Механизм неврозоподобного заикания

Механизмы возникновения заикания

До настоящего времени механизмы развития заикания остаются предметом дискуссий специалистов различного профиля — логопедов, невропатологов, психологов и др. Механизмы возникновения заикания, как таковые, сложны и неоднородны. Несомненно одно: заикание — результат предрасполагающих и конкретных разрешающих факторов, после которых непосредственно возникает указанный вид нарушения речи.

К началу XX в. все многообразие объяснения механизмов заикания можно свести к трем теоретическим направлениям:

· Заикание как спастический невроз координации, происходящий от раздражительной слабости речевых центров (аппарата слоговых координации). Данное направление было четко сформулировано в трудах Г. Гутцмана, И.А. Куссмауля, а затем в работах И.А. Сикорского. Ученые, поддерживающие эту теорию подчеркивали врожденную раздражительную слабость аппарата, управляющего слоговой координацией. Заикание ими было объяснено, как судорогоподобные спазмы.

· Заикание как ассоциативное нарушение психологического характера. Это направление выдвинуто Т. Гепфнером и Э. Фрешельсом. Сторонниками были А. Либманн, Г.Д. Неткачев, Ю.А. Флоренская. Психологический подход к пониманию механизмов заикания получил свое дальнейшее развитие.

· Заикание как подсознательное проявление, развивающееся на почве психических травм, различных конфликтов с окружающей средой [13, 14].

Исследователи, с одной стороны, считали, что человек, имеющий заикание старается всячески ограничить речевое общение с окружающими, тем самым замыкаясь в себе, с другой – посредством демонстративного страдания пытается возбудить сочувствие окружающих.

Дальнейшим этапом в изучении заикания, стали учения И.П. Павлова о высшей нервной деятельности человека и, в частности, о механизме невроза. При этом одни исследователи рассматривали заикание как симптом невроза (Ю.А. Флоренская, Ю.А. Поворинский и др.), другие как особую его форму (В.А. Гиляровский, М.Е. Хватцев, И.П. Тяпугин, М.С. Лебединский, С.С. Ляпидевский, А.И. Поварнин, Н.И. Жинкин, В.С. Кочергина и др.).

Заикание — это не симптом и не синдром, а заболевание центральной нервной системы в целом. По мнению некоторых авторов, механизм заикания целесообразно объяснить с позиций реактивного невроза и невроза развития. Реактивный невроз развития понимается как острое нарушение высшей нервной деятельности [32. С. 17].

Заикание возникает в раннем возрасте при переходе к сложным формам речи, к речи фразами. Иногда оно является результатом речевого недоразвития разного генеза (Р.М. Боскис, Р.Е. Левина, Б. Мезони). До настоящего времени механизм заикания исследователи пытаются рассматривать как с клинических и физиологических позиций, так и с нейрофизиологических, психологических, психолингвистических.

Нейрофизиологические исследования заикания при организации речевой деятельности показывают, что у заикающихся во время речи доминантное (левое) полушарие не может достаточно стойко выполнять свою ведущую роль по отношению к правому полушарию. Психолингвистический аспект изучения предполагает выяснение того, на какой стадии порождения речевого высказывания возникают судороги в речи заикающегося [13, 14].

Выделяют следующие фазы речевой коммуникации:

Подробно о педагогике:

Сбор эмпирических данных на основании проведенных исследований
I этап исследования: констатирующий эксперимент. Была проведена индивидуальная психодиагностическая работа с учащимися 2 «А» класса. Всего в исследовании приняли участие 23 ученика, в возрасте 8 лет. Экспериментальное исследование включало в себя методики А.Р. Лурия «Заучивание 10 слов» и «Память н .

Понятие школьной зрелости и готовности к школьному обучению
Когда ребенок достигает возраста 6-7 лет, многие родители начинают задавать себе вопросы, связанные с его поступлением в школу. Что делать, чтобы ребенок легко учился, с удовольствием ходил в школу, был самым хорошим, лучшим учеником в классе? В связи с этими многочисленными вопросами в психологии .

Психолого-педагогические условия формирования образно-выразительных средств речи у дошкольников
Детям с речевым недоразвитием свойственны ослабление и нарушение коммуникативных отношений речи к неречевым структурам на различных шагах коммуникативного круга. Ослабление или отсутствие таких коммуникативных качеств речи, как выразительность и образность тесно связаны с несформированностью у дете .

Механизм неврозоподобного заикания

Можно представить следующие патогенетические блоки этой системы: — патологическая детерминанта, связанная с гиперактивностью стриопаллидарных структур мозга и снижением регулирующих влияний со стороны высших отделов мозга; — центральные промежуточные звенья речевой моторной системы и речевых зон коры больших полушарий; — центральные эфферентные звенья, регулирующие самый высокий уровень координации “речевых” движений.

Известно, что от всех составляющих функциональной системы речи идут обратные афферентации. В норме они содействуют формированию нормальной речи. В патологической системе речи они неэффективны вследствие недостаточности контролирующих влияний мозга.

Благодаря пластическим свойствам центральной нервной системы, закрепляющим в “памяти” только действующие связи, а также вследствие постоянной активности патологических связей внутри самой речевой системы, последние становятся с возрастом ребенка все более упроченными, а речь все чаще нарушается судорожными запинками.

Так как у детей с неврозоподобной формой заикания интегративный тормозной контроль мозга также оказывается недостаточным, то патологическая программа речевой функциональной системы спонтанно не подавляется. В связи с этим неврозоподобная форма заикания обычно не имеет спонтанного регредиентного течения, если ребенку не оказывается логопедическая помощь.

С возрастом при отсутствии своевременных адекватных лечебно-педагогических воздействий заикание становится все более резистентным. Речь в целом развивается патологически. В старшем дошкольном возрасте у детей с неврозоподобной формой заикания обнаруживается несформированность базовых уровней речи, монологическая речь характеризуется нарушением как операций по смысловой организации высказывания, так и операций его структурно-языкового оформления.

У взрослых заикающихся эти явления резко выражены. Речь дезорганизуется не только на психомоторном уровне, но и на высших психических уровнях внутренне-речевого программирования.

Патологическая речевая система при неврозоподобной форме заикания становится со временем ядром патологического устойчивого состояния.

В 16-18-летнем возрасте формируется психическая реакция на речевой дефект и связанная с ней вторичная детерминанта с очагом гиперактивного возбуждения в эмоциогенных структурах мозга. Вслед за этим нередко возможно формирование логофобии, как правило, выраженной нерезко. Это влечет за собой изменение поведения, снижение речевой активности. Для заикающихся этой группы характерны трудности адаптации к внешним условиям, связанным в большой мере с аффективной неустойчивостью, склонностью к дисфориям, ригидности мышления, нарушениям памяти, внимания.

Коррекционные педагогические приемы, способствующие развитию регуляторных тормозных механизмов психической деятельности (внимание, память, мышление и пр.), наряду с формированием нормальных речевых кинестезий и языковой способности ребенка в целом в инициальный период заикания бывают высокоэффективны. Логопедические занятия должны быть направлены на поэтапное формирование базового уровня речи и темпо-ритмическую организацию речевого потока. Привлечение активного внимания заикающегося к процессу артикуляции и слуховой оценке устной речи стимулирует формирование контроля со стороны высших отделов мозга. Это обеспечивает в долговременной памяти формирование нормализованных речевых кинестезий. В ряде случаев у детей с неврозоподобной формой заикания уже само по себе адекватно организованное введение в речь звуков, соответствующих языковой норме, влечет за собой распад патологической системы и постепенное формирование новой.

С учетом выше представленных патогенетических механизмов неврозоподобного заикания становится ясным, почему психотерапевтические воздействия, такие как гипноз и аутогенная тренировка обычно являются малоэффективными.

Кратко подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что накоплен достаточно убедительный клинический, физиологический, психолого-педагогический опыт изучения заикающихся, который свидетельствует о наличии, как минимум, двух разных патогенетических механизмов заикания. В то же время сходство нейропатологических синдромов, развивающихся у лиц с невротической и неврозоподобной формами заикания в виде судорожных сокращений мышц речевого аппарата в процессе речевого общения, означает принципиальное единообразие структурно-функциональной организации патологической речевой системы при поражениях мозга разной локализации.

Первичное поражение нервной системы (при невротической форме заикания — эмоциогенных структур мозга, при неврозоподобной — моторных) и слабость ее регулирующих механизмов создают условия для возникновения заикания только при наличии эндогенных изменений в собственно речевых отделах центральной нервной системы.

Чем более разветвлена и сильна патологическая система речи, тем больше нарушена интегративная функция мозга и дезорганизована ее деятельность в целом.

Наличие этих общих закономерностей в развитии патологического процесса в нервной системе, приводящих к заиканию, сказывается на клинической, физиологической и психолого-педагогической характеристике лиц — носителей этой речевой патологии. Существенные различия во многих диагностических показателях невротической и неврозоподобной форм заикания, имеющиеся у детей, к зрелому возрасту при хроническом течении заикания во многом стираются. Некоторые тенденции, едва замеченные в детском возрасте, например, нарушение развития контекстной речи, у взрослых приобретают ярко выраженный характер вплоть до нарушения смысловой стороны и лексико-грамматического оформления высказывания, нарушения общения на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровнях.

При разработке реабилитационных мер следует учитывать характер первичного поражения нервной системы при невротической и неврозоподобной формах заикания в связи с тем, что детерминанта патологической системы является образованием, наиболее резистентным к коррекционным воздействиям.

При невротической форме заикания терапевтические воздействия должны быть направлены на снижение возбудимости эмоциогенных структур мозга, что может достигаться с помощью сочетания медикаментов и различных психотерапевтических приемов, от стресс-терапии, гипноза до аутогенной тренировки. Логопедические занятия на этом фоне проходят значительно эффективнее.

Заикающиеся с неврозоподобной формой речевого дефекта нуждаются в длительных коррекционно-педагогических воздействиях, способствующих развитию регулирующих функций мозга (стимуляция внимания, памяти и других психических процессов), в специальном медикаментозном лечении, направленном на редукцию последствий раннего органического поражения мозга. Логопедические занятия должны быть регулярными в течение значительного времени.

Учитывая то, что конечным результатом патологической системы является нарушение ритма протекания речевого психомоторного акта, в комплекс лечебных и психолого-педагогических воздействий обязательно включаются методы, направленные на ритмизацию движений. Занятия под музыку с ритмическими движениями рук, ног, туловища, а в дальнейшем сочетание этих движений с пением, мелодекламацией, чтением стихотворных и прозаических текстов нормализующе действуют на протекание речевого акта.

Особое значение при этом имеет автоматизация движения пальцев доминантной руки в ритме структуры словесных конструкций различной степени сложности (Л.3. Арутюнян).

Логоритмика, как один из коррекционных приемов, благотворно сказывается не только на состоянии речи заикающихся, но и на личности в целом, так как в процессе занятия корригируются различные моменты вербальной и невербальной коммуникации, расширяющие речевые возможности заикающихся.

Комплексные мероприятия, направленные на все звенья и уровни патологической системы речи, а также на личность заикающихся, позволяют получить стабильный коррекционный эффект.

Сравнительная характеристика форм заикания.

Характеристика заикающихся с невротической формой.

Появление заикания невротической формы, как правило, предшествует психогения (испуг или хроническая психическая травматизация). Заболевание возникает остро в 2-6 лет.

У пациентов с этой формой в анамнезе нет сведений указывающих на патологию внутриутробного развития и родов. Психофизическое развитие и моторные навыки, как правило, в норме. Часто наблюдается раннее развитие речи (бурно пополняется словарный запас, рано формируется грамматический строй речи с употреблением сложных речевых конструкций). Скорость речи, обычно, повышена, ребёнок как бы ”захлёбывается” речью, ”глотает” окончания слов и предложений, пропускает слова и предлоги. Часто наблюдается большое количество интераций (Белякова Л.И).

Перед возникновением заикания у таких детей отмечается повышенная впечатлительность, робость, колебания настроения (чаше в сторону сниженного), тревожность, обидчивость, нетерпеливость, плаксивость. У некоторых детей наблюдаются страхи (невротический энурез, боязнь темноты и др.). Такие дети трудно привыкают к новой обстановке, плохо переносят условия детского сада.

Заикание чаще возникает остро после перенесённой психической травмы на фоне хорошей фразовой речи. Сразу после травмы иногда наблюдается мутизм (ребёнок перестаёт говорить на какое-то время, на лице ”застывает” выражение страха). С появлением заикания дети становятся ещё более раздражительными, беспокойными, плохо спят. Иногда капризы болезненное упрямство. Кроме острой и хронической психической травматизации, невротическая форма заикания развивается часто у детей, которым в 1,5-2,5 лет вводится в общении второй язык (Белякова Л.И).

Невротическая форма заикания характеризуется рецидивирующим течением при малейшем эмоциональном напряжении, утомлении заикание усиливается. Эта форма заболевания протекает как благоприятно, так и неблагоприятно. При благоприятном течении степень заикания не бывает тяжелой, но бывает, что заболевание приобретает хроническое течение, при котором ремиссий не наблюдается, а речевое нарушение становится всё более тяжёлым. Дети с неблагоприятным течением уже с 6-7 лет страдают снижением речевой активности при общении с новыми людьми или в новой обстановке, появляется ситуационная зависимость в проявлении частоты и тяжести судорожных запинок.

У заикающихся с невротической формой резко меняется поведение к 10-12 годам жизни. Дети осознают свой дефект, боятся произвести на собеседника плохое впечатление, не суметь выразить мысль и т.д. В этом возрасте формируется стойкая логофобия (боязнь речевого общения с навязчивым ожиданием речевых неудач). Образуется своеобразный порочный круг – судорожные запинки вызывают отрицательные эмоции, которые, в свою очередь, усиливают заикание. С возрастом логофобия становится приоритетной, носит навязчивый характер и возникает даже при мысли о необходимости речевого контакта или при воспоминании о неудачных прошлых контактах (Селивёрстов В.И.).

Смотрите так же:  Помощь психотерапевта при депрессии

При неблагоприятном течении невротической формы заикания у взрослых появляется чувство социальной неполноценности, постоянно сниженном фоне настроения, ситуационном страхе перед речью, который часто генерализуется, сочетаясь с отказом от речевого общения вообще. Эффективность педагогического воздействия на таких людей бывает низкой.

Характеристика заикающихся с неврозоподобной формой.

Появляется, как правило, у детей в возрасте 3-4 лет постепенно, без видимых внешних причин. В анамнезе часто отмечаются тяжёлые токсикозы беременности с явлениями угрожающего выкидыша, асфиксия в родах и др. Впервые годы жизни такие дети беспокойны, крикливы, плохо спят. Физическое развитие часто с задержкой или по нижней границе нормы. Их отличает моторная неловкость, плохая координация движений, поведение характеризуется возбудимостью, расторможенностью. Дети плохо переносят духоту, жару, езду в транспорте. Дети часто суетливы, непоседливы, отмечается повышенная утомляемость и истощаемость при интеллектуальной работе и физической нагрузке. Они с трудом подчиняются дисциплинарным требованиям, могут быть раздражительными и вспыльчивыми. В клинике это состояние определяется как церебрастенический синдром. Самые яркие отличия от нормы в речевом развитии. Наряду с задержкой развития речи имеются нарушения произношения многих, звуков, медленное накопление словарного запаса, позднее и неполное освоение грамматического строя речи. Начало заикания совпадает с периодом формирования фразовой речи, т.е. с возрастом 3-4 года (Белякова Л.И).

В первом периоде (1-6 месяцев) заикание протекает как бы волнообразно, однако периодов ”без запинок” обычно не наблюдается. При отсутствии помощи нарушение утяжеляется и быстро ”обрастает” обильными сопутствующими движениями и эмболофразией (”сорные” слова, уловки). Для данной формы характерна монотонность и стабильность проявлений речевого дефекта, обычно мало зависящего от внешних ситуационных факторов. Обращает на себя внимание патология моторных функций, выраженная в разной степени: от недостаточности координации и подвижности органов речевой артикуляции до нарушения статической и динамической координации рук и ног.

При этой форме заикания движения напряженные и несоразмерные. Имеются нарушения координации движений рук и ног, тонкой моторики рук, артикуляционной моторики. Наиболее выраженные нарушения отмечаются в мимической, артикуляционной и тонкой моторике рук, особенно страдает динамический праксис. Заикающиеся с трудом запоминают последовательность движений, с трудом переключаются с одной серии движений на другую. Большая часть заикающихся этой группы с трудом воспроизводит и удерживает в памяти заданный темп и ритм. Как правило, у них плохо развивается музыкальный слух. При клиническом обследовании отмечается, как правило, нерезко выраженное органическое поражение мозга резидуального характера, причём помимо общемозговых синдромов (церебрастенический, гипердинамический синдромы и пр.), у них обнаруживаются остаточные явления поражения моторных систем мозга (Кащенко В.П.).

При логопедическом обследовании обнаруживается обычно нормальное строение речевого аппарата. Все движения органов артикуляции характеризуются некоторой ограниченностью, наблюдается недостаточная подвижность языка и губ, плохая координация артикуляторных движений, затрудненный поиск артикуляторных поз. Нередко имеется нарушение тонуса мышц языка, его “беспокойство”, недифференцированность кончика. Довольно часто у детей с неврозоподобной формой заикания регистрируется повышенная саливация не только в процессе речи, но и в покое (Селивёрстов В.И.).

Отличается от нормы и организация просодической стороны речи: темп речи либо ускорен, либо резко замедлен, голос мало модулированный. Как правило, наблюдается резкое нарушение речевого дыхания: слова произносятся во время вдоха или в момент полного выдоха.

При хроническом течении неврозоподобной формы заикания у взрослых лиц речь характеризуется нередко тяжелыми тонико-клоническими судорогами во всех отделах речевого аппарата. Речь обычно сопровождается разнообразными движениями пальцев рук, притоптыванием, кивательными движениями головы, покачиванием туловища и другими содружественными движениями, напоминающими гиперкинезы, т.е. насильственные сокращения мышц, не носящие маскирующего или эмоционально-выразительного характера. При тяжелой форме заикания речевое общение утомляет взрослых заикающихся. Вскоре после начала беседы они начинают отвечать односложно, жаловаться на чувство физической “усталости до изнеможения”. Для психического состояния взрослых характерны трудность адаптации к новым условиям, снижение памяти и внимания, истощаемость. Большинству из них занятия с логопедом приносят облегчение в речи, в тех случаях, если коррекционная педагогическая работа носит регулярный и длительный характер.

В данной статье мы попытались осветить две формы заикания, их особенности и отличия. При работе с мультимедийным комплексом ”BreathMaker” мы тоже различаем эти две формы заикания.

При невротической форме пациенту трудно удерживать нужную высоту голоса, а с формантой, как правило, проблем не бывает.

При неврозоподобной форме заикания высота голоса контролируется, как правило хорошо, а форманта достигается с определенным напряжением.

Обе формы без сомнения поддаются лечению с помощью мультимедийного комплекса ”BreathMaker”, только подход к каждой форме заикания, и естественно к каждому пациенту, индивидуальный.

  1. Белякова Л.И. , Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” — М.: В. Секачев, 1998. — 304 с.: ил.
  2. Селивёрстов В.И. “Заикание у детей, психокоррекционные и дидактические основы логопедических занятий.” Издание 3-е — Москва 1994 г.
  3. Кащенко В.П. “Педагогическая коррекция.” Издание 2-е — Москва 1994 г.
  4. “Заикание.” (под редакцией М.А.Власовой, К.П.Беккера — Москва 1983 г.)
  5. “Основы теории и практики логопедии.” (под ред. Р.Е.Левиной — Москва 1968 г.)
  6. “Расстройства речи у детей и подростков.” (под редакцией С.С.Ляпидевского — Москва 1969 г.)

Автор: доктор Синибор В.Ю.

Δ вопросы результаты наше тв карта блог e-mail

Независимый сайт о заикании

Механизмы заикания

Проблема заикания занимает умы уже не одного поколения людей. Отражением этого являются многочисленные теории, претендующие на объяснение его механизмов. В литературе прошлого встречаются весьма разнообразные толкования механизмов заикания.

Это объясняется и уровнем развития науки, и позициями, с которых разные авторы подходили к изучению этого речевого расстройства. В древние времена в заикании преимущественно усматривали болезнь, связанную с ненормальной влажностью языка и мозга.

Значительно позднее, на рубеже XVII и XVIII вв., анатом Санторини пытался найти у заикающихся отверстия в твердом нёбе, через которые якобы слизь просачивается на язык и затрудняет речь. В свою очередь профессор Вутцер (XIX в.) находил ненормальные углубления в нижней челюсти, в которые прячется кончик языка заикающихся при своем движении. Эрве-де-Шегуан обнаруживал при заикании неправильное соотношение между длиной языка и полостью рта или слишком плотное прикрепление языка короткой уздечкой.

Английский физик Арнот и швейцарский физиолог Шультесс видели в заикании судорожное закрытие голосовой щели.

Профессор Беккерель, удостоенный даже специальной премии Французской Академии наук за свой труд о заикании, считал, что оно вызывается чрезмерно быстрым выдохом заикающегося. Французский врач Итар, американская учительница Ли, немецкий хирург Диффенбах в свою очередь находили, что заикание происходит от сокращения мышц, удерживающих язык в полости рта.

Главный проповедник в Гарцгероде Блюме, излагая свой взгляд на заикание, писал, что заикание возникает оттого, что человек или мыслит быстро, так, что «речевые органы не поспевают и потому спотыкаются», или же наоборот, речевые движения «опережают процесс мышления». И тогда из-за напряженного стремления выровнять это несоответствие мышцы речевого аппарата приходят в «судорогоподобное состояние».

Профессор анатомии Меркель считал, что заикание происходит от несовершенства воли человека, которая ослабляющим образом воздействует на силу мышц речедвигательного механизма. Были и такие авторы, которые доказывали, что заикание — это не что иное, как «дурная привычка» (Базель) или просто «воображаемая трудность» (Р.Денгардт).

С конца XIX в. все определеннее становится мнение, что заикание — это по существу сложное психофизическое расстройство. В основе этого расстройства, по мнению ряда авторов, лежат прежде всего нарушения физиологического характера, а психологические недостатки носят вторичный характер (А.Гуцман, А.Куссмауль, И.А.Сикорский и др.). Многие исследователи, наоборот, указывали, что первичным являются психологические особенности, а физиологические проявления при заикании — это лишь следствие этих психических недостатков (Х.Лагузен, Р.Коэн, Г.Каменка, Г.Д.Неткачев и др.).

Делались попытки рассматривать заикание как невроз ожидания, невроз страха, как симптом состояния страха и пр.

Нельзя, однако, и в настоящее время сказать, что механизм заикания полностью разгадан. До настоящего времени механизм заикания исследователи пытаются рассматривать с разных позиций: клинических, физиологических, нейрофизиологических, психологических, лингвистических. Среди разных взглядов на сущность заикания можно выделить следующие: заикание — это речевое недоразвитие разного генезиса, либо это невроз или неврозоподобное состояние.

М.И.Пайкин, рассматривая механизм и сущность заикания в раннем детском возрасте, видел в нем «патологический сочетательный рефлекс, воспитуемый окружающей средой на основе ранних речевых автоматизмов». К ранним речевым автоматизмам он относил характерное для периода первоначального голосообразования и лепета ребенка повторение одних и тех же или сходных звуков и слоговых структур.

Р.М.Боскис относит заикание к речевому недоразвитию детей, называет его заболеванием, «в основе которого лежат речевые затруднения, связанные с оформлением более или менее сложных высказываний, требующих для своего выражения фразы» . Речевые затруднения, по ее мнению, могут вызываться задержками развития речи (косноязычие, аграмматизмы, недостаточный запас слов, патологическое развитие произношения: межзубная речь, тахилалия, ринолалия), переходом на другой язык, случаями патологического развития личности с недоразвитием эмоционально-волевой сферы, необходимостью выразить сложную мысль и пр.

Р.Е.Левина, рассматривая заикание как речевое недоразвитие, видит сущность его в преимущественном нарушении коммуникативной функции речи. Изучение общего речевого развития ребенка, состояния его фонетического и лексико-грамматического развития, соотношения активной и пассивной речи, условий, при которых заикание усиливается или ослабевает, подтверждают наблюдения Р.М.Боскис, Е.Пишон, Б.Мезони и др. Речевые затруднения, по мнению авторов, зависят от различных условий: с одной стороны, от типа нервной системы и, с другой, от разговорной среды, от общего и речевого режима. Первые проявления заикания характеризуются по-разному обусловленной эффективной напряженностью, сопровождающей еще непосильную умственную операцию «поиска» слова, грамматической формы, оборота речи.

Н.И.Жинкин с физиологических позиций анализа работы глотки находит, что феномен заикания может быть определен как нарушение непрерывности в отборе звуковых элементов при составлении разнометричного алгоритма слов, как нарушение авторегулировки в управлении речедвижениями на уровне слога. Развивая эту точку зрения, И.Ю.Абелева отмечает, что заикание есть нарушение готовности к речи при наличии у говорящего и коммуникативного намерения, и программы речи, и принципиального умения говорить нормально. В целом Н.И.Жинкин считает, что в основе заикания лежит какой-то общий невроз, лишь наиболее отчетливо проявляющийся в речи.

Большинство отечественных ученых, разрабатывая проблему заикания, относят его к неврозам, руководствуясь Павловским учением о высшей нервной деятельности человека, и в частности о механизме невроза. При этом часть исследователей склонна рассматривать заикание как симптом невроза (Ю.А.Флоренская, Ю.А.Поворинский и др.), другая часть — как особую форму общего невроза (В.А.Гиляровский, М.Е.Хватцев, И.П.Тяпугин, М.С Лебединский, С.СЛяпидевский, А.И.Поварнин, Н.И.Жинкин, В.С.Кочергина и др.).

В.С.Кочергина в результате клинического изучения заикающихся детей дошкольного возраста приходит к выводу о том, что сложные механизмы развития заикания, как болезни в целом, многообразны, но во всех случаях идентичны установленным И.П.Павловым и его учениками механизмам развития неврозов вообще. Заикание, как и прочие неврозы, возникает вследствие различных причин, вызывающих перенапряжение процессов возбуждения или активного торможения; или подвижности нервных процессов, или путем образования «патологического условного рефлекса». На основании сделанных наблюдений автор определенно констатирует, что «заикание — это не симптом и не синдром, а заболевание центральной нервной системы в целом».

С.С.Ляпидевский, проводивший вместе с сотрудниками медико-педагогическое изучение заикающихся подростков, обнаруживал у них в большинстве случаев (92,2%) при практически здоровом физическом статусе нарушения вегетативной нервной системы по типу вегетодистонии. Результаты исследования высшей нервной деятельности заикающихся подростков объективными методами определяли картину, характерную для неврозов. Он писал о механизме заикания: «Нам представляется, . что первично процесс разыгрывается именно в коре больших полушарий, где происходит срыв нервной деятельности, что может быть связано и с влиянием острых психогенных факторов (страх, испуг, конфликтное состояние и т.д.), влияние которых в генезе логоневроза весьма значительно. Таким образом, нарушение корковой деятельности, которое, по нашему мнению, является первичным, приводит к извращению индукционных отношений между корой и подкоркой и нарушению тех условно-рефлекторных механизмов, которые регулируют деятельность подкорковых образований. В силу создавшихся условий, при которых нормальная регуляция коры извращается, имеет место отрицательные сдвиги в деятельности стриопаллидума (нарушение темпа, плавности речи), однако последние уже носят вторичный характер» .

Смотрите так же:  Аутизм в тяжёлой форме

Таким образом, в возникновении заикания первостепенную роль играют нарушенные взаимоотношения нервных процессов (перенапряжение их силы и подвижности) в коре головного мозга. Нервный срыв в деятельности коры больших полушарий может быть обусловлен, с одной стороны, состоянием нервной системы, ее «готовностью» к отклонениям от нормы. В этом немаловажное значение имеет тип нервной деятельности человека. С другой стороны, нервный срыв может быть обусловлен неблагоприятными экзогенными факторами, на значение которых в генезе заикания указывал еще В.А.Гиляровский.

Н.П.Тяпугин, характеризуя особенности высшей нервной деятельности ребенка (в период, когда обычно возникает заикание), указывает на тот факт, что у ребенка еще нет в достаточной мере выработанных условных рефлексов тормозного порядка, а это проявляется его высокой возбудимостью и чрезмерной ее иррадиацией, с бурным эмоциональным и двигательным реагированием, не соответствующим силе раздражителя, с готовностью при состоянии сильного возбуждения к судорожному реагированию. Нервный срыв, по мнению автора, может провоцироваться у ребенка острыми или длительными травмами психического или соматического характера. Отражением нервного срыва является расстройство особо уязвимой и ранимой у ребенка области высшей нервной деятельности — его речи, что проявляется в нарушении координации речевых движений с явлениями аритмии и судорожности.

Стремление отечественных исследователей рассматривать заикание с позиции Павловского учения о неврозах находит своих последователей и за рубежом: в Чехословакии — М.Зееман, Ф.Досужков, Н.Досталова, А.Конделькова; в Болгарии — Д.Даскалов, А.Атанасов, Г.Ангушев, в Польше — А.Митринович-Моджеевска, в Германии — К.Беккер и др.

Отечественные исследователи подходят к изучению заикания с диалектико-материалистических позиций. Поэтому, выделяя при всем многообразии клинической картины заикания физиологические и психические моменты, первичными считают расстройства физиологического характера. Лишь на основе физиологических расстройств формируются психологические особенности личности заикающегося, которые по принципу обратной связи воздействуют в свою очередь усугубляюще на протекание заикания. Психологические изменения, усложняя клиническую картину заикания, нередко выступают на первый план.

К.И.Поварнин, рассматривая заикание с позиций патофизиологии и медицины, выделяет в нем две фазы. Первая — собственно возникновение заикания, когда под влиянием сверхсильного раздражителя наступают функциональные расстройства моторной функции коры. Для первой фазы характерен «срыв» высшей нервной деятельности и нервно-соматические реакции на это, прерывающие цепь условных реакций моторного динамического стереотипа речи. Для второй фазы характерно преобладание психогенных моментов.

Таким образом, сказанное выше характеризует заикание по механизму его образования как сложное невротическое расстройство, которое в одних случаях является результатом сшибки нервных процессов в коре головного мозга, нарушения корково-подкоркового взаимодействия, расстройства единого авторегулируемого темпа речевых движений (голоса, дыхания, артикуляции), выражающихся в конечном итоге речевыми спазмами. Фиксированность внимания на речевых затруднениях усугубляет и усложняет расстройство нормального механизма образования речевого потока. В других случаях, заикание может быть результатом зафиксированного рефлекса неправильной речи, первоначально возникшей в результате речевых затруднений разного генеза.

Видимо, возможны и другие варианты объяснения механизмов заикания, в частности, на основе органических изменений центральной нервной системы; но это еще недостаточно изучено. Важно, что в клинической картине заикания обнаруживаются нарушения физиологического и психологического характера, которые составляют диалектическое единство.

В.И. Селиверстов «Заикание у детей»

Большинство заикающихся в процессе речевого общения испытывают чувство тревоги, неуверенность, страх. Им свойственна нарушение равнове-сия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повы-шенная эмоциональность. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации становятся избыточными для их нервной системы, вызывают нервное напря-жение и усиливают внешние проявления заикания. Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия в основном обеспечивается общим мышечным расслаблением. И наоборот, чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общего покоя. Эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц.

Массаж выполняется для снятия напряжения и скованности речевых и мимических мышц и, наоборот, для повышения тонуса слабых и вялых мышц. Чтобы снять напряжение с лица, расслабить его, можно использовать так называемый самомассаж. Здесь мы познакомимся с двумя его видами: гигиеническим и вибрационным.
Гигиенический массаж выполняется поглаживанием, при этом активизируются расположенные близко к коже нервные окончания. Этот массаж выполняет двойную роль: он снимает напряженность и скованность лицевых и мимических мышц и усиливает тонус этих мышц, если они слабые.

Хорошая дикция — основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей — языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки. Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики). Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.

Расслабление мышц шеи
Расслабление мышц шеи рефлекторно расслабляет мышцы корня языка.
Упражнение 1
Медленно поглаживать шею сверху вниз в области горла ладонью то правой, то левой руки.
Упражнение 2
Медленно поглаживать шею одновременно ладонями обеих рук сверху от околоушной области лица по боковым поверхностям шеи до подмышечных впадин.

Механизм неврозоподобного заикания

Сервис бесплатной оценки стоимости работы

  1. Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
  2. Расчет стоимости придет на почту и по СМС

Номер вашей заявки

Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.

Механизм неврозоподобного заикания

Типы заикания

Данное заболевание различается по особенностям течения.

1. Постоянное. Свойственные заиканию симптомы наблюдаются постоянно вне зависимости от времени, состояния, ситуации.
2. Волнообразное. Симптомы проявляются периодами, то возникая, то исчезая. Могут иметь свое значение ситуационные переменные.
3. Рецидивирующее. Повторное появление симптомов после исчезновения.

Важнейшей классификацией для психотерапевта является разделение болезни по клиническим формам. Первая задача психотерапевта определить имеет ли заикание невротическую или органическую основу, для осуществления дальнейшей работы, либо перенаправления больного к другому специалисту.

1. Невротическая форма (логоневроз). В истории таких больных не наблюдается гипоксий или травм во время родов. Основным показателем считается присутствие психологической травмы перед началом заикания, а также присутствие в детстве дефектных способов обучения (имитация родственника с дефектом речи, обучение второму языку, предоставление слишком сложного материала и т.д.). Четким показателем служит усиление симптомов при стрессе, в то время как в спокойной ситуации индивид может разговаривать нормально. Также такие больные иногда способны свободно повторять фразы других людей, говорить без запинок, когда никто не слышит или при разных режимах речи (стихи, пение и т.д.).
2. Неврозоподобная форма. У больного можно наблюдать случаи травм ЦНС, природовые травмы и асфиксии. Проявление симптомов одинаково в любых обстоятельствах и не зависит от переменных факторов (эмоционального состояния, обстановки, режима общения и др.). Данная форма болезни возникает в возрасте 3-4 лет без видимых причин, после чего происходит нарастание дефекта. Также можно видеть недостаточную подвижность и координация органов речи и движения. У взрослых судороги охватывают все отделы речевого аппарата. К заиканию добавляются вторичные движения: кивания, однообразные пальцевые движения, покачивание. Больные быстро утомляются от общения.

Фазы развития заикания

Фаза 1. Короткие периоды заикания c сокращением плавной речи: затруднения наблюдаются в начальных словах фраз и кратких частях речи; эмоциональное давление определяет степень заикания; больной не обращает внимания на проблему.

Фаза 2. Проблемы в установлении межличностных контактов. Наличествуют сопутствующие движения, сопровождающие дефектную речь. Больному все тяжелее поддерживать нормальный процесс общения в различных ситуациях: проблема приобретает хроническую форму, но тяжесть приступов различна; симптомы возникают по большей части в сложных словах, а также при скороговорении; больной осознает проблему, но к заикающимся себя не причисляет, свободно разговаривая.

Фаза 3. Происходит закрепление судорожного синдрома. Отсутствует страх речи и неловкость, но имеется осознание затруднений в отдельных ситуациях; наблюдаются трудности в произношении определенных звуков и слов; проявляются попытки заменить проблемные места в речи, используя уловки.

Фаза 4. Проблемы личности. Проблемы в речи вызывают серьезную эмоциональную реакцию, приводящую к избегающему поведению: больной, изолируется от социума, избегает коммуникативных ситуаций, приписывает негативные оценки и отношение другим людям. Постоянно заменяются проблемные звуки. Наблюдаются и другие психологические проблемы. Больной постоянно ожидает проблем в речи при общении. Такие ожидания постепенно перерастают в логофобию или страх речи; Больному тяжело поддерживать нормальное общение, он использует уклончивые ответы.

Предрасполагающие факторы

1. Наследственная отягощенность. Развитие данного расстройства часто происходит на базе наследственно-приобретенной слабости речевого аппарата.

2. Невропатическая отягощенность родителей. Сюда включаются различные нервные, инфекционные и соматические заболевания.

3. Поражения мозга на разных этапах онтогенеза. Внутриутробные и природовые травмы; постнатальные-инфекционные, травматические и обменно-трофические нарушения.

4. Слабый тип нервной системы, особый темперамент. Для заикающихся характерны: робость; впечатлительность; яркость фантазий; слабая воля; использование уловок для исправления речи; страх речи в присутствии других. Наблюдается быстрое утомление и истощение при нагрузках, как физических, так и психологических.

5. Структурные и функциональные особенности мозга, леворукость. В случае леворукости нарушается взаимодействие правого и левого полушарий. Причем попытки переучить ребенка пользоваться другой рукой, как правило, повышают риск заболевания, особенно если используются неадекватные и грубые методы. Можно отметить и другие отличие в функционировании мозга у заикающихся. Правда наличие этих различий может восприниматься, не только как причина, но и как следствие расстройства речи. В частности, наблюдаются различия в функциональной организации слуховой коры и большая активность правого полушария, по сравнению с левым.

6. Нейрохимия мозга. Последние исследования указали на наличие чрезмерного уровня дофамина у больных-заикающихся.

Провоцирующие факторы

1. Телесная ослабленность.

2. Особенности развития мозга. Большие полушария формируются к пяти годам жизни субъекта. В соответствии с этим оформляются и их функции. Особенно хрупкой при этом оказывается функция речи.

3. Ускоренное развитие речи. В этом случае ребенок обычно не справляется с большим объемом речевого материала.

4. Недоразвитие моторики, ритмики, мимических и артикуляционных движений.

5. Психологическая ущемленность. Индивид растет пугливым и зажатым, боится принять решение, в результате любое волнение может сказаться и на его речи.

6. Недостаток эмоционального контакта. Если ребенок не дополучает должного объема эмоционально-насыщенного общения, его речевой навык не формируется. Иногда ребенок использует заикание, чтобы получить внимание к своей персоне.

Иниициирующая ситуация

Среди инициирующих ситуаций выделяются три типа причин начала болезни (анатомо-физиологические причины):

1. Травмы ЦНС (чаще всего внутриутробные и природовые, иные травмы мозга и др.);

2. Различные органические повреждения подкорковых механизмов регуляции движения;

3. Истощение нервной системы, вследствие интоксикаций и других заболеваний, затрагивающих центральные аппараты речи.

Психические и социальные причины заикания

1. Психическая травма. Чаще всего происходит в возрасте от 2 до 6 лет. Обычно это резкая смена обстановки: начало первые дни в детском саду, переезд. Или же ситуация, вызвавшая резкий испуг у ребенка, затрагивающая речевой элемент его поведения. В этом случае к заиканию приводит двигательный конфликт (запрет на речевое выражение) в сочетании с когнитивной оценкой по типу («я не способен хорошо говорить») и смертельным страхом. При этом задействуется соответствующая речевая мускулатура; нарушается координация тонуса мышц формирования речи. Отсюда возникают судорожные повторения. В посттравматический период наблюдается мутизм (индивид не говорит какое-то время), а на лице можно видеть страх. Когда он вновь заговаривает, то делает это уже заикаясь.

Пример. Вася С., 5 лет. Однажды пошел со своей бабушкой на спектакль. Придя домой, осуществил пересказ содержания увиденного и во время речи у него неожиданно появились судорожные приостановки. К концу дня они стали сильнее. Ребенок испугался и вообще перестал говорить с родственниками. Таким образом, просмотр спектакля вызвал чрезмерное эмоциональное напряжение у мальчика, произошло перенапряжение нервной системы, появилось за­икание, по типу тонических судорог.

2. Длительнодействующая травматическая ситуация, под которой чаще всего подразумевается недекватное воспитание: гиперопека, гипоопека, шизофреногенное воспитание (когда посыл родителей неоднозначен, либо их отношение меняется без причины). Сюда же можно относятся любые длительные негативные эмоции, продуцируемые психическим напряжением или неразрешенными конфликтными ситуациями;

3. Неправильное формирование детской речи. Сюда относят дефекты, продуцируемые самим ребенком, либо неправильным воспитанием речевого процесса. Можно выделить: неправильное дыхание во время разговора, ускоренную речь, нарушения в произношении звуков. В возрасте от 2 до 6 лет дети в своей речи часто используют различные частицы («ну», «э», «да» и др.) и бессмысленные слова, а также любят растягивать определенные звуки. Закрепление такой привычки, создает предпосылки для заикания.

Смотрите так же:  Прыщи и депрессия

4. Перегруз ребенка речевым материалом. Такая ситуация, как правило, вызвана неадекватными требованиями родителей к речи ребенка. Многие родители, часто хотят поспособствовать развитию речи своего ребенка, нагружая его материалом, к которому он еще не готов. Это могут быть обобщенные понятия, сложные для построения фразы, обучение при использовании второго языка). При быстром наращивании словарного запаса, у ребенка довольно часто может сбиваться дыхание. В последующем запинки могут закрепиться. Обучение второму языку вызывает чрезмерное психическое напряжение, а, следовательно, возрастает нагрузка и на речевые возможности ребенка.

Пример. Коля К., 4 года. Совсем недавно у мальчика стали наблюдаться запинки в виде повторений. Причина состояла в стремлении родителей повлиять на развитие его речи. Они использовали ма­териал, не соответствующий его возрасту, пытались разучивать стихи, азбуку сложные для понимания. Так как речевой аппарат мальчика еще не был готов, случилась речевая перегрузка, а с ней и нервный срыв.

5. Переучивание леворукости. Такое переучивание часто влияет на функциональный баланс левого и правого полушария, а в особенности на речь.

6. Подражание заикающимся. Часто заикание развивается в следствии подражания заикающемуся родственнику, либо другому человеку или герою, в случае если речь идет о мультиках, фильмах, спектаклях и т.д.

Пример. Джеймс будучи ребенком, однажды пошел на представление, где актер, игравший главного героя изображал заику. Джеймсу понравилась манера этого человека и следующие несколько дней, он пародировал его. В конце концов привычка закрепилась, и Джейсу уже тяжело было самостоятельно избавиться от своего недуга.

Промежуточные убеждения

Промежуточные убеждения больных заикания изначально исходят из проблемы речи затем затрагивая самооценку, правила взаимодействия с другими людьми и миром. Так можно выделить три основные тематики промежуточных убеждений: убеждение по поводу самого заикания, его проявлений в процессе общения, и отношения к нему окружающих (фиксация на заикании); логофобические убеждения, сконцентрированные вокруг возможности и страха речи; отношение к самому себе как заикающемуся, самооценка индивида.

Дисфункциональные убеждения по поводу заикания развиваются у больного постепенно, что напрямую обусловлено сознательным отношением к проблеме и степенью фиксации на ней. Степень фокусировки внимания на проблеме проявляется уже в детстве, когда ребенок осознает наличие у него проблемы в речевой сфере и сфере коммуникаций. В этом случае нарастают негативные эмоции и стресс, что только усиливает заикание. Усиленное заикание закрепляется, в качестве навыка, происходит развитие болезни. Ребенок начинает оценивать свою речь, как ненормальную, выстраивать определенные правила взаимодействия с миром.

Далее индивид начинает выстраивать те или иные стратегии поведения, чтобы справиться с болезнью. В частности, выделяются компенсаторные стратегии, когда больной пытается с помощью различных уловок замаскировать свой дефект. Проявляется избегающее поведение, к шести-семи годам такие дети неохотно разговаривают с людьми. А в одиннадцать-двенадцать они замыкаются в себе. Как компенсаторное, так и избегающее поведение ведут к потере навыка речи и общения и усугублению болезни.

Постепенно развивается логофобия. Человек начинает боятся своей речи, тех или иных слов, фраз, звуков. Также развивается страх общения. Логофобия активно проявляется в ожиданиях больного. Ожидание несостоятельности в ситуации общения парализует механизм звукопроизнесения.

Со временем появляется вторичное заикание, в виде сопутствующих движений, таких как моргание, напряжения губ и др.
В конце концов, человек становится полностью осведомлён о расстройстве и начинают идентифицировать себя с больными, заиками. А неудачи в процессе общения, вызванные, чаще всего, лишь страхом этого общения вызывают у индивида чувство неполноценности и снижение самооценки. В конце концов, он старается свернуть свою деятельность, максимально изолироваться от социальных контактов, из-за чего страдают и другие сферы его жизни, и что заставляет больного постоянно испытывать негативные эмоции в отношении себя, мира и других людей.

Таким образом типичными для заикающегося убеждениями могут быть: «Я не умею говорить», «Людям неприятно общение со мной», «Если я попытаюсь заговорить я все испорчу», «Я никчемен/не такой как все/неудачник», «Есть люди с которыми можно говорить, а есть те, с которыми нельзя», «Не стоит и пытаться познакомиться/пройти собеседование/выступать перед аудиторией» и т.д. Изначально данные убеждения касаются в основном речи индивида, затем начинают распространяться на все сферы его жизни.

Текущая модель проблемы

Для людей больных заиканием как правило характерен ряд типичных невротических паттернов, которые приводят к страданию и ухудшают их состояние.
Порочный круг заикания. Данный паттерн предполагает, что индивид в процессе взаимодействия постоянно оценивает себя. Заикание приводит к ухудшению самовосприятия, человек начинает думать «Я не могу говорить», «Меня невозможно слушать», «Людям со мной неприятно», «Я не такой как все», это приводит к ухудшению эмоционального состояния и нарастанию стресса, что еще больше усиливает заикание. Это в свою очередь ухудшает навыки общения.

Фобический порочный круг. У больных, как правило развивается логофобия (страх перед разговором и ожидание речевых неудач). Приобретая негативный опыт общения, индивид начинает боятся своей речи, ему страшно снова заговаривать с людьми из-за тех негативных эмоций, что он испытал ранее. Каждый раз перед ситуацией общения, он начинает представлять себе катастрофические картины, либо делать предположения о своей несостоятельности и невозможности нормального взаимодействия. В соответствии с этим, индивид, либо начинает общаться уже будучи в ситуации стресса, что делает его речь значительно хуже, и такой дисфункциональный навык постепенно закрепляется, либо индивид использует избегающее поведение. В последнем случае, он также ограничивает использование своей речи, что опять же ведет к ухудшению навыков речи и социальных навыков.

Порочный круг самооценки. Вышеописанные поведенческие проблемы постепенно начинают распространяться на всю личность. Индивид начинает сравнивать себя с другими, причисляя и идентифицируя себя с заикающимися и дифференцируясь от «нормальных» людей. Он ограничивает сферы своей жизнедеятельности, перестает пытаться занять должное положение в обществе (найти работу или получить повышение, познакомиться с кем-либо и т.д.). Таким образом, заикание начинает оказывать влияние на всю жизнедеятельность человека. Он становится поглощен негативными эмоциями (стыдом, самообвинением, гневом и др.), которые заставляют его страдать.

Таким образом для больных заиканием характерна следующая модель поведения.

1. Возбудитель. Возбудителем является само заикание и любые ситуацию общения, в том числе запланированные (негативные ожидания) и ситуации общения в прошлом (негативные воспоминания). Возбудителем являются и любые стрессовые состояния, которые усиливают заикание.

2. Мысли. Для больных характерна оценка своей несостоятельности в процессе общения, а также чрезмерная фиксация на собственной речи. Могут встречаться такие мысли: «Сейчас я слишком много заикаюсь», «Ему со мной неприятно говорить», «Меня невозможно слушать», «Мне не имеет смысла заговаривать с этой/этим девушкой/парнем», «На работу меня такого никто не возьмет» и др.

3. Эмоции. Мысли индивида продуцируют в нем негативные эмоции по отношению к самому себе и миру. Он начинает ненавидеть себя, недолюбливать и подозревать других в том, что они относятся к нему негативно. Он испытывает стыд, разочарование, жалость и презрение к самому себе.

4. Физиология. Физиология в данном случае характеризуется нарастанием стресса и напряжения, что приводит к усилению заикания.

5. Поведение. Индивид, как правило пытается использовать компенсаторное поведение, пытаясь замаскировать свои речевые недостатки, либо, наоборот, избегающее поведение, стараясь избегать любых социальных ситуаций.

6. Последствия. Данный паттерн приводит как к ухудшению самого навыка общения и речи, так и к серьезным жизненным ограничениям, которые описаны выше.

Для больных характерно, такое когнитивное искажение, как «чтение мыслей». Больной склонен проецировать свое отношение к своей проблеме на других людей, полагая, что те воспринимают его, как глупого, нервного или неудачника.

Поддерживающие факторы

1. Социальное окружение. На развитие заикания влияет реакция на данную болезнь родителей больного. Их попытки помочь ребенку говорить медленнее, подышать, повторить и др. лишь увеличивают эмоциональное напряжение ребёнка, что способствует развитию проблемы. Непонимание и отсутствие принятия ребенка со стороны социального окружения (родителями, одноклассниками, ровесниками) вызывает ощущение ущемленности и неполноценности. Из-за этого, в свою очередь растут раздражительность и пугливость, угнетающие психику и усугубляющие речь.

2. Избегающее поведение. Наличие речевой проблемы вынуждает больного избегать ситуаций общения и голосового взаимодействия, в результате чего ограничиваются социальные связи и, как следствие, происходит деградация речевого навыка. Появляется настороженное отношение к другим людям, мнительность и подозрительность, больной приписывает свое отношение к проблеме другим людям

3. Компенсаторные стратегии – исправление речи. Часто, больные пытаются самостоятельно исправить свою речь без помощи специалиста. Любая неудача в этих действиях все больше убеждает больного в его несостоятельности. Попытки произвольного контроля речи разрушают естественный процесс порождения речи, активизирует тормозные механизмы, которые препятствуют свободному звукоизвлечению; Попытки преодоления логофобии путем подготовки к ситуациям социального взаимодействия повышают уровень тревожности и фиксирует внимание на возможных негативных последствиях.

4. Компенсаторные стратегии – превентивная агрессивная самозащита. Подобное поведение приводит к социальной изоляции и тормозит развитие коммуникационных навыков, это приводит к возникновению еще большего числа конфликтных ситуаций, а, следовательно, и к нарастанию нервного напряжения.

5. Компенсаторные стратегии – гиперобщительность. Чрезмерная направленность на общение при отсутствии соответствующих инструментальных возможностей приводит к речевым срывам на фоне нервного истощения.

Модулирующие факторы

Ситуационная сторона заикания хорошо объясняется моделью «возможности-требования». Речевая деятельность варьируется в зависимости от способности к плавности речи с одной стороны и от требований разговорной ситуации, с другой. Способность к плавности определяется физическими причинами, развитостью речевого навыка, проблемами и особенностями мышления и аффективной сферы больного. Требования обусловлены ситуационными факторами: давление ситуации общения, временная ограниченность, уровень напряженности разговорной ситуации и др. Степень влияния ситуационных факторов определяется внутренними переменными, такими, как недоверие к другому человеку и низкая самооценка. Среди других модулирующих факторов можно отметить следующие.

1. Наличие образца. Некоторые больные способны говорить плавно при копировании чужой речи.

2. Тип речи. Степень заикания может меняться при чтении стихов, пении и других режимах речи.

3. Партнер по общению. Степень заикания может меняться при общении с животными, детьми, или самим собой.

4. Ситуация общения. К наиболее проблемным ситуациям можно отнести публичные выступления, общение по телефону, разговор с незнакомцем. Они вызывают сильный страх у больных, продуцируя повышение степени заикания.

Другие статьи

  • Сенсорная лаборатория как средство развития детей с отклонениями в развитии Роль сенсорной комнаты в реабилитации детей с ЗПР Столичный учебный центр г. Москва по практике на базе лаборатории кафедры Роль сенсорной комнаты в реабилитации детей с ЗПР. 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование студентка 1 курса заочной формы […]
  • Становление детской практической психологии Становление детской практической психологии Учебник предназначен для студентов психолого-педагогических вузов и колледжей, а также для практических психологов, работающих в образовательных учреждениях. Глава 1. История детской практической психологии 1.1. Становление […]
  • Почему не спит ребенок в 1 месяц ночью Почему не спит малыш? Расстройства сна у детей "Спит как младенец" - фраза, отражающая наши представления о детском сне как о чем-то идеальном, образце для подражания. Однако все ли родители маленьких детей согласятся с таким утверждением? Отвечать на этот вопрос […]
  • Детская психология как наука о психическом развитии ребенка Детская психология как наука в России. В настоящее время детская психология - это отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития ребенка и формирования личности на протяжении периода детства. Детская психология как наука начала […]
  • Закон по уходу за ребенком до 15 Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет: документы 2019 Какие документы для пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в 2019 году потребуются. Понятно, чтобы уйти в детский отпуск и получать соответствующие выплаты можно, предоставив работодателю необходимые бумаги. О […]
  • Можно ли растирать ребенка при температуре мазью Можно ли растирать ребенка при температуре мазью Натирание. При какой т-ре? Натирание. При какой т-ре? Сообщение Olesia Berezka » Пт авг 13, 2010 15:02 Сообщение МаМаша » Пт авг 13, 2010 15:11 Сообщение Olesia Berezka » Пт авг 13, 2010 15:39 Сообщение NatKa » […]