Обследование на аутизм

Тест на аутизм. Как самостоятельно проверить состояние ребёнка

Аутизм относится к категории врожденных заболеваний, при котором у детей появляются трудности в общении с окружающими людьми. Они не способны понять эмоции близких и знакомых и выразить свои личные эмоции. У них ярко выражены затруднения в разговорной речи, вплоть до снижения интеллекта.

Основные симптомы этого заболевания появляются чаще всего в раннем детстве. К явным симптомам заболевания относятся: задержка умственного развития, отсутствие интереса к родителям и окружающим его людям, маленький словарный запас при общении, а иногда и полное отсутствие речи, агрессивное поведение и другие.

Диагностика аутизма у детей с помощью тестов.

Для диагностики аутизма пользуются определенными критериями, согласно которым лечащий врач оценивает поведение и состояние ребенка. Ранняя диагностика аутизма и его своевременное лечение позволят быстрее восстановить потенциал больного. Чтобы определить специфику отставания в развитии больного, лечащий врач применяет разнообразные тесты на аутизм у детей.

Можно самостоятельно проверить состояние развития вашего ребенка:

  1. При выявлении признаков аутизма родители должны обратиться к врачу-специалисту за помощью. Лечащим врачом будет назначено соответствующее обследование и проведены определенные тесты, которые помогут в диагностике аутизма у ребенка. Ранняя и своевременная диагностика психических расстройств поможет при дальнейшем ухудшении состояния, уменьшит проявления симптомов в будущем.Малыш не выделяет маму из окружающих его людей, он не фокусирует взгляд на матери или на каком-нибудь взрослом. Но в то же время может остановить взгляд на картинах на стене, на очень ярких предметах. Он не может смотреть в глаза, а если и смотрит, то совсем недолго и как-то случайно. Такие отклонения в развитии можно обнаружить уже в шесть месяцев, а иногда и раньше.
  2. Ребенок реагирует на внешние раздражители — яркость, громкость. Если мама начинает громко смеяться, то он пугается, а не радуется.
  3. На руках у матери не может принять комфортную позу. Ребенок либо очень напряжен, либо слишком расслаблен.
  4. У малыша наблюдается ненормальное двигательное поведение. Он иногда бывает безразличным и заторможенным, или, наоборот, вертлявым и слишком возбужденным.
  5. Появляются монотонные, навязчивые движения: вращения ручками, раскачивания из стороны в сторону. И все это совершается при умении ходить и сидеть.
  6. У ребенка может быть гиперпривязанность к матери или же он полностью безразличен к ее присутствию.
  7. Ребенок не стремится повторять движения за взрослыми. Он полностью безразличен к обучению, не машет рукой в ответ, не повторяет звуки и слова.


Специалисты одной из Бостонских детских клиник разработали тест для диагностики детского аутизма. При этой методике используется специальное медицинское оборудование. Электроэнцефалограф записывает электрическую активность головного мозга при помощи специальных электродов.

В данном обследовании приняли участие тысяча детей (в возрасте от двух до двенадцати лет). Учеными были выявлены тридцать три последовательности, которые связаны с наличием детского аутизма. Повторялось обследование десять раз. Точность постановки диагноза — 90%. Таким образом энцефалограмма, в некоторых случаях, способна выявить наличие аутизма.

Скрининговые тесты на аутизм у детей и взрослых.

Существует группа тестов на аутизм, которая предназначена для определения аутистических черт у взрослых и детей (скрининг). Эти тесты не заменяют официальную диагностику, но самодиагностику делают более объективной.

Ознакомимся с некоторыми из этих тестов:

  • Психолог Саймон Барон-Коган из Кембриджского центра по изучению аутизма у взрослых создал шкалу для определения симптомов аутизма у взрослых, или, как его еще называют — коэффициент AQ. Тест AQ состоит из 50 вопросов и представляет собой шкалу определения аутизма. Расшифровка: AQ >= 26 — уровень аутистических черт повышен. При результате меньшего значения можно говорить о неаутичности исследуемого. AQ >=32 — уровень аутистических черт высокий, т. е. вероятность заболевания аутизмом высокая.
  • Тесты на когнитивные особенности. Эти тесты оценивают особенности мышления, помогают выявить способности реагирования на эмоции и мысли людей, способность контролировать поведение.
  • Тесты на сопутствующие расстройства. Эта группа тестов предназначена для обнаружения сопутствующих вторичных расстройств при синдроме Аспергера, таких как алекситимия (трудности понимания своих личных настроений и эмоций). По Торонтской шкале алекситимии можно определить способности обследуемого в проведении различий между телесными ощущениями и чувствами. Доказано, что 85% страдающих аутизмом алекситимичны.

А вот пример теста, который проводится в США детям до 15 лет, чтобы обнаружить возможные проблемы у ребенка и называется он: \\\»Проверка на аутизм для маленьких детей\\\» (СНАТ).

  • Нравится ли вашему ребенку, когда его держат на руках, укачивают или сажают на колени?
  • Любит ли ребенок играть с вами?
  • Проявляет ли интерес к другим детям?
  • Ваш ребенок имитирует действия в игре?
  • Использует ваш ребенок указательный палец, для определения предмета, который заинтересовал его?
  • Приносил ли ваш ребенок домой какой-либо предмет, чтобы показать его?

  • Попробуйте привлечь внимание ребенка, указав ему предмет вне поля зрения, при помощи пальца. Скажите \\\»Смотри\\\» или скажите название игрушки. Посмотрите на реакцию ребенка. Ребенок не должен следить за рукой. Он должен смотреть на предмет, который был указан вами.
  • Смотрит ли малыш в глаза незнакомому человеку?
  • Дайте ребенку ложку и чашку и попросите его приготовить вам чай. Ребенок играет в эту игру?
  • Показывает ли ребенок пальцем местонахождение того или иного предмета, если вы его об этом попросите?
  • Может ли ребенок построить из кубиков башенку?

При большинстве отрицательных ответов риск аутизма высок.

Чтобы судить о наличии аутизма у взрослого человека, можно провести следующие наблюдения:

  1. Наличие двух из приведенных признаков:
    • Отсутствие элементарных навыков общения (зрительных контактов, жестикуляции, мимики).
    • Отсутствуют отношения с окружающими.
    • Неспособность найти интересное занятие, развлечение.
    • Невозможность выразить понятие и эмоции.
  2. Наличие одного из приведенных примеров:
    • Отсутствует или задерживается развитие разговорной речи.
    • Отсутствует инициатива для начала разговора или поддержки беседы.
    • Слова и фразы постоянно повторяются.
    • Неспособность имитации каких-либо действий.
  3. Наличие одного из приведенных признаков:
    • Привязанность к определенным предметам, местам, стереотипам.
    • Проявление повышенного интереса к ритуалам, что не несет особого смысла.
    • Повторяющиеся движения руками или ногами, телом.
    • Заинтересованность лишь определенной частью предметов.

При диагностике аутизма важным моментом является способность отличить данное заболевание от различных других отклонений в развитии малыша, таких как генетические заболевания, детский церебральный паралич, которые тоже могут вызывать умственную отсталость у ребенка и т. д. Для установки диагноза назначается врачебная комиссия, включающая в свой состав лечащего педиатра, психолога, психиатра, невролога. В комиссию могут быть включены родители ребенка, учителя, которые обладают важной и необходимой информацией о ребенке с его рождения.

Аутизм относится к группе неизлечимых заболеваний, однако своевременное выявление болезни и начатая вовремя работа с заболевшим ребенком может позволить снизить симптомы аутизма, а это поможет малышу научиться общаться с другими людьми и полноправно жить в обществе.

Что такое аутизм?

Аутизм – это состояние, которое сопровождает человека всю жизнь и проявляется как в нарушении социальной коммуникации, так и в определенных проблемах с восприятием окружающей предметной действительности. Хотя состояние аутизма имеет определенные общие признаки, спектр аутистических расстройств весьма широк, поэтому некоторые больные могут жить относительно без проблем, в то время, как другим требуется существенная помощь.

Аутизм – это специфическое нарушение развития нервной системы, отличающееся многообразием проявлений. Характерной чертой людей с аутизмом (как в детском возрасте, так и во взрослой жизни) является отстраненность от внешнего мира, предпочтение одиночества социальным контактам, а также деформация эмоционального спектра. При этом ошибочно считать, что агрессия является обязательным компонентом аутизма – хотя в некоторых случаях для больных характерны вспышки гнева, это достаточно маленький процент по отношению к общему количеству.

Аутизм у взрослых

Симптомы аутизма у взрослых могут быть выражены по-разному и зависят от того, в какой форме находится заболевание. Аутизм в любом случае приводит к нарушению социальных контактов, однако легкая степень позволяет человеку частично адаптироваться к обществу и не зависеть от постоянной помощи других людей. А вот более тяжелые степени заболевания, особенно те, которые связаны с утратой способности разговаривать, требуют постоянного наблюдения. Однако то, насколько успешно взрослый аутист будет адаптирован к жизни в социуме, во многом зависит от того, как рано поставлен диагноз аутизм и насколько эффективно проводится работа по коррекции. Взрослые с выраженным аутизмом могут даже устроиться на работу, не требующую высокой квалификации и предполагающую выполнение однотипных повторяющихся действий.

Статистика показывает, что проявления аутизма можно встретить примерно у 1% взрослых людей. У таких больных основные сложности заключаются не только в нарушении социальной коммуникации, но и в проблемах в повседневной жизни. В первую очередь это предрасположенность к однотипным ритуалам – повторению каких-то действий, не носящих практической ценности, но крайне важных для самого больного. При этом изменения окружающего мира и людей, контактирующих с аутистом, его не интересуют.

Выделяют несколько групп:

  • Больные с низким уровнем интеллектуального развития, у которых отсутствует взаимодействие с окружающим миром, а также способность обслуживать себя.

В плане ухода это самая сложная категория аутистов, ведь их никогда нельзя оставить без внимания.

У них есть способность к речи на фоне определенных речевых нарушений, так что они контактируют с окружающими – но только на определенные темы, при этом здоровым людям подчас сложно понять их. Еще одна особенность данной группы заключается в активном противодействии переменам и крайней привязанности к любимым делам.

  • Аутисты с определенными способностями.

Способны к контакту, однако не принимают общественных норм и практически не обращают внимания на окружающих.

  • Люди с минимальными проявлениями аутизма.
Смотрите так же:  Выпадение волос из за стресса отзывы

Обычному человеку сложно отличить таких людей от просто нерешительных и обидчивых персон; только психиатр на основании диагностических мероприятий способен определить, что неспособность решать проблемы самостоятельно, неумение принимать решение, отсутствие самостоятельности при, казалось бы, сохранном интеллекте, – это следствие аутизма, а не черта характера.

  • Аутисты с высоким интеллектом.

Одной из основных черт аутистического расстройства является высокая степень увлеченности любимым и интересным делом. Сочетание этой особенности с уровнем интеллекта выше среднего может привести к тому, что таких людей считают гениальными.

Аутизм у мужчин

Еще на самых ранних стадиях изучения аутизма было отмечено, что данная болезнь чаще проявляется у мужчин, чем у женщин. Симптомы аутизма у мужчин являются более яркими и типичными.

Очень часто мужчины, страдающие аутизмом, проявляют существенную привязанность к какому-либо занятию: хобби, коллекционированию. Их увлеченность и знания в выбранной области поражают: они могут не только часами заниматься любимым делом, но и с удовольствием обсуждать все, что касается данной темы. А вот тема романтики и чувств для них является недоступной; они скорее привяжутся к домашнему питомцу, который не будет предъявлять к ним требований, чем к человеку, который своими неосторожными репликами и действиями может пошатнуть и без того неустойчивую самооценку.

Если форма и степень аутизма и позволяет мужчине устроиться на работу, карьеристом он явно не станет: он будет годами оставаться на одной и той же должности, или же часто менять компании. Причина этому – отсутствие интереса к карьере, умноженное на неспособность к продуктивным социальным контактам. Кстати, их социальное взаимодействие с другими людьми затруднено и по той причине, что они не могут определить, как их поведение повлияет на реакцию собеседника (и, собственно, не задумываются об этом).

Аутизм у женщин

Главной особенностью женского аутизма является то, что именно женскому полу свойственно своеобразное «заучивание» шаблонов поведения в определенных социальных ситуациях. Это часто становится причиной того, что аутизм у женщин диагностировать сложнее: поскольку они демонстрируют относительно адекватные реакции на обращение к ним, что не совпадает с базовыми критериями аутизма, собеседник может и не задумываться о том, что поведение является не импровизированным и естественным, а заученным. В то же самое время необходимость такого копирования часто приводит к истощению, что влечет за собой усугубление психического состояния.

Тематика интересов девочек и женщин, страдающих аутизмом, не является сугубо специализированной, однако важным проявлением является глубина этих интересов. Если женщина-аутист интересуется мыльными операми или классической литературой (что является нормальными интересами и для здоровых женщин), то этому занятию она будет посвящать огромное количество времени – даже в ущерб другим делам и занятиям. Кстати, о чтении: среди женщин с аутизмом чаще проявляется гиперлексия: они рано осваивают навык чтения, читают быстро и с полным погружением в произведение, нередко предпочитая эту альтернативную реальность настоящей жизни.

Хотя считается, что люди с аутизмом, не стремятся к общению, в отношении женщин это менее справедливо, и, как правило, они любят принимать участие в социальном взаимодействии. Для них удобнее, если это общение происходит один на один или же, как минимум в небольшой группе. Однако, даже если такие женщины испытывают удовольствие от общения, специфика их нервной системы такова, что им требуется длительное восстановление после таких сеансов – разумеется, в одиночестве либо за любимым делом.

Аутизм у женщин гораздо чаще сопровождается другими проблемами: депрессивные состояния, обсессивно-компульсивные расстройства, проблемы с пищеварением. Присутствие подобных нарушений легко может привести к проблемам с диагностикой аутизма; эта особенность в сочетании с ранее описанной склонностью к копированию шаблонов поведения может стать причиной поздней диагностики аутизма у женщин.

Кто из известных людей был болен аутизмом

Подтверждение тому, что люди, больные аутизмом, могут не только быть относительно адаптированы в социуме, но и добиться определенных высот – это наличие аутистов среди известных людей. Список таких персон достаточно внушителен, при этом многие даже не догадываются, что определенные особенности поведения обусловлены теми или иными проявлениями аутизма, а не эксцентричностью и странностями характера.

Наиболее часто в пример известных аутистов приводят Альберта Эйнштейна. Точного подтверждения диагноза аутизма в этом случае нет, однако такие признаки аутизма, как позднее овладение речью, серьезные истерики в детском возрасте и потребность в том, чтобы его партнерши по браку исполняли роль его родительниц, позволяют предположить определенные аутистические расстройства.

Среди наших современников одним из наиболее известных аутистов является Билл Гейтс – основатель компании Microsoft. Еще в школе учителя отмечали его явное пренебрежение к грамматике, чтению и большинству гуманитарных предметов на фоне явного интереса к математике и в буквальном смысле одержимости компьютерами.

Различными учеными делались предположения, что аутизм был у таких исторически значимых персон, как Моцарт, Мария Кюри, Джейн Остин, Ван Гог, Томас Джефферсон. На диагноз аутизм указывают и некоторые особенности поведения Сатоси Тадзири – геймдизайнера из Японии, который стал родоначальником сериала, манги и игры про покемонов.

Обычно аутизм у детей родители начинают замечать достаточно рано, однако определить наличие этого заболевания и дифференцировать его от схожих состояний бывает сложно. Однако, чем раньше диагностирован аутизм у детей и, соответственно, начата его коррекция, тем лучших результатов возможно добиться впоследствии.

Ранний аутизм до 2 лет

Уже на первых месяцах жизни дети с аутизмом отличаются от своих сверстников. Эти дети не отличаются стремлением контактировать со взрослыми, не фиксируют взгляд на определенной точке (в том числе на лице взрослого человека), предпочитая рассматривать пространство вокруг нее. У этих малышей очень часто подозревают нарушения слуха, однако то, что они отличаются крайне скудной реакцией на звуки, в том числе на собственное имя, вызвано не проблемой со слухом, а тем, что нервная система специфически воспринимает звуковые раздражители.

При раннем аутизме дети до 2 лет уже проявляют склонность к повторяющимся действиям, в том числе раскачиваниям, привязанности к определенным предметам или действиям. В то время, как их сверстники начинают осваивать предречевые способы коммуникации со взрослыми, дети с аутизмом могут вовсе не испытывать потребность в контакте. Бывают случаи, при которых дети, овладев зачатками речи, впоследствии утрачивают их тоже.

Рекомендуется обратиться к врачу, если ребенок демонстрирует следующие признаки аутизма:

  • В полгода никаким образом не выражает радость, в том числе отсутствует улыбка.
  • В 9 месяцев не пытается подражать услышанным звукам, а также копировать выражение лица контактирующего с ним взрослого человека.
  • В год отсутствует лепет и жестикуляция.
  • В полтора года не способен произнести ни одного слова.
  • В два года не умеет складывать фразу из двух слов.

Чем быстрее будет диагностирован ранний аутизм, тем раньше можно начинать коррекцию, и тем больше шансов на адаптацию в обществе.

Детский аутизм от 2 до 11 лет

Детским аутизмом считаются проявления данного состояния в возрасте с 2 до 11 лет. К симптомам, характерным для раннего аутизма, добавляются следующие:

  • Отсутствие стремления к общению как со взрослыми, так и со сверстниками. Такие дети никогда не начинают разговор первыми, и даже если их пытаются вовлечь в беседу, не желают принимать участия в ней.
  • Фиксация на одном виде деятельности. Если дети с нормальным состоянием нервной системы интересуются многим, то для детского аутизма характерно стремление только рисовать, только считать, только слушать музыку или делать что-то одно, в то время, как остальные виды деятельности не вызывают ни интереса, ни эмоционального отклика.
  • Привязанность к привычному. Изменения в обстановке или в режиме дня способны повергнуть таких детей в состояние, близкое к панике.
  • Приобретение новых навыков затруднено, в том числе в процессе школьного обучения.
  • Ребенок может постоянно повторять один и тот же звук, слово или же, словно эхо, бездумно повторять услышанные от взрослых предложения.

В зависимости от того, какая именно форма и степень аутизма у ребенка, все эти признаки могут проявляться ярко или протекать фоном, практически не вызывая беспокойства у родителей. Во втором случае проявления детского аутизма часто ограничиваются отстраненностью (а не категорическим отказом играть с другими детьми), а также повторением монотонных действий. Врачи обращают особое внимание на то, что, если тестирование уровня интеллекта до 5 лет показывает более 50 баллов, у таких детей существенно больше шансов адаптироваться ко взрослой жизни и не быть зависимыми от поддержки и ухода здоровых членов семьи.

Аутизм после 11 лет

Аутизм после 11 лет, он же подростковый аутизм – закономерное развитие детского аутизма. Хотя дети-аутисты в целом являются сложными в воспитании, подростковый возраст является особенно проблемным этапом в развитии такого ребенка. Основная сложность заключается в том, что именно в этот период становится очень заметным разрыв между развитием подростков, страдающих аутизмом, и их сверстников с сохранной нервной системой. Однако есть и определенные улучшения – к примеру, подростки осваивают новые навыки, в том числе по уходу за собой, а также демонстрируют значительные поведенческие улучшения. Снижается уровень раздражительности, гиперактивности, склонность к повторяющемуся поведению.

Если у ребенка в детском возрасте присутствовали нарушения сна (дневная сонливость, ночная бессонница), к подростковому возрасту они могут стать существенной проблемой. Еще одна сложность, связанная со взрослением ребенка, заключается в риске возникновения эпилептических припадков (хотя основная часть подростков-аутистов все же не сталкивается с проявлениями эпилепсии).

Родителям может потребоваться провести дополнительный экскурс в плане полового созревания, а также соблюдения гигиенических норм. Так, многим подросткам с аутизмом приходится напоминать, что им необходимо принимать душ для того, чтобы избежать неприятного запаха.

В подростковом возрасте дети могут остро почувствовать проблему социальной изоляции; исследования показывают, что подростки с аутизмом имеют шанс подвергнуться травле в 5 раз больший, чем их обычные сверстники. Их не приглашают на развлечения и прогулки вне школы, но они также нуждаются в принятии и одобрении. Иногда увлечения таких подростков облегчают налаживание контактов со сверстниками; например, компьютерные игры могут стать общей объединяющей темой для многих подростков.

Смотрите так же:  Как лечить шизофрению народные средства

Причины развития аутизма

На данный момент точная причина развития аутизма до сих пор не определена. Считается, что основной причиной формирования аутизма еще на стадии эмбриона является наследственность, а именно – мутация гена, ответственного за формирование и развитие головного мозга. При этом родители такого ребенка могут вовсе не иметь проявлений аутизма. Еще одной причиной аутизма называют повышенное содержание мужского гормона тестостерона, характерное еще на внутриутробной стадии развития.

Поскольку при изучении мозга людей с аутизмом были выявлены патологические изменения миндалевидного тела, которое отвечает за эмоциональную регуляцию, а также способность человека продуктивно взаимодействовать с другими людьми, нарушения развития миндалевидного тела также могут стать причиной развития аутизма. Еще одна гипотеза, связанная с проблемами в развитии мозга, указывает на то, что мозг детей-аутистов в возрасте примерно трех лет имеет больший размер по сравнению с мозгом обычных детей. Соответственно, устранение причины столь интенсивного роста мозга поможет осуществить профилактику аутизма.

К другим теориям о причинах развития аутизма относятся предположения о связи данного заболевания и уровня тяжелых металлов в организме, недостатке белка Cdk5 (отвечает за регуляцию многих процессов в клетках), некоторых вакцинах, а также биологическом и химическом дисбалансе. Существует даже гипотеза о том, что постоянное проживание в местности с преобладанием дождливой погоды повышает риск развития аутистических расстройств.

Однако до сих пор ни одна из этих теорий не является общепризнанной, поэтому исследования причин развития аутизма продолжаются.

Аутизм: симптомы

Симптомы аутизма – это достаточно широкий набор признаков, поэтому у каждого больного нарушение работы нервной системы может проявляться по-разному. Кроме того, возраст тоже влияет на проявление симптомов аутизма.

Особенности социального общения людей с аутизмом

Нарушения социального общения являются основной проблемой у большинства аутистов. Для них составляет проблему включиться в общение людей с нормальным развитием нервной системы, к тому же далеко не всегда у людей с аутизмом есть желание вообще развивать это общение. Еще в раннем детстве заметно, что ребенок не идет на контакт, не смотрит на другого человека, не стремится играть вместе со сверстниками. В более взрослом возрасте отмечено, что у таких детей снижена способность правильно распознавать эмоции и лица, что сохраняется и тогда, когда человек становится взрослым.

Все эти признаки могут заставить подумать, что аутисты вообще отвергают общение. На самом деле у них есть склонность привязываться к тем, кто заботится о них, однако такая привязанность может возникнуть и к домашним питомцам, а также к какому-то предмету. Люди с аутизмом не стремятся делиться собственными проблемами, поскольку не видят в этом какой-то серьезной необходимости.

Ограниченное поведение

Ограниченное поведение при аутизме представляет собой один из характерных признаков аутизма, когда интерес человека направлен на что-то одно. У детей это часто проявляется в стремлении играть какой-то одной игрушкой или смотреть один-единственный мультфильм. Такое поведение сохраняется и во взрослой жизни – именно поэтому у людей с аутизмом отсутствуют разнообразные интересы, зато какому-то одному занятию или предмету они способны посвятить практически все свое время.

К особенностям поведения аутистов относится и стремление к стабильности, однообразию, что в свою очередь становится поводом для формирования многочисленных повседневных ритуалов и активного сопротивления переменам. Меню людей с аутизмом, включает, как правило, ограниченный набор продуктов, и они категорически не хотят пробовать что-то новое. Ритуальное поведение распространяется на многие сферы жизни: определенная последовательность действий при надевании одежды, одни и те же маршруты прогулок. Если в жизнь аутиста приходят перемены, он будет активно сопротивляться им, даже если это будет минимальная перестановка в его собственной комнате.

Еще одна характерная черта для людей с аутизмом – это компульсивное поведение, то есть выполнение действий, которые могут и не иметь практической ценности, однако больной чувствует необходимость сделать именно это. В детском возрасте это часто проявляется в стремлении расставлять игрушки в ряд по какому-то одному признаку (размер, цвет); когда человек взрослеет, такие действия могут преобразовываться – например, в необходимость выстраивать кружки и тарелки строго по размеру. Эти действия являются именно необходимостью, так как невозможность их выполнения приводит к повышению уровня тревожности до тех пор, пока данное действие не будет выполнено.

Особенности сенсорного восприятия

Аутисты отличаются характерными особенностями сенсорного восприятия. Как правило, это недостаточная либо гиперчувствительность отдельного анализатора, или нескольких; можно выделить следующие особенности восприятия:

При недостатке зрительной чувствительности возможны проблемы с пространственным восприятием, нарушение центрального либо периферического зрения, в то время, как гиперчувствительность проявляется в искажении изображений и склонности фокусировать внимание на отдельной части предмета вместо того, чтобы воспринимать его целиком.

  • Слух (наиболее распространенное сенсорное нарушение при аутизме)

Недостаток чувствительности приводит к сложностям распознавания отдельных звуков, полная или частичная утрата возможности слышать одним ухом. Проблемы со слухом могут проявляться в необходимости находиться в шумных местах или слышать резкие громкие звуки. В то же самое время слуховая гиперчувствительность проявляется в искажении услышанного, жалобах на то, что человек «слышит абсолютно все, что говорят на расстоянии». Слишком сильная чувствительность слухового анализатора может привести к тому, что все звуки, в том числе фоновые, воспринимаются одинаково сильно, и это вносит дискомфорт и мешает сконцентрироваться.

Если способность осязать у людей с аутизмом снижена, он может демонстрировать высокий болевой порог (из-за чего возможно нанесение себе травм), склонен к крепким объятиям и получению удовольствия от сильного давления на кожу. Если же человек демонстрирует гиперчувствительность, он будет избегать любого тактильного контакта с другими людьми, а также иметь проблемы с одеждой и гигиеническими процедурами.

При недостатке вкусовой чувствительности аутисты проявляют склонность к еде с яркими острыми вкусами, а также к поеданию несъедобных предметов. Если вкус развит слишком сильно, человек может отказываться от большинства продуктов питания, в том числе из-за их консистенции (стремление есть только мягкую пищу).

Когда человек с аутизмом малочувствителен к запахам, он может совсем не чувствовать даже резких неприятных ароматов, а для того, чтобы лучше понять, из чего сделан предмет, ему проще лизнуть его, чем понюхать. Однако гиперчувствительность к запахам у аутистов проявляется и как яркая неприязнь к какому-то конкретному запаху: это может быть парфюмерия, гигиенические средства или что-то еще.

У людей с аутизмом часто могут возникать проблемы с вестибулярным аппаратом, из-за чего они испытывают потребность однотипных движений для улучшения ощущений. Это же приводит к тому, что им сложно заниматься спортом, ведь такие больные не имеют достаточного контроля над собственным вестибулярным аппаратом.

Возможно нарушение восприятия собственного тела, что проявляется в нарушении границ личного пространства других людей, проблемах с пространственной ориентацией (это часто становится причиной того, что аутисты не любят перестановок), а также в сложностях с действиями, требующими точной мелкой моторики.

Одним из проявлений аутистических сенсорных расстройств является синестезия. Это состояние достаточно редкое и характеризуется своего рода «замещением» одного чувства на другое. Часто происходит синестезия звука и цвета; такие больные говорят о том, что «видят» музыку или «слышат» красный цвет.

Физиологические признаки аутизма

В большинстве случаев аутизм практически не имеет физиологических проявлений. Однако у людей с аутизмом могут быть следующие проявления:

Недостаточное развитие способности организма противодействовать негативным воздействиям окружающей среды может привести к слишком частым заболеваниям еще в раннем возрасте.

  • Синдром раздраженного кишечника.

Больные испытывают регулярный дискомфорт и боли без видимых причин, что часто сопровождается вздутием живота и нарушениями стула. Иногда это связывают с ограниченной диетой, к которой склонны большинство аутистов.

  • Нарушение функций поджелудочной железы.

Диагностика аутизма

Как и любое другое заболевание, аутизм выявляется благодаря применению определенных методов диагностики. Лучше, если при подозрении на аутизм обследование будет проведено как можно раньше, ведь в таком случае коррекция тоже может быть начата раньше, а, следовательно, будет более успешной.

В каком возрасте ставится диагноз аутизм

Так как аутизм является врожденным расстройством, его проявления могут быть заметны уже в течение нескольких месяцев после рождения ребенка. Согласно рекомендациям Американской академии педиатров, проводить обследование детей на выявление симптомов аутизма рекомендуется в полтора и в два года.

Во многих случаях симптомы раннего детского аутизма проявляются в период от двух с половиной до трех лет, когда и ставится диагноз аутизм. Именно в это время речевые нарушения и проблемы в общении становятся наиболее явными. Однако во многих случаях и на первом году жизни можно заметить признаки аутистического поведения; если ребенок является первым у родителей, они вполне могут списать эти признаки на особенности характера и индивидуальность самого ребенка. В то же самое время семьи, в которых уже есть здоровые дети, чаще обращают внимание на нетипичное поведение ребенка еще до его поступления в садик.

Иногда аутизм начинает проявляться только после 5 лет, при этом до данного момента ребенок демонстрирует нормальное развитие. Интеллект таких детей относительно сохранен, как и навыки социального общения, однако стремление к уединению и нежелание контактировать с большим количеством людей все же выражено ярче.

Тест на аутизм и другие инструментальные методики

Тесты на аутизм являются удобным средством для самодиагностики, однако они не способны заменить полноценную профессиональную диагностику. Среди таких тестов наиболее известны следующие:

Данный тест включает 50 вопросов-утверждений, с которыми испытуемый может согласиться полностью или частично, а также частично или полностью их отрицать. По результатам тестирования подсчитывается показатель AQ, и если данное число превышает границу 32, можно говорить о высоком уровне аутистических черт. Однако статистика подтверждает, что некоторые из испытуемых, набравших существенное количество баллов, не испытывали никаких проблем в плане социального общения и не имели подтвержденного диагноза аутизма.

  • Тесты на когнитивные особенности
Смотрите так же:  Препараты лития при депрессии

Группа тестов, которые призваны оценить особенности мышления человека, возможности контроля собственного поведения и оценки эмоций и мыслей окружающих людей.

  • Тесты на другие расстройства, в том числе известный тест на алекситимию – отсутствие возможности правильного понимания и выражения собственного настроения и эмоций.

Учитывая, что более 80% людей с аутизмом испытывают подобные сложности, этот тест является актуальным для выявления этого типа вторичного расстройства.

Важно понимать, что, хотя самостоятельное применение тестов и других инструментальных диагностических методик возможно, верно интерпретировать результат может только специалист, подкрепляя свой диагноз результатами других исследований. Часто в комбинации с инструментальными методиками используются методы аппаратной диагностики, позволяющие получить информацию о состоянии мозга и нервной системы, что в свою очередь важно для исключения других заболеваний со схожими симптомами.

Неинструментальные методы диагностики аутизма

К неинструментальным методам диагностики аутизма относятся два основных способа – это наблюдение и беседа. Люди с аутизмом, особенно его глубокими формами, демонстрируют характерное поведение, которое легко отличить от поведения обычного человека: навязчивые движения, следование каким-то ритуалам, отсутствие представления о личном пространстве (или, наоборот, нетерпимость к тактильным контактам), – все это можно заметить, просто понаблюдав за пациентом.

Так как нарушения социальной коммуникации являются одним из типичных проявлений аутизма, беседа является часто используемой диагностической методикой. Оценивается способность больного поддержать беседу, заинтересованность в диалоге, содержание и структура речи, а также другие параметры, которые и позволяют сделать вывод о наличии/отсутствии признаков аутизма.

Лечение аутизма

Так как аутизм является проблемой и для самого человека, и для его близких, первый вопрос, который является актуальным – это вопрос лечения аутизма. Действительно ли лечение аутизма является возможным?

Возможно ли вылечить аутизм

Первое, что нужно запомнить родственникам – на данный момент не существует лекарственного препарата, направленного исключительно на устранение всех проявлений аутизма. Некоторые медикаменты могут применяться для купирования сопутствующих симптомов, однако главными способами лечения остаются методы психиатрии и социальной адаптации.

Окончательного лечения аутизма на сегодня не существует, хотя исследования и разработки по данному вопросу ведутся постоянно. Результаты, которых можно добиться с помощью лечения, заключаются в улучшении социальной адаптации аутистов, помощи в установлении контактов с другими людьми. Однако, если в отношении некоторых пациентов прогресс может быть достигнут достаточно быстро, для других улучшение может не наступать годами.

Коррекция развития людей с аутизмом

Существуют методы коррекции аутизма, которые можно однозначно рекомендовать тем, кто ухаживает за детьми или другими родственниками с аутизмом. Эффективность этих методов определяется знанием самой сути аутизма и его проявлений.

Актуальна для тех больных, которые демонстрируют относительную сохранность интеллекта и речи. Помогает контролировать свое поведение и изменяет представления о тех или иных явлениях так, чтобы изменение привычного порядка приносило меньше тревожности.

Когда проблемы с речью настолько сильны, что даже во взрослом возрасте человек не способен общаться словами, для него можно использовать различные заменяющие варианты. Это может быть набор картинок, язык жестов или специальные электронные программы и приложения.

  • Тренинги социальных навыков.

Могут использоваться с детства, показывая малышам, как можно действовать в тех или иных ситуациях. Однако такие тренинги актуальны и для взрослых с аутизмом.

Это лишь некоторые методы коррекции проявлений аутизма; конкретные рекомендации зависят от таких факторов, как состояние и возраст больного, а также специфики самого заболевания и сопутствующих состояний.

Аутизм: развитие и последствия

Аутизм является состоянием, которое оказывает определенное влияние на развитие человека. Несмотря на то, что в течение жизни больной овладевает новыми умениями и навыками, такой человек в любом случае будет обладать определенной спецификой социальных контактов и поведения в целом.

При своевременной коррекции и регулярной поддержке особо критичных последствий для человека не происходит. Однако взрослым с аутизмом необходима психологическая помощь и определенное внимание с учетом особенностей их формы аутизма.

Помощь больным аутизмом

Большинство людей с аутизмом так или иначе нуждаются в помощи и поддержке окружающих. Поэтому родителям и другим людям, связанным с уходом за людьми с аутизмом, целесообразно повышать свою информированность по поводу данного заболевания, а также сотрудничать со специалистами по вопросам коррекции аутизма и повышения уровня жизни таких людей.

Центры аутизма, как и другие специализированные организации, оказывают всестороннюю поддержку и самим больным, и их семьям. Эти организации могут выполнять следующие функции:

  • Проведение коррекционной работы
  • Психотерапия
  • Мероприятия по социальной адаптации
  • Информационная работа с родственниками больного аутизмом
  • Консультации
  • Диагностические мероприятия
  • Помощь в решении вопросов социального характера
  • Образование

Персонал подобного рода центров имеет достаточную квалификацию и опыт для того, чтобы помогать решать актуальные вопросы обучения, социализации и адаптации людей с аутизмом. Часто на базе центров аутизма создаются сообщества людей, которые так или иначе связаны с темой аутизма, что является дополнительным плюсом – происходит обмен как теоретическими знаниями, так и практическим опытом.

Аутизм и родители ребенка с аутизмом

Когда родители узнают о том, что их ребенку поставлен диагноз аутизм, для многих это является настоящим шоком (а некоторые даже впадают в стадию отрицания, утверждая, что врачи ошибаются, и это просто особенности характера малыша). Однако рано или поздно приходится осознать необходимость ухода за своим особенным ребенком. И для того, чтобы делать это наиболее продуктивно, стоит соблюдать следующие рекомендации:

  • Проявлять терпение. Особенности поведения детей-аутистов не являются их прихотью или капризом, и крайне неправильно ругать их за это.
  • Определиться с программой развития. Основная нагрузка по развитию и обучению ребенка с аутизмом, так или иначе ложится на родителей, однако первое, что нужно сделать, – проконсультироваться со специалистами по поводу лучшего выбора для этого конкретного малыша.
  • Стимулировать интерес ребенка к внешнему миру, его эмоциональные реакции.
  • Уметь определять попытки вступить в контакт. Дети с аутизмом нередко своеобразно проявляют потребность в общении, и родителям важно научиться отслеживать эти попытки и отвечать на них в соответствии с потребностями ребенка.

Для того, чтобы процесс коррекции проходил наиболее продуктивно, родителям стоит сотрудничать с организациями, оказывающими помощь семьям с детьми-аутистами, а также рекомендуется объединяться в сообщества для эффективной взаимопомощи и обмена опытом. В таких сообществах часто проводятся разные совместные мероприятия, которые благотворно влияют на психологическое состояние и самих детей, и их родителей.

Аутизм и больные взрослые

Аутизм не проходит с возрастом. Проявления аутизма у взрослого человека могут проявляться по-разному; кто-то адаптирован настолько, что практически не нуждается в уходе и даже способен устроиться на работу, а кому-то нужна постоянная помощь. Естественно, что в последнем случае эта самая помощь осуществляется в большинстве случаев силами родственников. Тяжелые формы аутизма также часто нуждаются в применении определенной фармакотерапии, которая направлена на устранение определенных симптомов – например, коррекция нарушений концентрации внимания или депрессивных состояний.

Очень многие взрослые, у которых проявляются аутистические нарушения в легкой форме, отличаются выдающимися талантами в разных сферах жизни. Существует даже отдельное понятие «синдром саванта», которое определяет состояние, при котором человек с аутистическим расстройством имеет уникальные способности в отдельном виде деятельности (науки, искусства) в противовес общему нарушению развития. Чаще всего способности таких людей проявляются в области музыки и рисования, а также в точных науках. При этом, будучи увлеченным своим делом, они вполне могут забывать даже о насущных необходимостях вроде еды или сна.

Аутизм – состояние, природа которого до сих пор не определена, а проявления столь многогранны, что с трудом поддаются классификации. При этом есть мнение, что аутизм представляет собой не столько патологическое развитие нервной системы, сколько особое состояние, которое просто требует своего подхода и определенных принципов контакта с такими людьми. Вылечить аутизм навсегда невозможно, однако интенсивное правильно подобранное лечение поможет с большим успехом адаптироваться к самостоятельной жизни и даже завести семью.

Другие статьи

  • Развитие ребенка 8 недель жизни Развитие ребенка 8 недель жизни Радость и горе вокруг 8-ой недели Около восьмой недели (с седьмой по девятую) чувствуется приближение следующего скачка. В этом возрасте у вашего младенца появляется одна новая способность. Благодаря ей он может изучать новое. Ребенок […]
  • Циклоферон свечи детям инструкция по применению Сегодня в продаже Форма выпуска, состав и упаковка Таблетки, покрытые кишечнорастворимой оболочкой желтого цвета, двояковыпуклые. Вспомогательные вещества: повидон, кальция стеарат, гипромеллоза, полисорбат 80, сополимер метакриловой кислоты и этилакрилата, […]
  • Сестринский уход за детьми с пороками сердца врождённые пороки сердца Категория: Сестринское дело в педиатрии/Болезни сердечно-сосудистой системы Врождённые пороки сердца (ВПС) - это аномалии морфологического развития сердца и магистральных сосудов, возникшие на 28-й недели беременности в результате нарушения […]
  • Наглядные методы воспитания и их применение в доу Методическая разработка по теме: методы и приемы использующиеся в детском саду методы и приемы Предварительный просмотр: Методы и приемы: 1. Наглядные методы и приемы - использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского […]
  • Элькар инструкция по применению детям до года Сегодня в продаже Форма выпуска, состав и упаковка ◊ Раствор для приема внутрь прозрачный, бесцветный или слегка окрашенный; допускается наличие специфического запаха. Вспомогательные вещества: лимонной кислоты моногидрат - 1.2 мг, метилпарагидроксибензоат - 0.5 мг, […]
  • Танакан таблетки для детей инструкция по применению Сегодня в продаже Форма выпуска, состав и упаковка Таблетки, покрытые оболочкой кирпично-красного цвета, круглые, двояковыпуклые; на изломе светло-коричневого цвета, со специфическим запахом. Вспомогательные вещества: лактозы моногидрат, целлюлоза […]