МаМихайлова развитие музыкальных способностей детей

Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры

Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Её называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыка играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры, эмоциональной и познавательной сторон личности человека.

Непосредственное влияние музыки на эмоциональную сферу ребенка способствует возникновению первоначальных ответных действий, в которых можно видеть предпосылки к формированию в дальнейшем основных музыкальных способностей.

Современными исследователями доказано, что формировать музыкальные способности нужно начинать как можно раньше. Чем раньше дети приобщаются к миру музыки, тем более музыкальными они впоследствии становятся, и тем радостнее и желаннее будут для них новые встречи с музыкой. Бедность музыкальных впечатлений детства, их отсутствие вряд ли можно будет восполнить позднее, будучи взрослым. Может поэтому, многие специалисты утверждают, что дошкольный возраст самый благоприятный период для формирования музыкальных способностей.

Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, определяется в литературе неоднозначно. Распространенным является определение: способности — это то, что не сводится к знаниям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес ученый Б.М.Теплов. В понятие «способности» по его мысли, заключено три идеи. Во-первых, под способностями разумеется индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности. В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека. Способности, считает Б.М.Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития.

Развитие музыкальных способностей, их формирование одна из интереснейших проблем, привлекающая внимание исследователей на протяжении многих лет. Изучение этой проблемы актуально в связи с тем, что развитие музыкальных способностей, музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаст фундамент музыкальной культуры человека в будущем.

Последние десятилетия характеризуются значительным ростом внимания к развитию музыкальных способностей подрастающего поколения. Развитие музыкальных способностей — одна из главных задач музыкального воспитания.

Специалисты — музыканты выделяют три вида музыкальных способностей:

1) ладовое чувство проявляется при восприятии музыки, как эмоциональное переживание, прочувствованное восприятие;

2) музыкально-слуховое представление, включает в себя память и воображение, эта способность, проявляющая в воспроизведении по слуху мелодии;

3) чувство ритма — это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке — это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную

выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Одним из важнейших средств развития музыкальных способностей детей являются музыкально-дидактические игры. В игровой форме музыкальные способности у детей развиваются намного интереснее и эффективнее.

Музыкально- дидактические игры всегда интересны детям, всегда вызывают желания участвовать в них. Это универсальный метод в музыкальном воспитании, который позволяет в доступной форме привить детям интерес и любовь к музыке, дать им понятия основ музыкальной грамоты. Музыкально- дидактические игры развивают у детей чувство ритма, координацию движений, творческих способностей, а также является хорошим средством для раскрепощения стеснительных детей.

Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

На протяжении нескольких лет веду углубленную работу по теме «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры». Поставила цель: определение эффективности музыкально-дидактических игр на развитие музыкальных способностей детей.

Для достижения цели выделила задачи:

  • учить детей ориентироваться в игровой ситуации;
  • развивать эстетическое восприятие, интерес и любовь к музыке, эмоциональную отзывчивость и творческую активность;
  • совершенствовать звуковысотный, тембровый, динамический слух, чувство ритма и темпа; слуховое внимание, музыкальную память;
  • воспитывать коммуникативные навыки в игре, доброжелательное отношение друг к другу.

Для успешной реализации данных задач составила перспективно-тематическое планирование для детей средних и старших групп ДОУ, которое помогает мне развивать музыкальные способности у детей, а также помогает систематизировать знания и умения детей по всем видам музыкальной деятельности; подобрала и классифицировала музыкально- дидактические игры в соответствии с возрастными особенностями дошкольников и вида музыкальных способностей:

  • игры, развивающие музыкальный слух (звуковысотный, тембровый и динамический);
  • игры, развивающие чувство ритма;
  • игры, способствующие восприятию музыки;
  • игры для развития музыкальной памяти.

«Озорное эхо», «Где мои детки»,

«Курица и цыплята»,

«Кто в домике живет?»

«Кто твой дружок?»,

«Игры с ладошками, с палочками»

«Круг и кружочки»,

«Что делают в домике»и др.

«У Белочки день рождения»,

«Игры с ладошками, с палочками»,

«Находим ритм в стихах и музыке»

«Забавная игра» и др.

«Сколько нас поет?»,

Применение музыкально-дидактических игр на занятиях дает возможность провести их наиболее содержательно, часто музыкально- дидактические игры являются ведущим видом деятельности.

Музыкально-дидактические игры осваиваются детьми постепенно. Ознакомление с новой игрой происходит в основном во время музыкальных занятий. Знакомлю детей с правилами игры, ставлю перед ними определенную дидактическую задачу. Усвоенные на занятиях правила и игровые действия музыкально-дидактических игр переносятся детьми в их самостоятельную деятельность, что считается одним из эффективных средств при развитии музыкальных способностей.

Большая роль в организации и проведении музыкально-дидактической игры принадлежит воспитателю, который является инициатором проведения игры в группе, на прогулке или в других режимных процессах. Воспитатели закрепляют и обогащают в процессе музыкально-дидактической игры музыкальные впечатления, навыки, знания и способности детей. Он тактично направляет ход игры, следит за взаимоотношениями играющих, сохраняет самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей. Впоследствии дети могут и самостоятельно играть, без помощи педагога, выбрав ведущего среди сверстников.

Но чтобы воспитателю правильно организовать игру, чтобы руководить самостоятельной деятельностью дошкольников, умением творчески мыслить он сам должен владеть специальными навыками и знаниями, знать музыкальный репертуар. Поэтому планирую различные формы работы с воспитателями по развитию их музыкальной грамотности и музыкальной деятельности детей. Систематически провожу беседы, консультации, во время которых воспитатели знакомятся с содержанием музыкально-дидактических игр, получают советы и рекомендации по проведению игр со всеми детьми или с подгруппой, узнают, как лучше организовать игры в группе, на прогулке; теоретические и практические семинары, творческие мастерские, показ открытых музыкальных занятий.

Считаю, что одними усилиями музыкального руководителя без поддержки родителей и воспитателей трудно добиться желаемых результатов в музыкальном развитии детей, а также их музыкальных способностей.

Музыкальное воспитание в семье имеет свои возможности: слушание радио и телепередач, аудиозаписей, музыкальных сказок, песен из мультфильмов, фрагментов классической музыки. Родители в домашней обстановке могут организовать и провести музыкально-дидактическую игру со своим ребенком. С содержанием, организацией и проведением музыкально-дидактических игр знакомлю родителей на родительских собраниях, а также помещаю материал на информационные стенды и в папках — передвижках.

Родители, хорошо зная своего ребенка, характер, увлечения, склонности и найдя нужный подход, могут заинтересовать его музыкой, игрой, постоянно обогащать музыкальные впечатления и одновременно развивать музыкальные способности. Провожу консультации, индивидуальные беседы с родителями с целью пропаганды педагогических знаний в области музыкального воспитания и развития музыкальных способностей, рассказываю им об опыте музыкального развития, накопленным ребенком в детском саду, о достижениях ребенка в развитии музыкальных способностей. Посещение открытых занятий дает возможность родителям наблюдать не праздничное выступление, а обычную рабочую обстановку, в которой развиваются музыкальные способности, навыки и умения их детей. Стало традицией проведение совместно с родителями новогодних утренников, праздника мам и бабушек, весеннего праздника «Прилетели журавли и соловушки малы», юбилейного концерта «С днем рожденья, детский сад!».

Таким образом, систематическая и целенаправленная работа по использованию музыкально- дидактических игр способствует успешному развитию музыкальных способностей дошкольников. По результатам диагностики показатель высокого и среднего уровня развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста в период с 2007 по 2010 учебные годы увеличился на 12% (2007 — 2008 уч. год — 86%, 2008 — 2009 уч. год — 90%, 2009 — 2010 уч. год — 98%,)

Правильный подход к развитию музыкальных способностей у ребенка

Детей, которые не проявляют к музыке ровно никакого интереса, единицы. Музыка положительно влияет на малышей еще в утробе матери: они замирают, с интересом вслушиваясь, или, наоборот, начинают активно двигаться, имея всего несколько месяцев от роду, а затем с удовольствием поют и танцуют, как только обучаются говорить и ходить.

Неудивительно, что неравнодушных активных родителей интересует вопрос о том, как правильно развивать музыкальные способности ребенка в дошкольном возрасте и какие способы существуют для того, чтобы привить любовь малышу ко всему, что имеет отношение к музыке.

Сразу нужно отметить, что любовь к музыке может развиваться только природным путем и никогда не станет искренней и на всю жизнь, если с детства «вбивать» в голову ребенка ноты, заставлять его упражняться с гаммами и требовать учить этюды и менуэты. Все это можно будет ввести в жизнь ребенка со временем, когда он пойдет в школу, но дошкольников такие методы быстро утомляют – закономерным результатом становится полная потеря интереса к музыке.

В дошкольном возрасте целью взрослых должно стать не раннее обучение малыша игре на каком-либо музыкальном инструменте, а формирование интереса к музыке и желания познакомиться с ней ближе. Не редкость, что малышей дошкольного возраста учат музыкальной грамоте, заставляя осваивать сложные инструменты, при этом оставляют без внимания простые детские песенки, которые дошкольнику понравились бы гораздо больше.

Монотонные уроки музыки не воспринимаются детьми 3-7 лет как творческие занятия, а становятся для них настоящей пыткой. Помочь ребенку полюбить музыку и ускорить развитие его способностей могут деликатные и разумные родители и педагоги, для которых интересы ребенка не станут пустым звуком. Как это делать правильно, какие есть специальные методики для дошкольников? Об этом ниже.

Что такое эмоциональное восприятие музыки?

Чтобы развитие музыкальных способностей дало свои результаты, родители должны с раннего возраста ребенка личным примером показывать любовь к музыке. Конечно же, не все детки от природы одарены музыкально, поэтому, прежде чем активно взяться за развитие способностей малыша, не помешает его протестировать. Главными составляющими музыкальной одаренности являются эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальный слух.

Если у малыша нет ни того, ни другого, то развитие его музыкальных способностей станет весьма затруднительным. Кроме того, если малыш не проявляет интереса и желания познавать музыкальный мир, излишняя настойчивость взрослых может пагубно отразиться на формировании его личности.

Смотрите так же:  Развития речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Эмоциональная отзывчивость ребенка дошкольного возраста на музыку — это основной показатель наличия у него музыкальных способностей. На ее основе можно будет планировать работу по развитию слуха и ритма. То, насколько глубоким является эмоциональное восприятие, можно определить как во время прослушивания мелодий, так и в процессе их исполнения.

Как ребенок реагирует на музыку, которою слышит? Вслушивается и пропускает ее через себя? Значит, с отзывчивостью у него все в порядке. Дошкольник игнорирует любую музыку, категорически отказывается слушать, петь или наблюдать за тем, как это делают другие? Скорее всего, эмоциональное восприятие у него пока не развито.

Какое же влияние оказывает музыка на развитие дошкольников в целом? В первую очередь, она воздействует на настроение ребенка, помогает ему формировать образы, вызывает поток мыслей и умозаключений. Систематическое прослушивание музыки влияет на развитие музыкальных способностей, а также способствует эмоциональному развитию детей, которые таким способом получают возможность, создавая образы выделять героев и сопереживать им. Музыка — это особый язык без слов, способный вызывать особые эмоции, и в жизни дошкольника роль музыки неоценима.

Цель музыкального развития ребенка

Как уже было отмечен выше, первое знакомство с музыкой у малыша происходит в утробе матери. Женщина слушает, напевает, танцует, а в это время у малыша уже происходит формирование его первых музыкальных вкусов.

Дошкольный возраст — самый важный этап для развития музыкальных способностей у малыша и подходящий период для приобщения ребенка к культуре музыки. Уделяя время расширению музыкально-эстетического создания ребенка дошкольного возраста, родители закладывают фундамент для гармоничного развития его личности в будущем.

Именно музыка способствует умственному развитию детей, позволяет проникнуть в мир талантливейших композиторов, что расширяет кругозор малыша, улучшает словарный запас, учит выражать эмоции. Ребенок, воспитанный на музыке, раньше и глубже начинает чувствовать мир, учится сравнивать и анализировать музыкальные произведения, запоминает и даже пытается их воспроизводить.

В мире современной педагогики музыка — действенное средство для активного эмоционального развития дошкольника: это способ научить его чувствовать прекрасное, отличать добро от зла и стремиться сделать мир лучше.

Какой бывает музыкальная деятельность?

На формирование музыкального вкуса дошкольников влияет музыкальное воспитание, которое, в свою очередь, состоит из четырех основных видов деятельности. Речь идет о:

  • восприятии музыки;
  • исполнении;
  • образовательной деятельности;
  • проявлении творчества.

Все эти виды деятельности могут работать в совокупности друг с другом или по отдельности. Каждый из них имеет огромное значение для развития музыкальной личности ребенка. Игнорирование какого-либо из видов музыкальной деятельности может стать причиной появления дисбаланса в формировании ребенка как музыкальной личности.

Эмоциональное восприятие музыки станет у ребенка более осознанным в 6-7 лет. Прослушивая композиции, он сможет выделять не только основные образы, но и средства, которые были использованы композитором для их формирования.

Исполнение имеет некоторые особенности в зависимости от возраста ребенка. Так, дети 3-4 лет могут двигаться под музыку, не вслушиваясь в ритм, таким образом пытаясь выразить эмоции, тогда как дошкольники старшего возраста уже способны формировать движения с учетом ритма и даже придумывать интересные движения под собственное пение.

Творческие проявления также более активны у детей старшего дошкольного возраста. В 6-7 лет малыши уже не просто с готовностью выполняют задания, но и способны додумывать собственные элементы.

И, конечно, образовательная деятельность является одной из важнейших составляющих в процессе формирования музыкальных способностей у дошкольников.

Арт-терапия на основе взаимосвязи музыки с речью и движением

Приобщать малышей в возрасте от 3 до 7 лет к музыке можно с помощью арт-терапии, в основе которой лежит взаимосвязь музыки с движениями и речью.

Дело в том, что зоны мозга и движения в мозге расположены по соседству, и их влияние друг на друга неизбежно. Мы всегда активно помогаем себе руками, что-то рассказывая, и, наоборот, сопровождаем речью жестикуляцию. Если ввести в этот вид деятельности музыку, то воздействие на ребенка окажется полным и целостным.

Тандем музыки и движения наиболее благоприятен для поддержки здоровья дошкольника и его развития как в общем, так и в музыкальном отношении. Правильно подобранные движения под музыку помогут малышу:

  • научиться расслабляться;
  • выражать эмоции;
  • быстрее восстанавливаться после умственных и физических нагрузок.

Ритм, воспринимаемый головным мозгом, способствует расслаблению ребенка, а сам танец станет хорошим помощником для налаживания дружественных связей в незнакомом коллективе.

Именно музыкальное движение (исполнение) считается ведущим видом деятельности от 3 до 7 лет. Выполняя его, ребенок всесторонне развивается, учится работать в коллективе, повышает самооценку. Кроме того, малыш испытывает чувство искренней радости, получает удовольствие от собственных физических достижений. В этом возрасте именно эти ощущения станут подспорьем для становления музыкальной личности и развития способностей ребенка.

Таким образом, ритмичные движения под музыку — это самый действенный способ для развития музыкальности, ведь в основе его лежит двигательная реакция на звуки, природные для каждого человека.

Музыкальное воспитание: основные задачи

Процесс музыкального воспитания дошкольников складывается из двух видов задач.

Коррекционно-профилактические задачи включают в себя:

  1. Работу над созданием доверительной атмосферы вокруг ребенка для более устойчивого восприятия.
  2. Уменьшение напряжения.
  3. Создание положительного настроя для поддержки желания реализовать себя в творчестве.
  4. Формирование способностей прислушиваться к себе и другим для лучшего понимания. (Речь идет о сочувствии, отзывчивости к другим детям и себе).
  5. Улучшение основных психических процессов с совершенствованием внимания, памяти, концентрации.

Специальные задачи для восприятия музыки:

  1. Обучение формированию образа тела с навыками управлять им.
  2. Улучшение координации и моторики конечностей.
  3. Обучение способности понимания пространственной организации движения.
  4. Работа над совершенствованием речи, слуха, мимики, артикуляции.
  5. Совершенствование рече-двигательной координации.
  6. Улучшение чувства такта и ритма.
  7. Становление и совершенствование певческих навыков.
  8. Формирование музыкальных способностей в комплексе.

Чтобы добиться результата, педагогу очень важно укрепить взаимосвязи движения, речи и музыки у дошкольников, а также наладить прочную связь с учеником, пользуясь у него безоговорочным авторитетом.

Основные методы музыкального воспитания

Педагоги, которые работают с дошкольниками, пользуются следующими видами воспитания музыкального вкуса:

  • наглядным;
  • словесным;
  • практическим.

Наглядный метод разделяют на слуховой и зрительный. Слуховой считается основным методом музыкального воспитания дошкольника, тогда как зрительный играет роль дополнительного. Он подразумевает использование картинок и видеоизображений для иллюстрирования, чтобы помочь детям в формировании образов, познакомить с музыкальными инструментами, композиторами и т.д.

Словесный метод строится на подробных разъяснениях и рассказах, которые сопровождаются ритмичными движениями.

Третий и самый важный – практический метод, суть которого сводится к демонстрации педагогом ритмичных движений, исполнения песен, игры на музыкальных инструментах.

В ходе таких занятий у дошкольников происходит развитие способностей к музыке, они учатся выражать ее содержание в движении, практикуют ее точное и глубокое восприятие.

Во время музыкально-двигательной активности дошкольники учатся взаимодействовать друг с другом, познавая мир музыки, сравнивать и запоминать движения других детей, анализировать их на предмет соответствия представляемым музыкально-двигательным образам. Таким простым способом дошкольники учатся сопереживать друг другу и работать в коллективе.

Музыка, движение и речь в комплексе — это коррекционно-развивающий процесс на основе двух основных направлений. Первое направление построено на совершенствовании вербальных процессов. Второе связано с профилактикой нарушений речи и совершенствованием техники дыхания, чувства ритма и такта.

Логоритмика: основы и средства для осуществления

Логоритмика – один из основных способов музыкального воспитания, который осуществляется с помощью:

  • пальчиковой гимнастики;
  • стихов с жестикуляцией для развития моторики;
  • музыкально-ритмических игр;
  • песен;
  • постановки сценок.

Средства логопедической ритмики — это постоянно усложняющиеся задания, которые касаются основной деятельности дошкольников. Главная задача логоритмики — развитие у ребенка чувства ритма посредством развития слухового внимания.

Во время занятий важно уделять особое внимание совершенствованию чувства ритма у детей, которые пока не понимают, как «подвести» движения под музыку, из-за неумения ее воспринимать так, как взрослые. Дети обычно делают резкие, слишком порывистые движения, имеют проблемы с координацией. Задача педагога — научить ребенка работать под музыку и получать от этого удовольствие.

Очень важно, чтобы в процессе у ребенка формировалось позитивное настроение и желание вступать в контакт со взрослыми и другими детьми во время выполнения упражнения.

Урок музыкального восприятия для дошкольника: основы и задачи

Чтобы добиться результата, на занятиях с дошкольниками нужно стараться максимально логично подавать материал, разбивая его на части. Новую тему нужно разбить на несколько занятий для лучшего закрепления.

Так, на первом уроке детей можно познакомить с песней, танцем или музыкальной игрой. На втором занятии они могут поучаствовать в процессе исполнения, принимая за образец действия педагога или более старших и опытных детей. Третий урок станет подходящим временем для самостоятельного исполнения закрепленных движений, песен. Как правило, к третьему уроку дошкольники уже могут свободно ориентироваться в содержании песни или танца, способны передавать настроение.

Каждое музыкальное занятие необходимо начинать со спокойной ходьбы, чтобы помочь детям настроиться на урок, проникнуться ритмом. Маршировка под музыку — оптимальный способ подготовки к занятию из-за максимально понятного для малыша счета и четко прослушиваемого ритма. Маршируя, детки учатся контролировать движения в такт музыке, улучшают координацию, проще ориентируются в пространстве.

По ходьбе, бегу или прыжкам ребенка можно определить его настроение и уровень физического развития.

Музыкальное воспитание: упражнения для дошкольников

В ходе музыкального воспитания дошкольников крайне важны дыхательные упражнения, которые учат деток контролировать силу, продолжительность и постепенность выдоха, что важно в процессе исполнительской деятельности.

Не менее важную роль играют упражнения, развивающие память и внимание у дошкольников. Они необходимы для обучения детей быстрому переключению внимания с одного задания на другое, гармоничного распределения внимания между несколькими вариантами деятельности.

Упражнения для развития чувства ритма у детей также являются важной составляющей их музыкального воспитания. Начинать лучше с самых примитивных заданий, которые ребенок должен будет повторить за педагогом. Чтобы упростить задание, необходимо привлечь внимание детей к эмоциональной составляющей мелодии, после чего продемонстрировать ритмичное исполнение, используя подручные предметы, начиная от мячей и заканчивая бубном.

Задания на устное восприятие могут быть построены на использовании как инструментальной, так и вокальной музыки. У дошкольников интерес будет вызывать «инструментал», связанный с известным им сюжетом из сказки или рассказа, а также так называемая изобразительная музыка с включением природных звуков: щебета птиц, шума прибоя или ветра.

После прослушивания музыки нужно обсудить ее с детьми, продемонстрировать им картинки, соответствующие эмоциональной составляющей проигранной мелодии.

Такие обсуждения помогают детям учиться слушать и понимать музыку, делать умозаключения, что, в свою очередь, способствует формированию глубины музыкального восприятия и обогащению гаммы чувств.

Роль игры и танца в музыкальном воспитании дошкольников

.Игра в дошкольном возрасте — это основное занятие детей, и ее можно эффективно использовать для привлечения малыша к разным видам музыкальной детальности. На развитие музыкальных способностей ребенка особое влияние могут оказать музыкальные подвижные игры. Именно они будут способствовать:

  • развитию соревновательного духа;
  • умению действовать в коллективе;
  • развитию образного мышления;
  • становлению творческой фантазии.
Смотрите так же:  Частично оплачиваемый отпуск предоставляемый по уходу за ребенком

Но самое главное – слушая музыку в процессе игры, ребенок научится на нее реагировать. Если подвижные игры помогут улучшить реакцию, координацию и чувство ритма у дошкольника, то игры с пением помогут формированию интереса к музыке, развитию слуха.

Одним из преимуществ игр с пением является улучшение звукопроизношения, развитие музыкальности и поэтического слуха. Разучивать текст лучше в игровой форме, учитывая существование двусторонней связи, за счет которой в игре улучшается речь, а сама игра становится совершеннее под ее влиянием. В процессе игры дошкольники получают уникальную возможность полностью реализовать музыкальные способности.

Положительным образом на развитие детей влияют танцы с песнями и хороводами. Включение танцев и хороводов в занятия с детьми дошкольного возраста позволит улучшить их координацию, чувство ритма, музыкальное исполнение. Детей старшего дошкольного возраста можно привлекать к разучиванию сюжетных и национальных танцев, предлагая им импровизировать, избегать однообразных и скучных движений, тем самым подогревая интерес к происходящему.

Гармоничное сочетание движений, музыки и слов обязательно даст свои плоды в процессе музыкального воспитания ребенка. Дошкольник научится понимать и реализовывать свои возможности, получая поддержку со стороны как взрослых, так и сверстников.

Особенности музыкального развития младших дошкольников

Говоря о развитии музыкальных способностей в домашних условиях без участия специалистов и о применении описанных выше методов, стоит отметить некоторые различия работы с детьми дошкольного младшего и старшего возраста. Поговорим о том, каким образом родители могут помочь формированию музыкального вкуса деткам от трех до пяти лет.

Нужно понимать, что в три года кроха уже умеет достаточно, чтобы начинать приобщать его к музыке. Для малышей в этом возрасте характерно особое восприятие музыки: они знают, что музыку можно слушать, под нее можно петь и даже танцевать.

На основании этих знаний дошкольника родители могут планировать занятия, направленные на развитие его музыкальных способностей. Очень важно, чтобы задания для малыша были интересными и несложными.

Важную роль в формировании музыкальных вкусов детей младшего дошкольного возраста играет слуховое восприятие. Дети по-разному реагируют на тихую и нежную мелодию, четко отличая ее от веселой песенки или громкого и тожественного марша.

Малыши умеют выделять самые яркие моменты музыкального произведения, поэтому задача родителей — научить ребенка анализировать составляющие произведений, вместе с ним обсуждая кульминацию, вступление или основную часть. Также детки в этом возрасте обращают внимание на яркие мелодические образы, напоминающие им звуки, воспроизводимые животными, транспортом или птицами.

Повлиять на формирование слуха у ребенка младшего дошкольного возраста можно, играя с ним в музыкально-дидактические игры, которые способствуют развитию сенсорных и музыкальных способностей, связанных с высотой, силой, тембром и продолжительностью звуков.

Умение подражать голосам взрослых также является важным этапом в формировании музыкальности малышей. Таким образом у него формируется голосовой аппарат, совершенствуется речь. Естественно, что дети не смогут в три года сразу запомнить куплет или целую песню, но они с удовольствием будут подпевать взрослому, запоминая основные слова. Такие повторения ускорят формирование музыкального слуха малыша.

А вот на формирование чувства ритма у младшего дошкольника повлияет мелодичное распевание песенн с растягиванием гласных.

Развитие музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста строится на:

  • прослушивании произведений;
  • музыкально-ритмичных движениях;
  • пении;
  • играх;
  • элементарном освоении игры на музыкальных инструментах.

Чтобы добиться эффективного результата, родителям следует выбирать комплексный подход, работая с детками по всем вышеперечисленным направлениям. Оптимальный вариант — посещение музыкальных занятий в дошкольных учреждениях, где музыкальное воспитание осуществляется с применением описанных методик.

Особенности музыкального развития дошкольников старшего возраста

Заниматься с дошкольниками старшего возраста нужно по той же схеме, что и с младшими, но немного усложняя задачи. Для развития музыкальных способностей детям лучше заниматься под присмотром педагога, который сможет подобрать соответствующий уровню его развития и подготовки репертуар, объединив в занятиях основные виды музыкальной деятельности. Дошкольники с удовольствием участвуют в таких занятиях, учатся проявлять эмоции и творческие способности.

Так же, как и в случае с малышами, на развитие музыкальных способностей старших дошкольников очень влияет слушание. Заниматься слушанием ребенок может как в присутствии взрослых, обсуждая прослушанное, так и самостоятельно. Нельзя исключать и музыкально-дидактические игры, знакомство с музыкальными инструментами и уроки танцев, способствующие музыкальному воспитанию.

В возрасте 6-7 лет у дошкольников уже, как правило, сформирован собственный музыкальный вкус: они способны выбирать и оценивать предлагаемые им для ознакомления музыкальные произведения. Дошкольники к этому времени уже с удовольствием поют, получая радость от того, как звонко и четко звучат их голоса. Диапазон голоса у детей становится на порядок шире, появляются навыки владения ритмом и интонацией.

Принимая участие в музыкальных занятиях, дети учатся не только музыке, но и развивают умственное и эстетическое воспитание, что способствует их личностному становлению. В задачу взрослых, направляющих детей в этом возрасте, входит:

  1. Прививание любви к музыки и развитие желания раскрываться во время прослушивания.
  2. Расширение кругозора ребенка путем знакомства его с новыми авторами музыкальных произведений, разными направлениями музыки.
  3. Обогащение словарного запаса дошкольников новыми словами из музыкального мира (простые термины).
  4. Работа над совершенствованием голосовых и двигательных навыков ребенка.
  5. Обучение анализу произведения после прослушивания.
  6. Развитие творческой самостоятельности и умения импровизировать во время танца, песни или музыкальной игры.

В заключение отметим, что цель развития музыкальных способностей дошкольников — формирование целостной гармоничной личности с развитым чувством вкуса, такта, пониманием прекрасного и умением слушать, анализировать, эмоционально реагировать.

Важно помнить о том, что музыка — это прежде всего то, что поможет детям вырасти добрыми, честными, чувствительными. Это не инструмент для воспитания музыкального вундеркинда, каким некоторые родители хотят видеть ребенка – и лишают его детства, прилагая усилия для его обучения только для того, чтобы утолить собственные амбиции и желания.

Музыкально одаренный ребенок даже при минимальном музыкальном воспитании сможет найти себя в этой сфере и обязательно достигнет высот, уготованных ему от рождения. А задача взрослых на этом этапе — деликатно ввести его в мир музыки и поддержать в любых начинаниях.

Формирование музыкальных способностей у детей дошкольного возраста и их развитие

На протяжении многих веков музыка обладает одним из самых сильных уровней воздействия на эмоциональную составляющую человека. Она оказывает влияние на настроение людей, а также играет важную роль в процессе воспитания ребенка.

После многочисленных исследований была доказана необходимость в формировании музыкальных способностей начиная с раннего возраста. Чем раньше ребенок начинает познавать мир музыки, тем легче ему будет развивать свои музыкальные таланты в будущем.

Специалисты утверждают, что недополученные в детстве музыкальные эмоции невозможно восполнить в старшем возрасте. Именно поэтому музыкальное воспитание необходимо начинать в дошкольном возрасте.

Дети от рождения музыкальны — важно развивать эти способности

Ученые определяют термин способность как особенность человека быстро получать определенные навыки и использовать их. Основным свойством способности является то, что она не может существовать без постоянного развития. Поэтому музыкальное воспитание призвано развивать способности подрастающего поколения, тем самым формируя основы музыкальной культуры будущего.

Виды музыкальных способностей

Все музыкальные способности условно можно разделить на три вида:

  1. Ладовое чувство – это предрасположенность к определению ладовых функций мелодий. Другими словами способность ощущать эмоциональную выразительность произведения. Ладовое чувство проявляется в узнавании мелодии, а также в реакции на интонации звука. У детей эту способность можно определить по интересу к прослушиванию мелодий.
  2. Слуховое представление характеризуется возможностью ребенка воспроизводить мелодии на слух. Эта способность позволяет в будущем развивать внутренний слух. То есть, позволяет тренировать музыкальную память и воображение. Это основная характеристика музыкального слуха и совместно с ладовым чувством она составляет основу гармонического слуха.
  3. Чувство ритма дает возможность чувствовать временные отношения в музыке. Она позволяет активно чувствовать эмоциональную составляющую мелодии и точно воспроизводить ее на слух. У детей эта способность проявляется в физической реакции на звук, которые отражают ритм музыки.

Что входит в понятие «музыкальные способности»

Отдельным видом одаренности специалисты называют музыкальную память. Это способность к воспроизведению мелодии в памяти. Она непосредственно связана с музыкальным воображением и формирует способность к написанию собственных произведений.

Музыкальная деятельность дошкольников и ее виды

Любая деятельность человека на протяжении жизни позволяет использовать полученный опыт и развивать способности в любой сфере жизнедеятельности. Музыкальной деятельностью можно назвать разнообразие методов познания музыкальной стороны жизни, а также повышение эмоциональной восприимчивости во всех аспектах окружающей жизни. С деятельностью в сфере музыкального образования тесно связан процесс самопознания каждого человека.

В детских дошкольных учреждениях сравнительно недавно стали разрабатывать программы музыкального воспитания. Эти программы призваны помочь ребенку достичь целостности и гармонии, а также стать талантливой и креативной личностью в будущем.

Первые музыкальные игрушки

Можно выделить несколько видов музыкальной деятельности в процессе воспитания детей дошкольного возраста:

  • Комплекс программ для повышения эмоционального восприятия музыкальных композиций. Прослушивание музыки помогает развивать способность откликаться на различные мелодии и формирует вкус ребенка.
  • К исполнительной деятельности можно отнести пение, воспроизведение ритма и игру на различных детских инструментах. Все эти действия позволяют ребенку развивать интерес к музыке и умение исполнить мелодию либо спеть песню с аккомпанементом или без него.
  • Повышение уровня музыкального образования является неотъемлемой частью деятельности детей. Этот процесс дает возможность узнать много нового и интересного о музыке, музыкальных инструментах, а также о возникновении разнообразных стилей и направлений.

Использование всех методов музыкальной деятельности позволяет детям перейти на этап овладения творчеством.

Средства развития музыкальных способностей

Дети дошкольного возраста лучше всего воспринимают информацию в игровой форме. Игры позволяют в легкой форме подогревать интерес детей к музыке, а также обучить их основным понятиям музыкальной грамоты.

Музыкально-дидактическая игра на понятие ритма и ладов

Используя музыкально-дидактические игры, можно развить у детей чувство ритма, координацию, способности к творческим начинаниям, а также увеличивает уровень раскрепощенности. Игры дают детям возможность применить теоретические навыки в реальной ситуации.

Данная форма обучения детей имеет несколько основных задач:

  • Повышение ориентирования дошкольников в игровых ситуациях.
  • Развитие эмоциональной, эстетической отзывчивости, а также повышение интереса и любви к музыке.
  • Улучшение и совершенствование чувства ритма, слуха и музыкальной памяти.
  • Воспитание в детях отзывчивости, доброжелательности и общительности, используя игровую форму подачи информации.

Игровое обучение музыке

Каждое игровое занятие несет в себе определенную функцию. В зависимости от игры можно выделить несколько вариантов игр:

  1. Игры на развитие музыкальной восприимчивости и слуха.
  2. Занятия, повышающие чувство ритма.
  3. Игровые тренировки музыкальной памяти.
Смотрите так же:  Роль семьи в воспитании моральных качеств ребёнка

Прививать детям определенные навыки нужно постепенно.

Каждая новая игра должна появляться после того, как усвоена предыдущая. Планирование музыкальных занятий – это важная функция воспитателя. От правильной постановки задач зависит скорость обучения детей, а также развитие музыкальных способностей.

Способы развития ладового чувства

Самым простым способом развивать у детей ладовое чувство считается прослушивание мелодий разнообразных стилей и направлений. На занятиях с дошкольниками преподаватель должен воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на прослушивание музыки.

Ладовое чувство — статистика у дошкольников

Многие преподаватели разрабатываю комплекс занятий по совершенствованию и развитию ладового чувства. Для этого используется система вокально-речевых игровых занятий, на которых дошкольники учатся имитировать те или иные звуки окружающей жизни. Примером таких имитация может служить имитация некоторых эмоций посредством звука (например, радость, злость, нежность, грусть).

Такие игры позволяют детям не только развивать музыкальные способности, но и формировать правильную речь, культуру пения. Они дают возможность обогатить словарный запас и наилучшим образом раскрыть возможности музыкального воображения.

Что такое ладовое чувство

Также в развитии ладового чувства важной составляющей является работа с интонациями. При воспроизведении на слух речевых оборотов с правильной интонацией дети расширяют свой эмоциональный кругозор и получают новые ассоциативные ощущения.

Музыкальные занятия для дошкольников должны чередоваться с речевыми упражнениями. Это позволить добиться большего результата не только в музыкальном образовании, но и поможет развиваться в будущем.

Упражнения для тренировки слухового представления

Нас окружает огромное количество разнообразных звуков. Именно этот факт помогает детям развивать слуховое представление на музыкальных занятиях для дошкольников. Основной задачей таких тренировок является расширение восприятия звуков.

Слуховые представления — статистика

Примерами упражнений на слуховое представление являются:

  • Узнавание звучания определенного музыкального инструмента на слух.
  • Определение направления звука и местонахождения его источника.
  • Различение голосов.
  • Повторение простых мелодий на слух.

Игры на развитие слуха

Все эти упражнения можно проводить в игровой форме. От их качества напрямую зависит музыкальное развитие дошкольника. А тренировка слухового представления способствует развитию музыкальных способностей у детей на протяжении всей жизни.

Развитие чувства ритма

Упражнений на тренировку чувства ритма у дошкольников достаточно много. Проводить их можно как в игровой форме, так и посредством занятий аэробикой и гимнастикой. Любые действия, имеющие ритмичную основу, развивают чувство ритма у ребенка и тренируют его.

Чувство ритма у дошкольников — статистика

В качестве примера можно привести следующие упражнения:

  1. Дети могут маршировать под музыку либо счет воспитателя. Это простое упражнение дает возможность провести тренировку ритмического развития.
  2. Декламирование стихов также является действенным методом тренировок. Также существует огромное количество речевых игр, способствующих развитию чувства ритма. Они проходят под музыкальный аккомпанемент либо хлопки преподавателя и детей.
  3. Упражнение, при котором дети задают друг другу вопросы и отвечают на них, отбивая ритм на музыкальном инструменте, позволит повысить коммуникабельность детей, а также будет способствовать развитию чувства ритма.
  4. Простейшие танцевальные движения под ритмичную музыку позволят не только почувствовать ритм, но и получить удовольствие от урока.
  5. Любые ударные инструменты – это средство для улучшения чувства ритма. С детьми можно провести урок игры на барабанах или под их аккомпанемент маршировать по учебному помещению.

Танец также развивает чувство ритма

Все методики развития чувства ритма можно использовать поочередно, чтобы не загружать детей одинаковыми действиями на протяжении долгого времени.

Рекомендации по развитию музыкальных способностей для детей разного возраста

Многие специалисты утверждают, что ребенок, будучи в материнской утробе, различает звуки и проявляют эмоциональную реакцию на настроение родителей. Поэтому начинать музыкальное воспитание нужно еще до рождения ребенка. Спокойная и веселая музыка вызывает положительные эмоции. Это сказывается не только на сиюминутном состоянии ребенка, но и на его музыкальное восприятие в будущем.

Прослушивание музыки можно начинать еще до года

Малышам в возрасте до одного года рекомендуется слушать музыку около 3 минут с перерывами каждые 30 секунд. Лучше всего в этом возрасте воспринимается голос отца или матери, поэтому самым правильным решением будет песня или мелодия в исполнении родственников. Петь ее можно без слов. Главное – это тихий ласковый голос родного человека.

Детки постарше могут слушать музыку без перерыва немного дольше. Например, ребенок 2-3 лет способен активно воспринимать мелодии и песни на протяжении 5 минут. Главное для родителей – это обращать внимание на настроение малыша. Если ребенок чувствует дискомфорт, прослушивание не принесет ему должного удовольствия. В этом возрасте необходимо понемногу создавать у ребенка ассоциации с музыкой. Для этого можно использовать детские музыкальные пьесы, которые носят изобразительный характер. Таких произведений очень много в продаже.

Ребенок развивается в игре

Прослушивание музыкальных произведений должно проходить в тишине, чтобы малыша не отвлекали посторонние звуки. Обязательно при этом присутствие родителей. Мама должна быть рядом с ребенком и показывать своим видом заинтересованность в произведении.

Дети возрастом постарше (3-4 года) развиваются в музыкальном смысле, просматривая телепередачи, прослушивая музыку и песни из мультфильмов вместе с родителями. Взрослые должны постоянно следить за музыкальным воспитанием своих детей. Помимо этого, с малышами в домашних условиях можно проводить развивающие игровые занятия, ведь никто не знает характер детей лучше, чем их родители.

Когда ребенок достигает возраста 5-6 лет, его музыкальное восприятие становится более целенаправленным.

Первые аккорды

Появляется культура прослушивания мелодий, способность оценивать композиции. Ребенок запоминает информацию о музыкальных группах и направлениях, формирует собственный вкус. Этот период считается наиболее благоприятным для развития любых творческих способностей.

Пение как основной способ развития музыкальных способностей

Развитие музыкальных способностей тесно связано с творческой деятельностью, и пение является одним из самых главных инструментов для достижения поставленной задачи.

При исполнении песен ребенок повышает все основные музыкальные навыки: эмоциональную отзывчивость и восприятие музыкальных композиций, ладовое чувство и правильность интонации, а также чувство ритма. Постепенно овладевая искусством пения, ребенок повышает свои навыки во всех типах музыкальных способностей.

Процесс инсценирования песен можно представить как часть тренировки музыкальных способностей, так и как отдельную вокальную науку, которая может сопровождаться обучением игры на музыкальных инструментах (что в свою очередь также повышает музыкальные способности дошкольника).

Обучение вокалу можно начинать с трех лет

Кроме того, пение способствует самовыражению детей дошкольного возраста. Это один из самых доступных форм личностного роста в возрасте 3-6 лет. Поэтому к занятиям по вокалу детвора относится с любовью и посещает их с большим желанием. Исполнение песен – это одна из постоянных потребностей дошкольников в творческой сфере.

Обучая детей вокалу, родители делают первый шаг к раскрытию творческого потенциала малышей. Ведь уроки музыки и пения не ограничиваются исполнением песен. Здесь также присутствует сочинительная практика и тренировка творческих способностей. Для этого преподавателями проводятся специальные занятия:

  • Мини-постановки для родителей с исполнением заученных песен.
  • Индивидуальные занятия с малышами, имеющие цель выявить творческий потенциал.
  • Проведение праздников с привлечением детей к исполнению маленьких эстрадных номеров.

Методика преподавания музыкальных дисциплин для дошкольников

В различных дошкольных учебных заведениях педагогами разрабатывается множество методов для повышения музыкальных способностей у детей. Выбор того или иного метода зависит от специалиста и программы обучения принятой в учебном заведении.

Формы музыкальных занятий с дошкольниками

Однако большинство преподавателей выделяют основные методы обучения:

  1. Наглядный метод представляет собой комплекс занятий, на котором преподаватель подает основные знания путем личного примера. Для музыкальных школ этот метод характеризуется исполнением мелодий для детей с целью повышения музыкального восприятия, чувства ритма и эмоционального ощущения.
  2. Теоретические (или словесные) занятия проводятся с целью предоставления ученикам информации об истории музыки, разнообразии музыкальных направлений, известных исполнителях. Такие уроки повышают уровень культуры детей и их музыкальный кругозор.
  3. Практические методы обучения основаны на непосредственном участии детей в процессе занятия. Это подразумевает совместное исполнение песен, участие в театрализованных постановках, танцы и игры. Такой метод обучения способствует повышению коммуникабельности дошкольников, а также дает возможность оттачивать чувство ритма и вокальные навыки.

Для качественного комплексного развития музыкальных способностей у детей родителям необходимо не оставлять данный вопрос на самотек. Помимо занятий с опытными преподавателями, дети должны получать необходимые знания и оттачивать свои умения в домашней обстановке в кругу семьи. Это позволит музыкальным способностям ребенка постоянно находиться в динамичном развитии. Главной задачей родителей в этом процессе является помощь ребенку в формировании основных предпочтений.

Музыкальное занятие в детском саду

При этом следует помнить, что насильно привить любовь к тому или иному виду искусства невозможно. Это может негативно отразиться на психологическом состоянии ребенка в будущем.

Помогая малышам в тренировке музыкальных навыков и способностей, родители готовят их к следующим этапам на пути к творческой самореализации. Ведь процесс совершенствования творческих способностей не прекращается на протяжении всей жизни и даже в зрелом возрасте. Однако только правильный старт в обучении способен обеспечить положительную динамику не только в том, что касается музыки, но и во всех творческих начинаниях.

Другие статьи

  • Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Консультация (младшая группа) по теме: консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей. Предварительный просмотр: Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного […]
  • Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Законодательством Российской Федерации не предусмотрено процедуры отказа от ребенка, возможно только лишение родительских прав. Так, согласно ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если […]
  • Что входит в обязанности родителей по воспитанию детей Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 - 79) Глава 12. Права и обязанности родителей См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. […]
  • Можно ли ребенку капать ромашку в нос отвар ромашки и нос неделю назад мы заболели к нам приходила врач и сказала 5 раз в день промывать нос пипеткой ромашки, потом отсасывать аспиратором, а потом капать капли сейчас я разговаривала с подругой, она меня отругала, сказала, что нельзя так ни в коем случае, […]
  • Как правильно купать в круге месячного ребенка Как купать ребёнка с кругом на шее С какого месяца купать ребёнка с кругом на шее, как правильно это делать, в какое время? Советы доктора Комаровского и видео инструкция. Водные процедуры – особенное удовольствие для маленького ребенка. Кроме обычного гигиеничного […]
  • Диагностика отклонения в развитии ребёнка определение этапы проведения Ранняя диагностика отклонений в развитии детей Диагностика отклонений в развитии основывается на зна­нии общих и специфических закономерностей психического раз­вития нормально развивающегося ребенка и детей с различны­ми отклонениями в развитии. Диагностика носит […]