Неспецифическая реакция стресса

Что такое стресс

В последнее время понятие «стресс» приобрело большую популярность — недаром прошедший 20 век назвали веком стресса. Сегодня на дворе 21 век, но стресс, не признавая никаких границ, с легкостью шагнул в новое тысячелетие и продолжает укреплять свои позиции.

Каждый испытывал его, все говорят о нем, но мало кто задавался вопросом, так что же такое стресс?

На этот вопрос словари и энциклопедии дают следующие ответы:

Стресс — это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий.

Стресс – это неспецифическая защитная реакция организма в ответ на неблагоприятные изменения окружающей среды.

Определения, приведенные выше, лаконичны и просты, но чтобы понять, что такое стресс вовсе не обязательно заглядывать в словари – достаточно посмотреть вокруг. Стресс – это все, что нас окружает. Стресс – это наша жизнь. В мире Pepsi и компьютеров мы не можем жить вне этого состояния. Он врывается в нашу жизнь с самого утра, вместе со звонком будильника, а потом. Потом все по накатанной схеме — пробки (для автомобилистов), утренняя толкотня в транспорте (для остальных), работа, вызов к начальнику, проблемы с детьми, ссоры с близкими, «не такой» секс, плохой сон. «И такая дребедень каждый день».

Можно ли жить без стресса? Наука утверждает, что нельзя. Жизнь не терпит постоянства и стабильности, и конечно же именно она — главный источник стресса, поэтому полностью от стресса человека избавляет только смерть.

Открытие стресса

Само понятие «стресс» появилось сравнительно недавно – в 1936 году «с легкой руки» ученого, лауреата Нобелевской премии Ганса Селье. Конечно же, стресс существовал и раньше — ведь и кислород открыли только в 17 веке, но как никак люди до этого тоже чем-то дышали. Селье взял технический термин «стресс», означающий «напряжение», «нажим», «давление», из науки о сопротивлении материалов и употребил его по отношению к человеку. Точнее, сначала не к человеку, а к обыкновенным лабораторным крысам, с которыми он в то время экспериментировал.

Во время вскрытия крыс Селье обнаружил патологические нарушения в их внутренних органах. Когда Селье открывал клетки, крысы нередко убегали и потом долго носились по всей лаборатории, спасаясь от своего мучителя. Проходило немало времени, прежде чем он ловил их и водворял на место. По мнению Селье, именно процесс бегства и поимки являлся причиной обнаруженных патологических изменений.

Затем Селье поступил с крысами совсем некрасиво, и лаборатория стала чем-то напоминать застенки инквизиции, хотя сам Селье называл все это всего лишь «специальным созданием стрессовых ситуаций». Фантазия изобретателя стресса не знала границ. Иногда он внезапно подавал ток на клетку, от чего крысы подпрыгивали в воздух, иногда — пеленал их так, чтобы они не могли пошевелиться, иногда заставлял подолгу плавать или подвергал воздействию громких звуков. Затем Селье, проявив милосердие, стал предупреждать крыс о предстоящей подаче тока звонком, что, конечно же, снижало уровень стресса, поскольку большую часть времени крысы могли не опасаться электрического удара.

После всего этого крысы попадали под скальпель исследователя, и у них обнаруживались все те же патологические изменения, что и привело Селье к следующему выводу: неважно, какому именно воздействию подвергались крысы — вскрытие должно было показать одну и ту же патологию. Основным признаком стресса оказалась язва желудка. Таким образом, стресс был определен как «неспецифическая реакция организма на внешнее воздействие».

Иными словами, Селье сделал вывод, что причиной патологических изменений является не само внешнее воздействие (электрошок, пеленание или шум), а реакция организма крысы на эти воздействия.

Стресс как неспецифическая реакция организма. 1113

ІІІ СЕМЕСТР

МОДУЛЬ 2

Лекция № 2 (21)

Тема: «Способы регуляции эмоциональных состояний»

План

1. Стресс как неспецифическая реакция организма.

2. Общие принципы и классификация методов регуляции эмоциональных состояний.

3. Внешние методы регуляции состояний.

4. Методы саморегуляции.

Стресс как неспецифическая реакция организма.

Являясь одновременно самостоятельным физиологическим, психическим и социальным явлением, стресс по своей сути представляет собой еще один вид эмоционального состояния.

Что же такое стресс? Под стрессом понимают неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования. Данное понятие было предложено Г. Селье. Ему удалось установить, что на неблагоприятные воздействия разного рода, например холод, усталость, страх, унижение, боль и многое другое, организм отвечает не только конкретной для каждого воздействия защитной реакцией, но и общим, однотипным комплексным реагированием вне зависимости от того, какой раздражитель действует на организм. При этом в промежутке между воздействием и ответом организма развертываются определенные процессы. Эти процессы были описаны в классических исследованиях Г. Селье, доказывающих, что стадии стресса характерны для любого адаптационного процесса. В частности, они включают:

· непосредственную реакцию на воздействие, требующее адаптационной перестройки (так называемая фаза тревоги и мобилизации);

· период максимально эффективной адаптации (фаза резистенции или стабилизации);

· и нарушение адаптационного процесса в случае неблагоприятного исхода (срыв адаптации или фаза истощения).

Таким образом, стресс возникает тогда, когда организм вынужден адаптироваться к новым условиям, т. е. стресс неотделим от процесса адаптации.

Сущность стрессовой реакции заключается в «подготовительном» возбуждении и активации организма, необходимой для готовности к физическому напряжению. Следовательно, мы вправе полагать, что стресс всегда предшествует значительной трате энергетических ресурсов организма, а затем и сопровождается ею, что само по себе может приводить к истощению функциональных резервов. При этом стресс ни в коей мере не может рассматриваться как отрицательное явление, поскольку лишь благодаря ему возможна адаптация. Кроме этого, умеренно выраженный стресс оказывает положительное влияние как на общее состояние организма, так и на психические характеристики личности.

Следует отметить, что эмоциональный стресс вызывает такие же изменения в организме, как и стресс физиологический. Например, перед выходом космического корабля на лунную орбиту сердце у американского астронавта Э. Бормана билось с частотой 130 ударов в минуту, а в момент посадки на Луну пульс у другого астронавта — Э. Армстронга — достиг 156 ударов в минуту вместо обычных 77. Аналогичная картина наблюдалась у другого астронавта — Ч. Эрвина, у которого пульс составлял 180 ударов в минуту при обнаружении неисправности энергосистемы. У летчиков в момент дозаправки самолета в воздухе пульс возрастает до 186 ударов в минуту.

Подобные физиологические изменения вызывает не только опасность, но и ситуации, связанные с высокой ответственностью за выполняемую деятельность и ожидание поступления новой, совершенно нестандартной и необычной информации. Например, во время спуска советского лунохода с посадочной площадки на поверхность Луны частота пульса у членов наземного экипажа резко повысилась и достигла 130-135 ударов в минуту, хотя никакой опасности для их жизни не было.

Таким образом, психический стресс можно охарактеризовать как состояние организма, возникающее в процессе взаимодействия индивида с внешней средой, сопровождающееся значительным эмоциональным напряжением в условиях, когда нормальная адаптивная реакция оказывается недостаточной.

В качестве основного условия возникновения стресса многие авторы указывают наличие угрозы. Но бесспорным является то, что возникновение и течение стресса в первую очередь зависит от индивидуальных особенностей человека. Люди реагируют на одинаковые нагрузки по-разному. У одних отмечается повышение активности. При стрессе эффективность их деятельности достаточно долго продолжает расти (так называемый «стресс льва»). У других людей, наоборот, отмечается снижение активности, эффективность их деятельности быстро падает («стресс кролика»).

Среди свойств личности, обусловливающих вероятность возникновения стресса, ведущее место занимает тревожность, которая в условиях адаптации может проявляться в разнообразных психических реакциях, известных как реакции тревоги. Под тревогой понимают ощущение неосознанной угрозы, чувство опасения и тревожного ожидания или чувство неопределенного беспокойства. Это ощущение служит сигналом, свидетельствующим о чрезмерном напряжении регуляторных механизмов или нарушении адаптационных процессов.

Установлено, что характер реакции предопределяет возникающие вследствие стресса заболевания. Например, в результате обследования 88 врачей медицинского факультета Вашингтонского университета выяснилось, что из 96 серьезных заболеваний, перенесенных ими за последние 10 лет, 90 приходились на год, непосредственно следовавший за потрясением. У кого из них было потрясение особо сильное, те заболели или получили травму быстрее — в течение 8 месяцев после него. Кроме этого было установлено, что из веселых и добродушных врачей, участвовавших в эксперименте, через 25 лет умерло только 2 %, а из раздражительных и злых — 14 %. (Вначале всем им было по 25 лет.) Аналогично среди юристов: 4 % и 20 % соответственно. Таким образом, те, кто часто сердится и раздражается, рискуют потерять не только расположение друзей, но и жизнь. У них вырабатывается и поступает в кровь слишком много адреналина.

Существуют также доказательства того, что у человека, постоянно подавляющего вспышки гнева, развиваются различные психосоматические симптомы, поскольку во время гнева и ярости увеличивается содержание кислоты в желудке. Хотя подавленный гнев и не единственная причина этих заболеваний, показано, что он участвует в развитии ревматического артрита, крапивницы, псориаза, язвыжелудка, мигрени, гипертонии. Многолетняя печаль также не проходит даром. Печаль, которая непроявляется в слезах, заставляет «плакать» другие органы. Как показывают результаты исследования, в 80 % случаях инфаркта миокарда заболеванию предшествовала либо острая психическая травма, либо длительное психическое напряжение.

Психологи и психиатры установили зависимость между соматическими заболеваниями человека и его личностными особенностями, а также психологическим климатом, в котором он живет и работает. Например, если человек стремится занять в коллективе место, не соответствующее его реальным возможностям, т. е. обладает повышенным уровнем притязаний, то он в большей мере подвержен развитию сердечно-сосудистой патологии. Хронические коронарные заболевания гораздо чаще встречаются у лиц с выраженной целеустремленностью, честолюбием и нетерпимостью к своему ближайшему окружению.

Смотрите так же:  Лечение аутизма в иркутске

Для больных сердечно-сосудистыми заболеваниями типична завышенная самооценка, связанная с такими особенностями личности, как индивидуализм, неудовлетворенность своим положением в жизни (профессией, должностью), конфликтность, пристрастие к «выяснению отношений». Это, как правило, люди сдержанные, скрытные, обидчивые, тянущиеся к другим, но трудно с ними сходящиеся. При неблагоприятной ситуации или заболев, они нередко порывают свои социальные связи, замыкаются на анализе своих субъективных ощущений, уменьшая не только количество контактов, но и делая их более поверхностными. Тогда для них становится характерной повышенная чувствительность к словесным раздражителям, особенно к порицаниям, уход от острых конфликтных ситуаций и от таких травмирующих факторов, как дефицит времени, элементы соревнования.

Для больных язвенной болезнью характерны тревожность, раздражительность, повышенная исполнительность и обостренное чувство долга. Именно это имеют в виду, когда говорят, что язвы желудка возникают не от того, что вы едите, а от того, что «съедает» вас. Язвенникам свойственна пониженная самооценка, сопровождающаяся чрезмерной ранимостью, стеснительностью, обидчивостью, неуверенностью в себе, и в то же время повышенная требовательность к себе, мнительность. В научной литературе имеются факты, свидетельствующие о том, что язвенный колит часто провоцируется ударом по самоуважению и лишением социальной поддержки. Замечено, что эти люди проявляют пониженную способность к активной самозащите и стремятся сделать значительно больше, чем реально могут. Для них типична тенденция к активному преодолению трудностей в сочетании с сильной внутренней тревогой. Предполагается, что указанная тревога порождает состояние напряжения, которое может сопровождаться спазмами гладких мышц, стенок пищеварительных органов и их сосудов. Наступающее ухудшение кровоснабжения (ишемия) приводит к снижению сопротивляемости этих тканей, перевариванию их желудочным соком и к последующему образованию язвы. Причем вероятность возникновения повторных обострений заболевания тем выше, чем меньше скорректирована самооценка, связанная с указанными психологическими особенностями.

При прочих равных условиях стресс легче переносят люди рассудочные, способные с помощью аргументации уменьшить субъективную значимость негативных последствий воздействия стрессора. Они стремятся предвидеть дальнейшее развитие событий и относиться к ситуации с юмором.

Таким образом, каждый человек по-разному реагирует на внешний стрессор. В этом проявляется его индивидуальность. Следовательно, личностные особенности самым тесным образом связаны с формой реагирования на стрессор и вероятностью развития негативных последствий. Рассмотрим психологические механизмы, вызывающие неадекватное реагирование на внешний стрессор, и пути оптимизации эмоционального состояния.

Стресс как неспецифическая реакция организма.

Стресс— неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования. Данное понятие было предложеноГ.Селье.Ему удалось установить, что на неблагоприятные воздействия разного рода, например холод, усталость, страх, унижение, боль и многое другое, организм отвечает конкретной для каждого воздействия защитной реакцией и общим, однотипным комплексным реагированием вне зависимости от того, какой раздражитель действует на организм. При этом в промежутке между воздействием и ответом организма развертываются определенные процессы. Эти процессы были описаны в классических исследованиях Г. Селье, доказывающих, что стадии стресса характерны для любого адаптационного процесса. Изначально Селье рассматривал стресс исключительно как разрушительное, негативное явление, но позже Селье ввёл дополнительно понятие «положительный стресс» —Эустресси «отрицательный стресс» —дистресс.

Основные стадии стресса по Г. Селье.

Стадии (фазы) стресса:

1. Стадия тревоги — непосредственная реакция на воздействие, требующее адаптационной перестройки.

2. Стадия сопротивляемости (резистенции) — период максимально эффективной адаптации.

3. Стадия истощения (срыв адаптации) — нарушение адаптационного процесса в случае неблагоприятного исхода.

В фазе тревоги осуществляется мобилизация защитных сил организма, повышающая его устойчивость. Организм функционирует с большим напряжением. На данном этапе он еще справляется с нагрузкой с помощью поверхностной, или функциональной, мобилизации резервов, без глубинных структурных перестроек. Физиологически первичная мобилизация проявляется в следующем: кровь сгущается, содержание ионов хлора в ней падает, происходит повышенное выделение азота, фосфатов, калия, отмечается увеличение печени или селезенки и т. д.

В фазе резистенции (стабилизации), или максимально эффективной адаптации наступает сбалансированность расходования адаптационных резервов организма. Все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. Обеспечивается мало отличающееся от нормы реагирование организма на воздействующие факторы среды.

Фаза истощения. Поскольку функциональные резервы исчерпаны на первой и второй фазах, в организме происходят структурные перестройки, но когда для нормального функционирования не хватает и их, дальнейшее приспособление к изменившимся условиям среды и деятельности осуществляется за счет невосполнимых энергетических ресурсов организма, что рано или поздно заканчивается истощением.

Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает тогда, когда влияние стрессора (непривычного для человека объекта, явления или каких-либо других факторов внешней среды) превосходит обычные приспособительные возможности индивида. При стрессовых воздействиях в кровь начинают выделяться определенные гормоны. Под их влиянием изменяется режим работы органов и систем организма.

Стресс возникает тогда, когда организм вынужден адаптироваться к новым условиям — стресс неотделим от процесса адаптации.

Сущность стрессовой реакции заключается в «подготовительном» возбуждении и активации организма, необходимой для готовности к физическому напряжению. Стресс всегда предшествует значительной трате энергетических ресурсов организма, а затем и сопровождается ею, что может приводить к истощению функциональных резервов. Стресс не может рассматриваться как отрицательное явление, поскольку благодаря ему возможна адаптация. Умеренно выраженный стресс оказывает положительное влияние на общее состояние организма и на психические характеристики личности. Стресс, как целостное явление, должен рассматриваться в качестве позитивной адаптивной реакции, вызывающей мобилизацию организма. Существуют стрессовые реакции, которые приводят к демобилизации систем организма. Это отрицательное проявление стресса получило название дистресса. Дистресс несет в себе факторы, разрушительно действующие на организм. Трансформация стресса в дистресс происходит при чрезмерно интенсивном воздействии факторов среды и условий жизнедеятельности, при которых очень быстро истощаются функциональные резервы организма или нарушается деятельность механизмов психической регуляции.

Эустресс — «стресс, вызванный положительными эмоциями», «несильный стресс, мобилизующий организм».

У человека адаптация происходит иначе, чем у животных. Это связано с тем, что человек обладает сознанием и что он по своей природе является биосоциальным существом, — одновременно представителем конкретного биологического вида и социума.

Основные виды стресса:

1.Системный (физиологический) стресс.

2.Психическийстресс.

Поскольку человек является социальным существом и в деятельности его интегральных систем ведущую роль играет психическая сфера, то психический стресс оказывается значимым для процесса регуляции.

Стресс как неспецифическая реакция организма

Итак, адаптация – это специфическое для каждого варианта изменение структуры системы, ответственной за эту адаптацию. Однако уже давно было отмечено, что организм реагирует на любое повреждение или сильное раздражение еще и неспецифическим ответом. Позднее были описаны характерные черты этой неспецифической реакции, и такая реакция получила название стресс. Этот термин ввел канадский исследователь Ганс Селье. После того, как были изучены и описаны гормональные, биохимические, клеточные механизмы стресса, стало ясно, что эта неспецифическая реакция, протекающая параллельно с изменениями в деятельности системы, отвечающей на конкретный раздражитель, лежит в основе морфологической перестройки и долговременной адаптации. Поэтому стресс называют еще общим адаптационным синдромом, чтобы отличить от специфической адаптации. Таким образом, понятия стресс и адаптация стали неразделимы, потому, что стало ясно: без стресса  неспецифической реакции организма на любой повреждающий фактор  долговременная адаптация невозможна.

Если механизмы специфических адаптаций разнообразны, зависят от конкретного агента, от реактивности организма, включают в себя несколько структурных и функциональных изменений, то неспецифическая реакция довольно стандартна, протекает в соответствии с общими закономерностями, которые, правда, пока изучены далеко не все. Итак, стресс это неспецифическая реакция организма, которая возникает при воздействии различных сильных раздражителей. Эта реакция представляет собой комплекс изменений, который включает в себя реакции на всех регуляторных уровнях  поведенческом, вегетативном, гуморальном, биохимическом, а так же на психическом, включая субъективные эмоциональные переживания.

Воздействия, вызывающие стресс называются стрессорами. Различают физиологические и психологические стрессоры. Физиологические стрессоры оказывают непосредственное действие на клетки организма, к ним относятся боль, гипоксия, изменение осмотического давления внутренней среды, температуры, чрезмерная физическая нагрузка, давление, длительное голодание, словом все изменения, которые нарушают постоянство параметров внутренней среды организма. Понятно, что все эти стрессоры могут воздействовать как на интеро-, так и на экстерорецепторы. Психологические стрессоры  это стимулы, которые сигнализируют и биологической или социальной значимости событий. Это сигналы угрозы, опасности, переживания, обиды, необходимость решения сложной задачи.

Для того чтобы стать стрессирующим воздействие должно быть достаточно сильным, чтобы включить механизмы центральной регуляции, и продолжительным, чтобы поддерживать их потоком импульсов от рецепторов. Организм должен использовать все готовые, генетически определенные программы реагирования, именно в такой ситуации в организме появляется необходимость активации какой-то дополнительной, неспецифической, реакции, которая способна вывести организм из сложившегося состояния принципиально другим путем  стресс. В существовании единого механизма реакции на неблагоприятное воздействие заложен глубокий биологический смысл. Угрожающие воздействия настолько разнообразны, что не может быть готовых программ для выживания и приспособления к любым условиям, поэтому в процессе эволюции выработался единый механизм, который не адаптирует сам, но создает метаболическую и структурную основу для самых разнообразных адаптаций.

Смотрите так же:  У ребенок в 2 года стресс

Стресс. Адаптационные реакции организма

Главная > Контрольная работа >Психология

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

«Волгоградский государственный педагогический университет»

Кафедра морфологии, физиологии человека и медико-педагогических дисциплин

по физиологии высшей нервной деятельности

и сенсорных систем

«Стресс. Адаптационные реакции организма»

Стресс и его функции.

Виды стресса: физиологический и психологический стресс (информационный и эмоциональный), их характеристика.

Основные концепции Г. Селье о стрессе.

Современные исследования стресса. Теория нейронной и эндогенной

Неспецифические защитно-приспособительные реакции:

а) изменение обмена веществ и энергии

б) изменение функционального состояния вегетативных систем организма. Значение неспецифических защитно-приспособительных реакций организма.

Характеристика специфических адаптационных реакций организма (на примере любого стрессового воздействия).

Механизм развития неспецифических и специфических защитно-приспособительных реакций.

Сущность совершенствования адаптационных физиологических механизмов.

Влияние стресса на эффективность деятельности, когнитивные и интегративные процессы.

1. Стресс (Стресс-реакция) (от англ. stress — напряжение, давление, нажим) — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. Выделяют нервно-психический, тепловой или холодовый, световой, антропогенный и другие стрессы.

В современной литературе термином «стресс» обозначают широкий круг явлений от неблагоприятных воздействий на организм до благоприятных и неблагоприятных реакций организма как при сильных, экстремальных, так и обычных для него воздействиях.

Сам автор концепции стресса Ганс Селье определяет: «Стресс есть органическое, физиологическое, нервно-психическое расстройство, а именно нарушение обмена веществ, вызванное раздражающими факторами». Его понятие стресса тождественно изменению функционального состояния, отвечающего задаче, решаемой организмом. По мнению Г. Селье, «полная свобода от стресса означает смерть», даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс, дистресс же — это тот стресс, который неприятен и наносит вред организму.

Изначально Селье рассматривал стресс исключительно как разрушительное, негативное явление, но позже Селье пишет «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования. ….С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации» (Селье Г., «Стресс жизни».)

Такое понимание разделяется исследователями, которые различают стресс в узком смысле слова как проявление адаптационной активности организма при сильных, экстремальных для него воздействиях от стресса в широком смысле слова, когда адаптационная активность возникает при действии любых значимых для организма факторов.

Биологическая функция стресса — адаптация. Он предназначен для защиты организма от угрожающих, разрушающих воздействий самого разного толка: физических, психических. Поэтому появление стресса означает, что человек включается в определенный тип деятельности, направленной на противостояние опасным воздействиям, которым он подвергается. Этому типу деятельности соответствует особое ФС и комплекс различных физиологических и психологических реакций. По мере того как стресс развивается, меняются ФС и реакции организма. Таким образом, стресс — нормальное явление в здоровом организме. Он способствует мобилизации индивидуальных ресурсов для преодоления возникших трудностей. Это защитный механизм биологической системы. Воздействия, вызывающие стресс, называются стрессорами. Различают физиологические и психологические стрессоры.

Физиологические стрессоры оказывают непосредственное действие на ткани тела. К ним относятся болевые воздействия, холод, высокая температура, чрезмерная физическая нагрузка и др.

Психологические стрессоры — это стимулы, которые сигнализируют о биологической или социальной значимости событий. Это сигналы угрозы, опасности, переживания, обиды, необходимость решения сложной задачи.

2. В соответствии с двумя видами стрессоров различают физиологический стресс и психологический. Последний подразделяют на информационный и эмоциональный.

Информационный стресс возникает в ситуации информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой ответственности за последствия принятых решений. Анализируя тексты, решая те или другие задачи, человек перерабатывает информацию. Завершается этот процесс принятием решения. Объем перерабатываемой информации, ее сложность, необходимость часто принимать решения — все это и составляет информационную нагрузку. Если она превосходит возможности человека при его высокой заинтересованности в выполнении данной работы, то говорят об информационной перегрузке.

Эмоциональный стресс, как частный случай психологического стресса вызывается сигнальными раздражителями. Он появляется в ситуации угрозы, обиды и.др., а также в условиях так называемых конфликтных ситуаций, в которых животное и человек длительное время не могут удовлетворить свои биологические или социальные потребности. Универсальными психологическими стрессорами, вызывающими эмоциональный стресс у человека, являются словесные раздражители. Они способны оказывать особенно сильное и продолжительное действие (длительно действующие стрессоры).

3. В основных положениях концепции Г. Селье говорится о том, что в ответ на действие разных по качеству, но сильных раздражителей в организме стандартно развивается один и тот же комплекс изменений, характеризующий эту реакцию, названную общим адаптационным синдромом (ОАС), или реакцией напряжения — реакцией стресс. При этом следует особое значение придавать тому, что стресс – это реакция на стрессор, чрезвычайный раздражитель, а не на любой раздражитель вообще, что Селье пришёл к мысли о стрессе отчасти потому, что заметил общие признаки при самых различных заболеваниях, т.е при чрезвычайных обстоятельствах для организма. Селье в большинстве своих работ говорит о том, что стресс — это реакция на сильный раздражитель, но вместе с тем четкого разделения раздражителей по силе не проводит. Это приводит к путанице, к представлению, что стресс — общая неспецифическая адаптационная реакция на любой раздражитель. Интересен вопрос того, какое свойство раздражителей может создать нечто общее в ответной реакции на разные по качеству раздражители, сформировать основу для стандартного приспособительного ответа? Качество не может явиться такой основой, так как каждому раздражителю присуще свое качество. Общее, что характеризует действие самых различных раздражителей,— это количество, определяемое в отношении живого как степень биологической активности. Раздражителям, разным по качеству, может быть присуща одна и та же степень биологической активности (одно и то же количество), а раздражителям, одинаковым по качеству,— разная степень биологической активности (разное количество). Разумеется, представление о чисто количественном пути приспособления без учета качественных особенностей раздражителей также противоречит фактам. Однако количество, мера может явиться основой общности реакции организма на действие разных по качеству раздражителей, основой для развития в процессе эволюции биологически целесообразных комплексных, стандартных ответных реакций организма. Скорее всего, в этой основе лежит количественно-качественный принцип: в ответ на действие раздражителей, различных по количеству, т.е. по степени своей биологической активности, развиваются различные по качеству стандартные адаптационные реакции организма. Иными словами, развившиеся в процессе эволюции общие приспособительные реакции организма являются неспецифическими, а специфика, качество каждого раздражителя накладывается на общий неспецифический фон. Общие адаптационные реакции являются реакциями всего организма, включающими в себя все его системы и уровни. Эти реакции организма характеризуются, прежде всего, автоматизмом. Как осуществляется такая автоматическая саморегуляция? Это создавшиеся в длительном процессе эволюции комплексные защитные реакции. Важнейшая роль в приспособлении принадлежит ЦНС — основной регулирующей системе организма. Кора головного мозга с системой анализаторов принимает информацию от внешнего мира, подкорковые образования головного мозга — от внутренней среды. Автоматическое регулирование постоянства внутренней среды осуществляется, главным образом, гипоталамической областью мозга, являющейся центром интеграции вегетативного отдела нервной системы и эндокринной системы — основных исполнительных звеньев, реализующих влияние ЦНС на внутреннюю среду организма. В гипоталамусе сочетаются нервный и гуморальный путь автоматической регуляции. Гипоталамус образно можно сравнить с радарной установкой, включенной в систему саморегулирования и автоматизации нейрогуморально-гормональных процессов, противостоящих динамически изменяющимся факторам не только внутренней, но и внешней среды. Наличие теснейшей анатомо-физиологической связи между гипоталамусом и ретикулярной формацией, играющей важную роль в осуществлении генерализованных неспецифических реакций, также говорит о значении этих отделов мозга в формировании неспецифических реакций организма.

4. Исследование эндогенного механизма стресса, начатое Г. Селье, получило дальнейшее развитие и нашло отражение в теории нейронной и эндокринной регуляции стресса. К представлению о том, что стресс связан с цепочкой реакций, начинающихся с выработки гипофизом адренокортикотропного гормона (АКТГ), добавились новые данные о физиологических и биохимических пусковых механизмах стресса.

По Г.Н. Кассилю, схема развития стресса представляется следующим образом (рис. 2).

Рис.2. Схема развития стресс-реакции (по Г.Н. Кассилю, 1975)

Стрессор через кору полушарий головного мозга сигнализирует гипоталамусу о возникшей опасности. В нервных клетках гипоталамуса происходит мобилизация НА. Из связанной формы НА переходит в 4 свободное» состояние, активирует норадренергические элементы лимбико-ретикулярной системы (ПАЗ) и вызывает возбуждение симпатических центров и тем самым усиливает деятельность симпато-адреналовой системы. Симпатическая стимуляция по главным нервам достигает мозгового слоя надпочечников и вызывает у человека усиленный выброс в кровь смеси адреналина (А) и норадреналина (НА) из мозгового слоя надпочечников. Кровь обогащается адреналином (80 — 90%) и норадреналином (20-10). Катехоламины (КХ) через гематоэнцефалический барьер (ГЭБ) проникают в определенные участки гипоталамуса и лимбико-ретикулярной системы. Происходит активация адренергических, а также серотонинергических и холинергических элементов ЦНС. Повышение их активности стимулирует (+) образование релизинг — фактора (Р), который, стекая к передней доле гипофиза, вызывает у него выработку АКТГ. Под влиянием этого гормона в коре надпочечников увеличивается синтез кортикостероидов (КС) и содержание их в крови нарастает. Нейроны гипоталамуса секретируют несколько релизинг-факторов. Среди них 7 стимулирующих (либеронов) и 3 тормозящих (статинов). АКТГ стимулируется кортиколиберином-полипептидом, состоящим из 39 аминокислотных остатков, последовательность которых установлена.

Как только содержание кортикостероидов в крови достигает верхней границы нормы, срабатывает закон обратной связи. Проникая через гематоэнцефалический барьер в спинномозговую жидкость и мозг, кортикостероиды тормозят образование релизинг — фактора в гипоталамусе. Автоматически приостанавливается образование АКТГ, и уровень кортикотропных гормонов в крови падает.

Смотрите так же:  Коррекционно-развивающие занятия для детей с аутизмом

При длительных и особо угрожающих жизни стрессогенных воздействиях в механизме обратной связи, прерывающей секрецию КС, могут возникать сбои, когда взаимодействие между нервными и химическими механизмами разлаживается. Обнаружено, что при этом КС связываются с особым белком крови — транскортином (Т). Соединение КС+Т задерживается гематоэнцефалическим барьером. Поэтому в мозг перестает поступать информация об избытке КС в крови и секреция АКТГ не прерывается. Когда обратная отрицательная связь, ограничивающая рост уровня КС, не срабатывает, тогда начинается III стадия стресса — стадия истощения. Избыточное накопление гормонов коры надпочечников в жидких средах организма ведет к расстройству функций, которое распространяется постепенно на нервную и эндокринную систему, захватывая сердце, сосуды, легкие, органы пищеварения.

5. При воздействии стрессовых факторов в организме развертываются как специфические реакции защиты от действующего фактора, так и неспецифические приспособительные реакции. Комплекс защитных неспецифических реакций организма на неблагоприятные влияния среды был назван Г. Селье (1960) общим адаптационным синдромом. Это стандартные реакции, которые возникают при любых раздражителях, связаны с эндокринными изменениями и протекают в следующие три стадии.

• Стадия тревоги проявляется дискоординацией различных функций организма, подавлением функций щитовидной и половых желез, в результате чего нарушаются анаболические процессы синтеза белков и РНК; отмечается снижение иммунных свойств организма уменьшаются активность вилочковой железы и количество лимфоцитов в крови; возможно появление язв желудка и 12перстной кишки; организмом включаются срочные защитные реакции быстрого рефлекторного выброса в кровь гормона надпочечников адреналина, что позволяет резко повысить деятельность сердечной и дыхательной систем, начать мобилизацию углеводных и жировых источников энергии; характерен также излишне высокий уровень энерготрат при низкой умственной и физической работоспособности.

• Стадия резистентности, т.е повышенной устойчивости организма, характеризуется возрастанием секреции гормонов коркового слоя надпочечников кортикоидов, что способствует нормализации белкового обмена (активации синтеза белков в тканях); повышается содержание в крови углеводных источников энергии; возникает преобладание концентрации в крови норадреналина над адреналином это обеспечивает оптимизацию вегетативных изменений и экономизацию энерготрат; повышается тканевая устойчивость к действию на организм неблагоприятных факторов среды; возрастает работоспособность.

• Стадия истощения возникает при чрезмерно сильных и длительных раздражениях; функциональные резервы организма исчерпываются; происходит истощение гормональных и энергетических ресурсов (содержание катехоламинов в надпочечниках снижается до 1015% от исходного уровня); уменьшается максимальное и пульсовое артериальное давление крови; падает сопротивляемость организма повреждающим воздействиям; невозможность дальнейшей борьбы с вредными влияниями может приводить к смертельному исходу.

Доказано, что стресс (как классическая неспецифическая реакция в описании Г. Селье) — всего лишь одна из реакций, составляющих общую периодическую систему неспецифических адаптационных реакций организма, поскольку организм, как более чувствительная система, чем составляющие его подсистемы, реагирует на разные по силе и качеству раздражители, вызывающие колебания гомеостаза в пределах, в первую очередь, нормальных показателей.

Реакция тренировки в ответ на пороговую, относительно малую

величину действующего фактора. (Гаркави Л. Х. — 1969, Квакина Е. Б., Уколова М. А. — 1969). Реакция тренировки — это неспецифическая антистрессорная адаптационная реакция организма на действующие факторы «пороговой» величины, которая характеризуется сигнальным показателем — содержанием в крови лимфоцитов (от 20 до 27 %), а также продукцией гормонов эндокринными железами — щитовидной, половыми, гипофизом — в пределах нижней половины зоны нормы. Секреция АКТГ и глюкокортикоидов — в пределах верхней половины зоны нормы. С последним обстоятельством связано мягкое (в отличие от стресса — без признаков иммунодепрессии) противовоспалительное действие реакции тренировки. Биологический смысл реакции тренировки — сохранение гомеостаза в пределах нижней половины зоны нормы в условиях действия слабых, незначительных раздражителей. Для того чтобы реакция тренировки держалась долго, необходимо воздействовать на пациента факторами нелинейно возрастающей интенсивности — увеличивать силу воздействующего лечебного фактора, в связи с умеренно сниженной при данной реакции чувствительности ЦНС.

реакция активации в ответ на разные по качеству факторы средней

(промежуточными между слабыми пороговыми и сильными, стрессорными) величины. (Гаркави Л. Х. — 1968). Реакция активации подразделяется на реакцию спокойной активации и реакцию повышенной активации. Реакция активации — это неспецифическая антистрессорная адаптационная реакция организма на действующие факторы «средней» интенсивности, которая бывает двух видов: повышенной активации и спокойной активации. Содержание лимфоцитов (сигнальный показатель) составляет 28-33 % (при реакции спокойной активации), а при реакции повышенной активации — 40-45 % (индивидуально). Реакция активации находится между реакциями тренировки и стресса. При повышении силы действующего фактора вначале формируется реакция спокойной активации, а затем — реакция повышенной активации (Гаркави Л. Х., 1969, 1990). Изменения многих систем организма при этих реакциях отличаются лишь по степени выраженности. Так, при реакции повышенной активации более выражено увеличение активности органов тимико-лимфатической системы, клеточного иммунитета, секреции гормонов щитовидной железы, половых желез, тропных гормонов гипофиза. (Гаркави Л. Х., 1990, 2006). При реакции спокойной активации это повышение лежит в пределах верхней половины зоны нормы, а при реакции повышенной активации захватывает верхнюю треть зоны нормы, верхнюю границу нормы и несколько выше.

Если при реакции спокойной активации секреция АКТГ и глюкокортикоидов находится в пределах нижней половины зоны нормы, то при реакции повышенной активации — лежит в пределах ее верхней половины. Это определяет и разное влияние этих реакций на воспаление (более выраженное противовоспалительное действие при реакции повышенной активации) и определённое соотношение активности свертывающей и противосвертывающей систем крови. При реакции спокойной активации они хорошо сбалансированы, а при реакции повышенной активации умеренно преобладает активность противосвертывающей системы. Это также определяет разное влияние реакций спокойной и повышенной активации у больных с нарушениями системы свертывания. При реакциях спокойной и повышенной активации преобладают процессы анаболизма, особенно при повышенной активации. Пластический и энергетический обмены хорошо сбалансированы. Обе реакции активации (но, особенно повышенной активации) вызывают быстрое и существенное повышение активной неспецифической резистентности организма за счет истинного повышения активности его защитных систем (Гаркави Л. Х., Квакина Е. Б. — 1990, 1995, 1996). Биологический смысл обеих реакций активации — в адекватном повышении активности защитных систем в ответ на раздражитель средней силы, что соответствует оптимальному уровню защитного ответа организма. При этих реакциях происходит самая быстрая и адекватная перестройка защитных сил в ответ на повреждающие воздействия, самое быстрое заживление ран или восстановление сил после болезни. (Гаркави Л. Х., Шепелев А. П., Татков О. В., Марьяновский А. А.- 2000 Татков О. В., Гаркави Л. Х., Рубцов В. В., Фатькина Н. Б. — 2004 г).

реакция переактивации, являющаяся, как и стресс, неспецифической

основой многих патологических процессов. Ее характеризует высокий лимфоцитоз (более 40-45 %, индивидуально) и излишне высокая активность нервной и эндокринной подсистем организма с жесткой синхронизацией, а затем — десинхронизацией процессов при излишней гиперэргичности. (Гаркави Л. Х., Квакина Е. Б. — 1990, Гаркави Л. Х. — 2006). При воздействии на организм сильнодействующих факторов развиваются либо реакция стресса (классически описанная Селье и характеризующаяся выраженной лимфопенией — менее 20 %.), либо реакция переактивации, которая характеризуется избыточным (выше верхней границы нормы) повышением процентного содержания лимфоцитов в лейкоформуле. Биологический смысл переактивации — в попытке сохранить активацию в ответ на непосильную нагрузку без «сброса» в стресс. Переактивация, действительно, лучше стресса, но опасна «срывом» в него и также является неспецифической основой некоторых болезней.

Различные типы неспецифических адаптационных реакций и связанные с ними комплексы изменений в организме (по Гаркави Л.Х. и соавт.)

Другие статьи

  • Сколько спит 3 месячный ребенок ночью Сколько должен спать ребенок? Первый год жизни ребенка для большинства родителей – это какой-то нескончаемый кошмар и лавина вопросов –недоразумений. Целую серию составляют вопросы разряда:«Сколько ребенок должен….кушать/ спать/ играть/ бывать на […]
  • Социальный центр помощи семьи и детям выборгского района Наш основной адрес: Санкт-Петербург, 2-й Муринский пр., д.19, лит.Е Телефон: +7 (812) 294-28-76. Факс: (812) 294-05-17 E-mail: [email protected] До нас можно добраться на: - трамваях №55, 40 до остановки "улица Обрели", - трамваях №20, 21 и автобусе №86 до […]
  • Ребенок в 1 год спит 3 раза Сколько раз в день положено спать ребёнку после года? Здравствуйте! Нашему сынку 1 год 22 дня. Спит 2 раза днём. Утром в 10−11 и после обеда в 14−15. Спит по 40−50 минут. Укачиваемся долго. Вечером ложится спать в разное время — когда в 21 ч., 22 ч., а вчера уже […]
  • Центр развития детей сообщество В сентябре в Башкирии появится Центр развития и поддержки одаренных детей УФА, 21 фев 2019. /ИА «Башинформ», Гульфия Акулова/. В Башкирии к сентябрю текущего года должен появиться региональный Центр развития и поддержки одаренных детей. Об этом сообщил на коллегии […]
  • Формирование личности смирнова Формирование личности смирнова В недавнем прошлом конечной целью образования и воспитания объявлялось формирование гармонично развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, нравственную чистоту и физическое совершенство [1, c. 163]. Ныне эта цель формально […]
  • Развитие речевого творчества дошкольников презентация Презентация по логопедии на тему: Презентация "Особенности речевого творчества дошкольников" Презентация "Особенности речевого творчества дошкольников" может использоваться для выступления на педагогическом совете или методобъединении . Предварительный […]