Культура поведения детей и её воспитание в семье

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании культуры поведения детей»

Консультация для родителей

Роль семьи в воспитании культуры поведения ребенка

Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, но и в том, как подрастающий ребёнок ведёт себя, как держится на людях, каковы его манеры. Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т.к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке — право и обязанность каждого человека.

Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели – отец и мать. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.

Конечно, нельзя отрицать, что в формировании личности ребёнка также принимают активное участие и школа, и друзья, и телевидение, весь строй нашей жизни. Но влияние семьи – особое, оно начинается с первых шагов ребёнка. А поэтому уровень нравственной культуры родителей, их убеждения, жизненные планы и цели, опыт социального общения, семейные традиции и нормы поведения, словом, вся атмосфера семьи имеет решающее значение в воспитании ребёнка.

Под термином “культура поведения” мы понимаем совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

Культура поведения выражает, с одной стороны, нравственные требования общества, с другой — усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия учащихся. Усвоенные человеком правила превращаются в воспитанность личности. В культуре поведения органически слиты культура общения, культура внешности, культура деятельности, культура речи.

В соответствии с этими компонентами можно выделить следующие задачи воспитания культуры поведения у детей, которые стоят перед родителями:

^ Формирование культуры деятельности.

Она проявляется в поведении ребенка на уроках, во время перемен, в выполнении трудовых поручений дома и в школе, в привычке доводить до конца начатое дело, в отношении детей к общественному имуществу, как к своим личным вещам, в умении дорожить временем, регулировать свою деятельность и отдых, в воспитании уважения к людям и результатам их труда.

^ Формирование культуры общения.

Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, в быту. Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции.

^ Формирование культуры речи.

Подразумевает наличие достаточного запаса слов, умение говорить, выражать свои мысли, сохраняя спокойный тон. Культура чтения. В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность. Эстетика речи состоит в ее нормированности, то есть в подчинении определенным нормам (правилам) произношения, ударения, построения слов, словосочетаний, предложении; в ясности, эмоциональности и доступности; в чистоте, то есть в отсутствии слов-паразитов, словесных штампов; в яркости, образности, выразительности. Большое значение имеют темп речи, интонация, владение мимикой и жестами, которые помогают передать эмоциональную окраску, смысл сказанного.

^ Формирование навыков личной и общественной гигиены.

Ребенок должен уметь следовать элементарным правилам личной гигиены, следить за чистотой и опрятностью своих вещей и это касается не только одежды, но и школьных принадлежностей. Опрятность должна быть во всем.

Решение всех задач по формированию культуры поведения помогает общению ребенка с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфортное самочувствие. Культура поведения тесно связана с внутренней культурой человека, требованиями эстетики, с общепринятыми тенденциями и обычаями. Внутренняя культура во многом определяет внешнее поведения человека, но и внешняя сторона поведения влияет на внутреннюю культуру — заставляет человека быть выдержанным, внутренне собранным, уметь владеть собой. Небрежность во внешнем виде, грубость, невнимательность, бестактность постепенно формируют соответствующие негативные качества личности. Поэтому с раннего возраста необходимо вооружить детей знаниями правил культурного поведения, привычками их выполнения.

Успешное формирование этих правил начинается в семье и только посредством личного примера родителей. Поведение родителей определяет поведение детей. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку).

Правили этики общения с ребенком в семье.

Воспитание детей

Воспитание детей в семье

Культура поведения детей

Наши дети должны вырасти культурными и образованными людьми. С малых лет нужно приучать их к соблюдению правил культурного поведения, принятых в советском обществе.

Культурность человека проявляется прежде всего в умении правильно организовать свой труд и отдых. О культуре детей надо судить не только по тому, что они знают, но и по тому, что и как они делают.

Приучить детей к культуре труда — это значит приучить их к организованности в труде, к четкости во всякой работе. Суматоха и беготня снижают качества любых занятий.

Если при подготовке домашних заданий ученик не отвлекается, если все необходимое для занятий — учебники, тетради, чернила, карандаши — у него под рукой, он быстрее и лучше выполнит уроки.

Очень важно научить детей планировать время и бережно относиться к нему, правильно чередовать труд и отдых. Свободные от учебных занятий часы следует заполнять разумными развлечениями и полезной деятельностью.

Домашнее чтение, спорт, фото-съемка, конструирование и моделирование, различные игры, прогулки, помощь родителям в их домашнем труде или самообслуживание — вот чем могут заняться школьники в неучебное время. Все это способствует выработке у них устойчивых навыков организованного поведения.

Культура поведения обязательно предполагает уважение к окружающим людям, вежливость и почтительность к старшим.

Чтобы дети выросли вежливыми и чуткими, их надо с малых лет приучать приветливо здороваться и прощаться со старшими и сверстниками, уступать место старшим в трамвае, автобусе и т. д. Но иногда бывает так, что родители не придают этому серьезного значения.

В трамвае мама и восьмилетний Андрюша сидели на первой скамейке. В вагон вошла старая женщина. Она попросила Андрюшу уступить место. Андрюша начал было приподниматься, но мать положив руку на его плечо, заставила его снова сесть и сердито сказала старушке: «Это детское место, и он имеет право сидеть!». Мать поступила неправильно.

Надо с малых лет учить детей вежливо обращаться с просьбой и благодарить за оказанную помощь, не повышать голоса при разговоре со взрослыми, уметь внимательно выслушивать собеседника, не перебивать его, помогать взрослым в их работе, стараться сделать полезное дело для родных, знакомых, товарищей, для коллектива.

Уже детей школьного возраста рекомендуется приучить обращаться к старшим и незнакомым на «Вы», желать «Доброго утра» и «Спокойной ночи» всем членам семьи. Хорошо воспитанные дети обязательно благодарят за оказанную услугу.

Дети и подростки, которые искренне уважают и ценят старших, всегда охотно и с готовностью уступят им место, помогут перенести вещи, подадут стул и проявят другие признаки внимания, чуткости и заботливого отношения к старшим.

Надо приучать детей к соблюдению правил поведения в общественных местах: вытирать ноги при входе в помещение и снимать головной убор, не толкаться в дверях, не шуметь, не сорить, не опаздывать к началу киносеанса или спектакля, не занимать чужие места в театре, клубе, кино, не вмешиваться в разговор старших, не мешать окружающим, не быть навязчивыми.

Иногда некоторые юноши и девушки полагают, что проявление вежливости требует каких-то особых манер. В действительности это не так. Никакие манеры и особые жесты не помогут, если у юноши или девушки нет внутренней культуры.

Внутренняя культура — эхо главное, что определяет достоинства человека, делает его любимым и уважаемым.

Нужно научить детей ценить и понимать прекрасное в природе и в общественной жизни. Хороший нравственный поступок украшает человека, делает его благородным.

Люди, правильно понимающие, что красиво и некрасиво, что достойно, а что нет, обычно не допускают некрасивых, аморальных поступков.

Культура наших детей и молодежи должна быть не показной, а сочетаться с их внутренней культурностью, с высокой идейностью и глубокой человечностью.

Одним из признаков культурности человека является скромность. Чем культурнее человек, тем он скромнее, тем меньше в нем высокомерия и зазнайства.

Некультурный человек обычно чванлив и высокомерен. Он не считается с окружающими. К сожалению, у некоторых детей иногда появляются зазнайство и хвастовство. Успехи в учении, в спорте кружат им голову, и они начинают с пренебрежением относиться к своим товарищам.

Иногда дети начинают похваляться не своими заслугами, а заслугами отца или матери. Надо приучать детей к скромности, разъясняя им, что скромность украшает человека. Это ценное качество характера.

Скромный человек относится к другим людям, как к равным, уважает их, ценит их знания, опыт. Он требователен к себе, прост в обращении и не старается выделиться среди других людей.

Воспитание у детей навыков культурного поведения предполагает также приучение их к сдержанности. Сдержанность — это умение владеть собой, умение согласовать свое поведение с интересами окружающих людей.

С малых лет надо приучать детей не проявлять своей радости, огорчения или негодования очень шумно. От детей старшего и среднего возраста нужно требовать, чтобы в споре с товарищами они не горячились, а спокойно доказывали свою правоту, не сердились на справедливую критику, а на несправедливую — возражали в тактичной форме.

Сдержанные дети не станут по всякому поводу вступать в ссоры с товарищами, с младшими или старшими братьями и сестрами. Они терпеливо ждут начала обеда, прогулки.

Смотрите так же:  Психолого педагогическая карта развития ребенка

В воспитании сдержанности, как и других качеств, велика роль примера старших. Необходим постоянный контроль за поведением детей. Этот контроль особенно нужен в младшем возрасте, когда у детей только начинают складываться навыки и привычки поведения.

Культурность человека выражается не только в делах и поступках, но и в его речи. Надо следить за тем, чтобы дети говорили правильным языком, не допускали грубых и вульгарных выражений.

Большую помощь в этом могут оказать лучшие произведения художественной литературы, написанные прекрасным языком.

Надо приучать детей к регулярному чтению произведений классиков художественной литературы, просить их пересказать содержание прочитанной книги и таким путем развивать их речь, обогащать их язык.

Родителям и всем взрослым членам семьи надо следить за своей речью и выражать свои мысли ясно и точно, правильным языком. Ни в коем случае нельзя допускать сквернословия, чтобы не додавать детям дурной пример.

Иногда некоторые дети употребляют бранные слова, не понимая их смысла. Следует разъяснять, что произносить такие слова неприлично, и следить за тем, чтобы они не повторяли их.

В разговоре со взрослыми и между собой дети часто употребляют такие слова и выражения, как «ага», «угу» (вместо «да»), «куда ты смылся», «жутко красивое платье» и т. п.

Иногда дети зовут друг друга «Петька», «Гришка», «Майка», «Зойка» и т. д. или наделяют друг друга различными кличками и прозвищами.

Родители не могут оставлять все это без внимания. Нужно разъяснять детям, что кличками и прозвищами они оскорбляют других детей.

Воспитание навыков и привычек культурного поведения обязательно включает развитие у детей хорошего вкуса.

Нужно с самых ранних лет прививать детям вкус к простой, красивой и аккуратной одежде. Иногда некоторые родители вместо скромного платья шьют девочкам наряды по последней моде, покупают им туфли на высоком каблуке. Все это портит вкус у детей.

Детей надо одевать просто, но опрятно. Необходимо приучать их самостоятельно, без напоминаний, чинить свою одежду, чистить обувь, штопать чулки, пришивать пуговицы. Одежда обычно дисциплинирует детей. Чисто и опрятно одетые дети ведут себя лучше детей, одетых небрежно, безвкусно.

Очень важно приучать детей соблюдать правила приличия за столом. Для примера укажем некоторые из них.

Перед едой необходимо тщательно вымыть руки. Сидеть за столом надо прямо (не на конце стула и не привалясь к его спинке), нельзя класть локти на стол, болтать ногами, толкать соседей, громко разговаривать.

Есть надо не торопясь, без жадности, но и не слишком медленно, чтобы не отставать от других. Неприлично и вредно читать во время еды. В этом проявляется неуважение к сидящим за столом и вместе с тем нарушается правильный процесс принятия пищи.

Перед тем как выйти из-за стола, дети должны поблагодарить родителей или хозяев дома. Нельзя допускать, чтобы дети ели на улице, это неприлично и негигиенично.

Дети должны строго соблюдать личную и общественную гигиену. Содержание в чистоте своего тела, одежды, постели, жилого помещения сохраняет здоровье человека.

Правильно поступают родители, которые приучают детей ежедневно утром и вечером мыть руки, лицо, уши, шею, ежедневно чистить зубы, причесывать волосы, мыть руки перед едой, полоскать рот после еды, регулярно проветривать комнату, в которой они живут и занимаются.

Необходимо обращать внимание на осанку и походку детей. Иногда некоторые дети и подростки, юноши и девушки горбятся. Некрасиво шаркают подошвами, скашивают пятки, ходят, вихляясь и размахивая руками. Все это поправимо.

У детей можно выработать привычку держаться прямо, не горбясь и не сутулясь, не выпячивая грудь и живот. Можно отучить их также от ненужной суетливости, от излишней жестикуляции.

Очень важно, чтобы дети умели сами контролировать свое поведение. Ведь не всегда они бывают под присмотром старших. Большую часть времени дети проводят на улице, в общественных местах.

Иногда бывает так, что в школе и дома дети и подростки вежливы и организованны, а на улице, в кино, в парке они нарушают правила социалистического общежития.

Объясняется это тем, что у них еще не сложились прочные и устойчивые навыки и привычки культурного поведения, а также нет умения контролировать свои поступки.

Наряду с воспитанием у школьников хороших навыков и привычек поведения надо искоренять у них все вредное и отрицательное.

Культура поведения детей и её воспитание в семье

Культура поведения детей — это комплекс сложившихся у них умений, понятий и определенных навыков. Именно они способствуют послушанию, выполнению правил жизни семьи и общества, формируют взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Это навыки, связанные с аккуратностью, личной опрятностью, чистотой одежды и обуви, умением поведения за столом и правильным пользованием столовыми приборами. Это пристойное поведение дома и за его пределами, грамотная речь, примерное поведение во время выполнения учебных и трудовых обязанностей.

Культура поведения ребенка воспитывается постепенно, и начинать формировать у малыша навыки культурного поведения следует уже с раннего возраста, с учетом физиологических и психологических особенностей. Так, в 3 — 4 года у детей появляется стремление к самостоятельности, этот период благоприятен для формирования опрятности, аккуратности и чистоты. Наиболее активный ответ можно получить от ребенка при обучении его азам в игровой форме. Басни Крылова читать с 3-х лет — превосходное решение.

Дети 5 — 7 лет могут давать оценку своим и чужим поступкам, поэтому этот возраст благоприятен для формирования ответственности за свои поступки и действия. Детям в этом возрасте следует терпеливо объяснять последствия хороших и плохих поступков, не скупиться на похвалу за хорошие поступки и своевременно указывать на плохие. В формировании внутреннего мира ребенка большое место должны занимать детские книжки: рассказы, стихи, сказки, их герои формируют высокие нравственные качества, культуру поведения в социуме, при чтении басен Крылова между взрослыми и детьми возникает доверительная атмосфера, которую следует использовать для закрепления положительных качеств поведения ребенка. Свое место должны занять в вопросах воспитания детские и мультипликационные фильмы, которые следует смотреть вместе с детьми, а затем обсуждать действия их героев.

Чтобы полученные навыки закрепились, необходимо давать возможность применять их детям в повседневной жизни, то есть создавать ситуации, где бы ребенок становился перед выбором алгоритма поведения. То, каким вырастет ребенок, во многом зависит от семьи и от уклада ее жизни. Жизнь показывает, что положительный пример взрослых сам по себе не служит воспитанию нравственного человека. Часто бывает, что у воспитанных, приветливых и доброжелательных родителей растут грубые и неуправляемые дети. И здесь есть доля вины родителей, которые не уделяли ребенку достаточно внимания. Воспитание культуры поведения достигается не пассивным созерцанием положительного примера родителей, а созданием таких ситуаций в жизни ребенка, которые побуждали бы его совершать позитивные действия и поступки, которые следует закреплять постоянным и многократным повторением.

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp

Роль семьи в воспитании навыков культуры поведения детей. — презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемНадежда Свирина

Похожие презентации

Презентация на тему: » Роль семьи в воспитании навыков культуры поведения детей.» — Транскрипт:

1 Роль семьи в воспитании навыков культуры поведения детей.

2 Когда необходимо начинать учить детей правилам этикета? Умение вести себя в обществе очень важно для вхождения ребенка в это общество. Народная мудрость гласит: «Встречают по одежке». И это касается не только внешнего вида, но и поведения человека. Какова же «одежка» должна быть у ребенка, чтобы окружающие люди встретили с добром его приход в мир?

3 Учить культуре поведения необходимо практически с пеленок. Маленький ребенок обучаем, и если родители будут настойчивы и терпеливы, то элементарные привычки достойного поведения им удастся заложить еще в детстве. Для младенца культура поведения выражается в элементарной опрятности и соблюдении гигиены. Неприятно смотреть на малыша, который, куражась над родителями, разбрасывает руками свою еду. Нередко при этом родители или родственники еще восхищенно ахают: «Какой озорник!» А озорник и дальше будет продолжать в том же духе. Откуда тогда может появиться привычка культурно есть за столом? Как только ребенок начинает есть ложкой, надо приучать его это делать правильно, а не надеяться на «авось», на то, что с возрастом он будет все делать правильно. Не будет, если не научится! Далее растет ребенок, и вместе с ним должна расти его культура пребывания в обществе.

4 Конечно, главными объектами для подражания выступают родители. Если в семье за столом не принято есть из красиво сервируемой посуды, то где, интересно, ребенок научится красиво кушать. И совсем не обязательно ставить каждый день парадный сервиз. Достаточно и повседневной посуды, главное это культура сервировки. Ребенок должен пользоваться всеми столовыми приборами, включая нож. Будет правильно, если он с детства будет пользоваться салфеткой тканой или бумажной. Просто приучение к ним требует внимания родителей, а следовательно, дополнительного времени. Но это необходимо, поскольку красивое принятие пищи только одно из звеньев культурного человека.

6 Очень важно научить ребенка вести себя правильно в общественных местах: транспорте, театре, музеях, зоопарке. Есть несколько несложных правил, выполнение которых формирует у ребенка навыки культуры поведения. Прежде всего в общественных местах не принято громко разговаривать. Особенно это касается музеев и театров. Ребенок, которого привели в музей или театр, должен четко понимать цель прихода. Для этого дома перед поездкой надо проговорить, как себя вести в этих местах. Конечно, одного разговора мало. Необходима система воздействия. Если ребенок посещаеттеатры с малых лет, постепенно он учится правильному поведению, поскольку родители постоянно ему подсказывают, как себя вести. Далее, неприлично, сидя в театре, шелестеть фантиками от конфет, есть на месте или пить воду. Для этого имеются антракт и буфет. После действия нет необходимости бежать сломя голову в буфет. Можно спокойно придти и все успеть. Ребенку необходимо объяснить, почему, к примеру, в кино можно есть попкорн и пить кока-колу, а в театре нет. Нужно подробно и не один раз рассказывать ребенку о театре, о тех требованиях, которые предъявляются к его посетителям.

Смотрите так же:  Почему ребенок кричит на уроке

8 Особый разговор о поведении ребенка в транспорте. С детства ребенок должен усвоить, что сидеть в транспорте ему абсолютно не обязательно, а наоборот, если он сидит, а взрослый над ним стоит, надо встать и уступить место. Очень неприятна картина, когда пожилая бабушка стоит над сидящим упитанным карапузом. Никакой трагедии не случится, если ребенок постоит, у него энергии на троих взрослых хватит. А вот вреда от такого сидения немало! Ребенок учится не уважать старших, не испытывать к ним сострадания и сочувствия.

9 Следующее правило касается поведения ребенка на выставках и в музеях. Необходимо научить его не трогать ничего руками, не входить с мороженым и не подходить к экспонатам, присосавшись к бутылке с соком. Быть внимательным и слушать экскурсовода. Для того чтобы было ребенку интересно, родителям необходимо проводить подготовительную работу. Заинтересовать ребенка, рассказать о выставке, сформировать потребность познакомиться с экспонатами. Тогда ребенку легче управлять своим поведением.

10 Еще одно правило хочется обсудить. Оно касается поведения ребенка в доме, когда приходят гости. Это особая атмосфера и требует особого решения. Нельзя сказать однозначно, можно или нельзя ребенку сидеть за одним столом со взрослыми. На этот счет в педагогической среде существуют разные мнения, и у каждой точки зрения есть солидные авторы. Кажется, сидение ребенка за общим столом нецелесообразно ни для него, ни для взрослых людей. Особенно, если на столе есть алкоголь. Необходимо объяснить ребенку, что стол для взрослых людей, а он, к примеру, будет приглашен на чай. Если детей несколько человек, можно сделать для них отдельный стол. Лучше в отдельной комнате. Его можно так же красиво сервировать, и дети не будут проситься за стол взрослых. Если правильно подготовиться, то застолье обоих столов будет органичным.

12 Воспитание у детей культуры поведения, как любое воспитательное действие, требует от взрослых педагогических усилий. Надо помнить, что ребенок еще не знает правил, поэтому ему необходимо подробно и не один раз объяснить. Затем, конечно, учитывая, что маленький ребенок очень эмоционален, формировать у него положительное отноше­ние к правилам. Это можно сделать с помощью бесед о пра­вилах, чтением маленьких рассказов, где герои ведут себя неправильно, и обсуждением прочитанного. Ну и, конечно, самое главное, самим взрослым вести себя правильно. Тогда ребенок, подражая взрослому во всем, будет ему подражать и в правильном поведении.

13 Этикет, как элемент культуры поведения детей

15 Для воспитания этикета у детей необходимы следующие условия: Позитивный настрой (обращение по именам, похвала); Пример взрослых (создание доброжелательной, дружественной обстановки); Связь с семьей (единство требований детского сада и семьи).

16 Способы педагогического воздействия на детей: Приучение (по образцу поведения); Упражнение (повтор определенных действий); Воспитывающие ситуации (создание условий для применения навыка); Поощрение (похвала); Наказание (используется крайне редко осуждение негативного поступка); Пример для подражания (наглядный пример); Примеры из литературы (поступки героев); Разъяснение (как и почему следует поступать в той или иной ситуации); Беседа (возможность высказать свое мнение).

17 Умения и навыки детей к раннему дошкольному возрасту: -самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания; -умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности; -проявляет навыки опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых); -при небольшой помощи взрослых пользуется носовым платком, полотенцем, расческой, горшком; -умеет самостоятельно есть; -соблюдает правила элементарной вежливости(говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» ( в семье и группе); -имеет представления об элементарных правилах поведения ( не бегать, не кричать, выполнять просьбы взрослого) и соблюдает их; -проявляет отрицательное отношениек грубости, жадности. —

18 Умения и навыки детей к старшему дошкольному возрасту: -Бережное отношение к вещам, книгам, игрушкам, природе; -Подготовка рабочего места (к играм, занятиям, труду); -Планирование времени и доведение начатого до конца; -Приведение в порядок рабочего места после занятий (убирать игрушки после игры); -Мытье рук после трудовых поручений (вынос мусора, уборка пыли и т. д.); -Организация дел по интересам (воспитание привычки «быть занятым»).

19 Культура общения детей с взрослыми и сверстниками составляет основу культуры поведения детей. Задача родителей и педагогов воспитывать у ребенка культуру общения. Какие наиболее важные нравственные качества хотят видеть взрослые в детях? Вежливость (искренность, доброжелательность, уважение к окружающим); Деликатность (не давать повода ощущать собственное превосходство своими действиями); Предупредительность (внимание, помощь окружающим); Скромность; Общительность (готовность уступить игрушку товарищу, доброжелательность).

20 Гигиеническое воспитание детей как элемент культуры поведения. От воспитания у детей культуры и навыков личной и общественной гигиены зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. Поэтому необходимо: Самостоятельно мыть руки (с мылом) перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т. д.; Насухо вытирать руки, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта; Следить, чтобы все вещи содержались в чистоте; Быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.

21 Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения: Правильно сидеть во время еды; Аккуратно есть; Тщательно, бесшумно пережевывать пищу; Уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой; Уметь правильно накрыть на стол. Как научить: Прямое обучение; Показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, использование литературных сюжетов («Мойдодыр», «Федорино горе» и др.); Систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены.

22 УДАЧИ ВАМ, УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, В ЭТОМ НЕЛЁГКОМ ТРУДЕ — ВОСПИТАНИЕ РЕБЁНКА. ЧИТАЙТЕ ВМЕСТЕ ЗАМЕЧАТЕЛЬНУЮ КНИГУ Васильева-Гангнус Л. Азбука вежливости Васильева-Гангнус Л. Азбука вежливости

23 НА ДОСУГЕ МОЖЕТЕ ПООТГАДЫВАТЬ ВОТ ТАКИЕ ВЕЖЛИВЫЕ ЗАГАДКИ: Встретив зайку, ёж-сосед Говорит ему: «…» (Привет!) А его сосед ушастый Отвечает: «Ёжик, …» (Здравствуй!) К Осьминожке Камбала В понедельник заплыла, А во вторник на прощанье Ей сказала: «…» (До свиданья!)

25 Н еуклюжий песик Костик Мышке наступил на хвостик. Поругались бы они, Но сказал он «…» (Извини!) Трясогузка с бережка Уронила червяка, И за угощенье рыба Ей пробулькала: «…» (Спасибо!) Чудно пел среди ветвей

26 Катя пупсика Игнатку Уложила спать в кроватку – Больше он играть не хочет, Говорит: «…» (Спокойной ночи!) Дети Даша и Егорка Сыр для пиццы трут на терке. Просят мышки из норы: «Дайте! Будьте. » (так добры!)

27 Увидали обезьяны, Слон под пальмой ест бананы, И кричат ему они: «Вкусно? Ты хоть намекни!» Вежлив слон, не сомневайтесь, Он им скажет: «…» (Угощайтесь!)

28 Я кабан! Зовут Хрю-Хрю! Очень желуди люблю!» Ответит незнакомица «Приятно …» (познакомиться!) Девочка Рита возле дорожки Стол накрывает собаке и кошке. Плошки расставив, скажет им Рита «Ешьте! Приятного вам …» (аппетита!)

Роль семья в воспитании культуры поведения..docx — Родительское собрание «Воспитание культуры поведения дошкольников»

1
Родительское собрание
в старшей группе
«Воспитание культуры поведения у
дошкольников»
Автор
Меденикова Татьяна Петровна
Воспитатель МБДОУ д/С №16
Г. Кропоткин, Кавказский район

2
2017 г.
Ход собрания
I. Психологический настрой
Мой друг! Вступая в этот мир,
Такой огромный и мятежный,
Ты должен очень стойким быть
И в то же время – добрым, нежным.
Ты дружбу научись ценить.
Будь сам надёжным, верным другом,
Способным слабых защитить.
Добро к тебе вернётся кругом.
Умей сдержать себя, когда
Кричать так хочется от гнева.
И мимо бедных не пройди,
Сумей им дать кусочек хлеба.
Стремись познать как можно больше
И знанья в пользу обернуть,
Чтоб на закате своей жизни
Было бы на что взглянуть.
1. Основная часть
Выступление воспитателя по теме собрания.
Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада снова встретиться с
вами. Тема нашего собрания будет актуальна всегда.
Сегодня мы поговорим о простых вещах, с которыми сталкиваемся
ежедневно и иногда не придаём должного значения. Хотя, по сути.

3
Эти мелочи мешают нам быть счастливыми и правильно воспитывать
наших детей.
Многих родителей как гром среди ясного неба поражает поведение
их детей. Был вроде нормальный ребёнок и вдруг грубит, хлопает
дверью…
Родители для ребёнка – камертон: как они прозвучат, так он и
откликнется.
Если мы плохо относимся, например, к своим родителям, того же
нужно ждать от своих детей. Много лет, создавались людьми
правила поведения, этикета – цель которых была кроме
нравственных качеств доброты, чуткости, сердечности, прививать
чувство меры и красоты в манерах поведения.
Существуют ли в наше время секреты воспитания культуры
поведения? Об этом и пойдёт сегодня разговор. И надеемся, что
вместе мы найдём ответы на многие вопросы.
1) Первый вопрос, на который хотелось бы услышать ваши ответы:
Как вы думаете, какие привычки культурного поведения
имеет Ваш ребёнок?
Основные правила культурного поведения, которые должны быть
сформированы у дошкольника 5 ­ 6 лет:
 Умение считаться в игре с желаниями и намерениями других
детей, играть вместе общими игрушками, уступать.
 С ранних лет воспитывайте у детей любовь и привычку к
труду. Следует считать важнейшим правилом воспитания: «Не
делай за ребенка того, что он может сделать сам».
 Соблюдение правил культурного поведения в автобусе, в
общественных местах.
 У детей должна быть воспитана привычка всегда говорить
правду.
 Важной задачей, приобретающей на этой возрастной ступени
особое значение, является формирование взаимоотношений с
взрослыми и сверстниками: вежливое внимательное отношение

4
к взрослым, умение дружно играть с детьми, защищать слабого,
обиженного.
 Необходимо научить детей поддерживать порядок в комнате.
В игровом уголке. Ребенок должен усвоить правило: «Каждой
вещи – своё место».
Вопрос второй:
С чего нужно начинать воспитание культуры у ребенка?
Конечно же, с создания вежливой, терпимой, сочувственной и
ласковой семейной атмосферы.
Третий вопрос:
Что, по­вашему, является главным в воспитании навыков
культурного поведения и хороших манер?
Конечно же, одним из главных компонентов в воспитании навыков
культурного поведения и хороших манер является личный пример
взрослых, то есть вас, родителей. Именно вы авторитет для ребёнка.
И именно с вас, в первую очередь, он берёт пример во всём.
Представьте такую ситуацию:
Мама забирает ребёнка из детского сада. Они одеваются в
раздевалке. Одевшись, мама говорит: «Иди, попрощайся с
воспитателем». Ребёнок, заглядывая в группу, говорит до свидания.
И мама с ребёнком отправляются домой.
­ Как вы думаете, всё ли правильно было сделано со стороны
привития ребёнку правил культуры поведения? (Нет, мама тоже
должна была попрощаться с воспитателем и оставшимися детьми).
Прививать детям навыки культурного поведения и хороших манер
можно посредством таких методов как:
 Чтение книг с ярким примером хороших манер
 Общение с авторитетными для ребёнка людьми
 Постоянство и настойчивость в обучении

Смотрите так же:  Почему девушки хотят ребенка

5
 Хорошее уважительное отношение друг к другу в семье
 Круг общения
Все эти методы, несомненно, имеют положительные результаты. В
детском саду мы так же используем и следующее:
 Игры­инсценировки, инсценировки с последующим разбором,
беседой (разыгрывание детьми сценок на данную тему)
 Решение проблемных ситуаций
 Пословицы и поговорки о добрых отношениях между людьми.
Но никакие самые замечательные мероприятия не помогут
решить глобально эту проблему: необходим, прежде всего,
личный пример родителей, опыт поведения.
2) Ну, и конечно же хочется уделить внимание речевому этикету.
Ребёнок усваивает родную речь так называемым «материнским
способом», подражая близким, поэтому так важно, чтобы он слышал
не только правильную, но и вежливую речь, соответствующую
правилам речевого этикета. Вот что писал выдающийся педагог А.С.
Макаренко о роли примера взрослых, окружающих ребёнка: «Ваше
собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте,
что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним
разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы
воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже
тогда, когда вас нет дома. Как вы разговариваете с другими
людьми и говорите о других людях, как вы радуетесь или
печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы
смеётесь, читаете газеты – всё это для ребёнка имеет
большое значение».
Необходимо избавить ребёнка от грубостей, исключить из
семейного обихода бранные, тем более нецензурные слова.

6
А часто ли вы обращаетесь к своему ребёнку не в форме
приказания, а просьбы и употребляете слово «пожалуйста»,
благодарите его, высказываете своё родительское одобрение по
поводу проявленной им вежливости? Задумайтесь над этим.
Уважаемые родители!
3) Следующий аспект…. Известная поэтесса А.Барто в одном из
своих стихотворений писала:
«Когда не ладятся дела,
Мне помогает похвала»
* Можно ли согласиться с тем, что хвалить ребёнка надо тогда,
когда не всё получается, авансом или же следует хвалить только за
результат?
* Как часто и , за что, вы хвалите своего ребёнка: за
самостоятельность, проявление внимания, вежливости? Есть ли
успехи?
Да, похвала очень помогает в достижении результатов. Ни одного
дня без похвалы, без слов восхищения. Хвалите ребёнка, и вы
увидите, насколько быстрее ребёнок будет усваивать правила
поведения, как велико будет желание быть воспитанным. Пусть
первую порцию похвалы ребёнок получает утром до прихода в
детский сад, вечером по дороге домой обязательно найдите
возможность похвалить, а дома в присутствии родственников,
соседей, друзей – хвалите и хвалите, и тогда произойдут большие
перемены.
4) Хочется уделить внимание еще одному вопросу в воспитании
культуры поведения
Этикет, как элемент культуры поведения детей
Презентация
* Когда необходимо начинать учить детей
правилам этикета?
Умение вести себя в обществе очень важно для вхождения ребенка в

7
это общество. Народная мудрость гласит: «Встречают по одежке».
И это касается не только внешнего вида, но и поведения человека.
Какова же «одежка» должна быть у ребенка, чтобы окружающие
люди встретили с добром его приход в мир?
Учить культуре поведения необходимо практически с
пеленок.
Маленький ребенок обучаем, и если родители будут настойчивы и
терпеливы, то элементарные привычки достойного поведения им
удастся заложить еще в детстве. Для младенца культура поведения
выражается в элементарной опрятности и соблюдении гигиены.
Неприятно смотреть на малыша, который, куражась над
родителями, разбрасывает руками свою еду. Нередко при этом
родители или родственники еще восхищенно ахают: «Какой
озорник!» А озорник и дальше будет продолжать в том же духе.
Откуда тогда может появиться привычка культурно есть за столом?
Как только ребенок начинает есть ложкой, надо приучать его это
делать правильно, а не надеяться на «авось», на то, что с возрастом
он будет все делать правильно. Не будет, если не научится!
Далее растет ребенок, и вместе с ним должна расти его культура
пребывания в обществе.
Конечно, главными объектами для подражания выступают
родители.
Если в семье за столом не принято есть из красиво сервируемой
посуды, то где, интересно, ребенок научится красиво кушать. И
совсем не обязательно ставить каждый день парадный сервиз.
Достаточно и повседневной посуды, главное — это культура
сервировки. Ребенок должен пользоваться всеми столовыми
приборами. Будет правильно, если он с детства будет пользоваться
салфеткой — тканой или бумажной. Просто приучение к ним
требует внимания родителей, а следовательно, дополнительного
времени. Но это необходимо, поскольку красивое принятие пищи
только одно из звеньев культурного человека.
*Очень важно научить ребенка вести себя правильно в
общественных местах:

8
транспорте, театре, музеях, зоопарке. Есть несколько несложных
правил, выполнение которых формирует у ребенка навыки культуры
поведения.
* Прежде всего в общественных местах не принято громко
разговаривать. Особенно это касается музеев и театров. Ребенок,
которого привели в музей или театр, должен четко понимать цель
прихода. Для этого дома перед поездкой надо проговорить, как себя
вести в этих местах. Конечно, одного разговора мало. Необходима
система воздействия. Если ребенок посещает театры с малых лет,
постепенно он учится правильному поведению, поскольку родители
постоянно ему подсказывают, как себя вести.
*Особый разговор о поведении ребенка в транспорте.
С детства ребенок должен усвоить, что сидеть в транспорте ему
абсолютно не обязательно, а наоборот, если он сидит, а взрослый
над ним стоит, надо встать и уступить место. Очень неприятна
картина, когда пожилая бабушка стоит над сидящим упитанным
карапузом. Никакой трагедии не случится, если ребенок постоит, у
него энергии на троих взрослых хватит. А вот вреда от такого
сидения немало! Ребенок учится не уважать старших, не испытывать
к ним сострадания и сочувствия.
* Следующее правило касается поведения ребенка на выставках
и в музеях.
Необходимо научить его не трогать ничего руками, не входить с
мороженым и не подходить к экспонатам, присосавшись к бутылке с
соком.
Быть внимательным и слушать экскурсовода. Для того чтобы было
ребенку интересно, родителям необходимо проводить
подготовительную работу. Заинтересовать ребенка, рассказать о
выставке, сформировать потребность познакомиться с экспонатами.
Тогда ребенку легче управлять своим поведением.
* Еще одно правило хочется обсудить. Оно касается поведения
ребенка в доме, когда приходят гости.

9
Это особая атмосфера и требует особого решения. Нельзя сказать
однозначно, можно или нельзя ребенку сидеть за одним столом со
взрослыми. На этот счет в педагогической среде существуют разные
мнения, и у каждой точки зрения есть солидные авторы. Кажется,
сидение ребенка за общим столом нецелесообразно ни для него, ни
для взрослых людей. Особенно, если на столе есть алкоголь.
Необходимо объяснить ребенку, что стол для взрослых людей, а он,
к примеру, будет приглашен на чай. Если детей несколько человек,
можно сделать для них отдельный стол. Лучше в отдельной
комнате. Его можно так же красиво сервировать, и дети не будут
проситься за стол взрослых. Если правильно подготовиться, то
застолье обоих столов будет органичным.
3.Заключительная часть:
Воспользуйтесь советами, которые вы сегодня услышали, и вы
увидите, как измениться мир вокруг. И это не из области
фантастики, потому что всё в наших руках. Ответьте на вопросы
сами себе:
 Воспитан ли мой ребёнок?
 Не стыдно ли за него в обществе?
 Присущи ли ему чуткость, внимательность?
На эти вопросы у каждого будет свой ответ сегодня, завтра, спустя
многие годы и зависеть он будет от нашего желания и умения.
Так пусть же хватит нам, взрослым, терпения, любви, душевных
сил для того, чтобы поднять наших детей к высотам культуры
поведения.
Чтобы воспитывать другого, мы должны воспитать
прежде всего себя.
Николай Васильевич
Гоголь
Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это
наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше

10
будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими
людьми.
Антон Семенович Макаренко

Другие статьи

  • Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Консультация (младшая группа) по теме: консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей. Предварительный просмотр: Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного […]
  • Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Законодательством Российской Федерации не предусмотрено процедуры отказа от ребенка, возможно только лишение родительских прав. Так, согласно ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если […]
  • Что входит в обязанности родителей по воспитанию детей Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 - 79) Глава 12. Права и обязанности родителей См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. […]
  • Можно ли ребенку капать ромашку в нос отвар ромашки и нос неделю назад мы заболели к нам приходила врач и сказала 5 раз в день промывать нос пипеткой ромашки, потом отсасывать аспиратором, а потом капать капли сейчас я разговаривала с подругой, она меня отругала, сказала, что нельзя так ни в коем случае, […]
  • Как правильно купать в круге месячного ребенка Как купать ребёнка с кругом на шее С какого месяца купать ребёнка с кругом на шее, как правильно это делать, в какое время? Советы доктора Комаровского и видео инструкция. Водные процедуры – особенное удовольствие для маленького ребенка. Кроме обычного гигиеничного […]
  • Диагностика отклонения в развитии ребёнка определение этапы проведения Ранняя диагностика отклонений в развитии детей Диагностика отклонений в развитии основывается на зна­нии общих и специфических закономерностей психического раз­вития нормально развивающегося ребенка и детей с различны­ми отклонениями в развитии. Диагностика носит […]