Недоношенные дети и аутизм

Недоношенные и переношенные дети склонны к аутизму

Одной из самых распространенных болезней современного общества является аутизм. Соответствующие ему симптомы начинают проявляться еще с раннего детства. Поведение ребенка отличается от типичных поступков и манер здоровых детей. Ранняя диагностика заболевания позволяет как можно быстрее приступить к лечению, которое предотвращает усугубление ситуации.

Ученые до сих пор пытаются найти причины возникновения данного заболевания. Поскольку аутичное расстройство главным образом влияет на социальные навыки человека, оно вызывает такой интерес к себе.

Главными симптомами данного заболевания являются:

• Нарушение речи. Ребенок либо поздно начинает говорить, либо не говорит вообще. Все, что он может, — повторять звуки, слова, фразы, зачастую не понимая их значения. При этом ребенок может вести себя, словно он глухой. Хотя проверка слухового аппарата покажет, что у него со слухом все в порядке.
• Слабоумие. Коэффициент умственного развития у больных аутичным заболеванием значительно ниже, чем у здоровых деток. Естественное стремление к познанию окружающего мира у аутистов значительно снижено. Соответственно, они не познают, не запоминают, не осознают и не воспроизводят полученную информацию.
• Отстраненность от людей. Это является самым главным признаком, по которому даже незнакомые люди могут определить аутиста среди других деток. Такой ребенок предпочитает играть в одиночестве. Он не умеет налаживать контакты с другими детками, не желает с ними играться.
• Однообразие. Больные отличаются тем, что многократно повторяют какие-то действия, постоянно играются в одни и те же игры, а также сильно привязываются к каким-то вещам. Из десяти игр аутист выберет одну, и из сотни игрушек любимыми могут стать две. Только с ними он будет играться, чувствуя себя комфортно.

Аутизм вызывает больше вопросов, чем дает ответов. Ученые пытаются найти первые причины, из-за которых данная болезнь поражает людей. Кто-то ищет причины в нарушениях функций головного мозга или в неправильном его строении. Кто-то обращается к сердцу, отвечающего за артериальное давление и поступление крови во все участки головного мозга. Самую главную причину находят в двух факторах: генетическая предрасположенность и окружающая среда, в которой развивается малыш с самого детства. Однако были проведены исследования, в ходе которых были выявлены еще предпосылки развития нежелательного заболевания.

В группу риска больных аутичным расстройством попадают дети, которые родились раньше или позже положенного срока. Преждевременные роды, как и запоздалые, могут спровоцировать развитие аутичных симптомов. Данные наблюдения проводились наряду с младенцами, которые рождались в срок. Результаты оказались положительными. Недоношенные и переношенные малыши чаще становились в последующем аутистами, нежели рожденные в срок.

Недоношенные дети сразу после родов помещаются в особую изолированную обстановку, по сравнению со здоровыми. Окружающая среда влияет на развитие ребенка, несмотря на то, что он является маленьким и ничего не понимающим.

Переношенные дети становятся больными аутизмом по причине нарушений функций плаценты, частой необходимостью совершать роды при помощи кесарево сечения, а также использования дополнительных инструментов.

Таким образом, развитие аутичного заболевания часто связывают с тем, как, когда и при помощи чего рождались детки, а также в какой обстановке они начинали свое развитие сразу после появления на свет.

У недоношенных детей повышен риск появления аутизма

10:17, 07.05.2015 // Росбалт, Стиль жизни

ЛОНДОН, 7 мая. Преждевременное рождение способно изменить связки между ключевыми зонами мозга, что повышает риск появления проблем вроде аутизма, утверждают исследователи из Королевского колледжа Лондона. Как отмечает Meddaily, сканирование мозга 66 детей (47 из них родились раньше 33 недели, а 19 — в положенный срок) выявило у некоторых неврологические отклонения.

Ученых изучали связи между таламусом и корой головного мозга (эти связки быстро развиваются во время нахождения недоношенного ребенка в больнице). Так, дети, родившиеся в срок (37-42 неделя), имели структуры связи данных зон, очень напоминавшие взрослые структуры. А вот у родившихся раньше 33 недели связок было меньше между таламусом и частями коры мозга, поддерживающими высшие когнитивные функции. При этом связок оказалось больше между таламусом и первичной сенсорной корой, обрабатывающей сигналы, которые идут от лица, губ, челюсти, языка и горла.

Данные особенности могут говорить о том, что недоношенных детей начинают рано кормить грудью или из бутылочки. А вот нехватка связок в других областях, возможно, выльется в дальнейшие проблемы с обучением, концентрацией и социальными навыками.

Напомним, согласно статистике, о которой сообщалось ранее, каждый 68-й ребенок страдает от расстройств аутистического спектра. При этом большинство из этих детей — мальчики. Ученые из Медицинского колледжа Альберта Эйнштейна утверждают, у каждого 14-го ребенка симптомы РАС к моменту поступления в начальную школу могут пропасть.

А исследователи из Университета Альберты недавно выяснили, что родители самостоятельно могут заметить первые признаки аутизма у ребенка. По словам ученых, родители знают своих детей лучше всего. Поэтому многим врачам для постановки верного диагноза необходима их помощь. Специалисты призывают родителей наблюдать за своими детьми, а врачей — обращать внимание на опасения родителей. Ученые напоминают: ранняя диагностика позволяет подобрать оптимальную стратегию лечения.

Аутизм. Причины аутизма у детей.

Расстройства аутистического спектра (РАС, Autism spectrum disorders (ASDs)) представляют собой группу нарушений психического состояния включающих нарушения речи, социальных навыков и поведения.

В Твери прошла конференция «Гуманизм профессии врача – краеведческий .

Новости 2018-12-29 19:23:07

Маленьких пациентов больницы имени Н.Н. Силищевой .

Новости 2018-12-29 19:22:55

Более 100 жителей Пензенской области откликнулись на призыв связать .

Новости 2018-12-29 19:22:42

Симптомы этих нарушений могут варьироваться от легкой до тяжелой степени. Существуют три основных типа РАС:

Аутизм (также называемый классический аутизм). Пациенты с серьезными нарушениями речи, социальными и поведенческими проблемами.

Синдром Аспергера. Пациенты с теми же нарушениями, но в меньшей степени выраженности. Они обычно имеют нормальную речь и интеллектуальные способности.

Расстройства развития не классифицированные с другими состояниями (также называемые атипичный аутизм). Пациенты имеют некоторые симптомы психических расстройств, часто с нарушениями речи и проблемами социальной адаптации, но их не достаточно, чтобы диагностировать классический аутизм.

Статистика распространенности ASDs.

Встречаемость аутизма и подобных состояний среди детей в развитых странах достигает 1 из 150 здоровых детей. В Соединенных Штатах, например, вероятность диагностирования некоторых нарушений психики в детском возрасте может встретится у 650 тысяч человек. С 80х годов прошлого века наблюдается неуклонный рост случаев выявленной патологии, но показатели роста не вполне репрезентативны поскольку изменились методы и подходы к диагностике, акцентировалось внимание на психологических проблемах развития ребенка. Т.е. если раньше некоторые отклонения поведения не считались патологией, то современные представления о психическом здоровье заставляют искать подход к лечению таких пациентов. ASDs встречаются во всех расовых, социальных и образовательных группах. У мальчиков примерно в 4 раза чаще. Братья и сестры больного ребенка, могут подвергаться повышенному риску развития ASDs (2-8 %). Риску развития подвержены недоношенные дети.

Симптомы аутизма и расстройств аутистического спектра

Каждый ребенок с ASD является уникальным по имеющимся признакам нарушений. Общие характеристики включают:

Отсутствие речи (около 40 процентов детей с аутизмом не говорят вообще), повторение слов, повторение движений, чрезмерная активности или наоборот отсутствие игровых действий, частые истерики, не смотрят в глаза, не вступают и не поддерживают разговор, не заводят друзей, не реагируют при обращении к ним по имени, избегают перемен в привычном образе жизни, повторяют однообразные действия, замкнутость и желание быть в одиночестве, ориентированность на один вид деятельности или субъект, нарушение сна, чрезмерная чувствительность к определенным звукам, запахам или вкусу, неприятие прикосновений или объятий, необоснованные страхи, агрессивность, нанесение себе вреда, быстрая потеря знаний и навыков.

В первый год жизни распознать психические нарушения не представляется возможным, в дальнейшем отмечается отставание развития речи и социальных навыков, а приобретенные могут быстро утрачиваться. Физическое развитие, как правило, не страдает. Развернутая клиника, являющаяся основанием постановки диагноза формируется к 3м годам. Каждый ребенок развивается с определенной скоростью, ранние признаки расстройств можно заподозрить с 6-месячного возраста, когда младенец начинает гулить и лепетать при виде родителей. Также возможно отсутствие реакции и поворота на обращение к младенцу, отсутствие улыбки, отсутствие концентрации внимания при показывании предметов. Малыши с этими признаками не обязательно имеют ASD, тем не менее, родители должны обсудить эти признаки с врачом.

Критерии, которые должны настораживать: отсутствие лепета или отдельных слов, указательных и других жестов к 12 месяцам; не произносит отдельные слова к 16 месяцам; не произносит фразы к 24 месяцам; утрачивает ранее приобретенные навыки или забывает слова и определения в любом возрасте. Рекомендуется проводить обследование на признаки аутизма в 18 и 24 месяца. Ранняя диагностика позволит значительно улучшить прогноз.

Диагностика Аутизма.

Специфических методов диагностики не существует, диагноз устанавливается на основании наблюдения за поведением ребенка, используются скрининг-тесты определяющие характеристики поведения. При необходимости к обследованию и лечению привлекаются неврологи и психологи.

Причины развития аутистических нарушений и группы риска.

В группу риска включены дети рожденные до 37 недель беременности (недоношенные); при наличии проблем во время беременности и в родах – преэклампсия, гипертония, родовые травмы; дети с нарушениями зрения и слуха вследствие других причин. Развитие аутизма не связано с плохим воспитанием и другими социальными факторами. Окончательно причины не известны, но представляется, что имеются тонкие биологические аномалии в специфических структурах головного мозга. Возможно имеются генетические и экологические факторы. Недавно определена небольшая область гена на хромосоме 5, которая может быть связана с 15 % случаев ASD. Другое исследование указывает на область хромосомы 16 которая в 100 раз чаще встречается у детей с РАС. Некоторые инфекции (например, краснуха или цитомегаловирус) также были связаны с ЗАС. У старородящих матерей дети с аутизмом встречаются чаще. У 10 % детей с РАС имеются другие генетические заболевания, в том числе: синдром ломкой Х-хромосомы, туберозный склероз, синдром Дауна. Других вероятных причин развития аутизма, включая календарные прививки от инфекционных заболеваний, достоверно не выявлено.

Лечение аутизма.

Детям проводится интенсивная поведенческая терапия, групповые и индивидуальные занятия с психологом. Начиная с 18 месячного возраста, занятия приводят к значительному повышению коэффициента интеллекта (IQ + 18 баллов). Повышается способность к обучению языкам, улучшается социальная адаптация. Лекарственные препараты из группы антидепрессантов и седативных могут усилить прогресс.

Какие осложнения возможны у недоношенных детей

В США, у 1 из 68 детей обнаруживают РАС, по данным Центров по Контролю и Профилактике Заболеваний. Состояние, как сообщается, диагностируется во всех расовых, этнических и социально-экономических группах, но почти в пять раз чаще встречается среди мальчиков (1 из 42), чем среди девочек (1 из 189). РАС, как правило, связаны с генетическими факторами, даже если конкретный ген аутизма не выявлен.

Исследователи из Больницы Каролинского Института в Швеции исследовали более 100 детей, которые родились преждевременно, глубоко недоношенными, другими словами, раньше 27-ой недели беременности.

С разрешения родителей, команда следила за развитием мозга младенцев, используя магнитно-резонансную томографию (МРТ) в течение неонатального периода, а затем выделила детей, страдающих аутизмом, когда им исполнилось 6 лет.

Почти у 30% детей, родившихся глубоко недоношенными, были выявлены симптомы РАС, по сравнению с младенцами, которые родились доношенными, где этот уровень составил 1%. Предполагается, что вес при рождении и сопутствующие осложнения могут увеличить риск аутизма.

Кроме того, среди детей, рожденных преждевременно, у которых развились симптомы РАС, чаще выявлялись осложнения, такие как хирургические операции в течение неонатального периода.

Задолго до того, появились признаки РАС, в неонатальном периоде, были заметны различия между мозгом чрезвычайно недоношенных младенцев, у которых позже развились РАС и тех, у которых не развилось заболевания. Медленный рост и развитие наблюдалось в частях мозга, которые участвуют в социальных контактах, сопереживании и овладении языком.

Исследователи надеются, что раннее выявление структурных изменений мозга позволит своевременно диагностировать аутизм.

Смотрите так же:  Ужасы психопатия

Исследование: аутичные дети, родившиеся раньше или позже срока, имеют более серьезные проявления аутизма.

Согласно новому исследованию, проведенному Тэмми Мовсас в Отделении Эпидемиологии Университета штата Мичиган, аутичные дети, рожденные на несколько недель раньше или позже срока, как правило, имеют более серьезные симптомы аутизма.

Кроме того, как выяснилось в ходе исследования, аутичные дети, рожденные раньше или позже срока, проявляют большую склонность к аутоагрессивному поведению, чем аутичные дети, родившиеся в срок.

Хотя ученые не раскрыли точных причин того, почему в таких случаях наблюдается увеличение интенсивности симптомов аутизма, считается, что они могут быть связаны с некоторыми факторами, в результате которых ребенок рождается раньше (до 37 недель) или позже (после 42 недель) нормального срока беременности.

Исследование было опубликовано в журнале Аутизм и Нарушения Развития.

Мовсас, доктор наук, сотрудник отделения эпидемиологии при Университете штата Мичиган, считает, что исследование демонстрирует то, что существует множество различных проявлений расстройств аутистического спектра, ряда нарушений развития, включающих как классический аутизм, так и синдром Аспергера. А также оно показывает, продолжительность беременности у матери является одним из факторов, влияющих на тяжесть данного заболевания.

В то время как предыдущие исследования связывали более высокие темпы аутизма лишь преждевременными родами, это исследование стало одним из первых, в котором рассматривается тяжесть проявления заболевания среди аутичных детей, которые родились раньше срока, позже срока или вовремя.

«Мы считаем, что аутизм вызывается комбинацией генетических и экологических факторов», сказала она. «Но в случае недоношенных и рожденных позже срока младенцев, есть нечто имеющее преимущественную силу, что изменяет генетическое проявление аутизма».

«Внешняя среда, в которой недоношенный младенец продолжает развиваться, очень отличается от окружающей среды, которую бы ощущал ребенок в утробе матери. Такое изменение в окружающей среде может стать одной из причин, почему существует разница в тяжести аутизма среди таких детей».

Мовсас добавила, что в случае переношенных младенцев важную роль могут играть такие факторы, как более интенсивное воздействие гормонов во время нахождения ребенка в утробе матери, более высокая вероятность плацентарной дисфункции и возникновения необходимости в кесаревом сечении, а также использование методов родовспоможения.
Исследование также показало, что младенцы, родившиеся раньше нормального срока беременности (40 недель), особенно глубоко недоношенные младенцы, показали более выраженные стереотипные аутистические черты.

«Нормальный срок беременности на момент рождения, похоже, смягчает тяжесть симптомов расстройств аутистического спектра, и типы аутичных характеристик, как правило, отличаются в зависимости от возраста при рождении», сказала она.

В исследовании были проанализированы онлайн базы данных, составленные в Институте Кеннеди Кригера при Университете Джонса Хопкинса, и содержащие данные от примерно 4200 матерей с аутичными детьми в возрасте от 4 лет до 21 года. Он разделил данные о рождении детей на четыре категории: глубоко недоношенные (родившихся до 34 недель); недоношенные (от 34 до 37 недель); родившиеся в срок (от 37 до 42 недель) и позже нормального срока (родившиеся после 42 недель).

Матерей попросили заполнить несколько анкет в отношении симптомов аутизма у их детей, и результаты показали, что глубоко недоношенных, недоношенные и рожденные позже нормального срока аутичные дети имели значительно более высокие показатели при тестировании на наличие расстройств аутистического спектра, чем аутичные дети, рожденные в нормальный срок.

«Полученные результаты указывают на тот факт, что, хотя аутизм имеет сильный генетический компонент, течение беременности или перинатальный период могут повлиять на проявления аутизма», сказал Найджел Панета, эпидемиолог Университета штата Мичиган, который работал вместе с Мовсас над этим исследованием. «Это дополняет сделанный нами ранее вывод о том, что недоношенность является основным фактором риска для расстройства аутистического спектра, и может помочь нам понять, что может быть сделано в раннем возрасте для того, чтобы предотвратить или облегчить расстройства аутистического спектра».

Недоношенные дети и аутизм

Мифы об аутизме

В последнее время все большее число родителей сталкиваются с серьезной проблемой — их детям ставят диагноз ранний детский аутизм, или расстройства аутического спектра. И если в 60-70 годы такое происходило с одним ребенком на 10 000, то в последнее время картина радикально изменилась в худшую сторону. В начале апреля 2012 года Центр по контролю и профилактике заболеваний США выпустили шокирующий отчёт, который показывает состояние эпидемии аутизма. Сейчас в спектре расстройств аутизма находится один из 88 детей и один из 54 мальчиков (так как мальчики страдают чаще, чем девочки). Был зафиксирован 78% прирост по сравнению с данными 2002 года, что продолжило ранее наметившуюся тенденцию. Она наблюдается по всему миру, просто далеко не везде есть адекватная статистика. Например, украинские родители детей, больных аутизмом, делают все возможное, чтобы ребенку официально не поставили этот диагноз, потому, что в дальнейшем это ведет к очень жестокой дискриминации детей, которая, по сути, является нарушением прав человека. А такого для своих детей никто не хочет.

Сегодня, 2 апреля, во всемирный день распространения информации об аутизме, хотелось бы обратить внимание людей на эту проблему, которая без преувеличения является одной из глобальных проблем человечества. Нужно также развеять ряд мифов, которые отравляют жизнь не только людям и семьям, столкнувшимсяь с проблемой аутизма лицом к лицу, но и обществу в целом.

Миф 1: Аутизм — психическое заболевание.

В 1943 г. американский профессор психиатрии Лео Каннер впервые сделал заключение о существовании особого клинического синдрома с типичным расстройствами развития, назвав его «синдром раннего детского аутизма». Через год подобные клинические случаи были описаны австрийским ученым Г. Аспергером, который назвал это «аутической психопатией». Они выделили наиболее характерные черты клинической картины аутизма. Это, безусловно, было их большой заслугой, хотя характеристики выделенные учеными — это всего лишь внешние признаки аутизма. Не удивительно, что первые занялись этой проблемой психиатры, так как странности в поведении всегда были по их части. Официально и сейчас аутизм находится в их ведении. Хотя специалисты в этой области в состоянии только поставить диагноз, руководствуясь все теми же внешними описательными критериями, которые не изменились с сороковых годов. То есть, на самом деле, для постановки диагноза даже не нужно иметь медицинского образования, а просто знать набор признаков, дальше которого психиатрия в вопросе аутизма не пошла, да и не могла пойти. Отчасти, это произошло из-за отнесения аутизма к психическим заболеваниям, с другой же стороны — из-за подхода к лечению и пониманию причин этих самых заболеваний. Психиатрия оказалась абсолютно бессильна перед аутизмом. Это бессилие и породило ряд мифов, среди которых и миф о неизлечимости аутизма.

На самом деле, аутизм не является психическим заболеванием. Проявления аутизма — это неврологические, а не психические отклонения. Об этом свидетельствует не только масса современных научных исследований проблемы аутизма, но и истории жизни людей с аутизмом, их собственное, всегда адекватное понимание своих проблем, если конечно общество не забило их в детстве до состояния умственной отсталости и дало возможность учиться понимать мир и себя в этом мире.

Миф 2: В лечении аутизма может помочь психиатр

Этом миф отчасти развеивается вместе с первым мифом. Его развеивают сами психиатры, объявляя аутизм неизлечимым. Однако, они считают, что могут «облегчить состояние», а это неправда. Психиатры используют для этого ноотропные препараты и нейролептики, предназначенные для лечения шизофрении. И если ноотропные препараты (улучшающие мозговое кровообращение и т.д.), еще сравнительно безобидны, хотя они тоже часто не лучшим образом влияют на работу почек и печени, так что соотношение польза/вред для больного с аутизмом может колебаться как в ту так и в другую сторону, то прием нейролептиков (в том числе самого распространенного и самого назначаемого среди них — рисперидона) наносит огромный вред ребенку. Конечно, родителям может быть удобнее с этими препаратами. Ребенок становится «спокойней», не орет «без причины». Нейролептики заглушают боль и раздражение, связанные с нарушениями работы организма, и ребенок становится более удобным и «прибитым». Это удобство могут предложить психиатры. Но, во-первых, нельзя давать лекарства для психически больных психически здоровым людям, ведь так недалеко сделать психически здоровиых психически больными. Во вторых, «прибитый» нейролептиками ребенок не в состоянии учиться и развиваться. В то же время, эти препараты в буквальном смысле уничтожают печень, а вылечиться от аутизма при плохом состоянии и неправильной работе печени невозможно.

То есть, если родителям на каком-то маленьком отрезке времени будет «лучше» с нейролептиками, то ребенку однозначно будет хуже, тем более, если речь идет о долгосрочной перспективе. Плохо еще и то, что эти препараты вызывают привыкание и требуют время от времени повышения дозы. Когда их отменяют, у детей происходит «ломка», которую психиатры и родители часто принимают за ухудшение состояния из-за отмены препаратов и назначают их снова. Немалую роль в том, что нейролептики до сих пор назначаются больным с аутизмом, играет агрессивный маркетинг фармацевтических гигантов, которые не хотят терять такой перспективный, все время расширяющийся, рынок. Они, в том числе, работают на поддержание мифов об аутизме, ведь на них держатся многомиллиардные прибыли. У этих транснациональных компаний — практически неограниченные средства и возможности влияния на государственную политику многих стран в области здравоохранения. Они всячески стараются дискредитировать биомедицинский подход к пониманию причин и лечению аутизма, в рамках обычного устранения конкурента. Тем более, что во многих случаях производством нейролептиков и поливакцин, применение которых часто являются «запускающим» фактором, который приводит к сбою систем организма, влекущих за собой неврологические проявления аутизма, занимаются одни и те же фирмы.

Однако, мы отвлеклись. Мы специально выделили этот миф, чтобы подчеркнуть, что психиатр и психиатрические подходы могут очень сильно навредить ребенку с расстройством аутического спектра.

Миф. 3 Аутизм — неизлечим

Это абсолютный миф. Уже достаточно много вылеченных детей и детей, у которых значительно улучшилось состояние. Способы лечения постоянно развиваются. Но эффективность в лечении расстройств аутического спектра показали только и исключительно медицинские протоколы, основанные на диагностике и лечении обменных процессов в организме (в том числе систем дезоксидации), иммунной системы, желудочно-кишечного тракта и других внутренних органов. Выявляя и устраняя патологии в тесно взаимосвязанных системах организма, удавалось достичь больших результатов в лечении аутизма. Нередки случаи полного излечения. Такой подход к лечению получил название биомедицинского. В настоящее время в рамках этого подхода иммунологами и другими специалистами постоянно проводятся новые исследования, усовершенствуются протоколы лечения. Правда, чем меньше ребенок, тем больше вероятность полного излечения и тем на меньший срок лечение растягивается. Если двухлетнего ребенка можно за год-полтора вывести из спектра, то если ребенка начали лечить в 4 года, лечение растянется примерно на 5 лет, и чем старше ребенок, тем труднее наладить и отрегулировать работу всего организма, но кое-что все-же сделать можно даже с организмом взрослого человека.

Тем не менее, врачи-психиатры очень часто ничего не знают об этом подходе, а если и слышали, то ничего не понимают в нем. Стандартные методы, которые обычно используют психиатры в своей практике, не дали никаких положительных результатов в лечении аутизма. Поэтому официальная психиатрия, которая на сегодняшний день на госуровнях «монополизировала аутизм», породила миф о том, что аутизм неизлечим. Правильно же будет сказать, что аутизм нельзя лечить как психическое расстройство, поскольку он таковым не является, поэтому психиатрия бессильна.

Основа лечения — это правильное питание (диета, свободная от искусственных красителей, ароматизаторов, гормонов, антибиотиков, пестицидов, продуктов, содержащих тяжёлые металлы, глютена, казеина, сои), лечение кишечника, налаживание дезоксидации, борьба с бактериальной и вирусной нагрузкой и налаживание обменных процессов (метиляция, фолатный цикл, митохондриальная дисфункция), лечение слизистой кишечника, печени, почек. Без диеты всего этого сделать невозможно, но и диета сама по себе далеко не всегда может решить все проблемы, особенно если речь идет не о первых признаках, а о довольно запущенном состоянии организма. Конечно, существуют очень редкие случаи, когда организм на определенном этапе преодолевает свои проблемы практически самостоятельно. Но — это единичные случаи, в основном же происходит совсем наоборот, становится хуже. В подростковом возрасте некоторые процессы в организме, на данном этапе развития медицины, являются необратимыми. Причем ухудшение состояния организма не всегда ведет к ухудшению поведения или восприятия, так как дети просто учатся жить в этих безальтернативных для них условиях и вести себя правильно.

Смотрите так же:  Невроз и психоз что это

Миф 4: Аутизм — генетическое, врождённое отклонение.

Частично этот миф основывается на описательном подходе к диагностике аутизма современной медициной. Дело в том, что по некоторым внешним признакам к расстройствам аутического спектра можно отнести синдром Ретта. Этот синдром — действительно генетическое заболевание, которым болеют только девочки. Но речь идет только о внешних признаках, например, стереотипных движениях. Но, кроме схожих признаков есть и те, которые даже внешне кардинально отличают синдром Ретта от расстройств аутического спектра. Например аутизм, в отличие от синдрома Ретта, не сопровождается задержкой роста головы и развитием микроцефалии. Такого у людей с аутизмом нет и близко, мозг и голова нормальных размеров, лицо красивое, безо всяких признаков умственной отсталости.

Путаница с классификацией привела к тому, что расстройства аутического спектра тоже иногда рассматриваются как врождённые генетические заболевания. Однако, несмотря на массу исследований, не был найден ген, группа генов или хромосом, или других генетических причин, которые напрямую «отвечали» бы за аутизм. Сам факт эпидемии аутизма опровергает теорию его генетической природы. Тем не менее, существует наследственность, которая повышает риск развития аутизма при неблагоприятных условиях. К ним относятся наличие у ближайших родственников патологий щитовидной железы, сахарного диабета, обменного артроза, склонности к аллергиям, аутоиммунных заболеваний. В общем и целом, речь идет о врожденной «слабости» и большей подверженности внешним воздействиям организма ребенка. То есть, мы не можем говорить о генетической природе аутизма, но можем указать на косвенные факторы, которые при прочих равных условиях повышает вероятность развития аутизма именно у этого ребенка. Но это абсолютно не значит, что ребенок обязательно должен заболеть.

Сейчас уже очевидно, что примерно две трети детей с аутизмом приобрели его уже в процессе жизни в возрасте до 3 лет (более поздние случаи заболевания встречаются очень редко, так как после 3 лет ребенок обычно достаточно крепок, чтобы противостоять факторам, которые приводят к аутизму). С другой же стороны, родители части детей с аутизмом с рождения замечали, что они не такие. На этот счет можно сделать два вывода: 1) сбой произошел в раннем детстве, но уже после рождения; 2) сбой произошел в процессе внутриутробного развития, но вероятность этого, на наш взгляд, значительно меньше, так как ребенка «защищает» организм, в том числе и иммунная система, матери. То есть второй вариант предполагает, что ребенка вынашивала и рожала очень больная женщина с целым букетом разнообразных заболеваний. Так же следует отметить, что среди детей, больных аутизмом, высокий процент недоношенных, которые рождаются ослабленными.

Подлинные же причины аутизма заключаются, по большему счету, в том, что современный способ общественного производства на данном этапе становится несовместимым с простым воспроизводством здорового организма человека. Человек — лишь средство для получения прибыли, а не высшая цель жизнедеятельности общества. В наших продуктах гораздо больше вредных веществ чем полезных, большую часть из них вообще есть нельзя, наша окружающая среда заражена тяжёлыми металлами, пестицидами, токсинами, наши моющие средства — чистый яд, который вообще нужно держать от людей подальше, наша мебель, предметы быта и одежда тоже часто произведены из небезопасных для здоровья материалов, а нашей медицине выгодны больные люди, поэтому не лечатся излечимые болезни, не ставятся своевременно правильные диагнозы (разнообразные инфекции не лечатся вовремя), а вакцинация приносит больше вреда, чем пользы (мы не против прививок как таковых, а за разумную вакцинацию). В таких «благоприятных» общественных условиях страдают дети как самые уязвимые. Вирусная инфекция, в том числе и живые вирусы вакцин, или интоксикация может привести к одному из нарушений, которое потом потянет за собой все остальные, и в итоге приведет к аутизму разной степени выраженности.

Аутизм развивается довольно быстро. Многие родители видели, как после прививки или перенесенной вирусной инфекции (как график прививок, так и вакцины для детей на данном этапе далеко не безопасны, но производители вакцин, естественно скрывают эту информацию, а средств у них для этого много), ребенок перестает реагировать на одни внешние стимулы, и начинает болезненно корчиться от других. Перестает смотреть в глаза, перестает разговаривать. Утрачивает ряд уже приобретённых навыков. Начинает часто плакать. Сейчас уже известно, что многие проявления и «странности», связаны с неправильным восприятием мира, которое приводит к тому, что обычный для нас, звук и свет, прикосновение может восприниматься в гипертрофированном виде и причинять невыносимую боль. Тихие звуки могут заглушать те, которые для нас кажутся громкими, а, например, мерцание лампы дневного света может лишить возможности воспринимать что-то еще. Следует понимать, что гиперчувствительность, характерная для аутизма, в легкой форме может быть и преимуществом для человека, например, позволяет больше запоминать и подмечать, так как впечатления более яркие. Но в сильных формах она, скорее — источник боли и того, что другие люди воспринимают как неадекватное поведение, не замечая, не понимая и не видя эту боль. Трудно понять как человеку одновременно может быть больно от прикосновения «кусачей» одежды, которая другим таковой и не покажется, но вот удары, порезы и укусы могут и не вызывать такой сильной боли, как обычно. С другой стороны появляется множество внутренних источников боли, в основном — это кишечные колики и головная боль, чтобы хоть как-то заглушить которую некоторые дети могут биться головой об стену. Как в таком состоянии можно что-то воспринимать и учиться?

Нарушение восприятия мира естественно приводит к повышенной нервной возбудимости и к так называемому охранному, стереотипному поведению, чтобы контролировать ситуацию и избежать того, что может причинить боль. Новое начинает пугать, а другие дети, от которых вообще непонятно чего ждать, тем более. В таких условиях ребенок замыкается в себе, его становится трудно чему-то научить, и вообще он начинает тратить, гораздо больше сил на сопротивление новому, чем на его восприятие. И это, как бы не показалось странно, — адекватная реакция психически здорового человека на неадекватные условия. Конечно же, здесь я описываю тяжелые и сильные проявления аутизма (далеко не все бьются головой о стену), но они в той или иной степени характерны для всех людей с расстройствами аутического спектра.

Необычное восприятие мира приводит к тому, что мы, «нейротипики», не в состоянии понять, почему люди с аутизмом ведут себя странно. И это пугает нас.

Миф 5: Аутизм — результат поведения или дисфункции мозга

На самом деле, аутизм — это болезнь всего организма, расстройство, которое влияет на работу мозга, а не расстройство мозга. Поэтому лечить нужно не мозг, а организм в целом.

Миф 6: Причина аутизма — холодное отношение к ребенку со стороны матери, алкоголизм или наркомания родителей

Во второй половине ХХ века была распространена так называемая теория «холодной матери», сформированная в духе понимания аутизма как психического заболевания. Она формировала комплекс вины у родителей и создавала еще больше трудностей в общении матери и ребенка. Этот миф уже почти умер, а специалисты от него отказались полностью. Так как очевидно, что это не так. Но вот «доброжелательные» соседи, родственники и просто люди с улицы очень часто не церемонятся и говорят родителям гадости или в этом духе или наоборот, когда видно, что у матери и ребенка сильный контакт, что ребенок, просто разбалованный и поэтому капризничает. В любом случае, это давит на людей, в семье которой растет человека с аутизмом. Тут даже не важно, в чем именно общество обвиняет родителей, главное то, что в любом случае они, только и исключительно они, виноваты в болезни своего ребенка.

Хотя на самом деле виновата система медицины, который не в состоянии (не могут, а часто и не хотят) вовремя диагностировать и вылечить простую вирусную инфекцию, производители вакцин, продуктов питания, те, кто загрязняет окружающую среду и т. д. Короче говоря, виноват капитализм как система общественного производства. И пока будет капитализм, эпидемия аутизма не прекратится, хотя отдельные родители, создавая тепличные условия (для которых нужны средства), будут выводить своих детей из спектра.

Миф о том, что дети с аутизмом бывают только у неблагополучных родителей (алкоголики, наркоманы), тоже уже не разделяет ни один человек, знакомый с проблемой, но таких людей не так уж и много, а для обывателя эта мысль кажется вполне логичной.

Миф 7: Люди с аутизмом не испытывают чувств, не умеют любить и сопереживать

Миф основан на том, что люди с аутизмом нестандартно проявляют свои чувства. Например, поцелуи и объятия могут быть для них невыносимы на физическом уровне.

Кроме того, в основу мифа легло то, что дети с аутизмом часто просто не понимают людей, которые воспринимают мир по-другому и лишь с возрастом учатся понимать, а значит и сопереживать людям.

Но эмоции и ощущения — это еще не чувства. Многие люди с аутизмом всей своей жизнью и каждодневной заботой о других доказали, что это не так. Показали, что они могут чувствовать по-настоящему: любить, сочувствовать не только людям, но и животным, заботиться о других, дружить.

Тем не менее, миф разделяет даже часть «специалистов» — психиатров и психологов. Людям с аутизмом вообще часто приходится доказывать, что они — люди, которые имеют право на уважение, на образование, на работу, и вообще, на полноценную жизнь. Что они — настолько же люди, насколько и «нейротипики».

Миф 8: У людей с аутизмом снижен интеллект

В основе мифа лежит опять таки непонимание людей с аутизмом со стороны «нейротипиков». Как результат — способы проверки и оценки интеллекта оказываются абсолютно неподходящими для людей, а особенно для детей с аутизмом, которые еще не научились под нас подстраиваться. Часто дети, например, не воспринимают (не не понимают, а не воспринимают — это разные вещи), того что от них хотят, или, «защищаясь», делают все, чтобы не делать того, что просят. Дети не отвечают на вопросы, на которые знают ответы, не делают задания, которые могут выполнить, особенно плохо они ведут себя в ситуации экзаменовки, когда на них давят со всех сторон, или когда их экзаменуют рядом с мощным для них раздражителем, который мешает сосредоточиться, и воспринимать что-либо другое кроме него (неправильная одежда, лампы дневного света, громкие и резкие для них звуки, например, когда кто-то пишет, слишком яркие цвета в комнате). Они могут заглушать голос учителя в классе и т. д.

Аутизм может и часто создает трудности в обучении, но дело не в том, что у человека с аутизмом снижены возможности развития интеллекта. Наоборот, у многих интеллект выше среднего, поскольку аутизм заставляет человека учиться, но в другом направлении. Часто дети еще в раннем возрасте очень хорошо учатся избегать всего того, что их ранит или напрягает, и ставят очень сильные блоки, которые и мешают им учиться всему тому, чему учатся обычные здоровые дети, но осваивают что-то другое. Например, они могут учиться обходиться без речи когда можно, естественно, тогда приходится делать многое самостоятельно, что здоровым детям родители делают по просьбе (доставать вещи, ходить в туалет, и даже варить себе еду в раннем возрасте). Но такое поведение, особенно, когда оно закрепляется, становится преградой для обучения. Ломка стереотипа дается ребенку с большим трудом.

Трудности в обучении создает и неправильное восприятие, но даже это — не самое главное. Это все вполне преодолимо. Общество лишает ребенка с аутизмом возможности учиться и развивать свои способности.

Нередки случаи, когда родители, узнав от «специалиста» (психиатра), что это не лечится или, что это врожденное (генетическое, изменению не подлежит), перестают лечить и учить своих детей, ведь какой-то тоже «умный специалист», основываясь непонятно на чем, признал трехлетнего ребенка не обучаемым. Бывают случаи, когда отказываются от детей с аутизмом, сдавая в разного рода учреждения, где нормальное человеческое развитие в принципе невозможно. В фильме «Человек дождя» хорошо показано до чего можно довести человека с аутизмом, поставив его в условия, в которых он просто не учится жить в обществе: ориентироваться, принимать решения, работать, бороться. Подобные условия часто создаются в семье. Родители на деле, а не на словах относятся к свои детям как к вещам, все делая за ребенка и давая ему все, что ему хочется, даже не показывая, как с этим нужно обращаться. Только бы не плакал. При этом они мешают ему чему-то научиться и постоянно жалеют себя и несчастного ребенка. Ну, расставляет он в ряд машинки, ну и пусть, ему в данный момент комфортно. Поиграть с ним пробовали, но по-старинке не получилось и на этом основании сделали вывод, что и не нужно пробовать еще раз и «нервировать» ребенка. А ведь, возможно, просто нужно было говорить немного тише, чтобы звук не ранил ребенка и не провоцировал плач и крик, а становился доступным для восприятия, или наоборот — громче, чтобы мог перебить зрительную самостимуляцию и дойти до ребенка. Тут все индивидуально. В итоге ребенка лишают простого человеческого общения, так необходимого каждому.

Смотрите так же:  Диагноз имбецильность

На его трудности в общении, обусловленные болезнью, накладывается социальная среда, которая препятствует его человеческому развитию. Причем, частью этой неблагоприятной среды моет быть и психолог, который работает с ребенком, и его педагоги. Свое неумение, отсутствие знаний и нежелание найти подход к ребенку они оправдывают чем-то в роде: «ну что я смогу сделать, если он же такой. ». Мы постоянно слышим подобное по отношению к здоровым детям от бездарных школьных учителей, которые делят детей в классе на способных и не способных и работают только со «способными», то есть просто не делают того, что должны. К сожалению, таких очень много не только в обычных школах, но и среди тех, кто якобы является специалистом по работе с детьми с аутизмом.

Такая политика доводит детей до плачевного состояния. А ведь родители любят детей. Сначала они пытались что-то делать, в основном наталкиваясь на разного рода шарлатанов (о биомеде они обычно ничего не слышали), которые за большие деньги обещали вылечить (мгновенно и окончательно), а в итоге не давали ничего. Потом, послушав «специалистов», они перестали заботиться об образовании и искать пути лечения. Просто опустили руки и фактически лишили детей возможности развиваться. Дети целыми днями смотрят телевизор, играют в компьютерные игры и т. п. Я привела этот пример для того, чтобы показать, в каких условиях оказываются дети, за которых мы (взрослые) отвечаем и должны бороться. В таких условиях ребенок развивается вопреки, а не благодаря стараниям взрослых, которые могут создать непреодолимые преграды для него.

Есть два пути работы с детьми с аутизмом, которые не исключают, а дополняют друг друга. Можно лечить, а можно учить жить с болезнью, в этом плане многое можно сделать, чтобы полностью интегрировать человека с аутизмом в общество, чтобы он полноценно жил, учился и работал, несмотря на свои особенности. А если он с аутизмом это сможет, то без него и подавно.

Жить с аутизмом трудно (так как эта болезнь доставляет много проблем), научиться этому тоже нелегко и очень болезненно. Общество враждебно по отношению ко всем, кто явно не такой. Родители из любви к своим детям, из боязни, что их будут обижать, над ними будут смеяться и пытаться унизить, не отдают своих детей в школу к здоровым детям. И они правы — травить детей будут почти наверняка. Родителей можно понять. Детей действительно травят в классе, над ними издеваются как дети так и горе-учителя, которые не хотят искать особый подход к «ненормальному» ребенку. Получается, что в школе ничего хорошего и нет. Посмотрев на своих товарищей по несчастью, от детей которых администрация школы или детского сада постоянно пытается избавиться, так как эти дети неудобны, видя весь тот вред, который наносит ребенку враждебная школьная атмосфера, они идут более легким путем. Это или индивидуальное обучение, или школы, которые не дают полноценного образования. Ребенку так намного комфортней, но он не учится бороться и не становится самостоятельным человеком, так как все решения за него принимают другие. Теряется возможность научиться общаться с обычными, далеко не идеальными, людьми и вести себя в разнообразных жизненных ситуациях. Даже если школьная программа и была освоена на индивидуальном обучении, к жизни такие дети оказываются абсолютно не готовыми.

То есть кроме болезни, которая и так создает трудности в обучении из-за неправильного восприятия мира, затрудняющего коммуникацию, и усложняет освоение некоторых навыков, общество и самое ближайшее окружение тоже мешает развиваться. В итоге, отсутствие нормальной возможности учиться воспринимаются «специалистами» как неспособность это делать, а любые успехи ребенка остаются загадкой, случайностью, «чудом». А ведь организация такого «чуда» должно быть банальной, каждодневной работой, врачей (иммунологов, гастроэнтерологов, инфекционистов, эндокринологов, неврологов), педагогов, родителей и общества в целом.
Люди с аутизмом, которые в свое время получили возможность учиться и развиваться, не уступают здоровым людям и достигают больших успехов в разнообразных сферах деятельности, от компьютерных технологий до фундаментальной науки и искусства (и вообще в любой сфере). Развивают способности, которые позволяют компенсировать свои проблемы, мешающие жить. Они не такие как мы — но они не хуже нас. И мы обязаны это признавать и уважать людей с аутизмом, а детям создавать условия, которые должны быть у всех детей, вне зависимости от диагнозов. Если хотя бы ближайшее окружение ребенка понимает это, у него появляется возможность развиваться как человеку, поскольку бороться за это ему будут помогать.

Миф 9: Дети-аутисты нуждаются в специальных учебных заведениях.

Это очень вредный миф, о котором отчасти шла речь выше. Его разделяет большинство работников системы образования. Они в основном не знают, что такое аутизм, аутист для них — псих. Директора учебных заведений впадают в необоснованную истерику, когда в их учреждение пытаются отдать ребенка с аутизмом. Как ни печально, никто не хочет лишний раз напрягаться в работе с трудными детьми.

На самом деле детям с аутизмом не нужны никакие гетто в виде особых школ и садиков. Сейчас такие начали появляется, часто это — банальное выкачивание денег из родителей, способ нажиться на чужом горе. Но даже это не главное. В таких отдельных учреждениях невозможно научить человека строить свои отношения с обычными людьми. Хотя есть такие учреждения, где детей действительно учат и развивают (в основном они рассчитаны на детей дошкольного возраста), но общения со здоровыми сверстниками там все равно нет. Это может быть только дополнением (индивидуальные занятия и т. п.) к обычной детской жизни и школьному образованию, но не альтернативой ему.

Нужно только чтобы в обычных общеобразовательных учреждениях создавались условия для развития детей с аутизмом (хотя, конечно, на вопрос о том, создаются ли они для развития основной массы здоровых детей, вряд ли можно ответить утвердительно). К этим условиям относятся, в первую очередь, уважение, понимание и приятие особенностей со стороны педагогов, отсутствие агрессии с их стороны, возможность снять напряжение для детей (20 человек в классе, — и еще много раздражителей, в условиях которых нужно еще и слушать учительницу — это стресс и напряжение), возможность организации специального диетического питания. Некоторые дети на первое время нуждаются в помощнике, а некоторых нужно постепенно вводить в коллектив, двигаясь от индивидуального к классному обучению. Нужно чаще объяснять детям школьные правила, так как они часто нелогичны, или нелогичны на первый взгляд, а потому — непонятны. Конечно же, современная школа далеко не идеальна и дает образование очень сомнительного качества, чаще всего, в классе даже не формируется детский коллектив. Но зато в ней в миниатюре воспроизводятся все общественные отношения. А ведь именно с ними придется иметь дело детям в дальнейшей жизни. Именно их нужно будет менять по их же собственной логике. Так что пока перспективной альтернативы современной школе для детей с аутизмом быть не может.

Система таких мероприятий, которые позволяет ребенку с аутизмом адаптироваться к школьным условиям называется инклюзивным обучением. Как исключение оно сейчас практикуется в единичных случаях в общеобразовательных школах (и родители действительно не боятся принести в школу справку с диагнозом, или того, что он поведет себя странно, и его выгонят). Организовать такую систему повсемемтно не так уж и трудно, но общество должно быть заинтересовано во всех своих членах, в том числе и в людях с аутизмом.

На данный момент ситуация абсолютно противоположная. Когда семья воспитывает ребенка с аутизмом, ей постоянно приходится доказывать, что он не «дурак», и что он не хуже других детей и имеет точно такие же права, хотя о них часто никто даже слушать не хочет слушать. В какой-то стране ситуация лучше, в какой-то хуже, но в общем и целом — это так. Родители очень быстро начинают понимать, что их дети никому, по большому счету, кроме них, не нужны, и вынуждены бороться за детей в одиночку против всего мира.

Итак, рассмотрев мифы об аутизме и изучив эту проблему, приходим к следующему выводу, что капитализм становится несовместимым с простым воспроизводством здорового человеческого индивида. Организм человека, который относится к биологическому виду homo sapiens, просто уже не может нормально воспроизводиться в современных общественных условиях, а общество не может обеспечить условия для развития людей с обусловленными системой общественного производства проблемами со здоровьем.

Конечно, сейчас тоже можно создать для своих детей особые условия (в том числе и в плане питания быта и лечения), но это, во-первых, доступно далеко не всем; во-вторых, об этом и не задумываются, пока горе не приходит в дом; в-третьих, это с каждым днем становится все труднее, а через некоторое время станет вообще невозможным, так как планету уже загадили и продолжают загаживать до крайней степени. Отдельные разрозненные родители и люди с аутизмом, которые добиваются права и возможности быть полноценными членами общества, не могут победить систему. Таким образом, решать проблему аутизма нужно в планетарном масштабе, и решение кроется в коренном преобразовании отношения человека к природе и человека к человеку. А пока получается, что отдельных детей вылечивают и развивают, но при этом детей, больных аутизмом, становится с каждым годом все больше и больше. А если брать статистику по другим заболеваниям, то оказывается, что миллионы людей постоянно умирают от давно уже излечимых болезней. В рамках капитализма по-другому и быть не может.

Другие статьи

  • Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Консультация (младшая группа) по теме: консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей. Предварительный просмотр: Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного […]
  • Как правильно купать в круге месячного ребенка Как купать ребёнка с кругом на шее С какого месяца купать ребёнка с кругом на шее, как правильно это делать, в какое время? Советы доктора Комаровского и видео инструкция. Водные процедуры – особенное удовольствие для маленького ребенка. Кроме обычного гигиеничного […]
  • Ребенок 9 месяцев не спит весь день Грудничок весь день не спит: причины нарушения детского сна Полноценный сон имеет очень большое значение для поддержания физического и психического здоровья детей и взрослых. Особенно важен он для малышей первого года жизни, переживающих период адаптации к окружающему […]
  • Отит у 3 х месячного ребенка Отит у 3 х месячного ребенка Для более быстрой и комфортной работы с сайтом бэби.румы рекомендуем обновить ваш браузер. Для этого необходимо скачать и установить обновление,с официального сайта браузера. Нужные организации на карте твоего города Чем чаще всего болеют […]
  • Почему ребенок после еды не срыгивает Первые грудничковые проблемы – срыгивания, икота, колики Первые грудничковые проблемы связаны с пищеварением. Наиболее частые проблемы у малышей: срыгивание, рвота, икота, колики (боли в животе), пищевая аллергия, нарушение характера и частоты стула, запор, диарея […]
  • Равномерный метод воспитания выносливости Методики воспитания выносливости Методика воспитания общей выносливости Для развития общей выносливости наиболее широко применяются циклические упражнения продолжительностью не менее 15—20 мин, выполняемые в аэробном режиме. Они выполняются в режиме стандартной […]