Неврозы основные формы

Основные формы неврозов

Основные формы неврозов

В отечественной медицине обычно выделяют три основные классические формы неврозов: неврастения, невроз навязчивых состояний и истерия. Рассмотрим их в той последовательности, в какой они обычно описываются в специальной литературе.

Похожие главы из других книг

ЛЕКЦИЯ № 75. Основные формы организации внеклассной работы

ЛЕКЦИЯ № 75. Основные формы организации внеклассной работы Во внеклассной воспитательной работе применяются разные формы организации учащихся. В зависимости от степени пригодности тех или иных форм для решения воспитательных задач их можно подразделить следующим

Глава 1. О причинах неврозов

Глава 1. О причинах неврозов Что такое невроз? Понятие «невроз» было введено в медицину в 1776 году Cullen. Оно пришло на смену наивным представлениям гуморальной патологии о vapores (парах) как причине болезни и позволило связать ряд патологических состояний с вызвавшим их

Причины неврозов

Причины неврозов Причиной неврозов является действие психических травм.Психическая травма определяется содержанием информации, которая доходит до своего клиента Чаще всего неврозы вызываются информацией:— о семейных или любовных невзгодах;— о потере близких;— о

Лекция XI. Основные формы речевого высказывания

Лекция XI. Основные формы речевого высказывания Устная (диалогическая и монологическая) и письменная речьМы посвятили прошлую лекцию анализу основных этапов формирования речевого высказывания или, что то же самое, психологическому анализу процесса порождения

Устная речь и ее основные формы

Устная речь и ее основные формы Мы говорили о том, что устная речь может протекать в трех основных формах: в форме восклицания, в форме диалогической речи (ответов на вопросы) и в форме монологической речи (самостоятельное развернутое высказывание, исходящее из

6. Различные виды неврозов

6. Различные виды неврозов Мы уже знакомы с некоторыми последствиями невротического использования энергии и знаем, какой вред оно может причинить. Мы видели, как невротическая жажда любви в конце концов превратила Нану Куртсан в проститутку. Нана страдала «неврозом

73. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

73. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В отечественной педагогике различают три основные формы проблемного обучения:– проблемное изучение учебного материала;– частично-поисковая деятельность;– самостоятельная исследовательская деятельность.Рассмотрим каждую

Основные формы невроза

До настоящего времени отсутствует общепринятый взгляд на понятие «невроз», механизмы его развития и классификацию клинических проявлений, несмотря на то, что учению о неврозе уже более 150 лет.

Подавляющее большинство практических врачей придерживается взгляда, что неврозы — это группа психогенных болезней, характеризующаяся функциональными (обратимыми) расстройствами нервно-психической деятельности, которые развились в результате воздействия психотравмирующих факторов.

У детей неврозы возникают преимущественно в 6-7 лет, когда ребенок начинает проявлять осознанное отношение к себе и окружающим. Ведущим психотравмирующим фактором являются семейные конфликтные ситуации, вызывающие у ребенка эмоциональные переживания, с которыми он не может справиться. Способствуют возникновению невроза дефекты воспитания, снижающие сопротивляемость организма психотравмам (чрезмерная опека, запугивание, унижение достоинства, подавление желаний к самовыражению).

Основные формы неврозов:

1. Невроз страха (панические расстройства).

Ведущий симптом — появление немотивированного страха, не зависящего от какой-либо ситуации или каких-либо представлений. Чаще всего возникает безотчетный страх внезапно, и интенсивность его колеблется между легким чувством тревоги и паническими приступами.

Страх вначале может быть спровоцирован сильным испугом конкретного содержания, а в дальнейшем повторяться в виде приступов боязни, испуга без определенной причины. Продолжительность неврозов страха чаще всего от 1 до 6 месяцев, но иногда болезнь принимает затяжное течение и может длиться годами.

Клинические проявления панической атаки весьма разнообразны — сильное сердцебиение, обильный пот, чувство нехватки воздуха, страх смерти, боязнь утратить контроль над собой и т.п. Приступы паники обычно длятся минуты, реже — часы. Среди тех, кто страдает неврозом страха, преобладают лица с тревожно — мнительным характером.

У детей причины страха в значительной степени зависят от возраста. Страхи до 3-х лет обычно свойственны всем детям. У детей 4-8 лет преобладают страхи темноты, одиночества, разлуки с родными.

Стрессогенные страхи, в отличие от страхов невроза, возникают эпизодически и не мешают в повседневной жизни. При проявлении страха в виде «панических расстройств» обязательно требуется консультация специалиста для своевременного лечения.

2. Невроз навязчивости (обсессивно-компульсивные расстройства).

Основной симптом — возникновение непроизвольного навязчивого состояния, нелепость которого больной сознает, понимает его абсурдность, критически к нему относится, борется с ним, но преодолеть не может.

Чаще всего встречаются навязчивые страхи — фобии, которые в отличие от страхов при «неврозе страха», не связаны с определенной ситуацией и не возникают при ее отсутствии.

Фобии весьма разнообразны — наблюдаются навязчивые страхи покраснения (эрейтрофобия), открытого пространства (агорафобия), закрытого помещения (клаустрофобия), высоты (акрофобия), загрязнения (мизофобия), острых предметов (оксифобия), заболевания раком (канцерофобия), психическими болезнями (лисофобия), болезнями сердца (кардиофобия) и др.

К компульсивным расстройствам относятся и навязчивые ритуалы, выполнение которых сопровождается чувством облегчения (например, передвижение только по определенным маршрутам, езда в транспорте только в головном вагоне и т.д.).

У детей чаще всего встречается невроз навязчивых движений, обычно в возрасте 3-7 лет, и выражается в тиках — многократно повторяемых двигательных актах (учащенное мигание, наморщивание лба, облизывание или кусание губ, подпрыгивание, движение головой и т.д.). С возрастом отмечается тенденция к постепенному исчезновению проявлений невроза навязчивости.

3. Истерический невроз (конверсионное расстройство).

Характерная особенность для этого вида невроза — крайнее разнообразие клинических проявлений, выраженная эмоциональная неустойчивость с легкой полярностью настроения: по незначительному поводу быстро меняется настроение от плохого до чрезмерно радостного.

Истерические явления, как правило, возникают в ответ на жизненные трудности, нередко они являются бессознательной попыткой разрешить их путем «ухода в болезнь». Возможны самые разнообразные нарушения (судороги, припадки, задержка мочи, запоры, слепота, немота и др.), напоминающие клиническую картину различных болезней, что послужило основанием называть истерию «великой симулянткой», «хамелеоном, постоянно меняющим окраску».

Истерические симптомы нередко для больного являются желательными, дающими определенные выгоды — уход из тяжелой для него ситуации или возникшего конфликта. При неблагоприятных для больного обстоятельствах проявление болезни увеличивается.

У детей, особенно младшего возраста, преобладают проявления истерии в виде припадков. Ребенок с громким криком, плачем падает на пол, беспорядочно бьется руками, ногами, головой об пол, выгибается дугой. Приступ заканчивается спустя 15-30 секунд с глубоким вздохом, после чего нередко возобновляется плач. Обычно такие приступы возникают у детей, которых неправильно воспитывают по типу «кумир в семье».

4. Депрессивный невроз (невротическая депрессия).

Основные симптомы: сниженное, угнетенное настроение, ухудшение интереса к жизненным проблемам, низкая активность и немотированная усталость. Больным с депрессивными проявлениями невроза свойственны жалобы — «Скука на душе», «Нет тяги к делу», «Одолевают мрачные мысли».. Нередко депрессивное состояние сочетается с функциональными нарушениями деятельности внутренних органов, расстройством сна, раздражительностью, резким изменением аппетита и снижением уровня самооценки своих возможностей и способностей.

В мышлении человека, подверженного депрессии, преобладают негативные оценки всего, что с ним происходит. Депрессия является одним их наиболее распространенных недугов. Помимо стресса и невроза, причиной возникновения депрессии могут быть и психические заболевания, при лечении которых основную роль играет медикаментозная терапия (маниакально-депрессивный психоз, реактивное состояние, церебральный атеросклероз и др.).

Хроническая депрессия нередко развивается и как следствие тяжелых заболеваний с пессимистическим прогнозом. Нередко выявление истинной причины депрессии является весьма сложной проблемой, которую может решить лишь психиатр.

Существуют специальные тесты по самодиагностике тяжести стресса. Одним из широко применяемых тестов является способ самодиагностики, предложенный франко-американской группой специалистов.

  1. Ответьте «да» или «нет» на 2 следующих вопроса:

— В течение прошлого месяца был ли у вас двухнедельный период (или более), когда вы чувствовали себя в подавленном настроении почти каждый день?

— В течение прошлого месяца потеряли ли вы большую часть интересов, любимые привычки?

  1. Вы ответили двумя «нет» на оба вопроса? Тогда дальше не стоит читать тест. Вы ответили «да» на один из вопросов? Ответьте «да» или «нет» на один из 7-ми нижеприведенных вопросов:

— У вас заметно изменился аппетит? Вы непроизвольно потолстели или похудели на 5 кг?

— Чувствовали ли вы себя каждый день взволнованными, нетерпеливыми, была ли постоянная необходимость двигаться, были ли вы не в состоянии спокойно сидеть?

— Чувствовали ли вы себя все время усталыми, лишенными энергии?

— Чувствовали ли вы себя бездарными, виноватыми?

— Вам трудно было сосредоточится или собраться с мыслями?

— У вас возникали мысли, что лучше было бы, если бы вы умерли, думали ли вы сделать себе больно?

В том случае, если вы ответили утвердительно хотя бы на 3 вопроса, вам необходимо проконсультироваться с врачом.

У детей невротическая депрессия чаще всего возникает из-за неблагополучной семейной ситуации, связанной с разводом родителей, длительной разлукой с ними, болезнью или смертью близкого человека и др. Развитию депрессии способствует также воспитание ребенка по типу «Золушки» и врожденные особенности нервной системы, свойственные людям с меланхолическим темпераментом.

В период полового созревания преобладают среди психотравмирующих факторов у подростков представления о своей непривлекательности, низком уровне способностей или наличии физического дефекта, плохие отношения со сверстниками.

Угнетенное настроение в течение непродолжительного времени (как у детей, так и взрослых) считается нормальным.

5. Неврастенический невроз, неврастения , доподлинно «нервная слабость» характеризуется тем, что на первый план при этом заболевании выступают признаки ослабления нервной деятельности.

Смотрите так же:  Чем лечить анорексия

В европейской классификации неврастения рассматривается как «астенический синдром».

Неврастения имеет много синонимов — вегетативная дистония, вегетативный невроз, психо-вегетативный синдром, церебрастения, нейроциркуляторная дистония и др. Люди жалуются на повышенную утомляемость, ухудшение памяти и внимания, низкую работоспособность, частые головные боли, эмоциональную неустойчивость, раздражительность, вспыльчивость и др.

Неврастения развивается преимущественно в случаях несоблюдения психогигиенических условий труда и отдыха.

У детей неврастения в выраженной форме встречается в школьном возрасте, чаще всего в подростковом (10-15 лет). Основные проявления неврастении — утомляемость, которая усиливается к концу дня или недели, вялость, пассивность, сочетаемая с повышенной раздражительностью, несдержанностью.

Для детей младшего школьного возраста характерны выраженная эмоциональная неустойчивость, двигательное беспокойство со склонностью к суетливости. Нередко у детей, страдающих неврастенией, имеются расстройства сна, сновидения с ночными страхами.

Помимо описанных форм неврозов, согласно современным международным классификациям болезней, в их группу входят энурез, анорексия и ряд других заболеваний психогенного характера.

По материалам Я.Н. Воробейчик «Руководство по аутопсихотерапии»

Основные формы неврозов.

Истерический невроз. Описание истерии в специальной литературе отражают классические представления о клинике этой формы невроза. Изменение клинических проявлений истерии (патоморфоз) в последние десятилетия создают трудности в диагностике этого заболевания. Убедительный дифференциальный диагноз истерии должен основываться на трех критериях: своеобразие клинической картины, личностные характеристики, и патогенной конфликтной ситуации.

Полиморфная симптоматика истер.невр. схематически может быть сведена к нескольким группам болезненных проявлений, к которым следует относить псих.расстройства, моторные, сенсорные, вегетативно- висцеральные нарушения. Такие псих.расстройства при истерии, как психогенные амнезии, различной степени выраженности, истерические галлюцинации, сумеречные состояния, в клинике неврозов, в последнее время, встречаются редко; гораздо большее практическое значение приобрели эмоционально-аффективные расстройства, фобии, астения и ипохондрические проявления.

Истерич. Эмоц.-аффект. Расстр. Чаще выступают в виде колебаний настроения, его снижения, страхов. Общими особенностями указанных нарушений являются их небольшая глубина, демонстративность, наигранность переживаний и ситуативная их обусловленность.

К двигательным расстройствам при истерии относятся судорожные припадки, параличи и парезы, в том числе и такая их форма, астазия — абазия, гиперкинезы, контрактуры, блефароспазм, мутизм, афония.

Из сенсорных нарушений и расстройств чувствительности наиболее характерны, для рассматриваемой формы, истерическая слепота, глухота, потеря обоняния, вкуса и нарушения чувствительности в виде гипестезий, анестезий, гиперестезий, парестезий.

Многие авторы считают, что при истерии выразительно-демонстративные клинические проявления в виде судорожных припадков, параличей, нарушений, стимулирующих патологию органов чувств, уступают место вегетативно-висцеральным расстройствам, которые в значительной степени обусловлены склонностью больных к задержке внешних проявлений резких эмоциональных реакций, с преобладанием формы реагирования в виде интимного страдания.

К вегетативно-висцеральным расстройствам, при истерическом неврозе, относятся нарушения сердечной деятельности, дыхания, ЖКТ, вегетативные и сексуальные расстройства.

Указанная группа вызывает наибольшее затруднение при отграничении истерического невроза от других форм.

Больные истерическим неврозом отличаются повышенной чувствительностью и впечатлительностью, внушаемостью и самовнушаемостью, неустойчивостью настроения. Будучи эгоистичными и эгоцентричными, они склонны привлекать к себе внимание окружающих.

Отмеченные особенности могут быть представлены как первичные, вторичные и третичные личностные образования:

К первым относятся эгоцентризм, аффективность, следствием которых частые переживания неудачи, приводящие, в свою очередь, к претенциозности, с одной стороны, и неуверенности в себе, с другой. Третичными личностными образованиями являются склонность к ухищрениям и уловкам для достижения цели, а также лживость, симуляция, театральность.

В отличие от истерического расстройства личности (психопатии) описанные выше особенности характеризуются меньшей степенью выраженности, не приводят к социальной дезадаптации.

Отмеченные личностные особенности пациентов обусловливают характерный для этой формы невроза общий тип патогенного конфликта (3 критерий в диагностике невроза). Этот конфликт характеризуется превышением требовательности к окружающим над требовательностью к себе и отсутствие критического отношения к собственному поведению.

Неврастения. Характеризуется общеневротическими нервно — психическими расстройствами, бессонницей, головными болями, а также различными вегетативно-висцеральными симптомами.

Наблюдается: повышенная утомляемость, относительное ухудшение психических функций (прежде всего памяти, внимания), повышенная раздражительность, неустойчивое настроение. Эмоциональные нарушения могут приобретать депрессивную окраску, по мере развития заболевания могут достигать степени синдрома невротической депрессии.

К проявлениям относят: ипохондрические симптомы, которые чаще выступают в виде астено- ипохондрического и депрессивно- ипохондрического синдромов. При данной форме неврозов встречаются все варианты нарушения сна, но наиболее часто встречаются пресомнические расстройства и легкие формы диссомнии. Головные боли, более характерны мышечного типа.

Практически обязательным симптомом неврастении нужно считать вегетативные расстройства, проявляющиеся в виде зябкости конечностей, общего и дистального гипергидроза, лабильностью пульса с наклонностью к тахикардии. Частыми симптомами являются: равномерное повышение сухожильных рефлексов, дрожание век и пальцев вытянутых рук, боли в мышцах, гиперстезия отдельных участков кожных покровов.

Большое значение имеют сексуальные расстройства, у мужчин — преждевременная эякуляция и ослабление эрекции, снижение полового влечения; у женщин — снижение полового влечения, неполное ощущение оргазма, иногда аноргазмия.

Для данной формы невроза характерны разнообразные нейросоматические расстройства, относящиеся к нарушениям сердечной деятельности, дыхательной системы, ЖКТ.

Выделяют три формы неврастении: гиперстеническую, раздражительной слабости и гипостеническую, которые рассматриваются либо как последовательные стадии динамики астенического синдрома, либо в качестве самостоятельных форм.

К признакам гиперстенической формы относятся повышение раздражительности, несдержанность, нетерпеливость. Имеющаяся повышенная активность не упорядочена, отсутствует её целенаправленность, больные легко переходят от одного вида деятельности к другому. Однако ввиду отсутствия достаточных сил каждый из них остаётся незавершенным.

Противоположная форма астении, гипостеническая, отличается более выраженным компонентом собственно астении как психической, так и физической, у пациентов снижается работоспособность и интерес к окружающему. Они постоянно чувствуют себя усталыми, вялыми и иногда сонливыми.

Форма раздражительной слабости занимает промежуточное значение. При ней наблюдается повышенная возбудимость и в то же время слабость, истощаемость, замечают заметные переходы от активности к апатии.

Особенностью личности, способствующей развитию неврастении, является стремление к чрезмерным, превышающим реальные возможности усилиям в основных видах деятельности.

Эта черта чаще всего формируется в условиях, когда постоянно стимулируют нездоровое стремление к успеху без учета реальных сил и возможностей человека. Также может присутствовать повышенная ответственность, излишняя добросовестность, стеснительность.

Конфликтная патогенная ситуация заключается в противоречии между оценкой возможности личности и завышенными стремлениями – с другой. Возникновению данного типа конфликта способствует требования, предъявляемые условиями высокого темпа и напряжения современной жизни.

Невроз навязчивых состояний. Включаются разнообразные навязчивые страхи (фобии). Если некоторые из фобий встречаются преимущественно в изолированном виде, то другие иногда выступают в различных сочетаниях. Одна фобия может привести к развитию и динамике невротического состояния вторичных навязчивых страхов. Например: кардиофобия обуславливает появление клаустрофобии, агорафобии и т.д.

Относительно более редкими, но весьма типичными проявлениями невроза являются обсессии. К ним относятся: навязчивые мысли, воспоминания, сомнения, движения, действия. Одна из распространенных разновидностей навязчивых действий – ритуалы.

В клинической практике нередко встречаются сочетания фобии с обсессиями. Так же в клин. Картине невроза навясчивых состояний встречаются общеневротические симптомы: повышенная раздражительность, утомляемость, трудность концентрации внимания, нарушение сна.

Невроз навязчивых состояний развивается не только при наличии психастенических черт характера: неуверенность в себе, мнительность, нерешительность, боязливость, но и без них таковых черт тоже. В этих случаях выявляются повышенная впечатлительность и чрезмерной чувствительностью при склонности к задержке внешних проявлений эмоций, что приводит больных к постоянной фиксации на значимых жизненных обстоятельствах. Этому же способствует склонность таких людей к самовнушению.

Такое поведение является результатом неправильного воспитания в обстановке чрезмерной опеки, запугивания, подавления самостоятельности, лишения собственной инициативы. Большое значение имеет предъявление противоречивых требований. Подобное воспитание формирует чувство собственной неполноценности, противоречивых жизненных установок и приводит к формированию нереальных, далеких от действительности материальных принципов. Противоречивые внутренние тенденции, выражаются в борьбе между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями, представляет собой основу для возникновения невроза навязчивых состояний. В этом случае личность колеблется в борьбе двух противоречивых тенденций: если одна из них становится доминирующей, продолжая встречать противодействие другой, создаются благоприятные возможности для возникновения невроза навязчивых состояний.

Медицинская знциклопедия. Медицинский словарь.
Неврозы. Симптомы, лечение, профилактика.

Группа заболеваний, возникающих вследствие воздействия психичесской травмы и сопровождающихся нарушением общего самочувствия, неустойчивостью настроения и сомато-вегетативными проявлениями. Невротический срыв в принципе возможен у любого человека, однако его характер и форма определяются целым рядом факторов. С одной стороны, формирование невроза находится в непосредственной зависимости от личностных особенностей человека, его наследственной избирательной переносимости внешних воздействий, уровня приспособительных возможностей организма. С другой стороны, возникновение того или иного невроза определяется характером психической травмы, которая может быть острой, одномоментной (например, внезапная смерть близкого человека) или длительно существующей неблагоприятной ситуацией (конфликтная напряженная обстановка в семье, на работе). Однако, в любом случае, психогенная ситуация должна быть эмоционально значимой для больного, представлять определенную жизненную ценность. Помимо этого, неврозы чаще возникают у лиц, перенесших психическую травму в детском возрасте, воспитывавшихся в неблагоприятных семейных условиях, часто болеющих соматическими болезнями.

Неврозы — это функциональные расстройства, т.е. обратимые (исчезают сами спустя некоторое время после действия психической травмы или поддаются полному излечению).

Больные осознают факт психического расстройства и критически оценивают свое состояние.

Отечественные психиатры выделяют обычно три основные формы неврозов: неврастению, истерический невроз и невроз навязчивых состояний. По Международной классификации рассматривают отдельно невротическую депрессию, фобический и ипохондрический неврозы, невроз страха и др. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся клинические формы неврозов.

Неврастения — состояние раздражительной слабости, т.е. сочетание повышенной возбудимости и раздражительности с быстрой утомяемостыо и истощаемостью. На начальном этапе болезни преобладают явления раздражительности, плохой переносимости эмоциональных и физических нагрузок, внешних раздражителей. Больные плохо переносят яркий свет, резкий шум, громкую речь, перепады температуры. У них легко возникают различные вегетативные реакции: сердцебиение, потливость, похолодание конечностей. Нарушается засыпание, сон поверхностный. Больные часто жалуются на головную боль, пульсацию или шум в голове, что затрудняет умственную деятельность. Постепенно реакции раздражительности замещаются быстрой истощаемостью, сильной слабостью, утомляемостью.

Смотрите так же:  Депрессия часто сопровождается

Больные не могут сосредоточить внимание, постоянно отвлекаются от работы. Появляется недовольство собой, обидчивость и плаксивость. При попытке заставить себя что-либо делать сразу появляется масса жалоб на плохое самочувствие, слабость, разбитость. Днем у таких больных состояние сонливости, а ночью — бессонница. При выраженных вегетативных симптомах больные начинают прислушиваться к деятельности своих органов (как бьется сердце, работает желудок, дышат легкие), фиксируются на неприятных ощущениях, с тревогой думая о возможных опасных болезнях.

В большинстве случаев неврастения заканчивается благоприятным исходом. Иногда достаточно разрешить ситуацию, вызывающую эмоциональное напряжение, и предоставить больному хороший отдых, и состояние быстро нормализуется. В других же случаях требуется довольно длительное лечение.

Истерический невроз — заболевание с полиморфной симптоматикой, проявляющейся функциональными соматическими, неврологическими и психическими нарушениями. Эти разнообразные расстройства возникают в связи с повышенной внушаемостью и самовнушаемостью больного. Поэтому симптомы истерии могут напоминать проявления самых различных болезней, за что ее и назвали «великой симулянткой». Истерический невроз чаще возникает у лиц с истерическим характером (см. Психопатии).

Из симптомов заболевания наиболее яркими являются истерические судорожные припадки, которые в настоящее время встречаются довольно редко. Возникает припадок обычно при наличии зрителей и в таком месте, где больной не может нанести себе повреждение. Сознание не выключается, а как бы сужается. Больной не падает, где попало, а выбирает предварительно место, чтобы не удариться (прежде, чем упасть, «соломки подстилает»).

Судорожные проявления не постоянны и разнообразны. Движения размашисты и хаотичны.

Бывает так, что тело пациентки (чаще встречается у женщин) выгибается в виде дуги. Если больная лежит в кровати, то ноги и руки вытягиваются, пальцы сводит судорогой («рука акушера»). Припадки могут быть без судорог, в виде различных кризов (гипертонических, сердечных), приступов удушья, дрожи в теле («трясучка»), длительных рыданий. Довольно часто встречаются такие симптомы, как параличи рук и ног, потеря чувствительности по типу «перчаток», «носков», нарушения походки. Несколько реже бывают истерическая слепота, глухота, немота. Больной молчит, когда ему задают вопросы, но отвечает на них письменно, в отличие от глухонемых. Больные истерией, как правило, демонстративны в проявлениях своей болезни. Они всегда подчеркивают исключительную тяжесть своего заболевания, говорят об «ужасных» страданиях, невыносимых болях, неповторимых и необычных симптомах. Вместе с тем, они не тяготятся своим «тяжелым» состоянием, не пытаются от него избавиться. Наоборот, болезнь для них является «желаемой», своеобразной защитной реакцией в сложившейся конфликтной ситуации (например, «я тяжело болею, поэтому меня нельзя уволить с работы»). При неблагоприятно складывающихся для больного обстоятельствах наблюдается усиление проявлений болезни. Поведение больных становится демонстративным, характер все более эгоистичным, все интересы сосредотачиваются только на себе и своей болезни. Истерические расстройства могут быть кратковременными или длительными, иногда принимают волнообразный характер с частыми обострениями. Все зависит от того, насколько больные могут добиться с помощью своей болезни, чего они хотят. Однако, в жизни получается все наоборот. Больные не столько реализуют свои интересы, сколько приносят себе ущерб. Разрушается семья, приходится оставить работу, вся жизнь превращается в сплошную болезнь.

Невроз навязчивых состояний — это заболевание, при котором непроизвольно возникают навязчивые мысли, страхи, движения, воспринимаемые больными как болезненные, с которыми они борются, но избавиться от них не могут. Наиболее часто встречаются навязчивые страхи (фобии), поэтому и выделяется фобический невроз. Под влиянием психической травмы возникает сначала вегетативная реакция в виде неприятных ощущений в сердце, животе, сопровождающаяся тревогой.

Если случается какой-нибудь приступ, обморок («стало плохо в метро»), то при повторении его формируется страх. Он постоянно преследует больного, особенно сильно проявляясь в тех местах и ситуациях, где возник впервые. Таким образом формируется навязчивый страх смерти, страх заболеть тяжелыми болезнями (инфаркт миокарда, рак, сифилис, СПИД). Если страх возник в метро, больные избегают метро, в дальнейшем страх может возникать и в других видах транспорта, и больные передвигаются только в сопровождении близких.

Больных с сифилофобией, спидофобией, боязнью заболеть особо опасными инфекциями охватывает сильный страх заражения, поэтому они предпринимают специальные меры предосторожности, десятки раз моют руки, дезинфицируют одежду, не пользуются чужими предметами, не ходят в общественные заведения (рестораны, театры и т.д.).

Страхи могут касаться не только болезней — высоты, темноты, закрытых и открытых пространств, страх переходить улицу («вдруг попаду под машину»), боязнь эскалатора, острых предметов («вдруг ударю ножом»).

Довольно часто возникают навязчивые контрастные влечения, т.е. желание сделать недозволенное, противоречащее воспитанию и установкам самого больного. Например, непреодолимое желание выругаться громко на площади, оскорбить вслух случайного человека. Отмечаются также и различные навязчивые движения рук, головы, подергивания, моргания и т. д. Больные могут на некоторое время сдержать подобные движения, однако, это требует большого напряжения. Невроз навязчивых состояний характеризуется обычно затяжным течением (в отличие от других неврозов), особенно у лиц, склонных к тревожности, мнительности, нерешительности, застреваемости.

Депрессивный невроз (невротическая депрессия) — психогенно возникающее депрессивное состояние, при котором сниженное настроение сочетается с функциональными соматическими нарушениями (вегето-сосудистая дистония). Невротическая депрессия чаще возникает у лиц с чертами прямолинейности, застреваемости, бескомпромиссности, с заостренным чувством долга и справедливости. Психическая травма обычно усугубляется или даже создается самим больным в силу особенностей характера. Подавленное настроение сопровождаетс плаксивостью. По утрам больные просыпаются с трудом, в состоянии вялости и разбитости. Однако, у них отсутствуют как ретроспективный анализ прошлого с идеями самообвинения, так и мысли о безысходности и бесперспективности будущего, влекущие за собой мысли о самоубийстве. Наоборот, больные скорее оптимистичны в отношении будущего. В отличие от других вариантов депрессии, подавленное настроение не влечет за собой полное снижение активности и инициативы, отмечается даже «бегство в работу».

При депрессии рекомендуется ношение рубина и тигрового глаза.

Ипохондрический невроз — патологическое состояние с необоснованно повышенным вниманием к своему здоровью и убежденностью в наличии тяжелого неизлечимого заболевания. Эта форма болезни может вытекать из других форм неврозов, например, фобического невроза, или возникать самостоятельно в психотравмирующих ситуациях определенного характера. Например, во время похорон родственника, умершего от инфаркта миокарда, возникло неприятное ощущение в сердце. Зафиксировался на этом. Повторные «боли» в сердце стали поводом для появления мыслей о болезни сердца, что, в свою очередь, явилось причиной обращения к врачу. Объективного подтверждения такие мнимые болезни и ощущения обычно не находят, что создает почву для последующих обращений к врачу и обследований. У таких больных иногда выявляются определенные функциональные соматические нарушения, однако, они не соответствуют тяжести воображаемой болезни.

Мысли о тяжелом неизлечимом заболевании приобретают доминирующий, сверхценный характер, а хождение по больницам и посещение врачей становится способом существования таких больных.

На ранних стадиях заболевания при соответствующем лечении ипохондрическая симптоматика может ослабевать или даже исчезать совсем. В более далеко зашедших случаях формируется ипохондрическое развитие личности, с трудом поддающееся терапии.

Лечение должно быть комплексным и индивидуально ориентированным. Необходимо провести анализ психотравмирующей ситуации и по возможности избавить больного от пребывания в ней. Большое значение при лечении неврозов имеют различные методы психотерапии: разъяснительная, направленная как на объяснение сущности болезни, так и методов борьбы с ней; гипноз (используется при навязчивых страхах, опасениях и т.п.), аутогенная тренировка, полезная при обильных вегетативных проявлениях, тревоге. Все возрастающее значение приобретает психоаналитическая терапия по вскрытию внутриличностных конфликтов и выявлению вытесненных в подсознание комплексов (например, при истерии, фобическом неврозе).

Общеукрепляющая терапия включает в себя назначение витаминов, ноотропов, физиопроцедур, иглорефлексотерапии. Из психотропных препаратов чаще всего используют транквилизаторы, в том числе с выраженным снотворным действием (при нарушениях сна). В меньшей степени применяют небольшие дозы антидепрессантов (азафен, пиразидол, инказан), «слабых» нейролептиков (френолон, сонапакс, меллерил). Выбор адекватной терапии осуществляется в зависимости от характера невроза и с учетом характерологических особенностей. При проведении психотерапии необходимо учитывать реальные возможности больных и наличие соответствующих социальных условий. Формирование новых интересов и ценностей не должно идти вразрез с основными жизненными установками больного.

Классификация неврозов: формы, течение, терапия, прогноз

Главная > Контрольная работа >Психология

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

по дисциплине «Клиническая психология»

Классификация неврозов: формы, течение, терапия, прогноз

гр. ЗПС-04-01-37204 Т.А.Карпова

1 Неврозы, их формы и течение………………………………………. ……….6

1.2 Невроз навязчивых состояний……………………………………………….9

Список использованных источников………………………………………. 18

В конце XIX века психология стала постепенно утрачивать характер умозрительной науки, в её исследования вносят методы естествознания. Экспериментальные методы В.Вундта и его учеников проникли психологические клиники. Экспериментально-психологические лаборатории были открыты и в России – лаборатория В.М.Бехтерева в Казани (1885), С.С.Корсакова в Москве (1886), затем лаборатории В.Ф.Чижа в Юрьеве, И.А.Сикорского в Киеве и др.

Уже на рубеже нашего века некоторые учёные говорят о возникновении новой отрасли психологической науки. Так, В.М.Бехтерев пишет в 1904 году: «Новейшие успехи психиатрии, обязанные в значительной степени клиническому изучению психических расстройств у постели больного, послужили основой особого отдела знаний, известного под названием патологической психологии, которая уже привела к разрешению весьма многих психологических проблем и от которой, без сомнения, ещё большего в этом отношении можно ожидать в будущем».

Смотрите так же:  Депрессия от сериалов

Расстройства психики рассматривались как эксперимент природы, причём затрагивающий большей частью ложные психологические явления, к которым экспериментальная психология ещё не имела подхода. Принятый в школе В.М.Бехтерева принцип качественного анализа нарушений психологической деятельности стал традицией отечественной психологии В.М Бехтеревым, С,Д.Владычко, В.Я.Анфимовым и другими представителями школы было разработано множество методик экспериментально-психологического исследования душевнобольных, некоторые из которых вошли в число наиболее употребляемых в советской патопсихологии.

Видную роль в определении направления отечественной экспериментальной психологии сыграл ученик Бехтерева А.Ф.Лазурский, организатор собственной психологической школы. Л.С.Выготский писал, что Лазурский относится к тем исследователям, которые были на пути превращения психологии эмпирической в научную. А.Ф.Лазурский был новатором в экспериментальной-методической области: он раздвинул границы эксперимента в психологии, применяя его в обычных условиях повседневной жизни, и сделал предметом экспериментального исследования конкретные формы деятельности и сложные проявления личности. Естественный эксперимент, разработанный А.Ф.Лазурским, вначале для педагогической психологии, был внедрён в клинику. В клинике «естественный эксперимент» применялся в ходе организации досуга больных, их занятий и развлечений – со специальной целью давались счётные задачи, ребусы, загадки, задания по восполнению пропущенных букв и слогов в тексте.

Вторым центром, в котором развивалась клиническая психология, была психиатрическая клиника С.С.Корсакова в Москве. В этой клинике была организована с 1886 г. вторая в России психологическая лаборатория, которой заведовал А.А.Токарский. Как и все представители прогрессивных направлений в психиатрии, С.С.Корсаков придерживался того мнения, что знание основ психологической науки даёт возможность правильного понимания распада психической деятельности душевнобольного человека. Не случайно он начинал чтение курса психиатрии с изложения основ психологии.

Большую роль в становлении патопсихологии как определённой области знаний сыграли идеи о предметной деятельности выдающегося советского психолога Л.С.Выготского, которые были в дальнейшем развиты в общей психологии его учениками и сотрудниками А.Н.Леонтьевым, А,Р,Лурия, П.Я.Гальпериным, Л,И.Божович, А.В.Запорожцем и др.

Выготский высказал положения, что 1) мозг человека располагает иными принципами организации функций, нежели мозг животного; 2) развитие высших психических функций не предопределено одной лишь морфологической структурой мозга; психические процессы не возникают в результате одного лишь созревания мозговых структур, они формируются прижизненно в результате обучения, воспитания, общения и присвоения опыта человечества; 3) поражение одних и тех же зон коры имеет разное значение на разных этапах психического развития. Эти положения во многом определили путь патопсихологических и нейропсихологических исследований.

Изменяя психическую деятельность человека, болезнь приводит к различным формам патологии личностных особенностей. В психиатрической литературе имеются исключительные по яркости и правдивости описания нарушения личности, характерные для различных заболеваний и состояний. Однако анализ этих нарушений проводится в основном в терминах житейской либо устаревшей эмпирической психологии. Поэтому исследование личностных сдвигов в понятиях современной материалистической психологии является в настоящее время одной из наиболее перспективных задач. Эти исследования нужны не только психиатрической практике, они полезны и для разрешения теоретических вопросов психологии личности.

В настоящее время широко проводятся исследования изменений иерархического построения мотивов, их смыслообразующей функции; исследуется так называемая внутренняя картина болезни при разных психических заболеваниях. Используя теорию установки Д.Н.Узнадзе, ряд психологов и психиатров Грузии изучают нарушения установки при различных формах психических заболеваний. Все эти исследования позволяют подойти к изучению поставленного в своё время Л,С,Выготским вопроса о соотношении развития и распада психики, вопроса, имеющего методологическое значение.

Участие психологов становится сейчас не только необходимым, но часто ведущим фактором как в восстановительной работе, так и в области профилактики психических заболеваний.

1 Неврозы, их формы и течение

Неврозы – обратимые пограничные психические нарушения, осознаваемые больными, обусловленные воздействием психотравмирующих факторов и протекающие с эмоциональными и соматовегетативными расстройствами.

Основной причиной невроза является психическая травма, однако имеют значение и пеморбидные особенности личности. Чем больше предрасположенность к развитию невроза, тем меньше имеет значение психическая травма. Понятие «преморбитная личностная предрасположенность к неврозам» включает унаследованные от родителей такие черты характера, как эмоциональная неустойчивость, тревожность, ранимость; особенности формирования личности и уровень её зрелости; различные астенизирующие факторы, предшествующие возникновению невроза (например, соматические болезни, переутомление, недосыпание).

Большое значение имеют особенности формирования личности. Так, отмечено, что психические травмы, перенесённые в детском возрасте, способствуют появлению невроза у взрослых. При этом играет роль и возраст, в котором ребёнок оказался в психотравмирующей ситуации, так как черты, свойственные этому периоду могут сохраниться у взрослого. Например, у взрослого человека в возрасте 7 – 11 лет потерявшего родителей, перенесшего длительную разлуку с ними или переболевшего тяжёлым соматическим заболеванием с длительным пребыванием в больнице, могут отмечаться такие личностные особенности, как чрезмерная непосредственность в общении, эмоциональная лабильность, то есть черты, свойственные детям 7 – 11 лет. Наличие их у взрослого человека создаёт трудности в общении с окружающими и ведёт к нарушению адаптации.

В возрасте 11 – 14 лет формируется интеллектуальная деятельность. С этого периода подросток может самостоятельно строить сложные умозаключения, планировать поступки. Обычно становление интеллектуальной деятельности сопряжено с усложнением эмоциональной сферы. При психотравмирующих ситуациях живость, активность, заинтересованность в происходящем, наблюдающиеся в норме, подавляются неприятными переживаниями. Развивающаяся интеллектуальная деятельность может приобретать отвлечённый характер. Подросток, переживший психическую травму, становится как бы более взрослым. Он начинает много читать, рассуждать о сложных проблемах в ущерб контактам со сверстниками и интересам, свойственным детям его возраста. При этом расстройства психики отсутствуют, но гармоничность процесса формирования личности нарушается.

Большую роль в неправильном формировании личности играют дефекты воспитания. Родители, чрезмерно опекающие ребёнка, подавляют его активность, навязывают ему собственные интересы, решают за него все проблемы, часто предъявляют повышенные требования к школьным успехам, унижают его. В таких условиях формируются такие черты характера, как робость, нерешительность, неуверенность в своих силах, появляются затруднения в общении со сверстниками. Эти черты, сохранившиеся у взрослых, могут предрасполагать к неврозам. Когда же ребёнок становится кумиром семьи, не знает никаких запретов, любым его поступком восторгаются, все желания немедленно удовлетворяются, у него не формируется целеустремлённость, способность преодолевать трудности, сдержанность и другие качества, необходимые в общении с окружающими.

Принято различать три основные клинические формы неврозов: неврастению, истерический невроз, невроз навязчивых состояний. В 70-80-е годы отечественные психиатры стали выделять также невротическую депрессию (депрессивный невроз). В Международной классификации болезней представлено большее число неврозов. Например, невротические фобии, невроз страха (тревоги), ипохондрический невроз. Клиническая практика и длительные катамнестические наблюдения свидетельствуют о том, что эти формы могут оцениваться как этапы в динамики основных форм неврозов.

Неврастения, сопровождаясь физическим истощением, характеризуется расстройством функций вегетативной нервной системы, повышенной раздражительностью, утомляемостью, слезливостью, подавленным настроением (депрессия).

В начальный период заболевания возникают вялость, пассивность или двигательное беспокойство с суетливостью, отвлекаемостью и истощаемостью внимания, усиливается утомляемость к концу дня или недели. Появляются необоснованные страхи, недовольство, подавленность настроения, непереносимость резких или громких звуков, запахов, температурных колебаний и других раздражителей. Жалобы на головную боль, неприятные ощущения в различных участках тела. Характерны также расстройства сна в виде трудности засыпания, стойкой бессонницы, сновидений с ночными страхами. Иногда у больных неврастенией отмечают нарушение аппетита, тошноту, необъяснимые расстройства стула, нейродермиты, энурез, тик, заикание, обморочные состояния. Основными симптомами неврастении является раздражительная слабость и повышенная истощаемость, в связи с преобладанием первой или второй выделяют:

а) гиперстеническую форму неврастении, основой которой является ослабление внутреннего торможения, что проявляется в раздражительности, эксплозивных реакциях, несдержанности, импульсивности;

б) гипостеническую, в основе которой лежит истощение раздражительного процесса с явлениями запредельного охранительного торможения. В клинике преобладают чувство усталости, слабости, сонливости, некоторая психомоторная заторможенность. Эти формы могут быть разными стадиями.

Другие статьи

  • Физическое развитие ребенка формулы УХОД ЗА ЗДОРОВЫМ И БОЛЬНЫМ РЕБЕНКОМ. ДЕТСКИЕ БОЛЕЗНИ По каким основным, признакам проводится оценка физического развития ребенка Основными признаками физического развития являются рост, вес, окружность грудной клетки, окружность головы. В последние десятилетия […]
  • Уход за детьми в разных странах Сколько длится отпуск по уходу за ребенком в разных странах? В некоторых странах новоиспеченные матери могут спокойно оставаться дома в течение нескольких месяцев после родов. И все это время им не нужно беспокоиться о деньгах, потому что государством это время […]
  • Проблемы здоровья детей дошкольного возраста Проблемы здоровья детей дошкольного возраста Зарабатывай с нами! Не оставляя основного места работы или учебы!! Ухудшение здоровья детей - проблема современного общества Автор: Будем Здоровы Ухудшение здоровья детей - проблема современного общества Cостояние […]
  • Критерии психического здоровья детей дошкольного возраста Критерии психического здоровья детей дошкольного возраста Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения является одной из центральных в современном образовании и рассматривается в рамках здоровьесберегающей педагогики. Современная система образования […]
  • Конвенция развития дополнительного образования детей Концепция развития дополнительного образования Принятая в 2014 году Концепция дополнительного образования детей призвана в полной мере обеспечить право подрастающего поколения на развитие и свободный выбор видов деятельности, способствующих личностному и […]
  • Пособие по безработице увольнение по уходу за ребенком до 14 лет Размер пособия при увольнении по собственному желанию по уходу за ребенком Пособие по безработице гражданам, уволенным из организаций по собственному желанию по уважительным причинам (а указанная Вами причина относится к уважительным), если они в течение 12 месяцев, […]