Лечение аутизма в ростове на дону

Содержание:

Аутизм — не приговор

Статья детского и семейного психолога Ященко С.А.

Никто не может понять горе матери, которая узнала, что у ее ребенка возмжно есть тяжелое заболевание — детский аутизм. Заболевание способное испортить ее жизнь и жизнь ее ребенка. К счастью психологи уверены: аутизм у детей не приговор. Если обратиться во время, то сихологи могут помочь, если у ребенка аутизм лечение возможно ( в том числе в Ростове -на-Дону). Если Вашего ребенка РДА или аутизм помощь может быть эффективной вплоть до полного выздоровления.

Что означают буквы «РДА» в истории болезни ребенка?

Аутизм проявляется по разному и без специалиста его не продиагностируешь. Один ребенок дерется и бьется в истерике, другой тихо катает машинку в углу 2 часа подряд по одной и той же дорожке. Поэтому даже врачи порой ошибаются ставя диагноз РДА.

Детский аутизм — это защита слишком ранимого малыша от невыносимого для него мира. Ребенок уходит от мира людей в собственный мир звуков, предметов, движений. И эта защита теперь уже сама по себе начинает разрушать жизнь малыша.

Очень важно найти специалиста, который поможет понять, есть ли у малыша шанс вернуться. Раньше аутизм относили к только разновидности детской шизофрении и считали не излечимым. Сегодня многие случаи РДА трактуют как задержку развития, а потому его можно лечить!

При шизофрении человек уходит от мира и у него нет желания вернуться, поэтому ему так трудно помочь. При РДА ребенок хочет, но не может общаться, а потому у него есть шанс.

Как заметить аутизм? Что должно насторожить родителей?

Чаще всего дети аутисты в младенчестве искусственники, они могут быть капризны и избирательны в еде. Они слабо или никак не реагируют на яркий свет, громкие звуки, мокрые пеленки (хотя иногда возможны отдельные сильные реакции).

У более старших детей сохраняется сниженная потребность в общении, или странности при общении (отводят глаза, не реагируют), присутствует своеобразие игр и интересов, странные действия и поступки, страхи, неравномерность развития: опережение в развитии сложных навыков и отставание в простых (например, ребенок уже читает, а рисовать еще не может) — это признаки того, что ребенку нужна помощь.

Почему надо спешить?

Опытный специалист может увидеть признаки РДА у трехмесячного ребенка, внимательная мама может что-то заподозрить с полугодовалого возраста. Официально о диагнозе можно говорить только с двух-трех лет. Но не стоит столько ждать — лечение надо начать при первых же подозрениях. Раннее обращение к специалистам сильно увеличивает шансы на полное излечение. Тем более не стоит ждать, если ребенок старше.

К тому же есть шанс, что Вам поставили не верный диагноз и Вас не верно лечат. Нужна точная диагностика состояния ребенка.

Для правильного лечения стоит также определить степень развития проблемы.

Существует четыре уровня тяжести аутизма ( первый хуже). аутизм делят на процессуальный (близок к шизофрении) и непроцессуальный (неврологического и психологического происхождения). Каждому такому ребенку нужна серьезная диагностика, чтобы эффективно работать с проблемой.

Что делать родителям?

Надо посетить несколько психиатров и сделать у патопсихолога или клинического психолога патохарактерологическое обследование.

Потом следует длительная терпеливая работа психолога и дефектолога. Результат будет максимальным, если родители будут активно прислушиваться к рекомендациям специалистов.

У нас лучшие специалисты в городе — обратитесь к ним за диагностикой:

  • Ариэль Аркадьевич Став (известный израильский психиатр, доктор медицины, специалист в области детской и подростковой психиатрии, дивиантолог).
  • Дорохов Михаил Борисович (Патопсихолог, медицинский психолог, 20 лет практики)
  • Холодова Эльвира Юрьевна (опытный клинический психолог)

Запишитесь на консультацию по

телефон 3032060

Причины аутизма у детей.

Последнее время случаев детского аутизма стало катастрофически много. Для лечения самый перспективный непроцессуальный аутизм. Часто он сочетается с различными другими нарушениями нервной системы, нарушениями речи, внимания, активности.Так что можно предположить, что нарушения центральной нервной системы как раз и способствуют той самой повышенной чуткости, которая вызывает столь преувеличенную защиту психики. Ребенок воспринимаем мир как опасный, агрессивный и прячется. На развитие аутизма влияют также психологические факторы, отношение родителей к ребенку и его особенностям, отношений между родителями и другое.

Процессуальный аутизм иногда бывает следствием некоторых генетических заболеваний или может быть предвестником шизофрении.

Лечат ли аутизм в Ростове?

В Ростове есть качественно обученные, опытные специалисты в области лечения аутизма, которые могут оказать профессиональную помощь. Лечение аутизма большой труд врачей, психологов, педагогов и родителей, иногда кажется, что ничего не сдвигается с места. Улучшения сопровождаются ухудшениями. Но не сдавайтесь — аутизм можно преодолеть. если человеку удалось адаптироваться, приспособиться к миру, то он уже «вылечился». Именно психолого-педагогическая коррекция играет наиважнейшую роль в лечении этого состояния. Медикаментозное лечение аутизма оправдано лишь на начальных этапах терапия, играя роль своеобразных «костылей».

Запишитесь на консультацию к опытным детским психологам нашего центра:

телефон 3032060

И так ваши действия, если Вы видите у ребенка признаки аутизма:

  1. Хорошая диагностика: патопсихолог, психиатр, невропатолог.
  2. Подбор лечения: хороший психолог работающий с аутизмом, если нужно – лекарства назначенные психиатром, возможно педагог развивающий ребенка.
  3. Консультация хорошего психолога для Вас: диагностика семейных нарушений, способствующих развитию и сохранению аутизма, плюс: инструкции для вас, как вести себя с ребенком-аутистом.

Лечение аутизма методом слуховой терапии Томатис

Аутизм (от греч. autos — сам) — отстранение от окружающей действительности, погружение в мир собственных переживаний, ориентация на самого себя. Это нарушение развития. Дефект в системе, отвечающей за восприятие внешних стимулов. Различают ранний детский аутизм Каннера, аутическую психопатию Аспергера, органический аутизм и т.д. Это также расстройство сенсорной интеграции и коммуникации.

Метод «Томатис» – не панацея для аутизма, но слуховая терапия может значительно облегчить жизнь, ослабляя симптомы аутизма. Чаще всего «Томатис» используется наряду с другими терапиями. Стимулируя слуховую систему, а через нее и мозг этот метод способен уменьшить аутичные симптомы такие как:

    Гиперчувствительность к звукам:

Дети лучше переносят шум, что является строительным материалом для развития их коммуникативных навыков. Они начинают взаимодействовать с тем, что происходит вокруг них. Уменьшаются гневные реакции и повторяющееся поведение;

Боязнь тактильного контакта:

Возникает желание взаимодействовать с другими. Дети могут стать более любящими, нежными, формируются привязанности. Ребенок может подойти и сесть к Вам на колени, ожидая объятий или обнять сам.

Происходят изменения с речью:

Ребенок может начать вокализировать, издавать звуки или лепетать, экспериментируя с голосом. У детей с более развитыми речевыми навыками, может улучшиться экспрессивная речь. Они начинают использовать более длинные предложения, и подбирают более подходящие слова для описания. Они могут использовать личные местоимения такие, как «Я» или «ТЫ» вместо обращения к себе в третьем лице.

Смотрите так же:  Островский кГ лечение шизофрении с помощью анализа процессов мышления

Улучшается восприятие еды:

Происходят изменения со вкусом. Те, кто разборчив в еде, могут начать принимать разнообразную пищу, включая пищу разной структуры.

Изменяется представление о самом себе:

как только они начинают взаимодействовать со своим голосом, сразу улучшается собственное представление, они осознают самих себя и то, что у них есть голос;

Улучшаются социальные навыки:

Появляется визуальный контакт, что позволяет им осмысливать то, что Вы им говорите, а также лучше следовать инструкции, понимать вопросы и задания. Могут начать обращать внимание на то, что видят.

Все заболевания на «А» — Справочник заболеваний

Аутизм: что это такое?

Аутизм возникает как следствие нарушения в развитии или работе головного мозга. Его главной характеристикой является всесторонний дефицит социального взаимодействия больного и отказ от общения. Обычно первые признаки аутизма проявляются у детей 2-летнего возраста. В большинстве случаев это заболевание врожденное. Медицинская классификация относит аутизм к болезням нервной системы, но существует и мнение о том, что аутизм не заболевание, а особое состояние в развитии. Заболевание диагностируется у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек.

Признаки аутизма врачи могут увидеть во время исследования головного мозга ребенка, но установить, почему они возникли, невозможно. Признаки атизма у детей могут отмечаться в самом раннем возрасте, в этот период ребенку ещё можно помочь выработать навыки самообслуживания, общения и социального взаимодействия, но лечения от аутизма не существует.

Причины аутизма у детей

Причины возникновения аутизма у детей до сих пор неизвестны, но был разработан и клинически подтвержден перечень гипотез о том, что может послужить толчком для развития заболевания:

  • генетическая предрасположенность;
  • мутации плода во время беременности;
  • последствия некоторых вакцин (гипотеза не нашла неопровержимого подтверждения);
  • черепно-мозговые травмы плода во время развития и ребенка в первые месяцы жизни;
  • расстройство восприятия вследствие информационной блокады;
  • нарушения в работе лобно-лимбического комплекса;
  • нарушения взаимодействия полушарий мозга;
  • неправильный обмен серотонина в организме;
  • хромосомные нарушения на стадии развития плода;
  • врожденные дефекты, возникающие ещё на стадии внутриутробного развития.

Может ли проявиться аутизм у взрослых?

Практически во всех случаях возникновения аутизма болезнь диагностируется в детском возрасте. С течением времени проявления и симптомы заболевания не меняются и не прогрессируют, как правило, они просто становятся заметнее при достижении аутистом зрелого возраста.

Но в редких случаях аутизм может возникнуть во взрослом возрасте. У взрослых аутизм — это тяжелое нарушение социального взаимодействия, которое сопровождается серьезными изменениями в структуре головного мозга. Заболевание во взрослом возрасте называется атипичным аутизмом. Причины появления аутизма в этом возрасте также до конца не изучены. Нет исчерпывающего перечня подтвержденных факторов, служащих стимулом для развития болезни. Но существует ряд теорий о природе возникновения аутизма во взрослом возрасте. Причиной может стать:

  • хроническая депрессия;
  • психические заболевания;
  • черепно-мозговые травмы.

Абсолютно все формы аутизма могут возникать как в детском возрасте, так и быть приобретенными впоследствии. Развитие симптомов аутизма в зрелом возрасте происходит быстро и может стать причиной тяжелого состояния больного и его психической неуравновешенности.

Виды аутизма и его классификации

Существует пять классических видов проявления аутизма. Все они относятся к одному заболеванию, но разбиты на группы по характеру проявлений и степени отсутствия взаимодействия с внешним миром. Выделяют следующие группы пациентов, страдающих аутизмом:

  • первая – пациенты отказываются взаимодействовать с внешним миром, контакты практически сведены к нулю;
  • вторая – люди замкнуты в себе, могут посвящать всё время одному и тому же занятию. Забывают о необходимости сна или отдыха и не испытывают такого желания даже при длительном бодрствовании;
  • третья – люди, игнорирующие социальные порядки и нормы общества, поскольку не в состоянии их воспринимать;
  • четвертая – взрослые аутисты, которые не могут справляться со своими ежедневными проблемами. Склонны испытывать чувство обиды на окружающих;
  • пятая – взрослые аутисты с высоким уровнем интеллекта, которые предпринимают успешную попытку социализации и адаптируются в обществе. Могут взаимодействовать с окружающими практически на равных, способны обучаться, осваивать профессии и работать в областях, связанных с умственным трудом.

В последней группе аутистов периодически встречаются люди с проявлением «гена гениальности». Его активизация связана с процессами, происходящими в мозгу человека, больного аутизмом. Такие люди могут достигать очень больших успехов в различных областях науки и профессиональных сферах. Но их взаимодействие с миром часто осложняется социальными рамками и непониманием со стороны близких.

Родственники и окружение пациентов нередко сами ухудшают состояние больного, неправильно общаясь с ним и унижая. Для налаживания контакта между родственниками и аутистом создаются специальные курсы, на которых можно не только найти способ общения с больным, но и обучить его необходимым навыкам самообслуживания. Эффективность таких курсов во многом зависит от состояния пациента и формы проявления заболевания.

Разновидности аутизма:

Кроме разделения признаков аутизма по степени проявления на группы, существует и другая классификация. В России в 1987 году была разработана схема, разбивающая все проявления аутизма на 7 типов по причине возникновения:

  • аутическая психопатия Аспергера;
  • синдром раннего классического инфантильного аутизма Каннера;
  • аутизм, вызванный аберрациями хромосом;
  • аутизм, возникший по причине наличия синдрома Ретта;
  • эндогенный и приступообразный аутизм, вызванный шизофренией;
  • резидуально-органическое состояние организма больного;
  • аутизм неизвестного происхождения.

Эта система впоследствии позволила объединить известные причины аутизма и его виды под общей аббревиатурой РАС (расстройства аутического спектра).

Особенности аутизма у детей:

Согласно РАС, следует различать виды аутизма по проявлениям определенного синдрома или состояния. Каждый из пунктов этой классификации обладает различным набором симптомов и разным прогнозом, но наиболее показательны следующие группы:

В этот пункт включают синдром Каннера, аутическое расстройство и инфантильные виды аутизма. Симптомы этой группы отклонений проявляются в возрасте от 1 до 3 лет. Для синдрома Каннера и подобных ему состояний характерны такие признаки:

  • невозможность установления взаимоотношений с окружающими людьми с раннего возраста;
  • недостаточное использование речи для коммуникации;
  • игнорирование внешних раздражителей вплоть до болевого воздействия;
  • «феномен тождества» — страх изменений в окружении;
  • задержка развития собственного «я»;
  • эхолалии непосредственного и отставленного типа;
  • стереотипные игры.

Симптомы аутизма начинают проявляться у детей до 3 лет. Затруднением при диагностировании является отсутствие более ранних признаков задержки в развитии ребенка, поскольку заболевание в подавляющем большинстве случаев проявляется на фоне нормального развития. При синдроме Ретта характерны такие признаки:

  • отрешенность ребенка;
  • приостанавливается или останавливается развитие речи;
  • теряются уже приобретенные навыки;
  • за 3-6 месяцев ребенок полностью теряет приобретенный речевой запас;
  • утрачивается способность удержать в руке предмет;
  • расстройство дыхания;
  • эпилептиформные приступы;
  • прогрессирующий распад моторных навыков;
  • развитие серьезных нарушений в двигательной функции;
  • утрата тонуса мышц.

Синдром Ретта относится к наиболее тяжелым проявлениям РАС. Он не поддается коррекции, и к 5-6 годам жизни симптомы синдрома у ребенка сходны с последствиями последнего этапа тяжелых органических болезней ЦНС.

Синдром Аспергера:

При этом синдроме у детей хорошо сохраняется логическое мышление, развито нестандартное восприятие себя и окружающего мира, но наблюдается неустойчивость активного и пассивного внимания. К другим признакам наличия этого синдрома можно отнести:

  • нарушения коммуникативной функции;
  • стереотипные интересы и поведение;
  • импульсивность в поведении;
  • взгляд направлен «внутрь себя»;
  • привязанность к привычному окружающему пространству.

Многие симптомы этого синдрома сходны с болезнью Каннера. Но при этой форме нет значительных задержек в развитии речи и когнитивном сознании.

Атипичный аутизм:

Что такое аутизм атипичного вида и как он проявляется,невозможно сказать наверняка. Внешние симптомы этого заболевания сходны с синдромом Каннера, однако, отсутствуют все диагностические критерии. Такое состояние характерно для взрослых и чаще всего развивается на фоне умственной отсталости или сопутствующих заболеваний и трудностей на различных этапах развития. Для атипичного аутизма характерны:

  • возникновение после 3-х лет;
  • значительные нарушения социального взаимодействия больного и окружающих;
  • стереотипное и ограниченное поведение, которое повторяется с определенной периодичностью.

Симптомы аутизма у детей

Приведенная выше классификация позволяет определять тип аутизма и синдром, который имеет место в каждом конкретном случае. Однако она не дает ответа на вопрос: «Что такое аутизм у детей?». Для упрощения диагностики существует ряд симптомов, наличие или отсутствие которых служит определяющим фактором при постановке диагноза «аутизм». Поведенческие характеристики, которые присущи детям с расстройствами психики самого разного возраста, помогают врачам определить вид заболевания, а родственникам – заподозрить, что у ребенка проблемы с развитием, и не затягивать с визитом к врачу.

Смотрите так же:  Признаки и механизм протекания стресса

Ранний детский аутизм проявляется следующим образом:

1. Симптомы нарушения социальных навыков:

  • отсутствие желания общаться и интереса к сверстникам;
  • игнорирование присутствия и эмоций окружающих людей;
  • отсутствие нормальной для раннего этапа развития подражательной функции. Дети не копируют мимику родителей, не улыбаются в ответ, не повторяют жесты взрослых или делают это неосознанно и без связи с реальностью;дети не делятся своими проблемами и мыслями с родителями.

2. Нарушения в развитии речевой и неречевой коммуникации:

  • отсутствие речи;отсутствие мимики и жестов;
  • ребенок избегает зрительного контакта, не улыбается собеседнику;
  • речь развита, но ребенок не общается с окружающими, не отвечает им;
  • ребенок повторяет фразы или отдельные слова («граммофонная» или «попугайная» речь согласно классификации по Каннеру);
  • фонетические нарушения в речи, не связанные с характерными проблемами при нормальном развитии. У аутистов проблемы с интонациями, речь может быть монотонной или ритмически неправильной.

3. Нарушения в развитии воображения, что становится причиной стереотипного поведения:

  • нервное поведение;
  • отчуждение;
  • ребенок любит играть один;
  • отсутствует интерес к придумыванию игр, воображаемым событиям;
  • ребенок привязывается к одной игрушке или предмету и не расстается с ним, стремится постоянно держать в руках;
  • ребенок сосредотачивает внимание на чем-то одном.

Так проявляется аутизм у детей до 1 года и в последующие два-три года жизни. При рассмотрении аутизма у взрослых следует использовать другой перечень характерных признаков.

Симптомы аутизма у взрослых

Симптомы аутизма у взрослых могут отличаться в зависимости от формы заболевания и его течения. Характерными симптомами считаются следующие:

  • скудная мимика и недостаточное количество жестикуляции;
  • отсутствие понимания правил общения, принятых в обществе;
  • непонимание чувств, эмоций и намерений окружающих людей;
  • отсутствие понимания собственного поведения;
  • отсутствие возможности построения дружеских или любых других близких отношений с окружающими людьми;
  • трудности в обращении к кому-либо;
  • недостаточный словарный запас, регулярное повторение одних и тех же фраз;
  • возможность сохранять спокойствие в привычной обстановке и переживания из-за перемен в ней;
  • наличие привязанности к местам и предметам и переживания из-за изменений, связанных с ними.

Если аутизм присутствует в легкой форме, то к 20-25 годам человек уже может жить отдельно от родственников или опекунов и самостоятельно решать собственные проблемы. Если форма не позволяет аутисту вести такой образ жизни, то, как правило, он остается на попечительстве родственников в течение всей своей жизни.

Диагностика аутизма у детей

Приведенные признаки аутизма позволяют достаточно четко установить диагноз и разновидность психического отклонения по проблемам в развитии, социальном поведении и других навыках. Но при диагностике аутизма по соответствующим критериям важно:

  • не расширять содержания каждого из признаков;
  • проводить диагностику на синдромологическом уровне, а не на формальном наличии любого из симптомов;
  • учитывать наличие процессуальной динамики в обнаруженных симптомах;
  • помнить о том, что отсутствие контакта с окружающими людьми ведет к социальной депривации, которая, в свою очередь, становится причиной вторичных симптомов задержек в развитии.

Дифференциальная диагностика неполных симптомов позволяет получить более полную картину. В таком случае исключаются другие симптомы, которые могут говорить о наличии сопутствующих заболеваний и смазывать картину болезни. При диагностике аутизма следует сначала исключить расстройства слуха, расстройства речи, умственную отсталость, психозы, которые являются отдельными заболеваниями и не связаны с аутизмом.

Лечение аутизма

Необходимое для аутизма у детей лечение включает в себя:

  • программы поведенческой терапии;
  • использование «моделей развития»;
  • логопедическую терапию;
  • обучение социальным навыкам;
  • трудотерапию;
  • антидепрессанты;
  • антипсихотики;
  • противосудорожные препараты.

Полностью излечиться от аутизма практически невозможно. Ремиссия наступает только в 5% случаев.

Отсутствие своевременного для аутизма лечения может привести к нарушению социальных и эмоциональных контактов больного с обществом. Профилактика

К сожалению, специальных методов первичной профилактики данного патологического состояния не существует. В период беременности женщинам рекомендуется избегать интоксикаций (ограничить прием лекарственных препаратов).

Где лечить аутизм в Ростове-на-Дону?

Где лечить и что делать, если Вас беспокоит аутизм? Вы можете выбрать, куда обратиться из лучших медицинских учреждений в Ростове-на-Дону, представленных на медицинском портале Online-diagnos.ru!

Врачи высокой квалификации проконсультируют вас, проведут осмотр и окажут необходимую помощь. Поскольку не у всех есть возможность посещения медицинских учреждений, можно вызвать врача на дом в Ростове-на-Дону.

Перед посещением врача, необходимо взять с собой результаты ранее проведенных исследований. Если у Вас нет необходимых исследований или анализов, Вы сможете провести их в одной из лабораторий или диагностическом центре, представленных на нашем медицинском портале.

Для детей с особенностями развития, Ростов-на-Дону

Мамино солнышко мкр. Сельмаш
ул. Смычки, 28
8-908-513-38-17; 8-928-333-66-77

Первый в ЮФО частный коррекционный садик для особых детей «Мамино Солнышко»

Обновлено: 7 Февраля 2019

Академия чудес мкр. Западный
ул. Проселочная, 7
8-904-348-80-03; 8-908-192-20-96

Детский развивающий центр

Обновлено: 5 Декабря 2018

Выше радуги мкр. Западный
ул. Батуринская, 20А
8-918-511-10-97

Детский центр нейропсихологической коррекции

Обновлено: 15 Февраля 2018

Анна Кондратьева мкр. Левенцовский
ул. Жданова, 13
8-989-720-55-84

Обновлено: 10 Января 2018

Подсолнух мкр. Северный
ул. Добровольского, 5
333-22-47, 226-36-05

Центр психологии и развития «Подсолнух»

Обновлено: 12 Октября 2017

AbaДона — терапия жизни Центр
ул. Обороны, 1А
8-918-525-88-68, e-mail: [email protected]

Центр прикладного анализа поведения

Обновлено: 12 Октября 2017

Свет маяка Центр
просп. Кировский, 51
303-20-60, 8 903-461-20-60

Обновлено: 12 Октября 2017

Открытый мир Центр
пер. Халтуринский, 165
8-918-55-77-962

Детский центр творчества и развития

Обновлено: 12 Октября 2017

Амалфея Центр
пер. Газетный, 107/45
201-13-36

Центр здоровья и развития для детей и родителей (помощь особым детям)

Обновлено: 12 Октября 2017

Подсолнух Центр
просп. Ворошиловский, 54, эт. 3
333-22-47, 226-36-05

Центр психологии и развития «Подсолнух»

Обновлено: 12 Октября 2017

Логос Центр
ул. 7-я Линия, 35
8-928-226-44-07, 226-44-07, 8-918-562-59-91

Центр логопедии и нейропсихологии (Коррекционные и развивающие занятия для детей от 1-го года)

Обновлено: 11 Октября 2017

Приглашаем детей от 3-х лет в группу неполного дня «Лилёнок»!

Развивающий клуб «Детский континент» ведет набор девочек в секцию эстетической гимнастики!

НОВЫЙ НАБОР в группу раннего развития детей с 1,5 до 2 лет в детском центре «Чадушко» (на Северном)

Новый авторский курс «Этикет для детей» для деток от 6 до 9 лет!

Урок от креативной мастерской частного детского сада «Карапуз и К»

Центр ментальной арифметики «Абакус» представляет: 15 двузначных слагаемых на скорости 0,6 сек.

БЕСПЛАТНАЯ секция гребли для детей!

Ночной детский садик

Ростовский информационный портал Развитие-Ростов – самая актуальная информация о частных детских садах и развивающих центрах г. Ростова-на-Дону.

Свежие новости, акции и анонсы мероприятий.

Более 150 детских развивающих центров и более 70 частных детских садов сотрудничают с порталом Развитие-Ростов вот уже 10-ый год.

Подпишитесь на наши новости в социальных сетях:

Наиболее отчетливо детский аутизм проявляется в возрасте от 2 до 5 лет, хотя отдельные признаки его отмечаются и в ранее.

Саркисова
Овсанна Акоповна

Детский и подростковый врач-психиатр

Проявления аутизма

Основными проявлениями раннего аутизма являются:

  • Выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контакте с окружающими.
  • Эмоциональная холодность или безразличие к близким.
  • Страх новизны, любой перемены в окружающей обстановке.
  • Болезненная приверженность к рутинному (привычному) порядку.
  • Однообразное поведение со склонностью к стереотипным движениям.
  • Расстройства речи, характер которых существенно зависит варианта аутизма.

Наиболее отчетливо ранний детский аутизм проявляется в возрасте от 2 до 5 лет, хотя отдельные признаки его отмечаются и в ранее. Так, уже у грудных детей наблюдается отсутствие свойственного здоровым детям «комплекса оживления» при контакте с матерью или воспитательницей, у них не появляется улыбка при виде родителей, иногда отмечается отсутствие ориентировочной реакции на внешние раздражители, что может приниматься за дефект органов чувств (слуха, зрения). У детей первых 3 лет жизни проявлениями раннего аутизма могут быть нарушения сна в виде сокращенной продолжительности и его уменьшенной глубины, прерывистости, затрудненного засыпания, ранними пробуждениями, стойкие расстройства аппетита с его снижением и особой избирательностью, отсутствие чувства голода, общее беспокойство и беспричинный плач.

Смотрите так же:  Чтение помогает от депрессии

Поведение детей с аутизмом

Родителей чаще всего тревожат следующие особенности поведения таких детей: стремление уйти от общения, ограничение контактов даже с близкими людьми, неспособность играть с другими детьми, отсутствие активного, живого интереса к окружающему миру, стереотипность в поведении, страхи, агрессия, самоагрессия. Могут также отмечаться нарастающая с возрастом задержка речевого и интеллектуального развития, трудности в обучении. Характерны сложности в освоении бытовых и социальных навыков. В большинстве случаев родители не считают своих детей умственно отсталыми. У них прекрасная память, проявляемые в отдельные моменты ловкость и сообразительность, внезапно произносимая сложная фраза, незаурядные познания в отдельных областях, чувствительность к музыке, стихам, природным явлениям, наконец, просто серьезное, умное выражение лица — все это дает родителям надежду, что ребенок на самом деле «все может» и, по словам одной из мам, «его надо только немного подправить».

В раннем возрасте дети часто бывают равнодушными к близким, не дают адекватной эмоциональной реакции на их появление и уход, нередко как бы не замечают их присутствия. Любое изменение привычной обстановки (например, в связи с перестановкой мебели, появлением новой вещи, новой игрушки) часто вызывает недовольство или даже бурный протест с плачем и пронзительным криком. Сходная реакция возникает при изменении порядка или времени прогулок, умывания и других моментов повседневного режима.

Поведение детей с аутизмом однообразно. Они могут часами совершать одни и те же действия, отдаленно напоминающие игру: наливать и выливать воду в посуду и из нее, пересыпать что-либо, перебирать бумажки, спичечные коробки, банки, веревочки, перекладывать их с места на место, расставлять их в определенном порядке, не разрешая никому убирать или отодвигать их. Дети с ранним аутизмом активно стремятся к одиночеству, чувствуя себя лучше, когда их оставляют одних.

Характер контакта с матерью может быть различным: наряду с безразличным отношением, при котором дети не реагируют на присутствие или отсутствие матери, наблюдается негативистическая форма, когда ребенок относится к матери недоброжелательно и активно гонит ее от себя. Существует также симбиотическая форма контакта, при которой ребенок отказывается оставаться без матери, выражает тревогу в ее отсутствие, хотя никогда не проявляет к ней ласки.

Весьма типичны нарушения моторики, проявляющиеся, с одной стороны, в общей моторной недостаточности, угловатости и несоразмерности произвольных движений, неуклюжей походке, с другой — в возникновении на 2-м году жизни своеобразных стереотипных движений (сгибание и разгибание пальцев рук, перебирание ими), потряхивания, взмахивания и вращения кистями рук, подпрыгиваний, вращения вокруг своей оси, ходьбы и бега на цыпочках.

Как правило, имеет место значительная задержка формирования элементарных навыков самообслуживания (самостоятельная еда, умывание, одевание и раздевание и т. д.).

Мимика ребенка бедная, маловыразительная, характерен «пустой, ничего не выражающий взгляд», а также взгляд как бы мимо или «сквозь» собеседника.

Развитие речи в одних случаях происходит в обычные или даже более ранние сроки, в других оно более или менее задержано. Однако независимо от сроков появления речи отмечаются нарушение ее формирования, главным образом за счет недостаточности коммуникативной функции речи. Вплоть до 5–6 лет дети редко активно обращаются с вопросами, часто не отвечают на обращенные к ним вопросы или дают односложные ответы. В то же время может иметь место достаточно развитая «автономная речь», разговор с самим собой. Характерны патологические формы речи: непосредственные и отставленные во времени повторы слов окружающих, придуманные ребенком слова и определения и скандированное произношение, необычная протяжная интонация, рифмование, применение в отношении самих себя местоимений и глаголов во 2-м и 3-м лице. У части детей наблюдается полный отказ от пользования речью при её сохранности.

Эмоциональные проявления у детей раннего и преддошкольного возраста бедны, однообразны. Чаще всего они выражаются в виде примитивных эмоций удовольствия, сопровождающегося иногда улыбкой, или недовольства и раздражения с монотонным плачем и не резко выраженным общим беспокойством. Своеобразным эквивалентом положительных переживаний могут быть стереотипные движения (подпрыгивания, потряхивания кистями рук и др.).

Интеллектуальное развитие может быть различным. От глубокой задержки психического развития до сохранности интеллекта.

Динамика аутизма у детей зависит от возраста. У части детей улучшается коммуникативная функция речи вначале в форме ответов на вопросы, а затем и в виде спонтанной речи, хотя еще длительно сохраняются частичная «автономность» речи, вычурность, употребление недетских оборотов, штампов, заимствованных из высказываний взрослых. У некоторых детей появляется стремление задавать необычные, отвлеченные, «заумные» вопросы («Что такое жизнь?», «Где конец всего?» и т. п.). Видоизменяется игровая деятельность, которая приобретает форму односторонних интересов, чаще отвлеченного характера. Дети увлечены составлением маршрутов транспорта, перечня улиц и переулков, коллекционированием и составлением каталога географических карт, выписыванием газетных заголовков и т. п. Подобная деятельность отличается особым стремлением к схематизму, формальному регистрированию объектов, явлений, стереотипному перечислению цифр, наименований.

Лечение аутизма в центре «Феникс»

Специалисты центра «Феникс» проводят лечение аутизма с применением различных методик. Мы готовы помочь Вашему ребенку!

Центр проводит тщательную диагностику и лечение всех психических и психосоматических расстройств детей, подростков, взрослых и пожилых.

Наш опыт показывает, что, несмотря на тяжесть нарушений, в части случаев возможна успешная социализация детей-пациентов — приобретение навыков самостоятельной жизни и овладение достаточно сложными профессиями. Важно подчеркнуть, что даже в самых тяжелых случаях упорная коррекционная работа всегда дает положительную динамику: ребенок может стать адаптированным, общительным и самостоятельным в кругу близких людей.

Мы помогаем людям более 27 лет. Наша практика обширна, уникальна и проверена годами.

  • Мы помогаем даже в «безнадежных» случаях, и имеем опыт достижение выздоровления при лечении хронических состояний длящихся более 5 лет;
  • Согласно данным экспертов, эффективность лечения в нашем центре составляет более 80%;
  • Мы бережно храним секреты. Конфиденциальность — один из главных принципов нашей работы.
  • Наша клиника отвечает высоким европейским стандартам сервиса;
  • Помощь вам предлагают психиатры, психотерапевты, психологи, специалисты по реабилитации, имеющие огромный практический опыт и научные достижения;
  • Установление диагноза происходит на основе доказательной медицины, в соответствии с международными стандартами;
  • С нами здоровье доступно. Цены на лечение соответствуют качеству наших услуг.

Другие статьи

  • Как мамы занимаются развитием ребенка Как маме начать регулярно заниматься с ребенком и не заскучать Дата: Август 18, 2014 Идея раннего развития становится все популярнее среди молодых родителей. Они штудируют книги Лупан и Никитиных, предлагают малышу кубики Зайцева и карточки Домана, пробуют применять […]
  • Дом на 2 семьи дети родители Дом на 2 семьи дети родители Отличительная черта российского менталитета - большая, в несколько поколений семья. Патриархальный уклад и совместное ведение хозяйства с одной стороны хорошо, а с другой - молодой семье хочется наладить быт самостоятельно, пожить отдельно […]
  • Температура у 4 месячного ребенка 371 Температура у 4 месячного ребенка 371 Сообщение Ragoza » Сб сен 24, 2011 11:09 хоть какая-то положительная динимика есть? н-р, тем-ра поднималась через 2 часа, после спада, теперь через 3-4? если так, то это уже положительная динамика. при вирусе может тем-ра долго […]
  • Кровать для детей 2 года и новорожденного детские кровати 2 года Наш сайт предлагает Вам лучшие детские кровати от 2 лет от европейских производителей с бесплатной доставкой по Москве и области. В нашем каталоге только качественные и надежные кровати для детей от 2 лет, по низким ценам, стоит отметить что […]
  • Как лечить кашель 2х месячного ребенка Как лечить кашель 2х месячного ребенка Открытка "Мой папа - супермен!" Мастерим наряд для кружки! Просто и необычно! Можно подобрать сочетание продуктов под любимый напиток вашего мужчины! Ошибки родителей при лечении кашля у грудничка Лечить кашель у […]
  • Спастика у ребенка лечение Народный рецепт от тонуса и спастики Рецепт костной мази первоначально прочитала мама в журнале, потом его же я нашла на сайте Дети-Ангелы, как мазь Игрушина. Попробовали сами, действительно помогает, но полные 2 мес. еще не сделали, и 5-7 раз в день не выходит. Может […]