Нарушение речевого развития заикание

Нарушения речи: заикание

В рубрике «Вопросы и консультации» обеспокоенные родители неоднократно задавали нам вопросы, связанные с проблемой заикания. Конечно, в рамках нашей статьи осветить полностью этот вопрос нам не представляется возможным, поэтому мы остановимся лишь на некоторых моментах, наиболее ярко характеризующих это речевое нарушение.

В одном случае в заключениях специалистов мы сталкиваемся с термином «логоневроз», в другом — «невротическое заикание», в третьем — «неврозоподобное заикание», а иногда и «неврозоподобное заикание с невротическими наслоениями». Итак, попробуем разобраться с терминологией.

Обычно заикание появляется в период интенсивного развития речи, в возрасте 2-5 лет, когда у ребенка формируется связная речь. Чаще наблюдается у мальчиков. Течение заикания волнообразное, наибольшей выраженности достигает в критические периоды развития (в возрасте 6-7 лет и в пубертатном периоде).

Невротическое заикание или логоневроз — заикание, обусловленное воздействием психотравмирующих факторов (испуг, изменение привычной обстановки, разлука с родителями, неправильное воспитание, конфликтные отношения в семье и др.). При невротическом заикании появляются сопутствующие движения, которые могут быть как непроизвольными, так и намеренными, когда ребёнок старается переключить внимание с речи на действие (постукивания, щёлканье языком, отбивания ритма ногой или рукой, подёргивания шеей и др.). Характерно непостоянство проявлений логоневроза, а также сочетание с другими невротическими расстройствами (страхи, ночное недержание мочи, нарушения сна, общая раздражительность).

Неврозоподобное заикание — заикание, обусловленное органическим поражением центральной нервной системы. Характерна выраженная судорожность речи, нередко в сочетании с тикообразными насильственными сокращениями мышц лица и рук. Неврозоподобное заикание отличается стабильностью проявлений; при общении с окружающими у ребенка обычно отсутствует страх речи.

Неврозоподобное заикание с невротическими наслоениями — заикание, сочетающее признаки логоневроза и неврозоподобного состояния.

Сравним особенности психоречевого развития при различных формах заикания

Неврозоподобное заикание с невротическими наслоениями

Как правило, повышена

Высокая, до появления невротических наслоений, затем падает

Место возникновения судорог

Преимущественно в артикуляционном аппарате

Во всех группах мышц, связанных с речью

Часто нарушения звукопроизношения

Речь невыразительная, монотонная, глуховатая

Речь невыразительная, монотонная, глуховатая

Без выраженных особенностей

Неуклюжесть, плохой почерк, вялая мимика, скованность и однообразие движений

Различная, но часто похожая на ту, что бывает при неврозоподобном заикании

Часты. Характер их изменчив

Очень часты. Стереотипны

Постоянны и чаще всего однообразны

Волнообразное, выраженность заикания зависит от выраженности психотравмирующих переживаний

Более или менее постоянное, с периодами ухудшения, зависящими от степени переутомления, речевой нагрузки, соматического состояния

Зависит от психофизиологического состояния, поэтому волнообразное

Нарушения письма, чтения, счёта

Целенаправленность в преодолении речевых нарушений

Обычно высокая, порой чрезмерная

Психомоторное развитие в первые четыре года жизни

Различное, порой ускоренное

Как в популяции

Сроки и обстоятельства появления заикания

После психических травм в любом возрасте, но, как правило, в 3-7-летнем возрасте

В период становления речи

Неврозоподобное заикание в период становления речи, а невротические наслоения значительно позже (обычно в 12-15-летнем возрасте)

Обязательно для логофобического заикания

Нет. Заикание возрастает вследствие психомоторного возбуждения

Как при неврозоподобном заикании, затем присоединяются тревога и страх речи в присутствии незнакомых людей

Усиленная фиксация внимания на речи

Влияние психотравмирующей ситуации

Резко ухудшает речь

Неожиданная смена ситуации

Резко ухудшает речь

Не имеет большого значения

Не влияет на речь

Большая речевая нагрузка

Ухудшает речь в зависимости от психотравмирующей ситуации

Органическое поражение головного мозга

Существенно не ухудшает заикание

Резко усиливает заикание


Мы сравнили проявления заикания при различных его формах. А что же могут сделать родители для преодоления подобных нарушений?

В первую очередь необходимо проконсультироваться у невропатолога и учителя-логопеда. Медикаментозное лечение заикания зависит от его формы. При невротическом заикании, как правило, назначают препараты, снижающие возбудимость нервной системы. При неврозоподобном заикании применяют также средства, снижающие тонус речевой мускулатуры, нормализующие внутричерепное давление.

Во-вторых, создать определённый, жесткий (фиксированный) режим дня, вырабатывающий у ребёнка привычку к чёткому чередованию различных видов деятельности, устанавливающий определенный ритм жизни и благоприятствующий нормализации работы высшей нервной деятельности и всего организма. Отход ко сну должен быть не позднее 21.00. Старайтесь исключить подвижные игры перед сном, ритмичную музыку.

В-третьих, постараться создать в семье доброжелательную, спокойную обстановку. Избегайте явных конфликтов при ребёнке. Не заставляйте ребёнка повторять несколько раз слова, на которых он «спотыкается». Старайтесь меньше обращать внимание на запинки. Чем меньше мы обращаем внимания на это, тем меньше ребёнок фиксирует внимание на своём речевом нарушении.

В-четвёртых, желательно полностью исключить возможность просмотра телевизионных программ, громкой музыки. Старайтесь ограничить речевую активность малыша. Читайте те книги, которые ребёнок уже знает. Отдавайте предпочтение играм, направленным на развитие мелкой моторики: конструкторы, шнуровки, пазлы, мозаики и др.

В-пятых, посещение ребёнком специальной группы для заикающихся в логопедическом детском саду, где для таких деток созданы оптимальные условия развития.

На сегодняшний момент, существует достаточно много способов преодоления заикания. Мы перечислим лишь некоторые из них.

1. Замедление (торможение) темпа речи или речь нараспев.

2. «Ритмизация речи» как способ ее торможения (задается всегда замедленный ритм).

3. Метод продолжительного молчания.

4. Дирижирование речью, ритмические нажатия пальцами кисти — метод Л.З. Арутюнян (Андроновой).

5. Управление дыхательными движениями — метод А.Н. Стрельниковой.

6. Двигательный контроль артикуляционного аппарата.

7. Сопровождение речи письмом.

1. Медикаментозное торможение.

2. Седативные (успокаивающие) отвары и настойки трав.

3. Физиотерапевтические процедуры — тормозные методики.

4. Иглоукалывание и рефлексотерапия — тормозные методики.

5. Гипноз с созданием доминанты торможения активности нервных центров.

6. Общеукрепляющая терапия и терапия улучшающая питание клеток мозга.

7. Успокаивающая психотерапия.

Современные компьютерные технологии BreathMaker.

При рано начатом систематическом лечении невротическое заикание проходит или значительно уменьшается. Неврозоподобное заикание, как правило, трудно поддается лечению, и его проявления зависят от основного заболевания. Но настрой на положительный успех должен всегда нам сопутствовать. Потому как наша уверенность придаёт уверенности и нашему ребёнку.

Формирование плавной речи у детей с заиканием посредством игр-драматизаций

Речевая функция является одной из важнейших функций человека.

В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению.

Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.

Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения.

Нарушение речи в той или иной степени, а именно развитие заикания, отрицательно влияет на все психическое развитие ребенка, отражается на его деятельности, поведении. Заикание влияет на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности речевых, контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности; мешает речевому общению.

Заикание, ограничивая речевое общение, отрицательно влияет на формирование личности ребенка, вызывает психические наслоения, специфические особенности эмоционально–волевой сферы, способствует развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности), затрудняет взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе. У них изменена структура психической деятельности, ее саморегуляция. Действия ребенка отмечаются импульсивностью, инструкция взрослого мало организует его деятельность, ребенок затрудняется в последовательном выполнении тех или иных интеллектуальных операций, не замечает своих ошибок, “ теряет” конечную задачу, легко отвлекается, не может затормозить побочных ассоциаций. Для детей с заиканием, кроме специфического речевого дефекта, характерны нарушения внимания, памяти, мышления, расстройства эмоционально–волевой сферы и поведения. У детей не сформирован динамический речевой стереотип. Поэтому, несмотря на то, что у детей со временем формируется определенный набор языковых единиц (фонем, морфем, слов, синтаксических структур) они с трудом овладевают правилами их использования и на всех этапах развития речи испытывают специфические трудности в автоматизации речевого процесса. Причем эти трудности с возрастом могут возрастать, особенно при переходе к более сложным формам речевого общения – к связной речи.

В своей практической деятельности стараюсь использовать различные формы работы, также стараюсь найти наиболее действенные приемы и методы развития плавной, устойчивой, свободной от заикания речи в процессе творческих игр у старших дошкольников. Развитие плавной, устойчивой речи процесс длительный, трудоемкий, разноплановый. Работая над данной проблемой, кроме обучающих форм развития плавной речи, использую игры–драматизации.

Речь представляет собой одну из сложных функций человека.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практике, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни.

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.

Знание закономерностей речевого развития детей необходимо для правильной диагностики нарушений речи, для того, чтобы правильно построить всю коррекционно–воспитательную работу по преодолению речевой патологии.

Для того, чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Так ребенок должен:

быть психически и соматически здоровым;
иметь нормальные умственные способности;
иметь нормальный слух и зрение;
обладать достаточной психической активностью;
обладать потребностью в речевом общении;
иметь полноценное речевое окружение.

Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также внешние условия окружающей среды.

С древних времен ученые (Гиппократ, Аристотель, Гален, Авиценна) пытались объяснить причины возникновения заикания

К 30–м годам и в последующие 50–60–е годы двадцатого века механизм заикания стали рассматривать опираясь на учения и И.П.Павлова о высшей нервной деятельности человека и, в частности, о механизме невроза.

Заикание, как и прочие неврозы, возникает вследствие различных причин, вызывающих перенапряжение процессов возбуждения и торможения и образования патологически условного рефлекса. Заикание – это не симптом и не синдром, а заболевание центральной нервной системы в целом (В.С.Кочергина,1962г.). Оно проявляется в нарушении темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Смотрите так же:  Мао депрессия

Различают три степени заикания: слабую (умеренную), среднюю и сильную (тяжелую). Четких критериев отделения степеней заикания нет. В практике обычно считают слабой степенью такую, при которой заикание проявляется едва заметно и не мешает речевому общению. При средней степени заикания имеют место нарушения статической и динамической координации движений (общих, тонких, артикуляционных). У таких детей отмечается некоторое отставание в формировании лексико–грамматического строя речи. Нарушение звукопроизношения носит фонетико–фонематический характер, происходит смешение звуков. У детей с тяжелой степенью нарушений психомоторики и речи, наряду с динамическими и статическими расстройствами, отмечаются различные нарушения двигательной сферы в целом. Недоразвитие речи от фонетико–фонематического до общего недоразвития речи третьего уровня.

Психическое состояние детей с заиканием характеризуется повышенной возбудимостью, взрывчатостью, которое проявляется непостоянно, а волнообразно (неустойчивость центральной нервной системы). Внимание таких детей обычно неустойчиво, они не обнаруживают стойкого интереса к творческой игровой деятельности, нередко отмечается низкая познавательная активность.

Заикание характеризуется тем, что речевые запинки проявляются в любой обстановке как наедине с самим собой, так и в обществе.

В тех случаях когда дети с заиканием получают своевременную, то есть приближающуюся к моменту начала заикания, и достаточно длительную (в течение одного года) регулярную медико–психолого–педагогическую помощь, то они, как правило, не нуждаются в повторных курсах речевого воздействия, в дальнейшем речь остается плавной.

А когда не оказывается своевременная и длительная помощь, то заикание протекает по прогредиентному виду течения. В таких случаях характерно утяжеление заболевания. Дети, не получающие своевременной помощи, с трудом обучаются в общеобразовательной школе. Именно эта категория детей входит в группу обучающихся в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Следует вывод, что каждый заикающийся ребенок нуждается в своевременной, разноплановой помощи различных специалистов – логопедов, медиков, психологов и педагогов.

Игра один из тех видов детской деятельности, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.

Игра занимает свое место в ряду других воспроизводящих деятельностей, являясь ведущей в дошкольном возрасте. Именно в процессе игры как ведущей деятельности возникают основные психические новообразования данного возраста.

Развитие игры происходит не спонтанно, а зависит от условий воспитания ребенка, то есть социальных явлений.

Среди творческих игр особенной любовью пользуются игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.

Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально–игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, разговорную речь, способствует нравственно–этическому воспитанию каждого ребенка.

Участвуя в театрализованных играх, ребенок входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.

Это объясняется двумя основными моментами: во–первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием.

Как отмечает В.Г.Петрова, театрализованная форма изживания впечатлений жизни лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых.

В драматической форме осуществляется целостный круг воображения, в котором образ, созданный из элементов действительности, воплощает и реализует снова в действительность, хотя бы и условную. Таким образом, стремление к действию, к воплощению, к реализации, которое заложено в самом процессе воображения, именно в театрализации находит полное осуществление.

Игры–драматизации дают повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой–нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям. Изготовление бутафории, декорации, костюмов дает повод изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, шьют, и все эти занятия приобретают смысл и цель как часть общего, волнующего детей замысла. И, наконец, сама игра, состоящая в представлении действующих лиц, завершает всю эту работу и дает ей полное и окончательное выражение.

Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональности игр дают возможность использовать их в целях всестороннего развития личности.

Известно, что заикающийся ребенок, входя в определенный образ , может говорить свободно. В логопедической работе для перевоспитания речи и личности заикающихся используется эта способность к перевоплощению, присущая всем людям, а детям в особенности.

Возможность для перевоплощения предоставляется в различных играх–драматизациях, которые можно проводить в течение всего курса логопедических занятий в зависимости от степени сложности и объема речевого материала. В этих играх отрабатывается навык правильной выразительной речи и уверенного общения в коллективе. Работая с детьми над инсценировками, логопед не преследует цель обучать их актерскому мастерству. Важно создать на занятиях ненапряженную, радостную обстановку, которая будет располагать детей к творческой игре и свободной речи. Участие в инсценировках дает возможность перевоплощаться в различные образы и побуждает говорить свободно и выразительно, действовать расковано.

В условиях логопедической группы для заикающихся детей инсценировки можно осуществить по следующему плану: подготовка к спектаклю, подбор атрибутов, распределение ролей, ход игры–драматизации. В игре–драматизации дети воспроизводят содержание любимых сказок, поведение любимых персонажей, с увлечением изображают действующих лиц сказок, их характерные движения, ведут диалоги.

Игры–драматизации используются не с первых занятий, а лишь после того, как ребенок научится правильно говорить на этапе сопряженно–отраженной речи, хорошо отвечает на вопросы, то есть приобрел определенные навыки правильной речи.

Учитывая данные особенности проведения игры–драматизации, использую следующие виды работы:

охранительный режим;
речевое дыхание;
активизация развернутой речи;
инсценировка;
игра–драматизация.

В результате всей работы все дети справились с ролями и получили эмоциональное удовлетворение, у них появилось желание показать другую сказку. Во время речевого общения дети забывали о своей болезни, и речь их была относительно четкой и плавной, дети старались выдержать правильный режим, отсутствовали длительные паузы, но не смотря на положительные моменты, все же отмечались моменты кратковременного заикания, с которым дети справлялись.

Используя в своей практической деятельности игры–драматизации, анализируя результат, пришла к выводу, что для приобретения уверенности ребенку необходимо удачное выступление.

Для того чтобы ребенок мог забыть о своем недуге, необходимо отвлечь его от этого, очень важно, чтобы ребенок убедился, что он может в любой обстановке говорить легко, плавно, свободно. Во время игры–драматизации дети, перевоплощаясь, забывают о своей проблеме речи, они не только ведут диалоги, но и подражают своим “героям” мимикой, движениями.

Это свидетельствует о том, что игры–драматизации, инсценировки являются одним из удачных видов работы с заикающимися детьми, в которых они приобретают опыт общения, публичных выступлений, во время которых они могут перевоплощаться в различные образы, а перевоплощение побуждает детей говорить свободно, выразительно, плавно, действовать раскованно, преодолевая волнение, застенчивость, страх перед речью.

Анализируя полученные результаты можно сделать вывод, что правильная речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения. При работе с детьми с нарушением речи, в частности с заиканием, очень важным моментом является правильность выбора действенных приемов и методов. Одним из таких действенных методов являются игры–драматизации.

Поэтому, наряду с обычными видами занятий, в логопедической работе необходимо использовать и игры–драматизации, которые способствуют справится с таким тяжелым недугом, как заикание; а так же овладеть нормами и правилами взаимоотношений между людьми.

Нарушение речевого развития

Общие сведения

Нарушение речевого развития означает наличие различных видов отклонений в развитии речи. Нарушения речи могут происходить по разным причинам. Это неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а так же условия окружающей среды. К причинам нарушения речевого развития можно отнести: внутренние патологии в развитии плода, родовые травмы и недостаточное снабжение мозга кислородом, заболевания в первые годы жизни ребенка, травмы черепа, наследственность и вредные привычки матери во время беременности. Разнообразие речевых нарушений объясняется сложностью и многоступенчатостью речевых механизмов.

Нарушение речевого развития

Дислалия это дефектное произношение некоторых звуков. Дизартрия — нарушение произношения, вызванное недостаточной работой нервов, связывающих речевой аппарат с центральной нервной системой (то есть недостаточной иннервацией); при дизартрии страдает произношение всех групп звуков. Особенности: «смазанная» речь, нарушение голосообразования, ритма, интонации и темпа речи.

Ринолалия это нарушение тембра голоса, вызванное анатомическими дефектами речевого аппарата. Особенности: голос приобретает «носовое звучание».

Заикание это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызванное судорогами мышц лицевого аппарата; возникает в возрасте 2 — 2,5 года. Особенности: вынужденные остановки в речи, повторения отдельных звуков и слогов, добавление перед отдельными словами лишних звуков («А», «И»).

Алалия — это полное или частичное отсутствие речи у детей (до 3-5 лет); оно обусловлено недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии коры головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем развитии ребенка. Разновидности алалии:

  • Моторная алалия (ребенок понимает речь, но не умеет ее воспроизводить);
  • сенсорная алалия (ребенок не понимает чужую речь; наблюдается автоматическое повторение чужих слов (вместо ответа на вопрос малыш повторяет сам вопрос)

Мутизм это прекращение речевого развития из-за психической травмы. Разновидности мутизма могут быть следующими:

общий мутизм (ребенок не говорит вообще);

избирательный мутизм (своим молчанием малыш протестует против каких-либо обстоятельств или людей).

Детский аутизм это состояние психики, при котором ребенок полностью уходит в свои переживания и отстраняется от внешнего мира; при этом отсутствуют элементарные бытовые навыки и речь. Особенности заболевания в общем недоразвитии речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). ОНР характеризуется нарушением произношения и различения звуков, маленьким словарным запасом, затрудненным словообразованием и словоизменением, неразвитой связной речью.

Афазия это расстройство ранее сформированной речевой деятельности, при котором частично или полностью утрачивается способность пользоваться собственной речью и/или понимать обращенную речь. Проявления афазии зависят от формы нарушения речи; специфическими речевыми симптомами афазии являются речевые эмболы, парафазии, персеверации, контаминации, логорея, алексия, аграфия, акалькулия и др. Больные с афазией нуждаются в обследовании неврологического статуса, психических процессов и речевой функции. При афазии проводится лечение основного заболевания и специальное восстановительное обучение.

Смотрите так же:  Для лечения острых психозов

При брадилалии происходит нарушение темпа речепроизводства, характеризующееся замедленной реализацией артикуляторного акта. При брадилалии замедляется темп внутренней и внешней речи, чтения, письма; голос становится немодулированным, монотонным, артикуляция становится нечеткой. Требуется комплексное медицинское, психологическое и логопедическое обследование, направленное на выяснение причин нарушения темпа речи и сопутствующих нарушений. Методика преодоления брадилалии предполагает медицинское воздействие, а именно:

Дизартрия

Дизартрия это расстройство произносительной организации речи, связанное с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. Структура дефекта при дизартрии включает нарушение речевой моторики, звукопроизношения, речевого дыхания, голоса и просодической стороны речи; при тяжелых поражениях возникает анартрия. При подозрении на дизартрию проводится неврологическая диагностика (ЭЭГ, ЭМГ, ЭНГ, МРТ головного мозга), логопедическое обследование устной и письменной речи. Коррекционная работа при дизартрии включает:

лечебное воздействие (медикаментозные курсы, ЛФК, массаж, ФТЛ);

артикуляционную гимнастику, логопедический массаж.

Дислексия

Дислексия – парциальное расстройство навыков чтения, вызванное недостаточной сформированностью (либо распадом) психических функций, участвующих в осуществлении процесса чтения. Основными признаками дислексии являются стойкость, типичность и повторяемость ошибок при чтении (смешения и замены звуков, побуквенное чтение, искажение слоговой структуры слова, аграмматизмы, нарушение осмысления прочитанного). Диагностика дислексии предполагает оценку уровня сформированности устной речи, письма, чтения, неречевых функций. Для преодоления дислексии необходимо развитие нарушенных сторон устной речи (звукопроизношения, фонематических процессов, словаря, грамматического строя, связной речи) и неречевых процессов.

Задержка речевого развития – более позднее в сравнении с возрастной нормой овладение устной речью детьми младше 3-х лет. Задержка речевого развития характеризуется качественным и количественным недоразвитием словарного запаса, несформированностью экспрессивной речи, отсутствием у ребенка фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам. Дети с задержкой речевого развития нуждаются в консультации детского невролога, детского отоларинголога, логопеда, психолога; при необходимости – проведении медицинского обследования. Коррекционная работа при задержке речевого развития должна включать психолого-педагогическую и медицинскую помощь.

Заикание у детей

Заикание характеризируется судорогоподобными движениями артикуляционной и гортанной мускулатур, возникающих чаще вначале речи (реже в середине), в результате которых пациент вынужден задерживаться на каком-либо звуке (группе звуков). Данные симптомы заикания весьма схожи с клоническими и тоническими судорогами. При клоническом заикании наблюдается повторное образование слов, слогов и звуков. Тоническое заикание не позволяет пациенту сдвинуться со звуковой остановки, чтобы перейти к артикуляции другого звука. В своем развитии заикание проходит 4 фазы от редких приступов периодически возникающего заикания до серьезной личностной проблемы, ограничивающей способность человека к общению.

Заикание у детей это расстройство темпо-ритмической стороны речи, вызванное повторяющимися судорогами в артикуляционном, голосовом или дыхательном отделе речевого аппарата. Заикание у детей характеризуется «застреванием» на отдельных звуках, их неоднократным, непроизвольным повторением, сопутствующими движениями, речевыми уловками, логофобией, вегетативными реакциями. Дети с заиканием должны быть обследованы неврологом, логопедом, психологом, психиатром. Коррекция заикания у детей включает лечебно-оздоровительный комплекс (соблюдение режима, массаж, водолечение, ЛФК, ФТЛ, психотерапию) и систему логопедических занятий.

Причины нарушения речи

Все многообразие причин, вызывающих нарушение развития речи, может быть поделено на биологические и социальные. Так, биологические факторы, вызывающие нарушения речи, могут воздействовать в различные периоды онтогенеза. На стадии внутриутробного развития и родов наиболее неблагоприятное воздействие на созревание и последующее функционирование мозговых структур ребенка оказывают:

Нарушения речи у лиц старшего возраста, как правило, связаны с сосудистыми поражениями головного мозга (инсультом, разрывом аневризмы сосудов головного мозга), тяжелыми травмами головы,опухолями мозга, нейрохирургическими вмешательствами.

Социально-психологические факторы, приводящие к нарушению развития речи у детей, могут выражаться в отсутствии должного внимания к формированию детской речи со стороны взрослых; неправильной речи окружающих; необходимости усвоения ребенком-дошкольником одновременно двух языковых систем; излишней, не соответствующей возрастным возможностям стимуляции речевого развития ребенка, стрессах и т. д.

Предрасполагающими условиями к возникновению нарушений речи у детей служат, так называемые, критические периоды в развитии речевой функции: 1-2 года, 3 года и 6-7 лет. Эти периоды являются сензитивными для развития речи: в это время происходит наиболее интенсивное формирование психофизиологической основы речи, и нервные механизмы регуляции речевой деятельности чрезвычайно ранимы. Поэтому любые, даже, казалось бы, незначительные биологические или социальные факторы, действующие в критические периоды, могут привести к возникновению нарушений речи.

Лечение нарушений речи

Профессиональный врач-логопед поможет ребенку справиться с заболеванием. Нарушения речи чаще всегоносят стойкий характер и, возникнув под влиянием того или иного фактора, не исчезают самостоятельно, без специально организо­ванной логопедической помощи. Они проявляются в раннем возрасте и отрицательно сказываются на развитии интеллектуальной сферы, поведения и личности в целом. Вместе с тем, в большинстве случаев нарушения речи обратимы, и целенаправленная и своевременно предпринятая коррекция позволяет вернуть человеку радость общения и предупредить развитие вторичных психических наслоений.

Логопедическая помощь детям, страдающим нарушениями речи, оказывается в системе образования и в системе здравоохранения (логопедических кабинетах при поликлиниках, диспансерах, стационарах, специализированных медицинских цент­рах). В этих учреждениях логопеды проводят консультации, всестороннее диагностическое обследование и коррекцию нарушений речи.

Курс логопедических занятий проводится по специальной программе в соответствии со спецификой нару­шения речи. На занятиях по коррекции нарушений речи используются:

Логопедическое воздействие при нарушениях речи активно сочетается с лекарственной терапией, психотерапией, массажем, физиотерапией, лечебной физкультурой, при необходимости – хирургическим вмешательством.

Профилактика нарушений речи начинается фактически с момента рождения новой жизни и продолжается на протяжении всей жизни. Она включает в себя заботу о благоприятном протекании беременности, нервно-психическом и физическом здоровье беременных и детей, раннее выявление факторов риска нарушений речи и их устранение. Важнейшее значение в профилактике нарушений речи у детей имеет речевая среда.

Особенности детей с заиканием

2 — 4 года — возраст, наиболее опасный с точки зрения возможности возникновения этой речевой патологии. В это время у ребенка только формируется речь, и диагностировать у него появившееся заикание не так просто. Если малыш, разговаривая, начинает «спотыкаться», повторять слоги (причем часто не в начале, как принято считать, а в конце слова: «я хочу-чу-чу»), делать нелогичные паузы, говорить на вдохе или с прерывающимся выдохом — покажите его специалисту, хорошо знающему особенности развития детей с заиканием. Крайне важно не пропустить начало нарушения — в первой стадии оно хорошо поддается коррекции.

Физические проявления заикания у ребенка

Физические особенности детей с заиканием проявляются речевыми судорогами. Во время разговора возникает спазм мышц артикуляционного, дыхательного или голосового аппарата (губы, язык, голосовые связки и т.д.), длящийся от долей секунды до 1 — 1,5 минут. Не исключены и другие симптомы со стороны ЦНС: нервный тик, вздрагивание, нарушения моторики, скованность, дискоординация, холодный пот и т.д.

Характерное для заикания явление — двигательные уловки: ребенок прибегает к движениям, которые помогают ему скрыть запинки или облегчить речь. Когда заикающийся говорит, он может шмыгать носом, топтаться с ноги на ногу, сжимать кулаки, топать ногой, стучать, стараясь преодолеть спазм и т.д. Со временем закрепляется стойкая взаимосвязь между вспомогательным движением и речевым высказыванием: одно без другого не получается.

Особенности речевого поведения у заикающихся детей

Заподозрить у ребенка заикание на начальном этапе позволяют следующие признаки:

  • лишние звуки перед словами;
  • повторяющиеся слоги и слова;
  • паузы в середине слова;
  • заминка в начале фразы;
  • речь на вдохе;
  • речь с прерывистым выдохом.

Что делать, если ребенок начал заикаться? Как можно быстрее обратитесь к психоневрологу и логопеду. На первой стадии ребенок еще не понимает, что с его речью что-то не так. Пока у него нет фиксации на дефекте, шансы исправить заикание составляют более 90%.

Чем больше «стаж» нарушения, тем больше заметны особенности речевого развития у детей с заиканием. Ребенок понимает, что его речь не такая, как у всех, и начинает стесняться своего дефекта. Для маскировки заикания дети стараются избегать «трудных» звуков, используют речевые уловки. «Лишние» слова, звуки и фразы («э», «ну», «вот» и т.д.) становятся постоянным спутником речи заикающегося ребенка. Это — его «палочка-выручалочка», помогающая начать фразу и скрыть недостаток.

Психолого-социальные особенности детей с заиканием

С возрастом психологические особенности и проблемы детей с заиканием усугубляются: ребенок стыдится своего дефекта, старается меньше общаться, избегает публичных выступлений. Опасение, что его не поймут, формирует страх речи и неуверенность в себе.

Встречается особо болезненная фиксация на заикании — психологическая особенность детей, особенно подростков. Ребенок слишком зациклен на своей проблеме: его преследуют жгучий стыд, переживания о некрасивой речи, мнительность, ощущение неполноценности.

Особенности общения заикающихся детей

У ребенка при заикании неизбежно формируются особенности общения. Обидчивость, плаксивость, замкнутость, упрямство — нередкие спутники дефекта речи у детей. От собеседников требуются спокойствие, четкая правильная речь, доброжелательные интонации, мягкая настойчивость. Это обусловлено особенностями поведения ребенка при заикании: во время диалога он проявляет настороженность, склонен к негативной оценке жестов и мимики, а это увеличивает нервозность и частоту речевых ошибок.

Специалисты Центра коррекции речи «Арлилия» в своей работе проявляют индивидуальный подход к каждому пациенту. Методика, созданная профессором Л.З. Арутюнян, учитывает все особенности общения и психологии детей с заиканием. Занятия проводятся как в мини-группах (не более 3-х человек), так и персонально, в зависимости от потребностей ребенка.

В процессе лечения маленькие пациенты осваивают плавную речь и уверенно применяют этот навык вне стен Центра — благодаря целенаправленному развитию активного речевого поведения. По окончании курса ребенок в течение года получает квалифицированную поддержку для закрепления результатов терапии.

Заикание. Этиопатогенез, структура дефекта.

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Смотрите так же:  Депрессия 1873

Заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Начало этого расстройства речи падает обычно на период интенсивного формирования речевой функции, Т.е. 2-6-летний возраст детей. Выделяют две клинические формы заикания невротическую и неврозоподобную

Судороги мышц речевого аппарата в процессе устной речи являются основным симптомом заикания. Речевые судороги возникают только в момент речи или при попытке начать речь и выражаются в непроизвольном сокращении мышц речевого аппарата. Судороги мышц речевого аппарата имеют различную локализацию, тип и силу выраженности. Принято выделять два основных типа речевых судорог: тонические и клонические.

Тонические речевые судороги проявляются в виде насильственного резкого повышения тонуса мышц, захватывающего обычно несколько мышечных групп (например, мышцы языка, губ, щек и т.п.). Заикающийся в эти мгновения как бы скован. Рот при этом может быть полуоткрытым либо, напротив, губы плотно сомкнуты. Лицо отражает большое напряжение, которое прилагает заикающийся к тому, чтобы начать или продолжить речь. Акустически тоническая судорога проявляется в виде длительной паузы в речи, либо в виде напряженной и протяжной вокализации. Клонические речевые судороги характеризуются насильственным многократным ритмичным сокращением мышц речевого аппарата. При этом заикающийся обычно повторяет отдельные звуки либо слоги. Судороги мышц речевого аппарата могут проявляться во всех отделах речевого аппарата: артикуляционном, голосовом и дыхательном. Соответственно принято говорить об артикуляционных, голосовых и дыхательных судорогах. В клинической картине заикания, особенно при хронификации речевого дефекта, чаще встречаются смешанные судороги: дыхательно-артикуляционные, дыхательно-голосовые, артикуляционно-голосовые и т.д.

ПРИЧИНЫ ЗАИКАНИЯ в этиологии заикания отмечается совокупность экзогенных и эндогенных факторов. В настоящее время можно выделить две группы причин: предрасполагающие («почву») и производящие («толчки»). При этом некоторые этиологические факторы могут как способствовать развитию заикания, так и непосредственно вызывать его.

К предрасполагающим причинам относятся следующие: невропатическая отягощенность родителей (нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизующие функции центральной нервной системы); невропатические особенности самого заикающегося (ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность); конституциональная предрасположенность (заболевание вегетативной нервной системы и повышенная ранимость высшей нервной деятельности, ее особая подверженность психическим травмам); наследственная отягощенность (заикание развивается на почве врожденной слабости речевого аппарата, которая может передаваться по наследству в качестве рецессивного признака). При этом необходимо обязательно учитывать роль экзогенных факторов, когда предрасположенность к заиканию сочетается с неблагоприятными воздействиями окружающей среды; поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов: внутриутробные и родовые травмы, асфиксия; постнатальные — инфекционные, травматические и обменнотрофические нарушения при различных детских заболеваниях. Указанные причины вызывают различные патологические сдвиги в соматической и психической сферах, приводят к задержке речевого развития, к речевым расстройствам и способствуют развитию заикания.

К неблагоприятным условиям относятся: физическая ослабленность детей; возрастные особенности деятельности мозга; большие полушария головного мозга в основном формируются к 5-му году жизни, к этому же возрасту оформляется: функциональная асимметрия в деятельности головного мозга. Речевая функция, онтогенетически наиболее дифференцированная и поздносозревающая, особенно хрупка и ранима. Причем более медленное ее созревание у мальчиков по сравнению с девочками обусловливает более выраженную неустойчивость их нервной системы; ускоренное развитие речи (3-4 года), когда ее коммуникативная, познавательная и регулирующая функции быстро развиваются под влиянием общения со взрослыми. У многих детей в этот период наблюдается повторение слогов и слов (итерации), имеющее физиологический характер; скрытая психическая ущемленность ребенка, повышенная реактивность на почве ненормальных отношений с окружающими; недостаточность положительных эмоциональных контактов между взрослыми и ребенком. Возникает эмоциональная напряженность, которая нередко внешне разрешается заиканием; недостаточность развития моторики, чувства ритма, мимико-артикуляторных движений.

При наличии тех или иных из перечисленных неблагоприятных условий достаточно какого-либо чрезвычайного по своей силе раздражителя, чтобы вызвать нервный срыв и заикание.

В группе производящих причин выделяются анатомо-физиологические, психические и социальные. Анатомо-физиологические причины: физические заболевания с знцефалитическими последствиями; травмы внутриутробные, природовые, нередко с асфиксией, сотрясение мозга; органические нарушения мозга, при которых могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие движения; истощение или переутомление нервной системы в результате интоксикаций и других заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи: корь, тиф, рахит, глисты, в особенности коклюш, болезни внутренней секреции, обмена; болезни носа, глотки и гортани; совершенство звукопроизносительного аппарата в случаях дислалии, дизартрии и задержанного развития речи. Психические и социальные причины: кратковременная — одномоментная — психическая травма (испуг, страх); длительно действующая психическая травма, под которой понимается неправильное воспитание в семье: избалованность, императивное воспитание, неровное воспитание, воспитание «Примерного» ребенка; хронические конфликтные переживания, длительные отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляемых конфликтных ситуаций; острая тяжелая психическая травма, сильные, неожиданно возникающие потрясения, вызывающие острую аффективную реакцию: состояние ужаса, чрезмерной радости; неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение, нарушения звукопроизношения, быстрая нервная речь родителей; перегрузка детей младшего возраста речевым материалом; несоответствующее возрасту усложнение речевого материала и мышления (абстрактные понятия, сложная конструкция фразы); полиглоссия: одновременное овладение в раннем возрасте разными языками вызывает заикание обычно на каком-нибудь одном языке; подражание заикающимся. Различаются две формы такой психической индукции: пассивная ребенок непроизвольно начинает заикаться, слыша речь заикающегося; активная — он копирует речь заикающегося; переучивание леворукости. Постоянные напоминания, требования могут дезорганизовать высшую нервную деятельность ребенка и довести до невротического и психопатического состояния с возникновением заикания; неправильное отношение к ребенку учителя: излишняя строгость.

Реализация речи обусловлена работой многих мозговых механизмов. Каждое звено этих механизмов выполняет относительно самостоятельную нагрузку. Целостный акт устной речи (поведенческий акт) подразумевает организацию сложной функциональной системы.

Функциональная система — это результат интегративной деятельности целого организма, который складывается динамически для достижения любого его приспособительного акта на основе определенных взаимоотношений, обьединяющux специальные центральные и периферические образования.

Одно из важнейших свойств функциональной системы – саморегуляция. При заикании этот механизм нарушается. Речевая артикуляция, как известно, осуществляется в результате деятельности сложной сенсомоторной системы, итогом которой является приведение в готовность оральной, фонаторной и дыхательной мускулатуры к выполнению артикуляторной задачи сообразно программе, интегрированной в мозге. В функциональной системе экспрессивной речи роль организующего фактора играют кинестетические и слуховые афферентации, полученные от результата действия, т. е. устной речи. Это подтверждает известное высказывание И. П. Павлова о том, что особое значение для развития речи имеют кинестетические раздражения речевых органов. Именно поэтому И. П. Павлов считал кинестезию базисом, или «базальным компонентом речи». В возрастном периоде от 1,5 до 6 лет идет интенсивное накопление словаря и овладение грамматически оформленной речью в процессе общения. Овладение языком предполагает точную дифференциацию всех элементов слышимой, произносимой или читаемой речи (фонем, артикулем, графем), и этот анализ неизбежно связан с речедвигательным произнесением слов вслух, шепотом или про себя. Правомерно считать, что именно в дошкольном возрасте у детей, благодаря постоянной кинестетической и слуховой оценке (обратная афферентация) результата действия перебираются все степени свободы и оставляются только те, которые содействуют получению данного результата (П.КАнохин, 1968), т.е. фонетическому эталону родного языка. У здоровых детей в 6 лет, несмотря на хорошее развитие экспрессивной речи, сформированы лишь основные параметры речеобразовательных механизмов: речедвигательные программы действия остаются непрочными, легко нарушаются при усложнении задачи, координаторные взаимоотношения артикуляторно-дыхательных компонентов речи неустойчивы, т.е. речевой моторный акт является недостаточно автоматизированным. К 10 годам артикуляторно-дыхательные компоненты речевой функциональной системы становятся более координированными, избирательными и экономичными. Функциональная система речевой деятельности — наиболее сложная и важная в системе поведенческой деятельности человека. Представление о функциональной системе речи, знание о том, как формируется программа речевых движений, какое значение имеют специфические и неспецифические афферентации, позволяют более глубоко рассмотреть патогенез речевых нарушений и, в частности, заикания.

Рассмотрение патогенетических механизмов заикания через призму представлений о функциональной системе также дает возможность проанализировать нарушение программы действия на стадии афферентного синтеза и выделить то его звено, которое ведет к патологическому результату действия. Знание о том, как на стадии афферентного синтеза с введением новых афферентаций можно изменить программу действия, а следовательно, и качество устной речи как результата действия, позволяет по-новому проанализировать механизм коррекционных воздействий при заикании.

Другие статьи

  • Во сколько нужно укладывать спать ребенка в 6 месяцев Во сколько укладывать ребенка спать? Природа сама за нас определила, сколько и кому нужно сна, особенно это касается детей. Если малыш пропускает время сна, то его организм начинает испытывать стресс, а из-за этого у ребенка может быть плохое настроение, кошмары, […]
  • Неделя температура у ребенка без симптомов У ребенка температура и больше ничего: что это значит, и что с этим делать Если бы мамы и папы при каждом повышении температуры у ребенка неслись сломя голову к педиатрам — получить аудиенцию у детских медиков было бы сложнее, чем у ватиканских кардиналов. К счастью, […]
  • Характеристика видов деятельности дошкольников Характеристика видов деятельности детей дошкольного возраста Наталья Владимировна Григорьева Характеристика видов деятельности детей дошкольного возраста Деятельность ребенка разнообразна и насыщена. В любой деятельности дети развиваются, проходят процесс […]
  • Картинки для развития детей 6 лет Картинки для развития детей 6 лет Развивающие задания для детей 6-7 лет Шесть лет или даже семь - это значит, что ребенок вступает в свой новый этап жизни, что впереди школа и нужно к ней быть готовым не только материально, но главное - морально. Современная школа […]
  • Знания детей дошкольного возраста о сезонных изменениях в природе Формирование у старших дошкольников динамических представлений о сезонных изменениях в природе Сегодня перед различными образовательными учреждениями как никогда остро стоит задача формирования интереса и развития внимания к различным явлениям природы, так как […]
  • ОС ушакова развитие речи и творчества дошкольников Ушакова Оксана Семеновна Оксана Семеновна Ушакова — доктор педагогических наук, профессор, заведующий лабораторией развития речи и творческих способностей Учреждения РАО «Институт психолого-педагогических проблем детства», академик МАНПО, автор программы «Развитие […]