Лямина гМ воспитание детей в старшей группе детского сада

Рекомендуемая литература к «Программе воспитания и обучения в детском саду»

Рекомендуемая литература к «Программе воспитания и обучения в детском саду»

Закон «Об образовании» Российской Федерации.

Конвенция ООН о правах ребенка, 1989.

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, 1990.

Давыдов В. В., Петровский В.А. и др. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. – 1989. – № 5.

Детский фонд ООН ЮНИСЕФ. Декларация прав ребенка, 1959.

Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 5-е изд. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Воспитание и обучение детей в первой младшей группе детского сада / Под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Воспитание и обучение детей во второй младшей группе детского сада / Под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Воспитание и обучение детей в средней группе детского сада / Под ред. В. В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Воспитание и обучение детей в старшей группе детского сада / Под ред. В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Воспитание и обучение детей в подготовительной к школе группе детского сада / Под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Развитие детей раннего возраста

Голубева Л.T. Гимнастика и массаж для самых маленьких. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Лямина Г. М. Развитие речи детей раннего возраста. – М.: Айрис-Дидактика, 2005.

Разенкова Ю.А., Теплюк C. H., Выродова И. А. Иллюстрированный материал для развития речи детей раннего возраста (10 месяцев – 1 год 6 месяцев). – М.: Айрис-Пресс, 2005.

Теплюк C. H., Лямина Г. М., Зацепина М. Б. Дети раннего возраста в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Особенности психического развития детей

Веракса H. E., Веракса А. Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Веракса H. E., Веракса А. Н. Зарубежные психологи о развитии ребенка-дошкольника. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Ребенок и окружающий мир

Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Дыбина О. Б. Предметный мир как средство формирования творчества детей. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

Дыбина О. Б. Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов. – М.: Сфера, 1999.

Дыбина О. Б. Предметный мир как источник познания социальной действительности. – Самара, 1997.

Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

Развитие речи

Гербова В. В. Развитие речи. 2–4 года. Учебно-наглядное пособие. – М.: Вла-дос, 2003.

Гербова В. В. Развитие речи. 4–6 лет. Учебно-наглядное пособие. – М.: Владос, 2003.

Гербова В. В. Развитие речи в детском саду – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

Максаков А. И. Развитие правильной речи ребенка в семье. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Формирование элементарных математических представлений

Арапова– Пи с карева H.A. Формирование элементарных математических представлений. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада: Планы занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада: Планы занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

Комарова Т. С., Куцакова Л. В., Павлова Л. Ю. Трудовое воспитание в детском саду – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 2–4 года / Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук и др. – М.: Оникс-XXI век, 2005.

Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 4–5 лет / Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук и др. – М.: Оникс-XXI век, 2005.

Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 5–7 лет / Сост. В. В. Гер-бова, Н.П. Ильчук и др. – М.: Оникс-XXI век, 2005.

Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Комарова Т. С. Детское художественное творчество. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

Комарова Т. С., Филлипс О.Ю. Эстетическая развивающая среда. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в подготовительной к школе группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т. С. Комаровой. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

Соломенникова O.A. Радость творчества. Ознакомление детей 5–7 лет с народным искусством. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Халезова Н. Б. Декоративная лепка в детском саду / Под ред. М. Б. Зацепиной. – М.: Сфера, 2005.

Серия рабочих тетрадей «Искусство – детям»

Филимоновская игрушка. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Городецкая роспись. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Хохломская роспись. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Дымковская игрушка. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Волшебный пластилин. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Простые узоры и орнаменты. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Узоры Северной Двины. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Сказочная Гжель. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Смешные игрушки из пластмассы. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Тайны бумажного листа. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Секреты бумажного листа. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Зацепина М. Б. Культурно-досуговая деятельность. – М.: Педагогическое общество России, 2004.

Зацепина М. Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Праздники и развлечения в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Степаненкова Э.Я. Методика физического воспитания. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.

Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Рабочие тетради к «Программе воспитания и обучения в детском саду»

Младшая группа

Математика для малышей. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Развитие речи у малышей. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Уроки грамоты для малышей. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Прописи для малышей. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Средняя группа

Математика для малышей. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Развитие речи у малышей. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Уроки грамоты для малышей. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Прописи для малышей. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Старшая группа

Математика для дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Развитие речи у дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Уроки грамоты для дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Прописи для дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Подготовительная к школе группа

Математика для дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Развитие речи у дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Уроки грамоты для дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Прописи для дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Серия «Мир в картинках»

Авиация. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Морские обитатели. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Рептилии и амфибии. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Инструменты домашнего мастера. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Водный транспорт. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Автомобильный транспорт. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Спортивный инвентарь. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Бытовая техника. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Музыкальные инструменты. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Ягоды садовые. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Домашние животные. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Домашние птицы. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Животные – домашние питомцы. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Офисная техника и оборудование. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Школьные принадлежности. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

День Победы. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Животные жарких стран. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Животные средней полосы. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Насекомые. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Высоко в горах. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Арктика и Антарктика. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Деревья и листья. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Посуда. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Овощи. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Фрукты. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Цветы. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Герои сказок. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Космос. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Собаки – друзья и помощники. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Ягоды лесные. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Филимоновская народная игрушка. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Городецкая роспись по дереву. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Полхов-Майдан. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Каргополь – народная игрушка. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Дымковская игрушка. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Хохлома. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Гжель. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Серия «Рассказы по картинкам»

Зима. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Осень. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Весна. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Лето. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Колобок. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Репка. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Теремок. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Курочка Ряба. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Летние виды спорта. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Зимние виды спорта. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Распорядок дня. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Профессии. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Защитники Отечества. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Кем быть. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Мой дом. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Родная природа. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

В деревне. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Великая Отечественная война в произведениях художников. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Времена года. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Плакаты в коробке

Овощи и фрукты. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Филимоновская свистулька. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Гжель. Орнаменты и изделия. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Хохлома. Орнаменты и изделия. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Полхов-Майдан. Орнаменты и изделия. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Цвет и форма. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Цифры и буквы. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Времена года. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Похожие главы из других книг

Рекомендуемая литература к «Программе воспитания и обучения в детском саду»

Рекомендуемая литература к «Программе воспитания и обучения в детском саду» Закон «Об образовании» Российской Федерации.Конвенция ООН о правах ребенка, 1989.Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, 1990.Давыдов В. В., Петровский В.А. и др.

Рекомендуемая литература к «Программе воспитания и обучения в детском саду»

Рекомендуемая литература к «Программе воспитания и обучения в детском саду» Закон «Об образовании» Российской Федерации.Конвенция ООН о правах ребенка, 1989.Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, 1990.Давыдов В. В., Петровский В.А. и др.

Рекомендуемая литература к «Программе воспитания и обучения в детском саду»

Рекомендуемая литература к «Программе воспитания и обучения в детском саду» Закон «Об образовании» Российской Федерации.Конвенция ООН о правах ребенка, 1989.Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, 1990.Давыдов В. В., Петровский В.А. и др.

Рекомендуемая литература к «Программе воспитания и обучения в детском саду»

Рекомендуемая литература к «Программе воспитания и обучения в детском саду» Закон «Об образовании» Российской Федерации.Конвенция ООН о правах ребенка, 1989.Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, 1990.Давыдов В. В., Петровский В.А. и др.

Рекомендуемая литература к «Программе воспитания и обучения в детском саду»

Рекомендуемая литература к «Программе воспитания и обучения в детском саду» Закон «Об образовании» Российской Федерации.Конвенция ООН о правах ребенка, 1989.Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, 1990.Давыдов В. В., Петровский В.А. и др.

Рекомендуемая литература к «Программе воспитания и обучения в детском саду»

Рекомендуемая литература к «Программе воспитания и обучения в детском саду» Закон «Об образовании» Российской Федерации.Конвенция ООН о правах ребенка, 1989.Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, 1990.Давыдов В. В., Петровский В.А. и др.

Рекомендуемая литература к «Программе воспитания и обучения в детском саду»

Рекомендуемая литература к «Программе воспитания и обучения в детском саду» Закон «Об образовании» Российской Федерации.Конвенция ООН о правах ребенка, 1989.Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, 1990.Давыдов В. В., Петровский В.А. и др.

Библиотека в детском саду

Библиотека в детском саду В наши дни ребенок осваивает пульт от телевизора раньше, чем начинает ходить. Малыш уверенно орудует мышкой от компьютера задолго до того, как научится читать.Несмотря на то что в наше время в жизни человека огромную роль играют компьютеры,

Праздники в детском саду

Праздники в детском саду В течение учебного года есть несколько прекрасных поводов для того, чтобы устроить праздник в детском саду, например Новый год или Восьмое марта. На праздник можно пригласить родителей, бабушек и дедушек, старших братьев и сестер. Как правило,

Смотрите так же:  Можно ли детям капать ксимелин

Рекомендуемая литература к «Программе воспитания и обучения в детском саду»

Рекомендуемая литература к «Программе воспитания и обучения в детском саду» Закон «Об образовании» Российской Федерации.Конвенция ООН о правах ребенка, 1989.Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, 1990.Давыдов В. В., Петровский В.А. и др.

Рабочие тетради к «Программе воспитания и обучения в детском саду»

Рабочие тетради к «Программе воспитания и обучения в детском саду» Младшая группаМатематика для малышей. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.Развитие речи у малышей. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.Уроки грамоты для малышей. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.Прописи для малышей. – М.: Мозаика-Синтез,

Литература к «Программе воспитания и обучения в детском саду» и к программе «От рождения до школы»

Литература к «Программе воспитания и обучения в детском саду» и к программе «От рождения до школы» Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» является переработанным в соответствии с действующими ФГТ вариантом «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией

Рекомендуемая литература к «Программе воспитания и обучения в детском саду»

Подвижная игра как средство гармоничного развития ребенка Определение и специфика подвижной игры Подвижная игра с правилами – это сознательная двигательная активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с

Первые дни в детском саду

Первые дни в детском саду Если вы правильно и своевременно начали готовить свое дитятко к детскому саду, то огромных проблем быть не должно.1. Примерно за недельку до того момента, как вы поведете карапуза «на его работу», можете начинать разговоры о райском уголке, где

Рекомендуемая литература о детском многоязычии

Ребенок не ест в детском саду

Ребенок не ест в детском саду Хотя с местами в детских садах до сих пор есть проблемы, все же большинство детей проводят несколько лет перед школой в одном из этих заведений. И вот ваш домашний мальчик или девочка собираются в сад. Один из главных вопросов, тревожащих любую

Лямина гМ воспитание детей в старшей группе детского сада

Результат поиска

Доп.точки доступа:
Шигаева, Т.
Экземпляры всего: 1
ЧЗ (1)
Свободны: ЧЗ (1)

Доп.точки доступа:
Линдгрен, Астрид 1907- \о ней\
Экземпляры всего: 1
ЧЗ (1)
Свободны: ЧЗ (1)

Доп.точки доступа:
Гербова, В. В.; Иванкова, Р. Г.; Казакова, Р. Г.; Корзакова, Е. И.; Лямина, Г. М. \сост.\
Экземпляры всего: 15
АБ Д/В (4), ХР (8), АБ (2), ЧЗ (1)
Свободны: АБ Д/В (4), ХР (8), АБ (2), ЧЗ (1)

Доп.точки доступа:
Гербова, В. В.; Лямина, Г. М.; Романовская, Э. М.; Казакова, Р. Г.; Лямина, Г. М. \ред.\
Экземпляры всего: 9
ЧЗ (1), ХР (6), АБ Д/В (1), АБ (1)
Свободны: ЧЗ (1), ХР (6), АБ Д/В (1), АБ (1)

Доп.точки доступа:
Максаков, А. И.
Экземпляры всего: 5
АБ (3), ХР (2)
Свободны: АБ (3), ХР (2)

Доп.точки доступа:
Доронова, Т. Н.; Гербова, В. В.; Гризик, Т. И.; Гусарова, Л. Д.
Экземпляры всего: 12
ЧЗ (1), ХР (4), АБ Д/В (7)
Свободны: ЧЗ (1), ХР (4), АБ Д/В (7)

Доп.точки доступа:
Гербова, В. В. \ред.\
Экземпляры всего: 19
АБ Д/В (3), ЧЗ (2), ХР (14)
Свободны: АБ Д/В (3), ЧЗ (2), ХР (14)

Доп.точки доступа:
Комарова, Т. С. \ред.\; Гербова, В. В. \ред.\
Экземпляры всего: 1
ЧЗ (1)
Свободны: ЧЗ (1)

Доп.точки доступа:
Васильева, М. А. \ред.\; Гербова, В. В. \ред.\; Комарова, Т. С. \ред.\
Экземпляры всего: 1
ЧЗ (1)
Свободны: ЧЗ (1)

Доп.точки доступа:
Анциферова, А. А.; Владимирова, Т. А.; Гербова, В. В.; Корзакова, Е. И.; Лямина, Г. М. \сост.\
Экземпляры всего: 7
ХР (6), ЧЗ (1)
Свободны: ХР (6), ЧЗ (1)

Доп.точки доступа:
Максаков, А. И.
Экземпляры всего: 22
ЧЗ (1), ХР (16), АБ Д/В (4), АБ (1)
Свободны: ЧЗ (1), ХР (16), АБ Д/В (4), АБ (1)

Лямина гМ воспитание детей в старшей группе детского сада

Доп.точки доступа:
Анциферова, А.А. \сост.\; Владимирова, Т.А. \сост.\; Гербова , В.В. \сост.\
Экземпляры всего: 2
КХ (2)
Свободны: КХ (2)

Доп.точки доступа:
Гербова , В.В. \сост.\; Иванкова, Р.А. \сост.\; Казакова, Р.Г. \сост.\
Экземпляры всего: 2
КХ (2), АБ
Свободны: КХ (2)

Доп.точки доступа:
Лямина, Г.М. \сост., ред.\; Гербова , В.В. \сост.\; Романовская, Э.М. \сост.\
Экземпляры всего: 1
КХ (1)
Свободны: КХ (1)

Доп.точки доступа:
Лямина, Г.М. \ред., сост., сост.\; Гербова , В.В. \сост.\; Казакова, Р.Г. \сост.\
Экземпляры всего: 1
КХ (1)
Свободны: КХ (1)

Доп.точки доступа:
Гербова , В.В. \сост.\; Казакова, Р.Г. \сост.\; Кононова, И.М. \сост.\; Лямина, Г.М. \ред.\
Экземпляры всего: 1
КХ (1)
Свободны: КХ (1)

Доп.точки доступа:
Максаков, А.И.
Экземпляры всего: 2
КХ (2)
Свободны: КХ (2)

Экземпляры всего: 1
КХ (1)
Свободны: КХ (1)

Экземпляры всего: 1
КХ (1)
Свободны: КХ (1)

Экземпляры всего: 2
КХ (2)
Свободны: КХ (2)

Экземпляры всего: 1
КХ (1)
Свободны: КХ (1)

Доп.точки доступа:
Гербова , В.В. \ред.\
Экземпляры всего: 2
КХ (2)
Свободны: КХ (2)

Экземпляры всего: 1
КХ (1)
Свободны: КХ (1)

Экземпляры всего: 2
КХ (2)
Свободны: КХ (2)

Экземпляры всего: 1
КХ (1)
Свободны: КХ (1)

Экземпляры всего: 1
КХ (1)
Свободны: КХ (1)

Экземпляры всего: 1
КХ (1)
Свободны: КХ (1)

Экземпляры всего: 1
КХ (1)
Свободны: КХ (1)

Экземпляры всего: 2
КХ (2)
Свободны: КХ (2)

Доп.точки доступа:
Гербова , В.В. \ред.\
Экземпляры всего: 2
КХ (2)
Свободны: КХ (2)

Экземпляры всего: 1
КХ (1)
Свободны: КХ (1)

Дети раннего возраста в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми от рождения до 2 лет./ Теплюк С.Н., Лямина Г.М., Зацепина М.Б.

Deti rannego vozrasta v detskom sadu. Programma i metodicheskie rekomendatsii dlia zaniatii s det’mi ot rozhdeniia do 2 let./ Tepliuk S.N., Liamina G.M., Zatsepina M.B.

SKU: KM113456
Stock No: 775057
ISBN: 978-5-86775-341-2

Pages: 112
Format: 70×100/16
Cover: Мягкий переплет
Year: 2018
Publisher: Мозаика-синтез

Автореферат и диссертация по медицине (14.01.08) на тему: Вегетативные нарушения у детей раннего возраста, посещающих дошкольные образовательные учреждения, их прогнозирование и профилактика

Автореферат диссертации по медицине на тему Вегетативные нарушения у детей раннего возраста, посещающих дошкольные образовательные учреждения, их прогнозирование и профилактика

На правах рукописи

^ ЗАРУБИНА Наталья Владимировна

ВЕГЕТАТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА, ПОСЕЩАЮЩИХ ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ, ИХ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук

Работа выполнена на кафедре факультетской педиатрии с пропедевтикой детских болезней Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ярославская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию».

доктор медицинских наук,

профессор Спивак Евгений Маркович

заслуженный врач РФ, заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук,

профессор Рывкин Аркадий Исаакович

доктор медицинских наук Шанина Татьяна Геннадьевна

Ведущая организация — ГОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию».

Защита диссертации состоится 10 февраля 2010 г. в 11.30 часов на заседании диссертационного совета Д 208.027.01 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Ивановская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» по адресу. 153012, г. Иваново, просп. Ф. Энгельса, д.8.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Ивановская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию».

Автореферат разослан «_» января 2010 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук,

профессор Жданова Л. А.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность научного исследования

Проблема вегетативных нарушений у детей является весьма актуальной для педиатрии. Это связано, прежде всего, с их высокой распространенностью, а также с тем, что автономная дисрегуляция есть важнейшее звено патогенеза абсолютного большинства хронических неинфекционных заболеваний (Антропов Ю. Ф., 2002). Несмотря на большое количество исследований, посвященных синдрому вегетативной дисфункции, многие вопросы, касающиеся особенностей клинических проявлений, прогнозирования и профилактики данной патологии в раннем детском возрасте остаются малоизученными. Между тем, именно в этот период онтогенеза вегетативная дисфункция находится в начальной стадии своего формирования, поэтому проведение корригирующих мероприятий у данной категории пациентов может считаться наиболее перспективным (Спивак Е. М., Нежкина Н. Н., 2009).

Поступление ребенка раннего возраста в дошкольное образовательное учреждение рассматривается в качестве одного из переломных периодов детства, что связано, прежде всего, с резкими изменениями сложившегося динамического стереотипа (Жданова Л. А. с соавт., 2003, 2006; Рзянки-на М. Ф., Андрюшкина Е. Н., 2007). Многократное расширение контактов, иной режим дня, новые требования к поведению, отсутствие родителей и другие факторы предрасполагают к возникновению стрессовой ситуации. Самым частым ее проявлением является неблагоприятное течение адаптации ребенка к яслям.

Процесс приспособления к условиям дошкольных образовательных учреждений требует значительного напряжения приспособительных механизмов именно в раннем детском возрасте. Это определяется, в первую очередь, весьма высокими темпами роста и развития в этот период онтогенеза (Баранов А. А., 2005). Нарушение процесса адаптации к яслям у данной категории воспитанников может быть фактором, который в дальнейшем способствует ухудшению состояния их здоровья.

Установлено, что в осуществлении приспособительных реакций организма ребенка к изменениям динамического стереотипа ведущую роль играет вегетативная нервная система. Поэтому прогнозирование, профилактика и своевременная коррекция вегетативной дисфункции имеют большое значение для предотвращения неблагоприятного течения адаптационного периода и дальнейших негативных изменений в состоянии здоровья детей раннего возраста — воспитанников дошкольных образовательных учреждений.

Цель научного исследования — разработать алгоритм прогнозирования и профилактики вегетативной дисфункции у детей раннего возраста с учетом ее клинико-функциональной характеристики и влияния на динамику нервно-психического развития, заболеваемость и течение адаптации к детскому дошкольному учреждению.

Задачи научного исследования:

1. Дать клиническую характеристику функционального состояния автономной нервной системы у детей раннего возраста — воспитанников дошкольных образовательных учреждений и определить у них частоту и особенности проявлений вегетативных нарушений.

2. Установить динамику физического, нервно-психического развития, показатели заболеваемости и характер течения периода адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения детей раннего возраста, имеющих вегетативную дисфункцию.

3. Определить особенности нарушений семейного микросоциума у этой категории пациентов.

4. Разработать алгоритм прогнозирования и профилактики вегетативной дисфункции у детей раннего возраста, поступающих в дошкольные образовательные учреждения.

Научная новизна исследования

Установлена высокая частота вегетативной лабильности у детей раннего возраста, в структуре которой преобладает парасимпатикотонический тип с сохранными в большинстве случаев параметрами реактивности и обеспечения деятельности.

Выделены наиболее частые симптомы вегетативной лабильности по ваго- и симпатикотоническому типу у детей раннего возраста при поступлении в дошкольное учреждение, показано ее неблагоприятное влияние на течение адаптации.

Доказано сочетание вегетативной дисфункции с нарушениями состояния здоровья детей в течение первого года их пребывания в дошкольном образовательном учреждении: замедлением темпов нервно-психического развития, снижением резистентности, увеличением количества функциональных отклонений и хронической соматической патологии.

Установлено, что в раннем возрасте вегетативная дисфункция манифестирует симптомокомплексом эмоциональных расстройств, а также задержкой речевого развития, нарушением контактов с окружающими, недостаточным развитием необходимых навыков.

Выявлены частые нарушения родительско-детских взаимоотношений при наличии у ребенка вегетативной дисфункции, повышающие риск возникновения вегетативной дисфункции и неблагоприятного течения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольных образовательных учреждений.

Практическая значимость исследования

Обосновано включение оценки функционального состояния вегетативной нервной системы и особенностей внутрисемейного взаимодействия в паре «ребенок — родители» в программу медико-психологического обследования детей раннего возраста при подготовке к дошкольному учреждению.

Разработана прогностическая таблица для выделения группы детей раннего возраста, имеющих риск возникновения вегетативной дисфункции.

Предложено расценивать наличие вегетативной дисфункции у ребенка раннего возраста в качестве фактора риска неблагоприятной адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения и последующего ухудшения состояния здоровья воспитанников.

Обосновано и апробировано применение у них превентивного курса коррекции родительско-детских взаимоотношений и игровой терапии для профилактики вегетативной дисрегуляции и нарушения течения адаптации к дошкольному учреждению.

Положения, выносимые на защиту

1. Появление начальных признаков автономной дисрегуляции в виде вегетативной лабильности является предиктором неблагоприятной динамики показателей здоровья детей раннего возраста в течение первого года их пребывания в дошкольных образовательных учреждениях. Это проявляется замедлением темпов нервно-психического развития, снижением резистентности, возникновением функциональных отклонений и хронической соматической патологии.

2. Прогнозирование вегетативной дисфункции у детей раннего возраста и проведение курса коррекции родительско-детских взаимоотношений и игровой терапии в группе риска до поступления их в дошкольное образовательное учреждение значительно уменьшает проявления вегетативной дисрегуляции и частоту нарушения течения адаптации.

Апробация и внедрение результатов исследования

Основные положения диссертации доложены и обсуждены на общебольничных конференциях МУЗ «Детская поликлиника № 5» г. Ярославля (2008, 2009), заседаниях Ярославского областного психотерапевтического

общества (2008, 2009), заседании Ярославского областного общества детских врачей (2008).

По теме диссертации опубликовано 5 работ, из них 1 — в журнале, рекомендованном ВАК Минобразования и науки РФ («Вопросы практической педиатрии»).

Результаты исследования внедрены в практику работы МУЗ «Детская поликлиника № 5» г. Ярославля.

СТРУКТУРА И ОБЪЕМ ДИССЕРТАЦИИ

Диссертация изложена на 135 страницах машинописного текста, состоит из введения, обзора литературы, описания методов обследования, 3 глав собственных исследований, общего заключения и обсуждения полученных результатов, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, включающего 179 отечественных и 66 иностранных источников. Работа иллюстрирована 19 таблицами и 9 рисунками.

Организация работы. Методы и объем исследования

Материалом для работы послужили данные обследования 280 детей раннего возраста (от 1,5 до 3 лет), посещавших ясельные группы дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) Заволжского района г. Ярославля и поступивших в них за период август-сентябрь 2006-2008 гг., том числе 168 мальчиков и 112 девочек.

Критериями исключение из обследования были следующие:

1. Наличие у ребенка обострения хронической патологии.

2. Нахождение его в периоде реконвалесценции острого заболевания (первые 3 недели).

Обследованные были разделены на 2 группы. Указанное разделение основано на результатах оценки функционального состояния вегетативной нервной системы, которая проводилась на третий день пребывания ребенка в ДОУ.

Первую группу (сравнения) составили 166 детей, у которых не отмечалось признаков вегегативной дисфункции.

Во вторую группу (основную) вошли 114 детей, которые имели проявления указанной патологии. С учетом ее типа в основной группе выделено 2 подгруппы: с вегетативной дисфункцией по ваго- или симпатикогониче-скому варианту.

Информацию об особенностях биологического и социального анамнеза получали из медицинской документации, а также при помощи анкетирования матерей и бесед с ними.

Физическое развитие оценивали по антропометрическим показателям в соответствии с региональными нормативами.

Уровень острой заболеваемости характеризовали по количеству случаев острых респираторных инфекций (ОРИ), перенесенных ребенком в течение первого года пребывания в ДОУ, доле часто болеющих и числу детей, у которых имели место осложненные формы ОРИ.

Смотрите так же:  Нехватка витамина в12 симптомы у детей

Оценивали общую распространенность и структуру функциональных отклонений и хронических неинфекционных соматических заболеваний.

При определении уровня нервно-психического развития (НПР) учитывали 5 групп показателей: речь (понимаемую и активную), сенсорное развитие, игру и действия с предметами, движения и навыки. В качестве нормативов НПР для детей второго года жизни использовали показатели Н. М. Аксариной и К. Л. Печоры, для детей третьего года жизни -Н. М. Аксариной и Г. В. Пантюхиной. Все пациенты, включенные в данную работу, дополнительно обследованы детским психотерапевтом.

НПР оценивали до поступления ребенка в ДОУ и в конце первого года пребывания в нем. В структуре типов НПР выделяли нормальное развитие, а также развитие с опережением, отставанием с учетом количества эпикриз-ных сроков и его гармоничности.

Комплексная оценка автономной нервной системы предполагала определение типа исходного вегетативного тонуса (ИВТ) (с помощью клинической таблицы Г. Г. Осокиной), а также вегетативной реактивности (BP) (по динамике показателей вариационной пульсографии в ортостазе) и вегетативного обеспечения деятельности (ВОД) (по результатам клиноортоста-тической пробы). Для характеристики основных параметров автономной нервной системы у детей раннего возраста использовали нормативы, разработанные Е. М. Спиваком (2003).

Для характеристики функционального состояния организма ребенка определяли ряд показателей сердечно-сосудистой системы, для чего осуществляли электрокардиографию и кардноинтервалографию. Все вегетологи-ческие и функциональные обследования проводили однократно в периоде адаптации ребенка к яслям.

Оценка периода адаптации к ДОУ (благоприятный, условно-благоприятный, неблагоприятный) проводилась в соответствии с общепринятыми в педиатрии критериями (заболеваемость, уровень физического развития (ФР) и НПР, наличие невротических реакций, время стабилизации психоэмоционального состояния).

Срок наблюдения за включенными в исследование детьми составил 1 год.

Цифровой материал обработан статистическими методами с применением пакета прикладных программ Statistica (Data analysis software system, StatSoft Inc., 2004) версия 6.0 в среде Windows 98.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Процесс формирования здоровья, а также возникновения его нарушений у детей в значительной степени определяется состоятельностью систем, осуществляющих приспособление организма ребенка к негативным факторам среды. В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что ведущая роль в становлении адаптивных реакций и компенсаторных механизмов в норме и при патологии принадлежит вегетативной (автономной) нервной системе (Вейн А. М. с соавт., 2003). Поэтому своевременное выявление нарушений ее функционального состояния и их коррекция считаются перспективным направлением превентивной педиатрии (Нежкина Н. Н., 2005). Несмотря на большое количество работ, посвященных различным аспектам вегетативной дисфункции, тем не менее, до настоящего времени остаются малоизученными особенности данной патологии в раннем детском возрасте. Между тем, именно у этой категории детей наблюдаются ранние (в ряде случаев доклинические) фазы автономной дисрегуляции, когда адекватное патогенетически обоснованное терапевтическое воздействие представляется наиболее эффективным (Спивак Е. М., Нежкина Н. Н., 2009).

Поэтому одной из задач нашей работы явилось определение особенностей функционального состояния автономной нервной системы у детей раннего возраста — воспитанников ясельных групп ДОУ с определением частоты и клинической феноменологии вегетативных нарушений у этой категории детей.

Оценка интегрального показателя функционирования автономной нервной системы в состоянии покоя — типа ИВТ у детей раннего возраста в ясельных группах ДОУ показала, что в большинстве случаев (59,3%) он соответствовал нормотонии, реже встречалась ваготония (27,5%). Особенностью данного возраста явилась достаточно частая регистрация симпати-котонии (13,2%). Этот факт можно объяснить, прежде всего, закономерностями роста и развития детского организма. Симпатикотония является целесообразной реакцией именно в грудном и раннем возрасте. Это связано с трофической функцией этого отдела вегетативной системы, что наряду с другими механизмами обеспечивает высокие темпы ФР. Однако данный вариант регуляции является энергозатратным, поэтому, по мере увеличения возраста ребенка и снижения темпов нарастания у него массы и роста, организм переходит на более экономичный режим. Указанный процесс сопряжен с увеличением тонического напряжения в холинэргических аппаратах. По некоторым данным, клинически значимые проявления парасимпатико-тонии в нормальных условиях наблюдаются начиная с возраста 5-6 лет (Спивак Е. М., Нежкина Н. Н., 2009). Поэтому по мере роста детей домини-

рование данного варианта ИВТ закономерно увеличивается. В этом отношении весьма показательны результаты исследования Н. Н. Нежкиной (2005), которые подтверждают указанное положение. По данным автора, среди здоровых младших школьников ваготония регистрировалась в 55% случаев, тогда как у средних — уже в 61%, а в старшей возрастной группе (15-17 лет) — в 65%. Б. М. Спивак (2003) среди дошкольников 4-7 лет обнаружил преобладание активности холинэргической системы у 46% мальчиков и у 48% девочек.

Определение параметров, характеризующих вегетативный гомеокинез, позволило установить особенность функционировании автономной нервной системы у детей раннего возраста, посещающих ДОУ. Она заключаются в том, что в абсолютном большинстве случаев реактивность и обеспечение деятельности не менялись даже тогда, когда имело место преобладание исходной холинэргической или симпатоадреналовой активности. Это существенно отличает общую направленность вегетативной регуляции в раннем возрасте от таковой у старших детей (дошкольников и школьников), среди которых доля инвертированных ВР и ВОД существенно выше (Бело-конь Н. А., Кубергер М. Б., 1987).

Так, по нашим данным, ВР была нормальной в среднем у 92,3% воспитанников, чаще среди нормотоников (98,3%) и сямпатикотоников (97%). Изменения ВР сопутствовали в основном ваготоническому ИВТ (14%). Представленность недостаточной (асимпатикотонической) и избыточной (гиперсимпатикотонической) ВР у этих пациентов была сопоставимой (6,8 и 7,2% соответственно, р > 0,05).

ВОД по сравнению с ВР подвергалось существенно большим изменениям. При нормотонии оно практически во всех случаях (95,3%) было нормальным. Одновременно доля неизмененных вариантов клиноортостатиче-ской пробы статистически значимо снижалась при преобладании холинэр-гических (66,1%, р 0,05).

Повторная оценка НПР, осуществленная через 1 год, позволила установить достоверное увеличение доли воспитанников, имеющих отставание его параметров, особенно в группе детей с ваготоническим типом ВЛ (до 29,8%, р 0,05).

Значительной оказалась также и процентная доля воспитанников со сниженной резистентностью. Даже в группе детей-нормотоников более половины (53,6 %) отнесены к категории часто болеющих. Еще большим было их число среди воспитанников с ВЛ по симпатикотоническому типу (62,2%, р > 0,05) и особенно в группе пациентов с ВЛ по ваготоническому типу (77,2%, р 0,05). В наших наблюдениях осложнениями ОРИ были отиты, синуситы и пневмонии.

Таким образом, наличие вегетативной дисфункции оказывает негативное влияние на состояние резистентности у детей раннего возраста в течение первого года их пребывания в условиях ДОУ. В большей степени это наблюдается при ВЛ по ваготоническому типу.

Взаимосвязь автономной дисрегуляции и сниженной резистентности к инфекционным агентам подтверждают и другие авторы. Так, Е. М. Спивак и Н. Н. Нежкина (2009) указывают на значительно более высокую заболеваемость детей раннего и дошкольного возраста при наличии у них вегетативной дисфункции, чем в группе нормотоников. По данным С. М. Кушнира и Л. К. Антоновой (2007), такая же зависимость имеет место и у школьников с синдромом вегетативной дистонии, среди которых более половины являются часто болеющими.

Теоретическим обоснованием снижения показателя резистентности у данной категории пациентов служит тот известный факт, что гипоталамус принимает активное участие в регуляции иммунологического ответа. Данные, полученные в ходе ряда специальных исследований, позволили их авторам прийти к заключению о наличии при синдроме вегетативной дисто-

нии вторичной иммунологической недостаточности. Ее признаками: появление парциальной дисгаммаглобулинемии, снижение числа В-кпеток, увеличение количества циркулирующих иммунных комплексов, сенсибилизация к бактериальным экзоаллергенам, нарушения функциональной активности нейтрофилов и др. (Белоконь Н. А., Кубергер М. Б., 1987; Вейн А. М. с соавт., 2003).

Другим важнейшим параметром, характеризующим здоровье, является частота функциональных отклонений и хронической соматической патологии. Ее интегральный показатель — среднее количество функциональных отклонений и соматических заболеваний на одного ребенка — в группе сравнения составило 0,41 ± 0,09, тогда как при ВЛ по симпатикотоническому типу — 0,70 ± 0,1, р < 0,05, а у детей, имеющих ВЛ по ваготоническому типу, - 1,16 ± 0,08, р < 0,01.

Более детальный анализ позволил установить связь определенных видов соматической патологии с вариантом автономной дисрегуляции. Так, ВЛ по ваготоническому типу в большей степени ассоциировалась с отори-ноларингологическими заболеваниями (гипертрофией небных миндалин, хроническим тонзиллитом, аденоидитом), атопической бронхиальной астмой, атопическим дерматитом, пиелонефритом и артериальной гипотензи-ей. У детей с симпатикотоническим типом ВЛ достоверно чаще регистрировалось высокое нормальное артериальное давление.

Следовательно, уже в раннем детском возрасте проявляется взаимосвязь определенных классов патологии с трофо- или эрготропной направленностью исходной вегетативной регуляции, что отчетливо прослеживается у взрослых больных с синдромом вегетативной дистонии (Вейн А. М. с соавт., 2003).

Для характеристики напряженности адаптационных механизмов, которые отражают функциональное состояние организма, использовали параметры биоэлектрической активности миокарда. Это связано с тем, что сердечно-сосудистая система является весьма чувствительным индикатором всех происходящих в нем процессов (Баевский Р. М., 1997).

У детей с симпатикотоническим вариантом BJI достоверных различий с группой сравнения не выявлено.

Кроме номотопных изменений кардиоритма у детей раннего возраста с клиническими проявлениями вегетативной дисфункции наблюдалось существенное увеличение распространенности других нарушений биоэлектрической активности миокарда в группе детей, имеющих функциональные кар-диопатии (ФКП).

Известно, что термин «функциональные кардиопатии» объединяет все многообразие электрокардиографических сдвигов, связанных с нарушениями нейровегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы, при обязательном исключении ее органической патологии. Установлена ассоциация определенных вариантов ФКП с тем или иным типом ИВТ (Спивак Е. М., 2003).

По нашим данным, наибольшее число детей с ФКП зарегистрировано в группе пациентов, имевших BJI по ваготоническому типу (61,9%), что в 3,7 раза превышало аналогичный показатель в группе сравнения (16,7%, р < 0,005). Значительно реже, но тем не менее вдвое чаще, чем у нормото-ников, ФКП диагностировались у воспитанников с BJI по симпатикотониче-скому типу (35,4 %, р < 0,05).

Симпатикотонический тип BJI в ряде случаев сопровождался феноменом миграции пейсмекера, эктопическими предсердными ритмами (14,8%, р < 0,005), а также нарушениями реполяризации (5,7%, р < 0,01).

Показатели вариационной пульсографии (кардиоинтервалографии) также имели существенные различия в трех сравниваемых группах детей и определялись направленностью ИВТ.

ВЛ по симпатпкотоническому типу по сравнению с нормотонией сопровождалось снижением амплитуды моды (до 22 ± 2, р < 0,05) и вариационного размаха (до 0,13 ± 0,01, р < 0,01) и увеличением индекса напряжения (до 181 ± 31, р< 0,05).

Заключительным этапом оценки состояния здоровья явилось определение характера течения адаптации детей к условиям ясельных групп ДОУ в зависимости от направленности их вегетативной регуляции. При этом учитывали общепринятые в педиатрии критерии осложнений адаптационного периода.

Таким образом, наличие вегетативного дисбаланса служит одним из факторов осложненного течения адаптации ребенка к условиям ДОУ. Это объясняется тем, что автономная нервная система обеспечивает приспособление организма детей к любым изменениям среды. Поэтому вегетативная дисфункция закономерно сопровождается нарушением в системах адаптации, что клинически выражается феноменологией синдрома дезадаптации детей к ДОУ.

Со поставляя последовательность появления признаков нарушения симпатико-парасимпатического взаимодействия с характером течения адаптации ребенка к яслям, а также с динамикой параметров, характеризующих состояние здоровья (заболеваемость, нарушение ФР и НПР, проявления функциональных отклонений и хронической патологии), можно сделать вывод о том, что вегетативная дисфункция предшествует их возникновению. Первоначально (обычно в периоде адаптации ребенка к яслям) возникают начальные признаки данной патологии, феноменология которых укладывается в понятие «вегетативная лабильность». Наиболее типичными на этой стадии развития автономной дисрегуляции являются эмоциональные расстройства. Адаптационный период у таких воспитанников в большинстве случаев осложняется и соответствует чаще условно-благоприятному, а в некоторых случаях — неблагоприятному течению.

Анализируя в целом характер адаптации к ДОУ и дальнейшую динамику показателей здоровья у детей с различными типами ВЛ, мы пришли к следующему заключению. В наибольшей степени данные параметры ухудшаются в группе воспитанников, имеющих ВЛ по ваготоническому типу. Одновременно при симпатикотоническом ее варианте степень указанных нарушений существенно меньше.

Мы объясняем этот факт тем, что наличие симпатикотонии может быть одним из пограничных вариантов становления вегетативной регуляции в онтогенезе у некоторых детей. Известно, что преобладание симпатоадре-наловых влияний характерно для интенсивно растущего организма. По-видимому, у данной категории детей, имеющих факторы риска развития автономной дисрегуляции, происходит некоторое смещение сроков перехода организма на более экономичный тип регуляции, сопряженный с активацией холинергических структур, свойственный старшим детям.

Наличие вегетативной дисфункции, ухудшая адаптацию детей к ДОУ, способствует в дальнейшем негативной динамике состояния здоровья. У этой категории детей по сравнению с нормотониками имеют место более высокие показатели заболеваемости и частоты функциональных отклонений и хронической соматической патологии. Повышение вероятности возникновения определенных хронических заболеваний или функциональных отклонений сопряжено с конкретными вариантами автономной дисрегуляции. Поэтому ее появление можно считать наиболее ранним признаком, который является предиктором ухудшения состояния здоровья ребенка в течение первого года его пребывания в яслях.

Для благоприятного течения периода адаптации к условиям ДОУ и поддержания нормального вегетативного баланса у ребенка раннего возраста весьма существенное значение придается характеру внутрисемейной обстановки. Показано, что дети, которые чрезмерно опекаются родственниками или являются единственными в семье, труднее адаптируются к яслям. С другой стороны, наличие внутрисемейных конфликтов, некоторые личностные особенности родителей (интроверсия, необщительность, эмоциональная холодность, проявления депрессии, повышенная тревожность и т.п.) также могут оказывать негативное влияние на течение адаптационного процесса. Особую роль для возникновения его нарушений играет негармоничное воспитание в семье. Кроме того, одной из причин затруднений привыкания ребенка к новым для него условиям пребывания в ясельной группе, считают дефекты в организации воспитательного процесса в самом ДОУ. Примерами этого являются отсутствие гибкости в выполнении режима дня и индивидуального подхода к ребенку, излишняя заорганизованность детей, отсутствие достаточного времени для их самостоятельной игры и интерес-

ных занятий, частая смена воспитателей, перегруженность группы, наличие существенной разницы в возрасте детей, посещающих ее. Учитывая все вышеизложенное, оценке микросоциума в данной работе мы уделили большое внимание.

Характер взаимодействия родителей и детей изучался с помощью опросника И. М. Марковской (1998) — ВРР.

Статистически значимые межгрупповые различия зарегистрированы для 1,4, 6, и 10-й шкал опросника.

При оценке показателей ВРР были получены результаты, которые отражают общее снижение требовательности со стороны родителей в отношении ребенка при осуществлении воспитательного процесса, наличие значительной эмоциональной дистанции внутри семьи у нормотоников и отсутствие должного сотрудничества между ее членами. Значимое увеличение показателя удовлетворенности отношений с ребенком (до 61,3 ± 3,1 против 50,6 ± 3,1 балла в группе сравнения, р < 0,01) при одновременном существовании перечисленных выше отклонений во внутрисемейном взаимодействии может отражать неадекватность его оценки со стороны родителей.

Смотрите так же:  Эзофагит симптомы и лечение у детей

В практическом плане особое значение приобретает прогнозирование неблагоприятного течения адаптации ребенка к условиям ДОУ. В настоящее время в качестве факторов, ухудшающих этот процесс, рассматривают отягощенное течение анте- и интранатального периодов онтогенеза, характер ФР и НПР и состояние здоровья ребенка на первом году жизни, наличие у него фоновых состояний, семейные условия и ряд других. Рядом авторов разработаны прогностические таблицы, использование которых позволяет с той или иной степенью точности предсказать возникновение осложнений адаптации детей к условиям яслей (Солнцев А. А., 1985 и др.).

При оценке прогностического значения отдельных факторов мы учитывали их роль в возникновении эмоционально-вегетативных нарушений. Это связано, в первую очередь, с тем, что именно автономная дисрегуляция, причем чаще всего в виде начальных своих проявлений (вегетативной лабильности) в большинстве случаев предшествует развитию синдрома дезадаптации. Указанное обстоятельство можно объяснить той фундаментальной ролью, которую играет вегетативная нервная система в адаптационной деятельности организма.

Для прогнозирования возникновения вегетативных нарушений у ребенка в яслях использовали метод последовательного статистического анализа. Заданная точность прогноза составила 5%. Были отобраны наиболее значимые признаки, которые сведены в таблицу. Соответствующую информацию можно легко получить при беседе с матерью, общеклиническом обследовании ребенка и из опросника ВРР. По нашим данным, точность прогноза при использовании предлагаемой таблицы составляет 82%.

В ходе корреляционного анализа установлено, что наиболее значимыми прогностическими факторами были нарушения в эмоциональной сфере и в семейном микросоциуме в виде дисгармоничности родительско-детских взаимоотношений.

Заключительным этапом научного исследования была разработка и апробация немедикаментозного метода профилактики вегетативных нарушений ребенка раннего возраста в условиях ДОУ.

Обоснование применения конкретной методики для превентивной коррекции данной патологии потребовало анализа, прежде всего, ситуации в семьях у обследованных нами детей, стиля семейного воспитания, а также игровой деятельности воспитанников. Он позволил сделать следующие общие заключения.

Во-первых, как уже указывалось выше, у детей, имеющих высокий риск развития дезадаптации при поступлении в ясли, наблюдается значительная эмоциональная дистанция между членами семьи и отсутствие должного сотрудничества с родителями. Это является причиной общего снижения требовательности к ребенку при воспитании. Одновременно уровень удовлетворенности отношений с детьми достаточно высокий, что в какой-то степени может отражать отсутствие адекватной оценки его со стороны родителей.

Во-вторых, у таких детей существуют определенные проблемы в осуществлении игровой деятельности. Прежде всего, специальный расспрос показал, что с ними мало играют дома, а сам этот процесс, зачастую, строится таким образом, что не способствует развитию инициативы и самостоятельности ребенка. При тщательном анализе содержания игр оказывается, что в основе большинства из них лежит простое манипулирование игрушками, а игровой процесс не предусматривает взаимодействия с взрослыми.

Мы рассматриваем два указанных фактора, а именно отсутствие навыков практического взаимодействия с родителями и сниженную игровую инициативу в качестве основной причины дальнейших сложностей коммуникации ребенка с взрослыми.

Принимая во внимание все вышеизложенное, мы апробировали методику профилактики неблагоприятного течения адаптационного периода. Основу ее составляет немедикаментозное воздействие на эмоциональную и вегетативную сферы ребенка. Данная методика включает в себя коррекцию родительско-детских взаимоотношений и элементы игровой терапии.

Занятия ребенка и его матери (или родителей) предшествовали поступлению в ясли и составили курс из 10 сеансов. Каждое занятие включало в себя блок работы с взрослыми по коррекции родительско-детских взаимоотношений и блок непосредственной работы с пациентом (игровая терапия).

Первоначально проводится беседа с родителями, в ходе которой им разъясняется значение игр с ребенком для оптимизации внутрисемейных отношений. В случае выявления у ребенка эмоциональных нарушений проводится консультация по воспитанию ребенка и их коррекции.

Содержанием работы с пациентом является терапия отношений, которая проводится в специально оборудованной комнате. Ее цель — создание доверительной атмосферы между ребенком и врачом. В игровой комнате ребенок учится свободно выражать свои мысли и чувства, не скрывая их, поскольку знает, что врач принимает и понимает его. В дальнейшем к пациенту приходит осознание того, что ему не будут делать замечания, а тем более не станут наказывать или указывать на недостатки, неизбежно формируя у него чувство вины. Ребенку предлагается играть так, как он хочет.

Особую роль в организации игры мы отводим подручным материалам, среди которых чаще всего используются неструктурированные субстанции, такие как песок, краски и вода. Ребенок волен использовать их так, как ему хочется. Все игрушки свободно лежат на полках, их можно взять в любой момент. Это позволяет ему свободно выражать себя, что способствует ослаблению существующего напряжения и высвобождению сдерживаемых чувств.

Далее, по мере установления достаточного контакта пациенту предлагаются игры, направленные на развитие сенсорных ощущений. Для этого используются различные материалы — гладкие, шершавые, колючие и т.п. Применяются также настольные игры, при желании ребенка — музыкальные инструменты (барабаны, дудки, клавишные), мячи различного диаметра, что способствует развитию координации.

Таким образом, достигается основная цель врача: ребенок с желанием входит в игровую комнату, самостоятельно совершает выбор предметов и способ манипуляции с ними. Новый мир для него становится ближе, он осознает, что в нем есть и другие люди, готовые общаться с ним на привычном языке — игре.

В заключение подводится краткий итог занятия, в ходе чего ребенок поощряется и подбадривается. Ему разъясняется то, что будет на следующем занятии.

Для оценки эффективности профилактики синдрома дезадаптации с помощью предлагаемой методики мы провели динамическое наблюдение за 48 детьми раннего возраста, которое продолжалось в течение б месяцев с момента поступления ребенка в ясли. В соответствии с общепринятыми критериями выделяли благоприятный, условно-благоприятный и неблагоприятный типы адаптации.

Дети были разделены на 2 равные подгруппы по 24 человека в каждой: экспериментальную и сравнения. В первом случае перед поступлением в ясли ребенку проводился курс коррекции внутрисемейных отношений и игровой терапии, состоящий из 10 занятий, во втором таких вмешательств не осуществлялось.

Оценка адаптации к условиям яслей в двух сравниваемых подгруппах показала, что при отсутствии превентивной коррекции (подгруппа сравнения) во всех случаях имеет место нарушение нормального течения адаптационного процесса, приобретающее у части детей выраженный характер. В тех случаях, когда указанная терапия проводилась (экспериментальная подгруппа), большинство детей (70,8%) проходило этот период без существенных проблем. Неблагоприятного типа адаптации у этих воспитанников не зарегистрировано ни в одном случае.

Результаты нашего исследования показывают, что курс коррекции внутрисемейных отношений и игровой терапии, проведенный до момента поступления ребенка в ясли, оказывает значительный нормализующий эффект на течение адаптации его к условиям ДОУ, а также на дальнейшую динамику показателей состояния здоровья.

1. Преобладающим типом исходного вегетативного тонуса у детей раннего возраста, посещающих дошкольные образовательные учреждения, является нормотония, в 40,7% случаев у них регистрируются изменения функционального состояния автономной нервной системы, в структуре которых доминируют начальные проявления автономной дисрегуляции в виде вегетативной лабильности преимущественно по парасимпатическому, реже (у каждого третьего ребенка) — по симпатикотоническому типу, как правило, не сопровождающиеся нарушением реактивности и обеспечения деятельности.

2. Клиническими симптомами вегетативной лабильности по ваготониче-скому типу в раннем детском возрасте являются повышенная потливость, эпизоды неинфекционного субфебрилитета, усиление кожного сосудистого рисунка, проявления аллергодерматоза, тенденция к артериальной гипотензии, а по симпатикотоническому — бледность кожных покровов, снижение массы тела, высокое нормальное систолическое и диастолическое артериальное давление, легкие сомнологические нарушения (беспокойный и поверхностный сон, трудности при засыпании).

3. У значительной части детей раннего возраста наблюдается условно-благоприятное и неблагоприятное течение адаптации при поступлении в дошкольное учреждение. У них отмечается некоторое замедление

темпов физического и нервно-психического развития, снижение резистентности, возникают функциональные отклонения и хроническая соматическая патология, наибольшая частота и степень выраженности которых регистрируется при наличии вегетативной дисфункции по ваго-тоническому типу.

4. Вегетативная дисфункция в раннем детском возрасте сочетается с функциональными отклонениями и соматическими заболеваниями: при ваготоническом типе чаще выявляются оториноларингологические заболевания (гипертрофия небных миндалин, хронический тонзиллит, аденоидит), атопическая бронхиальная астма, атопический дерматит, пиелонефрит, артериальная гипотензия, функциональные кардиопатии; а при симпатикотоническом — высокое нормальное артериальное давление.

5. Наличие вегетативной дистонии у детей раннего возраста, особенно по ваготоническому типу, сочетается со снижением резистентности в течение первого года пребывания в детском дошкольном учреждении, а также с нарушением нервно-психического развития в связи с задержкой речевых и игровых функций, в основном не превышающей один эпи-кризный срок. Ухудшение физического развития имеет место у каждого пятого ребенка и не зависит от типа вегетативной регуляции.

6. Вегетативная лабильность у данной категории детей манифестирует изменениями в эмоциональной сфере: при ваготоническом ее типе -гневливостью и несдержанностью, страхами, раздражительностью, колебаниями настроения, склонностью к уединению; при симпатикотоническом типе — фобическими проявлениями. У этих детей еще до поступления в дошкольное учреждение обнаруживается нарушение семейного микросоциума в связи со снижением требовательности родителей, значительной эмоциональной дистанцией и отсутствием должного сотрудничества между родителями и ребенком.

7. Прогностически значимыми факторами риска вегетативной дисфункции у детей раннего возраста при поступлении в дошкольное учреждение является перинатальная патология центральной нервной системы, задержка речевого развития, нарушения контактов ребенка с окружающими и внутрисемейных детско-родительских взаимоотношений.

8. Нарушение практического взаимодействия с родителями и другими взрослыми, наличие расстройств в эмоциональной сфере в сочетании со сниженной игровой инициативой является обоснованием для применения курса коррекции родительско-детских взаимоотношений и игровой терапии у детей, имеющих высокий риск развития автономной дисрегу-ляции. Проведение такого курса до поступления ребенка в дошкольное

учреждение оказывает значительный положительный эффект на течение адаптационного периода и снижает вероятность возникновения вегетативной дисфункции.

1. При подготовке детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению рекомендуется прогнозировать высокий риск развития вегетативных нарушений, для чего целесообразно использовать разработанную нами таблицу. Факторами, наличие которых увеличивает вероятность появления у них автономной дисрегуляции, наряду с осложненным течением анте- и интранатального периодов онтогенеза, следует считать задержку речевого развития, нарушение контактов с окружающими, отсутствие необходимых навыков, несбалансированный режим дня, эмоциональные расстройства, а также негармоничные внутрисемейные отношения.

2. При установлении высокого риска возникновения вегетативной дисфункции рекомендуется включить в программу медико-психологического обследования этой группы детей комплексную оценку функционального состояния автономной нервной системы и особенностей внутрисемейного взаимодействия.

3. Проведение курса коррекции родительско-детских взаимоотношений и игровой терапии до поступления в дошкольное образовательное учреждение у детей, имеющих высокую вероятность развития вегетативной дисфункции, существенно снижают риск ее возникновения, а также неблагоприятного течения у них адаптационного периода.

4. Наличие вегетативной дисфункции у ребенка раннего возраста предлагается расценивать в качестве фактора, который существенно увеличивает вероятность возникновения нарушений течения адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Появление клинических признаков синдрома вегетативной лабильности является предиктором ухудшения состояния детей в течение первого года пребывания в нем.

СПИСОК РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

1. Особенности синдрома вегетативной дисфункции у детей раннего возраста при адаптации к дошкольному учреждению / Н. В. Зарубина, Е. М. Спивак // Союз опыта и молодости в науке и практике здравоохранения. — Тверь, 2009. — С. 59-63.

2. Нарушения нервно-психического развития у детей раннего возраста при адаптации к ДОУ / Е. М. Спивак, Н. В. Зарубина, И. В. Дзема, С. В. Волкова // Медработник дошкольного образовательного учреждения. — 2009. — № 5. — С. 76-80.

3. Роль психотерапии в профилактике нарушений адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ / Н. В. Зарубина, Е. М. Спивак // Медработник дошкольного образовательного учреждения. — 2009. — № 7. -С. 104-106.

4. Особенности адаптации детей раннего возраста в дошкольном учреждении / Е. М. Спивак, Н. В. Зарубина // Вопр. практической педиатрии. — 2009. — Т. 4, № 3. — С. 93-94.

5. Динамика показателей здоровья у детей раннего возраста в течение первого года их пребывания в дошкольном учреждении / Н. В. Зарубина, Е. М. Спивак // Актуальные вопросы медицинской науки. — Ярославль, 2009. — С. 231-232.

ВР вегетативная реактивность

ВЛ вегетативная лабильность

ВОД вегетативное обеспечение деятельности

ДОУ дошкольное образовательное учреждение

ИВТ исходный вегетативный тонус

НИР нервно-психическое развитие

ОРИ острые респираторные инфекции

ФКП функциональные кардиопатии

ФР физическое развитие

ЗАРУБИНА Наталья Владимировна

ВЕГЕТАТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА, ПОСЕЩАЮЩИХ ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ, ИХ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук

Подписано в печать 23.12.2009 г. Формат 60х841/1б-Печ. л. 1,75. Усл. печ. л. 1,6. Тираж 75 экз.

ГОУ ВПО «Ивановская государственная медицинская академия Росздрава» 153012, Иваново, Ф. Энгельса, 8

Другие статьи

  • Можно ли ребенку капать ромашку в нос отвар ромашки и нос неделю назад мы заболели к нам приходила врач и сказала 5 раз в день промывать нос пипеткой ромашки, потом отсасывать аспиратором, а потом капать капли сейчас я разговаривала с подругой, она меня отругала, сказала, что нельзя так ни в коем случае, […]
  • Ребенок 1 5 года плохо спит ночью комаровский Доктор Комаровский о том, что делать, если ребенок плохо спит ночью и часто просыпается Беспокойный детский сон по ночам — проблема довольно распространенная. Многие мамы и папы мечтают, чтобы ребенок сам выспался как следует и дал им, родителям, поспать хотя бы 8 […]
  • Почему ребенок после еды не срыгивает Первые грудничковые проблемы – срыгивания, икота, колики Первые грудничковые проблемы связаны с пищеварением. Наиболее частые проблемы у малышей: срыгивание, рвота, икота, колики (боли в животе), пищевая аллергия, нарушение характера и частоты стула, запор, диарея […]
  • Ребенок 3 месяца не спит ночью дольше Мой младенец спит всю ночь Проблемы с ночным сном в той или иной степени касаются 30% детей. Но по результатам различных опросов, проведенных в США, Канаде, Австралии и европейских странах, более 70% родителей хотели бы, чтобы их дети спали дольше и качественнее по […]
  • Фз о мерах социальной поддержки семьи и детей Социальная помощь семьям в России В Российской Федерации разрабатываются законы и госпрограммы, целью которых является социальная поддержка семей. Эти акты распространяются на всю территорию РФ. Однако некоторые субъекты в инициативном порядке расширяют перечни […]
  • Развитие речи старших дошкольников презентация «РАЗВИТИЕ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» МДОУ детский сад 27 с/п «Рябинка» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ воспитателя I категории. - презентация Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемТатьяна Зинина Похожие […]