Невроз вегетативная дистония

Вегетососудистая дистония (ВСД) — функциональное нарушение нервной системы, характеризуется нарушением общего состояния и самочувствия, проявляется неорганическими сбоями в работе различных органов и систем.

Во многих медицинских изданиях можно встретить другие названия этого заболевания, а именно: вегетативная дисфункция, нейроциркуляторная дистония, невроз сердца, функциональная кардиопатия, психовегетативный синдром, паническая атака, ангионевроз, психовегетативный невроз, вазомоторная дистония и др. Сейчас все чаще встречается термин «вегетативная дисфункция» (ВД) или «вегетососудистая дистония» (ВСД). Существует мнение, что вегетососудистая дистония (ВСД) — это не самостоятельное заболевание, а синдром, т. е. следствие какого-либо нарушения, от простого переутомления до заболеваний, требующих лечения. Поэтому и говорят, что один из самых верных способов лечения дистонии — найти и устранить ее причину. Но все светила медицинского мира единодушны в том, что дистония — это, несомненно, патологическое состояние организма, возникающее из-за нарушений в работе нашей вегетативной нервной системы.

40 различных симптомов ВСД

Да, именно столько различных проявлений может быть при вегетососудистой дистонии. Становится понятно, почему так трудно поставить окончательный диагноз — ведь большая часть этих симптомов характерна и для многих других заболеваний. И очень часто многообразие жалоб, их различная выраженность и стойкость создают впечатление о разных болезнях, которые проявили себя одновременно. Для вегетососудистой дистонии характерно то, что субъективные ощущения значительно превалируют над объективными показателями состояния здоровья.

Конечно, цифра «40» не значит, что каждый человек, у которого наблюдается ВСД, будет испытывать все сорок проявлений этой болезни. В основном их число колеблется от 9 до 26. Проблема для врача состоит в том, что чаще всего пациенты не могут четко рассказать о своих ощущениях. Основные жалобы больного на то, что ему «плохо», «дурно», он чувствует «слабость», «теряет сознание» временами или постоянно в связи с эмоциями, переутомлением, «погодой» или беспричинно. Иногда присоединяются ощущение «дурной», «тяжелой, не своей» головы, онемение, похолодание, покалывание в конечностях.

Но все же можно выделить те симптомы, которые наиболее характерны для ВСД. И еще раз напомню о том, о чем уже говорилось — ни один симптом в отдельности не указывает на вегетососудистую дистонию. О ней можно говорить тогда, когда присутствует одновременно сразу несколько из них и при этом отсутствуют признаки органических нарушений. Так что не пытайтесь самостоятельно определять себе диагноз, поставив галочки напротив тех проявлений, которые наблюдаете у себя.

На основе статистических данных можно ранжировать наиболее распространенные симптомы ВСД в следующем порядке:

• боли в области сердца;

• слабость и быстрая утомляемость;

• невротические расстройства (раздражительность, тревога, беспокойство, снижение настроения);

• дыхательные расстройства (неудовлетворенность вдохом, чувство нехватки воздуха, потребность делать глубокие вдохи);

• похолодание рук, ног, парестезии (онемение, покалывание) конечностей;

• головокружение, потемнение в глазах;

• дрожание рук, чувство внутренней дрожи;

• кардиофобия (страх «остановки» сердца);

• боль в суставах, миалгия, невралгия;

• одышка при быстрой ходьбе;

• отечность лица, век по утрам;

• перебои и замирание сердца;

• ощущение пульсации сосудов шеи, головы;

• ощущение жара в лице, шее;

• субфебрилитет (температура тела от 37 до 37,5 °С без симптомов простуды);

Для того чтобы дистония не стала проклятием всей жизни, научитесь радоваться жизни. И поверьте на слово: еще не придумали ничего лучше консервативных, но надежных рекомендаций.

1. Соблюдение режима дня при ВСД. Cпать нужно не меньше 8-10 часов в день. И чем больше, тем лучше. Крепкий спокойный сон очень способствует нормализации кровяного давления. В спальне не должно быть жарко или душно. Не стоит отдыхать на слишком мягких или жестких матрасах и подушках. Лучше спать на ортопедических матрасах и подушках, способствующих наиболее физиологическому положению тела, головы. Чередуйте умственные и физические нагрузки. Попробуйте уменьшить время просмотра телепередач, работы за компьютером. При отсутствии такой возможности — обязательны профилактические перерывы при работе с компьютером, упражнения для глаз и пр. Возьмите также за правило хотя бы час в день (а лучше все два часа) находиться на свежем воздухе.

2. Занятия спортом в игровом, безнормативном режиме. Никто не призывает вас посвятить свою жизнь спорту. Но такие простые радости, как катание на коньках зимой и на велосипеде летом, плавание, прогулки, аэробика, легкая гимнастика, незаметно для вас прогонят дистонию так далеко, что вы думать забудете, что это такое. Среди тренажеров лучше всего использовать велоэрго-метр, беговую дорожку, степпер, гребной тренажер. Противопоказаны упражнения на тренажерах, где голова оказывается ниже уровня груди и выполняются упражнения вверх ногами (так как велика опасность ухудшения самочувствия и даже обмороков). Занятия восточными единоборствами, силовой гимнастикой, бодибилдингом, аэробикой с высокими прыжками не рекомендуются, так как они оказывают значительную нагрузку на сердечно-сосудистую систему. Следует избегать упражнений с большой амплитудой движения головы и туловища, резко и быстро выполняемых движений. Занимайтесь с удовольствием. Основной критерий — ваше самочувствие. Не забывайте, что вы радуетесь жизни, своему телу, получаете приятные эмоции от усилившегося кровотока и укрепления мышц!

3. Соблюдение определенного рациона в питании. Лишний вес так же, как и гиподинамия — один из значимых факторов риска усиления ВСД-синдрома. Рекомендации по питанию освещаются более подробно в соответствующей главе, а здесь оставим «шпаргалку-напоминание»: ограничитьте потребление поваренной соли, жирных сортов мяса, сладкого, мучного. Увеличить же необходимо поступление в организм калия и магния (гречневая, овсяная каши, соя, фасоль, горох, абрикосы, шиповник, курага, изюм, морковь, баклажаны, лук, салат, петрушка, орехи).

4. Водные и физиопроцедуры: электрофорез, электросон, водные процедуры, солнечные и воздушные ванны — словом, все, что стимулирует нервную систему. Особенно полезны любые закаливающие процедуры, имейте только в виду, что обливания и обтирания нужно начинать крайне аккуратно, чтобы у организма не случилось шока. При всех типах ВД рекомендованы контрастные ванны, веерный и циркулярный души, гидромассаж. Кроме того, при парасимпатикотоническом типе ВД применяются хвойно-солевые и радоновые ванны, а при симпатикотоническом — углекислые, хлоридные и сульфидные.

5. Иглорефлексотерапия и лечебный массаж: при парасимпатикотоническом типе ВД — поверхностный массаж в быстром темпе, растирание, вибрационный массаж. При симпатикотоническом типе — успокаивающий массаж в медленном темпе, разминание воротниковой зоны. При смешанном типе вегетативных расстройств — сочетание данных техник массажа.

6. Фитолечение. При расстройствах по парасимпатикотоническому типу применяются растительные стимуляторы (элеутерококк, женьшень, заманиха, аралия, левзея), различные мочегонные травы и сборы (толокнянка, можжевельник, брусника). При расстройствах по симпатикотоническому и смешанному типам — успокаивающие травы и сборы (валериана, пустырник, шалфей, мята, мелисса, хмель, корень пиона).

7. Психологическая коррекция. Хорошо применять различные методы психологической разгрузки, аутотренинг. Сила воли и тяга к здоровой и полноценной жизни — это один из главнейших факторов заведомой победы над дистонией! Кстати, известно, что дистония тесно связана с типом темперамента. Помогут занятия аутотренингом, знание методов релаксации, а также различные психотренинги.

Доказано, что при своевременно начатом лечении и регулярно проводимой коррекции вегетативных расстройств у 80-90% больных нормализуются сон и аппетит, полностью исчезают или значительно уменьшаются жалобы и проявления дистонии, восстанавливаются адаптационные возможности организма.

Поскольку самолечением заниматься опасно, то в данном разделе мы лишь бегло коснемся тех препаратов, которые применяются при медикаментозном лечении дистонии. Нужно указать, что в сложившейся практике лечение направлено прежде всего на основное заболевание (невроз, патологический климакс и т. д.). Лечащий врач также может применить также патогенетическую терапию (седативные средства; при необходимости холинолитики, блокаторы адренорецепторов) и применение симптоматических средств — гипотензивных, антиаритмических и др.

Иногда назначается курс витаминов и успокаивающих средств (новопассит, глицин, центрум). Во всех случаях упор в первую очередь должен делаться не на подавление симптомов, а на нормализацию режима дня и улучшение образа жизни. При адренергическом кризе показаны бета-адреноблокаторы (например, индерал внутрь), а при выраженном подъеме давления могут быть прописаны также альфа-адреноблокаторы (фентоламин, тропафен). При холинергическом кризе вводят атропин подкожно, а при сопутствующем резком подъеме давления — ганглерон. В отдельных случаях специалист, который будет вас «вести», может счесть нужным назначить антидепрессанты, а также общеукрепляющие средства.

ВСД и беременность

Многие думают, что всд и беременность – страшная смесь, которая обязательно скажется и на здоровье ребенка и на состоянии будущей матери. Мать, у которой диагностирована всд, и ребенок в утробе находятся в группе риска, поскольку течение беременности может усложниться.

Совсем предотвратить или снизить осложнения беременности (в том числе, раннего токсикоза, гестоза и др.) можно, если заранее (до зачатия) пройти глубокое медицинское обследование в стационаре и скорректировать состояние. Ведь всд и беременность могут в принципе сосуществовать, если знать некоторые нюансы. Всд по гипотоническому типу при постоянном пониженном давлении могут стать причиной недостатка кислорода и недостатка полезных веществ у ребенка. Головокружение и частые боли в области головы негативно сказываются на общем состоянии будущей мамы. Такие состояния трудно преодолеть, но возможно, особенно, если обратиться к квалифицированным специалистам, занимающимся именно проблемами вегетососудистой дистонии. Но основными правилами, которым нужно следовать при всд и беременности станут:

• составление режима дня и неуклонное следование ему;

• как можно частые прогулки и несложные физические упражнения, разрешенные при беременности;

• закаливание (только, конечно, по всем правилам);

• легкий массаж воротниковой зоны конкретно и общеукрепляющий;

• применение средств с успокаивающим эффектом (расслабляющая музыка, ароматические ванны, фиточаи);

• ничего не предпринимать самостоятельно. Не назначать себе никаких медикаментозных средств;

• относится к себе доброжелательно и ничего не бояться;

• соблюдать все остальные рекомендации при всд и беременности, которые вам дали доктора.

Любопытно, что женщины, которые не побоялись забеременеть с поставленным диагнозом синдром вегетососудистой дистонии, замечают, что состояние во время вынашивания ребенка и после его рождения заметно улучшалось, а кто-то так и вообще совсем избавился от симптомов всд. Ведь считается, что во время беременности организм (как умная машина) мобилизует все свои способности и начинает сам себя настраивать на работу в правильном режиме. К тому же, как известно, синдром всд появляется и активизируется при нестабильном психологическом состоянии, постоянных стрессовых ситуациях и прочих неприятностях. Так что, если суметь справиться с собой, оградить себя от плохих переживаний или, что еще лучше, превращать их во что-то положительное, то можно улучшить ситуацию с всд и беременностью. Самое главное – это правильно себя настроить, стараться проводить время в умиротворенном и счастливом состоянии. Ведь беременность – это здорово, и то, что такое происходить может только с женщинами прекрасно сказывается в большинстве случаев и на внешнем виде женщины, и на внутренних ощущениях.

Вот что поможет действительно при всд и беременности – это принципы позитивного мышления. Никогда не думать о плохом, всегда – только о хорошем и стараться окружать себя только добрыми людьми и прочими приятностями. Главное, перестать бояться. За себя, за ребенка, за конец света. Нужно учиться расслаблять мышцы, освобождать их от лишнего напряжения. Чтобы побороть всд и страхи, которые становятся следствием приступов и называются панической атакой, нужно постоянно напоминать себе, что ничего на самом деле страшного в ПА нет, их наступление никак не скажется ни на здоровье мамы, ни на здоровье ребенка. Это просто процесс, при котором происходит выброс адреналина, а неприятные ощущения – нормальная (если можно так сказать) реакция на этот выброс. Помните, все будет хорошо!

Вегетососудистая дистония у ребенка

Часто вегетососудистую дистонию называют «болезнью-призраком» – за то, что она может существовать совершенно незаметно. По статистике, от 20 до 45% детей дошкольного возраста имеют такой диагноз. Но это лишь те дети, у кого отдельные проявления были очень заметны и заставили родителей обратиться к врачу, или те, у кого болезнь была выявлена случайно.

Во многих же случаях симптомы особого беспокойства не доставляют, а если и доставляют, то расцениваются как проявления характера или влияние окружающей среды. Ребенок реагирует на изменение температуры, капризничает и плохо спит во время дождя. Или у малыша дрожит подбородок, и он с трудом успокаивается. Или он краснеет и потеет во время активных игр. Или часто болеет простудными заболеваниями, когда начинает ходить в садик.

Смотрите так же:  Депрессия в 40

Все эти и другие проявления (срыгивания в младенчестве, неустойчивый сон, склонность к аллергии, пугливость, низкие способности к адаптации) находят объяснения вполне рациональные: «Я тоже в детстве плохо спал, ему это от меня передалось», «Да, у нас вся семья так на погоду реагирует».

Активные обращения к врачу и лечение часто начинаются в возрасте 6–7 лет, когда очевидной становится повышенная усталость, неспособность долго удерживать внимание, непереносимость учебных нагрузок. Но лечение не всегда бывает удачным.

Второе «прозвище» ВСД – «падчерица медицины». Немного она обособленна, живет сама по себе. Может проявиться в раннем возрасте, а потом перестанет беспокоить, а может так и остаться на всю жизнь. Может поддаться кратковременному лечению, а может требовать все новых методов. А все потому, что важную роль играют и психологические факторы. Условия жизни, обстановка в семье, эмоциональный настрой – все это тоже «лекарства», когда речь идет о нарушении деятельности вегетативной нервной системы.

Если нужно отказаться от чего-то, то лучше сделать это ненавязчиво. К чему покупать пирожные, если врач рекомендовал отказаться от сладкого? Или идти в парк аттракционов, на большинстве из которых ребенку нельзя кататься? Задача взрослых в том, чтобы, соблюдая все предписанные врачами правила, обеспечить ему нормальную, полноценную детскую жизнь.

Снизить нагрузки. Это, пожалуй, самый главный пункт в рекомендациях психологов, потому что чаще выраженные симп-томы ВСД бывают у детей, чья жизнь с раннего детства расписана по минутам. «Какие могут быть занятия иностранным языком для маленьких детей? Наверняка они в виде игры. Значит, это не нагрузка, а развлечение», − рассуждают родители и без сомнений водят ребенка на уроки. Но для трех-, пятилетних детей даже такие игровые занятия – это труд. Особенно если проходят они после садика, где тоже есть учебные часы и есть свои (нам они тоже кажутся игровыми) нагрузки. Даже смена одного коллектива на другой в течение дня для малыша бывает сложной.

Поэтому, как бы вам ни хотелось развить ребенка поскорее, дать ему как можно больше знаний, подготовить к школе, все же возьмите себя в руки. Предложения в этой области сейчас самые заманчивые, но родители, подбирая школы, кружки и секции, должны четко знать ответы на вопросы «Что это дает моему ребенку?», «Что это заберет у моего ребенка?». Помните, что возможности у детей разные, и если дочь ваших знакомых с успехом занимается тремя видами спорта и ходит в школу раннего обучения, то это не значит, что ваш ребенок сможет делать то же самое. Во всяком случае, без усилий и с той же радостью.

Спорт для детей с ВСД полезен. Но лучше, если он будет в игровом, а не в соревновательном режиме. Ситуации состязаний часто сильно переживаются детьми, могут даже уменьшить интерес к самому занятию. Позже, когда ребенок подрастет, он сможет относиться к этому более спокойно и даже найдет в соревнованиях интерес, но для маленьких детей больше подойдет просто физкультура, оздоровительные мероприятия на природе, в бассейне. Стоит также избегать травмоопасных, «агрессивных» видов спорта – бокса, борьбы, хоккея. А вот плавание, лыжи, бег подходят идеально и даже рекомендованы детям с таким диагнозом.

Ограничить нагрузки любого вида следует в начале сентября – если ребенок ходит в садик или уже в школу. Именно в это время у ребенка из-за изменившегося режима, повышения ответственности возникают сбои в работе нервной системы. Тошнота по утрам, головные боли, периодические повышения температуры, бледность, мешки под глазами – проявления так называемого «кризиса 7 сентября».

Организуйте качественный отдых ребенка, чтобы начало нового учебного года в детском саду или школе прошло успешно. Но качественный – не значит насыщенный. Развлекательные мероприятия, общение с друзьями, походы в кафе и кино – такие занятия тоже должны дозироваться. Чем младше ребенок, тем «скромнее» должен быть его досуг. В его расписании обязательно должна быть строка «ничего не делать».

Врачи и психологи старой школы при всех нарушениях нервной системы рекомендовали терапию семейными прогулками. Этим советом можно воспользоваться и сейчас. Вечером, перед сном, родители вместе с ребенком идут гулять. Минут 20−30 они ходят по улицам, никуда не заходя. Родители разговаривают между собой, а ребенок идет между ними, держа обоих за руки (под конец прогулки буквально повисает на них). После этого – умываться и спать. Ну, можно парочку страниц сказки прочитать. Телевизор и компьютер – ни-ни! Между прочим, такие условия и взрослым позволят поправить свое душевное здоровье.

И еще сделайте так, чтобы в семье все было спокойно. Чтобы взрослые любили друг друга и самого ребенка, чтобы всем было хорошо и уютно. Нет, такую рекомендацию дать очень трудно. Она ведь невыполнима. Если по-настоящему гармоничных отношений в семье нет, то вряд ли они возникнут сознательно, потому что «врач велел». А ведь семейные условия – это важный фактор успешного лечения.

Более того, в благополучных с психологической точки зрения семьях даже вероятность возникновения заболевания будет гораздо ниже. Ведь кроме наследственно-конституциональных факторов, травм и патологий в раннем детском возрасте и до рождения (недостаток кислорода у плода во время беременности) есть и психоэмоциональные. Неблагоприятные события, меняющие жизнь семьи к худшему, воспитание в условиях постоянной напряженности, конфликты – все это тоже отражается на работе вегетативной системы. Причем скрытые конфликты бывают не менее опасны – ведь дети очень чувствительны и все равно беспокоятся, если в семье что-то не так.

Например, ситуация в семье на грани развода. Родители, переживая за здоровье ребенка, решают пока подождать – тем более что ссоры, предшествующие решению расстаться, для всех не прошли бесследно. «Поживем пока вместе, ребенок успокоится, придет в норму». Но ребенку в таких условиях вряд ли будет лучше. Ведь добрых, теплых и искренних отношений все равно не появится, и это будет им бессознательно фиксироваться.

Или другая ситуация. Родители уже расстались, но папа хочет участвовать в воспитании. Он каждую неделю приезжает, берет ребенка к себе и возвращает на другой день. Казалось бы, все идеально. Однако часто в таких отношениях есть элемент соперничества, стремление победить в споре «кто лучший родитель», и это тоже накладывает свой отпечаток. Мама после возвращения пытает ребенка, требуя поминутного отчета о проведенном времени (чтобы было чем потом укорить бывшего мужа), папа с пристрастием выясняет, с кем мама проводит вечера. А иногда и бабушки с двух сторон подключаются. В общем, иногда такое «мирное разрешение ситуации» бывает настолько стрессовым для ребенка, что само по себе провоцирует возникновение самых разных расстройств.

«Каждую пятницу утром у Юрика температура. И так уже несколько месяцев. Мы и к врачам, и к психологам ходили. «Это реакция на негативные события, тревожное ожидание», − сказали нам после обследования. Конечно, тревожное. Ведь по пятницам его забирает папа. Его новая жена настойчиво налаживает контакт между своими детьми и нашими, и Юрик в этой компании самый младший. Не могу сказать, что его там обижают, но чувствует он себя там не очень уютно. Возвращается то с тошнотой, то с головной болью. Я бы и вообще его не отдавала, но что они там подумают? Решат, что я просто из ревности…»

Конечно, создать идеальные условия невозможно. Да, в принципе, они и не должны быть такими – небольшой уровень стресса даже укрепляет душевное и физическое здоровье. Однако исключить особо травмирующие ситуации все же стоит. Имейте в виду: дети привыкают к любому положению дел (разводу родителей, проживанию с бабушкой, переездам), если рядом есть хотя бы один человек, который обес-печивает чувство уверенности и любовь. Даже неполная и материально не вполне благополучная семья может быть гармоничной, если этот единственный родитель адекватно относится к потребностям ребенка, может дать чувство защищенности и окружить теплом.

Что вы сказали ребенку, когда вышли от врача? Что говорите о его заболевании сейчас? Это тоже важно. Так формируется внутренняя картина болезни – то есть то, как сам человек представляет свое заболевание. А от нее, в свою очередь, во многом зависит и успех выздоровления.

«Все свое детство я была уверена, что тяжело больна. Мне нельзя было быстро бегать, есть мороженое и находиться на сквозняке. Нельзя было долго смотреть телевизор, кувыркаться через голову и даже плакать. «Прекрати, сейчас тебе станет еще хуже», − говорила бабушка, вытирая мне слезы. Когда я играла на улице, бабушка всегда предупреждала детей, чтобы не бросали в меня песком и не толкали: «Олечка у нас болеет, будьте с ней осторожнее». Даже странно, что со мной вообще играли дети».

Такое сверхзаботливое отношение может привести к психологической инвалидизации. Ребенок в подобной ситуации может надолго усвоить, что он не такой, как все, что его жизнь должна быть полна ограничений и что к нему самому все должны относиться так же бережно и трепетно. В дальнейшем это может осложнить не только профессиональную, но и личную жизнь. Угрозы, мрачные предостережения – тоже не лучший вариант поведения. Это напугает, внушит тревогу за свое состояние.

Зачастую отсюда начинается прямой путь к неврозу. Обвинять в заболевании, внушать чувство долга («Сколько на тебя времени трачу, постоянно по врачам бегаем») – совсем уж недопустимый прием. К тому же чувство вины в раннем детстве потом нередко сменяется агрессией, а совсем не благодарностью. Вообще, чем меньше вы будете говорить о заболевании, чем меньше его обсуждать при ребенке, тем лучше. Это, конечно, не значит, что он не должен знать о проблемах вообще.

Но, обсуждая их, не стоит заострять внимание на ограничениях, о необходимости принимать лекарства и проч. Не стоит говорить: «Как это ужасно», «Надо же, как случилось» и «Что же теперь делать?». Отношение к болезни должно быть спокойным и рациональным. Да, такое бывает. Все люди когда-нибудь чем-нибудь болеют, и им нужно ходить к врачу, но это не значит, что они при этом лишены чего-то в жизни. Есть много занятий, которые доступны и так же интересны, как и те, что пока не рекомендованы. Эта мысль поможет оптимистичнее смотреть на свое состояние и сейчас и сослужит хорошую службу при необходимости потом, во взрослом возрасте.

Вегетососудистая+дистония

1 вегетососудистая дистония

См. также в других словарях:

Вегетососудистая дистония — Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения … Википедия

Дистония вегетативно-сосудистая — Вегетососудистая дистония (ВСД) (синонимы: нейроциркуляторная дистония, невроз сердца, неврастения, психовегетативный синдром, вегетоневроз, кардионевроз) полиэтиологический синдром, характеризующийся дисфункцией вегетативной (автономной) нервной … Википедия

Вегето-сосудистая дистония — Вегетососудистая дистония (ВСД) (синонимы: нейроциркуляторная дистония, невроз сердца, неврастения, психовегетативный синдром, вегетоневроз, кардионевроз) полиэтиологический синдром, характеризующийся дисфункцией вегетативной (автономной) нервной … Википедия

Вегетативная дистония — Вегетососудистая дистония (ВСД) (синонимы: нейроциркуляторная дистония, невроз сердца, неврастения, психовегетативный синдром, вегетоневроз, кардионевроз) полиэтиологический синдром, характеризующийся дисфункцией вегетативной (автономной) нервной … Википедия

Вегетативно-сосудистая дистония — Вегетососудистая дистония (ВСД) (синонимы: нейроциркуляторная дистония, невроз сердца, неврастения, психовегетативный синдром, вегетоневроз, кардионевроз) полиэтиологический синдром, характеризующийся дисфункцией вегетативной (автономной) нервной … Википедия

Вегето-сосудистая дистония (ВСД) — Вегетососудистая дистония (ВСД) (синонимы: нейроциркуляторная дистония, невроз сердца, неврастения, психовегетативный синдром, вегетоневроз, кардионевроз) полиэтиологический синдром, характеризующийся дисфункцией вегетативной (автономной) нервной … Википедия

ВСД — Вегетососудистая дистония (ВСД) (синонимы: нейроциркуляторная дистония, невроз сердца, неврастения, психовегетативный синдром, вегетоневроз, кардионевроз) полиэтиологический синдром, характеризующийся дисфункцией вегетативной (автономной) нервной … Википедия

Смотрите так же:  Три фаза стресса

Невроз — Неврозы МКБ 10 F40 48 Невроз (новолат. neurosis, происходит от др. греч. νεῦρον нерв; синонимы психоневроз, невротическое расстройство) в клинике: собиратель … Википедия

Санато́рно-куро́ртный отбо́р — совокупность медицинских мероприятий, проводимых в целях определения показаний или противопоказаний к курортному лечению, а также места, медицинского профиля санатория, длительности и сезона санаторно курортного лечения. Цель С. к. о. улучшение… … Медицинская энциклопедия

Вегетати́вно-сосу́дистая дистони́я — греч. dys + tonos напряжение: синоним: вегетативная дисфункция, вегетативно сосудистая дисфункция) условный термин, объединяющий разнообразные по происхождению и проявлениям нарушения вегетативных функций организма, обусловленные расстройством их … Медицинская энциклопедия

Беременность — I Беременность Беременность (graviditas) физиологический процесс развития в женском организме оплодотворенной яйцеклетки, в результате которого формируется плод, способный к внеутробному существованию. Возможно одновременное развитие двух и более … Медицинская энциклопедия

Взаимосвязь вегетативной дистонии и дисплазии соединительной ткани

Рубрика: 6. Клиническая медицина

Дата публикации: 16.11.2013

Статья просмотрена: 1716 раз

Библиографическое описание:

Белова Р. В., Блохина Т. А., Сергачева А., Мижуев Ю. Взаимосвязь вегетативной дистонии и дисплазии соединительной ткани [Текст] // Медицина: вызовы сегодняшнего дня: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2013 г.). — М.: Буки-Веди, 2013. — С. 16-21. — URL https://moluch.ru/conf/med/archive/118/4530/ (дата обращения: 27.02.2019).

Вегетативные расстройства относятся к наиболее распространенным неинфекционным патологическим состояниям у детей и подростков. Несмотря на более чем 100-летнюю историю изучения вегетативных нарушений, до настоящего времени в литературе нет четкого представления об этой проблеме, дискутируются вопросы терминологии, патогенеза, классификации, диагностики и лечения вегетативных расстройств, не определено их место в ряду патологических состояний. Для обозначения вегетативных расстройств использовалось и в настоящее время используется большое количество различных терминов. Вот лишь некоторые из них: «невроз сердца», «вегетативный невроз», «нейроциркуляторная дистония», «вегетососудистая дистония», «вегетативная дистония», «вегетативная дисфункция», Что это: или пограничное состояние, или синдром, предболезнь или болезнь?

Все органы и системы организма находятся под регулирующим воздействием нервной системы и ее вегетативного отдела. Автономность функций вегетативного отдела нервной системы относительна, так как ее деятельность тесно связана с корковыми структурами головного мозга.

Вегетативная нервная система имеет центральный и периферические отделы. Центральный отдел расположен в коре головного мозга. В регуляции вегетативных функций большая роль принадлежит лобным и височным долям головного мозга. Они оказывают координирующее и контролирующее влияние на деятельность вегетативной нервной системы через подбугровую область. Гипоталамус имеет три группы ядер: переднюю, среднюю и заднюю. Каждая группа ядер осуществляет регуляцию той или иной функции. Так, передняя группа ядер осуществляет регуляцию парасимпатического отдела, задняя — симпатического отдела нервной системы. Гипоталамус принимает участие в регуляции всех видов обмена веществ, эндокринных функций, половой сферы, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, деятельности желудочно-кишечного тракта, температуры тела, сна и бодрствования и т. д. Особое место в регуляции вегетативных функций принадлежит лимбической системе. Она принимает участие регуляции сна и бодрствования, в формировании мотивации и многоплановых вегетативно-висцеральных и поведенческих реакций.

Сегментарныеструктурывегетативной нервной системы заложены в спинном мозге и в стволе головного мозга.

Надсегментарные вегетативные структуры представлены лимбико-ретикулярным комплексом и гипоталамостволовыми образованиями головного мозга.

Симпатический отдел вегетативной нервной системы регулирует преимущественно адаптационно-трофические процессы в ситуациях, требующих напряженной психической и физической деятельности.

Симпатический отдел расширяет зрачок, вызывает отделение малообильной густой слюны, учащает сердечные сокращения, повышает артериальное давление, расширят бронхи, ослабляет перистальтику кишечника, суживает периферические сосуды (эффект «гусиной кожи). При стрессах, наряду с высокой активностью симпатического отдела нервной системы, повышается активность гипофиза и надпочечников, активизируются процессы обмена, происходит мобилизация энергетических ресурсов, сдвиги гомеостаза, мобилизация сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Все это направлено на адаптацию организма. Расстройство вегетативного обеспечения нарушает адаптацию ребенка.

Симпатический отдел вегетативной нервной системы представлен в спинном мозге боковыми рогами на уровне 8-го шейного — 3-го поясничного сегментов. От них идут волокна, заканчивающиеся в так называемом пограничном симпатическом стволе, который имеет 20–25 узлов расположенных на передней поверхности позвоночника. От вегетативных нервных сплетений вегетативные волокна идут к внутренним органам, сосудам, железам внутренней и внешней секреции, вегетативные волокна проходят к мышцам и коже.

Парасимпатический отдел вегетативной нервной системы проявляет свою функцию вне периода напряженной активности организма, преимущественно в период «отдыха», и регулирует анаболические процессы, инсулярный аппарат, функции пищеварения, опорожнения полых органов, способствует поддержанию постоянства гомеостаза.

Парасимпатический отдел суживает зрачок, вызывает усиление выделения жидкой слюны, уряжает сердечные сокращения и понижает артериальное давление, сужает бронхи, усиливает перистальтику кишечника и вызывает его спазмы, расширяет периферические кровеносные сосуды, вызывает покраснение кожи.

Парасимпатический отдел вегетативной нервной системы имеет следующие образования: система ядер черепных нервов, секреторные ядра для слюнных желез, висцеральные ядра блуждающего нерва, крестцовый отдел спинного мозга, иннервирующий мочевой пузырь, прямую кишку и половые органы.

Функционирование симпатического и парасимпатического отделов нервной системы происходит в тесном взаимодействии. Принято считать, что в основе вегетативной дистонии лежит усиление активности одного отдела за счет подавления другого. «Принцип весов» отражает правило двойной иннервации, при которой симпатическая и парасимпатическая системы оказывают противоположное влияние на рабочий орган (на сосудистый тонус, сердечный ритм, просвет бронхов, перистальтику, секрецию). Однако, вфизиологических условиях усиление воздействия одного из отделов вегетативной нервной системы приводит к компенсаторному напряжению в регуляторных механизмах другого, что переводит систему на новый уровень функционирования, восстанавливая соответствующие гомеостатические параметры. Важную роль в этих процессах играют как надсегментарные образования, так и сегментарные структуры вегетативной нервной системы.

В состояния перенапряжения, срыва адаптации нарушается регуляторная функция и, соответственно, усиление активности одного отдела не приводит к соответствующим изменениям другого, что клинически проявляется симптомами вегетативной дистонии.

Вегетативная дистония — состояние, определяемое нарушениями вегетативной регуляции сердца, сосудов, внутренних органов, желез внутренней секреции, связанное с первичными или вторичными отклонениями в структуре и функциями центральной и периферической нервной системы.

Причины вегетативной дистонии у детей и подростков.

1. Органическое поражение нервной системы.

Резидуальные перинатальные изменения ЦНС — это наиболее частая причина вегетативной дистонии. Вследствие перинатальной патологии при УЗИ обнаруживаются мелкие кисты, разрастание глии.

Это может быть невроз астенический (после болезни, чрезмерной физической или умственной нагрузки) или в виде невроза навязчивых состояний (навязчивые мысли, страхи, движения).

3. Психоэмоциональные особенности личности ребенка или психоэмоциональное напряжение (гиперопека, конфликты, пациенты с вегетативной дистонией чаще всего неуверенные в себе люди, тревожные, беспокойные, слабохарактерные и непоследовательные в своих действиях).

4. Гормональный дисбаланс (пре и пубертатный период, врожденные и приобретенные заболевания желез внутренней секреции).

5. Острые и хронические инфекционные и соматические заболевания, наличие хронических очагов инфекций.

6. Вредные привычки у подростков.

7. Другие причины: ювенильный остеохондроз, избыточная масса тела, неблагоприятные метеорологические условия.

8. Конституциональные особенности.

Это, прежде всего дети с нервно-артритическим типом конституции, что нередко сочетается с синдромом дисплазии соединительной ткани.

Вот это сочетание вегетативной дистонии с дисплазией соединительной ткани явилось предметом исследования в нашей работе.

Термин «дисплазия соединительной ткани» (ДСТ) объединяет группу заболеваний, в основе которых лежит наследственная коллагенопатия. Распространенность среди населения малых недифференцированных форм достигает 68 %. Вероятно, на данном этапе учитывая отсутствие специфических и не только лабораторных, биохимических и морфологических, но и иммуногистохимических критериев можно говорить только в контексте клинических проявлений ДСТ.

Ведущими клиническими проявлениями ДСТ являются искривления позвоночника, гипотония, плоскостопие, миопия, астигматизм, ПМК (пролапс митрального клапана) и т. д.

1. Малые фенотипические признаки ДСТ: нарушение рефракции, мышечная гипотония, уплощенный свод стопы, склонность к легкому образованию синяков, нарушение сердечного ритма, вегетадистония.

2. Большие фенотипические признаки ДСТ: сколиоз, кифоз, плоскостопие, склонность к аллергическим реакциям и простудным заболеваниям, ПМК.

Подобные проявления могут быть результатом патологии эмбриогенеза. Являются ли недифференцированные ДСТ наследственной патологией или отражением патологии эмбриогенеза — это вопрос будущего.

Цель наших исследований — определение возможных этиологических и патогенетических механизмов вегетативной дистонии.

Результаты и обсуждения.

По разработанной анкете проведен клинический разбор 100 историй болезни детей с клиническим диагнозом вегетативная дистония на базе детских отделений 6-ой городской больницы и 3-ей детской больницы города Твери. Истории были разделены на IV группы с учетом сопутствующего диагноза.

I группа — 18 детей с диагнозом вегетативная дистония на фоне метаболических нарушений (ожирение, сахарный диабет, дисметаболическая нефропатия).

II группа — 27 детей с диагнозом вегетативная дистония на фоне внутричерепной гипертензии, в анамнезе которых было указание на перенесенные в прошлом менингита, черепно-мозговые травмы, родовые травмы, судороги, гидроцефалию, энурез, т. е. имелись проявления органической церебральной недостаточности.

III группа — 27 детей с диагнозом вегетативная дистония на фоне нарушений опорно-двигательного аппарата: это кифосколиоз, грудопоясничный сколиоз, S-образный сколиоз, сколиоз с ювенильным остеохондрозом.

IV группа — 28 детей с диагнозом вегетативная дистония на фоне пролапса митрального клапана и кардиалгии.

У детей всех групп преобладали жалобы на головную боль, головокружения, общую слабость, быстрою утомляемость, ухудшение памяти, расстройство сна, повышенную потливость, эмоциональную неустойчивость, страхи, кардиалгии, синкопальные состояния. Выявлена значительная отягощенность перинатального периода — это патология беременности, родов и очень частая натальная травма шейного отдела позвоночника.

В равной мере во всех группах были выявлены изменения и в неврологическом статусе — со стороны черепно-мозговых нервов легкая ассиметрия носогубных складок, слабость конвергенции, снижение корнеальных рефлексов, положительный симптом Бурденко, горизонтальный нистагм, а так же оживление сухожильных рефлексов, мышечная гипотония, особенно часто, в руках, дистальный гипергидроз, красный стойкий дермографизм, мраморность кожи.

Вегетососудистая дистония | ВСД | ПА | Невроз

Описание: Устали ходить от врача до врача в поисках проблемы и установления диагноза?
Вас мучают:
Головокружения, шаткость, головные боли, страх смерти, панические атаки, вегетативные расстройства(ВСД),шум в ушах и голове, артериальная гипертония, депрессия, дереализация и другие.. Показать полностью…
Все это может свидетельствовать об обратимом нарушении кровообращения в головном мозге.

Здесь Вы сможете:
делиться проблемами,обмениваться опытом, консультироваться, задавать вопросы
И самое главное — узнать решение, как избавиться различными способами от мучительного недуга.

Вегетативная дистония: между прошлым и будущим

На нервной почве. Вегетативная дистония: между прошлым и будущим

Синдром вегетативной дистонии – причины, симптоматика, лечение.

Галина Дюкова

Д.м.н., врач — невролог, профессор кафедры нервных болезней Института профессионального образования Первого МГМУ им. И. М. Сеченова

Павел Бранд

К.м.н., врач — невролог, медицинский директор сети клиник «Семейная»

Медиадоктор: У нас сегодня сложная и неоднозначная тема. Все мы знаем такие диагнозы: синдром вегетативной дистонии, нейроциркуляторная дистония, функциональные неврозы, функциональные расстройства, расстройства автономной нервной системы. Это разные болезни, или это одно и то же?

Чтобы ввести вас в курс дела, я хочу рассказать, что такое вегетативная нервная система. Мы можем поднять руку, но нам трудно поднять себе артериальное давление. Это непроизвольная функция, и она не подчиняется нашему контролю. Это очень важно, потому что расстройства, которые возникают в вегетативной нервной системе – непроизвольны, и человеком не осознаются.

Вегетативная дистония – это нарушение функции вегетативной (или, как ее называют в мире, автономной) нервной системы.

Однако сегодня принято говорить о другом – о том, что эти нарушения связаны с психологическими факторами, с нарушением регуляции или со стрессовыми событиями.

В 60-е годы германские врачи Делиус и Фаленберг установили, что вегетативные симптомы встречаются очень часто. При этом они всегда сочетаются с какими-либо психологическими расстройствами, дисфункциями, а не с психическими болезнями. Они придумали термин «психо-вегетативный синдром». Этот термин не прижился у нас, в итоге оставили термин «вегетативная дистония». Таким образом, «вегетативная дистония» — термин, употребляемый на постсоветском пространстве.

На Западе вышли из положения – пишут по синдромам. Например, головные боли, напряжение – это вегетативная дистония. Гипервентиляция – это тоже вегетативная дистония. Синдром хронической усталости – то же самое.

Есть реальные поражения вегетативной нервной системы ортостатическая гипотензия (падение артериального давления при резкой перемене положения тела, например, при вставании). А есть нарушения, которые «потрогать» нельзя. У человека возникают эпизоды сердцебиения, чувство нехватки воздуха, головокружения, но при этом нет неврологических симптомов. Как в этой ситуации понять, где реальное поражение вегетативных волокон, а где просто психологический дискомфорт? Как ставить диагноз?

Смотрите так же:  Борьба со стрессами методы йога

Во-первых, должны исключаться те органические причины, которые приводят к симптому, причем исключаться они должны на самом современном уровне. Например, есть эпилептические приступы, которые абсолютно копируют панические атаки (приступы тяжелой, необъяснимой тревоги), и мы делаем длительный видеомониторинг энцефалограммы для того, чтобы доказать, что этот приступ является эпилептическим, а не психогенным или функциональным.

Второй критерий мы называем негативным, то есть нет ничего, что может объяснить недомогание, но больной ходит по врачам, ему плохо, он болеет. Тогда мы говорим, что у него имеется стрессирующий симптом.

А дальше мы уже ищем причину возникновения этого симптома, на какие факторы он реагирует, какая предрасположенность, что это за личность, что было в детстве, как он себя ведёт и что думает об этом.

Что обычно испытывает пациент в такой ситуации? Какие могут быть симптомы? Есть ли типичный портрет пациента?

Симптомы могут быть разные. Например, пациент говорит: «У меня гипертония». В этом случае мы спрашиваем – когда повышается давление, чем сопровождается? Как сердце себя ведет? Как дышите?

Больной реагирует на то, что для него значимо из прошлого опыта. И постепенно выясняется, в момент какой реакции он задыхается, появляется ознобоподобный гиперкинез, возникают предобморочные состояния. И мы понимаем, что это — паническая атака, одно из проявлений вегетативной дистонии.

Следующее, что необходимо выяснить – а что между приступами? Например, оказывается, что, когда больной идет на работу, у него все время кружится голова, он не может зайти в метро, потому что сразу наступает одышка. То есть, мы обнаружили проявление симптомов и вне приступа.

Затем мы выясняем, что больной, оказывается, уже давно не ходит в метро, и вообще не выходит из дома. Становится понятно, что в связи с этим стрессирующим симптомом у него нарушилось поведение, он становится социально неадекватным, у него наступает так называемая социальная деморализация. Это приводит к вторичной депрессии. Симптом уже привел к тому, что человек постоянно в тревоге ожидает, что у него нарушится поведение. Это позволяет нам поставить диагноз.

Есть целый список симптомов, которые вызывают функциональные симптомы – это и хроническая утомляемость, и головная боль, боли в области сердца, учащенное дыхание и другие. Такие симптомы, как правило, присутствуют у больного в разных комбинациях в разное время жизни.

Многие врачи задают наводящие вопросы, которые позволяют выявить, психогенное это расстройство или чисто неврологическое. Насколько это работает в отношении симптомов, таких, как чувство нехватки воздуха, сердцебиение?

Работает великолепно. Из тринадцати функциональных симптомов только часть — болевые. Остальные – это температура, головокружение, одышка, утомляемость. Но, напомню, первое — это исключение органических причин, потому что приступы при болезнях органов и расстройствах вегетативной нервной системы очень часто похожи. Например, паническая атака может быть вызвана поражением щитовидной железы, или некоторыми опухолями, так что тут первая настороженность: не пропустить.

Такие пациенты могут испытывать проблемы в социальной среде. Кто же должен заниматься лечением — невролог, психиатр, психотерапевт?

Нужна команда из разных специалистов. Во всем мире эта проблема очень актуальна, потому что человек лечится у гастроэнтеролога, а ему нужна и психотерапия, и лекарства, которые обычно выписывает психиатр. Поэтому сегодня есть большие образовательные программы и для врачей общей практики, и для клинических психологов, потому что лечит таких больных, а также собирает команду специалистов тот врач, к которому больной пришел с жалобами.

Как больному разъяснить, что вегетативная дистония – это действительно его диагноз? Есть ли какие-то тесты, исследования?

Есть много метафор для того, чтобы объяснить больному, что с ним происходит. Мне очень нравится одна из них: «Железо» у вас нормальное, а программа сбилась». Казалось бы, на компьютерном сленге, но доступно для понимания – программа сбилась, её надо восстановить.

И следующий вопрос – как объяснить больному, что он действительно болен? Есть такие тесты, которые позволяют нам выявить это. Например, дыхание. Если у здорового человека вдох в 2 раза короче, чем выдох, то у больного с вегетативной дистонией вдох в 2 раза длиннее, он накачивает в себя кислород, возникает недостаток углекислого газа, начинаются изменения в мозге. Поэтому больной чувствует головокружение, ощущение нереальности и так далее. И этот фиксированный паттерн остается и в ночном сне. Также мы выявляем нарушения, наблюдая за мышцами ног больного, которые постоянно напряжены, настроены на падение, что дает ощущение неустойчивости мира. Это можно измерить при помощи стабилографа. В этом плане и лечение направлено на «восстановление программы», то есть, мы больного вновь учим ходить, не бояться ситуаций, которые называют агорафобическими (поездки на транспорте, в лифте, нахождение в одиночестве, в незнакомых, или, наоборот, в каких-то конкретных местах).

Насколько верен термин «вегетативная дистония»? Вегетативная нервная система регулирует дыхание, потоотделение, сердцебиение, тонус сосудов. У первобытного человека она служила определенной цели – защищала в момент опасности. Когда человека что-то пугает, у него возникает целый каскад реакций, которые приводят к мобилизации организма. Со временем, когда человек перестал нуждаться в этой защите, возникли другие опасности, но не прямые угрозы жизни. Может быть правильнее называть не дистония, а дисфункция?

Проблема терминологии — очень трудная и актуальная. Последней международной классификацией, которая выйдет в 2017 году, предложен термин «боди-стресс симптомы», то есть симптомы телесного стресса. Вы правы, чтобы понять вегетативную дистонию, надо обратиться к древнему человеку. Действительно, у нас в мозге остались эти комплексные защитные реакции от нападения. Однако, теперь эти механизмы включаются не тогда, когда есть реальная опасность, а когда мы её предполагаем, воображаем. Реакция пошла, например, на то, что впереди «маячит» развод, или сокращение на работе, и дальше этот симптом начинает вызывать телесные проявления, а затем начинается избегание ситуаций, которые могут спровоцировать: «Я не пойду в магазин, потому что там все мелькает перед глазами, поэтому у меня начинается головокружение». Именно эти реакции, которые остались у нас в мозге, и вызывают у нас симптомы, а дальше идет реакция на этот симптом.

Надо ли в такой ситуации идти к психотерапевту, и что является основным в лечении? Требуется ли прием, например, антидепрессантов?

Первое, что нужно сделать, – это погасить симптом. Это — специальные технологии для отвлечения внимания, для переучивания, которыми владеют психотерапевты. Кроме того, психотерапевт обучает человека не реагировать таким стрессогенным или неадекватным способом. Если тревога или депрессия очень выражены, если заболевание течет долго, могут быть назначены антидепрессанты. Международная рекомендация – лечебная гимнастика, психотерапия и антидепрессанты. Это успешная базовая схема лечения больных с, так называемой, вегетативной дистонией.

Насколько распространена проблема? Кто больше болеет?

Это от 20% до 40% приёма любого врача. По возрасту обычно это бывает где-то на третьем десятке. Болеют все. Одни болеют длительно, другие – эпизодически. Однако считается, что болеют люди, которые очень внимательны к собственному организму, тревожные, склонные к депрессиям, склонные к интроверсии, которые трудно общаются, социально некоммуникабельные. Они болеют чаще. Хочу отметить очень важную вещь. Иногда, когда органическое заболевание, например, бронхиальная астма, вылечено, вдруг появляются подобные симптомы. Это происходит оттого, что перенесенный страх заболевания, контакт с врачами оставляют след, и начинаются функциональные дисфункции. Это наблюдается очень часто.

Откуда берется эта болезнь? Из какого-то прошлого стресса, или стресс – это и есть пусковой механизм?

Стресс может быть пусковым, а берется болезнь из генетики. Как правило, если спрашиваешь пациента про семью, то обязательно кто-то этим страдал, и обязательно, к сожалению, кто-то страдал алкоголизмом. Это один из первых вопросов, который я задаю своим пациентам. Есть очень большая связь между этим состоянием расстройства, дисфункции вегетативной нервной системы и алкоголизмом.

Может ли больной справиться с болезнью сам?

Если расстройство началось недавно, если ситуация, которая его вызвала, разрешилась благополучно, или если человек позволил себе поменять обстановку, поехать отдыхать, то, вполне возможно, расстройство уйдет. Например: в школе у мальчика — температура, у него болит голова, астения. Уезжает к бабушке – проходит всякая температура. Что это? Это – реакция на детские стрессы, потому что в школе проблемы, дома родители ругаются, а у бабушки хорошо.

Тут очень важна ситуация. Уже во взрослом состоянии, когда у него возникнет стрессовая ситуация, связанная, например, с разводом, переездом в другую страну, может опять появиться температура, головная боль и слабость, симптоматика у него будет примерно такая, как в детстве, и это будет в значительной степени зависеть от генетики.

Несмотря на то, что медицина развивается, какие-то вещи нам все еще остаются непонятными. Мы не можем зачастую объективно сказать,это психиатрия или это неврология.

Есть рекомендации, в каком случае надо показать пациента психиатру. Если у больного кружится голова и при этом он считает, что это делает кто-то, то, конечно, его нужно отправить к психиатру. Но если у него кружится голова, и при этом он избегает каких-то ситуаций, то это – типичное развитие агорафобии. В этом случае совершенно необязательно его посылать к психиатру, его может лечить и невролог, и врач, специально обученный этой проблематике.

И все-таки, боязни, фобии – это психиатры или неврологи?

Это как бы на границе, и поэтому часто и называется «пограничные расстройства». Мы говорим «агорафобия», а человек боится настолько, что 20 раз на день измеряет давление. Это фобия? Да. Кто должен ее лечить? Конечно психиатр.

Или, например, человек приходит с давлением к кардиологу. А уже кардиолог должен правильно задавать вопросы.

Во-первых, выявить наличие стрессирующего фактора, который вызывает симптомы болезни.

Во-вторых, исключить органическую причину, какую-то болезнь, которая может вызвать похожие симптомы.

И в-третьих, задать три вопроса: «что вы об этом думаете?» (почему вы этого боитесь?), «что в этот момент чувствуете?» (потому что больные в этот момент говорят, что ничего не чувствуют, только сердце бьется; здесь на самом деле первичен страх, а сердце бьется от страха), и «что вы делаете?».

Если врач обучен такому подходу, то поставить правильный диагноз вполне реально. А дальше нужно отправить пациента к специалисту.

Другие статьи

  • Психическое расстройство сталина Психопатология власти Нарциссизм Сталина и режима Психические отклонения злодеев и тиранов — ​ликвидная тема. Психопатология власти сама страдает культом личности — ​персонализацией расстройств, свойственных также массам, социальным сборкам, режимам в целом. Сталин […]
  • Голод при стрессе Стресс и еще 9 причин постоянного чувства голода Голод — коварное чувство. Иногда он появляется, когда совсем не ждешь. Но что делать, если вам хочется есть постоянно? Такое действительно случается, но связано это не с тем, что ваш организм молодой и […]
  • Как общаться с новорожденным ребенком Как разговаривать с младенцами В любом случае — не менее внимательно, искренне и честно, чем со взрослыми, ведь маленькому ребенку это помогает внутренне развиваться и расти. Но как найти верные слова для разговора с новорожденным? Рассказывают наши эксперты. «Через […]
  • Доронова тН развитие детей Доронова Т.Н. Театрализованная деятельность как средство развития детей 4–6 лет Объем: 160 страниц Формат: 60х90 мм ISBN 978-5-904810-30-6 Стандарт упаковки: 40экз. Год издания: 2014 Цель пособия – помочь воспитателям дошкольных образовательных учреждений в […]
  • Анорексия жертвы Жертвы анорексии: звезды, которые сильно похудели (фото) Лили Коллинз: анорексия «До костей» В 2017 году в прокат вышел фильм «До костей», в котором Лили Коллинз сыграла страдающую от анорексии девушку. Оказалось, что тема близка актрисе не понаслышке. В подростковом […]
  • Психоз симптомы виды Психоз: все про заболевание С развитием классификации психических расстройств тяжелые формы заболеваний стали называть психозом – расстройством ума, подчеркивая отличие от невроза – расстройства нервной системы. Что такое психоз более конкретно, помогает понять его […]