Лечение неврозов у детей

Предупреждение неврозов у детей. Часть 13.

В этой части речь идет об основах лечения неврозов: классическими методами психотерапии взрослых является рациональная, аналитическая и суггестивная терапия.

Основы лечения неврозов.

Неврозы возникают в первую очередь под вилянием психологических воздействий, и в лечении их первое место занимает психотерапия, т.е. лечение психологическими методами. Врачи-педиатры всегда подчеркивают, что ребенок — это не просто взрослый в миниатюре, и лечение любых заболеваний его принципиально (а не только дозами) отличается от лечения взрослых. Это положение имеет особое значение и для психотерапии.

Нигде так тесно не переплетается психотерапия и психопрофилактика, как в детской практике. Все те методы воспитания, направленные на предупреждение неврозов, играют большую роль и в излечении.

Поэтом в основе преодоления невроза лежит воспитание «воли и здоровья», а не «бегства в болезнь»: борьба с плаксивостью, вспыльчивостью, распущенностью; укрепление силы, уравновешенности, подвижности нервной системы, развитие так называемой второй сигнальной системы и ее связи с реальной действительностью; устранение срывов вследствие перенапряжения процессов возбуждения и торможение, т.е. все то, о чем шла речь в предыдущих частях.

Классическими методами психотерапии взрослых является рациональная, аналитическая и суггестивная терапия.

Рациональная психотерапия, т.е. лечение невроза при помощи разъяснения больному логических ошибок, приведших его к болезни, к детям мало применима, так как требует от больного высокого интеллектуального развития и резкого преобладания второй сигнальной системы (абстрактного мышления). Однако некоторые простейшие приемы рациональной терапии в виде спокойного разъяснения ребенку необоснованности, например, его невротических страхов и т.п. применяются и в детской практике.

Аналитическая психотерапия, заключающаяся в том, что больного специальными приемами заставляют вспомнить события и переживания, вызвавшие нервный срыв (и у взрослых в ряде случаев может вызвать опасную сосредоточенность на мыслях о своей болезни и неизлечимости ее), у детей совершенно неприемлема.

Суггестивная психотерапия в виде гипноза и внушения, на первый взгляд, казалось бы, очень подходит для применения ее в практике лечения детей, так как дети обычно легко внушаемы и поддаются гипнозу (за исключением самого раннего возраста) даже лучше, чем взрослые. Однако широкое применение гипноза и прямого внушения при лечении детей могут иметь и отрицательные последствия, так как, во-первых, гипноз повышает внушаемость ребенка и тем самым делает его беззащитным перед случайными дурными влияниями; во-вторых, дети, лечащиеся гипнозом, перекладывают ответственность за свои дурные проступки или дурные привычки на врача, поэтому сами с ними не борются (ребенок, лечившийся гипнозом от онанизма, на требование матери прекратить это, заявил: «я не виноват, я больной и лечусь!»).

Гипноз к дошкольникам применяется очень редко, лишь при особых исключительных обстоятельствах.

Однажды на прием в психоневрологический диспансер мать привела свою шестилетнюю дочку с сильными болями в голове, животе, ногах, слабостью в них. Хотя у девочки отсутствовало какое-либо органическое заболевание внутренних органов или нервной системы, состояние ее, несмотря на проводившееся разнообразное лечение, ухудшалось. Обстоятельства заболевания следующие. На лето девочка была отправлена в деревню к двоюродной бабушке. Старая женщина повела девочку с собой в церковь и потребовала , чтобы она била поклоны перед иконами, а когда девочка не захотела, пригрозила: «Вот увидишь, бог рассердится и отнимет здоровье, все будет болеть, ходить не сможешь». Под влиянием этого внушения девочка и заболела, а мать, забравшая ее из деревни, усугубила состояние дочки причитанием, что проклятая старуха наслала порчу и теперь уже никакие лекарства не помогут. В этом случае лечить девочку от ее болезни пришлось гипнозом, во время которого ей выло внушено, что «порча», сделанная бабушкой, теперь уже действовать не будет.

Если гипноз и прямое внушение в лечении детей применяется редок, то косвенное, или, как его называют иногда, чрезпредметное, внушение находит в детской психотерапии широкое применение. Ребенку авторитетно заявляют, что как только он потрет мазью больное место, боль сразу же успокоится, или что после проглатывания безобидной витаминки — сразу все пройдет (эффект плацебо).

Также в России и за рубежом широкое распространение в лечении и предупреждении различных нервных нарушений имеет так называемая аутогенная тренировка.

Этот метод самотренировки, или, иначе, самовнушения, предложенный известным немецким ученым Шультцем, включает в себя много приемов, заимствованных у индийских йогов, позволяющих им показывать чудодейственную власть над собственным организмом, но лишенных их мистической основы.

На методике аутогенной тренировки, приспособленной к особенностям детского возраста, можно остановиться несколько подробнее.

Если при воспитании и обучении детей уделяется много внимания их интеллектуальному физическому развитию, то умению владеть своими эмоциями и переживаниями (что не менее важно в жизни, чем приобретение знаний или трудовых навыков) не уделяется никакого внимания. Восполнить этот пробел в воспитании и призвана аутогенная тренировка (аутотренинг).

Чем моложе организм, тем легче он обучаем в любом отношении, в том числе и в тренировке своей вегетативной и эмоциональной сферы, и поэтому аутогенную тренировку, нам кажется, желательнее всего начинать в дошкольном возрасте (в старшей группе детского сада, так как сущность ее для малышей будет еще недостаточно понятна). Как показывает опыт по лечебному применению аутотренинга, дети крайне охотно занимаются им и очень легко осваивают все необходимые навыки.

В отличие от гипноза, аутотренинг у детей не имеет отрицательных сторон, не дает никаких осложнений. Методика его может быть различной и варьировать от конкретных условий, но хотелось бы как канву, предложить нижеследующую схему.

До начала упражнений надо объяснить детям в доступной форме, что эти занятия научат их быть здоровыми, сильными, смелыми, владеть своим телом и настроением, ничего не бояться, не злиться. Можно указать, что это является подготовкой профессиям, требующим смелости, спокойствия, умения владеть собой.

Упражнения ребенок может выполнять дома под наблюдением кого-либо из взрослых, ознакомленных врачом с основами этой методики, в пределах нижеизложенного.

Заниматься надо ежедневно по 3 раза в день; длительность упражнений вначале 1-2 мин, в дальнейшем — по 5-6 мин. Поза при упражнении: либо сидя с опущенной головой и руками, свободно лежащими на бедрах свободно расставленных ног («кучерская поза»), либо лежа на спине с руками, чуть согнутыми в локтях, лежащими вдоль туловища, с ладонями, опущенными книзу. Глаза закрыты.

Первая ступень аутогенной тренировки состоит из четырех упражнений. Первое упражнение заключается в том, что ребенок повторяет про себя: «моя правая рука стала очень тяжелой» 5-6 раз подряд; затем говорит мысленно фразу: «я совсем, совсем спокоен» и снова 5-6 раз — о тяжести в правой руке. Чтобы убедить ребенка, что его рука отяжелела, предлагают ее поднять и почувствовать, как это трудно. В конце каждого сеанса ребенку предлагают сделать три резких сгибания и разгибания в локтях, сопровождая их глубоким вдохом и выдохом, и после этого широко открыть глаза и убедиться, что тяжесть в руке полностью исчезла.

Через три дня такое же упражнение применяют для левой руки. На следующей неделе первые три дня вызывают тяжесть уже в обеих руках, в последующие три дня — и в руках, и в ногах. Тем самым первое упражнение делают на протяжении двух недель по 1-2 мин 3 раза в день.

Второе упражнение начинают с 3-ей недели. К самовнушению на появление тяжести в руках присоединяют мысленно фразу: «моя правая рука теплая, совсем теплая». Повторяют это, присоединяя к фразе: «моя правая рука тяжелая», в том же ритме и частоте, как и в предыдущем упражнении, соответственно через три дня переходя к внушению тепла в левой руке, затем в обеих руках и затем в ногах. Это занимает еще две недели. Через каждые 5-6 повторений говорят: «я совсем, совсем спокоен». Длительность сеанса здесь уже 3 мин, так как повторяют каждый раз и первое упражнение на тяжесть.

Третье упражнение начинают делать с 5-ой недели. При этом каждый раз к двум предыдущим самовнушениям (тяжести и тепла конечностей) присоединяют внушение теплоты в животе, для чего ребенок кладет руки на верхнюю часть живота и повторяет: «мой живот теплый, мягкий, от него идет тепло». Через каждый 5-6 повторений, как и раньше, говорит фразу: «Я совсем, совсем спокоен». Это упражнение занимает 4 мин.

У детей со склонностью к запорам или болям в животе можно добавить самовнушение о том, что кишечник будет функционировать хорошо и безболезненно.

Четвертое упражнение начинают с 7-ой недели (так как каждое предыдущее занимало по две недели). Здесь ко всем предыдущим самовнушениям присоединяют самовнушение: «я дышу совершенно спокойно», делая вдох на словах «я дышу» и выдох со словами «совершенно спокойно». Это упражнение занимает 5 мин и проводится в течение двух недель.

Итак, обучение первой ступени упражнений занимает примерно восемь недель.

На этом заканчивается первая ступень аутогенной тренировки, привязанная научить детей управлять простейшими функциями своего организма: тонусом мышц и сосудистой стенки, дыханием.

На фоне умения произвольно вызывать ощущения тяжести и расслабления в мышцах и приливы крови к заданному участку тела, регулировать дыхание можно приступить ко второй ступени аутогенной тренировки, имеющей, на наш взгляд, особое значение. Цель ее — научить ребенка владеть своими представлениями и переживаниями.

При обучении ребенка второй ступени аутотренинга надо одновременно продолжать тренироваться и в упражнениях первой ступени. Если ребенок овладел ею хорошо, то тренировку можно проводить ускоренными темпами, например, просто повторяя с закрытыми глазами по 3 раза каждое следующее самовнушение: «руки и ноги тяжелые», «мышцы расслаблены», «тепло разливается по конечностям, по животу», «спокойно, глубоко дышу», и по выполнении каждый раз этих самовнушений разучивать упражнения второй ступени.

Смотрите так же:  Как выйти из депрессии если тебя бросила девушка

Эти упражнения проводятся с открытыми глазами, без фиксации в определенной позе. Начинать их мы рекомендуем с гимнастики с воображаемыми предметами.

Ребенку предлагают (и показывают, как это делается) изобразить выжимание несуществующей штанги, причем подъем этот нужно делать с полным напряжением мышц, испытывая все те усилия, которые потребовались бы для выжимания реальной штанги. Так же растягивается с полной силовой нагрузкой воображаемый эспандер.

Подобные упражнения не только создают возможность образного представления и тренируют эмоциональную сферу ребенка, но и очень полезны для укрепления мышечного аппарата. Преимущество в последнем отношении такой гимнастики перед обычной физкультурой (которую она не исключает, а дополняет) в том, что организм работает с полной нагрузкой, но без угрозы надорваться, в то время как при работе с реальными тяжестями или сопротивлениями надо очень точно подобрать в каждом случае их массу: слишком малая не окажет достаточного влияния на развитие мышц, сердечно-сосудистой и других систем, а слишком большая может вызвать их повреждение.

В плане этой же работы с воображаемыми предметами детям предлагают бросать и ловить воображаемый мяч, прыгать через воображаемую скакалку или планку, проводить борьбу с воображаемыми зверями.

Все эти упражнения, охотно выполняемые детьми, развивают у них умение произвольно вызывать комплекс эмоциональных и мышечных ощущений.

После приблизительно месяца такой тренировки, на базе ее можно приступить к наиболее важной части — созданию заданного образа.

Ребенку предлагают разыгрывать в жизни спокойного смелого, веселого человека, никогда ничего не пугающегося, не плачущего, не злящегося.

Так как в процессе личного и видового развития определенные эмоции (страх, гнев, горе, радость и т.п.), искусственно демонстрируя ту или иную эмоцию с соответствующими движениями, позой, мимикой, тембром голоса и т.п., мы непроизвольно вызываем и соответствующие им переживания. Разыгрывая, например, «смелого пограничника», ребенок отучается бояться, «добрую няню» — злиться и т.п.

Дети обучаются этому искусству несравненно легче и быстрее, чем взрослые, и тем самым овладевают неоценимым в жизни умением не испытывать ненужных, отрицательных (вредных для здоровья самого ребенка и асоциальных по отношению к коллективу) эмоций. Такой ребенок не капризничает, не злится, не пугается и т.п. Как бы играя при любой, даже неблагоприятной, ситуации смелого, веселого, спокойного человека, он постепенно таким и становится, умея разрядить любой конфликт, не травмируя ни своей, ни чужой психики.

На базе овладения аутотренингом можно проводить у детей и различные лечебные самовнушения по искоренению тех или иных неврогенных заболеваний, но это уже входит в компетенцию врача-специалиста; обучение же детей профилактическому аутотренингу, о котором мы здесь рассказали, легко доступно воспитателям и родителям, которых врач ознакомит с этим методом.

Наряду с общими принципами психотерапии неврозов у детей, в зависимости от формы невроза делается упор на те или иные психотерапевтические приемы. При истерии, в основе которой, как мы уже говорили, лежит «бегство в болезнь», — стараться не доводить ребенка до истерических проявлений, но, если они возникли, следить, чтобы они никогда не принесли ему ни прямую, ни косвенную выгоду, одновременно всячески стимулируя выход из истерического состояния. У более старших детей, в отдельных случаях, где истерические проявления не ограничиваются истерическими приступами («капризами»), можно применять гипноз, внушение наяву, самовнушение, косвенное внушение.

При неврастении, в основе которой лежит снижение порога возбудимости, нужно укрепить и физическое состояние организма путем дачи лекарств, витаминов (по назначению врача), физкультуры, водных процедур и др. Широкое применение здесь может иметь и аутогенная тренировка. Таких детей надо разгрузить от стресса, так как длительное напряжение, как мы уже объясняли, снижает порог возбудимости. Школьникам иногда полезно, по согласованию с врачом, дать дополнительный день отдыха в неделю. Но не надо впадать и в другую крайность, создавая особые условия исключая все раздражители (кино, телевизор, компьютер, игры с друзьями и т.п.)

В этом отношении интересные опыты были проведены в зоопарках на животных, в частности на тупаях. Тупаи — это небольшие, обитающие в лесах Южной Азии, зверьки, относящиеся к отряду насекомоядных, но очень близкие к предкам обезьян, а значит, и человека. У них по некоторым признакам легко определить когда животное находится в стрессовом, а когда в спокойном состоянии. Выяснилось, что если более 50-60% времени бодрствования зверек находится в состоянии нервного напряжения, он в конце концов погибает. Но, если периоды нервного напряжения становятся ниже 10%, то зверек тоже постепенно гибнет.

При неврозах навязчивых состояний можно пользоваться методом постепенного угасания условных связей, как бы приучая ребенка к пугающему его явлению. Например, ребенка, боящегося собаки, постепенно приучают гладить игрушечную собачку, затем маленького щеночка и т.д. Мальчика, который после автомобильной катастрофы мог ходить, лишь держась за чью-либо руку, мы постепенно приучили держаться за ремень, другой конец которого находился в руке взрослого (врача, затем матери или старшей сестры), затем этот ремень заменили ему галстуком, потом этот галстук повесили ему на шею, за который он брался лишь при неожиданном шуме.

Можно вызывать «угасание» и связывая пугающее с приятным, как бы переделывая сигнальное значение раздражителя. Так, родителям мальчика, боящегося спущенных занавесей, мы предложили купить щенка, о котором давно мечтал сын, и спрятать его за занавесью. Когда мальчик пришел домой и увидев спущенную занавесь, стал, как всегда, в страхе пятиться от нее, оттуда выскочил долгожданный щенок, и после этого занавеси перестали быть сигналом страшного.

При навязчивых движениях иногда помогает проделывать эти движения 2 раза в день по несколько минут сознательно перед зеркалом. Танцюра (автор метода) объясняет эффект запредельным торможением в соответствующей области коры головного мозга, а мы — кортиколизацией (управляемостью) данных движений, но это практически безразлично.

Конечно, при лечении неврозов и других нарушений нервной системы наряду с психотерапевтическими (условно-рефлекторными) методами воздействия часто приходится применять и медикаментозную терапию по назначению врача. Надо помнить, что нет вообще абсолютно (хороших», безотказно действующих лекарств. Лекарство, которое прекрасно помогло одному нервному ребенку, может оказаться бесполезным и даже вредным для другого.

Одно и то же лекарство при одном и том же заболевании в зависимости от особенностей нервной системы ребенка может давать совершенно разный эффект: например, некоторые лекарственные препараты с успокоительным эффектом — детям с сильным типом высшей нервной деятельности надо назначать в относительно больших дозах, а детям со слабым типом — в очень малых, поскольку назначение им препарата в больших или даже средних дозах вызовет у них не успокоение, а возбуждение; в процессе лечения обязательно должна меняться и дозировка лекарства. Поэтому нельзя давать лекарство, которое помогло соседнему ребенку, без совета врача своему ребенку.

Чтобы излишне не привлекать внимания нервного ребенка к своей болезни, мы предлагаем по возможности давать назначенное врачом лекарство под видом общеукрепляющих препаратов (одновременно давая здоровым братишкам и сестренкам, например витамины); назначенные водные процедуры проводить как гигиенические мероприятия и т.п.

При лечении детских неврозов врачи стараются не пользоваться без крайней необходимости уколами и иными болезненными процедурами. Боль, является биологическим сигналом: «не делай этого!». Если ребенку было сказано, например, не трогать горячий чайник, а он его коснулся и обжег руку, боль в этом случае не может вызвать невроз, а явится лишь сигналом-предупреждением: «не делай этого больше!» . Совсем иначе влияет на нервную систему ребенка боль, причиненная лечебными процедурами. Она заставляет ребенка в следующий раз не даваться в руки врача или медсестры, причинившим боль, а так как его заставляют подчиняться им снова и снова, может наступить так называемая «сшибка» (предыдущий болевой опыт сигнализирует : «не давай руку сестре для укола», а мать заставляет: «дай!), в результате которой разовьется невроз.

В тех случаях, когда укол или другая болезненная процедура абсолютно необходимы, не надо обманывать детей, говоря, что будет «совсем не больно», или делать укол неожиданно. Нужно спокойно растолковать ребенку, что необходимо потерпеть, чтобы быть здоровым, и компенсировать эту боль чем-либо очень приятным.

В ряде случаев показано применение лечебной гимнастики, массажа, водных, иногда электропроцедур (например, электросна, осуществляемого специальным аппаратом, пропускающим через мозг больного ребенка импульсный ток низкой частоты и малой силы, действующий успокаивающе). Все это назначает врач после углубленного обследования ребенка.

Помните, что чем раньше вы обратите внимание на те или иные дефекты нервной системы ребенка и проконсультируйтесь со специалистом, тем быстрее и легче можно будет их исправить. Да и здорового ребенка неплохо показать хотя бы раз детскому психоневрологу, помня, что предупредить болезнь легче, чем ее вылечить.

Неврозы. Причины, симптомы и лечение неврозов у детей и взрослых.

Неврозы — одно из наиболее частых нервно-психических заболеваний. Они возникают чаще у женщин, чем у мужчин, возможно в связи с тем, что семейные и бытовые невзгоды для женщин обычно более значимы. Неврозы могут носить и массовый характер, когда возникает ситуация стресса в стране, регионе, городе. В качестве факторов риска неврозов следует назвать физическое перенапряжение, соматические болезни, травмы, злоупотребление транквилизаторов и снотворных, а также наркотических веществ.

Причины неврозов

Причиной неврозов является действие психотравмирующих раздражителей. Чаще всего неврозы вызываются информацией о потере близких, крахе надежд, о семейных или любовных невзгодах, служебных неприятностях, наказании за совершенное деяние, угрозе жизни, здоровью. Неврозы могут вызывать и такие общеистощающие вредности, как длительное недосыпание, умственное или физическое перенапряжение. Даже в этих случаях имеет значение информация, побуждающая человека преодолевать усталость.

Смотрите так же:  Неврозы после запоя

Потребности человека, его воспитание, жизненный опыт, взгляды, установки, идеалы, влияние социальной среды, умение находить рациональный выход из сложных жизненных ситуаций определяют «значимость», а в связи с этим и «патогенность» для человека той или иной информации, влияют на характер психической переработки, которой эта информация подвергается. Для возникновения болезни огромное значение имеют не только врожденные типологические свойства нервной системы, но и состояние ее к моменту действия психической травмы.

Широким признанием во многих западно-европейских странах, и особенно в США, пользуется теория «инфантильно-сексуальных комплексов» З. Фрейда. Согласно этой теории в раннем детском возрасте появляется ряд влечений, которые не кажутся ребенку недозволенными или запретными. Эти влечения носят сексуальный характер (влечение девочки к отцу, мальчика к матери) или аутоэротические влечения (мастурбация), гомосексуальные влечения. В процессе воспитания ребенок узнает о порочности, о запретности этих влечений и они вытесняются в «бессознательное» и подвергаются амнезии. В период взросления и в зрелом возрасте подавление «бессознательных» влечений приводит к неврозам, если это падает на благоприятную почву. Фрейд разработал схемы толкования «бессознательной» сексуальной символики, что часто является не только неправильным, но порой и только толкованием фактов.

Некоторые ученые считают, что основную роль в патогенезе неврозов лежит дефицит родительской любви. По их мнению, это вызывает у ребенка «базальную тревогу» и влияет на последующее формирование личности. Большое значение придается противоречиям между потребностями отдельного человека и возможностями их удовлетворения. Истоки конфликтов, лежащих в основе неврозов, просматриваются в межличностных отношениях родителей и детей и могут породить такие невротические состояния и проявления, как агрессивность, страхи, боязливость и т.д.

Наши, отечественные ученые считают, что в основе неврозов лежит неудачно, нерационально и непродуктивно разрешаемые личностью противоречия между ней и значимыми для нее сторонами действительности. Неумение найти рациональный и продуктивный выход влечет за собой психическую и физиологическую дезорганизацию индивидуума.

Общим механизмом неврозов, как показали исследования последнего времени, является нарушение деятельности церебральных структур, обеспечивающих адаптацию к ситуациям, препятствующим удовлетворению потребностей. Вследствие этого возникает неадекватное поведение, перенапряжение нервных процессов, стрессы с соответствующими эндокринными и вегетативными проявлениями. Нервные и гуморальные механизмы регуляции тесным образом взаимосвязаны. Каждый условнорефлекторный и безусловнорефлекторный акт сопровождается соответствующими гуморальными изменениями, т.е. при эмоциональных состояниях (тревога, страх и т.д.) происходит выброс адреналина, а при ярости и гневе — норадреналина.

Увеличение адреналина или норадреналина в крови вызывает ряд соматических изменений в организме. За последние годы достигнуты большие успехи в области генетики и изучения биохимических основ памяти — факторов влияющих на процессы синтеза РНК в головном мозге, а также «стирание» следов воспринятого. Можно надеяться, что дальнейшие исследования позволят понять и механизм формирования вызванных психическими травмами стойких и глубоких следов памяти и найти пути их стирания.

Классификация неврозов

Выделяют 3 классические формы неврозов: неврастению, истерию (истерический невроз) и невроз навязчивых состояний. Возможны смешанные картины невротических состояний. В подобных случаях невроз диагностируют по преобладающим клиническим проявлениям. Трудности отграничения отдельных форм неврозов в последние годы значительно возросли в связи с изменением их клинической картины (патоморфоз), уменьшением частоты так называемых классических форм и увеличением числа неврозов со сложными вегетативно-висцеральными нарушениями (нарушения сердечной деятельности, дыхания, двигательные, желудочно-кишечные расстройства, синдром нервной анорексии, профессиональные дискинезии, сексуальные нарушения, головные боли и др.).

Стадии и симптомы неврастении

Неврастения, признаки которой полностью укладываются в умеренное повышение психической возбудимости, является начальной стадией расстройства. В эту первую стадию больного беспокоит раздражительность, нетерпеливость. При этом начинается снижаться работоспособность, люди зачастую срываются на коллег по работе, отвлекаются на незначительные детали. Также снижается концентрация внимания, память. Начинает нарушаться сон, так, одним из первых «звоночков» служит раннее пробуждение, за 5-10 минут до сигнала будильника. Нередко больных начинают беспокоить головные боли давящего характера.

Во время второй стадии неврастении помимо уже описанных жалоб начинает развиваться выраженная утомляемость, слабость. В эту стадию происходит смена режимов сна. Ночной сон становится неудовлетворительным, при этом появляется выраженная сонливость днем. В связи с постоянным эмоциональным напряжением появляются сопутствующие признаки со стороны желудочно-кишечного тракта (несварение, боли в животе и т.п.), сердечно-сосудистой системы (может повышаться артериальное давление, развиваться тахикардия).

На третьей, заключительной, стадии заболевания у больного развивается апатия, вялость, сонливость, подавленность эмоциональной сферы. Нередко развивается субдепрессивное или депрессивное состояние, снижается либидо, появляется ипохондрическая направленность жалоб – больной постоянно прислушивается к малейшим изменениям в своем организме. Работоспособность на данной стадии снижается вплоть до полной невозможности выполнять привычные задачи.

Следует отметить также тот факт, что повторные приступы неврастенического расстройства обычно имеют тенденцию к более глубокому течению, а также более быстрому переходу между стадиями заболевания.

Лечение неврастении

Самым лучшим ответом на вопрос как лечить неврастению станет простая фраза – не допустить её развернутого развития. При начальной стадии и первых признаках неврастении достаточно просто нормализовать режим сна и бодрствования. Увеличение продолжительности сна необходимо и на более поздних стадиях заболевания. В случае 2-3 стадий следует уделить особое внимание общеукрепляющим мероприятиям (витаминотерапия, аутотренинг, массаж, закаливание). При выраженности проявлений неврастении также следует задуматься о временном прекращении трудовой деятельности, курсе психотерапевтического лечения, в крайних случаях прибегают к стационарному лечению с использованием антидепрессантов и транквилизирующих средств.

При неврастении, развившейся на фоне соматического заболевания, следует уделить первоочередное внимание терапии основной патологии, попутно проводя психологическое убеждение в положительном прогнозе лечения и используя общеукрепляющие препараты. Однако игнорирование неврастении, при терапии иных заболеваний, может свести на нет все старания лечащего врача.

В отличие от более серьезных расстройств адаптации, неврастения (лечение в домашних условиях которой дает прекрасные результаты) имеет два плюса: благоприятный прогноз даже в запущенных случаях, возможность нормализации состояния в начальных стадиях даже без использования специфических лекарственных препаратов.

Основных рекомендаций по начальной терапии в домашних условиях немного и они просты для выполнения:

Не следует допускать психоэмоциональной перегрузки.

Следует соблюдать гигиену сна и своевременно предупреждать его нарушения.

Весной и осенью необходимо принимать общеукрепляющие поливитаминные препараты.

Рабочий график, особенно при имеющихся эпизодах неврастении в прошлом, не должен превышать 10 часов в день. Не рекомендуется шестидневная рабочая неделя и сменный график суточной работы.

Истерия или истерический невроз

Симптомы истерического невроза

Истерический невроз проявляется разнообразно. Две основные группы расстройств — эмоциональная неуравновешенность (приступы эмоциональных реакций, приступы плача, смеха) и мнимые неврологические и соматические болезни. К ним относятся мышечная слабость, утрата чувствительности, чувство клубка в горле, затруднение дыхания, истерическая слепота, глухота, утрата голоса и др. Недаром поэтому врачам почти каждой медицинской специальности приходится встречаться с этим неврозом. Прежде всего отметим, что истерический невроз — болезнь. Истерия никогда не является притворством или симуляцией.

Двигательные нарушения при истерическом неврозе разнообразны. В настоящее время редко встречаются больные с истерическими параличами, с симптомами слабости в ногах, затруднением при походке. Иногда такие двигательные расстройства продолжаются не один год, приковывают больного к постели. Но в тех случаях, когда природа болезни оказывается бесспорно истерической, излечение возможно. К истерическим расстройствам относится также писчий спазм, когда при письме напряжение в мышцах руки и пальцев не проходит, остается и мешает письму. Подобное расстройство встречается у телеграфистов, машинисток.

Нарушения речи могут проявляться в виде «спотыкающейся речи», заикания, в беззвучной речи или отказе от речи (истерическое молчание). Такие симптомы могут появиться при внезапных и сильных психических воздействиях на человека, например при пожаре, землетрясении, кораблекрушении и пр. К истерическим расстройствам относятся также те состояния экстаза, неуемного восторга, которые наблюдаются у некоторых религиозных людей при молитве.

Лечение истерического невроза

Прежде всего необходимо по возможности устранить травмирующие психику обстоятельства либо смягчить их влияние. Иногда положительное воздействие оказывает перемена обстановки. Главное место в лечении истерии отводится психотерапии, в частности рациональной. Многократные, настойчивые и целенаправленные беседы с больным способствуют выработке у него правильного отношения к причинам заболевания. Для устранения отдельных симптомов истерии применяют внушение (суггестию) в бодрствующем или гипнотическом состоянии. В ряде случаев эффективны наркогипноз, аутогенная тренировка, косвенное внушение, заключающееся в том, что словесный фактор сочетается с применением физиотерапевтических процедур или лекарственных веществ (новокаиновая блокада, массаж, различные виды электролечения с разъяснением их терапевтической роли).

При лечении некоторых двигательных нарушений, мутизма, сурдомутизма благоприятно действуют амитал-кофеиновые растормаживания (подкожное введение 1 мл 20%-ного раствора кофеина и через 4—5 мин внутривенное введение 3—6 мл свежеприготовленного 5%-ного раствора амитал-натрия) с соответствующим словесным внушением, направленным на ликвидацию болезненных симптомов, на курс — 15—10 сеансов через день. При повышенной эмоциональной возбудимости и неустойчивости настроения рекомендуются различные седативные средства, транквилизаторы и легкие антидепрессанты. Затяжные истерические припадки делают показанным введение хлоргидрата в клизме.

При истерии назначают общеукрепляющую терапию, витаминотерапию, санаторное лечение, физиотерапию. Прогноз обычно благоприятен. В некоторых случаях при длительной конфликтной ситуации возможен переход истерического невроза в истерическое развитие личности с затяжным невротическим состоянием и истерической ипохондрией.

Невроз навязчивых состояний

Симптомы невроза навязчивых состояний

Невроз навязчивых состояний – это заболевание, симптомы которого выражены довольно четко. Для неврозов характерным является возникновение различных навязчивых и преследующих мыслей, которые непроизвольно вторгаются в жизнь и сознание человека. Болезненные представления, как правило, имеют характер навязчивых воспоминаний. Человек может выражать мысли в виде каких-либо сомнений или опасений по какому-либо поводу. Возможно возникновение состояния мучительной неуверенности в правильности того или иного действия, попытках проверять последствия его выполнения.

У человека постоянно возникает потребность выполнять каких-либо действия. Таким образом о пытается преодолеть возникающие у него страхи. Очень часто невроз принимает форму своеобразных ритуалов, выполнение которых носит защитный характер. Также для этого состояния характерным является возникновение различных опасений. Навязчивые мысли могут быть о невозможности выполнения каких-либо привычных для человека действий. Одним из проявлений невроза навязчивых состояний являются всевозможные фобий человека.

Смотрите так же:  Лечение анорексии у девушек

Невроз навязчивых состояний носит волнообразное течение. У него бывают периоды то обострения, то затишья. Как правило невроз усиливается, когда человек попадает в ситуацию, подобную той, которая и вызвала это психическое отклонение.

Лечение невроза навязчивых состояний

Лечение невроза навязчивых состояний — это длительный процесс, который требует от больного выполнения всех медицинских назначений, большого терпения и дисциплинированности. Только в этом случае можно рассчитывать на то, что человек сможет в значительной степени снизить симптомы этого заболевания. Основное лечение такого заболевания, как невроз навязчивых состояний начинается с изоляции факторов, отрицательно действующих на человека. Ведь именно они ответственны за данное состояние, так как спровоцировали болезнь. Но это возможно лишь на ранней стадии, когда проблема только набирает силу. Если необходимое время уже упущено, и больной обратился за помощью, когда болезнь надежно его захватила, необходимо воздействие психотерапевтическими методами.

Как правило, при запущенном неврозе первостепенная причина дополняется значительным количеством сопутствующих факторов. Психотерапевт, назначая адекватное лечение, наряду с медикаментозными средствами, антидепрессантами или транквилизаторами использует методы по коррекции психического состояния больного. Современная медицина располагает большим разнообразием методик, которые позволяют произвести точный психологический анализ. В связи с этим для каждого пациента подбирается индивидуальный способ лечения, соответствующий тяжести его заболевания. Курс лечения медикаментами так же представляет собой отдельную индивидуальную программу.

Симптомы неврозов

Симптомы неврозов делятся на психические и физические.

Психические симптомы неврозов включают в себя: недостаточное эмоциональное благополучие; нерешительность в действиях; низкий уровень социальной адаптации (или, говоря простым языком, проблемы при общении с окружающими); заниженную или завышенную самооценку; частые переживания чувств страха и тревоги (проявляется, если у человека невроз навязчивых состояний); неопределенность в своей системе ценностей; резкие перепады настроения; раздражительность; тревожность; неустойчивость даже перед малейшими стрессами; зацикливание на одной ситуации; бессонницу и другие расстройства сна.

Физические симптомы неврозов: головная боль (может быть прерывистой); боли в сердце или в районе живота (соответственно, недуг при таких симптомах называют «невроз сердца» и «невроз желудка»); быстрая утомляемость, частое чувство усталости; вегетодистония (особо ярко выражена, если у человека вегетативный невроз); головокружения, перепады давления, может появляться потемнение в глазах; нарушения вестибулярного аппарата: сложно держать равновесие; нестабильный аппетит (недоедание, переедание).

Симптомы неврозов у детей

В отличие от симптомов взрослых людей, у детей они немного другие, хотя между некоторыми из них можно провести параллели. В первую очередь, у ребенка начинается расстройство сна. А сон имеет большое значение для работы головного мозга человека, он позволяет нервной системе восстанавливаться. Здоровым ребенком во время сна сохраняются спокойные черты лица, при этом мышцы находятся в расслабленном состоянии, а дыхание ровное. Нарушение сна может проявляться по-разному: ребенок долго не засыпает, просыпается по несколько раз за ночь, либо слишком мало спит.

Детский страх — это проявление невроза. В раннем детстве ребенок еще не знаком с этим миром, он не знает, что действительно является опасным, а что — нет. В большинстве своем дети боятся новых и незнакомых вещей. Слуховой аппарат малышей всегда работает на более высоком уровне, чем у взрослых, поэтому надо отказаться от большинства громких звуков, чтобы вместе с ними не пришло заболевание. Тики достаточно распространены у детей с невротическими расстройствами. Под тиками понимают сокращения, которые могут быть расценены как судороги. Чаще всего сокращаются мышцы лица, головы, шеи, рук. Однако, если разобраться, эти движения можно расценить как целенаправленные: помаргивает глазом, будто на реснице есть соринка, дергает плечом, поправляя рубашку и т. п.

Лечение неврозов

Начинать лечение неврозов нужно сразу же, если вы видите хотя бы один симптом невроза. Нужно соблюдать здоровый образ жизни, постоянно заниматься спортом, питаться здоровой пищей, принимать контрастный душ, спать по 12 часов и так далее. Если невроз углубился и жить практически невозможно, нужно начинать прием транквилизаторов. Любой невроз это в первую очередь психическое заболевание, поражающее нервную систему, которое появляется из-за того, что человек испытывал стресс слишком долго и не мог успокоиться. Невроз может выражаться разными способами, например, может дергаться одна половина лица при страхе или человек может иметь проблемы с речью. В большинстве случаев невроз появляется у девушек, так как их нервная система слабее мужской.

Люди ошибочно считают, что невроз – это заболевание, которое лечится лишь в психиатрических лечебницах с помощью уколов и таблеток. Но это неправда, проходить лечение можно даже в домашних условиях, разумеется, если это разрешит невролог и случай не слишком запущенный. Невроз в той или иной форме есть у половины населения нашей страны, но мало кто занимается его лечением и обращает на него внимание. Человек может и не подозревать о наличии невроза, правда, в этом есть свои плюсы, так как если человек придает значимость неврозу – он усиливается, поэтому приходится заниматься продолжительным лечением, которое далеко не всегда дает положительный результат.

Лечение неврозов у детей

У детей неврозы встречаются так же часто, как и у взрослых. Лечиться нужно у психотерапевта или невролога, при этом чаще всего назначают транквилизаторы. Благодаря ним ребенок крепче спит, не испытывает тревоги и страха. Но употреблять транквилизаторы можно лишь в крайних случаях, так как список побочных эффектов слишком длинный. Ребенок может вместо невроза страдать от зудов, запоров, аллергических реакций, повышенной сонливости и так далее. Если лечение препаратом неизбежно – уточните продолжительность, так как может произойти привыкание, и дальнейшая жизнь будет сопровождаться регулярным приемом транквилизаторов. Желательно начать лечение на первых стадиях невроза, так как оно гораздо легче и побочных действий можно избежать.

Невролог может назначить лечебную физкультуру, витамины, прогулки на свежем воздухе и многое другое. К тому же ненужно избегать психотерапии и гипноза, правда, уточните образование специалиста. Если гипнотизер достаточно опытный, он не станет работать с ребенком в классическом гипнозе. Есть другие виды гипноза, в котором человека постепенно расслабляют, а потом оставляют в этом состоянии и рассказывают длинную историю со скрытым смыслом. Подсознание усваивает информацию, после чего проблема решается. Но из-за того, что ребенок может не понять смысл метафоры, нужно делать их очень простыми. Избегайте применения психостимуляторов, ноотропов, антидепрессантов и других препаратов, так как они имеют множество побочных действий и неприемлемы для детей.

Профилактика неврозов

Правильно проведенные профилактические меры позволяют избежать развития неврозов и его продолжительного лечения. Профилактическими мерами в данном случае будет здоровый образ жизни, посильные физические нагрузки, лучше, если они будут происходить на свежем воздухе. Немаловажную роль в профилактике неврозов играет обстановка, в которой пребывает человек, начиная от цветовой гаммы, которая преобладает в его жилище, и, заканчивая коллективом, в котором ему приходится постоянно вращаться. Цвета для оформления квартиры должно быть преимущество пастельных тонов, яркие, кислотные краски едва ли будут способствовать стабилизации психологического состояния.

Что же касается общества, в котором приходится находиться человеку, то желательно общаться с теми, кто вызывает положительные эмоции. Если же собеседник неприятен или агрессивен, лучше всего исключить общение с ним или хотя бы ограничить. Хорошо на состояние человека влияет правильно подобранная музыка, которая сопровождает его по жизни. Однако она не должна быть однообразной. Выбирать рекомендуется мелодии простые для восприятия. В качестве профилактики неврозов необходимо позаботиться о правильном питании. Хорошо успокаивает шоколад, продукты содержащие протеины (курица, рыба, нежирная говядина). Любителям кофе, склонным к неврозам рекомендуется отказаться от кофе, который усиливает воздействие негативных факторов.

Другие статьи

  • Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Консультация (младшая группа) по теме: консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей. Предварительный просмотр: Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного […]
  • Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Законодательством Российской Федерации не предусмотрено процедуры отказа от ребенка, возможно только лишение родительских прав. Так, согласно ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если […]
  • Что входит в обязанности родителей по воспитанию детей Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 - 79) Глава 12. Права и обязанности родителей См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. […]
  • Можно ли ребенку капать ромашку в нос отвар ромашки и нос неделю назад мы заболели к нам приходила врач и сказала 5 раз в день промывать нос пипеткой ромашки, потом отсасывать аспиратором, а потом капать капли сейчас я разговаривала с подругой, она меня отругала, сказала, что нельзя так ни в коем случае, […]
  • Как правильно купать в круге месячного ребенка Как купать ребёнка с кругом на шее С какого месяца купать ребёнка с кругом на шее, как правильно это делать, в какое время? Советы доктора Комаровского и видео инструкция. Водные процедуры – особенное удовольствие для маленького ребенка. Кроме обычного гигиеничного […]
  • Диагностика отклонения в развитии ребёнка определение этапы проведения Ранняя диагностика отклонений в развитии детей Диагностика отклонений в развитии основывается на зна­нии общих и специфических закономерностей психического раз­вития нормально развивающегося ребенка и детей с различны­ми отклонениями в развитии. Диагностика носит […]