Медикаментозное лечение неврозов у ребенка

Я машу так громко, чтобы ты меня услышала! Причины детского невроза

Полное название этого неприятного недуга – невроз навязчивых движений. Различают навязчивые движения и тики. Это близко, но не одно и тоже. Тик – это непроизвольное сокращение мышц, в результате которого происходят всевозможные подергивания. Тик невозможно контролировать, более того, зачастую человек даже не замечает и не ощущает своих тиков и узнает о них от окружающих. Тики, кстати, далеко не всегда имеют невротическую природу и вообще хоть раз в жизни случаются с каждым из нас. Бывает, что у человека от усталости подрагивает веко или кривятся губы. Тело как будто автономно от нашего сознания сбрасывает переизбыток напряжения. Знакомо? То же происходит с ребенком. И причина может быть та же – переутомление в школе, доме, нездоровая обстановка вокруг, переизбыток информации, постоянное нахождение в условиях повышенного шума и т.д. Если скорректировать режим дня и снизить нагрузку, тики могут уйти так же незаметно, как появились.

С медицинской точки зрения тики – результат сбоев в работе отделов головного Мозга, отвечающих за движения, тонус мышц. Иногда, в период интенсивного роста – результат временно возникшего диссонанса в работе головного и спинного мозга (проще говоря, организм подростка развивается быстро, но неравномерно, и части нервной системы не успевают друг за другом). Справиться с тиками помогают успокоительные препараты, всевозможные релаксации, умеренная, но регулярная физическая нагрузка. Естественно, подбирать лечение должен врач – психоневролог. Главное, ребенка при этом не залечить, чтобы не привить особый и столь часто встречающийся «кайф от болезни».

Откуда берется «кайф»?

Причина, в общем-то, понятна. В подавляющем большинстве на детей мы обращаем внимания мало. И даже не потому, что мы такие уж плохие родители. Просто пока он есть и здоров, бегает тут рядом, ноет «мама, мама…», чего-то требует, «глушит» дом «ужастиками», не приходит в голову, что ему нужно какое-то особое внимание. Да и дел по дому навалом, отдохнуть хочется… И вдруг у него появляются какие-то тики, подергивания. Все! Кошмар! Что же делать? Ребенка запустили. Да еще и суровый доктор с умным видом рецепт выписывает. Вот на этом этапе и начинают ребенка залечивать и залюбливать. И от него, естественно, не укрывается этот факт. Ребенок начинает осознавать выгоду своего состояния!

У меня была клиентка – Светочка. У нее головка всегда была наклонена влево и слегка тряслась. Светочку привела мама и так вздыхала, так платочек к глазам прикладывала, что даже меня разжалобила. Я поработала со Светочкой, есть у меня такие хорошие приемчики на снятие зажимов в шее. Они приятные, веселые, игровые. Светочка оживилась, разболталась. Головку при этом держала прямо. Вдруг стук в дверь. Мама за дверью извелась. Светочка вскочила и… ребенка как подменили. Обреченность в глазах, голову набок. Мама снова в слезы! А я смотрю, что голова то у нее уже не влево, а вправо. «Света!», говорю: «А у тебя головка куда сейчас клонится?» «Ой!»,- воскликнула девчонка и тут же наклонила голову в другую сторону, кинув на меня хитрый, заговорщицкий взгляд. А мама так ничего и не поняла!

Нельзя сказать, что у девочки все было сплошной симуляцией. Нет, тонус мышц у нее был высокий и ассиметрия напряжения мощная. Естественно, вы представьте, что такое год держать шею в постоянном статичном напряжении. Тут у кого хочешь затрясется! Но Света, конечно, типичный ребенок – невротик, осознающий выгоду своего положения. И мама, я думаю, тоже.

О навязчивых движениях

Отличие навязчивых движений в том, что они минимально, но все же поддаются контролю и, как правило, являются прямым повторением какого-либо характерного жеста. Это позволяет думать, что навязчивые движения все-таки имеют сугубо психологическую природу и вызваны устойчивым во времени и сценарии типичным травмирующим обстоятельством. На ребенка постоянно давят, кричат, унижают, заставляют идти наперекор его воле, вынуждают к чему-то, либо напротив – совсем не замечают, игнорируют. Психика не в силах с этим справится, и тогда удар на себя принимает тело. В пользу этой версии говорит то, что навязчивые движения нередко проходят сами собой, как только меняются отношения внутри семьи или сам ребенок находит какой-то выход из своего душевного тупика.

Второй аргумент – навязчивые движения ребенка во много раз сильнее переживаются родителями, чем тики, хотя тики, на первый взгляд, выглядят все-таки страшнее и безнадежнее. Видимо, идущее от навязчивых движений психологическое напряжение невозможно не ощущать и на него не реагировать. Часто можно увидеть такую картину: мама рыдает или орет благим матом, ребенок стоит и дергается всем телом. Со стороны они выглядят, как две части одного и того же, как актеры причудливой пантомимы, как пронзенные разрядом электрического тока… Жуть!

В Интернете вы найдете массу статей на тему детских неврозов. Навязчивым движениям уделяется особенно много внимания. Практически все специалисты рекомендуют психотерапию и медикаментозное лечение. Не уточняется только, какую именно психотерапию, а ведь она бывает очень разной. Хороша та, что не только лечит, но и помогает найти другие способы выхода напряжения. Поэтому так успешны сейчас песочная терапия, где ребенок строит собственные миры из песка, арт-терапия, где занимается рисованием, лепкой, конструированием. Где невротическое напряжение выводится через действие!

Правда, здесь есть одно «но». И та, и другая работа – творческая, так что сам психотерапевт должен быть раскрепощенным и творческим человеком. Я никогда не забуду слова шестилетнего мальчика, который уже на пороге кабинета, посмотрев на меня полными презрения глазами, изрек: «Рисовать не буду, и не проси! Надоели!» Я его понимаю… Арт-терапия и рисуночные тесты — это то немногое, чего в институте будущим психологам дают в избытке, вот они и суют их куда не лень. «Затертые до дыр» методики перестают работать, а родители, не понимая, почему ребенку не становится легче, хотя он так часто посещает психотерапевта, теряют веру в психологию и идут к обычному врачу. Поэтому и надо искать специалиста, который работает не по шаблону, которому не безразличен результат. Такие есть, и не надо удивляться, если действия, которые будет предлагать сделать ребенку психолог, будут далеки от классического «вы хотите об этом поговорить»?

Очень интересна и продуктивна танцевально-двигательная терапия. В ней ребенок всю свою боль может выплеснуть через танец. Телесно-ориентированная, которая зачастую и вовсе идет от противного. Хочешь махать руками – маши, только очень быстро! Хочешь дергать головой – дергай, но при этом говори вслух, что чувствуешь. А еще лучше даже не говори, а кричи. Хочешь кричать на маму? Кричи на маму. Представь ее перед собой и кричи все, что накопилось. Ох, слышали бы некоторые мамы, что кричат о них их дети!

Мама девятилетнего Стасика, эффектная молодящаяся дама, заметила навязчивые почесывания сына и… пришла в ужас. Так неэстетично выглядели и сами движения, и возникающие вследствие этого кровавые полосы. Мама не нашла ничего лучше, чем просто перестать обращать внимание на ребенка. Вообще! Теперь она не показывалась в школе и не ходила с сыном гулять. По ее словам, Стасик позорил ее своим внешним видом. По версии мамы, «она хотела, чтобы сын заметил, что стал ей неприятен и что-то сделал с собой, чтобы она его снова полюбила». «Он же должен понять, что таким, как сейчас, он мне неприятен»,- говорила мать, кажется,даже не осознавая, что говорит. В откровенной беседе мать созналась, что не хотела мальчика и в душе рассчитывала на рождение дочери. Мужа, отца Стасика, не любила и поэтому развелась. Мужчин не любит в принципе: «они грубые». Навязчивые движения сына считает его способом привлечь к себе ее внимание и не хочет идти у него на поводу. «У него и так все есть», — убеждена мама.
Вот этот мальчик кричал! Чесался и кричал: «Мама, мама, Я ЕСТЬ. Почему ты не любишь меня, мама?». Потом чесал уже не себя, а пол, кресло, стены, рвал бумагу, игрушки. Пока вся боль не вышла через эту чесотку и слезы. А потом замер, задумался и сказал: «Все равно она меня не услышит. Но я больше чесаться не буду, если ей не нравится». Мама пришла, посмотрела на нас, съязвила: «Что вы тут за погром устроили? Чем это вы тут занимались?». А потом спросила меня при нем: «Может, уже пора на таблетки переходить?».

А что таблетки? Да, вероятно, они могут принести положительный эффект и даже снять симптом. Но в подавляющем большинстве за этим следует привыкание к препаратам, если не на физиологическом, то на психологическом уровне. Ребенок усваивает, что если есть проблема – на душе, то надо выпить таблетку, и все пройдет. То, что проблема на душе, как правило, решаема, надо только понять, что в твоей жизни происходит не так, и сделать правильные выводы и действия, уже не будет срабатывать. Зачем? Ведь пить таблетки проще! К тому же, психотропные препараты хоть и косвенно, но влияют на волю человека, а это значит, что маленькому человеку будет трудно бороться с болезнью. Он скорее согласится принять ее как данность. А это – верный путь к полной потери себя в социальной жизни.

Открою тайну, в подростковом возрасте у меня самой были навязчивые движения, в моменты волнения я начинала подергивать плечами. Родители, конечно, переживали, но у них хватило понимания не делать из этого проблемы и не залечивать меня антидепрессантами. А в те времена лечили только так. Но мама нашла хорошего психолога, харизматичного мужчину. Мне назначили гипноз. Раз десять мы на него ездили, как сейчас помню, зимой, на другой конец города. Когда добирались до поликлиники, где принимал тот психолог, уставшие от толчеи в общественном транспорте, я блаженно растягивалась на кушетке, радуясь перспективе спокойно провести целый час. Гипноз был групповым, рядом со мной на таких же кушетках лежало еще человек 15 таких же мальчиков и девочек. Психолог говорил какие-то успокаивающие слова, играла тихая музыка. Мне казалось, что ничего не происходит, во всяком случае, я вполне контролировала себя и мечтала о чем-то своем. Изредка вертелась, и тогда гипнолог подходил и водил руками над моей головой, брал за руку. Было забавно. После гипноза состояние было легкое и спокойное, я, кажется, действительно стала меньше нервничать. Когда движения ушли, я, честно говоря, не помню. Просто ушли, сами собой. Может, и не сразу, но не припоминаю, чтобы это было большой проблемой. Как ребенок, который это пережил, могу сказать, что когда это касается тебя, это не выглядит так страшно. Может, если бы это не прошло или надо мной бы смеялись в классе, я бы болезненнее это переживала. Но – не смеялись. Сейчас думаю, какое счастье, что родители не пошли по стандартному пути – клиника, уколы. Кто знает, где бы я сейчас тогда была и в каком состоянии здоровья?

Смотрите так же:  Значение изобразительной деятельности в дошкольном возрасте

Как реагировать?

Очень спокойно! Дайте понять ребенку, что вы это заметили, но не делаете из этого проблемы. Объясните, что такое иногда случается с человеком, который очень устал или хочет, но боится что-то сказать. Если ребенок не замкнулся в себе, спросите как можно мягче: «Может быть, ты хочешь мне что-то сказать или попросить?». Не критикуйте ребенка на людях, не просите его сдерживать себя и не делайте страдальчески-проникновенных лиц, когда кто-то из знакомых заметил тик ребенка. Не оправдывайтесь. Вы же не оправдываетесь за его разбитые коленки? Здесь то же самое. Редкий ребенок не имеет эмоциональных проблем.

Как можно меньше обращайте внимание на навязчивые движения, но старайтесь переключить его внимание на что-то другое. Например, попросите что-то принести вам или сделать. Прежде чем вести ребенка к психологу или неврологу, спросите о его желании. Совершенно не обязательно сразу же лечить невроз, иногда как раз надо дать ему время выразиться, и тогда станет более понятно, чем он вызван и что надо делать. Будьте мудрыми и воспринимайте невроз как общую проблему, а не проблему ребенка. В подавляющем большинстве навязчивые движения – единственный язык, на которым ребенок говорит с вами.

Я уже «старый» психолог, давно работаю. Могу позволить себе говорить то, что думаю. Дорогие родители, неврозы детей – это ваше собственная, нервная, дерганная, полная страхов, неполноценная жизнь. В которой вы забыли не только о собственных детях, но даже о самих себе! Когда последний раз вы сидели всей семьей в тишине (без работающего телевизора и Интернета) и просто разговаривать по душам? Когда прожили хоть один день спокойно, так, чтобы ни на кого не раздражаться, ни на что не злиться, никому не завидовать? Знаете ли вы, чем живет и о чем мечтает ваш ребенок?

А если вы хотите понять его и также понять, от чего у него эти навязчивые движения, найдите время, часика два-три, и попробуйте поделать то же самое, что делает ваш сын или дочь. Точно так же ходите и крутите, дергайте, выламывайте свои части тела, в точности копируя его/ее движения и прислушиваясь к себе, своим эмоциям. Только сделайте это не один и даже не десять раз, а раз сто-двести, в течение, минимум. часа, а то и двух. И тогда вы поймете, что выбрасывает из себя тело ребенка и что он кричит в своем застывшем, молчаливом крике. О чем оно хочет сказать вам! Где у него болит?

Мама шестилетнего Стасика: «Я трясла, трясла, трясла головой, а потом вдруг вспомнила, что точно также трясла головой моя мать, Стасикова бабушка, когда отчитывала меня в детстве. Только она это делала не так сильно и часто, как сын, но можно было узнать. Мама с нами не живет, но она приезжала к нам, когда сыну было три года. Я оставляла его не нее, и он потом жаловался, что бабушка его все время ругала. А я и значения не придала, хотя сама все детство от маминой жестокости страдала».

Мама двенадцатилетней Сашеньки: «Я знала, что дочь стесняется своей внешности из-за того, что у нее прыщи. Когда подошла к зеркалу и стала корчить рожицы, как она, подумала: Боже мой, девочке же надо помочь справиться с ними и научить следить за собой. Она же у меня красивая! Почему я раньше об этом не думала?».

Мама восьмилетней Ингриды: «Как она с этим живет? Боже мой, а я- то ее еще ругала? Почему, чтобы вспомнить о том, что твой ребенок нуждается в тебе, надо, чтобы случилось такое?»

Медикаментозное лечение неврозов у ребенка

Полное наименование учреждения — Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Мичуринский детский санаторий «Ласточка»

Краткое название — ТОГБУЗ «МДС «Ласточка»

Адрес: 393760 Тамбовская область
г.Мичуринск, ул. Садовая 2а

Телефоны:

  • Главный врач санатория — Солопова Светлана Ивановна — 8(47545) 5-41-16.
  • Начальник административно-хозяйственной части – Кинчин Сергей Игоревич –8(47545) 5-31-71 , 5-41-16.
  • Дежурная медицинская сестра — 8(47545) 5-31-71.
  • Факс — 8(47545) 5-41-16

Медикаментозное лечение неврозов у ребенка

Неврозы – группа заболеваний, возникающих вследствие воздействия психической травмы и сопровождающихся нарушением общего самочувствия, неустойчивостью настроения и соматовегетативными проявлениями. Невротический срыв в принципе возможен у любого человека, однако его характер и форма определяются целым рядом факторов. Лечение неврозов требует скорого начала с целью уменьшения возможных последствий, в отношении, прежде всего, качества жизни.

С одной стороны, формирование невроза находится в непосредственной зависимости от личностных особенностей человека, его наследственной избирательной переносимости внешних воздействий, уровня приспособительных возможностей организма.

С другой стороны, возникновение того или иного невроза определяется характером психической травмы, которая может быть острой, одномоментной (например, внезапная смерть близкого человека) или длительно существующей неблагоприятной ситуацией (конфликтная напряженная обстановка в семье, на работе). Однако в любом случае психогенная ситуация должна быть эмоционально значимой для больного, представлять определенную жизненную ценность. Помимо этого неврозы чаще возникают у лиц, перенесших психическую травму в детском возрасте, воспитывавшихся в неблагоприятных семейных условиях, часто болеющих соматическими болезнями. Неврозы – это функциональные расстройства, т.е. обратимые (исчезают сами спустя некоторое время после действия психической травмы или поддаются полному излечению). Больные осознают факт психического расстройства и критически оценивают свое состояние.

В соответствии с МКБ-9 отечественные психиатры выделяют обычно три основные формы неврозов:

  • неврастения
  • истерический невроз
  • невроз навязчивых состояний

По Международной классификации рассматривают отдельно невротическую депрессию, фобический и ипохондрический неврозы, невроз страха и др. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся клинические формы неврозов.

Неврастения – состояние раздражительной слабости, т.е. сочетание повышенной возбудимости и раздражительности с быстрой утомяемостыо и истощаемостью. На начальном этапе болезни преобладают явления раздражительности, плохой переносимости эмоциональных и физических нагрузок, внешних раздражителей. Больные плохо переносят яркий свет, резкий шум, громкую речь, перепады температуры. У них легко возникают различные вегетативные реакции: сердцебиение, потливость, похолодание конечностей. Нарушается засыпание, сон поверхностный. Больные часто жалуются на головную боль, пульсацию или шум в голове, что затрудняет умственную деятельность. Постепенно реакции раздражительности замещаются быстрой истощаемостью, сильной слабостью, утомляемостью. Больные не могут сосредоточить внимание, постоянно отвлекаются от работы. Появляется недовольство собой, обидчивость и плаксивость. При попытке заставить себя что-либо делать сразу появляется масса жалоб на плохое самочувствие, слабость, разбитость. Днем у таких больных состояние сонливости, а ночью — бессонница. При выраженных вегетативных симптомах больные начинают прислушиваться к деятельности своих органов (как бьется сердце, работает желудок, дышат легкие), фиксируются на неприятных ощущениях, с тревогой думая о возможных опасных болезнях. В большинстве случаев неврастения заканчивается благоприятным исходом. Иногда достаточно разрешить ситуацию, вызывающую эмоциональное напряжение, и предоставить больному хороший отдых, и состояние быстро нормализуется. В других же случаях требуется довольно длительное лечение неврастении.

Истерический невроз – заболевание с полиморфной симптоматикой, проявляющейся функциональными соматическими, неврологическими и психическими нарушениями. Эти разнообразные расстройства возникают в связи с повышенной внушаемостью и самовнушаемостью больного. Поэтому симптомы истерии могут напоминать проявления самых различных болезней, за что ее и назвали «великой симулянткой». Истерический невроз чаще возникает у лиц с истерическим характером . Из симптомов заболевания наиболее яркими являются истерические судорожные припадки, которые в настоящее время встречаются довольно редко. Возникает припадок обычно при наличии зрителей и в таком месте, где больной не может нанести себе повреждение. Сознание не выключается, а как бы сужается. Больной не падает, где попало, а выбирает предварительно место, чтобы не удариться (прежде, чем упасть, «соломки подстилает»). Судорожные проявления не постоянны и разнообразны. Движения размашисты и хаотичны. Бывает так, что тело пациентки (чаще встречается у женщин) выгибается в виде дуги. Если больная лежит в кровати, то ноги и руки вытягиваются, пальцы сводит судорогой («рука акушера»). Припадки могут быть без судорог, в виде различных кризов (гипертонических, сердечных), приступов удушья, дрожи в теле («трясучка»), длительных рыданий. Довольно часто встречаются такие симптомы, как параличи рук и ног, потеря чувствительности по типу «перчаток», «носков», нарушения походки. Несколько реже бывают истерическая слепота, глухота, немота. Больной молчит, когда ему задают вопросы, но отвечает на них письменно, в отличие от глухонемых. Больные истерией, как правило, демонстративны в проявлениях своей болезни. Они всегда подчеркивают исключительную тяжесть своего заболевания, говорят об «ужасных» страданиях, невыносимых болях, неповторимых и необычных симптомах. Вместе с тем, они не тяготятся своим «тяжелым» состоянием, не пытаются от него избавиться. Наоборот, болезнь для них является «желаемой», своеобразной защитной реакцией в сложившейся конфликтной ситуации (например, «я тяжело болею, поэтому меня нельзя уволить с работы»). При неблагоприятно складывающихся для больнoго обстоятельствах наблюдается усиление проявлений болезни. Поведение больных становится демонстративным, характер все более эгоистичным, все интересы сосредотачиваются только на себе и своей болезни. Истерические расстройства могут быть кратковременными или длительными, иногда принимают волнообразный характер с частыми обострениями. Все зависит от того, насколько больные могут добиться с помощью своей болезни, чего они хотят. Однако в жизни получается все наоборот. Больные не столько реализуют свои интересы, сколько приносят себе ущерб. Разрушается семья, приходится оставить работу, вся жизнь превращается в сплошную болезнь. Лечение истерического невроза сложное, но результативное дело.

Смотрите так же:  Парацетамол инструкция по применению для детей таблетки 500 мг

Невроз навязчивых состояний – это заболевание, при котором непроизвольно возникают навязчивые мысли, страхи, движения, воспринимаемые больными как болезненные, с которыми они борются, но избавиться от них не могут. Наиболее часто встречаются навязчивые страхи (фобии), поэтому и выделяется фобический невроз. Под влиянием психической травмы возникает сначала вегетативная реакция в виде неприятных ощущений в сердце, животе, сопровождающаяся тревогой. Если случается какой-нибудь приступ, обморок («стало плохо в метро»), то при повторении его формируется страх. Он постоянно преследует больного, особенно сильно проявляясь в тех местах и ситуациях, где возник впервые. Таким образом формируется навязчивый страх смерти, страх заболеть тяжелыми болезнями (инфаркт миокарда, рак, сифилис, СПИД). Если страх возник в метро, больные избегают метро, в дальнейшем страх может возникать и в других видах транспорта, и больные передвигаются только в сопровождении близких. Больных с сифилофобией, спидофобией, боязнью заболеть особо опасными инфекциями охватывает сильный страх заражения, поэтому они предпринимают специальные меры предосторожности, десятки раз моют руки, дезинфицируют одежду, не пользуются чужими предметами, не ходят в общественные заведения (рестораны, театры и т.д.). Страхи могут касаться не только болезней, а также высоты, темноты, закрытых и открытых пространств, страх переходить улицу («вдруг попаду под машину»), боязнь эскалатора, острых предметов («вдруг ударю ножом»). Лечение невроза навязчивых состояний результативное.

Довольно часто возникают навязчивые контрастные влечения, т.е. желание сделать недозволенное, противоречащее воспитанию и установкам самого больного. Например, непреодолимое желание выругаться громко на площади, оскорбить вслух случайного человека. Отмечаются также и различные навязчивые движения рук, головы, подергивания, моргания и тд. Больные могут на некоторое время сдержать подобные движения, однако это требует большого напряжения. Невроз навязчивых состояний характеризуется обычно затяжным течением (в отличие от других неврозов), особенно у лиц, склонных к тревожности, мнительности, нерешительности, застреваемости.

Депрессивный невроз (невротическая депрессия) – психогенно возникающее депрессивное состояние, при котором сниженное настроение сочетается с функциональными соматическими нарушениями (вегето-сосудистая дистония). Невротическая депрессия чаще возникает у лиц с чертами прямолинейности, застреваемости, бескомпромиссности, с заостренным чувством долга и справедливости. Психическая травма обычно усугубляется или даже создается самим больным в силу особенностей характера. Подавленное настроение сопровождается плаксивостью. По утрам больные просыпаются с трудом, в состоянии вялости и разбитости. Однако у них отсутствуют как ретроспективный анализ прошлого с идеями самообвинения, так и мысли о безысходности и бесперспективности будущего, влекущие за собой мысли о самоубийстве. Наоборот, больные скорее оптимистичны в отношении будущего. В отличие от других вариантов депрессии, подавленное настроение не влечет за собой полное снижение активности и инициативы, отмечается даже «бегство в работу». Депрессивный невроз лечится и при должном лечении достигается пожизненный положительный результат.

Ипохондрический невроз – патологическое состояние с необоснованно повышенным вниманием к своему здоровью и убежденностью в наличии тяжелого неизлечимого заболевания. Эта форма болезни может вытекать из других форм неврозов, например, фобического невроза, или возникать самостоятельно в психотравмирующих ситуациях определенного характера. Например, во время похорон родственника, умершего от инфаркта миокарда, возникло неприятное ощущение в сердце. Зафиксировался на этом. Повторные «боли» в сердце стали поводом для появления мыслей о болезни сердца, что, в свою очередь, явилось причиной обращения к врачу. Объективного подтверждения такие мнимые болезни и ощущения обычно не находят, что создает почву для последующих обращений к врачу и обследований. У таких больных иногда выявляются определенные функциональные соматические нарушения, однако они не соответствуют тяжести воображаемой болезни. Мысли о тяжелом неизлечимом заболевании приобретают доминирующий, сверхценный характер, а хождение по больницам и посещение врачей — способом существования таких больных. В Центре терапии мозга Европейской клиники «Сиена-Мед» накоплен громадный опыт лечения неврозов, в том числе ипохондрического.

На ранних стадиях заболевания при соответствующем лечении невроза ипохондрическая симптоматика может ослабевать или даже исчезать совсем. В более далеко зашедших случаях формируется ипохондрическое развитие личности, с трудом поддающееся лечению данного невроза.

Лечение неврозов должно быть комплексным и индивидуально ориентированным. В Центре терапии мозга при Европейской клинике «Сиена-Мед» имеются более 110 нейромодулирующих программ, где эффективно учитываются выше обозначенные принципы диагностики, позволяющие максимально эффективно бороться с неврозами. Основное направление Центра терапии мозга лечение тяжелых форм неврозов.

Громадную роль в лечении неврозов отдается методам психотерапии и психокоррекции:

  • психоанализ
  • когнитивно-поведенческая терапия
  • человекцентрированная психотерапия
  • гештальт-терапия
  • нейролингвисттическое программирование (НЛП)
  • гипноз

Неврозы у детей

· Невроз — э то психогенное расстройство, в основе которого лежит неудачно, нерационально, непродуктивно разрешаемое личностью противоречие между личностью и значимыми для неё сторонами действительности, вызывающее тягостные ощущения, психическую и физиологическую дезорганизацию личности.

· Это болезнь, признаком которой является чрезмерный расход энергии на непродуктивные цели, что приостанавливает развитие личности.

· Больной неврозом – человек, стоящий у себя на пути.

Невроз возникает на почве столкновения желаний личности и действительностью, которая удовлетворять эти желания не может.

Проблема детских неврозов – это проблема формирования человека – невротика.

В неврозе всегда скользит инфантильная установка. Невроз – это неоконченные дела детства. Многое зависит от врождённого типа реагирования, типа высшей нервной деятельности.

Невротический процесс – особая форма развития человека, особая форма существования души. Человек не может реализовать свои человеческие потенции, если он не будет искренен сам с собой. Человек в благоприятных условиях развивается в направлении самореализации.

Из-за множества неблагоприятных условий ребенку не дают реализовать природные способности. Ребёнок, который реализует не самого себя, а кого-то другого, испытывает тревогу, развивается чувство глубокой незащищённости и неопределенное беспокойство. Развивается невротическая тревога. Ребёнок старается тревогу нивелировать. Борьба идёт на неосознаваемом уровне. Развивается неосознаваемая невротическая защита от неосознаваемой невротической тревоги.

Неосознаваемая неудовлетворённость собой со столь же неосознаваемой аутоагрессивностью.

Неосознаваемая неудовлетворённость своим социальным статусом со столь же неосознаваемой агрессивностью к этой среде.

Неосознаваемое стремление к преодолению, принимающее формы невротического реагирования.

Невроз – способ адаптации невротической личности. Для невротической личности характерна невротическая триада:

1. Сенситивность – невротик живёт эмоциями, эмоционально лабилен. Часто немотивированные колебания настроения, повышенная эмоциональная неустойчивость, возбудимость, несдержанность, вспыльчивость. Невротик живёт сферой эмоций, эмоции представляют некий хаос, эмоции дикие.

2. Тревожность по поводу и без повода. Плохо переносит ожидание. На тревоге сенсибилизирован, хочет объективировать тревогу. Тревога изнутри. Мнителен, ипохондрический настрой.

3. Гиперсоциальность – заострённое чувство долга, трудность компромиссов, неуступчивость, упрямство.

РАССМОТРИМ ВИДЫ НЕВРОЗОВ У ДЕТЕЙ

Неврастения – противоречие между возможностями личности и её завышенными требованиями к себе. Конфликт социального соответствия. Противоречие между требованиями родителей и возможностями ребёнка. Родители в детстве задавали завышенную самооценку.

Формируется страх «быть не тем»

Истерия – завышенные притязания в сочетании с полным игнорированием окружающей среды. Противоречие между острой потребностью эмоционального признания и возможностью его удовлетворения родителями. Стремление истерика быть в центре внимания – неосознанное желание быть защищённым.

Формируется страх «быть никем»

Невроз страха – противоречие между слабостью собственной защиты и острым инстинктом самосохранения. В отсутствии родителей тревога.

Формируется страх «быть ничем»

Обсессивно-фобические неврозы – невроз навязчивостей; ипохондрический невроз; депрессивный невроз и т.д. Обсессивно-навязчивые движения и действия. Конфликт между желаемым и должным. В детстве направляется действие воспитателей на недопущение эмоциональных выражений. Ребёнок должен быть благоразумным во что бы то ни стало.

Формируется страх «быть не собой»

В ритуале невротик защищается от страха. Все виды страха включают неосознанную психозащиту, потому, что страх несовместим с функциями личности. Страх превращает личность во фрагменты.

Психозащита от напряжения, которое порождает ощущение страха, тревоги. «Я» оберегает себя защитными механизмами, которые не позволяют страху захватить «Я».

1. Вытеснение – удаление из сознания того, что вызывает страх. Забывание неприятных моментов.

2. Отрицание – попытка не принимать за реальность события, нежелательные для моего «Я».

3. Рационализация – нахождение приемлемых причин для оправдательного объяснения.

4. Реактивное образование – поведение, которое активно противопоставляется желанию.

5. Изоляция – а) отделение психотравмирующей ситуации от связанных с ней душевных переживаний (кукла может делать всё то, что запрещено ребенку); б) приписывание собственных желаний и чувств другому человеку.

6. Регрессия – соскальзывание на предыдущий этап развития (впадение в раннее детство).

7. Сублимация – неизжитые эмоции трансформируются в приемлемые для общества занятия.

У детей психозащита имеет следующие варианты:

· гипертрофия мозговой деятельности

Смотрите так же:  Дети шпионов семья

Невротические реакции переходят в пролонгированное состояние, которое трансформируется в системный невроз.

Системный невроз – клиническая группа психофизических расстройств одной из основных систем организма: сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и т. д. Эмоциональные расстройства не всегда связаны с соматическими проблемами, развивается моносимптомный или системный невроз.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ (ЭТИОЛОГИЯ)

Психические травмы шокового или предшокового характера, которые сопровождаются испугом; или длительная психотравмирующая ситуация, которая даёт длительную тревожность. Всё это возникает на органическом фоне (инфекции, резидуально-органическое поражение ц.н.с). Механизм развития (патогенез) такой же, как у общих неврозов. Тревоги, страхи, эмоциональная лабильность. Проблема выбора органа поражения. Дезавтоматизация деятельности (при излишнем контроле функции) срабатывает механизм импритинга (подражания). Виды системного невроза зависят от этапа развития нервной системы.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

1. Соматовегетативный — с рождения до 3 лет.

В этот период возникает невропатический синдром и его варианты.

Повышенная возбудимость,расстройство пищеварительной системы, расстройство цикла сна-бодрствования. Окончательно формируется вегетативная регуляция. Вегетативные функции опережают моторный уровень.

2. Психомотрный – с 3 до 10 лет.

Проявляется гипердинамический синдром, системные невротические расстройства (тики, заикание, мутизм). В 6-7 лет наиболее интенсивно дифференцируется функция двигательного анализатора, возникают более зрелые связи зрительного анализатора с корой головного мозга. В этот период очень легко может наступить расстройство функций.

3. Аффективный – с 7 до 12 лет.

Характерны симптомы страха, повышенная аффктивность, возбудимость, дромомания (тяга к путешествиям, побегу). Может возникнуть страх страха.

4. Эмоционально-идеаторный с 12 до 16 лет.

Возникают сверхценные образования, идеи, психогенные патохарактерологические реакции, сверценный ипохондрический синдром, диморфофобический синдром. Причины возникновения кроются в повышенной активности гопоталямуса. Подкорка не бурлит, а кора головного мозга не может адекватно отреагировать.

Этот уровень опасен в плане определения социальной судьбы. Выключаются те ценности, которые для взрослых «табу».

Между собой уровни развития соотносятся следующим образом: предыдущий уровень затушёвывается последующим. Если предыдущий уровень доминирует в клинике, то развивается психофизическая задержка развития (инфантилизм).

Невротические тики составляют 23-25% от всех системных неврозов.

Тики-разнообразные автоматизированные непроизвольные часто повторяющиеся привычные элементарные движения. Движения более выражены по амплитуде. Гиперкинезы возникают при расширении первоначальной защитной реакции. Часто тики манифестируют в неврозе навязчивых состояний, для этого тики должны происходить по внутреннему убеждению, как защитная функция. Взрослые считают тики гримассами, кривлянием. Тики возникают чаще у мальчиков с холерическим темпераментом с плохой координацией движений. Местное раздражение, вызывающее защитную реакцию, длительная психотравмирующая ситуация, внутреннее напряжение, которое разряжается тиком. Тики могут возникнуть на почве невропатии, резидуальной церебральной недостаточности, невротической основе.

Локализация тиков непрерывно меняется. У школьников тики могут превращаться в навязчивости. Психологически дети тики воспринимают легко, как привычку, и могут преодолеть их. Часто тики сочетаются с энурезом, заиканием. Возникают тики как непосредственная или отсроченная реакция на психотравмирующую ситуацию: она фиксируется и появляется тенденция к тикам новой локализации, присоединяется общеневротическая симптоматика.

Вся сложность диагностики заключается в дифференцировании между тиками при невропатии, неврозе и резидуальной органике. Дети с тиками эмоциональные, чувствительные, ранимы, обидчивы, импрессивны (всё внутри). Не раскрывают своих переживаний перед окружающими, не общительны. Имеют повышенное чувство самолюбия, чувство собственного достоинства, обостренное чувство к похвале. Склонны к резким методам, не могут что-либо долго терпеть.

Лечение подбирают исходя из причины: при резидуальной органике лечение медикаментозное; при неврозе – лучше психотерапия; при невропатии лечение не требуется.

Заикание бывает в виде запинок, невротическое заикание и неврозоподобное заикание.

1. Физиологические запинки в период активного формирования фразовой речи в возрасте 2-3 лет не нуждаются в лечении. Если не фиксировать внимание ребенка, то само уйдет примерно через 6 месяцев.

2. Невротическое заикание (логоневроз) – патология речи непсихотического характера, возникает чаще около 2-3 лет, но может возникнуть и в любом возрасте после испуга, резкой смены обстановки, которую ребенок переживает. Появляется логофобия, ребенок боится собственной речи, явно чувствует себя ущербным, фиксирован на своем страхе, дефекте. Дети склонны к мутизму, замыканию. В лечении используется в основном психотерапетвичекие методы.

3. Неврозоподобное заикание – логосиндром носит психогенный характер? Возникает в возрасте 2-3 лет без видимых причин. Испуг является пусковым механизмом, обычно возникает на резидуальном фоне, либо у ребёнка с задержкой развития речи. Ребёнок захлёбывается речью, дыхание неравномерное, дети болтливы, к дефекту равнодушны. Моторно-неловкие, дискоординированы, интеллектуально и эмоционально уплощены. Часто неправдоподобное заикание сочетается с тиками, энурезом. Лечение длительное медикаментозное, логопедические занятия, психотерапия. В большинстве случает эффект от лечения слабый.

Энурез – ночное недержание мочи. Сложный комплекс интимно связанных между собой симптомов, которые — складываются в синдром энуреза.

· непроизвольное мочеиспускание во сне

· нарушение процесса сна

· нарушение двигательной активности днем

· нарушение эмоционально-волевого поведения

· неадекватное отношение к своему дефекту

Энурез-нарушение биоритмов мозга ночью.

Если у ребёнка четко определен околосуточный ритм сон-бодрствование, то должна наступить физиологическая норма: пробуждение при полном мочевом пузыре. При чрезмерно глубоком сне заблокирован механизм парадоксального сна и ребенок не видит сновидений и вместо них энурез. В момент парадоксального сна человек либо видит сон, либо переворачивается, либо ощущает наполнение мочевого пузыря и просыпается, а если это заблокировано — энурез.

1. Простая форма – наиболее распространенная, чётко отсутствует связь от количества выпитой жидкости, нет зависимости от эмоционального состояния. Схема такая: энурез-глубокий сон + повышенная подвижность днём, дети обычно обидчивые. Течение энуреза ровное с рождения. В 71% случаев имеется наследственная предрасположенность. Дети свой дефект осознают, относятся к нему или равнодушно или адекватно.

2. Невротическая форма — единственная форма, при которой характерно аффективное отношение к дефекту от истероидной рисовки до суицидальной попытки. Возникает обычно в возрасте 3-5-7 лет. Частота энуреза возрастает в период эмоционально значимых для ребёнка ситуациях. Сон беспокойный с обилием сновидений, могут быть тематические сновидения на тему мочеиспускания. Психотравмирующие ситуации являются основной причиной энуреза.

3. Невропатическая форма — развивается на фоне невропатии. Дети, для которых обычные бытовые раздражители являются запредельными: быстро возбуждаются, быстро устают. Проявляется до 3-5 лет и в возрасте 3-5-7 лет могут самоизлечиться.

4. Эпилептическая форма — довольно редкая форма. Энурез как ночной пароксизм.

5. Эндокринопатическая форма — при эндокринной патологии.

6. Диспластическая форма — редкая форма. Возникает у детей с выраженными диспластическими дефектами, недержание мочи и днём и ночью с рождения, часто не ощущают позыва на мочеиспускание, к дефекту равнодушны.

Энкопрез — недержание кала в любое время суток. Это всегда регресс развития для получения дополнительного внимания со стороны близких. Возникает в возрасте 7-9 лет, чаще у мальчиков.

Невротические расстройства сна

Причина — психотравма и резидуально органическая недостаточность головного мозга. Характеризуется нарушением засыпания, расстройством глубины сна с ночными пробуждениями, ночными страхами, снохождением, сноговорением.

Невротическое расстройство аппетита

Чаще у детей раннего и дошкольного возраста при различных психотравмирующих моментах: разлука с близкими, противоречивое воспитание, помещение в детское учреждение, реже шоковые и субшоковые травмы. Непосредственным поводом часто является попытка насильно накормить, либо случайное совпадение кормления с неприятными впечатлениями: окрик, испуг с тем, что ребёнок случайно подавился и т. д. Возникает у детей с повышенной вегетативной возбудимостью. Течение обычно до 1 месяца.

Патологические привычные действия

— группа специфических для детей и подростков нарушений поведения, в основе которых лежит болезненная фикасация тех или иных произвольных действий, свойственных данному возрасту. Наиболее распространенные: сосание пальца, кусание ногтей; выщипывание волос; мастурбация (онанизм); ритмическое раскачивание головой и туловищем.

— Причина — психотравмирующие ситуации, неправильное воспитание.

Лечение психотерапия и медикаментозное синдромальное лечение.

Профилактикой неврозов является исключение или сведение к минимуму психотравмирующих ситуаций, нормализация внутрисемейных отношений, правильное воспитание.

Если у вас возникли вопросы по данной теме, или Вам необходима консультация специалиста, Вы можете обратиться в Нижневартовскую психоневрологическую больницу в поликлиническое отделение по адресу г. Нижневартовск, ул. Спортивная, д. 19 . Контактный телефон 8(3466)46-67-37.

Статью подготовила врач-психиатр детский участковый А.А. Загинайко.

Другие статьи

  • Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Консультация (младшая группа) по теме: консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей. Предварительный просмотр: Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного […]
  • Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Законодательством Российской Федерации не предусмотрено процедуры отказа от ребенка, возможно только лишение родительских прав. Так, согласно ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если […]
  • Что входит в обязанности родителей по воспитанию детей Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 - 79) Глава 12. Права и обязанности родителей См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. […]
  • Можно ли ребенку капать ромашку в нос отвар ромашки и нос неделю назад мы заболели к нам приходила врач и сказала 5 раз в день промывать нос пипеткой ромашки, потом отсасывать аспиратором, а потом капать капли сейчас я разговаривала с подругой, она меня отругала, сказала, что нельзя так ни в коем случае, […]
  • Как правильно купать в круге месячного ребенка Как купать ребёнка с кругом на шее С какого месяца купать ребёнка с кругом на шее, как правильно это делать, в какое время? Советы доктора Комаровского и видео инструкция. Водные процедуры – особенное удовольствие для маленького ребенка. Кроме обычного гигиеничного […]
  • Диагностика отклонения в развитии ребёнка определение этапы проведения Ранняя диагностика отклонений в развитии детей Диагностика отклонений в развитии основывается на зна­нии общих и специфических закономерностей психического раз­вития нормально развивающегося ребенка и детей с различны­ми отклонениями в развитии. Диагностика носит […]