Лфк при умственной отсталости

Проверка эффективности методики коррекции осанки у умственно отсталых детей 7- 8 лет на занятиях ЛФК

Комплексы упражнений для коррекции осанки для умственно отсталых детей на занятиях ЛФК.

1. Ходьба с мешочком гороха на голове в коридоре (ширина — 1 м., длина — 10 м.).

упражнения в ходьбе с сохранением правильной осанки

2.И. п. сидя, ноги скрестно, руки на поясе.

1 — поворот туловища вправо, правую руку в сторону;

3 — то же в лево

ОРУ — способствующие расширению грудной клетки

3.И. п. — лёжа на животе, принять правильную осанку (симметричное расположение рук и ног относительно средней линии).1-Перевести кисти рук вперёд, 2 — положить их друг на друга под подбородок.3-4 одновременно приподнять руки, грудь не отклоняя в сторону, удерживать туловище в данном положении 3-5 сек.

симметричные упражнения, корригирующие осанку.

4.И. п. — лёжа на животе, руки под подбородком.

1 — отвести правую ногу в сторону;

2 — приподнять голову и грудь с одновременным вытягиванием рук вверх;

3 — 4 — возвратиться в и. п.

То же с левой ноги.

асимметричные упражнения, корригирующие осанку.

5.И. п. лежа на спине, согнуть руки в локтях с упором на локти, согнуть ноги в коленях с упором на стопы.

1-2 опираясь на стопы и локти, прогнуться, приподнять таз.

3-4 вернуться в и. п.

Упражнения для мышц брюшного пресса

6.И. п. — лёжа на животе, подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных одна на другую. Приподнять голову и плечи,

руки на пояс, лопатки соединить. Удерживать это положение 3-7 счетов.

Упражнения для мышц спины

7.И. п. — О.С., руки в стороны.

1 — движение прямой ногой вперёд;

Упражнения для развития способности к сохранению равновесия

8. ИГРА «Пингвины».

Дети строятся в 2 колонны. У каждого играющего по одному мешочку с горохом. По сигналу педагога первые игроки зажимают между колен мешочек и прыгают на двух ногах до финишной черты на расстояние 5 м. Затем они берут мешочек в руки и бегут к игрокам второй пары и т.д. Выигрывает команда, быстрее справившаяся с заданием.

Развитие умения координировать движение, быстроты реакции, умения ориентироваться в пространстве, равновесия, памяти, внимания, способности принимать и понимать задачу, умение действовать по правилам

9.И. п. лежа на спине, дыхание спокойное, ноги согнуты в коленях.

1 — Расслабить правую руку и предплечье, и кисть свободно поднять вдоль туловища.

2 — То же, с левой рукой;

3 — Расслабить правую ногу;

4 — То же, с левой ногой.

Упражнения в расслаблении, способствующие

формированию правильной осанки.

10.И. п. сидя на полу, ноги скрестно, спина прямая.

1-2 Руки вверх над головой, голову откинуть назад, сделать вдох;

3-4 Руки опустить вниз на пол перед собой, туловище согнуть, сделать выдох.

Дыхательные упражнения, способствующие формированию правильной осанки.

11.И. п. — стоя на четвереньках с опорой на кисти и колени. Ходьба на четвереньках по ковру, гимнастической скамейке.

Упражнения для увеличения подвижности позвоночника

Социально-профессиональная адаптация молодежи
Профессиональная адаптация — важнейший этап процесса профессионального самоопределения человека. На этом этапе выявляются недостатки предшествующей профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, осуществляется процесс формирования новых установок, потребностей, интересов в сфере труда и .

Современные игрушки как фактор, влияющий на особенности современного детства
Игрушка — обязательный спутник детских игр. Она отвечает за потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия реальными. Нередко игрушка подсказывает идею игры, напоминает об увиденном или прочитанном, влияет .

Наглядность как средство развития познавательного интереса
Наглядность как один из важнейших дидактических принципов разрабатывается и реализуется в теории и практике преподавания русского языка на всех этапах развития школьного образования. Основным способом его реализации является использование средств наглядности в учебном процессе. Наглядные материалы .

Коррекционные занятия для детей с умственной отсталостью

Общение является неотъемлемой частью жизни каждого человека с самых первых дней его существования. Данный процесс обеспечивает дальнейшее развитие ребенка, как в интеллектуальном, так и в психологическом плане. Если у малыша хорошее умственное развитие, проблем никаких возникнуть не должно, однако существует понятие умственной отсталости. Является ли такой диагноз приговором для ребенка, или возможна тренировка мыслительных процессов? Что представляют собой коррекционные занятия для детей с умственной отсталостью и какие задачи они решают? Как и где можно заниматься и, самое главное, какие же это занятия? Обо все об этом и пойдет речь в материалах этой статьи.

Что представляет собой умственная отсталость

Умственная отсталость (УО) – совокупность различных психологических патологий, которые приводят к нарушению умственной деятельности человека, незавершенное развитие психики. Возникает она из-за многих факторов, как внешних, так и внутренних. Например, УО может возникнуть, вследствие мутации генов, из-за наличия у матери сахарного диабета или от травмы, полученной при родах. Людям, страдающим от этого состояния, сложно прижиться в обществе, общаться с окружающими. Чаще всего от умственной отсталости страдают дети. Однако в настоящее время существуют крайне действенные коррекционные занятия, которые смогут помочь ребенку с легкой формой умственной отсталости.

Классификация заболевания учитывает двойной критерий: анатомопатологический и патогенный. Рассмотрим виды умственной отсталости.

  1. Биопатическая френостения: характерна для врожденных, токсических или инфекционных факторов развития недуга.
  2. Церебратопатическая феностения: обусловлена токсичным, инфекционным или травматическим факторами развития недуга, оказывает прямое действие на мозг, относится к приобретенным патологиям;
  3. Биоцеребратопатическая феностения: комплекс врожденных и приобретенныхфакторов развития болезни.
  4. Диспландозная феностения: толчок развитию недуга дают эндокринные изменения в организме.

Эти группы могут комплектоваться несколькими клиническими формами, которые в медицине именуют типами:

  • идиотический тип: ребенок не может внятно изъясняться, не развито словесное выражение мыслей;
  • имбециллический тип: ребенок не способен обучиться письменности;
  • везанический тип: характерно для детей с умственной слабостью;
  • эпилептоидный тип: обусловлен олигофреническими проявлениями с эпилептическими симптомами;
  • инфантильный тип: для этого типа свойственны генитальная гипоплазия и любая другая форма инфантилизма.

Упрощенная же классификация умственной отсталости, доступная для восприятия людьми без медицинского образования, основывается на степени тяжести заболевания и включает в себя следующие виды.

  • легкая УО – дебильность;
  • умеренная УО – слабовыраженная имбецильность;
  • тяжелая УО – выраженная имбецильность;
  • глубокая УО – идиотия.

Мы рассматриваем включение порядка, установленного в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам: Международная классификация болезней ВОЗ (ICD 8) основана на схеме, которая присваивает 3 цифры для обозначения основной категории болезней и четвертой цифры для спецификации дополнительных деталей в каждой основной категории. Диагностическая классификация умственной отсталости основана на IC:

  1. 3.1.0. Пограничная умственная отсталость (CI 68-85) 3.1.3. Тяжелая умственная отсталость (CI20-35)
  2. 3.1.1. Умеренная умственная отсталость (CI 52-67) 3.1.4. Глубокая умственная отсталость (IC — 20)
  3. 3.1.2. Умеренная умственная отсталость (CI 36-51) 3.1.5. Умственная отсталость не указана

Категории 3.1.0 и 3.1.4 основаны на статистическом распределении уровней интеллектуального функционирования для населения в целом. IC не является единственным критерием, используемым для постановки диагноза умственной отсталости или оценки его тяжести, но он должен служить для оценки адаптационной способности пациента, вмешиваясь также в историю развития пациента, его текущее функционирование, его профессиональные достижения и академиков, их двигательных навыков, их социального и эмоционального созревания.

Категория 3.1.5 — это пациенты, интеллектуальное функционирование которых невозможно точно оценить, но считается ненормальным.

Основные задачи коррекционных занятий

Коррекционные занятия для детей с умственной отсталостью направлены на развитие у них таких способностей, как мышление, воображение, речевая деятельность, навыки письма и прочие. Занятия разделены на категории. Рассмотрим каждую отдельно.

  1. Развитие крупной и мелкой моторики ребенка.
    Принято считать, что основой будущих талантов малыша является совершенствование мелкой моторики. Участки головного мозга, которые отвечают за это развитие, находятся близко к зонам мышления, воображения, речевой деятельности, внимания. Совершенствовать умения ребенка нужно постепенно: начинать с самых простых движений и добавлять более сложные по мере успеха. При коррекционных занятиях для детей с умственной отсталостью особое внимание уделяется данному пункту. Малышей учат владеть письменными принадлежностями (карандашом, ручкой), вырезать фигуры из бумаги, как можно больше рисовать и делать различные аппликации. Все эти действия помогут развить нужные зоны головного мозга.
  2. Тактильное восприятие окружающего мира.
    Ребенок научится определять предметы на ощупь, распознавать каждый из них, выделять свойства и качества вещей (насколько они холодные или теплые, крупные или мелкие, мягкие или твердые и т.д.).
  3. Восприятие предметов
    Способность отличить одну вещь от другой по различным качествам. Различие цветов, оттенков, размеров, формы предметов. Их сравнение и возможность к группированию, конструированию.
  4. Кинетическое развитие.
    Суть заключается в усовершенствовании осознания движений ребенком, образовании различных повадок и т.д.
  5. Формирование зрительного восприятия.
    И его дальнейшее развитие. Цель – научить ребенка анализировать увиденные им вещи, события, сформировать зрительную память и улучшить координацию движений рук и глаз.
  6. Формирование слухового восприятия.
    Действия, направленные на восприятие ребенком звуков, их различение и развитие чувства ритма у малыша. Прослушивание музыки, звуков животных.
  7. Осознание времени и пространства.
    Очень важно помочь ребенку понимать происходящее вокруг него, ориентироваться в пространстве, различать времена года, определять время по часам.
  8. Взаимодействие со взрослыми.
    Умственно отсталые дети должны понимать, что они могут обратиться за помощью к старшим в любой ситуации, особенно в моменты опасности или при возникновении проблем со здоровьем.

Где можно проводить коррекционные занятия?

То, где будут проводиться занятия по коррекции, напрямую зависит от места обучения ребенка. Это обычно определяет специальная психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). В нее входят профессиональные врачи, психологи и другие специалисты. Они оценивают психологическое и умственное состояние ребенка путем проведения небольшой беседы и назначают место его дальнейшего обучения.

Варианты следующие:

  • Общеобразовательная школа.
    Подходит для детей с легкой формой умственной отсталости. Однако родители или опекуны должны быть готовы к тому, что ребенок в любом случае будет отставать от своих сверстников. Это повлечет за собой некие трудности (плохое настроение, депрессии, боязнь неудач).
    При выборе этого варианта обязательно нужно записать ребенка на специальные курсы, где будут проводиться коррекционные занятия, ведь в обычной школе это будет невозможно. Если есть возможность, заниматься с ребенком дома.
  • Интернаты для детей с ОУ.
    Или специализированные школы. В таком случае, коррекционные занятия проводятся во время нахождения детей в учреждении.
  • Коррекционные классы.
    Классы в обыкновенных школах, предназначенные исключительно для детей с УО. Упрощенная программа для детей с психологическими проблемами. Подходит лишь для детей с легкой формой патологии.
Смотрите так же:  Боязнь галлюцинаций

Коррекционные занятия для детей с УО обязательно должны проводить квалифицированные специалисты, знающие толк в своем деле. При этом должны учитываться особенности патологии, характеры детей, их поведение и возможности.

Главный плюс проведения занятий в коллективе – дети быстрее адаптируются в обществе своих сверстников и проще идут на контакт. Однако применим такой способ только при легкой форме умственной отсталости. При тяжелой степени упражнения по коррекции делаются, как правило, на дому.

Коррекционные занятия в домашних условиях

Не каждый ребенок способен выполнять упражнения в коллективе, а многие родители просто боятся возможных последствий и того, что большое количество людей рядом плохо скажется на слабой психике малыша. В таких случаях вызывают специалиста на дом. Однако полагаться только на его старания нельзя. Родители или опекуны также должны участвовать в развитии ребенка, помогать ему. Важным моментом в данном вопросе является безопасность и создание уютной для малыша атмосферы. Неострые развивающие игрушки, присутствие родителя при работе психолога и т.д. Залог эффективности проводимых коррекционных занятий заключается в ежедневной работе с ребенком. Потребуется очень много времени, чтобы упражнения привели к желаемому результату.

Примеры коррекционных занятий и упражнений

Для развития крупной и мелкой моторики:

  • Растопырить пальцы – сжать в кулак – разжать;
  • Работа с пластилином;
  • Перекладывать вещи из одного места в другое;
  • Пройти по прямой начерченной педагогом линии;
  • Пробежать, неся в руке какой-то предмет;
  • Работа с меловой доской и т.д.

Для развития памяти и внимательности:

  • Работа с изображениями. Педагог раскладывает их на столе, отсчитывает несколько секунд, а затем убирает. Ребенок по памяти называет увиденные им картинки;
  • Психолог задает несложные вопросы детям. Например, «Что ты ел на завтрак?» или «Сколько у тебя братьев/сестер?». Так ребенок будет совершенствовать свою память;
  • Несколько ударов воспитателем в ладоши. Ребенок должен запомнить и назвать их количество;
  • Ритмичный стук карандаша о стол. Малыш его повторяет. Так улучшается память и развивается чувство ритма;
  • Педагог проделывает каное-нибудь несложное движение, а воспитанник это повторяет.

Для того, чтобы определить быстроту движения ребенка:

  • Убрать руки за спину по команде;
  • Быстро вытереть доску или убрать игрушки;
  • Педагог показывает картинки в достаточно быстром темпе. Ребенок должен успевать называть видимые изображения;
  • Быстрое движение рук по согласно команде.

Для различения предметов по их свойствам:

  • Педагог показывает предмет любого цвета из геометрической мозаики и просит ребенка найти вещи такого же. То же самое с формой вещи, ее размером и т.д.;
  • Складывание кубиков в коробку, их группирование по цветам, форме и т.д.;
  • Педагог учит ребенка названиям цветов, постепенно добавляя наименования оттенков.

Для особо беспокойных детей:

Очень важные упражнения для импульсивного ребенка. Чередовать их нужно с обычными коррекционными заданиями.

  • Спокойно посидеть несколько секунд;
  • Игра в «молчанку» хорошо способствует развитию усидчивости малыша;
  • Бесшумные действия (встать, сесть и т.д.);
  • Без единого звука принести предмет, который попросит педагог.

Прогнозы коррекционных занятий

То, к чему приведут упражнения по коррекции, напрямую зависит от качества и частоты их выполнения, а также степени умственной отсталости. Если у ребенка легкая форма этого недуга, прогнозы благоприятны. Большинство таких детей способны учиться в общеобразовательных школах и даже достигать неплохих результатов при обучении в ВУЗах. Однако при тяжелой степени УО на получение нужного эффекта уйдет гораздо больше времени. Причина этому – аномалии мозга или другие врожденные патологии, которые нередко встречаются у детей с более серьезной формой умственной отсталости. Людям с особенно тяжелой умственной отсталостью понадобится помощь и поддержка на протяжении всей жизни.

Развитие и коррекция двигательной активности у умственно отсталых детей при помощи гимнастических упражнений

Дата публикации: 30.04.2014 2014-04-30

Статья просмотрена: 3043 раза

Библиографическое описание:

Сизова Л. Н. Развитие и коррекция двигательной активности у умственно отсталых детей при помощи гимнастических упражнений // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 752-754. — URL https://moluch.ru/archive/65/10694/ (дата обращения: 27.02.2019).

Умственная отсталость — это состояние заторможения или неполного умственного развития, для которого характерны расстройства в области познавательных возможностей, речи, двигательных и социальных возможностей. Отсталость в двигательном развитии проявляется из расстройств в области восприятия мира, с которым не связано отставание физического развития. Примитивные действия у ребенка ведут к возникновению первичных форм конкретного мышления (двигательного мышления).

Большой раздел физического воспитание детей отводится гимнастическим упражнениям. Гимнастика — это раздел, который может разнообразить и оказать благоприятное воздействие на организм, позволяющий корректировать и следить за изменениями в состояние здоровья умственно отсталого ребенка. У умственно отсталых детей, часто бывают нарушения связанные с дыхательным аппаратом, которые можно корригировать при помощи дыхательных упражнений в сочетании с гимнастическими. Например, дыхательная гимнастика: «Куры»:

Можно понюхать фрукт: яблоко или апельсин. Приносила на занятие: по 4 фрукта, так как занимаюсь с подгруппой (4–5 человек детей). Дети с увлечением выполняют эти упражнения, окунаясь в них с головой, с удовольствием. Можно нюхать цветы (я давала искусственные, яркие подсолнухи) потому что занятие проходило зимой, также может быть аллергия у ребенка. Приносила стаканчики одноразовые и трубочки, пытались делать «шторм на море», можно надувать мыльные пузыри, дуть на пластмассовые шарики, мячи маленького диаметра, сдувать «снежинки» с ладошки. У нас в детском доме еще есть парашют, один 5, другой 7 метров, который мы тоже использует для дыхательных упражнений. Все происходит в форме игры.

У умственно отсталых детей происходят нарушение в развитии основных двигательных способностях, которые отстают от нормально развивающего ребенка, это проявляется во всем. Основных групп мышц туловища, быстроты, выносливости, координации, скоростно — силовых качеств, подвижности суставов. У этих детей локализация органических поражений в центральной нервной системе, которая приводит к недоразвитию моторики. Чем выше уровень поражения, тем грубее двигательные расстройства.

В связи с физическими недостатками детей необходимо учитывать двигательные нагрузки в развитие общей моторики. У умственно — отсталых детей происходит отставание в росте, в весе от принятой возрастной нормы: в телосложение, нарушены пропорции, осанки. Умственно отсталые дети нуждаются в дозированной нагрузке, индивидуальном подходе, они не могут выполнять гимнастические упражнения требующие больших двигательных усилий, так как это приводит к возбуждению нервной системы. Поэтому, подбирая для занятия физические упражнения нужно включить задания на работу опорно- двигательного аппарата, мышечные группы и системы, дыхательную гимнастику, корригировать недостатки развития ребенка. Давать гимнастические упражнения можно, начиная с элементарного построения, необходимо выполнять которые на каждом занятии. Построение в шеренгу, я корригирую по ориентирам: конусам, кубикам, флажкам, резиновым «блинчикам», а с маленькими дошкольниками, по игрушкам. Также можно использовать линии разметки. Сначала ввожу материал по показу, позже использую словесную инструкции, так они запоминают свои места. После этого по показу происходит обучение: на носках, пятках, по ориентирам. Ходьба в строю. Ходьба и бег оказывают большое тренировочное воздействие на мышцы всего тела. Умственно отсталые дети при ходьбе часто сутулятся, топают, шаркают ногами, видна не ритмичность движения. Имитационная ходьба легче усваивается детьми, они с удовольствием подражают походке кошке, медведю (животным). Большинство двигательных навыков можно представить, как игровые. Эти навыки помогут научиться новым игровым приемам, а игра, в свою очередь, поможет освоить новые умения, то есть в этом процессе одно способствует развитию другого. Особенно, если движение сопровождаются текстом (стихами).

Умственно отсталым детям тяжело соблюдать дистанцию между собой. Можно, этот материал давать в форме игры.

Например, игра: «Паровоз», когда дети стоя в колонну, держатся за гимнастическую палку одной рукой, с равным промежутком друг от друга (учитель «сажает» детей в вагончики), так они идут по кругу соблюдая определенную дистанцию между собой. Или стоя друг за другом, положив руку на плечи впереди стоящему, начинают взмах руками («Птички летают»). После этого мы строимся, делаем круг (взявшись за руки) и начинаем по показу выполнять общеразвивающие и корригирующие упражнения. Мои детки любят особенно упражнения с предметами, которые совершенствуют пространственную ориентировку, развивают мелкую моторику. С их помощью значительно расширяется диапазон движений и развитие двигательных функций, совершенствуется координация движения рук (кисти и пальцев). Упражнения с предметами быстрее вырабатывают двигательный стереотип и образование межмышечных связей. Например, упражнения с мячами, начинаю вводить при помощи больших фитбольных мячей. Детям легче их прокатывать, бросать и ловить. После того, как навык закреплен, даю мяч меньшего диаметра. После этого отрабатываю метание, у детей при выполнении этих упражнений развивается мелкая моторика, глазомер, меткость; ребята учатся правильному захвату мяча.

Общеразвивающие упражнения, которые относятся к гимнастике, оказывают корригирующий и оздоровительный эффект, который непосредственно влияют на осанку, тренирует вестибулярный аппарат, развивает сердечно — сосудистую систему. Большая часть гимнастических упражнений является мощным профилактическим средством различных нарушений у умственно отсталых детей. Как на физическом уровне, так и влияет на психические процессы, на их интеллект. Происходит положительная динамика, пусть не у всех детей, пусть хоть немного, но она есть. Я это вижу по результатам срезов, которые мы проводим осенью и весной. Бег и ходьба- это циклические упражнения, динамического характера. Во время бега в работу вовлекаются почти все группы мышц.

Умственно отсталым детям нравится преодолевать полосу препятствий — это практическое пособие в лазании и перелезаний, в котором задействуются мышцы плечевого пояса и туловища, это средство для развития координации и равновесия. В работе, мне помогает спортивный комплекс «Жук», в котором есть горки, проходы через модули и сухой бассейн. Дети в нем лазают на четвереньках, вверх и вниз, с увеличением угла наклона. Также использую его при коррекции пространственной ориентировки.

Гимнастические упражнения присутствуют и в играх, в которые дети с увлечением вовлекаются. Подвижные игры, которые одновременно воздействуют на физическое состояние и заполняют эмоциональную сферу ребенка. Подвижные игры я «переделываю» под своих детей. Игра «мышеловка», которую используют в обычных детских садах; я изменила движения, текст остался прежним.

Ах, как, мыши надоели!

Все погрызли, все поели,

Берегитесь же, плутовки!

Доберемся мы до вас!

Вот расставим мышеловки,

Переловим всех сейчас!

Дети не бегают через «мышеловку», а вместе с учителем водят хоровод (учитель произносит текст сам, так как многие из моих детей не говорят). После чего, останавливаясь, ребенок, который хочет (сообразит быстрее) берет игрушку — мышку в руки и обнимает ее. Ребенок при этом получает положительный, эмоциональный настрой, который способствует доброжелательному отношению друг другу и к окружающим, способствует повышение двигательной активности детей, побуждает к игре. Упражнения необходимо выполнять со средней интенсивностью.

Таким образом, учитель должен знать данные врачебных осмотров, знать состояние здоровья своих воспитанников, в связи с этим планировать свою работу. На занятии наблюдать за ребенком, как он себя чувствует после выполнения упражнения. Главное, не навредить, а помочь и активизировать двигательную активность ребенка.

Смотрите так же:  Ипохондрические неврозы

1. Частные методики адаптивной физической культуры (Текст): учебник/ под общ.ред проф. Л. В. Шапковой.- М.: Советский спорт,2007.-608 с.: ил.

2. Лопухина И. Л.. Логопедия. Ритм. Речь. Движение. С.-П.,Дельта,1997

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЛЁГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

1 Библиотечка для родителей ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЛЁГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Методические рекомендации Челябинск 2014

2 Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинский государственный педагогический университет» ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЛЁГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Методические рекомендации Челябинск

3 УДК (07) ББК 74.3 Ф 50 Физическая культура для детей с легкой умственной отсталостью: Методические рекомендации / сост. М.А. Морозов, О.А. Панова, Л.М. Лапшина. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, с. Методические рекомендации являются результатом теоретического осмысления и обобщения практического опыта работы по физическому воспитанию и развитию детей с нарушением интеллекта. Результаты исследований психофизиологов показывают, что целенаправленная, четко организованная работа по физическому развитию ребенка будет способствовать и его интеллектуальному развитию. Развитие ребенка идет постоянно, поэтому недостаточно только той деятельности, которую организует образовательное учреждение, но и родители также должны стать первыми и основными организаторами данного процесса. Основная цель пособия помощь родителям в организации работы по психофизическому развитию ребенка. В пособии раскрыт механизм взаимосвязи психического и физического развития как основы коррекционно-развивающей деятельности с детьми, имеющими нарушение интеллекта. Брошюра также содержит примеры конкретных физических упражнений, способствующих физическому и психическому развитию детей данной категории. Пособие может быть использовано для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушение интеллекта. Издание предназначено для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, а также будет полезно студентам дефектологических факультетов педагогических вузов, учителям физкультуры, работающим в коррекционных классах и школах, воспитателям, дефектологам. Рецензенты: Л.И. Плаксина, д-р психол. наук, профессор Л.А. Дружинина, канд. пед. наук, доцент Издательство Челябинского государственного педагогического университета,

4 СОДЕРЖАНИЕ Уважаемые родители. 4 О роли физического воспитания и развития в умственном развитии детей. 6 Общеразвивающие упражнения. 8 Упражнения для коррекции ходьбы. 9 Упражнения для коррекции осанки Упражнения на развитие мелкой моторики рук Упражнения на расслабление различных групп мышц Подвижные игры Библиографический список

5 Уважаемые родители! Прежде чем использовать приведенные в рекомендациях упражнения, или использовать любые другие виды физического воспитания, хотелось бы напомнить, что нужно прививать вашим детям любовь к спорту и физической культуре, стараться быть положительным примером для своих детей. Именно физическое здоровье является неотъемлемой частью здоровья в целом. Одним из основных факторов успешного физического развития, является, отсутствие вредных привычек у родителей и ограждение детей от влияния таких привычек, как табакокурение, алкоголизм, наркомания, токсикомания и т.п. Физическое воспитание детей комплексно решает задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания во всех формах его организации (занятия, подвижные игры, самостоятельная двигательная активность и т.д.). Внимание учителя направляется на воспитание ребенка мыслящего, сознательно действующего в меру своих возрастных возможностей; ребенка, успешно овладевающего двига- 4

6 тельными навыками; ребенка, умеющего ориентироваться в окружающем, активно преодолевать встречающееся трудности, проявляющего стремление к творческому поиску. Теория физического воспитания детей школьного возраста непрерывно развивается и обогащается новыми знаниями, получаемыми в результате исследований, охватывающих различные стороны воспитания ребенка. Таким образом, теория физического воспитания детей школьного возраста содействует совершенствованию всей системы физического воспитания. Физические упражнения это движения или действия, используемые для физического развития человека. Это средство физического совершенствования, преобразования человека, развития его биологической, психической, интеллектуальной, эмоциональной и социальной сущности. Физические упражнения являются основным средством всех видов физической культуры. Они, действуя на головной мозг, вызывают чувство бодрости и радости, создают оптимистическое и уравновешенное нервнопсихическое состояние. Физкультурой необходимо заниматься с раннего детства и до старости. Физическое воспитание это организованный процесс воздействия на человека посредством упражнений, гигиенических мероприятий и естественных сил природы с целью формирования таких качеств и приобретения таких знаний, умений и навыков, которые отвечают требованиям общества и интересам личности. Выбор нижеследующих упражнений обусловлен их эффективностью и простотой выполнения. Поэтому родители могут совместно с детьми выполнять предложенные упражнения. Упражнения доступны всем и не требуют финансовых затрат на приобретение спортивного инвентаря и специальных тренажеров. Самый главный фактор физического здоровья это желание быть сильным и здоровым! Но желание это должно быть не 5

7 только у вашего ребенка, но и у вас, а ребенок должен чувствовать вашу поддержку и помощь. Нижеследующие упражнения можно выполнять в любом возрасте! Не ленитесь, надевайте спортивную форму, отказывайтесь от вредных привычек вперед! Навстречу здоровью! О РОЛИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ В УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ Ребенок растет, и во внешнем облике его организма происходят серьезные изменения: увеличиваются рост, вес, объемы головы, грудной клетки и т.д. Эти процессы протекают естественным образом, т.к. заложены генетически. И даже если родители никаким образом не будут вмешиваться в них, физические изменения будут происходить. Однако в ходе многочисленных исследований ученыхклассиков психофизиологической науки (Н.А. Бернштейн, А.Р. Лурия, П.К. Анохин и др.) были доказаны связи между развитием психомоторной сферы и высших психических функций, с приоритетным влиянием физического развития на развитие интеллектуальное. На сегодняшний день уже хорошо известно, что дети, более развитые физически, получают и более высокие баллы в психологических тестах, а дети, занимающиеся в спортивных секциях, имеют лучшие показатели умственной работоспособности. Включаясь в выполнение физических упражнений, организм ребенка начинает работать в особом режиме: нервная и опорно-двигательная системы устанавливают тесное взаимодействие. Любое действие, осуществляемое мышцами, сначала «отрабатывается» в нервной системе составляется программа выполнения этого действия. Мозг планирует последовательность и очередность сокращения мышц, частоту, силу и амплитуду этих сокращений и т.д. Таким образом, каждый физиче- 6

8 ский акт запускает мощную работу в нервной системе, а физическая деятельность активизирует психическое развитие. Поэтому работа по физическому развитию ребенка должна быть организована регулярно и системно. Значимость такой работы еще больше возрастает, когда речь идет о детях с нарушением интеллекта. Использование представленных ниже упражнений будет способствовать не только физическому развитию детей указанной категории, но и коррекции недостаточности их психической сферы. В этой работе родителям должна отводиться ведущая роль. При общеразвивающем характере каждого упражнения, можно отметить его первоочередное влияние на определенные параметры умственного развития: упражнения на согласование в работе обеих рук (ног) способствуют формированию межполушарного взаимодействия и, таким образом, усиливают те психические функции, которые обеспечиваются слаженной работой обоих полушарий. Это, прежде всего, мышление и речь; упражнения на расслабление всех групп мышц способствуют формированию мобильности нервной системы, еѐ способности быстро и четко регулировать собственный тонус и своевременности перехода из состояния возбуждения в состояние торможения и наоборот. Такое укрепление нервной системы повышает ее лабильность и общую работоспособность; упражнения на развитие мелкой моторики способствуют активизации орального мышечного комплекса речевого развития ребенка, а в случае нарушений речи лежат в основе коррекции речевого недоразвития; упражнения для коррекции недостатков осанки и ходьбы способствуют включению в работу крупной мускулатуры тела, и, в первую очередь, тех мышц, которые вертикализируют тело, помогают выдерживать статические нагрузки. Использование этих упражнений повышает общую работоспособ- 7

9 ность организма, замедляет наступление утомления, увеличивает время продуктивной концентрации внимания. ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ 1. Исходное положение (далее И.п.) ноги врозь, руки на пояс. Наклонить голову вперед, шею выпрямить. То же, но поочередно в каждую сторону (вверх, вниз, влево, вправо). Примечание: упражнение выполняется плавно и без рывков. 2. И.п. соединить пальцы рук в «замок». Поворачивая кисти ладоней поверхностью вперед (сохраняя «замок»), поднять руки вверх и разогнуть их в локтевых суставах, затем возвратиться в исходное положение. Примечание: в данном упражнении, при поднятии рук вверх, можно вытянуться и встать на носочки и задержаться в таком положении на несколько секунд. 3. И.п. упор-присев. Выполнение прыжков вверх и возвращение в и.п. Примечание: после выпрыгивания нужно вернуться в исходное положение, не задерживаясь в позиции стоя. 4. И.п. основная стойка, мяч у груди в обеих руках: 1) руки вверх, подняться на носки, прогнуться; 2) руки на грудь; 3) наклониться вперед, руки внизу, коснуться мячом пола; 4) и.п. повторить 6 8 раз. Примечание: в данном упражнении возможно использование любого мяча, но желательно небольшого размера. При выполнении наклона с мячом, колени не должны сгибаться. Если при данном условии ребенок не достает мячом до пола, то наклон выполняется на максимально возможное расстояние. 8

10 УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ХОДЬБЫ У большинства детей с нарушением интеллекта отклонения в физическом развитии отражаются на устойчивости в вертикальной позе, сохранении равновесия, походке, способности соизмерять и регулировать свои движения во время ходьбы. Нарушения в ходьбе индивидуальны и имеют разные формы выраженности, но типичными являются следующие: голова опущена вниз, шаркающая походка, стопы развернуты носком внутрь (или наружу), ноги слегка согнуты в тазобедренных суставах, движения рук и ног несогласованные, движения не ритмичны. У некоторых детей отмечаются боковые раскачивания туловища. При таких нарушениях мы рекомендуем следующие упражнения: 1. «Солдаты». Ходьба на месте, высоко поднимаем колени со сменой темпа: медленно быстро. Примечание: развивается чувство ритма, быстрота переключения на новый темп, сохранение осанки, дифференцировка понятий: «быстро», «медленно». 2. «Ловкие руки». Ходьба с предметами в руках (мячи, шарики, флажки, ленточки) с заданиями: а) на каждый шаг руки вперед, в стороны, вверх; б) круговые движения кистями; в) круговые движения плечевыми суставами; г) передача предмета из правой руки в левую впереди себя, из левой в правую, за спиной. Примечание: согласованность движений рук и ног, симметричность и амплитуда движений, развитие мелкой моторики кисти. 3. «Узкий мостик». а) ходьба по полоске (узкой линии), приставляя носок к пятке впереди стоящей ноги; б) ходьба боком, приставными шагами, ставя носок стопы на край линии. Примечание: развитие равновесия точности движения. 9

11 4. «Не сбей». Ходьба по прямой с перешагиванием через кегли, набивные мячи, гимнастическую скамейку и т.п. Примечание: дифференцировка усилий, отмеривание расстояния. 5. «Хлоп». Ходьба с хлопками на каждый четвертый счет. Вслух произносится: «Раз, два, три, хлоп!». Первый раз хлопок над головой, второй перед собой, третий за спиной. Примечание: концентрация внимания, двигательная память, согласованность движений, усвоение ритма. 6. «Лабиринт». Ходьба со сменой направления между стойками, кеглями, набивными мячами. Ходьба вдвоем, держась за руки. Примечание: упражнение на развитие ориентировки в пространстве и согласованность действий. 7. «Гусеница». Ходьба в колонне, положив правую (левую, обе) руку на плечо впереди идущего. Примечание: упражнение на развитие координации и согласованности действий. 8. Ходьба ускоренная с переходом на бег, переход с бега на ходьбу Примечание: усвоение темпа и ритма движений. 10

12 УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ОСАНКИ Для правильной осанки характерны: прямое положение туловища и головы; развернутая грудная клетка; отведенные назад плечи, находящиеся на одном уровне; умеренные естественные изгибы позвоночника, полностью выпрямленные в тазобедренных и коленных суставах ноги; прилегающие к грудной клетке лопатки, находящиеся на одной высоте; живот подтянут. 1. «Коромысло». Ходьба с гимнастической палкой, хватом двумя руками за плечами (на носках, на пятках), сохраняя правильную осанку. Примечание: координация движений рук, коррекция осанки, знакомство с новым словом. 2. «Мишка». а) ходьба на носках, на пятках, на наружной стороне стопы, поджав пальцы; перекатом с пятки на носок; б) ходьба по массажной дорожке, босиком. Примечание: профилактика плоскостопия, сохранение правильной осанки. 3. «Ласточка». И.п. ноги вместе, руки опущены. Отвести правую ногу назад, руки в стороны и замереть. Повторить упражнение с левой ногой. Примечание: это упражнение на растяжку полезно для укрепления позвоночника и тренировки вестибулярного аппарата. 11

Смотрите так же:  Текст песни паранойя atl

13 4. «Велосипед». И.п. лежа на спине. Ребенок должен «покрутить педали велосипеда» или показать ножками «ножницы». Примечание: упражнения, укрепляя брюшной пресс, формируют правильную осанку. 5. «Лодочка». И.п. лежа на животе. Ребенок должен приподнять согнутые в коленях ножки, обхватить лодыжки руками и начать покачиваться, как лодочка на волнах. Примечание: упражнение очень полезно для растяжки. 6. «Свеча». И.п. лежа на спине, руки за голову — сначала согнуть ноги в коленях, а затем разогнуть их до вертикального положения по отношению к полу, зафиксировать позу и медленно опустить в исходное положение. Примечание: развитие силы мышц брюшного пресса, координация движений, пространственная ориентация, регулирование амплитуды движения. 7. «Ванька-встанька». И.п. сидя с максимально согнутыми коленями, прижатыми к груди и обхваченными руками, перекат назад и возвращение в исходное положение без помощи рук. Примечание: укрепление мышц туловища, координация движений, дифференцировка мышечных ощущений, ориентировка в пространстве. 12

14 УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК Универсальность упражнений с мячом состоит в их многообразии воздействия не только на мелкую моторику, но и на весь спектр координационных способностей, глазомер, чувство мышц, дифференцировку усилий и пространства, без которых невозможно освоение письма, многих бытовых, трудовых и спортивных навыков. Для активизации движений кисти и пальцев используется разнообразный мелкий инвентарь мячи, различные по объему, весу, материалу, цвету; шары надувные, пластмассовые, деревянные; флажки, ленты, резиновые кольца, обручи, гимнастические палки, кубики, мячи-ежики, геометрические фигуры, вырезанные из картона, пуговицы, игрушки и др. Основной метод игровой, но есть и самостоятельные упражнения, которые можно выполнять в любой обстановке: дома, во дворе, на прогулке, на занятиях с родителями, другими детьми, самостоятельно. 1: а) перекатывание мяча партнеру напротив в положении сидя; б) перекатывание мяча партнеру через ворота из набивных мячей, коридор из гимнастических палок, между двух параллельно расположенных в длину скакалок из положения сидя; присев; стоя. в) катание мяча вдоль гимнастической скамейки. Примечание: использовать волейбольный, футбольный или баскетбольный мячи. Данное упражнение развивает глазомер, координацию и точность движений, дифференцировку усилия и направления движения, точность направления и усилия. 2: а) подбрасывание мяча над собой и ловля двумя руками; б) подбрасывание мяча над собой и ловля после того, как он ударился об пол. 13

15 Примечание: данное упражнение помогает развивать координация движений рук, точность направления и усилия быстроту переключения зрения. 3: а) бросок мяча в стену и ловля его; б) то же, но ловля после отскока мяча от пола; в) то же, но ловля после хлопка в ладони; г) то же, но ловля мяча после вращения вокруг себя, приседания Примечание: развитие координации движений рук, зрительной дифференцировки направления движения, ручной ловкости, ориентировки в пространстве, равновесия, распределения внимания. 4: а) перебрасывание мяча двумя руками снизу из-за головы партнеру и ловля двумя руками (с постепенным увеличением расстояния и высоты полета); б) то же, но ловля мяча после отскока от пола; в) то же, но после дополнительных движений: хлопок, 2 хлопка, вращение вокруг себя, приседание и др. Примечание: развитие пространственной ориентировки, дифференцировки усилий, направления, расстояния, времени, быстроты переключения внимания. 14

16 УПРАЖНЕНИЯ НА РАССЛАБЛЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП МЫШЦ Характерной особенностью движений ребенка с отставанием интеллектуального развития является избыточное мышечное напряжение, как во время выполнения физических упражнений, так и после его окончания, особенно после метания, лазанья по гимнастической стенке, упражнений, выполняемых на высоте, неустойчивой опоре, после и во время вновь изучаемых сложных движений. Предлагаем следующие упражнения: 1. Встать прямо, опустив руки по швам. Сделать полный глубокий вдох через нос. Медленно поднимать руки, держа их напряженными до тех пор, пока кисти рук не будут над головой. Задержать дыхание на 2 3 секунды, держа руки над головой. Медленно опустить руки, так же медленно выдыхая воздух через рот. 2. «Кошка». Встать на четвереньки, спина прямая. На «раз» поднять голову, максимально прогнуть спину; на «два» опустить голову, максимально выгнуть спину. Примечание: упражнение избавляет от скованности позвоночника и его деформации. Помогает детям разработать мимические мышцы лица и лучше выражать эмоции. Для расслабления и восстановления детей после физических и умственных нагрузок необходимы систематические прогулки на свежем воздухе, водные и закаливающие процедуры, правильное питание и соблюдение режима дня. 3. Возможно использование различных видов массажа, занятия по плаванию в бассейне и ежедневная утренняя гигиеническая гимнастика. 15

17 ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ 1. Мяч в лунке. Участники встают в круг, по считалке выбирают водящего, он стоит вместе с играющими. В центре круга в лунку кладут мяч. Участники, называя по имени водящего, говорят такие слова: «Коля, не спи, мяч быстрей бери!». Водящий (король) бежит к лунке (играющие в это время разбегаются), берет мяч и кричит: «Стой!», называет одного из игроков по имени и бросает в него мяч. Если промахнется, то остается вновь королем, если попадет в игрока, то запятнанный становится королем. Игра повторяется: мяч кладут в лунку, водящий встает вместе с детьми в круг. Правила: 1. Водящий должен бежать за мячом только после слов: «Быстрей бери!». 2. Ему не разрешается задерживать мяч сразу же после команды «Стой!» он должен назвать игрока по имени и бросить в него мяч. 2. Перетягивание на пальцах. Играющие встают у линии: правая нога впереди, левая сзади, вытягивают вперед правые руки и выполняют захват указательными пальцами. По команде начинается перетягивание. Победителем является тот, кто смог перетянуть соперника через линию на свою сторону. Перетягивание может выполняться как правой, так и левой рукой, разными пальцами. Можно выполнять перетягивание из различных исходных положений: стоя лицом друг к другу, ноги параллельно, стоя на одной ноге и т. д. 3. Равновесие на линии. Двое играющих становятся на одну линию в метре друг от друга. Ступня правой ноги впереди, левой сзади, носком вплотную к пятке правой. Левые руки за спиной. Задача играю- 16

18 щих ударами ладони правой руки по правой ладони соперника заставить его сойти с места хотя бы одной ногой. Можно выполнять обманные движения, но нельзя касаться никакой части тела соперника, кроме правой ладони, и захватывать кисть его руки. 4. Летучий мяч. Играющие встают в круг, водящий находится в середине круга. По сигналу дети начинают перебрасывать мяч друг другу через центр круга. Водящий старается задержать мяч, поймать или коснуться его рукой. Если ему это удалось, то он встает в круг, а тот, кому был брошен мяч, становится водящим. Правила: 1. Играющим разрешается при ловле мяча сходить с места. 2. Играющие не должны задерживать мяч. 3. Водящий не имеет права касаться мяча, когда тот находится в руках игрока. 5. Ладошки. Два участника стоят лицом друг к другу, ноги вместе, на расстоянии чуть больше вытянутых вперед рук. По сигналу участники должны выполнить толчки ладонями в ладони соперника и вывести его из равновесия. Кто первым сойдет с места тот проиграл. Можно делать обманные движения, но нельзя касаться никакой части тела соперника, кроме ладоней. Эту же игру можно проводить из положения присева друг напротив друга. 17

19 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников / под ред. Н.П. Долгобородова. Ленинград, Власова, Т.А. Отбор детей во вспомогательную школу / Т.А. Власова, К.С. Лебединская. М.: Просвещение, Коррекционная работа в процессе обучения и воспитания / под ред. А.С. Данилкина. Ленинград, Развитие, воспитание и обучение дошкольников с нарушением интеллекта: хрестоматия / сост. Л.Б. Баряева, А.П. Зарин, Е.Л. Ложко. СПб, Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника / С.Я. Рубинштейн. М., Частные методики адаптивной физической культуры: учебное пособие / под ред. Л.В. Шапковой. М.: Советский спорт, с. 18

20 Учебное издание ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЛЁГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Методические рекомендации Составители: Максим Александрович Морозов Ольга Алексеевна Панова Любовь Михайловна Лапшина Работа рекомендована РИСом ЧГПУ Протокол 2/14 (пункт 16) от 2014 г. Редактор Е.М. Сапегина Технический редактор Т.Н. Никитенко Издательство ЧГПУ , г. Челябинск, пр. Ленина, 69 Подписано в печать г. Объѐм 1,0 уч.-изд. л. Формат 60 84/16. Бумага типографская Тираж 100 экз. Заказ Отпечатано с готового оригинал-макета в типографии ЧГПУ , г. Челябинск, пр. Ленина, 69 19

Другие статьи

  • Памятка для родителей по воспитанию ребенка Памятка для родителей по воспитанию ребенка ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ Воспитывая ребенка, старайтесь придерживаться следующих правил: 1. Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом. 2. Принимайте ребенка таким, как он есть – со всеми его […]
  • Развитие ребенка в кг Ребенок 1 год 3 месяца Ребенок активно и разнообразно двигается, умеет бегать. Учится пользоваться ложкой, умеет пить из чашки. По сравнению с первым годом жизни почти останавливается в наборе веса и росте. Новорожденный ребенок Ребенок 1 месяц Ребенок 2 […]
  • Воспитание ребенка 2 года и 4 месяца Ребенок 2,5 года В два с половиной года дети начинают говорить о себе "Я". Малыш может научиться кататься на трехколесном велосипеде, бросать и ловить мяч, с удовольствием рисует и лепит из пластилина. Новорожденный ребенок Ребенок 1 месяц Ребенок 2 месяца Ребенок 3 […]
  • Режим дня 5-6 месячного ребенка Режим дня на ИВ Ночью спит от 6 до 8 часов.обычно в 12 ночи последнее кормление и следущий раз просыпает то в 6 то в 7. Было проснулась в 9. А днем кушаем каждые три часа обычно 120 мл бывает и всего 60 съедает. поспать любит особенно с 11 утра и до 3-4 часов дня […]
  • Норма питания новорожденного ребенка Первые месяцы жизни Я хочу поделится опытом о малыше в первые месяцы его жизни. Все это известно опытной маме, а вот тем, кто только готовится стать мамой, и в голове столько вопросов о том, что делать с малышом после роддома, надеюсь, эти материалы пригодятся. Я хочу […]
  • Лечение герпесных инфекций у детей ВЫБОР АНТИМИКРОБНЫХ ХИМИОПРЕПАРАТОВ ПРИ ВИРУСНЫХ ИНФЕКЦИЯХ. ГЕРПЕТИЧЕСКИЕ ИНФЕКЦИИ. Герпетические инфекции представляют собой группу инфекционных заболеваний, вызываемых вирусами герпеса человека. Установлено, что среди обширного семейства герпесов только 6 типов […]