Критерии психического здоровья детей дошкольного возраста

Критерии психического здоровья детей дошкольного возраста

Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения является одной из центральных в современном образовании и рассматривается в рамках здоровьесберегающей педагогики. Современная система образования предъявляет высокие требования к уровню развития ребенка. Он должен быть физически и психически зрелым, владеть достаточно большим объемом представлений об окружающей действительности и ориентироваться в ней, уметь устанавливать контакты и строить процесс общения со сверстниками и взрослыми, управлять своим поведением, быть мобильным в меняющихся условиях.

На основе анализа педагогической деятельности МДОУ ЦРР — д/с № 158 педагогический коллектив решил обратиться к экспериментальному изучению проблемы «Проектирование здоровьесберегающего пространства ДОУ».

В результате работы супервизорной группы, обеспечивающей совместную деятельность всех педагогов, работающих с детьми: воспитателей, педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и врача, выявлено, что свыше 75 % детей характеризуются различным сочетанием незрелости их эмоционально-волевой, когнитивной и физической сферы. Полученные нами результаты подтверждаются данными ученых о постепенном и стойком ухудшении ситуации развития подрастающего поколения, увеличение количества детей с показателями низкой нормы в интеллектуальном и физическом развитии в связи с экологическим и социальном кризисом в нашей стране (И. Дубровина)

Данная ситуация потребовала от нас пересмотра и расширения возможностей использования здоровьесберегающих технологий, направленных на поиск методов, приемов, соответствующих индивидуально-психологическим возможностям детей. Вслед за ведущими учеными, работающими над определением стратегии совершенствования образовательного пространства и обеспечения здоровья детей, мы считаем, что это возможно за счет внедрения эффективных способов работы с информацией, повышения реализации индивидуального потенциала развития ребенка, профилактики болезней нервной регуляции и декомпенсации имеющихся хронических патологий, что будет способствовать снижению психофизиологической «цены» обучения.

В процессе проведения экспериментальной работы мы столкнулись с необходимостью в определении критериев и выбора адекватных методов оценки уровня сформированности психологического здоровья детей дошкольного возраста.

В первую очередь мы обратились к определению понятия здоровья. В докладе Комитета экспертов Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) здоровье рассматривается «как состояние физического, умственного, социального благополучия, а не отсутствие болезни или физических недостатков». Здоровье — это комплексная категория, которую следует понимать как физическое, так психическое и психологическое здоровье:

  • в физическом плане — умение преодолевать усталость, возможность действовать в оптимальном для себя режиме, нормальное функционирование возможностей организма;
  • в психологическом плане:

а) интеллектуальное — проявление умственных способностей, любознательности, высокого уровня обучаемости;

б) социально-нравственное — честность, эмпатичность, коммуникабельность, терпимость;

в) эмоциональное — уравновешенность, эмоционально-эстетическая отзывчивость на прекрасное, способность удивляться и восхищаться.

Центральным понятием является психическое и психологические здоровье. В комплексных гуманитарно-естественнонаучных исследованиях психическое развитие ребенка и психическое здоровье рассматриваются в причинно-следственной связи / И. Дубровина с сотр./, а здоровье — как образовательный продукт / В.А. Орлов, В.И. Панов/.

В гуманистической психологии, в частности, в работах А. Маслоу, психическое здоровье рассматривается, с одной стороны, как реализация того, что заложено в человеке от природы, с другой стороны, стремление к гуманистическим ценностям. На основе анализа психолого-педагогической литературы нами были определены критерии психического здоровья детей, к которым мы отнесли:

  • подвижность инертность психических процессов
  • произвольность импульсивность двигательной и познавательной сферы
  • продуктивность истощаемость психических функций
  • адекватность и критичность поведения
  • работоспособность утомляемость
  • устойчивость к информационному стрессу (адаптационные возможности психики)
  • межполушарный перенос и межполушарное взаимодействие.

Результатом психического здоровья детей является здоровая психика.

Оценка показателей психического здоровья мы проводим посредством нейропсихологической диагностики, диагностики индивидуально-типологических особенностей («Теппинг-тест» О. Черниковой, «Корректурные пробы» тест Тулуз-Пьерона).

Как показывает анализ литературы, психологическое здоровье в большей мере рассматривается в качестве характеристики личностных проявлений (И. Дубровина). В качестве критериев психологического здоровья детей мы выделили:

  • адекватный возрасту уровень эмоционально — волевой и познавательной сфер личности
  • способность планирования своей деятельности
  • позитивный образ Я-концепции
  • возможность саморегуляции психических состояний
  • самокритичность
  • самостоятельность
  • способность к рефлексии, эмпатии
  • сформированность навыков общения

Результатом психологического здоровья детей является здоровая личность.

Оценка показателей психологического здоровья проводится нами посредством диагностических методик, методов наблюдения за детьми в различных видах деятельности, проективных рисуночных методик (рисуночный тест «Я в детском саду», «Рисунок семьи» А. Хоментаускас, тест Люшера (ЦТО), карта наблюдений Д.Скотта, «Секрет» Т.А.Репина и др.).

Психологическое здоровье детей

Развитие ребенка, его психики и личностных качеств во многом определяется теми взаимоотношениями, которые складываются в течение жизни между формирующейся личностью и его ближайшим взрослым окружением. Все, что происходит в общении взрослого и ребенка в дошкольном возрасте, продолжает оказывать влияние на отношение к здоровью в период начала школьной жизни. Отношение ребенка к своему здоровью должны быть предметом педагогического общения с раннего детства. Здоровье является условием успешного функционирования жизнедеятельности человека. Так как здоровье рассматривается на всех уровнях существования человека (биологический, психический, социальный), то оно выступает предметом исследования различных научных дисциплин: анатомии, медицины, психологии, социологии, философии. В рамках психологии здоровье изучается на уровне личности – «психологическое здоровье» — которое «относится к личности в целом, находится в тесной взаимосвязи с высшими проявлениями человеческого духа» (И.В. Дубровина, 1997).

Среди характеристик и критериев психического здоровья особое значение придается ее гармоничности, уравновешенности, степени ее интегрированности, ориентации на саморазвитие, духовности. Данные характеристики описывают здоровую личность в рамках психологического подхода. Такие характеристики здоровой личности Б.С. Братусь назвал описательными критериями психического здоровья (Б.С. Братусь, 1988). Таким образом, термин «психическое здоровье» наполняется все большем содержанием.

Психологический компонент здоровья включает здоровье как индивидуально-психологический феномен и опосредуется системой ценностей личности, в том числе морально-нравственными и религиозными. Психологическое здоровье подразумевает возможность человека ставить достижимые смыслообразующие цели и реализовывать их, осуществляя саморегуляцию и согласовываясь с требованиями социокультурной и природной среды. Психологически здоровая личность – это личность, способная справляться с внутриличностными конфликтами. Психологическое здоровье является важнейшей составляющей здоровья человека, и представляет собой процесс развития в направлении достижении человеком своей сущности и самоактуализации.

Впервые термин «психологическое здоровье» был введен И.В. Дубровиной, которая рассматривала аспекты психического здоровья, относящиеся к личности в целом и находящиеся в тесной взаимосвязи с высшими проявлениями человеческого духа [10, с.4].

Психологическое здоровье является необходимым условием функционирования и развития человека в процессе жизнедеятельности; представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации индивида на выполнение своей жизненной задачи. Нарушения психологического здоровья делают невозможным полноценное личностное развитие человека, могут негативно влиять на его судьбу или жизненный путь. Основная функция психологического здоровья — это поддерживание активного динамического баланса между организмом и средой во всех ситуациях, но в особенности в трудных условиях, требующих мобилизации ресурсов личности.

Психологическое здоровье описывается через различные характеристики: ведущие ценности; личностные особенности; уровень тревожности; успешность адаптации, самореализация и другие. Это приводит к противоречивости в показателях психологического здоровья. Задача выделения единой системы показателей психологического здоровья осложняется тем, что исследования психологического здоровья проводятся на разных возрастных этапах (детство, юношество, взрослость), акцент в изучении делается на показателях, которые характерны для выбранного периода. Это приводит к увеличению количества возможных показателей психологического здоровья.

Б.С. Братусь предлагает рассматривать психологическое здоровье в качестве трехуровневого образования. Высший уровень психического здоровья – личностно-смысловой (определяется качеством смысловых отношений человека). Следующий уровень – уровень индивидуально-психологического здоровья (его оценка зависит от способностей человека строить адекватные способы реализации смысловых устремлений). Третий уровень – уровень психофизиологического здоровья (определяется способностями внутренней нейрофизиологической организацией факторов психической деятельности).

Ряд авторов, изучая психологическое здоровье в период детского онтогенеза, делает акцент на следующих показателях психологического здоровья личности: тревожность; характер общения со сверстниками; агрессивность, мотивация, самооценка (А.В. Шувалов, В.Э. Пахальян, И.В. Дубровина).

Так как психологическое здоровье подразумевает наличие подвижного равновесия между индивидом и средой, то в качестве основного критерия можно выделить адаптацию ребенка к социуму. Опираясь на это положение, выделяют несколько уровней психологического здоровья ребенка:

  1. Креативный уровень: такие дети легко и достаточно устойчиво адаптируются к любой среде, обладают необходимым резервом для преодоления стрессовых ситуаций и характеризуются активным отношением к действительности.
  2. Адаптивный уровень: дети в основном адаптированы к социуму, но у них наблюдаются отдельные элементы проявления дезадаптации, выражающиеся в основном в повышенной тревожности.
  3. Ассимилятивно-аккомодативный уровень: к данному уровню относятся дети неспособные к гармоничному взаимодействию с окружающими, либо проявляющие зависимость от факторов внешнего воздействия [1, с.50].

Выделение данных уровней психологического здоровья позволяет дифференцировать психологическую работу с детьми и использовать различные методы работы. С детьми первой группы достаточно проводить лишь развивающую работу, в то время как дети третьей группы нуждаются в серьезной индивидуальной коррекционной работе.

К психологическим аспектам здоровья можно отнести эмоциональное, интеллектуальное и душевное самочувствие. Рассмотрим данные аспекты.

Интеллектуальный аспект выражается в развитии процессов мышления, памяти, речи. Дошкольный возраст ребенка характеризуется переходом от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Данное развитие мышления способствует освоить новые виды деятельности – игровую, конструктивную, изобразительную.

Развитие мышления неразрывно связано с развитием речи. В дошкольном возрасте речь начинает выполнять функцию планирования и регулирования деятельности. У ребенка обогащается словарный запас, формируется грамматический и лексический строй речи. Ребенок может не только прокомментировать конкретное событие и выразить сиюминутное желание, но и задуматься, порассуждать о природе, о себе, своих действиях, о своем месте в мире.

Смотрите так же:  2 х месячный ребенок не может покакать

Эмоциональный аспект выражается в благополучном эмоциональном состоянии ребенка. Известно, что дошкольный возраст характеризуется сильной эмоциональной зависимостью от матери и взрослого. Именно от них и благодаря им ребенок развивается, впервые слышит человеческую речь, постигает сложную систему человеческих взаимоотношений. Эмоциональная депривация способствует нарушению адаптации ребенка, провоцирует психоневрологические нарушения. Доказано, что дети, которые лишены возможности полноценного эмоционального общения с матерью, во многом отстают от своих сверстников в физическом, интеллектуальном, эмоциональном развитии. Такие дети начинают поздно говорить, ходить, их игровая деятельность характеризуется бедным сюжетом и однообразием, часто наблюдаются предметные манипуляции. Дети пассивны, нелюбознательны, они не владеют навыками общения с другими детьми и взрослыми. Таким образом можно увидеть, что эмоциональное общение ребенка со взрослым является основополагающим и ключевым для психического развития и психологического здоровья.

Душевный компонент характеризуется состоянием общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватное поведение.

К признакам душевного неблагополучия можно отнести:

— чувство вины и стыда перед самим собой;

Эксперты ВОЗ выявили, что нарушение психологического здоровья у детей встречается гораздо чаще в ситуации дисгармоничных отношений со взрослыми. Преобладающая часть нарушений психического здоровья у детей имеет две характерные черты:

1. Нарушения представляют собой лишь количественные отклонения от нормального процесса психического развития;

2. Многие их проявления можно рассматривать как реакцию на психотравмирующие ситуации.

  1. Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья. – СПб.: Речь, 2006. – 384 с.
  2. Баякина О.А. Соотношение понятий психического и психологического здоровья личности// Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2009. – том 11. — №4 (5). – с. 195 – 199.
  3. Бойко О.В. Охрана психического здоровья: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2004. – 268 с.
  4. Дубровина М.В. Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков / Андреева А. Д., Вохмянина Т. В., Воронова А. П., Чуткина Н. И. /под ред. Дубровиной М. В. — М., 1995–571с.
  5. Семочкина Г.Н. Сохранение психологического здоровья// Педагогическое обозрение. – 2012, №5 (124). – С. 4 – 5.

Презентация на тему:
Психологическое здоровье детей дошкольного возраста

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №249 компенсирующего вида » Презентация на тему: «Психологическое здоровье детей дошкольного возраста» Презентацию подготовила: Педагог-психолог Коненко Оксана Вадимовна г. Красноярск, 2016г.

Здоровье – это … состояние полного физического, духовного и социального благополучия ,а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Психологическое здоровье – это … состояние душевного благополучия, характеризующееся о тсутствием болезненных психических проявлений, обеспечивающее адекватную регуляция поведения и деятельности.

Составляющие здоровья человека Физическое здоровье предполагает анатомическую целостность и функциональную полноценность всех органов и систем. Психическое здоровье характеризуется психологическим и социальным благополучием, при котором человек реализует свои возможности, эффективно противостоит жизненным трудностям и стрессу, осуществляет продуктивную осознанную деятельность и вносит свой вклад в развитие социума. Психологическое здоровье человека неразрывно связано с его внутренним соответствием морали общества, в котором он существует. Любое расхождение приводит к психологическому дискомфорту и при определённых обстоятельствах способно перейти в область психиатрических заболеваний в той или иной форме.

Критерии психологического здоровья состояние душевного комфорта ребенка, его психическое развитие; приемлемое социальное поведение; умение понимать не только окружающих, но и себя; реализация потенциала в различных видах деятельности; умение выбирать и быть ответственным за свой выбор.

Уровни психологического здоровья Первый (креативный) – к нему относятся дети с устойчивой адаптации к окружающей среде, силами для борьбы со стрессовыми ситуациями и творческим отношением к реальности. Такие дети не нуждаются в психологической помощи. Второй (адаптивный) – дети, которые в целом адаптированы к обществу, но у них существует повышенная тревожность, страхи. Третий ( дезадаптивный ) – самый низкий, к нему относятся дети, которые стремятся приспособиться к внешним обстоятельствам, жертвуя своими возможностями или желаниями. Или же используя активную наступательную позицию, подчиняя окружающих своим потребностям. Отнесенные к этому уровню дети нуждаются в индивидуальной психологической помощи.

Стиль воспитания и психологическое здоровье ребенка Демократичный стиль характеризуется высоким уровнем восприятия ребенка, хорошо развитым вербальным общениемс детьми, верой в самостоятельность ребенка в сочетании с готовностью помочь ему в случае необходимости. В результате такого воспитания дети отличаются умением общаться со сверстниками, активностью, агрессивностью, стремлением контролировать других детей (причем сами не поддаются контролю), хорошим физическим развитием. При контролирующем стиле воспитания родители берут на себя функцию контроля за поведением детей: ограничивают их деятельность, но поясняют суть запретов. В этом случае детям бывают присущи такие черты, как послушаемость , нерешительность, неагрессивность . При смешанном стиле воспитания дети чаще всего характеризуются как послушные, эмоционально чувствительные, неагрессивные, нелюбопытные, с бедной фантазией.

Как сохранить психическое здоровье ребенка (памятка для родителей) Всегда находите время поговорить с ребенком. Интересуйтесь его проблемами, вникайте в возникающие у него сложности, обсуждайте их. Не оказывайте нажима на ребенка, признайте его право самостоятельно принимать решения, уважайте его право на собственное мнение. Научитесь относиться к ребенку как равноправному партнеру, который пока просто обладает меньшим жизненным опытом. Не унижайте ребенка криком, исключите из практики семейного воспитания «психологические пощечины». Не требуйте от ребенка невозможного в учении, сочетайте разумную требовательность с похвалой. Радуйтесь вместе с ребенком даже маленьким успехам. Осознайте, что взрослеющий подросток не всегда адекватен в своих поступках в силу физиологических особенностей. Умейте прощать, «лечите» добром. Не сравнивайте ребенка с другими, более успешными детьми. Этим вы снижаете его самооценку. Сравните его с ним же самим, но менее успешным. Следите за выражением своего лица, когда общаетесь с ребенком. Хмуро сведенные брови, гневно сверкающие глаза, искаженное лицо — «психологическая пощечина» ребенку.

Действия педагога, обеспечивающие психологическое здоровье детей обеспечение эмоционального благополучия: — общение с каждым ребенком; -уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям; поддержку индивидуальности и инициативы: -создание условий для свободного выбора детьми деятельности; — для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; -поддержку детской инициативы в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.); установление правил взаимодействия в разных ситуациях: -создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национальным культурам и социальным слоям, а также имеющими различные возможности здоровья; -развитие коммуникативных способностей детей; — умения детей работать в группе сверстников; построение вариативного развивающего образования, в совместной деятельности со взрослым (далее — зона ближайшего развития каждого ребенка ); взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

«Дети святы и чисты, нельзя делать их игрушкою своего настроения» А.П.Чехов

Критерии психического здоровья детей дошкольного возраста

Критерии нормального развития в оценке психического здоровья и признаки трудностей развития в первые семь лет жизни

Возраст детей: с 2 до 3 лет.

Оценка этапов довербального и начального вербального развития

1. Основные показатели.

1г. 3мес . — Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста 1г.6мес. — Показывает одну из частей тела, словарный запас 7—20 слов.

1г.9мес. — Показывает три части тела, начало фразы из 2 слов Словарный запас — около 20 слов 2г. — Показывает 5 частей тела, словарный запас мини­мум 50 слов; понимает двухэтапную инструкцию, начинает использовать предложение из 2 слов.

2г. 6мес. — Адекватно использует местоимения я, ты, мне; ис­пользует предложение из 2 слов 3г. — Словарный запас до 250 слов и выше, общается предложением из 3 и более слов, использует мно­жественное число существительных и глаголов. На­зывает свое имя, пол и возраст, понимает значение простых предлогов, выполняет задания типа «положи кубик под чашку», «положи кубик в коробку».

2. Оценка понимания речи.

20 — 24 мес . — Понимает обозначаемые на картинках действия, выпол­няет инструкции типа: «Покажи, кто сидит, кто спит»; вы­полняет двухступенчатую инструкцию: «Пойди в кухню и принеси чашку»; понимает значение предлогов в привы­чной конкретной ситуации — «На чем ты сидишь?».

2г. 6мес. — 3 г . Понимает прочитанные короткие рассказы и сказки (с опорой на картинку, а затем и без нее).

3. Возрастные особенности развития тонкой моторики рук

1 — 2г. — Держит два предмета в одной руке; чертит карандашом, переворачивает страницы книги. Ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков.

2 — 3г. — Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножни­цы, красит пальцем. Нанизывает бусы.

По захвату руки мы можем судить об умственном развитии ребенка (цеплятельный — хватательный, если нет перехода, то это нарушение двигательной функции). 2,5 — 3 года — переход от кулачного захвата к пятипалому. После пятипалого захвата формируется в 3,5 года щепоть двумя пальцами (если ребенок держит ложку кулаком, то в дальнейшем сказывается в школе на письме). Лобные извилины коры головного мозга являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной речи (центр Брока). Пальцы наделены большим количеством рецепторов, которые посылают импульсы в ЦНС. На кистях рук множество аккупунктурных точек, массируя их, стимулируя кровоснабжение, активизируется центр Брока (воспроизведение устной речи) можно воздействовать на внутренние органы и на речь.

Смотрите так же:  Ушная боль у детей лечение

4. Возрастные особенности развития общей моторики

1 — 2г. — Ходит уверенно, наклоняется, чтобы достать предмет с пола. Останавливается, ходит в сторону и назад, бросает мяч. Короткое время стоит на одной ноге. Относит пред­мет на короткое расстояние. При легкой поддержке спус­кается вниз по лестнице, поднимается самостоятельно, прыгает на месте, крутит педали трехколесного велосипе­да

2 — 3г. — Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с последней ступеньки

5. Возрастные особенности развития зрительно-моторной координации

с 1 – до 2 лет — Чертит штрихи и «каракули». Держит чашку, поднимает ее и пьет. Помещает квадрат в квадратную прорезь, овал — в овальную. Повторяет изображения нескольких гори­зонтальных, вертикальных и округлых линий

2 — 3 г . — Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Рису­ет по образцу крест.

6. Признаки отставания в развитии когнитивной сферы в 2 года.

2 года Признаки отставания в развитии когнитивной сферы:

•не ориентируется в трех контрастных величинах, т.е. не может вложить меньший предмет в больший (матрешка, мисочки)

•не подбирает по образцу 3-4 цвета;

•не собирает в правильной последовательности пирамидку из 3 колец (после показа);

•не проявляет сообразительности в попытках доставании недосягаемого предмета;

•не решает сам игровую ситуацию при предъявлении игрового материала;

•не подражает действиям близкого взрослого.

Признаки отставания в развитии эмоциональной сферы:

•не способен спокойно немного подождать (после объяснения взрослого);

•не понимает «хорошо» и «плохо»;

•не сопереживает плачущему ребенку (по примеру взрослого).

7. Признаки отставания в развитии когнитивной сферы:

•не может назвать ни одного цвета и путается в подборе 4 цветов

•не может построить «башенку» из кубиков

•не может рисовать, а если рисует, то ничего не узнает в своих каракулях

•не складывает пирамидку из 4 колец, четырехсоставную матрешку

•не показывает известные предметы на картинках (животные, игрушки, посуда, одежда);

•не складывает разрезную картинку из двух половинок.

8. Признаки отставания в развитии эмоциональной сферы:

•не проявляется долговременная эмоциональная память и эмоциональное предвосхищение;

•легко отвлекается от любого занятия;

•не может определить свое эмоциональное состояние (весело, грустно, скучно, интересно, хорошо, плохо).

9. Показатели нормального развития дошкольного возраста 3,5 — 4,5 года.

Познавательная деятельность : Знает свой пол, возраст, имя и фамилию, дифференцирует их (Как тебя зовут? А фамилия?), имена родителей. Может повторить за взрослым предложение из 4-5 слов (Кошка спит, ей тепло. После обеда мы пойдем гулять.). Знает все цвета спектра. Безошибочно называет красный, синий, зеленый, желтый цвета. Подбирает идентичные оттенки цвета. Различает геометрические фигуры и называет: круг, квадрат, подбирает подобные к подобным: треугольник, овал, прямоугольник. Владеет понятиями «один-много». Знает обобщающие слова «посуда, одежда, игрушки» (Какие у тебя есть игрушки? Какая посуда у вас на кухне?). Умеет играть в детское лото, находит идентичные картинки Отвечает на вопросы по ходу чтения книжки (Что сделала курочка?-снесла яичко). Может нарисовать несколько известных предметов так, как научили взрослые (если не рисует, то хотя бы может скопировать крест, прямые линии и крут). Может что-либо построить из детского строительного материала или конструктора с четко обозначенными деталями постройки. Постройка должна соответствовать образцу. Может правильно сложить пирамиду, учитывая размер колец, вложить одна в другую 6-9 уменьшающихся формочек, вставить вкладыши в доску с прорезями, сложить предметную разрезную картинку из нескольких частей.

Речь: с 3 — х летнего возраста идет резкое увеличение словаря до 3 ОООслов. В грамматическом строе речи использует все части речи, кроме деепричастного оборота. У 3-х летнего ребенка правильно построенные фразы, согласованные в роде, числе, падеже. Произносят в словах все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных звуков. Появляются сложные предложения с союзами (я покушаю, а потом пойду гулять; не хочу играть, потому что по телевизору мультики). Легко повторяет за взрослым незнакомые слова Появляются слова с суффиксами (мамочка, котеночек), словотворчество, склонность к рифмовке. Способен к диалогу со взрослым, со сверстником. Умеют рассказывать о виденном в 2 — 4 предложениях; могут различать и называть игрушки, предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты, транспорт ближайшего окружения; различать и называть части тела животного, подводить к пониманию обобщающих слов (игрушки, одежда, обувь, мебель, посуда). Речь более выразительная, отражает эмоциональные переживания ребенка Расширяется опыт ребенка, и на основе опыта вырабатываются правила поведения.

Моторика: может стоять на одной ножке, как на правой, так и на левой. Умеет ездить на трехколесном велосипеде Может поймать мяч вытянутыми руками (не прижимая к себе); брать, держать, переносить, класть, катать, бросать мяч; повторять за взрослым движения возможна зеркальность) Ходить и бегать не наталкиваясь; прыгать на двух ногах на месте и с продвижением; ползать, подлезать под натянутую веревку, перелезать через бревно, лежащее на полу. Спускается вниз по лестнице, используя попеременно обе нога.

Изобразительная деятельность: В рисовании тают следующие цвета: красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный.

Умеют: правильно держать карандаш, кисть и пользоваться ими; проводить мазки, горизонтальные, вертикальные, округлые линии Обводит по контурам, копирует крест, воспроизводит формы. В лепке умеют: скатывать комок глины прямыми и круговыми движениями; сворачивать скатанные прямыми движениями столбики в виде кольца, соединять концы, сплющивать комок глины между ладонями, соединять 2-3 знакомые формы .

Игра: любит играть с игрушками, разыгрывает несложные сюжеты с цепочкой действий (варит в кастрюльке суп, усаживает куклу за стол, дает ей тарелку, кормит, укладывает спать). Осознает свои действия — может ответить на вопросы, что он делает и зачем, что будет делать дальше (сейчас сварю обед и кукла с мишкой будут кушать).

Общение : со сверстниками играет «рядом», иногда включаясь в игру партнера, но не разрушая ее. В семье проявляет желание многое сделать самому.

Навыки: умеет сам умываться, чистить зубы, ходить в туалет, одеваться после сна. Знает, где что лежит и легко выполняет просьбы взрослого найти и принести.

10. Признаки отставания в развитии когнитивной сферы 3,5 — 4,5 года.

•не ориентируется в трех контрастных величинах, т.е. не может вложить меньший предмет в больший (матрешка, мисочки)

•не подбирает по образцу 3-4 цвета; путается в подборе 4 цветов;

•не собирает в правильной последовательности пирамидку из 3 колец (после показа);

•не проявляет сообразительности в попытках доставании недосягаемого предмета;

•не решает сам игровую ситуацию при предъявлении игрового материала; •не подражает действиям близкого взрослого.

•не может построить «башенку» из кубиков;

•не может рисовать, а если рисует, то ничего не узнает в своих каракулях;

•не складывает пирамидку из 4 колец, четырехсоставную матрешку;

•не показывает известные предметы на картинках (животные, игрушки, посуда, одежда);

•не складывает разрезную картинку из двух половинок.

11. Признаки отставания в развитии эмоциональной сферы.

•не способен спокойно немного подождать (после объяснения взрослого);

•не понимает «хорошо» и «плохо»;

•не сопереживает плачущему ребенку (по примеру взрослого), •не проявляется долговременная эмоциональная память и эмоциональное предвосхищение; •легко отвлекается от любого занятия;

•не может определить свое эмоциональное состояние (весело, грустно, скучно, интересно, хорошо, плохо).

12. Показатели нормального развития в возрасте детей с 4,5 — до 5,5 лет.

Познавательная деятельность: знает свой адрес, день рождения, где или кем

работают родители, возраст и род занятий братьев и сестер (Саше 9 лет, он в школе учится, в 3 классе). Может ответить на вопросы типа «На каком этаже ты живешь? Сколько комнат в вашей квартире? Сколько человек у вас в семье? Может выучить стихотворение из 4 строчек и знает несколько таких стихотворений. Может повторить за взрослым 5 разрозненных слов (коса, муха, трава, лес, гриб). Может пересчитать предметы в пределах 5 и сравнить их количества (больше, меньше, поровну). Может копировать простые геометрические фигуры. Начинает ориентироваться в пространстве -понимает «вверху», «внизу», «рядом», «между», «напротив», «под», «над11, «около». Увеличивается количество предметов, которые ребенок может нарисовать. Появляются сюжетные рисунки, чаще однообразные. Знает названия 6-8 цветов. При конструировании может воспроизвести несложный образец, даже если детали в нем не выделены. Может вырезать из бумаги детали аппликаций и наклеивать их, лепить из пластилина несложные фигурки (морковки, ягодки). Находит различия на картинках (на одной дерево с цветочками, а на другой нет). Собирает кубики, мозаику. Отвечает на вопросы типа «Как назвать одним словом яблоки, груши, персики?». Может пересказать по вопросам небольшую сказку, рассказ.

Речь : исчезают все дефекты звукопроизношения. Увеличивается количество прилагательных, наречий, местоимений. Употребляет предложения с причинно-следственной зависимостью (На улице сыро, потому что шел дождь). Оценка понимания речи: Выполняет словесные задания с предлогами: сзади, между, рядом, к и т. п. Выполняет три последовательные команды. Понимает условно предложение со словом если. Понимает грамматическую форму предложений типа: Картина была нарисована Машей.

Смотрите так же:  Развитие внимания у дошкольников рекомендации

Моторика: прыгает на одной ножке, прыгает вниз с невысокой скамейки, совершает движения по заданию (присядь, подними руку, достань рукой до пола и др.). Бросает мяч одной рукой, ходит по бревну. Прыгает попеременно на одной, затем на другой ноге. Поднимается вверх по лестнице.

13. Возрастные особенности развития зрительно-моторной координации:

Раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы. Рисует

простой «дом» (квадрат и диагонали). Рисует человека, изображая от 2 до 3 частей его тела. Копирует квадрат, звезду. Дорисовывает три части в не­завершенную картину.

Игра: сюжеты игр становятся разнообразными. Широко используются предметы-заместители (в игре в магазин одуванчики — конфеты, песок-сахар, камушки-деньги). Выполняет правила простых коллективных игр (прятки, жмурки).

Общение: может играть вдвоем с другим ребенком-сверстником. Относится к детям дифференцированно (Я Таню люблю, потому что она веселая, а Диму не очень, потому что он жадничает).

Навыки: справляется с несложными поручениями (накрыть на стол, полить цветы, вытереть пыль). Одевается на прогулку и раздевается, возвращаясь с прогулки, самостоятельно.

· Обогащение словаря. В словаре детей должны быть существительные, обозначающие профессии, с которыми их знакомили на занятиях., глаголы, обозначающие трудовые действия.

· Дети должны определять и называть местоположение предмета слева, справа, между, около, рядом), время суток (утро, день, вечер, ночь), характеризовать состояние и настроение людей (огорчен, весел).

· Активизация словаря. Дети должны использовать в речи существительные, обозначающие названия частей и детали предметов, прилагательные, обозначающие свойства предметов, наиболее употребительные глаголы и наречия, предлоги.

· Употребляют существительные с обобщающим значением: мебель, овощи, фрукты, ягоды, животные.

Звуковая культура речи

· Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков.

· Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний.

· Проводить работу по развитию фонематического слуха: учить различать на слух и называть слова с определенным звуком.

· Совершенствовать интонационную выразительность речи. Применять игры: «Хлопни, если услышишь звук. Ж», «Если услышите в моей речи «самолет» — встаньте», «Кто кричал?» и т. д.

· Обязательное включение артикуляционной гимнастики 3 раза в день.

Грамматический строй речи

· Дети должны правильно согласовывать слова в предложении. Должны уметь: правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и родительном падежах (лисяталисят, медвежата медвежат), правильно использовать форму множественного числа родительного падежа существительных (ложек., вилок, груш, яблок, помидоров). Учить употреблять формы повелительного наклонения гла­голов хотеть, лежать, ехать, бежать.

· Дети используют в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

· Дети могут поддерживать беседу: задавать вопросы, правильно (по форме и содержанию) отвечать на вопросы.

· Дети пересказывают небольшие сказки и рассказы, знакомые им и вновь прочитанные. Составляют (по образцу) НЕболыпие рассказы о предмете, по содержанию сюжетной картины.

· Используют в речи существительные, обозначающие профессии, с которыми их знакомили.

Показатели нормального развития детей в возрасте с 6,5 до 7,5 лет.

Познавательная деятельность: знает имена-отчества родителей, дедушек, бабушек, знакомых, свое отчество. Понимает родственные связи (бабушка-мамина мама, дядя Витя-мамин брат). Начинает ориентироваться в городе: запоминает дорогу куда-либо после нескольких повторений этого пути, знает название своей остановки транспорта, близлежащих улиц. Знает названия месяцев, может сказать, какой сегодня день недели, месяц, какие праздники бывают зимой, весной. Помнит названия книг, которые ему читали, может ответить на вопрос, куда он ездил прошлым легом, в прошлые выходные. Начинает понимать время. Может запомнить слово, сам подбирая картинку, такую, которая напомнит слово и объяснить эту связь. Например, надо запомнить сло­во «пожар»-ребенок выбирает картинку с изображением газеты и объясняет «бумага хорошо горит». Может установить несколько таких связей, а через 40 минут по картинкам вспомнить слова. Может угадать предмет по признакам (зеленый, толстый, длинный овощ-огурец). Отличает форму слова от его содержания (какое слово длиннее — час или минута? змея или червячок?). Сравнивает пары слов, называя не только различия, но и сходство (ромашка и одуванчик это цветы, ромашка белая, а одуванчика — белый, у ромашки есть серединка, а у одуванчика нет и т.д.). Понимает сложные речевые конструкции: «Саша пошел гулять после того, как посмотрел телевизор. Что Саша делал раньше? Гулял или смотрел телевизор?». Устанавливает причинно-следственные связи и закономерности (Вова бросил в воду монетку — монетка утонула. Бросил гвоздик — он утонул. Мама сказала, все железные предметы тонут. Утонет ли маленькая железная кнопочка? Маша выглянула в окно и сказала -ночью был дождь. Что увидела на улице Маша?). Может подбирать слова на определенный звук, придумывать слова с заданным количеством звуков, делить слова на звуки К_А_Ш_А. Умеет складывать и вычитать в пределах 10. Может решать косвенные задачи (На ветке сидели птички. К ним прилетели еще 2 птички и всего стало 5 птичек. Сколько птичек сначала сидело на ветке?) Рисует, конструирует, лепит по условию, которое задает взрослый.

Речь: может рассказать о просмотренном спектакле, об увиденном в поезде, на утреннике в детском саду, о прошедшем дне, придумать рассказ по картинке и по серии картинок, рассказать знакомую сказку, придумать конец к начатой взрослым сказке, рассказать не только о действиях, но и о чувствах героя прочитанного рассказа. Может рассказать о своих планах.

Моторика : прыгает через скакалку, попадает в движущийся объект (компьютерные игры с пистолетом), катается на двухколесном велосипеде. Соединяет прямой линией точки, находящиеся на расстоянии 6- 8 см друг от друга. Копирует орнаменты, сложные геометрические фигуры (трапеция, пятиугольник). Аккуратно раскрашивает, штрихует, может произвольно изменять силу нажима на карандаш (толстые и тонкие линии). Рисует по заданию взрослого палочки одинаковой высоты, копирует образцы (кружочки, квадратики), соблюдая размер. Может продолжить заданный орнамент, повторить контур «извилистой дорожки». Синхронно двумя руками приставляет каждый пальчик к большому пальцу.

Игра: становятся доступными настольные игры с правилами: домино, шашки, карты. Играет в школу, принимая на себя роль учителя.

Общение: легко включается в совместную игру с детьми, может договориться с партнером о совместных действиях, хорошо понимает указания не очень знакомых людей по организации какой-либо деятельности. В присутствии родителей может по существу отвечать на вопросы совсем незнакомых людей.

Навыки: может выполнять сложные инструкции (В левом верхнем ящике письменного стола в красной коробке лежат карандаши. Принеси мне желтый.) Разбивание инструкции на этапы: открой ящик стола, найди коробку и т.д. не допускаются. Усваивает последовательность операций при выполнении простых бытовых действий. Итогом психического развития в дошкольном детстве — является формирование психологической готовности к обучению, вкпючающей несколько аспектов: умственная готовность помогает ре­бенку беспрепятственно усваивать материал школьных программ, личностная — принимать требования школьной дисциплины и сознательно относиться к процессу учения, физическая и физиологи­ческая выдерживать нагрузки, связанные с обучением (без ухудшения функционального состояния различных органов и систем организма. В литературе последних лет предложено очень большое количество комплексов оценки психологической готовно­сти к школьному обучению (А.Л.Венгер и соавт; Н.И.Гуткина, К. Я. Кеэс, Керн-Йирасек и др.). Имеются основные качественные отличия между детьми до и после кризиса 7 лет, которые проявляются при предъявлении большинства методик.

Другие статьи

  • Физическое развитие ребенка формулы УХОД ЗА ЗДОРОВЫМ И БОЛЬНЫМ РЕБЕНКОМ. ДЕТСКИЕ БОЛЕЗНИ По каким основным, признакам проводится оценка физического развития ребенка Основными признаками физического развития являются рост, вес, окружность грудной клетки, окружность головы. В последние десятилетия […]
  • Уход за детьми в разных странах Сколько длится отпуск по уходу за ребенком в разных странах? В некоторых странах новоиспеченные матери могут спокойно оставаться дома в течение нескольких месяцев после родов. И все это время им не нужно беспокоиться о деньгах, потому что государством это время […]
  • Проблемы здоровья детей дошкольного возраста Проблемы здоровья детей дошкольного возраста Зарабатывай с нами! Не оставляя основного места работы или учебы!! Ухудшение здоровья детей - проблема современного общества Автор: Будем Здоровы Ухудшение здоровья детей - проблема современного общества Cостояние […]
  • Конвенция развития дополнительного образования детей Концепция развития дополнительного образования Принятая в 2014 году Концепция дополнительного образования детей призвана в полной мере обеспечить право подрастающего поколения на развитие и свободный выбор видов деятельности, способствующих личностному и […]
  • Пособие по безработице увольнение по уходу за ребенком до 14 лет Размер пособия при увольнении по собственному желанию по уходу за ребенком Пособие по безработице гражданам, уволенным из организаций по собственному желанию по уважительным причинам (а указанная Вами причина относится к уважительным), если они в течение 12 месяцев, […]
  • Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Консультация (младшая группа) по теме: консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей. Предварительный просмотр: Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного […]