Методы в психологии стресса

Методы психологической коррекции стрессовых состояний личности

В данной статье рассмотрим основные методы психологической коррекции, использующие влияние данных психологических механизмов на человека для исправления недостатков психологии или поведения психически здорового человека (Александровский А. А., 1997).

К основным методам психологической коррекции стрессовых состояний личности мы относим личностно-ориентированные, суггестивные, поведенческие, когнитивные, музыкальные.

Рассмотрим подробно каждый из них.

Личностно-ориентированные методы предназначены для индивидуальной, групповой и семейной психокоррекции стрессовых состояний групп и ее членов.

В случае индивидуальной психокоррекционной работы психолог работает с клиентом один на один при отсутствии посторонних лиц. В работе с группой лиц он работает с ними так, что они взаимодействуют не только с психологом, но и друг с другом.

Индивидуальная психокоррекционная работа обеспечивает конфиденциальность, тайну и по своему результату бывает более глубокой, чем групповая. В данном случае все внимание психолога направлено только на одного человека. Индивидуальная психологическая коррекция лучше раскрывает клиента, снимает у него психологические барьеры, неизбежно возникающие и с трудом преодолеваемые в том случае, когда человеку приходится откровенно высказываться в присутствии других людей. В то же время индивидуальная психокоррекция малоэффективна при решении проблем межличностного характера, для которых необходима работа в группе.

Основными методами индивидуального психокоррекционного воздействия являются убеждение и внушение.

Методом убеждения психолог воздействует на сознание клиента через обращение к его собственному критическому суждению, побуждая его действовать по преодолению стресса как осознанной потребности. Данный метод применяется к личностям, обладающим высоким уровнем интеллектуального развития и способным самостоятельно справиться со своими психологическими проблемами.

Методом внушения психолог воздействует на психическую сферу человека, связанную со снижением сознательности и критичности оценки стрессового состояния, служит приемом для направленного изменения эмоционального состояния и представляет собой совокупность «внушенных установок».

Суггестивные методы (от лат. suggestio — внушение, намек) являются необходимой частью любого общения психолога и обучаемого. По данному методу осуществляются разъяснительные беседы, формируются эмоционально положительное отношение обучаемого человека к данному методу и осуществляется собственно внушение. Внушение может осуществляться в состоянии бодрствования, перед засыпанием или пробуждением, гипнотического и наркотического снов повелительным тоном или путем многократного автоматического повторения одной и той же формулы, снижающей напряженность. Одной из методик, относящейся к методу внушения, является аутогенная тренировка. Эффект снятия стрессового состояния личности основан на действии релаксации (от лат. relaxatio — уменьшение напряжения, ослабление) и целенаправленных самовнушений.

Данная методика получила наибольшее распространение из суггестивных методов в связи с ее эффективностью влияния на стрессовое состояние человека, поэтому рассмотрим более подробно ее технику аутогенной тренировки.

До начала занятия телу придается удобное положение, исключающее мышечное напряжение и влияние внешних раздражителей.

Смысл каждого из упражнений состоит в концентрации внимания на определенной части тела или на определенном органе. Вы должны ясно представить желаемое переживание (чувство тепла, расслабленности, тяжести) при помощи внутреннего проговаривания соответствующих формул самовнушения, которые должны звучать четко и коротко и иметь конкретную направленность.

Тексты основных формул аутогенной тренировки.

1. Упражнение «Тяжесть».

Цель: вызвать ощущение тяжести в руках и ногах путем повторения про себя и яркого образного представления следующих формул:

Моя правая рука полностью расслаблена(3-5 раз)

Я чувствую приятную тяжесть в правой руке(3-5 раз)

Тяжелыми стали пальцы моей правой руки(3-5 раз)

Тяжелой стала кисть моей правой руки(3-5 раз)

Вся моя правая рука становиться все тяжелее и тяжелее(3-5 раз)

Я дышу ровно, я совершенно спокоен(1 раз)

Моя правая рука очень тяжелая, она словно наливается свинцом (3-5 раз)

Я дышу ровно, я совершенно спокоен(1 раз)

После завершения упражнения открыть глаза, энергично согнуть и разогнуть правую руку в локте 2-3 раза, сделать 2-3 медленных вдоха и выдоха. Аналогичным образом это упражнение проделывается с левой рукой, с обеими руками, а затем с правой и левой ногой и обеими ногами.

2. Упражнение «Тепло».

Цель: вызвать ощущение тепла в руках и ногах путем повторения и образного представления следующих формул:

Мои мышцы расслаблены для отдыха(3-5 раз)

Мое тело приятно отдыхает(3-5 раз)

Я чувствую приятную тяжесть в правой руке(3-5 раз)

Кровеносные сосуды в моей правой руке расширились(3-5 раз)

По ним устремилась горячая здоровая кровь(3-5 раз)

Я дышу ровно, я совершенно спокоен(3-5 раз)

Горячая кровь согрела мою правую руку(3-5 раз)

Я чувствую приятное тепло в правой руке(3-5 раз)

Моя правая рука стала тяжелой и теплой(3-5 раз)

Я дышу ровно, я совершенно спокоен(3-5 раз)

Затем ощущение тепла отрабатывается в тех же частях тела, что и в первом упражнении. Добиться наибольшего эффекта позволяет образное представление чувства тепла, возникающее, например, при опускании руки в теплую воду.

3. Упражнение «Дыхание».

Цель: регулирование дыхательного ритма посредством повторения про себя следующих формул:

Мои мышцы полностью расслаблены(3-5 раз)

Я дышу ровно и спокойно(3-5 раз)

Мой вдох плавный и более продолжительный, чем выдох(3-5 раз)

Я дышу ровно, я совершенно спокоен(3-5 раз)

Если Вам необходимо мобилизоваться и прийти в активное и бодрое состояние, то Вы делаете упражнение по вышеприведенной схеме. Если Вы хотите быстрее расслабиться и уснуть, то третья фраза звучит следующим образом:

Мой выдох плавный и более продолжительный, чем вдох.

4. Упражнение «Сердце».

Цель: регуляция сердечно-сосудистой деятельности посредством мысленного проговаривания следующих формул:

Мое сердце бьется ровно и спокойно(3-5 раз)

Я дышу ровно, я совершенно спокоен(3-5 раз)

Я ощущаю приятное тепло в груди(3-5 раз)

Мое сердце бьется ритмично и спокойно(3-5 раз)

Я дышу ровно, я совершенно спокоен(3-5 раз)

5. Упражнение «Живот”.

Цель: вызвать ощущение тепла в области «солнечного сплетения» через проговаривание следующих фраз:

Я чувствую приятное тепло в верхней части живота, в области «солнечного сплетения»(3-5 раз)

Мой живот становится теплым, напряжение мышц живота уменьшается(3-5 раз)

Приятное ощущение тепла постепенно разливается по всему телу(3-5

Я дышу ровно, я совершенно спокоен(3-5 раз)

6. Упражнение «Лоб».

Цель: вызвать ощущение приятной прохлады в области лба и висков посредством мысленного повторения следующих формул:

Я хорошо отдыхаю(3-5 раз).

Моя голова спокойная и свежая(3-5 раз)

Я ощущаю легкую прохладу в области лба(3-5 раз)

Я чувствую приятное ощущение прохладного ветерка в области лба, висков, над переносицей(3-5 раз)

Мой лоб приятно прохладен(3-5 раз)

Я дышу ровно, я совершенно спокоен(3-5 раз)

В качестве активизирующего завершения предложенного цикла упражнений можно использовать следующие формулы самовнушения, проговариваемые 2-3 раза:

Я отдохнул и набрался сил

Уходит чувство тяжести и расслабленности из моих рук, из

моих ног, из всего моего тела

Все мои мышцы становятся легкими и упругими

Мышцы моего тела подвижные и легкие

Я все бодрее и бодрее

Моя голова отдохнувшая, ясная

Мое самочувствие хорошее, бодрое

Я полон энергии, я готов действовать.

В отличие от методов самовнушения поведенческие методы коррекции стрессового состояния личности используются для формирования нового стереотипа поведения, которого ранее не было в деятельности человека. Поведенческие методы коррекции стрессового состояния человека способствуют формированию новых социальных умений, овладению психологическими приемами саморегуляции, преодолению вредных привычек, снятию стресса, избавлению от эмоциональных травм и т.д.

Самой действенной методикой в устранении тревоги из поведенческих актов является мышечная релаксация, которая применяется у нас в эксперименте по изучению влияния релаксации на коррекцию стрессовых состояний личности, поэтому приведем технику выполнения этой методики.

Техника нервно-мышечного расслабления.

Перед началом занятий примите удобное для Вас положение, освободитесь от стесняющих движения элементов одежды.

Каждое из предложенных упражнений выполняется по следующей схеме:

1. Максимальное напряжение названной группы мышц.

2. Максимальное расслабление этой группы мышц в течение 5 секунд. Все упражнения повторяются от 2 до 7 раз. Цель — добиться отсутствия остаточного напряжения в мышцах.

Группы мышц, предлагаемые для расслабления:

Г рудная клетка.

Сделайте очень глубокий вдох. Этот вдох должен быть настолько глубоким, насколько это возможно. Немного задержите воздух и только после этого выдохните весь воздух из легких и вернитесь к нормальному дыханию. Во время вдоха Вы должны почувствовать сильное напряжение в грудной клетке. После выдоха заострите внимание на состоянии расслабления. Запомните это ощущение, осознайте и оцените его. Повторите упражнение еще раз и попытайтесь сосредоточиться на разнице ощущений между вдохом и выдохом, чтобы затем с большим успехом повторить все снова.

К расслаблению следующей группы мышц переходите через 10-15 секунд. Мышцы бедер, голени и икр.

Обратите свое внимание на ступни и икры. Прежде чем начать упражнение, поставьте обе ступни плотно на пол. Теперь оставьте пальцы ног на полу, а обе пятки поднимите так высоко, как только это возможно. Задержите их на самой высокой точке. Вы должны чувствовать сильное напряжение в икрах. Далее мягко поставьте пятки обратно на пол и прочувствуйте состояние расслабления. В этом положении Вы можете ощущать покалывания в икрах, некоторую тяжесть, что соответствует расслабленному состоянию. Упражнение повторите несколько раз.

Теперь оставьте обе пятки на полу, а пальцы ног поднимите как можно выше, задержите их в таком положении и расслабьте. Вы можете почувствовать покалывания и тяжесть в ступнях, попытайтесь в полной мере ощутить это состояние. Пусть мышцы становятся все тяжелее и расслабление.

Напрягите теперь ягодицы и бедра. Задержите напряжение на несколько секунд и только затем расслабьте мышцы. Дайте расслаблению самостоятельно распространиться по всей ноге. Повторите упражнение несколько раз.

Сидя на стуле, вытяните перед собой обе ноги, причем в упражнении задействованы только бедра и мышцы живота, икры не должны напрягаться. Задержите ноги в этом положении и только затем расслабьтесь, пусть ноги мягко упадут на пол. Повторяйте упражнение до полного мышечного расслабления.

Смотрите так же:  Метод глубокого дыхания от стресса

Следующее упражнение помогает расслабить противоположную группу мышц. Представьте себе, что Вы находитесь на пляже и зарываете пятки в песок. Твердо вдавите пятки в пол. Задержите это напряжение, попытайтесь его усилить. Теперь дайте мышцам расслабиться, сосредоточьтесь на этом.

Расслабление мышц рук.

Сожмите руки в кулаки настолько сильно, насколько это возможно. Наблюдайте за напряжением, которое переходит в кисть и предплечье, расслабьте руки, повторите упражнение несколько раз.

Чтобы расслабить противоположенную группу мышц, нужно растопырить пальцы на руках так широко, как только это возможно. Задержите их в этом состоянии. После этого приведите пальцы в удобное для Вас положение и позвольте расслаблению распространиться на все предплечье. Ваши руки должны стать теплыми и тяжелыми. Если Вы полностью сосредоточитесь на кончиках пальцев, то можете слегка почувствовать свой пульс.

Теперь согните оба локтя и напрягите бицепс. Попытайтесь достигнуть максимального напряжения. Затем выпрямите руки, расслабьте и обратите внимание на разницу в состоянии. Еще раз напрягите и расслабьте бицепс. Следите каждый раз за вашими ощущениями: сначала при напряжении, затем при расслаблении.

К выполнению следующего блока упражнений переходите через 20 секунд.

Расслабление живота и нижней части спины.

Втяните живот в себя, почувствуйте напряжение. Отпустите мышцы живота, расслабьтесь. Дышите равномерно и легко, почувствуйте при этом приятные ощущения, распространяющиеся по животу и груди. Усложните упражнение: втяните живот и задержите напряжение. Теперь выставите живот, напрягая мышцы как можно сильнее. Еще раз втяните живот и прочувствуйте это состояние. Полностью расслабьте мышцы живота. Напряжение исчезает и расслабление становиться все более глубоким. Каждый раз при выдохе наблюдайте за ритмическим расслаблением легких и живота. Попытайтесь снять любое напряжение с вашего тела.

Теперь сосредоточьтесь на мышцах спины. Округлите спину, отведите назад плечи. Почувствуйте напряжение вдоль всего позвоночного столба. Примите исходную позицию, полностью расслабив ваш крестец. Теперь снова округлите спину и следите при этом за напряжением. В процессе выполнения упражнения попытайтесь сохранить все остальное тело максимально расслабленным. Снова полностью расслабьтесь, пусть это состояние перейдет на крестец, на нижнюю и верхнюю часть спины, позвольте расслаблению перейти на живот, грудь, плечи, руки, лицо.

К выполнению следующих упражнений преступайте через 20 секунд.

Расслабление лица, затылка и плечей.

Сморщите лоб. С силой потяните мышцы лба до образования горизонтальных морщин. Удержите это напряжение. Теперь расслабьте лоб. Сделайте его ровным и гладким. Понаблюдайте, как кожа лба становиться все более расслабленной.

Теперь сведите брови вместе и понаблюдайте за своим ощущением. Вертикальная складка образуется между глаз и на лбу. Снимите напряжение. Полностью расслабьте кожу лба.

В следующем упражнении с силой зажмурьте глаза. Запомните это напряжение. Далее расслабьтесь, оставьте глаза в покое и удобно закрытыми.

Теперь сожмите крепко зубы и с силой напрягите челюсти. Понаблюдайте за этим ощущением. Расслабьте челюстные мышцы, при этом чуть приоткройте рот. Насладитесь расслаблением.

Следующее упражнение направлено на мышцы рта. Улыбнитесь настолько широко, насколько это возможно. Это должна быть улыбка «до ушей».

Теперь расслабьте мышцы рта, позвольте этому состоянию распространиться по всему телу.

Для расслабления противоположенной группы мышц сожмите губы вместе, будто Вы хотите кого-то поцеловать. Сожмите губы максимально крепко и плотно. Затем расслабьтесь, «распустите» мышцы вокруг рта.

Наблюдайте расслабление всего лица, лба, кожи головы, глаз, челюстной мускулатуры, губ.

Теперь отведите голову как можно дальше назад и наблюдайте за напряжением в затылке, поверните голову направо, затем налево и понаблюдайте, как меняется напряжение. Затем расслабьте затылок: снова положите голову удобно.

Теперь поработаем мышцами плеч: подтяните плечи к мочкам ушей так высоко, как только это возможно. Опустите плечи, дайте им полностью расслабиться. Ощутите чувство тяжести и тепла.

Каждое из перечисленных упражнений выполняется несколько раз — до достижения необходимого эффекта. На заключительном этапе занятия мысленно перечислите все группы мышц, над которыми Вы работали. По мере называния попытайтесь расслабить их еще сильнее. Представьте расслабление как теплую волну. Почувствуйте его, начиная со лба, затем оно переходит на глаза и ниже на щеки. Почувствуйте тяжесть расслабления, охватывающую нижнюю часть лица, затем оно спускается к плечам, на грудную клетку, предплечья, живот, кисти рук. Почувствуйте, как расслабляются ваши ноги, начиная с бедер, достигая икр и ступеней. Старайтесь дышать глубоко и полно. Почувствуйте, насколько тяжелее Вы становитесь, спокойно вдохните и затем медленно выдохните. В этом состоянии почувствуйте, как не хотят двигаться ваши мышцы. Представьте, каких это будет стоить усилий, если Вы захотите поднять правую руку. Наблюдайте за покоем и исчезновением любого напряжения.

Если Вы хотите после сеанса расслабления вернуться в активное и бодрое состояние, посчитайте от 1 до 5 мысленно произнося при этом следующие формулы самовнушения:

— Пять: я начинаю возвращаться в свое нормальное состояние, мои мышцы наполняются силой и энергией.

— Четыре: у меня сохраняется состояние спокойствия, но оно начинает наполняться ощущением силы и возможности действовать. Расслабленность заменяется собранностью.

— Три: я чувствую, что окончательно пришел в себя и уже готов к проявлению активности, бодрость и энергия все больше наполняют меня.

— Два: мое состояние бодрое. Я полон сил и энергии и легко справлюсь с любой задачей.

— Один: я отдохнул и набрался сил. Я полностью готов к активным действиям.

А в когнитивных методах коррекции основное внимание уделяется познавательным структурам психики, поэтому упор делается на личность и на логические способности. В основе когнитивного подхода лежат теории, описывающие личность с точки зрения организации познавательных структур. Методы когнитивной психокоррекции ориентированы на настоящее, активны и ориентированы на проблемы снятия стресса клиентов. Данные методы способствуют изменению в восприятии себя и окружающей действительности, которые воздействуют на поведение личности в экстремальной ситуации.

Задачей психологов является выяснение неосознаваемых категорий мышления (которые являются источником негативных переживаний) и обучение клиента новым способам мышления, в изменении убеждений, поддерживающих неадаптивные эмоции и поведение, более оптимистическому восприятию себя и окружающего, изменение негативного аффекта в позитивный.

Следующим методом психологической коррекции стрессового состояния личности, который может сочетаться с другими рассмотренными психологическими методами, является музыкальный метод.

Музыкальный метод психологической коррекции являются частью метода арттерапии (терапия искусством), введенного в употребление Ацриан Хилл (1938).

Важнейшей техникой музыкального воздействия является техника активного воображения.

Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средств коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, при коммуникативных затруднениях. Правильный выбор музыкальных программ является основным фактором музыкотерапии.

А в целях определения эффективности действия методов психологической коррекции на человека необходимо его самонаблюдение, которое позволит запротоколировать важные для его здоровья психические признаки переживания стресса. Самонаблюдение является центральным элементом и для коррекции самоуправления. Этот метод исходит из того, что личность должна быть способна самостоятельно стремиться к цели и влиять на свое поведение. Саморегулирование поведения осуществляется через процессы, которые «вводятся в действие самой личностью и поддерживаются ею» (Кэнфер и др. — Kanfer F. Н., 1991), т. е. через когнитивные способы поведения планирование, мышление, самокоммуникацию и т. д. При саморегулировании иначе, чем при автоматизированном поведении, происходит контролируемая переработка информации.

Терапия самоуправления необходима для того, чтобы довести до автоматизма новые способы поведения. Самоконтроль понимается как особый случай саморегуляции, когда поведенческие альтернативы находятся в конфликте. Кэнфер и др. (1991) называют следующие основные цели самоконтроля:

1. научиться управлять собственным поведением в определенных ситуациях (например, в конфликтных) для достижения личных целей;

2. научиться распознавать специальные физиологические виды возбуждения и эмоции (например, страх, боль), воздействовать на них или по возможности избегать их;

3. научиться влиять на когнитивные (представляемые) процессы (например, недооцененные мысли) и приводить их в соответствие с собственными представлениями о цели.

Рассмотренные методы психологической коррекции стрессовых состояний личности эффективно влияют на человека, если соблюдаются определенные правила по их применению. Такими основными принципами организации и проведения психологической коррекции по овладению изменениями и навыками саморегуляции эмоциональных состояний являются:

1. Комплексность в применении методов саморегуляции (двигательные, дыхательные, суггестивные, мимические, жестовые и др.).

2. Индивидуализация в подборе приемов саморегуляции и условий их применения с учетом особенностей и функционального состояния нервной системы в тот или иной момент у данного человека, с учетом его индивидуального опыта, интересов, склонностей и других особенностей личности.

3. Активность в применении приемов саморегуляции, выражающаяся в сознательной постановке задач, их мотивации, овладении навыками применения соответствующих приемов, в сознательном самоконтроле.

4. Диалогизация взаимодействия и обратная связь, благодаря чему человек может корректировать свое последующее поведение, заменяя неудачные способы общения новыми, проверяя их воздействие на окружающих.

5. Самодиагностика, т. е. самораскрытие клиентов, осознание и формирование ими задач по пути самоусовершенствования.

В статье нами рассмотрены основные методы и методики психологической коррекции стрессовых состояний личности, а для определения эффективности этих психологических приемов используются другие методики, диагностирующие стресс. Поэтому рассмотрим подробно набор методик, применяемых в экспериментальном исследовании по изучению механизма релаксации и успешности деятельности на коррекцию стрессовых состояний личности. Данный набор методик состоял из:

1. Цветового теста Люшера.

2. Методики Спилбергера-Ханина.

3. Разработанной нами методики — теста «Диагностика психоэмоционального напряжения».

5. Теста Амтхауэра и графического теста.

6. Модифицированного варианта социометрии.

Рассмотрим назначение данных примененных методик. Цветовой тест Люшера применялся в качестве метода определения эмоционального и мотивационного состояния испытуемых, уровня их активности, целенаправленности, доминирующих потребностей и установок личности (Жмыриков А.Н., Леонтьев В.Г., 1982; Семыкин.В.В., 1987) а также для определения стрессового состояния испытуемых. Цветовой тест М. Люшера (Люшер М., 1969), как известно, принадлежит к достаточно надежному методическому инструменту, с помощью которого можно определить эмоциональные и мотивационные состояния испытуемых, уровень их активности, целенаправленности, установки личности и доминирующие потребности.

Смотрите так же:  Как убрать депрессию в this war of mine

Для использования данных теста Люшера в статистическом анализе нами были применены интерпретационные коэффициенты для этого теста, разработанные Г.А. Аминевым. Данным ученым на основе факторного анализа было выделено шесть коэффициентов: гетерономность (Г), концентричность (К), баланс личностных свойств (ЛБ), баланс автономной (вегетативной) нервной системы (ВБ), работоспособность (Р), наличие стрессового состояния (С). В данной работе использовался коэффициент стрессового состояния.

Методика Спилбергера — Ханина (шкалы реактивной (РТ) и личностной (ЛТ) тревожности) использовалась для измерения уровней реактивной и личностной тревожности. Разработанный нами методика — тест «Диагностика психоэмоционального напряжения» применялась также для измерения психоэмоционального напряжения испытуемых.

А психологическая методика — многофакторный метод исследования личности (MMPI) — являлась ведущей в наборе применяемых тестов, поэтому более подробно рассмотрим ее использование в нашем исследовании при анализе результатов экспериментов.

Для успешного выполнения профессиональных обязанностей личность должна обладать определенной совокупностью индивидуальных психологических свойств, которые выступают в качестве факторов адаптации к стрессу. Основоположником такого научно-психологического подхода к проблемам профессионального становления человека является Ф. Пирсон (1908). Согласно предложенному им подходу, каждой профессии соответствует определенный набор психологических и физических качеств индивида, а успешность профессиональной деятельности и удовлетворенность профессией находятся в зависимости от степени соответствия индивидуальных качеств и требований профессии. Личностные структуры и профессиональные требования к человеку в реальной жизни являются весьма изменчивыми, а не стабильными. Попытки учета и измерения индивидуально-психологических особенностей человека для прогноза эффективности адаптации к какой-либо области деятельности в разное время предпринимались достаточно широко (Березин Ф.Б., 1988; Кулагин Б.В., 1984; Леонтьев А.Н., 1977; Подоляк Л.В., 1987; Самойлова В.А., 1983; Симонов П.В., 1984). Индивидуальные особенности субъекта являются важными факторами, так как они как бы модулируют (строят) адаптационные процессы при изменении тех или иных факторов или условий внешней среды (Казначеев В.П., 1980).

В целях определения такой совокупности индивидуальных свойств у испытуемых был выбран психологический тест MMPI, разработанный в 1942 — 1949 годах американскими психологами Дж.Маккинли и С. Хатуэем (Dahlstrom W.G., Welsch G.S., 1960; Gilberstadt H.,Duker J.A., 1965; Hathway S.R., McKinley J.C., 1967; Swenson W.H., Pearson J.S., Osborne D., 1973). Данная методика в своей основе имеет статистически достоверную математическую базу. Путем сравнения среднестатистической нормы с крайне заостренными клиническими состояниями эмоциональной напряженности, достигающими уровня психотического синдрома, для каждой шкалы был получен разброс показателей, в котором диапазон достоверности определялся удвоенным среднеквадратичным отклонением. Методика была задумана авторами как тест, дифференцирующий норму от патологии. В связи с этим оригинальные названия шкал отражали клиническую специфику тех репрезентативных групп клинической психопатологии, с которыми сравнивалась группа нормы.

В отечественной психологии благодаря разработкам Ф.Б. Березина, М.П. Мирошникова, Р.В. Рожанец (1976 г.) методика получила название метода многостороннего исследования личности (ММИЛ), названия шкал которой были психиатрически ориентированы.

Вместе с тем, изучение контингента испытуемых показало (Собчик Л.Н., 1990 г.), что тест MMPI обладает возможностью выявлять феномены психологического порядка.

После доработки Л.Н. Собчик тест MMPI получил название в русской транскрипции стандартизированного метода исследования личности (СМИЛ).

Имеются рекомендации по интерпретации СМИЛ Л.Н. Собчик и Н.Ф. Лукьяновой, мы сочли необходимым кратко дать интерпретацию дополнительных шкал, выбранных для эксперимента.

Для измерения психологических факторов были выбраны, помимо 3 оценочных и 10 основных шкал MMPI, также дополнительные шкалы: 205 (толерантность), Ad (адаптивность). Приведем психологическое описание этих шкал.

Шкала 205 — «толерантность». Показатели шкалы в границах нормы (45- 55Т) характерны для самостоятельных, целеустремленных личностей, которые имеют устойчивую эмоциональную сферу, мало подвержены средовым влияниям. Такие люди воспринимают возникающие жизненные трудности спокойно, выстраивают цепь обоснованных и логичных действий по их преодолению, не впадают в уныние в связи с неудачами, не винят в них окружающих. Понижение шкалы коррелирует с повышением шкал невротической триады (1,2, 3), 7.

Шкала Ad — «адаптивность». Повышение значений шкалы свидетельствует о плохой адаптации личности к деятельности, связанной с тревожностью, пассивностью, слабым контролем над своим поведением и высказываниями, недостаточной активностью для достижения цели, занятия лидерских позиций в учебном взводе курсантов.

В процессе обследования тестом СМИЛ испытуемый оценивает 566 утверждений типа «верные» или «неверные» по отношению к нему. Содержание утверждений отражает норму самочувствия обследуемого, его привычки и особенности поведения, нравственную сторону его переживаний, отклонение к различным жизненным явлениям и ценностям, специфику межличностных контактов, направленность интересов, уровень активности. Фактически эти утверждения моделируют 550 ситуаций, которые в зависимости от ответов испытуемого выявляют специфику его индивидуальных личностных особенностей и поведенческих реакций. В эксперименте значения шкал (205), (Ad) в сырых баллах нормировались и переводились в Т — баллы. Перевод сырых баллов в Т-баллы производился в соответствии с формулой:

где: х- значение по шкале в сырых баллах;

х1 — среднее арифметическое оценок в «сырых» баллах на нормативной выборке;

б — среднеквадратическое отклонение оценок в «сырых» баллах на нормативной выборке.

«Психология стресса и методы коррекции» (учебное пособие)

Полное название проекта — Учебное пособие «Психология стресса и методы коррекции».

Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2006. – 256 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).

Актуальность

Первое в России полное и систематическое пособие по дисциплине «Психология стресса», которое может быть использовано как студентами психологами для изучения соответствующего курса, так и преподавателями (в учебнике дана удобная и исчерпывающая информация для проведения занятий).

Социальная, научная и практическая значимость

В книге представлен системный подход к понятию стресса, интегрирующий современные знания о природе стресса, полученные психологией, физиологией и медициной. В структуру учебника входят теоретические разделы, вопросы для самопроверки и тестовые задания, примерная тематика семинаров и рефератов, упражнения и практические задания, психологические тесты, список рекомендуемой литературы и примерная программа курса. Учебник предназначен для студентов, преподавателей и аспирантов психологических факультетов высших учебных заведений, а также для психологов-практиков, организующих семинары и тренинги по стресс-менеджменту. Пособие позволяет преподавателю, с одной стороны, с минимальными усилиями организовать и провести данный учебный курс, а с другой – предоставляет возможность для гибкой модификации учебного процесса в соответствии с требованиями конкретного ВУЗа и индивидуальными предпочтениями преподавателя.

Значение для развития психологии

Проблема стресса изучалась в основном с биологической и медицинской точки зрения, причем механизмы развития психологического стресса были изучены недостаточно. Автор учебника использовал огромный фактический материал, собранный им в процессе работы над докторской диссертацией для демонстрации комплексного подхода к данному явлению. В результате студенты-психологи получили пример междисциплинарного исследования стресса, охватывающего его психологические, физиологические и медицинские аспекты.

Цели проекта

Создание компактного учебного пособия по соответствующему учебному курсу, который бы имел как теоретическую, так и практическую направленность.

Аудитория, на которую рассчитан проект

Студенты-психологи и медики, преподаватели и аспиранты.

Основное содержание работы

1. Стресс как биологическая и психологическая категория.

1.1. Проблема стресса в биологии и медицине.

1.1.1.Классическая концепция стресса Г. Селье и ее развитие.
1.1.2 Физиологические проявления стресса

1.2. Особенности психологического стресса.

1.2.1. Введение понятия психологического стресса
1.2.2. Особенности психологического стресса
1.2.3. Дифференцировка стресса и других состояний

2. Оценка уровня стресса.

2.1 Формы проявления стресса

2.1.1 Поведенческие
2.1.2.Интеллектуальные
2.1.3 Физиологические
2.1.4 Эмоциональные

2.2 Оценка уровня стресса

2.2.1 Объективные методы оценки уровня стресса
2.2.2 Субъективные методы оценки уровня стресса
2.2.3 Прогноз уровня стресса

3. Динамика стресса

3.1. Общие закономерности развития стресса

3.1.1.Классическая динамика развития стресса
3.1.2 Влияние характеристик стрессора на уровень стресса
3.1.3 Развитие психологического стресса

3.2. Факторы, влияющие на развитие стресса.

3.2.1 Врожденные особенности организма
3.2.2 Родительские сценарии
3.2.3 Личностные особенности
3.2.4 Факторы социальной среды
3.2.5 Когнитивные факторы

3.3. Последствия стресса

3.3.1 Психосоматические заболевания
3.3.2 Посттравматический синдром

4. Причины возникновения стрессов

4.1 Субъективные причины возникновения психологического стресса

4.1.1 Несоответствие генетических программ современным условиям
4.1.2 Стресс от реализации негативных родительских программ
4.1.3 Стресс, вызванный когнитивным диссонансом
4.1.4 Стресс, связанный с неадекватными установками и убеждениями личности
4.1.5 Стресс, вызванный невозможностью реализации актуальной потребности
4.1.6 Стресс, связанный с неправильной коммуникацией
4.1.7 Стресс от неадекватной реализации условных рефлексов
4.1.8 Неумение обращаться со временем (стресс и время)

4.2. Объективные (внешние) причины возникновения психологического стресса

4.2.1 Условия жизни и работы (постоянные компоненты существования)
4.2.2 Взаимодействие с другими людьми
4.2.3 Политические и экономические факторы
4.2.4 Чрезвычайные обстоятельства

4.3 Каузальная классификация стрессоров

4.3.1 Степень подконтрольности стрессора
4.3.2 Локализация стрессора
4.3.3 Пути преодоления стрессоров различного типа

5. Виды стрессов

5.1 Общие закономерности профессиональных стрессов

5.1.1 Профессиональный стресс
5.1.2 Феномен профессионального выгорания
5.1.3 Профессиональная деформация личности

5.2 Примеры профессиональных стрессов

5.2.1 Учебный стресс
5.2.2 Спортивный стресс
5.2.3 Стресс медицинских работников
5.2.4 Стресс руководителя

6. Методы оптимизации уровня стресса

6.1 Общие подходы к нейтрализации стресса

6.2 Способы саморегуляции психологического состояния

6.2.1 Аутогенная тренировка
6.2.2 Метод биологической обратной связи
6.2.3 Дыхательные техники
6.2.4 Мышечная релаксация
6.2.5 Рациональная психотерапия
6.2.6 Диссоциация
6.2.7 Использование позитивных образов (визуализация)
6.2.8 Условно-рефлекторные техники (включая НЛП)
6.2.9 Физические упражнения
6.2.10 Религия как способ борьбы со стрессами
6.2.11 Медитация

6.3 Тактика борьбы со стрессом в зависимости от времени его наступления

6.4 Устранение причин стресса путем совершенствования поведенческих навыков

6.4.1 Коммуникативные навыки
6.4.2 Уверенное поведение
6.4.3 Эффективное целеполагание

Приложение №1: Психологические тесты и ключи к ним.
Приложение №2: Ответы на контрольные тестовые задания
Приложение №3: Методический материал для преподавателей (Тематические планы, программа, вопросы к экзамену)
Приложение №4: Упражнения и практические задания

Смотрите так же:  Стресс фотки

Результаты, выводы

Книга «Психология стресса и методы коррекции» является, с одной стороны, учебным пособием для студентов-психологов, с другой – методическим инструментом для преподавателей, а с третьей – руководством для психотерапии стрессовых состояний, полезным для психологов-практиков.

Щербатых Юрий Викторович — доктор биологических наук, окончил Ростовский государственный университет, биологический факультет. Заведующий кафедрой общей и социальной психологии Воронежского филиала Московского Гуманитарно-Экономического института. Сфера научных интересов: психофизиология, психология стресса.

Психология стресса и методы коррекции

Учебное пособие соответствует основным положениям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 «Психология» для квалификаций «бакалавр» и «специалист». Во втором издании книги представлен системный подход к понятию стресса, интегрирующий современные знания о природе стресса, полученные психологией, физиологией и медициной. В пособие включены теоретические разделы, вопросы для самопроверки и тестовые задания, примерная тематика семинаров и рефератов, упражнения и практические задания, психологические тесты, список рекомендуемой литературы и примерная программа курса.

Книга адресована студентам, преподавателям и аспирантам психологических факультетов высших учебных заведений, а также психологам-практикам, организующим семинары и тренинги по стресс-менеджменту.

Замечательный учебник, который, думаю пригодится не только преподавателям и студентам, но и всем людям, неравнодушно относящимся к своему здоровью, поскольку в книге содержится не только теоретический, но и практический материал.

Читать онлайн «Психология стресса и методы коррекции» автора Щербатых Юрий Викторович — RuLit — Страница 1

Юрий Викторович Щербатых

Психология стресса и методы коррекции

Феномен стресса, открытый Гансом Селье, относится к числу фундаментальных проявлений жизни, так как позволяет организмам приспосабливаться к различным факторам среды за счет универсального комплекса нейрогуморальных реакций. Этот термин стал одним из символов медицины ХХ века, а затем вышел за пределы этой науки в смежные области биологии, психологии, социологии, да и просто обыденного сознания, став модным, расхожим и многозначным. Этому способствовали реальное увеличение количества стрессов у людей, обусловленное урбанизацией, увеличением темпа жизни, возрастанием числа межличностных взаимодействий (в том числе конфликтных), а также все более явным несоответствием между биологической природой человека и условиями его социального существования.

Если сам основатель учения о стрессе первоначально рассматривал его гормональные и биохимические аспекты, то впоследствии все большее число исследователей стали обращать внимание на психологическую составляющую стресса. Выяснилось, что чрезвычайно сложная и чувствительная психика человека способна серьезно модифицировать характер «классического» стресса, описанного в работах Г. Селье. Стало понятно, что без понимания нейрофизиологических особенностей функционирования человеческого мозга, а также эмоциональных и когнитивных процессов, нравственных установок и ценностей личности невозможно прогнозировать и управлять стрессовыми реакциями человека. Таким образом, становится очевидным все большая роль теоретической и практической психологии в деле создания единой междисциплинарной концепции стресса.

Как пишет российский психофизиолог Ю. И. Александров, «стресс стал одним из самых модных медико-психологических диагнозов. Этот диагноз ставится человеку, когда у него в личной жизни, в быту или на производстве возникают какие-либо проблемы, которые приводят к ухудшению его психического и физического здоровья». [1]

При этом врачи, физиологи, психологи и социальные работники зачастую вкладывают в понятие стресса совершенно различное содержание, из-за чего у людей может складываться неправильное, искаженное представление об этом явлении. Для практического психолога желательно уметь выявлять не только психологические, но и физиологические, поведенческие и другие признаки стресса, для того чтобы правильно оценивать тяжесть ситуации и помогать людям справляться с их проблемами. Поэтому данное учебное пособие построено на междисциплинарной основе, позволяющей дать студентам-психологам целостный взгляд на столь сложное явление, как стресс. В этом вопросе очень важно соблюдать оптимальный баланс между узкой специализацией и широким взглядом на проблему. С одной стороны, практический психолог должен сосредоточиваться на своем предмете исследования и в первую очередь выявлять психологические причины стрессов и изменения, происходящие в психике человека, а в случае выхода ситуации за сферу своей компетенции передать своего клиента другому специалисту (психиатру или врачу общего профиля). С другой стороны, психолог сам должен обладать тем минимумом знаний по физиологии, медицине и биохимии стресса, который позволит ему определять критерии выхода за область своих профессиональных возможностей. Для этого в данном учебном пособии большое внимание уделено физиологическим и медицинским аспектам стресса, что представляется вполне оправданным, ибо к четвертому курсу студенты-психологи уже завершают изучение таких предметов, как «Анатомия ЦНС», «Физиология ЦНС», «Физиология ВНД и сенсорных систем» и «Психофизиология». Автор пособия учитывал тот факт, что понятие «стресс» кратко разбирается в других учебных курсах, входящих в Госстандарт, – в «Общей психологии», в «Психологии труда», в «Психологии здоровья» и т. д. Поэтому задачей данного специального предмета является соединение воедино полученных студентами за три года знаний о стрессе в рамках единой концепции на основе принципа нервизма, традиционного для русской научной школы.

В процессе изучения такого курса, как «Психология стресса», студенты усваивают основные понятия, на которых основана наука о стрессе, изучают разнообразные формы проявления стресса, узнают о современных методах оценки уровня стресса и приобретают умения адекватно оценивать его тяжесть.

По мере изучения курса студенты также устанавливают основные причины возникновения стрессов (в первую очередь – психологические) и факторы, влияющие на динамику развития стрессорных процессов. Для своей будущей работы психологи должны знать не только общие закономерности профессиональных стрессов, но и их основные разновидности. Интегрируя сведения, полученные из данного курса, с другими своими знаниями и навыками, студенты овладевают наиболее эффективными методами оптимизации уровня стресса: различными способами саморегуляции и техниками, применяемыми в психотерапии.

В структуру учебника входят теоретические разделы, вопросы и задания для проверки усвоения знаний, цитируемая и рекомендуемая литература по каждому разделу. Примерная тематика семинаров и рефератов, упражнения и практические задания, соответствующие психологические тесты и ответы на тестовые задания вынесены в приложения. Там же дается методический материал для преподавателей: примерные тематические планы по курсу, программа и вопросы к экзамену.

АД – артериальное давление.

АДС – артериальное давление систолическое.

АДД – артериальное давление диастолическое.

АКТГ – адренокортикотропный гормон гипофиза.

АТ – аутогенная тренировка.

ВИК – вегетативный индекс Кердо.

ВНД – высшая нервная деятельность.

ВНС – вегетативная нервная система.

ВСР – вариабельность сердечного ритма.

ИН – индекс напряжения регуляторных систем.

ИПС – интегральный показатель страхов.

НЛП – нейролингвистическое программирование.

НС – нервная система.

ПТСР – посттравматическое стрессовое расстройство.

СМР – сенсомоторная реакция.

ЧСС – частота сердечных сокращений.

ЦНС – центральная нервная система.

Глава 1 Стресс как биологическая и психологическая категория

1.1. Проблема стресса в биологии и медицине

1.1.1. Классическая концепция стресса

В последние десятилетия стресс является актуальным предметом исследований различных отраслей науки: биологии, медицины, психологии и социологии. Сложность и многообразие форм стресса определяет многообразие подходов к изучению этого состояния, однако для лучшего понимания этого явления имеет смысл обратиться к первоначальной концепции стресса, предложенной Гансом Селье. Можно сказать, что предложенная им концепция была революционной для науки середины ХХ века. В то время среди биологов и врачей господствовало мнение, что реакция живого организма на факторы среды носит сугубо специфический характер и задача ученых состоит в том, чтобы обнаруживать и фиксировать именно отличия реакций на разнообразные воздействия внешнего мира. Г. Селье пошел другим путем и начал искать общие закономерности биологических реакций, в результате чего обнаружил единый, неспецифический компонент биохимических изменений в организме человека и животных в ответ на самые разные воздействия. Он писал:

«Бизнесмен, испытывающий постоянное давление со стороны клиентов и служащих, диспетчер аэропорта, который знает, что минутное ослабление внимания – это сотни погибших, спортсмен, безумно жаждущий победы, муж, беспомощно наблюдающий, как его жена медленно и мучительно умирает от рака, – все они испытывают стресс. Их проблемы совершенно различны, но медицинские исследования показали, что организм реагирует стереотипно, одинаковыми биохимическими изменениями, назначение которых – справиться с возросшими требованиями к человеческой машине» @@@@@2; с. 105#####.

Другие статьи

  • Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Консультация (младшая группа) по теме: консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей. Предварительный просмотр: Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного […]
  • Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Законодательством Российской Федерации не предусмотрено процедуры отказа от ребенка, возможно только лишение родительских прав. Так, согласно ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если […]
  • Что входит в обязанности родителей по воспитанию детей Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 - 79) Глава 12. Права и обязанности родителей См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. […]
  • Можно ли ребенку капать ромашку в нос отвар ромашки и нос неделю назад мы заболели к нам приходила врач и сказала 5 раз в день промывать нос пипеткой ромашки, потом отсасывать аспиратором, а потом капать капли сейчас я разговаривала с подругой, она меня отругала, сказала, что нельзя так ни в коем случае, […]
  • Как правильно купать в круге месячного ребенка Как купать ребёнка с кругом на шее С какого месяца купать ребёнка с кругом на шее, как правильно это делать, в какое время? Советы доктора Комаровского и видео инструкция. Водные процедуры – особенное удовольствие для маленького ребенка. Кроме обычного гигиеничного […]
  • Диагностика отклонения в развитии ребёнка определение этапы проведения Ранняя диагностика отклонений в развитии детей Диагностика отклонений в развитии основывается на зна­нии общих и специфических закономерностей психического раз­вития нормально развивающегося ребенка и детей с различны­ми отклонениями в развитии. Диагностика носит […]