Методы адаптивного физического воспитания

Задачи и средства адаптивного физического воспитания

К общим задачам адаптивного физического воспитания в специальных коррекционных) школах III—IV видов относятся

— воспитание гармонически развитого ребенка;

— воспитание волевых качеств

— обучение жизненно важным двигательным умениям, навыкам

— развитие физических качеств: быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости

К специальным (коррекционным) задачам относятся:

— охрана и развитие остаточного зрения

— развитие навыков пространственной ориентировки

— развитие навыков пространственной ориентировки

— развитие и использование сохранных анализаторов

— развитие зрительного восприятия: цвета, формы, движения (удаление, приближение), сравнение, обобщение, выделение; развитие двигательной функции глаза;

— укрепление мышечной системы глаза

— коррекция недостатков физического развития, обусловленных депривацией зрения;

— коррекция скованности и ограниченности движений

— коррекционно-компенсаторное развитие и совершенствование мышечно-суставного чувства

— активизация функций сердечно-сосудистой системы

— коррекция и совершенствование координационных способностей, согласованности движений

— развитие коммуникативной и познавательной деятельности и пр.

В современной практике адаптивного физического воспитания для решения как основных, так и специальных (коррекционных) его задач имеется богатый арсенал физических упражнений.

Передвижения: ходьба, бег, подскоки.

с предметами (гимнастические палки, обручи, озвученные мячи, мячи разные по качеству, цвету, весу, твердости, размеру, мешочки с песком, гантели 0,5 кг и др.);

— на снарядах (гимнастическая стенка, скамейка, бревно, кольца, перекладина, ребристая доска, тренажеры — механотерапия и т.д.)

Упражнения на формирование навыка правильной осанки

Упражнения для укрепления сводов стопы.

Упражнения на развитие дыхательной и сердечно-сосудистой систем

Упражнения на расслабление (физическое и психическое), расслабление мышц (релаксация мышц), сознательное снижение то нуса различных групп мышц. Они могут иметь как общий, так и локальный характер.

Специальные упражнения для зрительного тренинга: на улучшение функционирования мышц глаза; на улучшение кровообращения тканей глаза; на развитие аккомодационной способности глаза; на развитие кожно-оптического ощущения; на развитие зрительного восприятия окружающей обстановки и др.

К вспомогательным средствам физического воспитания относятся: гигиенические факторы (гигиенические требования к процессу обучения, соблюдение режима дня, зрительной нагрузки и т.д.); естественные силы природы. Правильное использование таких естественных факторов природы, как солнце, воздух и вода, оказывающих благоприятное воздействие на физическое развитие, здоровье и закаливание школьников. К гигиеническим факторам относятся все мероприятия, касающиеся сохранения зрения, здоровья школьников.

Коррекционная направленность адаптивного физического воспитания

Адаптивное физическое воспитание детей в школах III—IV видов предусматривает овладение школьниками программным материалом в соответствии с государственным образовательным стандартом. За период обучения в школе ребенок овладевает основными двигательными действиями, теоретическими знаниями. В школьную программу включены следующие разделы: легкая атлетика, гимнастика, лыжная подготовка, спортивные и подвижные игры, которые способствуют гармоничному развитию школьников без каких-либо скидок на недостаточность зрения. Помимо этого предусмотрены дополнительные занятия по коррекции двигательных нарушений, ритмике, рекреативные занятия и адаптивный спорт.

В процессе адаптивного физического воспитания осуществляются не только общие задачи — развитие, обучение, воспитание, которые совпадают с образовательными задачами здоровых детей и отражены в программных документах, но и специальные задачи. Они имеют коррекционную, компенсаторную, профилактическую, а в случае необходимости, лечебно-восстановительную направленность. Основные направления адаптивного физического воспитания для детей с депривацией зрения представлены на рис. 2.10.

Характерные черты педагогического исследования и требования к подбору исследуемых
Подбор исследуемых Чтобы разносторонне оценить правильность подбора исследуемых, необходимо учитывать некоторые характерные черты педагогического исследования. 1. Любые педагогические исследования .

Примеры формирования компетенций учеников на разных этапах урока при решении арифметических задач разного вида
Очевидно, что формировать компетенции можно не только с помощью задач, поэтому, взяв за основу выделенные приемы реализации ключевых компетенций на уроках математики, мы разработали таблицу (табл. 1 .

Технологии личностно-ориентированного подхода в образовании
Понятие «технология» происходит от греческих слов «техно» — искусство, мастерство и «логос» — учение, и переводится как учение о мастерстве. Педагогические технологии, если правильно их использоват .

Методы адаптивного физического воспитания

Анализ научной и методической литературы по вопросам состояния здоровья современной молодежи позволил выявить, что в настоящее время насчитывается более 50% абитуриентов, поступающих в высшие учебные заведения, имеющих отклонения в состоянии здоровья [1]. Так, материалы исследований физического состояния студенток специальных медицинских групп Е.К. Гильфановой [2] позволили установить, что у обучающихся в специальной медицинской группе наблюдаются более низкие, чем у студентов основной медицинской группы, показатели физического развития и функциональные возможности организма, такие как длина и масса тела, жизненная емкость легких, динамометрия. Аналогичная ситуация выявлена автором и в показателях физической подготовленности, особенно в показателях силовых способностей, гибкости и общей выносливости.

И.Ю. Зыков [3] отмечает, что в последнее время среди хронических заболеваний у студентов наиболее часто встречаются заболевания мочевыделительной системы, в частности нефроптоз и пиелонефрит, которые по данным статистики Минздрава РФ уступают лишь болезням сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Изучение различных подходов в решении данной проблемы позволяет заключить, что наиболее эффективными средствами лечебной физической культуры при заболеваниях почек являются упражнения, направленные на укрепление мышц шеи и спины, а также дыхательные упражнения, применяемые с целью улучшения физического состояния обучающихся и повышения функциональных возможностей дыхательной и сердечно-сосудистой систем [4-6].

Таким образом, использование на занятиях со студентами специальной медицинской группы (СМГ), страдающими нефроптозом, средств лечебной физической культуры с целью укрепления мышечного корсета и повышения показателей функциональных возможностей, предотвращения прогрессирования заболевания является актуальным и социально значимым.

Цель исследования. Разработать и теоретически обосновать методику практических занятий адаптивной физической культурой со студентами с нефроптозом на основе использования силовых и дыхательных упражнений. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи.

1. Теоретически обосновать необходимость создания методики занятий лечебной физической культурой для студентов специального медицинского отделения с заболеваниями почек.

2. Изучить исходные показатели функциональных возможностей организма и силовых способностей студенток СМГ.

3. Разработать методику, направленную на улучшение физического и функционального состояния студенток СМГ, страдающих нефроптозом.

В качестве рабочей гипотезы предполагалось, что применение на физкультурных занятиях со студентками специальной медицинской группы средств лечебной физической культуры, таких как упражнения из оздоровительной гимнастики хатха-йога и силовые упражнения, будет способствовать укреплению мышц пресса и мышечного корсета, повышению функциональных резервов сердечно-сосудистой и дыхательной систем и тем самым позволит предотвратить прогрессирование заболевания.

Методы исследования. В рамках экспериментального исследования проводились: анализ научно-методической литературы, педагогическое и медико-биологическое тестирование, педагогический эксперимент, результаты которого были обработаны с помощью методов математической статистики. Анализ и обобщение научной и методической литературы проводились с целью изучения анатомо-физиологических, патофизиологических и клинических особенностей течения нефроптоза. Также изучались задачи, средства, методические особенности и физиологическое обоснование воздействия лечебной физической культуры при заболевании почек. Так, по мнению большинства авторов, рассматривающих этиологию нефроптоза, развитие опущения почек связано в основном с нарушением соединительной ткани, ведущим к изменениям ее связочного аппарата [7-9].

Так, А.И. Неймарк и соавт. расценивают нефроптоз как частное проявление мезенхимальной дисплазии, с нарушением образования полноценных структур эластики и коллагена. Синдром дисплазии соединительной ткани часто сочетается с патологией почек, в среднем у каждого третьего пациента наблюдаются симптомы поражений мочевыделительной системы: дизурические явления, симптомы дисметаболической нефропатии. При углубленном обследовании выявляются: поликистоз почек, нефроптоз, дивертикулез мочевого пузыря, аномалии развития почек [10].

По данным П.И. Гельфера (1969), опущению почки может способствовать внезапное, значительное напряжение мышц в окружности почки при одновременном расслаблении других мышц. Обычно это происходит тогда, когда чрезмерное физическое усилие совершается при неожиданных обстоятельствах, внезапно. Авторы также подчеркивают, что основными методическими особенностями при занятиях физической культурой молодых людей, страдающих нефроптозом, является направленность физических упражнений на укрепление мышц пресса, спины и бедер.

Для оценки физического состояния студенток использовались следующие показатели: длина тела и масса тела, артериальное давление и частота сердечных сокращений, окружность грудной клетки, а также стандартные пробы, такие как проба Руфье–Диксона и ортостатическая проба.

Оценка физической подготовленности производилась с использованием следующих тестов: «Поднимание и опускание туловища из положения лежа на спине» – для оценки силовых способностей мышц пресса, «Сгибание-разгибание рук из упора лежа на полу» – для оценки силовых способностей плечевого пояса, тест «Сила мышц спины» – для оценки силы мышц спины. Для оценки показателей общей (аэробной) выносливости использовался 12-минутный тест Купера. Результаты исследования обрабатывались с помощью общепринятых методов математической статистики с использованием пакета «Анализ данных» в программе Microsoft Excel 2011.

Для решения поставленных задач нами проводился констатирующий педагогический эксперимент н?а ?базе Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина (Мининский университет). В экспериментальную группу вошли 12 девушек в возрасте 17–19 лет, имеющих заболевание нефроптоз. Контрольную группу составили 12 практически здоровых девушек основной группы того же возраста.

Смотрите так же:  Выйти на работу до окончания отпуска по уходу за ребенком

Основной?? з?а?д?а?ч?е?й ?констатирующего э?к?с?п?е?р?и?м?е?н?т?а? я?в?и?ло?оо?с?ь? определение исходных показателей физического развития у студенток с заболеваниями почек, а также функциональных возможностей и силовых способностей мышц спины и брюшного пресса и сравнение их с данными практически здоровых людей, сопоставимых по полу и возрасту.

Результаты исследования и их обсуждение. В результате проведенного исследования были получены данные об исходных данных физического развития и функциональных возможностях испытуемых девушек 1–2-го курса отделения специальной медицинской группы, а также выявлены сопутствующие заболевания. Анализ показателей физического развития студенток позволил выявить отсутствие достоверных различий между экспериментальной и контрольной группами (р>0,05) в таких показателях, как длина, масса тела и окружность грудной клетки. Однако в функциональных показателях, таких как артериальное давление, частота сердечных сокращений, проба Руфье–Диксона и ортостатическая проба, различия в группах были достоверны (р

Метод адаптивного физического развития и воспитания детей с нарушением зрения

Ссылка на экспорт

  • 428005, г. Чебоксары,
    ул. Гражданская,
    Дом 75
  • Телефон: 8-800-775-0902
  • +7 (8352) 222-490
  • [email protected]
  • interactive-plus

Присоединяйтесь

Содержимое данной страницы доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» 4.0 International

Форма подписки

Подпишитесь на нашу рассылку и станьте одним из первых, кто будет в курсе всех новостей!

На вашу почту выслана инструкция для подтверждения учетной записи.

Благодарим за интерес, проявленный к нашей компании!

Методика адаптивного физического воспитания глухих детей младшего школьного возраста с использованием креативных средств физической культуры Голозубец Татьяна Станиславовна

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Голозубец Татьяна Станиславовна. Методика адаптивного физического воспитания глухих детей младшего школьного возраста с использованием креативных средств физической культуры : Дис. . канд. пед. наук : 13.00.04 Хабаровск, 2005 202 с. РГБ ОД, 61:05-13/2622

Содержание к диссертации

Глава I. Анализ литературных источников по исследуемом проблеме 11

1.1. Лнчностно-орнентированный подход в адаптивном физическом воспитании детей младшего школьного возраста 11

1.2. Особенности физического состояния глухих детей младшего школьного возраста 18

1.3. Анализ развития познавательных процессов глухих детей младшего школьного возраста 24

1.4. Личностно-ориентированный подход в адаптивном физическом воспитании глухих детей младшего школьного возраста 34

Глава 2. Цель, задачи, методы и организации исследования 39

2.1. Цель исследования 39

2.2. Задачи исследования 39

2.3. Методы исследования 39

2.4. Организация исследования 49

Глава 3 Методика использовании креативных средств в адаптивном физическом воспитании глухих детей младшего школьного возраста 52

3.1. Сравнительный анализ физического состояния и развития познавательных процессов глухих и слышащих детей 7-10 лет 52

3.2. Принципы адаптивного физического воспитания глухих детей младшего школьною возраста 66

3.3. Характеристика креативных средсів, используемых в методике адаптивного физического воспитания глухих детей младшего школьного возраста 66

3.4. Основные организационно-методические подходы в адаптивном физическом воспитании глухих детей младшего школьного возраста. 97

Глава 4. Оценка результатом экспериментального исследования 116

4.1. Анализ результатов оценки развития физических способностей в период проведения эксперимента 116

4.2. Анализ результатов коррекции функционального состояния позвоночника глухих детей младшего школьного возраста 128

4.3. Влияние применения экспериментальной методики на развитие познавательных процессов глухих детей младшего школьного возраста 137

Практические рекомендации 154

Список литературы 156

Введение к работе

В Российской Федерации отмечается устойчивая ярко выраженная тенденция к росту детской инвалидности. В настоящее время более полутора миллионов детей, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья. К перечню отклонений в состоянии здоровья относятся и нарушения слуха (Л.Л. Добрынина, 2002).

Проведенные массовые исследования слуха в различных странах показали, что примерно 4-6% от всего населения земного шара имеют нарушения слуха в степени, затрудняющей социальное общение. При этом около 2% населения имеет двустороннюю значительно выраженную тугоухость (И.Г. Пайкина, 1991; ІЇ.П. Пузанова, 1998; JI.A. Добрынина , 2002).

Как отечественная, гак и зарубежная статистика показывает, что число детей с отсутствием или понижением функции органа слуха постоянно увеличивается. В 1995 году число детей с нарушением слуха в Российской Федерации составило 22,7 тысяч человек. В 1997 году дети с нарушенным слухом составили 6,4% к числу обшей детской инвалидности (10.Л. Пеганов, 1998; Л.Д. Хода, 2001).

По данным Всемирной Организации Здравоохранения в 1999 году в России было около 600 тысяч детей и подростков с нарушениями слуха, из них лишь 147 тысяч состояло на учете в сурдологических кабинетах (Э.В. Миронова, 1999; Н.Д. Шматко, 1995).

4-6% населения г. Хабаровска на 2002 год, имеют нарушения слуха.

Политика государства поддерживает необходимость создания в нашей стране системы ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии, которая определяется социально-экономическими условиями современной жизни (В.М. Астафьева, 2000).

Создание благоприятных условии для жизнедеятельности детей является целью президентской программы «Дети России», в состав которой входит программа «Дети-инвалиды», направленная на формирование основ решения проблем детей с ограниченными возможностями. В частности, предусматривается организация научных исследований по актуальным вопросам детской инвалидности (P.M. Боскис, 1996).

Современное общество развивается на основе идей гуманизации, предполагающей раскрытие и реализацию потенциала каждого человека, в том числе и людей с отклонениями в здоровье.

В настоящее время процесс интеграции детей с нарушенным слухом расширяется благодаря ранней диагностике и коррекционно-компенсаторной направленности учебно-воспитательного процесса.

Важнейшим условием жизнедеятельности глухого ребенка является удовлетворение его биологической потребности в движении. В соответствии с концепцией М.Л. Лршавского, формирование органов и функциональных систем, развитие разнообразных навыков в наибольшей степени обусловлено объемом двигательной активности (Л.С. Каргалицкая, 1992).

Полноценное развитие детей, имеющих нарушение слуха, невозможно без физического воспитания, обеспечивающего пе только необходимый уровень физического развития, по и коррекцию отклонений различных сфер деятельности глухого ребенка.

В современных условиях проблема психофизического совершенствования глухих детей с позиций стимулирования их двигательной активности становится со всей очевидностью все острее п острее. Вместе с тем, ренкпь )гу проблему в рамках старых представлений, как нам кажется, мало перспективно. Это обусловлено, на наш взгляд, тем, что настоящий лап развития системы образования изменяет и уточняет целевые установки в образовательных учреждениях, в том числе — и в сфере адаптивной физической культуры детей (СП. Евсеев, 2002).

Уже общепризнанно, что в современной коррекционнои школе перед педагогом но адаптивному физическому воспитанию ставиться задача не просто сформировать необходимые двигательные навыки и умения, а развить личность ребенка, способную к творческой деятельности, к саморазвитию и самосовершенствованию.

В настоящее время коррекционная школа видит свою основную цель в изучении ученика как неповторимой индивидуальности; в создании оптимальных условий для его становления, личностного развития; в поддержке на пути самоопределения и самореализации.

Однако существующие программы не решают всего спектра задач специального воспитания и образования глухих детей. Занижено значение адаптивного физического воспитания как средства всестороннего развития личности ребенка с тяжелыми нарушениями слуха и речи, lie учитывается, что пластичность мозга ребенка в сенситивные периоды физического и психомоторного развития, формирования интеллекта, речи определяют большие потенциальные возможности коррекционнои помощи, в том числе II с помощью средств и методов адаптивного физического воспитания (СЮ. Максимова, 2002).

В тоже время, ранняя коррекция недостатков двигательной сферы может быть эффективной только при условии мобилизации всех компенсаторных возможностей глухих детей. Однако данный вопрос изучен недостаточно глубоко, хотя необходимость разработки этого направления очевидна.

До настоящего времени еще остаются открытыми вопросы ио особенностям физического развития, становления психомоторных функций глухих детей младшего школьного возраста.

Однако, без знаний этих вопросов невозможно полноценное построение процесса адаптивного физического воспитания детей с нарушениями слуха (МЛ. Новикова, 1997; Л.Л. Добрынина, 2002).

Решение проблемы подбора средств и методов педагогического воздействия с целью повышения уровня физической подготовленности II развития познавательных процессов является одним из главных направлений адаптивного физического воспитания глухих младших школьников.

Изучение теории и практики работы с глухими и слабослышащими детьми показало, что в последнее время сделаны попытки в направлении разработки коррекционно-компенсаторных программ для таких детей (Л.Л.Колосовская, 1996; Э.В.Вегошкпна, 1996; Л.П.Дзержинская, 1997; Л.Д.Хода, 1999; II.Ю. Горская,2001, Б.В. Сермеев1976, 1976, 1968гг.). Однако, в данных программах недостаточно рассматриваются вопросы целенаправленного развития личности глухого ребенка младшего школьного возраста посредством физического воспитания, не полностью раскрывается роль локомоторной деятельности в дальнейшей социализации этой категории детей.

Поэтому мы считаем, что вполне целесообразна разработка проблемы использования креативных средств и методов адаптивной физической культуры в воспитании глухих детей младшего школьного возраста и поиск нуіей ее решения, что и обуславливает актуальность нашего исследования.

Смотрите так же:  Можно ли делать прививки если ребенок кашляет

Объеме г нсс.іс umainm — процесс адаптивного физического воспитания глухих детей младшего школьного возраста.

Прел мет исследования — креативные средства и методы адаптивной физической культуры, направленные на улучшение физического состояния и развитие познавательных процессов глухих детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования основывалась на том, что использование креативных средств и методов адаптивной физической культуры будет способствовать повышению уровня психофизического развития детей младшею школьного возраста, имеющих тяжелые нарушения слуха и позволит улучшить их социальную приспособленность.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

установлено отставание глухих детей от здоровых по показателям, характеризующим функциональное состояние позвоночника, в частности, обнаружено наличие мышечных дисбалансов, которые у неслышащих детей носят более ярко выраженных характер по сравнению со здоровыми сверстниками;

экспериментально обосновано позитивное воздействие специально подобранных креативных средств и методов адаптивной физической культуры на психофизическое состояние глухих детей младшего школьного возраста.

Теоретическая значимость — результаты исследования дополняют и расширяют раздел теории и методики адаптивной физической культуры, в части, касаемой физического воспитания детей младшего школьного возраста, имеющих тяжелые нарушения слуха. Научно обоснованы подходы is методике воспитания психофизических способностей к коррекции отклонений глухих детей в условиях специального образовательного учреждения.

ІІрпіч і ичсская иіачпмосі і. Разработанная методика использования креативных средств физической культуры способствует повышению компенсаторных возможностей, нивелирующих последствия, вызванные отсутствием слуха, за счет улучшения функционирования двигательного анализатора и имеет важное значение для социальной адаптации глухих детей в современном обществе. Полученные результаты позволяют предложить методику коррекпионной направленности для внедрения в работу специалистов по адаптивной физической культуре в специальных общеобразовательных учреждениях для глухих детей.

Теоретико-методическую ОСНОВУ исследования составляют: современные научные представления о воспитании аномальных детей (Л.Л. Дмитриев, 2002; Л.С. Каргалицкая, 1992; В.А. Кручинин, 1983; Н.Л. Менчинская, 1989); теория и организация адаптивной физической культуры (СП. Пвсеев 2002; JI.B. Шапкова, 2001); теория и методика физического воспитания (JI.II. Матвеев, 1987); основы коррекционной педагогики (В.Т. Алехина, 1987; P.M. Гюскис, 1963; Н.Г. Чайкина, 1991; А.А. Коржова, 1993; Е.А. Медведева, 2001; 1Е.М. Мостюкова, 1997; М.Н. Никитина, 1989); сурдоиенхологии (В.Г. Алямовская, 1998; II.П. Воропаева, 1993; П.Я. Гальперин, 1974; Т.П. Обухова, 1993; Т.В. Розанова, 1978). Основные положении, выносимые на защиту: 3356

1. Особенности глухих детей проявляются в их отставании от слышащих сверстников по многим показателям психофизического развития, что явилось основой для разработки методики использования креативных средств адаптивной физической культуры в физическом воспитании неслышащих младших школьников.

2. Внедрение предложенных средств и методов в адаптивное физическое воспитание неслышаших детей способствует улучшению физической подготовленности, коррекции вторичных отклонений ОДА и развитию познавательных процессов глухих детей младшего школьного возраста. Апронация диссертации.

По материалам исследования опубликовано 5 работ, отражающих основное содержание диссертации.

Структура и объем диссертации:

Работа, общим объемом 200 станиц текста компьютерной верстки, состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, приложения и акта внедрения результатов исследования в практику.

Работа содержит 25 таблиц, 9 рисунков, 12 приложений. Список литературы включает 187 источников, из которых 8 па иностранном языке.

Лнчностно-орнентированный подход в адаптивном физическом воспитании детей младшего школьного возраста

Современной педагогической наукой в России накоплено вполне достаточное количество концепций, теорий и технологий для достижения новых целей образования.

Становится очевидным, что современный педагог оказался в ситуации, когда ему приходится делать собственный выбор. Традиционно такой выбор сводился к тому, чтобы отдать предпочтение некоторым из жестко установленных (оптимально отобранных) методов. Сегодня этого недостаточно. Педагог вынужден не столько выбирать метод, сколько размышлять над тем, почему именно этот метод необходим. Для этого уже недостаточно знать, какой метод (прием, средство) следует поставить в ту или иную ячейку учебно-воспитательного процесса. Необходимо понимание смысла этого места. Такое понимание может возникнуть только тогда, когда педагог знает концептуальные основы гуманистического образования (В.В. Агеев, 1994; Ш.А. Лмонашвили, 1990).

Данное знание обретает особое значение при работе с детьми младшего школьного возраста, так как для ребенка это время наиболее интенсивного личностного развития. Именно в начальных классах школы в результате направленного педагогическою воздействия происходит становление таких позитивных качеств, как самостоятельность, способность к самоконтролю, саморазвитию и самосовершенствованию (Л.II. Іюжович, 1968; 1995).

Младший школьный возраст — это то время, когда дети совершенствуют свои двигательные способности, становятся более независимыми, хотя поведение детей младшего школьного возраста и отличается ситуаппшостыо, жесткой зависимостью от воспринимаемой ситуации (К.Г. Коровина, 1995).

В данный возрастной период продолжается развитие силы, быстроты, координации. Ребенок младшего школьного возраста способен выполнять контролируемые, целенаправленные движения, обладает достаточно сформированными навыками локомоции. Все движения выполняются размеренно и с относительно небольшим количеством механических ошибок, например, в постановке стопы или действиях рук. Наблюдается значительный прогресс в моторном развитии в этом периоде. Тонкая моторика, позволяющая детям выполнять руками все сложные и точные движения, также быстро развивается в данном возрастном периоде (Э.И. Кузнецова, 1967).

Вместе с тем появляющиеся в этом возрасте нежелательные личностные образования, если их вовремя не устранить, создают предпосылки для различных негативных деформаций в развитии.

Поэтому важно, чтобы в воспитательно-образовательном процессе младших школьников особое место занимала работа, направленная на профилактику и возможно более раннее распознавание негативных личностных образований, на своевременное устранение провоцирующих условий (II.C. Якиманская, 1989; 1990).

Результативность этой работы во многом зависит от уровня психологической компетентности педагога, от того, насколько он ориентируется не только в практических, но и теоретико-методологических проблемах личностного развития детей. Традиционно личность определяется как относительно устойчивая совокупность психических свойств человека, возникающая в результате включения индивида в пространство межличностных отношений (В.В. Давыдов, 1996 ).

Эти теоретически верные представления о природе личности оказались весьма уязвимыми, особенно в их практическом применении. Тем не менее, подобная интерпретация понятия «личность» неоправданно долго служила основанием манипулятивной, формирующей педагогической практики отечественной школы.

Выходом из сложившейся ситуации послужила активно развивающаяся в современной педагогике концепция лнчностно — ориентированного подхода в обучении, суть которого заключается в извлечении скрытого в человеке правильного знания (II.C. Якиманская, 2000). В рамках этой инновационной концепции задача педагога состоит не в том, чтобы сформировать духовный склад ребенка по каким-то, пусть и благородным образцам, а в том, чтобы создать условия для становления личности каждого ребенка в соответствии с его индивидуально — психологическими особенностями. Другими словами, такие условия, при которых развивающаяся личность ребенка в процессе персонализации (становления) не заблокировала бы его стремящуюся к воплощению сущность (ядро личности, самоидентичность, самость, универсальный лик) и, главное, не вступила бы с ней в противоречие. Необходимо безусловное принятие ребенка, так как в этом случае взрослый отказывается от манипулятивной, формирующей педагогики (II.С. Якиманская, 1979).

Цель исследования

Изучение и анализ научно-методической литературы позволил: — выявить актуальность изучаемого вопроса; — изучить особенности психофизического развития и физической подготовленности глухих детей; — исследовать проблему формирования личности в младшем школьном возрасте у детей, имеющих патологию слуха; — изучить тестирующие программы, позволяющие исследовать уровень психофизических возможностей глухих детей; — проанализировать различные организационно — методические подходы к процессу адаптивного физического воспитания глухих детей младшего школьного возраста; — изучить систему средств н методов коррекции и компенсации недостатков психофизической сферы глухих младших школьников. В настоящей работе использовались данные в области теории и методики адаптивного физического воспитания, специальной педагогики (сурдопедагогики) и специальной психологии. Всего было проанализировано 187 литературных источников. Данные, полученные по исследуемому вопросу, позволили создать теоретическое обоснование изучаемой проблемы и определить направление для ее решения. Педагогические наблюдения осуществлялись на всех этапах исследования. На первом этапе исследования педагогические наблюдения проводились в процессе физкультурных занятий с целью уточнения состояния изучаемого вопроса на практике. Объектом для наблюдения на занятиях являлись: средства адаптивного физического воспитания в решении образовательных, воспитательных, оздоровительных и коррекпионных задач; деятельность педагога по применению методов, методических приемов, организационных форм, направленных на формирование и совершенствование психофизических спосоопостеи глухих младших школьников. На 2 этапе исследования педагогические наблюдения осуществились за двигательной активностью детей, с целью определения уровня развития двигательных способностей, а также исследовалось развитие познавательных процессов данной категории занимающихся. Полученная информация позволила конкретизировать тестирующую программу, задачи и содержание экспериментальной части. Па 3 этапе исследования педагогические наблюдения осуществлялись за практическим применением разработанной методики коррекционно-компенсаторной направленности для глухих детей младшего школьного возраста. Для определения физического развития глухих детей младшего школьного возраста использовали общепринятые методики (Г.П. Юрко и др., 1978; Г.А. Решетпева и др., 2000). В частности, измерялись: вес тела, длина тела (стоя), окружность грудной клетки (ОГК), жизненная емкость легких (ЖЕ Л). Для измерения роста использовали деревянный ростомер, для исследования веса тела — медицинские весы с точностью до 50 грамм. Окружность грудной клетки измерялась сантиметрової»! лентой. ЖЕЛ измерялась методом спирометрии с помощью спирометра (тина ССП).

Смотрите так же:  Боль в ухе у детей лечение

Сравнительный анализ физического состояния и развития познавательных процессов глухих и слышащих детей 7-10 лет

Многие авторы отмечают отставание глухих детей 7-10 лет от здоровых сверстников по показателям физического развития, сформированности физических способностей (В/Г. Алехина, 1987; II.Г. Байкина, Б.В. Сермеев, 1991; А.С. Каргалицкая, 1992; Л.Л. Колосовская, 1996) и познавательных процессов (ІІ.С. Бессарабов, 1987; Л.В. Гоголева, 1981; В.П. Кузьмичева, 2001; М.И. Никитина, 1989). Кроме того, существуют данные, из которых следует, что у глухих детей в качестве вторичных отклонений часто формируются различные виды нарушений осанки, как во фронтальной, так и в сагиттальной плоскости (В.Л. Кручинин, 1983; В.II. Курысь, 1998; П.Т. Лебедева, 1979; Л.П.Фатеева, 1998).

Тем не менее, на наш взгляд, данное количество информации носит фрагментарный характер, что явилось основанием для проведения исследований этого направления.

Необходимо отметить, что при выборе тестирующей программы для глухих детей, мы руководствовались мнением І І.Ю. Горской, Г.С. Синельниковой (1998) о целесообразности использования одинаковых тестов, как для здоровых, так и для глухих детей. Ориентировка на результаты, показанные в аналогичных гестах здоровыми детьми того же возраста, дает возможность выявить, какие именно показатели имеют низкий уровень развития у детей -инвалидов, а также степень отставания изучаемых показателей аномальных детей от здоровых, единственным отличием в методике проведения тестов являлось то, что при работе с глухими детьми больше времени уделялось показу задания, а также увеличению числа пробных попыток.

Проведенный анализ результатов обследования показал, что относительная, функциональная недостаточность двигательного анализатора детей с нарушением слуха отрицательно сказывается на физическом развитии глухих детей младшего школьного возраста во всех изучаемых возрастных группах (см. таб.1).

По многим показателям физического развития глухие дети уступают слышащим сверстникам. Однако, не смотря на существующую тенденцию, не все различия имеют статистически достоверную значимость.

Наиболее выражено отставание детей младшего школьного возраста с нарушением слуха от здоровых сверстников в показателях окружности грудной клетки (ОГК) и жизненной емкости легких (ЖЕЛ) (р 0,05). Максимальная разница ОГК приходится на 9-10 летний возрастной период и составляет 6,9 см. У детей 7-8 лет наибольшее отличие в данном показателе равно 6,3 см.

При анализе показателей ЖЕЛ, значительное снижение у глухих детей отмечается в 7-8 летнем возрасте. Разница со слышащими сверстниками дос-лпгает 0,43л, но с возрастом разница уменьшается и в 9-Ю лет она уже составляет только 0,33л.

Полученные результаты еще раз подтверждают существующие данные, говорящие о значительном отставании глухих детей от слышащих в показателях ЖЕЛ и ОГК (Л.Б. Дзержинская, 1997; Л.Д. Хода, 1999). Это различие в большей степени объясняется отсутствием или ограничением речи глухих детей, слабостью «мышечного корсета» (П.С. Бессарабов, 1979; Г.В. Трофимова, 1979; В.Л. Страковская, 1994).

Сравнивая физическую подготовленность глухих и слышащих младших школьников можно отметить более низкие показатели, характеризующие развитие физических качеств у детей с дефектами слуха по сравнению со здоровыми сверстникам» (см. таб. 2).

Практически все различия имеют статистически достоверную значимость.

Быстрота, являясь комплексным двигательным качеством, имеющим большое значение для ориентировки глухих детей, исследовалась в таких контрольных упражнениях как бег на 30 метров. Наибольшее различие в беге на 30 метров у глухих и здоровых детей наблюдается в 9-10 летнем возрасте. Разница составляет 0,9с, у детей 7-8 лет- 0,8с.

Такую динамику в разнице показателей, характеризующих скоростное качество между глухими и слышащими детьми, можно объяснить тем, что у детей с тяжелыми нарушениями слуха на начальной стадии обучения отмечается нерациональное распределение усилий и низкий темп движений по сравнению со слышащими сверстниками. Это связано с замедленной временной структурой управления двигательной деятельностью. Эта замедленность управления возникает из-за поражения слухового анализатора (Н.Г. Байкина, Б.В.Сергеев, 1991).

Анализ результатов оценки развития физических способностей в период проведения эксперимента

В начале проведения эксперимента контрольные и экспериментальные группы практически одинаковы но показателям физического развития (таблица 7) и физической подготовленности (таблица 8), то есть имеющиеся между ними различия несущественны (р (),05). Анализируя результаты педагогического эксперимента, можно сделать вывод о значительном увеличении всех показателей физической подготовленности глухих детей 7-8 лет экспериментальной группы (таблица 9). В контрольной группе данного возраста также произошли изменения, но прирост показателей в ней ниже но сравнению с экспериментальной группой (таблица 10). Тем не менее, улучшение в обеих группах носило достоверный характер (р 0,05). Оценивая результаты, отражающие развитие скоростного качества, можно отметить, что у детей экспериментальной группы произошло улучшение скорости бега тридцатиметрового отрезка — на 18,7%, а у детей контрольной группы соответственно — на 9,4% . Изучая показатели, отражающие ловкость глухих детей испытуемых групп до и после эксперимента, было выявлено существенное улучшение этого физического качества у детей экспериментальной группы. Время челночного бега в этой группе в конце эксперимента достоверно сократилось на 13,8%, а в контрольной группе — на 5,4%. При изучении результатов общей выносливости детей контрольной и экспериментальной групп 7-8 лет видна разница в конце эксперимента между испытуемыми группами. Расстояние, пробегаемое за 6 минут детьми экспериментальной группы увеличилось больше, чем в контрольной. Показатели общей выносливости детей экспериментальной группы улучшились на 44,1%, а контрольной на 1 1,4%. Рассматривая изменения показателей в ходе эксперимента, выявляющих степень развития силовой способности, можно отметить, что к концу эксперимента у детей экспериментальной и контрольной групи произошло достоверное улучшение всех показателей. В частности, силовая выносливость в упражнении подъем туловища в сед у детей экспериментальной группы улучшилась на 63,8%, у детей контрольной группы — на 33,9%. Время удержания в положении вис на согнутых руках в экспериментальной группе увеличилось на 62,8%, а в контрольной группе на 44,7% (рис. 3). Положительная динамика прослеживается и в тесте, характеризующем такой показатель координационных способностей, как ошибка воспроизведения ритма: в экспериментальной группе она уменьшилась на 43,4%, а в контрольной всего на 17,8%. При исследовании гибкости достоверный прирост был получен лишь в экспериментальной группе: результат наклона вперед увеличился с 1,5см до 7,36 см, в то время как в контрольной группе этот же показатель прирос всего на 0,93 см (р 0,05). Аналогичные изменения в ходе эксперимента прослеживаются в физической подготовленности детей 9-10 летней возрастной группы к копну эксперимента (таблицы 11,12). Рассматривая изменения в уровне развития скоростной способности в этой возрастной группе, также отмечаются лучшие результаты в конце эксперимент у детей экспериментальной группы. Скорость бега ЗО м у дсгеіі этой группы улучшилась на 15,5%, у дсгеіі контрольной группы на 5,1%.

Другие статьи

  • Зостерин ультра 30 инструкция по применению у детей Зостерин - инструкция по применению, отзывы, аналоги и формы выпуска (порошок в пакетиках 0,5 г и 1 г Ультра 30% и 60%) препарата для лечения дисбактериоза, поноса у взрослых, детей (в том числе грудничков и новорожденных) и при беременности. Состав В данной статье […]
  • Элькар инструкция по применению детям до года Сегодня в продаже Форма выпуска, состав и упаковка ◊ Раствор для приема внутрь прозрачный, бесцветный или слегка окрашенный; допускается наличие специфического запаха. Вспомогательные вещества: лимонной кислоты моногидрат - 1.2 мг, метилпарагидроксибензоат - 0.5 мг, […]
  • У месячного ребенка зеленый стул с кровью Кровь и слизь в кале у месячного грудничка Здравствуйте, Вам отвечает заведующая педиатрическим отделением нашего Центра, врач-педиатр первой категории Барзенок Татьяна Арсеньевна: В анализе кала (копрологии) обращают на себя внимание лейкоциты 20-25 в поле зрения. […]
  • Парлазин капли инструкция по применению для детей Парлазин капли - официальная инструкция по применению Регистрационный номер Торговое название: Международное непатентованное название: Лекарственная форма: капли для приема внутрь в 1 мл раствора содержится 10 мг активного ингредиента – цетиризина дигидрохлорида, а […]
  • Барсучий жир инструкция по применению для ребенка Показания к применению Применяется в качестве биологически активной добавки к пище - дополнительного источника полиненасыщенных жирных кислот (в том числе омега-3), мононенасыщенных жирных кислот (олеиновой кислоты) и витамина Е. Состав: жир барсука […]
  • Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Консультация (младшая группа) по теме: консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей. Предварительный просмотр: Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного […]