическое образование ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г.Череповец[email protected]

    Першина Татьяна Валентиновна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповец[email protected]

    Снижение тревожности детей старшего дошкольного возраста средствами игровой коррекции

    Аннотация.В статье раскрывается прикладной аспект психологической помощи тревожным детям. Представлены результаты экспериментального исследования особенностей тревожности в старшемдошкольномвозрасте. Обосновывается возможность снижениятревожности у старших дошкольников посредством игровой коррекции эмоциональной сферы ребенка.Основной акцент сделан на проведении психокоррекционной работы в диаде «ребенок –родители» в интерактивной формесемейной гостиной.Ключевые слова:эмоциональная сфера,тревожность, снижение тревожности, игровая коррекция, семейная гостиная.

    Устойчивая тревожность и постоянные интенсивные страхи детей относятся к числу наиболее частых поводов обращения к педагогупсихологу детского сада. При этом в последние годы количество таких обращений существенно увеличилось.Научно доказано, что дошкольный возраст является определяющим в становлении личности ребенка, так как в этот период жизни складываются и во многом определяют все его последующее развитие основные свойства и качества личности. Именно в этом возрасте формируется механизм перехода отрицательных эмоциональных состояний в свойства личности. Так, тревожность, проявляясь у дошкольника как эмоциональная реакция, может закрепляться, перерастая в подростковом возрасте в тревожность как свойство личности, и в дальнейшем стать устойчивой чертой характера, а во взрослой жизни привести к серьезным психосоматическим заболеваниям.Следует отметить, что адекватная тревожность –необходимый регулятор адаптивных способностейчеловека. Такое состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль, выступая мобилизирующим механизмом в ситуациях, сопряженных с высокой эмоциональной нагрузкой. Объектом профессионального внимания детского психолога является неадекватная тревожность как отрицательное эмоциональное состояние ребенка, выступающее в качестве неадекватного обстановке стойкого ощущения страха, ожидания неблагополучия со стороны окружающих в ситуациях, связанных с изменением или новым содержанием, а также в ситуациях нейтрального характера [3]. Это состояние характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с точки зрения физиологии активацией вегетативной нервной системы. Со временем тревожность фиксируется в поведении и закрепляется в структуре личностных черт.А.И. Захаров, А.М. Прихожан отмечают, что при неоднократном повторении условий, провоцирующих высокие значения тревоги, создается готовность к переживанию данного состояния[2,6].Постоянные переживания тревоги фиксируются и становятся личностным новообразованием, так называемой личностной тревожностью. Этот вид тревожности, проявляется в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают; характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Человек, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Это свойство, закрепляясь в процессе становления характера, приводит к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма.Более подробно механизм зарождения и формирования тревожности рассматривается в контексте модели возникновения новообразований в структуре личности, разработанной А.О.Прохоровым [7].По его мнению, возникновение неравновесного состояния, в данном случае тревоги, при его постоянном повторении становится доминантой и обуславливает формирование новообразования, то есть ведет к закреплению соответствующего свойства тревожности. Процесс формирования тревожности проходит в несколько этапов. На первом этапе происходит ее зарождение. Этот момент связан с формированием динамического опорного ядра, состоящего из психических процессов, в которых тревожность проявляется. Второй этап характеризуется выраженностью тревожности и ее закреплением в конкретной деятельности и поведении. На третьем этапе сформированное новообразование, приобретая характер свойства личности —личностной тревожности, само репродуцирует психические состояния, благодаря которым оно возникло.

    По мнению исследователей, у детей старшего дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психологопедагогических мероприятий [2]. Эту особенность тревожности у дошкольников следует рассматривать как благоприятный фактор эффективной психологической помощи ребенку.В аспекте практической психологии большое значение имеет специфика этиологии и социальнопсихологической детерминации детской тревожности. Известно, что причины тревожности кроются как в природных, генетических факторах развития психики (тип нервной системы, генетическая предрасположенность, низкая толерантность по отношению к эмоциональным нагрузкам), так, и в социальных, раскрывающихся в условиях социализации. Для дошкольника наиболее значимыми микросредами социализации являются семья и детский коллектив образовательной организации, в которую включен ребенок. Следовательно, в дошкольном возрасте источником тревожности выступает детсковзрослая общность. Как указывают, А.И. Захаров, А.М.Прихожан, в детском возрасте в качестве внешнего источника тревожности чаще всего выступают детскородительские и внутрисемейные отношения.Семья для ребенка является первым окружением, в котором происходит его формирование. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние.Нарушение внутрисемейных отношений приводит к постоянным психологическим микротравмам и к возникновению повышенного уровня тревожности у детей. Таким образом, у детей тревожность возникает вследствие фрустрации потребности в надежности, защищенности со стороны ближайшего окружения и отражает неудовлетворенность именно этой потребности, которую можно рассматривать в дошкольном возрасте как ведущую. Фрустрация значимой потребности ведет к деформации эмоциональной сферы ребенка, который растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым. В целом доминирующая роль социальных факторов в системе детерминант развития тревожности у дошкольников, в сравнении с другими возрастными этапами, определяет необходимость и возможность создания психологопедагогических условий, способствующих преодолению развития неадекватной тревожности в детском возрасте. Заметим, что генетические и личностные детерминанты тревожности с трудом поддаются психологической коррекции.В старшем дошкольном возрасте тревожность имеет специфические формы проявления. По сравнению со взрослыми у детей дошкольного возраста в большей степени выражены как психоэмоциональные, так и соматические проявления тревожности. Это явление обусловлено физической и психической незрелостью детей 57 лет, а также повышенной чувствительностью к воздействиям окружающей обстановки и стрессовым ситуациям. Дошкольники непосредственны и импульсивны. Эмоции, которые они испытывают, прочитываются на лице, в позе, жестах, в поведении. Но, в отличиеот раннего возраста, старший дошкольник уже способен в значительной степени управлять выражением своих чувств, облекать их в культурно принятую форму. Кроме того, он может осознанно пользоваться ими, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них. По сравнению с детьми младшего дошкольного возраста, у старших дошкольниковтревожность выражена более конкретно и реалистичнее. Если маленьких детей беспокоят сверхъестественные чудовища, то старших дошкольников тревожат ситуации, связанные с насилием, опасением не соответствовать требованиям взрослых, насмешками. В целом психологические особенности восприятия объектов тревоги детьми дошкольного возраста заключаются в несовпадении репрезентации объектов тревоги в восприятии дошкольников с их реальными переживаниями (реальное восприятие событий и ситуаций, вызывающих тревогу в жизни, отличается от их репрезентации в сознании). К концу дошкольного возраста происходит переориентация в оценке объектов тревоги в сторону, если не осознания, то реального ощущения психологического дискомфорта при отсутствии способности к вербализации состояния эмоционального неблагополучия.В исследованиях В.А. Горяниной раскрываются гендерные особенности проявления тревожности дошкольников и младших школьников[1].У девочек и мальчиков интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности различны. В дошкольном и младшем школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. В 911 лет интенсивность переживаний у обоих полов выравнивается, а после 12 лет общий уровень тревожности у девочек в целом возрастает, а у мальчиков несколько снижается, хотя именно среди мальчишек встречаются ребята с серьезными нарушениями в эмоциональной сфере.Проявления тревожности в поведенческой и коммуникативной сферах у старшего дошкольника имеют тенденцию к многообразию: от замкнутости, избегания социальных контактов, ухода в себя до чрезмерной двигательной и коммуникативной активности, агрессивного поведения. Итак, психологические особенности тревожности в старшем дошкольном возрасте имеют комплексный характер и обнаруживаются на трех взаимосвязанных уровнях: на уровне источника возникновения, на уровне восприятия объектов тревоги, на уровне проявлений (поведенческих, эмоциональных, коммуникативных) ситуативной тревожности.

    Смотрите так же:  Механизмы нравственного воспитания детей дошкольного возраста

    Обратимся к результатам эмпирического исследования, проведенного нами на базе МБДОУ «Детский сад № 64» г. Череповца с целью выявления психологических особенностей тревожности в старшем дошкольном возрасте. Объектом исследования выступило состояние ситуативнойтревожности детей старшего дошкольного возраста. Предметом исследования явилось изучение психологических особенностей тревожности и пути их преодоления в старшем дошкольном возрасте.В качестве гипотезы выступили следующие предположения:

    исходя из того,что проявления тревожности как отрицательного эмоционального состояния ребенка в старшем дошкольном возрасте могут закрепляться в поведении и перерастать в тревожность как свойство личности, мы предполагаем, что данный процесс детерминирован особенностямиразвития эмоциональной сферы ребенка, что определяет необходимость ее коррекции в целях снижения уровня тревожности;

    эффективным средством снижения тревожности в старшем дошкольном возрасте выступает игровая коррекция, реализуемая на основе индивидуальнодифференцированного подхода.На первом этапе эмпирического исследования, используя метод экспертных оценок, мы составили опросник для педагогов и родителей. В содержание опросника включены критерии, выделенные П.Бейкер и М.Алворд: постоянное беспокойство; трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чемлибо; мышечное напряжение; раздражительность; нарушения сна. По результатам опроса у половины детей (50%) диагностирована неадекватная тревожность. Для определения уровня тревожности у детей использовали методику «Тест тревожности» (авт. Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, в модификации М. А. Панфиловой) и методику «Кактус» (авт. М.А. Панфилова). Полученные результаты констатируют наличие положительной связи между экспертными оценками и уровнем тревожности. На следующем этапе эмпирического исследования проведено углубленное обследование детей с неадекватным уровнем тревожности. В ходе констатирующего эксперимента выявлялась связь тревожности с различными психологическими параметрами. Для этого была отобрана батарея методик, которые позволили бы выявить связь тревожности, вопервых, с субъективным восприятием ребенком объектов тревоги; вовторых, с различными типами детскородительских отношений; втретьих, с особенностями его поведения и системы отношений со сверстниками и воспитателями детского сада; вчетвертых, с индивидуальнохарактерологическими особенностями личности ребенка (самооценка). Полученные результаты свидетельствуют о том, что для старших дошкольников оценка события или ситуации как тревожной есть неосознанное воспроизведение своих страхов, а так же запретов, которые транслируются им взрослыми, прежде всего, родителями. Дети старшего дошкольного возраста свои опасения, часто не подтвержденные реальностью, связывают с боязнью не соответствовать требованиям взрослых. Установлено, что старшие дошкольники при осознании определенного психологического дискомфорта еще не способны к вербализации состояния эмоционального неблагополучия, вызываемого теми или иными объектами тревоги.Определение семьи в качестве основного источника детской тревожности потребовало изучения влияние стиля семейного воспитания и типа детскородительских отношений на развитие тревожности у ребенка. Анализ результатов методики «Родитель –ребенок» (авт. И. М. Марковская) показал, что в семьях тревожных детей доминируют следующие неконструктивные типы детскородительских отношений: эмоциональная дистанция, отсутствие сотрудничества, отвержение, чрезмерная требовательность, тотальный контроль, непоследовательность.С помощью методики «Я в детском саду» (Быкова М., Аромштам М.) выявили, что на формирование тревожности в старшем дошкольном возрасте существенное влияние начинают оказывать отношения ребенка со сверстниками и педагогами.Для изучения влияния индивидуальнохарактерологических особенностей личности был проведен анализ связи между проявлениями тревожности и уровнем самооценки, которая в старшем дошкольном возрасте интенсивно формируется и становится относительно устойчивой. С помощью методики «Лесенка» (авт. В.Г. Щур) был выявлен уровень самооценки у детей старшего дошкольного возраста с неадекватной тревожностью. Анализ данных позволяет констатировать, что неадекватная тревожность положительно коррелирует с неадекватной самооценкой. По результатам эмпирического исследования сделан вывод о том, что тревожность в старшем дошкольном возрасте имеет ситуативный характер и затрагивает эмоциональную сферу личности; постепенно тревожность фиксируется в поведении и закрепляется как свойство личности и черта характера. Следовательно, для снижения тревожности и, как следствие, блокирования психологического механизма перевода ситуативной тревожности в личностную тревожность в дошкольном возрасте необходима коррекция эмоциональной сферы ребенка. «Коррекция» с латинского языка переводится как поправка, частичное исправление или изменение». По мнению А.А. Осиповой, психокоррекция есть система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Психологической коррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются[5].Из разнообразных психокоррекционных технологий особой популярностью при работе с детьми,как в отечественной, так и в зарубежной психологии пользуется игровая психокоррекция. Игровая психокоррекция –это коррекция с помощью игры. Проблеме игры детей дошкольного возраста посвящены многие исследования зарубежных и отечественных ученых, таких как Дж. Морено, А.Фрейд, М.Кляйн, Э.Эриксон, Ж.Пиаже, Л. Герни и Б.Герни, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Ф. И. Фрадкина, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин, Т. Е. Конникова, Д. В. Менджерицкая, Р. М. Римбург, Р. И. Жуковская, Т. А. Маркова, Н. Я. Михайленко, Р. А. Иванкова и т. д.

    Игра это основной вид деятельности дошкольника, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоциональноволевые, нравственные качества, происходит становление его личности в целом. Игра является наиболее эффективным методом коррекции тревожности у детей дошкольного возраста. Психологопедагогическая обусловленность этого выбора определяется работами отечественных исследователей, таких как Л. С. Выготский, В. И. Гарбузов, Ю. Ф. Гребченко, А. И. Захаров, Д. Б. Эльконин, В. В. Лебединский, А. С. Спиваковская, которые подчеркивают, что при планировании коррекционных и психотерапевтических мер упор следует делать на ведущую в данном возрасте деятельность. Игровая деятельность является замещающей, моделирующей«настоящую». Играющий, с одной стороны, реально действует, решая конкретные, часто нестандартные задачи. С другой стороны, ряд моментов этой деятельности носит условный характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации с ее конкретными обстоятельствами.

    Благодаря этому играя, можно реальнопереживать удачи, успех, раскрывать свои физические и психические возможности; прожитьподавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширитьспособности детей к общению, увеличитьдиапазон действий недоступных в жизни. Такая двуплановость игры обусловливает развивающий и коррекционный эффект.

    Психологические механизмы коррекционного воздействия игры следующие: 1. Моделирование системы социальных отношений в нагляднодейственной форме в особых игровых условиях, следования им ребенком и ориентировка в этих отношениях.2. Преодоление ребенком познавательного и личностного эгоцентризма и последовательная децентрация, благодаря чему в игре происходит осознание собственного «Я» и возрастает мера социальной компетентности и способности к разрешению проблемных ситуаций.3. Наряду с игровыми у ребенка формируются реальные отношения со сверстниками как равноправных партнеров, развивается сотрудничество и кооперация, обеспечивающие возможность позитивного личностного развития.4. Выделение ребенком переживаемых им эмоциональных состояний и обеспечение их осознания благодаря вербализации и соответственно осознанию их смысла, формирование новых значений этих состояний.5. Формирование способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил[4].Применение игры возможно на разных этапах психокоррекционногопроцесса –для установки психологического контакта, диагностики, собственно коррекционного воздействия. Известный специалист в области психокоррекции дошкольников А. С. Спиваковская, отмечая специфичность использования игры в коррекционных занятиях, обращает внимание на ее полифункциональность[8]. При помощи игры можно решать самые разные задачи: одна и та же игра для одного ребенка может быть средством повышения самооценки, для другого – оказывать растормашивающий, тонизирующий эффект, а для третьего стать шкалой коллективных отношений.Двуплановость и полифункциональность

    важные свойства игры, которые, учитывая особенности тревожных детей,делают ее универсальным методом психокоррекционной работы.

    Основная цель игровой психокоррекции —создание условий для устранения искажений в психическом развитии ребенка, перестройки неблагоприятно сложившихся новообразований, форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкции общего хода развития и воссоздания полноценных обновленных контактов ребенка с миром.Все психокоррекционные воздействия должны быть направлены на позитивные изменения в познавательной, эмоциональной и поведенческой сфере личности дошкольника, способствовать развитию нового мироощущуения.В процессе игровой психокоррекции решаются следующие конкретные задачи:·

    актуализация у ребенка новых форм переживаний;·

    воспитание позитивных чувств по отношению к окружающим;·

    формирование адекватного отношения к самому себе и другим;·

    Другие статьи

    • Почему ребенок не потеет при температуре Ребенок 4 года не потеет при высоких цифрах температуры. Что нужно делать Вопрос про ребенка, который не потеет интересный. Тут надо прояснить сразу два момента: Потеет ли ребенок при наличии других факторов, которые вызывают потоотделение: при нагрузке, если […]
    • Профориентация детей младшего школьного возраста Профориентация в начальной школе – первый шаг к выбору профессии Цели: Ознакомление учащихся с психологическими особенностями личности, с миром профессий; Созданий условий для формирования конкретно-наглядных представлений о существенных сторонах профессии; […]
    • Упражнения для развития мелкой моторики у детей 5 6 лет Развитие мелкой моторики рук у детей 6 - 7 лет: подборка упражнений На этапе подготовки детей к школе серьезное внимание нужно уделять развитию мелкой моторики рук. Это поможет им улучшить двигательную координацию и быстро овладеть навыками письма, а также […]
    • Развитие ребенка в кг Ребенок 1 год 3 месяца Ребенок активно и разнообразно двигается, умеет бегать. Учится пользоваться ложкой, умеет пить из чашки. По сравнению с первым годом жизни почти останавливается в наборе веса и росте. Новорожденный ребенок Ребенок 1 месяц Ребенок 2 […]
    • Можно ли давать ребенку в 7 месяцев манную кашу Рецепт манной каши для 6 — 7 месячного ребенка Для каждой мамы очень важно, как питается ее малыш. Необходимо, чтобы это была не просто пища, а продукты, обогащенные питательными веществами, витаминами и минералами. Специально для вас представлен алгоритм, как именно […]
    • Дети дошкольного возраста сколько лет Какой возраст относится к старшему школьному? Старший, но еще дошкольный возраст – это сколько лет? Чаще всего под дошкольным возрастом понимают возрастной период от трех до семи лет. Что нужно уметь ребенку? Такой большой промежуток разделяют на: Младший (3 – 4 […]