Методика фомичевой воспитание у детей правильного произношения

Методика фомичевой воспитание у детей правильного произношения

Повышение эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения предусматривает совершенствование всех звеньев системы народного образования, улучшение качества профессиональной подготовки педагогов, в том числе и воспитателей детских садов.

В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» четко определяет задачи развития речи детей для разных возрастных этапов и предусматривает предупреждение и исправление ее нарушений.

Своевременное развитие речи перестраивает всю психику малыша, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости!

Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими. Таким образом, необходимо, чтобы речь взрослых была образцом для детей. В связи с этим в учебных планах педучилищ серьезное внимание уделяется совершенствованию речи самих учащихся. Вместе с тем большое место отводится изучению методики развития речи детей.

Данное пособие призвано помочь учащимся в овладении специальными знаниями, а также практическими навыками работы по предупреждению и устранению дефектов речи у детей. Оно подготовлено на основе программы курса «Практикум по логопедии» с учетом новых исследований в области логопедии, смежных наук и передового опыта работы дошкольных учреждений.

В пособии освещены следующие вопросы: нарушения звукопроизношения и их исправление, участие воспитателя в коррекции нарушений речи у детей, работа воспитателя по формированию у дошкольников правильного произношения, работа воспитателя с родителями, взаимосвязь в работе воспитателя и логопеда.

Фомичева М.В. Воспитание у детей правильного зв. Фомичева М. В. Воспитание у детей правильного звукопроизношения Предисловие

Фомичева М.В. Воспитание у детей правильного звукопроизношения

Повышение эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения предусматривает совершенствование всех звеньев системы народного образования, улучшение качества профессиональной подготовки педагогов, в том числе и воспитателей детских садов.

В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» четко определяет задачи развития речи детей для разных возрастных этапов и предусматривает предупреждение и исправление ее нарушений.

Своевременное развитие речи перестраивает всю психику малыша, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости!

Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими. Таким образом, необходимо, чтобы речь взрослых была образцом для детей. В связи с этим в учебных планах педучилищ серьезное внимание уделяется совершенствованию речи самих учащихся. Вместе с тем большое место отводится изучению методики развития речи детей.

Данное пособие призвано помочь учащимся в овладении специальными знаниями, а также практическими навыками работы по предупреждению и устранению дефектов речи у детей. Оно подготовлено на основе программы курса «Практикум по логопедии» с учетом новых исследований в области логопедии, смежных наук и передового опыта работы дошкольных учреждений.

В пособии освещены следующие вопросы: нарушения звукопроизношения и их исправление, участие воспитателя в коррекции нарушений речи у детей, работа воспитателя по формированию у дошкольников правильного произношения, работа воспитателя с родителями, взаимосвязь в работе воспитателя и логопеда.

В дошкольных учреждениях логопедическая работа проводится по двум основным направлениям: коррекционному и профилактическому. Воспитателю необходимо знать, какие бывают нарушения речи, когда и как они возникают, каковы способы их выявления и устранения (коррекционное направление). Но еще в большей степени для педагога-практика важно профилактическое направление, которое по своим задачам и содержанию совпадает с работой по звуковой культуре речи, предусмотренной «Программой воспитания и обучения в детском саду». Поэтому последнему направлению в пособии уделено особое внимание.

В процессе непосредственной работы с детьми во время педагогической практики учащиеся смогут использовать материал по выявлению недостатков звукопроизношения и осуществлению индивидуального подхода к детям, имеющим различные нарушения речи, а также разработки занятий, конкретные рекомендации по исправлению звуков, стихи, потешки, рассказы для закрепления звуков в речи.

Будущим воспитателям дошкольных учреждений необходимо отчетливо представлять себе, что вся работа по формированию у детей правильной речи должна быть подчинена главной задаче — подготовке к успешному обучению в школе и что успех в этой работе может быть достигнут только при тесном контакте педагогов, родителей и логопеда.

Введение в логопедию

Логопедия как наука

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка (подробно о различных нарушениях речи см. в соответствующих разделах).

Изучением речевых нарушений, их предупреждением и преодолением путем воспитания и обучения занимается специальная педагогическая наука — логопедия.

Предмет логопедии — изучение нарушений речи и методов их устранения.

Задачи логопедии — определение причин и характера речевых нарушений, их классификация, разработка эффективных способов предупреждения и коррекции.

Методами логопедии как науки являются:

диалектико-материалистический метод, основные требования которого следующие: изучать явление в его развитии, в связях и взаимодействии с другими явлениями, выявлять моменты перехода количественных изменений в качественные и т. д.;

общенаучные методы познания, к которым относятся эксперимент, математические методы и др.;

конкретно-научные методы: наблюдение, беседа, анкетирование, изучение педагогической документации и др.

Логопедия является отраслью педагогической науки — дефектологии, изучающей особенности развития, воспитания, обучения и подготовки к трудовой деятельности детей с физическими, психическими и речевыми недостатками.

Логопедия тесно связана со смежными науками.

Поскольку объектом исследования и воздействия является ребенок, логопедия тесно связана с дошкольной педагогикой.

Для развития речи большое значение имеют степень сформированно таких психических процессов, как внимание, восприятие, память, мышление, а также активность поведения, изучением которых занимается общая и возрастная психология.

Изучение причин речевых нарушений, их устранение, обучение и воспитание детей с дефектами речи опирается на данные физиологии, которая является естественнонаучной базой общей и специальной педагогики.

Развитие речи ребенка тесно связано с влиянием окружающих, с условиями, в которых он живет. Поэтому логопедия связана с социологией, которая занимается изучением социальной среды.

В процессе развития ребенок овладевает важнейшим средством общения людей — языком: системой фонетических, лексических и грамматических средств, необходимых для выражения мыслей, чувств. Таким образом, логопедия тесно связана с наукой о языке — лингвистикой.

Знание логопедии помогает педагогу успешно решать две важные задачи: профилактическую, направленную на формирование у детей правильной речи, и коррекционную, предусматривающую своевременное выявление нарушений речи и помощь в. их устранении. Для успешного решения этих задач необходимо также учитывать закономерности нормального развития детской речи, активно и правильно руководить этим процессом.

Что составляет предмет логопедии, каковы его задачи и методы?

С какими науками связана логопедия?

Для чего воспитателю необходимо изучать логопедию?

Краткие сведения о развитии речи ребенка

Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления. Различают внешнюю и внутреннюю речь. Для общения друг с другом люди пользуются внешней речью. Разновидностями внешней речи являются устная и письменная речь. Из внешней речи развивается речь внутренняя (речь — «думание»), которая позволяет человеку мыслить на базе языкового материала.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» предусматривает развитие всех компонентов устной речи: словаря, грамматического строя, звукопроизношения.

Словарь и грамматический строй развиваются и совершенствуются постоянно не только в дошкольном возрасте, но и в процессе обучения в школе. Правильное звукопроизношение формируется у ребенка в основном к четырем-пяти годам. Поэтому воспитание правильного произношения всех звуков родного языка должно быть закончено в дошкольном возрасте. А так как звук является смысловой единицей — фонемой лишь в слове, то вся работа по воспитанию правильного звукопроизношения неразрывно связана с работой по развитию речи детей.

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.

Для нормального становления речи ребенка необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, а органы чувств — слух, зрение, обоняние, осязание — были достаточно развиты. Особенно важно для формирования речи развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов.

Анализаторы — сложные нервные механизмы, производящие тончайший анализ всех раздражений, воспринимаемых организмом высших животных и человека из внешней и внутренней среды. К анализаторам относятся все органы чувств (зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания), а также специальные рецепторные аппараты, заложенные во внутренних органах и мышцах.

Все вышеперечисленные факторы в значительной степени зависят от окружающей среды. Если ребенок не получает новых ярких впечатлений, не создана обстановка, способствующая развитию движений и речи, задерживается и его физическое и психическое развитие.

Большое значение для развития речи имеет психофизическое здоровье ребенка — состояние его высшей нервной деятельности, высших психических процессов (внимания, памяти, воображения, мышления), а также его физическое (соматическое) состояние.

Развитие речи начинается у ребенка с трех месяцев, с периода гуления. Это этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, т. е. формируется импрессивная речь. Прежде всего малыш начинает различать интонацию, затем слова, обозначающие предметы и действия. К девяти-десяти месяцам он произносит отдельные слова, состоящие из одинаковых парных слогов (мама, папа). К году словарь обычно достигает 10—12, а иногда и большего количества слав (баба, киса, му, бэ и др.). Уже на втором году жизни ребенка слова и звукосочетания становятся для него средством речевого общения, т. е. формируется экспрессивная речь.

Смотрите так же:  Спят ли дети в школах

Речь малыша развивается по подражанию, поэтому большую роль в ее формировании играет четкая, неторопливая, грамматически и фонетически правильная речь взрослых. Не следует искажать слова, имитировать детскую речь.

В этот период необходимо развивать пассивный словарь (слова, которые ребенок еще не произносит, но соотносит с предметами). Постепенно у малыша развивается активный словарь (слова, которые он употребляет в своей речи).

К двум годам активный словарь у детей насчитывает 250—300 слов. В это же время начинается процесс формирования фразовой речи. Сначала это простые фразы из двух-трех слов, постепенно, к трем годам, они усложняются. Активный словарь достигает 800—1000 слов. Речь становится для ребенка полноценным средством общения. К пяти годам активный словарь у детей увеличивается до 2500—3000 слов. Удлиняется и усложняется фраза, улучшается произношение. При нормальном развитии речи к четырем-пяти годам у ребенка спонтанно корригируются физиологические нарушения звукопроизношения. К шести годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, имеет достаточный по объему активный словарь и практически овладевает грамматическим строем речи.

Развитие каких сторон устной речи предусматривает «Программа воспитания и обучения в детским саду»?

От каких факторов зависит становление речи ребенка?

Как развивается речь ребенка?

Произносительная сторона речи

Одним из разделов общей культуры речи, характеризующейся степенью соответствия речи говорящего нормам литературного языка, является звуковая культура речи, или ее произносительная сторона. Основные компоненты звуковой культуры речи: интонация (ритмико-мелодическая сторона) и система фонем (звуки речи). Остановимся подробнее на каждом.

Интонация — это совокупность звуковых средств языка, которые фонетически организуют речь, устанавливают смысловые отношения между частями фразы, сообщают фразе повествовательное, вопросительное или повелительное значение, позволяют говорящему выражать разные чувства. В письме интонация в известной мере выражается посредством знаков препинания.

Интонация включает следующие элементы: мелодику, ритм, темп, тембр речи и логическое ударение. Мелодика речи — повышение и понижение голоса для выражения утверждения, вопроса, восклицания во фразе. Ритм речи — равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе голоса. Темп — скорость произнесения речи. Он может быть ускоренным или замедленным в зависимости от содержания и эмоциональной окраски высказывания. При ускоренном темпе речи снижается ее отчетливость, внятность. При замедленном темпе речь теряет свою выразительность. Для подчеркивания смысловых частей высказывания, а также для отделения одного высказывания от другого используются паузы — остановки в потоке речи. В детской речи часто наблюдаются паузы, связанные с несформированностью речевого дыхания, с неумением ребенка распределить речевой выдох в соответствии с длиной высказывания. Тембр — эмоциональная окрашенность высказывания, выражающая различные чувства и придающая речи многообразные оттенки: удивления, грусти, радости и т. д. Тембр речи, ее эмоциональная окрашенность достигаются путем изменения высоты тона, силы голоса при произнесении фразы, текста.

Логическое ударение — смысловое выделение слова во фразе путем усиления голоса в сочетании с увеличением длительности произнесения.

Для формирования у детей ритмико-мелодической стороны речи необходимо развивать.

речевой слух — такие его компоненты, как восприятие соответствующего ситуации темпа и ритма речи, а также звуко высотный слух — восприятие движений тона голоса (повышение и понижение),

основные качества голоса — силу и высоту,

речевое дыхание — его длительность и интенсивность.

Вопросы и задания

1. Каково значение интонации?

2. Назовите и охарактеризуйте элементы интонации.

В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слов. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая отличать одно слово от другого (дом, ком, том, лом, сом). Такой звук-смыслоразличитель называется фонемой. Все звуки речи различаются на основе артикуляторных (разница в образовании) и акустических (разница в звучании) признаков.

Звуки речи являются результатом сложной мускульной работы различных частей речевого аппарата. В их образовании принимают участие три отдела речевого аппарата: энергетический (дыхательный) — легкие, бронхи, диафрагма, трахея, гортань; генераторный (голосообразующий) — гортань с голосовыми связками и мышцами; резонаторный (звукообразующий) — полость рта и носа.

Взаимосвязанная и координированная работа трех частей речевого аппарата возможна лишь благодаря центральному управлению процессами речеи голосообразования, т. е. процессы дыхания, голосообразования и артикуляции регулируются деятельностью центральной нервной системы. Под ее влиянием осуществляются действия на периферии. Так, работа дыхательного аппарата обеспечивает силу звучания голоса; работа гортани и голосовых связок — его высоту и тембр; работа ротовой полости обеспечивает образование гласных и согласных звуков и их дифференциацию по способу и месту артикуляции. Носовая полость выполняет резонаторную функцию — усиливает или ослабляет обертоны, придающие голосу звонкость и полетность.

В образовании звуков принимает участие весь речевой аппарат (губы, зубы, язык, нёбо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма). Источником образования звуков речи служит струя воздуха идущая из легких черезгортань, глотку, полость рта или носа наружу. В образовании многих звуков участвует голос. Струя воздуха, выходящая из трахеи, должна пройти через голосовые связки». Если они не напряжены, раздвинуты, то воздух проходит свободно, голосовые связки не вибрируют, и голос не образуется, а если связки напряжены, сближены, струя воздуха, проходя между ними, колеблет их, в результате чего образуется голос. Звуки речи образуются в ротовой и носовой полостях. Эти полости разделяет нёбо, передняя часть которого — твердое нёбо, задняя часть — мягкое нёбо, заканчивающееся маленьким язычком. Наибольшую роль в образовании звуков играет ротовая полость, так как она может менять свою форму и объем благодаря наличию подвижных органов: губ, языка, мягкого нёба, маленького язычка (см. рис. на переднем форзаце).

Самыми активными, подвижными органами артикуляционного аппарата являются язык и губы, которые производят наиболее разнообразную работу и окончательно формируют каждый звук речи.

Язык, состоит из мышц, идущих в различных направлениях. Он может изменять форму и производить разнообразные движения. В языке различают кончик, спинку (переднюю, среднюю и заднюю части спинки), боковые края и корень. Язык производит движения вверх-вниз, вперед-назад не только всем телом» но и отдельными частями. Так, кончик языка может лежать внизу, а передняя часть спинки подниматься к альвеолам (при звуке с); кончик, передняя, средняя части спинки языка могут быть опущены, а задняя — высоко подниматься вверх, (при звуке к); кончик языка может подниматься, а передняя и средняя части спинки вместе с боковыми краями — опускаться (при звуке л). Благодаря чрезвычайной гибкости, эластичности языка, он может создавать разнообразие артикуляций, дающих всевозможные акустические эффекты, воспринимаемые нами как различные звуки речи.

Каждый отдельный звук характеризуется только ему присущей комбинацией различительных признаков, как артикуляционных, так и акустических. Знание этих признаков необходимо для правильной организации работы по формированию и исправлению звукопроизношения.

Артикуляционные признаки звуков речи

Рассмотрим артикуляционные признаки звуков речи, знание которых дает воспитателю возможность фиксировать внимание детей на определенных движениях органов артикуляционного аппарата, выявлять нарушения в артикуляции звуков и находить наиболее эффективные пути их устранения (см. рис. на переднем форзаце).

Разное звучание гласных и согласных звуков определяется в основном тем, что полость рта может менять свою форму и объем благодаря наличию подвижных органов артикуляционного аппарата (губ, нижней челюсти, языка, мягкого нёба), а также работой гортани.

При образовании гласных (а, э, о, а, у, ы) выходящая струя воздуха не встречает в ротовой плоскости преграды. И наоборот, при образовании согласных выходящая струя воздуха встречает в ротовой полости различные преграды.

При образовании носовых звуков (м, м’, н, н’) мягкое нёбо опущено, воздух проходит через нос. При образовании ротовых звуков (все остальные) мягкое нёбо поднято, маленький язычок прижат к задней стенке глотки, воздух попадает только в ротовую полость.

При образовании гласных, сонорных (звучных) согласных (j, м м’ н н’ л л’ р р’) и звонких согласных (в в’ з з’ ж б б’ д д’ г г’) голосовые связки сомкнуты и вибрируют, при этом образуется голос.

При образовании глухих согласных (ф ф’ с с’ ш п п’ т т’ к к’ х х’ ц ч щ) голосовые связки раскрыты, не вибрируют, и голос не образуется.

Согласные звуки делятся на две труппы: по способу образования и по месту образования (см. рис. на переднем форзаце).

Способ образования отражает характер преграды, т. е. в форме чего она образуется: смычка органов артикуляции, щель между ними и т. п.

Щелевые (фрикативные) — органы артикуляционного аппарата сближаются между собой, образуя щель, в которую идет выдыхаемая струя воздуха:

ф ф’ в в’ — нижняя губа образует щель с верхними зубами;

с с’ з з’ — передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами и деснами — мягкими тканями, покрывающими альвеолярный (луночковый) край челюсти от шеек зубов и переходящими в слизистую оболочку нёба;

ш, ж, щ — поднятый широкий кончик языка образует щель с альвеолами или твердым нёбом. Может быть правильное звучание шипящих звуков при нижней их артикуляции (кончик языка находится за нижними зубами, а щель образуется передней частью спинки языка с альвеолами или твердым нёбом);

х х’ — задняя часть спинки языка образует щель с мягким нёбом;

j — средняя часть спинки языка образует щель с твердым нёбом.

Смычно-взрывные — органы артикуляционного аппарата образуют смычку, а потом эта смычка с шумом взрывается выходящей изо рта воздушной струей:

п, п’ б, б’ — смычку образуют губы;

т, т’, д, д’ — передняя часть спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами;

к, к’, г, г’ — задняя часть спинки языка образует смычку с мягким нёбом или задним краем твердого нёба.

Смычно-щелевые (аффрикаты) — органы артикуляционного аппарата смыкаются, но смычка не взрывается, а переходит в щель, т. е. это согласные со сложной артикуляцией, имеющие смычное начало и щелевой конец, причем переход от одной артикуляции к другой совершается незаметно:

ц — передняя часть спинки языка при опущенном кончике языка сначала образует смычку с верхними зубами или альвеолами, которая незаметно переходит в щель между ними;

ч — кончик языка вместе с передней частью спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами, переходящую незаметно в щель между ними (правильное звучание бывает и при нижнем положении кончика языка).

Смычно-проходные — органы артикуляционного аппарата образуют смычку, но для выходящей струи воздуха остается проход в другом месте:

Смотрите так же:  Можно ли натереть ребенка спиртом

м, м’ — смычку образуют губы, воздушная струя идет через нос;

н, н’ — передняя часть спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами, воздушная струя идет через нос;

л, л’ — кончик языка образует смычку с альвеолами или верхними зубами, воздушная струя идет по бокам языка, между языком и щекой.

р, р’ — кончик языка поднят вверх и ритмично колеблется (вибрирует) в проходящей воздушной струе.

Место образования определяется подвижными органами (языком или губами), которые образуют преграду для выходящей воздушной струи.

Губно-губные: п, п’, б, б’, м, м’ — преграда образуется нижней и верхней губой.

Губно-зубные: ф, ф’, в, в’ — преграда образуется нижней губой и верхними зубами.

Переднеязычные т, д, н, л, л’, р, р’, ш, ж, ч, щ, т’, д’, н’, с, с’, з, з’, ц — преграда образуется передней частью спинки языка.

Среднеязычные: j (йот)—преграда образуется средней частью спинки языка.

Заднеязычные: к, к’, г, г’, х, х’ — преграда образуется задней частью спинки языка.

При классификации согласных звуков по артикуляторным признакам, помимо указанных выше, необходимо еще учитывать и так называемую дополнительную артикуляцию — подъем средней части языка к нёбу. Если к основной артикуляции звука добавляется подъем средней части языка к нёбу, то образуется мягкий звук. В русском языке согласные в основном парные по твердости и мягкости, например, л и л’: пыл — пыль, лук — люк и т. д. Но есть и непарные звуки: только твердые — ш, ж, ц, только мягкие — ч, щ, j.

Различие согласных по твердости и мягкости требует особенного внимания. Твердые и мягкие парные согласные обозначаются одной буквой, а различие на письме достигается с помощью других средств (написания после мягких согласных букв ь, я, е, ё, ю, и).

Гласные звуки (и, э, а, ы, о, у) делятся по трем артикуляционным характеристикам на следующие группы (см. рис. на переднем форзаце).

При участии передней части спинки языка образуются звуки

и, э — гласные переднего ряда, средней части спинки языка

а, ы — гласные среднего ряда, задней части спинки языка

о, у — гласные заднего ряда.

Степень подъема передней, средней или задней части спинки языка определяет гласные нижнего подъема (а), среднего подъема (э, о) и верхнего подъема (и, ы, у).

В зависимости от степени выдвижения губ вперед различают гласные неогубленные (нелабиализованные) — а, ы (губы в нейтральном положении), э, и (губы растянуты, как при улыбке) и огубленные (лабиализованные) — о, у (губы округляются и выдвигаются вперед).

Введение. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии: Учеб;

Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии: Учеб. Пособие для учащихся пед. Училищ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание» — М.: Просвещение, 1989. – 239 с.

Практическое занятие 15 (1 час). Недостатки произношения заднеязычных звуков и способы их преодоления.

Вопросы для обсуждения:

1. Логопедическая характеристика звука К — базового в группе заднеязычных.

2. Описание артикуляционного уклада звука К.

3. Профиль артикуляции звука К. Описание динамики образования звука К.

4. Особенности артикуляции звука К’, логопедическая характеристика, профиль артикуляции в сравнении со звуком К.

5. Виды каппацизмов и паракаппацизмов (описание дефектных звеньев артикуляционного уклада, причин, характерного звучания).

6. Общие подходы к устранению каппацизмов и паракаппацизмов. Подготовительные упражнения.

7. Методика устранения конкретных видов каппацизмов.

8. Хитизм. Варианты нарушений, подготовительные упражнения, приемы постановки, автоматизация звуков Х, Х’.

9. Гаммацизм. Варианты нарушений, подготовительные упражнения, приемы постановки, автоматизация звуков Г, Г’.

10. Особенности постановки и закрепления звука К’.

Задания практического характера:

1. С опорой на профиль артикуляции в норме подготовьте профили вариантов каппацизмов. Дефектные звенья артикуляции выделите на профиле цветом. Стрелкой покажите на профиле динамику образования дефектного уклада.

2. Самостоятельно разработайте таблицу «Виды каппацизмов и оптимальные методы их устранения».

3. Составьте конспект занятия для автоматизации звука К (на уровне связного высказывания).

4. Составьте конспект занятия по дифференциации звуков К-Т, подготовьте к занятию дидактический и речевой материал.

Задания для самостоятельной работы:

1. Разработайте комплекс артикуляционной гимнастики для ребенка с:

— с недостаточным подъемом средней части спинки языка;

— при замене звука К звуком Т;

— при замене звука Г звуком К;

— боковым произношением звука К’.

2. Подберите картинки – символы для звуков К, Г, Х. Определите способы эффективного закрепления звуков К, Г, Х на уровне слова, предложения, текста.

3. Составьте с учетом требований к речевому материалу для автоматизации звуков текст для закрепления звука Г (проза, стихотворение – на ваш выбор, доступное пониманию детей старшего дошкольного возраста).

Общий список литературы для раздела 3 «Дислалия»:

1. Т.В. Волосовец. Основы логопедии с практикумом по произношению. – М.: Академия, 2000 г. – 200 с.

2. Практикум по детской логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Т.Н. Воронцова.; Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 1995 г. – 272 с.

4.Дубовская В.А. Логопедические технологии обследования произносительной стороны речи: Методические указания к практическим работам для студентов специальности 031800 «Логопедия». – Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2003.

5.Дубовская В.А. Дислалия: Методические рекомендации для практических занятий и самостоятельной работы студентов очного и заочного отделения, обучающихся по специальности 031800 «Логопедия». – Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2005.

6. Голоднова О.И. Приключения веселого моторчика. Книга для педагогов и родителей. – изд-во Курганского ИПК – Курган, 2001г.

7. Голоднова О.И. Ладушки-ладошки. Книга для педагогов и родителей. – изд-во Курганского ИПКиПРО. – Курган, 2005г

8. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 80 с.

8. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения Издательство: М.: Гном и Д. – 2005.

9. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Р-на-Д, Феникс, 2001.

10. Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие: в 2-х томах, том 1 / Под ред Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 1997 г.

11. Логопедия / под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. М., 1998

12. Основы теории и практики логопедии. / под ред. Р.Е.Левиной. М., 1968.

13. Поваляева М.А, Беденко Г.В., и др. Педагогическая диагностика и коррекция речи. Ростов-н/Д: Изд-во РГПУ, 1997.

14. Понятийно-терминологической словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 1997.

Общий список литературы

Основная:

1. Логопедия. / под ред. Л.С.Волковой. М., 1989.

Дополнительная:

1. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1982.

2. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии / учеб. для студентов вузов – М.: АСТ; Астрель; Транзиткнига, 2005

3. Дефектология. Словарь-справочник / Авт.-сост. С.С. Степанов; под ред. Б.П. Пузанова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

4. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1958.

5. Корнев А. Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. – СПб.: Речь, 2006.

6. Лапшин В.А. Основы дефектологии М., 1990.

7. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М., 1969.

8. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969.

9. Логопедия / под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. М., 1998

10. Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1979.

11. Ляпидевский С.С. Невропатология: Естественнонаучные основы специальной педагогики. М., 2000.

12. Основы теории и практики логопедии. / под ред. Р.Е.Левиной. М., 1968.

13.Понятийно-терминологический словарь логопеда. / под ред. В.И.Селиверстова. М., 1997.

14. Поваляева М.А, Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. – 448 с.

15. Настольная книга логопеда: справ.-метод. пособие / авт.-сост. Л.Н. Зуева, Е.Е. Шевцова. – М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 205. – 398 с.

Методическая:

1. Ахутина, Т. В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции / Т.В. Ахутина.— Москва — Воронеж, 2001.

2. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. / Под ред. С.Г. Шевченко. – М.: АРКТИ, 2004.

3. Дубовская В.А. Логопедические технологии обследования произносительной стороны речи: Методические указания к практическим работам для студентов специальности 031800 «Логопедия». – Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2003.

4. Дубовская В.А. Дислалия: Методические рекомендации для практических занятий и самостоятельной работы студентов очного и заочного отделения, обучающихся по специальности 031800 «Логопедия». – Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2005.

5. Ефименкова, Л.Н. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте /Л.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко. М.: Просвещение, 1991. – 239с.

6. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: Просвещение, 1990. — 239с.

7. Коррекционные образовательные учреждения: Нормативные правовые документы. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 96с.

8. Организация деятельности коррекционных образовательных учреждений: сборник документов для студентов высших и средних педагогических заведений/сост. и коммент. Ф.Ф.Водоватова, Л.В.Бумагиной. – М.: Академия, 2000.- 180с.

9. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: учеб. пособие / под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Академия, 2000.- 180с.

10. Поваляева, М.А. Справочник логопеда \ М.А. Поваляева. – Ростов-н\Д: «Феникс», 2001. – 448с.

11. Шаповал, И.А. Методы отклоняющегося развития: Учеб. пособие \ И.А. Шаповал. – М.: ТЦ Сфера, 2005. — 320с.

12. Фотекова, Т.А.. Диагностика речевых нарушений с использованием нейропсихологических методов: учеб. пособие \ Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина. М.: АРКТИ, 2002. – 136с.

Рекомендации к выполнению самостоятельной работы для студентов

При изучении курса студентам рекомендуется:

1. Систематически конспектировать лекции, поскольку логика их изложения может не повторять систему изложения материала ни в одном из рекомендованных источников; лекция — это результат творческого
теоретического осмысления преподавателем всей известной ему информации по данному вопросу.

2. Стараться грамотно оформлять конспект: целесообразно использовать
страницы тетради, пользоваться системой сокращений, аббревиатур, выделять цветом или пространственно ключевые понятия и их определения, активно применять схематизацию материала.

3. Готовиться к семинарским занятиям заранее, чтобы иметь время осмыслить подготовленный материал. Это позволит на занятии более уверенно вступать в дискуссию, отвечать на вопросы.

4. В ходе самостоятельной работы ориентироваться на принцип
необходимости и достаточности: ответ на поставленный вопрос должен быть
полным, но максимально кратким. Активно использовать умения и навыки цитирования, аннотирования и других способов обработки
информации, позволяющих оптимально выполнить самостоятельную работу. В соответствии с научной этикой ссылаться на источники информации.

Смотрите так же:  Детская психология 8 лет девочке

5.При подготовке к семинарским занятиям вырабатывать навык пересказа
научного текста по памяти. Труднопроизносимые слова проверить по орфоэпическому словарю.

6.При подготовке к контролю ориентироваться на смысловое усвоение
материала, использовать знания и умения по эффективной организации
запоминания.

7. Следить за обновлением информации по курсу «Введение в логопедическую специальность» и «Логопедия» в литературе, периодических изданиях, сети интернет, делать в конспекте соответствующие пометки.

Логопедический словарь

Автоматизация— с физической точки зрения это закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале.

Автоматизация звука — этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующего после постановки нового звука; направлен на формирования правильного произношению звука в связной речи; заключается в постепенном, последовательном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.

Адентия— отсутствия всех или многих зубов.

Акустический образ звука-слуховое представление; слуховой образ звука как единица фонологической системы языка, мыслимая вне зависимости от её фактических звуковых воспроизведений.

Аллофон разновидность, конкретная манифестация (провление) фонемы.

Аномалия(греч. Anomalia-неровность, отклонение) — отклонение от нормы в структуре и функции организма в целом или его части.

Акустико-фонематическая дислалия-дислалия, обусловленная избирательной несформированностью операций переработки фонем по их акустическим параметрам в сенсорном звене механизма восприятия речи

Артикуляторнофонематическая дислалия-дислалия, обусловленная несформированностью операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам в моторном звене производства речи.

Артикуляторно-фонетическая дислалия-дислалия, обусловленная неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями.

Артикуляционная гимнастика— совокупность специальных упражнений, которые направлены на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развития силы, подвижности и дифференцированности движений органов, которые участвуют в речевом процессе.

Артикуляционный аппарат— совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи; включает голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого неба губ, щек и нижней челюсти, зубов и др.

Артикуляционные навыки— усвоение артикуляционной базы данного языка.

Веляризация(лат.velaris задненебный) – дополнительная артикуляция задней части спинки языка по направлению заднему небу, что вызывает так называемую твердость звуков, резко понижая тон и шум.

Грамматический строй— строение слова и предложения, присуще данному языку.

Дефект (лат. Defektus- недостаток) – недостаток какого-либо органа, выпадение какой-нибудь физиологической или психической функции.

Дикция— 1) подвижность и дифференцированность движений органов артикуляционного аппарата, обеспечивающие четкое, ясное произношение каждого звука в отдельности, а так же слов и фраз в целом; 2) Манера произношения слов, слогов и звуков.

Дислалия —нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Дислалия механическая— нарушение звукопроизношения при отклонении в строении периферического речевого аппарата (зубов, челюстей, языка, неба).

Дислалия функциональная— нарушение звукопроизношения при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата и центральной нервной системы.

Дифференциация звуков— этап в коррекционной работе по формированию правильного звукопроизношения, направленный на развитие умения отличать данный звук от близких по звучанию или по месту и способу образования.

Иннервация —обеспечение органов и тканей нервами, следовательно, связь с центральной нервной системой.

Искажение звука-ненормативное произношения звука; вместо правильного звука произносится звук, которого нет в фонетической системе данного языка.

Йотацизм-нарушение произношения звука j . Выражается чаще всего в замене j другими звуками или в его опускании.

Каппацизм —сборный термин, обозначающий неправильное произношения фонем к;кь; ч; чь; х; хь. В узком значении неправильнее произношение фонем к, кь.

Кинема(от греч. kinema – движение) – 1) Артикуляционный различительный признак, произносительная работа одного органа речи в производстве фонем; 2) структурная единица кинетического языка как системы.

Кинестетические ощущения – ощущения, рецепторы которых расположены в мышцах и связках. Они дают информацию о движении и положении тела в пространстве.

Коррекционный процесс— система педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития детей с дефектами в развитии.

Коррекция-исправление недостатков речи.

Ламбдацизм– неправильное произношение звуков [л], [л’].

Логопедическое воздействие —педагогический процесс, осуществляемый с помощью следующих средств: обучения, воспитания, коррекция и профилактики речевых нарушений.

Логопедическое занятие— занятие, проводимые логопедом с целью коррекции речи логопатов; различают индивидуальные, подгрупповые, фронтальные; на них осуществляется коррекция всех компонентов речи, дыхание, голоса.

Макроглоссия— патологическое увеличение языка, наблюдается как аномалия развития при наличии в языке хронических патологических процесса; при макроглоссии наблюдается значительные нарушения произношения.

Микроглоссия-аномалия развития- малые размеры языка.

Мономорфное косноязычие-нарушение, при котором дефектно произносится один звук или однородные по артикуляции звуки.

Озвончение— переход глухого согласного в соответствующий звонкий в определенных положениях или вследствие общей тенденции к ослаблению артикуляции согласных звуков.

Патология-наука, изучающие закономерности возникновения и развития болезней, отдельных патологических процессов и состояний.

Прогения— выступание нижней челюсти вперед ( по сравнению с верхней) вследствие ее чрезмерного развития.

Прогнатия— выступание верхней челюсти вперед ( по сравнению с нижней) вследствие ее чрезмерного развития.

Профилактика речевых нарушений — совокупность предупредительных мер, неправленых на сохранение речевой функции и предупреждение ее нарушений.

Постановка звука— выработка у ребенка новых связей и затормаживание неправильно сформированных ранее. По Селиверстову -создание при помощи специальных приемов новой нервной связи между звуковыми ощущениями, двигательно-кинестетическими и зрительными ощущениями.

Редукция— 1) упрощение, сведение сложного процесса к более простому;

2) уменьшение, ослабление чего-либо.

Редуцированные звуки-1) сверхкраткие гласные среднего подъема Ъ-ер и Ь- ерь в древнерусском языке; 2) гласные в речевом потоке, подвергающиеся редукции; 3) любые сверхкраткие звуки ( как позиционные варианты, так и самостоятельные фонемы).

Речевой аппарат-система органов, принимающих участия в образовании звуков речи, в этой системе различают периферические и центральные отделы; в состав периферического входят органы голосообразования, дыхательные и двигательные центры; в центральном отделе находятся в головном мозге и состоит из корковых центров, подкорковых узлов, проводящих путей и ядер соответствующих нервов.

Речевой слух-способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.

Сигматизм— расстройство произношения свистящих и шипящих фонем.

Смягчение (палатализация)-дополнительный к основной артикуляции согласных подъем средней части языка к твердому небу, резко повышающий характерный тон и шум.

Соноры — 1) сонорный- звуковой, звучащий;2) сонорный согласный звук- согласный звук, образовании которого голос преобладает над шумом.

Темп -скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обусловливающее степень ее артикуляторной напряженности и слуховой отчетливости.

Фонематический слух -способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.

Фонетико-фонематическое недоразвитие -нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Хитизм -недостаток произношения фонем х и хь.

Элизии— 1) отпадения конечного гласного звука в слове на стыке с начальным гласным звука следующего слова; 2) нарушение речи: выпадение звуков, слогов, слов.

Этиология— учение о причинах и условиях возникновений болезней или патологического состояния.

Язык– 1) система знаков, служащая средством осуществления человеческого общения, мышления; социально – психологическое явление, общественно необходимое и исторически обусловленное; 2) мышечный орган, покрытый слизистой оболочкой, расположен в полости рта; участвует в жевании, артикуляции, содержит вкусовые рецепторы.

Во введении к своей работе студент должен изложить проблему, которую он должен решить при выполнении работы.

Задание на курсовое проектирование

Задание на курсовое проектирование излагается студентом в виде первого раздела работы в следующем порядке:

а) определяется территория, которая будет представлять собой целевой объект исследования;

б) указывается избранная студентом тема работы;

в) ставится задача, конкретизирующая разработку избранной темы:

Постановкаданной задачипредполагает выработку решений относительно сущности изучаемой проблемы, выбора объекта и предмета исследования, целей и задач исследования, а также метода, лежащего в основе изучения выбранного объекта исследования.

Идентификация проблем— первый шаг данного этапа. Чтобы определиться с проблемамии, задачами и методами исследования, студентом здесь излагаются ответы-мнения на ряд вопросов:

• В чем суть проблемы?

• С какими объектами, субъектами, факторами, процессами связана проблема?

• Какие методы и модели анализа могут быть применены для выявления источника проблемы?

• Какие характеристики объекта исследования необходимо получить, чтобы провести процедуры анализа?

• Какие показатели могут отразить необходимые для анализа характеристики объекта?

• Каким образом можно изучать объект: на основе эмпирических данных?

Далее студент излагает основные параметры своей работы :

• какой задать и как обосновать уровень достоверности информации;

• какой объем регистрируемых сведений будет достаточным для получения достоверной информации.

Эти формулировки студент выдвигает с точки зрения минимума затрачиваемых на исследование ресурсов при достижении требуемой точности. После чего раздел «Задание» завершается.

Глава первая.

Определяется тип исследования по следующей схеме:

Другие статьи

  • Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Консультация (младшая группа) по теме: консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей. Предварительный просмотр: Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного […]
  • Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Законодательством Российской Федерации не предусмотрено процедуры отказа от ребенка, возможно только лишение родительских прав. Так, согласно ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если […]
  • Что входит в обязанности родителей по воспитанию детей Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 - 79) Глава 12. Права и обязанности родителей См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. […]
  • Можно ли ребенку капать ромашку в нос отвар ромашки и нос неделю назад мы заболели к нам приходила врач и сказала 5 раз в день промывать нос пипеткой ромашки, потом отсасывать аспиратором, а потом капать капли сейчас я разговаривала с подругой, она меня отругала, сказала, что нельзя так ни в коем случае, […]
  • Как правильно купать в круге месячного ребенка Как купать ребёнка с кругом на шее С какого месяца купать ребёнка с кругом на шее, как правильно это делать, в какое время? Советы доктора Комаровского и видео инструкция. Водные процедуры – особенное удовольствие для маленького ребенка. Кроме обычного гигиеничного […]
  • Диагностика отклонения в развитии ребёнка определение этапы проведения Ранняя диагностика отклонений в развитии детей Диагностика отклонений в развитии основывается на зна­нии общих и специфических закономерностей психического раз­вития нормально развивающегося ребенка и детей с различны­ми отклонениями в развитии. Диагностика носит […]