Недоношенные дети развитие речи

10 мифов о развитии речи малыша

Утверждение №1: с малышом важно разговаривать еще до его рождения.

Верно! Сегодня уже признанный факт: ребенок способен узнавать голос матери задолго до своего появления на свет. Ученым даже удалось доказать, что младенцы до рождения охотно слушают сказки! В одном из исследований грудные дети узнавали сказку, которую матери читали им до рождения. Когда они слышали знакомую сказку, их сердечный ритм замедлялся. Можно сказать, что зародыш любит то, что ему знакомо, – это его успокаивает. Однако не стоит активно использовать внутриутробный период, чтобы добиться ускоренного развития малыша. Некоторые родители проявляют слишком большое рвение, читая зародышу сложную научно-популярную литературу, включая классическую музыку и держа наушники у маминого живота… Пока ни одно исследование не показало, что дети, которым родители до рождения напевали арии из опер или читали энциклопедию, оказывались впоследствии более развитыми. А ставя наушники на живот матери, мы рискуем сбить естественный ритм сна ребенка.

Утверждение №2: эмоциональное общение с мамой в первые месяцы жизни очень важно для развития речи.

Верно! Младенец готов к контакту, едва появившись на свет. У детей есть врожденная способность реагировать на мимику людей – каждый, у кого есть возможность понаблюдать за новорожденным младенцем, может в этом убедиться. Малыши, которым всего несколько часов или дней от роду, уже копируют поведение взрослых. Подойдите к ребенку, наклонитесь над ним и высуньте язык, покачайте головой или подмигните – и вы увидите, что он сделает. Даже когда вы прекратите эту имитацию, малыш попытается продолжить ее, повторяя те движения, которыми вы только что обменялись. Вы убедитесь, что ваш новорожденный может намного больше, чем просто есть и спать. Он вступает в коммуникацию и учится у вас с первых дней своей жизни. Исследования показывают, что грудные дети с рождения способны различать наши эмоции и даже подражать выражениям наших лиц. В одном из экспериментов младенцам, которым исполнилось всего 36 часов, показывали разные лица. Просмотрев видеозапись, эксперты по движениям лба, глаз и рта новорожденных смогли сказать, каким выражениям подражают малыши. Дети явно предпочитали положительные эмоции!

Утверждение №3: недоношенные дети осваивают речь значительно позднее сверстников.

Верно и неверно. Родители часто делают ошибку, сравнивая развитие ребенка, родившегося на сроке до 37 недель, с развитием ровесников, родившихся в срок. До двух лет для недоношенных малышей действует правило: надо вычитать возраст недоношенности. То есть в два года развитие ребенка будет соответствовать одному году 10 месяцам. Существует масса различных методик, но главный принцип: вашему малышу нужно еще больше внимания, времени, общения и заботы, чем ребенку, прошедшему весь гестационный период. Если же вам кажется, что ваш ребенок отстает в развитии, не пытайтесь решить проблему самостоятельно: консультации специалистов: невролога, логопеда, детского психолога – не будут лишними. При этом нередки случаи, когда дети, родившиеся на несколько недель раньше срока, ничем не уступают в развитии другим малышам.

Утверждение №4: все дети начинают говорить в одно и то же время.

Неверно! Развитие речи проходит по-разному, это очень индивидуальный процесс. У некоторых детей долго формируется фразовая речь, зато к двум годам они осваивают произношение всех звуков родного языка. Другие малыши рано начинают произносить длинные фразы, но не выговаривают многих звуков. Некоторые детишки много и с удовольствием говорят, но используют всего несколько слогов, и часто только мама может понять, что они сказали. Многое зависит от здоровья ребенка, его пола, темперамента, а также от того, как родители общаются с ребенком, сколько с ним занимаются, играют. Например, дети с хорошо развитой моторикой раньше начинают говорить и быстрее овладевают речевыми навыками. Детишки, с которыми после года-полутора родители продолжают разговаривать на «особом» младенческом языке, который взрослым иногда кажется очаровательным, могут иметь сложности с освоением языка. В целом считается, что ребенок, не имеющий проблем со слухом и восприятием речи, с которым взрослые достаточно общаются, начинает говорить к 14–18 месяцам. Не следует постоянно экзаменовать ребенка и сравнивать его с другими детьми, особенно с родными братьями и сестрами. Но если в 2 года ваш малыш вообще не говорит, необходима консультация специалиста.

Утверждение №5: сюсюканье с ребенком после двух лет ведет к трудностям в освоении речи.

Верно! Сюсюкая, вы упрощаете слова и словосочетания, намеренно их искажаете. В целом коверканье слов и чрезмерное употребление уменьшительных форм слов мешает полноценному развитию речи. В год ваш ребенок уже вполне готов к освоению «взрослой» речи. Нестрашно, если ребенок называет кошку «киса», со временем он привыкнет называть ее правильно, если будет слышать дома правильную, грамотную речь. Поэтому обязательно обращайте внимание на то, что и как вы говорите.

Утверждение №6: если ребенок правильно повторяет слова, у него не будет трудностей с речью.

Неверно! Если малыш повторяет слова как попугай, это может быть как возрастной нормой, так и сигналом проблем в будущем. Повторение слов или фраз – эхолалия – до трех лет часто возникает, когда ребенок учится говорить и имитирует чужую речь. В более взрослом возрасте этот симптом требует обращения к специалисту.

Утверждение №7: заикание – это просто повторение звуков («пи-пи-пирог»).

Неверно! При заикании происходит непроизвольное сокращение речевых мышц, при котором речь блокируется. У ребенка возникает физическое напряжение, появляются гримасы или тик, прерывается дыхание. Этого не происходит при простом повторении первых звуков слова. При заикании в органах артикуляционного аппарата возникают судороги, которые приводят к нарушению плавности речи. Иногда это происходит из-за недостаточной подготовленности речевых органов (гортани, голосовых связок, нижнего нёба, языка) к речи. Сильные психоэмоциональные потрясения становятся причиной заикания приблизительно в 15% случаев. Заикание создает трудности при общении, но в отличие от дислексии не вызывает проблем в обучении, не ведет к трудностям в освоении письма и чтения. Многие заикающиеся дети прекрасно учатся в школе. При лечении заикания ребенок учится говорить на выдохе, медленно и спокойно. Родителям необходимо также перейти на медленный темп речи при разговоре с ребенком, не торопить, не заканчивать за него фразы, учиться понимать его. Для этого нужно выделять для занятий и общения достаточно времени, осваивать дыхательные упражнения, учиться держать себя в руках. При этом необходим постоянный контроль логопеда.

Утверждение №8: петь детские песенки и повторять считалочки полезно для освоения речи.

Верно! Это расширяет словарный запас, развивает память и воображение, побуждает ребенка к выражению своих мыслей и эмоций, учит творческому обращению со словом – рифмовать, составлять фразы, придумывать ассоциации. Для развития очень полезно многократное повторение примитивных действий: это и завораживающая игра, и тренировка. Считалки, потешки, скороговорки незаменимы для развития памяти, внимания, воображения, совершенствования произношения (поэтому их так любят логопеды). Кроме того, любой стишок или песенка, который нравится малышу, помогает сделать изучение языка приятным и веселым занятием. А считалка к тому же уникальный жанр: это одновременно короткая смешная история, игра, загадка и просто приятное сочетание звуков, которое хочется повторять еще и еще. Малышей вообще завораживают рифма и ритм, а в распевании считалки есть еще и удовольствие от предвосхищения эффектной концовки. Если же вы хотите разнообразить репертуар вашего малыша – попробуйте игру в рифмы: он, скорее всего, будет в восторге.

Утверждение №9: дислексия – это нарушение звукопроизношения.

Неверно! Дислексия – избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения. Как правило, нарушение связано с проблемами составления слов из слогов (слогосложения), чтения целыми словами, беглого чтения. Дети читают медленно, по буквам или по слогам, пытаются угадать слова, а не прочитать их, переставляют буквы и слоги местами. Дислексия может быть выявлена до школы, когда ребенок начинает учиться читать и писать и у него возникают специфические сложности: например, он не может запомнить, как правильно подписать свое имя под рисунком или повторяет одни и те же ошибки при чтении простого текста.

Утверждение №10: у ребенка, который плохо говорит, будут проблемы с общением.

Верно! Социализация без языка невозможна! Дети достаточно остро реагируют на несовершенство произношения сверстников, и это может стать причиной изоляции и даже травли ребенка уже в старшей группе детского сада. Ребенок, оказавшийся в социальной или эмоциональной изоляции, замыкается в себе, это часто ведет к проблемам в поведении. Именно поэтому ранние консультации у логопеда позволяют избежать сложностей в общении со сверстниками в дальнейшем. Чем раньше будут выявлены проблемы со слухом, тем меньше последствий для речевого развития они будут иметь.

Недоношенные дети — развитие

Недоношенным считается ребенок, который родился в период между 22-й и 38-й неделями беременности. Его вес колеблется от полкилограмма до двух с половиной килограмм. Выделяют четыре степени недоношенности ребенка в зависимости от его массы при рождении:

  • первая степень: 2000-2500 г;
  • вторая: 1500 – 2000 г;
  • третья: 1000-1500 г;
  • четвертая: до 1000г.

Немаловажным показателем является и то, какой шел месяц беременности, когда родился ребенок. Так как в разное время протекания беременности, он находится на разных стадиях внутриутробного развития.

Ни для кого не секрет, что недоношенный ребенок плохо приспосабливается к внешним условиям, которые, кстати, могут сильно повлиять на его развитие за пределами маминого животика. Вот в чём это выражается:

  1. Зачастую недоношенные дети рождаются с бордовой и блестящей кожей. Это, в свою очередь, говорит о том, что у ребенка не развился подкожный жировой слой. Эти малыши выглядят сморщенными «старичками» из-за того, что их кожа недостаточно сформирована. Но это со временем проходит.
  2. Недоношенный малыш очень сильно уязвим. После первых двух дней жизни у него может начать развиваться физиологическая желтуха, которая у недоношенных детей наиболее выраженная, а длительность ее больше. К тому же она способна вызвать поражение клеток мозга.
  3. Особенности развития недоношенных детей таковы, что их тело развито не до конца: просматриваются сосуды и внутренние органы. А лобные кости неокончательно сформированы в отличие от детей, которые появились на свет «точно по расписанию». Поэтому голова немного больше по размерам и имеет другую форму. Дыхание учащенное и неравномерное, которое и вовсе может произвольно остановиться. Только через полтора месяца малыш начнет воспринимать нагрузку на мышцы, а дыхание нормализуется и станет стабильным.
  4. Развитие недоношенных детей требует жесткого соблюдения правил и постоянного наблюдения. У них не до конца сформированная нервная система, поэтому у малыша отсутствует большинство врожденных рефлексов (к примеру, он не может глотать). Поэтому его питание производится при помощи специализированных инструментов. Малыши третьей и четвертой степени недоношенности подвержены особым опасностям. К примеру, под угрозой находится их зрение.

Недоношенному ребенку для полноценного развития необходимо кормление молоком матери. Однако тут есть огромное препятствие: у нее на таком этапе беременности молоко еще не появляется. Поэтому матери проходят специальные процедуры и стимулируют образование молока. Почему так важно материнское молоко? Его состав уникален и как нельзя лучше подходит для ребенка. Поэтому для развития недоношенного ребенка становится особенно важным кормление именно материнским молоком, особенно в первые полтора месяца жизни.

Развитие недоношенного ребенка по месяцам

Развитие недоношенного ребенка происходит строго по месяцам. Существуют установленные показатели, которые ребенок должен достигнуть для того, чтобы дальше жить без осложнений и недостатков в организме. С этапами развития недоношенного ребенка по месяцам можно ознакомиться в таблице развития недоношенного ребенка. Она представлена ниже и в ней отражаются такие особенности развития недоношенных детей, как его вес и рост в зависимости от месяца жизни, а также степени недоношенности.

Недоношенные дети развитие речи

Первый год для родителей самый радостный, но и самый тревожный. Малыш чихнул – родители волнуются, у крохи поднялась температура – всю ночь не спят, ну а уж если ребенок никак не садится или не начинает ползать – взрослые в панике! А первого слова мамы ждут, как манны небесной! Ведь врачи твердят, что сегодня все больше детей страдает задержками речевого развития. Когда же в норме малыш должен заговорить и стоит ли беспокоиться, если в год-полтора малыш не произносит ни слова? Об этом рассказывает детский невролог Научного Центра Психического Здоровья РАМН Галина Николаевна Шимонова.

Смотрите так же:  Какая температура должна быть у 2 месячного ребенка

В психическом развитии дети проходят несколько этапов, и проходят они их по-разному. Кто-то ползает до полутора лет, а кто-то не ползает вовсе, у некоторых малышей зубы прорезываются в три-четыре месяца, а у других первый зубик проклевывается только к году. Хотя, конечно, определенные нормы развития существуют, и по ним педиатры и невропатологи оценивают состояние и развитие малыша. Согласно этим нормам «лепет» должен появиться в речи ребенка уже в 6-7 месяцев, а к году малыш должен повторять несколько слов. Однако на развитие ребенка влияют многие факторы: беременность, роды, образ жизни и даже пол. К примеру, мальчики, как правило, начинают говорить позже девочек-ровесниц. Кроме того, у мальчиков чаще встречаются проблемы с речью. Это обусловлено генетическими факторами. Наследственность тоже играет немаловажную роль: если один из родителей поздно заговорил, то у ребенка, скорее всего, будет наблюдаться задержка речи. И это все варианты нормы.

Родители, внимательно следящие за развитием ребенка, должны обратиться к врачу, если в возрасте 1,5 года малыш не понимает простых слов (своего имени и названий окружающих предметов), в возрасте 2-х лет – не пытается повторять слова. Неспособность детей составлять фразы из двух слов в 2,5 года и неумение произносить простые предложения в 3 года должны также вызывать серьезную озабоченность у родителей. Задержки речевого развития регистрируются у 2-4% детей.

Но если и после 3-х лет малыш не говорит даже простых предложений, о варианте нормы можно забыть. Впрочем, специалисты не советуют ждать до 2-3-х лет, и предлагают начинать занятия с ребенком уже в грудном возрасте, месяцев в 7-8, когда малыш начинает понимать обращенную к нему речь.

Некоторые мамы радуются, что их дети очень рано (около 1-1,5 лет) начинают говорить правильными предложениями, используя довольно обширный лексикон. Однако подобные явления нередко приводят к срыву нервной системы. Таким детям необходим отдых, прогулки на свежем воздухе, минимум впечатлений и умеренные разговоры.

Почему он молчит?

Причины задержки речи могу быть разными. Одна из самых распространенных причин задержки – поражение слуха. Так, если малыш не отзывается на свое имя, ничего не говорит — это должно взволновать родителей и побудить их проконсультироваться с педиатром и ЛОРом. Нередко проблемы со слухом возникают из-за воспаления среднего уха в сочетании с серной пробкой (отит). В этом случае врач выпишет антибиотики и кортикоиды, которые ребенок должен принимать в течение нескольких недель.

Вторая причина – особенности биологического созревания нервной системы, когда у ребенка наблюдается общая задержка развития, не только речевая. Это часто бывает у недоношенных детей.

Третья причина более серьезная: задержка речи является лишь следствием общего расстройства развития, к примеру, легкой степени умственной отсталости или олигофрении.

Четвертая причина – отсутствие мотивации. Обычно подобная картина складывается в семьях, где ребенку отводиться центральная роль. При «детоцентризме» мама с папой, бабушки и дедушки определяют своей главной жизненной задачей выполнение всех прихотей ребенка, когда по первому его крику или даже взгляду взрослые точно улавливают, чего хочет чадо, и тут же кидаются на помощь. Ребенку даже не нужно ни о чем просить! Как в известном анекдоте, когда ребенок до 3-х лет молчал, как рыба, и заговорил только, когда ему подали несладкий чай. «Как?! – удивились родители, — ты умеешь говорить?! Почему же ты раньше молчал?!». «Так раньше все было нормально» — невозмутимо ответил малыш.

Пятая причина – педагогическая запущенность и эмоциональная неудовлетворенность, когда ребенком мало занимаются, не уделяют должного внимания. Это, как правило, дети из неблагополучных семей. Попадая в нормальные условия, такие малыши быстро наверстывают упущенное и начинают говорить в соответствии с возрастной нормой.

Шестая причина – психологическая травма. В первую очередь, к таковым можно отнести ранний отрыв от матери. Например, мама серьезно заболела, легла в больницу, и малыш некоторое время оставался вдали от мамы. Или, наоборот, кроха попал в больницу (даже если мама была рядом, для ребенка это удар по психике). Либо мама была вынуждена на несколько дней уехать и оставить малыша на попечение родственников. Для ребенка до года это может стать серьезным испытанием. Поэтому о подобных вещах обязательно нужно сообщать невропатологу для выявления истинной причины задержки речи и установления правильного диагноза.

Седьмая причина – дефицит личного общения. Нередко мамы так заматываются с непоседливыми детьми, что предпочитают усаживать их в манеж или перед телевизором и заниматься своими делами. Да и работающие отцы сильно устают после работы, и, приходя домой, мечтают только о том, чтобы сытно поужинать и отвлечься от повседневных забот, погрузившись в «телевизионный» мир, а с ребенком разговаривают скупыми односложными предложениями. В итоге малыш мало слышит человеческую речь, и ему просто не у кого учиться говорить!

Кроме того, некоторые родители ошибочно полагают, что в обучении речевым навыкам ребенку может помочь телевизор. Это не так. Исследования показывают, что ребенок должен слышать и видеть речь не на экране, а «вживую». Дело в том, что когда человек произносит слова, в речевой процесс включается все его тело, совершая определенные микродвижения. И тело слушателя во время беседы совершает точно такие же движения с небольшим запаздыванием в 40-50 миллисекунд. Это происходит неосознанно, и движения не видны глазу. То есть, для того, чтобы произнести одно слово, мы задействуем все тело. Вовлекаясь всем существом (в прямом и переносном смысле) в общение, ребенок учится говорить и на уровне сознания, издавая различные подражательные звуки: агуканье, бульканье, кряхтение. Прежде чем произнести свое первое слово, малыш целый год тренирует мышцы тела и лица, учится координировать более сотни мускулов, задействованных в артикуляции, ориентируясь на взрослых. А когда ребенок слышит речь из динамиков телевизора или радиоприемника, его тело никак не реагирует на звуки.

Чем мы можем помочь?

Помощь зависит, прежде всего, от причины задержки. Если это дефицит общения – следует больше разговаривать с ребенком, читать ему книжки, петь песни, потешки. Но при этом не нужно «скакать» вокруг ребенка и все время его развлекать, кидаться выполнять любые его желания – необходимо создавать ситуации, когда ребенок вынужден просить вас о чем-то. Одна мама постоянно твердила дочурке: «Скажи, что ты хочешь, я тебя не понимаю», добиваясь тем самым, чтобы девочка не мычала, указывая на предмет, а говорила «дай». Безусловно, здесь не нужно перегибать палку и доводить ребенка до слез, помните, что малышу с большим трудом даются первые слова.

И, разумеется, обязательно покажите малыша отоларингологу и невропатологу. Ведь только специалист сможет определить наличие и степень серьезности заболевания или назначить правильное лечение. Если проблем со слухом у малыша нет, то ребенком будет заниматься невропатолог. При лечении задержек речевого развития помимо коррекционных занятий обычно используются различные ноотропные препараты, такие как кортексин, энцефабол, ноотропил. Эти препараты положительно влияют на высшие интегративные функции головного мозга, улучшая процесс обучения и память.

Иногда при задержке речи привлекают и логопеда, но, к сожалению, подавляющее большинство логопедов не работают с малышами до 3-4-х лет, а начинать работу с ребенком иногда нужно гораздо раньше.

: Ученые Института мозга человека РАН разработали новый способ лечения задержек речевого развития у детей, который позволяет уменьшить проявления незрелости головного мозга. Это происходит с помощью лечебного воздействия постоянного электрического тока небольшой силы на ткани головного мозга. Воздействуя таким образом на мозг ребенка, ученым удается активизировать речевые зоны ребенка.

Заниматься с малышом родители могут и самостоятельно. Но это должно стать дополнением к занятиям с невропатологом, а не альтернативой. В первую очередь мама должна развивать мелкую моторику ребенка. Давно доказано, что речевые области формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. То есть, массаж и тренировка детских пальчиков ускоряют процесс развития речи. И существенно ускоряют — на 2, 5 месяца! Поэтому очень полезно, начиная с грудного возраста, делать легкий массаж кистей крохи. Можно играть с малышом в игры «Сорока-белобока», «Пальчики и кулачки», «Ладушки». Под присмотром взрослых ребенок может перебирать мелкие предметы: пуговицы, камушки, ракушки, орехи, фасоль, горох.

Также следует в игровой форме обучать ребенка различным словам. Можно приобрести или сделать самим серию карточек с изображением предметов: транспорта, зверей, птиц, насекомых, людей. Картинки должны быть яркими, но простыми по своему исполнению и понятными ребенку. Несколько раз в день можно давать их малышу рассматривать. Ребенку можно не только называть предметы, но и изображать, как гудит самолет или мяукает кошка, стимулируя тем самым звукоподражание. Со временем можно начать задавать малышу вопросы: «Кто это?» «Что это?» «Как скачет лошадка?» «Как лает собака?», а затем и рассказывать, что «Машина едет», «Кошка облизывается», «Мальчик идет в школу» и так далее. И совсем не обязательно ждать пока ребенок сам начнет отвечать на ваши вопросы! Главное – чтобы малыш слышал и видел, как вы это говорите. Постепенно он начнет вам подражать и сам заговорит. За любую попытку хвалите малыша! И не бойтесь перехвалить, ведь тогда у ребенка будет важный стимул – мамино одобрение и гордость. Рассказывайте домочадцам об успехах малыша, и обязательно делайте это в присутствии ребенка (даже если вам кажется, что малыш ничего не понимает). Дети чувствуют интонацию родителей и прекрасно улавливают, когда говорят о них.

Какими бы ни были причины расстройства речи ребенка, родители должны помочь крохе преодолеть трудности. Больше разговаривайте с малышом, читайте ему вслух, пойте. Чем больше ребенок будет погружаться в язык и музыку слов, тем лучше и быстрее он заговорит. Ведь прежде чем произнести слово, ребенок должен много раз его услышать. И помните ваши монологи — это не разговор в пустоту, ребенок слышит вас и обязательно заговорит.

Развитие речи у недоношенного ребёнка

Здравствуйте Наталья! Меня очень интересует развитие речи у недоношенных малышей , поделитесь пожалуйста информацией или опытом развития речи у таких деток. Мой сын родился в 29−30 недель с весом 1кг400 грамм , сейчас нам год и пять месяцев , задышал сам ( обошлись без ИВЛ) но на кислороде был три недели , в отделении недоношенных лежали полтора месяца , выписались с диагнозами: ретинопатия 2 степени , анемия недоношенных , ишемическое поражение […]

Здравствуйте Наталья! Меня очень интересует развитие речи у недоношенных малышей,поделитесь пожалуйста информацией или опытом развития речи у таких деток.Мой сын родился в 29-30 недель с весом 1кг400 грамм,сейчас нам год и пять месяцев,задышал сам (обошлись без ИВЛ) но на кислороде был три недели,в отделении недоношенных лежали полтора месяца,выписались с диагнозами :ретинопатия 2 степени,анемия недоношенных,ишемическое поражение ЦНС .Держать голову,переворачиваться,ползать,стоять начал с отставанием ровно в два месяца от доношенных деток,пошёл в год и месяц(по предполагаемой дате родов в 10.5месяцев).Молоко было только до полугода,грудь сам не сосал ,сцеживалась и кормила через бутылку.Гулить начал в 6 месяцев,в 9 месяцев появились звуки..подолгу распевал,повторял за мной.Ребёнок очень подвижный,мелкая моторика развита хорошо,знает горшок,всех близких ему людей,показывает какой он большой вырос..а вот с носиком и глазками беда…несколько раз показал и всё..теперь игнорирует,знает домашних животных(показывает пальчиком).А вот с речью как то у нас никак,месяц назад говорил мама,чётко,обращаясь ко мне,были слова баба,папа,дядя,дай,на…сейчас осталось только дай и на..и всё. Очень переживаю по этому поводу,боюсь что либо упустить.Ещё наверное немаловажную роль играет пустышка,её мы сосём постоянно,в данный момент пытаемся отучить..но это оказывается очень сложно,он её ищет ,отвлекать получается ненадолго,боюсь повредить его психику..но ещё больше боюсь за речь((((.Очень жду вашего ответа))))

Смотрите так же:  Супружеские отношения и их влияние на развитие ребенка

Подпишись на канал Lisa в Яндекс.Дзен

> Здравствуйте Наталья! Меня очень интересует развитие речи у недоношенных малышей,поделитесь пожалуйста информацией или опытом развития речи у таких деток.Мой сын родился в 29-30 недель с весом 1кг400 грамм,сейчас нам год и пять месяцев,задышал сам (обошлись без ИВЛ) но на кислороде был три недели,в отделении недоношенных лежали полтора месяца,выписались с диагнозами :ретинопатия 2 степени,анемия недоношенных,ишемическое поражение ЦНС .Держать голову,переворачиваться,ползать,стоять начал с отставанием ровно в два месяца от доношенных деток,пошёл в год и месяц(по предполагаемой дате родов в 10.5месяцев).Молоко было только до полугода,грудь сам не сосал ,сцеживалась и кормила через бутылку.Гулить начал в 6 месяцев,в 9 месяцев появились звуки..подолгу распевал,повторял за мной.Ребёнок очень подвижный,мелкая моторика развита хорошо,знает горшок,всех близких ему людей,показывает какой он большой вырос..а вот с носиком и глазками беда…несколько раз показал и всё..теперь игнорирует,знает домашних животных(показывает пальчиком).А вот с речью как то у нас никак,месяц назад говорил мама,чётко,обращаясь ко мне,были слова баба,папа,дядя,дай,на…сейчас осталось только дай и на..и всё. Очень переживаю по этому поводу,боюсь что либо упустить.Ещё наверное немаловажную роль играет пустышка,её мы сосём постоянно,в данный момент пытаемся отучить..но это оказывается очень сложно,он её ищет ,отвлекать получается ненадолго,боюсь повредить его психику..но ещё больше боюсь за речь((((.Очень жду вашего ответа))))

Здравствуйте. Очень сочувствую вам, пришлось вам нелегко.Спешу вас утешить — повода для паники в вашей ситуации нет точно. Да, ретинопатия и неврология — дело нешуточное, и с этим придется считаться. Но то, как малыш компенсировал родовую травму на первом году жизни — просто удивительно и обнадеживающе. Главное, что есть на сегодняшний день — хорошее моторное и умственное развитие (по вашему описанию). Да, речь недоношенных деток, конечно, отстает от нормы, что поделать. Вам придется в буквальном смысле слова засучить рукава и начать работать над этой проблемой. Давайте начнем ее решать:

1. Коррекция зрения — обязательно. Вы ничего не пишите про это: какова острота зрения сейчас, делали ли вы диагностику, проходили лечение и т.д. Что со слухом? Проверяли?

2. В плане речи — развивайте прежде всего понимание речи. Достигается это преимущественно в быту путем выполнения ребенком всевозможных инструкций и заданий: дай, принеси, открой, вымой, налей, вытри и т.д. Если не понял — возьмите его ручки в свои и сделайте, еще раз повторите слово-задание.

3.Работайте над вызыванием звукоподражаний. Делайте это во время режимных моментов. Умываетесь, озвучивайте действия: «Водичка, умой мое личико — КАП, водичка. Как водичка льется? КАП!» Не сразу малыш начнет повторять, будьте готовы к длительной кропотливой работе в режиме «радио». Это все окупится. Также формируйте звукоподражания БАХ, У-У (самолет), ТУ-ТУ, ДИНЬ, АМ и т.д. Купите книжки для годовалых деток, там много этих звукоподражаний; по-моему есть в Школе семи гномов. Много пойте малышу, все подряд, стихи читайте самые разные, сказки, кукольные театры показывайте.

4.Не отбирайте пустышку, малышу и так пришлось несладко, плюс вы мало кормили грудью, он, как говорят, «не насосался». Заберете пустышку сейчас — будет тащить в рот все подряд, пальцы в том числе. Подождите лет до 2-х. Пустышка его успокаивает, снимает родовой стресс. В связи с этим побольше ласкайте его, давайте телесного контакта, тепла. Не бойтесь с этим переборщить, ему это важно.

5. Теперь о перспективах: в 2 года покажитесь логопеду, тогда же запишитесь на развивающие занятия, лучше всего по методу Монтессори. Вообще, подход Монтессори вам очень пригодится, изучите эту систему, примените дома. Тогда же можете начать сами заниматься речью по диску «Как разговорить молчуна» (есть в интернет-магазине Развивалки).

Пишите мне про динамику развития: какие слова и звуки появились, даже если они вам кажутся незначительными. При комплексной длительной коррекционной работе логопеда,дефектолога, врачей и родителей таких малышей реально подготовить к массовой школе.С уважением, Пятибратова Наталия.

Задержка речевого развития. Часть I

Задержка речи у ребенка: что влияет? Беременность, роды, наследственность, развитие нервной системы.

Наверное, каждая мама наслышана о задержке речевого развития (ЗРР) на примере знакомых, иные столкнулись с этой проблемой со своим ребенком. Я же встретилась с подобными трудностями со своим старшим сыном.

Казалось бы, все было в порядке: в 9,5 месяцев сын заговорил словами «мама, папа, потом, еще, дай, на, няу» (мяу — так он называл нашу кошку). В общем, все было хорошо до его 1,5 лет. Потом у сына появилась сестричка, а дальше все закрутилось. Мой ребенок говорил очень активно, жестикулировал и с выразительными интонациями о чем-то размышлял вслух. Вот только чаще всего (или почти постоянно) на своем «птичьем» языке. Чем дальше в лес, в смысле по возрасту, тем сильнее становились мои тревоги. В конце концов, в 2 годика, при осмотре перед детским садиком, я пообщалась не с одним логопедом, терапевтом, психологом, невропатологом и прочими представителями науки Гиппократа. Практически все врачи сошлись во мнении, что у моего ребенка ЗРР.

Предполагалось, что эта задержка должна пройти с возрастом, особенно в благоприятной обстановке, которую почти все врачи связали с детским садиком. Но, как говорится, «доверяй, но проверяй». Поэтому я стала читать умные книги, посещать различные сайты. В итоге у меня нарисовалась следующая картина.

У детей с запоздалым развитием речи существует разница между пониманием речи и словесным озвучиванием. Они правильно выполняют различные просьбы, по заданию показывают предметы, картинки и т.д., но назвать их не могут.

При обследовании поведение таких детей различно: одни доверчивы, ласковы, другие плачут, третьи упорно молчат. Некоторые беспокойно бегают с места на место и трудно сосредотачиваются. Поэтому очень часто невозможно за одно обследование дать однозначный диагноз, ведь таким же образом очень часто ведут себя и «нормальные» дети.

На ЗРР ребенка (имеется ввиду ребенок до 3 лет) влияют несколько факторов, которые я разделила (как оказалось позже, изобрела колесо) на внутренние и внешние.

К внутренним факторам я отнесла:

  • некоторые наследственные болезни;
  • особенности протекания беременности;
  • наличие гипоксии внутриутробной и родовой;
  • наличие определенных болезней у ребенка;
  • пол ребенка;
  • ребенок — левша или правша;
  • личные особенности ребенка.

То есть речь идет о факторах, которые практически не зависят от ребенка и которые он получил в наследство.

К внешним относятся следующие факторы:

  • стрессовые ситуации;
  • присутствие младших братьев-сестер (особенно с маленькой разницей);
  • билингвизм семьи;
  • смена места проживания (одна из разновидностей стресса), детского садика;
  • еще несколько параметров.

В общем, понятно, что ко внешним параметрам можно отнести все то, что окружает ребенка.

Поэтому, делая поправку на то, что мама не запускала развитие ребенка, занималась с ним, воспитывала и уделяла ему внимание, перейдем к самой проблеме. Для полноты картины пройдемся по каждому пункту, начиная с внутренних факторов. Оговорюсь сразу, не все причины могут вызывать ЗРР, но могут способствовать тому, что ребенку по той или иной причине трудно выговаривать слова, звуки или же произносить то или иное слово.

Наследственные болезни

Думаю, не надо говорить о том, что есть ряд семей, где из поколений в поколение передается слепота или проблемы со зрением в той или иной степени. А согласитесь, на слух определить, как сказать буквы а, о, у, р, ф, ж и другие, достаточно трудно.

Далее перечислю немногие болезни, наиболее известные большинству из нас.

Казалось бы, все в семье здоровы, но и у родителей с нормальным слухом встречаются дети с подобными проблемами. Многие родители до поры даже не знают, что их дети не говорят оттого, что у них снижен слух. При неполной глухоте ребенок слышит разные низкие звуки, как, например, стук, и это вводит окружающих в заблуждение. Однако не всегда молодые родители могут определить данные проблемы. Ведь младенец реагирует на звук, при приближении мамы щурится и смотрит на нее, даже издает какие-то писки-звуки. Часто при частичной немоте или тугоухости бывает трудно определить, что с ребенком что-то не так, особенно, если он маленький, например, ему еще нет и года.

При расстройстве слухового аппарата у ребенка часто возникают такие проблемы, как аграмматизм (словообразовательные и синтаксические нарушения), дисграфия (нарушение письма) и дислексия (нарушение чтения).

  • Патологии ротовой полости и, как вариант, патология «уздечки».

Порой передаются по наследству и по «косвенной линии». Например, двоюродный дедушка был с короткой уздечкой, о чем почти не помнят. Но у ребенка встретилась эта аномалия, и ему трудно произносить не только букву «Р», но и ряд других звуков, что в свою очередь сказывается на качестве речи. Хорошо, если на этот дефект обратили внимание врачи, а если аномалия не явная? И мучается ребенок оттого, что он не говорит вовсе или говорит плохо.

Также образованию речи препятствуют расщепление неба, миктория, в некоторых случаях аденоидные разрастания, и т.д.

  • Наследственная задержка речи.

Чаще (почти в 2 раза) передается по линии отца. Близнецы и двойняшки также часто отстают в речевом развитии (они и без слов понимают друг друга, а остальной мир «пусть подождет»). При этом ЗРР передается между поколениями, не обязательно последовательно, возможен скачок через поколение.

  • Эпилепсия, судороги.
  • Мигрени и аллергии.

Здесь могу лишь сказать, что я сама удивилась, когда начала изучать причины данной проблемы. Тем не менее, если подумать, то головные боли не вызывают желания болтать даже у взрослых. То же можно сказать и об аллергии и симптомах, которые ее сопровождают. Так чего можно ждать от ребенка?

  • Алкоголизм родителей.
  • Самоубийства или склонность к суициду у родителей и родственников.
  • Умственная отсталость.
  • Выдающиеся способности к чему-либо.
  • Заикания.
  • Малый вес.
  • Многие другие проблемы с телесным и психическим здоровьем.

Протекание беременности

При ЗРР в анамнезе часто встречаются тяжелые роды или ненормальное положение ребенка во время родов, что связано с микроскопическими кровоизлияниями в мозг. Позднее развитие речи наблюдается также у недоношенных детей.

На протекание беременности огромное влияние оказывают также и заболевания почек, сердечно-сосудистой, эндокринологической и других систем материнского организма.

Впрочем, что говорить об этом. Понятно, что здоровая мама — это идеал, но вспомните наш образ жизни, экологию, состояние здоровья наших родителей (которое в силу технического прогресса имеет тенденцию только ухудшаться), наше питание, график работы (зачастую перегруженный даже для небеременной женщины). В общем, причины ухудшения репродуктивного здоровья ясны. Кстати, часто слышу от старшего поколения, что вот раньше и дети рождались здоровые, и мамы были здоровые. Честно, так и хочется спросить: а что же вы передали своим потомкам? С начала ХХ века молодые женщины пережили войну, революцию, разруху. Их детям досталась коллективизация, потом Великая Отечественная война, и вновь разруха, голод. Что могли получить наши мамы в итоге? А если учесть загрязнение окружающей среды, повальное удобрение полей пестицидами, смог над городами. В общем, наше поколение было уже не самое здоровое. Так чего же еще ожидать нашим детям в итоге?

Поэтому не сбрасывайте со счетов особенности протекания вашей беременности и состояние вашего здоровья, когда вы анализируете задержку речи своего чада.

Внутриутробная и родовая гипоксия

Думаю, нет смысла говорить о гипоксии достаточно много, так как о ней можно написать отдельные статьи, труды. Следствием гипоксии зачастую являются определенные нарушения в ЦНС (центральной нервной системе), сердечно-сосудистой, опорно-двигательной системах (та же дисплазия), гипоксия влияет практически на все органы и системы жизнеобеспечения организма. Проблемы, связанные с ЦНС, могут привести к тому, что ребенок недостаточно усваивает информацию и не вполне может воспроизвести взрослую речь. В таких случаях говорят об анаритрии (как варианты — афазия, дизартрия, дислалия), то есть о неспособности к членораздельной речи, при которой ребенок долго не может произносить простые слова либо выговаривает их с нарушением произношения.

Наличие определенных болезней у ребенка

В группе риска по ЗРР — дети с явными (и неявными) психическими нарушениями. Чаще всего это дети с заметными физическими признаками слабоумия, больные синдромом Дауна. Зачастую у них встречается тахилилия — ускоренная речь. Болезненные изменения в ЦНС также бывают причиной задержки речи. В этой группе детей определяли иногда признаки перенесенного менинго-энцефалита или остаточных явлений кровоизлияния в мозг при тяжелых или преждевременных родах, реже — вследствие поствакцинальных энцефалитов.

Смотрите так же:  Физическое развитие ребенка формулы

В не меньшей мере аутизм может способствовать тому, что вполне нормально говорящему ребенку приписывают ЗРР из-за его личных особенностей. Хотя он также может и не хотеть разговаривать.

Дети с нарушением эндокринной системы также часто подвержены ЗРР. Это дети с такими заболеваниями, как диабет, ожирение, патологический рост и др.

Заикание также способствует ЗРР. Причем это может быть как наследственная болезнь, так и приобретенная в силу обстоятельств.

Также сюда можно отнести и различные виды шепелявости, такие как межзубная, призубная, боковая, свистящая, небная, носовая, гортанная и некоторые другие, более редкие.

Лично у меня (по маминому роду) межзубная шепелявость. Она практически не заметна, но, иногда, при быстрой речи на моем родном украинском языке, она очень напоминает свистящую, когда звуки «с» и «з» становятся особенно отчетливы. А объясняется просто, у меня между 2 и 3 верхними зубами есть «дырка» в ширину зуба, как раз 3-ки. Причем это наследственная патология, которая есть у очень многих моих родственников по маминой линии.

Наверное, сюда следует также добавить и гнусавость. Которая объясняется физиологией небно-глоточного затвора или органических изменениях в носовых пространствах.

Иногда своего взрослого(!) мужа я не понимаю из-за его гнусавости, которая очень напоминает «французскую» манеру разговора.

Мальчик — девочка

Бытует мнение о том, что мальчики начинают говорить позже девочек. Хотя официальная медицина спорит по этому поводу, но, тем не менее, в быту даже многие врачи придерживаются этой теории.

Ребенок левша или правша

Некоторые авторы связывают ЗРР с левшеством. Не даром правое и левое полушарие отвечают за те или иные функции рук, ног, памяти, мышления. И если наше общество, в основном, рассчитано на большинство, то есть праворуких, то леворуким приходится помимо осознания действительности еще перенести действия правой руки на левую. С возрастом это происходит автоматически, но, тем не менее, хотя бы доли секунд необходимы для данной операции. Вследствие чего происходит задержка как с действиями, так и с их озвучиванием.

При этом немаловажным является и то, были ли в роду левши , как начал ребенок развивать левую руку, правую, обе; переучивался ли на правую; в настоящее время преобладает правая, левая или обе руки развиты одинаково.

Уважаемые читатели.
Если у Вас возникли вопросы по моей статье и есть личные вопросы ко мне лично, то мой эл.адрес указан [email protected] И еще, очень прошу читать и вторую часть, которая, возможно, частично ответит на Ваши вопросы.
Я ориентируюсь по Украине, где и к каким врачам (или выполняющим их функции, например -невропатолог, психоневролог и психиатр есть не во всех городках, но могут в неокторых случаях заменить друг-друга. По Киеву могу предположить куда и к кому и почти бесплатно, например в Охматдет. Остальные страны могу лишь предполагать.

Наталия, извиняюсь, не читала очень давно сообщения. Надеюсь, что Вы решили проблему своей сестры и племяницы. На мой взгляд, ей стоит записать девочку в логопедическую группу (или садик). Большего я не могу сказать, так как ей необходимо в любом случае обследование специалистов, что не в моей компетенции.

Курочке: во прервых «ахинея» как раз была взята из одного очень уважаемого логопедами учебника. Хотя, если Вам не нравится именно такая постановка, то хотелось бы услышать как именно было бы правильно написать?

Придирчивой: 🙂 сын заговорил за месяц до 3 лет. Еще нужно работать, но сдвиги пошли громадные. Заодно начала говорить дочурка. Так, что Львенок еще и учителем стал, что ему очень в последнее время нравится.
По поводу, что делать: что именно Вас интересует?

Построение фраз

Развитие речи ребенка 2, 8 лет. Подскажите, как можно развивать дитя в этом направлении. Дочка говорит с 1,5 лет, очень много, но. не всегда понятно, т. е. не выговаривает достаточно много букв (ш,щ, л, р. ) сочетания букв (вл, кл, и т.д.)Как можно это развивать, что делать, или.

буквально недавно читала в одной книге как раз. типа — надо учить правильно просить — мол полезно уметь формулировать просьбы правильно.
надо поправлять ребенка до фраз типа: прошу дать мне воды ИЛИ вася, дай мне карандаш

Я ХОЧУ — это либо сам, либо волшебница какая то чудесные хочухи исполняет, мол.

когда максимально поздно ребенок может заговорить?

У кого дети заговорили поздно ? В каком возрасте? К каким-нибудь негативным последствиям это привело? представляю.птичий щебет.5 лет. я была готова идти в логосад. и Вам советую.это не только развитие речи ,это очень неплохое общее развитие. небольшие.

Как ваши дети начинали говорить?

При этом не ползала вообще, очень поздно пошла, физическое развитие шло с опазданием. Вы должны набрать 20 слов и они у ребенка наверняка есть. члены семьи, горячо-холодно Как научить ребенка говорить : 7 хитростей. Развитие речи ребенка : какие слова и вопросы.

А количество зубов влияет на речь?

Часть I. Задержка речи у ребенка : что влияет ? Развитие речи беспокоит большое количество родителей, часто эта тревога напрасна, однако Именно в это время необходимо проконсультироваться у детского логопеда – соответствует ли речь ребенка его возрасту.

Детская медицина. Здоровье ребенка, болезни и лечение, поликлиника, больница, врач, прививки. «Выделяют три уровня речевого развития, отражающие типичное состояние компонентов языка у детей дошкольного и школьного возраста с общим недоразвитием речи.

Развитие речи ребенка 2,8 лет. Подскажит

Развитие речи ребенка 2,8 лет. Подскажите, как можно развивать дитя в этом направлении. Дочка говорит с 1,5 лет, очень много, но. не всегда понятно, т. е. не выговаривает достаточно много букв (ш,щ, л, р. ) сочетания букв (вл, кл, и т.д.)Как можно это развивать, что делать, или.

ПОНИМАНИЕ ОБРАЩЕННОЙ РЕЧИ

1) дети с задержкой умственого развития проxодят теже етапы что «нормальные дети «, только позже. 2) дети начинают восприятие речи с отдельныx слов/команд/междуметий (ДАЙ, НА, УРА, МА («вот и мама пришла», имя) потом прибавляются слова-ярлыки (мяч, живот, голова, ножки.

Бумсик, извините что вмешиваюсь, но из того чему меня, лингвиста, долго учили помню что:

1) дети с задержкой умственого развития проxодят теже етапы что «нормальные дети», только позже

2) дети начинают восприятие речи с отдельныx слов/команд/междуметий (ДАЙ, НА, УРА, МА («вот и мама пришла», имя) потом прибавляются слова-ярлыки (мяч, живот, голова, ножки, горшок, мама), потом к етим ярлыкам добавляються глаголы или другие слова (ГДЕ МЯЧ, ДАЙ ГОРШОК) и только на етом етапе можно говорить о понимании речи

3) Для того что бы ребенок «пошел» по стадиям второго пункта нужно чтобы он:

а) слышал (то есть и уши и слуxовые нервы должны быть в порядке)
б) научился различать звуки и слоги «родной речи»
ц) научился выделять из потока цепочки звуков (слова)
д) мог запоминать ети цепочки

Я описываю ето так подробно, потому что нельзя просто сказать «мой ребенок не понимает речь», нужно выяснить почему он ее не понимает, не может понять — то есть на какой стадии, на каком етапе ребенок застрял. Не понимая речи дети часто попадают в порочный круг, все больше и больше отстают в развитии — но большенство умственно отсталыx детей могут научиться если не говорить, то xотя бы понимать речь. Людей не способныx на ето из-за недостатка интелекта очень мало.

Многие умственно-отсталые дети проxодят вся стадии 3 пункта но не могут перейти ко второму пункту из-за отсутствия потребности в обшении. Потребность ету нельзя развить, но научить иx понимать речь достаточно легко, нужно только терпение, время и довольно простые методики.

С другой стороны, дети «с неврологией» часто застревают на стадияx 3 пункта именно иза недостатков нервной системы. Например, если слуxовые нервы не в порядке, то ребенок может не слышать/не слышать на частотаx речи/слышать но не различать звуки/слышать звуки но не различать промежутков между ними. . если поражены отделы мозга обрабатываюшие речь, то ребенок не сможет узнавать звуки/запоминать цепочки звуков/ассоциировать ети цепочки с предметами. . много разныx вариантов. Есть дети которыx проше обучить языку жестов (если они видят).

Скажите узнает ли Иннессочка свое имя? Ваш голос? узнает ли она другие звуки речи? какие-то шумы? гулит ли она? гулила ли когда то раньше? слушает ли музыку/стиxи/песни? может ли она прислушиваться к шумам, боиться ли она чего нибудь звукового? если говорит незнакомый ей человек, как она отреагирует на его речь — испугаеться, прислушаеться, вообше никак? А если говорят на чужом языке?

Проверяли ли ей слуx и проxодимость слуxовыx нервов? Если да, то когда в последний раз? На всеx ли частотаx? Делали ли ей ЕКО, МRI мозга? Если да то только на возможные центры епилепсии или на участки отвечаюшие за слуx/за переработку речи тоже? что говорит невропатолог?
что у нее со зрением?

Может быть я неизлечимый оптимист, но мне почему-то кажется что Иннесочка не понимает речь из-за какиx то неврологическиx проблем, и что прогресс возможен.

P.S: если бы я не видела 6-летнего мальчишку которому в автомобильной аварии снесло половину подкорки с левой стороны (включая все отделы занимаюшиеся речью) и кусок мозжечка в придачу, и который через два года
снова заговорил, то может быть не была бы и оптимистом.

Позднее развитие?Помогите советом.

Позднее развитие ?Помогите советом. Нам через 3 дня будет 8 мес, вот у меня возник в связи с этим вопрос. К восьми месяцам, мы садится не хотим, ползать не хотим, но на четвереньки встаём, и вообще охоты к перемене мест у нас как-то нет, где положили, посадили.

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и Моему ребенку год и 5 месяцев. Меня беспокоит его речевое развитие .Не экспрессивная речь — а Я просто никогда не слышала о том ,что и понимание речи может прийти позже .Про.

Задержка речевого развития

Задержка речевого развития. Речь. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим Задержка речевого развития. Дочке 2,5 лет, дома с 11 месяцев. ребенка, болезни и лечение, поликлиника, больница, врач, прививки. у.

Другие статьи

  • Конспект занятия с детьми дошкольного возраста по оригами Конспект занятия по оригами "Снежинка" Конспект занятия по ручному труду (в технике оригами) в старшей группе. Воспитатель: Синицина М.К. Продолжать учить складывать квадратный лист бумаги пополам, совмещая углы и стороны. Продолжать развивать и совершенствовать […]
  • Ребенок в 1 год спит 3 раза Сколько раз в день положено спать ребёнку после года? Здравствуйте! Нашему сынку 1 год 22 дня. Спит 2 раза днём. Утром в 10−11 и после обеда в 14−15. Спит по 40−50 минут. Укачиваемся долго. Вечером ложится спать в разное время — когда в 21 ч., 22 ч., а вчера уже […]
  • Средства развития физических качеств у дошкольников «Подвижные игры как средство развития физических качеств у дошкольников». Подготовила: инструктор по ф.к. МБДОУ д /с 16 Виноградова Г.В. ЗАТО г. Североморск. - презентация Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемmbdou-ds16.ru Похожие […]
  • Развитие речи старших дошкольников презентация «РАЗВИТИЕ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» МДОУ детский сад 27 с/п «Рябинка» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ воспитателя I категории. - презентация Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемТатьяна Зинина Похожие […]
  • Мелоксикам инструкция по применению детям Мелоксикам раствор 1 мл раствора содержит активное вещество: мелоксикам- 10,0 мг. Фармакотерапевтическая группа Нестероидный противовоспалительный препарат Фармакологическое действие Нестероидный противовоспалительный препарат (НПВП), обладает противовоспалительным, […]
  • Как рассчитать пособие по уходу за ребенком до 3 лет в 2019 году Пособия по беременности и уходу за ребенком вырастут в Удмуртии Максимальный размер месячных выплат составит 26 тысяч рублей С 1 января 2019 года максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет вырастет до 26 тысяч рублей. Об этом […]