Обследование речи дошкольников с онр

Логопедическое обследование детей с общим недоразвитием речи

Логопедическое обследование проводится в первые две недели пребывания ребенка в детском саду.

Основная цель состоит в следующем:

— изучить условия воспитания и развития ребенка (круг общения, характер взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в семье и в дошкольном учреждении) на основе беседы с родителями и анализа документов;

— выявить уровень развития ведущей деятельности (игры, рисования, конструирования, элементов труда) и оценить в соответствии с возрастными нормативами (совместно с воспитателем);

— выявить характерные особенности эмоционально-личностной и познавательной сферы общего психического развития ребенка;

— оценить состояние связной речи с точки зрения предметно-смыслового и лексико-синтаксического ее оформления;

— определить степень овладения компонентами языковой системы.

Непосредственному обследованию самого ребенка предшествует беседа с родителями.

При всех нарушениях речи необходимо выяснить: знает ли ребенок о своем дефекте, как на него реагирует; испытывает ли трудности в общении с окружающими; как вступает в контакт с близкими, знакомыми и незнакомыми взрослыми, с товарищами в детском саду, во дворе; поведение ребенка дома. Следует. выяснить, в чем заключаются жалобы самих родителей: беспокоит ли неправильное произношение отдельных звуков, грамматическое оформление речи, недостаточность словаря, ошибки в построении предложений, темп речи и др.

Цель беседы с ребенком состоит в том, чтобы выявить его общий кругозор, возможности связных высказываний, наблюдать за поведением обследуемого. В ходе беседы логопед отмечает, какими ответами пользуется ребенок: односложными или развернутыми, правильны ли они по содержанию, как оформлены грамматически и фонетически.

Логопедическое обследование детей с ОНР

На предварительном этапе логопедического обследования речи логопед знакомится с медицинской документацией (данными осмотра ребенка с ОНР неврологом, педиатром и другими детскими специалистами), выясняет у родителей особенности протекания раннего речевого развития.

Обследование речи детей с ОНР начинается с изучения состояния связной речи (слайд 2,3)- способности к составлению рассказа по картинке, серии картинок, пересказу, рассказу и т.д.
Затем логопедом исследуется уровень развития грамматических процессов
— где проверяется способность понимания и использования ребенком предлогов (слад 4)
— проверка способности образовать форму множественного числа имен существительных. Ребенку предлагается назвать пары картинок (слад 5)
-проверка способности пользоваться суффиксальным способом словообразования, где предлагается назвать большой и маленький предметы. Причем маленький предмет ребенок должен назвать ласково (слад 6)
далее ребенок образует приставочные глаголы с опорой на картинки, продолжая рассказ начатый логопедом (слайд 7)

-образование притяжательных и относительных прилагательных (слайд 8,9)
— проверка способности согласовывать имена существительные с именами прилагательными (слайд 10)
— проверка способности ребенка согласовывать имена числительные с именами существительными. Предлагается сосчитать на картинках предметы и ответить на вопрос «сколько?» (слайды 11,12,13)
— проверка навыков управления и согласования (слайды 14,15,16)

Обследование словарного запаса при ОНР позволяет оценить умение детей правильно соотносить то или иное слово-понятие с обозначаемым предметом или явлением.
— подбирается материал по разным лексическим темам, где выявляется способность ребенка к обобщению (слайды 17-30)
— также предлагаются картинки с предметами для называния деталей составляющих данный предмет (слайд 31)
— картинка для называния частей тела(слайд 32)
— подбор слов-антонимов (слайды 33,34)
— слов — синонимов (слайды 35,36)

Состояние артикуляционной моторики – ученикам предлагается выполнить по подражанию серию упражнений: «Улыбка», «Хоботок», «Блинчик», «Иголка», «Заборчик», «Качели», «Лошадка». Отмечаются выполнение с точным соответствием всех характеристик движения: доступность движений; объём; тонус; темп выполнения и переключаемость; длительный поиск позы; отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы (слайд 37)
Состояние звукопроизношения – подбирается картинный материал на все группы звуков, которые обследуются в разных позициях: в начале, середине, конце слова (слайды 38-57)
— состояние слоговой структуры слов – сначала «выплывают» картинки в названиях которых более простая структура слов, затем сложная слоговая структура (слайды 58-59)
Обследование фонематических процессов – ребенок должен указать картинки, названия предметов на которых отличаются друг от друга только одним звуком. Предоставляются картинки на дифференциацию различных групп звуков (слайды 60,61,62)
Обследование навыков звукового анализа и синтеза – (на слайде 63) представлены картинки односложных слов, которые позволят выявить навыки звукового анализа и синтеза.
— «Назови первый звук в слове сок …»
— «Назови последний звук в слове мак…»
— «Какой звук в слове нос слышен в середине?»
— «Определи последовательность звуков в слове сом»
— «Определи количество звуков в слове рак»
— «Догадайся, какое слово загадано. В этом слове есть звуки: [к], [ о], [ т]
Аналогично обследование навыков звукового анализа и синтеза происходит в сложных словах (слайд 64)

Результатом обследования состояния речевых и неречевых процессов у ребенка с ОНР является логопедическое заключение, отражающее уровень речевого развития и клиническую форму речевого нарушения (например, ОНР 2 уровня у ребенка с дизартрией). ОНР (общее недоразвитие речи) следует отличать от ЗРР (задержки речевого развития) при которой отстает только темп формирования речи, но не нарушается формирование языковых средств.
Применение компьютерных технологий предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи. В процессе занятия с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Диагностический материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребёнка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание.

Обследование речи дошкольников с онр

Козина И.В., учитель-логопед ДОУ № 2099, Москва

Дети, поступающие в логопедическую группу, проходят всестороннее обследование, необходимое для уточнения структуры нарушения, определения коррекционной программы, прогнозирования развития. Полученные данные записываются в речевую карту, которая должна обеспечивать следующие условия:
— качественный анализ результатов обследования (учет допускаемых ошибок, степень самостоятельности, особенности выполнения заданий и т.д.);
— интерпретацию полученных данных в количественной форме (начисление баллов);
— использование унифицированных критериев оценки выполнения заданий (они сводят к минимуму личностный фактор);
— подбор заданий в соответствии с возрастной нормой (речевые пробы должны быть разными для 5, 6 и
7-летних детей);
— построение индивидуального речевого профиля, который позволяет наглядно уточнить структуру речевого нарушения и составить план коррекционной работы;
— отслеживание динамики речевого развития и эффективности коррекционного воздействия;
— компактность заполнения;
— достаточно большое количество примеров детской речи;
— возможность другому специалисту проанализировать документ и продолжить намеченную работу.
Целью публикации не является подробное представление методики обследования дошкольников с ОНР. Советуем читателю творчески подходить к предлагаемому материалу. Логопед-практик вправе разработать свою схему обследования. Главное, чтобы она удовлетворяла всем современным требованиям.
Речевая карта
Анкетные данные
Фамилия, имя ребенка ______
Дата рождения ____________
Откуда поступил ___________
Речевое окружение _________
Домашний адрес, телефон
__________________________
Данные о родителях (ФИО, возраст на момент родов)
Мать ____________________
Отец ____________________
Анамнестические данные
От какой беременности ______
Характер протекания беременности ______________________
Роды ____________________
Перенесенные заболевания
__________________________
Слух ____________________
Зрение __________________
Интеллект _______________
Раннее физическое развитие:
начал держать голову ______ сидеть ______ ползать ________ стоять _______ ходить _______
Раннее речевое развитие:
гуление ______ лепет ______ первые слова ________________
первая фраза ________________
фразовая речь _______________
Особенности артикуляционного
аппарата
Зубы ____________________
Прикус ___________________
Твердое нёбо ______________
Мягкое нёбо ______________
Губы ____________________
Язык ___________________
Параметры обследования
1. Общее звучание речи.
2. Артикуляционная моторика.
3. Звукопроизношение.
4. Слоговая структура слова.
5. Фонематический слух.
6. Языковой анализ и синтез.
7. Грамматический строй.
8. Лексика.
9. Словообразование.
10. Связная речь.
Логопедическое заключение
______________________________
Дата ______ Логопед ______
План
индивидуальной
коррекционной работы
______________________________
Данные о ходе коррекционной работы
______________________________
Памятка для логопеда
по заполнению речевой карты
Анамнестические данные
Характер протекания беременности — токсикозы, инфекции, травмы, хронические заболевания.
Роды — досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные, затяжные, использование родовспоможений, стимуляция, когда закричал ребенок, наблюдалась ли асфиксия.
Перенесенные заболевания — пневмония, простуды, грипп, корь, скарлатина, коклюш, дизентерия, травмы головы, инфекционные и соматические, длительно текущие и вызывающие истощение нервной системы.
Слух — норма (N), снижение слуха.
Зрение — N, близорукость, косоглазие, амблиопия, атрофия зрительного нерва, ограничение поля зрения.
Интеллект — соответствует возрасту, ниже нормы.
Раннее физическое развитие — N, с задержкой (начал держать голову — N 2 мес., сидеть — 6 мес., ползать — 5-6 мес.), стоять — 7-8 мес., ходить — 1 год).
Раннее речевое развитие — N, с задержкой (гуление — N
3 мес., лепет — 5 мес., первые слова — 1 год, первая фраза — 2 года, фразовая речь — 3 года).
Особенности артикуляционного
аппарата
Зубы — N, редкие, кривые, вне челюстной дуги, мелкие, крупные, нарушение зубного ряда, наличие стемы.
Прикус — N, ортогнатический, открытый передний, боковой: двусторонний, односторонний, глубокий, дистальный, мезиальный, прямой, перекрестный.
Твердое нёбо — N, узкое, высокое (глубокое, куполообразное, готическое), плоское, низкое, наличие послеоперационных рубцов.
Мягкое нёбо — длинное, короткое, рубцы, увуля, субмукозная щель, подвижное, неподвижное.
Губы — N, толстые, тонкие, короткие, малоподвижные, подвижные, гипо-, гипертонус, хейлоскиз (расщелина губы), прохейлия (увеличение размеров верхней губы, нависание над нижней).
Язык — обычный, макроглоссия, микроглоссия, длинный, короткий, широкий, узкий, гипертрофия корня языка, раздвоенный, укороченная подъязычная связка, малоподвижен, подвижен, гипо-, гипертонус.
Моторная сфера
Общая моторика — N, незначительно нарушены координация, темп, ритм движения, моторно неловок.
Рекомендуемые
исследования
4 года — попрыгать на обеих ногах, прыгнуть в длину с места, потопать ногами и похлопать руками одновременно, бросить мяч от груди и поймать его.
5 лет — то же и дополнительно: попрыгать на левой, правой ноге, бросить мяч из-за головы, перепрыгнуть через игрушку.
6 лет — то же и дополнительно: подбросить и поймать мяч, влезть на гимнастическую стенку и слезть с нее.
Ручная моторика — N (сохранность функции), недостаточность мелкой моторики, моторная ограниченность, объем движений (полный, неполный, строго ограничен), темп (N, быстрый, медленный), переключаемость (точная, неточная), координация (N, незначительные нарушения, нарушена, неполная).
Ведущая рука — левша, амбидекстр, правша.
Рекомендуемые
исследования
4 года — сложить в кольцо большой и указательный пальцы, поочередно сгибать и разгибать пальцы, выполнить упражнение «Заяц» правой, левой рукой, изменять положение кистей рук (кулак — ладонь).
5 лет — то же и дополнительно: выполнить упражнения «Коза», «Игра на рояле», пробу «Кулак — ребро — ладонь» ведущей рукой.
6 лет — то же и дополнительно: поместить указательный палец на средний и наоборот сначала на правой руке, потом — на левой, выполнить упражнение «Игра на рояле», пробу «Кулак — ребро — ладонь» левой рукой, одновременно обеими.
Психофизические процессы
Внимание
N (достаточно устойчивое), низкая концентрация, неустойчивое, поверхностное, быстро истощается, плохое переключение.
Восприятие
Зрительное — узнавание предметов в условиях наложения, в неполном изображении, в силуэтном изображении.
Тактильное. 4 года — угадывание предмета по контуру. 5, 6 лет — то же и дополнительно: угадывание одинаковых предметов по дифференциальным признакам.
Слуховое — опознание и дифференциация шумов.
Цвет — нет представлений, сличает, различает (выделяет по слову), называет (4 года — крас ный, желтый, синий, зеленый, белый, черный; 5 лет — то же и дополнительно: оранжевый, голубой; 6 лет — то же и дополнительно: фиолетовый, розовый, коричневый, серый).
Форма. 4 года — круг, квадрат, овал, треугольник. 5 лет — то же и дополнительно: прямоугольник. 6 лет — то же и дополнительно многоугольник.
Ритм — восприятие, воспроизведение (4 года — — — ., — . -, . — .; 5 лет — . . . -, — . . -, . — — .; 6 лет — — — . . ., . . — — ., . — — — .).
Временные представления — ориентация хорошая, недостаточная, слабая (4 года — части суток, времена года; 5 лет — то же и дополнительно: дни недели; 6 лет — то же и дополнительно: месяцы, понимание и использование логико-грамматических конструкций).
Пространство. 4 года — показать предметы вверху, внизу, впереди, сзади. 5 лет — то же и дополнительно: слева, справа.
6 лет — то же и дополнительно: слева внизу, справа вверху, слева вверху, справа внизу.
Схема тела. 4 года — показать правую, левую руку, ногу. 5 лет — то же и дополнительно: правый, левый глаз, правое, левое ухо. 6 лет — то же и дополнительно: правой рукой показать левый глаз, левой рукой — правое ухо.
Разрезные картинки — самостоятельно, с помощью педагога, по образцу, по подражанию (4 года — 2-4 части, 5 лет — 3-5, 6 лет — 4-8).
Фигуры из палочек. 4 года — «стульчик» из четырех палочек. 5 лет — «домик» из шести палочек. 6 лет — «лодочка» из семи палочек.
Память
Параметры кратковременной памяти: объем и линейность.
Мышление
Обобщение. 1 уровень — обобщение словом. 2 уровень — группировка по субъективным общим признакам. 3 уровень — родовидовое обобщение. 4 уровень — логический уровень обобщения. N — к 7 годам.
Сериация. 4-5 лет — расположение предметов в ряд по нарастанию, убыванию признака. 6 лет — соотнесение между собой по ведущему признаку ряда предметов.
Сравнение. Выделяет существенные признаки, не выделяет, самостоятельно, с помощью, словесно объясняет, без объяснений.
Импрессивная речь
Понимание обращенной речи в полном объеме, на бытовом уровне, ограниченное, в пределах ситуации.
Предложно-падежные конструкции. 4 года — в, на, над, под, у, с, по, до. 5 лет — перед, за, около, в, из, на, с. 6 лет — под, из-под, за, из-за.
Глаголы с приставками.
4 года — выходит, переходит, подходит. 5 лет — вылетает, подлетает, залетает. 6 лет — выезжает, отъезжает, объезжает, въезжает.
Выполнение инструкций.
4 года — одно-, двухступенчатые. 5 лет — двух-, трехступенчатые. 6 лет — покажи ручкой тетрадь, линейкой ручку.
Понимание предложений.
4 года — Где мама дочки? Где дочка мамы? 5 лет — Кого ловит девочка? Чем она ловит бабочку? Кто ловит бабочку? 6 лет — понимание связной речи, логико-грамматических конструкций.
Сенсомоторный уровень речи
Общее звучание речи
Разборчивость — N (достаточная), снижена, речь смазанная, нарушенная, невнятная, мало понятная для окружающих.
Темп — N, быстрый, замедленный, тахилалия, брадилалия, запинки, заикание (степень, форма).
Ритм — N, дисритмия, растянутый, скандированный, зависит от проявления гиперкинезов.
Дыхание — свободное, затрудненное, поверхностное, неглубокое, неровное, ключичное, нижнее диафрагмальное, ротовой выдох сформирован, не сформирован, носовое дыхание затруднено, отсутствует, при фонации выдох ротовой, смешанный.
Голос — N, тихий, слабый, неполетный, маломодулированный, монотонный, отклонение тембра (глухой, сдавленный, сиплый, дрожащий, наличие носового оттенка).
Оценка
5 — разборчивость речи не нарушена, дыхание свободное, голос модулированный, темп и ритм соответствуют норме.
4 — разборчивость речи несколько снижена. Возможны незначительные единичные нарушения дыхания и голоса.
3 — речь невнятная, смазанная. Возможны нарушения темпа, ритма, дыхания и голоса.
2 — разборчивость нарушена, речь малопонятна для окружающих. Возможно прявление гиперкинезов, заикания, отклонение тембра.
1 — речь понятна только близким.
Артикуляционная моторика
Объем движений — строго ограничен, неполный, полный.
Тонус — N, повышен, понижен.
Подвижность — достаточная, недостаточная, тремор, гиперкинезы, девиация влево, вправо, кинестетическая апраксия.
Переключаемость, точность движений — достаточная, недостаточная.
Саливация — N, повышенная.
Оценка
5 — правильное выполнение с точным соответствием всех характеристик движения.
4 — все движения доступны, объем полный, тонус нормальный, темп выполнения и переключаемость несколько замедленны.
3 — замедленное и напряженное выполнение.
2 — выполнение с ошибками: длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы.
1 — невыполнение.
Звукопроизношение
N (в пределах возрастной нормы), фонетический строй речи сформирован недостаточно, изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи, фонетические дефекты звукопроизношения (пропуски, искажения), фонологические дефекты (замены, смешения).
Оценка
5 — безукоризненное произношение всех звуков в любых речевых ситуациях.
4 — один-два звука правильно произносятся изолированно и отраженно, но иногда подвергаются искажениям или заменам (недостаточно автоматизированы).
3 — нарушено произношение трех-пяти звуков.
2 — в любой позиции искажаются или заменяются шесть-девять звуков.
1 — искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются от десяти звуков.
Слоговая структура слова
N (не нарушена), негрубые дефекты слоговой структуры слова, структура нарушена.
Виды нарушений: элизии (пропуски звуков, слогов), персеверации (отсроченное повторение), итерации (добавление), антиципатии (замена предшествующих звуков последующими), перестановка звуков, слогов, контаминации (соединение слоговых частей двух слов), парафазии (замены).
Оценка
5 — правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления.
4 — воспроизведение точное, темп несколько замедлен, могут быть запинки.
3 — замедленное, послоговое воспроизведение, с запинками, одно-два слова с искажением слоговой структуры.
2 — искажение слоговой структуры слов.
1 — невоспроизведение.
Фонематический слух
N (сохранный), развит недостаточно, нарушен.
Исследуются звуки:
— звонкие, глухие;
— ротовые, носовые;
— твердые, мягкие;
— переднеязычные, заднеязычные;
— переднеязычные-среднеязычные;
— среднеязычные, заднеязычные;
— губные, переднеязычные;
— губно-губные, губно-зубные;
— свистящие, шипящие;
— переднеязычные смычные, переднеязычные щелевые;
— шипящие аффрикаты, шипящие щелевые;
— шипящие аффрикаты, смычные переднеязычные;
— свистящие аффрикаты, свистящие щелевые;
— вибранты смычно проходные ротовые.
Оценка
5 — все задания выполнены верно.
4 — допускаются одна-две ошибки, но исправляются самостоятельно.
3 — ошибки допускаются, исправляются после повторного воспроизведения.
2 — часть заданий недоступна, при выполнении требуется повторное воспроизведение.
1 — невыполнение.
Языковый анализ и синтез
N (сформированы), сформированы недостаточно, не сформированы.
Оценка
5 — все задания выполнены верно с первой попытки.
4 — допускаются одна-две ошибки, но исправляются самостоятельно.
3 — задания выполняются с ошибками, одно-два задания недоступны.
2 — большая часть заданий недоступна.
1 — неверные ответы, отказ от выполнения.
Грамматический строй речи
N (сформирован), сформирован недостаточно, не сформирован.
Оценка
5 — правильное, самостоятельное выполнение всех заданий.
4 — единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса.
3 — большинство заданий выполняется с помощью (стимуляция, расширение инструкции, уточнения вопроса, подсказка).
2 — большинство заданий не выполняются.
1 — невыполнение.
Лексика
N (словарный запас достаточный, соответствует возрастной норме), в пределах обихода, резко ограничен.
Оценка: та же, что при исследовании грамматического строя речи.
Словообразование
N (сформированы, соответствуют возрастной норме), в стадии формирования, не сформированы.
Оценка: та же, что при исследовании грамматического строя речи.
Связная речь
N (соответствует возрастной норме), в стадии формирования, требует дальнейшего развития, не сформирована.
Пересказ
4-5 лет
 Была у дома лужа. На лужу сели гуси. Гуси были серые.
Л.Н. Толстой
 Няня наварила каши и дала Наташе. Наташа покушала, собрала крошки и высыпала за окно. Прилетели птички и стали клевать кашу. Сыта Наташа и птички сыты.
По И.Д. Сытину
 Кинули котика у сарая. Котик мяукал: «Мяу! Мяу!» Шли мимо сарая Таня и Коля и нашли котика. Они кормили котика молоком и мясом. И стал котик толст, как Шарик.
И.Д. Сытин
5-6 лет
 Зайка сказал ежу: «Какое у тебя, братец, некрасивое, колючее платье!» «Правда, — отвечал ежик, — но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка. Служит ли тебе так же твоя хорошенькая шкурка?» Вместо ответа зайчик только вздохнул.
К.Д. Ушинский
 У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя пришла к чижу.
— Пора тебе, чиж, петь.
— Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь.
Л.Н. Толстой
 Выплыло на небо красное солнышко. Стало оно посылать свои лучи — будить землю. Первый луч упал на жаворонка. Жаворонок поднялся высоко-высоко. Там он запел свою песенку. Второй луч попал на зайчика. Запрыгал заяц по лугу. Побежал искать сочной травки на завтрак.
По К.Д. Ушинскому
Оценка
5 — пересказ составлен самостоятельно без нарушения лексико-грамматических норм; полностью передается содержание текста, соблюдаются связность и последовательность изложения; употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения.
4 — пересказ составлен с незначительной помощью (побуждение, стимулирующие вопросы); в основном соблюдаются грамматические нормы; отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, единичные случаи поиска слов, отсутствие художественно-стилистических элементов, недостаточная развернутость высказывания.
3 — пересказ составлен с помощью (акцентирование внимания на элементах сюжета, подсказки, наводящие вопросы); отмечаются пропуск частей текста без искажения смысла, бедность и однообразие употребляемых языковых средств, нарушения структуры предложений.
2 — пересказ составлен по наводящим вопросам; связность изложения нарушена; отмечаются значительные сокращения текста или искажения смысла, повторы, аграмматизмы, неадекватное использование слов.
1 — пересказ даже по вопросам недоступен.
Рассказ по серии картин
6-7 лет
Оценка
5 — самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; имеет все смысловые звенья, определены временные и причинно-следственные связи между событиями; оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств.
4 — картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно без аграмматизмов; допускаются нерезко выраженные нарушения связности и плавности рассказа, недостаточная развернутость, единичные случаи поиска слов.
3 — раскладывание картинок и составление рассказа со стимулирующей помощью; встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, выпадение смысловых звеньев, искажение смысла; связность рассказа нарушена.
2 — раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам, подсказкам; наблюдаются неадекватное использование лексических средств, существенное искажение смысла или рассказ не завершен, или представляет собой перечисление предметов.
1 — рассказ недоступен.
Список использованной
и рекомендуемой литературы
Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития. М., 2004.
Нищева Н.В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет). СПб., 2004.
Серебрякова Н.В., Соломаха Л.С. Схема обследования ребенка с общим недоразвитием речи // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. СПб., 2000.
Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. СПб., 2004.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М., 2004.
Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи. М., 2000.

Смотрите так же:  Лечение зубов под наркозом детям бесплатно

Комментарии: 2 к статье “ Схема обследования дошкольников с общим недоразвитием речи ”

здравствуйте! а у вас есть альбом для логопеда

Памятка для логопеда по заполнению речевой карты — это хорошая шпаргалка, в которой все учтено.

Стребелева Е.А. (ред.) и др. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста, Методическое пособие: с приложением альбома Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др., 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 2005. — 164 с. + Прил. (268 с.)

Пособие создано на основе современного подхода к диагностике психического развития детей раннего и дошкольного возраста. Оно включает описание методик, направленных на выявление уровня познавательного и речевого развития, обследование слуха детей разных возрастных категорий.
Предназначено специалистам психолого-медико-педагогических консультаций, дефектологам, психологам, логопедам дошкольных образовательных учреждений. Может быть полезно студентам дошкольных, психологических и дефектологических факультетов педагогических институтов, а также родителям.
Методическое пособие издается в комплекте с наглядным материалом для обследования детей.

Громова О. Е., Соломатина Г. Н. Логопедическое обследование детей 2—4 лет: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2005.

Настоящее пособие предназначено для проведения обследования зву-ковой стороны речи детей начиная с раннего возраста и содержит задания по обследованию произношения звуков раннего и позднего онтогенеза.
Впервые представлено подробное описание нормированного и дефект-ного произношения гласных и согласных звуков русского языка с использо-ванием символов Международного фонетического алфавита.
Разработаны методические рекомендации для логопедического обсле-дования произносительной стороны речи, включая диагностику звукового строя и слоговой структуры слова.
Для логопедов, воспитателей и методистов дошкольных образователь-ных учреждений, студентов дефектологических факультетов педагогических вузов, родителей.

Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Стимульный материал для логопедического обследования детей 2-4 лет

Издательство: Сфера. 2006 год. 48 страниц.
Стимульный материал предназначен для логопедов, воспитателей, методистов дошкольных учреждений, а также родителей детей преддошкольного и младшего дошкольного возраста. Яркие, наполненные интересным и запоминающимся сюжетным материалом картинки подготовлены с учетом специфики формирования начального детского лексикона и физиологических особенностей становления звуковой стороны речи у маленького ребенка, который начинает овладевать родным (русским) языком. Содержание иллюстративного материала ориентировано на основные программные требования к воспитанию и развитию речи детей в дошкольных образовательных учреждениях.

Смотрите так же:  Трахеит у ребенка 1 год лечение

Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста

Под ред. Н. В. Серебряковой. — СПб.: КАРО, 2005. — 64 с. — (серия «Коррекционная педагогика»).

Данное методическое пособие может стать настольной книгой как для специалистов детских образовательных учреждений, специалистов центров сопровождения семьи, так и для самых заинтересованных читателей — родителей, бабушек и дедушек малышей.

Обследование психомоторного развития детей от 1 года до 4 лет.
Карта обследования психомоторного развития ребенка (5 мес. -1 год 10 мес. ).
Карта обследования психомоторного развития ребенка (1 год 10 мес. — 3 года).
Карта обследования психомоторного развития ребенка (3 года-4 года).
Перечень стимульного материала для диагностического обследования.
Описание стимульного материала для диагностического обследования.
Речевая карта обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста (от 2 до 4 лет).
Карта обследования детей с задержкой психомоторного и речевого развития (от 2,5 до 4 лет).
Приложение.

Волкова Г. А. Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольника. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

В логопедическом пособии профессора Галины Анатольевны Волковой представлен дидактический и речевой материал, подобранный с учетом онтогенетического принципа формирования звуков. Этот принцип реализован не только на материале слогов и слов, но также фраз и стихотворного текста. В речевом материале имеются звуки раннего и данного онтогенеза и отсутствуют звуки, формирующиеся позже. Наглядный материал — рисунки — соответствует восприятию детей среднего, старшего дошкольного, а также младшего школьного возраста.
Для логопедов, студентов педагогических вузов и колледжей, обучающихся по специальности «Логопедия».

Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста

В работе изложена концепция междисциплинарного подхода к диагностике речи, а также представлены разработанные на ее основе тестовые задания для определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста: 4-5 лет.
Предлагаемая методика может быть использована в практической работе как самостоятельно, так и в комплексе с прочими методиками, направленными на изучение других сторон общепсихического развития ребенка.

Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Психологическая диагностика и коррекция в раннем возрасте (2,5-3 года) (Методическое пособие + Материалы для диагностики и коррекции)
Комплект предназначен для диагностической и коррекционной работы с детьми в возрасте от 2,5 до 3 лет и включает в себя:

1. Материалы, необходимые для проведения:
— диагностики — цветные картинки многоразового использования к субтестам (11 листов); бланк диагностической карты ребенка; лист с текстом сказки, в структуру которой включены субтесты.
— коррекционно-развивающей работы — цветные картинки многоразового использования к играм (27 листов).

2. Методическое пособие, в котором описаны возрастные особенности детей, процедура проведения диагностики, критерии оценки результатов, а также приведена подборка коррекционно-развивающих игр.

Диагностика построена на основе сказки про животных, что позволяет заинтересовать ребенка и легко вовлечь его в диагностический процесс. В структуру сказки включены 8 субтестов на выявление уровня понимания речи, сенсорного развития, общей осведомлённости, умения распределять предметы по принадлежности к группе, развитие мелкой моторики.

По результатам обследования подбираются материалы для коррекционно-развивающей работы (на каждый субтест приводится свой набор развивающих игр).

Обследование речи дошкольников с онр

Логопедическое обследование детей с общим недоразвитием речи

(Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина)

Савельева Анна Владимировна,

Воспитатель ГБДОУ №104 Санкт-Петербурга

Логопедическое обследование проводится в первые две недели пребывания ребенка в детском саду.

Основная цель состоит в следующем:

— изучить условия воспитания и развития ребенка (крут общения, характер взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в семье и в дошкольном учреждении) на основе беседы с родителями и анализа документов;

— выявить уровень развития ведущей деятельности (игры, рисования, конструирования, элементов труда) и оценить в соответствии с возрастными нормативами (совместно с воспитателем);

— выявить характерные особенности эмоционально-личностной и познавательной сферы общего психического развития ребенка;

— оценить состояние связной речи с точки зрения предметно-смыслового и лексико-синтаксического ее оформления;

— определить степень овладения компонентами языковой системы.

Непосредственному обследованию самого ребенка предшествует беседа с родителями.

При всех нарушениях речи необходимо выяснить, знает ли ребенок о своем дефекте, как на него реагирует; испытывает ли трудности и общении с окружающими: как вступает в контакт с близкими, знакомыми и незнакомыми взрослыми, с товарищами в детском саду, во дворе; поведение ребенка дома. Следует выяснить, в чем заключаются жалобы самих родителей: беспокоит ли неправильное произношение отдельных звуков, грамматическое оформление речи, недостаточность словаря, ошибки в построении предложений, темп речи и др.

Цель беседы с ребенком состоит в том, чтобы выявить его общий кругозор, возможности связных высказываний, наблюдать за поведением обследуемого. В ходе беседы логопед отмечает, какими ответами пользуется ребенок: однословными или развернутыми. Правильны ли они по содержанию, как оформлены грамматически и фонетически.

Если ребенок отвечает на каждый вопрос одним словом, то после некоторых таких ответов необходимо задать дополнительные вопросы, чтобы стимулировать ребенка к более распространенному ответу.

Обследование связной речи включает: составление рассказа по картинке, по серии картин; составление рассказа из личного опыта; пересказ.

Составлению рассказа по картине и по серии картин предшествует вступительная беседа, в ходе которой выясняется, понятно ли ребенку содержание картины, уточняется значение отдельных слов. Затем дается ребенку небольшой план, по которому он должен составить рассказ.

Если ребенку предлагается составить рассказ по серии картин, то ведется наблюдение и за тем, как он их раскладывает (самостоятельно, после объяснения и показа, с помощью логопеда).

При задании составить рассказ из личного опыта проводится вступительная беседа и ряд вопросов: «Что тебе подарили на день рождения? Как называется эта машина? Из чего сделана? Какого она цвета и размера? Как ты будешь в нее играть?»

Навык связного рассказа можно выявить путем пересказа доступного текста сказки, рассказа после чтения их и разбора содержания по вопросам.

При оценке состояния связной речи следует иметь в виду, что в норме к 3-м годам жизни дети овладевают простыми распространенными предложениями. Довольно рано, примерно к 3-4 годам дети начинают употреблять сложно — подчиненные и сложно -сочиненные предложения. На 5-м году жизни количество сложных предложений, встречающихся в детской речи, уже составляет 11% по отношению к общему числу предложений.

После 4-х лет дети могут пересказать знакомую сказку, охотно рассказывают стихотворения, к 5-ти годам — пересказывают только что прочитанные короткие тексты, прослушав их два раза.

После пяти лет дети способны довольно подробно и последовательно рассказать о виденном или услышанном, объяснить причину и следствие, составить рассказ по картине, отличить фантастическое содержание сказки от рассказа.

После шести лет дети могут сами придумать рассказ или сказку.

У детей, зачисленных в группу, состояние связной речи характеризуется обычно наличием простых предложений, бедностью и однообразием синтаксических конструкций. Отмечаются большие трудности, а иногда и полное неумение распространять предложения, самостоятельно конструировать сложно-сочиненные и сложно-подчиненные предложения.

При оценке связных высказываний детей логопед получает представление об уровне словарного запаса детей.

Тем не менее, логопед должен применить специальные приемы, позволяющие более тщательно обследовать лексическое развитие ребенка. Уточняется понимание и умение правильно употреблять слова, обозначающие названия действий, предметов и их частей, признаков предметов и действий, профессии.

Важно выяснить, умеет ли ребенок образовывать новые слова суффиксально-префиксальным способом. Проверяются слова, близкие по лексическому значению, например, глаголы: льет, поливает, выливает; шьет, вяжет, режет, мнет, отрывает и т.д.

Для исследования словарного запаса можно использовать следующие приемы:

— показ по называнию, а затем называние предметов иих частей, действий, признаков;

— выполнение ребенком названных логопедом действий;

— добавление в предложение недостающего слова в нужной форме, подходящего по смыслу;

— подбор слов-синонимов, антонимов.

Исследование словарного запаса проводится в объеме тем из окружающей жизни: например: «Одежда», «Посуда», «Транспорт», «Домашние и дикие животные».

Логопед получает представление об объеме словарного запаса и его качественных особенностях. При этом нужно проанализировать, какие замены лексических значений, нарушения лексической сочетаемости, неоправданные контекстом употребления слов, имеют место у обследуемого ребенка. При оценке лексических возможностей следует помнить, что при нормальном развитии речи активный словарь ребенка увеличивается очень быстро. Словарь четырехлетнего ребенка колеблется в пределах 2000 слов и распределяется между различными грамматическими категориями следующим образом: преобладают существительные — 50,2% и глаголы — 27,4%.

Смотрите так же:  Адресный социальный патронаж семьи и детей научно-методическое пособие

У детей в норме рано формируется навык словообразования: 4-летние дети свободно образуют существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (например, пальчик).

Дошкольники пяти-шести лет свободно выполняют упражнения на словообразование. Они изменяют основу слова для образования слов различных категорий (существительных, глаголов, прилагательных). Например: красный, краснеть, краснота; плавать, пловец, плавучий.

Дети с нормальной речью справляются с заданиями на образование прилагательных от существительных, причем не только обиходных слов (железо — железный, стеклянный, деревянный), но и менее употребительных в быту слов: ситцевый, снежный, бумажный, песочный, картонный, пластмассовый.

Дети с ОНР пользуются в основном общеизвестными, наиболее часто употребляемыми в обиходе словами и выражениями; часто наблюдаются нарушения лексической сочетаемости; многие слова называют в приблизительном неточном значении; часто слова заменяют близкими по ситуация, назначению. Однако следует помнить, что данные об ограниченности словарного запаса не могут быть использованы в качестве единственного показания недоразвития речи.

Отставанию от возрастной нормы в овладении словарным запасом могут способствовать неблагоприятные условия воспитания, микросреды, двуязычие и ряд других причин.

Лексическое развитие ребенка следует рассматривать не изолированно, а в совокупности с другими проявлениями речевого недоразвития.

Беседуя с ребенком, не всегда удается выявить имеющийся у него аграмматизм. Поэтому логопед должен, используя ряд специальных приемов, исследовать грамматический строй речи.

Необходимо выявить правильность употребления в самостоятельной речи следующих грамматических категорий:

— число существительных и глаголов;

— родовую принадлежность предметов;

— употребление падежных окончаний в единственном и множественном числе;

— согласование прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже;

— употребление простых и сложных предлогов.

Для исследования грамматического строя речи используются следующие методические приемы:

— ответы на вопросы по картине, по демонстрации действий или по представлению;

— самостоятельное составление предложений по картине, демонстрации действий;

— добавление недостающего в предложении слова в нужном падеже, числе, роде.

При оценке степени сформированности грамматического строя необходимо помнить, что к 3-4 годам дети с нормальным речевым развитием в основном правильно употребляют в самостоятельной речи все простые предлоги (у, в, на, под, с, из, к, за, но, после), свободно пользуются ими в своих высказываниях. При нормальном развитии речи дети к 5-ти годам овладевают всеми типами склонений, т.е. правильно употребляют существительные, прилагательные во всех падежах единственного и множественного числа. Отдельные трудности, которые встречаются у детей, касаются редко употребляемых существительных в родительном и именительном падежах множественного числа (стулы, деревы, колесов, деревов).

К 5-ти годам дети усваивают основные формы согласования слов существительных с прилагательными всех трех родов, существительных с числительными в именительном падеже.

У детей с общим недоразвитием речи часто встречаются ошибки, указывающие на недостаточно полное овладение точными падежными формами, на смешение форм склонения, на неправильное согласование, управление и т.д.

Наряду с исследованием экспрессивной стороны речи выявляется и понимание лексико-грамматических отношений: слов, близких по значению (ствол-дерево-корни; дверь-стена-подъезд-дом; красит стену — раскрашивает картинку и т.д.); категории числа и рода существительных, глаголов, прилагательных (покажи, про что можно сказать «голубой», «голубая», «голубое», «голубые» и т.д.); пространственного расположения предметов, выраженных разными предлогами (покажи, кто выглядывает из-за стола, из-под стола, что лежит между столами, за столом и т.д.). Выясняется понимание ребенком причинно-следственных связей, а также предложений, имевших подчинительную связь (Как правильно: стало тепло, потому что распустились листочки на деревьях; распустились листочки, потому что стало тепло.

При нормальном речевом развитии дети старшего дошкольного возраста свободно справляются с предъявляемыми заданиями.

Исследование строения артикуляционного аппарата, его сохранности и подвижности важно для выявления возможных причин дефекта звуковой стороны речи ребенка, а также для определения приемов коррекционных упражнений при последующем обучении.

Дефекты анатомического характера включают в себя: расщепление верхней губы, послеоперационные рубцы, деформацию (укорочение) верхней губы, неправильный прикус и аномальное расположение зубов; наличие укороченной подъязычной связки; расщепление твердого нёба; наличие субмукозной расщелины; укороченное мягкое нёбо; его расщепление, раздвоение маленького язычка или его отсутствие.

Исследование моторики артикуляционного аппарата включает предварительное наблюдение за состоянием мимической мускулатуры в покое. При этом отмечается выраженность носогубных складок и их симметричность; характер линии губ и плотность их смыкания; устанавливается, есть ли насильственные движения (гиперкинез) мимической мускулатуры. Проверяется умение держать рот закрытым, закрывать глаза (оба и изолированно один глаз), нахмурить брови, наморщить лоб. Отмечается появление сопутствующих движений (синкинезий), симметричность носогубных складок при оскаливании.

Исследование двигательных функций артикуляционного аппарата предполагает неоднократное повторение заданных движений для выявления малозаметных нарушений. При этом отмечается качество каждого движения, время включения в движение, его истощаемость, изменение темпа и плавности, объем, появление содружественных движений. Таким образом, могут быть выявлены стертые формы пареза. В легких случаях дизартрии при такой нагрузке может появиться слюнотечение (саливация).

Одновременно логопед уточняет у родителей, как ребенок жует и глотает твердую и жидкую пищу, не наблюдалось ли в раннем детстве расстройства глотания.

При обследовании подвижности артикуляционного аппарата предлагаются следующие упражнения: смычка, оскал и вытягивание губ вперед; открывание и закрывание рта; движение языка вперед-назад, вверх-вниз, вправо-влево, чередование распластывания языка и языка в форме “жала”.

Движения языка при нормальном функционирования артикуляционного аппарата во время выполнения этих заданий должны быть достаточной силы, четко фиксироваться в заданной позе. Важно отметить повышение тонуса языка: выраженное напряжение, выдвижение кончика языка, его подергивание при произвольных движениях.

Подвижность мягкого неба выясняется путем произнесения гласного звука при твердой атаке (рот при этом широко открыт). Важно учитывать, что различные неблагоприятные факторы (возбуждение, утомление) могут усилить артикуляционные трудности в спонтанной речи. Поэтому рекомендуется обследование проводить в удобное для ребенка время, чередуя различные приемы и соблюдая соответствующие паузы.

Исследование фонетической стороны речи включает проверку изолированного произношения всех звуков (как в мягком, так и твердом вариантах). Многократное повторение одного звука, повторение вразбивку двух звуков или слогов (сначала резко отличающихся, затем близких) помогает выявить возможности переключения (так — кат, бап — пат). При этом нередко отмечаются случаи персеверации, “усредненной» артикуляции. Последующие задания (проговаривание слов, предложений и текстов, насыщенных заданным звуком)дают возможность выявить, как ребенок пользуется этими звуками в самостоятельной речи.

Специальные упражнения помогают определить трудности в воспроизведении слов различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Сюда входит повторение ряда слогов, типа — па-пта, то-кто, ста-сва-сма-ства; слов — троллейбус, ткачиха, гимнаст, хоккеист; предложений –“физкультурники идут на парад” «библиотекарь выдает книги» и т.д. (слова произносятся сначала отраженно, а спустя некоторое время — самостоятельно).

В процессе логопедического обследования попутно фиксируется: как долго ребенок может сосредоточить внимание на определенном объекте, каков перенос внимания с одного предмета на другой, как длительно удерживается внимание именно на этом объекте, а также возможности удержания в поле активного внимания одновременно нескольких объектов. При этом необходимо отметить, при каких условиях меняются такие качества внимания как объем, переключение, распределение и устойчивость.

Исследование детей проводится индивидуально и маленькими подгруппами в беседе, а также при использовании различных видов

игровой и учебной деятельности.

Важно выявить особенности памяти у детей с общим недоразвитием речи в процессе выполнения сложных инструкций, включающих 2-3 элементарных задания; запоминании последовательного ряда из нескольких картинок с логической связью и без нее; при определении изменений в ряду из 2-х картинок, при заучивании стихотворения, текста и т.д. Логопед отмечает скорость запоминания, прочность сохранения и легкость воспроизведения.

Результаты обследования фиксируются в речевой карте, приводятся примеры образцов детской речи. Логопедическое заключение аргументируется данными первичного обследования. Заполнение речевых карт заканчивается к 15 сентября.

Одновременно воспитатель группы исследует умения и навыки каждого ребенка в различных видах учебной деятельности, а также получает представление о готовности детей к усвоению знаний и представлений по математике. Опираясь на программные требования соответствующих и нижестоящих возрастных групп, воспитатель определяет отставание детей в игровой, физической, изобразительной деятельности от нормально развивающихся сверстников. Кроме того, он выявляет и анализирует индивидуальные особенности детей.

Характеристика воспитателя не должна быть односторонней и отражать только недостатки ребенка. Важно отметить положительные стороны личности ребенка и его поведения, отношение к коллективу, к труду, а также приемы индивидуального подхода, которые оказались наиболее эффективными. В характеристику в течение года вносятся новые данные о развитии ребенка под влиянием коррекционного обучения.

В случае затруднений в установлении речевого диагноза и усвоении программного материала характеристики отдельных детей обсуждаются педагогическим коллективом.

Данные комплексного обследования детей используются при планировании всего коррекционного обучения.

В конце учебного года составляется сводная характеристика логопеда и воспитателя на каждого ребенка, в которой должны найти отражения результаты коррекционного обучения и остаточные проявления речевого недоразвития.

Другие статьи

  • Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Консультация (младшая группа) по теме: консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей. Предварительный просмотр: Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного […]
  • Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Законодательством Российской Федерации не предусмотрено процедуры отказа от ребенка, возможно только лишение родительских прав. Так, согласно ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если […]
  • Что входит в обязанности родителей по воспитанию детей Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 - 79) Глава 12. Права и обязанности родителей См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. […]
  • Можно ли ребенку капать ромашку в нос отвар ромашки и нос неделю назад мы заболели к нам приходила врач и сказала 5 раз в день промывать нос пипеткой ромашки, потом отсасывать аспиратором, а потом капать капли сейчас я разговаривала с подругой, она меня отругала, сказала, что нельзя так ни в коем случае, […]
  • Как правильно купать в круге месячного ребенка Как купать ребёнка с кругом на шее С какого месяца купать ребёнка с кругом на шее, как правильно это делать, в какое время? Советы доктора Комаровского и видео инструкция. Водные процедуры – особенное удовольствие для маленького ребенка. Кроме обычного гигиеничного […]
  • Диагностика отклонения в развитии ребёнка определение этапы проведения Ранняя диагностика отклонений в развитии детей Диагностика отклонений в развитии основывается на зна­нии общих и специфических закономерностей психического раз­вития нормально развивающегося ребенка и детей с различны­ми отклонениями в развитии. Диагностика носит […]