Навыки самооценки и понимания других

Жизненно важные. Навыки позитивного и конструктивного отношения к собственной личнос­ ти

Главная > Документ

Что такое жизненно важные навыки

В современной педагогике особое внимание уделяется комплексу пове­денческих навыков, которые формируются у ребенка в процессе его социа­лизации. В литературе этот комплекс навыков объединен общим названием «Life skills». Мы обозначим его как «жизненно важные навыки».

Жизненно важные навыки — комплекс поведенческих навыков, обес­печивающий способность к социально адекватному поведению, позволяю­щий человеку продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями повседневной жизни.

Специфические особенности всего комплекса социальных навыков во многом определяются своеобразием различных культур, но в современном мире, где культуры достаточно тесно соприкасаются на базе делового взаи­модействия и все нарастающего информационного бума, можно выделить ряд общекультурных навыков. Эти навыки являются универсальными вне зависимости от специфики конкретной культуры. Они и определяются нами как жизненно важные.

Навыки позитивного и конструктивного отношения к собственной личнос­ти — способность познавать свой характер, свои достоинства, недостатки и желания. Эти навыки дают возможность адекватно оценивать себя, свои спо­собности и возможности. Они также являются базой для формирования чув­ства собственного достоинства.

Навыки позитивного общения — способность взаимодействовать с окру­жающими. Эти навыки помогают устанавливать и поддерживать дружеские взаимоотношения, добрые отношения в семье.

Навыки самооценки и понимания других — способность адекватно оце­нивать себя и воспринимать других, осознанная возможность принять людей такими, какие они есть. Эти навыки позволяют правильно вести себя в ситу­ациях общения и взаимодействия с различными людьми, в том числе и в тех, случаях, когда людям необходима помощь и забота, например, с теми, кто зависит от поддержки и помощи других (инвалиды, больные СПИДом, нар­команы в период лечения).

Навыки управления собственными эмоциями и эмоциональными состоя­ниями — осознание качества эмоций в нас самих и других, знание того, как эмоции влияют на поведение. Способность адекватно реагировать на соб­ственные эмоции и эмоции других людей.

Навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях — способность адекватно вести себя в стрессовых ситуациях, знание об источниках стресса в нашей жизни, о его влиянии на нас.

Навыки продуктивного взаимодействия — способность конструктивно и «цивилизованно» выстраивать отношения с другими людьми. Эти навыки позволяют при минимальном уровне эмоциональных затрат достигать в про­цессе общения значительных результатов.

Навык самостоятельного принятия решений — способность принимать конструктивные, взвешенные решения. Человек, обладающий этим навы­ком, умеет учитывать различные мнения и прогнозировать то, как его реше­ния могут влиять на конкретных людей и ситуацию в целом.

Навык решения проблемных ситуаций — помогает справиться с пробле­мами. Владение этим навыком дает человеку возможность грамотно и уве­ренно вести себя в сложных ситуациях, последовательно и разумно подхо­дить к решению как сложных жизненных проблем, так и нестандартных производственных ситуаций.

Навыки работы с информацией — способность объективно анализиро­вать, систематизировать и умело использовать информацию любого вида. Эти навыки позволяют человеку бегло и свободно ориентироваться в постоянно меняющейся жизненной ситуации.

Навыки творчества — способность нестандартно, творчески решать раз­личные задачи в любом виде деятельности, опираясь на свой собственный опыт и знания, «а также на информацию об опыте, знаниях и достижениях других людей.

Жизненно важные навыки — основа психосоциальной компетентности

Психосоциальная компетентность — это способность человека эффек­тивно действовать в повседневной жизни, соответствовать ее требованиям и изменениям. Это способность сохранять хороший уровень умственной дея­тельности и быть адекватным при взаимодействии с другими людьми в раз­личных ситуациях.

Психосоциальная компетентность играет важную роль в охране здоро­вья в самом широком смысле слова — это основа физического, умственного, социального благополучия.

В частности, проблемы со здоровьем могут возникнуть на фоне неадек­ватного поведения, причиной которого часто служит отсутствие знаний о нормах и правилах, а также навыков социального поведения. В подобной ситуации человек не может успешно преодолевать жизненные трудности и связанные с ними стрессы.

Психосоциальная компетентность как способность человека эффек­тивно действовать в любых ситуациях может сыграть важную роль в со­хранении здоровья и благополучия. Следовательно, развитие психосоци­альной компетентности может считаться одной из важнейших педагогических задач.

Эту задачу можно решить путем обучения жизненно важным навыкам детей и подростков в школах. В ряде стран обучение основным жизнен­ным навыкам и умениям является неотъемлемой частью школьной про­граммы.

Обучение жизненно важным навыкам в школе

Идея обучения важнейшим социальным навыкам в школе в последнее время привлекает внимание все большего числа российских специалистов — ученых и практиков. Однако ее реализация связана с рядом проблем, а именно:

— обучение жизненно важным навыкам не включено непосредственно в содержание образования. В связи с этим нет официальных, апробирован­ных программ обучения;

— пока нет возможности вставить такие занятия в учебный план, кото­рый и так весьма перегружен. Даже беглый обзор жизненно важных навы­ков, приведенных выше, дает возможность понять, что такое обучение тре­бует достаточно большого количества времени.

Тем не менее, интерес педагогов-практиков к данной тематике доста­точно велик. Потребность учителя в освоении современных воспитательных технологий связана, прежде всего, с тем, что в условиях невероятно быстро меняющейся социальной действительности меняется и сам ученик, его воз­можности, потребности, интересы, склонности. Следовательно, должен ме­няться и стиль взаимодействия «учитель—ученик», способы, формы и цели воспитательных воздействий.

Существенный интерес это направление работы вызывает у родитель­ской общественности. Современные родители прекрасно понимают, что даже самое высококачественное научно-предметное образование, не может быть ь наше время достаточным без хорошо развитых у ребенка коммуникативных навыков, навыков работы с информацией, навыков принятия решений, ре­шения проблем и других.

Таким образом, необходимость создания специального учебного курса достаточно очевидна и педагогам, и родителям.

Помимо этого, существуют и другие причины, по которым обучение жизненно важным навыкам необходимо в школе.

Во-первых, это причины, связанные с серьезно усугубившейся соци­альной ситуацией: разрушением семейных устоев, снижением жизненного уровня подавляющего большинства семей, ростом преступности, возросшим риском попадания подростков в наркотическую зависимость и прочее. Обу­чение подростков жизненно важным навыкам может помочь им справиться с подобными проблемами.

Во-вторых, такое обучение должно проводиться как можно раньше, еще до того, как подростком приняты установки асоциального поведения. Обу­чение жизненно важным навыкам способствует овладению и развитию спо­собностей, которые могут привести к здоровому образу жизни, более поло­жительным межличностным отношениям и умению нести ответственность за свои действия.

В-третьих, обучение жизненно важным навыкам является серьезной базой, необходимой для освоения многих современных профессий, где тре­буются умение общаться и эмпатия 1 (для будущих медиков и адвокатов), уме­ние решать проблемы, творческое мышление, умение справляться с эмоция­ми и стрессом (для менеджеров, журналистов, политиков, управленцев), умение работать с информацией (для каждого человека в современном мире). Комплекс жизненно важных навыков является базисным для всех профес­сий, связанных с взаимодействием «человек—человек».

‘ В-четвертых, школа дает возможность охватить максимальное количе­ство детей и подростков. Введение обучения жизненно важным навыкам в школе оптимально, так как:

Существует возможность целенаправленного систематического обу­чения детей и подростков.

Возможно использование имеющейся инфраструктуры, что дает эко­номическую эффективность.

Существует возможность как для долгосрочных, так и для кратко­срочных прогнозов и оценок эффективности.

Возможна мобильность в планировании, оценке и корректировке реализуемого процесса.

В школе есть достаточное количество опытных и потенциально спо­собных педагогов.

Высока вероятность продуктивного взаимодействия с родителями.

Цель и задачи курса «Обучение жизненно важным навыкам»

Целью данного курса является развитие у подростков социально значи­мого комплекса жизненно важных навыков в условиях школы.

♦ Организация занятий, дающих ученикам возможность систематиче­ской и последовательной тренировки жизненно важных навыков, что обес­печивает их формирование и развитие.

♦ Обеспечение взаимодействия педагога и родителей подростков для создания оптимальных условий развития и формирования комплекса важ­нейших социальных навыков.

Место курса «Обучение жизненно важным навыкам» в педагогическом процессе школы

По мнению авторов, данный курс мог бы успешно реализоваться в струк­туре внеклассной работы школьного коллектива. Обучение жизненно важ­ным навыкам может стать содержанием воспитательной работы классного руководителя. Конечно, проведение занятий требует гораздо большего, чем обычное классное руководство, количества времени и трудозатрат, не сопо­ставимых с традиционной нагрузкой классного руководителя.

Занятия курса достаточно объемны (от одного до трех часов). Дело в том, что сама форма занятий, подразумевающая активную деятельность, «за­пускающую» эмоциональные, интеллектуальные, коммуникативные процессы, диктует временные рамки, необходимые для адекватной динамики этих про­цессов. Это подтверждает и опыт работы с подростками в рамках комму­никативного тренинга. Поэтому школьная администрация, берущаяся за реализацию данного курса, по-видимому, должна изыскать возможность вре­менного и финансового обеспечения деятельности педагогов.

Структура пособия «Обучение жизненно важным навыкам»

Пособие состоит из введения, в котором определены некоторые поня­тия, а также цели и задачи курса «Обучение жизненно важным навыкам в школе», рекомендаций по организации и ведению занятий курса «Обучение жизненно важным навыкам», двух основных частей, включающих подробное описание занятий с детьми и родителями, приложения (два раздела) и рабо­чей тетради для учащихся.

Часть I пособия включает шесть разделов, каждый из которых содержит занятия, развивающие определенные группы навыков у детей:

Раздел 1. Навыки общения и взаимодействия (занятия 1—12).

Раздел 2. Навыки самооценки и понимания партнера (занятия 13—18).

Раздел 3. Навыки управления эмоциями и эмоциональными состояни­ями, а также адекватного поведения в стрессовых ситуациях (занятия 19—24).

Раздел 4. Навыки принятия и исполнения решений (занятия 25—28).

Раздел 5. Навыки работы с информацией (занятия 29—40).

Раздел 6. Навыки творчества (занятия 41—47).

Часть II посвящена ознакомлению родителей с целями, методами и приемами развития жизненно важных навыков у детей (занятия 1—10).

Приложение состоит из двух разделов:

Раздел 1. Приложения для части I. Включает тексты, схемы, таблицы, рисунки, необходимые педагогу, ведущему занятия, в качестве раздаточного или демонстрационного материала.

Раздел 2. Приложения для части II. Содержит методические материалы для родителей. Эти материалы ксерокопируются и вручаются родителям пос­ле каждого занятия.

Календарно тематическое планирование

Самооценка как условие выживания

Понятие самооценки является одним из самых часто употребляемым психологами, их клиентами, а также людьми, которые оценивают свои достижения, результативность, успешность. Существует достаточно много определений самооценки, но если их обобщить, то можно сказать, что самооценка — это способность человека оценить свои возможности, качества личности и характера, свои достижения, внешность, свой уровень в социальной иерархии с такими же характеристиками других людей. На основании этого сравнения человек делает выводы о своём месте в обществе, уровне успешности, способностях и возможностях. В случае несоответствия возможностей, своего уровня притязаний к миру, человек проживает различные негативные состояния и на этой эмоциональной волне может совершать неадекватные поступки.

Смотрите так же:  Подростку о любви психология

Кроме того, на основании этого сравнения с другими, человек переносит оценку своих достижений, результатов действий на личность в целом, т.е. насколько его личностные характеристики соответствуют его представлениям об успешности, о способностях, потенциале.

Считается, что результат полученной низкой оценки в сравнении себя с другими называется низкой самооценкой. В такой ситуации человек снижает активность, проживает состояние беспомощности, иногда апатии, нежелании что-либо делать, начинает требовать к себе внимания, бьёт на жалость, ищет поддержки у других, особенно у значимых людей. Другими словами, он впадает в детское инфантильное состояние жертвы, беспомощного и нуждающегося в дополнительном внимании. Окружающий мир для таких людей становится враждебным, они настроены на самое худшее в своей жизни, при рассмотрении различных вариантов развития ситуации, в первую очередь, обращается внимание на негативный. Отсюда у людей с низкой самооценкой развиваются замкнутость, претензии к другим, зависть, ревность и обиды, они страдают от одиночества. Личность с низкой самооценкой испытывает постоянный эмоциональный голод, неудовлетворённость жизнью, поскольку есть установка своей недостойности получить нечто большее, чем есть сейчас.

В случае адекватной оценки себя человек видит свои сильные и слабые стороны, оценивает свои возможности, принимает решения, соотнося свои ресурсы со своими потребностями. Если говорить об эго-состоянии, то это позиция взрослого, осознающего своё место в обществе относительно адекватно, т.е. без обесценивания себя и своих достижений. Такой человек ставит реальные цели, рассчитывает их достижение, взаимодействует без страха перед другими людьми, окружающий мир для него является естественной средой обитания, полной возможностей и ресурсов.

Завышенная самооценка является таким же перекосом во внутреннем состоянии человека, поскольку это неадекватность восприятия себя, но уже с обратной стороны нежели заниженная самооценка. Такой человек предъявляет требования к окружающим, уверен, что он достоин большего, чем имеет, что его достоинства и успехи недооценены миром, и при этом ставит свои интересы выше интересов других людей. Эгоизм, потребность во внимании, в подкреплении своей успешности, обесценивание других людей и их достижений, принижение моральных качеств других — это отличительные характеристики человека с завышенной самооценкой. Это такое же регрессивное инфантильное эго-состояние ребёнка, но ребёнка капризного и требовательного, с ярким проявлением эгоцентризма. Окружающий мир для таких людей так же опасен, они вынуждены постоянно проявлять агрессию для отстаивания границ, которые, по их мнению, другие люди стремятся нарушить.

Между завышенной и заниженной самооценкой есть прямая связь, так называемые психологические качели. Человек с завышенной самооценкой неверно рассчитывает свои возможности, так как берётся за реализацию самых крупных проектов, которые только может взять, требуя от мира максимальной награды за высокие претензии на свою состоятельность. В силу неадекватности оценки своих возможностей и ресурсов, как правило, дело не реализует, бросает, не получает желаемого и скатывается в состояние человека с низкой самооценкой. Проявляется депрессивное состояние, обесценивание себя и других, агрессия на мир, перекладывание с себя ответственности за результат, он проживает отчаяние, бессилие, страх за новые свершения.

Так что же такое самооценка? Откуда она взялась и как формируется?

Вне всяких сомнений, самооценка является важнейшей характеристикой личности. Многие учёные склоняются к идее, что непосредственно самооценка является условием развития личности, её адаптации и социализации в обществе, а уровень успешности и активности деятельности напрямую связан с уровнем самооценки. Самооценка помогает личности контролировать своё поведение, оценивать его исходя из принятых в обществе морально-этических норм, правил и законов, а также в основе самооценки лежит ощущение безопасности и стабильности жизни человека.

Учёные и психологи сходятся во мнении, что формирование самооценки зависит от различных социально-педагогических факторов, а именно: влияние воспитания родителей и значимых лиц для ребёнка, их оценочности поведения ребёнка, личные примеры социального окружения, влияние воспитательной среды в дошкольном и школьном образовании и т.д. Сюда же можно отнести активность и интеллектуальный уровень самого ребёнка, его способность к адаптации и анализу ситуаций, в которых он оказывался в разное время жизни. В целом, можно сказать, что самооценка формируется в результате социальных контактов человека и обратной связи социальной среды на присутствие в ней этого человека.

Самооценка имеет динамику в своём развитии, она никогда не бывает стабильной, в разное время жизни, в различных социальных контактах и жизненных ситуациях человек испытывает совершенно различные внутренние душевные переживания и демонстрирует различное поведение.

Возникает вопрос, в чём общий смысл самооценки, зачем она нужна?

Мы видим на этот вопрос единственный ответ, это проблема выживания. Смысл самооценки — это выживание человека в данной конкретной ситуации, в данное конкретное время. Психика реагирует определённым образом, закрепляя поведения так, чтобы человек прожил ситуацию максимально безопасно, в этом есть первичная или вторичная выгода, в противном случае это бы не сработало. Можно вкладывать иные различные идеи, основанные на воспитании или влиянии среды, но останется суть выживания, закрепляется только то поведение, которое помогло достичь определённой цели максимально эффективно, когда другие способы не столь действенны или не сработали вовсе.

С самого раннего детства воспитание ребёнка заключается в демонстрации ему желаемого от него поведения, разделение понятий хорошо и плохо, правильно или неправильно, должен и не должен. Однако у ребёнка есть свои представления о мире, которое формируется под влиянием не только среды и воспитателей, но и его когнитивных функций, интеллекта, собственных желаний, наконец, обычного природного любопытства. Чтобы достичь желаемой цели ребёнок экспериментирует, манипулирует взрослыми, ищет подходы и способы влияния, особенно в ситуации депривации базовых потребностей ребёнка, таких как, внимание, любовь, ласка, принятие и т.д. В период до трёх лет формируется мотивация на успех или неуспех, первичный уровень притязаний, что можно себе позволить, а что ещё недоступно, первые оценочные суждения о себе, хороший я или плохой. Если плохой, то что нужно сделать, чтобы стать хорошим и получить желаемое, что даётся только хорошим мальчикам и девочкам, происходит формирование стратегии поведения в борьбе за любовь и жизненные блага, на которые ребёнок претендует в своём возрасте.

Психологи регулярно сталкиваются с проблемой заниженной самооценки у своих клиентов и первое, что можно от специалиста услышать в качестве рекомендации и формирования первичного запроса, это именно повышения самооценки. Психолог может в красках описывать преимущество высокой самооценки, подкрепляя свои слова различными позитивными примерами и убеждениями необходимости с этого начинать. На самом деле, человек, который обратился к специалисту, чаще всего не понимает, о чём идёт речь. Конечно, он знает, что такое его заниженная самооценка, он множество раз слышал от знакомых и родных, что он себя не любит, не ценит, у него низкая самооценка, и ему нужно идти к психологу, и всё исправить как можно скорее. Но некоторые даже и не подозревают, что в основе их проблем лежит заниженная самооценка, думают, что причина их бед и несчастий совершенно в другом, чаще во внешнем факторе.

Что же произойдёт, если специалист начнёт работать с повышением самооценки? Да просто выбьет пол из-под ног клиента. На протяжении многих лет человек выживал таким способом, достигал определённых целей, строил свои отношения с окружающими и миром, понимал взаимосвязь вещей. Затасканный стереотип о завышенной самооценке кроме сопротивления, агрессии и последующей фрустрации вряд ли вызовет какие-то иные, позитивные эмоции.

Ментальная ловушка многих психологов заключается в том, что они немедленно хотят сделать человеку хорошо, научить его правильно жить и эффективно достигать цели. Но прежде нужно разобрать ту выгоду, которую человек получает от своей низкой самооценки. Если составить список, в чём выгодна низкая самооценка, то вы получите весьма внушительный перечень, а список минусов по количеству будет значительно меньше. В таких случаях возникает резонный вопрос, а зачем нужно повышать самооценку, для чего это, если от неё выгоды значительно больше, чем потерь? И как это сделать человеку, который должен отказаться от такого количества плюсов, да ещё и вынужден будет совершать различные преодоления в этом процессе? Есть ли в этом смысл? Мы утверждаем, что нет никакого в этом смысла, проблема лежит совершенно в иной плоскости, и низкая самооценка или пресловутая нелюбовь к себе тут совершенно не причём.

Представьте достаточно частую ситуацию, когда человек в роли жертвы, он зависит от других, замечательно демонстрирует состояние выученной беспомощности, манипулирует окружающими своей никчёмностью, слабостью, неумением справляться с какими-то ситуациями. Такой человек прекрасно умеет получать желаемое, манипулятивно используя скандалы, слёзы, конфликтные ситуации, болезнь, угрозы, жалость и привык это делать с раннего детства, он так выживал всю жизнь. И в какой-то момент своей жизни он столкнулся с проблемой, что эти способы не работают, он не может реализовать желаемое привычным сценарием поведения. Он приходит к психологу, и начинают работать с темой самооценки, её повышением, осознания ценности себя, своих возможностей и уровнем притязаний. В результате этой работы предполагается, что человек осознает ответственность за свою жизнь, возьмёт её на себя и начнёт руководить самостоятельно теми ситуациями, в которых он оказался. Готов человек к такой постановке вопроса? Большинство, конечно, нет.

Другая распространённая ситуация — жертвы морального и физического насилия. В основном, это страдают женщины, но в современном мире участились случаи насилия, направленного на мужчин. Отношения между людьми не складываются случайным образом, и, чтобы отработать привычный сценарий поведения, в пару находят себе человека, который им в этом поможет. Насильник притягивает жертву, жертва ищет варианты, в которых можно будет реализовать свой деструктивный паттерн поведения. Нет смысла говорить в данной работе о вторичной выгоде таких отношений, но внешне всё выглядит очень ужасно, тиран угнетает, подавляет морально и физически жертву. Партнёр в роли жертвы страдает, и когда ситуация выходит из-под контроля, демонстрирует готовность выйти из этих губительных отношений, обращается за помощью к специалистам. Если психолог начнёт работу с темы повышения самооценки, а отсюда и передачи ответственности за всё происходящее самому клиенту, то что из этого выйдет? Только то, что этот человек из роли жертвы начнёт обвинять уже психолога в жестокости и непонимании, в виктимблейминге, оправдании действий тирана и во всех остальных смертных грехах. Ведь один из высочайших бонусов позиции жертвы — это позволение себе совершенно любого поведения по отношению к другим людям, вплоть до неадекватного, поскольку этому есть внутреннее оправдание невозможностью сдерживать нахлынувшие эмоции.

Смотрите так же:  Как общаться с мужчинами чтобы им было интересно

Это наиболее яркие обобщённые примеры стандартного поведения человека с заниженной самооценкой в роли жертвы. Есть менее проявленные стороны низкой самооценки, однако суть сводится к одному — в таком поведении есть масса пользы для человека, это усвоенный механизм выживания в той среде, в которой воспитывался и рос человек. Отказ от этих механизмов делает человека беззащитным перед жизнью.

Первое, что должен сделать психолог в терапии, это дать человеку опору, поддержать его, принять безоценочно и безусловно, а уже затем, когда пройдёт время, будет сформировано поле доверия и безопасности в психотерапевтической работе, разобрать пользу заниженной самооценки, вывести в поле осознанности всю выгоду позиции жертвы.

Работа с повышением самооценки стоит далеко не на первом месте, а может даже в процессе терапии и вовсе не затрагиваться за ненадобностью. За заниженной самооценкой стоит незрелое детское Я, внутренний ребёнок страдающий от невозможности найти ресурсы в себе, наполниться любовью и теплотой самому, а не через других людей. Эмоциональная незрелость совершенно не зависит от пола, возраста, социального статуса, территории проживания и т.д. Каждый человек может проявиться подобным образом в какой-то ситуации, вопрос лишь в том, насколько он будет осознавать, где он находится и какую цель преследует. Сомнения, неуверенность присущи подавляющему большинству, особенно в новой или неизвестной ситуации.

Суть терапии должна сводиться к формированию зрелого Я, взрослению и развитию личности, воспитанию эмоциональной зрелости человека. Тогда самооценка, как проблема, даже не будет рассматриваться, поскольку это часть взросления, и она автоматически будет выходить в зону адекватной. У личности со взрослым зрелым Я самооценки нет, ни как понятия, ни как вопроса обсуждения, ни как объекта, на котором фокусируется внимание, её просто нет. Такой человек оценивает свои поступки, ресурсы, возможности, силы, направленность действия, активность, эффективность, и вне полученного результата, даже в случае совершения ошибки, на саму личность ничего не переносится. У этого человека оценка себя, такая, как хороший или плохой, просто отсутствует, он совершенно не думает, какой он, тем более, не воспринимает оценку себя окружающими. Максимальная свобода личности достигается осознанностью и эмоциональной зрелостью, а самооценка, как условие выживания, отпадает, поскольку вопрос выживания у зрелой личности не рассматривается, он живёт, а не выживает, это совершенно иное качество жизни и восприятие реальности.

Навыки самооценки и понимания других

Отрочество — это беспокойство:
«Вдруг я не такой, как все?»
и ужас: «Вдруг я такой, как все?»
Евг. Винокуров

Подростковая пора — время второго рождения личности. И рождение это, увы, не обходится без мук. Страдают подростки от непонимания со стороны взрослых, от смятения чувств, противоречивости намерений, интересов, устремлений. Мучаются взрослые — дети стали грубы, замкнуты, неоткровенны.

Да, мир подростка сложен, противоречив, полон ежедневных, ежечасных перемен. Но он открыт для понимания. Быть понятым — самое первое, что хотят подростки. Хотим и мы понять их. Почему же не понимаем так часто? Очевидно, потому что не знаем, подходим с готовыми мерками «не по росту»: то слишком детскими, то слишком взрослыми.

Сегодняшнее занятие родительского лектория и ставит своей целью помочь этому пониманию.

Два разнонаправленных, даже противоположных стремления владеют подростками: страстный интерес к внешнему миру и столь же страстное, пристальное вглядывание в себя — в мир своих мыслей, чувств, переживаний.

Интерес ребенка к своему «я» — к своим особенностям, возможностям, способностям — в каждом возрасте проявляется по-разному, на каждой ступени жизни обогащается новым содержанием. «Я сам!» — говорит трехлетний малыш. И это значит, что он выделил себя из окружающего предметного мира, отличил от других людей. Для нас такое отличие самоочевидно, иначе быть не может, но для малыша — это заметный шаг в развитии.

«Кто я?», «Каков я?», «Что я могу» — спрашивает себя подросток; и это — уже иная форма и иной уровень развития самосознания.

Самосознание — сложный психический процесс, особая форма сознания, характеризующаяся тем, что оно направлено само на себя. В процессе самосознания человек выступает в двух лицах: он — и познающий, и познаваемый.

Важной стороной самосознания и показателем достаточно высокого уровня его развития является формирование такого его компонента, как самооценка.

Что такое самооценка? Самооценка — это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности. Самооценка формируется в единстве двух составляющих её факторов: рационального, отражающего знания человека о себе, и эмоционального, отражающего то, как он как он воспринимает и оценивает эти знания, в какой общий итог (а диапазон здесь может быть очень широк — от веры в собственную идеальность до безоглядного самоуничижения) они складываются. Таким образом, самооценка отражает особенности осознания человеком своих поступков и действий, их мотивов и целей, умение увидеть и оценить свои возможности способности.

Самооценка имеет ряд измерений: она может быть правильной или ложной, относительно высокой или низкой, устойчивой или неустойчивой. Отличительной чертой зрелой самооценки является дифференцированная самооценка: человек четко осознаёт и выделяет те сферы жизни, те области деятельности, в которых он силен, может достигнуть высоких результатов, преодолеть значительные трудности, и те, где возможности его заурядны.

На начальных этапах развития ребенок оценивает преимущественно свои физические качества и возможности («Я большой», «Я сильный»), затем начинают осознаваться и оцениваться практические умения, поступки, мораль¬ные качества. Самооценка начинает выступать в качестве важнейшего регулятора поведения человека, его активности в учении, труде, общении, самовоспитании.

Самосознание и самооценка проявляются и формируются в деятельности, под непосредственным воздействием социальных факторов — в первую очередь — общения ребенка с окружающими.

Формирование самооценки связано с активными действиями ребёнка, с самонаблюдением и самоконтролем. Игра, занятия, общение постоянно обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуацию, когда он должен как-то отнестись к себе — оценить свои умения что-то делать, подчиняться определенным требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности.

Решающее влияние на формирование самооценки оказывают два фактора: отношение окружающих и осознание самим ребенком особенностей своей деятельности, ее хода и результатов.

В каждом возрастном периоде на формирование самооценки преимущественно влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от ее хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребенка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении. Причем психологические исследования показывают, что самооценка младших школьников еще далеко не самостоятельна, над ней довлеют оценки окружающих, прежде всего оценки учителя. У хороших учеников формируется, как правило, высокая, часто завышенная самооценка, у слабых — низкая, преимущественно заниженная. У слабых учеников постепенно начинает развиваться неуверенность в себе, тревожность, робость, они плохо чувствуют себя среди одноклассников, настороженно относятся к взрослым.

Иной комплекс личностных качеств начинает складываться, в связи с высокой самооценкой, у сильных учеников. Их отличает уверенность в себе, нередко переходящая в чрезмерную самоуверенность, привычка быть первыми, образцовыми.

И недооценка, и переоценка своих сил и возможностей — явление далеко не безобидное для школьника. Привычка к определенному положению в классном коллективе — «слабо», «средне» или «сильного», задающего тон в учебе, — постепенно накладывает отпечаток на все стороны жизни ребенка. Все отношения детей также начинают складываться под влиянием этого, уже «узаконенного» деления класса по результатам учебной деятельности. «Звездами», к которым больше всего тянутся сверстники, в начальной школе оказываются те ребята, у которых в дневниках преобладают пятерки. Лишь позже, в подростковом возрасте, оценки и самооценки учащихся будут менять свои основания и сами меняться. Ребята начнут высоко ценить и качества хорошего товарища, и смелость, и ловкость, и увлеченность чем-то, и глубину интересов.

В подростковом возрасте самооценка поднимается на качественно новую ступень, обогащается новым содержанием, приобретает новые функции. Самое важное: именно в этом возрасте ребенок начинает осознавать себя как личность, обладающую определенными психическими качествами, включенными в определенную систему социальных отношений. Знания подростка о себе приобретают обобщенный характер. Познавая себя в постоянном сравнении с другими людьми, он начинает активно выделять и усваивать нормы и эталоны взаимоотношений; в сферу осознаваемого включаются все виды его деятельности и взаимоотношений с окружающими. Самосознание становится своеобразным «ядром» личности, оно концентрирует в себе, как в фокусе, основные изменения в развитии личности.

Рассмотрим условия, которые определяют и обеспечивают развитие личности.

В подростковом возрасте происходят большие изменения в организме ребенка, идет его бурная перестройка. Много изменений происходит и в обстоятельствах жизни подростка. Изучение основ наук, к которому вплотную приступают школьники в этом возрасте, предъявляет новые, более высокие требования к их мышлению, памяти и другим психическим процессам. Новые учебные предметы, возросший объем учебного материала требуют совершенствования приемов и способов усвоения знаний, большей самостоятельности. Более серьезной и содержательной становится общественная работа подростков: они уже основные инициаторы и участники общественной жизни школы. Меняется положение подростка в доме. В чем-то его уже начинают признавать взрослым, у него появляется больше прав и обязанностей, ему больше доверяют, но больше и спрашивают.

Рост реальной самостоятельности подростка ведет к тому, что у него появляется новый взгляд на себя, желание разобраться в себе, всесторонне себя оценить.

Все эти изменения и есть тот источник, тот основной фактор, который стимулирует развитие самосознания.

Подростковый возраст и «по науке», и «по жизни» считается «трудным», «критическим», «возрастом противоречий». В эту пору быстро, иногда за несколько месяцев происходят такие изменения и в облике и в поведении ребенка, что он становится неузнаваемым, а его поступки кажутся непонятными, необъяснимыми.

Смотрите так же:  Как называют женщин которые не хотят детей

Связано появление новых форм поведения подростка с особенностями его возрастного развития, с конкретными условиями и обстоятельствами его жизни. А также подростки становятся трудными из-за того, что «изменение педагогической системы, применяемой к ребенку, не поспевает за изменениями его личности». Опыт показывает: если взрослые учитывают эти перемены, никаких особых конфликтов между ними и подростком не возникает.

Многое в поведении подростка объясняется спецификой смены в этом возрасте типов ведущей деятельности. В подростковую пору на первый план выходит общение. Учению приходится «потесниться». Однако при нормаль¬ном, благополучном развитии подростка оно не понесет существенного урона; при сформированной учебной деятельности мотивация учения не снижается, общение не вступает с ней в конфликтные отношения. Нет, следовательно, причин и для конфликтов между подростком и взрослыми по поводу школьных дел.

Если же учебная деятельность — по тем или иным причинам — в младшем школьном возрасте не сформировалась, если ребенок не научился учиться: у него не сложилась познавательная мотивация, он не овладел формами самоконтроля, не научился выделять учебные задачи, объективно оценивать себя, — происходит как бы столкновение, «наложение» разнонаправленных требований и тенденций. Взаимоотношения подростка с окружающими — сверстниками и взрослыми — расширяются и усложняются. Коллектив сверстников, друзья, товарищи играют теперь в его жизни очень важную роль. Подросток становится очень чутким к мнению сверстников о себе, к изменениям в их отношениях, много думает об этом. Ему хочется завоевать авторитет и уважение товарищей, добиться их признания. Но если учебные занятия не дают для этого оснований, а напротив, обнаруживают слабости подростка, возникает своеобразный «внутренний отход» от школы. Задача, которая стоит в этом случае перед взрослым, — максимально развитая и в то же время очень тактичная помощь подростку в учебе, в овладении навыками самостоятельной работы.

Развитие самосознания подростка связано с острой потребностью найти ответы на главные для него вопросы: «Кто я?», «Каков я?», «Что я могу?» Он сравнивает себя со взрослыми и с товарищами. Познание другого человека опережает самого себя. Суждения подростков о других людях часто более точны и более критичны, чем их самооценки.

В дошкольном и младшем школьном возрасте самосознание формировалось в основном под влиянием внешних факторов. Теперь подросток не только «впитывает» внешние воздействия, оценки окружающих — он начинает их анализировать: какие-то оценки принимает, какие-то отвергает, с чем-то соглашается, против чего-то протестует. Теперь уже можно говорить о формировании у ребенка знания самого себя.

Осознавая свои особенности, качества своей личности, подросток стремится что-то изменить в самом себе, в своих отношениях с окружающими: в его жизни появляются осознанные задачи самовоспитания. Свое поведение, свои взаимоотношения с окружающими подросток начинает строить на основе «примеривания» требований взрослых, коллектива сверстников, товарищей к самому себе. Этот более высокий уровень саморегуляции становится возможным благодаря развивающимся механизмам самоконтроля. Самооценка начинает влиять на восприятия подростком других людей, «питать» избирательность этого восприятия.

Чрезвычайно важным для развития подростка становится общение со сверстниками, ведь ровесник — человек, обладающий теми же правами и теми же возможностями, что и ты сам. Самооценка подростка формируется под влиянием двух разнонаправленных тенденций: с одной стороны, действует желание быть похожим на своих друзей, «делать всё, как все»; с другой стремление к самовыражению, желание «иметь своё лицо», быть индивидуальностью. Это одно из наиболее ярко выраженных противоречий подросткового возраста.

Среди друзей подросток ищет и находит образцы для подражания; сопоставляя качества сверстников, создает обобщенный образ того, на кого он бы хотел походить.

Что же ценят подростки в товарищах? Вот что они говорят об этом сами: хороший товарищ — тот, кто во всем помогает, никогда не отказывает в просьбе, не бросит в беде, заступается за слабых, сочувствует при неприятностях, не сваливает вину на других, не подведет, не предаст, добросовестно относится к делу, не жаден, может дать толковый совет, не ссорится из-за пустяков, хранит тайну, откровенен, то есть «умеет дружить по-настоящему». Родителям очень важно знать эти требования подростка! С одной стороны, как видим, подростки ценят в товарищах принципиальность, добросовестность, активность, благородство, с другой — эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию, к сочувствию.

Взрослым следует также помнить, что если у подростка не складываются отношения с товарищами в классе, он начинает искать новые сферы общения, новых друзей за пределами школы и в связи с этим очень часто попадает в самые неблагоприятные обстоятельства. Очень важно подростку найти свое место в коллективе класса.

Разобраться в себе, в своих отношениях с окружающими, правильно оценить себя — весьма и весьма сложная задача и для взрослого. Мы-то можем полагаться на знания и опыт. А опыт подростка еще так мал! Именно потому так часты «издержки» самооценки. У одного появляется излишняя ранимость, неуверенность в себе. У другого, наоборот, самоуверенность, зазнайство, третий начинает приспосабливаться к требованиям окружающих.

Вот тут и нужна подростку помощь взрослого. Именно взрослый может показать подростку и пути самосовершенствования, и средства их реализации. Только делать это надо обязательно тактично, потому что подросток и ждет помощи от взрослого, и очень боится «обнародовать» это. Его противоречивость очень хорошо выразил знаменитый педагог В. А. Сухомлинский. Он как бы подслушал внутренний монолог подростка. «Не опекайте меня, не ходите за мной, не связывайте каждый мой шаг, не свивайте меня пеленками присмотра и недоверия, не напоминайте и словом о моей колыбели. Я самостоятельный человек. Я не хочу, чтобы меня вели за руку. Передо мной высокая гора. Это цель моей жизни. Я вижу, думаю о ней, хочу достичь ее, но взойти на эту вершину хочу самостоятельно. Я уже поднимаюсь, делаю первые шаги; и чем выше ступает моя нога, тем более широкий горизонт открывается мне, тем больше вижу я людей, тем больше познаю их, тем больше людей видят меня. От величия и безграничности того, что мне открывается, делается страшно. Мне необходима поддержка старшего друга. Я достигну своей вершины, если буду опираться на плечо сильного и мудрого человека. Но мне стыдно и боязно сказать об этом. Мне хочется, чтобы все считали, что я самостоятельно, своими силами доберусь до вершины». Вот что сказал бы подросток, если бы он умел сказать о том, что его волнует, и если бы — самое главное — он захотел откровенно обо всем сказать.

Самооценка подростка, как уже отмечалось, формируется в процессе его равнения на те моральные ценности и требования, которые приняты в кругу сверстников. В тех случаях, когда подростки меняют круг своего общения, может неожиданно меняться и самооценка подростка. Такая неустойчивость связана с тем, что еще не сложились, «не укрепились» те внутренние ее основы, критерии, на которые опирается подросток, оценивая себя и других. Задача взрослого — своевременно увидеть эти трудности роста, помочь подростку.

Взрослый друг крайне необходим подростку. Семья, отношения ее членов друг к другу создают ту атмосферу, которая в важнейшей степени определяет характер отношений подростка со взрослыми, его доверие к ним.

Если в семье преобладают отношения взаимного уважения и доверия, родители имеют возможность более прямо влиять и на отношения подростка со сверстниками. Зная круг общения своего ребенка, понимая его, родители смогут направлять эти отношения. Важно научить его разбираться в людях, в мотивах их действий, видеть причины и следствия своих собственных поступков, научить оценивать свои поступки как бы со стороны, встав на точку зрения другого человека.

Родителям необходимо помнить, что друзья подростка — это не только сверстники, но и взрослые. У них разные функции и роли, но и те, и другие необходимы подростку. В мире своих друзей он находит образцы для подражания, в реальной практике общения проверяет истинную ценность морально-этических требований, приобретает социальный опыт общения. В отношениях со взрослыми он усваивает образцы «взрослого поведения», постигает внутренний мир взрослого человека. Тот путь, по которому пойдет формирование личности подростка, только на первый взгляд может показаться обусловленным случайными обстоятельствами. У истоков этой «случайности» всегда стоит взрослый, отношения с ним.

1. А. Захарова «Что такое самооценка».Журнал. «Семья и школа», №8,1979г., стр. 39

2. А. Захарова «Самосознание и самооценка подростка». Журнал «Семья и школа», №11, 1979г., стр. 21

3. А. Прихожан, Н. Толстых «Оценивая себя». Журнал «Семья и школа»,№9, 1986г., стр. 20

Другие статьи

  • Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Консультация (младшая группа) по теме: консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей. Предварительный просмотр: Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного […]
  • Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Законодательством Российской Федерации не предусмотрено процедуры отказа от ребенка, возможно только лишение родительских прав. Так, согласно ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если […]
  • Что входит в обязанности родителей по воспитанию детей Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 - 79) Глава 12. Права и обязанности родителей См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. […]
  • Можно ли ребенку капать ромашку в нос отвар ромашки и нос неделю назад мы заболели к нам приходила врач и сказала 5 раз в день промывать нос пипеткой ромашки, потом отсасывать аспиратором, а потом капать капли сейчас я разговаривала с подругой, она меня отругала, сказала, что нельзя так ни в коем случае, […]
  • Как правильно купать в круге месячного ребенка Как купать ребёнка с кругом на шее С какого месяца купать ребёнка с кругом на шее, как правильно это делать, в какое время? Советы доктора Комаровского и видео инструкция. Водные процедуры – особенное удовольствие для маленького ребенка. Кроме обычного гигиеничного […]
  • Диагностика отклонения в развитии ребёнка определение этапы проведения Ранняя диагностика отклонений в развитии детей Диагностика отклонений в развитии основывается на зна­нии общих и специфических закономерностей психического раз­вития нормально развивающегося ребенка и детей с различны­ми отклонениями в развитии. Диагностика носит […]