Никольская аутизм диагностика

Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностическая карта. Исследование ребенка первых двух лет жизни при предположении у него раннего детского аутизма

Использование предложенной специальной диагностической карты целесообразно для исследования ребенка первого и второго года жизни.

Приведенные вопросы добавляются к традиционному психиатрическому либо патопсихологическому анамнезу в случае, если основные жалобы родителей либо данные сопутствующих документов вызывают предположение о возможности РДА.

Такой претендент в клинической, в частности психоневрологической клинике, не единственный. Известны специальные схемы анамнеза и статуса детей и взрослых, страдающих эпилепсией и другими заболеваниями. За рубежом имеется ряд схем для обследования детей с РДА. Однако диагностические критерии РДА у детей первых лет жизни представлены в них значительно менее подробно, во многих выпадают сведения об отдельных сферах развития (эмоциональной и т. д.).

Естественно, что у данного аутичного ребенка будут проявляться не абсолютно все признаки РДА, западения в отдельных сферах будут выступать в разной степени. Поэтому представленная ниже подробная диагностическая карта, фиксирующая особенности развития всех неврологических сфер ребенка, должна способствовать не только ранней диагностике и терапии РДА, но и выбору методов психологической коррекции, адекватных клинико-психологическому варианту РДА и индивидуальным особенностям ребенка.

Диагностика раннего детского аутизма

Секция: Педагогика

XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Диагностика раннего детского аутизма

В настоящее время проблема раннего детского аутизма является одной из актуальных. Актуальность и повышенный интерес к данному вопросу объясняется тенденцией к активному увеличению числа детей с ранним детским аутизмом.

Вопросом изучения раннего детского аутизма занималось множество ученых, среди которых: К.С. Лебединская [1], О.С. Никольская [3], Л.Г. Нуриева [4], Е.А. Янушко [5] и другие. Не смотря на это, данный вопрос не теряет своей значимость в настоящий момент, это связано с возникновением трудностей своевременной и качественной диагностики раннего детского аутизма.

Часто, в связи с тем, что данная проблема недостаточно освящена, родители не обращают внимания на проявления раннего детского аутизма, а значит, упускают момент своевременного коррекционного вмешательства. Исходя из этого, важным становится зависимость между диагностикой раннего детского аутизма и составлением коррекционного маршрута ребенка.

Отсутствие достаточной информации о выявлении раннего детского аутизма заставляет родителей не замечать проявлений данной проблемы. При этом следует отметить, что признаки раннего детского аутизма могут проявляться даже в младенческом возрасте. Так, родители отмечают, что ребенок с аутизмом в первый год жизни не ловит взгляда матери, не рассматривает игрушки. Часто родители ребенка с аутизмом характеризуют его, как серьезного и сосредоточенного, отмечая отсутствие улыбки и смеха. Также родители говорят об отсутствие какой-либо реакции на собственное имя. Большинство родителей отмечают отказ ребенка от грудного вскармливания. В младенчестве дети с аутизмом могут проявлять чрезмерную активность: постоянные двигательные акты, нервозность, крики, плач или чрезмерную пассивность: взгляд, обращенный в одну точку, безразличность к окружающему миру. Многие родители говорят об особенностях сна, в первый год жизни у детей с аутизмом отмечается длительный период, в котором дети «путают» день и ночь, бодрствуя при этом ночью и постоянно засыпая днем. Родители интересно описывают момент, когда они берут ребенка на руки: «Такое ощущение, что он не готов к тому, что его взяли. Складывается впечатление, что берешь в руки мешок с мукой, ведь даже если ребенку дискомфортно, он не проявляет недовольства». Многие родители говорят о тревожности у ребенка на смену обстановки в комнате, на изменение запаха парфюма.

В раннем возрасте проявления аутизма становятся более выраженными. К трем годам явным становится проблема речевого развития, у детей с ранним детским аутизмом проявляется отсутствие или недоразвитие речи. Часто родители отмечают, что гуление, лепет и первые слова у ребенка появились своевременно, а ближе к полутора годам были утеряны все речевые навыки и ребенок «перешел» на вокализации. Все родители говорят об отсутствие коммуникативных умений ребенка, дети не могут обращаться с просьбой ко взрослым, не вступают в коммуникативное взаимодействие со сверстниками. Большинство родителей отмечают наличие аллергии на пищевые продукты и избирательность в еде. Дети с ранним детским аутизмом часто неадекватно реагируют на слуховые, зрительные, пищевые, обонятельные раздражители. Так, родители рассказывают о том, что ребенок с аутизмом склонен к длительному рассматриванию татуировок, поглаживанию накрашенных ногтей, закрыванию ушей руками при звуке дрели или пылесоса, сосанию тканей. Многие родители описывают ситуации, в которых ребенок может неадекватно отреагировать на незнакомого человека: обнять или ударить его. Все родители отмечают наличие стереотипного поведения у ребенка с аутизмом.

К.С. Лебединская подразделяет проявления раннего детского аутизма в раннем возрасте на несколько групп:

· Вегетативно-инстинктивная сфера: слишком длительный сон, крик или плач при пробуждении, ночные страхи, плохое засыпание, а также особенностей двигательной сферы ребенка: кружение вокруг своей оси, раскачивание, самостимуляции, отсутствие жестов, гипертонус / гипотонус мышечной мускулатуры.

· Аффективная сфера: беспричинное повышение или понижение настроения, повышение высоты голоса, агрессивное отношение по отношению к себе или к другим, тревожность, капризность, плаксивоть, отсутствие чувства самосохранения, наличие страха воды, животных, света, шума, прикосновений.

· Коммуникативная сфера: отсутствие фиксации на лице и глазах собеседника, отсутствие отклика на свое имя, избегание взгляда человека, задержка в узнавании близких людей, отстранение или гиперпривязанность к матери, тревога при появлении нового человека, игнорирование сверстников, придумывание собственных слов, отсутствие эмоциональных проявлений или чрезмерная эмоциональность.

· Интеллектуально-игровая сфера: задержка формирования навыков самообслуживания, большой интерес к отдельным областям, непонимание обращенной речи, плохая сосредоточенность, а так же игровой деятельности ребенка: манипуляция одной игрушкой, склонность к выкладыванию рядов, любовь к перелистыванию книг, любовь к округлым предметам, предпочтение игры в одиночку.

· Сфера восприятия: зрительного, слухового, тактильного, обонятельного, вкусового. Особенности проявлений: отсутствие реакции на слуховой и зрительный раздражитель, плохая переносимость одежды, сосание несъедобных предметов или тканей, перебирание пальцев у лица, стремление раздеться, получение удовольствия от удушья, аллергии, избирательность в еде, исследование окружающего с помощью обнюхивания, близкого разглядывания предметов у лица, облизывания, ощупывания [1].

Необходимо отметить, что в отечественной научно-исследовательской литературе наиболее значимой среди многообразных проявлений, указывающих на наличие раннего детского аутизма, признается следующая специфическая триада симптомов:

1. Уход в себя, грубое нарушение коммуникативной деятельности ребенка.

2. Стереотипность поведения.

3. Особая задержка и (или) специфическое нарушение речевого развития.

Одновременно с этим, выявить у ребенка ранний детский аутизм до трех лет не всегда представляется возможным. Причиной этого является то, что некоторые симптомы аутизма наблюдаются и при нормальном развитии ребенка. Из-за этого диагноз зачастую ставят с опозданием. Для раннего детского аутизма характерно разнообразное проявление симптоматики, при этом ребенок может иметь только два-три симптома, что тоже затрудняет диагностику.

Несмотря на это, О.С. Никольская говорит о том, что диагностика раннего детского аутизма чрезвычайно важна, поскольку необходимо отличать аутизм от других расстройств. В частности дифференцировать синдром раннего детского аутизма от следующих нарушений:

· Умственная отсталость. У детей с умственной отсталостью снижение интеллекта носит тотальный характер. Умственно отсталые дети используют в большей степени значения слов, в то время как дети с ранним детским аутизмом показывают противоположенные результаты. Кроме того, в особенности при синдроме Дауна, дети не просто способны, а даже стремятся устанавливать эмоциональные отношения с окружающими людьми.

· Шизофрения. Как правило, у детей с аутизмом не наблюдаются расстройства мышления, сопровождаемые бредом и галлюцинациями. Кроме того, детская шизофрения начинается после периода относительно или нормального развития. Вместе с этим совершенно определена наследственная отягощенность шизофренией, склонность к заболеванию по семейной линии.

· Депривационные расстройства. В данном случае проявления аутизма могут возникать при психосоциальной депривации. Тем не менее, изменение ситуации, обеспечение ребенку соответствующей стимуляции способно привести к улучшениям коммуникативного поведения, относительной нормализации дальнейшего развития ребенка [3].

Подводя итог, следует отметить, что в случае обнаружения у ребенка симптомов раннего детского аутизма, родителям незамедлительно следует обратиться к специалисту. Данная статья будет полезна для родителей, а также для педагогов, дефектологов, логопедов, обучающих детей с ранним детским аутизмом.

Смотрите так же:  Психическое расстройство сталина

Советы специалистов

(Материал подготовлен Куракиной М.П., учителем-дефектологом )

Термин «аутизм» образован от латинского слова autos — «сам», «аутизм» — погружение в себя. Это психиатрическое нарушение.

В настоящие время большинство авторов полагает, что ранний детский аутизм (РДА) является следствием особой патологии в основе которой лежит недостаточность центральной нервной системы — ЦНС. Известно только, что у аутичных детей признаки мозговой дисфункции наблюдаются чаще обычного, у них нередко проявляется нарушение биохимического обмена. Недостаточность может быть вызвана широким кругом причин: генетической обусловленностью, хромосомными аномалиями, врожденными обменными нарушениями, патологией беременности и родов, последствиями нейроинфекций, ранним шизофреническим процессом.

Характерной чертой психологического развития при аутизме является противоречивость, неоднозначность, его проявлений. Аутичный ребенок может проявить себя умственно отсталым и высокоинтеллектуальным, одаренным в какой-то области (музыка, математика), но при этом не имеющим простейших бытовых и социальных навыков, один и тот же ребенок в одних ситуациях оказывается неуклюжим, а в других демонстрирует удивительную моторную ловкость.

Видя такого ребенка, мы можем сказать, что у него очевидные нарушения общения. Но нарушения общения у детей могут возникать по разным причинам:

— поражения центральной нервной системы, обусловивших недостаточность речи или слуха;

— тяжелые формы психической депривации (воспитание в условиях, препятствующих развитию человеческих особенностей психики).

Во всех этих случаях нарушения общения имеют вторичный характер. Они значительно уменьшаются при коррекции основного расстройства.

Но у детей с аутизмом нарушение общения преобладает во всем поведении ребенка и занимает главное место в формировании его аномального развития.

Исследования, проведенные в разных странах показали, что частота проявлений детского аутизма составляет 3- 6 случаев на 10 детей, причем он встречается у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек. В последнее время все чаще подчеркивается, что вокруг «чистого» клинического синдрома группируются множественные случаи сходных нарушений в развитии коммуникации. Частота нарушений такого рода, по мнению многих авторов, возрастает до внушительной цифры: 21-26 из 10000 детей.

Дети с ранним детским аутизмом имеют нарушение психического развития, характеризующееся аутистической формой контактов с окружающими, расстройствами речи и моторики, стереотипностью деятельности и поведения.

Существуют диагностические критерии:

1. Нарушения в социальном взаимодействии

  • отсутствие или выраженная кратковременность зрительного контакта, сопротивление тактильному контакту;
  • неспособность развития отношений со сверстниками с использованием взаимного обмена интересами, эмоциями или общей деятельности;
  • редко ищут или используют поддержку других людей для успокоения или сочувствия в периоды стресса и (или) успокаивают, сочувствуют другим людям, имеющим признаки стресса или огорчения.

  • отставание или полное отсутствие развития разговорной речи, которая не сопровождается попытками компенсации через использование жеста или мимики;
  • отсутствие спонтанной, воображаемой или социальной игры-имитации;
  • стереотипное или повторяющееся использование языка (повторение слов, предложений);
  • относительная неспособность инициировать или поддерживать разговор.

3.Ограниченные, повторяющиеся или стереотипные виды поведения, интересов или деятельности:

  • стереотипные и ограниченные виды интересов;
  • явно выраженное обязательное поддержание специфического распорядка и ритуалов;
  • стереотипные и повторяющиеся механические движения;
  • действия с частями объектов или нефункциональными элементами игрового материала.

Можно сформулировать некоторые утверждения, касающиеся того, чем аутизм не является, и опровергающие некоторые заблуждения и мифы об аутизме:

Аутизм не вызывается «холодным» стилем воспитания.

Аутизм — это нарушение, имеющее биологическую природу.

Аутизм — это нарушение, не ограниченное только детским возрастом.

Аутизм — это нарушение развития, сохраняющееся в течение всей жизни.

Аутизм не всегда отличают какие-то специальные или «выдающиеся» способности.

Аутизм может встречаться у людей с самым различным коэффициентом интеллекта ( IQ ), однако часто он сопровождается общим снижением интеллекта.

Аутизм — это не просто «скорлупа», внутри которой находится «обычный» ребенок, ждущий возможности выйти наружу.

Можно ли вылечить аутизм?

Почти 70 лет изучения аутизма и лечебно-коррекционной работы с аутичными детьми привели к заключению, что аутизм есть патология не только хроническая, но и пожизненная. Вылечить аутизм нельзя!

Но существуют различные подходы к коррекции аутизма , смягчающий негативные проявления:

1.Медицинские (применение препаратов разного спектра действия):

— методы, связанные с взаимодействием с животными (иппотерапия, дельфинотерапия и т.д.);

Информация о проблемах поведения, «сильных» и «слабых» сторонах интеллектуальной деятельности таких детей помогает точнее определить их особые образовательные потребности, которые представлены как:

необходимость специальной организация произвольного внимания и поведения ребенка;

развитие смыслообразования, под которым понимается достижение осмысленного отношения ребенка к самому процессу обучения, к любой усваиваемой им информации, формирование осмысленных навыков, которые в дальнейшем ребенок сможет использовать и в школе и, в целом, для познания окружающего мира;

формирование умения самостоятельного планирования и последовательного развертывания собственных действий и речи.

Построение коррекционных занятий с аутичными детьми, особенно в самом начале работы, отличается от занятий с детьми, имеющими другие нарушения развития. В случаях раннего детского аутизма признанные эффективными приемы обучения часто отказываются работать. Работа с аутичным ребенком требует совершенно особого подхода. Эффективность психологической помощи при аутизме может быть максимальной при ее начале до 3-х летнего возраста. Потому что, чем старше ребенок, тем труднее формировать поведенческие навыки и стереотипы без которых невозможна адаптация в обществе. Необходимо использовать наиболее сохранные функции для максимально полной реализации потенциальных возможностей ребенка.

  1. Аппе Франческа. Введение в психологическую теорию аутизма. — М.: Теревинф, 2006. — 216с.
  2. Башина В.М. Психиатрия — Аутизм в детстве. [Текст] / Научный центр психического здоровья РАМН/ Psyhiatry . ru
  3. Детский аутизм. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических, психологических и медицинских учебных заведений. / Составитель Л.М.Шипицина. Изд. 2-е, переработанное и дополненное. — Спб., «Дидактика Плюс», 2001.- 368 с.
  4. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М.: Академия, 2003. – 144 с.
  5. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. Начальные проявления. — М.: Просвещение ,1991. – 96 с.
  6. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Р.Е., Либлинг М.М., Ульянова Р.К., Морозова Т.И. Дети с нарушением общения. [Текст] — М.: Просвещение, 1989.
  7. Никольская О.С., Баенская Р.Е., Либлинг М.М., Костин И.А., Веденина М.Ю., Аршатский А.В., Аршатская О.С. Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь. — М.: Полиграф сервис, 2003. – с. 232
  8. Никольская О.С., Баенская Р.Е., Либлинг М.М., Костин И.А., Веденина М.Ю., Аршатский А.В., Аршатская О.С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. Изд. 2-е — М.: Теревинф, 2008.- 224 с.
  9. РДА. Детская патопсихология. /Интернет-медицина северо-западного региона./ http :// children . csa . ru / au . shtml .

Пути помощи при аутизме

  1. Алвин Д, Уорик Э. Музыкальная терапия для детей с аутизмом. Изд. 3-е. — М.: Теревинф, 2008. — 208 с.
  2. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст). — М.: Теревинф, 2007. — 112 с.
  3. Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Психологическая помощь при ранних нарушениях эмоционального развития. — М.: Полиграф Сервис, 2001.-156 с.
  4. Водинская М.В. Занятия художественным творчеством в процессе обучения детей школьного возраста. Организация педагогической среды для детей с эмоционально-волевыми нарушениями и нарушениями общения: Метод. рекоменд. — М., 1995. – 218 c .
  5. Гилберт К., Питерс Т. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие: книга для педагогов — дефектологов. / Под ред. Л.М. Шипициной; Д.Н. Исаева.- М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2005. — 144 с.
  6. Грендин Т., Скариано М.М. Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма. — М.: Центр лечебной педагогики, 1999. — 228 с.
  7. Карвасарская И.Б. В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми. — М.: Теревинф, 2003 — 70 с.
  8. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М.
    Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция.– М., Изд-во Моск. ун-та, 1990. – 226 с.
  9. Мамайчук И.И. Психокорркеционные технологии для детей с проблемами в развитии. — СПб.: Речь, 2006. — 400 с.

10. Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 176 с.

11. Никольская О.С., Баенская Р.Е., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. — М.: Теревинф , 2005.- 288 с.

12. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей. Методические разработки и наглядные материалы. Изд. 3-е. — М.: Теревинф, 2007. — 112 с.

13. Патрик Сансон. Психопедагогика и аутизм: опыт работы с детьми и взрослыми. — Изд. 2-е. — М.: Теревинф, 2008. — 206 с.

14. Питерс Т. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию. Книга для педагогов-дефектологов / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной; Д.Н.Исаева. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 240 с.

15. Сара Ньюмен. Игры и занятия с особым ребенком. Изд. 2-е. — М.: Теревинф, 2007. — 136 с.

16. Янушко Е. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. Изд. 2-е. — М.: Теревинф , 2007. — 136 с.

Детский аутизм: диагностика и коррекция

3. ГилбергК, Питере Т. Аутизм. Медицинские и педагогические аспекты. СПб., М.:ВЛАДОС, 1998.

4. Грэндин Т., Скариано М. Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма. М.: Центр лечебной педагогики, 1999.

5. Иванов Е.С. «Загадочный» ребенок // Классный журнал S+, 2001. №3. С. 16-18.

6. Иванов Е.С. Деятельность службы сопровождения при работе с детьми страдающими аутизмом // Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития ребенка / Материалы Российско-фламандской науч.-практ. конф. 14-16 марта 2001. СПб., 2001. С. 122-123.

7. Иванов Е. С, Демьянчук Л.Н., Демьянчук Р.В. Аутичный ребенок: проблема интеграции /В сб.: Ананьевские чтения: (Тезисы науч.-практ. конф.) / Под. ред. А.А.Крылова. СПб., 2000. С. 180-181.

8. Иванов Е.С, Демьянчук Л.Н., Демьянчук Р.В. Барьеры разрушаются в атмосфере тепла // Классный журнал 5+. 2001. № 3. С.19-20.

9. Иванов Е.С, Демьянчук Л.Н., Демьянчук Р.В. Направления психокоррекционной работы с аутичными детьми / В сб.: Психолого-педагогические аспекты образования детей с отклонением в развитии. 2001. М.: Изд-во МГУП, 2001. С. 166-167.

10. Иванов Е.С, Демьянчук Л.Н., Демьянчук Р.В. Опыт социализации детей с аутизмом / В сб.: Социальная работа с детьми и

подростками группы риска: (Тезисы Международной конференции 15-19 мая 2000 г.) / Под. ред. А.А.Реана. СПб., 2000. С. 39-40.

11. Каган В.Е. Аутизм у детей. — Л.: Медицина, 1981.

12. Каган В.Е. Преодоление: неконтактный ребенок в семье. СПб.: Фолиант, 1996.

13. КлеркX. де. «Мама, это человек или животное?». Об аутизме. СПб.: ИСПиП, 2001.

14. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под ред. Л.М.Шипицыной. СПб.: Речь, 2003.

15. Лебединская К. С, Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. М.: Просвещение, 1991.

16. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М.: Изд-во МГУ, 1985.

17. Лебединский В.В., Никольская О.С, Баенская Е.Р., Либ-линг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М.: Изд-во МГУ, 1990.

18. Никольская О.С, Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М.: Теревинф, 1997.

19. Питере Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию. СПб.: ВЛАДОС, 2002.

Никольская аутизм диагностика

  • ЖАНРЫ
  • АВТОРЫ
  • КНИГИ 562 135
  • СЕРИИ
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 507 568

8.Богдашина О. Аутизм. Определение и диагностика. – Донецк: Лебедь, 1999.

9.Брин И. Л., Демикова Н. С., Дунайкин М. Л., Морозов С. А., Морозова С. С., Морозова Т. И., Праведникова Н. И., Татарова И. Н., Черепанова И. В., Шейнкман О. Г. К медико-психолого-педагогическому обследованию детей с аутизмом. – М.: «СигналЪ», 2002.

10.Виневская А. В., Очирова В. Б. Аутизм, его корни и коррекционные методы на основе системно-векторной методики Юрия Бурлана. Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. №3 (47). С. 12—23.

11.Виневская А. В., Очирова В. Б., Еникеев К. Р. Исследование случаев раннего детского аутизма к подтверждению общей гипотезы об аутизме Юрия Бурлана//В сборнике: Современный взгляд на проблемы педагогики и психологии. Сб. науч. тр. по итогам междун. науч-практ. конф. 2015. С.31—35.

12.Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 1973.

13.Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. – Издательство «Лабиринт», М., 1999.

14.Детский аутизм: Хрестоматия/ Сост. Л. М. Шипицына. – СПб.: Международный университет семьи и ребенка им Р. Валленберга, 1997.

15.Зюмалла Р. Обучение и сопровождение детей с аутизмом по программе ТЕАССН. Перевод с немецкого: А. Ладисов, О. Игольников. – Минск: Общественное объединение «Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам», 2005.

16.Иванов Е. С., Демьянчук Л. Н., Демьянчук Р. В. Детский аутизм: диагностика и коррекция. – СПб.: «Дидактика Плюс», 2004.

17.Лебединская К. С., Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма: Нач. проявления. – М.: Просвещение, 1991.

18.Лебединская К. С.,Никольская О. С. Диагностическая карта. Исследование ребенка первых двух лет жизни при предположении у него раннего детского аутизма // Диагностика раннего детского аутизма. – М.: Просвещение, 1991.

19.Морозова С. С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007.

20.Никольская О. С. Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму детского аутизма. – М., 2000. – С. 6—28, 344—350

21.Никольская О. С. Аутичный ребенок. Пути помощи / Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. – М.: Теревинф, 2014

22.Никольская О., Баенская Е., Либлинг М., Костин И., Веденина М., Аршатский А., Аршатская О. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. – М.: Теревинф, 2011.

23.Очирова В. Б. Системная типология сексуальности.– [Электронный ресурс] -Режим доступа.– URL: http://www.yburlan.ru/biblioteka/sistemnaya-tipologiya-seksualnosti (дата обращения: 28.11.2011)

24.Очирова В. Б. Системно о толерантности. Взгляд через призму культуры и цивилизации. // Методическое пособие по проведению семинаров и игротренингов, направленных на формирование толерантного сознания. / под ред. А.С.Кравцовой, Н.В.Емельяновой; СПб., 2012.C.109—127.

25.Очирова В. Б. Инновации в психологии: восьмимерная проекция принципа наслаждения. // Сборник трудов IМеждународной научно-практическойконференции «Новое слово в науке и практике: Гипотезы и апробации результатов исследований». Новосибирск, 2012.

26.Очирова В. Б., Голдобина Л. А. Психология личности: Векторы реализации принципа наслаждения.// Сборник VIIМеждународной заочной научно-практической конференции «Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии». Москва, 2012.

27.Ощепков М. Ю. Работа с обучающимися с диагнозом «Ранний детский аутизм» В сборнике: Профессиональный стандарт. Формирование трудовых ресурсов высокой квалификации Сборник научно-методических материалов Образовательного форума «Education, forward!»/ под редакцией Е. И. Михайловой. 2013. С. 647—650.

28.Практические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у детей с аутизмом: Учебно-метод. пособие / Авт. – сост. А. В. Хаустов. Под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой – М.: РУДН, 2007. – 35 с.

29.Питерс Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999. – 192 с.

30.Победить аутизм. Метод семьи Кауфман / Сост. Н. Л. Холмогорова.– М.: Центр лечебной педагогики, 2005. – 96 с.

31.Сансон П. Психопедагогика и аутизм: опыт работы с детьми и взрослыми. – Москва: Теревинф, 2006. – 208 с.

32.Фесенко Ю. А., Шигашов Д. Ю. Ранний детский аутизм: медико-социальная проблема Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2013. Т. 8. №1. С. 271—273.

33.Франческа Аппе. Введение в психологическую теорию аутизма. – М.: Теревинф, 2006. – 216с.

34.Фрит У. Аутизм и «модель психического»/Пер. с англ. – New York: Plenum Press, 1989.

35.Allen G, Courchesne E. Differential effects of developmental cerebellar abnormality on cognitive and motor functions in cerebellum: An fMRl study of autism. Am J Psychiatry 2003 Feb; 160 (2): 262—73.

36.Gerrard S, Rugg G. Sensory impairments and au-tism: A re-examination of causal modelling. J Au-tism Dev Disord 2009 Nov;3 (2):72—36.

37.Markram H, Rinaldi T, Markram K. The intense world syndrome – an alternative hypothesis for autism. Front Neurosci 2007 Nov;1 (1):77—96.

38.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Примерное содержание занятий

Осуществляется диагностика на основе методик в Приложении 1—3.

1.Формирование эмоционального контакта с педагогом.

2. Рабочая тетрадь «Сенсорные эталоны. Фигуры».

3. Работа с карточками и моделями «Фигуры».

4. Занятия по восприятию речи.

7.Сенсорная интеграция. Занятия по проприорецептивной интеграции.

9. Рабочая тетрадь «Сенсорные эталоны. Цвет».

10. Работа с карточками и моделями «Цвет».

11.Рабочая тетрадь «Сенсорные эталоны. Величина»

12. Работа с карточками и моделями «Величина».

13.Рабочая тетрадь «Сенсорные эталоны. Верх-низ. Право-лево».

14. Работа с карточками и моделями «Верх-низ. Право-лево».

1.Коммуникативные навыки и речь (альтернативная коммуникация у неречевых детей).

2. Тетрадь «Играем и развиваем. Аналогии».

3. Работа с карточками и моделями «Аналогии».

4. Тетрадь «Играем и развиваем. Мой день».

5. Работа с карточками и моделями «Мой день».

6. Тетрадь «Играем и развиваем. Буквы и цифры».

7. Работа с карточками и моделями «Буквы и цифры».

8. Сенсорная интеграция. Занятия по экстерорецептивной интеграции.

10.Работа с социальными историями.

11. Работа по формированию базовых бытовых навыков.

1.Развитие аналитико-синтетической сферы.

4.Развитие речевого общения (альтернативная коммуникация у неречевых детей).

5.Развитие личностно-мотивационной сферы.

6.Сенсорные игры разной направленности.

7.Тетрадь «Играем и развиваем. Моя семья».

8.Работа с карточками и моделями «Моя семья».

9.Тетрадь «Играем и развиваем. Мои чувства».

10.Работа с карточками и моделями «Мои чувства».

11.Тетрадь «Играем и развиваем. Животные и растения».

12.Работа с карточками и моделями «Животные и растения».

13.Групповая работа. Работа с социальными историями.

14. Работа по формированию базовых бытовых навыков.

1. Развитие сюжетной игры.

2.Развитие подвижно-ролевой игры.

3.Развитие подвижно-соревновательных игр.

4.Групповая работа. Работа с социальными историями.

Четыре основные группы РДА (раннего детского аутизма)

Четыре основные группы РДА (раннего детского аутизма)

по О. С. Никольской (1985—1987).

Основными критериями деления избраны характер и степень нарушений взаимодействия с внешней средой — по существу, тип самого аутизма.

У детей I группы речь будет идти об отрешенности от внешней среды, II — ее отвержении, III — ее замещении и IV сверхтормозимости ребенка с окружающей его средой.

Как показали исследования, аутичные дети этих групп различаются по характеру и степени первичных расстройств, вторичных и третичных дизонтогенетических образований, в том числе гиперкомпенсаторных.

Дети I группы с аутистической отрешенностью от окружающего характеризуются наиболее глубокой аффективной патологией, наиболее тяжелыми нарушения ми психического тонуса и произвольной деятельности. Их поведение носит полевой характер и проявляется в постоянной миграции от одного предмета к другому. Эти дети мутичны. Нередко имеется стремление к нечленораздельным, аффективно акцентуированным словосочетаниям. Наиболее тяжелы и проявления аутизма: дети не имеют не только форм, но и потребности в контактах, не осуществляют даже самого элементарного общения с окружающими, не овладевают навыками социального поведения. Нет и активных форм аффективной защиты от окружающего, стереотипных действий, заглушающих неприятные впечатления извне, стремления к привычному постоянству окружающей среды. Они не только бездеятельны, но и полностью беспомощны, почти или совсем не владеют навыками самообслуживания.

Скорее всего, здесь речь идет о раннем злокачественном непрерывном течении шизофрении («люцидная кататония»), часто осложненной органическим повреждением мозга.

Дети этой группы имеют наихудший прогноз развития, нуждаются в постоянном уходе и надзоре. Они остаются мутичными, полностью несостоятельными в произвольных действиях. В условиях интенсивной психолого-педагогической коррекции у них могут быть сформированы элементарные навыки самообслуживания; они могут освоить письмо, элементарный счет и даже чтение про себя, но их социальная адаптация затруднена даже в домашних условиях.

Дети II группы с аутистическим отвержением окружающего характеризуются определенной возможностью активной борьбы с тревогой и многочисленными страхами за счет аутостимуляции положительных ощущений при помощи многочисленных стереотипий: двигательных (прыжки, взмахи рук, перебежки и т. д.), речевых (скандирование слов, стихов и т. д.), сенсорных (самораздражение зрения, слуха, осязания) и т. д. Такие аффективно насыщенные действия, доставляя эмоционально положительно окрашенные ощущения и повышая психический тонус, заглушают неприятные воздействия извне.

Внешний рисунок их поведения — манерность, стереотипность, импульсивность многочисленных движений, причудливые гримасы и позы, походка, особые интонации речи. Эти дети обычно малодоступны контакту, отвечают односложно или молчат, иногда что-то шепчут. С гримасами либо застывшей мимикой обычно диссоциирует осмысленный взгляд. Спонтанно у них вырабатываются лишь самые простейшие стереотипные реакции на окружающее, стереотипные бытовые навыки, односложные речевые штампы-команды. У них часто наблюдается примитивная, но предельно тесная «симбиотическая» связь с матерью, ежеминутное присутствие которой — непреложное условие их существования.

С точки зрения нозологии и у этой группы детей речь, скорее, идет о шизофрении либо, возможно, биохимической, на настоящем уровне диагностики не определяемой, энзимопатии.

Прогноз на будущее для детей данной группы лучше. При адекватной длительной коррекции они могут быть подготовлены к обучению в школе (чаще — в массовой, реже — во вспомогательной).

Дети III группы с аутистическим замещением окружающего мира характеризуются большей произвольностью в противостоянии своей аффективной патологии, прежде всего страхам. Эти дети имеют более сложные формы аффективной защиты, проявляющиеся в формировании патологических влечений, компенсаторных фантазиях, часто с агрессивной фабулой, спонтанно разыгрываемой ребенком как стихийная психодрама, снимающая пугающие его переживания и страхи. Внешний рисунок их поведения к психопатоподобному. Характерны развернутая речь, более высокий уровень когнитивного развития. Эти дети менее аффективно зависимы от матери, не нуждаются в примитивном тактильном контакте и опеке. Поэтому их эмоциональные связи с близкими недостаточны, низка способность к сопереживанию. При развернутом монологе очень слаб диалог.

Нозологическая квалификация этой группы представляет определенные трудности. Здесь нельзя исключить вариант самостоятельной дизонтогении.

Эти дети при активной медико-психолого-педагогической коррекции могут быть подготовлены к обучению в массовой школе.

Дети IV группы характеризуются сверхтормозимостью. У них менее глубок аутистический барьер, меньше патологии аффективной и сенсорной сфер. В их статусе на первом плане — неврозоподобные расстройства: чрезвычайные тормозимость, робость, пугливость, особенно в контактах, чувство собственной несостоятельности, усиливающее социальную дезадаптацию. Значительная часть защитных образований носит не гиперкомпенсаторный, а адекватный, компенсаторный характер: при плохом контакте со сверстниками они активно ищут защиты у близких; сохраняют постоянство среды за счет активного усвоения поведенческих штампов, формирующих образцы правильного социального поведения; стараются быть «хорошими», выполнять требования близких. У них имеется большая зависимость от матери, но это не витальный, а эмоциональный симбиоз с постоянным аффективным «заражением» от нее.

Их психический дизонтогенез приближается, скорее, к своеобразной задержке развития с достаточно спонтанной, значительно менее штампованной речью. Дети именно этой группы часто обнаруживают парциальную одаренность.

Нозологически здесь, очевидно, следует дифференцировать между вариантом синдрома Каннера как самостоятельной аномалией развития, реже — синдромом Аспергера как шизоидной психопатией. Эти дети могут быть подготовлены к обучению в массовой школе, а в небольшой части случаев — обучаться в ней и без предварительной специальной подготовки.

Выделенные клинико-психологические варианты РДА отражают, очевидно, различные патогенетические механизмы формирования этой аномалии развития, быть может разную степень интенсивности и экстенсивности патогенного фактора (о чем говорит возможность их перехода друг в друга в сторону ухудшения при эндогенных колебаниях, экзогенной либо психогенной провокации и, наоборот, улучшения чаще при эффективности медико-коррекционных мероприятий, а иногда и спонтанно), разный характер генетического патогенного комплекса, особенности «почвы», как конституциональной, так и патологической.

Другие статьи

  • Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Консультация (младшая группа) по теме: консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей. Предварительный просмотр: Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного […]
  • Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Законодательством Российской Федерации не предусмотрено процедуры отказа от ребенка, возможно только лишение родительских прав. Так, согласно ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если […]
  • Что входит в обязанности родителей по воспитанию детей Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 - 79) Глава 12. Права и обязанности родителей См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. […]
  • Можно ли ребенку капать ромашку в нос отвар ромашки и нос неделю назад мы заболели к нам приходила врач и сказала 5 раз в день промывать нос пипеткой ромашки, потом отсасывать аспиратором, а потом капать капли сейчас я разговаривала с подругой, она меня отругала, сказала, что нельзя так ни в коем случае, […]
  • Как правильно купать в круге месячного ребенка Как купать ребёнка с кругом на шее С какого месяца купать ребёнка с кругом на шее, как правильно это делать, в какое время? Советы доктора Комаровского и видео инструкция. Водные процедуры – особенное удовольствие для маленького ребенка. Кроме обычного гигиеничного […]
  • Диагностика отклонения в развитии ребёнка определение этапы проведения Ранняя диагностика отклонений в развитии детей Диагностика отклонений в развитии основывается на зна­нии общих и специфических закономерностей психического раз­вития нормально развивающегося ребенка и детей с различны­ми отклонениями в развитии. Диагностика носит […]