Невроз мкб-10

Соматоформные расстройства (F45)

Главной особенностью является повторное предъявление соматической симптоматики одновременно с настойчивыми требованиями медицинских обследований, несмотря на повторные отрицательные их результаты и заверения врачей, что симптомы не имеют соматической природы. Если у больного имеются какие-либо соматические заболевания, они не объясняют природы и степени выраженности симптомов или страдания или жалоб пациента.

Исключены:

  • диссоциативные расстройства (F44.-)
  • выдергивание волос (F98.4)
  • детская форма речи [лепет] (F80.0)
  • сюсюканье (F80.8)
  • кусание ногтей (F98.8)
  • психологические и поведенческие факторы, связанные с нарушениями или болезнями, классифицированными в других рубриках (F54)
  • сексуальная дисфункция, не обусловленная органическими нарушениями или болезнями (F52.-)
  • сосание пальца (F98.8)
  • тики (в детстве и подростковом возрасте) (F95.-)
  • синдром де ла Туретта (F95.2)
  • трихотилломания (F63.3)

Основными чертами являются многочисленные, повторные, часто меняющиеся физические симптомы, имеющие место по крайней мере в течение двух лет. Большинство пациентов имеют длительную и сложную историю контактов со службами первичной и специализированной медицинской помощи, в ходе которых могло быть выполнено множество безрезультатных исследований и бесплодных диагностических манипуляций. Симптоматика может относиться к любой части тела или системе органов. Течение расстройства хроническое и неустойчивое и часто ассоциируется с нарушением социального, межличностного и семейного поведения. Непродолжительно существующие (менее двух лет) и менее ярко выраженные примеры симптоматики должны классифицироваться как недифференцированное соматоформное расстройство (F45.1).

Множественное психосоматическое расстройство

Исключена: симуляция [сознательная симуляция] (Z76.5)

Диагноз недифференцированного соматоформного расстройства следует ставить тогда, когда жалобы пациента многочисленны, вариабельны и устойчивы, но не удовлетворяют полной и типичной клинической картине соматизированного расстройства.

Недифференцированное психосоматическое расстройство

Важнейшей чертой является устойчивая озабоченность пациента возможностью иметь у себя тяжелое, прогрессирующее заболевание или несколько заболеваний. Пациент предъявляет устойчивые соматические жалобы или проявляет устойчивое беспокойство по поводу их возникновения. Нормальные, обычные ощущения и признаки часто воспринимаются больным как ненормальные, беспокоящие; он сосредоточивает свое внимание обычно только на одном-двух органах или системах организма. Часто присутствуют выраженная депрессия и тревога, что может объяснить дополнительные диагнозы.

Расстройство, выражающееся в озабоченности собственным здоровьем

Исключены:

  • бредовая дисморфофобия (F22.8)
  • бред, фиксированный на функционировании или внешнем виде собственного тела (F22.-)

Симптоматика, предъявляемая пациентом подобна той, которая возникает при повреждении органа или системы органов, преимущественно или полностью иннервируемых и контролируемых вегетативной нервной системой, т.е. сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной, дыхательной и мочеполовой систем. Симптомы обычно бывают двух типов, ни один из которых не указывает на нарушение конкретного органа или системы. Первый тип симптомов — это жалобы, основанные на объективных признаках вегетативного раздражения, таких, как сердцебиение, потливость, покраснение, тремор и выражение страха и беспокойства относительно возможного нарушения здоровья. Второй тип симптомов — это субъективные жалобы неспецифического или изменчивого характера, такие, как быстротечные боли по всему телу, ощущение жара, тяжести, усталости или вздутия живота, которые пациент соотносит с каким-либо органом или системой органов.

Синдром да Косты

Психогенные формы:

  • аэрофагии
  • кашля
  • диареи
  • диспепсии
  • дизурии
  • метеоризма
  • икоты
  • глубокого и частого дыхания
  • учащенного мочеиспускания
  • синдрома раздраженного кишечника
  • пилороспазма

Исключены: психологические и поведенческие факторы, связанные с нарушениями или болезнями, классифицированными в других рубриках (F54)

Основной жалобой является устойчивая, резкая мучительная боль, которую нельзя полностью объяснить физиологическим нарушением или соматическим заболеванием и которая возникает в связи с эмоциональным конфликтом или психосоциальными проблемами, что позволяет рассматривать их как основную этиологическую причину. Результатом обычно является заметное усиление поддержки и внимания личностного или медицинского характера. Боль психогенной природы, возникающая в процессе депрессивного расстройства или шизофрении, не может быть отнесена к этой рубрике.

Психогенная:

  • боль в спине
  • головная боль

Соматоформное болевое расстройство

Исключены:

  • боль в спине БДУ (M54.9)
  • боль:
    • БДУ (R52.9)
    • острая (R52.0)
    • хроническая (R52.2)
    • неустранимая (R52.1)
  • головная боль напряженного типа (G44.2)

Какие-либо другие расстройства чувствительности, функций или поведения, возникающие не вследствие соматических нарушений. Расстройства, которые не опосредованы через вегетативную нервную систему, ограничены определенными системами или участками тела и имеют тесную временную связь с травмирующими событиями или проблемами.

Психогенная(ый):

  • дисменорея
  • дисфагия, включая «глобус истерикус» (globus hystericus)
  • зуд
  • кривошея

«Невроз» и «Невротическое расстройство»

… как в МКБ-10, так и в DSM-IV, диагноза «невроз» вообще уже не существует.

… неврозы сегодня по-научному называются так: «Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства».

В современной классификации психических расстройств (МКБ–10) термин «невроз» заменен на термин «невротическое расстройство», которое подразумевает под собой много вариантов проявлений, включая расстройства связанные со стрессом и соматоформные расстройства (расстройства внутренних органов без подтвержденных объективными методами признаков их анатомического поражения).

Невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства объединены в одну большую группу в силу их исторической связи с концепцией невроза и связи основной (хотя и не точно установленной) части этих расстройств с психологическими причинами.

Рассмотрим различия в МКБ-9 и МКБ-10 относительно классификации психических заболеваний.

В МКБ-9 все психические расстройства подразделяются на четыре группы: 1) органические психозы; 2) другие психозы; 3) неврозы, расстройства личности (психопатии) и другие непсихотические расстройства ; 4) олигофрении.

С МКБ-10 была связана обширная ревизия, заключающаяся в том, что система МКБ в отношении психических расстройств была во многом приближена к системе DSM (система классификации Американской психиатрической ассоциации). В части V (F) МКБ-10 психические расстройства подразделяются на 10 главных групп: F0 — органические, включая симптоматические психические расстройства; F1 — психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ; F2 — шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства; F3 — аффективные расстройства настроения; F4 — невротические, стрессовые и соматофориные расстройства ; F5 — поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами; F6 — расстройства зрелой личности и поведения у взрослых; F7 — умственная отсталость; F8 — нарушения психологического развития; F9 — поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте.

Так выглядит рубрикация расстройств психической деятельности (невротические, стрессовые и соматофориные расстройства), которые ранее входили в понятие невроз:

/F40 — F48/ Невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства
F40 Фобические тревожные расстройства
F41 Другие тревожные расстройства
F42 Обсессивно-компульсивное расстройство
F43 Реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации
F44 Диссоциативные (конверсионные) расстройства
F45 Соматоформные расстройства
F48 Другие невротические расстройства

и более детально рубрика F48

F48 Другие невротические расстройства
F48.0 Неврастения
Исключено:
астения БДУ (R53)
недомогание и утомляемость (R53)
психастения (F48.8)
синдром утомляемости после перенесенной вирусной болезни (G93.3)
состояние истощения жизненных сил (Z73.0)
F48.1 Синдром деперсонализации-дереализации
F48.8 Другие уточненные невротические расстройства
F48.9 Невротическое расстройство неуточненное

Так что же такое «невроз» и что такое «невротическое расстройство» ?

Невроз (термин введен W. Cullen в 1776 году) — это психогенные, как правило, конфликтогенные нервно-психические расстройства, заболевания личности, возникающие в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека и проявляющиеся в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений (Карвасарский Б.Д., 1980).

Вейном A.M. в 1982 году были сформулированы следующие критерии диагностики невроза:
1) наличие психотравмирующей ситуации (психогения должна быть индивидуально значимой и тесно связанной с дебютом и течением заболевания);
2) наличие невротических особенностей личности и недостаточности психологической защиты;
3) выявление характерного типа невротического конфликта;
4) выявление невротических симптомов, характеризующихся большой динамичностью и взаимосвязанных с уровнем напряжения психологического конфликта.

В учебнике для студентов медицинских институтов «Психиатрия» М.В. Коркина, Н.Д. Лакосина, А.Е. Личко, Москва, «Медицина, 1995 год, стр. 464 приводится следующее определение невроза:

«… Неврозы – обратимые пограничные психические расстройства, обусловленные воздействием психотравмирующих факторов, протекающие с осознанием больным факта своей болезни, без нарушения отражения реального мира и проявляющиеся в основном психогенно обусловленными эмоциональными и соматовегетативными расстройствами.

В определении В.А. Гиляровского приводится несколько признаков, которые характеризуют неврозы: психогенный характер возникновения, личностные особенности, вегетативные и соматические расстройства, стремление к преодолению болезни, переработке личностью сложившейся ситуации и возникающей болезненной симптоматики…».

При всем многообразии выделения различных форм невротических синдромов общепризнанным считалось выделение (существование) трех * классических форм невроза в качестве основных — истерический невроз, неврастения (астенический невроз) и невроз навязчивых состояний (психастения).

Предполагалось, что неврозы – это психогенно обусловленные функциональные расстройства нервной системы, при которых в отличие от психозов человек сохраняет критическое отношение к болезни и не утрачивает способности руководить своим поведением. Истерическими реакциями или истерическим неврозом, обозначается ряд расстройств чувствительной и двигательной сферы. Чаще всего эти расстройства наблюдаются при истерии одной из распространенных разновидностей личностных расстройств (психопатий). При неврозе навязчивых состояний доминирующими в его клинической картине являются признаки навязчивости: навязчивые мысли, воспоминания, страхи, желания, действия, которые подчиняют себе весь образ жизни больного. Основным, что характеризует неврастению, являются признаки истощения, слабости нервной системы. В настоящее время невроз навязчивых состояний обозначают термином обсессивно–компульсивное расстройство.

Смотрите так же:  Рамос анорексия

В.В. Ковалев в 1976 году дополнил статический принцип классификации невроза характеристикой их динамики, выделив в ней стадии невротической реакции , невротического состояния и невротического развития .

* В МКБ-10 (современная классификация болезней) основным клиническим формам неврозов соответствуют: F44 – диссоциативные (конверсионные) расстройства; F48 – неврастения; F40-42 – тревожно-фобическое расстройство, другие тревожные расстройства и обсессивно-компульсивное расстройство.

Вернемся к рубрикации психических расстройств МКБ-10 и к тезису указанному в начале статьи «… неврозы сегодня по-научному называются так: «Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства». Рассмотрим по определения составных частей современного понимания «невроза».

Невротические расстройства — это психические расстройства без очевидной органической основы, при которых у больного может полностью сохраняться критика и адекватная оценка окружающей действительности, в результате чего он обычно не смешивает собственные болезненные субъективные ощущения и фантазии с объективной реальностью. Поведение может сильно изменяться, хотя обычно не выходит за рамки социально принятых норм. Дезорганизации личности нет. Основные проявления включают чрезмерную тревожность, истерические симптомы, фобии, обсессивные и компульсивные симптомы, депрессию.

Значимой для диагностики невротических расстройств (и отграничения их от неврозоподобных, псевдоневротических и иных психических нарушений) остается описанная К. Ясперсом триада невротических расстройств:
1. Невроз вызывается психической травмой.
2. Жизненное событие становится психотравмой и «звучит» в клинических симптомах в случаях повышенной значимости (оно подходит к личности «как ключ к замку»).
3. После исчезновения психической травмы или по прошествии времени невротические симптомы исчезают.

Расстройства, связанные со стрессом. Эта группа расстройств отличается от других групп тем, что в нее включены расстройства, идентифицируемые не только на основе симптоматики и характера течения, но также на основе очевидности влияния одной или даже обеих причин: исключительно неблагоприятного события в жизни, вызвавшего острую стрессовую реакцию, или значительной перемены в жизни, ведущей к продолжительным неприятным обстоятельствам, что привело к нарушениям адаптации. Расстройства в этой рубрике, рассматриваются всегда как непосредственное следствие острого тяжелого стресса или продолжительного травмирования. Стрессовые события или продолжительные неприятные обстоятельства являются первичным или преобладающим причинным фактором, и расстройство не могло бы возникнуть без их влияния. Расстройства, классифицированные в этой рубрике, таким образом, могут рассматриваться как извращенные приспособительные реакции на тяжелый или продолжительный стресс, при этом они мешают успешно справиться с ним и, таким образом, ведут к проблемам социального функционирования.

Главным признаком соматоформных расстройств является повторяющееся возникновение физических симптомов наряду с постоянными требованиями медицинских обследований вопреки подтверждающимся отрицательным результатам и заверениям врачей об отсутствии физической основы для симптоматики. Если физические расстройства и присутствуют, то они не объясняют природу и выраженность симптоматики или дистресса и озабоченности больного. Даже когда возникновение и сохранение симптоматики тесно связаны с неприятными жизненными событиями, трудностями или конфликтами, больной обычно противится попыткам обсуждения возможности ее психологической обусловленности; это может иметь место даже при наличии отчетливых депрессивных и тревожных симптомов. Достижимая степень понимания причин симптоматики часто является разочаровывающей и фрустрирующей как для пациента, так и для врача. При этих расстройствах часто наблюдается некоторая степень истерического поведения, направленного на привлечение внимания, особенно у больных, которые негодуют в связи с невозможностью убедить врачей в преимущественно физической природе своего заболевания и в необходимости продолжения дальнейших осмотров и обследований.

Из приведенных выше определений и рассмотрения содержания различных понятий, имеющих отношение к термину «невроз» становится понятным, что имеет место «описание одного и того же патологического явления различными терминами, не меняющими по сути ничего».

Выводы:

1. То, что раньше обозначали термином «невроз» в настоящий момент (с момента утверждения МКБ-10) обозначают не термином, а сочетанием терминов («номенклатурное расширение»): «невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства».

2. Выделяемые ранее (в том числе и в МКБ-9) в рамках «невроза» три его классические формы: (1) истерический невроз, (2) неврастения (астенический невроз) и (3) невроз навязчивых состояний (психастения) заменены по МКБ-10 на (1) диссоциативные (конверсионные) расстройства, (2) неврастения и (3) тревожно-фобическое расстройство, другие тревожные расстройства и обсессивно-компульсивное расстройство (соответственно).

3. Введение понятий «связанные со стрессом и соматоформные расстройства» в новое определение «невроза» является результатом «выведения из тени» того многообразия невротических расстройств (неврозы навязчивых состояний, ипохондрический невроз, депрессивный невроз и др.), которые ранее находились за «периферией трех классических форм невроза», но которые как показывает практика не менее значимы и достойны также первостепенного упоминания наряду с основными (как ранее преподносилось) формами невроза (невротических расстройств); поскольку показано, что они объединены общим патогенезом («психогенензом») и должны рассматриваться в рамках одной рубрики F4.

МКБ-10: F40-F48 — Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства

Цепочка в классификации:

1 Классы МКБ-10
2 F00-F99 Психические расстройства и расстройства поведения
3 F40-F48 Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства

Диагноз с кодом F40-F48 включает 7 уточняющих диагнозов (рубрик МКБ-10):

В диагноз не входят:
– связанные с расстройствами поведения, классифицированными в рубриках F91.-(F92.8)

mkb10.su — Международная классификация болезней 10-го пересмотра. Онлайн-версия 2019 года с поиском болезней по коду и расшифровкой.

Невротические расстройства у подростков. Взгляд на проблему разных школ психотерапии

Что такое «невроз»?

Невротические расстройства являются предметом малой психиатрии и неврозологии. Понятие невроза не является строго определенным. До настоящего времени отсутствует общепринятое определение невроза. В традиционной психиатрии под неврозами понимают функциональные заболевания, характеризующиеся психогенным происхождением, разнообразными соматовегетативными и психоэмоциональными нарушениями. При неврозе, в отличие от других психических заболеваний, у личности не нарушается сознание болезни. Неврозы протекают без психотических расстройств и выраженных нарушений поведения. Поскольку эти заболевания носят функциональный характер, в большинстве случаев, при своевременно начатом правильном лечении и благоприятной ситуации, они обратимы.

Классификация невротических расстройств у детей и подростков

Вопросы группировки неврозов относятся к числу нерешенных, поскольку детские неврозы отличаются клиническим своеобразием. Согласно с позицией детского психиатра В. В. Ковалева, незавершенность, рудиментарность симптоматики, преобладание соматовегетативных и двигательных расстройств, отсутствие личностного переживания болезни, глубокой внутренней переработки, объясняют преобладание у детей моносимптомных неврозов и относительную редкость общих неврозов, наблюдающихся лишь начиная с 10-12-летнего возраста. К моносимптоматическим (системным) детским неврозам относятся невротическое заикание, тики, расстройства сна, аппетита, невротические энурез и энкопрез, патологические привычные действия (сосание пальца, кусание ногтей, онанизм) [В.В. Ковалев, 1995].

В то же время, в подростковом возрасте общие неврозы становятся преобладающими формами психогенных заболеваний, нередко приобретают тенденцию к затяжному течению и к переходу в невротическое развитие личности. При всем многообразии выделения различных форм невротических синдромов, общепризнанным остается признание трех классических форм общих неврозов у подростков:

  1. неврастения (F48.0 по МКБ-10);
  2. истерический невроз (F44, F45 по МКБ-10);
  3. невроз навязчивых состояний (F40, F42 по МКБ-10).

В настоящее время в МКБ-10 некоторые общие неврозы раздроблены на различные категории по синдромологическому принципу. Так, невроз навязчивых состояний разделен на две диагностические категории – это тревожные и фобические расстройства и обсессивно-компульсивное расстройство. Истерический невроз представлен в широкой группе диссоциативных конверсионных расстройств и, по мнению некоторых авторов, относится к соматизированному расстройству (синдрому Брике) (F45.0 по МКБ-10) [А. Якубик, 1982].

Из-за чего возникают подростковые неврозы?

В традиционной детско-подростковой и взрослой психиатрии принято считать, что причина возникновения неврозов носит сложный, многомерный характер. Ведущей причиной невроза является психотравмирующее воздействие, которое сопряжено с внутренними и внешними условиями. К внутренним условиям, способствующим возникновению невротического способа реагирования у подростков, следует отнести акцентуированные и патологические черты характера, резидуальную церебрально-органическую недостаточность, отягощенность детской невропатией, соматическую ослабленность вследствие перенесения «цепочки» инфекций или манифестации соматической болезни, возрастной фактор, способствующий общему неспецифическому повышению ранимости нервно-психической сферы в переходные возрастные периоды. К факторам внешних условий относится неблагоприятный семейный климат, несложившиеся взаимоотношения в коллективе сверстников с положением подростка в роли одиночки, несоответствие типа школы уровню способностей ребенка. Данные факторы облегчают возникновение невроза под воздействием очерченных психотравм. Психогении, приводящие к неврозам, классифицируются на шоковые психотравмы, ситуационные факторы относительно кратковременного действия, хронически действующие психотравмирующие ситуации и факторы эмоциональной депривации [В.В. Ковалев, 1995].

По мнению В. В. Ковалева, в детской психиатрии совершенно не изучены возрастные особенности патогенеза неврозов у детей и подростков [В.В. Ковалев, 1995].

Взгляд на проблему разных школ психотерапии

Ортодоксальная психоаналитическая трактовка возникновения неврозов существенно отличается от принятой в традиционной психиатрии. Согласно воззрениям Зигмунда Фрейда предполагается, что невроз возникает вследствие подавления либидозных сексуальных импульсов при фиксациях на определенных стадиях психосексуального развития.

В экзистенциально-феноменологической психиатрии «невротическая экзистенция – это попытка избежать сознания экзистенциального страха и виновности путем уклонения ответственности за свою жизнь и бегства от самореализации, т. е. «подлинной» жизни. Человек выбирает психопатологические симптомы в качестве метода разрешения экзистенциальных проблем. Невроз, по мнению некоторых экзистенциалистов, – это способ избежать небытия, уклоняясь от бытия, т. е. в неврозе потенциальные возможности индивида перестают воплощаться, потому что «быть» — значит осознавать «небытие» с присущим ему экзистенциальным страхом. По мнению Ролло Мэя, причина невроза – это прежде всего убеждение в отсутствии своего значения в мире, радикальное сомнение в смысле своего существования, ощущение одиночества и отчаяния. Невроз – результат отрицания основного отношения «бытия-с-другими», как бы отказ от «встречи с другим человеком» как с равноправным партнером. При неврозе человек чрезмерно сосредоточен на внешнем мире и слишком мало на собственном внутреннем мире» [А. Якубик, 1982, с. 121].

Смотрите так же:  Как уменьшить стресс у рыб

Сторонники поведенческой психотерапии, придерживаясь позиции, что человеческое поведение, в общем, является результатом научения, рассматривают поведение подростков больных неврозами как результат неправильно заученных способов поведения. Они предполагают, что, наряду с классическим, оперантное обуславливание участвует в симптомообразовании и течении невротических нарушений, особенно таких, как страхи и навязчивости [Р. Телле, 2002].

Гештальт-терапия имеет также свой взгляд на невротические расстройства. Фриц Перлз в своей ранней работе «Эго, голод и агрессия» заявляет, что смысл невроза обнаруживается в нарушении процессов развития и приспособления. Неврозы являются следствиями конфликта между организмом и окружающей средой [Ф.Перлз, 2000]. Позже, продолжая, развивая идеи понимания неврозов, Фриц Перлз утверждает, что «невроз является избеганием и ограничением спонтанного возбуждения. Это сохранение сенсорных и моторных установок в ситуациях, которые их не оправдывают, или вообще вне контактной ситуации: как неудобная поза, поддерживаемая во сне. Эти привычки вмешиваются в физиологическую саморегуляцию и причиняют боль, истощают, приводят к повышенной чувствительности и, в конце концов, к болезни. Нет тотальной разрядки, нет окончательного удовлетворения. Невротик, обеспокоенный неудовлетворенными потребностями и неосознанно продолжающий себя зажимать, не может увлечься собственными внешними интересами или успешно их воплотить. В осознании большей частью присутствует его собственная личность: смущенная, попеременно обиженная и виноватая, тщеславная и униженная, наглая и застенчивая, и так далее» [Ф. Перлз, 2010, с. 274].

Французский гештальт-терапевт Серж Гингер, опираясь на работы гуманистического психоаналитика Карен Хорни, рассматривает неврозы как один из механизмов защиты против базовой экзистенциальной тревоги, которая присутствует на протяжении всей жизни человека и связана с необходимостью делать выборы. Нарушения психического функционирования личности представляют собой изначально механизмы адаптации, помогающие выжить в данный момент существования, однако, затем они устанавливаются и продолжают работать анахронически негибко, препятствуя удовлетворению потребностей, трансформируясь в сопротивления в гештальтистском понимании этого слова [С. Гингер, 2010].

Будучи психологом, имеющим специализацию в гештальт-терапии, добавлю от себя также несколько личных заметок на тему подростковых неврозов. Подростковый возраст — это период жизни человека, в течение которого про­исходит реорганизация психической дея­тельности, обеспечивающая согласование психофизиологических изменений и социального становления личности, является достаточно проблематичным для самого подростка и окружающей его среды. В этом возрасте актуализирована потребность в нахождении собственной уникальности, возникают попытки преодолении конформизма, происходит жесткое столкновение с экзистенциальными принуждениями – одиночество, сексуальность, свобода, несовершенство, ответственность. Гештальт-подход зарекомендовал себя в психотерапевтическом пространстве как эффективно работающий подход со всем спектром указанных проблем, и с его помощью можно помочь подростку осознать каким образом он вступает в контакт с самим собой, то, как он вступает во взаимодействие с другими людьми и то, как он позиционирует себя в окружающем обществе, как строит контакт с ним.

Гештальт-терапия с ее взглядом на целостность биологического, психологического и социального в существовании человека, с ее акцентом на феноменологии, на признании уникальности и оригинальности каждой отдельной личности, представляется достаточно перспективным психотерапевтическим направлением для лечения различных невротических нарушений, органично вписываясь в представления новой общемедицинской парадигмы. Приверженность идее холизма заметно отличает гештальт-терапию от других психотерапевтических подходов, которые делают акцент либо на расширении поведенческого репертуара для улучшения адаптивного взаимодействия человека с социумом (поведенческая психотерапия), либо на рациональном переосмыслении фрагментов старого жизненного опыта, веря в то, что это изменит существование человека в последующем (психоанализ).

Список использованной литературы

Гингер С. Гештальт: искусство контакта / Пер. с англ. Т. А. Ребеко. – Изд. 2-е. – М.: Академический проект; Культура, 2010. – 191 с. – (Психотерапевтические технологии).

Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста: руководство для врачей. Изд. 2-е, переработанное и дополненное. – М.: Медицина, 1995. – 560 с.

Перлз Ф. Теория гештальт-терапии / Пер. с англ. А. Корнева, В. Петренко. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2010. – 320 с. Серия: («Современная психология: теория и практика»).

Перлз Ф. Эго, голод и агрессия / Пер. с англ. Н. Б. Кедровой, А. Н. Кострикова. – М.: Смысл, 2000. – 358 с.

Телле Р. Психиатрия с элементами психотерапии / Пер. с нем. Г.А.Обухова. – Мн.: Интерпрессервис, 2002. – 496 с.

Якубик А. Истерия / пер. с польск М. Г. Лепилина. – М.: Медицина, 1982. – 344 с.

Специфика этой болезни такова, что пациентов с неврозом в своей практике может встретить любой врач. Поэтому каждый вступающий в медицинскую братию должен иметь хотя бы минимальные знания по этой теме.

Точных данных о распространенности неврозов среди населения нет. Сведения об учтенных случаях имеются по отдельным регионам: от 15,8 до 21,8 чел. на 1000 населения. На долю неврозов среди психических заболеваний приходится 20–25 % (Б. Д. Петраков). Среди студентов больные неврозами составляют 54,6 %. Статистика невроза с каждым годом растет и охватывает все больше людей. Официальные данные Всемирной организации здравоохранения: подведены итоги за период с 1930 по 1995 года и сообщается о том, что численность людей, болеющих этим заболеванием, выросла в 24 раза. Также существует распределение, по которому 2/3 неврозов приходится на женщин и 1/3 на мужчин. Данные эти не являются точными, так как захватывают лишь людей с выявленным заболеванием. К сожалению, специфика их такова, что за помощью обращаются немногие. Еще меньше людей находят квалифицированную помощь.

Так что для неврозов как никогда подходит лозунг «Нет здоровых людей, есть недообследованные». Так что же это за болезнь, зашифрованная в МКБ-10 под кодом F40–48 (Психические расстройства и расстройства поведения)? Попробуем выяснить.

Сам термин «невроз» в медицине появился благодаря английскому (шотландскому) врачу Уильяму Каллену. Происходит он от греческого «neûron» (νεῦρον) — нерв и окончания «-osis», характеризующего хроническое течение болезни.

Классификации как таковой не существует, но в целом выделяют три вида неврозов:

1. Невроз навязчивых состояний.
По МКБ-10 эти состояния отнесены к разделам «F40. Тревожно-фобические расстройства», «F41. Другие тревожные расстройства», «F42. Обсессивно-компульсивные расстройства»;

2. Истерический невроз.
По МКБ-10 к истерическому неврозу относят состояния, включенные в разделы «F44. Диссоциативные (конверсивные) расстройства» и «F45. Соматоформные расстройства»;

3. Неврастения.
Неврастения считается наиболее распространенной формой невроза. В МКБ-10 эта разновидность невроза обозначена как «F48.0 Неврастения (или синдром усталости)».

К первой группе относят все виды навязчивых состояний, характеризующихся повторяющимся чувством фобии чего- и/или кого-либо: определенных предметов, деятельности, ситуаций. Начало невроза навязчивых состояний формируется по механизму условного рефлекса. Фобией является тот страх, который мешает социальной или трудовой сфере человека. Вторая группа содержит в себе расстройства, характеризующиеся имитацией, но не симуляцией пациентами болезней и богатыми соматоформными нарушениями. В третьей группе содержится единственное расстройство, проявляющееся в повышенной раздражительности, утомляемости, утрате способности к длительному умственному и физическому напряжению.

В основе этиологии заболевания лежит конфликт, внутренний или внешний. В классических источниках принято, что в основе невроза навязчивых состояний лежит конфликт между желаниями, стремлениями, потребностями личности и невозможностью их реализации по моральным или иным соображениям. Для истерического невроза характерен конфликт между завышенными требованиями личности к окружающим и невозможностью их реализовать или достичь, для неврастении — между требованиями к самому себе (как правило, завышенными) и невозможностью их реализовать.
Далее, после возникновения и закрепления «конфликта» происходит формирования очага возбуждение в коре (1-я и 3-я группа) или в подкорковых структурах (2-я группа), что в итоге дает клинику невроза.
Подобные конфликты время от времени возникают у каждого из нас, но яркая клиническая картина заболевания проявляется не у всех. Следовательно, существуют некие предрасполагающие к неврозам факторы. Одним из них является наследственность. Долгое время шли споры о ее значимости в контексте этиологии неврозов, но современные исследования подтвердили наличие мутаций в генах, кодирующих белки-транспортеры (мутация в гене hSERT, кодирующем белок транспортировки серотонина при неврозах навязчивых состояний).

Еще одним фактором, обуславливающим развитие невроза, является психологическая травма. Особенно опасны они в момент формирования высшей нервной деятельности (3–5 лет), подростковом и климактерическом периодах.

Диагностика невроза начинается со сбора анамнеза с выявлением наследственных отягощений (алкоголизм, депрессивные состояния) у близких родственников. Затем выясняется наличие психологических травм. Важным этапом постановки диагноза является исключение органических патологий, некоторые из которых могут имитировать симптомы данного заболевания (опухоли лобной доли без судорожной эпилепсии).

Смотрите так же:  Неврозы доклад

Несмотря на огромное количество проявлений, все неврозы имеют сходства:

психогенный источник заболевания;

затяжной характер течения;

отсутствие прогрессирующих изменений личности;

сохранение критического отношения пациента к своему состоянию.

Лечение неврозов

В основе лечения должен лежать комплексный подход. Идеальный вариант — психотерапия и консультации психиатра по поводу медикаментозной терапии.

Основные классы лекарственных средств, применяемые при лечении неврозов. это транквилизаторы, антидепрессанты, нейролептики. Стоит помнить и постоянно напоминать пациенту, что в данном случае эти препараты выполняют роль симптоматической терапии, облегчая состояние, но не исцеляя его.

Для этиологического лечения подходит большинство направлений психотерапии: когнитивная, семейная, художественная, двигательная. Подходит для лечения и психоанализ, помогающий «докопаться» до причин конфликта и устранить их.

Оборотная сторона промышленного и экономического развития — ускорение ритма жизни, социальное отчуждение и нестабильная занятость. Возросший уровень стресса оказывает негативное влияние на психическое здоровье, отмечает Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).

Невроз — одно из самых распространенных заболеваний в развитых странах, по статистике ВОЗ, расстройства невротического спектра диагностируются у 10–20% населения. Распространенность неврозов растет гораздо активнее, чем уровень психических заболеваний, к которым неврозы не относятся. Невротические расстройства находятся на границе психологии и психиатрии.

Современным людям свойственно самостоятельно ставить себе и окружающим диагнозы (которые, как правило, ошибочны). Даже очень нервный и раздражительный человек, у которого бывают головные боли, еще не неврастеник.

Любой из неврозов ощущается как нетипичное состояние, а сигналом к тому, что надо проконсультироваться с врачом, является чувство страха или тревоги, которые не вызваны какими-либо внешними причинами, говорит доктор медицинских наук, главный научный сотрудник Научного центра психического здоровья РАМН Александра Бархатова. Симптомы, на которые, по ее словам, следует обратить внимание, — длительные и устойчивые периоды утомляемости, апатии, резкие перепады настроения и расстройства пищевого поведения.

Настроение испортилось

Если описывать невроз немедицинским языком, то это чрезмерная реакция на неблагоприятные события и ситуации. Все типы неврозов могут иметь соматические проявления, когда сам невроз «прячется» под масками телесных болезней. Это могут быть боли в сердце или желудке, головные боли или головокружения. Пациентам с такими симптомами часто ставят диагноз «вегетососудистая дистония». Этим диагнозом сегодня неврологи «маскируют» неврозы, считает кандидат медицинских наук, психотерапевт Виктория Читалова: «Вегетососудистая дистония — несуществующий диагноз».

Один из частых симптомов невроза — головокружение. Однако вертиго — это симптом еще 80 видов заболеваний, многие из которых являются тяжелыми. Недооценивать головокружения не стоит, поскольку они могут стать причиной серьезных травм. Это как раз тот случай, когда надо начинать бороться с симптомом еще до постановки диагноза.

Предполагается, что в невротических расстройствах виноват современный ритм жизни. Однако специалисты полагают, что есть и предрасположенность к данного вида недугам.

«Есть личности эмоционально неустойчивые, более остро реагирующие на стрессовые ситуации, и личности цельные, в меньшей степени подверженные стрессам. Их процент всегда постоянен, меняются лишь провокаторы. Сегодня это урбанизация», — говорит Александра Бархатова.

Впрочем, современному человеку гораздо проще прийти со своей проблемой к врачу. Это может быть одной из причин роста выявляемости невротических расстройств, полагает Бархатова. Качество жизни невроз ухудшает, но в отличие от депрессии он, как правило, не несет угрозы жизни или здоровью.

Лицо депрессии

По данным ВОЗ, каждый десятый житель планеты страдает серьезной депрессией, а почти каждый пятый переживает депрессивное расстройство хотя бы раз в жизни. Депрессия является в мире причиной 40–60% самоубийств.

Флешмоб «Лицо депрессии» (faceofdepression#), который летом прошел в социальных сетях, неожиданно показал: родные и друзья могут даже не догадываться, что их близкий страдает депрессией. Флешмоб запустила жена солиста группы Linkin Park Честера Беннингтона, который покончил жизнь самоубийством. Участники делились фото своих родных и друзей незадолго до того, как те покончили с собой или совершили попытку самоубийства.

Главное отличие депрессии от угнетенного состояния или грусти в том, что она длится не меньше двух недель и отличается постоянным ощущением душевной боли и нежеланием делать что-либо — работать, общаться с родными и друзьями. Люди, находящиеся в депрессии, перестают интересоваться тем, что им было всегда интересно, и не получают удовольствия от того, что еще вчера дарило радость.

Депрессию нередко путают с эмоциональным выгоранием, которому тоже свойственны грусть, неуверенность в себе и потеря мотивации. Но «выгоревшему» человеку может помочь отдых или смена работы, а от депрессии все это не спасет. Победить эту болезнь самостоятельно невозможно, подчеркивает профессор кафедры психиатрии и медицинской психологии Омского государственного медицинского университета Григорий Усов, однако ее можно взять под контроль с помощью специалиста.

Реактивная депрессия связана со стрессом: устранение его причины может позитивно отразиться на пациенте. Но существует и эндогенная депрессия, у которой нет очевидных причин. Продолжаться депрессивное состояние может и месяц, и несколько лет. «Депрессивные состояния часто вызывают бессонницу, однако если человек плохо спит — это не значит, что у него депрессия», — предупреждает Усов.

Депрессия, как правило, имеет физические симптомы — боль в спине и суставах, отсутствие аппетита, желудочные боли. Такие «соматические маски» особенно свойственны легкой депрессии. Тяжелая депрессия опасна тем, что затрагивает весь организм — затормаживаются биохимические и вегетативные процессы, все это сопровождается постоянным чувством вины, недовольством собой.

У депрессивного состояния есть и собственное соматическое проявление, говорит Григорий Усов: в последнее время накопилась информация магнитно-резонансной томографии (МРТ) о реакции коры головного мозга на депрессию.

А вот возраста у депрессии нет — она бывает даже у маленьких детей, хотя больше склонны к депрессии люди старше 30 лет. Среди лиц зрелого возраста болезнь распространена сильнее, чем среди молодых: пенсионеры зачастую испытывают проблемы со здоровьем и дефицит общения, что провоцирует депрессивные состояния.

Независимо от возраста к депрессии больше склонны тревожные личности, склонные замечать неприятное и фиксироваться на негативных эпизодах жизни, отмечает Виктория Читалова. К депрессии также склонны робкие люди и перфекционисты.

Пациенту с депрессией имеет смысл обращаться только к психиатру или психотерапевту, который назначит психологическое и медикаментозное лечение, добавляет Григорий Усов. Многие опасаются идти с душевными проблемами к врачу, а если и идут, то тщательно скрывают это. И все же сегодня обращение к такому специалисту уже не так стигматизировано, как это было еще несколько лет назад, что дает надежду на дальнейший прогресс в отношении общества к проблеме.

Какие бывают неврозы
Согласно международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10) выделяют шесть типов неврозов, но в российской медицинской практике принято классифицировать три: неврастения, обсессивно-фобический и истерический неврозы.

Неврастения характеризуется раздражительностью, быстрой утомляемостью и сверхчувствительностью. Например, человек может не переносить яркого света или громких звуков.

Обсессивно-фобический невроз связан с навязчивыми страхами, какими-либо действиями или мыслями, а также паническими атаками. Это один из самых распространенных видов неврозов, отмечает главный научный сотрудник Научного центра психического здоровья РАМН Александра Бархатова.

Истерический невроз проявляется в повышенной демонстративности поведения, желании привлечь к себе внимание, крайней неуравновешенности. К невротическим проявлениям относятся и такие расстройства пищевого поведения, как булимия и анорексия.

Другие статьи

  • Сколько часов должен спать ребенок в 10 лет Сколько ребенку нужно спать? Нормы сна ребенка меняются в зависимости от возраста: На первой-второй неделе жизни новорожденному необходимо спать 16,5 часов в сутки. При этом, днем ему важно спать не менее четырех раз. С одного до трех месяцев норма сна малыша — […]
  • Ребенок 9 месяцев не спит весь день Грудничок весь день не спит: причины нарушения детского сна Полноценный сон имеет очень большое значение для поддержания физического и психического здоровья детей и взрослых. Особенно важен он для малышей первого года жизни, переживающих период адаптации к окружающему […]
  • Диагностика познавательного интереса у младших школьников дошкольников Электронный каталог библиотекиФГБОУ ВО МГППУ Новые поступления Простой поиск Расширенный поиск Авторы Издательства Серии Тезаурус (Рубрики) Учебная литература: Список дисциплин Информация о фонде Помощь Электронный каталог: Баранова, Э.А. […]
  • Методики для исследования личности детей Диагностические методы изучения личности учащегося Педагогу необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребёнка. Для этого классный руководитель может […]
  • Формирование логического мышления в дошкольном возрасте Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством игровых занятий Мышление - это психический процесс, с помощью которого человек решает поставленную задачу. Результатом мышления является мысль, которая выражена в словах. Поэтому, мышление и речь […]
  • Внимание детей с зпр младшего школьного возраста Внимание детей с зпр младшего школьного возраста У подавляющего большинства таких детей уже в первые недели обучения наблюдается выраженная школьная дезадаптация, которая находит отражение в следующих явлениях: в трудностях усвоения ребенком школьной программы; в […]