Неврозы у детей захаров

Неврозы у детей и подростков — самый распространенный вид нервно-психической патологии. Как психогенные заболевания формирующейся личности, неврозы в аффективно-заостренной форме отражают многие проблемы человеческих отношений, прежде всего понимания и общения между людьми, поиска своего «я», оптимальных путей самовыражения, самоутверждения, признания и любви. Первоначально неврозы представляют эмоциональное расстройство, возникающее преимущественно в условиях нарушенных отношений в семье, прежде всего с матерью, которая обычно является наиболее близким для ребенка лицом в первые годы его жизни. Не меньшую патогенную роль в последующие годы играют отношения с отцом, если он не способен своевременно разрешить личностные проблемы развития своих детей. Оба родителя испытывают много личных проблем, нередко сами больны неврозом и придерживаются догматически воспринятых или исходящих из прошлого травмирующего опыта взглядов на воспитание без учета индивидуального своеобразия и возрастных потребностей детей. Все это дает основание рассматривать невротическое, психогенное по своему происхождению заболевание ребенка как своего рода клинико-психологическое отражение личностных проблем родителей, начинающихся нередко еще в прародительской семье. Неврозы — это своеобразный клинико-психологический феномен, формирующийся на протяжении жизни трех поколений — прародителей, родителей и детей.

Невроз является психогенным заболеванием формирующейся личности, поэтому на него оказывает влияние все то, что может осложнить процесс формирования личности у детей и способствовать общему нарастанию нервно-психического напряжения у родителей. К этим факторам относятся причины социально-психологического, социально-культурного и социально-экономического характера.

Из социально-психологических факторов заслуживают внимание наличие единственного ребенка в семье или эмоциональная изоляция одного из детей, если их несколько, недостаточная психологическая совместимость родителей и детей; конфликты; одностороннее преобладание (доминирование) одного из взрослых (как правило, матери или бабушки по материнской линии, если она проживает в семье); перестановка или инверсия традиционных семейных ролей; низкая продуктивность совместной деятельности членов семьи и, наконец, известная изолированность семьи в сфере внешних контактов.

Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез

Анамнез, этиология и патогенез. Л.: Медицина, 1988. 174 с

В работе «Неврозы у детей и подростков» рассматривается взаимосвязь невротических расстройств с особенностями психического развития, с условиями воспитания и семейными отношениями, приводятся всевозможные формы их проявлений, раскрываются личные качества и характеристики родителей, приводящие к осложнениям внутрисемейной ситуации и невротическому развитию детей.

Введение.
Исходные понятия.
Дефиниция.
Эпидемиология неврозов.
Источники психогений.
Конституционально-генетический фактор.
Дата рождения, количество детей в семье и порядок рождения.
Своеобразие психического развития детей.
Антенатальные патогенные факторы.
Перинатальные патогенные факторы.
Постнатальные патогенные факторы.
Невропатия.
Резидуальная церебральная органическая недостаточность.
Дизонтогенез.
Темперамент.
Эмоциональный контакт родителей и детей.
Проблемы адаптации.
Упрямство.
Своеобразие детей до заболевания неврозом.
Страх и тревога в генезе неврозов.
Определение страха и его разграничение.
Значение страха.
Диагностика.
Распространенность страхов.
Семейная обусловленность страхов.
Возрастные особенности.
Страхи при неврозах.
Обследование детей.
Методика семейного приема.
Игра в кегли.
Интервью.
Рисование как способ диагностики.
Использование вопросников.
Внушаемость.
Личность родителей и отношения в семье.
Состав семьи и образование родителей.
Личность родителей.
Социально-психологическая структура семьи.
Конфликт в семье.
Особенности воспитания.
Неполная семья.
Патогенез неврозов у детей и подростков.
Конституциональный фактор.
Нервно-соматическая ослабленность.
Преморбидные особенности детей.
Возрастной фактор.
Понятие «жизненной ситуации».
Психическая травма.
Внутренний конфликт.
Нервно-психическое напряжение.
Патофизиология неврозов.
Изменения личности.
Заключение.
Приложение. Шкала невротизации.
Указатель использованных методик.
Литература.

Смотрите так же:  Можно лечить шизофрению

Неврозы у детей и психотерапия

Глава 1. РАЗВИТИЕ НЕВРОЗОВ У ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

К изучению роли аномалий семейного воспитания в патогенезе неврозов детского возраста

Самооценка при неврозах у детей и подростков

Структура семьи при неврозах

К изучению семейных отношений при неврозах детского возраста

Предпосылки патогенетически обоснованной семейной психотерапии детей с невротическим расстройствами

Преемственность отклонений в воспитании в прародительской и родительской семье

Возраст детей и нервно-психическое напряжение у родителей

Глава 2. ПРОЯВЛЕНИЯ НЕВРОЗОВ

Возрастные и половые аспекты психического и физического здоровья детей (по данным эпидемиологического исследования)

К изучению страха речи в структуре логоневроза у детей и подростков

Психопрофилактические аспекты возрастной динамики страхов у детей и подростков

Влияние семейных факторов на снижение темпа психического развития детей

Неврозы как способ психологической самоактуализаци и личности

Глава 3. ЭКСПЕРИМЕЙГГАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ, НЕВРОЗОВ И ПСИХОТЕРАПИИ

Клинико-экспериментальное исследование внушения у детей и подростков

Экспериментальное исследование внушаемости как личностно детерминированного процесса

Устранение нарушений билатеральной регуляции головного мозга посредством гипнотерапии

Соотношение между внушаемостью и авторитарным настроем у лиц мужского и женского пола

Экспериментально-психологическое сравнение эффективности суггестивных методов влияния на личность

Психологические особенности восприятия детьми роли родителей

Глава 4. ВОСПИТАНИЕ И СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПРИ НЕВРОЗАХ У ДЕТЕЙ

К вопросу о неосознаваемых семейных сторонах супружеского конфликта

Влияние эмоционального стресса матери на течение беременности и родов

Об избирательной чувствительности детей к негативным отношениям родителей

Понятие «зона ближайшего психического развития» и современная школа

Особенности стрессовых изменений билатеральной индивидуальности у детей и подростков

Глава 5. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПСИХОТЕРАПИИ НЕВРОЗОВ

К психотерапии невротических реакций страха в раннем детском возрасте

Динамика семейной психотерапии в клинике неврозов детского возраста

Групповая психотерапия при неврозах детского возраста

Семейное консультирование как способ оптимизации и коррекции формирования личности у детей с неврозами

Современные подходы к психотерапии неврозов у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Перспективы развития школьной психологической службы в связи с задачами обучения психологов

Научные работы А.И.Захарова, опубликованные в настоящем сборнике

Монографии автора, опубликованные на русском языке

Проблема неврозов стара, как мир, если понимать под ними неразрешимые переживания и драмы, оставляющие глубокий след в психике и жизни следующих поколений. Мы знаем — неврозы не витают в безвоздушном пространстве и не являются обитателями только души. Они — материализованы, то есть имеют определенную психофизиологическую «подкладку», убедительно доказанную И.П.Павловым и его школой. Вместе с тем неврозы нельзя понять без достижений психологии с ее объединяющим взглядом на невроз как страдание тела и души одновременно. Практическое воплощение это нашло в понимании В.Н.Мясищевым (врачом и психологом) неврозов как психогенных заболеваний личности. В его концепции невроз — болезнь личности, в которой как раз и существует единство психологических и биологических факторов. Само же невротическое расстройство возникает под воздействием индивидуально значимых психотравмирующих жизненных обстоятельств. Что касается детей, то наиболее полно подобная точка зрения представлена в непреходящей по своей ценности статье «Личность ребенка-невротика» (1934 г.).

Мы имели опыт общения с В.Н.Мясищевым с начала 60-х годов, когда присутствовали вместе с Б.Д.Карвасарским, В.К.Мягер, ВА.Ташлыковым и другими выдающимися неврозологами на блестяще проводимых клинических разборах больных неврозами. Безусловно, мы уже знали о достижениях отечественной психоневрологии и психотерапии и были достаточно знакомы с психоанализом, но все это не шло ни в какое сравнение с тем, как Владимир Николаевич обосновывал реальные психологические корни неврозов и строил на их основе свой метод патогенетической психотерапии. В конце 60-х годов и начале 70-х В.Н.Мясищев неоднократно приезжал в Городское отделение по лечению неврозов при 26 детской поликлинике Выборгского района Ленинграда, где автор работал с 1968 по 1988 год, чтобы ознакомиться с основанными на идеях патогенетической психотерапии новыми методами изучения и лечения неврозов у детей и подростков. Мы формально не можем считать себя учеником В.Н.Мясищева, поскольку нашли свое понимание проблемы, но последователем являемся несомненно.

Смотрите так же:  Сестер олсен анорексия

С тех пор прошло много лет. Постоянно совершенствовался наш метод психотерапии, появились новые данные о неврозах, но ведущим остался принцип патогенетической психотерапии, в представлении В.Н.Мясищева. Он состоит в активной перестройке нарушенных отношений при неврозах на основе действенного осознания источников, причин, ведущих к невротизации личности, как в прошлом, так и в настоящем. В детском возрасте, согласно нашему опыту, подобное осознание должно проводиться через родителей, поскольку их собственные невротические расстройства и характерологические особенности вместе с нарушенными отношениями в семье и неправильным воспитанием и являются ведущим семейным фактором происхождения неврозов у детей и подростков. Соответственно, трудно, а подчас и невозможно помочь детям при неврозах без активного участия родителей и изменения их отношения к себе, между собой и с детьми. Именно в этом аспекте и представлено большинство исследований в данной книге. Из них видна сложность проблем семейного воспитания и родительского конфликта при неврозах у детей, но именно через раскрытие этих проблем можно найти более надежный психотерапевтический ключ к лечению невротических расстройств у детей и подростков.

Другой важной частью проведенных исследований является изучение личностных и психических свойств детей и родителей, способствующих появлению неврозов. Здесь также были найдены существенные уточнения и дополнения, позволяющие создать профильный клинико-психологический портрет не только ребенка с риском невротического заболевания, но и его родителей и прародителей в рамках развиваемой нами концепции о неврозах у детей как клинико-психологическом выражении проблем жизненного пути трех поколений.

Построить более оптимально и дифференцирование процесс патогенетической психотерапии лучше всего посредством изучения личностного развития детей с неврозами в сравнении с нормой. Это относится к полоролевой идентификации, страхам, внушаемости и другим, не менее важным характеристикам развития. В связи с этим проведены обширные эпидемиологические исследования, позволяющие более точно определить грань между возрастной нормой и невротическим заболеванием.

Для успешного лечения неврозов нужно знать не только ребенка и его окружение, но и сам механизм действия психотерапевтических методов. Поэтому проведены базисные экспериментальные исследования технологии и алгоритма индивидуальной, групповой и семейной психотерапии, психологических механизмов действия игры, внушения и гипноза.

В итоге формируется целостная панорама причинных факторов, механизмов развития и проявлений невротических расстройств личности у детей и подростков, позволяющая индивидуально-направленно разрабатывать и применять наиболее эффективные, апробированные многолетним опытом методики психотерапии. Вместе взятое, это позволяет говорить о создании отечественной школы патогенетически обоснованной детской и семейной психотерапии неврозов у детей и подростков.

Неврозы у детей захаров

Неврозы у детей — книга, написанная автором по имени Захаров А.И., находится здесь: всего лишь в один клик произвдение Неврозы у детей можно или скачать, или начать читать онлайн без регистрации и без СМС. Надеемся, что книга Неврозы у детей вам понравится. Дополнительную информацию о книге Неврозы у детей можно поискать в Википедии.

Смотрите так же:  Кто диагностирует аутизм

Размер заархивированной электронной книги Неврозы у детей составляет 247.65 KB

Неврозы у детей — Захаров А.И. — читать книгу онлайн
Надеемся, что вам понравится книга Неврозы у детей!
Произведение Неврозы у детей может быть в формате TXT или RTF, или же в формате FB2, EPUB или PDF.

Неврозы у детей и подростков

О книге «Неврозы у детей и подростков»

В монографии ‘Неврозы у детей и подростков’ рассматривается взаимосвязь невротических расстройств с особенностями психического развития, с условиями воспитания и семейными отношениями, приводятся всевозможные формы их проявлений, раскрываются личные качества и характеристики родителей, приводящие к осложнениям внутрисемейной ситуации и невротическому развитию детей.

На нашем сайте вы можете скачать книгу «Неврозы у детей и подростков» Захаров Александр Иванович бесплатно и без регистрации в формате doc, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Электронный каталог библиотеки
ФГБОУ ВО МГППУ

  • Новые поступления
  • Простой поиск
  • Расширенный поиск
  • Авторы
  • Издательства
  • Серии
  • Тезаурус (Рубрики)
  • Учебная литература:
    • Список дисциплин
  • Информация о фонде
  • Помощь

Электронный каталог: Захаров, А.И. — Неврозы у детей и психотерапия

Захаров, А.И. — Неврозы у детей и психотерапия

Захаров, А.И.
Неврозы у детей и психотерапия / А.И. Захаров. – Санкт-Петербург : Союз, 1998. – 336 с. – ISBN 5-87852-060-5.

На большом эмпирическом материале показана связь неврозов с нарушениями еще в прародительской семье семейными отношениями и неправильным, неадекватным воспитанием. Разработаны методики психотерапии неврозов у детей как системно понимаемого процесса индивидуальной, групповой и семейной психотерапии

Другие статьи

  • Чем можно кормить новорожденного ребенка если нет молока Вместо молока. Чем кормить малыша в первый год его жизни Рассмотрим, в чём заключаются особенности питания ребёнка до 3 лет. Неправильное питание во время беременности приводит к увеличению частоты и тяжести ранних и поздних гестозов, невынашиванию беременности, […]
  • Заикание у ребенка 8 лет В чем причины заикания и как верно подобрать лечение этой патологии у детей В логопедии заикание определяется как сложное нарушение речевой деятельности, проявляемое в виде непроизвольного повторения одних и тех же звуков по несколько раз вследствие судорожных […]
  • Методика занятий с детьми с аутизмом Вопрос-ответ. Какие занятия смогут улучшить социальные навыки ребенка аутизмом? Рекомендации психолога, специализирующегося на синдроме Аспергера и высокофункциональном аутизме у подростков и взрослых, по выбору целей и методов для развития социальных навыков Доктор […]
  • Признаки шизофрении у ребенка 12 лет Шизофрения у детей Детская шизофрения – психическое заболевание, которое относится к разряду хронических. Оно часто сопровождается аутизмом, низкой эмоциональностью и активностью, проявлениями психопатологических симптомов, среди которых галлюцинации и бред. Согласно […]
  • Проходит ли сама шизофрения Симптомы шизофрении иногда пропадают с возрастом Неужели подобная болезнь может просто пройти сама по себе? Знаменитый математик Джон Нэш, лауреат Нобелевской премии по экономике, утверждал, что его состояние с годами значительно улучшилось, причем без лекарств. Джон […]
  • Актовегин при шизофрении Шизофреническая деменция: особенности заболевания Шизофрения характеризуется нарушением интеллекта, асинхронными процессами мышления, раздробленностью восприятия, при этом больные долгое время хорошо ориентируются в пространстве и времени, а также сохраняют отменную […]