Общаться с друзьями евреями

«Я сплю с человеком, а не с паспортом»: арабо-еврейские пары о жизни в Израиле

Орна Амит и Адам

62 года и 47 лет

Орна: «Я познакомилась с Адамом 9 лет назад. Мы вместе работали в кафе и как-то заговорили об арабо-израильском конфликте. По ходу я поняла, что Адам не еврей. Он рассказал мне свою историю. Его папа работал на израильскую разведку и, когда Адаму было десять лет, задействовал его в одной из операций по поиску потенциальных террористов. Когда операция закончилась, израильская сторона сказала что-то вроде: «Работа выполнена, можете возвращаться на родину», отказавшись выдать Адаму и его отцу необходимые для жизни в Израиле документы. В Палестине обоих ждала тюрьма. Отец решил возвращаться: отсидел два года, пока семья собирала три миллиона шекелей на его освобождение. Адам в тюрьму не хотел, да и денег на взятку у него не было, поэтому он остался в Иерусалиме без документов и вида на жительство.

История Адама разбила мне сердце. Я до сих пор задаюсь вопросом: как можно оставить на произвол судьбы людей, которые пожертвовали домом и безопасностью ради Израиля? У Адама по сей день нет паспорта, а без него он не может устроиться на полноценную работу — зарабатывает сбором бутылок. Несколько лет назад мы подали заявление в Высший суд и добились вида на жительство, которое он обновляет каждый год, оформляя ворох бумаг. Адам никогда не жалуется, но я вижу, как он тоскует по Палестине.

Несмотря на все это, семья Адама меня приняла. Сначала им, конечно, было непривычно, что Адам выбрал еврейку: его родные живут в небольшой палестинской деревне — и там смешанных пар нет. Но спустя время родственники привыкли. В начале отношений я часто у них бывала, потом перестала приезжать: не хочу ставить их в неудобное положение перед соседями. А вот с сестрой Адама у меня прекрасные отношения: мы каждый день созваниваемся и я навещаю ее по выходным. Недавно я пошла на курсы арабского, чтобы его семье было проще со мной общаться.

Я родом из Хайфы, арабы и евреи там живут вместе. Мои родственники совсем не религиозны, особых причин не любить Адама у них нет. Он — очаровательный человек, со всеми вежлив и приветлив, за что его можно не любить? Но Иерусалим не Хайфа, и тут нам как смешанной паре жить непросто. Вернее сказать, в Иерусалиме трудно быть арабом: тут другая манера общения. Общественное мнение заключается в том, что еврей лучше араба. Мне часто задают вопрос: «Что, не могла найти еврея?» Я каждый раз отвечаю, что сплю с человеком, а не с паспортом.

Мы живем в религиозном квартале Иерусалима. Соседнее здание — кампус репатриантов из англоговорящих стран: Великобритании, США, Канады. Так вот, эти ребята особенно агрессивны. Каждый раз, проходя мимо, они делают что-нибудь гадкое: наступают на мои цветы, кричат нам в окна. Однажды назвали меня шалавой. С таким отношением в палестинской деревне я не сталкивалась никогда.

Каждый раз, когда я навещаю сестру Адама, автобус останавливает отряд израильских солдат. Молодые ребята с автоматами заставляют всех арабов выйти на улицу и их обыскивают. Может лить дождь или невыносимо печь солнце — им все равно. Они проверяют паспорта и ужасно разговаривают с детьми, пожилыми людьми. Арабы отвечать боятся. Однажды они грубо обыскивали глубокого старика под проливным дождем, я подошла и сказала: «А теперь представь, что это твой дедушка».

Большая проблема нашей страны заключается в том, что подобными вещами занимаются совсем юные ребята. Некоторым только что исполнилось 18 лет, они еще не знают, что правильно, а что нет. Но при этом обладают большими полномочиями, властью над другими людьми, которых еще и принято ненавидеть».

Реем Абу Расс и Давид

22 года и 21 год

Реем: «Моя семья родом из Тайбе, небольшого арабского религиозного города. Родители переехали в Яффу двадцать лет назад и отдали меня в еврейскую школу. Обычно арабы и евреи ходят в разные образовательные учреждения. Арабским школам выделяется меньший бюджет, и это сказывается на качестве обучения. Мои родители хотели, чтобы я получила лучшее образование, поэтому подали заявление в частную еврейскую школу. В итоге я училась на иврите, изучала сионизм и слушала лекции о праве евреев на израильскую землю. С одноклассниками отношения были напряженные: они обзывали меня террористкой и тупой арабкой. В средней школе это прекратилось — они узнали, что такое политкорректность.

Сейчас я учусь на медицинском факультете в Тель-Авивском университете и большинство моих друзей — евреи. Некоторые из моих бывших молодых людей — тоже. Происхождение Давида не было для моих родителей сюрпризом, хотя они все-таки попросили не рассказывать остальным родственникам в Тайбе. Если бы узнали, что у меня отношения вне брака, да еще и с евреем, то, скорее всего, не смогли бы принять. Еврейское и арабское население Израиля разделено не только системой образования, но также географически и социально, — по всем параметрам. Даже в таких смешанных городах, как Яффа. Арабо-еврейские пары — огромная редкость даже здесь.

Арабское население Израиля считается неразвитым и второсортным, некоторые относятся к нему как внутреннему врагу израильской государственности; власть поддерживает разделение между арабами и евреями. Израиль определяет себя как «еврейское демократическое государство», притом что арабы также проживают на его территории. Смешанные пары нежелательны — они бросают вызов генеральной политической линии антиассимиляции. Скажем, в Иерусалиме действует праворадикальная организация Lehava, которая выступает против ассимиляции и христианского присутствия. Ее активисты, например, изрисовали здание билингвальной школы антиарабскими граффити. А однажды распространили листовки, запрещающие арабским мужчинам знакомиться с еврейскими девушками, угрожая физическим насилием. Несмотря на это, Lehava до сих пор не запрещена.

В Тель-Авиве ситуация лучше — здесь меньше безумных религиозных групп. Отношения с семьей и друзьями Давида у меня хорошие. Бывает, что знакомые неудачно шутят о нас, и меня это расстраивает. Ну, например: практически все ивритоговорящие израильтяне знают выражение на арабском «Покажи мне свой паспорт». Потому что на оккупированных территориях израильские солдаты обращаются так к палестинцам, перед тем как их арестовать. Многие, желая продемонстрировать знание арабского, обращаются ко мне так и улыбаются. А мне совсем не до смеха».

«Моя история — грустная иллюстрация того, как разница культур может сделать отношения нежно любящих друг друга людей невозможными. Я познакомился с Софией в фейсбуке на страничке проекта «Ask an Israeli/Ask a Palestinian Project» — там публикуют видео с ответами первых встречных арабов и евреев на вопросы, связанные с палестино-израильским конфликтом. В комментариях представители обеих сторон задают вопросы, которые используют в следующих видеоинтервью. София написала комментарий под одним из видео, я на него ответил, и через какое-то время переписка перенеслась в личные сообщения. Мы обсуждали легитимность Израиля, положение арабов в стране, Зеленую линию Зеленая линия Википедия: Демаркационная линия после окончания Арабо-израильской войны 1948–1949 годов между Израилем, с одной стороны, и Ливаном, Сирией, Трансиорданией (включая оккупированный ею до 1967 года Западный берег реки Иордан) и Египтом (включая оккупированный им до 1967 года сектор Газа), с другой стороны. — самые животрепещущие вопросы.

София родилась в Лондоне в мусульманской марокканской семье. Ее политические взгляды были довольно радикальными — она считала, что государство Израиль не должно существовать на палестинской земле. Несмотря на это, наша переписка продолжалась уже около двух месяцев, когда студентам в моем университете предложили поездку в Лондон. Мне очень хотелось познакомиться с Софией, и я поехал. Мы встретились в пабе, контакт установился мгновенно — последние лондонские дни я провел у нее дома.

Через несколько месяцев София приехала в Израиль — навестить меня и поработать волонтером на палестинской стороне за Зеленой линией. В то время я все еще служил в армии и ситуация сложилась парадоксальная: мы вставали утром и я уходил на израильскую военную службу, а она — на палестинскую волонтерскую. Коллегам она обо мне не рассказывала. Я расстраивался, но понимал ее: как доверять волонтеру, у которого отношения с израильским солдатом? При этом она жила со мной в доме моих родителей. Они, кстати, приняли ее очень хорошо — мама готовила любимую еду Софии, подолгу с ней разговаривала и дарила подарки.

Реакция некоторых моих друзей оказалась не столь идилличной: один сказал, что не представляет, как я занимаюсь сексом с этой мерзостью. С несколькими я больше не общаюсь. Меня, конечно, выбивает из колеи тот факт, что народ, который гнобили столетиями, создает иерархии и дискриминирует людей на территории полученного такой ценой государства. В семье каждого еврея есть жертва антисемитизма, но, несмотря на это, многие придерживаются расистских взглядов, особенно по отношению к арабам.

Смотрите так же:  Молитва как вернуть бывшего мужа в семью после развода

Я представляю, как это чувство формируется. Когда я служил в армии, на моих глазах убили сослуживца. Я тогда испытал лютую ненависть к палестинцам — страшное чувство. Уже после службы я не раз мысленно возвращался к этому эпизоду, но все-таки смог вытащить себя из этой тьмы. Встретив Софию, я увидел, насколько арабы и евреи похожи: начиная от трепетного отношения к семье и заканчивая шумной манерой общения. Европейцы часто говорят, будто бы мы — часть Европы, часть западного мира. Это иллюзия. Израиль — страна Среднего Востока: финансово не вполне благополучная, с ощутимыми социальными и политическими проблемами. Мы похожи на своих арабских соседей намного больше, чем на европейцев. Жить в Европе я бы не стал никогда: в силу исторических причин, да и просто, наверное, не смог бы интегрироваться — слишком чуждый менталитет и далеко от семьи. Это была одна из причин нашего расставания с Софией: она не хочет жить в Израиле и считает, что этой страны не должно существовать.

Были и другие вещи, которые омрачали наши отношения: в любой паре возникают обиды и болезненные моменты — и мы не были исключением. Но даже когда ссоры возникали по пустяковым поводам, в критический момент закрадывалась мысль: наверное, она хочет ранить меня побольнее, потому что я еврей. Где-то на периферии сознания зудел страх, что в любой момент может разразиться спор, решения которому, скорее всего, не найдется. Каждый раз, когда мы начинали разговаривать на политические темы, отношения болезненно трансформировались. Мы много ругались, и достигнуть компромисса было невозможно.

Когда мой дед переехал с Украины в Израиль, у него не осталось никого в живых — все родные погибли во время холокоста. Он не хотел ни с кем сражаться, единственной целью его переезда в Израиль был поиск мира и безопасности. Но этого не случилось. Я понимаю, что мы сильнее и богаче палестинцев: за всю войну мы убили несравнимо больше людей, чем они. За это они нас ненавидят. Недавно моя мама встречалась с бойфрендом в одном тель-авивском кафе, и через десять минут, после того как они вышли, два палестинских террориста расстреляли всех посетителей. Так рождается ненависть со стороны евреев. Этот конфликт длится уже 100 лет, и я, если честно, не вижу его разрешения. Именно поэтому я думаю, что нам с Софией довелось пережить настоящее чувство. За всеми этими непримиримостями мы разглядели красоту друг друга и полюбили».

Общаться с друзьями евреями

Как грамотно перестать общаться с дальними (нееврейскими) родственниками?

Чтобы ответить на Ваш вопрос, нужно приложить некие усилия и осознанно принять некоторые понятия, характеризующие еврейское мировоззрение. Без этого мой ответ, вероятно, покажется странным и может спровоцировать недоразумения, обиды и т.д.

Поэтому так важно правильно понять и хорошо усвоить установленные нашей традицией основные положения, связанные с проблемой, которую Вы выдвинули на обсуждение. Тогда многое прояснится и откроется дорога к построению таких взаимоотношений с неевреями, какими они и должны быть. И в личной жизни и в жизни общественной.

Перечислю здесь эти положения.

1. Душа человека, каждого человека, будь то еврей или нееврей, спускается в этот мир с определенной целью. Деталей задачи, которая ставится перед каждым из нас, мы — не знаем и не должны знать. Но ее общее «очертание» нам известно. Известно, что душа еврея появляется в этом мире, чтобы жить как «правильный еврей», нееврей — чтобы жить как «правильный нееврей».

2. Эти два направления в целом — не пересекаются, каждое — необходимо, но пересечения в материальном мире могут быть только в сферах не мировоззренческих и не связанных с реализацией этих целей.

Поэтому еврей и нееврей могут плодотворно работать в одном офисе и жить по соседству, допустим, в одном многоквартирном доме. С другой стороны, вместе проводить свободное от работы время они — не должны. Ибо задачи по использованию этого времени у них — разные.

3. Общение еврея с неевреем и на работе и по вопросам, связанным с теми или иными проблемами, возникающими между соседями — должно быть корректным и доброжелательным. Не менее того, но и — не более.

4. Из вышесказанного следует, что даже если между евреем и неевреем в свое время, еще до того, как еврей встал на дорогу еврейской жизни, сложились дружеские отношения, в общепринятой в «светском» обществе форме (совместное времяпрепровождение, посещение мероприятий, празднование общественных и семейных дат и т.п.) — это надо изменить. Иначе говоря — установить необходимую дистанцию, переведя друзей-неевреев в категорию «хорошо знакомых». И сделать это надо — не нанося обид. Честно, открыто, доброжелательно — как и положено еврею в общении с неевреями. При этом — не стесняясь проявить истинное уважение к традициям своего народа. И — полностью и безоговорочно принимая, что у неевреев могут быть свои традиции, которые мы, евреи, не обсуждаем и не осуждаем. Мы желаем им только добра.

5. Понятно, что такое «дистанцирование» в каких-то случаях может произойти легко и быстро, в других — гораздо сложнее, когда от еврея потребуется мужество, в сочетании со здравомыслием и, конечно же, с житейской мудростью.

Разумеется, всегда надо надеяться, что и неевреи отнесутся к этому с некой долей житейской мудрости, и «операция по отдалению» пройдет безболезненно для обеих сторон. И об этой надежде можно и нужно говорить вслух.

6. Нужно стремиться к тому, чтобы процесс такого дистанцирования не превратил друзей во врагов (и это тоже желательно проговаривать со второй стороной). Чтобы и сам еврей и его бывшие друзья осознали, что отныне они будут жить на некоем психологическом и душевном расстоянии друг от друга, и в определенном смысле — независимо друг от друга. И — с искренними пожеланиями друг другу, чтобы каждый из них сумел построить достойную жизнь. Среди своих.

Но Вы поставили передо мной несколько иной вопрос — о нееврейских родственниках. И здесь при том, что «генеральная линия» поведения с ними остается, в сущности, той же, все-таки есть некоторые отличия.

Прежде всего, надо приучиться отдавать себе отчет в том, что сам факт, что у еврея могут быть нееврейские родственники — несчастье, которое стало следствием отдаления кого-то из еврейской ветви сложившегося семейного дерева от еврейской традиции. Ведь в идеале у еврея — не должно быть никаких нееврейских родственников.

В этой ситуации надо помнить, что вина за существование нееврейских родственников в семье, как правило, целиком лежит на плечах именно еврейской стороны. Поэтому процесс «дистанцирования», который и в данном случае, безусловно, тоже необходим — нужно провести с большим вниманием к нюансам. С еще большим тактом, большей открытостью, и, если можно так выразиться — еще «правильнее». Когда нееврейским родственникам должно быть совершенно ясно (без каких бы то ни было сомнений) — что речь идет не о каком-то озлоблении, презрении, заносчивости и т.п., но — о встроенном в мироустройство, абсолютном противоречии в задачах, которые человек (еврей и нееврей) должен решать в этом мире в течение своей жизни.

Конечно же, и по завершении этого процесса, в дальнейшем, у еврея перед нееврейскими родственниками могут остаться те или иные обязательства материального, и в каком-то смысле — морального плана. Но — небольшие. По времени, так сказать — не сплошные, но «точечные». Если надо, к примеру, помочь больному или оказать нееврейскому родственнику объективно необходимую ему финансовую поддержку.

И всегда (в обоих случаях — и с нееврейскими друзьями и с нееврейскими родственниками) обязательно надо помнить о той великой задаче, что стоит перед нами — об освящении и возвышении Имени Всевышнего. Но осуществлять ее мы, разумеется, должны — не в ущерб строительству еврейской жизни.

И в заключение, возвращаясь к началу нашего разговора — еще раз подчеркну, что еврею, живущему в условиях современной действительности, нелегко понять, осознать и принять изложенные выше позиции. Да так, чтобы они стали, как это и должно быть — естественной составляющей его образа жизни. Поэтому рекомендую не ограничиваться прочтением текста данного ответа. Но — прочитать и другие материалы нашего сайта на эту тему. В том числе — и ответы в рубриках «Мировоззрение» , «Межнациональные отношения» да и в других тоже (исчерпывающий список дать невозможно).

Автор текста Элиягу Эссас
22.06.17

Приложения пользователя

Еврея никогда нельзя отклонить от его взгляда. При попытке переубедить в чем то еврея — результат получался противоположный. Еще много людей среди русских — достаточно наивны.

Смотрите так же:  Как называют женщин которые не хотят детей

Те люди, которые часто общаются с евреями, знакомы с еврейской тактикой:-Сначала они считают каждого своего противника дураком. Когда же они убеждаются, что это не так, они начинают сами прикидываться дураками. Если все это не помогает, они делают вид, что не понимают в чем дело, или перескакивают совсем в другую область разговора. Или они с жаром начинают настаивать на том, что само собою разумеется, и как только вы соглашаетесь с

ними в этом, они немедленно применяют это совсем к другому вопросу.

Как только вы их поймали на этом, они опять ускользают от сути спора и не желают даже слушать, о чем же в действительности идет речь. Как вы ни пытаетесь его ухватить, он постоянно выскальзывает. Но вот вам, хотя и с трудом, удалось доказать свою правоту, что ему ничего не остается больше делать, как согласиться с вами. Вы думаете, что вам удалось сделать, по крайней мере один шаг вперед. Но каково же ваше удивление на следующий день! На завтра же этот еврей совершенно забывает все, что произошло вчера, он продолжает рассказывать свои сказки и дальше, как ни в чем не бывало.

Если вы, возмущенный этим бесстыдством, указываете ему на это обстоятельство, он делает вид искренне изумленного человека; он

совершенно не может ничего вспомнить из вчерашних споров, кроме

того, что он вчера как дважды два — четыре, доказал вам свою

правоту.

Иногда это многих совершенно обезоруживает. Не

знаешь, чему удивляться: хорошо привешенному языку или искусству

лжи.

Общаясь с евреями- начинаешь понимать язык еврейского народа, и начинаешь отделить теоретическую болтовню от их реальной практики. Еврей говорит для того, чтобы скрывать свои мысли или, по меньшей мере, для

того, чтобы их завуалировать. Его подлинную цепь надо искать не

в том, что у него сказано или написано, а в том, что тщательно

Мне кажется, что я сейчас вступаю на очень хрупкую почву – собираюсь открыть тайну, которую знает или ощущает большинство моих еврейских друзей, но о которой очень редко говорят вслух. Дело в том, что еврейские мальчики не особенно любят еврейских девочек. В самом грубом физиологическом смысле. И это абсолютно взаимно.

Автор Алина Фаркаш

Я слышала миллион историй от своих нееврейских подруг о том, что «евреи –это мой рок, я всегда влюбляюсь только в евреев, есть в них что-то такое особенное!» И встречала много обратных историй, когда еврейский парень или девушка, вроде бы, изо всех сил старающиеся найти «правильную» еврейскую невесту или жениха, раз за разом влюбляются в кого угодно, кроме евреев. Или противоположный формально, но очень близкий по смыслу вариант: первый муж или жена у человека – еврейские, чтобы порадовать родителей, а после развода –подряд пять нееврейских жен.

Удивительная ситуация, особенно, если вспомнить, что именно еврейские семьи традиционно считаются очень крепкими и дружными, построенными на взаимном уважении, партнерстве и поддержке.

Кстати, про партнерство и поддержку – это абсолютная правда в большинстве случаев. И про секс – увы, тоже. Один мой приятель, красивый тридцатилетний холостяк, умница, блондин и бизнесмен, объясняет: «Секс с еврейкой – это всегда немножко инцест. Она совсем такая же, как и я. Я не могу проявить с ней свое животное начало, необходимое для хорошего секса. И она со мной – тоже не может».

Эта близость, эта похожесть, это отсутствие разности, эти нежные еврейские дети, продукт близкородственных браков из европейских местечек –они осточертели друг другу еще до рождения, еще сто лет назад, когда их общий дедушка сватался к их общей бабушке. У нас всех похожее воспитание и похожие родственники, которые раз за разом рассказывали нам про «хорошего еврейского мальчика». И мы росли вместе с этими мальчиками, дружили с ними и даже догадывались, что не настолько они хорошие, как казалось нашим бабушкам. И уж точно не настолько, как кажется нашим нееврейским подругам.

Впрочем, они тоже не отстают: кто там говорил, что еврейская женщина проезжает по мужчине, как танк? Многим, конечно, нравится: изменения нередко происходят в самую положительную для героя сторону. Но факт отрицать нельзя. Мы всё про них, наших мальчиков, знаем, а они всё знают про нас, в том числе и про наш танк в кустах.

Моя подруга-нееврейка, вышедшая замуж за израильтянина, звонит мне и рассказывает восторженное: «Представляешь, я сейчас не работаю, только учусь в ульпане и всё! Но когда муж приходит с работы, я могу ему сказать, что не успела приготовить ужин, а он мне отвечает, что ничего страшного, закажем пиццу!» И я какое-то время даже затрудняюсь с ответом, потому что мне не совсем понятно, в чем соль и восторг этой истории. И почему муж сам не приготовил еду, если жена сегодня устала и не в настроении? Потом до меня доходит, что подруга считает ежедневное приготовление ужинов своей священной обязанностью. И от этого считывает поведение своего мужа, заказывающего пиццу вместо того, чтобы требовать от жены ужина, как невероятно благородное. После чего я начинаю немножко понимать тех еврейских мужчин, которые женятся на нееврейских женщинах.

Примерно то же происходит и с нееврейскими мужчинами. Они часто немножко восторженнее наших. Они всегда чуточку с придыханием относятся к еврейской девушке. В их головах бродят фантазии о том, чему нас учили в семье. Чему-то наверняка особенному, еврейскому. Скромному и семейному. Мне даже кажется, что у них зачастую есть глубинная и стойкая тоска по тому самому танку, который пройдется по тебе и полностью изменит будущее. Еще меня часто спрашивали: «Наверняка у тебя с папой очень близкие отношения? Еврейские отцы всегда обожают своих дочек!»

…Ну, отчасти да. У нас и правда особенные отношения. Например, когда я в 12-летнем возрасте прочла одну странную статью в каком-то подростковом журнале, то именно к папе пришла с вопросом: а может ли человек заняться сексом с курицей? И папа, ничуть не удивившись, подробно мне ответил. С чертежами и картинками, а потом так увлекся, что заодно нарисовал, почему это возможно с курицей, но невозможно, например, с кошкой. Папа у меня биохимик и обладатель энциклопедических знаний в самых неожиданных сферах.

И да, я выросла в том доме, где дочка вполне может задать папе такой вопрос. И насколько подобное легко представить себе еврейскому мальчику, настолько этим бывали поражены нееврейские.

Собственно, и с еврейскими друзьями я могла обсуждать всё то же самое – и не было в наших разговорах ничего, кроме игры ума и чистой радости от заковыристой дискуссии. Ни разу мне не пришло в голову целоваться с другом детства, каким бы красавчиком он ни был. Для этого всегда существовали другие мальчики – чужие, незнакомые. Впрочем, и я сама никогда не была объектом мечтаний еврейских мальчиков. Зато мне с ними было комфортно до неприличия и настолько же неэротично.

В моей жизни был один-единственный еврейский мужчина, который был сразу не похож на всех остальных –он и стал моим мужем. Я не знаю, что этому способствовало – четвертинка русской крови или причудливые особенности его генома. Мы не так давно делали генетические тесты. У меня – стандартный старинный ашкеназский набор, тот самый близкородственный, с которым всех в Израиле автоматом отправляют по врачам перед беременностью. А у моего зеленоглазого белокожего мужа – какой-то редкий генотип, восходящий то ли в сторону бухарских евреев, то ли куда-то к Индии. То есть его предки пришли из далекой и неведомой моим предкам стороны. Он так похож на меня внешне и настолько другой изнутри.

Самое смешное, что всё это – специфические галутные проблемы. Стоит тебе пересечь израильскую границу, как у тебя голова начинает идти кругом от количества секса, разлитого в местном воздухе. От того, как искрятся девушки и какими глазами их провожают мужчины. И главное: всем становится плевать на чужие генетические наборы.

Мне в этом видятся две причины: во-первых, мы перестали делиться на своих и чужих. Я готовила много статей с хорошими сексологами, и все они сходились в одном – для эротики нужна некоторая отстраненность. Слишком, чересчур близкого человека наш организм воспринимает как кровного родственника – со всеми вытекающими, включающими запрет на секс с ним. Но в галуте многие ощущают необходимость держаться вместе, поближе друг к другу, быть одной семьей, где все рядом и все друг про друга всё знают. Это тоже не добавляет огня в отношения.

Зато в Израиле все одновременно свои и при этом – чужие и разные. К тому же тут намешано столько кровей и столько фенотипов, бледные ашкеназские гены разбавлены таким взрывным коктейлем чего угодно, что твой организм забывает о той самой близкородственности, которая дамокловым мечом висит над европейскими евреями. И радуется, ликует, хочет еще троих мальчиков и двух девочек, танцевать, петь, любить всех и свистеть на улице вслед проходящим мужчинам – беленьким, рыжим, черноволосым, лысым и серо-буро-малиновым, таким, каких не бывает нигде, кроме Израиля.

Смотрите так же:  Какие цвета нравятся парням на девушках

Автор о себе:
Я родилась в 1980 году, у меня есть сын-второклассник и годовалая синеглазая дочка, которая сейчас больше сладкая булочка, чем девочка. Я родилась и выросла в Москве, окончила журфак МГУ и с одиннадцати лет только и делала, что писала. Первых моих гонораров в районной газете хватало ровно на полтора «Сникерса», и поэтому я планировала ездить в горячие точки и спасать мир. Когда я училась на втором курсе, в России начали открываться первые глянцевые журналы, в один из них я случайно написала статью, получила баснословные 200 долларов (в августе 1998-го!) и сразу пропала. Последние несколько лет я редактировала всевозможный глянец, писала о людях и тех удивительных историях, что с ними случаются.

Мнения редакции и автора могут не совпадать

Ребят, вот стою я в душе, как всегда, думаю о вечном, и тут мне в голову влез вопрос: почему все ненавидят евреев?

Точнее, нет, не так. Почему в обществе принято ненавидеть евреев? Я понимаю, почему можно не любить, например, хачей (в качестве лирического отступления: для меня хач — это скорее манера поведения, нежели национальность, кавказей и хач — не синонимы, они есть среди многих народов, но я могу), но евреи то почему?

Иногда, бывало, я спрашивал у ярых антисемитов, почему они так считают, но не помню, чтобы хоть раз удостоился ответа содержательней, чем что-то, вроде «Да потому что они жиды!»

Да, история у них, конечно, не самая привлекательная, но в последнее время большинство современных людей во многих странах уже не отождествляют себя с путём развития своей страны. Никогда не слышал ничего оскорбительного со стороны евреев, ни как в свой адрес, ни на каком-нибудь видео, ни в качестве историй от знакомых или в инете и т.д. Народ далеко не самый многочисленный, а те, что живут не в своей стране в основном тихо себя ведут и не качают никакие права.

Нужны ли человеку друзья?

Здравствуйте! Я совсем мало разбираюсь в женской дружбе. Оглядываясь на школьные годы — понимаю, что подруг я тогда не завела, школа закончилась и общение прекратилось. Мне очень грустно, но кажется, так и пройдет жизнь, без подруг. Разве это нормально. Какое место занимает дружба в жизни еврейской женщины? По каким критериям можно понять, кто может быть хорошей подругой, а кто нет? И, главное для меня, какие качества необходимо в себе развить, чтобы самой быть хорошим другом для другого человека? Я всегда мечтала построить крепкую дружбу и пронести ее через годы жизни. Но, кажется, запуталась. Спасибо за Ваш труд! К.

Отвечает Мирьям Климовская

Конечно, все люди хотят иметь друзей, крепкая и преданная дружба воспевается в литературе и искусстве. Есть пример преданной и возвышенной дружбы в Танахе — дружба будущего царя Давида и Йонатана, сына царя Шауля. И даже в Пиркей Авот сказано: «Купи (приобрети) себе друга». Понятно, что настоящую дружбу невозможно «купить» привычным нам способом. Но самый простой смысл текста таков: даже поверхностная, «покупная» дружба лучше, чем ее отсутствие.

Обычно пары (реже компании) закадычных друзей формируются спонтанно с детских лет. Но редко удается сохранить такую дружбу на всю жизнь. Большинство их распадается после окончания совместной учебы или переезда. Новые обстоятельства жизни приносят с собой новые дружеские связи и ослабляют старые. Сейчас есть больше возможностей поддерживать отношения на расстоянии, но это не может полноценно заменить живое общение и какие-то совместные занятия. Отношения, которые правильнее назвать приятельскими, как правило, не выдерживают испытания расстоянием.

Судя по Вашему письму, Вы не страдали от отсутствия друзей в школе — просто от тех приятельских отношений ничего не осталось после ее окончания. Теперь перед Вами и Вашими ровесницами — перспектива найти спутника жизни и построить собственный дом. Совершенно естественно, что в этот период все прежние связи ослабевают, уступая место новым — гораздо более важным. Ведь, как сказано в Торе (Бэрейшит 2: 24), даже собственных родителей — самых близких людей! — человек оставляет, чтобы «прилепиться» к своему партнеру в браке. Более того, известно немало случаев самой настоящей ревности новоиспеченного супруга/супруги к друзьям или подругам своей половины, если он/она пытается во что бы то ни стало сохранять отношения на прежнем уровне. Каждый, кто занят поиском пары, должен иметь в виду, что брак будет совершенным, только если супруг будет для него самым близким другом, а интересы супруга и обязательства перед ним будут первыми в списке приоритетов! Чрезмерная приверженность старым отношениям может сильно навредить миру в строящемся доме!

Но не надо думать, что для еврейской женщины муж должен быть единственным живым человеком на свете. От всех нас требуется сохранять теплые, дружеские отношения с окружающими, уметь выслушать, порадоваться их радостям, помочь в трудную минуту. Те качества и поступки, которые предписывает нам Тора, являются универсальным средством стать хорошим другом, супругом, родителем, учителем, учеником, соседом, деловым партнером… список можно продолжать до бесконечности. Каждый из нас должен стараться быть предельно честным и ответственным во всех сферах жизни, встречать всех с приветливым выражением лица, оказывать хесед, избегать сплетен и злословия, не мстить и не хранить злобу, короче — любить ближнего как самого себя и не делать другим того, чего не желаешь себе. Чтобы развить все эти качества, требуется постоянная работа над собой, преодоление своих слабостей. Того, кто обладает этими качествами, как правило, все любят и все рады считать своим другом, даже если речь идет только о поверхностных отношениях — приятельских или соседских. Для того же, чтобы развилась настоящая дружба, необходимо что-то, что объединяло бы людей — не только место проживания, работы или учебы. Как правило, объединить людей может то, во что они вместе вкладывают частичку себя, совместное преодоление испытаний. Поэтому супруги часто и оказываются самыми близкими друзьями.

Из всего этого можно сделать вывод: качества, позволяющие быть хорошим другом, развивать в себе необходимо — ведь это именно те качества, которых требует от нас Тора. Но специально искать друзей нет необходимости, да это и нереально: настоящая дружба не возникает «по заказу». Если каждый из нас будет стараться делать то, что на него возложено, жизнь сама расставит все по местам — и мы найдем свой круг близких людей. А будут они называться друзьями, родными, соседями или коллегами — не так уж и важно.

Желаю Вам найти свое место в жизни и близких людей!

Другие статьи

  • Показатели физического развития детей в доу Показатели физического развития детей 4–7 лет. Рузана Атабиева Показатели физического развития детей 4–7 лет. Показатели физического развития детей 4-7 лет, бывают особенно необходимы при диагностике физического развития в начале учебного года (сентябрь) и в конце […]
  • Ребенок 9 месяцев не спит весь день Грудничок весь день не спит: причины нарушения детского сна Полноценный сон имеет очень большое значение для поддержания физического и психического здоровья детей и взрослых. Особенно важен он для малышей первого года жизни, переживающих период адаптации к окружающему […]
  • Восьми месячные дети Восьми месячные дети Есть такое поверье, что 7-месячные дети выживают, а 8-месячные чаще умирают после рождения. Я впервые о нём услышала во время своей беременности от мамы. Пыталась найти, откуда ноги растут, но поиск ничего не дал, и я подумала, что мама не так […]
  • Отит у 3 х месячного ребенка Отит у 3 х месячного ребенка Для более быстрой и комфортной работы с сайтом бэби.румы рекомендуем обновить ваш браузер. Для этого необходимо скачать и установить обновление,с официального сайта браузера. Нужные организации на карте твоего города Чем чаще всего болеют […]
  • Упражнения для развития ребенка 9 месяцев Упражнения для развития ребенка 9 месяцев Девятимесячный ребенок не принимает всерьез слово "нет" - для него весь дом представляется большой волшебной игрой. Ему хочется все исследовать и потрогать, поэтому вам, учитывая это, перед […]
  • Во сколько нужно укладывать спать ребенка в 6 месяцев Во сколько укладывать ребенка спать? Природа сама за нас определила, сколько и кому нужно сна, особенно это касается детей. Если малыш пропускает время сна, то его организм начинает испытывать стресс, а из-за этого у ребенка может быть плохое настроение, кошмары, […]