Механизмы нервной системы при стрессах

Стресс и его влияние на вегетативную нервную систему

Главная > Курсовая работа >Психология

Белорусский государственный университет

Факультет философии и социальных наук

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ:

«Стресс и его влияние на вегетативную нервную систему»

студентки 2 курса

Чернюк Юлии Витальевны

История развития теории стресса

Общие положения теории стресса

Классификация видов стресса

Выводы по главе 1

Нейрофизиологические механизмы стресса

Реакция «битвы-бегства» — нейроэндокринная ось

Стадия формирования стрессовой реакции

Выводы по главе 2

Влияние стресса на вегетативную систему

Влияние стресса на деятельность внутренних органов

Симпатическая и парасимпатическая иннервация под влиянием стресса

Выводы по главе 3

В наше время все увеличивающийся темп жизни заставляет людей прилагать все большие усилия для решения возникающих проблем. Но развивающаяся технология выдвигает подчас невыполнимые для человеческих усилий требования. И тогда с каждым днем у людей нарастает усталость, раздражительность, бессонница. В обыденной речи все привыкли называть такое состояние стрессом.

Но правомерно ли использовать этот термин в данном случае? По утверждению создателя концепции стресса Ганса Селье, «стресс – не просто нервное напряжение». Стресс – это постоянное состояние человеческого организма, его качественная характеристика, позволяющая судить о возможностях адаптации к неблагоприятным условиям среды. В таком определении больше позитивных сторон. Но при пересечении точки некоего оптимального уровня стресса он становится разрушительным, деструктивным по своей сути. И вот это-то состояние и обозначает этот термин в обыденной жизни. И потому некорректна постановка вопросов типа «Как справиться со стрессом?». Его нужно не уничтожать, а лишь снижать напряжение до оптимума. В наше время с этой целью разработано множество методик: релаксация, медитация, арт-терапия, аутогенная тренировка, даже животных привлекают для помощи решения этой проблемы.

Но стресс не только влияет на наш уровень жизнедеятельности. При высоком напряжении страдают и наши внутренние органы, происходят непоправимые процессы в организме. Они-то остаются чаще всего незамеченными, списываются на счет различных заболеваний, имеющих органическую природу. Все чаще ученые мира фиксируют случаи смертельных болезней, вызванных таким привычным для нас, только более длительным или интенсивным стрессом. По оценкам некоторых западных экспертов, до 70% заболеваний связано с эмоциональным стрессом. В Европе ежегодно умирают более миллиона человек вследствие стрессогенных нарушений функций сердечно-сосудистой системы. На основе эмоциональных стрессов формируются такие психосоматические заболевания, как неврозы, нарушение сердечной деятельности, артериальная гипертензия, язвенные поражения желудочно-кишечного тракта, иммунодефициты, эндокринопатии и даже опухолевые заболевания. И это не полный список. Стресс затрагивает практически все функциональные системы организма, но более явные проявления затрагивают именно вегетативную систему, меньше приспособленную к негативному влиянию, а также наиболее легко дисбалансируемую. Лечить психофизиологические заболевания непросто, и уж точно гораздо легче это делать на ранней стадии, в самом начале. А для этого необходимо знать симптомы, чтобы сразу же различить эти болезни при первом же появлении.

Поэтому исследований на тему влияния стресса на организм человека в настоящее время столь много, на них тратится много денег и усилий. Знание же этих данных для всех людей позволит избежать неблагоприятных и смертельных последствий нашей жизни в сложном изменяющемся мире.

Цель исследования: выявить основные закономерности развития стресса и его влияние на вегетативную систему организма.

определение понятия стресса;

определение хронологической последовательности изучения проблемы стресса

определение причин возникновения стресса;

определения влияния стресса на вегетативную систему организма.

Объект исследования: психология стресса.

Предмет исследования: влияние стресса на вегетативную систему организма.

1. Природа стресса

1.1. История развития теории стресса

В настоящее время существует множество определений стрессовой реакции, но все они берут начало из так называемого классического определения Ганса Селье: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование». Это наиболее поздняя и точная формулировка. Но отнюдь не единственная. Например, Ю.Г. Чирков определяет стресс как угрозу, беду, напасть; Р. Лазарус расценивает угрозу как предвосхищение человеком будущего столкновения с какой-то опасностью и считает ее ключевым механизмом развития эмоционального стресса; В.В. Суворова трактует стресс как чрезвычайное состояние, которое необходимо преодолеть и из которого необходимо выйти; Ю.Б. Абрамов и М.А. Уколова считают, что стресс – это приспособительная реакция по отношению к сильным угрожающим жизни раздражителям, и возникает он в конфликтных ситуациях, в которых человек не может удовлетворять свои потребности; А.В. Вальдман склонен понимать эмоциональный стресс как реакцию организма на угрозу, которая воспринимается дистантно, вызывает соответствующее эмоциональное отношение к воздействию, что является запускающим процессом подготовки организма к возможным последствиям. Подобным же образом стресс определяется и в «Словаре физиологических терминов», в котором данным термином именуют тревогу, переживания, расстройства, досаду, угрозу безопасности или неудачи, т.е. эмоциональные состояния, которые проявляются у человека тогда, когда он сталкивается с психологически трудной ситуацией или просто считает, что столкнулся с таковой.

Несомненно, что в то время сложно было комплексно изучать влияние стресса на организм человека, однако ценной заслугой Селье необходимо считать признание факта психофизиологической природы стресса, а также обобщение проведенных ранее исследований о схожести физиологической реакции в ответ на широкий спектр внешних воздействий. Однако Селье не был единственным ученым, кто разрабатывал эту проблему. Влияние внешних раздражителей на организм человека и его ответную реакцию изучали такие физиологи и невропатологи, как Кеннон, Павлов, Орбели, Геллгорн. Следует подробнее остановиться и на каждом из них.

Кеннон еще в 1914 году предвосхитил работы Селье и описал один из специфических аспектов стрессовой реакции – нейроэндокринный процесс. Он исследовал феномен, который впоследствии назвал реакцией «борьбы-бегства». Основную роль в этой реакции играет мозговой слой надпочечников. Реакция «борьбы-бегства» рассматривалась им как мобилизация всего организма, подготавливающая его, а особенно мышечные структуры, к действию в ответ на возникшую ситуацию. Этот механизм позволял либо бороться с угрозой, либо убежать от нее. Также Кеннон являлся основоположником теории гомеостаза и учении о роли симпатоадреналовой системы в мобилизации функций организма. Ключевая роль в поддержании гомеостаза отводилась центральной нервной системе, а особенно гипоталамусу и таламусу, и периферической вегетативной нервной системе. Кеннон первый предположил, что все внешние раздражители отражаются в коре головного мозга и определяют эмоциональную окраску реагирования на них.

Селье начал свою работу практически одновременно с Кенноном, но пришел к несколько другим выводам. По результатам экспериментов он обосновал идею о двух видах реагирования организма: специфическом реагировании на каждый конкретный раздражитель и неспецифическая генерализованная реакция (общий адаптационный синдром) в ответ на любые, положительные или отрицательные воздействия. Селье выделял три стадии прохождения адаптационного синдрома, каждая из которых характеризовалась использованием одного из двух типов адаптационной энергии: поверхностного или глубокого. В целом, общий адаптационный синдром – это усилие организма приспособиться к изменившимся условиям за счет включения выработанных в процессе эволюции специальных механизмов защиты. Таким образом, все болезнетворные воздействия предъявляют требования к неспецифической перестройке, адаптации к возникшей ситуации, какой бы она ни была.

Открытие закономерностей изменений высшей нервной деятельности в ситуациях завышенного функционирования организма принадлежит русскому физиологу Павлову. Согласно его теории экспериментального невроза, «при определенных внешних воздействиях, требующих максимального функционального напряжения высшей нервной деятельности, происходит срыв нервного процесса в сторону торможения или в сторону возбуждения» [16, 11]. Срыв в сторону торможения приводит к общей вялости живого существа, нарушению безусловнорефлекторной деятельности, в крайних случаях к смерти. Срыв же в сторону возбуждения, наоборот, вызывает общее двигательное возбуждение, нарушение сна. В настоящее время экспериментально подтверждены случаи срывов высшей нервной деятельности в ситуациях функционального перенапряжения.

Павлов не был единственным советским ученым, разрабатывающим теорию стресса. Например, еще в 1934 году Д.Н. Насонов открыл, что содержимое животной клетки (протоплазма) одинаково реагирует на изменение условий окружающей среды. Этот стереотипный ответ был назван «паранекрозом». Таким образом, Насонов описал стресс не на уровне организма, а на клеточном. К.И. Погодаев определял стресс как состояние напряжения или перенапряжения процессов метаболической адаптации головного мозга, ведущих к защите или повреждению организма на разных уровнях его организации при помощи единых гуморальных и внутриклеточных механизмов регуляции.

Влияние вегетативной нервной системы на формирование стресса подробно рассмотрено в теории Орбели об адаптационно-трофической функции симпатической нервной системы. Согласно этой теории, иннервация симпатической нервной системы приводит к изменению «функциональных свойств и функциональных способностей тканей и органов и, таким образом, приноравливает размер выполняемой работы и степень реактивности органов к условиям данного момента» [16, 13]. Однако влияние парасимпатического отдела вегетативной нервной системы на формирование стресса данным автором не рассматривалось.

В теории эмоционального реагирования Геллгорна рассматривается взаимодействие симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы в отношении их влияния на стрессорное реагирование. Основная роль отводится гипоталамусу, который является центральным представителем вегетативной нервной системы, связан с корой головного мозга, особенно с лобными долями, и с подкорковыми структурами и отвечает за эмоциональное реагирование. Воздействие на различные части гипоталамуса приводят к вегетативным сдвигам, характерным для естественного изменения эмоционального состояния, положительного или отрицательного. Иннервация симпатического отдела приводит к возбуждению коры головного мозга, а также к тем вегетативным, соматическим и гуморальным сдвигам, которые описывали Кеннон и Селье (подробнее они будут рассмотрены во второй главе). Активность парасимпатического отдела приводит к общему расслаблению и нарастанию депрессивного состояния.

Стресс его природа механизмы и роль в организации поведения

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Стресс – особое функциональное состояние, которым организм реагирует на экстремальное воздействие. Впервые стресс описан Гансом Селье как общий адаптационный синдром. Термин стресс был предложен им позднее.

В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса.

Эустресс. Понятие имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».

Дистресс. Негативный тип стресса, с которым организм человека не в силах справиться. Он разрушает моральное здоровье человека и даже может привести к тяжелым психическим заболеваниям.

В результате стресса возникает депрессия. От стресса страдает иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса.

Различают физиологические и психологические стрессоры. Физиологические стрессоры оказывают непосредственное действие на ткани организма. К ним относятся: болевые воздействия, холод, высокая температура, чрезмерная физическая нагрузка. Психологические стрессоры – это стимулы, которые сигнализируют о биологической или социальной значимости событий (сигналы тревоги, опасности, обиды и т.д.). В соответствии с двумя видами стрессоров различают физиологический и психологический стресс. Последний подразделяется на информационный и эмоциональный.

Биологическая функция стресса – адаптация. Он предназначен для защиты организма от угрожающих, разрушающих воздействий самого разного толка: физических, психических. Поэтому появление стресса означает, что человек включается в определенный тип деятельности, направленный на противостояние опасным воздействиям, которым он подвергается. Этому типу деятельности соответствует особое функциональное состояние и комплекс различных физиологических и психологических реакций.

Г.Селье выделил три фазыстресса:

1. Стадия тревоги

2. Стадия сопротивления

Основные механизмы стресса — гормональные. Главным морфологическим признаком сформировавшегося ОАС является так называемая классическая триада: разрастание коры надпочечников, уменьшение вилочковой железы и изъязвление желудка.

Селье считал, что стрессоры вызывают стереотипный, автоматизированный ответ, начиная с активации гипоталамуса, повышения активности гипофиза и надпочечников с одновременным включением симпатического отдела вегетативной нервной системы.

Мы уже отмечали, что объективными признаками, по которым можно судить о стрессе, являются его физиологические проявления (повышение кровяного давления, изменение сердечно-сосудистой деятельности, мускульное напряжение, изменение ритма дыхания и пр.) и психологические (переживание тревоги, раздражительность, ощущение беспокойства, усталость и пр.). Но главным признаком стресса является изменение функционального уровня деятельности, что проявляется в ее напряжении.

Стресс дезорганизует деятельность человека, его поведение, приводит к разнообразным психоэмоциональным нарушениям (тревожность, депрессия, неврозы, эмоциональная неустойчивость, упадок настроения, или, наоборот, перевозбуждение, гнев, нарушения памяти, бессонница, повышенная утомляемость и др.). В результате человек может мобилизовать свои силы или наоборот, функциональный уровень понижается, и это может способствовать дезорганизации деятельности в целом.

При демобилизующем стрессе (дистрессе) деформируются вся мотивационная сфера личности и ее адаптивно-поведенческие навыки, нарушается целесообразность действий, ухудшаются речевые возможности. Но в ряде случаев стресс мобилизует адаптивные возможности личности (такая разновидность стресса называется австрессом).

Смотрите так же:  Управление конфликтами изменениями и стрессами в организации

Для юридической оценки поведения человека в состоянии стресса следует иметь в виду, что в состоянии австресса сознание человека может и не сужаться – человек может быть способным предельно мобилизовать свои физические и психические возможности для преодоления экстремального воздействия разумными способами.

Человеческое поведение при стрессе не низводится полностью на бессознательный уровень. Его действия по устранению стрессора, выбор орудий и способов действия, речевых средств сохраняют социальную обусловленность. Сужение сознания при аффекте и стрессе не означает его полного расстройства.

Значение нервной системы в преодолении стресса

Значение нервной системы в преодолении стресса

Отмечая несомненные заслуги Г. Селье, следует отметить, что в его теории явно недостаточное значение отведено роли нервной системы – главной регулирующей системе нашего организма, активно участвующей во всех процессах адаптации к неблагоприятным факторам среды. Изучая механизмы адаптации организма к возмущающим факторам, нельзя не коснуться ставших классическими работ У. Кеннона, И. П. Павлова, Л. А. Орбели, Э. Геллгорна и других ученых, отметивших важнейшую роль нервной системы в формировании адаптивных реакций организма в условиях стресса.

Как отмечал академик К. В. Судаков, «центр тяжести исследований проблемы стресса из сферы нейроэндокринных взаимоотношений все более отчетливо перемещается в так называемую психическую сферу, основу которой бесспорно составляют эмоциональные переживания человека» @@@@@17; с. 5#####.

Начало физиологическому направлению исследований проблемы стресса положили работы У. Кеннона, создавшего теорию гомеостаза. Ведущее место в поддержании гомеостаза и во взаимодействии организма с окружающей средой принадлежит, по Кеннону, вегетативной нервной системе. Особую роль при этом он отводил симпато-адреналовой системе, мобилизующей организм для реализации наследственных программ «борьбы и бегства».

Большой вклад в изучение механизмов стресса внесли физиологи отечественной школы И. П. Павлов, Л. А. Орбели, П. В. Симонов. Физиолог Л. А. Орбели открыл феномен «трофического» действия симпатических нервов, одним из первых обнаружив возможность нервной системы напрямую влиять на обмен веществ в тканях, минуя эндокринные механизмы. В результате исследования закономерностей протекания нервных процессов в критических условиях И. П. Павлов создал теорию экспериментального невроза, согласно которой при определенных внешних воздействиях, требующих максимального функционального напряжения высшей нервной деятельности (ВНД), происходит срыв слабого звена нервных процессов и извращение функционирования сильного звена. В его опытах в условиях экспериментального невроза нарушалось взаимодействие процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга. В ходе экспериментального невроза, который по своей сути являлся типичным стрессом, возникали срывы функционирования ВНД в сторону торможения или возбуждения, что позже подтвердилось в исследованиях отечественных и зарубежных авторов. Признавая выдающиеся заслуги И. П. Павлова в изучении физиологии ЦНС, следует помнить, что его исследования проводились на экспериментальных животных и их результаты не дают исчерпывающего представления о механизмах стресса у человека в связи с существованием у последнего второй сигнальной системы и особенностей жизнедеятельности в условиях социальной среды. Тем не менее, даже работая с животными, И. П. Павлов отмечал существенную роль индивидуальных факторов, в частности врожденного типа ВНД, в формировании картины формирующегося экспериментального невроза. То, что стрессовые ситуации могут приводить к значительным физиологическим нарушениям, было показано в опытах на обезьянах, где конфликтная ситуация с демонстративным лишением полового партнера приводила к возникновению устойчивой гипертензии и нарушению сердечной деятельности.

Как отмечал П. В. Симонов, «отрицательные эмоции возникают в ситуациях прагматической неопределенности, дефицита информации, необходимой для организации действий» @@@@@14; с. 34#####. На важную роль фактора неопределенности в возникновении и развитии психических стрессовых реакций указывается как отечественными @@@@@4#####, так и зарубежными исследователями @@@@@23#####.

В других работах было показано значение иных условий, способствующих развитию стресса:

+ иммобилизации[7] @@@@@18#####;

+ дефицита времени @@@@@19#####;

+ нарушения биологических ритмов @@@@@20#####;

+ изменения условий жизни и упроченного динамического стереотипа @@@@@15#####.

Механизмы стресса

1. Стресс-реализующие системы. В нормальном здоро­вом организме человека существуют механизмы, направ­ленные на борьбу с неблагоприятными факторами, воздействие которых может привести к гибели. Следует подчеркнуть, что данные механизмы приспособления к воздействию стрессоров неспецифичны и являются об­щими для любых стрессовых воздействий, что позволяет говорить об общем адаптационном синдроме (или стресс-реакции). Нелегко представить себе, что холод, жара, ле­карства, гормоны, печаль и радость вызывают одинаковые биохимические сдвиги в организме. Однако дело обстоит именно так. Количественные биохимические измерения показывают, что некоторые реакции неспецифичны и оди­наковы для всех видов воздействий.

При рождении ребенка женщина испытывает физическую боль, она напугана незнакомой обстановкой, она тревожится за жизнь и здоровье ребенка, одним словом, испытывает силь­ное душевное и физическое потрясение. Спустя некоторое время, она впервые берет на руки своего малыша, чувствует прилив нежности и сильнейшую радость. Специфические ре­зультаты двух событий – родов и долгожданного рождения – совершенно различны, даже противоположны, но их стрессорное действие – неспецифическое требование приспособ­ления к новой ситуации – может быть одинаковым.

В современной литературе механизмы, лежащие в ос­нове стресс-реакции, называют стресс-реализующими системами.

Первый этап в стресс-реакции – активация симпати­ческого и парасимпатического звеньев автономной нерв­ной системы. Сильное эмоциональное возбуждение вызывает активацию высших вегетативных центров, в том числе эрготрофных (симпатических, в основном задних ядер гипоталамуса), и активацию симпатической нервной системы, что в свою очередь повышает функциональные возможности скелетных мышц, сердечнососудистой и дыхательной систем. Одновременно с этим увеличивает­ся активность трофотропных (парасимпатических) ядер гипоталамуса и парасимпатического отдела автономной нервной системы, что обеспечивает высокие возможнос­ти восстановительных процессов, направленных на сохра­нение гомеостаза (постоянства внутренней среды) в организме. Физиологические изменения в организме, на­блюдаемые на первом этапе стресс-реакции:

усиление сердечных сокращений;

расширение сосудов сердца;

сужение брюшных артерий;

расширение бронхиальных трубок;

увеличение силы скелетных мышц;

выработка глюкозы в печени;

увеличение продуктивности мыслительной деятель­ности;

расширение артерий, проходящих в толще скелет­ных мышц;

ускорение обмена веществ.

Если стрессор продолжает действовать, то возможности симпатической нервной системы по причине ограниченно­сти запасов медиаторов (биологически активных веществ, секретируемых нервными окончаниями и обусловливаю­щих передачу нервных импульсов) не позволяют противо­действовать ему. В этом случае включается следующий, вто­рой, механизм, который получил название реакции «битва-бегство» (позволяет организму либо бороться с угрозой, либо бежать от нее). Данная реакция рассмат­ривается как мобилизация организма, подготавливающая мышцы к активности в ответ на действие стрессора.

При возбуждении миндалевидного ядра (одного из центральных образований лимбической системы) мощ­ный поток импульсов идет к эрготропным ядрам гипота­ламуса, оттуда импульсация направляется к грудному отделу спинного мозга и, наконец, к центральному орга­ну этого механизма – мозговому слою надпочечников. В результате происходит выброс адреналина и норадре­налина, что приводит к увеличению артериального дав­ления, сердечного выброса, снижению кровотока в неработающих мышцах и органах, возрастает уровень свободных жирных кислот, триглицеридов, холестерина и глюкозы.

Благодаря этим физиологическим изменениям люди в чрез­вычайной ситуации способны совершать невероятные поступ­ки. Когда достаточно слабый человек поднимает машину, которой придавило ребенка, можно говорить о невероятной силе, сообщаемой нам реакцией «битва-бегство». Важно от­метить, что функцией парасимпатической нервной системы является возвращение нас в расслабленное состояние после того, как угроза миновала.

В целом первый и второй механизмы общего адапта­ционного синдрома называют симпато-адреналовой ре­акцией (САР). Если стрессор продолжает оказывать повреждающее воздействие, не компенсируемое реакци­ей «битва-бегство», то наступает следующий этап в стресс-реакции, в ходе которого активизируются другие эндокринные механизмы – адренокортикальный, сома-тотропный и тиреоидный.

Адренокортикальный механизм включается в том слу­чае, если активация симпатической нервной системы и мозгового слоя надпочечников оказывается неэффектив­ной. Цепь событий в этом случае такова: неокортекс –> септально-гипоталамический комплекс –> выделение кортиколиберина –> активация гипофиза –> выработка АКТГ –> активация коры надпочечников –> выделение глюкокортикоидов (кортизол, гидрокортизон и др.) и минералкортикоидов (альдостерон).

Главное в этом механизме – это продукция глюкокор­тикоидов, поскольку они вызывают значительное повыше­ние энергетических запасов (возрастает уровень глюкозы и свободных жирных кислот). Все это происходит для того, чтобы подготовить организм для дальнейшей борьбы со стрессом или бегству от него. Однако чрезмерное выделе­ние глюкокортикоидов приводит к нежелательным эффек­там, то есть наступает плата за адаптацию. Одним из наиболее важных изменений является снижение лимфо­цитов (вырабатываются вилочковой железой и лимфати­ческими узлами), которые крайне важны для нормальной деятельности иммунной системы, так как их основная функция – уничтожение инородных субстанций (напри­мер, бактерий). Вследствие этого резко снижается интен­сивность иммунных механизмов. Одновременно на данном этапе возрастает риск развития инфаркта миокар­да за счет спазма сосудов.

Альдостерон также подготавливает нас к активным дей­ствиям, поднимая артериальное давление настолько, что­бы питательные вещества и кислород быстрее и легче поступали к наиболее активным частям нашего организ­ма – внутренним органам и конечностям. Повышение артериального давления происходит за счет увеличения объема жидкостей в организме вследствие снижения вы­работки мочи и задержки выработки натрия.

Многие авторы считают, что одновременно с адренокортикальным активируется соматотропный механизм: неокортекс –> септально-гиппокампово-гипоталамическое возбуждение –> выделение соматолиберина гипоталаму­сом –> выделение соматотропного гормона аденогипофизом. Данный гормон (за счет высвобождения соматомедина) повышает резистентность к инсулину (как при диа­бете), ускоряет мобилизацию накопленных в организме жиров, в результате чего в крови повышается содержание глюкозы и свободных жирных кислот, то есть увеличива­ются энергетические запасы.

Активация тиреоидного механизма происходит по следующей схеме: неокортекс –> септально-гиппокампово-гипоталамическое возбуждение –> тиролиберин гипотала­муса –> активация гипофиза –> выработка тириотропного гормона (ТТГ) –> активация щитовидной железы –> выра­ботка тиреоидных гормонов (ТЗ – трийодтиронин, Т4 – тироксин). Физиологический смысл данного защитного механизма заключается в том, что тиреоидные гормоны повышают чувствительность тканей к циркулирующим в крови катехоламинам, повышают уровень энергообразо­вания, активизируют деятельность сердца (сократимость, ЧСС), повышают артериальное давление, в целом учаща­ется базальный ритм метаболизма. При этом повышается тревожность и уменьшается чувство усталости.

В настоящее время многими учеными проводятся ис­следования на тему «Может ли стресс стать причиной не­обратимых нарушений мозга». Гиппокамп – это та часть мозга, которая «бьет тревогу» при столкновении со стрес­сом. Именно рецепторы клеток гиппокампа определяют присутствие в организме глюкокортикоидов, вырабатыва­емых надпочечниками (уже в течение первых 30 минут в слюне диагностируется повышение уровня кортизола). Продолжительный стресс разрушает эти рецепторы и клет­ки гиппокампа в целом. А поскольку клетки мозга лише­ны способности восстанавливаться, то мы теряем их навсегда. Отсюда возникает очень интересный вопрос: воз­можно, если у нас станет недостаточно глюкокортикоид-ных рецепторов, мы перестанем реагировать на стресс? Для ответа на этот вопрос ученые продолжают проводить экс­перименты.

2. Стресс-лимитирующие системы. В процессе эволюции в организме человека появились механизмы, которые пре­пятствуют развитию стресс-реакции или снижают ее побоч­ные отрицательные воздействия на органы-мишени. Такие механизмы получили название стресс-лимитирующие си­стемы, или системы естественной профилактики стресса.

ГАМК-эргическая система. Гамма-аминомасляная кислота (ГАМК) продуцируется многими нейронами ЦНС, в том числе и тормозными. Под влиянием фермен­тов ГАМК превращается в мозге в ГОМК (гамма-оксимасляная кислота), которая способна тормозить деятельность многих структур мозга, в том числе и гипоталамуса. В ре­зультате не происходит запуска стресс-реакции.

Эндогенные опиаты (энкефалины, эндорфины, динорфины). Образуются из бета-липотропина в гипофизе под влиянием стресса. Эти вещества вызывают эйфорию, снижают болевую чувствительность, повышают работос­пособность, увеличивают возможность выполнения дли­тельной мышечной работы, снижают чувство тревоги. В целом эти вещества снижают психогенные реакции че­ловека на раздражители, уменьшая интенсивность эмоци­ональной реакции, запускающей стресс-реакцию.

Простогландины (преимущественно группы Е). Их продукция возрастает при стрессе, в результате чего снижается чувствительность ряда тканей к действию катехоламинов. Особенно это выражается в отношении чув­ствительности нейронов центральной нервной системы к норадреналину. Таким образом, простогландины снижа­ют выраженность стресс-реакции.

Антиоксидантная система. Как отмечалось ранее, при действии глюкокортикоидов активируется перекисное окисление липидов, следствием чего является образова­ние свободных радикалов, которые приводят к активации многих биохимических реакций в клетках, что нарушает их жизнедеятельность (плата за адаптацию). Однако в организме существуют эндогенные «тушители» этих свободнорадикальных процессов, которые получили название антиоксиданты. К ним относят витамин Е, серосодержа­щие аминокислоты (цистин, цистеин), фермент суперок-сиддисмутаза.

Трофотропные механизмы. Активация парасимпати­ческой нервной системы во время стресс-реакции пред­ставляет собой важнейший механизм зашиты от побочных эффектов глюкокортикоидов и других участников стресс-реакции.

Следует отметить, что помимо запуска этого защитного механизма естественным путем (неокортекс –> гипотала­мус –> парасимпатические центры ствола мозга и сакраль­ного отдела спинного мозга), существует возможность искусственного повышения активности парасимпатическо­го отдела автономной нервной системы, что можно исполь­зовать в качестве профилактики негативных последствий стресса. Тонус парасимпатической нервной системы повы­шается при умеренной физической нагрузке, мышечной релаксации или медитации. Медитация представляет со­бой различные формы сосредоточения – повторение от­дельных слов или фраз («мантр»), повторение физи­ческих действий, например, дыхательные движения с концентрацией внимания на них, зрительная концентра­ция, сосредоточение на какой-то парадоксальной пробле­ме (например: как звучит хлопок одной ладони?). К повышению активности парасимпатического отдела ВНС приводит переход на диафрагмальное дыхание. Ре­берное и ключичное дыхание активизирует симпатическую нервную систему.

Смотрите так же:  Болезнь дауна и синдром дауна отличия

Сбалансированная работа симпатического и парасимпа­тического отделов автономной нервной системы позволяет человеку адекватно реагировать на любые предъявляемые требования. В организме человека существуют естествен­ные механизмы, активизирующиеся при воздействии стрессогенных факторов и направленные на борьбу со стрессом, а также системы, препятствующие развитию стресс-реакции или снижающие ее побочные отрицатель­ные воздействия.

Нервная система: 10 заблуждений и мифов

Различные нарушения нервной системы встречаются у 15-20% населения. Эти нарушения могут проявляться вегето-сосудистой дистонией, хронической утомляемостью, депрессией, сонливостью днем и бессонницей ночью, страхами, тревогой, безволием, головными болями, раздражительностью, повышенной чувствительностью к погодным изменениям и другими симптомами, носящими индивидуальный характер.

Несмотря на убедительные научные данные, повсеместно распространены устаревшие, примитивные или ошибочные представления о причинах и способах устранения этих состояний. К сожалению, этому в немалой степени способствует и отсутствие должной эрудиции среди медработников. Мифы в данной области знаний крайне живучи и приносят немалый вред хотя бы потому, что не оставляют ничего другого, кроме как мириться с возникшими нервными расстройствами (миф — широко распространённое, массовое заблуждение, преподносимое как научный факт) Наиболее стойкие и распространенные заблуждения состоят в следующем.

Миф первый: «Главной причиной нервных расстройств являются стрессы» — Если бы это соответствовало истине, такие расстройства никогда не возникали бы на фоне полного жизненного благополучия. Жизненные реалии, однако, весьма часто свидетельствуют о совершенно обратном. Стресс, действительно, может приводить к нервным нарушениям. Но для этого он должен быть либо слишком сильным, либо слишком длительным. В остальных случаях последствия стрессов наступают лишь у тех, чья нервная система была нарушена еще до наступления стрессовых событий.

Нервные нагрузки здесь всего лишь играют роль проявителя, используемого в фотографии, то есть делают скрытое — явным. Если, например, обычный порыв ветра валит деревянный забор — то главной причиной этого события будет отнюдь не ветер, а слабость и ненадежность сооружения. Частым, хоть и не обязательным показателем нездоровья нервной системы служит повышенная чувствительность к прохождению атмосферных фронтов. Вообще, для ослабленной нервной системы в роли «стресса» может выступать все, что угодно, например — капающая из крана вода или самый незначительный бытовой конфликт. С другой стороны, каждый может вспомнить немало примеров, когда люди, долгое время находившиеся в крайне незавидных, тяжелых обстоятельствах, становились от них только сильнее — и духом, и телом. Разница в малом — в правильной или нарушенной работе нервной клетки…

Миф второй: «Все болезни — от нервов» Это одно из давних, наиболее устойчивых заблуждений. Если бы данное утверждение было бы справедливым, это означало бы, например, что любая армия после месяца боевых действий полностью превращалась бы в походный лазарет. Ведь, по идее, столь мощный стресс, как реальный бой, должен был бы вызвать заболевания у всех, кто в нем участвовал. Но на самом деле такие явления отнюдь не носят столь массового характера. В мирной жизни также существует немало профессий, связанных с повышенными нервными нагрузками. Это — врачи «скорой помощи», работники сферы обслуживания, педагоги и пр. Среди представителей названных профессий, однако, нет всеобщей и обязательной заболеваемости.

Принцип «Все болезни — от нервов» означает, что болезни возникают «на ровном месте», по единственной причине нарушения нервной регуляции. — Мол, человек был полностью здоров, но после вызванных неприятностями переживаний стал испытывать, например, боли в сердце. Отсюда — вывод: нервные нагрузки вызвали заболевание сердца. В действительности же за всем этим кроется нечто другое: дело в том, что многие заболевания носят скрытый характер и далеко не всегда сопровождаются болевыми ощущениями.

Очень часто эти заболевания проявляют себя лишь тогда, когда к ним предъявляются повышенные требования, в том числе — связанные с «нервами». Например, больной зуб может долго не выдавать себя, пока на него не попадет горячая или холодная вода.

Сердце, которое мы только что упоминали, также может быть поражено болезнью, но в начальных или умеренных стадиях это может не давать ни боли, ни других неприятных ощущений. Основным, а в большинстве случаев — единственным методом исследования сердца является кардиограмма. При этом, общепринятые методы ее проведения оставляют нераспознанными большую часть сердечных недомоганий. Цитата: «ЭКГ, снятая в покое и вне сердечного приступа, не позволяет диагностировать около 70% всех сердечных заболеваний» («Стандарты диагностики и лечения» СПб, 2005г).

В диагностике других внутренних органов имеются проблемы ничуть не меньшие, о чем — далее. Таким образом, утверждение «Все болезни — от нервов» изначально неверно. Нервные нагрузки всего лишь ставят организм в такие условия, что начинают проявляться те заболевания, которыми он уже был болен. О реальных причинах и правилах лечения этих заболеваний — на страницах книги «Анатомия жизненной силы. Секреты восстановления нервной системы», доступно и доходчиво.

Миф третий: «При нервных расстройствах нужно принимать только те препараты, которые непосредственно действуют на нервную систему».

Прежде чем перейти к фактам, опровергающим эту точку зрения, можно поставить простые вопросы о том, что нужно лечить, если рыба в пруду больна — рыбу или пруд? Может быть, заболевания внутренних органов вредят только им самим? Возможно ли, чтобы нарушение деятельности какого-либо органа никак не отражалось на состоянии организма?

Очевидно, нет. Но нервная система человека — такая же его часть, как сердечно — сосудистая, эндокринная или любая другая. Имеется целый ряд заболеваний, возникающих непосредственно в мозге. Именно для их лечения должны приниматься лекарства, напрямую влияющие на мозговую ткань. При этом, несравнимо более часто нервно-психологические проблемы являются следствием общих нарушений физиологии или биохимии организма. Например, хронические заболевания внутренних органов имеют очень важное свойство: все они, так или иначе, нарушают мозговое кровообращение. Кроме этого, каждый из этих органов способен оказывать свое, особое влияние на нервную систему — в силу тех специфических задач, которые он выполняет в организме.

Упрощенно, эти задачи сводятся к тому, чтобы поддерживать постоянство состава крови — так называемый «гомеостаз». Если данное условие не выполняется, то спустя некоторое время возникают нарушения тех биохимических процессов, которые обеспечивают работу мозговых клеток. Это и является одной из главных причин всевозможных нервных расстройств, которые, к слову, могут быть единственным проявлением заболеваний внутренних органов.

Имеется официальная статистика, согласно которой у лиц с хроническим течением этих заболеваний, нервно-психические отклонения отмечаются в 4 — 5 раз чаще, чем среди всего населения в целом. Весьма показателен эксперимент, когда паукам вводили кровь здоровых людей, после чего в жизнедеятельности насекомых не отмечалось никаких изменений. Но, когда паукам вводили кровь, взятую от психически больных, поведение членистоногих резко менялось. В частности, они начинали совершенно иначе плести паутину, которая становилась уродливой, неправильной и ни на что не годной (при расстройствах некоторых органов в крови человека могут находиться десятки веществ, которые и сегодня не могут быть идентифицированы).

Сведения о том, что заболевания внутренних органов нарушают работу мозга, накапливались очень долго. Эти сведения подтверждались, в частности, слишком малой эффективностью общеоздоровительных мероприятий, применяемых при ослаблении нервной системы, тогда как прицельное лечение нарушенных органов приводило к ее скорой реабилитации.

Интересно, что такие же наблюдения сделала и китайская медицина много столетий назад: иглоукалывание так называемых «общеукрепляющих точек» часто давало мало пользы, а разительные исцеления происходили лишь тогда, когда использовались точки, связанные с конкретными ослабленными органами. В трудах классиков европейской медицины говорится о том, что «… не нужно назначать нервоукрепляющее лечение, а надо доискиваться и атаковать те причины внутри организма, которые привели к ослаблению нервной системы.»

К сожалению, знания такого рода изложены лишь в специальной научной литературе. К еще большему сожалению, выявление и лечение хронических, вялотекущих заболеваний отнюдь не относится к приоритетам современной поликлинической медицины.

В «Анатомии жизненной силы…» наглядно показано, как и за счет чего происходит угнетение нервной системы при наиболее частых и распространенных нарушениях со стороны внутренних органов. Приведены косвенные и малозначительные, казалось бы, признаки, которыми проявляются эти нарушения. Также описаны доступные и эффективные методы их устранения, наряду с описанием механизма их лечебного действия.

Миф четвертый: «При ослаблении жизненного тонуса нужно принимать тонизирующие средства вроде элеутерококка, родиолы розовой или пантокрина» Тонизирующие средства (так называемые «адаптогены») на самом деле не могут устранить ни одной причины ослабления жизненного тонуса. Их могут принимать только здоровые люди перед значительными физическими или нервными нагрузками, например — перед дальним путешествием за рулем. Прием этих средств лицами с ослабленной нервной системой приведет только к тому, что будут израсходованы их последние внутренние резервы. Ограничимся мнением д.м.н., профессора И.В.Киреева: «тонизирующие средства облегчают состояние пациента на непродолжительное время, за счет индивидуального потенциала организма» Другими словами — даже при очень скромных доходах можно обедать в ресторанах. Но только три дня в месяц. За счет чего питаться далее — неизвестно.

Миф пятый: «Целеустремленность и любые другие качества человека зависят только от него самого» Всякий думающий человек подозревает, по меньшей мере, что это не совсем так. Что же касается научных взглядов, они могут быть представлены следующими данными: За целеустремленную деятельность у человека отвечают особые участки мозга — лобные доли.

Имеется довольно много причин, способных нарушить их нормальное состояние. Например — затрудненное или сниженное кровообращение в данной области мозга. При этом абсолютно не страдают мышление, память и вегетативные рефлексы (кроме тяжелых, клинических случаев) Однако, подобные нарушения вызывают изменения в тонких нейрональных механизмах целеполагания, из-за чего человек становится несобранным, неспособным к концентрации внимания и волевым усилиям для достижения цели (в быту: «Без царя в голове», «В голове — ветер» и др.).

Заметим, что нарушения в разных зонах мозга вызывают самые различные изменения в психологии человека. Так, при нарушениях в одной из таких зон начинают резко преобладать инстинкт самосохранения, беспричинная тревога и страх, а отклонения в работе других зон делают людей слишком смешливыми. Вообще, важнейшие психологические характеристики личности в огромной, превалирующей степени зависят от особенностей работы некоторых мозговых структур. При помощи электроэнцефалограмм, например, было выявлено, каким образом влияет на личностные качества человека преобладающая у него частота биоэлектрической активности мозга:

— лица с хорошо выраженным альфа-ритмом (8-13 Гц) — это активные, стабильные и надежные люди. Для них характерны высокая активность и упорство, точность в работе, особенно в условиях стресса, хорошая память;

— лица с преобладающим бета-ритмом (15-35 Гц) демонстрировали низкую концентрацию внимания и неаккуратность, допускали большое количество ошибок при низкой скорости работы, обнаруживали низкую устойчивость к стрессу. Кроме этого, было выявлено, что лица, у которых нервные центры работали в унисон друг с другом в передних отделах мозга — характеризовались выраженной авторитарностью, независимостью, самоуверенностью, критичностью. Но по мере того, как этот унисон смещался назад, к центральной и теменно-затылочной областям мозга (соответственно 50 и 20 % испытуемых), эти психологические качества претерпевали изменения вплоть до прямо противоположных. Проведенное в США исследование объяснило, например, почему подростки, в большей степени, чем взрослые, склонны к рискованным поступкам: употреблению наркотиков, случайным половым связям, вождению автомобиля в нетрезвом виде и пр. Изучив данные энцефалограмм, ученые пришли к выводу, что у молодых людей, по сравнению со взрослыми, значительно уменьшена биологическая активность в тех участках мозга, которые отвечают за принятие осмысленных решений.

Попутно развеем еще один миф о том, что человек, якобы, сам создает свой характер. Ошибочность данного суждения следует хотя бы из того факта, что основные черты характера складываются примерно к четырехлетнему возрасту. В большинстве случаев, это тот период детства, начиная с которого люди помнят себя. Таким образом, «костяк» характера формируется без учета наших пожеланий (в пословицах: «Детеныш льва уже похож на льва», «Луком родился, — луком, а не розой и умрешь»).

Смотрите так же:  Ботокс и депрессия

Методом позитронной томографии были получены сведения о том, что каждому типу характера здоровых людей соответствуют определенные особенности кровотока в различных областях мозга (то же, к слову, лежит и в основе деления людей на две большие группы — интровертов и экстравертов) .

По схожим, независимым от нас причинам возникают индивидуальные особенности походки, почерка и многое другое. При всем этом, можно легко избавиться от многих нежелательных черт своего характера, если устранить те препятствия, которые мешают нормальной работе нервных клеток. Как именно — в моей книге.

Миф шестой: «Депрессию вызывают или тяжелые жизненные обстоятельства, или неправильный, пессимистический образ мыслей».

Очевидно, нужно согласиться с тем, что далеко не у всех, кто оказался в сложных жизненных условиях, возникает депрессия. Как правило, здоровая и сильная нервная система позволяет перенести вынужденную смену жизненного уклада без особого ущерба для себя. Стоит, однако, заметить, что этот процесс обычно сопровождается весьма болезненным периодом, в течение которого происходит понижение «уровня притязаний», то есть отказ от ожидаемых или привычных жизненных благ. Нечто подобное происходит и в случае неизбежных утрат близких. Если же потеря близкого человека вызывает стойкие и все более усиливающиеся негативные симптомы, это заставляет подозревать наличие в организме скрытых телесных или нервных заболеваний. В частности, если кто-либо в таких случаях начинает заметно терять в весе — это повод думать о наличии рака желудка.

Что до «печального образа мыслей» и якобы порождаемой им депрессии, то все обстоит несколько иначе: вначале возникает депрессия, и только затем ей находят различные правдоподобные объяснения («Все — плохо», «Жизнь бессмысленна» и пр.). С другой стороны, каждый без труда может припомнить разудалых розовощеких увальней, пышущих жизнелюбием во всех его формах, но обладающих при этом крайне примитивной жизненной философией. Депрессия есть проявление нарушенной деятельности мозговых клеток (безусловно, наряду с этим существуют и такие события, как «горе» или «большое горе». Они могут вызвать депрессию и у абсолютно здоровых людей, но душевные раны в этом случае рано или поздно затягиваются. Тогда говорят, что «Время лечит»).

Различить в себе депрессию иногда весьма трудно, поскольку она может прятаться под разными одеждами и масками. Даже те, кто точно знает о своей подверженности депрессиям, далеко не всегда могут распознать очередное обострение данного заболевания, настолько естественными кажутся им рисуемые депрессией мрачные картины мировосприятия. На страницах «Анатомии жизненной силы…» приведен полный перечень прямых и косвенных признаков, которые позволят выявить у себя возможное наличие депрессивных расстройств.

Миф седьмой: «Если человек не может избавиться от курения — значит у него слабая сила воли». — Заблуждение, имеющее давние корни и чрезвычайно широко распространенное. Ошибочность данного мнения состоит в следующем:

Известно, что компоненты табачного дыма начинают, рано или поздно, участвовать в биохимических реакциях организма, вытесняя собой вещества, специально предназначенные для этого природой. Мало того, что это извращает важнейшие процессы в организме, — курение вызывает перестройку работы нервной системы, после чего ей будут требоваться все новые и новые порции никотина. При отказе от курения в мозге должны произойти обратные изменения, которые позволят ему вновь перейти на «полное внутреннее обеспечение». Но данный процесс происходит лишь у тех, чья нервная система обладает высокими возможностями адаптации, то есть способности к приспособлению (общеизвестные примеры адаптации — это моржевание и открытие «второго дыхания» у бегунов на длинные дистанции).

Согласно статистике, способность к адаптации снижена, в той или иной степени, примерно у 30% населения — по причинам, от них не зависящим и доступно описанным далее. Приспособительные реакции происходят на клеточном уровне, поэтому повысить свои адаптивные возможности с помощью «силы воли» практически невозможно (ибо сказано: «Выше головы не прыгнешь»).

Описано, например, немало случаев, когда людей, желающих во что бы то ни стало покончить с курением, по их просьбе увозили и оставляли далеко в тайге или в других местах, где приобретение сигарет было бы невозможным. Но уже через день-два табачное воздержание становилось настолько невыносимым («физиологическая абстиненция»), что вынуждало этих людей курить прошлогоднюю листву и напролом добираться до ближайшего поселения.

Также, персоналу кардиологических стационаров хорошо известны отнюдь не единичные эпизоды, когда их пациенты продолжали курить, даже находясь под угрозой повторных инфарктов. Исходя из таковых реалий, лицам со сниженной адаптивностью, намеревающимся отказаться от курения, предварительно рекомендуется прием препаратов, искусственно улучшающих работу мозга — вплоть до антидепрессантов. Примерно таким же образом обстоят дела и с алкогольной зависимостью. Попутно заметим, что приспособительные возможности небезграничны и у лиц со здоровой нервной системой. Например, одна из пыток, применяемых криминалитетом, состоит в насильственных инъекциях тяжелых наркотиков, после чего человек становится наркоманом. Дальнейшее известно.

Все вышесказанное, впрочем, никоим образом не отменяет эффективности описанных в книге методов, способных восстановить силу и нормальную адаптивную способность нервных клеток.

Миф восьмой: «Нервные клетки не восстанавливаются» (вариант: «Сердитые клетки не восстанавливаются») Этот миф утверждает, что нервные переживания, проявляемые в виде гнева или других отрицательных эмоций, влекут за собой необратимую гибель нервной ткани. На самом деле, отмирание нервных клеток — процесс постоянный и естественный. Обновление этих клеток происходит в разных участках мозга со скоростью от 15 до 100% в год. При стрессах усиленно «расходуются» не сами нервные клетки, а те вещества, которые обеспечивают их работу и взаимодействие между собой (прежде всего — так называемые «нейротрансмиттеры»).

Из-за этого может возникнуть постоянный дефицит этих веществ и, как следствие — затяжное нервное расстройство (полезно знать, что упомянутые вещества безвозвратно тратятся мозгом при любых психических процессах, в том числе — при мышлении, общении и даже тогда, когда человек испытывает удовольствие. Всегда действует один и тот же природный механизм: если каких-либо впечатлений становится чересчур много, мозг отказывается их правильно воспринимать (отсюда — пословицы: «Где тебя любят — туда не учащай», «Гость и рыба плохо пахнут на третий день» и др.). Из истории, например, известно, что многие восточные властители, регулярно пресыщаясь всеми возможными земными утехами, полностью утрачивали способность получать удовольствие от чего бы то ни было. Вследствие этого обещались немалые вознаграждения любому, кто смог бы вернуть им хотя бы какую-то радость жизни. Еще один пример — это так называемый «принцип конфетной фабрики», согласно которому даже у людей, которые очень любили сладости, уже после месяца работы на кондитерском производстве возникает стойкое отвращение к данной продукции).

Миф девятый: «Лень — это придуманный недуг для тех, кто не хочет работать» Обычно считают, что у человека имеется только три природных инстинкта: самосохранение, продление рода и пищевой. Между тем, этих инстинктов у человека гораздо больше. Один из них — это «инстинкт экономии жизненных сил». В народном фольклоре он присутствует, например, в виде поговорки «Глупец начнет думать, когда устанет». Данный инстинкт присущ всему живому: в научных экспериментах любые подопытные особи всегда отыскивают наиболее легкий путь к кормушке. Найдя его, в дальнейшем они пользуются только им («Мы все ленивы и нелюбознательны» А.С. Пушкин) В то же время, имеется определенное количество людей, которые испытывают постоянную потребность в труде.

Таким способом они уходят от внутреннего дискомфорта, вызванного переизбытком энергии. Но и в этом случае силы тратятся ими только на ту деятельность, которая способна принести пользу или доставить удовольствие, например — игру в футбол. Необходимость расходовать энергию на бессмысленную работу вызывает страдания и активное неприятие. Например, для наказания отроков во времена Петра I, их заставляли в буквальном смысле «толочь воду в ступе» (По большому счету, инстинкт экономии жизненных сил требует довольно жесткого равновесия между трудом и получаемым вознаграждением. Попытки длительно игнорировать данное условие привели, в частности, к отмене крепостного права в России и к экономическому краху СССР).

Лень — это не что иное, как проявление инстинкта экономии жизненных сил. Частое возникновение этого чувства свидетельствует о том, что запасы энергии в организме снижены. Лень, апатия — наиболее частые симптомы синдрома хронической усталости — то есть измененного, нездорового состояния организма. Но при любом состоянии организма много энергии тратится на его внутренние запросы, в том числе — на поддержание температуры тела, сердечные сокращения, дыхательные движения. Достаточно большое количество энергии уходит только на то, чтобы держать мембраны нервных клеток под определенным электрическим напряжением, что равнозначно простому поддержанию сознания. Таким образом, возникновение лени или апатии — это биологическая защита от «разбазаривания» жизненных сил в случае их дефицита. Непонимание данного механизма служит почвой для бесчисленных семейных конфликтов, а также вызывает у многих людей идеи самообвинения («Я стал слишком ленивый»).

Миф десятый: «Хроническая усталость пройдет, если дать организму отдых» Опровержение: у здоровых людей, даже связанных с тяжелой и каждодневной физической работой, силы полностью восстанавливаются после ночного сна. В то же время, многие ощущают постоянную усталость и при отсутствии мышечной нагрузки как таковой. Разгадка этого противоречия в том, что образование или высвобождение энергии в организме могут быть нарушены на любом этапе, в силу разнообразных внутренних причин.

Например, одна из них — незаметное ослабление работы щитовидной железы (гормоны, вырабатываемые данной железой — тот же керосин, которым брызгают на сырые дрова) В результате обмен веществ и энергии в организме и мозге замедляется, становясь неполноценным. Очень часто, к сожалению, подобные причины нервных расстройств игнорируются психиатрами и врачами других специальностей. Для справки — до 14% пациентов, направляемых к психиатрам или психотерапевтам по поводу слабости или депрессии, на самом деле страдают только от сниженной деятельности щитовидной железы.

О других, гораздо более частых и распространенных причинах ослабления жизненной энергии — в книге А. Торнова «Анатомия жизненной силы. Секреты восстановления нервной системы». Книга в формате «Word».

Связь: [email protected] Это единственный адрес, с которого данная книга может быть получена легально, в полной и доработанной авторской версии.

© А.Г. Торнов, 2013
© Публикуется с любезного разрешения автора

Другие статьи

  • Конспект занятия с детьми дошкольного возраста по оригами Конспект занятия по оригами "Снежинка" Конспект занятия по ручному труду (в технике оригами) в старшей группе. Воспитатель: Синицина М.К. Продолжать учить складывать квадратный лист бумаги пополам, совмещая углы и стороны. Продолжать развивать и совершенствовать […]
  • Как мамы занимаются развитием ребенка Как маме начать регулярно заниматься с ребенком и не заскучать Дата: Август 18, 2014 Идея раннего развития становится все популярнее среди молодых родителей. Они штудируют книги Лупан и Никитиных, предлагают малышу кубики Зайцева и карточки Домана, пробуют применять […]
  • Средства развития физических качеств у дошкольников «Подвижные игры как средство развития физических качеств у дошкольников». Подготовила: инструктор по ф.к. МБДОУ д /с 16 Виноградова Г.В. ЗАТО г. Североморск. - презентация Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемmbdou-ds16.ru Похожие […]
  • Мелоксикам инструкция по применению детям Мелоксикам раствор 1 мл раствора содержит активное вещество: мелоксикам- 10,0 мг. Фармакотерапевтическая группа Нестероидный противовоспалительный препарат Фармакологическое действие Нестероидный противовоспалительный препарат (НПВП), обладает противовоспалительным, […]
  • Ребенок в 1 год спит 3 раза Сколько раз в день положено спать ребёнку после года? Здравствуйте! Нашему сынку 1 год 22 дня. Спит 2 раза днём. Утром в 10−11 и после обеда в 14−15. Спит по 40−50 минут. Укачиваемся долго. Вечером ложится спать в разное время — когда в 21 ч., 22 ч., а вчера уже […]
  • Почему храпит маленький ребенок Из-за чего ребенок храпит ночью и что с этим делать? Храп ассоциируется у нас со взрослыми людьми. Тем не менее, с детьми это тоже нередко случается, что заставляет их мам сильно нервничать. Почему малыш начал храпеть по ночам, насколько это опасно и как справиться с […]