Неврозоподобной форме заикания

Комплексный метод коррекции неврозоподобной формы заикания

Разделы: Логопедия

Проблема заикания является наиболее актуальной на сегодняшний день в области логопедии. Во всем мире признается, что заикание считается сложным как в теоретическом, так и в практическом аспектах.

В данной работе рассматривается заикание как проявление одной из его клинической формы – неврозоподобной. В этом случае следует считать, что это физиологическое нарушение просодической стороны речи с преимущественным поражением ее коммуникативной функции, обусловленное внешне выраженными судорогами мышц речевого аппарата, характеризующееся периодичностью течения.

Неврозоподобное заикание возникает в период становления речи в 3-4 года, его причиной является поражение головного мозга. Органическая симптоматика может являться предрасполагающей и производящей причиной данной формы заикания. При этом производящей может служить психическая травма, обусловленная социальными факторами, наслаивающимися на индивидуальные, возрастные особенности ребенка (особенности деятельности мозга). В исследованиях Н. А. Власовой, К. П. Беккер, М. И. Буянова, Н. А. Рычковой, определена симптоматика неврозоподобного заикания (Приложение 1).

В связи с этим для планирования логопедической и лечебной работы с заикающимися детьми необходимо обследование с учетом всей симптоматики этого сложного речевого нарушения.

Необходимость лечения заикания у детей дошкольного возраста была научно обоснована в 1930 году психиатром, профессором В. А. Гиляровским. Наиболее эффективным методом лечения заикания является комплексный метод, разработанный в 1930 году в клинике В. А. Гиляровского логопедами совместно с детскими психиатрами.

Комплексный подход к преодолению заикания представляет собой лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизического состояния заикающегося разными средствами и усилиями разных специалистов.

Цель его – устранение или ослабление речевых судорог и сопутствующих расстройств голоса, дыхания, моторики и речи; оздоровление и укрепление нервной системы и всего организма в целом; избавление ребенка от неправильного отношения к своему речевому дефекту, от психологических наслоений, перевоспитание его личности и поведения, социальная реадаптация и адаптация заикающегося.

Комплексный подход предполагает два направления: лечебно-оздоровительное и коррекционно-педагогическое (логопедическое). Коррекционно-педагогическое направление включает педагогическую и коррекционную работу.

Педагогическая предполагает взаимодействие с родителями. Необходимы консультации, на которых объясняется значение здорового семейного микроклимата для успешной коррекции.

В случаях неврозоподобного заикания необходимо стремиться вызвать желание преодолеть речевое нарушение.

Система коррекции включает:

  • психотерапию
  • работу над интонационной выразительностью речи
  • развитие психических функций, участвующих в формировании интеллекта и речи
  • коррекцию звукопроизношения
  • формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи
  • профилактику дисграфии и дислексии, если данные дефекты имеют место
  • развитие общей и мелкой моторики.

Рассмотрим подробнее каждую составляющую коррекционного процесса.

С заикающимися дошкольниками используется суггестивная психотерапия, основанная на внушении. При неврозоподобном заикании нет страха речи, следовательно, этот вид психотерапии не применяется. Но он может иметь место в случае осложнения невротическими реакциями и логофобиями. Часто при неврозоподобной форме заикания встречается тахилалия. Тогда для упорядочения темпа речи рекомендуется использовать разъяснительную психотерапию.

Следующий вид психотерапии, который необходим при работе с заикающимися дошкольниками – тренировочная психотерапия. Она включает аутогенную тренировку и функциональную тренировку.

Аутогенная тренировка представляет собой метод самовнушения. Однако он применяется как гетеротренинг, проводимый логопедом. Цель которого заключается в расслаблении и закреплении ощущения расслабленности и спокойствия.

Обучение проводится в определенной последовательности:

  1. Мышечная релаксация по контрасту с напряжением.
  2. Мышечная релаксация по представлению. Внушение состояния покоя и расслабленности.
  3. Внушение мышечной и эмоциональной релаксации.

Затем вводятся формулы правильной речи, чтобы еще прочнее закрепить навык естественной речи, внушить уверенность при речевом общении.

Н. А. Власова, К. П. Беккер (1983) указывали на то, что в случаях неврозоподобного заикания, овладение приемами аутогенной тренировки затруднено. Дети быстро теряют приобретенные навыки и не применяют их в жизни. Поэтому она не дает выраженного нормализующего эффекта и имеет второстепенное значение.

Однако возможно проведение частичной релаксации, поскольку судороги локализуются преимущественно в речевом (артикуляционном) аппарате, то используется расслабление органов артикуляционного аппарата. По М. М. Кольцовой (1993) рука является его точной копией, поэтому также возможно включение работы по расслаблению верхних конечностей, которая будет способствовать снятию психомоторного возбуждения, усиливающего заикание.

Расслабление органов артикуляционного аппарата и кистей рук проводится в игровой форме и сочетается с упражнениями на развитие внимания, памяти, мышления, общей и мелкой моторики, мимики, длительного и плавного ротового выдоха. Функциональные тренировки необходимы для реабилитации к различным жизненным ситуациям.

При неврозоподобном заикании усиление запинок провоцируется не истинным страхом речи, а условнорефлекторно (“по привычке”, “защитная реакция”). Поэтому в данном случае функциональные тренировки закрепляют рефлекс плавной речи, сформированный в процессе логопедических занятий; привычки постоянного самоконтроля в любой жизненной ситуации. Они проводятся в виде инсценировок с учетом обстановки: знакомая, привычная, малознакомая, незнакомая, чужая. Функциональные тренировки могут быть использованы на каждом этапе коррекции, которая проводится с учетом степени самостоятельности.

Важным звеном логопедического воздействия является интонационная выразительность речи. Посредством работы над голосом ведется коррекция ритма, темпа, тембра, паузации, логического ударения. Дыхание, артикуляция, голосообразование – единые, взаимосвязанные и взаимообусловленные физиологические процессы. Поэтому интонационная выразительность речи включает работу над дыханием, артикуляционными движениями. Необходимо воспитание легкого и своевременного включения соответствующих артикуляторных движений, преодоление фиксации на трудных звуках. Дыхание у заикающихся одновременно является и грудным, и брюшным. Поэтому формируется диафрагмально-реберное дыхание, длительный, плавный выдох через рот.

На фоне частичной релаксации при неврозоподобной форме заикания проводится постановка диафрагмально-реберного дыхания. Затем идет формирование длительного фонационного (озвученного) выдоха и речевого. Отработка данных видов дыхания проводится с использованием различных видов движений.

Важна работа над артикуляторными движениями. Речь теряет звучность из-за чрезмерной фиксации на трудных звуках. При данной форме заикания она имеет место, но выражена слабее. Судороги препятствуют легкому и своевременному включению соответствующих артикуляторных движений. Поэтому, учитывая специфику данной клинической формы заикания, формируются правильные кинестетические ощущения, которые неверно сформировались в онтогенезе. Одновременно развивается сила и высота голоса, воспитывается его легкая и своевременная подача.

Принимая во внимание мнение Л. З. Арутюнян-Андроновой (1993) о том, что заикание характеризуется наличием хронических голосовых зажимов, которые возникают по причине в данном случае органической основы с преимущественно артикуляционным типом судорог. Работа над артикуляторными движениями и голосом строится с использованием карточек схем (Приложение 2), которые указывают на артикуляцию гласного звука. Звукоизвлечение отрабатывается с учетом расслабленной нижней челюсти. Используются плавные движения руки, которые сопровождают звукоизвлечение, указывая на плавность произнесения.

Опора на гласные звуки имеет большое значение для детей с неврозоподобной формой заикания, поскольку речевые судороги у них наблюдаются в основном на согласных звуках. Четкое артикулирование гласных звуков выполняется с учетом силы и высоты голоса, с использованием собственных механических воздействий для расслабления нижней челюсти и без них. Необходимо произнесение сочетаний гласных, небольших предложений, стихов.

Голосовые упражнения при заикании подчинены цели развития силы и динамического диапазона голоса, формированию навыков рациональной голосоподачи.

Задания, направленные на коррекцию темпо-ритмических расстройств при неврозоподобном заикании ведут к воспитанию паузации и логического ударения. Большое внимание уделяется логопедической и фонетической ритмике. Это упражнения на координацию слова с движением, звука с движением. Они занимают особое место в общей системе комплексного подхода при устранении заикания у детей. Данные виды ритмики нормализуют двигательные функции и речь у заикающегося ребенка.

Работа над тембром речи начинается после усвоения навыка четкого артикулирования и тесно связана с развитием мимики и пантомимы.

При неврозоподобном заикании необходима длительная тренировка и различные виды контроля за интонационным оформлением синтагмы.

Важно использовать упражнения на развитие общей и мелкой моторики, поскольку неторопливый темп речи, по мнению Селиверстова В.И. (1994), вырабатывается одновременно с неторопливым темпом общих движений.

При неврозоподобной форме заикания внимание обращается на следующие моменты:

  • двигательные упражнения должны быть разложены на их составляющие и выполняться по образцу
  • тренировка координации и переключаемости движений должна быть длительной, с постепенным усложнением заданий
  • усвоению упражнений способствует сопровождающий их словесный комментарий логопеда
  • сроки усвоения двигательных упражнений значительно увеличены по сравнению с заикающимися с невротической формой заикания.

Определяющим моментом в коррекционной работе являются задания, стимулирующие процесс психического развития в целом, развития отдельных психических функций.

По показаниям в ходе коррекции заикания проводится исправление звукопроизношения, формирование лексико-грамматического строя речи, связной речи, профилактика дисграфии и дислексии.

Логопедические занятия строятся с учетом степени самостоятельной речи, особенностей коррекционной работы при данной форме заикания. Каждый блок логопедических занятий включает в среднем 8-10 занятий. Это количество условно, так как оно зависит от продвижения устранения заикания на каждом этапе работы, от устойчивости выработки речевых навыков.

Первый блок занятий включает:

  1. постановку диафрагмально-реберного дыхания
  2. работу со схемами
  3. работу над голосом и артикуляцией с опорой на схемы
  4. развитие общей и мелкой моторики
  5. формирование психических функций
  6. подготовку органов артикуляционного аппарата к постановке звуков
  7. проведение психотерапевтических бесед, сеансов релаксации
  8. сопряженная речевая работа – это совместное проговаривание слов, фраз, стихов, небольших текстов.

Второй блок тесно связан с первым, так как в нем еще нет элементов самостоятельной речи. Речевая работа отраженная (проговаривание вслед за логопедом слов, фраз, стихов, небольших текстов).

  1. закрепление навыка диафрагмально-реберного дыхания в ходе коротких ответов на вопрос
  2. работа над голосом и артикуляцией без опоры на схемы
  3. продолжение развития общей и мелкой моторики, включая мимику
  4. проведение психотерапевтических бесед, сеансов релаксации с введением формул правильной речи
  5. постановка и автоматизация звуков, развитие лексико-грамматического строя речи, психических функций
  6. вопросно-ответная форма речи.

Четвертый блок предполагает использование формул правильной речи, навыков интонационной выразительности в ходе самостоятельного описания картинок. На первом этапе работы применяется знакомый материал. На втором – незнакомый. На третьем этапе идет увеличение объема материала, усложнение используемых ребенком лексико-грамматических конструкций.

Используя умения детей описывать несложные картинки, серии картин, объединенных общим сюжетом, от описания переходить к повествованию.

Смотрите так же:  Презентация по профилактике стресса

При необходимости продолжается работа по автоматизации звуков, их дифференциации, развитию связной речи, профилактике дисграфии и дислексии. Развивается общая и мелкая моторика, мимика, включается пантомима, совершенствуются психические функции. Данные направления входят по показаниям во все последующие блоки логопедических занятий.

Закрепление полученных навыков апробируется в ходе пересказа прослушанного текста. Речь не подкрепляется наглядным материалом. Для начала даются знакомые мультфильмы, сказки; затем – незнакомые, впервые прочитанные. Используется пересказ пережитых ребенком событий. Усложнение речевых упражнений: заученный текст, отрепетированный вслух, мысленно продуманный, незнакомый, экспромт. Самостоятельный пересказ текста после его прослушивания – это сложный этап, на котором необходимо научить ребенка планировать свое высказывание.

Спонтанная речь. Естественное и активное речевое общение с окружающими: вопросы, просьбы, обращения.

Седьмой блок предполагает нормальную речь. Ее тренировку в различных искусственно созданных и реальных ситуациях.

Таким образом, необходимо учитывать особенности неврозоподобного заикания при планировании коррекционного процесса. В связи с этим логопедическая работа будет более целенаправленной и эффективной. Уделяется большее внимание артикуляции, темпо-ритмической стороне речи, развитию психических процессов, общей и мелкой моторике. Что ведет к формированию правильной речи и полноценной личности.

Литература

  1. Арутюнян-Андронова Л. З. Как лечить заикание. М., 1993. – 155 с.
  2. Арутюнян Л. З. Особенности просодической стороны речи заикающихся и способы ее коррекции. Куйбышев, 1990. – 19 с.
  3. Буянов М. И. Заикание у подростков. М.: Просвещение, 1989. – 175 с.
  4. Бадалян Л. О. Невропатология. М.: Просвещение, 1987. – 317 с.
  5. Белякова Л. И., Дьякова Е. А. Заикание. М., 1998. – 304 с.
  6. Заикание / под ред. Власовой Н. А., Беккер К. П. М.: Медицина, 1983. – 256 с.
  7. Логопедия / под ред. Волковой Л. С. М.: Просвещение, 1995. – 384 с.
  8. Выгодская И. Г., Пеллингер Е. Л., Успенская Л. П. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. М.: Просвещение, 1993. – 223 с.

Неврозоподобной форме заикания

Неврозоподобная форма заикания чаще всего начинается у детей в возрасте 3-4 года постепенно, без видимых внешних причин.

При неврозоподобной форме заикания в анамнезе зачастую отмечаются тяжелые токсикозы беременности с явлениями угрожающего выкидыша, асфиксия в родах и пр. В грудном возрасте такие дети беспокойны, крикливы, плохо спят. Их физическое развитие проходит в пределах низкой возрастной нормы либо с небольшой задержкой. Они отличаются от здоровых детей плохой координацией движений, моторной неловкостью, поведение характеризуется расторможенностью, возбудимостью. Они плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте.

У детей этой группы отмечается повышенная истощаемость и утомляемость при интеллектуальной и физической нагрузке. Их внимание неустойчиво, они быстро отвлекаются. Нередко такие дети чрезмерно суетливы, непоседливы, с трудом подчиняются дисциплинарным требованиям, могут быть раздражительными и вспыльчивыми. Психоневрологическое состояние таких детей расценивается клиницистами как церебрастенический синдром.

Особенно ярко отличие от нормы выступает в речевом развитии. Так, первые слова нередко появляются лишь к 1,5 годам, элементарная фразовая речь формируется к 3-м годам, развернутые фразы отмечаются лишь к 3,5 годам жизни. Наряду с задержкой развития речи имеются нарушения произношения многих, звуков, медленное накопление словарного запаса, позднее и неполное освоение грамматического строя речи. Начало заикания совпадает с периодом формирования фразовой речи, т.е. с возрастом 3-4 года.

В начальном периоде заикания, который продолжается от 1 до 6 месяцев, заикание протекает как бы волнообразно, то несколько смягчаясь, то утяжеляясь, однако периодов, свободных от судорожных запинок речи, обычно не наблюдается. При отсутствии логопедической помощи речевое нарушение постепенно утяжеляется. Заикание быстро “обрастает” обильными сопутствующими движениями и эмболофразией.

Для данной формы заикания типичны относительная монотонность и стабильность проявлений речевого дефекта. Судорожные запинки усиливаются при физическом и психическом утомлении детей, в период соматических заболеваний, но обычно мало зависят от внешних ситуационных факторов.

При обследовании моторики у детей с неврозоподобной формой заикания обращает на себя внимание патология моторных функций, выраженная в разной степени: от недостаточности координации и подвижности органов речевой артикуляции до нарушения статической и динамической координации рук и ног.

Мышечный тонус при этой форме заикания неустойчив, движения напряженные и несоразмерные. Имеются нарушения координации движений рук и ног, тонкой моторики рук, артикуляционной моторики. Наиболее выраженные нарушения отмечаются в мимической, артикуляционной и тонкой моторике рук. При неврозоподобной форме заикания особенно страдает динамический праксис. Заикающиеся с трудом запоминают последовательность движений, с трудом переключаются с одной серии движений на другую. Большая часть заикающихся этой группы с трудом воспроизводит и удерживает в памяти заданный темп и ритм. Как правило, у них плохо развивается музыкадьный слух.

Большинство заикающихся этой группы двигательные ошибки не исправляют самостоятельно. Словесная инструкция по двигательным задачам является недостаточной, при обучении необходимы наглядные образцы.

Клиническое обследование таких детей свидетельствует, как правило, о нерезко выраженном органическом поражении мозга резидуального характера, причем помимо общемозговых синдромов (церебрастенический, гипердинамический синдромы и пр.), у них обнаруживаются остаточные явления поражения моторных систем мозга.

При логопедическом обследовании обнаруживается обычно нормальное строение речевого аппарата. Все движения органов артикуляции характеризуются некоторой ограниченностью, нередко отмечается малоподвижность нижней челюсти, наблюдается недостаточная подвижность языка и губ, плохая координация артикуляторных движений, затрудненный поиск артикуляторных поз. Нередко имеется нарушение тонуса мышц языка, его “беспокойство”, недифференцированность кончика. Довольно часто у детей с неврозоподобной формой заикания регистрируется повышенная саливация не только в процессе речи, но и в покое.

Отличается от нормы и организация просодической стороны речи: темп речи либо ускорен, либо резко замедлен, голос мало модулированный.

Как правило, наблюдается резкое нарушение речевого дыхания: слова произносятся во время вдоха или в момент полного выдоха.

У всех детей с неврозоподобной формой заикания обнаруживается корреляция отклонений от нормы в психомоторном и речевом развитии.

Для детей с легкой степенью отклонений в психомоторном и речевом развитии характерны некоторые затруднения в динамической координации всех движений (от общих до тонких артикуляционных). Лексико-грамматическая сторона речи не имеет существенных отклонений от нормы. Нарушение звукопроизношения носит, главным образом, фонетический характер (мёжзубной сигматизм, губно-зубное произношение и т.п.).

У детей со средней степенью отклонений в психомоторике и речи имеются нарушения статической и динамической координации движений (общих, тонких и артикуляционных). У таких детей отмечается некоторое отставание в формировании лексико-грамматического строя речи. Нарушение звукопроизношения носит фонетико-фонематический характер (велярное или увулярное произношение звука “р”, смешение шипящих и свистящих и т.п.).

У детей с тяжелой степенью отклонений в психомоторике и речи, наряду с расстройством статической и динамической координации движений, имеются различные нарушения двигательной сферы в целом. У таких детей отмечается недоразвитие речи, выраженное в разной степени (от фонетико-фонематического до общего недоразвития речи III уровня).

Психическое состояние детей с неврозоподобной формой заикания характеризуется повышенной возбудимостью, взрывчатостью, в одних случаях, и вялостью, пассивностью — в других. Внимание таких детей обычно неустойчиво, они не обнаруживают стойкого интереса к творческой игровой деятельности, нередко отмечается снижение познавательной активности.

Для иллюстрации приводим следующее наблюдение:

Пример 4: А. Ф., 5,5 лет.

Со слов родителей, мальчик страдает заиканием, нарушением звукопроизношения, раздражительностью, упрямством, неусидчивостью.

Наследственность психическими заболеваниями и речевыми расстройствами не отягощена. Ребенок родился от первой беременности, протекавшей с токсикозом в первую половину. Роды в срок со стимуляцией. Родился в асфиксии небольшой степени. К груди был приложен на третьи сутки, сосал активно. До одного года рос беспокойным. Раннее физическое развитие в пределах возрастной нормы:

голову держит с 2-х месяцев, сидит с б-ти месяцев. Ходить стал после года. Отдельные слова появились вскоре после года, короткие фразы — после 2,5 лет, развернутая фраза лишь к четырем годам. Речь всегда была невнятной. До года ничем не болел. С 1 г. 1 мес. стал посещать ясли, затем детский сад. С этого времени часто болел простудными заболеваниями. Почти все время воспитывался на пятидневном режиме детских воспитательных учреждений. С детьми легко вступал в контакты. Однако детский сад посещал неохотно, тяготился пребыванием там, много плакал, по понедельникам не хотел уходить из дома. Заикание родители заметили в 3 года. Начало заикания было постепенным. С течением времени судорожная активность речевых мышц усилилась, стала проявляться постоянно. Речевое состояние: строение артикуляторного аппарата без особенностей. Движения артикуляторных органов скованные, переход от одного артикуляторного движения к другому затруднен. Голос громкий, мало модулированный.

Темп речи несколько ускорен. Артикуляция нечеткая. Звуколроизношение резко нарушено: ш-с, р-в, ч-ть, ц-т, л-нет. Отсутствуют йотированные звуки и звук “ы>. Заикание проявляется в вопросно-ответной и спонтанной формах речи в виде артикуляционных тонических и клонических судорог, смыкательной судороги губ, вокальных тонических судорог, которые чаще возникают в начале речевого потока на гласные звуки. Комплексное медико-педагогическое воздействие оказывалось на протяжении 6 месяцев. Поставлены и введены в речь звуки С, Ч, Щ, но их произношение недостаточно автоматизировано. Темп речи остается неустойчивым с тенденцией к ускорению. Увеличился словарный запас, уменьшились явления аграмматизма. Заикание стало менее выраженным, однако судорожные сокращения артикуляторных и дыхательных мышц остаются, особенно ярко проявляясь в вопросно-ответной и спонтанной формах речи. При осмотре через 4 месяца после окончания логопедических занятий мальчику 6 л. 4 мес. В речи остается заикание, выраженное в легкой степени, проявляющееся в вопросно-ответной и спонтанной речи. В игре наедине с собой в речи наблюдаются легкие судорожные запинки. Рекомендован повторный курс медико-педагогического воздействия. После повторного курса коррекционного воздействия в течении наблюдалась положительная динамика: введены в речь и автоматизированы все звуки. Единичные судорожные запинки остаются только в спонтанной речи. Остаются нерезко выраженные явления аграмматизма. Устная спонтанная речь характеризуется короткими фразами, сложные предлоги употребляются редко. Отмечается низкий уровень развития монологической речи.

Несмотря на указанные особенности онтогенеза, психическое развитие большинства заикающихся с неврозоподобной формой происходит в пределах нормы. Они своевременно поступают в школу. В школе успевают средне, но как правило, успешно ее заканчивают. Многие поступают в техникумы, институты.

Смотрите так же:  Дипломная по аутизму

В тех случаях, когда дети с неврозоподобной формой заикания получают своевременную (т.е. приближенную ко времени появления заикания) и достаточно длительную (т.е. в течение, как минимум, целого года) регулярную логопедическую помощь, то как правило, такие дети не нуждаются в повторных курсах коррекционного воздействия. Их речь стабильно остается плавной. Катамнестические исследования свидетельствуют о том, что в этих случаях заикание не рецидивирует.

В тех случаях, когда своевременно и в полном объеме не оказывается логопедическая помощь, неврозоподобная форма заикания имеет склонность к прогредиентному течению. Для этих случаев характерно постепенное утяжеление заикания. Дети, не получившие своевременной логопедической помощи, с трудом обучаются в общеобразовательной школе. Именно эти заикающиеся нередко входят в число учащихся школ для детей с тяжелыми нарушениями речи. Они выбирают профессию, как правило, не связанную с речевой нагрузкой и редко заканчивают высшие учебные заведения.

У лиц с неврозоподобной формой заикания в возрасте 14-17 дет порой появляются личностные переживания в связи с дефектом речи. Они носят редуцированный характер и не имеют черт глубокого, эмоционально ярко окрашенного переживания своей речевой малоценности, как это бывает у подростков и взрослых лиц, страдающих невротической формой заикания.

Для подростков и взрослых с неврозоподобной формой заикания наиболее характерно пассивное отношение к своему речевому дефекту. Они обращаются за помощью, как правило, по настоянию своих родных или близких знакомых. В процессе коррекционного воздействия заикающиеся этой группы недостаточно активны и инициативны.

При хроническом течении неврозоподобной формы заикания у взрослых лиц речь характеризуется нередко тяжелыми тоно-клоническими судорогами во всех отделах речевого аппарата. Как правило, отмечается резкое нарушение дыхания в процессе речи: длительная задержка, прерывистость, судорожность и т.д. Речь обычно сопровождается разнообразными движениями пальцев рук, притоптыванием, кивательными движениями головы, покачиванием туловища и другими содружественными движениями, напоминающими гиперкинезы, т.е. насильвенные сокращения мышц, не носящие маскирующего или эмоционально-выразительного характера. При тяжелой форме заикания речевое общение утомляет взрослых заикающихся. Вскоре после начала беседы они начинают отвечать односложно, жаловаться на чувство физической “усталости до изнеможения”. Для психического состояния взрослых характерны трудность адаптации к новым условиям, снижение памяти и внимания, истощаемость. Большинству из них занятия с логопедом приносят облегчение в речи, в тех случаях, если коррекционная педагогическая работа носит регулярный и длительный характер.

Неврозоподобная форма заикания характеризуется тем, что речевые запинки проявляются в любой обстановке, как наедине с самим собой, так и в обществе. Активное внимание заикающихся к процессу говорения облегчает речь, запинок становится меньше. В то же время наблюдения показывают, что физическое утомление, продолжительное психическое напряжение, перенесение соматических заболеваний ухудшают качество речи.

В качестве иллюстрации приведем следующий пример.

Пример 5. Заикающийся 3. И., 19 лет.

Поступил в клиническое отделение с жалобами на сильное заикание, раздражительность, вспыльчивость, плохой сон. В анамнезе: патохарактерологических особенностей у родителей не отмечалось. Дядя по линии отца обладал быстрой речью, “как из пулемета”. Старший брат в возрасте 3-5-ти лет заикался, в настоящее время заикание у него выражено слабо.

Больной родился от второй беременности, протекавшей нормально. Роды затяжные, родился в асфиксии. В раннем детстве отмечалось отставание в развитии двигательных навыков: ходить стал в 1 г. 2 мес., всегда был неловким, плохо бегал, не мог лазать по деревьям (рос в сельской местности). Речь развивалась также с задержкой: первые слова появились к 1,5 годам, фразовая речь после 3-х лет. Речь была малопонятной для окружающих, так как многих звуков он не выговаривал, произносил все очень быстро. Заикание стало заметным с 3-х лет, после развития фразовой речи. Какого-либо непосредственного предшествующего травмирующего заболевания или переживания не отмечалось. Рос подвижным ребенком. С детьми не дружил, конфликтовал и с братом. По характеру был вспыльчивый, “взрывчатый”, раздражительный. До школы знал буквы, умел считать. В школу пошел с 7-ми лет, с трудом мог высидеть урок, убегал из класса. В начальных классах учился без особого затруднения, но с 4-го класса стал успевать хуже.

До 10-ти лет отмечался ночной энурез, до 10-14 — снохождения. С 10-ти лет возросла “внутренняя взрывчатость”, раздражительность.

Школу закончил в 17 лет, пытался поступить в Казанский университет на факультет журналистики, но не прошел по конкурсу. Стал работать на заводе электриком. Работа нравилась, справлялся с ней. По настоянию родителей поступил через год в филиал МАИ на вечернее отделение. Учился без интереса. Друзей не имел. Мечтал, “наперекор всему”, вновь держать экзамены на факультет журналистики.

Физическое состояние: больной высокого роста, астенического телосложения. Выглядит соответственно возрасту. Со стороны внутренних органов патологии не выявляется. АД 100/60.

Неврологическое обследование: имеется незначительная асимметрия лицевой иннервации — сглаженность правой носогубной складки, правая глазная щель несколько шире левой. Зрачки равномерны. Конвергенция глазных яблок недостаточная, отмечаются нистагмоидные подергивания при крайних отведениях. Реакция на свет вяловатая. Глоточный рефлекс слегка снижен. Координаторные пробы выполняет нечетко. В позе Ромберга слегка пошатывается. При выполнении координаторных проб дрожат пальцы рук, патологических рефлексов не выявляется. Сухожильные рефлексы слева несколько выше, чем справа. Нарушений чувствительности нет. Сила мышц рук и ног достаточная. Тонус нормальный. Отмечается ярко-красный стойкий рефлекторный дермографизм, потливость кистей рук.

С трудом сохраняет заданный ритм движений, перемена ритма и темпа затруднены. Ходьба “неуклюжая”, неритмичная. Координация движений средняя. Моторная память плохая. Музыкальный слух и музыкальная память неразвиты. Речь во время занятий по логоритмике затрудненная, с запинками, монотонная. Дыхание судорожное. Психическое состояние: сознание ясное, ориентирован полностью. О себе рассказывает неохотно. Во время беседы краснеет, покрывается испариной, отмечается сердцебиение. Жалуется на тяжелое заикание, “внутреннюю взрывчатость”, несильные головные боли, плохой сон. Мимика адекватна, но недостаточно выразительна. Настроение неровное, раздражителен, несдержан. Считает, что нарушение речи мешает ему иметь товарищей и стать журналистом. Интеллект соответствует возрасту и полученному образованию. Внимание неустойчиво, память несколько снижена, на вопросы, касающиеся круга интересов, отвечает формально, в письменной речи отмечается много ошибок. К помощи врачей и логопедов по поводу расстройства речи обращается впервые, в связи с неудачей на конкурсных экзаменах в университет. К логопедическим занятиям относится непоследовательно, много времени уделяет работе над речью, пунктуален, аккуратен в работе, в то же время некритичен, переоценивает свои успехи, раздражается в ответ на замечания. Речевое состояние, строение речевого аппарата: твердое небо высокое, куполообразное. Язык толстый, малоподвижный. Уздечка языка короткая. Нижняя челюсть малоподвижна. Прикус нормальный. Темп речи ускорен. Речь “сбивчивая”, смазанная. Артикуляция крайне нечеткая. Нечетко произносит звуки С, 3, Ц, Ч, Щ, Ш, Ж X, т.е. нарушено звукопроизношение всей группы шипящих и свистящих. Сам больной не ощущает затруденний при произнесении этих звуков. Заикание проявляется во всех видах речи. Судорожные запинки возникают в момент экспирации при произнесении гласных и щелевых согласных звуков. При этом артикуляционная мускулатура больного застывает в положении ближайшего согласного звука. В момент тонуса живот подтянут. Больной отмечает сжатие грудной клетки. Вдох короткий, резкий, напряженный. Выдох прерывистый, толчкообразный. Иногда в момент тонической судороги прорываются отдельные хриплые звуки. Очень часто экспираторные судороги сопровождаются ритмическими движениями мышц артикуляционного аппарата. При прорыве тонической судороги часто наблюдается картина артикуляционного клонуса. Клоническая судорога возникает и самостоятельно. Клонические судороги дыхательно-артикуляционной локализации. Тонические судороги проявляются в виде угловой судороги губ, языка и нижней челюсти. Кроме того, отмечается затруднение при произнесении звука Н, независимо от его места в слове, что указывает на распространение спазма на небно-глоточную занавеску. Речевое общение быстро утомляет больного, он начинает умолкать, производить перестановки, замены. Речь сопровождается движениями пальцев рук, притоптыванием ногой, кивательными движениями головы, раскачиванием туловища. Во время речи больной скован. В процессе логопедических занятий поставлены и введены в речь звуки С, 3, Ц, Ч, Щ, но их произношение остается недостаточно автоматизированным. Темп речи остается нестабильным, сохраняется ускоренная речь. Однако при активном внимании больного к речи темп нормализуется. Несколько уменьшилась “смазанность” речи. При активном внимании пациента к процессу артикуляции речь становится более четкой и выразительной. Судорожные сокращения артикуляторной мускулатуры остаются. На фоне ускоренного темпа речи проявляется артикуляционный клонус.

Посещение занятий аутогенной тренировки в течение двух месяцев дало возможность больному овладеть способностью к активному вниманию в процессе речевой артикуляции. Приемами релаксации больной не владеет, но в процессе занятий на короткое время ощущает мышечное расслабление и эмоциональное успокоение. Тем не менее, существенного влияния на речь эти состояния не оказывают. Несколько уменьшились гиперкинезы, особенно кивательные движения головой. В процессе лечения в клинике у пациента улучшился сон, настроение стало устойчивее. Научился активно следить за процессом произнесения, что облегчало речь, позволяло правильно произносить звуки, делало ее более плавной.

Анализируя данное наблюдение, можно отметить наследственную отягощенность речевой патологией, а также наличие перинатальных вредностей. Видимо, последнее явилось причиной задержки раннего физического развития и становления речевых функций. Наряду с поздним появлением речи, она характеризовалась обилием неправильно произносимых звуков, а также запинками, которые появились в период формирования фразы. С началом фразовой речи у пациента уже были заметны судорожные нарушения артикуляции. Заикание появилось без какой-либо предшествующей психической или физической травмы. Ярко выраженной психической переработки своего дефекта не было, логофобии по существу не отмечалось, тем не менее, пациент, считая себя неполноценным из-за заикания, тяготился речевым нарушением, так как, по его мнению, он из-за этого не стал журналистом. В психическом состоянии на момент обследования основным являлось наличие дисфорий, неустойчивости внимания. Неврологическое обследование выявляло нерезко выраженные симптомы диффузного поражения мозга в виде асимметрии лицевой иннервации, горизонтального нистагмоида, нарушения координации, плохой переносимости транспорта и духоты. Речь характеризовалась смазанной артикуляцией и быстрым темпом. Во время речевого общения отмечалось большое количество сопутствующих движений. Включение сознательного контроля за речью делало ее более плавной. На основании изложенного выше можно считать, что у пациента имелись симптомы раннего диффузного органического поражения мозга с явлениями редуцированного психоорганического синдрома, речевое нарушение относилось к неврозоподбной форме заикания.

Смотрите так же:  Олсен мэри кейт анорексия

Таким образом, для неврозоподобной формы заикания характерно:

1) судорожные запинки появляются у детей в возрасте 3-4 года;

2) появление судорожных запинок совпадает с фазой развития фразовой речи;

3) начало заикания постепенное вне связи с психотравмирующей ситуацией;

4) отсутствие периодов плавной речи и малая зависимость качества речи от речевой ситуации;

5) привлечение активного внимания заикающихся к процессу говорения облегчает речь;

6) физическое или психическое утомление, соматическая ослабленность ухудшают качество речи.

Довольно часто в практике встречаются заикающиеся, клиническая картина речевой патологии которых бывает смешанной.

Так, реактивное психогенное начало заикания может наблюдаться и у детей с органической неполноценностью мозга. В таких случаях на фоне задержки психомоторного и речевого развития, несовершенства звукопроизносительной стороны речи бывает достаточно “незначительного” психогенного воздействия, чтобы нарушилась хрупкая координация речедвигательного акта и появились бы судорожные запинки. Такое невротическое по своему происхождению заикание имеет сложную клиническую картину, в которой сочетаются симптомы разных уровней поражения деятельности центральной нервной системы функционального и органического.

В других случаях неврозоподобная форма заикания может осложняться целым комплексом вторичных невротических реакций, связанных с особенностями личностного реагирования на речевой дефект, что “маскирует” истинную природу речевой патологии. Такие формы речевой патологии являются смешанными и труднее поддаются коррекционным воздействиям

Особенности невротического заикания

Патологическое расстройство речи, носящее функциональный характер — это невротическое заикание. Отслеживается четкая связь с раздражителями психоэмоционального характера. Течение заболевания волнообразное. Ремиссии сменяются рецидивами, зависят от психологического состояния пациента и комфортабельности окружающих условий.

Заикание невротического характера

Заикание невротическое спровоцировано психологическими причинами. Выражается в патологиях речи в виде смены ритма, четкости произношения звуков, повторов, остановок. При невротическом заикании пациент начинает заикаться в результате судорожных сокращений тонических, тоноклонических мышц артикуляционного аппарата. По функциональности заикание причисляется к неврозам, поэтому патология получила второе название — логоневроз.

Логоневрологические отклонения идентифицируют у детей в возрасте 4–5 лет.

Этот период является самым активным в формировании речевых навыков. Однако заикание может возникнуть на любой стадии развития личности, без видимых причин. От невротической формы заикания чаще страдают мужчины и мальчики.

Заикание неврозоподобного типа

Неврозоподобная форма проявляется в результате психотравм, спровоцированных повреждениями церебральных структур. Начинается стандартно у детей 3–4 лет. У подростков формируется невротическая симптоматика, связанная с психологическим дискомфортом от патологий речи. Исходя из этого выделяется группа неврозоподобных заиканий с невротическими наслоениями.

Нарушения функциональности ЦНС наблюдаются при неврозоподобной форме заикания. Основная причина отклонений — органическая патология головного мозга. Травма вызвана негативным воздействием на развивающийся организм ребенка. Источником может быть:

  • натальная травма;
  • инфекционные заболевания, перенесенные в раннем детстве;
  • наследственность;
  • тяжелое вынашивание.

В момент формирования патологии повреждения — остаточные явления. Резко нарушения речи проявляются при произнесении согласных звуков. Активность речи высокая.

Разница между формами нарушений

Неврозоподобное заикание начинает проявляться у детей 3–4 лет без видимых предпосылок. Отклонения наблюдаются в психомоторике. Часто проявляется синдром гиперактивности. В анамнезе беременности наличествует тяжелое вынашивание, токсикоз на последнем триместре, асфиксия при родах. Дети отличаются вспыльчивостью, плохо поддаются дисциплинарному воспитанию, суетливы, неусидчивы.

Все эти симптомы объединяются в церебраристический синдром. Речевое развитие задерживается. Патологии речи выражены ярко. Медленно накапливается словарный запас. Ребенок не может выстраивать последовательно свою речь. Многие звуки произносятся с задержкой. В течение 1–6 месяцев заикание волнообразное, но периодов речи без запинок практически нет. При отсутствии лечения патология осложняется. Ребенок использует сорные слова и уловки. Неврозоподобное заикание сопровождается замедлением развития моторики двигательного аппарата.

При клиническом обследовании обнаруживается не резко выраженное органическое поражение мозговых центров, отвечающих за моторику. Логопедическое исследование показывает, что речевой аппарат в норме, но движения его ограничены. Характерными симптомами является недостаточно высокая подвижность языка, нарушена координация, есть сложности в поиске артикуляционных форм. Тонус мышц языка часто нарушен. Повышенная саливация при этой форме заикания наблюдается не только в момент разговора, но и в состоянии покоя. Во взрослом возрасте характерно быстрое утомление во время устного общения.

Главное отличие невротического заикания от неврозоподобного — наличие провоцирующего фактора.

При невротической форме заикания расстройство функциональности мозговых центров отсутствует. Симптоматика усиливается при стрессе. Если до определенного возраста патология речи не исчезла, развивается логофобия, что отражается поведенческими отклонениями:

  • пациенты отказываются от новых знакомств;
  • больные стараются меньше говорить;
  • страдающие от невроза используют в речи разные уловки, хитрости, растягивают слова.

Информация плохо усваивается, наблюдается стойкий невроз. Симптоматика зависит от невротической формы заикания. При фиксировании наблюдаются дополнительные симптомы: расстройства сна, депрессия, неврастения, ипохондрия, астенический синдром.

Патогенез невротического вида

Главная причина развития невротической формы заикания — психотравмирующая ситуация:

  • испуг;
  • вспышка гнева;
  • стресс длительный;
  • ситуация конфликта;
  • разлука с близким человеком на долгое время.

Патология речи может быть кратковременной. В большинстве случаев симптоматика явно выражена и достигает переходящих мутационных форм у детей и подростков. Хронические отклонения характеризуются закреплением речевых патологий и дополнительными невротическими расстройствами.

60% случаев детского невротического заикания спровоцировано неблагоприятной логопедической обстановкой в семейном кругу:

  • наследственность;
  • двуязычие;
  • форсирование речевых навыков ребенка;
  • предъявление высоких требований к ребенку относительно речи;
  • избыток информации.

Патогенез заболевания изучен недостаточно, чтобы с уверенностью говорить о причинах развития. В стрессовой ситуации патология прогрессирует за счет нарушения передачи условно-рефлекторных импульсов. Закрепляется патология у взрослых за счет автоматизации моторных реакций. У детей фиксируется естественная запинка в речевых оборотах, характерная для становления речевых функций.

Анамнез невротического заикания

В анамнезе невротической формы заикания аномалии не выявляются. Психомоторное развитие соответствует возрасту. Большинство случаев детского невротического заикания отличается ранней эволюцией речи. Пациенты говорят быстро, захлебываясь, проглатывая окончания и небольшие слова.

Болезнь определяется по эмоциональному фону. Дети, страдающие от проблемы, впечатлительные, робкие, тревожные, нетерпеливые и обидчивые.

Появляется отклонение внезапно на фоне отлично развитой, правильной устной речи. Стресс-фактором часто является адаптация в коллективе. Заикание невротического типа не развивается самостоятельно, ему сопутствует ряд других невротических симптомов:

  • фобии;
  • энурез ночной или дневной;
  • расстройство импульсивно-компульсивное.

При наличии сильного психогенного фактора в анамнезе присутствует мутизм — ребенок не говорит вообще на протяжении некоторого времени. Как только ЦНС подает сигнал об отсутствии опасности, малыш вновь начинает говорить, но уже заикаясь. По мере прогрессирования патологии развиваются дополнительные признаки невротического расстройства: плаксивость, перевозбужденность, раздражительность, нарушения сна. К 10–12 годам картина усугубляется ярко выраженным неврозом из-за осознания своего недостатка. Заикание обрастает страхом перед речевой неудачей, нарушается взаимосвязь с социумом.

В анамнезе невротических форм болезни определяются следующие характеристики:

  • раннее речевое развитие в фазе, предшествующей появлению патологии;
  • нестандартное эмоциональное развитие;
  • начальная патология провоцируется острым психогенным фактором;
  • судорожные проявления заикания зависят от эмоционального состояния;
  • стандартная речь с развернутыми фразеологическими оборотами при определенных
  • психогенных условиях, комфортных для личности.

Течение заболевания

Аномалия может протекать в 2-х формах:

Прогредиентное течение характеризуется легкой симптоматикой. Заикание наблюдается редко. При смене психологической обстановки в лучшую сторону у пациентов наблюдается затухание основных симптомов нервного расстройства, что способствует улучшению речи. При положительном течении у заикающихся речь нормальная, без остановок, когда пациент заинтересован в теме разговора, чувствует себя комфортно и раскованно. Форма заболевания хорошо поддается лечению.

Рецидивирующее протекание болезни у взрослых отличается осложненной клинической картиной, сопровождающейся дисгармоническим формированием личности. У пациентов формируется своеобразная схема суждения и восприятия себя в обществе. Со временем больные замыкаются в себе, у них прогрессируют ОКР и различные фобические расстройства. Эффективность медикаментозно-педагогического лечения низкая.

Невротическое заболевание спровоцировано стрессом. Формируется устойчивая деструкция речи при неблагоприятных психологических факторах для личности. Симптомы могут выражаться явно или затухая и рецидивируя. Наблюдается у эмоциональных личностей, малоустойчивых к стрессу. Формируется патология в возрасте 2–6 лет. Имеет благоприятный и неблагоприятный виды течения. При прогредиентной (благоприятной) форме симптомы уходят полностью при улучшении психогенной ситуации до благополучной для личности. При неблагоприятной картина состояния ухудшается, обрастает дополнительной симптоматикой невротических расстройств.

Другие статьи

  • Зону ближайшего развития ребёнка выделил Зона Ближайшего Развития (англ. zone of proximal development) Зона ближайшего развития – это расстояние между уровнем актуального развития ребёнка, которое определяется с помощью задач, решаемых самостоятельно, и уровнем возможного развития, определяемым с помощью […]
  • Ребенок 9 месяцев не спит весь день Грудничок весь день не спит: причины нарушения детского сна Полноценный сон имеет очень большое значение для поддержания физического и психического здоровья детей и взрослых. Особенно важен он для малышей первого года жизни, переживающих период адаптации к окружающему […]
  • Температура у 4 месячного ребенка 371 Температура у 4 месячного ребенка 371 Сообщение Ragoza » Сб сен 24, 2011 11:09 хоть какая-то положительная динимика есть? н-р, тем-ра поднималась через 2 часа, после спада, теперь через 3-4? если так, то это уже положительная динамика. при вирусе может тем-ра долго […]
  • Развитие речи ребенка в 3 года упражнения Как способствовать развитию речи у детей 3-4 лет В раннем возрасте дети с интересом познают окружающий мир. Многие вещи, явления, слова, являются первыми для ребенка. Задача родителей следить за усвоением новой информации, отвечать на вопросы точно, […]
  • Можно ли полоскать ребенку горло содой с солью Полоскание горла содой, солью и йодом Многие врачи при болезнях, воздействующих на гортань, часто прибегают к медикаментозной терапии. А в дополнение к ней рекомендуется проводить полоскание горла раствором соды, соли и йода. Это позволяет ускорить процесс […]
  • Методики развития детей 3-4 года Организация развивающих занятий для детей 3-4 лет дома Для того, чтобы организовать развивающие занятия дома детям 3-4 лет, нужно не только продумать их содержание, но и пробудить интерес ребёнка к обучению. Как проводятся развивающие занятия с детьми 3-4 лет […]