Мухина в детская психология м 1985

Детская психология

Рецензенты: доктор психологических наук, профессор М. И. Лисина; член-корреспондент АПН СССР, доктор психоло­гических наук П. Н. Поддьяков.

Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Л. А. Венгера.—2-е изд., перераб. и доп.— М.: Просвещение, 1985.—272 с, ил.

Учебник соответствует программе курса «Детская психология. Его основой явилось учебное пособие «Психология дошкольника», вышедшее в 1975 году, по сравнению с которым учебник дополнен новыми материалами (о генезе личности ребенка, взаимоотношениях мальчиков и девочек к др.)-

Значение общественного дошкольного воспитания в нашей стране неуклонно возрастает. На детские сады, являющиеся пер­вым звеном системы народного образования, ложится всевоз­растающая ответственность за развитие личности ребенка, за формирование его социальных ориентации.

Настоящий учебник предназначен для ознакомления студен­тов педагогических институтов с основными сторонами и законо­мерностями психического развития ребенка от рождения до по­ступления в школу.

В основу учебника положена сложившаяся в советской детской психологии теория психического развития ребенка, которая опи­рается на марксистские положения о социальном наследовании психических свойств и способностей, о «присвоении» индивидом материальной и духовной культуры, созданной человечеством. В этой теории раскрывается принципиальное отличие’ индиви­дуального развития человека от онтогенеза детенышей животных; и ней показано, что развитие ребенка обусловлено успешностью усвоения социального опыта. Большое внимание уделено выявле­нию ведущей роли воспитания и обучения в психическом развитии ребенка и анализу того принципиального значения, которое имеют в этом развитии разные виды деятельности.

В учебнике дается понятие о том, что в равные временные про­межутки психика ребенка проходит различные «расстояния» в развитии, претерпевает различные качественные преобразования. Изложение материала по мере перехода от рассмотрения периода новорожденности к более старшим возрастам дается все более расчлененно в соответствии с прогрессирующей дифференциа­цией психики ребенка. Руководящая идея при построении дан­ного учебника — раскрытие детской психологии как науки, предметом которой является целостное психическое развитие ребенка а не те или другие психологические особенности детей, взятые сами по себе. В соответствии с этим центральное место при освещении каждого возрастного периода, каждой стороны психического развития занимает круг вопросов, связанный с характеристикой са­мого процесса развития: его исходных предпосылок; условий возникновения на каждом этапе определенных достижений и пирожных негативных образований. Описательный материал, касающийся возрастных особенностей детей, привлекается в той мере, в какой он необходим для понимания процесса развития.

Мухина В.С. Детская психология

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология

Курс лекций, изд. Ростов-на-Дону, 2002 год, 146 стр.

Наука о психическом развитии ребёнка — детская психология — зародилась как ветвь сравнительной психологии в конце XIX века. В настоящее время детская психология как отрасль знания включает два глобальных раздела — возрастная психология и психология развития.
Возр.

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология

Курс лекций, изд. Ростов-на-Дону, 2002 год, 146 стр.

Наука о психическом развитии ребёнка — детская психология — зародилась как ветвь сравнительной психологии в конце XIX века. В настоящее время детская психология как отрасль знания включает два глобальных раздела — возрастная психология и психология развития.
Возр.

Лекции по Возрастной психологии. Учебное пособие

Выготский Л.С. Собрание сочинений. Том 4. Детская психология

Собрание сочинений в 6 томах. Т.4.
Детская психология.
под ред. Д. Б. Эльконина
М.: Педагогика — 1984.

Педология подростка.
— Развитие интересов в переходном возрасте.
— Развитие мышления подростка и образование понятий.
— Развитие высших психических функций в переходном возрасте.
— Воображен.

Электронный каталог библиотеки
ФГБОУ ВО МГППУ

  • Новые поступления
  • Простой поиск
  • Расширенный поиск
  • Авторы
  • Издательства
  • Серии
  • Тезаурус (Рубрики)
  • Учебная литература:
    • Список дисциплин
  • Информация о фонде
  • Помощь

Электронный каталог: Мухина, В.С. — Детская психология

Мухина, В.С. — Детская психология

Мухина, В.С.
Детская психология : учебник для студентов педагогических вузов / В.С. Мухина. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – Москва : Просвещение, 1985. – 272 с. : ил.

Учебник соответствует программе курса Детской психологии. Рассмотрены: Общие вопросы детской психологии; Психологические особенности развития в младенчестве и раннем детстве; Психологическая характеристика деятельности ребенка в дошкольном возрасте; Развитие личности дошкольника; Умственное развитие дошкольника; Психологическая готовность к обучению в школе

Общий = Детская психология

0131451 Шелепиха 88.8 М92
0131452 Шелепиха 88.8 М92
0268807 Шелепиха 88.8 М92
0015988 Сретенка 88.8 М92

Мухина В.С. Детская психология

Общие вопросы детской психологии
Глава первая. Детская психология как наука об особенностях психического развития ребенка
Предмет детской психологии
Значение детской психологии. Ее связи с другими науками
Глава вторая. Методы детской психологии
Методы научно-психологического изучения развития детей
Изучение детей воспитателем детского сада
Глава третья. Основные закономерности психического развития
Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка
Психическое развитие и деятельность
Психическое развитие и обучение
Возрастные этапы и периодизация психического развития
Индивидуальные особенности психического развития детей

Психологические особенности развития в младенчестве и раннем детстве
Глава четвертая. Психическое развитие ребенка на первом году жизни
Новорожденность
Младенчество
Глава пятая. Характеристика раннего детства
Важнейшие достижения раннего детства
Умственное развитие ребенка в раннем детстве
Предпосылки формирования личности в раннем детстве

Смотрите так же:  Элькар инструкция по применению детям до года

Глава 1. Детская психология как наука об особенностях психического развития ребенка

§ 1. Предмет детской психологии

Детская психология изучает ребенка. Но ребенка изучают и другие науки, каждая по-своему, со своей особой стороны.

Детскую психологию интересует, как ребенок становится взрослым человеком, умеющим общаться с другими людьми, трудиться, делать открытия, наслаждаться произведениями искус-с

Маленький ребенок мало похож на взрослого. И дело не только в том, что его знания не выдерживают сравнения со знаниями взрослого. Из простых житейских наблюдений мы знаем: ребенок чувствует и мыслит не так, как взрослый. Чувства малыша могут быть сильными, но чаще всего они нестойки. То, к чему он сегодня привязан, завтра может быть забыто. Ребенку недоступны отвлеченные рассуждения взрослого. Малый ребенок не в состоя­нии организовать себя на исполнение неинтересной для него работы.

Очень многого не может ребенок. Но если мы будем обращать внимание только на то, чего ребенок еще не может, чем он еще не владеет, мы никогда не поймем, откуда появляются новые черты, качества, характерные для взрослого. Гораздо важнее выяснить, что у ребенка есть, что он может, как он изменяется и что приобре­тает с возрастом.

Развитие ребенка всегда у нас, взрослых, вызывает удивление и радость: сегодня он не похож на вчерашнего, а завтра не будет похож на сегодняшнего. Вот он едва поднимает головку, через два месяца уже сидит и играет погремушкой, а еще через несколько месяцев делает первые шаги. Пусть они робкие и неуверенные, но важно, что он начал их делать. И теперь перед ним открылся новый мир — мир широкого пространства и новых вещей, недостижимых, пока он сидел в манеже. Вот он издает нечленораздельные звуки.

Через месяц-другой мы слышим детский лепет. Проходят дни, и ребенок начинает свое неизменное в тот период «ма-ма-ма», «ба-ба-ба», так остро волнующее близких. А малыш между тем уже начал произносить и «мама», и «папа», и «дай-дай», и «на». Слов еще мало, их значения расплывчаты, но самое важное, что он начал их произносить, для него открылся путь к богатству человеческого языка.

Взрослые порой поражаются «уму» ребенка. Но секрет здесь не в уме, а в быстроте успехов: вчера не мог — сегодня уже справ­ляется. Постоянное движение ребенка вперед, появление нового, переход от простейших реакций к более Сложным и осмысленным действиям, овладение речью, возникновение первых проявлений самостоятельности — все это факты, характеризующие развитие ребенка. Они служат тем материалом, который использует для своих выводов детская психология.

Несмотря на различие в развитии отдельных детей, на их индивидуальные особенности, мы всегда находим в них сЩхцее, то, что объединяет всех детей. Все они проходят определенные этапы, или стадии, развития.

Что представляет собой новорожденный? Это совершенно беспомощное существо, не способное прожить и нескольких дней без систематического ухода,’ не имеющее возможности ни передви­гаться, ни отыскивать пищу, ни общаться с окружающими.

Но вот перед нами ребенок трех лет. Это уже человек со своим особым внутренним миром, с собственными желаниями, привычка­ми, вкусами, нередко упорно утверждающий и отстаивающий свою самостоятельность. Он овладел не только передвижением в про­странстве и разнообразными движениями рук, но также большим количеством действий с предметами, созданными человеком,— способами употребления одежды, посуды, мебели, карандаша, совочка. Трехлетний ребенок владеет речью, знает более 1000 слов, произносит грамматически связные предложения, задает бесчис­ленные вопросы, проявляя живой интерес к окружающему. Этот интерес он удовлетворяет и в играх, повторяя в своеобразной форме действия взрослых людей. В области умственного развития он оставил далеко позади самых высокоразвитых животных. Задачи, являющиеся предельно трудными для человекообразных обезьян, для него не представляют труда: он мыслит, используя не только свой маленький личный опыт, но и опыт всего человечества, который постепенно передают ему взрослые.

Проходит еще четыре года, ребенок оказывается у порога школы. И снова мы видим разительные перемены по сравнению с трехлеткой. «Выпускник» детского сада — маленький член человеческого общества. Перед ним открылся широкий мир человеческих поступков и взаимоотношений. Он научился согласо­вывать свои действия с действиями сверстников, помогать товарищу в затруднительных ситуациях, оценивать свои поступки и поступки других людей с точки зрения простейших норм

общественной морали. Ему стали доступны человеческие пережи­вания. Ребенок теперь способен не только выполнять весьма сложные действия, но самостоятельно воплощать свои замыслы в играх, рисовании, конструировании. Он овладел значительным кругом знаний, умений и навыков — научился считать (по крайней мере, в пределах десяти), решать элементарные арифметические задачи, познакомился с буквами. Его восприятие, память, мышление начали приобретать произвольность, управляемость: появилась возможность слушать, рассматривать, запоминать, обдумывать не только то, что само по себе интересно, привлека­тельно, но и то, что нужно понять, усвоить ради достижения той или иной цели (получить одобрение сверстников, похвалу воспита­теля) .

Все эти изменения носят не случайный, а закономерный характер, имеют свои причины. Если у того или иного ребенка они происходят иначе, можно говорить об отклонениях в развитии — опережении, задержке или неправильности развития, которые тоже всегда имеют определенные причины. Выяснение закономерностей развития, поиск обусловливающих его причин — важная задача детской психологии.

Детская психология изучает только психическое развитие ребенка, основные компоненты, которые характеризуют каждую ступень психического развития. Увеличения в росте, весе, изменение пропорций тела, совершенствование строения и работы нервной системы, изменения отправлений желез внутренней секреции — все эти стороны развития изучает возрастная анато­мия и физиология.

Смотрите так же:  Эзофагит симптомы и лечение у детей

(Дети разного возраста с точки зрения их психического развития различаются между собой прежде всего по доступным и ха­рактерным для них видам деятельности. Так, если годовалый малыш в основном манипулирует предметами — стучит, трясет чем-то, громоздит одну игрушку на другую, то дошкольник занимается конструированием, возводя сложные здания из куби­ков, рисует, лепит, воссоздает в играх события окружающей жизни, сюжеты любимых сказок.

(Важную сторону психического развития составляет возникно­вение, изменение и совершенствование психических процессов и качеств детей — восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи, чувств, начальных форм волевого управления поведение Например, дети второго-третьего года жизни еще не в состоянии наметить в уме план своих действий. Они не «теорети­ки», а «практики»: ребенок изо всех сил дергает застрявшую под шкафом лошадку, не догадываясь, что с другой стороны она могла бы пройти свободно. Возникающие задачи дети решают в процессе самого манипулирования предметами. Вот мальчик пытается достать со стола «запрыгнувший» туда мячик. Тянется изо всех сил рукой, но не достает. Рядом линейка. Берет ее, вертит, постукивает по столу. Задевает мячик, тот катится. Ага! Теперь уже ребенок

целенаправленно орудует линейкой. Мячик скатывается на пол -— цель достигнута.

Через два-три года дети могут уже заранее придумать и согласовать между собой несложный сюжет игры, распределить роли, игровой материал. Нередко можно видеть, как ребенок довольно четко планирует сложные постройки (дома для кукол, гараж для машины), сообразуя их размеры с назначением (гараж строится таким, чтобы в нем могла поместиться игрушечная машина). Все это говорит о переходе от мышления в действии к мышлению в уме, которое начинает направлять и регулировать практические действия.

Наконец, ранний и дошкольный возраст — это возраст, в котором начинает складываться личность ребенка.

Поведение маленького ребенка побуждается кратковременны­ми, импульсивными желаниями, зависит от случайных обстоя­тельств. Вот он интенсивно тянется к стоящей вблизи фарфоровой чашке, но как только взрослые, предвидя последствия, уберут этот предмет, ребенок, забыв о прежнем намерении, начинает вдруг раскачиваться в своей качалке или стучать по чему попало подвернувшейся под руку игрушкой. Здесь мы еще не можем говорить о его личности, о том, хороший он или плохой. Совсем другое дело — дошкольник. Его поступки определяются не отдель­ными желаниями и побуждениями, а целой системой мотивов. Положим, пятилетний ребенок играет с кубиками, одновременно сверстники зовут его на улицу, а бабушка просит немного помочь по хозяйству. Он, конечно же, хочет пойти на улицу, но сначала убирает в ящик кубики, затем быстро помогает бабушке и, наконец, выбегает к ребятам. Так может и не быть: ведь дети воспитываются по-разному. Но важно, что ребенок способен поступать сознатель­но, подчиняя одни побуждения другим. Приведенные примеры позволяют подойти к определению предмета детской психологии.

Мухина в детская психология м 1985

И. К. ШАХРИМАНЬЯН

Мухина В.С. Детская психология. 2 изд., перераб . и доп. М.: Просвещение, 1985. 272 с .

Студенты педагогических институтов получили добротный, содержательный, живо и ярко написанный учебник по детской психологии.

Духовное развитие человека от рождения до поступления в школу — один из важнейших (если не главный) этапов становления личности. Это положение в книге В.С. Мухиной прослеживается от введения до последних страниц, ему подчинено изложение всего материала, содержащего не только большой объем познавательно важных сведений, но и значительный воспитательный потенциал.

В основе учебника лежит поэтапное рассмотрение психического развития ребенка, что позволило автору представить детскую психологию как науку, имеющую свой предмет, свои проблемы, свой методический аппарат. Закономерности развития психики ребенка, способы присвоения им материальной и духовной культуры человечества, процесс формирования психических свойств — все это, по мысли автора, входит в состав предмета возрастной психологии.

Первый раздел учебника — «Общие вопросы детской психологии»— включает в себя три главы. Именно здесь убедительно показана самостоятельность и особое значение такой отрасли психологического знания, как детская психология. Главным лейтмотивом этого раздела является показ диалектики возникновения, развития и разрешения противоречий, которые определяют онтогенетическое движение психики ребенка. Продуктивной является идея о том, что в равные промежутки времени психика проходит различные «расстояния» в развитии, качественно преобразуясь.

Главы 4 и 5 посвящены анализу особенностей психического развития младенца и ребенка раннего возраста. Эти главы составляют раздел второй: «Психологические особенности развития в младенчестве и раннем возрасте». Здесь сразу же с первых строк автор обнаруживает свое пристрастное отношение к детству как особому этапу человеческой жизни, как особой ценности; эта пристрастность сохраняется до заключительных строк книги и создает тот настрой, который дает возможность прочесть учебник на одном дыхании. Содержание этого раздела направлена на доказательство принципиального значения социального опыта в сенсорном, умственном, эмоциональном и речевом развитии ребенка. В раздел включены новейшие данные психологических исследований по раннему онтогенезу. Показано значение любви взрослого для нормального развития личности ребенка.

Главы 6 и 7 посвящены анализу игры как ведущей деятельности дошкольника, а также таким продуктивным видам деятельности, как учение и труд в дошкольном детстве. Эти главы формируют раздел третий : «Психологическая характеристика деятельности ребенка в дошкольном возрасте». Игра представлена здесь как школа социальных отношений, как условие развития знаковой функции и рефлексивных способностей. Совершенно новым является анализ полифункциональных предметов и детских игрушек, их возможностей, которые открывает в играх ребенок, и их значения для его умственного и социального развития.

Смотрите так же:  Задерживают деньги по уходу за ребенком

Следует одобрить увеличение материала книги по теме «Развитие изобразительной деятельности и содержание детского рисунка». Как специалист в этой области, В.С. Мухина глубоко проанализировала

роль взрослого в развитии творческой деятельности детей. Проведенный анализ содержания детских рисунков помогает проследить становление индивидуальных интересов каждого ребенка.

Главы 8—12 посвящены анализу условий развития личности дошкольника; особенностей развития мотивов поведения и формирование самосознания ребенка; специфике развития и формирования нравственных качеств личности, чувств и воли ребенка. Эти главы объединены в четвертый раздел «Развитие личности дошкольника». Показана роль ближайшего окружения в формировании относительно постоянных, социально значимых проявлений личности, значения сознания ребенком своего Я, своей уникальности. Проанализированы особенности взаимодействия внешней социальной ситуации (как условия развития) и внутренней позиции самого ребенка. Результатом этого взаимодействия являются истинно человеческие способности к сопереживанию, осознание своего долга, появление самостоятельности ребенка, другие собственно человеческие характеристики, формирующие его индивидуальное бытие. В этом разделе также представлен материал о закономерностях развития личности ребенка и условиях успешного формирования его нравственной позиции. Показываются условия, способствующие правильному развитию самосознания детской личности. Здесь же представлен материал об отношении ребенка к своему имени, о развитии потребности в признании, о половой идентификации ребенка, о его индивидуальном прошлом, настоящем и будущем, о развитии его представления о своих правах и обязанностях. Эти вопросы имеют не только теоретическое, но и непосредственно практическое значение при определении путей полноценного формирования детской личности. К сожалению, этот материал подан недостаточно полно, и хочется выразить пожелание в дальнейшем углубить и расширить эту часть учебника.

Главы 13—15 посвящены анализу особенностей развития речи, сенсорному развитию, а также развитию мышления, внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте. Эти главы формируют последний раздел — «Умственное развитие дошкольника». В нем излагаются результаты достижений в области исследования развития познания в детском возрасте.

В заключении обсуждается психологическая, готовность к обучению ребенка е школе. Здесь показана перспектива развития личности ребенка в жизни. Дошкольное детство понимается как начало индивидуальной жизни человека. В. С. Мухина пишет: «Постепенно осознавая себя среди других людей как носителя определенного пола, возраста, нации, ребенок начинает осознавать свое бытие как типичное («мы — дети», «мы — мальчики», «мы — школьники», «мы — русские») и как индивидуальное («Я», «именно Я есть», «именно Я буду»). Тем самым в заключении в последний раз подтверждает стержневая идея книги: личность с самого начала есть индивидуальное бытие общественных отношений.

То, что на протяжении всей книги делается упор на значение воспитания и обучения как факторов, определяющих психическое развитие ребенка, абсолютно обосновано назначением самой работы — перед нами учебник для будущих воспитателей. И именно из такого рода книг все заинтересованные в успешном воспитании могут извлечь идеи и практические советы о том, как строить общение с ребенком, чего ждать от него в том или ином возрасте, чего ждать от конкретного уникального Пети, Андрюши, Вани.

Учебник «Детская психология» по сравнению с прежней книгой (Психология дошкольника. М.: Просвещение, 1975. 239 с .) значительно дополнен. Новый материал имеет принципиальное теоретическое и практическое значение. Книга стала еще более авторской : по контексту просматривается научная позиция автора, широко иллюстрируемая материалами собственных исследований. Привлечение результатов исследования учеников и непосредственных протокольных данных заслуживает специального одобрения, так как это показывает вовлеченность молодых специалистов в широкий научный поиск и оперативное внедрение результатов их исследования.

В заключение хочется поблагодарить автора за неординарную книгу — учебник по детской психологии. Книга глубоко гуманистична . Она не только учебник по развитию ребенка, но и учебник по развитию любви к ребенку. «Декларация прав ребенка», включенная и проинтерпретированная всем содержанием книги, является ее органичной частью. Книгу отличает глубокое осознание ответственности старшего поколения за благополучное развитие нового поколения, за создание условий для развития самостоятельной, социально активной личности.

Другие статьи

  • Центр развития творчества детей и юношества созвездие калуга Официальный сайт Основные сведения Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» основан 1975 году. Учредитель: муниципальное образование “город Калуга”. Функции и полномочия учредителя исполняет: управление образования города Калуги. Юридический адрес […]
  • Грипп у детей сестринский уход Лекция №12 Тема «Сестринский уход при ОРВИ у детей» Тема «Сестринский уход при ОРВИ у детей» ОРВИ - группа инфекционных болезней, вызываемых вирусами, передающихся воздушно-капельным путем, характеризующихся синдромом общей интоксикации и преимущественным поражением […]
  • Дексаметазон ребенку инструкция по применению Дексаметазон для инъекций - официальная инструкция по применению Наименование лекарственного препарата: Торговое наименование препарата: Международное непатентованное наименование: Лекарственная форма: Вспомогательные вещества: глицерол (глицерин дистиллированный) - […]
  • Синекод сироп от кашля инструкция по применению для детей Синекод сироп - официальная* инструкция по применению Инструкция по медицинскому применению препарата Регистрационный номер: Торговое название: СИНЕКОД® Международное непатентованное наименование: Бутамират. Химическая структура: […]
  • Дротаверин таблетки инструкция по применению для детей Дротаверин - официальная* инструкция по применению Торговое название: Дротаверин Международное (непатентованное) название: дротаверин Химическое рациональное название: 1-(3,4-диэтоксифенил)-метилен-6,7-диэтокси-1,2,3,4-тетрагидроизохинолин (в виде […]
  • Уход за ребенком с краснухой Уход за ребенком с краснухой Если ребёнок заболел краснухой. Краснуха – это также вирусная инфекция, распространяющаяся воздушно-капельным путем. Контагиозность краснухи меньше, чем кори и ветряной оспы. Как правило, заболевают дети, длительно находящиеся в в […]