Курсовая работа самооценка дошкольников

Формирование самооценки в старшем дошкольном возрасте в игровой деятельности (курсовая работа)

Глава 1. Теоретические аспекты исследования особенностей самооценки и самосознания старших дошкольников.. 8

1.1. Понятие и характеристика самосознания и самооценки в трудах отечественных и зарубежных авторов. 8

1.2. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста 22

1.3. Особенности формирования самосознания и самооценки в старшем дошкольном возрасте. 29

Глава 2. Диагностические исследования самооценки старших дошкольников.. 41

2.1.Организация и методы исследования. 41

2.2. Результаты исследования самооценки дошкольников. 44

Список литературы. 56

Развитие самосознания — центральный психический процесс. Перестройка самосознания связана не столько с умственным развитием человека (когнитивные предпосылки для нее созданы раньше), сколько с появлением у него новых вопросов о себе и новых контекстов и углов зрения, под которыми он себя рассматри­вает.

Системообразующим ядром индивидуальности является самооценка личности, которая во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека. Другими словами, самооценка во многом обусловливает динамику и направленность развития субъекта.

Самооценка возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный продукт его психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним колебаниям и изменениям психическое приобретение. Она накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека — с самого детства до глубокой старости.

Актуальность темы заключается в следующем. Хотя этой теме посвящено множество исследований, реальные научные знания об этом весьма скудны. Причин тому немало. Прежде всего, многомерность жизненного пути делает принципиально невозможной содержательную психологическую модель развития рефлексивного «Я». Психология развития может лишь проследить генетическую последовательность формирования и взаимосвязь основных предпосылок и компонентов «самости», а также с помощью социологии определить, какие типичные вопросы о себе возникают у среднестатистического индивида данного общества на той или иной стадии его жизненного пути. Кроме того, психологические исследования самосознания крайне неравномерно распределены по возрастам (о детстве и юности работ много, а о зрелом возрасте их почти нет), к тому же и психологические теории, и экспериментальные исследования возрастных процессов самосознания рассогласованы тематически. Применительно к маленьким детям в центре внимания психологов находится логика самоописаний, возникновение чувства «самости» и формирование половой идентичности; самосознание подростков и юношей изучают главным образом под углом зрения эмоций и эго — идентичности, взрослых — в плане развития личной автономии и самореализации, а стариков — сквозь призму изменения возрастных стереотипов и чувства психического благополучия. Состыковать эти подходы зачастую невозможно. Препятствием на пути широких обобщений является и отмеченная выше множественность типов и форм индивидуального развития. Даже самые ранние истоки формирования детского самосознания во многом проблематичны и таинственны.[1]

Сложность и многогранность личностных изменений в старшем дошкольном возрасте, его определяющая роль на ход дальнейшего развития личности обуславливает актуальность формирования самооценки и самосознания дошкольников.

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, спо­соб переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и вообра­жения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Выдающийся исследователь в области отечественной психологии Л. С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику до­школьной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоя­тельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным под­чинением правилам игры. Такое добровольное подчинение пра­вилам происходит в том случае, когда они не навязывают­ся извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть.

Игра в жизни ребенка имеет огромное значение. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в ра­боте, когда вырастет», — говорил А. С. Макаренко. В игре осуществляется первоначальное воспитание многих качеств, необходимых будущему гражданину. Дети охот­но и с интересом выполняют то, что вне игры может казаться им неинтересным и трудным. Поэтому в про­цессе игры воспитателю легче воздействовать на ребен­ка, развить у него желание добиваться поставленной цели.

А.П.Усова справедливо отме­чала, что умение устанавливать взаимоотношения со свер­стниками в игре — первая школа общественного поведения. На основе взаимоотношений формируются общественные чувства, привычки; развивается умение действовать совме­стно и целенаправленно; приходит понимание общности интересов; формируются основы самооценки и взаимооценки. Высокое значение игровой деятельности состоит в том, что она обладает наибольшими возможностями для станов­ления детского общества.

Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности. Игра как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребенка, его личности.

Поддерживая радостную перспективу игры, воспита­тель создает у дошкольников стремление к дружным совместным действиям и предотвращает возможность спада общности интересов.

В ролевой игре дошкольник может уже получать удовольствие как от правильности ролевых действий, так и от отказа в пользу этой правильности от собственных непосредственных жела­ний. Именно такие социальные средства, позволяющие ребен­ку воспроизводить в плане образа преобразования предметов и действия других людей, лежат в основе всех новообразований дошкольного детства.

Игра способствует тесному общению детей, установлению контактов между ними, в игре ребенок учится вступать в определенные отношения со сверстниками. Именно в игровой деятельности можно сформировать главные качества личности старшего дошкольника.

Большинство педагогов достаточно ясно осознают новые обществен­ные тенденции и проявляют живой интерес к современным образователь­ным программам и технологиям по развитию личности дошкольника, формированию дружеских взаимоотношений в дошкольном возрасте. Од­нако направления раз­вития самооценки и самосознания детей в процессе игровой деятельности все еще относятся к неразработанной области дошкольного образования. В том числе в настоящее время немного современных публикаций по исследованию роли игровой деятельности на поведение ребенка и его взаимоотношения с другими детьми в дошкольном возрасте. Это определяет актуальность и новизну исследования: «Формирование самооценки в старшем дошкольном возрасте в игровой деятельности».

Объектом исследования является формирование самооценки в старшем дошкольном возрасте в игре.

Предмет исследования: самооценка старших дошкольников.

Целью данной работы является рассмотрение вопроса особенностей формирования самооценки детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.

Исходя из этого задачами данной работы является:

1)на основе анализа зарубежной и отечественной литературы изучить понимание феноменов самооценки и личностного самоопределения в старшем дошкольном возрасте;

2) изучить особенности игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте;

3)провести диагностическое исследование самооценки старших дошкольников;

4) разработать и апробировать Программу игровых мероприятий по развитию самооценки детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: в игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста можно сформировать адекватную самооценку.

Методологическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области психологии и педагогики, среди которых можно назвать следующих авторов: Б.Г. Ананньев, А.Т. Асмолов, Б.С. Братусь, Е.Э. Иллеш, И.С. Кон, В.Н. Мясищев, А.В. Мудрик, В.А. Петровский, Л.А. Радзиховский, М.В. Розин, Б.М. Теплов, А.У. Хараш и др.

В отечественной психологии наиболее известные исследования в области личности связаны с теоретическими работами представите­лей школы Л.С. Выготского. Значительный вклад в решение проблемы личности внести, в частности А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев, А.В.Запорожец, А.В. Петровский, Д.Н.Узнадзе.

Леонтьев А.Н. представил свою концепцию структуры и разви­тия личности, в которой центральное место отведено понятию дея­тельности. Его теорию можно оценить как психодинамическую, неэк­спериментальную, структурно-динамическую, охватывающую всю жизнь человека, описывающую личность в психологических (мотивы) и пове­денческих (деятельность) терминах. Как и у Божович Л.И. основной внутренней характеристикой личности у А.Н.Леонтьева является мотивационная сфера личности. Другим важным понятием в его теории служит «личностный смысл».

Потребности, интересы, идеалы, ценности составляют различные стороны или моменты многообразной и вместе с тем в известном смысле единой направленности лич­ности, которая выступает в качестве мотивации ее деятельности.

Ценностные ориен­тации играют главную роль в регуляции социального (в широком смысле) поведения человека, включая дис­позицию личности (В. А. Ядов, 1975), ее установки (Ю. М. Жуков, 1976; Ш. А. Надирашвили, 1974 и др.), мотивы (В. Г. Асеев, 1976), интересы (И, В. Дубровина, Б, С. Круглов, 1983) и даже «смысл жизни» (К. Обуховский, 1981).

Психолог Мерлин B.C. изучал проблемы самосознания, работал над психологией мотивов человека, изучением мотивации занимались также Славина Л.С., Бочкарева Г.Г., Божович Л.И. Кроме этого вопро­са они работали над проблемой формирования личности.

Вопросам игры посвящали свои труды такие ведущие специалисты в области психологии и педагогики как Эльконин Д.В., Запорожец А.В., Усова А.П., Жуковская Р.И., Менджерицкая Д.В. и многие другие.

Теоретическую основу исследования составляет теория личности Мясищева В. Н., который рассматривает ядро личности как систему ее отношений к внешнему миру и самому себе, которая формируется под воздействием отражения сознанием человека окружающей дей­ствительности, являясь одной из форм этого отражения, системно-деятельностный подход в психологии и теория игры Эльконина Д.В.

В ходе исследования использовались разнообразные методы:

n изучение и теоретический анализ литературы по психологии и педагогике;

n психолого-педагогический эксперимент;

n математические методы обработки результатов.

Методиками исследования стали:

исследование самооценки (методика В.Г.Щур);[2]

исследование самооценки и самосознания личности (методика Н.И. Непомнящей);[3]

методика исследования самооценки (методика Р.С.Немова );[4]

методика «Выбор в действии» (Р.С.Немов) [5];

методика социометрия (Панфиловой М.А.)[6]

Опытно-экспериментальная база: дети старшей группы ДОУ №55 в количестве 20 человек.

Практическая значимость исследования: материалы исследования могут быть использованы практическими психологами и педагогами в дошкольном образовании, а также родителями для выявления тех характеристики системы представлений о себе у детей, динамика которых может повлиять на успешность личностного самоопределения.

Новизна исследования. Несмотря на то, что многими авторами достаточно подробно освещены вопросы личности, однако в отношении старшего дошкольного возраста четких практических разработок проблемы самооценки и самосознания пока не достает. Поэтому наше исследование является новым, где развитие самооценки дошкольников основано на новом комплексе игровых мероприятий.

Смотрите так же:  Будьте целомудренны в отношении чужих женщин

Структура работы. Работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка литературы и приложений.

[1] Кон И.С. Открытие «Я». М., Политиздат, 1978.

[2] Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. М.: Изд-во «Гном и Д», 2000.-160 с.

[3] Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. М.:Педагогика,1992

[4] Немов Р.С. Психология. Т.3. М.: Инфра-М-Норма.-1999.

[5] Немов Р.С. Психология. Т.3. М.: Инфра-М-Норма.-1999.

[6] Детская практическая психология: Учебник // Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. М. : Гардарика, 2000.- 112 с.

Таким образом, проведя теоретические и практиеские исследования особенностей самооценки старших дошкольников в данной работе, можно сделать следюущие выводы:

1. Как мы имели возможность убедиться, во многих психологических теориях Я-концепция и самооценка является одним из центральных понятий. Вместе с тем до сих пор не существует ни ее универсального определения, ни единства в терминологии.

Я-концепция представляет собой совокупность всех представлений индивида о себе и включает убеждения, оценки и тенденции поведения. В силу этого Я-концепцию можно рассматривать как свойственный каждому индивиду набор установок, направленных на самого себя.

Самооценка является важным фактором организации психики и поведения индивида, поскольку определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий индивида. Самооценка — это знание человеком самого себя и отноше­ние к себе в их единстве. Самооценка включает в себя выделение человеком собственных умений, поступков, качеств, мотивов и целей своего поведения, их осознание и оценочное к ним отноше­ние.

Позитивную самооценку можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности; синонимами низкой самооценки становятся в этом случае негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности. Эти термины используются как взаимозаменяемые во многих работах, посвященных Я-концепции.

2. В период дошкольного детства происходит первоначальное становление личности, сопровождающиееся качественными изменениями, специфическими особенностями, учет которых во многом предопределяет полноценное психическое развитие ребенка, успешное взаимодействие с ним на разных этапах и в разных ситуациях детской жизни.

В старшем дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра (преимущественно – сюжетно-ролевая). В ней развиваются совершенствуются различные психические функции ребенка. Но самые главные изменения происходят в мотивационно потребностной сфере ребенка: к концу дошкольного возраста формируется способности к соподчинению мотивов, развивается самосознание, изменяется восприятие своего места в системе отношений с окружающими.

Диагностическими исследованиями доказано, что в данном возрасте в основном присутствует завышенная самооценка себя самим ребенком, а наиболее значимыми являются близкие взрослые люди, т.е. довольно узкий круг интимно-личностных отношений. Так, из 20 детей 6-летнего возраста, принимавших участие в исследовании, у 55% детей выявлен высокий уровень самооценки. Заниженная самооценка наблюдается у тех детей, кто оценивая себя со стороны родителей и воспитателя, показал средние и низкие результаты.

Важное значение имеет и стремеление и умение оценивать поступки, поведение других детей в процессе той или иной деятельности.

3. Таким образом, гипотеза, выдвинутая в данном исследовании, подтвердилась. Мы доказали, что подобранный нами специальный комплекс диагностических методик позволилт выявить особенности самооценки у детей старшего дошкольного возраста. В дальнейшем учитывая эти особенности которые можно разработать мероприятия по формированию самооценки в данном возрасте. Цели и задачи достигнуты.

Особенностьи проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Главная > Дипломная работа >Психология

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Глава 1. Теоретические аспекты изучения самооценки детей старшего дошкольного возраста

1. 1. Основные направления изучения самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов

1. 2. Особенности развития личности у детей старшего дошкольного возраста

1. 3. Самооценка детей старшего дошкольного возраста

Глава 2. Исследование особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста

2. 1. Описание и обоснование методов исследования

2. 2. Анализ результатов исследования особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста

2. 3. Пути развития оптимальной самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Одной из самых значительных и актуальных тем в психологии можно считать проблему становления самосознания и самооценки личности. В рамках исследования самосознания самооценке отводится ведущая роль – она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидного уровня его развития, как объединяющее начало, включенное в процесс самосознания.

Самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она формирует у индивида потребность соответствовать не только уровню окружающих, но и уровню собственных личностных оценок. Правильно сформированная самооценка выступает не просто как знание самого себя, не как сумма отдельных характеристик, но как определенное отношение к себе, предполагает осознание личности в качестве некоторого устойчивого объекта.

Самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе. Представляет собой сложный по психологической природе феномен. Она включена во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности и выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов ее деятельности и общения. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.

Самооценка позволяет сохранить устойчивость личности независимо от меняющихся ситуаций, обеспечивая возможность оставаться самим собой. В настоящее время все более очевидно влияние самооценки дошкольника на его поведение, межличностные контакты.

Дошкольный возраст не случайно выбран для проведения нашего исследования. Данный возраст – начальный период осознания ребенком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений. Поэтому важно в этот период заложить основы для формирования дифференцированной адекватной самооценки. Все это позволит ребенку правильно оценить себя, реально рассматривать свои силы к задачам и требованиям социальной среды, в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой цели и задачи.

В психологической литературе, как в отечественной, так и зарубежной самооценке уделено большое внимание. Проблема развития самооценки, структуры, функций, обсуждаются в работах Л.И.Божович, И.С.Кона, М.И.Лисиной, А.И.Липкиной, Э. Эриксона, К.Роджерса и других психологов. Закономерности формирования самооценки в детском возрасте были исследованы Белобрыкиной О.А., Божович Л.И., Горбачевой В.А., Захаровой А.В., Липкиной А.И., Лисиной М.И., Мухиной В.С., Савонько Е.И., Уманец Л.И. и другие. Вместе с тем, особенности проявлений самооценки в старшем дошкольном возрасте изучены еще не достаточно.

Самооценка интерпретируется как личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции поведения и деятельности, как автономная характеристика личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий своеобразие ее внутреннего мира.

Вступая в дошкольный возраст, ребенок начинает осознавать факт своего существования. Развитие подлинной самооценки начинается с реалистических оценок детьми своих умений, результатов своей деятельности и конкретных знаний. Менее объективно в этот период дети оценивают качества своей личности. Дошкольники склонны переоценивать себя, на что их направляют по преимуществу положительные оценки окружающих их взрослых.

Старшие дошкольники могут верно осознавать свои достоинства и недостатки, учитывая при этом отношение к ним со стороны окружающих.

К концу дошкольного возраста соотношение эмоционального и когнитивного компонентов несколько гармонизируется. Создаются благоприятные условия для развития когнитивного компонента самооценки, для интеллектуализации отношения ребенка к себе, преодоления прямого воздействия на его самооценку со стороны взрослых.

Многочисленные исследования показывают, что одним из внутренних образований, возникающих в результате оценки, является самооценка ребенка. Старший дошкольный возраст является важным периодом для становления самооценки для дальнейшего ее развития и влияния на личность.

Все вышеизложенное определило тему нашего исследования «Особенности проявлений самооценки у детей старшего дошкольного возраста».

Цель данной работы заключается в выявлении особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

Объектом исследования является личность детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – особенности проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования. В основу исследования легло предположение о том, что существует определенная зависимость между особенностями проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста и уровнем развития самооценки.

В соответствии с целями и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. На основе теоретического анализа, определить основные теоретические подходы к проблеме развития самооценки в зарубежной и отечественной психологии, сущность понятия самооценка и особенности ее проявления у детей старшего дошкольного возраста.

2. Подобрать и применить комплекс методик для исследования самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

3. Осуществить эмпирическое исследование по выявлению и изучению особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

Исходным теоретическим положением, определяющим логику нашего исследования, являются принципы развития, детерминированности, единства сознания и деятельности (Ананьев Б.Г., Давыдов В.В., Платонов К.К., Рубинштейн С.Л., Смирнов А.А., Теплов Б.М., Эльконин Д.Б. и др.).

Используемый в исследовании методический инструментарий подчиняется логике системного подхода и направлен на выявление психологических особенностей личности, структурных компонентов самооценки, изучение особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста. Включает в себя следующие методики: изучение самооценки ребенка с помощью методики «Лесенка», В.Г. Шур; методика «Нарисуй себя», А.М. Прихожан, З. Василяускайте; методика социометрия для дошкольников, тест «Два домика»; наблюдение за особенностями проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста в ведущей деятельности.

База исследования. В данном исследовании приняло участие 33 ребенка старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет).

Даная работа включает следующие этапы исследования.

На первом этапе проводился теоретический анализ литературы по проблеме исследования, подбор инструментария.

На втором этапе осуществлялся сбор эмпирических данных.

На третьем этапе проводилась количественная и качественная обработка полученных результатов.

На четвертом этапе – анализ результатов и формулирование рекомендаций.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений. Библиографический список включает наименования литературных источников.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения самооценки детей старшего дошкольного возраста

1. 1. Основные направления изучения самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов

Проблема самооценки, как одна из центральных проблем психологии личности, изучалась в трудах различных отечественных и зарубежных психологов.

Среди них можно выделить следующих авторов: Л.И. Божович, Л.В. Бороздина, Л.С. Выготский, А.В. Захарова, Б.В. Зейгарник, А.Н. Леонтьев, А.И. Липкина, М.И. Лисина, B . C . Мерлин, В.с. Мухина, Е.И. Савонько, В.Ф. Сафин, Е.А. Серебрякова, ГЛ. Собиева, А.Г. Спиркин, В.В. Столин, С.Л. Рубинштейн, П.Р. Чаматы, И.И. Чеснокова, П.М. Якобсон; А. Адлер, А. Бандура, Р. Бернс, И. Бранден, У. Джемс, Ф. Зимбардо, С. Куперсмит, К. Левин, К. Роджерс, М. Розенберг, 3. Фрейд, К. Хорни.

Смотрите так же:  Tlc отношения мужчины и женщины

Первопроходцем в области изучения самооценки можно назвать У.Джемса, который начал изучать этот феномен еще в 1892 году в рамках изучения самосознания. Он вывел формулу, по которой самооценка прямо пропорциональна успеху и обратно пропорциональна притязаниям, то есть потенциальным успехам, которых индивид намеревался достичь.

У. Джемс выделял зависимость самооценки от характера взаимоотношений индивида с другими людьми. Его такой подход являлся идеалистическим, так как общение индивида с другими людьми рассматривалось независимо от реальной основы этого общения – практической деятельности.

В зарубежной психологии самооценку рассматривают в структуре «Я-концепции», которая определяется как «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой» [7].

В психоаналитической теории рассматривается положение, что складывающееся в сознании индивида представление о самом себе является неполным, искаженным, не соответствующее действительности. По мнению 3. Фрейда самооценка складывается под давлением конфликта между внутренними побуждениями и внешними запретами, в силу такого постоянного конфликта, адекватная самооценка невозможна.

Неофрейдисты считали, что личность направляется в своем поведении несовместимыми с ее стержневыми мотивами требованиями социальной среды и поэтому неспособна, строить адекватные оценочные суждения о самой себе. К. Хорни выдвинула предположение о значении, которое имеет для формирования личности соотношение между «реальным Я» и «идеализированным Я», Г. Салливен прослеживал влияние различного рода ранних персонификаций (эмоционально насыщенных образов о себе и других людях) на формирование характера.

Бихевиористы анализируют самооценку с точки зрения теории научения (Бандура А., Мид Г., Скиннер Б.). А. Бандура рассматривает самооценку как подкрепляющий фактор действия, он определяет самооценку, как один из компонентов регулирующих поведение, широкий спектр поведения человека регулируется с помощью реакций самооценки, выражаемых в форме удовлетворенности собой, гордости своими успехами, а также неудовлетворенности собой и самокритики.

Развитие самооценки на разных этапах дошкольного возраста

Главная > Курсовая работа >Психология

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития самооценки

1.1 Теоретические подходы к проблеме развития самооценки в зарубежной и отечественной науке

Понятие самооценки, ее сущность и виды

1.3 Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста

Глава 2. Экспериментальное исследование развития самооценки детей дошкольного возраста

2.1 Организационные основы экспериментального исследования

2.2 Апробирование экспериментального исследования развития самооценки на разных возрастных этапах дошкольного детства

В психологии и других науках, имеющих отношение к познанию человека, проблема самооценки, связанная с определением человека как субъекта и как личности, приобретает в настоящее время особую остроту и смысл. Это определяется многими обстоятельствами:

— изменениями самого человека, новым уровнем его мировидения, мироотношения, самопознания, способности решения новых проблем, уровнем отношения к себе;

— изменениями преобразовательного характера, которые произошли в жизнедеятельности общества, изменили технические, социальные, экономические условия развития индивида и поэтому поставили перед ним новые задачи и проблемы, требующие соответствующих усилий его, повышения ответственности в ситуациях усложняющегося выбора действий,

— повышением уровня знаний о человеке, прежде всего психологических, педагогических и др. возникновением в них новых проблемных ситуаций, направлений, которое обуславливает новое поле научных поисков.

Поэтому важной задачей становится определение результатативного потенциала развития – саморазвития индивида и определение условий и путей оптимальной его реализации, самоутверждения, как субъекта деятельности. Оно в современных условиях приобретает принципиально новое значение.

Очевидно, что это требует углубления разработки теоретических позиций, уточнения понятийного аппарата, осмысления взаимосвязей. В этом плане изучение и раскрытие смысла и содержания понятия самооценка, которая выступает в качестве обязательного образующего всех других свойств, способностей связанных с самоосуществлением человека, становится необходимым и значимым в разработке практических задач.

Известно, что детская оценка и самооценка формируются только при общении ребенка с другими людьми. Уже на первые сознательные активные действия ребенка получают со стороны окружающих взрослых оценки в виде порицания или одобрения. В дальнейшем, совершая какое- либо действие, ребенок то и дело слышит: «это хорошо», «это плохо», «этого делать нельзя». В итоге все действия, поступки дошкольника направляются и организуются взрослыми, которые объективно оценивают их, сравнивают, на примерах показывая лучшие и худшие образцы, тем самым, воспитывая у детей стремление, сравнивать себя с другими, оценивать. Более того, психическая жизнь ребенка развивается под воздействием оценок окружающих; каждый новый опыт, новое действие, приобретенное ребенком, оценивается окружающими. И скоро ребенок сам начинает искать оценку своих действий, подкрепление правильности или неправильности познаваемой им действительности.

В формировании детских оценок и самооценок большую роль играет оценка воспитателем, его родными, а также сверстниками. Оценочные рассуждения действий детей позволяют наметить некоторые тенденции и особенности в развитии детской оценки и самооценки. Они заключаются в том, что в оценке своих товарищей и самих себя дети дошкольного возраста не выделяют каких-либо индивидуальных, характерных черт.

Ценность личности измеряется в большой мере тем, что, как и для чего он умеет делать. Правильное осознание своих умений, действий является не только средством и условием успешного обучения, но имеет также большое воспитательное значение как фактор формирования лучших качеств личности.

Обратившись к научной литературе, мы установили, что в психолого-педагогической литературе проблемы самооценки и ее развития у детей дошкольного возраста разработаны недостаточно. Поэтому темой нашего исследования было выбрано «Развитие самооценки на разных возрастных этапах дошкольного детства».

Вопросами касающихся природы, механизмов становления и развития самооценки занимались У. Джемс, Р. Бернс, И.С. Кон, А.Г. Спиркин, В.В. Столин, И.И. Чеснокова и др.

В нашем исследовании объектом исследования является – самооценка дошкольника.

Предметом – развитие самооценки на разных возрастных этапах дошкольного детства.

Цель: изучение особенностей развития самооценки на разных возрастных этапах дошкольного детства.

Рассмотреть основные подходы к изучению самооценки в научной литературе

Определить понятие самооценка, ее структуру и виды

Выявить особенности развития самооценки на разных возрастных этапах дошкольного детства.

Организовать экспериментальное исследование направленное на выявление уровня развития самооценки детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что самооценка дошкольника — явление неустойчивое и к концу старшего дошкольного возраста она приобретает дифференцированный характер. Это проявляется в появлении эмоциональной направленности общей самооценки и способности ребенка к самооцениванию.

Методы исследования: теоретические — изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования экспериментальные методики и таблично-графические методы анализа данных.

Глава 1. Теоретическое обоснование развития самооценки

1.1 Теоретические подходы к проблеме развития самооценки в отечественной и зарубежной науке

Первые эмпирические исследования самосознания, начавшиеся уже в ХIХ в развивались, преимущественно в рамках психологии личности и возрастной психологии, ставя своей задачей реконструкцию онтогенеза сознательного “Эго” путем непосредственного наблюдения за детьми, анализа детских сочинений, юношеских дневников. Эти исследования содержали немало ценных наблюдений, но были в большинстве случаев описательными, слабо связанными с какой-либо теорией.

Традиционно в психологии основателем разработки проблемы самооценки человека считается У. Джемс. Проблема самосознания, важным аспектом которого является образ Я, была поставлена им в 1892 г. Понятный уже античным мыслителям факт, что человек может познавать не только окружающий внешний мир, но и самого себя, был представлен У. Джемсом в четких психологических терминах. Познающий себя индивид был назван Я- субъектом, а те особенности, которые он может у себя обнаружить и познать, — Я- объектом. Он выделял в содержании Я- объекта физическое Я – то, что человек может назвать своим (сюда был отнесен очень обширный круг предметов), социальное Я — то каким человек представляется другим, и духовное Я – то, что составляет психологическую сущность человека. В его концепции представления об актуализации идеального Я положено в основу понятие самооценки, которое определяется как математическое отношение — реальных достижений индивида к его притязаниям. Кто достигнет в реальности характеристик определяющих для него идеальный образ Я, тот должен иметь высокую самооценку. В его понимании она является эмоциональным образованием. Автор видит в самооценке только удовлетворенность субъекта собой или же, наоборот, неудовлетворенность собой. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой. С точки зрения Джемса, наша самооценка зависит от того, кем мы хотели бы стать; какое положение хотели бы занять в этом мире; это служит точкой отсчёта в оценке нами собственных успехов или неудач. Он выделял самооценку двух родов: самодовольство и недовольство собой. Для обоих родов самооценки язык имеет достаточный запас синонимов. Таковы, с одной стороны, гордость, самодовольство, высокомерие, суетность, самопочитание, заносчивость, тщеславие с другой — скромность, униженность смущение, неуверенность, стыд, унижение, раскаяние, сознание собственного позора и отчаяние. Указанные два противоположных класса чувствований являются непосредственными первичными дарами нашей природы. Без сомнения, при чувстве довольства собой мы охотно перебираем в уме все возможные награды за наши заслуги, а, отчаявшись в самих себе, мы предчувствуем несчастье; но простое ожидание награды еще не есть самодовольство, а предвидение несчастья не является отчаянием, ибо у каждого из нас имеется еще некоторый постоянный средний тон самочувствия, совершенно не зависящий от наших объективных оснований быть довольными или недовольными. Таким образом, человек, поставленный в весьма неблагоприятные условия жизни, может пребывать в невозмутимом самодовольстве, а человек, который вызывает всеобщее уважение и успех которого в жизни обеспечен, может до конца испытывать недоверие к своим силам. Впрочем, можно сказать, что нормальным возбудителем самочувствия является для человека его благоприятное или неблагоприятное положение в свете — его успех или неуспех.

В более поздних работах самооценка, как правило, рассматривалась в контексте изучения самосознания как один из аспектов последнего наряду с такими понятиями, как «Я – концепция», «самоотношение», «самоприятие», «чувство собственной ценности», «самоуважение», «самоэффективность» «доверие к себе», «осознание себя», «взгляд на себя», «образ себя», «удовлетворенность собой» и т.д.

Смотрите так же:  Как ведут себя мужчины в ссоре

Следует отметить, что до сих пор понятия »Я- концепция», »образ Я», и »самооценка» не разведены до конца. Анализ научной литературы показал, что в большинстве разработанных моделей «Я- концепции» исследователи выделяют образ Я как когнитивную подструктуру и эмоционально – ценностное отношение человека к себе (самоотношение), которые порождают поведенческие реакции. При этом самооценка чаще всего отождествляется с эмоционально – ценностным отношением субъекта к себе, реже – с «образом Я». «При таком подходе, который типичен и для зарубежной и для нашей психологии, а точнее, заимствован за рубежом и утверждается у нас, самооценка как самостоятельный предмет анализа попросту пропадает, и мы приходим к полной потере очень важного личностного конструкта».

На уровне разведения понятий «Я- концепция», «образ Я» и »самооценка» возникает ряд проблем, вызванных трудностями их эмпирического изучения. Например, в процессе самооценивания оценка и знание функционируют в неразрывном единстве, следовательно, ни «образ Я», ни самооценка не могут быть представлены «в чистом виде».

Сверхмногозначность понятия «самооценка» порождает различные негативные последствия и противоречия. Особенно неустойчиво соотношение между категориями «самосознание» и «самооценка»:

самооценка есть «отношение к себе», которое наряду с «познанием себя» входит в самосознание (А.Г. Спиркин);

самооценка – это результат самопознания (К.К. Платонов);

самооценка – это критическая позиция индивида по отношению к тому, чем он обладает, «это не констатация имеющегося потенциала, а именно его оценка с точки зрения определенной системы ценностей. По итогам проводимой самооценки формируется то или иное отношение к себе, позитивное или негативное, с чертами отрицания, неприятия»;

самооценка – это специальная функция самосознания, не сводимая ни к «образу Я», ни к самоотношению, но полагающая их;

самооценка служит источником пополнения личностью знаний о себе.

Курсовая работа самооценка дошкольников

Хорошая, здравая самооценка очень важна, с таким утверждением согласится каждый. Но не все понимают, насколько. На успех или неуспех глобально влияет наше чувство собственного достоинства. Самооценка человека — определяет практически все, что для нас доступно-достижимо в этой жизни и что не доступно-не достижимо и только самооценка в каждый момент нашей жизни определяет, насколько уверенно мы себя чувствуем, а, значит, насколько мы готовы действовать. Психологи пришли к выводу, что самооценка не передается по наследству, все люди рождаются с одинаковой уверенностью в себе, но в дальнейшем у одних людей она поднимается и укрепляется, а у других – падает. На развивающегося ребенка сильнее всего оказывает влияние внешняя оценка ближайших взрослых. Сюда относится, внутреннее принятие ребенка таким, какой он есть, признание его заслуг и способностей, сколь бы скромными они не были, уважение к нему и признание его самоценности. И, конечно, прямое оценивание поступков и личностных качеств ребенка. Оно выражается в словесной похвале и критике, в наказании и поощрении. Когда впервые закладывается «ценность» человека, т.е. в детстве, мы жадно впитываем представления о себе от окружающих и если ребенок видел от родителей любовь, поддержку, если ему говорили каждый день, что верят в него и любят его, то, став взрослым, он будет верить в себя, и его самооценка будет на высоком уровне. Если же родители ругали или унижали, то в дальнейшем у такого человека будет очень низкое чувство собственного достоинства. Небрежно отпущенная нелестная фраза или произнесенное слово «этот/эта» вместо имени ребенка может повлиять на самооценку сильнее, чем даже может показаться со стороны, т.к. ребенок улавливает малейшие интонации в поведении и речи своих родителей. Именно родители, наконец, в старшем дошкольном возрасте оценивают шансы маленького человека на успех в любом начинании потому, что сам он склонен преувеличивать свои силы. От собственной личности в целом в старшем дошкольном возрасте дети уже учатся разделять свои поступки, давать им верную оценку и контролировать самостоятельно свое поведение. У ребенка в старшем дошкольном возрасте, в процессе формирования его самооценки, играет важную роль общение с близкими, родственниками и именно взрослые люди формируют у него систему ценностей, с помощью своей реакции на то или иное его действие. Если ребенок толкнул или того хуже, ударил своего друга или другого ребенка, а взрослые на такой поступок не сделали ему замечание, не объяснили, что так поступать не хорошо и не заставили извиниться перед обиженным им человеком – он и в дальнейшем будет считать, что не сделал ничего плохого, а если малыш нарисовал картинку или сделал поделку, а его за это не похвалили – это также может наложить отпечаток на самооценку ребенка. Ребенок начинает оцениваться не только родными, но и совершенно чужими ему людьми – воспитателями, детьми из группы и т.д. придя в детский сад. Самооценка ребенка приближается все больше и больше к реальной. Несмотря на наличие у него сильных сторон, он начинает понимать, что, не является гением и не может требовать от других преклонения и восхищения. Да, он хорошо запоминает и читает стихи – но есть и другие люди, которые тоже что-то делают очень хорошо, даже лучше его и с ними нужно считаться. Или другая ситуация: ребенок плохо бегает, совершенно не спортивный, зато прекрасно умеет обращаться с компьютером, с техникой. Самооценка ребенка в старшем дошкольном возрасте, как правило, не совпадает с мнением окружающих о нем, что говорит о формировании собственного образа «я» у него. Кроме того, на самооценку ребенка в этот период влияет отношение к нему окружающих, уровень его успеваемости и отношение к нему воспитателей. Самооценка ребенка полностью зависит от того, сколько у него друзей и насколько высок его авторитет, особенно это касается старшего дошкольного возраста. Его собственное «Я» участвует в формировании интенсивности общения с ровесниками. Самооценка ребенка складывается в результате того, хотят ли с ним дружить, считают ли его авторитетом в коллективе, группе, воспринимают серьезно его или посмеиваются над ним. Изучению самооценки детей дошкольного возраста, как одна из центральных проблем психологии личности, изучалась в трудах различных отечественных и зарубежных психологов. Среди них можно выделить следующих авторов: Л.И. Божович, Л.В. Бороздина, Л.С. Выготский, А.В. Захарова, Б.В. Зейгарник, А.Н. Леонтьев, А.И, Липкина, М.И, Лисина, B.C. Мерлин, В.С. Мухина, Е.И. Савонько, В.Ф. Сафин, Е.А. Серебрякова, ГЛ. Собиева, А.Г. Спиркин, В.В. Столин, С.Л. Рубинштейн, П.Р. Чаматы, И.И. Чеснокова, П.М. Якобсон; А. Адлер, А. Бандура, Р. Бернс, И. Бранден, У. Джемс, Ф. Зимбардо, С. Куперсмит, К. Левин, К. Роджерс, М. Розенберг, 3. Фрейд, К. Хорни и другие. Исследования особенностей психического развития детей с функциональными нарушениями зрения опираются на теоретические положения, выдвинутые Л.С.Выготским, А.Р.Лурия, Г.П. Недлер, М.И.Земцовой, А.Г.Литваком, С. Л. Рубинштейна, А.М.Щербина, И.С. Кон., А.А. Крогиус, А.И.Зотовым, и направлены на осуществление развития детей этой категории в процессе коррекционного обучения и воспитания.

Личность ребенка является продуктом его развития и представляет сложную структуру15 Долгова В.И., Попова Е.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в работе с дошкольниками /монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 78 с. . Среди многих компонентов личности самооценка является одним из главных, в процессе саморегуляции поведения индивида ей принадлежит важная роль и ее взаимодействие с окружающей средой. В формировании самосознания она играет большую роль. В организации результативного управления своим поведением самооценка играет очень важную роль, без нее трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Нравственное удовлетворение дает человеку верная самооценка и поддерживает достоинство его человеческое независимо от его социального статуса, религиозных убеждений или состояния здоровья. Основные изменения, начинающие играть важную роль во внутренней позиции слепого или слабовидящего ребенка, происходят во взаимоотношениях со своими сверстниками и взрослыми. Именно позиция лидера старшего дошкольника в коллективе становится для него важной и значимой в становлении его личности, основой самооценки, а часто и причиной появления симптомов, характеризующих кризисную ситуацию. Таким образом, исследования показали, что уровень притязания и самооценки незрячих старших дошкольников несколько ниже и менее устойчив по сравнению со зрячими. К своему дефекту не сформировано адекватное отношение, общение протекает в форме монолога, что затрудняет с другими людьми их контакты; основными смысловыми сферами личности являются осознание вины, отношение к жизни. Это позволяет ставить вопрос о необходимости проведения серьезной психокоррекционной работы. Значительно больше также внимания должно уделяться формированию целого ряда свойств личности: упорства в преодолении трудностей, настойчивости в достижении цели.

Другие статьи

  • Дексаметазон ребенку инструкция по применению Дексаметазон для инъекций - официальная инструкция по применению Наименование лекарственного препарата: Торговое наименование препарата: Международное непатентованное наименование: Лекарственная форма: Вспомогательные вещества: глицерол (глицерин дистиллированный) - […]
  • Синекод сироп от кашля инструкция по применению для детей Синекод сироп - официальная* инструкция по применению Инструкция по медицинскому применению препарата Регистрационный номер: Торговое название: СИНЕКОД® Международное непатентованное наименование: Бутамират. Химическая структура: […]
  • Дротаверин таблетки инструкция по применению для детей Дротаверин - официальная* инструкция по применению Торговое название: Дротаверин Международное (непатентованное) название: дротаверин Химическое рациональное название: 1-(3,4-диэтоксифенил)-метилен-6,7-диэтокси-1,2,3,4-тетрагидроизохинолин (в виде […]
  • Мухина в детская психология м 1985 Детская психология Рецензенты: доктор психологических наук, профессор М. И. Лисина; член-корреспондент АПН СССР, доктор психоло­гических наук П. Н. Поддьяков. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Л. А. Венгера.—2-е изд., перераб. и доп.— М.: […]
  • Уход за ребенком с краснухой Уход за ребенком с краснухой Если ребёнок заболел краснухой. Краснуха – это также вирусная инфекция, распространяющаяся воздушно-капельным путем. Контагиозность краснухи меньше, чем кори и ветряной оспы. Как правило, заболевают дети, длительно находящиеся в в […]
  • Развития речи детей вторая младшая группа Сведения об образовательной организации Методическая копилка Интернет-ресурсы Занятие по развитию речи во 2 младшей группе «Путешествуем в лесу» Материал: картина с изображением леса, чудесный мешочек, палочка волшебная, мягкие игрушки: волк, медведь, […]