Обследования детей с заиканием

Схема обследования ребенка с заиканием

Анкетные данные

Дата рождения ____________________________________________________________

(Для школьника: № школы, класс)____________________________________________

Дата и № протокола________________________________________________________

Логопедическое заключение МПК____________________________________________

Сведения о семье

Наследственные заболевания _________________________________________________

Характеристика речи окружающих ребенка людей _______________________________

Материально-бытовые условия в семье _________________________________________

Общий анамнез

Какая по счету беременность _________________________________________________

Особенности протекания беременности ________________________________________

Особенности течения родов __________________________________________________

Вес и рост ребенка при рождении _____________________________________________

После выписки из родильного дома:

особенности сна ____________________________________________________________

особенности бодрствования __________________________________________________

Особенности грудного вскармливания _________________________________________

Перенесенные заболевания, травмы, случаи пребывания в больнице:

до одного года _____________________________________________________________

после одного года __________________________________________________________

Психомоторное развитие

Стал держать голову с ______________________________________________________

С какого времени стал раздеваться ____________________________________________

шнуровать ботинки _________________________________________________________

застегивать пуговицы _______________________________________________________

излишне подвижен _________________________________________________________

излишне заторможен ________________________________________________________

Развитее речи

Время появления гуления ____________________________________________________

первых слов _____________________________________________________________

Особенности речевого развития (нарушения звукопроизношения, дефекты слоговой структуры слов и т.п.) _____________________________________________________

Течение заикания (постоянное, прогрессирующее, волнообразное)________________

Меняется ли речь в зависимости от времени суток, года__________________________

Возможные причины ухудшения или улучшения речи____________________________

Бывают ли периоды плавной речи _____________________________________________

Ситуации, когда заикание наиболее выражено __________________________________

Как говорит в настоящее время в следующих ситуациях:

в семье ____________________________________________________________________

в общении со сверстниками __________________________________________________

в детском саду (или при ответе в классе)________________________________________

в незнакомой обстановке _____________________________________________________

(Для школьников: как шло усвоение школьного материала ________________________

влияет ли заикание на успеваемость в школе ___________________________________)

Отношение ребенка к заиканию _______________________________________________

Есть ли страх речи __________________________________________________________

Отношение в семье, в школе к заиканию ребенка

Занятия с логопедом: где — когда _____________________________________________

по какой методике __________________________________________________________

Как долго занимался ________________________________________________________

Причина рецидива _________________________________________________________

Особенности характера, эмоционально-волевой сферы, поведения, общительности и взаимоотношений ребенка с другими людьми, с детьми (со слов родителей, учителя)___________________________________________________________________

Школьнику можно предложить для самостоятельного ответа следующие вопросы:

— Где труднее говорить: в школе, в магазине и т.п.?

— Какова речь со сверстниками, родителями, незнакомыми

— Имеется ли волнение, страх речи в незнакомой обстановке?

— Как влияет волнение на речь?

— Сохраняется ли заикание, когда тебя никто не слышит?

— Влияет ли твоя речь на успеваемость в школе?

— Если ты занимался с логопедом, то пользуешься ли изученными прежде приемами? ___________________________________________________________________________

Данные объективного обследования

Состояние слуховой функции

1. Слуховое внимание ________________________________________________________

2. Восприятие речи __________________________________________________________

Состояние моторных функций

1. Наблюдение за естественными движениями (а также за осанкой, походкой) ___________________________________________________________________________

2. Выполнение заданий (ходьба, бег, прыжки, игра с мячом и др.) __________________________________________________________________________

(В выводе, характеризуя особенности общей моторики, отметить объем движений, точность, координацию, темп, переключаемость, сопутствующие движения, двигательную активность ребенка.)

1. Кинестетическая основа движений пальцев (праксис «позы») ____________________

2.Кинетическая основа движений пальцев (последовательно организованные движения)_________________________________________________________________

3. Манипуляции с мелкими предметами ________________________________________

Конструктивный праксис ____________________________________________________

Навыки работы с карандашом; ручкой __________________________________________

4. Для школьников: состояние графомоторных навыков ___________________________

5. Наличие леворукости ______________________________________________________

Мимика и артикуляторная моторика

1. Мимические движения _____________________________________________________

(особенности мимики при речи _______________________________________________)

2. Одиночные движения и серии движений органов артикуляции ___________________

Строение органов артикуляционного аппарата

Состояние импрессивной речи

1. Пассивный словарь ________________________________________________________

2. Понимание логико-грамматических конструкций ______________________________

Состояние экспрессивной речи

1. Звукопроизношение и звуко-слоговая структура слов ___________________________

2.Активный словарь _________________________________________________________

3. Грамматический строй речи ________________________________________________

Состояние фонематических функций

1. Фонематическая дифференциация ___________________________________________

2. Фонематический анализ ____________________________________________________

3. Фонематический синтез ____________________________________________________

4. Фонематические представления _____________________________________________

(У школьников проверяются также навыки слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений.)

Состояние дыхательной функции

Тип дыхания _______________________________________________________________

Ритмичность дыхания _______________________________________________________

Характер вдоха при речи _____________________________________________________

Продолжительность речевого выдоха __________________________________________

Состояние просодических компонентов речи

1.Темп речи ________________________________________________________________

Ритм речи __________________________________________________________________

Правильность употребления пауз в процессе речевого высказывания ________________

2. Характеристика голоса:

Сила голоса ________________________________________________________________

Особенности модуляций ____________________________________________________

3. Интонированность речи (употребление основных видов интонации) _____________

4. Внятность речи __________________________________________________________

Симптоматика заикания

А. Внешняя (физическая) симптоматика заикания

I. Проявление заикания в различных формах речи (на материале беседы, чтения коротких стихов, воспроизведения небольших рассказов и сказок, рассказа по картинке и др.) ______________________________________________________________________

1. Шепотная речь ___________________________________________________________

2. Сопряженная речь _________________________________________________________

3. Отраженная речь __________________________________________________________

4. Вопросно-ответная речь ____________________________________________________

5. Пересказ прослушанного текста _____________________________________________

(с опорой и без опоры на сюжетную картинку)___________________________________

6. Рассказ по серии картинок, по картинке ______________________________________

7. Самостоятельный рассказ __________________________________________________

8. Для школьников: отражение заикания на письме (репродуктивное и самостоятельное письмо) ___________________________________________________________________

Проявление заикания при чтении _____________________________________________

(В выводе зафиксировать данные о сохранных речевых возможностях; частоту, силу, длительность и степень выраженности судорог, зависимость судорог от речевого материала: места во фразе, в слове; при произношении отдельных слов, звуков; зависимость судорог от звуко-слоговой структуры слов, длины фразы и др.; зависимость судорог от формы речи, от громкости речи)______________________________________________________________________

II. Форма судорог (тонические, клонические, смешанные)_________________________

— дыхательные (экспираторные, инспираторные, респираторные)__________________

— голосовые (смыкательные, размыкательные, вокальные) ________________________

— артикуляционные (губные, язычные, мягкого нёба)_____________________________

III. Наличие непроизвольных движений тела, лица ______

Б. Внутренняя (психическая) симптоматика заикания

I. Наличие или отсутствие логофобий (страх речи в определенных ситуациях, страх произнесения отдельных слов, звуков и др.) ____________________________________

а) произнесение отдельных звуков и междометий

II. Наличие или отсутствие защитных приемов (уловок), частота и эффективность их использования:

1. Моторных _____________________________________________________________

б) произнесение слов и словосочетаний.______________________________________

3 . Изменение стиля речи___________________________________________________

III. Степень фиксированности на заикании (нулевая, умеренная, выраженная)_____________________________________________________________

Индивидуально-психологические особенности ребенка

1.Контактность с окружающими и характер общительности, взаимоотношений __________________________________________________________________________

2.Особенности психических процессов памяти, внимания, мышления _______________

3.Динамика психической деятельности и поведения ребенка:

— активность или вялость психической деятельности, движений, речи (в игре, в учебной деятельности) _______________________________________________________

— устойчивость и преобладающий фон настроения ______________________________

— степень эмоциональной возбудимости _______________________________________

4. Другие особенности: ______________________________________________________

5. Другие нарушения речи ____________________________________________________

Логопедическое заключение

Форма и локализация судорог _________________________________________________

Степень тяжести заикания ____________________________________________________

Выраженность внешней и внутренней симптоматики заикания _____________________

Степень фиксированности на заикании _________________________________________

Индивидуально-психологические особенности ребенка ___________________________

Другие нарушения устной и письменной речи ___________________________________

Дата окончания обследования. ________________________________________________

Независимый сайт о заикании

Обследование и динамическое наблюдение заикающегося ребенка

Занятия с коллективом создают условия для активной работы всех детей. Требование индивидуального подхода не означает противопоставления личности коллективу. Лишь хорошо зная возможности каждого ребенка, можно организовать коллективную работу.

Групповые, коллективные логопедические занятия с заикающимися оправдали себя многолетней практикой. Индивидуальный подход в логопедической работе выражается, прежде всего, в тщательном изучении каждого заикающегося перед началом и в процессе логопедической работы с ним и в выборе средств коррекционно-воспитательной работы в зависимости от его психологических особенностей и речевых возможностей.

Возраст заикающихся определяет подбор дидактического материала и форм работы. Психофизические особенности дошкольников, школьников, подростков и взрослых требуют от логопеда при выборе форм воздействия и материала в одном случае ориентации на программу воспитания и обучения в детском саду и игровую деятельность, в другом — на школьные программы и учебную деятельность, в третьем — на разные виды трудовой деятельности.

Комплектование логопедических групп проводится с учетом возраста заикающихся. Разный возраст (а он обычно определяет и стаж заикания) вызывает необходимость использования своеобразных методик логопедической работы, изменение интенсивности применения отдельных компонентов медико-педагогического подхода к преодолению заикания в целом.

У дошкольников, например, основное место занимают речевые занятия в игровой форме, воспитательные мероприятия, меньше — медицинские. У подростков и взрослых, наоборот, основное значение придается медицинским средствам, психотерапии (в том числе и ее суггестивным методам), меньше — педагогическим.

Поэтому при индивидуальном подходе в логопедической работе с заикающимися большое значение имеет первичное и динамическое изучение заикающегося в процессе занятий. Для логопеда важны лингвистические, психологические и педагогические наблюдения. Эти наблюдения позволяют выбрать необходимые формы коррекционного воздействия на заикающегося, прогнозировать эффективность логопедической работы с ним.

Контрольные задачи первичного обследования заключаются в том, чтобы составить достаточно полное представление о психофизическом развитии ребенка и его речевых возможностях. Оно состоит из сбора анамнестических сведений и непосредственного обследования его речи.
Логопед проводит обследование по следующим вопросам:

1) здоровье родителей;
2) общее развитие ребенка до возникновения заикания;
3) речевое развитие;
4) особенности воспитания ребенка в семье;
5) речевое окружение;
6) когда и как возникло заикание;
7) какие еще недостатки речи имелись в этот период;
8) какие отмечаются особенности проявлений заикания и сопутствующие ему нарушения;
9) обращались ли ранее за помощью.

Сведения о развитии ребенка и истории возникновения заикания черпаются из беседы с его родителями. Прежде всего здоровы ли сами родители: нет ли в семье родственников, которые страдают или страдали алкоголизмом, душевными или венерическими заболеваниями?

Затем уточняются данные об общем развитии ребенка: благоприятно ли протекал его внутриутробный период (не было ли травм, серьезных заболеваний у матери), как прошли роды матери (в срок, не было ли травм, сразу ли закричал ребенок)? Когда ребенок стал держать головку, начал сидеть, ходить, когда начал (и правильно ли) реагировать на обращенную к нему речь? Какие болезни перенес и не было ли осложнений? Какие особенности поведения и речи характеризовали его общее развитие в период до 5 лет, т.е. до момента возникновения заикания? Не было ли резких психических травм?

Особо уточняются сведения о речевом развитии ребенка: когда появились первые звуки, гуление, лепет, первые слова, фразы, каким темпом речи пользовался, не было ли особенностей поведения в моменты речевого общения с окружающими? Здесь важно узнать и о речевом окружении ребенка (не заикаются ли, не говорят ли слишком быстро, неорганизованны ли сами родители или близкие ребенку люди).

Большое внимание уделяется изучению вопроса воспитания ребенка в семье: отношение к нему взрослых (нет ли заласкивания, потакания капризам или, наоборот, неуравновешенного, резкого обращения, физических наказаний, запугивания); помощь в формировании у него правильной речи (нет ли перегрузок в заучивании сложных текстов или, наоборот, отсутствия контроля за развитием его правильного произношения, грамматически правильного речевого общения и т.д.).

Смотрите так же:  Причины великой депрессии кратко

Когда возникло заикание, появились первые его признаки? Как внешне выражалось оно? Какие предполагаемые причины могли его вызвать?

Какие еще недостатки речи наблюдались у ребенка в этот период: произношение звуков, его словарь и грамматическое построение фразы, голос, дыхание, темп речи.

Как развивалось у ребенка заикание, какие особенности его проявлений обратили на себя внимание родителей: нет ли сопутствующих двигательных нарушений (судорог, постукиваний рукой, ногой, покачивания головой и пр.) или недостатков речи (лишние слова, звуки, произнесение отдельных звуков и слов на вдохе и др.)? Как проявляется заикание в зависимости от обстановки или окружающих людей, от разного вида деятельности? Как говорит ребенок один (например, со своими игрушками)? С чем связаны периоды ухудшения и улучшения речи? Как ребенок относится к имеющемуся у него речевому недостатку (замечает, не замечает, безразличен, переживает, стыдится, скрывает, боится говорить и т.д.)?

Обращались ли родители за помощью: куда, когда, что было рекомендовано, какие результаты?

Таким образом, ответы на все поставленные выше вопросы позволяют судить о причинах, вызвавших заикание, и о некоторых особенностях его проявлений у ребенка.

Сведения об особенностях протекания заикания позволяют в каждом конкретном случае определить основную направленность коррекционного воздействия на ребенка. Например, наличие сопутствующих нарушений моторики указывает на необходимость двигательных упражнений, быть может, даже цикла занятий по лечебной физкультуре. Сопутствующие речевые расстройства, естественно, потребуют дополнительных упражнений, специальных приемов по устранению у ребенка фонетических дефектов или недостатков словаря, или грамматических недостатков фразовой речи.

Особенности психологических проявлений у заикающегося потребуют от руководителя занятий предусмотреть и этот план воздействия на него: отвлечь от фиксированности на своем дефекте, перестроить его отношение к себе, к своей речи, научить слышать свою правильную речь, зародить и развить у него чувство уверенности в том, что он может говорить красиво и правильно.

В случае, когда заикание возникло в результате неправильных педагогических приемов воспитания ребенка: заласкивание, запугивание, перегрузка, заучивание наизусть сложных произведений, отсутствие помощи в развитии речи, неуравновешенность в обращении с ребенком взрослых, несогласованное его воспитание — в этих случаях изменение неблагоприятных окружающих ребенка условий, правильное отношение к заикливой речи близких ему людей или сверстников будет способствовать предупреждению и устранению у него заикания.

Анализ возможно уже бывших ранее попыток избавиться от заикания (проводились занятия с логопедом, лечение у врачей) способствует выбору условий необходимого лечения (занятия дома с родителями, в детском саду с воспитателями или организация специализированной помощи в амбулаторных или стационарных условиях).

После уточнения сведений о развитии ребенка, истории возникновения и особенностей протекания у него заикания проводится непосредственное обследование его речи. Оно дополняет анамнестические сведения о заикающемся ребенка и позволяет объективно констатировать наличие недостатков его речи и поведения.

Обследование речи необходимо для того, чтобы уже конкретно определить речевые возможности ребенка, т.е. сохранные стороны его речи, и наметить объем и направленность предстоящих речевых занятий.

Для этого обследования используются разнообразные картинки (предметные, сюжетные), детские книжки со стихами, сказками, рассказами, подбираются разные игрушки (куклы, машинки, фигурки животных, строительный материал, кубики, домино, лото, пирамидки), цветные карандаши, пластилин, маски животных или персонажей детских книг, мячи, счетные палочки. Многообразие материала для обследования речи заикающегося ребенка вызвано необходимостью ознакомиться с состоянием его речи в зависимости от разных видов деятельности и от разной сложности речевого материала.

Задачи речевого обследования будут заключаться в том, чтобы определить:
1) место возникновения и форму речевых судорог;
2) частоту их проявления и сохранные речевые возможности ребенка;
3) сопутствующие нарушения речи;
4) сопутствующие двигательные нарушения;
5) отношение ребенка к своему речевому дефекту, наличие психологических особенностей.

Место возникновения судорог (артикуляционных, дыхательных, голосовых, смешанных) и их форма (клоническая, тоническая, смешанная) определяются на слух или зрительно. В зависимости от полученных результатов этого обследования выбирается преимущественная направленность отдельных речевых упражнений.

Так, например, при тонических судорогах артикуляционного характера преимущественно используются речевые упражнения с опорой на гласные звуки, упражнения на расслабление мышц речевого аппарата. При голосовых судорогах целесообразны речевые упражнения с гласными звуками, с разной громкостью их произнесения (от шепота к громкой речи).

Частота речевых судорог у заикающегося ребенка представляет для логопеда особый интерес. Определение частоты речевых судорог в зависимости от видов речевой деятельности и поведения ребенка позволяет судить о сохранных участках речи каждого ребенка (его речевых возможностях), и следовательно, от этого в дальнейшем будут непосредственно зависеть, насколько правильно будет подобран материал для речевых упражнений и успешность начавшихся логопедических занятий.

Как же определить уровень свободной речи у заикающегося ребенка? Прежде всего следует вспомнить факторы, которые влияют на усиление или исчезновение речевых судорог у заикающихся (разная степень самостоятельности речи, ее подготовленности, структурной сложности, ритмичности, громкости, особенностей речевых ситуаций и видов деятельности ребенка). Изучение речи ребенка в зависимости от названных факторов и составляет задачу логопеда при определении уровня сохранной речи (речевых возможностей) у детей в каждом конкретном случае. Ниже приводится таблица 3, которая позволяет наглядно представить, до какого уровня у заикающегося ребенка сохраняется свободная речь, и следовательно, одновременно уяснить направления последовательного усложнения речи и речевых ситуаций в логопедических занятиях с ним. На указанной таблице мы отметили уровень свободной речи у двух заикающихся детей, условно названных А (сплошной линией) и Б (пунктирной линией). Ниже линий речь у этих детей свободная, выше — трудная, с запинками и требует исправления.

Изучение уровня свободной речи начинается с выявления у ребенка зависимости появления пароксизмов заикания от разной степени его речевой самостоятельности. В непринужденной беседе с ребенком о его родителях, друзьях, интересах, занятиях выявляются особенности его речевого поведения и различных проявлений речевых судорог. С этой же целью ребенку предлагается составить рассказ или пересказать содержание картинки, знакомой сказки; логопед читает неизвестный ему рассказ или сказку и предлагает пересказать ее, задает конкретные вопросы по картинкам, окружающим предметам и игрушкам, требующие несложных ответов. Затем состояние речи ребенка логопед проверяет в его отраженной и сопряженной речи путем повторения или совместного произнесения простых и сложных фраз.

Следует при этом сразу отметить, что принципы последовательного перевоспитания речи и ее обследования различны. Если в первом случае мы говорим о последовательном переходе от упражнений легких к более сложным, то при обследовании речи следует идти от обратного, т.е. от трудного к легкому.

Объясняется это тем, что при переходе от легких форм речи или условий к более сложным ребенок по подражанию, как правило, показывает более высокие речевые возможности, чем они есть на самом деле.

Разъясним на примере. Допустим, при обследовании заикающийся ребенок произнес вместе с логопедом (сопряженно) предложенную фразу свободно и легко. Это естественно, так как для него это самая легкая форма речи. Следующие предложения он тоже свободно повторил (отраженно) вслед за логопедом. Затем логопед задает вопрос, и он снова правильно отвечает. А между тем известно, что на вопросы он обычно отвечает с заиканием. Почему же здесь он сказал легко? Да потому, что логопед уже косвенно оказал ему помощь: на примере предыдущих заданий показал, как надо строить фразу, задал определенный темп речи. Ребенок это чутко уловил и использовал в своем ответе. Вот почему принцип от легкого к трудному хорош для воспитания правильной речи и недостаточен для объективной оценки обычного состояния речи ребенка. Поэтому наличие, частота и отсутствие речевых судорог у ребенка первоначально проверяется в его спонтанной речи, затем в рассказе, пересказе, ответах на вопросы и т.д.

В процессе этих последовательно облегчаемых видов речевой деятельности логопеду очень важно определить у ребенка уровень (или порог) свободной речи, где исчезают полностью или почти полностью речевые судороги. Например, в зависимости от степени речевой самостоятельности пароксизмы заикания у ребенка А не проявлялись только в его сопряженной и отраженной речи, а у ребенка Б их нет и в простых ответах на конкретные вопросы логопеда. На материале пересказа знакомой или незнакомой сказки определяется влияние разной степени подготовленности к речи на исчезновение у ребенка речевых судорог. Например, заученный текст ребенок А рассказывал свободно, без запинок, а ребенок Б свободно рассказывал хорошо знакомую, а затем и малознакомую сказку.

Отсутствие пароксизмов заикания у ребенка в зависимости от структурной сложности его речи заставляет логопеда обратить внимание на то, как ребенок проговаривает сложные и простые фразы, отдельные слова, слоги и звуки. Это наблюдение делается на материале вышеназванных бесед с ребенком, его рассказов, ответов на вопросы. Логопед должен зафиксировать для себя, в каких случаях у ребенка отсутствуют пароксизмы заикания. Например, ребенок А свободно говорил отдельные слоги и звуки по подражанию и самостоятельно, свободно выполнил просьбу логопеда сказать, как лает собака, мяукает кошка, блеет овечка и т.д. Ребенок Б без затруднений произносил также и отдельные слова, и простые фразы.

При изучении уровня свободной речи у заикающегося в зависимости от степени ее ритмичности логопед сразу знакомится с состоянием разнометричной речи ребенка в процессе бесед, общения с ним. При пересказе сказок «Колобок», «Репка», которые, по сути, являются ритмизованной прозой, близкой к белому стиху, логопед уточняет влияние ритма на исчезновение пароксизмов заикания у ребенка. С этой же целью он предлагает ребенку рассказать стихотворение, спеть песенку.

О психологических особенностях ребенка логопед черпает сведения из беседы с родителями и поведения его при обследовании. Логопед уточняет сведения о контактности ребенка с окружающими (дома, в школе, со сверстниками и взрослыми, знакомыми и незнакомыми), обращает внимание на оценку собственной речи (знает или не знает о своем речевом несовершенстве, какое значение придает ему), на наличие защитных реакций (обидчивость, стеснительность, маскировка, уклонение от речевого общения), на речевое поведение при обследовании (ожидает помощи, стремится к активному преодолению недостатка или не понимает, зачем нужны занятия).

Смотрите так же:  Анорексия как избавится

Сумма полученных сведений позволяет, таким образом, судить о степени болезненной фиксированности ребенка на своем дефекте.

В случаях, когда ребенок еще не замечает своего дефекта, речевые занятия следует проводить как бы с целью научить его говорить красиво, громко, выразительно, не торопясь. Стараться не привлекать его внимания к речевым запинкам.

Если же, ребенок просто безразличен к своей речи , его необходимо стимулировать к речевым занятиям. В некоторых случаях полезно обратить его внимание на то, что он говорит неправильно, что это может помешать ему в жизни и, следовательно, поэтому необходимо исправлять свою неправильную речь.

В случаях умеренной степени болезненной фиксированности на дефекте у ребенка необходимо воспитывать уверенность в том, что он может говорить хорошо (постоянная фиксация на свободной речи), что он обязательно будет говорить совершенно свободно, если будет выполнять указания руководителя занятий и следить за собой.

Эти же задачи стоят и перед ребенком с выраженной степенью болезненной фиксированности на своем дефекте. Однако здесь еще и борьба со страхом перед речью, угнетенным настроением, с навязчивыми состояниями, переубеждение, создание радостных эмоций, воспитание чувства собственной полноценности, нового отношения к себе и своей речи. Здесь целесообразны также консультация и лечение у психоневролога и, возможно, у психотерапевта.

В заключение следует заметить, что выявить заикание у ребенка не представляет особой трудности, но для того, чтобы определить направленность и последовательность логопедических занятий с ним, от логопеда требуется хорошее знание индивидуальных особенностей заикающегося, особенностей проявления его заикания.

В.И. Селиверстов «Заикание у детей»

Массаж выполняется для снятия напряжения и скованности речевых и мимических мышц и, наоборот, для повышения тонуса слабых и вялых мышц. Чтобы снять напряжение с лица, расслабить его, можно использовать так называемый самомассаж. Здесь мы познакомимся с двумя его видами: гигиеническим и вибрационным.
Гигиенический массаж выполняется поглаживанием, при этом активизируются расположенные близко к коже нервные окончания. Этот массаж выполняет двойную роль: он снимает напряженность и скованность лицевых и мимических мышц и усиливает тонус этих мышц, если они слабые.

ТЕМА 5. Обследование детей с заиканием

1 МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОЧУ ВПО «МОСКОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ» «Дефектология. Логопедия» Лекции по дисциплине «Нарушение темпа речи. Заикание» ТЕМА 5. Обследование детей с заиканием Содержание 1. Цели и задачи обследования детей с заиканием.. 2 стр. 2. Сбор анамнестических данных.. 2 стр. 3. Психолого-педагогическая характеристика заикающегося ребёнка.. 7 стр. 4. Состояние общей моторики и тонких движений пальцев рук, мимической и артикуляционной моторики.. 9 стр. 5. Содержание логопедического обследования лиц с заиканием. 13 стр. 6. Анализ результатов обследования и составление логопедического заключения. 15 стр. 7. Список литературы стр. г. Москва, 2014

2 1. Цели и задачи обследования детей с заиканием Для адекватного планирования программы логопедической и лечебной работы с заикающимися дошкольниками и определения её эффективности необходимо правильное обследование заикающегося с учётом всей симптоматики этого сложного речевого нарушения. Цель осуществление психолого-педагогического и логопедического обследование заикающихся детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1) Сбор анамнестических данных. 2) Обследование состояния речи и моторики. 3) Изучение личностных особенностей заикающихся дошкольников. 4) Обработка и анализ полученных в ходе экспериментального изучения данных. Обследование заикающихся дошкольников носит комплексный характер. Врач определяет соматическое, неврологическое и психическое состояние заикающихся. Обследуется состояние речи детей, особенности их личности, моторики. Прежде чем приступить к обследованию, тщательно изучается медицинская и психолого-педагогическая документация. 2. Сбор анамнестических данных Анамнестические сведения об индивидуальных особенностях развития речи и моторики каждого заикающегося дают возможность правильно оценить состояние ребёнка, а затем спланировать работу. Основы методики логопедического обследования заикающихся и способы регистрации его результатов можно представить следующей схемой: Анкетные данные Фамилия, имя, отчество обследуемого. «Дефектология. Логопедия» Страница 2

3 Дата рождения (год, месяц, число). Домашний адрес, телефон. Где воспитывается или обучается ребёнок: дома, в детском саду, школе (общеобразовательной или коррекционной), сроки пребывания в них. Фамилия, имя, отчество родителей, их возраст, профессия, место работы. Состав семьи. Жалобы, предъявляемые родителями (воспитателями, учителями или самими заикающимися). Сбор анамнестических сведений Обязательно указывается, с чьих слов ведётся сбор анамнеза: родителей или самого заикающегося. Наследственность: -Наличие алкоголизма у родителей. -Нервно-психические заболевания родителей. -Ускоренный темп речи у родителей или близких родственников. -Задержка речевого развития у родителей или близких родственников. -Заикание у родителей. -Заикание у сестёр и братьев. -Заикание у дедушки или бабушки по линии отца и матери. -Характерологические особенности отца и матери. Обстановка в семье. Жилищно-бытовые условия. Беременность и роды у матери: -От какой беременности родился обследуемый (ая). -Чем закончились предыдущие и последующие беременности матери. -Особенности внутриутробного развития. «Дефектология. Логопедия» Страница 3

4 -Токсикоз в 1-й, 2-й половине беременности; другие заболевания и вредности. -Особенности течения послеродового периода (закричал сразу не сразу, асфиксия синяя белая, родовые травмы). -Приложен к груди (сразу; на сутки). -На грудном (искусственном) вскармливании до. Период до 1-го года: -Семейные условия. -Сон, аппетит. -Инфекционные заболевания. -Соматические заболевания. -Мозговые заболевания. -Мозговые травмы. -Спокойный, беспокойный. -Формирование навыка опрятности. -Время формирования моторных навыков: сидение, стояние, ходьба. Период дошкольного возраста: -Семейные условия. -Инфекционные заболевания. -Соматические заболевания. -Мозговые заболевания. -Мозговые травмы. -Моторное развитие: отставание, норма, опережение. -Время выделения ведущей руки, наличие переучивания. -Адаптация в детском саду. -Основные черты характера (спокойный возбуждённый, подвижный замедленный, уравновешенный капризный и т.д.). «Дефектология. Логопедия» Страница 4

5 -Основные черты поведения (капризность, слезливость, тревожность, расторможенность, трудность переключения). Речевой анамнез: -Время появления гуления и лепета. -Особенности гуления и лепета (активность, многообразие звуковых комплексов, характеристика голосовых реакций). -Время появления первых слов. -Время появления простой фразы. -Время появления развёрнутой фразовой речи. Какие наблюдались затруднения при переходе к фразовой речи. -Наличие и выраженность итераций. -Дефекты речи (дислалия, дизартрия, ринофония и пр.). Условия воспитания ребёнка: -Социальная среда (где ребёнок воспитывался в доме ребёнка, детском саду с дневным или круглосуточным пребыванием, дома с матерью, бабушкой). -Особенности речевой среды: контакты с заикающимися лицами или лицами с другой речевой патологией; при наличии двуязычия какой язык преобладает в общении. -Особенности речевого общения с ребёнком, недостаточность речевого общения, стимуляция речевого развития ребёнка (в каком объёме читалась детская литература, соответствовала ли она возрасту; с какого возраста разучивались стихи, песни; насколько быстро запоминал, в каком объёме). -Культурно-бытовые условия в семье. Развитие заикания: -Возраст, в котором появилось заикание. -Предполагаемые причины и характер возникновения заикания (остро, психогенно, без видимой причины и пр.). «Дефектология. Логопедия» Страница 5

6 -Наличие периода мутизма. -Как протекает заикание: постоянно присутствует в речи или нет. -В каких условиях облегчается ухудшается речь. -Изменилось ли поведение ребёнка с момента появления заикания и в чём это выразилось (состояние аппетита, сна, настроения, появление капризов, негативизма, страхов, энуреза и пр.). -Отношение ребёнка к своему речевому дефекту. -Какие меры принимались для устранения речевого дефекта (лечение у врача, посещение логопедических занятий, пребывание в специальных учреждениях системы здравоохранения или системы образования детский сад, школа). -Продолжительность и результативность лечения и обучения. Психологический климат в семье, особенности взаимоотношений: -Имеют ли место частые конфликты в семье чрезмерное заласкивание и, наоборот, излишняя строгость, неровность в обращении с ребёнком; перегрузки впечатлениями (посещение кино, театра, цирка, разрешается ли подолгу смотреть телевизионные передачи и пр.). -Отношение членов семьи к речевому дефекту заикающегося (безразличие, сопереживание, постоянная фиксация внимания окружающих на заикании, предъявление повышенных требований к речи заикающегося и др.). Личностные особенности ребёнка: -Имеются ли черты тревожности в характере заикающегося ребёнка. -Отмечаются ли в поведении ребёнка плаксивость, раздражительность, капризность (т.е. эмоциональная неустойчивость). -Есть ли у ребёнка черты боязливости, пугливости. -Уровень развития игровой деятельности. -Склонность к определённым играм. «Дефектология. Логопедия» Страница 6

7 -Комментирует ли ребёнок свои действия в играх или играет молча. -Предпочитает играть в одиночестве или в коллективе детей. -Проявляется ли заикание в игре наедине с собой, со сверстниками. -Как протекает заикание (утяжеляется ли с возрастом или проявляется реже, чем раньше). Анализ заключения специалистов: Анализируется состояние интеллекта, слуха и зрения (заключение специалистов: психоневролога, отоларинголога, офтальмолога). Анализируются данные, представленные воспитателем, психологом, музыкальным руководителем детского сада. 3. Психолого-педагогическая характеристика заикающегося ребёнка Анализируется общее развитие ребёнка, особенности деятельности. Сведения ребёнка о себе, понимание родственных связей, круг представлений об окружающем, их точность. Характеристика работоспособности и особенностей усвоения знаний (усидчивость, отношение к занятиям; добросовестно или нет выполняет задания логопеда и воспитателя, занимается с интересом, без интереса, не желает заниматься; справляется ли с программным материалом для данной возрастной группы по всем разделам «Программы воспитания в детском саду» (отмечаются ли трудности на музыкально-ритмических занятиях, на занятиях по развитию речи, развитию элементарных математических представлений, изобразительной деятельности и конструированию, в чём они проявляются). Характер игровой и трудовой деятельности (дружит в группе, добросовестно выполняет свои обязанности, дежурит неохотно, ленив, забывает об обязанностях дежурного); любимые игры (творчески организует игру, стереотипно манипулирует предметом), любимые игрушки «Дефектология. Логопедия» Страница 7

8 (адекватность использования игрушек, долго играет одной игрушкой, бережно относится к игрушкам, игрушки быстро надоедают, часто ломает их, проявляет интерес только к новым); сопровождает игры речью (проявляется ли при этом заикание), играет молча. Отмечаются также: -повышенная возбудимость, или, наоборот, вялость, заторможенность утомляемость, истощаемость; -особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы (настроение ребёнка: устойчивое, неустойчивое, легко меняется от незначительных причин; преобладает подавленное или хорошее, радостное настроение; волевые особенности: целеустремлённость, самостоятельность, инициативность, решительность, настойчивость, слабость волевого напряжения и др.). Реакция на замечания и одобрение; факторы, способствующие изменению эмоционального состояния. Характерологические особенности ребёнка (спокойный, беспокойный; легко вступает в контакт со всеми, в незнакомой обстановке смущается; конфликтный: задирист, нападает на товарищей, отнимает игрушки; добрый, ласковый; аккуратный, неряшливый и др.). Состояние психических функций: -особенности восприятия (восприятие цвета, формы, пространственных отношений; наблюдательность ребёнка); -характеристика внимания (устойчивость, переключаемость, распределяемость, рассеянность и др.); -особенности памяти: скорость и объём запоминания, точность воспроизведения; -особенности мышления (уровень развития логического мышления: умение выделять существенное в сюжетной картине, тексте, при «Дефектология. Логопедия» Страница 8

Смотрите так же:  Вылечить заикание гипнозом

9 определении понятий; при сравнении, при классификации предметов; понимание смысла загадок, пословиц; осмысление причинно-следственных отношений и др.). 4. Состояние общей моторики и тонких движений пальцев рук, мимической и артикуляционной моторики Процедура обследования общих произвольных движений 1. Статическая координация. Определяется возможность удержания заданной позы: а) стоять попеременно то на правой, то на левой ноге. Отмечается: 3 балла удержание позы; 2 балла удержание при резком балансировании, подогнутая нога касается пола; 1 балл не удаётся сохранить позу, схождение с места; б) стоять на «цыпочках». Отмечается: 3 балла удержание позы; 2 балла схождение с места, балансирование резко выражено; 1 балл опускание на стопу, частое схождение. 2. Динамическая координация: а) определяется возможность прыгать попеременно то на правой, то на левой ноге (руки на бёдрах). Отмечается: 3 балла свободно прыгает на одной ноге; 2 балла касается пола одной ногой; общее мышечное напряжение; сильные взмахи руками; 1 балл не удаётся прыгать на одной ноге; б) определяется возможность прыгать с места через верёвку, которая находится на расстоянии 20 см от пола. Отмечается: 3 балла прыжок производится легко и свободно; 2 балла прыжок неловкий, не удаётся оттолкнуться двумя ногами; 1 балл прыжок не удаётся. «Дефектология. Логопедия» Страница 9

10 3. Одновременность движений: а) определяется возможность выполнения движений двумя руками одновременно; справа и слева по бокам спичечной коробки располагается по 10 спичек с каждой стороны (на расстоянии, равном длине спички); ребёнку предлагается уложить спички в коробку, взяв одновременно обеими руками с каждой стороны по спичке и одновременно положить их в коробку. Отмечается: 3 балла одновременные движения обеими руками удаются, спички берутся и кладутся одновременно; 2 балла движения не всегда одновременные; 1 балл одновременные движения не удаются; б) определяется возможность одновременных движений рук и ног; ребёнку предлагается катушка ниток; маршируя, он должен сматывать с катушки нитку и наматывать её на указательный палец. Отмечается: 3 балла марширует и наматывает нитку одновременно; 2 балла движения не всегда одновременны; 1 балл одновременные движения не удаются. Отмечается также общий характер движений: ловкий, неловкий; пластичный, неуклюжий. Процедура обследования тонких движений пальцев рук Ребёнку предлагается выполнить следующие упражнения: 1) соединить большой палец руки со всеми остальными поочерёдно сначала на правой, затем на левой руке; 2) загнуть каждый из пальцев поочерёдно на правой и на левой руке; 3) соединить пальцы одной руки с пальцами другой, «пальчики здороваются»; 4) застёгивание и расстёгивание пуговицы, завязывание шнурков. Отмечается ведущая рука; 3 балла точное и чёткое выполнение; 2 балла недостаточно чёткое; 1 балл плохая координация, неловкость. «Дефектология. Логопедия» Страница 10

11 Процедура обследования произвольных мимических движений Для обследования детей от 4 до 6 лет используются тесты Л. А. Квинта в модификации Г. Гельнтца. -поднять брови («Удивление»); -слегка сомкнуть веки; -прищурить глаза («Яркое солнце»); -плотно сомкнуть веки («Стало темно»); -сжать губы; -придать губам такое положение, которое требуется для игры на духовом инструменте; -вытянуть губы, как для произнесения звука «о»; -надуть щёки; -оскалить зубы («Забор»); -вытянуть губы, как для свиста. Отмечается: 3 балла мимика живая, выразительная, адекватная; 2 балла недостаточно выразительная; 1 балл мимика вялая; амимичность. Процедура обследования артикуляционной моторики а) упражнения для челюстей: -рот широко открой закрой; -нижняя челюсть вправо влево. б) упражнения для губ: -растянуть губы в улыбке; -вытянуть губы вперед трубочкой; -улыбка трубочка; -поднять верхнюю губу вверх; -опустить нижнюю губу вниз; «Дефектология. Логопедия» Страница 11

12 -одновременно поднять верхнюю губу вверх, опустить нижнюю губу вниз. в) упражнения для языка: -язык широкий («лопаточкой») на нижней губе; -высунуть узкий язык («жалом»); -язык широкий узкий; -широкий язык на верхнюю, на нижнюю губу («качели»); -круговое облизывание кончиком языка губ («вкусное варенье»); -язык в форме («лодочки») /боковые края языка приподняты/; -язык в форме («чашечки»); -пощёлкать /поцокать/ языком; -язык вправо влево («маятник»). г) упражнения для мягкого неба: -отрывисто на твердой атаке голоса при широко открытом рте произнести звук [а]; -широко открыть рот и зевнуть. Отмечается: 3 балла удерживает заданную позу, хорошо переключается с одного движения на другое, движения точные, в полном объёме; 2 балла движения недостаточно точные, не в полном объёме, переключаемость нарушена незначительно; 1 балл отсутствие удержания позы, выраженные изменения объёма, точности и переключаемости артикуляционных движений. Максимальный балл за состояние общей моторики и тонких движений пальцев рук, мимической и артикуляционной моторики составляет 27 баллов. «Дефектология. Логопедия» Страница 12

13 5. Содержание логопедического обследования лиц с заиканием 1. Анатомическое строение органов артикуляции (норма или патология; если патология указать какая). 2. Характеристика движений органов артикуляции. 3. Характеристика звукопроизношения (искажение, отсутствие, замены, смешение звуков) и фонематического слуха, состояние слоговой структуры слова, анализа и синтеза звукового состава слова. 4. Лексический строй речи количественная и качественная характеристика словаря. 5. Грамматическое оформление речи (типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов, их проявления; сформированность связной речи). 6. Особенности речевого поведения. Анализируются контактность, речевая активность, включаемость в общение, сдержанность, импульсивность, характер реакции на изменение обстановки (динамичность и своевременность речевых процессов, переключаемость при изменении тематики общения), организованность речи. 7. Темп речи (ускорен значительно; ускорен незначительно; умеренный; замедлен незначительно (или уловочно); замедлен значительно; неровный). 8. Голос (громкий; тихий; модулированный; с носовым оттенком; хриплый и пр.). 9. Дыхание (грудобрюшное, верхнегрудное; ритмичное, аритмичное; достаточное по глубине, поверхностное; напряжённое и пр.). 10. Выраженность заикания в различных видах речи: -в сопряжённой речи; -в отражённой речи; -в шёпотной речи; «Дефектология. Логопедия» Страница 13

14 -в автоматизированных рядах; -при чтении стихов; -при чтении прозы; -в вопросно-ответной форме; -в рассказе по заданной теме; -при пересказе прочитанного; -в спонтанной речи. 11. Тип речевых судорог: тонические, клонические, смешанные. 12. Локализация судорог: -дыхательные: инспираторные, экспираторные; -голосовые: вокальные, смыкательные голосовые, дрожащий гортанный спазм; -артикуляционные: губные, язычные, судороги нёбной занавески; -сложные лицевые судороги. 13. Наличие трудных звуков (звукофобия). 14. Наличие эмоционально значимых речевых ситуаций (подробно перечислить данные ситуации). 15. Наличие речевых уловок (замены слов, перестановки слов, эмболофразии;, произвольное ограничение речевого общения). 16. Наличие насильственных содружественных движений и их характер. 17. Факторы, усиливающие заикание: волнение, утомление, беседы с незнакомыми, шум, самоконтроль и пр. 18. Реакция на помощь собеседника: положительная, отрицательная, безразличная. 19. Отношение к речевому дефекту: адекватное, неадекватное, сверхценное. «Дефектология. Логопедия» Страница 14

15 20. Наличие страха речи: избирательно ситуационный, генерализованный и пр. 21. Наличие периодов речи без заикания: регулярность, продолжительность. 22. Влияние эмоционального состояния на проявление заикания. 23. Течение заикания: прогредиентное, регредиентное, стационарное, волнообразное. 24. Сопутствующие заиканию другие дефекты речи. 25. Определение степени выраженности речевых судорог: лёгкая степень; средне-лёгкая; заикание средней степени тяжести; средне-тяжёлая степень заикания; тяжёлая степень заикания; речь практически невозможна из-за заикания. 6. Анализ результатов обследования и составление логопедического заключения Результаты обследования заикающегося обобщаются логопедом в виде психолого-педагогического заключения. В заключении необходимо отразить обобщённые данные всех аспектов изучения заикающегося, которые позволили выявить те или иные отклонения от нормы. В заключении логопед отражает: -наличие признаков органического поражения ЦНС (на основании медицинского заключения); -особенности речевого и моторного онтогенеза; -значение психогении в возникновении заикания; -возраст появления заикания; -тип и локализация судорог; -зависимость проявления судорог от эмоционального состояния; -наличие страха речи; «Дефектология. Логопедия» Страница 15

16 -течение заикания; -наличие других дефектов речи. Таким образом, логопед имеет возможность квалифицировать клиническую форму заикания: невротическую, неврозоподобную, смешанную. Данное комплексное медико-психолого-педагогическое обследование заикающихся детей дошкольного возраста позволяет эффективно определить направления коррекционной логопедической работы при рассматриваемой речевой патологии. Список литературы 1. Белякова Л. И. Логопедия. Заикание/ Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова — Академия, 2012 г.-224 с. 2. Волкова Л. С Логопедия: Учебник для студентов дефектол. ф-тов пед.вузов. 5-е изд. М., ВЛАДОС, с 3. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Основы теории и практики.-м., Эксмо, с. 4. Шевцова Е. Е. Психолого-педагогическая диагностика и коррекция заикания/е. Е. Шевцова-М.: библиотека логопеда Поварова И. А. Заикание. Диагностика и коррекция темпоритмических нарушений устной речи/а. И. Поварова — СПб, Речь, «Дефектология. Логопедия» Страница 16

Другие статьи

  • Образец отпуска по уходу за ребенком до трех лет Как оформить отпуск по уходу за ребенком до 3 лет? Декрет очень ограничен по своей продолжительности. И если малыша не на кого оставить, женщина может взять еще один отпуск, который называется «по уходу за ребенком до достижения трехлетнего возраста». Стоит различать […]
  • Лечение аллергии народными средствами детям Лечение аллергии у детей и взрослых: подходы и методы По данным Российской ассоциации аллергологов и клинических иммунологов, от аллергических заболеваний страдает около 30% людей в мире, а в России по разным оценкам их процент колеблется в пределах от 17,5% до 30% […]
  • Раннее развитие ребенка по системе монтессори Монтессори методика раннего развития Когда мы говорим о раннем развитии, то имеем ввиду помощь ребенку в том, чтобы весь его потенциал был задействован. При этом важно понимать, что «развить» своего ребенка извне – невозможно. Развиваться каждый будет сам, а мы – […]
  • Средства по уходу за зубами у детей Уход за детскими зубами - самые важные правила Первые зубки у ребенка всегда большая радость в семье! Огромная ответственность ложится на родителей – поддерживать зубки малыша в полном порядке. Начинать заботу о зубах необходимо с самого раннего возраста. Очень важно […]
  • Ребенку полтора года нет месячных Восстановление менструального цикла после родов. Ответы на вопросы На вопросы сибмам отвечает Ходырева Жанна, врач акушер-гинеколог высшей категории. Предохранение во время грудного вскармливания Вопрос. (JenaJeny) Я родила чуть больше 6 месяцев назад, менструации […]
  • Учебная деятельность и её структура в младшем школьном возрасте Ваш психолог. Работа психолога в школе. Последние новости Самое популярное Учебная деятельность ребенка развивается так же постепенно, через опыт вхождения в нее, как и все предшествующие деятельности (манипуляционная, предметная, игровая). Учебная деятельность […]