Невроз и неврозоподобные состояния

Неврозы и неврозоподобные состояния

В лечебной практике часто встречаются невротические расстройства пограничного уровня в виде невротических реакций. В последние годы растет количество больных с невротическими, неврозоподобными состояниями, психосоматическими расстройствами, связанными с возрастающими психоэмоциональными нагрузками, социальными конфликтами. Неврозоподобные состояния часто развиваются на фоне имеющихся соматических заболеваний, интоксикаций, травматических повреждений, сосудистых заболеваний головного мозга.

Донозологические расстройства пограничного уровня чаще всего проявляются невротическими реакциями:

Зачастую наблюдаются различные нарушения половой функции (дисменорея, аменорея с ослаблением полового влечения, снижение потенции у мужчин, преимущественно в виде расстройств эрекции).

Нервно-психические расстройства пограничного уровня представляют большие трудности в лечении больных психотропными медикаментами. Применение физических методов в комплексном лечении позволяет повысить эффективность терапии, раньше уменьшить дозу психотропных препаратов или вовсе отказаться от них. Кроме того, физиотерапия оказывает положительное воздействие на течение соматических заболеваний.

В любой период заболеваний назначают:

надвенное облучение циркулирующей крови лазерным излучением красного спектра (0,63-0,69 мкм) области вен локтевого сгиба. Непрерывный режим излучения, плотность потока мощности 10 мВт/см2, диаметр пятна лазерного излучения 1-2 см. Продолжительность воздействия по 10 мин. на каждую руку через день. Курс лечения 7 процедур;

магнито-инфракрасное лазерное в чередовании с ИК-лаг зерным облучением артериальной крови (0,8-0,95 мкм) на сонные артерии. Постоянное магнитное поле 30 мТл, непрерывный режим воздействия (аппарат «Млада») или импульсный частотой 1000-3000 Гц (аппарат «УЗОР 2К» и др.) Продолжительность воздействия 10 мин. одновременно двумя излучателями через день. Курс лечения 7 процедур.

Неврозы и неврозоподобные состояния

Неврозы представляют собой функциональные расстройства нервной системы, характеризующиеся временным нарушением основных процессов нервной системы (торможения и возбуждения). При неврозах нет органического повреждения ни со стороны нервной системы, ни со стороны внутренних органов, а имеются функциональные расстройства их, в развитии которых основную роль играют функциональные психогенные расстройства нервной деятельности.

Неврозы — обратимые нарушения нервной деятельности, вызванные психическими травмами, т.е. раздражителями, действие которых определяется их информационным значением.

В тех случаях, когда заболевание нервной системы, не имеющее органической основы, возникает в результате травм, инфекций и интоксикаций, эндокринных нарушений, говорят не о неврозе, а неврозоподобных состояниях.

Психотравмирующие раздражители несут различную информацию: о семейных или служебных неприятностях, потере близких, крахе надежд, угрозе жизни, здоровью или благополучию.

Психической травмой является то, что угрожает человеку в будущем, порождает неопределенную ситуацию и требует принятия решения. Причинами развития неврозов могут быть события, ведушие к возникновению неразрешимого конфликта (между долгом и желанием, влечением и ситуацией, когда потребность не может быть удовлетворена, борьба противоречивых чувств любовь и ненависть). Причиной развития неврозов может быть также отсутствие информации, особенно имеющей большое значение для иного лица (сведения о близких, родных или любимых людях). Ожидание неприятного события вызывает большую нервную напряженность, чем само событие.

Психотравмирующие раздражители могут быть слуховыми (слова), зрительными (горящий дом), письменными (знаки, образы). Чтобы привести к развитию невроза, психогенный фактор должен быть либо чрезмерной силы, либо продолжительного действия.

В развитии невроза также имеет значение наследственная отягощенность.

Способствуют возникновению неврозов слабость нервной вегетативной системы, которая может быть конституционно обусловленной или является следствием различных заболеваний, травм, интоксикаций.

Неврозы могут возникнуть у лиц с любым типом нервной деятельности. Но при прочих равных условиях неврозы легче возникают у людей, отличающихся определенными личностными особенностями -повышенной возбудимостью, эмоциональностью, склонностью к мнительности, демонстративности и т.д.

Не последнюю роль в возникновении неврозов играют отрицательные моральные факторы, действовавшие в раннем детстве: жестокое обращение, унизительные наказания, прозвища, запугивания. Поэтому, большое значение в формировании личности имеют условия воспитания в детском возрасте. Наличие или отсутствие травмирующих психику обстоятельств, взаимоотношения между родителями и ребёнком, условия жизни, общение с окружающими также могут способствовать возникновению неврозов.

Значение имеют условия жизни, работы, общения с окружающими и в более поздние периоды жизни. Неврозы могут возникнуть в различном возрасте, но наиболее типичный возраст для проявления — 25-40 лет.

Неврозы являются наиболее частым видом нервно-психических расстройств. Их распространенность в развитых странах составляет 5-15%.

К неврозам относятся: неврастения, истерия, невроз навязчивых состояний (психастения) и прочие неврозы (энурез, логоневроз, тики, писчий спазм).

Неврозы и неврозоподобные состояния

Неврозы и неврозоподобные состояния

Нервное расстройство или невроз – это следствие психологической травмы, возникшей в результате сильного испуга, страха или затянувшейся психотравмирующей ситуации. Невротические расстройства могут проявляться по-разному, например, навязчивыми действиями (сосание пальцев, кусание ногтей и т.д.), тиками, заиканиями, энурезом. При неврозе обычно присутствуют три характерных симптома: сниженное настроение, расстройство сна и нарушения аппетита.

Нервные расстройства можно разделить на три степени:

• кратковременная невротическая реакция (длится от нескольких минут до нескольких суток);

• невротическое состояние (длится несколько месяцев);

• невротическое развитие личности (временный невроз перерастает в хронический и искажает развитие личности).

Предпосылки и причины неврозов у детей

Первое, на что хочется обратить внимание , это то, что существуют определенные возрастные периоды, характеризующиеся повышенной ранимостью нервной системы, это 2 — 3 года (кризис 3-х лет, при котором ребенок вступает в «борьбу» с родителями) и 5 — 7 лет, когда ребенок особенно близко принимает к сердцу травмирующие ситуации, но ещё не умеет влиять на них и не обладает психологической защитой.

Кроме того, разные дети подвержены неврозам в разной степени. Наиболее склонны к нервным расстройствам дети, обладающие следующими особенностями характера, нервной системы и здоровья:

• повышенные: ранимость, стеснительность, впечатлительность, зависимость, внушаемость, раздражительность, возбудимость, тревожность, гиперактивность;

• повышенное стремление к первенству , желание всегда быть лучше других.

— завышенные требования со стороны родителей к ребенку, формальные отношения в семье, подавление инициативы ребенка, чрезмерная опека, авторитарное воспитание;
— непоследовательность в воспитании; отсутствие единого стиля воспитания, несогласованность взглядов на воспитание между родителями;
— «запугивающее» воспитание, при котором ребенка постоянно пугают («Не будешь спать, сейчас прилетит баба Яга и заберет тебя») или «беспокойное» воспитание, при котором родители постоянно волнуются за ребенка («Не бери нож в руки, ты порежешься»).

Также для возникновения невроза имеют значение:

Биологические факторы (особенности психики и физиологии ребенка): наследственность, темперамент (сильный или легковозбудимый тип нервной системы), перенесенные заболевания, общее физическое здоровье, течение беременности матери и роды , пол и возраст, особенности телосложения и т.д.

Общеистощающие факторы: хроническое недосыпание, физические и умственные перегрузки ( всевозможные кружки и секции) , острые и хронические болезни.

Можно выделить три основные формы невроза:

1. Неврастения (астенический невроз)

Если ребенок мнителен, робок, раздражителен, плохо переносит любое психическое напряжение, часто болеет, то у него имеется предрасположенность к заболеванию неврастенией.

Астенический невроз возникает на фоне общей ослабленности ребенка (повышенная утомляемость, головокружения, головные боли, желудочно-кишечные расстройства), нарушения сна, вегетативные расстройства (боли в области сердца, похолодание рук и ног, потливость, ощущения, что «внутри что-то сжимается»). При волнении или физической нагрузке эти расстройства усиливаются. Часто возникают после перенесенных инфекционных заболеваний, продолжительного стресса или психотравмирующей ситуации, недосыпания, переутомления, чрезмерной умственной или физической перегруженности.

Ребенок при неврастении вступает в конфликт с самим собой: «Я хочу», но «Я не могу». Он становится раздражительным, легко огорчается и плачет. Поведение его зачастую непредсказуемо: то он труслив, то отчаянно решителен, то берется за непосильное задание, то пасует перед простой задачей.

Часто неврастения возникает на фоне завышенных требований со стороны родителей, их неспособности принять ребенка таким, каков он есть на самом деле. При этом ребенок, постоянно чувствуя эти завышенные ожидания (должен быть самым умным в классе, знать английский, как родной и т.д.), начинает чувствует себя «неполноценным», испытывает хроническое нервное напряжение, в результате чего и развивается неврастения.

Другой причиной неврастении может быть переключение внимания родителей на появившегося в семье другого ребенка. Старший ребенок, лишившись родительского внимания, испытывая ревность и обретя новые обязанности (помощь по уходу за малышом), начинает страдать нервными срывами.

Если ребенок эгоистичный, капризный, «демонстративный», любит внимание, инфантильный, несамостоятельный, легко внушаем, капризен и часто всем недоволен, устраивает истерики (катается по полу, топает ногами, швыряет вещи), то есть большая вероятность, что он будет подвержен истерической депрессии или истерическим припадкам.

Внутренний конфликт такого ребенка заключается в ущемлении его эгоистической позиции «хочу/не хочу», при которой возникает обида и недовольство. Ребенок еще не умеет отстаивать свои интересы, поэтому добивается своего доступными ему путями.

Например, в первые два года после рождения ребенку всё разрешалось, а после двух лет родители ввели строгие ограничения. Другой вариант: родители придерживаются одной позиции в воспитании (строгость и всевозможные ограничения), а бабушка с дедушкой – противоположной (вседозволенность).

Истерический невроз может также развиться вследствие отсутствия элементарного внимания к ребенку. И по мере накопления дефицита внимания, ребенок устраивает демонстрации — впадает в истерики, бьется головой или, как мы уже говорили, заболевает (температура, рвота и т.д.). Этим он привлекает к себе внимание, показывая свои переживания и страдания.

3. Невроз навязчивых состояний

Если ребенок неуверен в себе, боязлив, чрезмерно осторожен, тревожен и мнителен, и, в то же время, педантичен, принципиален, дотошен и рассудителен, то существует вероятность того, что у него вследствие хронической травматизации психики (когда то и дело потребности и желания ребенка входят в конфликт с установкой «надо» ) разовьется невроз навязчивых состояний.

Этот невроз характеризуется непроизвольными, навязчивыми переживаниями и страхами. Как сопутствующий симптом могут появиться нервные тики — однообразные движения (мигания, наморщивание лба, пожимание плечами, покашливания) — или однообразные действия (частое мытьё рук, пощипывание подушки), которые несут защитную и успокоительную функцию, снимают нервное напряжение.

Смотрите так же:  Прыщи и депрессия

Корни этого невроза – нарушения семейных отношений (повышенная требовательность и принципиальность родителей, излишняя строгость и авторитарность).

Как быть с детским неврозом

Невроз легче предотвратить, чем лечить.

Неврозы – психогенные заболевания, они порождаются не органическими нарушениями, а дисгармонией в межчеловеческих отношениях, поэтому ведущая роль в данной ситуации принадлежит психологу.

И основной способ лечения невроза – это выявление, устранение или смягчение причин, вызывающих стресс. Седативная (успокоительная терапия) является лишь помощником.

Необходимо изменить стиль воспитания , укрепить характер ребенка , развить его эмоциональную сферу . Психолог или психотерапевт поможет успокоить ребенка, вселить в него уверенность , помочь повторно пережить травму (если это для ребенка не слишком болезненно), чтобы прояснить и проработать её.

Неврозоподобные состояния у детей чаще всего возникают в возрасте от 2 до 7 лет. В отличиие от неврозов, в происхождении таких нарушений отсутствует психотравмирующий фактор. Патология имеет органическую природу и зачастую связана с нарушениями деятельности головного мозга. Началу течения неврозоподобного состояния могут способствовать некоторые болезни внутренних органов.

Возникновение патологических состояний у детей может быть вызвано нарушением процесса внутриутробного развития, врожденной детской нервностью (невропатией), аллергическими заболеваниями и др. Расстройство может возникнуть на фоне перенесенных заболеваний, травм головы, токсических факторов. Большую роль играют врожденные факторы, наследственность, алкоголизм родителей и т. д.

Неврозоподобные состояния у детей часто проявляются гиперактивностью с синдромом двигательной расторможенности, наличием страхов и ночных кошмаров, состоянием депрессии, плаксивостью, недовольством, агрессивностью и т. д.

Дети находятся в состоянии тревоги, беспокойства, становятся пугливыми, жалуются на усталость. Частыми спутниками заболевания являются нервные рвоты с отказом от еды (анорексия), ночное недержание мочи, заикание, тики, страхи и т. д. Патология характеризуется замедлением или учащением пульса, тошнотой и рвотой, сухостью кожи или повышенной потливостью, задержкой стула или диареей и другими болезненными проявлениями.

Диагностика и лечение

Главными диагностическими признаками, на основании которых неврозоподобное состояние можно отличить от невроза, являются отсутствие связи заболевания с психотравмирующими ситуациями, а также меньшая результативность психотерапии. При обнаружении и устранении причины НС постепенно восстанавливается и здоровье больного. Медикаментозное лечение в комбинации с психологической помощью, физиотерапией и созданием спокойной домашней обстановки с доброжелательным отношением к ребенку гарантирует благоприятный исход.

Неврозоподобные состояния

Неврозоподобные состояния — это группа нервно-психических нарушений, внешне напоминающих неврозы (расстройства невротического уровня реагирования), но не обусловленных психогенными воздействиями. Они занимают промежуточное положение между органическими заболеваниями и неврозами, больше приближаясь к первым. В прошлом такие состояния обозначались как «органоиды», в настоящее время используются и такие синонимы, как неврозоподобные расстройства и псевдоневротические состояния.

В основе неврозоподобных состояний лежит легкая резидуальная (остаточная) мозговая патология (преимущественно компенсированная, реже — субкомпенсированная) вследствие дородового дизонто-генеза (нарушения развития) или перенесенных после рождения (чаще в раннем возрасте) заболеваний нервной системы травматической, воспалительной и другой этиологии, а также соматическая патология — очаги фокальной инфекции, заболевания сердечно-сосудистой системы, легких, желудочно-кишечного тракта, аллергизация организма. Результаты клинических исследований обнаруживают у таких больных неврологическую микроорганику и легкую дисфункцию глубинных структур мозга — гипоталамическая область, ретикулярная формация, лимбическая система. Придается также значение врожденной, в том числе наследственной, неполноценности определенных функциональных систем мозга, регулирующих психомоторную и вегетативную деятельность организма.

Согласно данным В. В. Ковалева, неврозоподобные состояния подразделяются на две группы: процессуальные неврозоподобные расстройства при текущих нервно-психических заболеваниях, имеющих характер процесса (шизофрения, эпилепсия, прогрессирующие органические заболевания головного мозга); непроцессуальные неврозоподобные состояния при резидуально-органической патологии головного мозга и при общесоматических заболеваниях.

Глава 24 НЕВРОЗЫ И НЕВРОЗОПОДОБНЫЕ состояния

еврозы являются психогенными заболеваниями, представ­ляющими собой реакцию личности на психическую трав­му (острую, внезапную или длительную психотравмирующую ситуацию).

Патогенетическая теория неврозов, наиболее признанная в нашей стране, разработана В. Н. Мясищевым и его учениками. Клинические проявления неврозов зависят от характера психи­ческой травмы и от особенностей личности больного.

Основой психологического конфликта при истерии являет­ся противоречие между личностью и окружающей ее действи-

тельностыо, не удовлетворяющей обычно высокого уровня при­тязаний этой личности. Для больных неврастенией характерно стремление к чрезмерным усилиям, превышающим реальные возможности личности. Причиной неврастении у детей может быть постоянная стимуляция со стороны родителей, стремле­ние к успеху без учета сил и возможности ребенка. Основой конфликта при неврозе навязчивых состояний является борьба между желанием и долгом, моральными принципами и личными привязанностями.

Основная особенность неврозов у детей обусловлена их раз­витием у формирующейся личности. Личность в значительной мере определяется типом воспитания ребенка в семье. Различ­ный тип неправильного воспитания («гипоопека», «неприятие», «потворствующая гиперопека», авторитарное, жесткое воспита­ние, контрастное, «гиперсоциализирующее» воспитание) иска­жает нередко биологические особенности личности, темперамент детей. При этом нарушается направленность реакции ребенка, создаются неблагоприятные черты характера, нередко форми­руется преневротический личностный радикал. Формирование преневротического радикала приводит к ощущению неполноцен­ности, нарастающей тревожности, подготавливает к неадекватно­му восприятию так называемого пускового фактора. При нали­чии подготовленной почвы любое неосторожное слово, обидное замечание, изменение условий жизни и другие факторы могут привести к неврозу. Чем моложе ребенок, тем большее значение в происхождении невротических срывов имеют его биологиче­ские особенности, в частности невропатия или ранняя детская нервность.

Невропатия характеризуется нарушением эмоционального фона соматических основ личности вследствие недостаточной регуляции высших вегетативных центров. Наиболее частой при­чиной невропатии у ребенка является патология беременности, особенно наличие стрессов во время ее, осложнения в родах. В других случаях патология беременности и родов может быть причиной нарушения онтогенеза или перинатальной энцефало­патии, приводящих к формированию СДВГ, называемого также ММД. И невропатия, и ММД определяют плохую адаптацию детей в детских учреждениях, они чаще дают невротические сры­вы при госпитализации, при малейшем изменении жизненного стереотипа. Именно в таких случаях трудна дифференциальная диагностика между неврозом, возникшим на измененной био­логической «почве», и неврозоподобными состояниями, при этом необходимо определить основной этиопатогенетический фактор.

Сходство клинических проявлений, обусловленное наруше­нием лимбико-ретикулярного комплекса (ЛРК) при неврозах и неврозоподобных состояниях, связанных с интоксикацией, ин­фекцией, гипоксией, травмой головного мозга, вызывает труд­ности в дифференциальной диагностике между этими заболе­ваниями.

Возрастной фактор, как фактор патогенеза, определяет кли­ническую картину многих заболеваний. Так, у детей раннего и дошкольного возраста в связи с незрелостью личности и само­сознания редко наблюдаются «классические» формы неврозов, для них типичны более простые по структуре невротические ре­акции. Клинически — это так называемые моносимптомные или системные неврозы. Ведущей проблемой патогенеза системных неврозов является проблема «выбора органа» Одним из меха­низмов, определяющих избирательность нарушений, считают приобретенную или врожденную (в том числе генетически обу­словленную) «слабость» той или иной функциональной системы. Наиболее часто эти нарушения развиваются в системе речедви­гательных механизмов (заикание) или системе регуляции моче­испускания (энурез). Другой механизм состоит в возникновении патологической условнорефлекторной связи между состоянием аффекта и наиболее интенсивным видом деятельности в момент аффективного напряжения. Так, рефлекторное защитное движе­ние может привести к развитию невротических тиков.

Начавшись как невротические реакции, системные неврозы могут в дальнейшем приобретать стойкий характер и превра­щаться у детей школьного возраста и подростков в невротические состояния, а при хронической психической гравматизации — в невротическое развитие личности.

Наличие у ребенка определенных личностных особенностей, акцентуация тех или иных черт характера (сенситивность, ис- тероидность, тревожная мнительность и др.) позволяют отнести описанные выше невротические реакции с начала их развития к одному из трех видов общих неврозов.

Истерия. Для истерического невроза характерны повы­шенная чувствительность и впечатлительность, внушаемость и самовнушаемость, неустойчивость настроения, эгоизм и эго­центризм. Одной из основных свойств истерической личности является требование признания. Основа психологического кон­фликта при истерии — высокий уровень притязаний, не соот­ветствующий возможностям личности (обычно как результат эгоцентрического воспитания — «кумир семьи»). Для истерии характерно большое разнообразие симптомов и их изменчивость (например, истерическая слепота сменяется истерическим па­раличом или астазией-абазией и др.). В детском возрасте такие многообразные симптомы истерии встречаются редко, обычно они бывают при наличии истероидных черт личности. У боль­шинства детей истерические реакции выражаются моносимптом- ными проявлениями. Для детей младшего возраста характерны аффективно-респираторные припадки, чаще у единственных избалованных детей, нередко невропатичных с выраженной ва­зомоторной лабильностью. Припадок развивается при плаче, вы­званном недовольством, гневом ребенка при неудовлетворении его желаний. В более старшем возрасте истерические припадки многообразнее, иногда сходны с эпилептическими припадками, иногда с приступами удушья при бронхиальной астме. Для исте­рического припадка характерна театральность, выразительность поз, припадок может длиться долго, если есть зрители.

Для истерии характерно несоответствие предъявляемых жа­лоб объективным данным при осмотре. Так, при истерическом параличе отсутствует нарушение мышечного тонуса, рефлексов, при настойчивом требовании больной может встать, пройти, по­казав при этом хорошую мышечную силу. При астазии-абазии (невозможность стояния и ходьбы) больной прекрасно прыгает на одной ножке, иногда зигзагом. Жалующийся на слепоту ре­бенок играет в игрушки, складывает вещи и др.

Неврастения. Основным клиническим синдромом невра­стении является раздражительная слабость. Ребенок становится раздражительным, плаксивым, по малейшему поводу дает аффек­тивные бурные вспышки с последующим раскаянием. Поведение характеризуется то вялостью, пассивностью, то двигательным беспокойством. Настроение часто меняется, иногда бывают про­явления депрессии. Отмечаются повышенная утомляемость, не­внимательность, понижение работоспособности. Очень характер­на головная боль при утомлении, психическом напряжении, реже по утрам. Головная боль может быть постоянной, сжимающей («каска неврастеника»). Снижение порога восприятия с интеро- рецепторов приводит к ощущению биения сердца, сокращения желудка, кишечника и др., что вызывает массу жалоб на состоя­ние того или иного внутреннего органа (ранее существовавшее представление о «неврозе» сердца, например). У детей старшего возраста, подростков и у взрослых возникают ипохондрическое представление тяжести заболевания, неизлечимости его. Харак­терно для неврастении нарушение сна. Чаще затруднено засыпа­ние, сон поверхностный, с кошмарными сновидениями, частым пробуждением. Довольно нередко при неврастении отмечаются ночные страхи, обычно связанные с дневными переживаниями, с резкими вегетативными проявлениями — сердцебиение, дро­жание, покраснение или побледнение лица и др.

Смотрите так же:  Воображение при аутизме

При неврологическом осмотре характерно общее оживление рефлексов, тремор век, языка, пальцев вытянутых рук, положи­тельный симптом Хвостека. Синдром вегетососудистой дисто­нии, нередкий при неврозах, особенно характерен для неврасте­нии.

Невроз навязчивых состояний. Для этого невроза большое значение имеют такие психологические особенности, как неуве­ренность в себе, нерешительность, мнительность, боязливость. Иногда у кого-либо из родителей в детстве также отмечались черты тревожной мнительности. Дети с раннего возраста боят­ся всего нового, одиночества, темноты, насекомых, животных. В школьном возрасте характерны мнительность, тревожность, боязнь заразиться, заболеть. Больные создают себе различного рода запреты («чтобы не случилось чего-нибудь плохого»). Такое развитие личности называется обсессивным, а невроз навязчивых состояний — обсессивным неврозом.

Детям чаще свойственны разнообразные фобии — страх смерти, заражения, острых предметов, животных и др. У боль­шинства больных в качестве мер защиты появляются различные навязчивые действия, иногда ритуального свойства (бесконечное мытье рук, подпрыгивание в определенном порядке, похлопыва­ние рукой и др.). В более старшем возрасте возникают навязчи­вые сомнения, мысли, счет. В качестве характерного признака навязчивых состояний выделяют наличие у больных критики к этой навязчивости, элементов борьбы с навязчивыми действия­ми, выработку защитных ритуалов.

Нередко более сложному навязчивому движению и действию предшествуют невротические тики, возникающие как закрепив­шиеся условнорефлекторные движения.

Тики. В последние годы появилась тенденция рассматривать тики как неврозоподобные нарушения, при которых основной причиной служит не психогения, а раннее (в основном перина­тальное) органическое поражение головного мозга. Дифференци­альная диагностика между невротическими и иеврозоподобными тиками представляет значительные трудности, тем более что не­вротические тики часто возникают у детей с СДВГ (особенно при недостаточности стриариой системы). Для невротических тиков характерна определенная последовательность их появления, сте­реотипные сокращения отдельных мышечных групп, напомина­ющие защитные движения. Обычно в 4-5-летнем возрасте воз­никает мигательный тик, который через несколько недель или месяцев проходит. Однако малейшее психическое напряжение, переживание, испуг вызывает тики других мышечных групп, ко­торые постепенно захватывают мышцы лица (поднимание бро­вей, подергивание носом, оттягивание углов рта, заведение глаз­ных яблок). Один вид тиков сменяется другим, в более тяжелых случаях почти без интервала. При недостаточном лечении, при постоянной психотравмирующей ситуации тики могут приоб­ретать генерализованный характер. После острых респиратор­ных инфекций чаще появляются так называемые респираторные тики — навязчивое покашливание, втягивание носом, хмыканье и др.

Тики могут входить в структуру одного из трех неврозов. Как уже было отмечено, невротические тики могут быть одним из начальных проявлений невроза навязчивых состояний, сопро­вождаясь при этом соответствующими особенностями личности, ощущением отчужденности, с попыткой задержки тиков воле­вым усилием, с постепенным присоединением более сложных навязчивых действий и ритуалов. Для истерического невроза характерна демонстративность тиков, усиление их в определен­ной ситуации, в присутствии лиц, на которых направлена исте­рическая симптоматика. При неврастении тики чаще возникают (или усиливаются) после различных соматических заболеваний, усугубляющих и другие неврастенические симптомы. При хро­нической психотравмирующей ситуации этап невротической реакции сменяется затяжным невротическим состоянием с ве­дущим симптомом тиков.

Неврозоподобные тики довольно монотонны, мало зависят от ситуации, чаще сочетаются не с невротической, а с психо­органической симптоматикой, наличием на ЭЭГ признаков ор­ганического поражения головного мозга. Нередко при осмотре можно отметить легкую недостаточность стриарной системы (двигательное беспокойство пальцев вытянутых рук, неточность выполнения координационных проб, проб ритма, общую мышеч­ную гипотонию).

Сложное сочетание органических и психогенных’факторов характерно для болезни генерализованных тиков (болезнь Жилль де ла Туретта). Для нее характерно раннее появление вокальных тиков, психоорганических симптомов (грубость, агрессивность, неадекватность реакций, иногда копролалия).

Невротическое заикание (логоневроз). Заикание — нару­шение ритма, темпа и плавности речи, связанное с судорогами мышц, участвующих в речевом акте. Обычно заикание впервые возникает в 2-4 года под влиянием какого-нибудь сильного впечатления, испуга. Частота заикания в этом возрасте обуслов­лена интенсивным формированием мышления, становлением и усложнением фразовой речи. У детей младшего возраста от­мечаются как клонические, так и тонические судороги речевой мускулатуры, у более старших детей преобладают тонические судороги. В происхождении заикания у детей определенное зна­чение имеет наличие в семье больных с заиканием, причем кроме фактора подражания большую роль играет наследственная пред­расположенность к речевой патологии. Невротическое заикание резко усиливается при волнении, сопровождаясь сопутствующи­ми движениями, облегчающими речь ребенка (притоптывание ногой, прищелкивание пальцами и др.), иногда тиками мышц лица.

Невротическое заикание чаще возникает у детей с нормаль­ным или ускоренным развитием речи. При отсутствии наслед­ственной предрасположенности и нормальном «речевом кли­мате» в семье, своевременно проведенном лечении заикание в течение нескольких недель может пройти полностью.

При особенно сильном испуге аффективно-шоковая реакция может проявиться отсутствием речи — мутизмом (тотальным и частичным, элективным) с последующим развитием заикания. Нередко заикание рецидивирует. В более тяжелых случаях у больных происходит фиксация заикания на основе закрепления двигательного речевого стереотипа, развивается невротическое состояние с синдромом заикания, логоневроз. В структуру ло- гоневроза входят также астенические, фобические, субдепрес- сивные и соматовегетативные компоненты. Течение логоневроза волнообразное с периодическим усилением заикания и сопут­ствующих ему невротических расстройств под влиянием раз­личных психогенных ситуаций (большая школьная нагрузка, эк­замены и др.). Характерно усиление логоневроза в пубертатном периоде с обострением реакции личности на дефект речи, резким усилением логофобии.

Неврозоподобное заикание, возникающее в связи с резиду- ально органическим заболеванием головного мозга, развивается чаще постепенно. Обычно отмечается позднее развитие речи, кос­ноязычие. Характерно отсутствие реакции личности на дефект речи, больные не стараются скрыть его, выраженность заикания мало зависит от ситуации. Нередко можно установить признаки органического поражения головного мозга на ЭЭГ, компенсиро­ванной гидроцефалии. Реакция личности при неврозоподобном заикании появляется обычно в пубертатном возрасте, и тогда его трудно отличить от невротического заикания.

Энурез, или ночное недержание мочи, может быть про­должением физиологического энуреза, когда из-за чрезмерной глубины сна длительно не вырабатывается «сторожевой пункт» в коре головного мозга.

Подчеркивают роль нарушения механизмов сна в патогенезе энуреза. На основании изучения ЭЭГ в течение нескольких ночей у большого числа детей с энурезом выделено 6 форм ночного не­держания мочи (простая, или гиперсомническая, форма, невро­тическая, невропатическая, эндокринопатическая, эпилептиче­ская, диспластическая). Клиника невротического энуреза харак­теризуется выраженной зависимостью от ситуации и обстановки, в которой находится ребенок, от различных воздействий на его эмоциональную сферу. Временное изъятие ребенка из психотрав­мирующей обстановки может привести к заметному урежению и даже прекращению энуреза. В связи с тем что возникновению невротического энуреза способствуют такие черты характера, как робость, тревожность, впечатлительность, неуверенность в себе, заниженная самооценка дети болезненно переживают свой недо­статок, у них возникает чувство собственной неполноценности, тревожное ожидание ночного упускания мочи. В тех случаях, когда заболевание не заканчивается выздоровлением, у детей и подростков происходит субдепрессивный сдвиг настроения с недовольством собой, замкнутостью, сенситивностью, ранимости или повышенной аффективностью, возбудимостью, несдержан­ностью, озлобленностью.

Энурез у детей иногда развивается вместе с функциональ­ным недержанием кала — энкопрезом. Энкопрез может быть единственным проявлением невроза, чаще по типу истерической реакции (на появление в семье отчима, определение в ясли, дет­ский сад).

Определение этапа развития невроза (невротическая ре­акция, невротическое состояние, невротическое развитие или формирование личности) имеет прогностическое значение: воз­можность быстрого и полного выздоровления на стадии невро­тической реакции и менее благоприятный прогноз при невро­тическом состоянии и особенно при невротическом развитии личности, когда остаются те или иные особенности реагирования на жизненные трудности.

При неврозах патогенетическим лечением является психотера­пия. Психотерапия у детей в основном направлена па улучшение семейной обстановки, нормализацию системы отношений в се­мье, коррекцию воспитания. Значение медикаментозной терапии, физиотерапии, рефлексотерапии состоит в обеспечении необхо­димого психосоматического фона для более успешной психоте­рапии. При неврозоподобных состояниях, особенно при наличии массивных невротических наслоений, психотерапия тоже имеет большое значение, но на первый план выступает медикаментоз­ная терапия (как этиотропная, так и симптоматическая), а также физио-, бальнеотерапия и др.

Все методы психотерапии можно разделить на 3 группы: семей­ная, индивидуальная и групповая психотерапия.

Значение семейной психотерапии при лечении неврозов у детей особенно велико, так как в контакте с членами семьи врач непосредственно изучает жизненные проблемы семьи и ребенка, способствует устранению эмоциональных нарушений, нормали­зации системы отношений, коррекции воспитания. Особенное значение семейная психотерапия имеет у детей в дошкольном возрасте, когда она наиболее эффективна, когда легче устранить патологическое влияние ошибок воспитания. Семейная тера­пия включает в себя обследование семьи (в процессе которого следует определить семейный диагноз — совокупность психо­патологических, личностных и социально-психологических осо­бенностей семьи). На втором этапе проводятся семейные обсуж­дения. Беседы с родителями, бабушкой, дедушкой проводятся раздельно, чтобы исключить ятрогенное и дидактогенное влия­ние на ребенка. С ребенком занимаются в кабинете, оборудован­ном как игровая комната — с игрушками, масками, письменными принадлежностями. Сначала ребенку предоставляется возмож­ность свободного обращения с игрушками, книжками. По мере установления эмоционального контакта с ребенком проводится беседа. Семейные обсуждения обычно предшествуют занятиям с ребенком, но иногда можно начать с занятий с ним, при этом улучшение в состоянии ребенка положительно влияет на ход се­мейных обсуждений. При семейных обсуждениях определяется педагогическая перспектива, подчеркивается роль родителей в психотерапии, необходимость тесного сотрудничества.

Смотрите так же:  Нарушения сна у кормящей мамы

Следующий этап — совместная психотерапия больного и родителей. С дошкольниками проводятся предметные игры, ри­сование, постройки. Со школьниками — обсуждение различных тем, направленные предметные игры. При взаимодействии детей и родителей наглядно определяются привычные аффективные реакции, конфликты (естественный эксперимент дополняется обучающим экспериментом). В последующем проводятся роле­вые игры, отражающие общение в жизни («школа», «семья»). Разрабатывается сценарий, разыгрывая который дети и родите­ли меняются ролями. Можно использовать управляемые куклы. Психотерапевт в игре демонстрирует оптимальную модель се­мейных отношений. Постепенно создаются условия для пере­стройки семейных отношений, для ликвидации психологиче­ского конфликта.

Индивидуальная психотерапия. Основные методы — «разъ­ясняющая», или рациональная, психотерапия, рисуночная (арт- терапия), игровая, аутогенная тренировка, суггестивная психо­терапия (внушение).

Рациональная психотерапия проводится в три этапа. Вна­чале, после установления эмоционального контакта с больным, врач в доступной форме объясняет ему сущность его болезненно­го состояния. На втором этапе врач вместе с больным старается определить источник его переживаний, что возможно только при доброжелательном отношении врача, эмоциональном контакте с больным. В последующем в домашнем задании (больной должен закончить начатый врачом рассказ) он, разбирая разные вариан­ты окончания рассказа, пытается разрешить трудные конфликт­ные ситуации сам или с помощью врача. Даже незначительные успехи во владении ситуацией при одобрении врачом способ­ствуют перестройке отношений, коррекции неблагоприятных черт характера.

Игровая психотерапия наряду с рисуночной наиболее со­ответствует возрастной потребности детей в игре, но требует ор­ганизации игры как терапевтического процесса, эмоциональной включенности врача, способности к игровому перевоплощению. Используется как спонтанная игра без определенного сценария, так и направленная, но допускающая импровизацию. Игра с те­рапевтической целыо показана детям 2-12 лет при аффективных и характерологических нарушениях, затруднении в общении. При острых невротических реакциях преобладает спонтанный компонент игры, при невротических состояниях и невротиче­ском развитии личности — направленное восстановление нару­шенных отношений. При затрудненном включении в игру можно начать с рисования, ознакомления с игрушками, в дальнейшем ребенок начинает играть сам. Терапевтическая функция спон­танной игры состоит в предоставлении ребенку возможности для эмоционального и двигательного самовыражения, осознания напряжения, страха. В направляемых играх детям предлагается выбрать любую роль, характер которой определяется общепри­нятым значением (волк, заяц, лиса и др.). В импровизационной игре создаются стрессовые ситуации страха, обвинения, спора. Ребенок должен самостоятельно или с помощью врача найти выход из ситуации. Страх темноты устраняется во время игры в прятки, кошки-мышки и др. Использование страшных масок (баба-яга, кощей бессмертный) десенсибилизирует страхи, ис­чезают кошмарные сновидения, происходит эмоциональное от- реагирование страхов.

Игровые решения проблемных ситуаций в большей мере основаны на импровизации врача. Инсценировки наиболее удач­ны в возрасте 4-7 лет, когда происходит интенсивный процесс ролевого развития личности. В старшем возрасте драматизация проводится без кукол и игрушечного реквизита, в воображаемой обстановке. В совместном с врачом проигрывании происходит обучение подростков принятию адекватных решений в стрессо­вых ситуациях.

Одним из вариантов игровой терапии является сказкотера- пия, в процессе которой решаются вопросы психодиагностики и психокоррекции. При этой методике не только рассказывают, сочиняют и разыгрывают сказки, изготовляют сказочных персо­нажей, кукол-марионеток, но и проводят медитацию на сказку. При статической медитации прослушивают сказку в удобном (обычно лежа) положении под спокойную музыку. При психо­динамической медитации — двигаются, перевоплощаясь в раз­личных животных, и исполняют другие упражнения.

Аутогенная тренировка в классическом варианте прово­дится только у подростков. До 10-летнего возраста применяется гетеросуггестия с элементами мышечной релаксации. Мышеч­ного расслабления легче достичь при гетеротренинге, учитывая особенности высшей нервной деятельности детей, связанные с преобладанием первой сигнальной системы (конкретное, образ­ное мышление, повышенная внушаемость и самовнушаемость, эмоциональность). Метод эффективен при лечении системного невроза, в частности логоневроза, тиков. Положительный эмоци­ональный настрой, создаваемый врачом («путешествие», «пре­бывание в любимых местах отдыха», представление солнечного луча, согревающего в определенной последовательности мышцы нижних конечностей, туловища, затем верхних конечностей и, наконец, лица), легко вызывает мышечное расслабление, умень­шение и даже на время исчезновение тиков, заикания. С каждым последующим сеансом нарастает эффект мышечного расслабле­ния и уменьшения невротических симптомов, кроме того, у ре­бенка появляется вера в выздоровление.

Суггестивная психотерапия включает внушение в бодр­ствующем состоянии, косвенное внушение, гипнотерапию. Вну­шение в бодрствующем состоянии входит обязательным эле­ментом в любое психотерапевтическое воздействие. Внушение должно характеризоваться направленностью, директивностью, отсутствием длительных пауз, краткостью, интенсивностью, им­перативностью речи. Кроме императивного существует мотиви­рованный тип внушения, при котором дается больший объем ин­формации с добавлением элементов разъяснения и убеждения.

Внушение чаще применяется при острых невротических реак­циях, при действии сверхсильных раздражителей (истерический амавроз, афония, мутизм, остро возникшие страхи). Внушение часто используется также при других невротических реакциях, невротической форме энуреза, патологических привычках. При хорошей внушаемости и установке на лечение внушение может проводиться в состоянии мышечной релаксации. Нередко у де­тей применяется косвенное внушение, при котором создается суггестивная установка на лечебный эффект при приеме тех или иных лекарств, проведении каких-либо процедур (например, эф­фект электростимуляции при истерическом параличе). Приме­ром косвенного внушения является плацебо — индифферентное вещество, оформленное в виде лекарства.

Гипнотерапия применяется для мобилизации психофизио­логических ресурсов, укрепления эмоционально-волевой сферы, оказывает в основном симптоматическое воздействие, быстро ликвидируя тот или иной симптом. Гипнотерапия противопо­казана при нежелании лечиться, асоциальных установках, страхе гипнотического воздействия, психомоторном возбуждении, де­прессии, остром соматическом заболевании. Гипнотерапия про­водится при недостаточной эффективности внушения наяву, при различных невротических симптомах, астеноневротических со­стояниях, психосоматических заболеваниях.

Групповая психотерапия. Основные показания для группо­вой психотерапии:

• неблагоприятные личностные изменения при длительном течении невроза (эгоцентризм, повышенный уровень при­тязания);

• трудности общения и связанные с этим аффективные рас­стройства (излишняя застенчивость, скованность, мни­тельность, непереносимость ожиданий и др.);

• необходимость дальнейшей коррекции семейных отноше­ний при трудноразрешимых конфликтах.

Противопоказания: отрицательное отношение к лечению, выраженная расторможенность, возбудимость, агрессивность и снижение интеллекта.

Для успешной работы необходим продуманный подбор боль­ных. Совместимы в группе больные с логоневрозом, фобиями, неврастенией. Плохо совместимы больные с истерическим не­врозом из-за эмоциональной возбудимости и повышенных ам­биций. Неблагоприятно пребывание в группе больных с резко выраженными тиками, а также больных с навязчивыми мысля­ми, тревожным настроением. Группы подбираются постепенно в процессе индивидуальной психотерапии (совместимые «диады», «триады», составляющие в дальнейшем ядро группы). Число больных в пределах малой группы: 4 больных в возрасте 4-5 лет, 6 — в возрасте 5-11 лет, 8 — в возрасте 11-14 лет. Длительность занятий от 45 мин у дошкольников до 1 ч в 7-12 лет и 1,5 ч у под­ростков, что позволяет разыгрывать сложные сюжеты.

После объединения в группу путем совместного посещения музеев, выставок с последующим обсуждением рассказов об ин­тересных книгах, своих увлечениях и др. достигается снятие на­пряженности. Больные начинают делиться своими собственны­ми переживаниями, проблемами. По сравнению с индивидуаль­ной психотерапией раскрытие переживаний в группе оказывает больший терапевтический эффект. Второй этап — игровой, на котором проводятся спонтанные и направляемые врачом игры. В сложных ролевых играх допускается импровизация и измене­ние сюжета рассказов, сказок. Роль дети выбирают сами, врач участвует в подборе терапевтически ориентированных тем. Сле­дующий этап — тренинг психических функций (с применением игр, развивающих быстроту реакций, внимание, выносливость, координацию движений). Подростки обучаются приемам са­моконтроля и саморегуляции. Существует несколько методик групповой психотерапии, в процессе занятий используются раз­личные приемы — разнообразные игры, тренирующие не только перечисленные выше функции, но и воображение, различную технику общения (вербальные, невербальные), наблюдатель­ность, творческую активность. В качестве домашних заданий используются различные рисуночные тесты, с последующим обсуждением. На каждом занятии проводится релаксация, в конце занятия — гетеросуггестия с внушением тех положитель­ных качеств, которые участники группы приобрели на занятии. Обсуждение в конце курса лечения закрепляет результаты груп­повой психотерапии, расширяет кругозор детей, развивает их самосознание.

Другие статьи

  • Режим дня 5-6 месячного ребенка Режим дня на ИВ Ночью спит от 6 до 8 часов.обычно в 12 ночи последнее кормление и следущий раз просыпает то в 6 то в 7. Было проснулась в 9. А днем кушаем каждые три часа обычно 120 мл бывает и всего 60 съедает. поспать любит особенно с 11 утра и до 3-4 часов дня […]
  • Воспитание ребенка 2 года и 4 месяца Ребенок 2,5 года В два с половиной года дети начинают говорить о себе "Я". Малыш может научиться кататься на трехколесном велосипеде, бросать и ловить мяч, с удовольствием рисует и лепит из пластилина. Новорожденный ребенок Ребенок 1 месяц Ребенок 2 месяца Ребенок 3 […]
  • Повышенная тревожность у детей младшего школьного возраста Повышенная тревожность у детей младшего школьного возраста Большинство специалистов придерживаются мнения о том, что детство является периодом наибольшей чувствительности к различным неблагоприятным факторам вследствие прочности первичных впечатлений и низкой […]
  • Развитие детей 18 комплекс SmartFox, Англоязычный центр развития детей Набережные Челны, 18-й комплекс, 1 Более 30 разновидностей Корпоративы, юбилеи, банкеты в ресторане "Бартон" Любое торжество на высшем уровне. Скидка на пиццу и роллы по будням. Действует и в кафе, и на […]
  • Спят ли дети в школах Сколько должен спать ребенок днем и ночью Все родители знают - в младенчестве ребенок спит чуть ли не круглыми сутками. И на это нельзя не умиляться. Но чем старше, тем меньше дневного сна и больше ночного требуется ребенку. Да, четких требований к тому, сколько […]
  • Оплата больничного по уходу за ребенком после увольнения сотрудника Больничный лист по уходу за ребенком после увольнения не оплачивается Больничный нужно оплатить, только если работник болел сам Уволенному работнику, который принес больничный листок, нужно заплатить пособие, только если соблюдены обязательные условия, установленные […]