Невроз продуктивный

Что такое невроз и кто такой невротик?

Здравствуйте,

уважаемые читатели гости моего блога!

Данная статья и статья, идущая вслед за ней, посвящены очень скользкой теме – «Что такое невроз?» и тому, какие бывают симптомы невроза у взрослых.

Кроме того, в данной статье мы рассмотрим такое понятие, как невроз характера.

Содержание статьи:

Как понимать невроз?

Кто такой невротик?

Вы спросите: «Почему я называю эту тему «скользкой»?

Дело в том, что до сих пор никто толком не знает, что такое невроз. Мнений на этот счет, причем мнений достойных большого уважения за проницательность, очень много.

Но в целом невроз, как, впрочем, и многие другие проявления души человеческой есть «terra incognita», и, надеюсь, так будет всегда.

Что такое невроз?

И все же попробуем разобраться, что же это такое, а в следующей статье выясним и кто такой невротик. Итак…

Оптимизму ради, вновь упомяну интересную психологическую поговорку, которую уже приводил в предыдущей статье: «Хочешь увидеть невротика – посмотрись в зеркало».

Это не шутка. Действительно, те или иные невротические черты и паттерны поведения можно обнаружить практически у любого человека.

Более того, вслед за многими психологами и психотерапевтами, например, вслед за К.Г. Юнгом, скажу, что часто страдание легким неврозом или даже неврозом средней тяжести идет человеку на пользу.

«Почему?» – вновь спросите Вы. Опять же, об этом я расскажу в следующей статье, а пока точнее определимся относительно предмета нашего разговора.

Прежде чем это сделать,

порассуждаем метафорически

Представьте себе бегуна-легкоатлета, который по своим спортивным задаткам и потенциалам, уровню воли и мотивации способен в короткий срок стать чемпионом мира.

Бегает легко, словно ветер, побеждает на всех соревнованиях, весь в кубках и медалях, лавры сыплются, аплодисменты гремят… в общем все складывается самым лучшим образом.

Но как-то раз, завистники насылают на этого спортсмена порчу.

Ночью приходит к нему черный ангел и надевает на него невидимый широкий кожаный пояс, к которому за трос привязана невидимая пудовая гиря.

И теперь наш удачливый спортсмен во время бега тащит за собой по земле эту ни кому (и ему тоже) невидимую гирю.

Как вы думаете, он станет чемпионом мира? Нет! Он будет побеждать на соревнованиях? Нет! Он будет качественно тренироваться? Нет!

В общем, все время сплошное «нет».

Метафора очень хорошо рассказывает о неврозе.

Гиря – это невроз, тяжесть, мешающая действовать и жить в полную силу, развивать свой потенциал, устанавливать продуктивные отношения.

Такой человек сказал бы про себя: «Вроде бы все хорошо, но живу так, словно бы кто-то за пятую точку держит, словно тяжесть какую-то на себе тащу».

Невроз действительно заставляет не идти, а тащиться по жизни.

Хочется чего-то большего. И знаешь, что можешь этого достичь, ведь для этого есть все. А нет, что-то мешает, словно камень в сапоге!

Кстати, ходили когда-нибудь с камнем в сапоге? Вспомните. Неудобно? Все время отвлекаешься? Вот так идет по жизни человек с неврозом и не знает, как стать счастливым.

Теперь важное отступление.

Очень условно неврозы

можно разделить на три категории:

  • легкие неврозы;
  • неврозы средней тяжести;
  • тяжёлые неврозы.

Психолог в основном имеет дело с легкими неврозами и намного реже с неврозами средней тяжести.

С тяжёлыми неврозами он работать не может, да и не имеет права, поскольку это прерогатива врачей психотерапевтов и психиатров.

Тяжелый невроз – это уже болезнь. В данной статье я буду говорить только о легких неврозах и неврозах средней тяжести.

Давайте представим себе среднестатистического человека, который живет и работает в свое удовольствие, заботится о семье, растит детей, и все у него в порядке.

Но вот однажды, или в силу каких-то внешних обстоятельств или в силу обстоятельств внутренних, стал этот его жизненный порядок рушиться:

  • работа вдруг стала не нравиться;
  • с коллегами стали возникать конфликты;
  • нарушился сон, трудно стало подниматься по утрам с постели;
  • забросил хобби и стал больше времени находиться перед телевизором или компьютером;
  • появилась необъяснимая тревога;
  • иногда возникают неприятные мысли;
  • донимают тяжёлые сновидения;
  • кажется, что потерян смысл жизни, и теперь он не знает куда идти и что делать.

В общем, начал он сталкиваться с ощущениями безысходности и отчаяния – это типичные симптомы невроза у взрослых.

Близка к теме статья:

Узнаете себя? Периодически каждый из нас бывает в ситуациях, когда проявляются некоторые из перечисленных симптомов, в особых случаях все разом.

Не нужно стесняться, я сам такой, даром, что психолог. Бывали, такие периоды и еще будут. Такова, Ее Величество, Жизнь.

Приведенный пример – это еще не невроз, просто так сложились жизненные обстоятельства.

Вполне возможно, что перечисленные симптомы – это реакция организма на чрезмерные стресс и вечное напряжение.

Но вот человек собрался, взял себя в руки, или изменились внешние обстоятельства (например, нашел работу по душе), и постепенно его состояние улучшилось, и он вновь вернулся к жизни.

Но иногда бывает так, что тяжёлый период затягивается, у человека больше не остается сил бороться, организм и психика истощаются, теряют ресурсы, наступает так называемое состояние декомпенсации.

Именно в этот момент на поясе появляется та самая невидимая гиря как у нашего метафорического спортсмена. Вот это уже невроз.

Как узнать, насколько все серьезно?

Я считаю, что мерилом здесь может

выступить уровень тревоги, безысходности и отчаяния

– чем выше их градус, тем тяжелее невроз.

При легком неврозе такие ощущения появляются не часто, может быть 2-3 раза в неделю, когда устанешь и у тебя плохое настроение. При этом они приносят лишь легкое беспокойство и пока не мешают жить.

Суть легкого невроза может быть охарактеризована поэтической строкой: «Все на месте, да что-то не так!» (В. Цой).

Но вот симптомы становятся сильнее, их уже так просто не выгонишь из мыслей, они упорны и навязчивы, появляются чуть ли не каждый день и начинают отвлекать и портят жизнь, делая ее невыносимой.

Примерно на этом этапе формируется фронт вторичных невротических симптомов.

Убегая от воздействия первичных симптомов невроза (см. описание вымышленного человека), например, от ссор и конфликтов семье или на работе, человек пытаются компенсировать негативные переживания приёмом алкоголя, наркотиков, уходит в мир компьютерных игр, становится трудоголиком, сексоголиком, шопоголиком и еще каким-нибудь «…голиком».

В общем, приобретает какую-то пагубную зависимость, что, естественно, еще больше ухудшает его состояние.

Так развивается невроз средней тяжести.

В принципе, в таком состоянии многие люди пребывают всю свою жизнь, особенно в нашей стране, причем считают, что так и надо, так и должно быть.

Близка к этой теме статья:

Так это или не так, решает каждый за себя. Но только тот, кто хочет жить неподдельной, а настоящей жизнью, будет искать выход из такой ситуации.

Теперь, не претендующее на истинность и общезначимость, мое определение невроза:

Невроз – это психологическое состояние, при котором человек частично или полностью утрачивает удовлетворённость жизнью, живет в половину своих возможностей, видит события своей жизни искаженными, свозь призму тревоги и отчаяния, ему уже сложно уживаться с людьми и обстоятельствами, а тем более, активно влиять на них и изменять их.

При этом степень тяжести невроза

измеряется градусом негативных эмоций и переживаний. Если измерять по десятибалльной шкале,

то: легкий невроз – это от 0 до 4, средний – от 4 до 7,

тяжёлый от 7 до 10.

Для полной картины в табличке приведу некоторые психологические и физические симптомы неврозов.

Общие

признаки невроза у взрослых

  • Неудовлетворенность жизнью;
  • эмоциональная неуравновешенность, раздражительность, нестабильность настроения;
  • Подверженность стрессам, быстрая утомляемость;
  • Нерешительность и неуверенность в себе
  • Ссоры и конфликты с окружающими;
  • Нарушение самовосприятия, заниженная или завышенная самооценка;
  • Тревожные ожидания, частая тревога «без повода»;
  • Страхи, панические атаки, беспричинное беспокойство;
  • Снижение мотивации;
  • Внутренние конфликты
  • Пессимизм и негативное мышление;
  • Высокая ранимость и обидчивость;
  • Снижение концентрации внимания, ухудшение памяти, снижение работоспособности, быстрая утомляемость;
  • Плохой сон, не приносящий отдыха и ухудшающий самочувствие;
  • Различные физические симптомы: перепады АД, вегето-сосудистая дистония, боли различного происхождения (например, головные и боли в спине) и проч.

Невроз характера:

что это такое?

На самом деле, все, что мы рассмотрели выше: как развивается невроз, а также его признаки — это касается только так называемых ситуативных неврозов, т.е. состояний, возникающих в результате реакции организма на объективные обстоятельства.

Но есть другие разновидности невротических состояний. Психоаналитик Карен Хорни назвала их неврозы характера.

Их причины – это не реакция человека на внешние неблагоприятные обстоятельства, а специфические свойства характера и личности человека.

Так, например, человек может невротиком, поскольку страдает от чувства неполноценности.

Или, наоборот, то же может произойти в результате, если базовым свойством его характера будет стремление к власти и непомерное чувство всесилия.

В основе неврозов могут лежать и такие черты, как: чрезмерные подозрительность и критичность, неуверенность в себе, внутренние запреты на выражение своих чувств и эмоций, пессимизм и т.д.

Невроз характера чаще всего проявляется как различного рода нарушения в поведении и отношениях между людьми.

В одной из следующих статей, посвященной теории неврозов К. Хорни, я рассмотрю данную разновидность психологического неблагополучия подробнее.

Близка к этой теме статья:

Перед тем, как закончить статью, прошу Вас.

Когда прочтете ее и будете ставить себе диагноз, то отнеситесь к этому как к игре: будьте немного несерьезными, ведь невроз очень любит слишком серьезных.

Он (как и жизнь в целом) – это своеобразная игра. И играя с ним, можно выиграть главный приз – свое счастье и счастье для близких людей, но, отказываясь от игры, лучше о таком выигрыше забыть навсегда.

Так что играйте! И удачного Вам неврозопобеждания!

Смотрите так же:  Шизофрения у мужчины лечение

Итак, определив, что такое невроз, я завершаю данную статью.

В следующей публикации мы поговорим о том, кто такой невротик и рассмотрим дополнительные симптомы невроза у взрослых

И, как я выше уже обещал вам, далее расскажу, почему я считаю, что часто страдание легким неврозом или даже неврозом средней тяжести, идет человеку на пользу, способствуя его саморазвитию.

Следите за обновлениями блога и берегите себя!

© Денис Крюков

http://formaetsensum.ru/

Вместе с этой статьей читайте:

Психолог рассказал, как понять, что у вас невроз

«Невроз — это болезнь здоровых людей. То есть это какие-то детские психологические травмы, приведшие к некоторым неверным установкам или убеждениям, которым человек следует уже будучи взрослым. Например, человек думает, что никому нельзя доверять, чувствует, что ему страшно остаться одному, или считает, что его никто не любит», – сказал Акбутин в эфире радио Sputnik Кыргызстан.

По его словам, более сложная ситуация с психозом – это болезнь, при которой есть какие-то органические поражения нервной системы или психики. Например, когда человек видит или слышит то, чего не видят и не слышат другие, путает время и пространство. При психозе необходим психиатр, нужна терапия, которая может длиться годами, но часто все равно бывает возврат к изначальным проблемам, отметил он.

«Невроз же часто лечится без применения медикаментов. Обычно достаточно 5-10 сессий у психолога, чтобы получить устойчивый и необратимый результат… К очевидным признакам невроза относятся необоснованные чувства одиночества, тоски, печали. Состояние, когда человек чувствует себя младше своего возраста, тоже можно назвать неврозом. Очевиден невроз у пациента, который кричит и выплескивает агрессию на маленьких детей, а также у того, чья жизнь наполнена риском, экстримом и склонностью к самоповреждениям», — подчеркнул психолог.

Акбутин также добавил, что диагноз «невроз» ставится и тем, кто не может наладить отношения с партнером, кто является жертвой семейного насилия, но не осознает этого или не контролирует свои эмоции — не может плакать либо плачет, когда надо радоваться.

Карен Хорни (1885-1952).
Невротическая личность в порочном круге человеческой культуры

Карен Хорни известна как исследователь насущных для XX века проблем: неврозов, порождаемых культурой. Она развивает фрейдистский подход, ставя посреди этой культуры индивида, личность. Антагонизм между культурой и индивидом выражается в базовом, глобальном страхе, преследующем человека с раннего детства. Враждебность культурного окружения и вызывает этот страх.

З. Фрейд и А. Адлер указывали на первоначальную естественную агрессивность человека. К. Хорни пытается выяснить именно культурные источники страха человека в среде культурного окружения. Начала ее теории можно обнаружить в ее эссе «Культура и неврозы», опубликованном в 1936 году в одном из американских социологических журналов.

Если раньше в психоаналитическом толковании невроза настаивали прежде всего на драматической симптоматической картине, то Хорни видит настоящий источник психических расстройств в характерологическом беспокойстве, волнении. Она считает, что симптомы являются результатом конфликтующих черт характера и без выявления и выпрямления невротической характерологической структуры неврозы не поддаются лечению. Если анализировать эти черты характера в значительном количестве случаев, то поражает, как при наличии яркого контраста к дивергенции, несогласованности симптоматических картин трудности характера неизменно центрируются вокруг одних и тех же базовых конфликтов.

Хорни видит проблему именно в содержании конфликтов. Это приводит ее к мысли о важности культурных компонентов, в связи с чем она ставит вопрос о формировании неврозов под влиянием культурных процессов. Это происходит тем же путем, что и формирование «нормального» характера. Если это так, то дело заключается в том, в какой степени следует модифицировать фрейдовскую позицию об отношении между культурой и неврозами.

Хорни предлагает (с определенным огрублением) ряд типичных характеристик, которые повторяются во всех человеческих неврозах. Она пытается доказать, что невротическая личность попадает в своеобразный порочный круг. Поскольку нет возможности представить в деталях факторы, приводящие к этому порочному кругу, берется одна чрезвычайно важная черта, хотя в действительности существует комплексный ряд сопоставимых психических факторов. Эта главная черта связывается с соревнованием, конкуренцией, или, прямо говоря, с борьбой за существование на уровне социальных отношений.

Проблема конкуренции, соперничества является для Хорни постоянным центром невротических конфликтов. Перед каждым современным человеком стоит вопрос о том, какое место занять в обществе социальной конкуренции. Для невротической личности это положение приобретает гиперболизированное измерение, превышающее действительные невзгоды и превратности судьбы.

Хорни определяет три направления, по которым развивается отношение невротической личности к миру социального соперничества.

1. Существует постоянное сопоставление с другими даже в ситуациях, которые не требуют такого сопоставления. Желание превзойти других является существенным для всех конкурентных ситуаций. Невротик сравнивает себя с индивидами, которые никоим образом не выступают даже потенциальными конкурентами и не имеют с ним общих целей. Так, вопрос о том, кто более умный, более привлекательный, пользуется большей популярностью, касается любого, независимо от обстоятельств, отношений, которые могут быть даже продуктивными.

2. Содержанием невротических амбиций не является простой успех или создание какой-либо ценности. Невротику надо быть абсолютно лучшим во всем. Однако эти амбиции существуют главным образом в фантазиях, которые могут или не могут быть осознанными. Уровень их осознанности имеет широкую амплитуду у разных людей. Амбиции могут появиться только в случайных вспышках фантазии. У невротиков не наблюдается ясно осознаваемого выполнения сильной драматической роли.

Амбиции в значительной степени могут объяснить поведение и отдельные психические реакции. Мотивы этих амбиций не удовлетворяются адекватными усилиями, которые должны привести к реализации цели. Амбиции находятся в странном контрасте относительно задержек, помех в работе, относительно присвоения себе лидерства, в отношении всех средств, с помощью которых обеспечивается успех. Существует много путей, которыми эти фантазийные амбиции влияют на эмоциональную жизнь личности: повышенная чувствительность к критике, закрывание глаз на неудачи и т.п. Последние не обязательно должны быть реальными. В частности, успех других лиц ощущается как собственная неудача.

Конкурентную направленность Хорни выводит не только в отношении к внешнему миру. Она интериоризуется и выступает постоянной меркой для «Я-идеала». Фантазийные амбиции возникают в этой сфере как подвижные (эксцесивные) и устойчивые требования к самому себе. Неудачи в контексте этих требований вызывают депрессии и раздражения, похожие на те, которые возникают в состоянии конкуренции с другими людьми.

3. Как третье направление Карен Хорни выдвигает совокупность враждебных отношений, которые включаются в невротические амбиции. Поскольку интенсивная конкуренция имплицитно содержит в себе элементы враждебности, поражение конкурента означает собственную победу. Реакции невротических личностей определяются ненасытностью и иррациональностью: мол, никто в мире не может быть более разумным, влиятельным, привлекательным и популярным, чем они. Невротики становятся безрассудными, неистовыми или чувствуют, что их собственные попытки обречены на бесполезную трату усилий, если кто-нибудь напишет лучшую пьесу или научный трактат, или станет играть более заметную роль в обществе.

Если такая установка прочно укоренена, то можно наблюдать, например, как такие пациенты расценивают прогресс в лечении как победу терапевта и полностью оказываются слепыми к тому факту, что этот прогресс имеет жизненное значение для их собственных интересов. В таком состоянии они желают терапевту неудач, подозревают, что он может их изменить, чувствуют опасность для своей важной персоны. Эти люди (видимо, речь идет о людях вообще в современном цивилизованном мире) никак не осознают реалистичность утверждения «никто, кроме меня». Однако можно с уверенностью предположить, а в надлежащих обстоятельствах и всегда выявить эту направленность в наблюдаемых реакциях в аналитической ситуации.

Такая направленность легко приводит к страху перед наказанием. Она выражается в страхе перед успехом, а также в опасении неудачи: «Если я желаю неудачи тому, кто имеет успех, тогда я автоматически признаю идентичные реакции у других людей, включая враждебность других по отношению ко мне на пути к успеху. Если я хочу достигнуть цели и потерплю неудачу, я буду уничтожен». Успех таким образом становится опасным и рискованным, а возможна неудача становится опасностью, которую следует избежать любой ценой.

Становясь на позицию невротика, Хорни продолжает: учитывая все эти опасности, кажется, будет лучше находиться в стороне, вести себя скромно и незаметно. Выражаясь в других, более позитивных терминах, этот страх приводит к избеганию цели, достижение которой неизбежно влечет за собой конкуренцию. Такой безопасный прием гарантируется постоянным, точно действующим процессом автоматического самосдерживания.

Самосдерживание выражается, в частности, в отношении к работе, а также в тех шагах, которые необходимы для достижения целей: использовать удобный случай, поговорить с теми, кто имеет определенные способности, и тому подобное. Это может привести к пасованию перед желаниями. Особая природа таких торможений проявляется в том, что эти лица могут быть полностью способны к борьбе и конкуренции в деле достижений, которых они так боятся.

Здесь Хорни приводит ряд жизненных примеров. Играя на инструменте со слабым партнером, невротик будет инстинктивно играть хуже, чем он. Хотя в противном случае делал бы это на более высоком уровне. Если невротик обсуждает какую-то проблему с менее, чем он сам, эрудированными людьми, он невольно опускается до их уровня. Он хочет быть сзади, не отождествляясь с человеком высшего ранга. Он не получает более высокую зарплату, оправдывая это различным образом. Даже его сновидения находятся под давлением потребности в успокоении. Вместо того, чтобы воспользоваться свободой сновидений, создавая для себя высшие ситуации, невротик и здесь видит себя униженным, смиренно-покорным.

Процесс самосдерживания не ограничивается падением активности в достижении той или иной цели, а ведет к подрыву самоуверенности, к использованию механизма самоуничижения. Функция самоуничижения в этом смысле должна оградить человека от конкуренции. В большинстве случаев невротики не осознают своего истинного унижения в сравнении с другими и считают вполне понятной собственную неответственность в достижении желаемой цели.

Хорни делает следующие выводы: наличие чувства униженности является одним из самых общих психических расстройств, свойственных нашему времени и культуре вообще. Генезис чувства униженности присущ не только невротической конкуренции. Это — комплексный феномен, который определяется многими условиями. Но то, что оно возникает на почве конкуренции, следует считать основополагающим компонентом.

Смотрите так же:  Шизофрения от бога

Униженность происходит от отвращения при условии, что она является выражением несоответствия между возвышенными идеалами и их реальным осуществлением. Однако Хорни устанавливает и другой факт: невыносимые ощущения в то же время выполняют важную функцию успокоения своих отталкивающих направленностей. Этот факт становится очевидным на основе наблюдения за той энергией, с которой эта позиция защищается в случае нападения. Не только очевидность отсутствия компетентности или привлекательности всегда убеждает этих индивидуумов, они должны действительно стать испуганными или гневными при попытке убедить себя в наличии у себя положительных качеств.

Внешнее проявление этих ситуаций может быть различным. Некоторые невротики яростно убеждены в своей незаменимости и горячо демонстрируют свое превосходство по любому поводу, однако выдают свою неуверенность особой чувствительностью к каждому критическому замечанию, к каждому противоположному мнению. Другие вполне убеждены в своей некомпетентности, ничтожности. Они выдают свои действительно большие запросы тем, что реагируют с открытой или замаскированной враждебностью на каждую фрустрацию их непризнанных требований. Третьи постоянно колеблются в своей самооценке между чувством их незаменимости и переживанием, например, удивления тем фактом, что кто-то уделяет им внимание.

Далее Хорни рисует порочный круг, в котором находятся эти индивиды. Если не заметить его и свести сложность происходящих процессов к рамкам простого причинно-следственного отношения, психоаналитик не сможет понять участия эмоций или наделит фиктивной важностью какую-либо причину.

В своей принципиальной основе порочный круг выглядит следующим образом. Собственные неудачи сочетаются с чувством зависти к более успешным, более обеспеченным и т.д. людям. Эта зависть может быть обнаружена или подавлена под влиянием того же страха, который привел к подавлению конкуренции и ухода от нее. Это может быть полностью стерто из сознания, путем подавления (субституции) слепого увлечения: это может быть отодвинуто от сознания путем унизительной направленности в сторону личности, которая рассматривается как конкурент. Эффект осознания, однако, проявляется в неспособности невротической личности допускать в других то, что она сама пыталась отрицать в себе. Во всяком случае безразлично, в какой степени подавлена зависть. Она предусматривает рост враждебности по отношению к людям и, соответственно, рост страха, который теперь принимает форму иррационального страха перед завистью со стороны других.

Хорни показывает природу этого страха:

  • он существует независимо от наличия или отсутствия зависти в данной ситуации;
  • его интенсивность объясняется опасностями, которые угрожают со стороны завистливых конкурентов.

Эта рациональная сторона страха перед завистью всегда остается неосознаваемой, по крайней мере у непсихотических личностей. Вот почему он никогда не корректируется со стороны реально верифицирующего процесса и является все более эффективным относительно подкрепления существующих тенденций отрицания. Из этих соображений делается единственно возможный вывод: чувство собственной ничтожности растет, и растет также страх.

Таким образом, Хорни предлагает читателю вернуться к самому началу, поскольку теперь фантазии имеют примерно следующее содержание: «Я хочу быть более могущественным, более привлекательным, более умным, чем все остальные. В таком случае я был бы спасен и, кроме того, я смог бы победить их и шагать по их телам». Таким образом показывается растущее отклонение амбиций в направлении наибольшей строгости, фантастичности и враждебности. Этот пирамидальный процесс должен прийти к спокойствию, остановиться под влиянием различных условий, в основном при чрезвычайных расходах экспансивности. Существует и такой вариант: амбициозный человек делает поворот в сторону преодоления страхов перед конкуренцией, но чувство недостаточности, а также торможение активности остаются с ним.

Здесь Карен считает необходимым сделать оговорку. Совсем не обязательно, что амбиция типа «никто, кроме меня» должна вызывать страх. В таком случае вопрос ставится так: под воздействием какого специального условия вызывается страх у невротически конкурирующих людей? Таким условием является то, что невротики хоть и включены в тот же самый род конкуренции, одновременно имеют безудержную жажду любви, привязанности и уважения. Вот почему как только они осуществляют какое-либо движение в направлении самоутверждения, конкуренции или достижения успеха, они начинают пугаться возможности потерять любовь других и вынуждены автоматически сдерживать свои агрессивные импульсы. Этот конфликт между амбицией и любовью, привязанностью является одной из самых тяжелых и наиболее типичных дилемм, присущих невротикам нашего времени.

В этом состоит центральный пункт теории Хорни. Почему эти два несовместимых влечения так прочно присутствуют в одном и том же индивиде? Объясняется это тем, что эти влечения соотносятся между собой более чем одним способом. Более простое толкование этого отношения заключается в том, что они происходят из тех же самых источников, а именно — страхов, и оба служат средством успокоения против страхов. Сила и любовь должны быть охраной от них. Они порождают друг друга, ограничивают друг друга и взаимно перевоплощаются.

Эти взаимоотношения можно наблюдать наиболее явно в аналитической ситуации, но иногда они понятны даже из простого описания жизненного пути личности. В истории ее жизни Хорни пытается найти такую атмосферу детства, в которой ощущается нехватка тепла и доверия, которая полна угрожающих элементов — споры между родителями, несправедливость, жестокость, чрезмерные жизненные заботы и т.п.

Хорни рассказывает о случаях, когда маленькие дети вдруг становятся амбициозными после острого разочарования в необходимости любить. Впоследствии они оставляют амбиции ради любви. В частности, когда экспансивные и агрессивные желания несколько сдерживаются в раннем детстве путем разного рода запретов, чрезмерная потребность в успокаивающей любви должна играть большую роль. Как ведущий принцип поведения это включает уступку желаниям и мыслям. Оно включает также переоценку значения для какого-либо индивида проявлений нежности со стороны других и зависимость от таких проявлений. Данный принцип предполагает и переоценку знаков отклонения, возражения и реагирования на такие знаки с опаской и защитной враждебностью.

Хорни снова раскрывает здесь порочный круг, который приводит к усилению его составляющих компонентов. Схематично это выглядит так:

Эти реакции объясняют, почему эмоциональный контакт с другими, который достигнут на базе страха, может быть в лучшем случае лишь очень шатким мостиком между индивидами. Они объясняют также, почему такой мостик не в состоянии осуществить для этих индивидов их эмоциональную изоляцию. Это, однако, служит для борьбы со страхами, чтобы воспринимать их более спокойно, хотя и за счет психического роста и при условии, если обстоятельства совсем благоприятны.

Хорни ставит вопрос: какие специальные черты в нашей культуре вызывают частые случаи неврозов? Она находит ответ в таком рассуждении. Мы, члены общества, живем в конкурентной, индивидуалистической культуре. Ее экономические и технические достижения в прошлом и сегодня возможны только на базе конкурентного принципа. Эти вопросы исследуют экономисты и социологи. Психолог же должен изучить личностную цену, которую мы платим за конкурентные ситуации.

Характер всех наших отношений формируется путем более или менее откровенной конкуренции. Она есть везде: в семье, школе и даже в любовной сфере. В последней конкуренция раскрывается двумя способами: искреннее эротическое желание часто маскируется или просто замещается конкурентной целью бытия, включая такие распространенные средства, как любовная переписка, появление на публике с самыми желанными мужчиной или женщиной, наличие любовников и тому подобное. Конкуренция в супружеской жизни проявляется в том, что оба живут в бесконечной борьбе за превосходство, осознавая или не осознавая природу и даже наличие этой борьбы.

Влияние на человеческие отношения такого соперничества объясняется тем фактом, что конкуренция легко создает зависть к сильному человеку и презрение к слабому. Из-за враждебного напряжения удовольствие и успокоение, которых мы ждем от человеческих отношений, оказываются ограниченными, и человек становится более или менее эмоционально изолированным.

К. Хорни выдвигает предположение, что здесь имеют место взаимно усиливающие взаимодействия, и именно при условии, что необеспеченность и неудовлетворенность в человеческих отношениях заставляют нас искать удовлетворение в честолюбивых стремлениях, и наоборот.

Другой культурный фактор, имеющий отношение к структуре неврозов, Хорни видит в склонности людей к переживанию успеха и неудачи. Мы, конечно, объясняем успех хорошими личностными качествами, такими как компетентность, смелость, предприимчивость. Поскольку эти качества бывают действительно эффективны, люди пренебрегают двумя существенными фактами:

  • возможность счастья строго ограничена: даже если внешние условия и личные качества равны, только сравнительно немногие люди могут достичь успеха;
  • могут играть роль другие факторы, например бесцеремонность или случайность обстоятельств.

В то время как эти факторы не учитываются в общей оценке успеха или неудачи, они фактически ставят человека в ущербное состояние, влияют на его самоуважение.

Смущение, стеснение, возникающие в таких ситуациях, усиливаются определенного рода двойной моралью. Хотя в действительности успех вызывает уважение, несмотря на средства его достижения, мы учимся рассматривать скромность и нетребовательность, склонность к самопожертвованию как социальные и религиозные благодетели. И мы вознаграждаемся за это похвалой и любовью.

Можно сделать следующие выводы. Индивиду для конкурентной борьбы требуется какая-то степень агрессивности. В то же время к нему предъявляется требование быть скромным, самоотверженным, даже способным к самопожертвованию. Поскольку конкурентная ситуация с включенными в нее элементами враждебности создается на основе завышенных потребностей, шансы получения защищенности в человеческих отношениях уменьшаются. Оценка личности полностью зависит от достигнутого успеха. Одновременно возможности успеха ограничены, а сам успех во многом зависит от обстоятельств или от личностных качеств асоциального характера.

Хорни противопоставляет свой «социальный анализ» личности классическом психоанализу, суммируя сущность фрейдовских взглядов следующим образом. Культура является результатом сублимации биологически данных сексуальных и агрессивных влечений (сексуальных в расширенном фрейдовском понимании). Чем сильнее подавляются этих влечения, тем выше культурное развитие. Поскольку способность к сублимации ограничена, интенсивное подавление базовых влечений без сублимации приводит к неврозу. Прогресс цивилизации неизбежно связывается с ростом неврозов. Последние являются ценой, которую человечество платит за культурное развитие.

Теоретические предположения, содержащиеся в этих рассуждениях, предусматривают веру в существование биологически определенной человеческой природы, или, более точно, веру в то, что оральные, анальные, генитальные и агрессивные влечения имеются у всех людей примерно в равной степени. Различия в образовании характера — от индивида к индивиду, от культуры к культуре — касаются различий силы, необходимой для подавления влечений, — с тем уточнением, это подавление может и возбуждать разного рода влечение.

Смотрите так же:  Клиника неврозов имСоловьева отзывы

Как считает Хорни, точка зрения Фрейда приводит к трудностям интерпретации, что связано с двумя группами данных:

1) исторические и антропологические данные не подтверждают того, что прогресс цивилизации находится в прямой зависимости от подавления инстинктов;

2) клинический опыт свидетельствует, что неврозы обусловлены не просто силой подавления тех или иных инстинктивных влечений, а больше трудностями, возникающими на базе конфликтного характера требований, которые культура предъявляет к человеку.

Различия в неврозах, типичных для разных культур, могут быть поняты как обусловленные числом и качеством требований конфликтного характера в рамках отдельной культуры.

Продолжая критику Фрейда, Хорни отмечает, что в данной культуре те индивиды становятся невротиками, которые столкнулись с этими культурно обусловленными трудностями в обостренной акцентуированной форме, в основном из-за особенностей детского опыта: как те, кто оказался не в состоянии преодолеть эти трудности, так и те, кто преодолел их с большими потерями для личности.

Хорни пытается представить «оптимистическую трагедию» человеческого существования, которая берет свое начало от социальных задатков человека. Она пытается отодвинуть на задний план биологический аспект человеческого поведения. Но когда она как главную пружину этого поведения выдвигает конкуренцию, то последняя как предпосылка социальной активности по сути деградирует до «биологических» форм активности, что, между прочим, выражается в приведенной ею в связи с этим поговорке — «Человек человеку — волк». Социальная форма поведения лишь надстраивается над этой конкурентностью, конкретизируя ее, и даже сводится к ней как к основе.

Социальное здесь не противопоставлено биологическому. Более того, это социальное себя дискредитирует, поскольку заводит человека в круг порочного социального поведения, которое другим и быть не может. Трагичность человеческого существования, неизбежность страха, конкуренции, борьбы всех против всех — все эти печальные реалии, от которых в рамках ее теории избавиться невозможно.

Хорни прямо продолжила рассуждения Фрейда о неудаче культуры, указав на механизмы этой безысходности, как будто социального рода, но в действительности — психологизированной социальности. В раскрытии этих механизмов она продолжает Адлера, но вводит их в контекст социального взаимодействия между личностями.

Порочный круг социального поведения человека так и не был расторгнут Хорни. Все, что делает человек в обществе, обречено у нее на антиморальные, антигуманистические толкования. Она развивает идею о замкнутом цикле человеческого поведения, которое возвращается (даже в высших своих проявлениях, вроде моральных) к исходной позиции — страху и конкуренции. Здесь даже больше безысходного трагизма в оценке культуры, цивилизации, чем у Фрейда. Если тот не исключал победу Эроса над Танатосом, то Хорни совсем отвергает Эрос. Место Танатоса у нее заняли первобытный страх и конкуренция. Никакие позитивные силы им не противопоставлены.

  1. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. — М., Академический проект, 2006
  2. Хорни К. Невроз и рост личности. — М., Академический проект, 2008.
  3. Роменець В.А., Маноха И.П. История психологии XX века. — Киев, Лыбидь, 2003.

Здравствуйте, я уже 6 год «болею» чем то подобным неврозу. Началось все с 14 лет, зимой я просто начал избегать сна, ложился в 4-5 часов, потом стал ложиться в 2-3 в школьное время. Стмптомы:постоянная беспричинная тревога, спазмы мышц всего тела, туман в голове, я стал очень плохо думать — постоянно все забываю, даже русский язык временами, забыааю слова и правописание, шум в ушах, постоянная усталость, тошнота и еще незначительные симптомы.
В 5 лет папа отдал на шахматы, мне они не понравились но отказать папе не мог, я был перспективным, и папа требовал с меня чемпионства. Изза симптомов бросил шахматы.
Ходил к психологу, говорит мол я перестал чувствовать эмоции, после этого я стал фиксировать все эмоции, рассматривать их с психологической и физической точек зрения. И через 2-3 недели я стал чувствовать себя лучше, стал быстрее вспоминать мысли, стал умнее, спазмы ослабились но их еще много, тревога уменьшилась,появились хоть какие нибудь силы.
Но я стал слабее чувствовать эмоции, если раньше в солнечном сплетении у меня все полыхало скажем от гнева, то сейчас мне трудно рассматривать эмоции, они как будто вдалеке, либо появляются на миг и исчезают, что я не успеваю отреагировать.
Есть ли какое то эффективное упражнение на осознание эмоции? В инете ничего путного не нашел.
И если вы пришли к какому то выводу по моему состоянию, что это или откуда берётся я то можете пожалуйста написать, я активно изучаю свою проблему. Никаких стрессов вроде смертей близких не было.
Я хочу вылечиться до сентября, поступаю в универ и не знаю как я буду учиться, интеллект я давно» потерял», нет личной жизни, уже второй год не гуляю, я стал слишком глуп для общения, страх ходить на улице. Даже не знаю, стоило ли писать этот пост, сейчас я плохо соображаю, но написать пост почему то захотел 🙂
Может я бредово написал, не судите строго, в голове туман и сумбур.

Лига психотерапии

  • Лучшие сверху
  • Первые сверху
  • Актуальные сверху

303 комментария

Слушай, если найдёшь решение, отпишись хоть, а то у меня такое лет 20 уже.

Обсессивно-компульсивный невроз

ОБСЕССИВНО-КОМПУЛЬСИВНЫЙ НЕВРОЗ (Obsessive-Compulsive Neurosis). ОБСЕССИВНЫЙ ХАРАКТЕР (Obsessional Character). Эти термины относятся к явлению, при котором мысли, чувства, поведение индивида направляются навязчивой идеей, образом, желанием, искушением, запретом или требованием. Под обсессиями понимаются Я-дистонные мысли, возникающие помимо воли индивида. Варианты обсессии — “умственная жвачка” и “высиживание”. К “умственной жвачке” относятся навязчивые размышления, рефлексирование, проговаривание, обдумывание. Так, обсессивные пациенты могут быть склонны к неясным повторяющимся размышлениям на философские темы (“что такое жизнь?”, “кто я на самом деле?”). “Высиживать” в собственном смысле означает сидеть на яйцах, укрывая их, как это делает птица; соответственно, “высиживание” означает постоянное, молчаливое и одновременно тревожное размышление о какой-то проблеме. Все перечисленные психические феномены включают попытку разрешить эмоциональный конфликт с помощью размышлений, но решения или заключения индивид избегает, и процесс повторяется вновь и вновь.

Компульсии и ритуалы представляют собой постоянное и неустанное желание выполнять бессмысленные действия; они выступают в качестве моторного эквивалента обсессивных мыслей и — при обсессивно-компульсивном неврозе — часто сопровождают их. Последний характеризуется также магическим мышлением, нерешительностью и сомнениями, склонностью отступать, бессвязностью, детализацией, склонностью “откладывать на потом”, отказываться от своих слов и повторением. Человек, страдающий таким неврозом, как правило, знает, что его действия и мысли нецелесообразны, но ничего не может с этим поделать.

Симптомы невроза в типичном случае возникают на фоне обсессивного характера. К этой диагностической теории могут быть отнесены многие типы личности: на одном полюсе континуума находятся организованные, продуктивные, совестливые и трудолюбивые индивиды, мыслящие логично и способные осуществить свои идеи; на другом, патологическом, — страдающие острым расстройством лица с ярко выраженными признаками обсессивного характера (крайняя педантичность, скупость, упрямство), имеющие явные трудности мышления, не способные к конструктивным действиям в связи с амбивалентностью, нерешительностью и склонностью откладывать “на потом”.

Основные конфликты при обсессивно-компульсивном неврозе и типе характера предполагают исходящие из Сверх-Я тревогу и чувство вины в связи с фаллически-эдиповыми импульсами, аффектами и идеями, обретающими форму фантазии. Возникает защита от неприемлемых фантазий, в результате образуются фантазии и конфликты негативного эдипова комплекса. Индивид регрессирует к анально-садистскому уровню, что лишь усиливает чувство вины в конфликте между Оно и Сверх-Я, особенно в отношении анально-садистских побуждений. Этот конфликт в дальнейшем усиливается магическим мышлением; многие обсессивные индивиды сознательно или бессознательно верят, что желание означает совершение, а подумать о чем-то значит сделать это. Поэтому обсессивные неврозы удачно именуются также неврозами вины. Сверх-Я жестко обращается против соответсвующих побуждений, аффектов и представлений. Эти конфликты вместе с вырабатываемыми Я защитными механизмами (особенно изоляцией, смещением, интеллектуализацией, реактивными образованиями и аннулированием) приводят к компромиссным образованиям, проявляющимся в неврозах и описанных чертах характера.

См. защита, компромиссные образования, конфликт, ритуал, эдипов комплекс.

Психоаналитические термины и понятия: Словарь/ Под ред. Барнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина/Перев, с англ. А.М. Боковикова, И.Б. Гриншпуна, А. Фильца. — М., 2000.

Другие статьи

  • Образец отпуска по уходу за ребенком до трех лет Как оформить отпуск по уходу за ребенком до 3 лет? Декрет очень ограничен по своей продолжительности. И если малыша не на кого оставить, женщина может взять еще один отпуск, который называется «по уходу за ребенком до достижения трехлетнего возраста». Стоит различать […]
  • Лечение аллергии народными средствами детям Лечение аллергии у детей и взрослых: подходы и методы По данным Российской ассоциации аллергологов и клинических иммунологов, от аллергических заболеваний страдает около 30% людей в мире, а в России по разным оценкам их процент колеблется в пределах от 17,5% до 30% […]
  • Раннее развитие ребенка по системе монтессори Монтессори методика раннего развития Когда мы говорим о раннем развитии, то имеем ввиду помощь ребенку в том, чтобы весь его потенциал был задействован. При этом важно понимать, что «развить» своего ребенка извне – невозможно. Развиваться каждый будет сам, а мы – […]
  • Средства по уходу за зубами у детей Уход за детскими зубами - самые важные правила Первые зубки у ребенка всегда большая радость в семье! Огромная ответственность ложится на родителей – поддерживать зубки малыша в полном порядке. Начинать заботу о зубах необходимо с самого раннего возраста. Очень важно […]
  • Ребенку полтора года нет месячных Восстановление менструального цикла после родов. Ответы на вопросы На вопросы сибмам отвечает Ходырева Жанна, врач акушер-гинеколог высшей категории. Предохранение во время грудного вскармливания Вопрос. (JenaJeny) Я родила чуть больше 6 месяцев назад, менструации […]
  • Стихотворение детям про семью Сборник стихов о семье Также читайте другие стихи о семье на нашем сайте Мы снимаем большое кино. Мы трактуем по-своему роли. То в массовке немое звено, То беремся за главные роли. Мы играем детей и родителей, Где-то в чем-то виновных и правых, Проигравших и […]