Нервное заикание лечение

Заикание: симптомы и причины

Заикание представляет собой некое речевое нарушение, при котором человек повторяет некоторые слоги или растягивает один звук. Однако заикание – это зачастую симптом гораздо более глубоких проблем психологического и неврологического характера.

Сегодня специалистами выделяются три ключевые группы причин заикания:

  • Гены. Предрасположенность к этому нарушению речи передается по наследству. Потому тем, кто относится к группе риска, важна профилактика. Также в три раза чаще страдают заиканием мужчины.
  • Нарушения в работе нервной системы. Заикание возникает по причине нарушения нервной регуляции мышц языка, неба, а также гортани и губ. Речевая мускулатура движется раскоординированно.
  • Проблемы психологического характера. Чаще всего у тех, кто страдает заиканием, наблюдаются навязчивые страхи выступлений на людях, а зачастую и обычного общения с собеседником. У подобных людей заикание сопровождают такие симптомы психологических болезней как впечатлительность, слабая сила воли, яркое воображение, повышенная тревожность, робость и пр.

Обычно заикание проявляется в протягивании отдельных звуков или повторении слогов. Это зачастую сопровождается нервными тиками и гримасами, а также напряженностью и волнением. При этом в случае общения с родными заикание не проявляется. Оно возникает при публичных выступлениях. Именно потому у заикающихся школьников появляются проблемы на уроках.

Чаще всего проблема обнаруживается в 2-6 лет, когда ребенок начинает говорить. Даже если удается ее перебороть, она часто возвращается в подростковом возрасте.

Лучше всего бороться с проблемой в детстве, пока не сформировалась нервная система. У некоторых заикание исчезает само собой. Многие же приспосабливаются контролировать собственный разговор.

Если собеседник начал заикаться нужно вести себя расслабленно, говорить плавно, не акцентируя внимания на проблеме. Не следует отворачиваться и менять выражение лица.

Помощь специалистов

Сегодня лечение заикания осуществляется множеством методов. Однако ни одни из них не дает абсолютной гарантии результата.

Ключевой метод – упражнения с логопедом, который учит медленно и плавно проговаривать трудные слова или заменять их более простыми. В случае регулярных занятий, заикание плавно исчезает.

Также необходимы занятия с психотерапевтом или психологом. Используется и физиотерапия, а, кроме того, медикаментозное лечение.

Невротическое заикание

Невротическое заикание — носящее функциональный характер расстройство плавности и ритма речи, связанное с неблагополучными психо-эмоциональными факторами. Отличительными чертами этой формы заикания является изменение интенсивности проявлений в зависимости от окружающей пациента обстановки и его психологического состояния, волнообразное или рецидивирующее течение, наличие сопутствующих вегетосоматических или невротических расстройств. Диагностика основана на наличии в анамнезе указаний на психотравму, исключении органических причин возникновения заикания, исследовании речевой функции. Лечится невротическое заикание средствами логопедии, неврологии, медицинской психологии и психотерапии.

Невротическое заикание

Невротическое заикание — психологически обусловленная форма нарушения речи, выражающаяся в изменении ее ритма, появлении запинок и повторов. Как и другие виды заикания, она связана с тоническими и тоникоклоническими судорогами в дыхательно-вокальной и артикуляционной мускулатуре. Функциональный характер невротического заикания и его тесная связь с психотравмирующей ситуацией позволяют относить его к группе неврозов, или невротических состояний. В связи с этим невротическое заикание в неврологии и логопедии получило второе название — логоневроз.

Наиболее часто логоневроз манифестирует в детском возрасте. По некоторым данным кратковременное заикание отмечается у 4 детей из 100. Наиболее подвержены заиканию дети 4-5 лет, поскольку в этот период происходит активное развитие речевой функции. Однако появление невротического заикания возможно практически в любом возрасте: и в период формирования речи (2-3 года), и у взрослых людей. У мальчиков и мужчин заикание наблюдается чаще, чем у девочек и женщин.

Этиология и патогенез невротического заикания

Ведущей причиной появления логоневроза является психотравмирующая ситуация. Это может быть острая психическая травма (сильный испуг или другое внезапное потрясение, приступ гнева) или хронический стресс (разлука с близкими, семейный конфликт, неприятности на работе). В первом случае невротическое заикание может носить кратковременный характер, хотя зачастую его симптомы достигают значительной выраженности, вплоть до преходящего мутизма (особенно у детей). При хроническом течении психотравмирующей ситуации происходит закрепление патологии речи, возможно присоединение других невротических расстройств.

У детей около 60% случаев заболевания связаны с неблагоприятным речевым климатом в семье. Сюда относят попытки родных форсировать речевое развитие ребенка, чрезмерную требовательность к речи, информационную перегруженность, двуязычие в семье, резкое повышение требований к речевым способностям ребенка и т. п. У отдельных детей невротическое заикание может сформироваться при подражании речи заикающегося человека, если такой находится в их близком окружении. В таких случаях заикание закрепляется по типу невротической фиксации.

Определенную роль в возникновении невротической формы заикания играет наследственная предрасположенность. Она может состоять в генетически детерминированной функциональной недостаточности аппарата, обеспечивающего речевую моторику.

Патогенез логоневрозов недостаточно изучен. В острых стрессовых ситуациях невротическое заикание предположительно развивается за счет возникновения устойчивой патологической условно-рефлекторной связи, а его закреплению способствует формирование моторного автоматизма. При развитии заикания в возрасте 2-4 лет можно предполагать в его основе патологическую фиксацию естественных запинок в речи, типичных для периода становления речевой функции.

Симптомы невротического заикания

Отличительной чертой невротической формы заикания является неравномерность интенсивности нарушений речи. У одного и того же пациента выраженность заикания может варьировать от практически незатрудненной речи до настолько сильного заикания, что речевой контакт становиться непродуктивным. Обычно в привычной для больного обстановке, среди близких ему людей (друзей, родных) невротическое заикание мало проявлено и может быть даже незаметно. Интенсивность заикания значительно усиливается при волнении и эмоциональном напряжении, при осознании своей ответственности или высокой значимости происходящего разговора. Все пациенты с логоневрозом отмечают резкое усиление симптомов заикания при необходимости говорить с незнакомыми людьми или выступать перед аудиторией.

Со временем заикание начинает откладывать свой отпечаток на поведение пациента. Он старается избегать произношения трудных слов, маскирует заикание растягиванием звуков и др. речевыми приемами. В большинстве случаев развивается логофобия. Из-за дефекта речи больной начинает стесняться говорить с посторонними людьми, отказывается от выступлений на планерках и конференциях. Страдающие логоневрозом дети младшего возраста не хотят участвовать в проводимых в садике утренниках, школьники при необходимости устно отвечать урок предпочитают молчать. Наиболее выражена логофобия у подростков, она может привести к нарушению усвоения учебной программы и полной школьной дезадаптации.

Появление заикания невротической формы может иметь различный характер. При острой психотравме заикание возникает как острая невротическая реакция, развивающееся после выхода из аффективно-шокового состояния. Хроническая психотравмирующая ситуация, в т. ч. и неблагоприятный речевой климат, как правило, приводит к появлению преневротических изменений с отдельными эпизодами запинок в речи. Затем может происходить либо постепенное уменьшение и исчезновение заикания, либо его закрепление в качестве патологического речевого автоматизма.

При фиксации невротическое заикание зачастую сопровождается иными невротическими состояниями: астенией, нарушением сна, депрессивным неврозом, неврастенией, фобиями, истерией, ипохондрией, энурезом и пр. Возможны вегетативные нарушения, укладывающиеся в клинику вегето-сосудистой дистонии. Особенно подвержены невротическим и соматовегетативным расстройствам подростки. Длительное течение и неблагоприятная динамика заикания у них может спровоцировать невротическое развитие личности.

Невротическое заикание может иметь рецидивирующее или волнообразное течение с периодами усугубления нарушений речи в периоды повышенной психо-эмоциональной нагрузки (в начале учебного года, во время экзаменов, сдачи отчетов и т. п.). Усиление симптомов заикания происходит в пубертатном возрасте. В постпубертате обычно наблюдается сглаживание интенсивности заикания, возможно его полное исчезновение. У взрослого, перенесшего в детстве логоневроз, при возникновении стрессовой ситуации невротическое заикание может развиться снова.

Диагностика и дифференциальная диагностика

Диагностика логоневроза проводиться при участии логопеда и невролога. Немаловажное значение имеет выявление в анамнезе пациента острой или хронической стрессовой ситуации. Диагностическое обследование речи определяет нарушение ее темпа, ритма и плавности, наличие запинок, растягивания отдельных звуков, повторов слогов. Неврологический осмотр не выявляет существенных отклонений в неврологическом статусе. Возможно некоторое оживление рефлексов, наличие признаков вегетативной дисфункции.

Необходимо дифференцировать невротическое заикание от неврозоподобного. Последнее возникает вследствие ЧМТ или различных заболеваний ЦНС (ишемического инсульта, внутримозговой опухоли, гидроцефалии, перенесенного энцефалита), постепенно прогрессирует, не сопровождается логофобией и попытками пациента скрыть дефект речи. Как правило, при неврозоподобной форме заикания наблюдаются органические изменения личности: затрудненная переключаемость, преимущественно эйфорическое настроение, инертность. Для полного исключения органической природы заикания следует провести дополнительные исследования: ЭЭГ, Эхо-ЭГ, РЭГ, МРТ или КТ головного мозга.

Следует дифференцировать логоневроз и так называемое спотыкание. Последнее является следствием перенесенной ранней органической церебральной патологии и включает смазанность речи из-за расстройства артикуляции, нарушения ритма и скорости речи (захлебывающаяся речь, тахилалия), монотонную речь, перестановку смысловых ударений, затрудненный подбор слов и пр. Невротическое заикание может быть сопутствующим расстройством при некоторых психических болезнях (шизофрении, олигофрении, психопатии). В таких случаях пациенту назначается консультация психиатра.

Лечение невротического заикания

Терапия логоневроза обычно имеет комплексный характер и проводится совместными усилиями логопеда, невролога, психолога и психотерапевта. Осуществляются регулярные логопедические занятия по коррекции заикания. Однако они могут не дать эффекта при продолжающемся воздействии писхотравмирующей ситуации. С целью изменить отношение пациента к подобной ситуации и тем самым исключить ее психотравмирующее влияние проводятся: психокоррекция, сеансы психотерапии, психоанализ, психологические тренинги, арт-терапия и т. п. Если в основе логоневроза лежат проблемы в семье, то рекомендовано семейное консультирование и семейная психотерапия. У детей особое значение имеет благоприятная речевая атмосфера: спокойный темп речи, понятные и доброжелательные высказывания окружающих людей.

Неврологическая помощь необходима для подбора и коррекции медикаментозной терапии, направленной на купирование симптомов логоневроза и сопутствующих невротических расстройств. В зависимости от ведущих симптомов заболевания она может включать седативные средства, антидепрессанты, транквилизаторы, нейролептики. Возможно использование электросна и различных методов рефлексотерапии.

Наряду с общепринятыми подходами к лечению логоневроза существует большое количество авторских методик. К ним относятся созданная Ю. Б. Некрасовой методика социореабилитации, разработанный Л. З. Арутюнян метод устойчивой нормализации речи, методика, основанная на дыхательной гимнастике А. Н. Стрельниковой и др. Применяется также БОС-терапия, в сложных случаях прибегают к гипнотерапии.

Нервное заикание лечение

В нашем центре, при диагностике причин заикания, используются психологические, нейропсихологические методики, электрофизиологические методы исследования.

При лечении заикания используются уникальные методики, как психотерапевтического, логопедического так и медикаментозного воздействия с ориентацией на индивидуальность каждого пациента.

Очень важно не пропустить первые признаки заикания и во время обратиться к специалистам.

Для получения более подробной информации звоните по телефону: +7 (812) 764-27-10


Заикание
– это нарушение темпа, ритма и плавности речи, которое обусловлено судорогами в различных частях речевого аппарата.

Заикание – одна из самых сложных форм речевой патологии. Заикание влияет на формировании личности и поведение ребенка, затрудняет адаптацию.
Наиболее часто заикание возникает в детстве в возрасте от 2 до 5 лет и совпадает с периодом активного развития фразовой речи. Речь в этом возрасте является наиболее уязвимой и ранимой областью в работе высшей нервной деятельности ребенка.

Заикание, возникнув в раннем детстве, при неблагоприятном стечении обстоятельств речи может зафиксироваться по механизму условно-рефлекторной связи. Усиление заикания наблюдается в школьный период обучения (обычно в первый год), затем в подростковом возрасте.

Причины заикания у детей.

Причиной появления заикания обычно выступает ослабленность нервной системы, обусловленная действием сочетания неблагоприятных факторов: нервные болезни родителей, алкоголизм и курение матери, вызывающие интоксикацию нервной системы плода, нарушение мозгового кровообращения плода; сразу после рождения у ребенка могут возникнуть нарушения сна, раздражительность, плаксивость; в раннем детстве ночные страхи, повышенные эмоциональные реакции, энурез, физическая ослабленность. Также заикание может быть спровоцировано нарушением моторики, упрямством, негативизмом.

На этом неблагоприятном фоне непосредственными причинами возникновения заикания могут послужить: ушибы головы с сотрясением мозга, истощение или переутомление нервной системы в результате инфекционных заболеваний, задержка развития речи, испуг. Также обострение эмоционального напряжения как следствие острой обиды, ревности, перегрузка способных, но нервных детей речевым материалом и другие являются провокаторами заикания.

Знание этих причин должно помочь родителям вовремя заметить тревожные признаки заикания и своевременно обратиться к специалистам: психологу, психоневрологу, логопеду.

При появлении заикания ребенок начинает повторять отдельные звуки в начале или в середине слова (Д-д-дай кук-к-к-лу!), протяжно произносить гласные, употреблять лишние гласные звуки (а,и) перед отдельными словами или в начале фразы (А-а-а я хочу пить!) – это клонические судороги. Заикание ребенка может проявляться задержками на согласных звуках с поcледующим спазмом и внезапным его прерыванием (Дддд-ай ккк-уклу!) – это тонические судороги. При заикании возможно также сочетание судорог разного вида.

Очень важно не пропустить первые признаки заикания и во время обратиться к специалистам: психоневрологу и логопеду.

Смотрите так же:  Аутизм лечить в челябинске

Рекомендации при заикании:

1. Режим дня. При заикании необходимо соблюдать режим дня, особое внимание следует обратить на режим сна – не меньше 8-9 часов. С целью углубления ночного сна использовать теплые водные процедуры (теплый душ, релаксирующие ванны – хвойные, валерьяновые и т.д.), расслабляющий массаж. Перед сном при заикании исключить активные занятия; не рекомендуется смотреть телевизор и играть в различные компьютерные игры.

2. Режим питания. При заикании рацион должен состоять из молочной, растительной пищи, с ограничением мясного белка, жирных колбас, острого, соленого, перченого, с исключением шоколада, крепкого чая и кофе.

3. Общий щадящий охранительный режим. Необходимо исключить жизненные ситуации, которые побуждают волноваться и много разговаривать, что может усугубить заикание.

Детям, страдающим заиканием необходимо ограничить просмотр мультфильмов, телепередач, не включать телевизор, радио, музыку на высокой громкости, поскольку громкие звуки утомляют нервную систему. При заикании возможен просмотр спокойных (не вызывающих сильные эмоции) телевизионных программ и фильмов.

При заикании по возможности избегать, скопления людей, пребывания в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах; не желательно посещение шумных мероприятий: театра, кино, массовых праздников и т.д. Это оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующее, возбуждающее воздействие и усугубляет степень заикания.

В семье необходимо создать спокойную доброжелательную атмосферу. В обращении с ребенком, с проблемами заикания, будьте выдержаны: не потакайте капризам ребенка, а требовательность не доводите до резкости.

4. Охранительный речевой режим. Необходимо снизить речевую нагрузку ребенка, ограничить его речевое общение. Не требовать рассказов об увиденном и услышанном, пересказа сказок, рассказов, чтения стихов. Предпочтительно задавать вопросы, требующие простых, однословных ответов. Дома создать обстановку занятости: помогать по дому, играть в спокойные, тихие игры (можно молча лепить, рисовать, собирать конструктор и т.д.). Давать возможность поиграть спокойно ребенку одному, возможно в присутствии взрослого: игры без вмешательства взрослых, когда ребенок сам комментирует свои действия, снимают заикание. Для лечения заикания полезно проводить игры молчанки (продолжительность 10-40 мин.). Досуг ребенка необходимо организовать так, чтобы он как можно меньше занимался шумными и подвижными играми, провоцирующих заикание.

5. Общение с взрослыми. Речь родителей и окружающих ребенка людей должна быть плавной, неторопливой, на пониженных тонах голоса, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев. Взрослый демонстрирует ребенку неспешный темп речи, спокойную интонацию в сочетании с неспешными движениями. Не допустимы в общении резкие и грубые окрики. Если ребенку вследствие заикания трудно начать говорить, помогите ему, произнося одновременно с ним начало фразы.

6. Прогулка. При заикании рекомендуется ежедневно бывать на свежем воздухе. Исключить активные спортивные игры и бег. Исключить азартные спортивные игры, такие как командные и соревновательные игры.

Причина заикания: опровергаем стереотипы

До сих пор медики не вывели единой теории о происхождении заикания. Сформировался некий стереотипный образ заики: патологически застенчивый, неспособный находиться в центре внимания, что-то вроде социофоба. Американские ученые опровергают этот стереотип. Эксперименты показали, что причина данного нарушения речи — в нейрофизиологических механизмах.

Врачи определяют заикание как «нарушение темпо-римтической организации речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков, слогов, или слов». Но для тех, кто страдает заиканием, этот дефект представляется не неуклюжим медицинским определением, а довольно тяжелым недугом, способным основательно испортить жизнь.

До сих пор медики не предложили единой научно обоснованной теории о происхождении заикания. Исследователи сходились во мнении, что появлению заикания способствует целый комплекс факторов. Известно, что заикание нередко провоцируют психологические причины, к примеру, сильные стрессы, пережитые в детстве или даже во время внутриутробного периода. В минуты сильного волнения даже абсолютно здоровые люди могут начать говорить сбивчиво.

Основываясь на этом, людей, страдающих данным дефектом речи, нередко считают кем-то вроде социофобов. Сформировался некий стереотипный образ заики: патологически застенчивая личность, неспособная «поставить себя» в обществе, с заниженной самооценкой. Просто какая-то дискриминация по речевому признаку!

Однако ученые располагали и контраргументами. Некоторые факты позволяли предположить, что психологические аспекты заикания вторичны, а основная причина этого нарушения кроется в нейрофизиологических сбоях.

Нередко при возникновении заикания отмечается органическое поражение мозга во внутриутробном периоде развития, родовые травмы или повреждения головного мозга в раннем детстве. Предполагается, что любая из этих причин способна вызвать патологические изменения в соматической (то есть телесной), и психической сферах, приводя к задержке речевого развития или речевым расстройствам.

К примеру, известно, что заиканием часто страдали так называемые переученные левши, то есть дети, которым запрещали пользоваться левой рукой как ведущей. Изучив этот феномен, медики пришли к выводу: вынуждая детей пользоваться правой рукой, родители и педагоги вызывали сбой в работе полушарий головного мозга. У левшей, в отличие от праворукого большинства, ведущим полушарием является правое.

При переучивании функции частично переходят к левому полушарию, но не до конца, так как (по многим данным) леворукость заложена генетически, и «исправить» ее воспитанием практически невозможно. «Спутанность» в активности полушарий вызывает ряд психических проблем, в числе которых — речевые нарушения. Характерно и то, что особенно сильно страдали левши, которым запрещали писать левой рукой: как известно, функции письма тесно связаны с речевыми.

Таким образом, можно было предположить, что заикание имеет нейрофизиологические механизмы. Существовали и другие косвенные доказательства этой теории: например, то, что заикание сопровождается повышением тонуса и возникновением судорожной готовности моторных нервных речевых центров, включая центр Брока. Последний представляет из себя участок коры, отвечающий, в частности, за объединение отдельных речевых движений в единый поток с ритмическим рисунком — проще говоря, помогает нам говорить плавно и связно.

В этом месяце ученые из Иллинойса нашли подтверждение гипотезе анатомического происхождения заикания. Для ее проверки они набрали группу из 23 добровольцев-мужчин, 11 из которых страдали заиканием, а 12 других имели нормальную речь. Возраст участников — в диапазоне от 20 до 35 лет. Испытуемым предлагали выполнить несложные речевые тесты, активность их мозга в это время отслеживалась при помощи МРТ.

Как пишут исследователи, у людей с заиканием оказалось увеличено мозолистое тело — структура мозга, соединяющая полушария и служащая нейрофизиологическим проводником между ними. Более того: при выполнении речевых тестов у людей с заиканием активировались преимущественно структуры правого полушария, а у участников эксперимента с нормальной речью — левого. Таким образом, механизмы даже самой простой речевой активности у заикающихся выглядели иначе.

Это первое исследование людей с речевыми нарушениями, в котором функциональный анализ работы нервной системы (активность мозговых структур) сочетается с изучением анатомических особенностей (увеличение мозолистого тела).

Российские специалисты согласны с западными коллегами. На видеоролике, размещенном на портале stammering.ru, директор научно-исследовательского центра биокибернетики Андрей Блудов развенчивает один из главных мифов о заикании. Он объясняет, что у заикающихся людей изначально нет проблем в эмоциональной сфере, а возникают они из-за неадекватной реакции окружающих, а также из-за повышенного тонуса речевых центров мозга.

Многие существующие ныне способы коррекции заикания, от медикаментозных до нетрадиционных (иппотерапия, общение с дельфинами) помогают некоторым из пациентов, но ни одна не дает стопроцентного результата. Хочется надеяться, что подробное изучение физиологических механизмов этого расстройства поможет разработать высокоэффективную методику лечения.

Читайте самое интересное в рубрике «Наука и техника»

Встройте «Правду.Ру» в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках, Google+.

Заикание у взрослых

В Международной классификации болезней заикание определяется как патология речи, при которой звуки, слоги или слова повторяются несколько раз или пролонгируются, вместе с тем отмечаются паузы в речи и нерешительность речи. Неритмичная и несозвучная речь заикающегося человека создает дискомфорт как личностный, так и межличностный. Далеко не всегда проблема поддается медицинскому решению, а комплексы у человека возникают как в детстве, так и сохраняются на всю жизнь.

Причины заикания у взрослых

Нельзя назвать типичным возникновение заикания у взрослых людей. Обычно эта речевая патология развивается в возрасте от 2 до 6 лет, потому что навыки речи приобретаются именно тогда. Работа со специалистами в этом возрасте позволяет частично, а иногда и полностью преодолеть проблему. В то же время весьма распространены рецидивы заикания уже в подростковом возрасте. С 15 до 17 лет, по мнению медиков, усугубление заикания связывается с лабильностью нервной системы, возникновением неврозов.

Но что если человек не заикался ранее, и дефект речи развивается во взрослом возрасте? Медицинская статистика указывает, что среди взрослых распространенность проблемы оценивается не более чем в 1%. Но тем не менее это немало.

Природа заикания связана с тем, что сокращение мышц речевого и дыхательного аппарата у больного человека сопровождается судорогами. К слову, заикание у взрослых, впрочем, как и у детей, с давних времен рассматривается исключительно как проявление болезни, а не банальный недостаток. Несколько столетий назад было установлено психоневрологическое происхождение данной речевой особенности, а на сегодняшний день для ее устранения применяются логопедические, неврологические, психологические и психотерапевтические техники лечения.

Истоки судорог при формулировании слов можно разделить на два класса:

  • невротические (логоневроз) — могут возникать и в детском, и во взрослом возрасте, например, вследствие перенесённой психологической травмы, внезапного потрясения, тяжелого горя, глубокого эмоционального шока; в таком случае физиологично патология речи никак не обусловлена, а человек может начать заикаться в отдельные моменты, буквально посреди нормальной речи; спровоцировать это может, например, сверхважность произносимого спича;
  • органические (неврозоподобные) — обусловлены функциональными отклонениями в работе мозга; симптомы могут проявляться как постоянно, так и зависимо от обстоятельств; толчком для появления заикания данной природы могут травмы, контузии, инсульты, опухолевые процессы; пройдет заикание в ходе лечения основного заболевания.

Манифестация заикания у взрослых отмечается гораздо реже, чем сохранение этого дефекта с детства или его рецидив. Причиной развития заикания во взрослом возрасте становится травма или глубокое эмоциональное потрясение. Такой логоневроз принято относить к категории стрессовых или реактивно протекающих. Что примечательно, так он требует своевременной медицинской помощи, без которой рискует осложниться дефектами мимики и закрепиться в речевой практике. Такой собеседник при каждом слове будет испытывать личный дискомфорт, а на собеседников производить не самое приятное впечатление.

С подобным сталкиваются и лица, заикающиеся с детства — наследственная предрасположенность или сформировавшиеся привычки дополнительно отягощают состояние больного.

Заикание у взрослых, и тем более у детей, ни в коем случае не стоит воспринимать как данность. Чем раньше приняться за работу над речью, тем проще будет ее нормализовать. Дефект успешно устраняется посредством профессиональной помощи. Часто заболевание характеризуется благоприятным прогнозом. В то же время необходимо подготовиться к длительному сотрудничеству со специалистами, возможно, со смежных медицинских сфер.

Особенности заикания у взрослых

Заикание, сохранившееся к взрослому возрасту или же только возникнувшее, нередко дополняется визуально заметными симптомами:

  • нервный тик лицевых мышц,
  • непроизвольные, импульсивные вздрагивания конечностей.

У заикающегося человека голосовые связки плотно смыкаются или наоборот спонтанно размыкаются, голос внезапно исчезает, слова произносятся шепотом и удлиненно.

В любом возрасте болезнь имеет сложное происхождение. Слишком поверхностно связывать логоневрозы с сильным стрессом или испугом. Один ребенок может пугаться и не начинать заикаться. Другой может пережить не самое простое детство, но столкнуться с заиканием исключительно во взрослом возрасте и то, на первый взгляд, по непонятной причине. Вся суть запустившегося механизма в повышенной тревожности, предрасположенности работы головного мозга к такому дефекту, который происходит всего лишь при косвенном толчке, поводе.

Заикание может развиться в любом возрасте, но наследственная предрасположенность и лабильность детской психики в разы увеличивают распространенность заикания именно среди деток. Сбой в передаче нервных импульсов происходит из-за нарушений взаимоотношения нервных процессов в коре головного мозга, в том числе и в зоне воспроизведения речи. Именно такова природа судорог в различных отделах речевого аппарата — в гортани, глотке, языке, губах. В силу таких обстоятельств одни компоненты речевого аппарата срабатывают раньше, другие — позже; темп и плавность речи нарушается.

Если слабость нервной системы в детском возрасте порой оказывается врожденной, то у взрослого человека, склонного к заиканию, она может быть следствием перенесенных инфекционных заболеваний или вялотекущей патологии. В том числе происходящих с юных лет. Заикание у взрослого человека может развиться на фоне давно перенесенной и даже забытой кори, скарлатины, менингита, энцефалита, а еще на фоне хронического ревматизма или пневмонии. Дети с ослабленной нервной системой могут родиться, например, из-за неблагоприятного протекания беременности. Психологические причины ослабления нервной системы во взрослом возрасте менее влиятельны. По той простой причине, что психика уже сформировалась и поколебать ее может по-настоящему сильное нервное потрясение, а не бытовые ссоры или суровое отношение, как в случае с детским заиканием.

Смотрите так же:  Невроз бессоница

Примечательно, что эта речевая патология больше распространена среди мужской части населения (70%). Ученые связывают это с более высокой эмоциональной устойчивостью среди женщин. Изучив зависимость речевых функций от работы полушарий мозга, ученые пришли к выводу, что больше подвержены заиканию могут быть левши.

Внутренняя речь взрослого человека всегда свободна, в отличие от формирования речи детьми. Заикание, наступившее в зрелые годы, проявляется только при общении, а «про себя» люди говорят без затруднений.

Коррекция заикания у взрослых

Самостоятельно преодолеть заикание у взрослых крайне сложно и обычно безуспешно. Интересно, что в момент глубокого потрясения пострадавшему человеку крайне важно может быть оказание своеобразной «скорой помощи», чтобы дефект не успел закрепиться. Если вы видите, что из-за сильного стресса человек рядом с вами начинает заикаться или неясно излагать мысль, то вывести его из этого состояния тотчас можно банальным угощением горячим чаем или крепким алкоголем. Однако случившийся прецедент должен стать поводом для последующего обращения к компетентному специалисту.

Специалист анализирует анамнез нарушений — врождённых или приобретённых, изучает результаты лабораторных анализов. Именно это надёжный базис для разработки методики индивидуальной коррекции заболевания.

Секрет успешного лечения заикания у взрослых — индивидуальный подход и комплексное лечение. Выбирают самые разные тактики лечения — от гипноза до массажа, они же между собой и комбинируются. Чтобы проработать не только дефекты речи, но и мышечное напряжение, скованность и угловатость движений, частые судороги, а иногда и головные боли, пригодиться помощь невропатолога и рефлексотерапевта.

Конечно же, их участие, равно как и работа с вибротологом, актуально в восстановительном периоде после травмы, контузии или инсульта, если заикание у взрослых происходит вследствие таковых. При травме, болезнях, а иногда и стрессе, мышцы склонны к сжиманию, в каком состоянии и остаются. Если человек постоянно испытывает одни и те же чувства, напряжение накапливается, и в определенных местах возникают так называемые миофасциальные образования. Это уплотненные и спазмированные участки мышечной ткани, создающие помехи в передаче нервного импульса. На начальном этапе лечения заикания у взрослых важно выявить такие участки и снять напряжение с них. Для этого могут применяться как медикаменты, так и миотерапия, то есть лечение мышц.

Если заикание у взрослых, что бывает нечасто, имеет психологическую природу, то следует обратиться к психологу. С ним можно проработать психические зажимы, страхи, другие травмирующие обстоятельства. Например, если взрослый человек начинает заикаться во время публичного выступления или важной речи.

С речью может поработать и логопед, хотя его методики более часто применяются по отношению к пациентам детского и подросткового возраста. На помощь может прийти артикуляционная гимнастика, логопедический массаж, дыхательные упражнения, «режим молчания» и другие методики.

Я заикаюсь с самого детства. Даже не помню когда это началось. Мама говорит, что после санатория. Что я уехал туда нормальным, а приехал заикающимся.

Все детство, меня пытались вылечить всеми методами. Я был и у кучи бабок и дедок, лечившими меня заговорами и отливавшими воск над головой, а так же много лет ходил к логопеду. Кстати целители все как один говорили, что меня напугала змея и показывали на отлитый воск в виде червячков. Не знаю насколько это правда, но я действительно помню эпизод из детства, когда я гулял по нашему двору в частном доме, а папа из подвала вывел шланг в маленькое отверстие в фундаменте. Тогда я действительно сильно испугался и помню этот момент до сих пор.

В школе и в колледже мне повезло, никто надо мной не издевался. Вообще. К тому же я хорошо учился и даже окончил колледж с красным дипломом. Кстати я системный администратор по образованию))). И пошел по данной специальности именно по причине того, что мне не придется много болтать. Но по иронии судьбы по профессии работать я так и не попал. Уже почти 5 лет работаю продавцом-консультантом.

Почему я пишу этот пост? Поскольку я из тех людей, которые идут к зубному только тогда, когда пульсация кариеса сравнима с подземными толчками, способными пробудить Ктулху, то соответственно на лечение своего заикания в последние годы я давно забил. Хоть оно неимоверно тяготило меня. Сейчас мое заикание очень сильно ухудшилось и я практически перестал нормально говорить, просто впадаю в ступор. Не могу вдохнуть воздух в диафрагму, он тупо застревает на уровне горла и в итоге я не могу даже заикнуться и просто молчу. Терапевт сказал, что это невролгия.

Я полез искать инфу в интернет, и наткнулся на посты @imisterio , но к сожалению он недописал 3-ю часть своего рассказа. Потому я решил тоже внести свою лепту. А заодно спросить у вас совета по улучшению ситуации.

Итак, коротко по моим проблемам (многие повторятся из постов imisterio):

— заикание это огромная нагрузка на нервную систему, постоянное волнение и стресс, здравствуй куча заболеваний на нервной почве в будущем

— я заикаюсь, потому что волнуюсь, а волнуюсь потому что заикаюсь — замкнутый круг

— тоже имею в словарном запасе кучу синонимов для замены слов на лету

— перед произношением фразы я уже точно знаю в каких местах заикнусь, как в анекдоте про мужика который пропёрдывал классические произведения

— часто включается режим магистра Йоды

— очень стесняюсь своего заикания и предпочитаю молчать с новыми людьми и компаниями. Со старыми друзьями трещу как сорока хоть тоже заикаюсь.

— когда матерюсь, практически не заикаюсь

— иногда когда впадаю в ступор и не успеваю еще начать произносить слово, то делаю вид, что забыл его. Например, хочу сказать «колесо обозрения», вместо этого говорю: «ну эта штука которая крутится, забыл как называется»

— не было личной жизни до 18 лет, жутко стеснялся. Сейчас девушка есть. Очень бесился на друзей, которые стеснялись подойти познакомиться с девушкой. Кричал им: «С-с-сыкун! Если бы я не заикался, то давно бы уже подошел, а ты здоровый с нормальной речью боишься!»

— всегда думал, что если бы не заикался, был бы уже миллионером, крутым бизнесменом и чтецом стихов

— сейчас хочу поменять работу, по профессии давно все подзабыл, а во всех остальных вакансиях звонки и продажи в основном

— в переполненном автобусе могу проехать свою остановку

— в магазине могу попросить товар с одним вкусом, но не поняв меня, мне дадут с другим, и я молча уйду расплатившись

— «Вам большой пакет или маленький?», не могу сказать маленький. Отвечаю: «Который поменьше»

— на учебе пользовался этим и иногда даже не учил стихи

— при звонках заикание когда как. Когда звоню я, то хуже,потому что понимаю, что человек внимательно слушает, чего же я хочу. Когда звонят мне, то легче.

— сильно заикаюсь, когда собеседник пристально смотрит на меня, например работник банка. Но если он отойдет, то могу прокричать ему что-нибудь в спину вполне без особого заикания.

Бесит когда люди принимают заикание за умственную отсталость. Когда задают вопрос, я отвечаю не сразу, а с задержкой в пару секунд, которые уходят на обдумывание ответа и подбор слов, поэтому некоторые люди думают, что я тормоз.

Один раз на работе, проконсультировал клиента довольно сносно. Он сказал спасибо, дальше я сам. А потом мне коллега передал его слова: «А что у вас за продавец такой припадочный? Можно мне другого. » Обидно, а главное в такие моменты можно дать слабину и реально поверить, что ты умственно отсталый и перенять эту модель поведения!

Вчера вообще зашел к хирургу забрать анализы. Сижу в очереди, рядом рабочие из теплых стран. Они тоже на прием, бригадир договорился с хирургом, чтобы тот принял их. Позже врач выходит и спрашивает у всех, кто по записи, кто нет. Якобы скоро обед. Обращается ко мне, я начинаю говорить на заикийском, и он сусмешкой смотря на меня: «А, Вы из рабочих?» И уходит. Анализы так и не забрал.

Обращаюсь ко всем с такой проблемой, помогите советом, как лечиться? Помогают ли упражнения Стрельцовой? Антидепрессанты? Психологи и логопеды?

И все таки заикание это физическая болезнь или психологическая? Если физическая, то может хирургическое вмешательство возможно?

Ну и насчет гипноза. возможен ли глубокий гипноз, чтобы я забыл, что заикаюсь? Тогда исчезло бы волнение перед разговором и глядишь не заикался бы.

  • Лучшие сверху
  • Первые сверху
  • Актуальные сверху

122 комментария

Я заикаюсь со 2-го класса. И тоже знаю в каком слове заикнусь и не могу сказать «маленький» при выборе пакетов. Почему я заикаюсь — знаю. Истеричная мама орала при выполнении уроков. А там ещё развод родителей и мама была особенно зла. При ней мое заикание усиливается раз в 5. В детстве пробовала неделю молчать (врачи рекомендовали) — не помогло. Нараспев все произносить — не помогло. Ходила на «жемчужные» ванны, пила Фенибут, Глицин и Стугерон — не помогло (за много лет). К психологу мама водить отказалась. В ЭЭГ ничего паталогического не обнаружили, всяких там родовых травм и т.п. — нет, невролог ничего не нашла. Более-менее стала говорить, когда после школы от мамы переехала к бабушке. Но все равно. Звонки, контакты с продавцами и т.д. — ад для меня.

Мне иногда кажется, что чем больше лечишь заикание — тем оно больше. Как бы лечением признаешь что есть проблема и при общении это накручивает нервы, вызывая заикание. Злость на окружающих и надменность лучше помогает.

Это точно=) Я заикаюсь когда боюсь реакции на свои слова, что кто-то подумает, что я глупости говорю. Когда в словах не уверена. Особенно в английском, это ужас просто. А вот когда человека козлом считаю, мне глубоко пофиг, что он там будет думать. И я не заикаюсь. ну и в состоянии злости тоже.

Кстати, иногда можно и говорить и писать (рисовать формулы и т.д.) одновременно. Тогда не заикаюсь. Обнаружила на зачете по циклу Креббса. Я рисую цикл, значит, озвучиваю и ни одной запинки!

О, ещё вспомнила. Я пыталась говорить на вдохе — это оооочень сложно и только усиливало заикание и мой дискомфорт. Пыталась говорить мееееедленно, аки действия в фильме «Сталкер», но бесилась от этого знатно и прекращала.

Друг, тут много тебе понаписал, много бреда, полного бреда. Я занимаюсь с 4 лет где-то, до этого очень рано начал читать стихи аки чтец зачитывал, испуг и стал заикой, говорят напугала девочка — выпрыгнула из темноты. Отучился на юрфаке, в итоге стал профессиональным гитаристом — иногда говорю на сцене, на большую аудиторию(100-300-500 человек) веду мастер классы, преподаю. Заикаюсь по разному, от сильно до почти незаметно. С возрастом стало намного легче т.к работал над собой — ходил к логопеду, читал в слух, и работал над собой чисто психологически( уверенность в том что ты делаешь)

Пишу тебе совет.

1)Найди хорошего логопеда, реально хорошего, если есть деньги то трать. Хороший курс стоит тысяч 100. НЕ у психологов которые будут тебе вешать лапшу а у реальных логопедов. Лучше конечно приехать в Москву, выбрать время, месяц, и посвятить только лечению — будет толк. В Москве есть логопед, она реально людей вытаскивает из просто ужасных ситуаций, у нее курс заточен на полную перезагрузку речевого аппарата, т.е пол месяца ты не говоришь, не пишешь, не общаешься — только лечение. Это работает, при желание ,напиши в личку, могу найти телефон.

2) никакого алкоголя и курения, это стагнирует психику и речевой аппарат, по первом и вроде расслабляет но это только кажется.

3) работай над собой! Гимнастика Стрельниковой, чтение вслух- слитно,медленно по слогам.

Многие пишут что им помогает фитнес, да! Все дело в дыхании, в правильном дыхании. Можешь заменить фитнес дыхательной гимнастикой по Стрельниковой, или и то и то.

4) Работай над собой в плане уверенности!

Будь немного дерзким, перебарывай свой страх что тебя не поймут или не услышат.

Есть хороший метод, заходишь в Макдональдс и заказываешь максимально заикаясь (подробно могу рассказать этот метод)

Простите за орфографию и пунктуацию😊😊

Не знаю, как написать в личку. Поделитесь номером, пожалуйста

Так а почему не психолог? Он явно не помешает.

Смотрите так же:  Фобия боязнь быть убитым

Если волнение запускает стресс и заикание — это прямая дорога в психотерапию.

Способ с Маком-то того же рода. Только вот в психотерапевта все будет под контролем и с большой поддержкой.

А «будь дерзким перебарывай» — чревато ретравматизацией и ухудшением ситуации.

Бонусом большая стрессоустойчивость и помощь в каких-то жизненных ситуациях, ясно, что не все радужно, если автор на стрессе уже почти не говорит.

Уважаемый друг, у меня все точно так же как у вас один в один, мне сейчас 30 лет и я почти вышел из такого же заикания как у вас. Что мне помогло. 5 лет назад я сел играть в такую игру как мафия, суть не в игре, а в процессе, где 10 и более незнакомых людей сидят за одним столом и разговаривают о всём и ниочем. По началу я как дурак из за волнения мог молчать все своё отведённое время и заикался как придурок и даун, но это игра, и потом ты понимаешь что так или иначе тебе придётся говорить, поначалу это тяжело, по прошествию месяцев, лет, для кого как (я не один такой был). В один прекрасный момент ты понимаешь, что не волнуешься и можешь спокойно говорить не заикаешься когда ты уже не зациклен на своей речи, а зациклен на цели своей речи (азарт игры все дела). В сухом остатке, после 5 лет таких игр я абсолютно не нервничаю при разговоре с незнакомыми людьми, могу убеждать, парировать и т.д., мало того я сейчас работаю в активных продажах при чем успешно, что 5 лет назад казалось для меня фантастикой. Я все ещё заикаюсь но это еле заметно, и использую метод замены синонимов, в общем незнакомый человек иногда узнает о моем заикании через месяца, а 5 лет назад я еле говорил, так же как вы

А психолог помог бы перестать циклиться на своей речи и перестать волноваться значительно быстрее.

Заикание ближе к психиатрии чем к психологии. Психолог будет устранять только симптомы, но корня болезни не трогать. Логопед это не только человек которые учит читать по слогам, это врач психиатр который также занимается помимо основной проблемы и симптоматикой — борьба с зацикливанием, волнения, неврозы, стрессы и т.п

Так что нету смысла платить ещё и психологу.

Тот самый, о котором и я писал — намеренное заикание. А в «Маке» — потому что там продаваны обязаны слушать вежливо улыбаясь. Не пошлют, как в магазине.

В принципе можно и в любых других ситуациях использовать, но «Мак» — более щадящий режим, для первого раза.

Не разорвет. Подходишь ми делаешь длинный заказ максимально заикаясь. Тут главное расслабляться и уверенно тупить, нарочито как бы создавать себе неудобство. Как правило все будут ждать, кассир будет слушать, и ничего страшного не случится. Так и в жизни, люди которые имеют нормальную речь ТУПЯТ ещё больше, картавят, мекают, бэкают и т.п

+ К ещё методам которые помогают плавно проговорить слово :

Наличие вводных звуков — а, э. Акайте экайте.

Когда проговаривание предложение плавно водите ладонью из стороны в сторону, помогает.

Вообще, мелкая моторика пальцев рук тестно связанна с речью, т.к отделы мозга которые отвечают за речь и маторику пальцев находятся рядом. По этому в гимнастике Стрельниковой, не только все сводится к дыханию но и к движениям руки и пальцев.

Я так понял, оперу изобрёл заика

Всё равно ведь не понятно ничего ))

под бухлом или опиатами/амфетаминами если легче становится — то лечится это у мозгоправов и неврологов

можешь поподробнее объяснить почему становится легче?
После бухла могу тараторить аки зверь

да весь тред же про это — 1) психологическая уверенность и похуизм 2) физиологическая составляющая — гормональная/нейромедиаторная, следующая как и из пункта 1 так и из самого вещества т.е. выбрасывается меньше адреналина, больше дофамина и серотонина, вот примерно так это и работает.

то есть по сути проблема может быть просто в недостаточной секреции/разбалансированности этих веществ

Лично у меня это снижает беспокойство о том, что по думают о моих словах.

Да всем насрать. Никто не слушает окружающих, все ждут своей очереди говорить

От фена разговаривать хочется. Люди могут сильно на ухо присесть. Встречала таких, трещат без умолку.

так у меня не совсем то: пальцы рук дрожат после того как покурю, или чая/кофе выпью и хреново соображаю, сосредоточиться не могу. но это то ВСД и гипертония. но тоже не менее напряжная хрень. стоит выпить — как рукой снимает.

а по теме твоего сообщения: да не только. тыж с этого и начал мессагу — трабла в нервах, тренируй похуизм чтоли. но всё равно всё в комплексе нужно учитывать, а грамотных спецов в этом вопросе довольно мало.

Заика приходит к врачу.

— Ддддокккктор пппоммогггите вввыыылллечиттте оттт

Врач осматривает его, делает кучу анализов и говорит:

— Понимаете, дорогой мой, у вас слишком большой член, его вес оттягивает

вниз нервы голосовых связок и из-за этого вы и заикаитесь. Единственное

что мы можем сделать, это укоротить вам член, тем самым сняв нагрузку со

Заика соглашается. Ему делают операцию. Проходит несколько недель и

заика приходит к врачу.

— Доктор, я вам так благодарен, заикание исчезло полностью, но у меня

теперь другая проблема — меня бросила жена и две любовницы. Пожалуйста,

доктор, восстановите все как было, пришейте все обратно.

Доктор возмущенно посмотрел на пациента и заорал:

— Пппппппаааашеллл ннннна хххххуй!

Тоже заикался с 10 лет. Помню лишь, что в пятом классе учительница по русскому языку и литературе после моего устного ответа вывела меня из кабинета и тет-а-тет спросила, заикаюсь ли я. После этого я стал замечать, что заикаюсь. Оценки съехали с пятерок на тройки, в седьмом классе даже вырисовывалась двойка в четверти по какому-то предмету — и всё потому, что мне было проще сказать: «Я не выучил» чем ответить. Первое время я всё же учил уроки и мог получить 5 за письменное задание и 2 за устное. Но учителя думали, что письменные задания и списываю или ещё как-нибудь жульничаю, так как не мог устно подтвердить свои знания, и стали занижать оценки за письменные работы. А я стал потихоньку забивать на уроки. Учителя не знали, что я заикаюсь (об этом знала только учительница русского языка, которая в очень скором времени свалила в Германию на ПМЖ). Одноклассники тоже не замечали, так как я, матьего, вовремя начал молчать, боясь заикнуться. В компаниях тоже больше молчал, мог односложно ответить на вопрос, но по большей части был «хвостом» компании. Я не стеснялся заикаться дома, так что родители знали, что я заикаюсь, но их ответом на мои просьбы о помощи было «Больше читай вслух и все пройдет». В 9 классе при постановке на учет в военкомате терапевт дала мне направление к логопеду. Думал, может логопед чего полезного скажет — но нет, чиркнула на бумажке «легкая степень заикания» (ибо на приеме я действительно мало заикался) и отправила обратно. Все эти годы не ходил в магазины, кружки, новых друзей не заводил, с некоторыми старыми друзьями перестал общаться.

На втором курсе университета, на занятиях по английскому языку я заметил, что мне намного проще вызубрить большие тексты, чем пересказать. Я заучивал двух- и трехстраничные тексты из учебника и рассказывал так, что «от зубов отскакивало», заикаясь очень и очень редко. Это дало мне толчок изучить, какие же еще хитрости помогут мне с заиканием. И заметил, что очень помогают более отчетливая и эмоциональная речь. То есть активная жестикуляция рук, тела, использование мышц лица во время разговора. Некоторые буквы все же застревали в глотке, но учитывая огромный словарь синонимов, накопленный за эти годы в моей голове, я мог разговаривать практически не заикаясь. Завел пару хороших друзей и меня буквально прорвало — я трещал с ними без умолку (видимо, выговаривал все, что копилось все эти годы). Как результат — на первом курсе я еле-еле вытягивал сессии на тройки, на пятом — были почти все пятерки.

К 23 годам словесный понос угас, я начал больше молчать, но когда разговаривал — заикания нет. Сейчас (29 лет) вполне нормально общаюсь, в меру, не заикаясь, и что самое приятное — я не использую синонимы и не думаю о том, как бы сказать ту или иную фразу. Иногда, очень и очень редко, заикание снова появляется, может держаться день, неделю или месяц — и проходит самостоятельно. Откуда и как оно берется и куда потом теряется — большой большой секрет для меня. Может как-то связано с фазами луны, потому что другие вероятные причины я исключил.

Сам с пяти лет заикаюсь. Сейчас мне почти 30. В 25 услышал в книге В. Довганя фразу, после которой вообще забил на заикание и жить стало легче:

«Джек Уэлч по итогам 20 столетия был признан лучшим управленцем планеты. Пятьсот выдающихся предпринимателей и банкиров спросили, кто лучший управленец последнего столетия. Все однозначно назвали: «Джек Уэлч». Умнейший, богатейший человек нашего времени. Гений управления, выдающийся лидер. Так вот, Джек Уэлч слегка заикается, и когда он ходил в школу, дети дразнили его. Однажды в слезах он пришёл домой и пожаловался маме: «Мама, почему они меня дразнят? Мама, почему я заикаюсь?».

И гениальная мама внушила своему сыну: «Джек, твой мозг настолько быстро работает, он настолько гениальный и талантливый, что твой язык просто не успевает произносить слова».

Мама Джека смогла из минуса сделать плюс. До её слов маленький Джек чувствовал себя недоразвитым идиотом. После слов мамы он чувствовал себя гением. Он поверил, что его заикание — это не недостаток, а преимущество.»

PS: От заикания помогает фитнес. После тренировки выходишь и хоть на семинарах выступай.

Вот и все. Я нихера не слегка заикаюсь, могу на одном слове 2 или 3 запинки сделать. И плевать я хотел на такие цитаты. Потому что каждый человек индивидуален, заикание у всех отличается, у кого то оно легкое и не мешает особо жить, у кого то тяжелое и очень сильно мешает жить. Плюс от характера зависит многое, если сильный то и заикание не помешает нормально жить. У меня сильное заикание, так оно еще иногда меняется, начинаю заикаться на тех словах, на которых раньше не было запинок.

Забивать на заикание можно сколько угодно, но оно ни куда не уйдет и будет мешать тебе жить.

Другие статьи

  • Куда обращаться за начислением пособия по уходу за ребёнком Пособие по уходу за ребенком-инвалидом Кому полагается пособие по уходу (ребёнок — инвалид)? Пособие по уходу (ребенок — инвалид) выплачивается людям, непосредственно осуществляющим уход, и независимо от отношений, в которых они находятся с подопечным. То есть, чтобы […]
  • Как рассчитать пособие по уходу за ребенком до 3 лет в 2019 году Пособия по беременности и уходу за ребенком вырастут в Удмуртии Максимальный размер месячных выплат составит 26 тысяч рублей С 1 января 2019 года максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет вырастет до 26 тысяч рублей. Об этом […]
  • Как быстро вылечить насморк у месячного ребенка насморк у ребенка 7 месяцев Вчера у сынишки потекли сопли ,чем можно полечить, желательно народными средствами, капаем салином, подскажите еще что нибудь,ребенку 7 месяцев Эксперты Woman.ru Узнай мнение эксперта по твоей теме Джуран Марина Владимировна Психолог, […]
  • Сколько оплачивают по уходу за ребенком до 3 лет с 2019 года Сколько платят пособия по уходу за ребёнком до 1.5 лет в 2019 году? Какой размер денег? В 2019 году изменится размер ежемесячного пособия на детей до 1,5 лет. Размер пособия на детей, рожденных в 2019 году увеличится с 4465 до 4512 рублей, максимальная с 24536 до […]
  • Повышенная тревожность у детей младшего школьного возраста Повышенная тревожность у детей младшего школьного возраста Большинство специалистов придерживаются мнения о том, что детство является периодом наибольшей чувствительности к различным неблагоприятным факторам вследствие прочности первичных впечатлений и низкой […]
  • Дети из семей находящиеся в трудной жизненной ситуации Статья 10. Категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации Статья 10 . Категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации Информация об изменениях: Законом Челябинской области от 26 марта 2014 г. N 673-ЗО в пункт 1 статьи 10 настоящего Закона внесены […]