Методика обучения и воспитания географии

Методика обучения географии

Главная > Реферат >География

Содержание (ключевые слова в главах книги):

ВВЕДЕНИЕ: «Методика обучения географии» как педагогическая наука. Цели и задачи «Методики обучения географии», Обучение, преподавание, учение, усвоение. Предмет и проблемы методики обучения географии. Связь методики обучения географии с другими науками. Теория развивающего обучения. Методы исследования в «Методике обучения географии». Теоретические методы исследования в методике обучения географии. Системно-структурный подход в методике обучения географии. Личностно-деятельностный подход в методике обучения географии. Типологический подход в методике обучения географии. Культурно-исторический подход в методике обучения географии.

Гомельский государственный университет

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ

1. ВВЕДЕНИЕ. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ КАК НАУКА

«Методика обучения географии» — педагогическая дисциплина, направленная на обеспечение методической подготовки студентов-географов. Роль специальной методической подготовки постоянно возрастает, что связано, во-первых, с повышением научного уровня содержания школьной географии, во-вторых, с расширением круга образовательных, воспитательных и развивающих задач, решаемых данным учебным предметом в современных условиях, в-третьих, с интенсивным развитием системы психологических и педагогических наук, открывающих новые закономерности общего и интеллектуального развития детей.

Методика обучения географии – педагогическая наука, которая:

-знакомит студентов с целями и содержанием географического образования в средней школе;

-раскрывает научно обоснованную и проверенную на практике систему методов, форм и средств обучения;

-рассматривает важнейшие черты методической науки, свойственные ей методы и логику исследования (92,93).

Методологической основой современной методики обучения географии является теория развивающего обучения, разработанная в трудах выдающегося отечественного психолога Л.С.Выготского, его учеников и последователей (11,16,20,21,22,24,25,26,27,33,37,38,62,66,80,87,88,89,93,115,116).

Основными категориями «Методики преподавания географии» являются: «обучение», «преподавание», «учение» и «усвоение».

1.1. ОБУЧЕНИЕ. ПРЕПОДАВАНИЕ. УЧЕНИЕ

Обучение – это целостный двухсторонний процесс педагогической деятельности учителя (преподавание) и учебно-познавательной деятельности учащихся (учение), направленный на достижение поставленных учебно-воспитательных задач.

Определяющими условиями обучения как деятельности являются его цели и задачи (образовательные, воспитательные, развивающие), содержание учебного материала и мотивы деятельности школьников. Эти условия взаимосвязаны и взаимозависимы. Цели образования определяют его содержание. Мотивы учебной деятельности детерминируют интеллектуальную и умственную активность учащихся, их отношение к учебному труду и в конечном счете – результаты обучения. В свою очередь, мотивы формируются в процессе обучения, воспитания и развития учащихся; зависят от форм и стиля организации учебно-познавательного процесса, методов и приемов обучения, средств и содержания учебного материала. Цели обучения обусловливают характер деятельности учителя и учащихся, формы и методы обучения. Так, выбор типа урока и его структуры в первую очередь определяются дидактической целью занятия. От содержания учебного материала зависит выбор форм, методов и средств обучения. Приведенные примеры показывают, как тесно взаимосвязаны все составные компоненты процесса обучения.

Преподавание – это деятельность учителя, заключающаяся как в передаче учащимся определенного объема готовых знаний, так и в руководстве учебно-познавательной деятельностью учащихся, их воспитанием и умственным развитием. Процесс преподавания заключается в планировании, организации учения, воспитания и развития учащихся, контроля и коррекции их учебно-познавательной деятельности.

Учение – это учебно-познавательная деятельность учащихся, в процессе которой школьники овладевают новыми для них понятиями, законами и закономерностями, теориями, мировоззренческими идеями, познают сущность изучаемых явлений, учатся их понимать, обобщать и систематизировать, приобретают умения применять знания на практике, овладевают учебными навыками и умениями, способами учебной, оценочной и трудовой деятельности, приемами самостоятельного овладения новыми знаниями. Процесс учения предполагает в качестве составных элементов тесно связанные процессы усвоения знаний, навыков и умений и применение их на практике (34, с.34-35). Психологической основой учения является усвоение.

Процесс обучения можно рассматривать как сложную систему, т.е. как упорядоченную совокупность, объединение взаимосвязанных и расположенных в определенном порядке элементов целостного образования.

1.2.ПРЕДМЕТ И ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ

Методика обучения географии – педагогическая наука, предметом которой является процесс обучения географии. В этом отношении методика обучения географии является частной дидактикой.

Общие закономерности обучения раскрываются дидактикой, основоположником которой является выдающийся чешский мыслитель-гуманист и педагог Ян Амос Коменский (1592-1670 гг.). В трудах Я.А.Коменского («Великая дидактика» (1633-1638 гг.), «Открытая дверь к языкам» (1631 г.), «Материнская школа» (1632 г.), «Мир чувственных вещей в картинках» (1658 г.) и др. разработана единая школьная система и обоснована идея всеобщего обучения на родном языке

Дидактика – это раздел педагогики, излагающий теорию образования и обучения, а также исследующий закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений. Дидактика определяет объем и структуру содержания образования, совершенствует методы и организационные формы обучения, воспитывающее и развивающее воздействие учебного процесса на учащихся. Однако общие закономерности дидактики не всегда касаются частных особенностей обучения конкретных школьных предметов, к числу которых относится география. Процесс обучения географии имеет ряд особенностей и общие закономерности дидактики проявляются в географии весьма специфично, отражая предмет, проблемы, содержание и методы исследования географической науки. Специфика географии как школьного предмета связана с тем, что, во-первых, в основе изучения этого предмета лежит географическая карта, позволяющая успешно формировать у школьников пространственное мышление; во-вторых, исследуемые объекты и процессы имеют высокий уровень организации и системное строение; в-третьих, наряду с основополагающей ролью научных понятий, в этом предмете принципиально важную роль играют чувственные образы и представления и т.д.

Методика обучения географии исследует проблемы целей обучения, содержания географического образования, методов и форм организации обучения, средств обучения географии, взаимосвязей и способов достижения единства между усвоением знаний, умственным развитием и воспитанием учащихся в процессе изучения географических знаний. Общий подход к решению всех этих проблем определяется общими (стратегическими) целями воспитания и образования – формированием всесторонне и гармонично развитой личности.

Высокие требования, предъявляемые обществом к качеству обучения, приводят к тому, что учитель в настоящее время не может успешно работать, руководствуясь только подготовкой в области географии, личной инициативой и опытом. Методическая наука раскрывает учителю цели, задачи, содержание школьной географии, вооружает его знаниями научно обоснованных и проверенных методов и форм организации обучения, знакомит с системой средств обучения, формами, содержанием и методами краеведческой и внеклассной работы и др.

В свою очередь, практика оказывает большое влияние на развитие методической науки. Практика – критерий истинности любой теории, любой науки. Многие методические идеи возникают из потребностей практики, на основе изучения и обобщения передового опыта учителей, а созданные на их основе методические рекомендации получают в работе общеобразовательных школ свою апробацию (92,93).

1.3.СВЯЗЬ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ

С ДРУГИМИ НАУКАМИ

Всякий учебный предмет представляет собой педагогическую «проекцию» науки, построенную с учетом возрастных особенностей школьников и их предшествующей подготовки, а также специфики той социальной и природной среды, в которой школьники проживают.

Связи методики обучения географии с географическими науками имеют особенно большое значение при разработке содержания школьной географии, т.е. в решении вопроса о том, каков тот круг научных географических знаний и умений, которыми должны овладеть школьники в процессе обучения географии. Конструирование и совершенствование содержания географического образования – задача непреходящей важности и значения. Показательно, что одна из центральных задач совершенствования содержания географического образования состоит в том, чтобы полнее отразить в нем современный уровень развития и достижение системы географических наук. В современной школе изучаются основы географической науки, а не сама по себе научная география. Средства обучения и приемы работы с ними в значительной мере также определяются методами исследования географической науки. Так, например, картографический метод исследования, наиболее специфичный для географии, находит широкое применение в школьном обучении в виде системы работы с картами. В старших классах видное место занимает работа с экономической и демографической статистикой, что соответствует статистическому методу исследования, столь важному для экономической географии. Полевые методы исследования научной географии в школьном обучении представлены учебными экскурсиями и наблюдениями. Во всех курсах школьной географии широко применяется присущий географической науке территориальный, пространственный подход к рассмотрению объектов и явлений природы и общества.

Связи методики обучения с дидактикой. Дидактика образует общую научную основу методики всех учебных предметов. Методика обучения географии развивается в соответствии с законами, закономерностями и принципами, обоснованными дидактикой. Содержание школьной географии разрабатывается на базе теории содержания общего и политехнического образования в современной общеобразовательной школе, а система методов обучения географии и требования к ним соотносятся с дидактическими классификациями методов обучения вообще. В уроке географии реализованы важнейшие положения дидактики, касающиеся этой главной в современной общеобразовательной школе формы организации обучения и т.д. Связь методической науки с дидактикой является диалектически сложной: методика обучения географии не только опирается на общие положения дидактики, но и обогащает последнюю, выявляя особенности и пути успешного формирования знаний и умений, развития и воспитания учащихся в процессе обучения географии. Дидактика как общая теория процесса обучения не может успешно развиваться без обобщения специфических закономерностей обучения всем учебным предметам. В дидактику, например, вошли такие результаты исследований по методике обучения географии, как 1) способы объективной проверки и оценки знаний и умений учащихся, 2) условия и пути развивающего обучения, 3) общие подходы к определению системы мировоззренческих идей и пути их формирования у школьников и т.д.

Связи методики обучения географии с психологией. Методика обучения географии имеет тесные связи с психологией. Эти связи обусловлены тем, что открытые психологией закономерности помогают найти наиболее эффективные средства, методы и приемы обучения, воспитания и развития личности ребенка, сконструировать педагогически грамотный процесс формирования у учащихся основ географического мышления. Действительно, обучение географии не будет успешным, если педагог не сумеет использовать последние достижения психологии в изучении познавательной деятельности детей. В последние годы методические исследования все более широко опираются на данные общей, психологической и возрастной психологии, как следствие усиления внимания к тому, как учится ученик. Методическая наука использует данные психологии как опосредованно, через закономерности и принципы дидактики, так и непосредственно. Особенно большое влияние на развитие методики обучения географии оказывают психологические теории учения Н.А.Менчинской, Д.И.Богоявленского, П.Я.Гальперина, Н.Ф.Талызиной, Е.Н.Кабановой-Меллер и др. Основополагающими для современной методики обучения являются идеи и принципы теории развивающего обучения, выдвинутые Л.С.Выготским, а также его учениками и последователями. Согласно данной теории, обучение должно ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день развития ученика; правильно организованное обучение всегда должно опережать развитие, идти впереди него и служить источником нового развития (20,21,22).

Смотрите так же:  Недоношенные дети развитие речи

По мере развития методики обучения географии углубляются ее связи с логикой (18,19), кибернетикой (16,27), нейрофизиологией (3,8, 124,111,125) и т.д.

Методика обучения и воспитания географии

Дисциплина читается на 3 и 4 курсах (в 5, 6, 7 семестрах), входит в базовую часть Блока 1 «Дисциплины (модули)» и является обязательной. Курс расценивается как один из базовых по своей методологической и предметно-содержательной значимости в подготовке бакалавров направления 44.03.01 Педагогическое образование. Для изучения данного курса студентам необходимы базовые знания, полученные при изучении таких дисциплин как: Педагогика, Психология.

Учебный курс является одним из основных в подготовке учителей географии. Целями освоения дисциплины «Методика обучения и воспитания географии» являются совершенствование и повышение уровня преподавания географии с учетом общей географической культуры, совершенствование географическое мышления, выработка у студентов понимания научных и методологических основ географии, оценивание реформирования школьного образования в стране и за рубежом, развитие творческих способностей и формирование научного мировоззрения.

В результате освоения дисциплины «Методика обучения и воспитания географии» у обучающегося формируются следующие профессиональные компетенции (ПК):

способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК – 2);

способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (ПК – 4).

по Теории и методике обучения и воспитания (география)

1 Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» Институт естественных наук Принято Утверждаю Ученым советом СВФУ / / Факультет/институт Протокол Руководитель УЧП СВФУ Факультет/институт От 2014 г г. ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ по Теории и методике обучения и воспитания (география) для приема по направлению (-ям) / специальностям Педагогическое образование (код) Приоритеты в естественнонаучном образовании (наименование) (для собеседования) Якутск, 2014

2 Содержание: 1. Разработчики 2. Форма проведения вступительного экзамена 3. Требования к уровню подготовки абитуриентов 4. Программа вступительного экзамена по предмету 5. Оценивание 6. Рекомендуемая литература для подготовки к экзамену 7. Таблица перевода первичных баллов в тестовые (по 100-балльной шкале) Разработчик: Кривошапкина О.М., профессор, д.п.н. Форма проведения вступительного экзамена — собеседование Программа вступительного экзамена по предмету Содержание и цели теории и методики обучения географии. Сущность и структура обучения. Понятие о развивающем обучении. Значение методической подготовки учителя географии. Предмет теории и методики обучения географии. Геообразовательная система как объект теории и методики обучения географии. Методология и методы научного исследования в теории и методике обучения географии. Этапы теоретико-методического исследования. Цели обучения географии как функциональные факторы геообразовательной системы. Задачи теории и методики обучения географии. Место курса в структуре профессионального образования. Виды научно-исследовательской работы студентов по теории и методике обучения географии. Этапы развития теории и методики обучения географии. Становление географического образования. Первые учебники по географии и методике ее преподавания. Факторы, определяющие развитие современной теории и методики обучения географии. Теория и методика обучения географии в России. Основные направления научных разработок. Методическое наследие Н. Н. Баранского и современность. Развитие теории и методики обучения географии в трудах А. В. Даринского. Деятельность Русское географическое общество и Всероссийской ассоциации учителей в развитии теория и методика обучения географии. Источники научнометодической информации. I. Общие вопросы теории и методики обучения географии в школе. Принципы психологии в обучении географии. Личность учащегося в образовательном процессе. Структура качеств личности и психологические основы обучения географии. Способы умственных действий и «обучаемость» школьника. Самоуправляющие механизмы личности и мотивация учебной деятельности школьников. Действенно-практическая сфера личности учащегося. Основные положения работ отечественных психологов: А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна (принцип единства сознания и деятельности); Л. С. Выготского (соотношение между обучением и развитием); Н. А. Менчинского и Д. Н. Богоявленского (стимулирование умственного развития учащихся); В. В. Давыдова и Д. Б. Эльконина (принцип содержательного обобщения); Л. В. Занкова (принципы умственного развития учащихся при обучении географии); П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной (концепция поэтапного формирования умственных действий). Сфера педагогики в обучении географии. Особенности и виды профессиональнопедагогической деятельности. Понятие «педагогическое творчество». Инновационная деятельность и педагогическое творчество. Педагогическое взаимодействие и его типы. Учебный процесс как целостная педагогическая система. Конструирование (конструкт)

3 педагогических систем. Педагогическое моделирование и проектирование. Теория содержания общего среднего образования. Значение педагогической подготовки для организации практической работы учителя географии. Научная организация личного труда учителя географии. Психологофизиологические условия повышения умственной работоспособности учителя. Научнопедагогические основы личного труда учителя. Планирование профессиональной деятельности. Методические приемы, умения и навыки, необходимые учителю в процессе личного труда, и способы их формирования. Самообразование учителя и пути повышения его педагогического мастерства. Характер и структура географических знаний. Развитие географической науки. Начало географического познания, представления о предмете географии. География в системе наук. Законы и теории в географии. Модельная и системная парадигма в географии. Географическая картина мира как концептуальная система знаний, итоговый уровень развития географической науки и исходная основа достижения новых знаний. Уровни и структура географических знаний. Естественно-географические и общественногеографические знания. Общегеографические знания. Научные школы в географии. Основные направления развития научных географических знаний. Методология географического познания. Систематизация географического знания. Общие концепции теоретической географии. Проблема пространства в географии. Понятие «географическое пространство». Теория геопространственных систем. Географические и территориальные системы как объекты изучения географической науки. Региональные исследования. Методы географического познания. Источники географических знаний. Географическая культура и пропаганда географических знаний. Географическое мышление, сущность и структура понятия. Язык географии. Геоинформационные центры и система географического образования в России и за рубежом. Управление процессом географического образования. Пропаганда географических знаний. Структура и функции теоретического и научно-методического журнала Министерства образования РФ «География в школе», еженедельного приложения к газете «Первое Сентября» — «География». Цели обучения географии в школе. Мировоззренческий и познавательный характер географии. Практическое значение географических знаний. Целеполагание и целевые функции школьной географии. Научно-образовательная роль школьной географии, опыт творческой деятельности. Мировоззренческая роль школьной географии, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру. Воспитательная роль школьной географии, нравственно-волевая регуляции личности учащихся. Географическая компетентность. Дидактические правила обучения географии. Содержание современного школьного географического образования. Элементы образования, принципы и критерии отбора научного материала для геообразовательных целей. Взаимосвязь и взаимозависимость познавательного, деятельностного, творческого и ценностного компонентов содержания географического образования. Образовательный стандарт и его структура. Базисный учебный план. Учебный план, учебная программа, учебник. Требования к уровню подготовки выпускников школ по географии. Современное состояние школьной географии. Культурологическая концепция школьного географического образования. Мониторинг школьного географического образования. Система географических знаний, умений, навыков. Знания, умения, навыки как элементы содержания географического образования. Классификация знаний по локализации отражения. Индивидуальные и общественные знания в процессе обучения. Классификация знаний по форме отражения. Теоретические знания и формы их отражения. Географические образы. Восприятие, представление, понятие. Понятия общие и единичные, абстрактные и конкретные. Основы и этапы формирования и

4 усвоения понятий. Реализация межпредметных и внутрипредметных связей как условия развития понятий. Качество и уровни усвоения понятий. Эмпирические знания. Инструктивные знания. Умения и навыки, их классификация. Форма выражения умений и навыков. Развитие умений и навыков в школьном географическом образовании. Этапы формирования умений. Способы учебной работы. «Обученность» школьника. Система воспитания учащихся в процессе географического образования. Формирование научного мировоззрения в процессе географического образования. Опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру. Творческая деятельность учащихся как содержательный элемент географического образования. Сущность творческой деятельности и ее развивающее значение. Опыт творческой деятельности и развитие творческого мышления учащихся. Этапы формирования и уровень усвоения опыта творческой деятельности. Проблема морали и этики в содержании школьного географического образования. Способы проявления эмоционального отношения к объектам изучения. Содержание эмоционально-ценностного опыта и приемы его формирования. Значение оценочных суждений и их связь с познавательной и практической деятельностью учащихся. Интериоризация личности обучаемого. Новые концепции школьной географии. Реформы школьного образования в России и их направления. Закон РФ «Об образовании». Ключевые направления современной модернизации школьного образования. Индивидуализация обучения. Гуманизация, социологизация, экологизация и экономизация школьной географии. Концептуальные знания в школьной географии. Обязательный минимум содержания географического образования. Повышение уровня географической компетентности учащихся. Модернизация методической подготовки студентов. Система средств обучения географии. Средства как основа осуществления процесса преподавания географии. Материальные, социальные и организационные средства. Управление школьным географическим образованием. Материальные средства преподавания географии: кабинет географии, географическая площадка, школьный краеведческий музей, экологическая тропа, школьный микрозаповедник и др. Учебные средства как источники знаний. Функции учебных средств. Классификация учебных средств. Интерактивные средства обучения. Электронное учебное пособие. Дидактическая и методическая литература по географии. Учебно-методические комплексы школьной географии. Публицистическая и художественная литература в школьной географии. Приемы использования различных учебных средств. Работа с учебником географии и ученической тетрадью по предмету. Учебник как важнейшее комплексное средство. История учебной географической литературы. Работа Н. Н. Баранского «Исторический обзор учебников географии». Требования к современной учебной книге. Ориентация учебника на сохранение здоровья учащихся. Ведущие компоненты учебника. Общие правила работы с учебником географии и этапы обучения учащихся приемам работы с ним. Уровни работы с учебником. Учебно-методические комплексы. Ученическая тетрадь по предмету и ее функции. Требования, предъявляемые к ведению тетради. Географическая карта и работа с ней. Географическая карта как источник знаний и средство наглядности. Типы карт, применяемых в школе. Их классификация в соответствии с содержанием, картографическими особенностями и учебными целями. Приемы обучения, обеспечивающие чтение, понимание и знание карты. Другие виды картографических произведений и наглядных средств и использование их в процессе обучения географии. Методика использования технических средств обучения. Дидактические свойства и функции технических учебных средств. Назначение, роль и место технических учебных

Смотрите так же:  Где получить пособие по уходу за ребенком до 15 лет

5 средств. Интерактивный характер технических средств обучения. Классификация технических средств обучения: мультимедийные энциклопедии, путеводители, адаптированные программно-методические комплексы, электронные учебники, тестпрограммы. План характеристики учебно-демонстрационного программного продукта. Новые информационные технологии. Компьютерные телекоммуникации. Виды передачи учебной информации компьютерными телекоммуникациями. Система Интернет. Образовательные возможности Интернет. Психолого-педагогические особенности преподавания географии в условиях использования компьютерных телекоммуникаций. Методика использования демонстрационных технических комплексов. Использование учебных геоинформационных систем (ГИС) Формы организации учебной работы по географии. Понятие о формах организации обучения. Комплексный характер организации обучения географии. Форма обучения как организация и самоорганизация педагогической деятельности. Основные формы организации обучения географии, их содержание, цели и особенности. Общие требования к организации учебной работы по географии. Роль учителя в организации учебной работы. Урок географии. Урок как основная форма организации обучения в школе. Отличительные признаки урока. Функции и структура урока. Типы уроков географии и виды группировки учащихся на уроке. Особенности уроков с использованием видео-и компьютерной техники. Проблемы классно-урочной формы организации обучения. Тематическое планирование. План-конспект урока. Современный урок географии. Подготовка и проведение урока географии. Оценка качества и результативности урока. Самоанализ урока. Опыт учителей географии по совершенствованию урока, способы его изучения. Внеклассные и внеурочные формы обучения географии. Внеклассное и внеурочное обучение как составная часть учебно-воспитательного процесса. Содержание, цели и значение внеклассного и внеурочного обучения. Организация и характер работы географического кружка, клуба. Содержание и организация проведения предметной недели, олимпиады, конференции, вечера. Особенности организации и проведения внеурочного обучения: наблюдения и практической работы на местности, экскурсии. Учебная игра, ее содержание и функции. Виды учебных игр. Особенности организация и проведение учебной игры. Домашняя работа по географии, ее значение в обучении и воспитании учащихся. Опыт учителей географии по организации и проведению внеклассного и внеурочного обучения. Сущность методов обучения. Понятие о методах обучения. Метод как форма научного познания, теоретического и практического освоения действительности. Метод обучения как целесообразная образовательная деятельность, обеспечивающая усвоение содержания дисциплины. Главные дидактические правила обучения географии и структурное содержание методов обучения. Единство составляющих методов обучения: источника знаний, обучающей деятельности учителя и познавательной деятельности учащихся. Критерии отбора методов обучения. Система методов обучения. Метод и технология обучения. Комплексное обучение. Классификация методов обучения географии. Методы стимулирования, организации и контроля учебной деятельности. Классификация методов обучения по источникам знаний: словесные, наглядные, практические. Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся: объяснительноиллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский. Бинарная классификация методов обучения. Инновационные методы обучения. Методы и методические приемы. Выбор системы методов обучения. Реализация системы методов обучения сфера творчества учителя географии.

6 Метод проблемного обучения географии. Проблемный характер научных географических знаний. Сущность и дидактические цели проблемного обучения географии. Структура проблемного обучения. Учебная проблема, ее типы. Правила постановки учебной проблемы. Создание проблемной ситуации. Способы организации решения учебной проблемы. Проверка решения и закрепление новых знаний. Виды проблемных уроков географии. Формы и методы проблемного обучения и их особенности. Методика и технология обучения. Соотношение методики и технологии обучения. Понятие образовательной технологии. Основные качества образовательных технологий и их классификация. Образовательные технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса, активизации и интенсификации деятельности учащихся, эффективности управления и организации учебного процесса. Программированное обучение. Образовательные технологии развивающего обучения. Технологии проектирования и освоения образовательных технологий. Виды и функции диагностики процесса и результатов обучения географии. Понятие диагностики процесса и результатов обучения. Виды диагностики. Понятие учебной успешности. Функции диагностики. Значение проверки и оценки уровня усвоения содержания географического образования в учебном процессе. Критерии результативности обучения географии. Виды контроля и оценки. Типология проверочных вопросов и заданий. Требования, предъявляемые к оценке знаний. Психологопедагогические аспекты оценочной деятельности учителя. Коррекция результатов обучения. Рейтинговый и тестовый контроль результатов обучения географии. Рейтинговая система. Сущность и значение тестового контроля, его место в системе диагностики процесса и результатов обучения географии. Теория моделирования и параметризации педагогических тестов. Отбор заданий для составления теста. Формы тестовых заданий. Требования к конструированию тестов. Оценка качества тестовых заданий. Проверка тестов. Российский федеральный тест по географии. Традиционное и современное обучение географии в российской школе. Традиционное обучение, его параметры, концептуальные положения и особенности методики. Современные педагогические технологии на основе реконструкции и интеграции учебного материала. Технология опорно-сигнального обучения. Имитационные технологии. Деловые игры в школьном курсе географии. Технология проектной деятельности учащихся. Понятие учебный модуль и модульного обучения. Жизнесберегающие технологии обучения. Классификация уроков нетрадиционной формы. Инновационные геообразовательные технологии в российской школе. Частнопредметные геообразовательные технологии. Альтернативные геообразовательные технологии. Геообразовательные технологии развивающего обучения. Социальноориентированное обучение. Геообразовательные технологии авторских школ. Формы изучения и обобщения передового опыта в обучении географии. География в школьной системе зарубежных стран. Школьная система как основное ядро образовательных комплексов зарубежных стран. Цели и пути реформирования школьных систем за рубежом. Положение географии в зарубежной школе и цели обучения географии. Содержание школьной географии в зарубежных странах. Структура школьной географии в отдельных странах мира. Школьный учебник географии. География в составе интегрированных школьных курсов. Стадии и направления развития школьного географического образования в мире. Научные исследования в области теории и методике географического образования в зарубежных странах. Международный и национальный уровни научных исследований. Роль в организации международных исследований постоянной Комиссии географического

7 образования Международного географического союза. Главные работы Комиссии. Национальные исследования и национальные географические информационные центры. Технологии обучения географии в зарубежных странах. Понятие технологической грамотности и требования к профессиональной подготовке учителя географии. Классификация средств и методов обучения географии. Работа с учебником и другими учебными средствами. Применение новых технических средств обучения. Стили обучения и типология уроков географии. Организация учебной деятельности на уроке географии. Работа учащихся на местности. Глобальное географическое образование. Понятие о глобальном образовании. Модели глобального образования. Глобализация географического образования. Теоретическое и практическое направление глобализации географического образования. Критика зарубежного опыта преподавания географии. Оценивание: Оценивание проводится по 100-бальной шкале. Порог успешности прохождения вступительного собеседования составляет 40 баллов. Критерии оценки: 1) владение понятийным аппаратом в области теории и методики обучения биологии до 10 баллов; 2) степень усвоения теоретического материала до 30 баллов; 3) умение применять теоретические знания при ответе на поставленные вопросы до 20 баллов; 4) владение методами анализа различных теорий, концепций, подходов к обучению биологии до 20 баллов; 5) способность применять различные технологии, в том числе и информационные, при решении исследовательских и учебных задач до 20 баллов. ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ Учебники (учебные пособия) по МПГ 1. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях: пособие для студентов вузов /Душина И.В., Пятунин И.В., Летягин А.А. и др. под ред И.В. Душиной. М.: Дрофа, с. 2. Методика обучения географии в средней школе: Учебное пособие для студентов геогр. спец. высш. пед. учеб. заведений и учителей географии. Л.М.Панчешникова, И.В.Душина, В.П.Дронов и др.; Под ред. Л.М.Панчешниковой.-М.:Просвещение; Учебная литература, Душина И.В., Понурова Г.А. Методика преподавания географии: Пособие для начинающих учителей и студентов педагогических институтов и университетов по географическим специальностям.-м.: Изд-во Московский лицей, Душина И. В., Таможняя Е. А., Пятунин В. Б. Методика и технология обучения географии в школе. М., Методика обучения географии в средней школе: Учебное пособие для студентов пед. Ин- ов по геогр. спец. / Под ред. Л.М.Панчешниковой.- М.: Просвещение, Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. М.: Просвещение, Стандарты и программно-методические материалы

Смотрите так же:  Что уже ест 9 месячный ребенок

8 7. Временный государственный образовательный стандарт (проект). Образовательная область «Земля» (география и геоэкология). Институт общеобразовательных школ РАО. — М., с. 8. Временный государственный образовательный стандарт (проект). Общее среднее образование. Школьное экологическое образование. -Институт общеобразовательных школ РАО. — М., с. 9. География //Учебные стандарты школ России. Государственные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Книга 2. Математика. Естественнонаучные дисциплины /Под ред. В.С.Леднева, Н.Д.Никандрова, М.Н.Лазутовой. М.: «ТЦ Сфера», «Прометей», С Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Часть I. Начальная школа. Основная школа. М., с. 11. Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Часть II. Старшая школа (первый рабочий вариант). М., с. 12. Программа по географии для средней школы.- М.: Просвещение, Программно-методические материалы. География. 6-9 классы.-м.:дрофа, Программно-методические материалы. География классы.-м.: Дрофа, Сборник авторских программ для средних общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации. География. М.: Просвещение, 1993 Другие основные учебные пособия 16. Герасимова Т.П. Методика преподавания начального курса физической географии. М.: Просвещение, Баринова И.И., Елховская Л.И., Николина В.В. Внеурочная работа по географии. — М., Голов В.П. Средства обучения географии и условия их эффективного использования.-м.: Просвещение, Даринский А.В. Урок географии в средней школе.-м.: Просвещение, Кабинет географии / Под ред. Барышевой Ю.Г.- М.:Просвещение, Максаковский В.П. Географическая культура: учебное пособие для студентов вузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС с. 22. Максаковский В.П. Научные основы школьной географии.- М.: Просвещение, Максаковский В.П. Преподавание географии в зарубежной школе.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, с. 24. Современный урок географии. Методические разработки уроков. Ч М.: Школа-Пресс, Чернихова Е.Я. Учебные экскурсии по географии.- М.:Просвещение, ЛИТЕРАТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ 26. Аванесов В. С. Научные основы тестового контроля знаний. М., Баранский Н. Н. Исторический обзор учебников географии ( ). М., Бордовская Н. В. Диалектика педагогического исследования. — СПб., Беспалько В. Г. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., Всемирное культурное и природное наследие в образовании. СПб., Герасимова Т.П. Концепция содержания школьного географического образования / География в школе С Давыдов В. В. Психологическая теория учебной деятельности. Томск, Даринский А.В., Кривоносова Л.Н., Круглова В.А. и др. Краеведение: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, с. 34. Даринский А.В. Методика преподавания географии: Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1975.

9 35. Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина Жекулин В. С. Историческая география. Предмет и методы. Л., Загвязинский В. И. Теория обучения. М., Закон РФ «Об образовании» / Учительская газета. — июль, Зуев Д. Д. Школьный учебник. М., Интернет в гуманитарном образовании. М., Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М., с. 42. Концепция среднего географического образования (Авторский коллектив под рук.рыжакова М.В.) // География в школе С Концепция общего среднего экологического образования / Под ред, И.Д.Зверева и И.Т.Суравегиной // Зеленый мир Крищунас В. Р., Наумов А. С, Рогачев С. В. Концепция географического образования в средней школе (ж. ГШ, 1, 1990). 45. Кучер Т.В. Экологическое образование учащихся в обучении географии. М.: Просвещение, с. 46. Максаковский В. П. Всемирное культурное наследие. М., Максаковский В.П. О новой концепции школьного географического образования // География в школе С Максимов Г. Н. Методология и дидактика географии. Якутск, Методика преподавания географии в средней школе/ Под ред. А.Е. Бибик и др.- М.: Просвещение, География в школе. Теоретический и научно-методический журнал Министерства образования РФ. 51. Полад Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., Понурова Г.Я. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. М., Преображенский В.С. Поиск в географии: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, с. 54. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. — М., Экология / Учебные стандарты школ России. Государственные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Книга 2. / Под ред. В.С. Леднева, Н.Д. Никандрова, М.Н. Лазутовой. — М.: «ТЦ Сфера», «Прометей», С ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 56. Географический атлас «Республика Саха (Якутия). — Якутск-Москва, с. 57. Закон РС(Я) «Об образовании» / Сборник нормативных документов. — Якутск:МО, С Концепция всеобщего непрерывного экологического образования и воспитания (проект). — Якутск, с. 59. Концепция обновления и развития национальной школы Якутской-Саха ССР. Якутск, с. 60. Максимов Г.Н., Кривошапкина О.М., Гоголева П.А., Осипова А.Д.Базовый минимум содержания национально-регионального компонента географического образования для Республики Саха (Якутия)/ География. Максимов Г.Н., Кривошапкина О.М., Гоголева П.А. и др. Образовательная область «Земля. География. Геоэкология»: Начальная ступень, 1-3(4) классы / Проект национальнорегионального компонента государственного образовательного стандарта общего

10 образования. Часть 1. Начальная школа Якутск: Изд-во ИРО МО РС(Я), С Максимов Г.Н., Кривошапкина О.М., Гоголева П.А. и др. Национальнорегиональный компонент образовательной области «Земля. География. Геоэкология» / Проект национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Часть 2. Основная школа. Старшая школа Якутск: Изд-во ИРО МО РС(Я), С Максимов Г.Н., Сивцева А.И. Словарь географических терминов. Якутск, с. (на якутском языке). 63. Программно-методические материалы. Якутск, С Кривошапкина О.М. Большой геоэкологический практикум в курсе географии средней школы (Методическое пособие для студентов географического отделения). — Якутск: Изд-во ЯГУ, с. 65. Кривошапкина О.М.Программа и тематическое планирование курса «Родной край»/ География. Программно-методические материалы. Якутск, Кривошапкина О.М. Программа и тематическое планирование курса «География Якутии» / География. Программно-методические материалы. Якутск, Кривошапкина О.М. Программа и тематическое планирование курса «Геоэкология»/ География. Программно-методические материалы. Якутск, Кривошапкина О.М., Афонская Л.П., Михайлова Т.В. География Якутии. Методическое пособие для учителя (уроки, тесты, дидактические материалы). Якутск: Изд-во ЯГУ, с. 69. Кривошапкина О.М., Максимов Г.Н. Концепция географического образования в Республике Саха (Якутия) (проект) / Итоговые документы научно-практической конференции «География для будущих поколений»- Якутск: Изд-во Департамента НиСПО МО РС(Я), С Кривошапкина О.М., Сергеева М.П., Иванова С.А. и др. Школьные олимпиады по географии в Якутии: книга для учителя.- Якутск, МО РС(Я) Кривошапкина О.М. Самостоятельные и практические работы по методике преподавания географии.-якутск: Изд-во ЯГУ, Максимов Г.Н. Программа курса «Науки о Земле» для естественнонаучного профиля/ География. Программно-методические материалы. Якутск, Максимов Г.Н. Программа курса «География человека» для гуманитарного и обществоведческого профилей/ География. Программно-методические материалы. Якутск, Саха сирин географията: Орто оскуола 9 кылааhыгар уѐрэнэр кинигэ / Жирков И.И., Жирков К.И., Максимов Г.Н. Кривошапкина О.М. Дьокуускай: Бичик, с. 75. Пахомова Л.С. Программа курса «Якутск город мой» / География. Программнометодические материалы. Якутск, С Пахомова Л.С. Якутск город мой (природа и люди). Учебное пособие для учащихся 5 класса средних общеобразов. школ / Под ред. О.М. Кривошапкиной. — Якутск, с. 6,7 п.л. 77. Программа для якутских школ. География. 5-9 класс.-якутск, Толстихин О.Н., Железняк М.Н. Программа по курсу мерзлотоведения для учащихся 9-11 классов естественно-научного профиля/ География. Программнометодические материалы. Якутск, Гоголева П.А., Максимов Г.Н. Программа «Экология Якутии» (9 класс)/ География. Программно-методические материалы. Якутск, 2001.

11 80. Гоголева П.А., Максимов Г.Н. Программа по «Экологии Якутии и улуса» (11 класс)/ География. Программно-методические материалы. Якутск, Гнатюк Г.А., Кривошапкина О.М. География Якутии. Природа. Часть 1. (Методические рекомендации для студентов очной и заочной форм обучения). — Якутск: Изд-во ЯГУ, п.л. Кроме того: 1- учебники географии 5-11 классы; 2- методические пособия по курсам географии, в том числе литература для проверки знаний и умений.

Другие статьи

  • Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Консультация (младшая группа) по теме: консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей. Предварительный просмотр: Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного […]
  • Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Законодательством Российской Федерации не предусмотрено процедуры отказа от ребенка, возможно только лишение родительских прав. Так, согласно ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если […]
  • Что входит в обязанности родителей по воспитанию детей Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 - 79) Глава 12. Права и обязанности родителей См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. […]
  • Можно ли ребенку капать ромашку в нос отвар ромашки и нос неделю назад мы заболели к нам приходила врач и сказала 5 раз в день промывать нос пипеткой ромашки, потом отсасывать аспиратором, а потом капать капли сейчас я разговаривала с подругой, она меня отругала, сказала, что нельзя так ни в коем случае, […]
  • Как правильно купать в круге месячного ребенка Как купать ребёнка с кругом на шее С какого месяца купать ребёнка с кругом на шее, как правильно это делать, в какое время? Советы доктора Комаровского и видео инструкция. Водные процедуры – особенное удовольствие для маленького ребенка. Кроме обычного гигиеничного […]
  • Диагностика отклонения в развитии ребёнка определение этапы проведения Ранняя диагностика отклонений в развитии детей Диагностика отклонений в развитии основывается на зна­нии общих и специфических закономерностей психического раз­вития нормально развивающегося ребенка и детей с различны­ми отклонениями в развитии. Диагностика носит […]