Нервный истерический смех

Нервный смех — это один из самых интересных речевых сигналов, используемых человеком в состоянии стресса. Во-первых, он одновременно и снимает стресс, и маскирует степень испытываемой тревоги. Приведу пример. Понаблюдайте за подростками в процессе «ритуала ухаживания» за представителем противоположного пола. Помните, как вы сами были хихикающим подростком? Нервный смех выполняет практически ту же функцию, что и свист или разговор с самим собой во время прогулки по кладбищу или темному переулку. Свист успокаивает напуганного человека. Нервный смех выполняет ту же функцию в отношении попавшего в неудобное положение.

Кроме того, нервный смех помогает выиграть время перед тем, как что-то сказать. Он дает человеку чуть-чуть дополнительного времени, чтобы подумать и подготовить безопасный ответ. Совершенно неудивительно, что есть люди, которые всегда начинают смеяться или хихикать перед тем, как вступить в разговор. Смех помогает им определить свою реакцию на сказанное. Приведу пример. Человек может засмеяться перед тем, как ответить на заданный ему вопрос.

Одновременно нервный смех обезоруживает тогда, когда ситуация становится напряженной. Человек может использовать своевременный смех, чтобы разрядить накопившееся напряжение. Кроме того, смех — это человеческая реакция, которую легко имитировать. Поэтому его можно использовать, чтобы скрыть стресс от случайного наблюдателя. Нервный смех может показывать, что обсуждаемая тема очень важна или болезненна для говорящего, и может показывать уклончивость или даже обман. Нервный смех помогает выиграть время перед тем, как что-то сказать.

Узнать больше о значении поведенческих сигналов, проявлении жестов и эмоций, а также о том, какие проявления наиболее характерны в той или иной ситуации в зависимости от испытываемых переживаний, вы сможете из материалов раздела «Охотники за поведением».

Смех без причины – признак…? Почему мы смеемся некстати

Поделиться сообщением в

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Нередко мы замечаем, что рассмеялись в самый, казалось бы, неподходящий для этого момент. Как выяснили психологи, такой неловкий смех, возможно, является одним из наиболее базовых и важных проявлений человеческого поведения, рассказывает корреспондент BBC Future.

Мой разговор с Софи Скотт уже подходил к концу, когда она развернулась к своему компьютеру и показала мне видеоролик о полуголом мужчине, прыгающем «бомбой» в замерзший бассейн. Поиграв мышцами и покрасовавшись перед камерой, он решается на прыжок – но ударяется об лед и летит кубарем по его гладкой поверхности. Лед-то выдержал, а вот друзья нашего героя чуть не лопнули от смеха.

«Они начали смеяться, как только увидели, что обошлось без крови и сломанных конечностей, — говорит Скотт. — Они буквально катались по полу в истерике и ничего не могли с этим поделать». (Если вы хотите посмотреть видео, о котором идет речь, его можно найти здесь. Только учтите: присутствует ненормативная лексика.)

Почему нам так неудержимо хочется смеяться, даже если человеку больно? И почему это так заразительно? Софи Скотт, нейробиолог в Университетском колледже Лондона, последние несколько лет пытается найти ответы на эти вопросы. Она объясняет мне, почему смех – одна из важнейших реакций человека и почему ее так часто неверно интерпретируют.

В рамках одного из экспериментов Скотт сканировался мозг профессионального пародиста Данкана Уизби, чтобы понять, как ему удается перенять едва заметные особенности речи других людей. К своему удивлению, Софи Скотт обнаружила, что активность мозга, по всей видимости, задействовала зоны, обычно ассоциирующиеся с телесными движениями и визуализацией – Уизби буквально проникал под кожу своего героя. В целом же исследование работы пародистов помогло ей определить, какие зоны мозга отвечают, например, заакценты и артикуляцию– важные аспекты нашей речевой индивидуальности.

Но лишь после исследования в Намибии Софи Скотт осознала, что смех – одно из важнейших проявлений нашего голоса. Предыдущие исследования показали, что представители самых разных культур могут распознавать шесть универсальных эмоций – страх, гнев, удивление, отвращение, грусть, радость – на основании выражения лица. Однако Скотт хотела выяснить, можем ли мы выразить менее очевидную информацию с помощью голоса. Она попросила коренных жителей Намибии и англичан послушать записи друг друга и определить, какие эмоции были представлены. Среди них – не только шесть общепринятых универсалий, но и облегчение, торжество и удовлетворение.

Представители обеих групп легче всего опознавали смех. «Буквально сразу стало понятно, что он отличается от других положительных эмоций», — говорит нейробиолог.

Чем дольше продолжалось исследование, тем интереснее были его результаты. Так, Скотт вскоре выяснила, что юмор – не главная причина нашего смеха. «Люди искренне уверены, что чаще всего они смеются в ответ на шутки других, однако во время разговора больше всего смеется тот, кто в этот момент говорит», — утверждает она.

Софи Скотт определяет смех как социальную эмоцию, которая сплачивает нас и помогает нам сблизиться, вне зависимости от того, смешно нам на самом деле или нет. «Когда вы смеетесь вместе с другими людьми, вы демонстрируете им, что они вам нравятся, что вы с ними согласны или что вы принадлежите к одной и той же группе, — говорит она. — Смех является индикатором близости отношений».

Смешинка в рот попала

Отсюда, видимо, и ситуации, когда двое в паре способны вызвать друг у друга взрыв хохота, а окружающие не понимают, над чем они смеются. «Иногда говорят: у него отличное чувство юмора, благодаря которому я считаю его крайне привлекательным. На самом деле имеется в виду: он меня привлекает и когда мы рядом, я демонстрирую ему это с помощью смеха», — поясняет Скотт.

Веселье, похоже, является важнейшим способом поддерживать отношения. По словам Софи Скотт, исследования показали, что смех в паре позволяет ее участникам быстрее снимать напряжение после тяжелых событий, а в целом совместная жизнь такой пары обычно продолжается дольше.

Согласно другим недавним исследованиям, люди, смеющиеся вместе над забавными видео, чаще делятся друг с другом личной информацией, углубляя таким образом взаимопонимание.

Даже бурное веселье, вызванное неудачным падением в замерзший бассейн, могло послужить объединяющим фактором для друзей многострадального ныряльщика. «Любопытно, что его приятели начинают смеяться буквально в тот же момент – думаю, таким образом они помогают ему почувствовать себя лучше», — считает Скотт.

К аналогичным выводам пришел Робин Данбар из Оксфордского университета: согласно полученным им данным, смех коррелирует с повышением болевого порога. Возможно, дело в повышенной выработке эндорфинов – эти химические соединения также укрепляют социальные связи.

Сейчас Софи Скотт пытается выяснить разницу между деланным смехом, который мы используем для придания живости разговору, и неудержимым хохотом, способным испортить телевизионный или радиоэфир.

В частности, она обнаружила, что «носовой» смех менее искренний, а «надрываем живот со смеха» мы без всякого участия носа.

Функциональная магнито-резонансная томография помогла Скотт понять, каким образом мозг реагирует на вышеописанные разновидности смеха. Похоже, оба они стимулируют зеркальные нейроны – эти области головного мозга отвечают за подражание действиям другого человека. К примеру, они задействуются, когда человек видит, как другой пинает мяч – или делает это сам. Возможно, именно эта нейронная мимикрия делает смех таким заразительным.

«Вероятность того, что человек засмеется, в присутствии другого человека повышается в 30 раз, — говорит исследователь. Важное различие заключается в том, что менее спонтанный «социальный смех» вызывает большую активность в областях, связанных с «ментализацией» (пониманием того, что чувствует другой человек) и попытками разобраться в мотивах окружающих – вероятно, мы таким образом размышляем о причинах неискреннего смеха.

Вам может показаться, что разницу между непроизвольным и деланным смехом понять несложно, однако Скотт считает, что этот навык развивается у человека постепенно: лучше всего мы начинаем распознавать природу чужого смеха ближе к 40 годам.

Недавно Софи Скотт организовала эксперимент в лондонском Музее науки, в рамках которого ее коллеги просят посетителей разного возраста посмотреть несколько видеозаписей со смеющимися и плачущими людьми и оценить искренность героев. Как отмечает нейробиолог, плач является основным способом коммуникации для младенца, а важность смеха растет по мере взросления ребенка.

Хотя нам может не нравиться притворный смех некоторых людей, Скотт считает, что этот факт говорит больше о нас самих и о том, как мы реагируем на их социальные сигналы, чем о том, насколько неприятными являются эти люди в действительности.

Исследователь рассказывает мне о знакомой, которая вечно раздражала ее настойчивым свистящим смехом: «Мне всегда казалось, что она смеется совершенно не к месту. Когда я проанализировала происходящее, то поняла: все дело в том, что я не реагирую на ее смех. Сам же смех был абсолютно уместен». Если бы она не испытывала изначальной неприязни к той женщине, считает Скотт, она бы смеялась от души и даже не обратила бы внимание на ее интонации.

Смотрите так же:  Психоз взрослых

Любопытство Софи Скотт заставило ее не только исследовать на прочность отношения между людьми, но и отправиться в комедийные клубы. «Когда эстрадный юморист общается со сцены с публикой, все равно происходит взаимодействие», — говорит она. Имеет место своеобразный диалог между комиком и зрителями. «Мне интересно, как публика начинает смеяться и как смех постепенно замирает, существует ли синхронизация с окружающими людьми или это не имеет значения – ведь взаимодействие происходит напрямую между вами и человеком на сцене», — рассказывает исследователь.

Как ни странно, отмечает Скотт, комическим актерам зачастую проще работать с большими залами. Возможно, дело в том, что заразительный смех распространяется волнами по большой аудитории. Скотт приводит в пример запись того, как юморист Шон Лок доводит зрителей до смеховой истерики, просто повторяя периодически слово «cummerbund» (в переводе — «кушак»).

Нейробиолог попыталась установить, каким образом начинается волна смеха в аудитории, прикрепив сенсоры к ее участникам. Результативность этого метода оказалась низкой: зрители чувствовали себя скованными. Однако она надеется продолжить исследование при помощи знаменитых комедийных актеров, таких как Роб Делани – возможно, им удастся справиться с напряженностью публики.

Иногда Софи Скотт сама выступает на лондонских комедийных вечерах. Я спрашиваю, способствовали ли результаты ее исследований формированию ее сценического образа? Скотт не считает, что наука помогла ей в развитии комического дара. Впрочем, на следующий день я отправился посмотреть на ее благотворительное выступление и выяснил, что это действительно очень смешно.

Более чопорные коллеги Скотт, похоже, не одобряют ее «легкомысленного» подхода. Но исследователь осознает, насколько мощным инструментом самовыражения может быть смех и насколько эффективно с его помощью можно заставить людей себя слушать. «Смех кажется поверхностным, эфемерным, бессмысленным, — поясняет она. — Но он никогда не бывает нейтральным и обязательно что-нибудь да значит».

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Future.

Смех — это лучшая анестезия

Одна из удивительных эмоций человеческого организма, которая продлевает молодость, положительно влияет на самочувствие и даже, как недавно выяснилось, помогает терпеть боль. Это смех. Другие приматы тоже могут смеяться, но вот хохотать от души умеют только люди. Некоторые ученые полагают, что в процессе эволюции смех появился раньше, чем речь.

Строгое определение гласит, что смех — реакция организма на смешную ситуацию, слова, жесты, или физические действия — щекотку. Реакция эта включает в себя непроизвольные движения мышц лица и тела, специфические звуки и изменения в ритме дыхания. Смех — реакция на нестандартную, забавную, нарушающую привычные правила ситуацию, которую в данном случае называют смешной.

Нейрофизиологические центры, отвечающие за смех, располагаются в «древних» участках коры мозга, имеющихся у многих животных. Это наводит ученых на мысли, что способность к смеху не совсем уникальна для человека — у животных, по их мнению, есть похожие способы выражения веселья. Около десяти лет назад в журнале «Science» профессор Джак Панксепп опубликовал статью, в которой утверждал, что многие зверушки тоже умеют смеяться. По словам профессора, они просто смеются несколько по-иному, чем человек. Обезьяны и собаки издают пыхтящие звуки, а крысы пищат, причем на очень высоких тонах — до частоты в 50 килогерц. Чувство юмора у крыс ранее подтвердили и ученые из Вашингтонского государственного университета в США.

Теорий о происхождении и функциях смеха существует немало. Выяснить это тем более интересно, что смеху не нужно учиться: он является врожденной реакцией, как румянец или чихание. Очевидный факт состоит в том, что способность смеяться наблюдается у тех животных, которые обитают группами. Есть теория, что смех — эмоциональная составляющее стадного инстинкта. Наблюдая за кем-то, кто попал в неправильную, нелепую ситуацию, противоречащую традиционным правилам, мы смеемся. Для того же, кто совершил ошибку, ответный смех становится хорошим шансом не потерять статус в группе. Если же осмеянный обиделся, обида вызывает у него реакцию научения: больше в подобную ситуацию не попадать, — что в конечном счете тоже идет на пользу.

Еще одна версия гласит, что смех, как у людей, так и у животных — это способ общения с большими группами сородичей. Действительно, смеяться приятнее в компании, чем наедине. Громкий смех может разом привлечь большое число соплеменников, он обращает их внимание на какую-то приятную или забавную информацию, способствует сплачиванию группы. Также смех может быть защитной реакцией организма, которая позволяет избавляться от излишнего напряжения. В ситуации продолжительного стресса (к примеру, во время экзаменов или аврала на работе) мы стараемся чаще шутить и смеяться. Правда, хихиканье в таких случаях выходит напряженным, недаром его называют «нервным смехом». И все же, по словам специалистов, это куда полезнее, чем копить напряжение в себе.

А недавно ученые открыли еще один приятный факт: чувство юмора помогает пережить боль. Профессор Робин Данбар из Оксфордского университета и его коллеги предлагали группам добровольцев посмотреть фильм, после чего экспериментальным путем выясняли, какова их болевая чувствительность. Одной из групп в течение 15 минут показывали юмористические видео, другой — совершенно несмешные ролики вроде записи соревнований по гольфу. После этого к руке каждого волонтера прикладывали пакет со льдом — как известно, очень холодные предметы при длительном контакте с кожей вызывают не опасную, но ощутимую боль. Дольше всех терпеть прикосновение льда к руке смогли те волонтеры, которые только что просмотрели смешные мини-фильмы.

Детализировав исследование, экспериментаторы смогли даже выяснить, какой именно юмор помогает людям терпеть боль и холод. Интеллектуальные шутки, какое бы удовольствие они ни приносили, болевой порог не повышают. А вот клоунада, комедия положений и эксцентрический юмор свой болеутоляющий эффект доказали. Именно такой юмор, по словам ученых, вызывает у человека резкое повышение в крови уровня эндорфинов — белков, которые вырабатываются в клетках мозга и вызывают ощущение удовольствия. Те же вещества вырабатываются у нас при получении других ярких и приятных эмоций, в частности, при влюбленности. Профессор Данбар даже предложил теорию: нашим первобытным предкам смех помогал не только справиться с тяготами пещерной жизни, но и сплотиться, испытать теплые чувства к своим сородичам.

Ученый намерен продолжать исследования юмора и смеха. По его словам, это загадочная и очень важная часть нашей жизни: «Смех — очень странная штука. Когда мы с кем-то разговариваем, мы тратим очень много времени на шутки и попытки рассмешить себя и друг друга».

Читайте самое интересное в рубрике «Наука и техника»

Встройте «Правду.Ру» в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках, Google+.

Непроизвольные движения лица: Что такое смех

Он — неотъемлемая часть нашей жизни. Он могуществен — способен разрушать, исцелять, утешать, убивать

Он бывает радостным, ироническим, гомерическим, вежливым, заискивающим, саркастическим, бесстыдным, издевательским, истерическим, деланным, ехидным, детским, ободряющим, утешающим, ироническим, грубым… О нем пишут серьезные труды физиологи, психологи и психиатры, величайшие философы (Аристотель, Кант, Бергсон) и святые отцы (свт. Димитрий Ростовский, свт. Иоанн Шанхайский, свт. Филарет Московский, прп. Ефрем Сирин). Он — неотъемлемая часть нашей жизни. Он могуществен — способен разрушать, исцелять, утешать, убивать.

Но что же он такое — смех?

Однозначного и точного ответа на вопрос … нет. Казалось бы, что может быть проще? Но чем глубже ученые проникают в тайну смеха, тем больше вопросов, противоречий рождается. Одни считают смех исключительным свойством человека, другие находят его у шимпанзе и даже других, менее человекообразных, зверей. Одни убеждены в его абсолютной пользе для здоровья, другие доказывают обратное. До сих пор не разгадана тайна эпидемии смеха в Танганьике в 1962, охватившей несколько сотен человек, и нет ответа на вопрос, отчего смех бывает столь заразительным.

Светлый и темный

Человек, стремящийся вести праведную жизнь, тоже может быть поставлен в тупик вопросом о природе смеха — не физиологической, конечно, а духовной. С одной стороны, смех греховен. «Смех удаляет от нас ублажение, обещанное плачущим (Мф.5:4), и разоряет построенное. Смех оскорбляет Духа Святого, не пользует душу, растлевает тело. Смех изгоняет добродетели, не имеет памятования о смерти, помышления о мучениях» (прп. Ефрем Сирин). Но с другой, он способен утешить, подбодрить ближнего, помочь ему победить страх, снять усталость.

Главным адвокатом смеха для православных выступает святитель Антоний Великий. В патерике есть известный рассказ, в котором святой сравнивает человека, ведущего духовную жизнь, с луком: если слишком сильно и долго тянуть тетиву, та не выдержит, необходимо время от времени давать ей послабление — пусть и в виде шутливого веселья. Так что же он — зло или добро? Святитель Иоанн Шанхайский пишет: «Есть два смеха: светлый и темный. Их сейчас же можно различить по улыбке, по глазам смеющегося. В себе его различить можно по сопровождающему духу: если нет легкой радости, тонкого, мягчащего сердце веяния, то смех — несветлый. Если же в груди жестко и сухо, и улыбка кривится, то смех — грязный. Он бывает всегда после анекдота, после какой-нибудь насмешки над гармонией мира. Искривляемая гармония мира искривляет душу человека, и это выражается в кривлении черт лица». Первоапрельское веселье с розыгрышами, по классификации свт. Иоанна можно отнести к одному из самых худших видов смеха, «которым легко осмеивают ближнего, смеются над слабостями и над достоинством человеческим… для увеселения и для забвения печали, без смысла, и тщеславно смеша других, все это — болезнь духа». Высшая похвала для человека, по мнению святителя — сказать, что у него «детский смех», «смех непорочный, близкий к райской гармонии». Об удивительном (и целительном) свойстве смеха возвращать человека нас в детство говорят и психологи. Даже суровый святитель Димитрий Ростовский в своем обличительном слове смеху признает: «Смех – детское свойст​во», и свои обвинения адресует смеху «бесчинному», который «расточает собранное «в душе добро», удаляет от благодати Господней, убивает память смертную». А святитель Филарет считает, что «под именем смеха Евангелие разумеет, без сомнения, не один устный смех, и не собственно смех осуждает… И если бы всех осуждать за нынешний смех, то не осталось бы, кому дать блаженство за слезы».

Смотрите так же:  Нравственная идиотия что такое

Только физиология

Обратимся однако к устному смеху. Он представляет собой непроизвольные движения мышц лица, сочетающуюся с серией коротких гласных звуков с интервалами-вдохами. Взрывы смеха имеют гармоническую структуру: многократное повторение звуков одной основной частоты (у женщин она составляет 502 Гц, у мужчин — 276 Гц). Если из записи смеха убрать все эти звуки, а оставить лишь интервалы между ними, останется только длинный шумный вздох. Не существует какого-то особого звука, который бы был присущ смеху, он может быть и практически беззвучным, если не подключены голосовые связки. Существуют лишь способы условного изображения разных видов смеха на бумаге («ха-ха -ха», «хи-хи-хи», «гы-гы-гы», «бу-га-га» и т.д.).

А вот гармоническая структура у всех видов смеха одинакова, что объясняется нашими ограниченными вокальными способностями. Смеясь, мы издаем звуки, в среднем длящиеся 57 миллисекунд, а интервалы между ними составляют в среднем 210 миллисекунд. Попробуйте растянуть смех или, наоборот, сделать его быстрее — за счет издаваемых вами нот или промежутков между ними — ничего не получится, это будет уже не смех, а некие искусственные звуки. Структура его настолько жесткая, что если проиграть запись смеха задом наперед, ничего не изменится. За исключением одного: смеяться мы всегда начинаем громко, а заканчиваем — относительно тихо.

Но зачем нам все это? Смех — врожденная способность человека. В возрасте 3,5-4 месяцев младенец с его помощью может сообщить матери: со мной все в порядке, я абсолютно доволен жизнью. А дальше начинаются сложности.

У взрослых людей смех вовсе не обязательно связан с радостью, да и вообще не так сильно обусловлен эмоциями, как принято считать. Возьмем самое простое, всеми испытанное — смех от щекотки, какая уж тут радость. А ведь существует еще и нервный смех, истерический смех, а также патологический смех при ряде серьезных физических и психических заболеваний (псевдобульбарном синдроме, рассеянном склерозе, некоторых опухолях, болезни двигательного нейрона, повреждением передней части мозга). Впрочем, вернемся к норме. Мыслители самых разных направлений и мировоззрений сходятся в одном: смех снимает нервное напряжение. Быть может, былой младенческий сигнал удовольствия и радости жизни, уже не нужный в это «сигнальном» качестве сигнала, теперь работает в обратном направлении и запускает в психике некоторые процессы, позволяющие пусть ненадолго ощутить спокойную безмятежность. Это — предположение. Как бы то ни было, Аристотель называет смех «отдохновением», Кант — «аффектом от внезапного превращения напряженного ожидания в ничто».

И долго жить, и похудеть, и даже снизить сахар

В последнее время в популярных медицинских изданиях можно встретить немало сообщений об открытиях полезных свойств смеха. Благодаря способности снимать напряжение — не только психическое, но и телесное — он способен избавлять от неврозов, стрессов, болезненных эмоций и подсознательных переживаний (существует даже методика — смехотерапия). Смех укрепляет иммунитет, облегчает боль, благотворно влияет на работу сердца, укрепляет сосуды, снижает уровень сахар в крови, снабжает клетки кислородом, улучшает сон и даже сжигает лишние калории (50 ккал за 10-15 минут). Согласно одному из исследований, минута смеха удлиняет жизнь на целую (!) секунду, что, конечно, весьма заманчиво. Беда в том, что совершают большинство подобных открытий знаменитые «британские ученые». Группы людей, участвовавших в экспериментах, были малы, сами эксперименты — коротки, а исследователи — изначально снабжены тезисом, который надо было доказать: «смех полезен для здоровья». Если говорить, скажем об аэробной нагрузке и пользе для сердца, то смех не более полезен, чем крик. Иногда же смеяться просто опасно — после операций, при заболеваниях легких, грыже, некоторых болезнях глаз. А смех безудержный вреден всегда — не только с духовной точки зрения. Полторы тысячи лет назад китайский врач Сунь Сы-Мяо писал: «Вред приносит слишком много шумных разговоров с неудержимым смехом».

Относительно масштабными и серьезными исследованиями доказан лишь один из полезных аспектов смеха: его способность в ряде случаев повышать болевой порог. Что интересно, этим свойством обладает лишь смех, вызванный примитивными и грубыми шутками. А вот интеллектуальный юмор обезболивающим эффектом, увы, не обладает.

Социальная природа

Один из видных современных исследователей смеха профессор психологии и неврологии Балтиморского университета Роберт Провайн говорит, что основная сложность, встающая перед авторами подобных изысканий — необходимость отделить причину от следствия. Ведь смех — социальное явление. Наедине с самим собой человек смеется в 30 раз реже, чем в обществе. Происходит это, во-первых, потому, что общение поднимает наше настроение, а соответственно — и способность смеяться, а во-вторых, потому что смех — имеет социальные функции. Он более склонен предаваться смеху в компании приятных ему людей — друзей, родственников. Быть может, целительными оказываются само общение, теплая атмосфера, а не смех, рождающийся в ней. Те, кто часто смеется — люди общительные, оптимистичные, с легким характером. Сами особенности их личности позволяют им успешнее справляться со стрессом, чем нелюдимым пессимистам, а смех тут — лишь побочный эффект.

Итак, смех — явление социальное. Но каковы тогда его социальные функции?

Разные исследователи приписывают ему разные роли. Смех выступает как

— социальный рефлекс: при виде смеющегося человека у окружающих тоже повышается настроение;

— унаследованное от пещерных предков выражение игровой агрессии: смеясь, мы показываем зубы, словно говоря: могу укусить, но сейчас не буду;

стремление привлечь к себе внимание большой группы людей — также унаследованное от первобытного человека.

Но зачем он нужен homo sapiens’ у, обладающему речью, мимикой, жестами?

Что подслушал профессор

Уже упомянутый выше профессор Провайн, автор книги «Смех: научное разбирательство» предпринял одно из самых дотошных и масштабных исследований смеха как способа коммуникации. На протяжении восьми лет он изучал естественный смех — тот, что рождается в обычных разговорах, а не при созерцании искусственных веселящих зрелищ. Профессор с помощниками ходили по паркам, магазинам, людным улицам, кафе — и… подслушивали, тайком делая записи. В итоге набралось 1200 описаний. Целью ученых было выяснить когда и над чем смеются люди. Чаще всего, как выяснилось — вовсе не над шутками, анекдотами, смешными историями. Только 20% смеха было реакцией хоть на какую-то попытку сострить. Чаще всего смех следовал за самыми обычными репликами: «Действительно?», «Смотри, это же Андре», «Тоже был рад тебя видеть» и т.п. Исследования, посвященные смеху, чаще всего, проводятся в лабораторных условиях: людям показывают смешные фильмы и следят за реакцией. Между тем, эти два вида смеха отличаются друг от друга не только по ситуации, но и по направленности. Взаимная игривость, чувство причастности к группе, положительный эмоциональный тон — вот социальный антураж естественного смеха. Комичное же всегда предполагает некую нелепую ситуацию, в которую попадает человек, смех над рукотворным смешным произведением всегда таит в себе зернышко не-добра, сознания собственного превосходства, зачатки того губительного смеха, о котором говорят святые отцы.

Знаки препинания и смех в мешке

Смех естественный может быть самым разным — как на 100% добрым, так и на 100% злым. Исследователи пришли к выводу, что смех по отношению к устной речи — примерно то же, что и знаки препинания — по отношению к письменной. Пунктуация тоже способна и прояснить смысл фразы, и изменить его на противоположный, и напротив, внести двусмысленность. Основание для такого вывода: люди крайне редко (лишь 8 раз из 1200) прерывают смехом речь. Они смеются во время пауз между предложениями. Причем, сам говорящий — в полтора раза чаще, чем слушатели. Для него смех чаще всего — способ создать нужный настрой, нужное отношение к своим словам. Например, хохотнув в конце, можно смягчить гневное замечание или неприятное сообщение. Перемежая смехом всю свою речь, вы создадите легкий, игривый настрой в аудитории — это прием часто используют ведущие ток-шоу. Смех в ответ на чьи-то слова может как подкрепить их, так и, наоборот, принизить. Часть аудитории может, к примеру, вежливо похихикать, чтобы выразить свою солидарность с оратором, а кто-то разразиться негодующим натужным хохотом. Оттенков тут не счесть. Народная мудрость гласит, что лучше всегда смеяться вместе с боссом, чем над ним.

Смотрите так же:  Клаустрофобия квест проклятие мертвеца отзывы

На самом деле социальные функции смеха остаются еще очень малоизученными. И порой трудно отделить социальное от биологического. Возьмем хотя бы взрывы записанного закадрового смеха в, мягко говоря, незатейливых комедийных сериалах. Как показывают исследования аудитории, это, действительно, эффективное средство вызвать ответный смех у зрителей (недаром оно используется на ТВ уже более полувека). Непроизвольно смеется человек и в ответ на звуки, издаваемые игрушкой-смеющимся мешочком. Профессор Провайн проводил соответствующие опыты на студентах: впервые заслышав глумливое хихиканье мешочка, смеялись 90%, а 2% оптимистов не переставали откликаться и на десятый раз, прекрасно зная, что смех — искусственный. То, что смех способен вызывать смех сам по себе, в чистом виде, без сопутствующих острот и теплой обстановки, дает основания сделать предположение о глубокой биологической важности смеха. Смех может быть сигналом доминирования/повиновения или же принятия/отторжения. Можно смеяться «с кем-то», обозначая свою принадлежность к данной группе или пытаясь к ней примкнуть, а можно — «над кем-то», показывая свое превосходство. В любом случае, это гораздо удобнее и приятнее, чем самому стать объектом смеха, поэтому мы автоматически торопимся примкнуть к услышанным звукам (возможно, именно этот механизм лежит в основе загадочной «эпидемии смеха» в Танганьике). И это не делает нам чести, как существам мыслящим и чувствующим, поскольку происходит на сугубо биологическом уровне, а смех толпы — это страшная и подчас убийственная сила.

Смех и характер человека

Многим известно, что смех не только продлевает жизнь, но и свидетельствует о характере человека.

Каков человек по душе, по уму?
И что в нем за сердце бьется?
Порой можно просто судить по тому,
Как человек смеется.
Эдуард Асадов

Ученые выяснили, что смех появился примерно 10 миллионов лет назад. Сегодня существует специальное медицинское направление «гелотология», призванное изучать смех и его влияние на организм. Согласно этой науке, каждый из нас так же обладает уникальным смехом, как и уникальным характером. О связи смеха и характера мы и расскажем сегодня на Passion.ru

Как же узнать характер человека по его смеху?

Рассмотрим звуковые виды смеха.

  • Смех «ха-ха» искренний, беззаботный, полный согласия с окружающим миром. Такой смех отлично снимает нервное напряжение между собеседниками.
  • Смех «хи-хи», напротив, более усугубляет это напряжение. Если вы слышите злорадное хихиканье, будьте уверены — собеседник настроен к вам явно недоброжелательно, он иронизирует, завидует или что-то утаивает.
  • Смех «хе-хе» несколько агрессивный, дерзкий, вызывающий. Смеющийся словно намекает: «Ты меня не расположишь к себе. Перед нами так и останется стена». Кстати, чем больше слышится звук «е» в смехе, тем более собеседник настроен к вам недоброжелательно.
  • Смех «хо-хо» свидетельствует об удивлении, критичности или протесте оппонента.
  • Смех «ху-ху» говорит о страхе, панике и незащищенности перед травмирующими событиями.

Кстати, смех без причины, как и неумение сдерживать любые другиеэмоции в неподходящих местах, обусловлен чисто биологическими причинами и связан с нарушением работы эндокринной системы организма.

Поведение при смехе

Если человек смеется с упоением, откидывает голову назад, открывает рот так, что виднеется его небо, можно говорить о его умении наслаждаться жизнью, отдаваться ей на все 100%. Такие люди необидчивы, спокойно относятся к насмешкам и колкостям.

ИСТЕРИЧЕСКИЙ СМЕХ

Толковый словарь по психологии . 2013 .

Смотреть что такое «ИСТЕРИЧЕСКИЙ СМЕХ» в других словарях:

Истерический смех — смех, переходящий в громкий и неестественный хохот, который пациент преднамеренно вызывает у себя сам, желая показать тем самым окружающим, что ему смешно, не обидно или вовсе не больно, но затем самостоятельно успокоиться долго не может, даже… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

СМЕХ — СМЕХ, смеха (смеху), мн. нет, муж. 1. Короткие и сильные выдыхательные движения и открытом рте, сопровождающиеся характерными прерывистыми звуками, возникающие у человека, когда он испытывает какие нибудь чувства (преим. при переживании радости,… … Толковый словарь Ушакова

ИСТЕРИЧЕСКИЙ — ИСТЕРИЧЕСКИЙ, истерическая, истерическое; в качестве кратк. употр. истеричен, истерична, истерично (книжн.). 1. только полн. прил. к истерика и к истерия. Истерический припадок. 2. Склонный к истерии, подвергнутый истерии. Она очень истерична.… … Толковый словарь Ушакова

Смех — (смешное) специфически человеческое переживание неожиданной радости торжества ценностной нормы (желаемого должного) и понимания этого торжества. Смеется только человек и только над проявлениями человеческого. Различные виды с. имеют единую… … Проективный философский словарь

ИСТЕРИЧЕСКИЙ — Свойственный истерике. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. истерический ая, ое (фр. hystérique … Словарь иностранных слов русского языка

смех — бархатный (Белый); беззаботный (Засодимский, Тарутин); безоблачный (Тарасов); беспечный (Бальмонт, Круглов, П.Я., Надсон); брызжущий (Сергеев Ценский); буйный (Кипен); бешеный (Полонский); веселый (Альбов, Брюсов, Кипен, Мельн. Печерский, Фруг,… … Словарь эпитетов

ИСТЕРИЧЕСКИЙ — ИСТЕРИЧЕСКИЙ, ая, ое. 1. см. истерия. 2. Страдающий истерией, склонный к истерикам. Истерическая женщина. 3. Обнаруживающий крайне возбуждённое состояние, свойственный истерикам. И. смех. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949… … Толковый словарь Ожегова

Смех истерический — нарочитый, деланный, неестественный смех пациентов в ситуацииях, где более уместно было бы заплакать или рассердиться. Начинается нередко с дробного мелкого «хохотка», после чего пациенты бывают уже не в силах его остановить. Эмоций, адекватных… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

истерический — ая, ое. 1. к Истерия. И. психоз. И. припадок. И ие расстройства. 2. Склонный к истерии, подверженный истерии. И ая женщина. И ая натура. 3. Характерный для истерии, для истерика; такой, как при истерике. И. смех. Разразиться истерическим хохотом … Энциклопедический словарь

истерический — ая, ое. см. тж. истерически 1) к истерия Истери/ческий психоз. Истери/ческий припадок. И ие расстройства. 2) Склонный к истерии, подверженный истерии … Словарь многих выражений

Другие статьи

  • Что входит в обязанности родителей по воспитанию детей Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 - 79) Глава 12. Права и обязанности родителей См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. […]
  • Права и обязанности ребенка в семье Обязанности ребенка в семье: как приобщить к труду? Всех родителей интересует, какие могут быть и должны быть обязанности у ребенка в семье. По мере взросления, дети, так или иначе, приобщаются к семейному быту и по возможности начинают помогать родителям. Кто-то […]
  • Можно ли ребенку капать ромашку в нос отвар ромашки и нос неделю назад мы заболели к нам приходила врач и сказала 5 раз в день промывать нос пипеткой ромашки, потом отсасывать аспиратором, а потом капать капли сейчас я разговаривала с подругой, она меня отругала, сказала, что нельзя так ни в коем случае, […]
  • Сколько детей в среднем в российской семье Количество детей в семье. Один? Два? Три? У вас уже есть сын или дочка, и вы все чаще задумываетесь о втором ребенке, а может и малыш уже просит «братика или сестричку», или вы только планируете свою будущую жизнь и уже сейчас задумываетесь о том, что в семье должно […]
  • Самоукина игровые методы в обучении и воспитании Специальный курс обучения "Подготовка детей к обучению в школе" 1. Беседа о школе. Как называется ваша группа? Почему она называется подготовительная? Как вы готовитесь к школе? Зачем это нужно будет вам в школе? Зачем вообще дети учатся? Как называют детей в школе, […]
  • Фз о мерах социальной поддержки семьи и детей Социальная помощь семьям в России В Российской Федерации разрабатываются законы и госпрограммы, целью которых является социальная поддержка семей. Эти акты распространяются на всю территорию РФ. Однако некоторые субъекты в инициативном порядке расширяют перечни […]