Методики от стресса

8 методов избавления от стресса, которыми пользуются сами психологи

Психологи — это специалисты, которые помогают нам решить проблемы, преодолеть страхи и разобраться в себе, чтобы мы чувствовали себя спокойно. Однако они тоже люди и, как и все мы, подвержены стрессу, с которым нужно как-то бороться.

AdMe.ru расскажет вам о методах быстрого снятия стресса, которыми пользуются сами профессионалы.

1. Записывайте все, что приходит в голову

Джон Даффи (John Duffy), клинический психолог и автор книги о воспитании подростков, говорит: «Чтобы снять свой стресс, я записываю. Мысли, ситуации, отношения с людьми, идеи для будущих статей. Я записываю и структурирую все, что приходит ко мне в голову. Этот творческий процесс эффективен, потому что мы отвлекаемся от проблем, голова очищается и напряжение спадает. После этого я уже могу посмотреть на вещи с новой стороны».

2. Приготовьте блюдо и будьте крайне педантичны в выборе ингредиентов

Психотерапевт, писатель и преподаватель Джеффри Самбер (Jeffrey Sumber) использует несколько эстетские способы борьбы со стрессом:

«Когда я нервничаю, я люблю хорошенько поесть. Но это должна быть обязательно здоровая еда или новое для меня блюдо. Я долго хожу по магазинам, выбирая нужные ингредиенты, затем аккуратно их режу, готовлю заправки и медленно, с наслаждением съедаю блюдо. А еще частенько выкладываю результат в Facebook, чтобы друзья мне завидовали!»

3. Напрягите все мышцы

Американский психотерапевт Кевин Чэпмен (Kevin Chapman) для борьбы со стрессом использует метод прогрессивной мышечной релаксации, который разработали еще в 1920 году.

Принцип прост: после любого сильного напряжения наступает сильное расслабление. То есть нужно напрягать мышцы в течение 10 секунд, а затем 20 секунд концентрироваться на последующем чувстве расслабления.

Всего было разработано 200 упражнений для всех групп мышц, но вполне достаточно использовать 16. Найти упражнения и выбрать понравившиеся можно тут.

4. Реагируйте правильно или не реагируйте вообще

Психолог Сьюзен Краусс Уитбоурн (Susan Krauss Whitbourne) не борется со стрессом, а пытается заранее его избежать. Для этого у нее есть мантра, которую она повторяет, попадая в стрессовую ситуацию. Она говорит: «Я не могу изменить ситуацию, но могу изменить свою реакцию на нее».

Позитивная реакция на негативное событие помогает не только избежать стресса, но и получить некий опыт, если смотреть на это, как на испытание, и учиться на ошибках.

5. Остановите поток мыслей

Психолог Мартин Селигман (Martin Seligman) советует использовать один простой и очень популярный способ, чтобы выбросить лишние мысли из головы.

Хлопните в ладоши и крикните «Стоп! Я подумаю об этом потом!». Также можно носить резинку на запястье и щелкать себя ей (или просто ущипнуть себя). Используйте подобные раздражители, чтобы остановить круговорот мыслей и отложить проблему на потом, на определенное время. Затем постарайтесь переключить свое внимание на какой-либо необычный предмет или занятие.

6. Выделите 1 час на любимое дело и удовольствия

Психотерапевт Эми Пшеворски (Amy Przeworski) советует выделить промежуток времени, в течение которого вы будете делать только то, что захотите. Читайте, рисуйте, ешьте вкусные блюда — в общем, занимайтесь тем, что доставляет вам удовольствие. Никакой работы, никаких обязанностей, негативных мыслей и всего того, что вам не нравится и портит настроение.

7. Стимулируйте нервы

Необычный, но действенный метод, основанный на физиологии, предлагает терапевт Тони Бернхард (Toni Bernhard). Несколько раз легко проведите указательным пальцем по губам. Это движение затрагивает нервы на поверхности губ, стимулирует парасимпатическую нервную систему и помогает быстро успокоиться.

8. Попробуйте различные классические методы

Конечно, существуют и классические методы избавления от стресса и снятия напряжения, которые работают так же хорошо.

К примеру, клинический психолог и автор книги «Жизнь с депрессией» Дебора Серани (Deborah Serani) во время стресса старается дать организму то, что он хочет. «Я использую все то, что затрагивает чувства. Например, я могу просто сидеть в машине и слушать джаз по радио, рисовать, лежать в горячей ванне или наслаждаться вкусным изысканным чаем».

Терапевт Джойс Мартер (Joyce Marter) пользуется методом, который практикуют члены групп анонимных алкоголиков: чтобы отвлечься, нужно заняться каким-нибудь продуктивным делом. К примеру, расчистить рабочее место, помыть посуду или навести порядок в фотоальбоме. Главное, чтобы это действие помогало отвлечься.

Психолог Сьюзен Ньюман (Susan Newman) считает, что нет лучшего антидепрессанта, чем беседа с друзьями. А доктор Стефани Саркис (Stephanie Sarkis) использует для очищения головы йогу, занятия спортом или просто здоровый сон.

Главный принцип

Главный принцип избавления от стресса — полностью абстрагироваться на какое-то время от проблемы и от любого источника волнения. И чем лучше у вас это получится, тем быстрее вы восстановитесь и будете готовы к новым свершениям.

А какой способ борьбы со стрессом понравился вам больше всего? Может быть, у вас есть свой уникальный метод?

Диагностика стресса

Диагностика стресса.

Направления психодиагностики, отбор конкретных методик и условия их применения зависят, прежде всего, от концептуальной основы деятельности специалиста, проводящего диагностику, от направленности его работы, полученного запроса, цели проведения диагностики, от конкретной ситуации.

Сложности, существующие в области изучения стрессового поведения, отразились и на подходах к классификации методов психодиагностики стресса. Из множества представленных в науке и практике методик, предлагаемых специалистами по работе в области стресса, можно выделить, в соответствии с целью и предметом исследования, несколько классов:

1. Методики на определение актуального уровня стресса, выраженности нервно-психической напряженности и тревожности.

К этой группе методик можно отнести:

  1. опросник Т. А. Иванченко, М. А. Иванченко, Т. П. Иванченко «Инвентаризация симптомов стресса»;
  2. методику для выявления подверженности стрессу Т. А. Немчина и Дж. Тейлора;
  3. шкалу психологического стресса PSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона;
  4. тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона;
  5. комплексную оценку проявлений стресса Ю. В. Щербатых;
  6. тест «Степень напряженности» И. А. Литвинцева;
  7. методику экспресс-диагностики уровня психоэмоционального напряжения (ПЭН) и его источников О. С. Копниной, Е. А. Суслова, Е. В.Заикина и др.

Поскольку стресс сопровождается переживанием тревоги и нервно-психического напряжения, в эту же группу можно отнести блок методик, направленных на диагностику тревожности:

  1. опросник Т. А. Немчина «Определение нервно-психического напряжения»;
  2. шкала самооценки тревоги В. Цунга;
  3. шкала ситуативной тревожности Ч. Д. Спилбергера;
  4. опросник иерархической структуры актуальных страхов (ОАС) Ю. В. Щербатых.

2. Методики, помогающие прогнозировать поведение человека в экстремальных условиях.

Такие методики разрабатываются, как правило, для профотбора специалистов, будущая профессиональная деятельность которых предполагает работу в сложных напряженных ситуациях (летчики, моряки и др.). Данные методики позволяют выявить нервно-психическую неустойчивость и предрасположенность к невротическим расстройствам. Наиболее широко используются для этих целей следующие инструменты:

  1. симптоматический опросник «Самочувствие в экстремальных условиях» А. Волкова, Н. Водопьяновой;
  2. методика склонности к срывам в стрессовой ситуации «Прогноз» В. А. Баранова.

3. Методики, позволяющие выявлять негативные последствия дистресса.

Известно, что существование в длительных стрессовых ситуациях или переживание острого (травматического) стресса приводит к истощению адаптационной энергии организма. Результатом данного процесса является ухудшение различных показателей физического здоровья и психологического самочувствия. К методикам этого класса можно отнести:

  1. Гиссенский опросник;
  2. шкала клинических жалоб SCL Р.Л. Дерогатис;
  3. шкалу оценки влияния травматического события (ШОВТС) и др.

К последствиям стресса причисляют и развитие депрессивных состояний. Возникновение депрессии имеет сложный патогенез, однако очевидно, что переживание фрустрации или хронических стрессов может провоцировать появление депрессивных состояний и депрессивных симптомов. Методики, направленные на выявление депрессивных симптомов, синдрома и депрессии как заболевания, таковы:

  1. «Опросник суицидального риска»;
  2. методика «Дифференциальная диагностика депрессивных состояний» В. Зунга, адаптация Т. И. Балашовой;
  3. методика «Дифференциальная диагностика депрессивных состояний» В. Жмурова;
  4. опросник «Уровень депрессии» А. Бека и др.

4. Диагностика профессиональных стрессоров.

В настоящее время проблема стрессов на рабочем месте актуальна для большинства работающих людей. Знание факторов стрессогенности в деятельности персонала и руководителей является целью организационной диагностики. Н. Водопьянова считает, что «организационная диагностика стресса — необходимая составляющая стресс-менеджмента». Стресс на работе может быть связан как с особенностями организационной культуры, так и с профессиональными стресс-факторами методики данного класса можно разбить на несколько групп:

4.1. Методики, направленные на определение уровня стресса и факторов стресса в профессиональной деятельности.

В эту подгруппу можно включить такие методики, как:

  1. шкала оценки стрессогенности профессионально трудных ситуаций (ПТС) на рабочем месте Н. Водопьяновой, Е. Старченковой;
  2. тест на профессиональный стресс Ю. В. Щербатых;
  3. опросник «Причины деятельностного стресса»;
  4. тест-вопросник «Причины стресса в вашей работе»;
  5. тест на определение профессионального стресса Т. Д. Азарных, И. М. Тыртышникова;
  6. оценка уровня деятельностной стрессогенности.

В настоящее время получила широкое распространение и такая овая методика, как «Методика интегральной диагностики и кор- скцин профессионального стресса (ИДИКС) А. Б. Леоновой».

Система ИДИКС предназначена для диагностики профессио- ального стресса, ориентирована на получение интегрированной ценки уровня переживаемого стресса и подбор комплекса опти- зационных мер, адекватных специфике каждого конкретного учая. ИДИКС предназначен для работы с людьми старше 17 лет. Стандартное время работы с системой составляет 20-30 мин. Ограничений по работе с системой не выявлено.

4.2. Для сохранения профессионального здоровья особую важность приобретает диагностика симптомов эмоционального выгорания.

В настоящее время не существует единой модели выгорания, признанной всеми специалистами. К. Маслач рассматривает выгорание как ответную реакцию организма на профессиональные стрессы и предлагает трехкомпонентную модель: эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция персональных достижений [Maslach, 1982].

Научное исследование факторов СЭВ стало возможным благодаря использованию таких традиционных методик, как:

  1. методика диагностики профессионального выгорания К. Маслач — С . Джексон, адаптация И. Е. Водопьяновой;
  2. методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко;
  3. опросник определения психического «выгорания» А. А. Рукавишникова и др.
Смотрите так же:  Центр образования детей с аутизмом

4.3. Результатом высокой стрессогенности деятельности может быть ухудшение психофизиологических параметров и снижение общей энергетики организма. Выявить данные показатели можно при помощи таких методик, как:

  1. опросник ДО PC «Дифференцированная оценка состояний сниженной работоспособности (утомление, монотония, пресыщение, стресс) А. Леоновой, С. Величковской;
  2. опросник «Ваш индекс психоэнергетической опустошенности»;
  3. опросник диагностики психофизиологической дезадаптации О. И. Родиной и др.

4.4. Особая группа методик посвящена диагностике проблем, связанных с управлением временем в профессиональной деятельности. Наиболее известны в этой подгруппе следующие методики:

  1. тест «Профессиональная компетентность во времени» JI. В. Куликова;
  2. опросник «Тайм-синдром менеджера» Н. Водопьяновой;
  3. опросник «Дефицит времени в управленческой деятельности» Н. Водопьяновой.

5. Методики, позволяющие выявить ресурсы стрессоустойчивости человека.

Психологи выделяют два вида ресурсов — внешние и внутренние (личностные). Применение методик данного класса — часть профилактической работы с клиентом, которому необходимо знать о наличии этих ресурсов для того, чтобы использовать их в возможной трудной ситуации и поддерживать удовлетворительное качество жизни.

5.1. Специалисты в области стресса уверены, что одним из важнейших внешних ресурсов стрессоустойчивости является социальная поддержка. Для диагностики социальной поддержки может быть использована многомерная шкала восприятия социальной поддержки MSPSS С. Зимета, а также опросник В А. Ананьева «Источники социально-психологической поддержки». Шкала Зимета позволяет определить уровень поддержки, которую оказывают семья, друзья и «значимые другие».

Опросник «Потери и приобретения персональных ресурсов» (ОППР) Н. Водопьяновой и М. Штейна позволяет исследовать наличие или потери материальных и нематериальных; внешних и внутренних ресурсов.

В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что стрессоустойчивость связана с конкретными внутренними, психологическими ресурсами. Именно эти ресурсы определяют специфику восприятия и переживания стресса. Ресурс стрессоустойчивости — индивидуальные свойства и способности личности, обеспечивающие ее психологическую устойчивость к стрессорам [Куликов, 1995, 2000]. Однако Н. Е. Водопьянова отмечает, что методики, направленные на измерение характерных особенностей личности и выявление предрасположенности к преодолению стресса, не предопределяют того, как человек справляется с реальными стрессовыми ситуациями. Кроме того, наличие внешней поддержки также оказывает влияние на наше переживание стрессов.

К значимым личностным ресурсам относят такие особенности личности, как интернальный локус контроля, уверенность в себе, высокая мотивация достижения, наличие веры в собственные силы, оптимизм, эго-защитное поведение, отсутствие склонности к поведению по типу А, отсутствие иррациональных установок и т. д. Для диагностики данных качеств в психологии существует традиционный набор методик, хорошо известных каждому практическому психологу.

Многие исследователи отмечают также, что важным фактором стрессоустойчивости являются образ жизни и качество жизни, влияющие на развитие и сохранение ресурсов. В связи с этим целесообразно упомянуть о таких методиках, как «Анализ стиля жизни» (Бостонский тест на стрессоустойчивость), тест «Здоровое поведение», опросник качества жизни ВОЗКЖ-ЮО, разработанный Всемирной организацией здравоохранения, и др.

5.2. Диагностика копинг-поведения в стрессовых ситуациях.
Центральный аспект современных теорий стресса — концептуализация процессов преодолевающего поведения как стабилизирующего фактора, помогающего человеку адаптироваться в трудных ситуациях. В настоящее время концепция преодолевающего поведения получила широкое признание среди психологов различных направлений, что привело к разработке надежного диагностического инструментария, позволяющего измерить как сам процесс копинга, так и его результат. Для этого используются следующие методики:

  1. диагностика предпочитаемых копинг-стратегий (Э. Хейм, в адаптации JI. И. Вассермана);
  2. опросник «Копинг-стратегии» Р. Лазаруса;
  3. опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (SACS) С. Хобфолла;
  4. опросник SVF120 «Преодоление трудных жизненных ситуаций» В. Янке и Г. Эрдманна (адаптация Н. Е. Водопьяновой);
  5. опросник «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (С. Норман, Д. Эндлер, Д. Джеймс, М. Паркер, в адаптации Т. Л. Крюковой и др.).

Информация, полученная в результате диагностических исследований, может явиться надежным фундаментом для осознания наших взаимоотношений со стрессом и выработки эффективных стратегий совладания с ним.

Экспресс-диагностика состояния стресса

Методика экспресс-диагностики состояния стресса (ДСС), разработанная К. Шрайнером в 1993 году, позволяет выявить особенности переживания стресса: степень саморегуляции, эмоциональной лабильности в стрессовых условиях

Пройти экспресс-диагностику состояния стресса, 9 вопросов

Особенности реализации:

  • удобная онлайн-версия: ответы в один клик, большие кнопки для тач-экранов;
  • для каждого результата формируется короткая ссылка, которой можно поделиться;
  • совершенно бесплатно и анонимно, регистрация не требуется.

В пособии представлены методики диагностики и измерения психических состояний личности. Они сгруппированы в три группы: методики диагностики и измерения психических состояний в учебном процессе, методики измерения состояний нервно-психического напряжения, а также методики измерения и диагностики состояний в различных сферах жизнедеятельности. Пособие снабжено глоссарием психических состояний.

Предназначено для студентов, аспирантов и специалистов, интересующихся проблемами психических состояний.

Наиболее известные тесты на стресс. Фазы стресса

Жизнь современного человека полна впечатлений и переживаний. Стрессовые факторы действуют на организм отовсюду, тем самым требуя от человека огромной выдержки для нормального существования.

Под стрессом понимают реакцию организма на воздействие внешних факторов в виде неспецифических проявлений физиологического и психологического характера. В состоянии стресса организм адаптируется к условиям посредством различных внутренних реакций. Все органы и системы человеческого тела приводятся в «боевую» готовность, активируется так называемая защитная функция. Активно начинает работать симпатическая нервная система, выделяя в кровь адреналин и норадреналин. Увеличивается кровообращение мышц и мозга, тогда, когда к внутренним органам и кожным покровам кровь поступает медленнее. Длительное воздействие стрессовых факторов негативно сказывается на работе внутренних органов, например, при постоянном стрессе риск заболеть инфарктом миокарда повышается в 3 раза.

Специфика болезни

Существуют два основных воздействия стресса на организм человека:

Под позитивным воздействием понимают положительную реакцию организма на стресс в виде повышения активности и стрессоустойчивости.

Дистресс, или негативный стресс, отрицательно влияет на организм, приводя его в стадию истощения и вызывая различные заболевания внутренних органов.

Выделяют следующие фазы:

  • тревожная реакция;
  • сопротивляемость;
  • истощение.

Стадия тревоги является начальным этапом стрессового состояния, готовя тело к активным действиям. Симпатический отдел нервной системы начинает работать в быстром темпе: адреналин выбрасывается в кровь, повышается концентрация кислорода, повышается метаболизм.

Следующей фазой является сопротивляемость, которая длится дольше остальных. Организм адаптируется к сложившимся условиям, вырабатывает защитные механизмы. Фаза сопротивляемости имеет два исхода: положительный (когда организм приспосабливается к трудным условиям) либо отрицательный, который приводит к третьей фазе – истощения.

В стадии истощения происходит упадок жизненно важных функций, ухудшается иммунитет, страдает пищеварительная и сердечно-сосудистая система. При дальнейшем воздействии стрессора организм может погибнуть.

Психодиагностика стрессовых состояний

Для диагностики состояния используют следующие методики:

  • Оценка нервно-психического напряжения Т. А. Немчина;
  • Шкала определения психологического стресса;
  • Тест определения доминирующего состояния Л. В. Куликова;
  • Опросник на определение актуального состояния;
  • Диагностика стрессового состояния А. О. Прохорова;
  • Опросник на определение склонности к стрессу Тейлора и Т. А. Немчина;
  • Методика «УМПС» А. Б. Леоновой.

Методика «Определения нервно-психического напряжения» состоит из 30 утверждений, с вариантами ответов – тремя уровнями выраженности стресса. Испытуемый должен оценить высказывания в зависимости от особенностей своего состояния. Данный тест проводится индивидуально с каждым испытуемым. При интерпретации суммируется количество баллов, чем больше их количество, тем выше уровень стресса. Методика позволяет определить стрессовый диапазон и уровень нервного напряжения.

Шкала определения психологического стресса представляет собой список из 25 утверждений, которым необходимо дать оценку от 1 до 8, в зависимости от встречаемости данных симптомов. Испытуемому следует вспомнить своё состояние за последние 5 дней и оценить утверждения. Чем выше количество баллов, тем больше уровень стресса.

Тест на определение доминирующего состояния был предложен Л. В. Куликовым. Данный тест на стресс определяет уровень тревожности, стабильность эмоционального фона, удовлетворённость жизнью и прочие аспекты. Методика предлагается в двух вариантах: кратком (6 шкал) и полном (8 шкал). Наиболее часто в психологической практике пользуются кратким вариантом теста. Опросник состоит из 42 суждений, которые необходимо оценить от 1 до 7. Минусы данной диагностики заключаются в трудоёмкости обработки результатов, сырые баллы переводятся в стандартные и подсчитываются арифметическим путём.

Опросник на определение актуального состояния имеет 5 шкал и 38 суждений, которые необходимо оценить от 1 до 7. Данная методика отличается от Методики определения ДС своей направленностью на исследование психического состояния в данный период времени. Шкалы определяют активность мотивов, физическое самочувствие, эмоциональный фон, уровень тревоги и доминирование жизненных процессов. Оценка более чем в 55 балов по одной из шкал говорит о высокой степени выраженности того или иного симптома.

Диагностика состояния, разработанная А. О. Прохоровым, определяет специфику переживаний в стрессовых ситуациях с точки зрения самоконтроля и эмоций. Методика состоит из 9 вопросов, на которые необходимо ответить «да» или «нет». За каждый положительный ответ насчитывается 1 балл, а отрицательный – 0 баллов. Опросник предназначен для совершеннолетних испытуемых без ограничений по профессиональным предпочтениям и полу. Чем большее количество баллов набрал испытуемый в ходе исследования, тем ниже уровень саморегуляции.

Кандидатом медицинских наук Т. А. Немчиным и американским психологом Дж. Тейлором была предложена методика определения склонности к стрессу. Опрос проводится путём складывания карточек в две стопки – с ответами «да» и «нет» на 50 вопросов. Методика определяет уровень тревожности и вероятность возникновения психологического стресса.

Методика «Утомление – монотония – психическое пресыщение — стресс» является модифицированной и адаптированной версией немецкого теста на определение уровня стресса. Опросник состоит из 40 суждений, которые нужно оценить от 1 до 4. Если испытуемый набрал более 30 по одной из шкал, это свидетельствует о яркой выраженности признака.

Данные методики достаточно валидны и определяют степень выраженности заболевания у испытуемых. Наиболее достоверные результаты тестирования получаются при проведении исследования психологом или человеком с психологическим образованием, в особенности, если методика является сложной для понимания и громоздкой по обработке.

5 ПРОЕКТИВНЫХ ТЕХНИК ДЛЯ САМОДИАГНОСТИКИ СТРЕССА

Гиллиам Блейк: «То, что сейчас уже доказано, когда было только в воображении»

Ежедневно каждый из нас сталкивается таким эмоциональным фактором, как стресс и напряжение. Два этих состояния часто мешают нам выполнять продуктивно нашу работу, а так же если вовремя не диагностировать нанести, серьезный удар и по здоровью. Например, люди, которые постоянно находятся в стрессовой ситуации, подвержены таким заболеваниям как: сердечно-сосудистые заболевания, артериальную гипертонию, инфаркт, язву, колит, болезнь Крона, астму, различные дерматиты, экзему, поскольку стресс ослабляет иммунитет.

Смотрите так же:  Проблема взаимоотношений между родителями и детьми сочинение

В этом и заключается основная задача данной статьи «Помочь людям определить свой уровень стресса и напряжения, затрачивая минимальное количество подручных средств и времени». Конечно, многим довольно просто определить свое состояние, а некоторым даже понять, что послужило его «катализатором». Но данная статья относится к той части аудитории, которые сталкиваются с проблемой определения стресса и напряженного состояния, для них подборка действенных методик по определению эмоционального фона, которые можно использовать в проективном ключе. Эти методики не заменяют основное психодиагностическое средство «Стресс-аудит», а скорее дополняют.

Конечно, как говорилось выше, не всем нужны психодиагностические методы для выяснения своего состояния на данный момент времени, достаточно будет лишь обратить внимание на свое поведение, определенные показатели, например:

  • Бессонница. Людям сложно «отключить» свой мозг, когда в голове вы постоянно прокручиваете разные не совсем приятные мысли или события
  • Хроническая усталость. Ощущение полного безразличия к событиям в вашей жизни, желание укрыться под уютным пледом и остаться наедине с собой.
  • Отсутствие аппетита. Люди, у которых от стресса пропадает аппетит, и они начинают худеть, поскольку биологические реакции, которые провоцирует стресс, потребляют много энергии.
  • Повышенная раздражительность. Мелкие бытовые раздражители и неудачи вызывают слишком яростную и злобную реакцию, что может подпортить ваши отношения с семьей или близкими друзьями.

Если вы все же неуверенны относительно своего состояния, то предлагаю пройти вам упрощенные методики для обобщения знаний о своем состоянии, которые представлены ниже. Но в случае, если ни одна методика не дала вам убедительного ответа, то стоит обратиться к специалисту.

1.»ДОМ — ДЕРЕВО — ЧЕЛОВЕК» Дж.Бак,Тест «Дом.Дерево.Человек» (ДДЧ),1948г

Данная методика нацелена на оценку агрессивности и других видов нарушений поведения, таких как конфликтность, негативизм, враждебность.

Выполнение данной методики не составит труда ни при проведении, ни при интерпретации.

  • Инструкция. Вам понадобиться лист А4, карандаши, ластик и немного терпения. На бумаге рисуете дом, дерево и человека.
  • Интерпретация. Анализ состояния мы делаем на основе наших рисунков, при интерпретации учитываются различные детали, например, порядок, штриховка, расположение объектов и многое другое. В данной интерпретации мы сделали акцент наиболее значимые для определения уровня агрессии, стресса и напряженного состояния, но при желании можно полностью проанализировать свое «творчества».

Так же при интерпретации стоит прислушиваться к своему состоянию, то есть понаблюдать за собой, делая пометки о своем состоянии.

ДОМ

«Дом старый, развалившийся – иногда субъект, таким образом может выразить отношение к самому себе.

Дом вдали – чувство отвергнутости (отверженности).

Дом вблизи – открытость, доступность и (или) чувство теплоты и гостеприимства.

Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей) – отражение конфликтной ситуации, наносящей вред правильной оценке реальности. Неприступность субъекта (хотя он сам может желать свободного сердечного общения).

Стена с акцентированным контуром основы – субъект пытается вытеснить конфликтные тенденции, испытывает трудности, тревогу.

Стена: боковой контур слишком тонок и неадекватен – предчувствие (угроза) катастрофы.

Двери (одна или несколько), задние или боковые – отступление, отрешенность, избегание.

Двери открытые. Если дом жилой – это сильная потребность к теплу извне или стремление демонстрировать доступность (откровенность).

Двери боковые (одна или несколько) – отчуждение, уединение, неприятие реальности. Значительная неприступность.

Двери с огромным замком – враждебность, мнительность, скрытность, защитные тенденции.

Окна без стекол – враждебность, отчужденность. Отсутствие окон на первом этаже – враждебность, отчужденность.

Крыша, плохо сочетаемая с нижним этажом – плохая личностная организация.

Водосточные трубы – усиленная защита и обычно мнительность.

Кусты иногда символизируют людей. Если они тесно окружают дом, может иметь место сильное желание оградить себя защитными барьерами.

ЧЕЛОВЕК

Нечеткая голова – застенчивость, робость. Голова изображается в самом конце – межперсональный конфликт.

Подчеркнута шея – потребность в защитном интеллектуальном контроле.

Длинная тонкая шея – торможение, регрессия.

Плечи покатые – уныние, отчаяние, чувство вины, недостаток жизненности.

Туловище слишком крупное – наличие неудовлетворенных, остроосознаваемых субъектом потребностей.

Туловище ненормально маленькое – чувство унижения, малоценности.

Лицо подчеркнуто – сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом.

Глаза изображены как пустые глазницы – значимое стремление избегать визуальных стимулов. Враждебность.

Глаза выпучены – грубость, черствость.

Глаза маленькие– погруженность в себя.

Подведенные глаза – грубость, черствость.

Длинные ресницы – кокетливость, склонность обольщать, соблазнять, демонстрировать себя.

Ноздри – примитивная агрессия.

Зубы четко нарисованы – агрессивность.

Лицо неясное, тусклое – боязливость, застенчивость.

Выражение лица подобострастное – незащищенность.

Лицо, похожее на маску – осторожность, скрытность, возможны чувства деперсонализации и отчужденности.

Волосы не заштрихованы, не закрашены, обрамляют голову – субъектом управляют враждебные чувства.

Руки скрещены на груди – враждебно-мнительная установка.

Руки вытянуты по бокам – трудности в социальных контактах, страх перед агрессивными импульсами.

Руки сильные – агрессивность, энергичность. Руки тонкие, слабые – ощущение недостаточности достигнутого.

Большие пальцы – грубость, черствость, агрессия. Пальцев больше пяти – агрессивность, амбиции.

Пальцы без ладоней – грубость, черствость, агрессия.

Пальцы длинные – скрытая агрессия.

Пальцы сжаты в кулаки – бунтарство, протест.

Кулаки прижаты к телу – вытесненный протест.

Кулаки далеко от тела – открытый протест.

Пальцы крупные, как гвозди (шипы) – враждебность.

Пальцы одномерные, обведены петлей – сознательные усилия.

Голова в профиль, тело анфас – тревога, вызванная социальным окружением и потребностью в общении.

Человек, изображенный бегущим – желание убежать, скрыться от кого-либо.

Человек в слепом бегстве – возможны панические страхи.

Неуравновешенная стоячая фигура – напряжение.

Клоун, карикатура – свойственное подросткам ощущение неполноценности. Враждебность, самопрезрение.

Линии с нажимом – агрессивность, настойчивость.

Штрихи угловатые, скованные – напряженность, замкнутость.

Штриховка от себя – агрессия, экстраверсия.

Стирания – тревожность, опасливость.

Частые стирания – нерешительность, недовольство собой.

Стирание при перерисовке (если перерисовка более совершенна) – это хороший знак.

ДЕРЕВО

Зачернение, штриховка – напряжение, тревожность.

Заштрихованный ствол – внутренняя тревога, подозрительность, боязнь быть покинутым; скрытая агрессивность.

«Вермишель» – тенденция к скрытности ради злоупотреблений, непредвиденные атаки, скрытая ярость»

2.»РУКИ» (HAND TEST)Вагнер Э. Тест «Руки», 1961г

Только посмотрев на тест, можно догадаться, что данная методика, нацеленная на определение уровня агрессии. Для упрощения интерпретации вам следует обращать внимание на свои ассоциации, а лучше и записать, чтобы можно было в дальнейшем проанализировать. Такая интерпретация не займет много времени, а вы сможете услышать тревожные «звоночки» вашего агрессивного состояния.

  • Инструкция. Единственное, что нужно сделать — внимательно рассмотреть предлагаемые Вам изображения и сказать, что, по Вашему мнению, делает эта рука?
  • Интерпретация. Записав ответы, стоит выяснить общую направленность движений рук, например, рука, сжатая в кулак перед ударом, либо рука, протянутая для рукопожатия и т.д.

Если, по вашему мнению, рука воспринимается как доминирующая, наносящая повреждение, активно захватывающая какой-либо предмет, совершающая агрессивное действие (щиплющая, дающая пощечину, давящая насекомое, готовая нанести удар и т.п.), то ваши ответы говорят нам о высоком уровне агрессии.

Если рука выступает в ответах как жертва агрессивных проявлений другого лица или стремится оградить кого-либо от физических воздействий; может восприниматься в качестве наносящей повреждение самой себе. В эту категорию также включаются ответы, содержащие тенденции к отрицанию агрессии (не злая рука; кулак сжат, но не для удара; поднятая в страхе рука; рука, отвращающая удар и т.п.), то из этого следует о высоком уровне страха на данный момент.

3.ФИЗИОНОМИЧЕСКИЙ ТЕСТ КУНИНА

Применяется для экспресс-диагностики настроения. Особую ценность он представляет для психологов, обследующих большие коллективы (например, трудовые) с целью определения «уровня настроения» в текущей ситуации. Допустимо использовать его многократно на том же стимульном материале. Удобен и практичен даже для самостоятельного анализа своего настроения, как и в предыдущем тесте, стоит делать акцент на своих ассоциациях, не стоит долго задумываться над ответами.

  • Инструкция. Перед Вами находятся шесть карточек, на которых изображено лицо одного и того же человека, но находящегося в разных состояниях. Выберите ту карточку, на которой изображен человек в таком состоянии, которое больше всего соответствует Вашему настроению в данный конкретный момент.
  • Интерпретация. Настроение можно рассматривать по следующим шести уровням, каждый уровень соответствует порядковому номеру картинки:

1. Очень плохое настроение, связанное либо с сильной усталостью, перенапряжением, либо гневом.
2. Плохое настроение.
3. Пониженное настроение, связанное с некоторой раздражительностью, фрустрированностью.
4. Спокойное, уравновешенное настроение.
5. Хорошее настроение: человек бодр, уверен в своих силах, испытывает удовольствие от того, чем занимается в настоящий момент.
6. Очень хорошее настроение: оптимистичность, ощущение счастья, доброжелательноть по отношению ко всем.

4.ОЦЕНКА АГРЕССИВНОСТИ В ОТНОШЕНИЯХ А.Ассингера, «Диагностика агрессивности личности», 1993

Тест А.Ассингера позволяет определить, достаточно ли человек корректен в отношении с окружающими и легко ли общаться с ним. Для большей объективности ответов можно провести взаимооценку, когда коллеги отвечают на вопросы друг за друга. Это поможет понять, насколько верна их самооценка. Так же такой способ прохождения теста поможет вам понять эмоциональное состояние вашего коллеги, что в дальнейшем поможет избежать различные конфликтные ситуации.

  • Инструкция. Запишите наиболее подходящий ответ

ТЕСТ

1. Склонны ли Вы искать пути к примирению после очередного служебного конфликта?

2. Как Вы ведете себя в критической ситуации?

1. Внутренне кипите.

2. Сохраняете полное спокойствие.

3. Теряете самообладание.

3. Каким считают Вас коллеги?

1. Самоуверенным и завистливым.

3. Спокойным и независтливым.

4. Как Вы отреагируете, если Вам предложат ответственную должность?

1. Примете ее с некоторыми опасениями.

2. Согласитесь без колебаний.

3. Откажетесь от нее ради собственного спокойствия.

5. Как Вы будете себя вести, если кто-то из коллег без разрешения возьмет с Вашего стола бумагу?

1. Выдадите ему “по первое число”.

Смотрите так же:  Алопеция-от стресса

2. Заставите вернуть.

3. Спросите, не нужно ли ему еще что-нибудь.

6. Какими словами Вы встретите мужа (жену), если он (она) вернулся с работы позже обычного?

1. “Что это тебя так задержало?”

2. “Где ты торчишь допоздна?”

3. “Я уже начал(а) волноваться”.

7. Как Вы ведете себя за рулем автомобиля?

1. Стараетесь ли обогнать машину, которая “показала вам хвост”?

2. Вам все равно, сколько машин Вас обошло.

3. Помчитесь с такой скоростью, чтобы никто на догнал Вас.

8. Какими Вы считаете свои взгляды на жизнь?

3. Крайне жесткими.

9. Что Вы предпринимаете, если не все удается?

1. Пытаетесь свалить вину на другого.

3. Становитесь впредь осторожнее.

10. Как Вы отреагируете на фельетон о случаях распущенности среди современной молодежи?

1. “Пора бы уже запретить им такие развлечения”.

2. “Надо создать им возможность организованно и культурно отдыхать”.

3. “И чего мы столько с ними возимся?”

11. Что Вы ощущаете, если место, которое Вы хотели занять, досталось другому?

1. “И зачем я только на это нервы тратил?”

2. “Видно, его физиономия шефу приятнее”.

3. “Может быть, мне это удастся в другой раз”.

12. Как Вы смотрите страшный фильм?

3. Получаете искреннее удовольствие.

13. Если из-за дорожной пробки вы опаздываете на важное совещание?

1. Будете нервничать во время заседания.

2. Попытаетесь вызвать снисходительность партнеров.

14. Как Вы относитесь к своим спортивным успехам?

1. Обязательно стараетесь выиграть.

2. Цените удовольствие почувствовать себя вновь молодым.

3. Очень сердитесь, если не везет.

15. Как Вы поступите, если Вас плохо обслужили в ресторане?

1. Стерпите, избегая скандала.

2. Вызовите метрдотеля и сделаете ему замечание.

3. Отправитесь с жалобой к директору ресторана.

16. Как Вы себя поведете, если Вашего ребенка обидели в школе?

1. Поговорите с учителем.

2. Устроите скандал родителям “малолетнего преступника”.

3. Посоветуете ребенку дать сдачи.

17. Какой, по-вашему, Вы человек?

18. Что Вы ответите подчиненному, с которым столкнулись в дверях учреждения, если он начал извиняться перед вами?

1. “Простите, это моя вина”.

2. “Ничего, пустяки”.

3. “А повнимательней Вы быть не можете?!”

19. Как Вы отреагируете на статью в газете о случаях хулиганства среди молодежи?

1. “Когда же, наконец, будут приняты конкретные меры?!”

2. “Надо бы ввести телесные наказания”.

3. “Нельзя все валить на молодежь, виноваты и воспитатели!”

20. Представьте, что Вам предстоит заново родиться, но уже животным. Какое животное Вы предпочтете?

1. Тигра или леопарда.

2. Домашнюю кошку.

  • Интерпретация. «За ответ а начисляется 1 балл, за ответ b – 2 балла, за ответ с – 3 балла. Подсчитайте сумму ваших ответов.
  • 45 и более баллов . Вы излишне агрессивны, при том нередко бываете неуравновешенным и жестоким по отношению к другим. Вы надеетесь добраться до управленческих «верхов», рассчитывая на собственные методы, добиться успеха, жертвуя интересами окружающих. Поэтому Вас не удивляет неприязнь сослуживцев, но при малейшей возможности Вы стараетесь их за это наказать.
  • 36-44 балла . Вы умеренно агрессивны, но вполне успешно идете по жизни, поскольку в Вас достаточно здорового честолюбия и самоуверенности.
  • 35 и менее баллов. Вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Это отнюдь не значит, что Вы как травинка гнетесь под любым ветерком. И все же больше решительности Вам не помешает!

Если по семи и более вопросам Вы набрали по три очка и менее чем по семи вопросам – по одному очку, то взрывы Вашей агрессивности носят скорее разрушительный, чем конструктивный характер. Вы склонны к непродуманным поступкам и ожесточенным дискуссиям. Вы относитесь к людям пренебрежительно и своим поведением провоцируете конфликтные ситуации, которых вполне могли бы избежать.
Если же по семи и более вопросам Вы получите по одному очку и менее, чем по семи вопросам – по три очка, то Вы чрезмерно замкнуты. Это не значит, что Вам не присущи вспышки агрессивности, но Вы подавляете их уж слишком тщательно.

5.Методика «Человек под дождем»Е. Романова и Т. Сытько, 1992.

Малораспространенной, но интересной и информативной является методика «Человек под дождем». Она ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов.

  • Инструкция. Для проведения данной методики понадобиться лист формата А4, который мы делим вертикально на две половины. На первый стороне рисуем человека, потом уже на другой половине следует нарисовать тоже человека, но уже под дождем.
  • Интерпретация. Сопоставление двух рисунков позволяет нам определить, как мы реагируем на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что чувствуем при затруднениях.

При интерпретации рисунков рекомендуется руководствоваться следующими положениями:

  • Когда рисунок готов, важно воспринять его целиком.
  • Необходимо «войти» в рисунок и почувствовать, в каком настроении пребывает персонаж (радостном, ликующем, удрученном и т. д.), ощущает ли он себя беспомощным или, напротив, чувствует в себе внутренние ресурсы для борьбы с трудностями, а возможно, спокойно и адекватно воспринимает затруднения, считая их обычным жизненным явлением. Таким образом, важно отследить глобальное впечатление от рисунка. Это интуитивный процесс.
  • Только после этого можно перейти к анализу всех специфических деталей с точки зрения логики, опираясь при этом на основные положения руководства по интерпретации.

Цвет в рисунках.

Рисунки можно выполнять простым карандашом. Тем не менее многие предпочитают использование цветных карандашей. Следует помнить, что точная интерпретация цветового решения не может быть сделана, если у испытуемого нет всего набора цветных карандашей.

Бедненная цветовая гамма (использование простого карандаша или одного-двух цветов) – пассивность, астения, депрессия.
Пониженная плотность цвета (слабый нажим, незакрашенный контур) – астения или отрицательное отношение к обследованию.
Преобладание холодных тонов – снижение настроения, субдепрессия.
Преобладание темных тонов (особенно сочетание черного с коричневым или синим) – депрессия, повышенная напряженность.
Много красного цвета указывает на тревогу, эмоциональное напряжение, иногда агрессивность.
Много красного цвета в сочетании с темными тонами – депрессия.

Положение деталей.

1. Если рисунок расположен в верхней части листа, это может означать высокую самооценку человека, недовольство своим положением в обществе, нехватку признания.
2. Когда в верхней части листа располагают очень маленькую фигуру человека, это говорит о том, что тестируемый считает себя своего рода непризнанным гением.
3. Расположение рисунка преимущественно в нижней части листа указывает на низкую самооценку, подавленность, страхи, неуверенность в себе, незаинтересованность своего положения в обществе.
4. Если рисунок расположен больше в левой части листа, то это говорит о том, что в своих действиях автор рисунка чаще опирается на прошлый опыт, пассивен.
5. Если большая часть рисунка располагается в правой стороне листа, то это указывает на человека действия, энергичного и активного, который акцентирует свое внимание на будущее.

Трансформация фигуры.

Если в рисунке «Человека под дождем» при изображении фигуры пропускаются какие-либо части тела (ноги, руки, уши, глаза), то это указывает на специфику защитных механизмов и особенности проявлений Эго-реакций.

Функция одежды – «формирование защиты от стихии». Обилие одежды указывает на потребность в дополнительной защите. Отсутствие одежды связано с игнорированием определенных стереотипов поведения, импульсивностью реагирования.

Отсутствие существенных деталей может указывать на область конфликта и быть следствием вытеснения как защитного механизма психики. Так, например, отсутствие зонта в рисунке может свидетельствовать об отрицании поддержки со стороны родителей в трудной ситуации».

В заключение бы хотелось напомнить о необходимости и умению читать и понимать свое состояние, так как темп мегаполиса бывает слишком стремительным, и мы забываем порой, что такой феномен, как стресс, неразрывно связан с нашей жизнью. Главное, прислушиваться к своим эмоциям и ощущениям, ни в коем случае не откладывая в долгий ящик на «авось и так пройдет», возможно, стоит обратиться к специалисту, ведь ваше здоровье самое главное богатство жизни. Берегите и любите себя.

Если Вы хотите быть в курсе новых инструментов по снижению эмоционального напряжения, подписывайтесь на новости.

Информация показалась Вам интересной, поделитесь в социальных сетях.

Другие статьи

  • Ларингит у детей лечение в домашних условиях комаровский Лечение ларингита Моему ребенку 2 года 10 мес. Нам поставили диагноз ларингит. Прописали кучу лекарств: свечи виферон, тонзилгон, тантум верде, аскорил, аугментин, фенистил, парацетамол чередовать с нурофеном, нормобакт и, понятное дело, обильное питье. Подскажите, […]
  • Сколько детей в среднем в российской семье Количество детей в семье. Один? Два? Три? У вас уже есть сын или дочка, и вы все чаще задумываетесь о втором ребенке, а может и малыш уже просит «братика или сестричку», или вы только планируете свою будущую жизнь и уже сейчас задумываетесь о том, что в семье должно […]
  • Равномерный метод воспитания выносливости Методики воспитания выносливости Методика воспитания общей выносливости Для развития общей выносливости наиболее широко применяются циклические упражнения продолжительностью не менее 15—20 мин, выполняемые в аэробном режиме. Они выполняются в режиме стандартной […]
  • Флемоксин инструкция по применению для детей суспензия Флемоксин Солютаб - инструкция по применению, аналоги, отзывы и формы выпуска (таблетки 125 мг, 250 мг, 500 мг и 1000 мг) лекарственного препарата для лечения ангины, гайморита и других инфекций у взрослых, детей и при беременности В данной статье можно ознакомиться с […]
  • Можно ли растирать ребенка при температуре мазью Можно ли растирать ребенка при температуре мазью Натирание. При какой т-ре? Натирание. При какой т-ре? Сообщение Olesia Berezka » Пт авг 13, 2010 15:02 Сообщение МаМаша » Пт авг 13, 2010 15:11 Сообщение Olesia Berezka » Пт авг 13, 2010 15:39 Сообщение NatKa » […]
  • Еда для детей школьного возраста Здоровое питание школьников источник фото: depositphotos.com Как понятно из названия статьи, речь пойдет о немаловажном вопросе – здоровом питании школьников. Питание школьников – фундамент психического и физического здоровья. С помощью продуктов можно как укрепить […]