Кундалини и шизофрения

Форум Нейролептик.ру — консультации психиатра онлайн, отзывы о препаратах

Шизофрения. Что на самом деле является при.

фантаст 15 Авг 2012

Я занимался карате, дзюдо, йогой более 5 лет. С помощью йоги и карате, а так же с помощью психотерапии (я занимался холотропным дыханием и по специальной программе кундалини йоги и гонг медитации) я раскрыл в себе сверхспособности психики. Я нашел форум единомышленников — форум индиго. И начал практиковать телепатию с участниками этого форума.

Мы практиковали ментальный телепатический коннект.

Как это работает? Вы своим намерением представляли себе собеседника (достаточно было аватарки на форуме, но лучше работало с фотографией), потом вы активирировали особый психический орган человека, который в Древнем Египте называли Малая Меркаба. Этот орган вы перемещали в сознание собеседника — туда, где он находился в данный момент (это происходит практически автоматически).

После этого вы получали доступ к мыслям и эмоциям собеседника, получали частично доступ к его органам чувств, кроме того, можно было видеть тело собеседника неким внутренним зрением.

Я эксперементировал и с другими сверхспособностями психики человека, которые хорошо изучили за тысячи лет йоги и которые описаны йогами под названием «сиддхи» йога.

фантаст 15 Авг 2012

Потом я начал общаться на форуме «хакеров сновидений» и развил в себе способности к астральным путешествиям, занимаясь по методике хакеров сновидений.

Я начал участвовать в дистанционных поединках с другими людьми, на меня нападали другие люди, в том числе участники форума хакеров сновидений. В поединках я использовал свои сиддхи — например, энергетический вампиризм. Я только защищался и НИКОГДА первым не нападал. Несколько раз меня пытались убить в таких дистанционных поединках и я сильно терял здоровье — я находился на краю гибели несколько раз.

Для телепатии или, например, для дистанционного поединка нет препятсвий в виде расстояния — расстояние может быть любым, хоть в пол земного шара (у меня был такой опыт телепатического коннекта с высшим офицером спецслужбы, этот человек живет в Германии, а я живу в Москве).

Однажды на меня напало несколько человек и попыталось убить. Я не буду рассказывать подробности — это не интересно. Так вот, в конце поединка я случайно задел телепатически сознание «не человека» — представителя другой не человеческой цивилизации.

После этого спустя некоторое время это существо со мной телепатически законнектилось.

фантаст 15 Авг 2012

В ходе общения с этим существом и со многими другими нечеловеческими существами выяснилось, что телепатия — это обычный способ общения среди разных цивилизаций.

А теперь я хотел бы перейти к главному.

Что подразумевают под «шизофренией» психиаторы Европы? Главный диагностический признак «голоса в голове». Так вот, УВАЖАЕМЫЕ ПСИХИАТОРЫ, «голоса в голове» — это норма для представителей всех высокоразвитых цивилизаций, которые присутствуют в нашей Галактике Млечный путь.

Э.Р. Смольяков. Тайны жизни. Практика умственного и физического совершенствования

Психические болезни и следствия подъема кундалини

Вот основные аномальные состояния сознания, детализировать которые можно было бы сколько угодно. Заметим в заключение, что те или иные из перечисленных эффектов легко могут быть вызваны у любого человека во время сеансов Шактипат, проводимых йогами во всех крупных городах земного шара. Между прочим, подобный сеанс является прекрасным средством оценки своей Кармы и высоты той ступеньки, которую занимаешь на лестнице духовного совершенствования. Если испытанное во время сеанса Шактипат окажется приятным, то можно смело заниматься йогой даже в отсутствие Учителя, а если — нет, то надо больше внимания уделить развитию в себе высоких духовных качеств.

Тот, кто не знаком с теорией Кундалини, но хорошо знаком с симптомами шизофрении, ознакомившись с перечисленными признаками разбуженной Кундалини сразу заметит, что все известные симптомы шизофрении образуют некоторое подмножество во множестве приведенных признаков разбуженной Кундалини. Европейская медицина, назвав совокупность описанных признаков одним словом шизофрения, не сделала ни одного шага в направлении раскрытия происхождения и сути этой «болезни», корни которой в действительности лежат не в грубом (физическом), а в тонком (астральном) теле. Самое большее, до чего «додумались» европейские ученые-медики, так это до идеи, что в основе шизофрении лежат нарушения химического баланса в организме, в связи с чем новейшие методы лечения основываются на химиотерапии различного рода (включая витаминозную) [57 ]. Но измененный химический состав организма — это всего дашь сопутствующий подъему Кундалини (а следовательно, и шизофрении) фактор. Главная же причина шизофрении — в неподготовленности организма в физическом, этическом и кармическом отношениях к этому подъему, что проявляется соответствующими его реакциями как следствиями несоответствия уровня пранической энергии реальной его структуре. Химические методы лечения, по существу, лишь приводят организм к такому состоянию, при котором Кундалини не может в нем действовать и стремится опуститься в Муладхару. Однако если она однажды уже была разбужена, то будет выходить из своего убежища при малейшей возможности, например как только прекратится насыщение организма лекарствами. Выходу ее будут способствовать многочисленные факторы, в частности диета, стрессы и т.п. Именно поэтому яе-малый процент больных шизофренией психиатры относят к категории не поддающихся излечению применяемыми методами — хирургическому (рассечению долей мозга) и лекарственному.

Кундалини и шизофрения

Прежде, чем начать практиковать йогу, имеет смысл ознакомиться с рекомендациями практикующему.

Пожалуй, первое и главное, что следует помнить – йога – это не «волшебная таблетка», которая чудным образом избавит вас от всех физических недугов, трансформирует вашу психику и в целом изменит вашу жизнь. Да, йога имеет огромный целительский эффект, и действительно с помощью йоги можно как минимум значительно улучшить свое физическое и психо-эмоциональное состояние, а в некоторых случаях вообще полностью избавиться от ряда заболеваний и проблем. Но тем не менее это не панацея. Нужно помнить, что все мы – очень разные. С разными «заводскими опциями» (конституция, генетические особенности или заболевания и т.п.) и тем более с разными «опциями», которые мы приобрели в процессе жизни – приобретенные заболевания, сформировавшееся мировоззрение и привычки – как ментальные, так и назовем их так – «физиологические».

Поэтому ваша практика должна быть построена с учетом всего имеющегося «багажа», с большим вниманием к себе и осознанностью.

Ниже приводится перечень противопоказаний для занятий йогой, а также рекомендации практикующему.

Здесь я привожу так сказать «среднее арифметическое», некий общепринятый стандарт. Между тем существует множество нюансов. Например, относительно противопоказаний есть разные точки зрения. Известно немало случаев исцеления с помощью йоги людей с абсолютными противопоказаниями, такими, например, как эпилепсия, шизофрения, болезни позвоночника. Так же как и напротив, существует еще целый ряд заболеваний, не указанных в памятке, при которых не рекомендуются занятия йогой вообще или многие упражнения (например, интенсивное дыхание, перевернутые позы, концентрация в точке между бровей и т.п.).

Также нет однозначного вывода относительно, например, возможности практики йоги для лиц, страдающих депрессиями, алкоголизмом, наркоманией. С одной стороны – практика может усугубить состояние (особенно кундалини йога, т.к. запускаются очень мощные процессы, и запускаются активно). С другой стороны – в той же кундалини йоге есть масса комплексов, которые как раз работают с депрессиями и зависимостями, и очень успешно (на сегодняшний день процент людей, исцелившихся от депрессий и зависимостей, невероятно высок).

Что касается занятий йогой во время сильной физической усталости – здесь тоже все очень индивидуально. С одной стороны, ресурсы организма небезграничны, и если вы в состоянии, когда передвигаться можете только ползком и только благодаря усилиям воли – тогда возможно следует просто доползти все же до дома и просто лечь в кровать и отдохнуть. Но, с другой стороны, иногда, когда до дома ползти еще далеко, а силы уже закончились, практика йоги может дать вам как раз тот необходимый ресурс из своей внутренней «заначки», который позволит вам все же добраться до любимого порога и жалобно произнести «гав», чтобы вам открыли дверь, внесли в дом и накормили.

Все это означает одно – что выбор – заниматься или не заниматься – делаете лично вы сами. И если при наличии противопоказаний или подозрений на них вы выбираете заниматься – то необходимо проконсультироваться с врачом или вообще практиковать под наблюдением врача, если ваш случай требует особого внимания. Также имеет смысл пообщаться с инструктором, у которого вы решили заниматься и озвучить имеющиеся ограничения по здоровью – возможно, инструктор сможет дать вам какие-то рекомендации или скорректирует практику с учетом ваших особенностей. Однако следует помнить, что инструктор, как правило, НЕ является врачом, поэтому его рекомендации в любом случае могут носить только именно характер рекомендаций, не более того. То есть это информация к размышлению, которую вы должны самостоятельно оценить и принять решение о том, как и что вы практикуете (или не практикуете). Иными словами, ответственность за ваше состояние несете лично вы. Собственно, тут мы опять приходим к вопросу о том, зачем и как мы практикуем йогу – чтобы научиться быть более осознанными и принимать на себя ответственность за свою жизнь 🙂 Круг опять замкнулся 🙂

Противопоказания для занятий йогой:

Абсолютные противопоказания:

  • обострение хронического заболевания;
  • состояния после любого хирургического вмешательства, даже так называемых «легких однодневных операций» — удаление полипа, лапроскопия и т.п.;
  • психические расстройства: тяжелая степень невроза, выраженная (наблюдаемая у врача) тяжелая депрессия, шизофрения, эпилепсия;
  • органические поражения сердца — некомпенсированные пороки; пароксизмальная тахикардия; мерцательная аритмия; аневризма аорты, дистрофия миокарда;
  • любые кровотечения (маточные, кишечные, носовые);
  • врожденный порок сердца;
  • интеллектуальная несостоятельность;
  • алкогольное или наркотическое опьянение.

Под контролем врача:

  • заболевания крови;
  • желче — каменная болезнь;
  • инфекционные поражения опорно-двигательного аппарата;
  • тяжелые черепно-мозговые травмы, повреждения позвоночника с неудовлетворительной компенсацией;
  • нейроинфекции;
  • сильные нарушения схемы тела;
  • гипертоническая болезнь;
  • период принятия транквилизаторов, антидепрессантов, др. психотропных препаратов;
  • злокачественные новообразования.
Смотрите так же:  Тайны маниакальной депрессии

С осторожностью:

  • при наличии в анамнезе или в семье (среди кровных родственников — родители, бабка, дед, брат, сестра) шизофрении или эпилепсии, иных форм тяжелых расстройств нервной системы;
  • частые головокружения, обмороки;
  • выраженное повышенное или пониженное давление;
  • массивный прием лекарств;
  • болезни позвоночника (грыжи, протрузии);
  • астматические приступы;
  • выраженная аллергия на запахи или пыль;
  • недавние серьезные травмы;
  • диагностированные врачом сердечно-сосудистые заболевания;
  • менструальные выделения у женщин (в этот период не выполняются перевернутые позы и в первые три дня не делаются подъемы одновременно обеих ног, упражнения на пресс, мощное дыхание и любые другие упражнения, которые дают нагрузку на область живота;
  • сильная физическая усталость, тяжелая физическая работа;
  • сильный психологический стресс
  • перегрев и переохлаждение;
  • повышенная температура тела;
  • профессиональные или достаточно большие по нагрузке занятия спортом (тренажерный зал, жесткие игры).

В период беременности общие классы йоги необходимо сменить на специальную йогу для беременных.

Детям необходимо посещать специальные классы. Общие классы для взрослых – не ранее 16 лет, как правило — с 19 лет.

  • Прием пищи не позднее, чем за два часа до практики
  • Прием пищи после практики желательно не ранее чем через 30 минут
  • Кундалини йога повышает артериальное давление, поэтому употребление кофе, крепкого чая, шоколада не рекомендуется
  • После практики желательно не принимать душ в течение хотя бы одного часа
  • Посещение парной либо сауны допустимо не ранее чем через 3-4 часа до или после практики
  • Людям старшего возраста, а также с тем, кто имеет высокое кровяное давление, желательно делать все упражнения в более медленном темпе
  • Желательно иметь воду с собой во время практики, особенно если речь идет о практике кундалини йоги. Воду небольшими количествами необходимо пить перед релаксациями, а также в промежутках между некоторыми упражнениями, это способствует выведению токсинов из организма, препятствуя ощущениям тошноты и головной боли из-за реинтоксикации. Хорошо, если практикующий выпивает за день 1,5-2 литра чистой негазированной воды (чай и прочие напитки водой не считаются).
  • Легкая, удобная, свободная, не стесняющая движений, желательно из натуральных материалов (хлопка), без стрейча/эластана, без застёжек и других жестких деталей. Для релаксации необходимо иметь носки, кофту или плед. Перед занятием снимайте цепочки, браслеты, часы, кольца с выпуклыми элементами, чтобы избежать травм. Для практики кундалини йоги желательно, чтобы одежда была белого цвета, а также хорошо иметь легкую хлопковую ткань (платок, шарф) белого цвета, чтобы покрывать ей голову во время медитации.

Ну, и напоследок: помните, что в йоге мы не ставим перед собой цели свернуться в бараний рог, выполнить стойку на ушах, достать зубами нос и вообще выполнить что-то «эдакое» на зависть соседям. Мы также не ставим целей из серии «достичь просветления, сейчас и срочно!». Йога – это ваша личная практика, ваш путь познания себя, ваш личный опыт трансформации. Как говорит Шакти Парва Каур Кхальса, «избегайте двух вещей – лени и фанатизма!». Не надо стремиться «приделать» к себе какие-то стандарты, и точно не надо мучить инструктора вопросами в стиле «знаете, у меня вот такие-то ощущения. А как должно быть?». Он не знает 🙂 Нет, ну правда, абсолютно серьезно. Он не знает, как должно быть лично у вас. И вообще, он вряд ли сможет применить слово «должно быть» к йоге. Потому что хороший инструктор знает, что йога — это просто Путь. И у каждого он свой. Будьте осознанны и внимательны к себе – и чудо… Оно «нечаянно нагрянет, когда его совсем не ждешь» 🙂

Как выбрать коврик для йоги можно посмотреть здесь.

Хорошей вам практики и в добрый путь!

Тематика: Эзотерика

17. ШИЗОФРЕНИЯ И МИСТИЦИЗМ

На шизофрению и мистицизм всегда смотрели так же, как на безумие и гениальность, — в обоих случаях категории кажутся близко родственными, но в чем-то резко различными. Однако сходство шизофрении и мистицизма привело к двум общим типам убеждений в отношении двух этих психических состояний. Те, кто считают шизофрению заболеванием, чистой патологией наихудшего типа, склонны видеть в том же свете и всякий мистицизм (учитывая их сходство). Если мистики-мудрецы и не попадают под определение чистой патологию, то, по меньшей мере, находятся на полдороги к ней. В недавнем отчете «Группы развития психиатрии»62 говорится: «Психиатру будут интересны мистические феномены, поскольку в них могут быть продемонстрированы формы поведения, промежуточные между нормой и явным психозом; форма регрессии «эго» в целях защиты от внутреннего и внешнего стресса. » [167]. Я нередко соглашался с тем фактом, что регрессия может происходить и происходит, и доказывал, что некоторые люди, называющие себя мистиками, в действительности оказались в ловушке той или иной формы регрессии; и что некоторые подлинные мистики в своем пути к зрелым состояниям единства время от времени реактивируют регрессивные комплексы. Это, однако, не должно мешать нам ясно и четко различать шизофрению и мистицизм как таковые. Следовательно, в качестве общего психологического утверждения о природе трансценденции и мистицизма эта позиция GAP не слишком полезна.

Второе общее отношение к шизофрении и мистицизму выглядит чуть более близким к истине, но временами страдает тем же догматизмом и излишней обобщенностью, что и первое. Эта группа специалистов склонна рассматривать шизофрению не как патологию, а как некое душевное cвepx-здоровье. Исследователи, во всех прочих отношениях вызывающие у меня глубочайшее уважение (такие, как Р. Д. Лэйнг [239] и О. Браун [58]) с симпатией относятся к понятию сверх-реальности трансцендентных состояний (и в этом я с ними согласен), а поскольку шизофрения и мистицизм кажутся столь схожими, то и шизофрения должна быть примером сверх-здоровья. Как выразился Браун, «Вовсе не шизофрения, а так называемая нормальность — вот действительная расщепленность сознания; при шизофрении ложные границы уничтожаются. Шизофреники страдают от истины. Шизофренический мир — это мир мистической сопричастности; “неописуемое расширение внутреннего чувства”; “сверхъестественные чувства соотнесенности”; всевозможные оккультные психосоматические проявления и силы. » [58].

Мое собственное мнение находится где-то посередине между этими двумя позициями и основывается на важнейших различиях между «до-» и «транс-», которые мы выяснили в главе 7. В соответствии с рис. 2 и 3, а также на основании доступных в настоящее время феноменологических отчетов о самом шизофреническом опыте, типичный шизофренический эпизод обычно включает в себя следующие факторы:

1. Инициирующим событием часто является какая-нибудь крайне стрессовая ситуация или беспокоящая дилемма [114]. До этого у индивида могли быть значительные трудности в установлении социальных отношений, довольно слабое «эго» (как Персона) и тенденция к изоляционизму. С другой стороны, он может быть просто поражен дукха, или подлинным страданием, присущим сансаре, и временно ошеломлен болезненным прозрением [239]. Каков бы ни был спусковой механизм (я не исключаю и биохимических факторов — они крайне важны, и биохимические исследования мозговых процессов представляют первостепенную важность для психиатрии — но я не обсуждаю их здесь, поскольку это потребовало бы еще нескольких глав и сколько-либо серьезно не изменило бы тех заключений, к которым мы придем), — итак, каков бы ни был спусковой механизм, трансляции эго/персоны нарушаются или серьезно ухудшаются (и теория «двойного захвата»63 как причины шизофрении, по-видимому, прямо относится к этому разрушению эгоической трансляции или мета программирования) [23].

2. Разрушение редактирующих и фильтрующих функций эгоической трансляции (вторичного процесса, принципа реальности, синтаксического структурирования и так далее) раскрывает природу индивида и оставляет его незащищенным и от низших, и от высших уровней сознания. По моему мнению, таким образом запускается двойной процесс: самость начинает регрессировать на более низкие уровни сознания, будучи в тоже время открытой для затопления аспектами более высоких областей (в частности, тонкой). Иначе говоря, в то время как индивид движется в подсознание, сверхсознание движется в него. Пока он регрессирует к низшему, его затопляет высшее. Он сталкивается с погруженным бессознательным, равно как и с всплывающим бессознательным. Лично я не вижу никакого другого способа объяснить феноменологию шизофренического срыва. Те, кто видят в шизофрении только регрессию, проглядели ее реальное религиозное измерение, а те, кто видят в ней сверх-духовность и сверх-здоровье, просто отмахнулись от свидетельств действительной психической раздробленности и регрессии.

В любом случае, когда начинает отказывать эгоическая трансляция, результатом, как правило, является крайняя тревожность [75]. С началом регрессии и распадом эгоического синтаксиса индивид открывается для мифического мышления и магических соотнесений, характерных для мифических-членских областей [6]. Мифическое мышление, как мы видели, путает часть и целое, члены и классы — а это как раз является определяющей характеристикой шизофренического мышления [6], [7], [23]. Например, шизофреник мог бы сказать: «Прошлой ночью я залез в бутылку, но не смог заткнуть пробку», тогда как сообщает он всего лишь о том, что ему плохо спалось, потому что было холодно. Мифическая логика выстраивается таким образом: постель с простынями и одеялом принадлежит к классу «контейнеров», то есть объектов, которые могут содержать в себе другие объекты. Бутылка тоже принадлежит к этому классу, и поскольку мифическое мышление не умеет различать между членами одного класса, то «залезть в постель» и «залезть в бутылку» — это одно и то же (причем не символически, а буквально). Аналогично «простыни» и «пробки» тоже воспринимаются как одно и то же. «Не смог заткнуть пробку» означает «простыня все время спадала», вот почему ему было холодно и не спалось: пробка все время выпадала из бутылки. Как сказал бы Бейтсон, у него трудности с логическими типами.

Даже если регрессия заходит немного дальше мифического мышления, индивид остается открытым для причудливой до-вербальной фантазии и первичного процесса. Другими словами, он галлюцинирует — обычно это слуховые галлюцинации, иногда зрительные [6], [114], [217].

3. Здесь в истории происходит поворот: на мой взгляд, когда эгоические трансляции перестают срабатывать и самость втягивается в до-эгоические области, она часто становится уязвимой для вторжения (кастрации) со стороны над-эгоических областей. Поэтому осознание часто затопляется вспышками интуиции высокой интенсивности, иногда религиозного характера (актуальными и значимыми духовными озарениями, а не просто регрессивными фантазиями). «Опыт творчества, религиозное обращение и другие «пиковые переживания» будут включать в себя многое из. той формы внутреннего опыта, которая может сопровождать острую психотическую реакцию» [114]. На этот факт, мне кажется, просто невозможно не обратить внимания.

Смотрите так же:  Феномен шизофрении

Впрочем, индивид часто не способен логически координировать такие озарения. Если о чем-то настолько простом, как укладывание в постель, он сообщает словами «залез в бутылку», то представьте, как он мог бы описать образное видение Христа! Сверх этого, этим озарениям свойственно очень «аутичными», само-ориентироваными, скрытными: он сам их понимает, но никто другой не сможет понять. Это, видимо, связано с тем, что из-за тенденции регрессивной стороны шизофрении сползать на уровни, предшествующие пониманию ролевого поведения, индивид думает, что он, и только он один, является, например, Христом. Он не способен принять или признать роль других, а поэтому не может видеть, что каждый является Христом. Он испытывает живую и мощную интуицию со стороны своей атманической природы (наплыв с высших стадий), но эта интуиция остается на примитивном и нарциссическом уровне. Вот беседа между мистиком и госпитализированным шизофреником, в которой превосходно видно то, о чем я говорю. Рассказывает Баба Рам Дасс:

Он [госпитализированный шизофреник] делал огромное количество записей, изучал древнегреческий, читать на котором никогда не умел. Он совершал всякие феноменальные вещи, которые врачи считали патологическими, — он мог красть, лгать, мошенничать и при этом объявлять себя Христом. Несколько раз он убегал из лечебницы, — очень изобретательный парень. Чтение его записей показало мне, что он был настроен на некоторые из величайших в мире истин, возвещенных кем-либо из высочайших существ. Он переживал их непосредственно, но был пойман чувством, что это происходит только с ним одним. И поэтому разговор начался с затруднений: «Мне это было дано, а тебе нет. » Я спросил: «Ты считаешь себя Христом? Христом в чистом сознании?» Он говорит: «Да». Тогда я говорю: «Ну хорошо, я думаю, я тоже Христос». А он смотрит на меня и говорит: «Нет, ты не понимаешь». А я говорю — «Вот видишь, потому тебя здесь и держат» [114].

4. В одной своей очень важной работе о Сведенборге, Ван Дьюзен феноменологически различает две главных формы таких галлюцинаций [381]. Я не могу в действительности описать, как он это делает — это слишком сложно, — но с точки зрения практических результатов считаю его методы и выводы вполне значимыми. В основном он просто «разговаривает» с этими галлюцинациями через пациента и составляет о них «биографические очерки». По сути дела, выявляются два типа галлюцинаций. «Низшие» галлюцинации обычно являются злонамеренными, они «выглядят наподобие фрейдовского Ид», они «антидуховны» и «без конца говорят» (то есть являются вербальными структурами). Самое важное, что они «пребывают в низшей, но все еще бессознательной сфере ума, в личной памяти» и «как-то связаны и ограничены собственными переживаниями пациента». Индивид галлюцинирует свою собственную Тень. А вот «высшие галлюцинации чисто визуальны, вовсе не употребляют слов [они трансвербальны и принадлежат к тонкому уровню]» и «больше всего похожи на архетипы у Юнга». Эти галлюцинации происходят из тонкого, трансперсонального и архетипического уровней, и именно в этой мере они реальны, а не галлюцинаторны.

5. И наконец, индивид может регрессировать в действительно уроборические и доличностные структуры, полностью смешивая самого себя и другого, внутреннее и внешнее; время исчезает в до-временности, и система самости оказывается на грани коллапса. Это вовсе не интуиция транс-современного Вечного Теперь — просто полная неспособность распознавать временные последовательности, что с очевидной ясностью было видно на примере несчастных пациентов Ариети [6], [7].

В общем и целом, шизофрения демонстрирует нам, что в поисках единства, движимых проектом Атман, индивид может регрессивно смещаться к нескольким архаическим или инфантильным структурам единства, от родительской и материнской до уроборической и плероматической. Эрих Фромм, видимо, вполне осознавал этот феномен и его последствия, и, хотя он и не вдавался в детали специфических стадий, из нижеследующей цитаты видно его понимание того, о чем идет речь:

Человек может стремиться найти это регрессивное единству на нескольких уровнях, которые, в то же время, являются несколькими уровнями патологии и иррациональности. Он может быть одержим страстью к возвращению в материнскую утробу, в мать-землю, в смерть [плероматический инцест]. Если это всепожирающее и необузданное стремление, его результатом будет самоубийство или безумие [плеромная кастрация]. Менее опасной и менее патологической формой регрессивных поисков единства является стремление остаться привязанным к материнской груди [материнский инцест], к рукам матери или к отцовскому приказу [родительский инцест]. Еще одной формой регрессивной ориентации является деструктивность, стремление преодолеть отдельность в страсти к уничтожению всего и всех [то, что мы называем «замещающими жертвоприношениями»]. Кто-то может искать единство в желании съесть и присоединить к себе все и всех, то есть, по существу, в переживании мира и всего в нем как пищи [оральная фиксация] [148].

В этом небольшом высказывании Фромм приводит пример для каждого из регрессивных единств, которые являются целью плеромного, материнского, родительского и алиментарно-уроборического инцестов. Однако при этом он прекрасно сознает, что мистическое состояние сатори представляет совсем иной тип единства: ведь мистическое единство является «не регрессивным, найденном в возврате к до-индивидуальной, пред-сознательной райской гармонии [плеромно-уроборическому подсознанию], а единством на новом уровне. Такое единство может прийти только после того, как человек пережил свою отдельность, прошел через стадию отчуждения от себя самого и своего мира, полностью родился. Предпосылкой этого нового единства становится полное развитие рассудка человека, ведущее к той стадии, на которой рассудок больше не отделяет своего обладателя от прямого интуитивного постижения реальности» [148]. Этот факт сейчас настолько ясен, что я просто не понимаю, как его можно дальше игнорировать. А поспешное приравнивание мистика к психотику лишь служит демонстрацией собственного невежества многих психиатров относительно этой тонкой темы.

И последний, чрезвычайно важный момент: индивид может «возвращаться», или нет, к нормальной эгоической реальности после шизофренического эпизода. Если он не делает этого, он, скорее всего, просто остается потерянным, покинутым, застрявшем в путанице до-вербальных или даже до-личностных фрагментов. Как раз таковы большинство случаев «хронической» шизофрении. Она почти целиком до-вербальна, с малой долей трансвербальных элементов или вообще без них. Однако при классическом «шизофреническом срыве» наблюдается своеобразная смесь «до-» и «транс-», о которой Лэйнг писал: «Когда человек становится безумным, происходит глубокое видоизменение его позиции по отношению ко всем сферам бытия. Центр переживания смещается от «эго» к Самости. Обычное время становится чем-то совершенно несерьезным, и только Вечное имеет смысл. Тем не менее, безумец пребывает в смятении. Он путает «эго» с самостью, внешнее с внутренним, естественное со сверхъестественным. Изгнанник со сцены существования, какой мы ее знаем, он становится чужаком, странником, посылающим нам сигналы из пустоты, в которой он тонет» [114].

Если же индивид все же «возвращается», и при том вполне окончательно, то обычно он оказывается намного лучше приспособленным — он чувствует себя увереннее, больше открыт миру и меньше пользуется защитными механизмами. Но ни в каком случае, — остается ли он шизофреником, или возвращается исцеленным, — не бывает ничего, напоминающего «просветление» или «мокшу».64 «В сообщениях о выздоровевших шизофрениках нет ничего, что свидетельствовало бы о том, что освободившись от патологических паттернов своей жизни до болезни, они продолжают исследовать те внутренние переживания, которые прежде их переполняли. В отличие от мистиков, чей внутренний опыт сознательно направляется в течение какого-то периода времени и развивается в культурном контексте, переживание глубочайших чувств у шизофреника случается внезапно и в отрыве от его социального функционирования [оно не транс-, а пред-биосоциальное]. Бегство в психоз, будучи успешно завершено, восстанавливает его способность функционировать в качестве полезного члена общества, но вовсе не обязательно подготавливает его к занимающему всю жизнь процессу интеграции внутреннего [трансперсонального] опыта и социального функционирования» [386].

«Успешный» шизофренический эпизод (когда индивид возвращается «исцелившимся») представляется мне точным примером истинной регрессии на пользу «эго». Это, как сейчас предполагают многие исследователи, творческий тип психического переустройства и роста, некий вид опыта смерти и нового рождения [49], [217], [239], [347]. Излечившиеся шизофреники склонны говорить о своих «прежних Я», как о полностью неадекватных, плохо приспособленных, фрагментированных или даже неспособных к обычной жизни. Одна женщина так рассказывала о своем «расстройстве»: «Что-то со мной случилось, не знаю что. Все, что было моим прежним «Я», рухнуло и рассыпалось, вместо него возникло какое-то новое существо, о котором я ничего не знаю». Но та прежняя самость, которая «рассыпалась», была, оказывается, «жалким созданием, которое не могло ни справиться со своей жизнью, ни сбежать от нее, ни приспособиться к ней. Поэтому эта прежняя самость стала безумной и умерла в муках. » [386].

После пяти дней интенсивного страдания, безумия и буквального умирания ее старой самости эта женщина возникла заново с тем, что она назвала «новым «Я», в относительно умиротворенном состоянии по отношению к миру и своему бытию. Не трансцендентная и просветленная самость, а просто хорошо отрегулированная самость. «Здоровое “эго”», как сказал бы психоаналитик.

Сам я считаю, что одна из вещей, которые действительно происходят в эпизодах такого типа — (я, опять таки, не хочу исключать биохимические факторы, а, с другой стороны, не хочу отрицать, что многие феномены, получающие неправильный диагноз шизофрении, являются зачатками подъема кундалини в тонкие области — такова интерпретация Саннеллы и Бентова) — это то, что индивид регрессирует к той глубинной психологической структуре, которая была повреждена при ее построении в младенчестве или раннем детстве. Главной среди них является, на мой взгляд, стадия телесной самости, то есть та стадия, когда самость впервые отделяется от не-себя, и когда сознание, предположительно, должно прочно закрепиться в теле, которое с этого момента будет служить надежной базой действий самости в грубой области. Р.Д. Лэйнг полагает, что неудача при закреплении сознания в теле в ходе дальнейшего развития приводит к преувеличенному расщеплению или диссоциации тела от ума и к построению системы «фальшивой самости» [238], [239]. Я не просто согласен с его общими положениями, но, как мне думается, в своем описании последовательностей развития подкрепляю это согласие. В частности, можно отметить следующее.

Смотрите так же:  Психические расстройства при сердечно-сосудистых заболеваниях

На мой взгляд, двумя «опасными» моментами в этиологии шизофрении являются возникновение стадий телесной самости и ментального «эго». Нарушение стадии телесной самости может препятствует полному закреплению сознания в теле, так что базой для последующего построения личности становится слабое образное тело, что приводит к системе «фальшивой самости». По существу, это происходит, как я полагаю, с возникновением ментально-эгоической стадии: поскольку личность не обоснована прочно в сильном теле-образе, то как только «эго» начинает дифференцироваться от тела, оно заранее обречено на его «неправильное» восприятие в качестве части «другого». Поэтому далее оно непременно станет жертвой более насильственной, чем обычно, формы диссоциации ума и тела (в течение стадий комплекса кастрации), оставляя индивида с «фальшивой самостью», разобщенной телом. Таким образом, согласно Лэйнгу, шизофреник склонен переживать свой «ум» как «самого себя», тогда как тело воспринимается им как «другое» [238].

Мне хотелось бы, однако, немного добавить к соображениям Лэйнга: как только при диссоциации от тела создается фальшивая самость, тем самым подготавливается сцена для того, что обычно оказывается самым драматичным аспектом шизофрении. Мы видели, что, вообще говоря, в любой момент после возникновения «эго» может появиться тонкая область сознания. Поэтому индивид с подросткового возраста потенциально открыт для естественного возникновения тонкого сознания. Суть в том, что когда, и если, оно возникает у шизофреника, оно воспринимается только системой фальшивой самости. Оно встречается при этом не с сильным «эго» или с Кентавром, а со слабо укорененной фальшивой самостью. И результатом этого, как я думаю, бывает классический «шизофренический срыв с религиозным прозрением». Тонкие энергии наводняют затопляют фальшивую самость, вынуждая ее регрессировать к низшим структурам с одновременным затоплением содержанием высших областей. Обратите внимание, что по статистике шизофренические срывы чаще всего происходят в возрасте от пятнадцати до двадцати лет [200] — как раз тогда, когда может начать возникать тонкий уровень сознания. Я предполагаю, что здесь имеет место прорыв тонкого уровня и распад самости.

Вернемся к нашей истории: в ходе серьезного срыва индивид регрессирует к той глубинной структуре (телесной самости или какой-то другой), которая при своем построении в младенчестве или раннем детстве была «травмирована». Он регрессирует буквально к этой точке развития [6], [7] и потому как бы перестраивает личность, основывая ее на этой точке. Можно сказать, что после повторного соприкосновения с этим нарушением глубинного комплекса или структуры, после его «повторного проживания», все вышележащие слои сознания самопроизвольно перетасовываются или перестраиваются вокруг улучшенной, трансформированной глубинной структуры. Это подлинное переживание роста, настоящая регрессия в интересах «эго». Как удачно выразился Энтони Бойзен, «по этой причине мы можем прийти к заключению, что подобные [шизофренические] расстройства не обязательно злокачественны, а, подобно лихорадке или воспалению в физическом организме, являются попытками регрессии на более низкие уровни ментальной жизни для усвоения определенного количества жизненного опыта, до того не усвоенного» [49].

Суммируя все сказанное, шизофренический срыв (но не хроническую шизофрению) лучше всего понимать как подлинную регрессию в интересах «эго» с последующей прогрессивной эволюцией к более здоровому «эго». Он также может принести индивиду, его новому «эго», глубокие прозрения. Однако в большинстве случае этот сдвиг нежелателен и происходит против воли индивида, лишая его доступа к логическим, синтаксическим, членским и эгоическим структурам. И чем бы ни заканчивался шизофренический эпизод, индивид не выйдет из него ни просветленным, ни с подлинным сознанием единства.

На подлинно мистическом пути прогрессивной эволюции не наблюдается ничего из вышесказанного, за исключением того признанного факта, что мистик исследует и осваивает некоторые из тех же самых высших областей, которые подавляют шизофреника. Мистик стремится к прогрессивной эволюции, он готовит себя к ней. Подготовка к достижению — если повезет — постоянных, зрелых и трансцендентных структур единства отнимает почти всю жизнь. В то же время мистик сохраняет потенциальный доступ к «эго», к логике, к вербальному и культурному членству, синтаксису и так далее. Он следует по тщательно расписанному пути под внимательным руководством. Он соприкасается не с прошлым и с инфантильными переживаниями, а с наличными и предсушествующими глубинами реальности.

Завершить эту главу хочу указанием на клинические достижения Купера, Лэйнга и Эстерсона, поскольку мне представляется, что и в своих сочинениях, и в реальной клинической практике они проделали не имеющую себе равных работу, значительно продвинувшую наше феноменологическое понимание как самой шизофрении, так и ее отношения к нормальности и душевному здоровью (что не одно и то же). Я буду рад привести здесь диаграмму, которую Купер использовал для подведения итогов всего этого направления работы (см. рис. 4) [87].

Рис. 4. Цикл жизни по Куперу: душевное здоровье,
задержка и безумие

Читатель, безусловно, заметит сходство между этой диаграммой и базовой моделью, которую мы рассматриваем в этой книге (ср. рис. 4 и рис. 3). Точка А, которой Купер дал название «рождение», аналогична нашему осевому уровню, стадии телесной самости. Его «нормальность» соответствует «эго»-Персоне. Сдвиг Б — это наша внутренняя дуга, а «психотический срыв» — это регрессия. Все точки, которые на диаграмме Купера лежат ниже «линии рождения», являются (у нас) либо «до-» (слева), либо над-личностными (справа). Сам Купер так разъясняет свою диаграмму:

С момента рождения большинство людей развиваются за счет социального обучения в семейных и школьных ситуациях вплоть до того момента, когда они достигают социальной нормальности. У большинства людей в этом состоянии нормальности наступает задержка в развитии. У некоторых в ходе развития происходит срыв, и они регрессируют к тому, что на диаграмме названо безумием. Другим же, очень немногим, удается проскользнуть через состояние инертности или задержки [эго /Персона], представляемое отчужденной статистической нормальностью, и они в какой-то мере прогрессируют [эволюционируют] по пути (В) к душевному здоровью [по нашей терминологии, к трансперсональному], сохраняя осознание критериев социальной нормальности [то есть сохраняя доступ ко всем низшим уровням, как мы не раз указывали], так что эти критерии, скорее всего, не потеряют для них своей законной силы (это всегда как повезет). Следует заметить, что нормальность «отдалена» на противоположный полюс не только от безумия, но и от душевного здоровья [именно это мы старались всячески подчеркнуть]. Душевное здоровье близко к безумию, но между ними всегда остается очень значительная дистанция или различие. Это точка Омега (Z) [87].

В отношении «душевного здоровья», как оно представлено на диаграмме, сотрудник Купера Р.Д. Лэйнг выразился так: «Настоящее душевное здоровье так или иначе влечет за собой исчезновение нормального «эго», этой фальшивой самости, успешно приспособленной к нашей отчужденной социальной реальности: возникновение «внутренних» архетипических посредников божественной силы и, через смерть «эго», его новое рождение с установлением нового вида функционирования, когда «эго» становится слугой Божества, а не его предателем» [114].

В завершение обратите внимание на точку Омега: каково бы ни было окончательное мнение о ее природе, одно уже сейчас абсолютно ясно, окончательно и неопровержимо: она существует. И уже одно это свидетельствует в пользу того, что когда-нибудь — я верю — станет простой и общеизвестной истиной: для Возвращения к Божеству не нужно регрессировать в младенчество. Мистицизм — это не регрессия ради интересов «эго», а эволюция ради его трансценденции.

© Все права принадлежат авторам и издателям.
Информация на данном сайте предоставлена исключительно в ознакомительных целях, чтобы Вы могли читать книги онлайн бесплатно без регистрации.

Другие статьи

  • Циклоферон свечи детям инструкция по применению Сегодня в продаже Форма выпуска, состав и упаковка Таблетки, покрытые кишечнорастворимой оболочкой желтого цвета, двояковыпуклые. Вспомогательные вещества: повидон, кальция стеарат, гипромеллоза, полисорбат 80, сополимер метакриловой кислоты и этилакрилата, […]
  • Больничный лист по уходу за ребёнком 15 лет Оплата больничного по уходу за ребенком в 2019 году Кто может оформить больничный по уходу за ребенком Больничный лист по уходу за ребенком не обязательно оформляет один из родителей или официальный опекун. Любой родственник может ухаживать за больным ребенком, даже […]
  • Кашель у 5ти месячного ребенка Лечим кашель у грудного ребенка народными средствами Если грудной ребенок закашлял, начинать лечение требуется с вызова врача. Организм младенца очень нежный, обменные процессы в нем ускорены. Умеренный воспалительный процесс иногда быстро переходит в острое […]
  • Ребенок 2 5 месяца не спит днем Ребёнок 2 мес не спит днём дома Здравствуйте! Посоветуйте, как нам решить проблему. Дочка 2мес спит в день только 1 раз и только на улице или на балконе - может проспать от 3 до 4.5 часов подряд. Больше днём не спит, дремлет когда сосет грудь по 20-30 мин каждые 1.5-2 […]
  • Почему дети рождаются гениями Ученые НАСА: почти все дети рождаются гениями, но глупеют в социуме Представитель НАСА Джордж Лэнд сделал поразительное заявление. Он сообщил, что специалисты американского национального космического агентства проводили недавно эксперимент по выявлению гениальности […]
  • Почему у ребенка большой живот Почему у ребенка большой живот Сообщение AsiAn » Сб июл 02, 2011 09:09 Не знаю: писать в эту тему или следующую. Если что, на модераторов не обижусь ) Девочке 2,4 года. Большой "беременный" живот. На ее аппетит я никогда не жаловалась. Но ребенок не переедает. Сейчас […]