Массовая истерия реакция на

МАССОВАЯ ИСТЕРИЯ, или ТЕХНИКА СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Почему, когда все плохо, когда все рушится, когда страну ведут по направлению к кладбищу, большинство не пытается изменить ситуацию? Почему, прямо как в наваждении, в дурном сне, это большинство готово еще и затопать тех, кто не хочет идти добровольно в крематорий. Почему в этой очереди в ад слышатся лишь шепотки, что, дескать, конвоиры плохие, и даже аплодисменты, когда кого-нибудь из них «сажают за коррупцию», но процветает надежда на начальника этой колонны, дескать «царь хороший», лишь «бояре плохие» – сердюковы да иже с ним, улюкаевы с хорошавиными… Почему это большинство радуется, когда у кого-то из них отняли миллиарды при обысках, коллекции золотых часов, ручек… При этом не получая ни грамма из отнятого… И даже радуясь – чем хуже, тем лучше… Надеясь лишь на посмертную реабилитацию?

Этот социальный феномен во многом связан с коллективным проявлением «массовой истерии» – растворяясь в толпе, пусть даже с разными реакциями, аплодисментами ли на Поклонной горе путинопоклонников, среди бюджетников и гастарбайтеров, держащих одни и те же лозунги «преданности а-самцу»… Или в обратной, некоей протестной социальной группе… В большинстве случаев в тебе начинать тлеть некий аффект, начинается вырабатываться слюнка массового психозика, перерастающая уже в массовую истерию, в пожар, где уже по тебе прокатываются волны – то радости, то гнева… И ты уже не критично, вслед за другими, вместе с другим, напоказ всем, демонстрируешь этот огонек истерии…

Неважно кто тебя поджег – телевизор с Кашпировским или блог про Навального – ты уже часть этого пожара… В таком случае – каждый жмется поближе к центру. Где теплее. Где кажется безопаснее. Даже если это очередь на тот свет. Подальше от ужасов. Растерзанных деревень и предприятий. Ведь мне сейчас тепло. И уютно среди «своих». Можно поделиться роликом. Перекинуться тысячей слов. Поругать Голикову за то, что не умеет мотивировать рождаемость… И не выйти из общего направления, главное – не потерять свой номерок вроде бы в гардероб, где переоденут. Дадут все чистое, и отправят на остров (есть такой фильм, кто помнит… который и есть «путинский рай», душегубка…)

Все это происходит вокруг эмоционально насыщенной информации. Протестной ли или нынешней «патриотической» кислятины (пусть третьесортной, зато берущей количеством, как цены в «Магните» или «Пятерочке»). И все. Ты в «своем кругу». Где оценки занижаются – «свои» же кругом… Дальше все по классической психологии, схожей во многом с гидродинамикой – поведением большинства в круговороте, или в переходе на «Библиотеке имени Ленина» в час пик… или с эпидемией. Циркуляция, заражение мнением других. Твои страхи, печали, радости, становятся «общими». Приходя к общему пределу – «бить» или «бежать». Бежать проще, потихонечку, переставляя ножки в плотной толпе… На шажочек ближе к путинскому «райскому островку»… Какие все кругом милые… а этот куда прет… Почему против течения… Локоть выставить, ногой прижать нахала… все идут, а ты почему не хочешь. Бить, распни его, распни… Древняя, как мир, технология…

Конечно, есть предельные состояния не действующие уж прямо – физическим давлением, но по индукции возгорающиеся с мнением толпы. Схожее с поведением животного мира, может быть предельным, скажем, в обыденной жизни – в том, что ты носишь (проявляясь в «моде»), слушаешь, вкушаешь (хеппи бёздей ту ю, «Макдональдс»…) – человек способен превратить все в такое «общее» потребление… Где царит имитация. Даже в среде тех, кто называет себя «патриотами»…

Проблема в том, что находясь внутри – это установлено например физиологом Бехтеревым – такого временного социального истерического организма – он, этот организм, вместе с тобой, подпитываясь твоей энергией, ведет себя гораздо глупее даже чем психически неуравновешенный человек. Толпа, большинство – по сути теряет основные свойства «разумных существ», поскольку ты включен в общий организм глухой к чьим-то доводам, кроме возобладавшего общего, ставшего «своим»… где реакции идут не то чтобы на слова, а на тембр, интонации, походки – все, что принято как «свое» через трансляцию, СМИ, интернет – напрямую от источника «а-самца»… Которого вообще может и не существовать… Как вовсе не шутил «папаша Мюллер» про использование других в донесении национал-социалистических идеалов: «и пастор Шлаг — ЛИБО СВЕТЛЫЙ ОБРАЗ ЕГО — поможет нашим пастырям в будущем нести свой свет…» Так что и «Путина настоящего» может и не быть, главное, чтоб для толпы был «светлый образ его», двойник, голограмма, да что угодно…

В этой толпе, конечно есть «особо выдающиеся» по тем или иным параметрам, являющиеся условными авторитетами (таким транслятором путем подмены можно сделать любого, например, академика в неизвестной тебе науке, скажем, ядерной, где изобретали одна, а сначала «соавторами», а потом «светилами» становились другие) – к чьему мнению, не критически, прислушиваются. Лишь бы ты верил в силу званий. Через них транслируется общая идея… и после того как начался пожар массовой истерии – уже никакие доводы разума, никакие аргументы уже не действуют. Все. Пожар. Равный двум переездам. Только в нашем случае – это переезд в мир иной и той России, что была раньше, и всего народа…

Что делать, какова техника безопасности? Ведь сейчас обычной становится ситуация погружения нормального человека в общества, охваченные разными видами массовых истерий. Ведь почти все сложили лапки, а некоторые и в реальности, а не в мечтах, накачали губки и прочее, от груди до мозгов, модным силиконом, попробовали «легкие наркотики», попинали «непатриотов» – и плывут по течению… А ты куда! К истокам? К свежему чистому началу реки? Нет его и быть не может… Подыхай, как все, куда ты.

Техника безопасности говорит, что никогда не надо сливаться с толпой. Это первое правило. Не стоит погружаться в гущу событий. Где правит психоз. А сегодня особый вид, «пропутинский», разлит почти везде, от скамеек у подъездов, до восторгов неких «аналитиков». И даже в критике – та же ненависть и восторг, что якобы можно что-то сделать изнутри этих «политических элит», «разобравшись» в том, что они творят… Подправив. А в итоге поддержав. В концлагере ведь есть не только начальник и охранники. Есть еще и те, кто с повязочкой бегает в толпе. Одновременно чуть что – в штаб, зарабатывать плюсики, где шепотом, или в письменном виде: «А Иванов не хочет на остров, не хочет умирать, хочет с русским народом нормально жить на своей земле, созидать, строить»… И резолюция… вот и вся твоя недолгая жизнь… Так что аккуратней с толпой-то, надо смотреть не только на основных исполнителей. А еще и на то, что большинству в ней тоже хочется поскорее на УДО, или как еще сорваться… За твой счет… Это уж из собственного опыта, что иногда на лагере, где сотни вроде бы «своих», сложней, чем на тюрьме, где каждый – как на ладони.

Не смешивайся с толпой. Но тем не менее таких же, не смешавшихся – искать-то надо. Это второе. Постой на краю толпы и даже шажок в сторону сделай, чтоб увидеть все ее безобразие, и чтоб не долетали слюни оратора… Оглянись. Увидишь тех, кто таков же.
Конечно, очень долго можно смотреть на огонь, на воду, и на то, как «жириновский-громит-зюганова», но все же есть у нас и поважнее дела, чем великое безобразие толпы… Распинающей, превозносящей и проклинающей… Состоящей из тех, кто, как говорит психология, «обладает низким уровнем критического мышления и эмоционального интеллекта, социально незрелых, инфантильных и с неустойчивой психикой»…

Тебе в другом направлении. При этом, чтоб собрать воедино организованность иного рода, необходимо увидеть друг друга. Услышать, Собраться. Обсудить насущное. Для этого и необходим Земский собор. И его земские собрания.
Определившись с общими целями и задачами – идти «царским путем» общего решения. Не толпы, решившей что «сейчас можно пожить еще перед смертью», но тех, кто не готов жить и продолжать жизнь, и свою – как часть общей жизни Руси. Которая не умерла, и не может умереть – ведь ты жив, и это основное доказательство ее жизни. А сердюковы, хорошавины, улюкаевы, соловьевы, киселевы – пусть проплывают мимо, туда, поближе к их «раю»…

Массовая истерия реакция на

В течении прошлого тысячелетия вспышки массовых маний и истерий принимали различные формы. В этой статье социологи Роберт Бартоломью и Эрик Гуд описывают наиболее яркие случаи таких явлений.

Конец второго тысячелетия вызвал, по крайней мере на Западе, существенное беспокойство по поводу различных глобальных катаклизмов. В основном, это беспокойство приняло характер маний, даже истерий, связанных с воображаемым концом света. Например, Карл Нострадамус, предположительно последний живущий потомок Нострадамуса, предсказывает близкий конец света и утверждает что Белый Дом знает дату Светопреставления. Принимая во внимание распостраненность таких воззрений, самое время осветить некоторые случаи массовых маний и групповых истерий, случавшихся в последнем тысячелетии. Учитывая огромное количество подобных случаев, мы решили рассмотреть только наиболее живописные примеры.

Изучение коллективных маний является областью компетенции социологов, специализирующихся в области коллективного поведения, и психологов, изучающих социальную психологию. Коллективные мании определяются как спонтанные, быстрые распостранения ложных или гипертрофированных верований внутри большой популяции людей. Они могут охватывать определенный регион, культуру или страну. Массовые истерии наиболее часто изучаются психиатрами и физиологами. Они, как правило, охватывают маленькие, тесно связанные группы людей в замкнутых сообществах, таких как школы, фабрики, монастыри, сиротские приюты.

Массовые истерия характеризуется быстрым распостранением ипохондрического синдрома , включающего появление соматических жалоб, не обусловленных соматическими заболеваниями. В таких эпизодах, психологический стресс превращается или канализируется в физиологические сиптомы. Существуют два обычных типа массовых истерий: истерия беспокойства и моторная истерия. Первая истерия бывает более короткой длительности , как правило продолжающаяся около дня , и обусловленная неожиданным восприятием угрожающего агента, например, странного запах. Типичные симптомы — головная боль, головокружение, тошнота, трудности с дыханием и общая слабость.

Смотрите так же:  Депрессия 2 стадия

Моторная истерия превалирует в непереносимых социальных ситуациях, какие бывают в школах или религиозные сообществах с избыточной дисциплиной. Симтомы включают состояния типа транса, мелодраматические акты мятежа, и то что физиологи называют «психомоторное возбуждение» (посредством чего внутреннее беспокойство, нарастающее в течении долгого периода времени, оканчивается нарушением функций нервов или нейронов, которые посылают сигналы к мускулам, тем самым обуславливая временные припадки судорог, спазмов и дрожи). Моторная истерия развивается постепенно, в течении некоторого времени, и обычно занимает недели или месяцы до своего спада. Сам термин «массовая истерия» часто используется несоответствующим образом для того чтобы описать коллективные мании, где подавляющеее количество участников не испытывают истерий, за исключением очень редких случаев. Вкратце, все массовые истерии являются коллективными маниями, так как они включают ложные или гипертрофированные верования, но только очень редко коллективные мании являюся так же и массовыми истериями — только когда проявляются массовые болезненные симптомы.

Множество факторов способствуют формированию и распостранению коллективных маний и истерических заболеваний: средства массовой информации, слухи, страхи, возбуждение, культурные верования и стереотипы. Их могут усиливать насильственные действия властей, полиции или армии. Обычные объекты или обстоятельства меняют смысл в соответствии с быстро распостраняющимся массовым верованием.

Средние века, Франция

В течение Средних веков были зафиксированы десятки вспышек истерических припадков и имитационного поведения среди монахинь в уединенных европейских христианских монастырях. » Добровольцы» были часто принуждаемы их родителями к вступлению в религиозные ордены против их желания, и были вынуждены вести жизнь, обремененную обетами бедности и тяжелым физическим трудом. В те времена было широко распостранено верование о том, что в людей могут вселяться различные животные, такие как волки. В Франции особенно презираемы были кошки, так считалось что они знакомы с дьяволом. Возможно, именно это обстоятельство побудило необычный случай коллективного поведения, описываемый в следующем абзаце.

В одной хорошей медицинской книге было описано, что некоторая монахиня, в очень большом монастыре во Франции, вдруг стала мяукать как кошка, и вскоре после этого, остальные монахини тоже замяукали. В конце концов, все монашки стали мяукать вместе, каждый день, по несколько часов подряд. Все христианские соседи слушали, с одинаковым огорчением и изумлением, этот ежедневный кошачий концерт, который не окончился до тех пор, пока монахинь не предупредили о том, что за входом в монастырь находится отряд солдат, вооруженных розгами, и что им приказано лупить их до тех пор пока они не пообещают больше не мяукать.

Пятнадцатое столетие, Германия

Некоторая монахиня в германском женском монастыре стала кусть всех ее компаньонок. В течении короткого времени, все монахини зтого монастыря стали кусать друг друга. Новость об этом вскоре распостранилась, и поветрие переходило от монастыря к монастырю, охватив значительную часть Германии, в основном, в Саксонию и Бранденбург. Затем эпидемия охватила монстыри Голландии, и наконец, монахини стали кусать друг друга даже в Риме!

Милан, Италия, 1630

Британский журналист Чарльз Маккей описал боязнь отравления, которая терроризировала Милан в 1630 году. В этом году в Милане была эпидемия чумы, и появилось предсказание о том, что дьявол может отравить воду, поступающую в город. Одним апрельским утром миланцы проснулись и очень испугались того что «все двери на главных городских улицах были отмечены необычными мазками или пятнами». Вскоре возник сигнал о том что знаки ожидаемого отравления были замечены на руках, распостранияся слух что зерно и фрукты тоже отравлены. Многие люди были казнены, как отравители. Один престарелый человек вытерший стул перед тем как сесть на него, за это действие был обвинен в распостранении яда, захвачен толпой разъяренных женщин, которые потащили его за волосы к судье. Он умер по дороге. В другом инценденте, аптекарь и брадобрей под именем Мора, был найден приготовляющим лекарства содержащие неизвестные добавки, и обвинен в сговоре с дьяволом с целью отравить город. После долгих пыток на дыбе, он в конце концов признался в кооперации с дьяволом и иностранцами с целью отравить весь город, а также в мечении дверей. По принуждению он назвал несколько соучастников, которые были схвачены и подвергнуты пыткам. Все они были признаны виновными и казнены. Маккей утверждает что «количество людей, которые признались в сговоре с дьяволом, почти невероятно», отмечая что «день за днем люди добровольно обвиняли сами себя».

Лилль, Франция, 1639

Маккей утверждает что в 1639 году, в женской школе в Лилле, пятьдесят учениц были обвинены их черезчур рьяным учителем в том что они подвергаются воздействию сатаны. Некоторым школьницам казалось, что «маленькие черные ангелы» летали над их головами и что повсюду были дьявольские бесенята. Вскоре, все школьницы признались в ведьмовстве, летании на помеле и даже поедании детей. Школьницы были весьма близки к тому чтобы быть сожжеными на костре, но затем были помилованы, когда обвинили их воспитательницу, которой удалось скрыться в последную минуту. Этот случай произошел в конце глобальной мании охоты на ведьм, которая проистекала в континентальной Европе с 1400 по 1650 год, когда по меньшей мере 200000 человек были казнены вследствии обвинения их в ведьмовстве.

Салем, Массачусетс, 1691-1693

В 1691 году деревня Салем (теперь Денвер, штат Массачусетс) стала сценой массовой ведьмобоязни, которая распостранилась по прилегающему району, и сопровождалась обвинениями в ведьмовстве которые вели к судам, пыткам, заключениям и казням. Некоторые умерли в заключении или под пытками. По крайней мере двадцать местных жителей потеряли свои жизни. Социальная паранойа была такова, что даже две собаки были обвинены и казнены. Мания охоты на ведьм началась в декабре 1691, когда восемь девушек живущих поблизости от Салема, стали проявлять странное поведение, включая расстроенную речь и конвульсивные движения. Обьяснения для этих пароксизмов были такие разные как отъявленное надувательство, истерия, и отравление пищей. В феврале 1692, эти девушки обвинили двух престарелых женщин и служанку из Барбадоса по имени Тибула в том что они ведьмы, все были арестованы. Вскоре, сотни местных жителей были обвинены в ведьмовстве и привлесены к суду. В мае 1693, эти события были прекращенны вмешательством губернатора, приказавшего выпустить всех подозреваемых.

Лондон, Англия, 1761

Восьмого февраля 1761 в Лондоне произошло маленькое землетрясение, разрушив несколько дымоходов. Когда в точности через месяц (восьмого марта) случилось еще одно маленькое сотрясение почвы, это совпадение стало почвой для страхов и пересудов. Маккей (1867) утверждает, что некоторый лейб-гвардеец по имени Белл предсказывал что Лондон будет разрушен в течении третьего землетрясения, которое случится пятого апреля. Когда ужасный день приблизился, жителей охватило силное возбуждение, и огромное количество легковерных людей нашло прибежище во всех деревнях в радиусе двадцати миль от Лондона, ожидая исполнения приговора Лондону. Люди платили огромные деньги, для того чтобы остановиться в таких местах как Хайгейт, Хампстед, Ислингтон и Харроу. Бедняки оставались в Лондоне, но за два-три дня до предсказанного события, и они бросились в поля вокруг Лондона. Когда пришло назначенное время, естественно, ничего не случилось.

Лидс, Англия, 1806

В 1806 году по Лидсу и окружающей местности распространилась паника в связи с предсказанием близкого конца света. Панический ужас начался когда курица в деревне вблизи Лидса, якобы, стала откладывать яйца, на которых была надпись: «Христос идет». Огромное количество людей бросилось к этому месту, для того чтобы воочию убедиться в мистических знаках. Многие были убеждены что конец мира близок и стали очень религиозны. Маккей (1852) утверждает, что возбуждение быстро сменилось разочарованием, когда один человек поймал несчастную курицу в момент несения таинственных яиц, и вскоре убедился что яйца были надписаны какими-то чернилами и жестоко засунуты обратно в тело птицы.

Летом 1835 года, серия из шести статей появившихся в одной Нью-Йоркской газете стала причиной мировой сенсации. Написанные журналистом Ричардом А. Локе статьи утверждали, что астроном сэр Джон Гершель улучшил самый сильный в мире телескоп в Южно-Африканской обсерватории и обнаружил различные формы жизни на Луне: двуногого бобра, рогатого медведя, миниатюрных зебр, и разноцветных птиц. Наиболее удивительным было то что он обнаружил человекоподобные крылатые формы жизни, летающие над поверхностью Луны. Эти существа были названы «Веспертилио-хомо», что означает человек-летучая мышь. Они были наделенны ангельской невинностью и существовали в мире с другими созданиями в среде, где очевидно отсутствовали хищники. Сенсация стартовала в пятницу, двадцать первого августа, с появлением первой публикации о новых астрономических открытиях. Огромное восхищение воцарилось в Нью-Йорке и распостранилось по всему миру; большинство газет, включая Нью Йорк Таймс, клюнули и перепечатали утку. Локе опубликовал статьи в виде брошюры и продал шестьдесят тысяч экземпляров в течении месяца. Нью-йоркская коммерческая газета в конце концов разоблачила обман (описано Григсом 1852, Булгейтсом 1993).

Британская Южная Африка, 1914

В тревожное военное время 1914 года, в Британской Южной Африке, местные газеты ошибочно сообщили, что враждебные монопланы из близлежащей Немецкой Южной Африки совершали рекогносцировочные полеты, что сочли прелюдией к близкой атаке. Эпизод совпал по времени с началом Первой Мировой войны. Несмотря на техническую невозможность таких полетов (маневры аэропланов, описываемые очевидцами, были далеко вне пределов возможностей авиации той поры), тысячи жителей воспринимали неясные ночные небесные объекты (звезды и планеты) как вражеские аэропланы (Бартоломью, 1989).

Остров Банда, Индонезия, 1937

В течении марта 1937 года, первый индонезийский премьер-министр, Соетан Сжахрир, жил на острове Банда, и оказался свидетелем слухов об охоте за головами — паники, которая оахватила деревню где он жил. Этот эпизод совпал со слухами о том, что некий «тжоелик» (охотник за головами, нанятый правительством) действовал в округе и искал голову, которая должна была быть помещена вблизи местной дамбы, которая перестраивалась в это время. В соответствии с молвой, правительственные строительные проекты требовали подобного жертвоприношения, без которого сооружения могли бы вскоре разрушиться. Сжахрир (1949) сказал что «люди жили в страхе» и «говорили и шептались об этом повсюду», и после семи часов вечера улицы были практически пусты. Было много сообщений об странных звуках и видениях. Сжахрир утверждал:» Каждое утро появлялись новые истории, в основном об следах и голосах, или доме бомбардируемом камнями, или атаки тжоелика с арканом или ковбойским лассо. Естественно, человек атакованный тжоеликом убегал как раз во-время.» Сжахрир описывал эти события как пример массового психоза.

Смотрите так же:  Психоз после инсульта лечение

В преддверии хэлловина в 1938 году, литературная радиодрама, написанная Орсоном Уэллсом, была передана по радио почти по всей территории США. Она описывала нашествие марсиан на Землю, которые приземлились в Гровер Милл, Нью Джерси, и вскоре начали атаковать людей с применением тепловых лучей и отравляющего газа. Психолог Нардлей Кантрил (1940) из принстонского университета заключил что около 1.2 миллиона слушателей были возбуждены, испуганы или встревожены. Однако, последующие исследования социологов Дэвида Миллера (1985), Виллема Симса Бэйнбриджа (1987) и других, показали что существуют только скудные доказательства существенной или широкой паники. К примеру, Миллер нашел мало доказательств существования мобилизационных настроений, существенного ингредиента паники. Следовательно, это была коллективная иллюзия, а не настоящая паника. Кантрил также преувеличил степень мобилизации, приписывая большинство типичной активнисти в это время к «панике». Вкратце, многие слушатели выразили беспокойство, но не делали ничего в ответ, на пример, не пытались убежать, или вооружится для защиты, или забаррикадироваться в домах. Каким бы не представлялся этот эпизод, он может быть квалифицирован как массовая иллюзия.

Массовое газовое отравление в Маттуне, 1944

В течении первых двух недель сентября 1944 года, жители Маттуна, штат Иллинойс, привлекли внимание мировой прессы после серии воображаемых газовых атак, произведенных некоторым фантомом. В ночь на пятницу, первого сентября, полиция Маттуна получила сообщение о том что некоторая женщина и ее дочь чувствовали тошноту и головокружение после того как были опрысканы сладко пахнущим газом некоторой таинственной фигурой, рыскавшей около окон их спальни. Несмотря на неясные обстоятельства и отсутствие улик, этот инцидент получил сенсационное освещение в местной газете. После того как история была опубликована, две другие семьи сообщили в полицию об аналогичных «газовых атаках» в их домах еще до первого инцендента. За две недели полиция получила более двух дюжин звонков от, по крайней мере, двадцати девяти жертв, большинство которых были женщины. Исследователь Дональд Джонсон (1945) из университета штата Иллинойс, изучал этот эпизод, заключив что это была массовая истерия. Ее симптомы включали тошноту, рвоту, сухоту во рту, серцебиения, трудности с ходьбой, и, в одном случае, жжение во рту. Принимая во внимание важную роль средств массовой информации, может быть жертвы просто ошибочно связывали обычные расстройства с газовыми атаками.

Пуэрто-риканское «чудо», 1953

В одиннадцать часов утра, 25 мая, 1953 года, около 150000 человек собрались около источника в Ринкорне, ожидая появление святой девы Марии, что было предсказано несколькими местными детьми. Более чем шесть часов, группа социологов, возглавляемая Мельвином Тьюминым и Арнольдом Фельдманом, смешавшись с толпой, брала интервью. В течении этого времени, некоторые люди сообщали об наблюдении окрашенных колец вокруг Солнца, и силуэта Девы в облаках, тогда как другие чувствовали исцеление от различных заболеваний и общее ощущение радости бытия. Другие не испытывали ничего экстраординарного. Событию предшествовал шум в средствах массовой информации, и местный мэр с энтузиазмом организовал массовые процессии с молитвами. Тьюмин и Фельдман нашли, что большинство пилигримов верили предсказанию детей, и искали исцеления от неизлечимых заболеваний.

Эпидемия повреждений лобовых стекол в Сиэттле, 1954

23 марта 1954 года, в газетах Сиэттла появились сообщения об повреждении лобовых стекол автомоболей в восьмидесяти милях к северу от города. Хотя вначале и подозревали вандалов, чисто таких случаев росло, вызывая общее беспокойство. Со временем, сообщения об испорченных стеклах появились в областях, расположенных ближе к Сиэттлу. В соответствии с исселодованием, проведенным Нахумом Медалия (технологический институт штата Джорджия) и Отто Ларсеном (Вашингтонский университет), к концу дня 14 апреля, странные оспинки на лобовых стеклах стали впервые появлятся в Сиэттле. В конце следующего дня, полиция ответила на 242 звонка от обеспокоенных жителей, сообщающих о крошечных оспинках на более чем 3000 машинах. В некоторых случаях, сообщалось, что целые автостоянки были заполнены поврежденными автомобилями. Количество сообщений стало быстро падать в числе и затем они прекратились. 16 апреля полиция зафиксировала 46 звонков, десять в следующий день, после чего звонков больше не было!

Наиболее частые сообщения содержали информацию о том, что крошечные оспинки вырастали в пузыри размером с десятицентовую монету, заключенные в стекле, ведя к популярной теории о том что яйца насекомых были как то отложены в стекло и затем они вылупились. Неожиданное появление оспинок создало массовое беспокойство, так как часто они приписывались воздействию ядерных осадков после испытания водородной бомбы, которое было произведено в Тихом океане незадолго до описываемых событий и привлекло внимание публики и средств массовой информации. В ночь на 15 апреля, в самый разгар инциндента, мэр Сиэттла даже искал помощи президента Дуайта Эйзенхауэра. Когда слухи о ядерных осадках были усилены средствами массовой информации, обыватели стали рассматривать свои лобовые стекла, вместо того чтобы смотреть сквозь них. Анализ тайнственных черных пятнышек, найденных на них и похожих на сажу, был произведен в исследовательской лаборатории окружающей среды Вашингтонского университета. Материал оказался продуктом неполного сгорания угля. Этот материал был самым обычным для повседневной жизни Сиэттла, и не мог вызывать изязвления лобовых стекол. Медалия и Ларсен отмечают, что из-за того что слухи об оспинках на лобовых стеклах совпали со временем испытания водородной бомбы, обычные проявления радиофобии были существенно уменьшены — «что-то должно было случится с нами в результате этих испытаний, это случилось и теперь все страхи позади». Во вторых, сам факт звонков в полицию, воззвания мэра в губернатору и даже к президенту сообщил обывателям уверенность в том что они правильно реагируют на угрожающие обстоятельства.

Призрак тайваньского маньяка

В течении двухнедельного периода в 1956 году, жители области поблизости от Тайпея, Тайвань, боялись того что они будут следующими жертвами сумасшедшего, который рыскал по городам и резал людей с помощью бритвы или похожего оружия. По крайней мере, наличие двадцать одной жервы было установлено, в основном это были женщины и дети низкого дохода и образования. Норман Якобс был учителем в Тайпее в это время. Он произвел обзор публикаций местной прессы об этом маньяке. Якобс заключил что все жертвы ошибочно приписали обычные порезы подлому маньяку. Слухи, усиленные прессой, которая трактовала существование маньяка, как реальность, разожгли страхи, заставляя обывателей поверить в существование маньяка.

Полиция в конце концов заключила, что различные «порезы» были результатами ненамеренных, повседневных контактов в публичных местах, которые обычно оставались неотмеченными. Например, один человек рассказал полиции в деталях, о том что он был изрезан некоторым человеком, переносящим черную сумку. Когда врачи определили что раны были сделаны не бритвой, а некоторым тупым предметом, «жертва» признала что он не может в точности вспомнить, что случилось, однако предположил что он был изрезан маньяком благодаря «всем этим слухам». В другом случае, уже не предполагаемая жертва, а сами врачи были ответственными за создание инциндента. Некий пожилой человек с рваной раной запястья, искал медицинской помощи. Врач стал подозрительным и обратился в полицию, когда человек отметил что некоторый незнакомец дотрагивался до него приблизительно в то же время, когда он впервые почувствовал кровотечение. Более детальное исследование показало, что «разрез» был старой раной, которая открылась после случайного расцарапывания. 12 мая полиция опубликовала результаты их исследований: они заключили что все эпизоды были чисто психологическими по своей природе. Из двадцати одного инциндента, исследованного полицией, пять были ложными, семь были самопорезами, восемь — благодаря порезам, сделанными предметами отличными от бритвы и один был полной фантазией.

Первая волна летающих тарелочек, 1947

24 июня, 1947 года, Кеннет Арнольд пилотировал свой частный самолет в горной местности в штате Вашингтон, когда он увидел то что казалось девятью блестящими объектами, летящими в эшелонном порядке около горы Райнье. Он сохранял объекты в поле зрения около трех минут, до того как они не сманеврировали к югу, за гору Адамс, и исчезли из зрения (Арнольд, 1950).

Испуганный тем, что может быть он видел управляемые ракеты, запущенные каким-то иностранным государством, Арнольд полетел в Пендлетон, штат Орегон, где он пытался рассказать об увиденном в оффисе ФБР. Но оффис был закрыт, поэтому он пошел в оффис «Восточной Орегонской газеты». Выслушав историю Арнольда, журналист Билл Бекуетт создал отчет для «Ассошиейтед Пресс». Примечательно, что Арнольд описывал объекты как серповидной формы, а их движение как движение «блюдца, как если бы его бросить по поверхности воды» (Гарднер, 1957, Стори, 1980, Сакс, 1980). Однако, доклад «Ассошиейтед Пресс», описывающий «блюдца» Арнольда, появился в 150 газетах. Отчет, записанный Бекуеттом, был прото статьей, и термин «летающее блюдце» был создан журналистами, пишущими заголовки для газет, 25 и 26 июня, 1947 года. Слово «блюдцеподобный», использованное Бекуеттом для описания наблюдений Арнольда, оказалось ключевой важности. Это слово породило первую волну наблюдений летающих тарелок по всему миру в течении лета 1947 года, и другие волны в последующее время. Существует несколько рассеянных исторических упоминаний о дископодобных объектах, однако последователная цепочка таких наблюдений не возникала до 1947 года. Существуют только несколько случаев до 1947 года, когда очевидец, наблюдавший мистический летающий объект, в действительности употреблял слово «блюдце». Следовательно, голобальная волна наблюдений летающих тарелок в 1947 может быть рассмотрена как коллективная иллюзия, созданная средствами массовой информации и свойственная только двадцатому столетию.

Испанский «козодой», от 1975 по 1996

Между февралем и мартом 1975 года, в Пуэрто Рико циркулировали слухи об мистическом существе, которое атаковало домашних животных, высасывая их кровь и вырывая ломти их плоти. Местные жители уверяли что они слышали громкие скрипы или хлопание крыльев совпадающие по времени с атаками. Ученые и полиция исследовали останки, обвиняя кого попало, начиная от людей до змей и летучих мышей — вампиров. Местные жители называли это существо «вампиром из Моки». Этот инцидент может быть был спровоцирован более известной «тайной изувечивания скота» (Эллис, 1993). Названное «козодоем» (аналогично известной птице), это странное существо описывалось как «щетинистая крыса с выпученными глазами и задними ногами похожими на ноги кенгуру, способное убегать с места своих преступлений с очень высокой скоростью» (Престон, 1996). Оно также выделяло сернистое зловоние. Рассказы описывали выпотрошенных животных, или животных, лишенных крови. Некий член отряда гражданской обороны в маленьком городе в местности, где действовал этот «козодой «, говорил, что он тратил половину времени, отвечая на звонки, связанные с «козодоем». Некоторые люди, как он говорил, были настолько лишены рассудка, что «их пришлось поместить в больницу» (Наварро, 1996). Интерес, связанный с этим существом, был настолько велик, что в мае 1996 года специальная веб-страница, посвященная «козодою», была в числе пяти процентов наиболее посещаемых веб-страниц по всему миру (Эллис, 1996). В марте 1996 года, истории о «козодое» распостранились в испанском сообществе во Флориде, в мае того же года, рассказы об атаках этого существа стали циркулировать в Мексике, и вскоре после этого, в мексиканском сообществе в штате Аризона. Обсуждение проделок «козодоя» резко закончилось в середине 1996 года, и с тех пор про него почти ничего не слышно.

Смотрите так же:  Депрессия 22 недели

Индонезийское Борнео, 1979

В течение нескольких недель в конце 1979 года, паника связанная со слухами о похищениях, внезапно разразилась на острове Борнео. Антрополог Ричард Дрэйк изучал местные народности в том месте, где стали распостранятся эти слухи (Дрэйк, 1989). Вскоре, в этой местности прекратился сбор каучука и из-за недостаточной посещаемости была закрыта школа. Целый набор обычных событий ( таких как шумы и шорохи в джунглях) и обстоятельств, интерпретировались в контексте похищений. Испуг был усилен слухами о том что правительство сооружает мост в этом районе и нуждается в трупе, который должен быть положен в основание моста с целью укрепления последнего.

Возникшая паника связана с периодической боязнью похищений или охоты за головами в этом районе, начинающейся с семнадцатого века и совпадающей с реальными или вымышленными строительными проектапи правительства и местным верованием о том что такие проекты требуют заложение головы или тела в основание строительной конструкции или на специально изготовленную колонну с целью продления времени жизни строительной конструкции (Форф 1991, Барнс 1993). Дрейк доказывает, что такие эпизоды отражают антагонистические отношения между племенами и государством, характеризующиеся недоверием и подозрениями в адрес удаленного центрального правительства.

Вест Бэнк, Иордания, 1983

Между мартом и апрелем 1983 года, 947 жителей оккупированной израилем територии Вест Бэнк в Иордании (в основном женщины) нашли у себя различные психогенные симптомы: дурноту, головную боль, боли в животе и головокружение (Модан и другие, 1983). Эпизод был усилен слухами об отравляющем газе и долголетним недоверием палестинцев к евреям. Медицинские жалобы появлялись в течении пятнадцатидневного периода, вместе со слухами и публикациями в прессе о том что некий отравлющий газ был задействован против палестинцев.

Эпизод начался и был в основном сосредоточен в школах в нескольких близких деревнях. В одном случае, 27 марта, шестьдесят четыре месных жителя бросились за медицинской помощью, решив, что они отравлены, когда плотный дым был выброшен выхлопной трубы проходящей машины, очевидно с неисправным двигателем. В целом, 879 женщины были подвержены этим симптомам. После негативных медицинских тестов, стало очевидно что никакого газового отравления не произошло, гипотеза об отравлении была дискредитированна и симптомы быстро прекратились.

Массовая иллюзия в штате Джорджия, 1988

Редкая форма массовой иллюзии произошла в начальной школе в Атланте, штат Джорджия. Она включала переопределение обыденных ситуаций, которые раздувались и поддерживались сверхбдительными родителями. Эпизод начался с обычного школьного собрания родителей и школников в школьном кафетерии ранним сентябрем. Мать школьника заметила, что с начала учебного года, ее ребенок испытывал многчисленные незначительные проблемы со здоровьем и выглядил бледным. Другие матери отметили те же проблемы с их собственными детьми: бледность, синяки под глазами, тошноту и иногда — рвоту. Они вскоре решили что что-то в школьном здании было способно вызвать эти симптомы, точка зрения, подтвержденная 11 октября, когда школа была эвакуирована после незначительной утечки газа. Когда перемежающиеся утечки газа продолжились в следующем месяце, родители пикетировали школу и воззволи к месным средствам массовой информации. После исследовний окружающей среды и зпидемиологических исследований, которые дали отрицательный результат, Филен и другие (1989) заключили, что матери переопределили обычные детские заболевания, в то время как сами дети не проявляли никаких тревог по поводу их здоровья.

В марте 1990 года, по крайней мере четыре тысячи жителей сербской провинции Косово были поражены тайнственной болезнью, которая продолжалась около трех недель. В соответствии с доктором Зораном Родовановичом (1995), симтомы били психогенными по своей природе, и были вызваны недоверием этнических албанцев к сербам. Жалобы были почти исключительно проявлены молодыми албанцами, и включали головную боль, головокружение, частое дыхание, боль в груди, тошноту, и другие. Эпизод начался в школе в Поджуево, и быстро распостранился по дюжинам школ внутри провинции. Вспышка респираторного заболевания внутри единственного класса, как кажется, привела к страхам, что сербы распространили яд. Важные факторы включали слухи, повышенное внимание к различным запахам и веществам, визиты врачей, этнические трения между сербами и албанцами и средства массовой информации. Драматическое распостранение этих случаев 22 марта совпало по времени с выполнением некоторого плана по чрезвычайным ситуациям, посредством которого этнические албанцы захватили контроль над общественным здравоохранением.

Нигерийская эпидемия исчезновления гениталий, 1990

В течении 1990 года, некоторый эпизод «исчезновления » гениталий вызвал широкораспостраненные страхи в Нигерии. Психиатр Санни Илечукву (1992) сказал что в основном, появлялись сообщения об атаках на мужчин. Обвинения обычно возникали в то время, когда случайным образом тело некоторого человека касалось незнакомца в общественных местах, после чего этот человек чувствовал странные ощущения в паху, и дотрагивался до своих гениталий, для того что бы убедиться что они еще на месте. Затем эти люди могли остановить незнакомца, собрать толпу, обвинить его в том что он является «вором гениталий», и обнажится для того что бы убедить толпу что их пенис действительно пропал. Многие «жертвы» уверяли что их пенис вернулся как раз в тот момент, когда поднялась тревога, или, что хотя пенис и вернулся, он «уменьшился и, возможно, не тот, или , просто только дух пениса «. Обвиняемому часто угрожали или избивали его до тех пор пока «пенис не был полностью восстановлен», и в некоторых случаях, обвиняемый был избит до смерти.

Вот как Илечукву описывал сцены в одном из городов: На улицах Лагоса можно было увидеть мужчин, держащихся за свои гениталии, либо открыто, либо держа руки в карманах. Женщины также держали свои груди, либо открыто, либо скрещивая руки впереди себя. Считалось, что невнимательность или слабость могла привести к утере пениса или грудей. Бдительность и агрессия считались наилучшей профилактикой. Социальные и культурные традиции способствовали вспышке этих страхов, так как многие нигерийские этнические группы «приписывали высокие возможности внешним гениталиям как ритуальным и магическим объектам, способствующим плодовитости или материальному благосостоянию » (Илечукву, 1988). Вера в исчезновение гениталий была проявлена многими влиятельными нигерийцами, которые выражали ярость когда полиция отпускала подозреваемых в краже гениталий.

Следующее тысячелетие даст новые примеры социальных иллюзий и вспышек массовых истерий, которые будут отражать надежды и страхи следующих поколений. Хотя невозможно узнать точную природу подобных эпизодов, мы в состоянии с достоверностью предсказать одну из первых иллюзий этого периода. Для этого достаточно отметить что само понятие об христианских тысячелетиях является в некотором смысле иллюзией, оно не существует в природе, но является следствием истории и обстоятельств. Оно не имеет важности вне того смысла, который приписывается ему. Хотя, студенты историки прекрасно знают, что следствия веры могут влиять в огромной степени на ход истории.

Другие статьи

  • Что входит в обязанности родителей по воспитанию детей Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 - 79) Глава 12. Права и обязанности родителей См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. […]
  • Права и обязанности ребенка в семье Обязанности ребенка в семье: как приобщить к труду? Всех родителей интересует, какие могут быть и должны быть обязанности у ребенка в семье. По мере взросления, дети, так или иначе, приобщаются к семейному быту и по возможности начинают помогать родителям. Кто-то […]
  • Можно ли ребенку капать ромашку в нос отвар ромашки и нос неделю назад мы заболели к нам приходила врач и сказала 5 раз в день промывать нос пипеткой ромашки, потом отсасывать аспиратором, а потом капать капли сейчас я разговаривала с подругой, она меня отругала, сказала, что нельзя так ни в коем случае, […]
  • Сколько детей в среднем в российской семье Количество детей в семье. Один? Два? Три? У вас уже есть сын или дочка, и вы все чаще задумываетесь о втором ребенке, а может и малыш уже просит «братика или сестричку», или вы только планируете свою будущую жизнь и уже сейчас задумываетесь о том, что в семье должно […]
  • Самоукина игровые методы в обучении и воспитании Специальный курс обучения "Подготовка детей к обучению в школе" 1. Беседа о школе. Как называется ваша группа? Почему она называется подготовительная? Как вы готовитесь к школе? Зачем это нужно будет вам в школе? Зачем вообще дети учатся? Как называют детей в школе, […]
  • Фз о мерах социальной поддержки семьи и детей Социальная помощь семьям в России В Российской Федерации разрабатываются законы и госпрограммы, целью которых является социальная поддержка семей. Эти акты распространяются на всю территорию РФ. Однако некоторые субъекты в инициативном порядке расширяют перечни […]