Олигофрения врожденная умственная отсталость

Олигофрения (врожденная умственная отсталость, умственное недоразвитие, врожденное слабоумие) – группа патологических состояний, аномалий развития с врожденным или рано приобретенным нарушением познавательной деятельности преимущественно в виде интеллектуальной недостаточности.

Олигофрению в зависимости от глубины интеллектуального недоразвития принято делить на идиотию, имбецильность и дебильность.

Среди направляемых на судебно-психиатрическую экспертизу, больных с идиотией (наиболее глубоким врожденным слабоумием) и имбецильностью (тупоумием) немного.

Идиотия и имбецильность всегда обуславливают невменяемость. Эксперту-психиатру приходится иметь дело лишь с дебильными личностями.

Дебильность – легкая степень олигофрении. Такие больные с детства обнаруживают отставание в развитии, позже начинают ходить. Фразовая речь формируется к трем-четырем годам. Зачастую у них долго отмечаются дефекты речи.

В школе не могут полноценно осмыслить даже простой учебный материал, учатся плохо, остаются на второй год.

При дебильности рекомендуется обучение во вспомогательных школах.

Такие лица способны овладеть тем или иным видом труда, чаще не квалифицированного, трудовые процессы они выполняют механически, подражательно.

Интересы больных узки, они сосредоточены главным образом, на удовлетворение физиологических потребностей, развлечениях. Из книг читают сказки, смотрят в основном детские и приключенческие фильмы.

В отличии от имбецилов эти больные нередко могут обобщать полученный опыт, делать несложные умозаключения и практические выводы. В некоторых жизненных ситуациях, используя накопленный опыт, такие лица проявляют достаточную целенаправленность и активность.

Дебильность в зависимости от глубины интеллектуальной недостаточности принято делить на глубокую, умеренно выраженную и легкую.

Выделяют также пограничную умственную отсталость или говорят о задержке психического развития, подчеркивая обратимость, возможность компенсации интеллектуального дефекта.

В формировании пограничной умственной отсталости ведущая роль принадлежит неблагоприятным средовым факторам (неполные семьи, конфликты между родителями, родители страдали алкоголизмом).

Поэтому задержку психического развития следует рассматривать вне рамок олигофрении, как имеющую иные происхождения и исход, чем врожденная умственная отсталость.

Изменения критических способностей при дебильности различны.

Запоминания обычно недостаточны, но возможна хроническая механическая память (больные запоминают даты, факты, но использовать эти знания не в состоянии).

Внимание также нарушено. Речь дефектна.

Особое место среди клинических признаков дебильности занимают повышенная внушаемость и подчиняемость, вследствие чего такие лица легко подпадают под влияние других, соглашаются с любыми предложениями окружающих.

Интеллектуальная недостаточность при дебильности обычно сочетается с эмоциональными и волевыми нарушениями.

В зависимости от их выраженности выделяют «простой» тип дебильности, гиподинамический (торпидный) и гипердинамический (эретический) типы.

При «простом» типе эмоционально-волевые расстройства незначительны.

Гипердинамическому типу свойственна расторможенность, двигательное беспокойство, безмотивные аффекты.

При гиподинамическом типе отмечается общая заторможенность психических процессов.

В рамках эмоционально-волевых расстройств при дебильности нередки нарушения влечений. Могут встречаться пиромании (поджоги), реже дромомания (бродяжничество) и достаточно часто — патология сексуального влечения. Обострение этих проявлений в пубертатном периоде приводит к опасным действиям или непредсказуемому поведению таких больных.

Умственная отсталость (олигофрения, малоумие) — врождённое, или приобретённое до трёх лет слабоумие в результате органических повреждений головного мозга. При таком нарушении развития страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Люди с диагнозом олигофрения составляют в настоящее время 1—3 % всего населения.

Умственная отсталость — не прогредиентный (то есть не прогрессирующий) процесс, а следствие перенесённой болезни. Степень умственной недостаточности оценивается количественно с помощью интеллектуального коэффициента по стандартным психологическим тестам.

Иногда олигофрен определяется как «… индивид, неспособный к независимой социальной адаптации».Фогель Ф., Мотульский А. Генетика человека. т.3. Москва, 1989—1990. (стр. 63)

Диагностические критерии МКБ-10

Общие диагностические указания F7X.X

  • A. Умственная отсталость — состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллекта, то есть когнитивных, речевых, моторных и специальных способностей.
  • B. Отсталость может развиваться с любым другим психическим или соматическим расстройством или возникать без него.
  • C. Адаптивное поведение всегда нарушено, но в защищённых социальных условиях, где обеспечивается поддержка, эти нарушения у больных с лёгкой степенью умственной отсталости могут совсем не иметь явного характера.
  • D. Измерение коэффициентов умственного развития должно проводиться с учётом кросс-культуральных особенностей.
  • E. Четвёртый знак используется для определения выраженности поведенческих нарушений, если они не обусловлены сопутствующим (психическим) расстройством.

Указания на нарушения поведения

  • .0 — отсутствие или слабая выраженность нарушений поведения
  • .1 — со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения
  • .8 — с другими нарушениями поведения
  • .9 — без указания на нарушения поведения.

Трудности в диагностике умственной отсталости могут возникнуть при необходимости отграничения от рано начавшейся шизофрении. В отличие от олигофренов у больных шизофренией задержка развития носит частичный, диссоциированный характер; наряду с этим в клинической картине обнаруживается ряд свойственных эндогенному процессу проявлений — аутизм, патологическое фантазирование, кататонические симптомы.

Умственную отсталость отличают также от деменции — приобретённого слабоумия, при котором, как правило, выявляются элементы имевшихся знаний, большее разнообразие эмоциональных проявлений, относительно богатая лексика, сохранившаяся склонность к абстрактным построениям.

Причины умственной отсталости

  • наследственные факторы, в том числе патология генеративных клеток родителей (к этой группе олигофрении относятся болезнь Дауна, истинная микроцефалия, энзимопатические формы);
  • внутриутробное поражение зародыша и плода (гормональные нарушения, краснуха и другие вирусные инфекции, врождённый сифилис, токсоплазмоз);
  • вредные факторы перинатального периода и первых 3 лет жизни (асфиксия плода и новорождённого, родовая травма, иммунологическая несовместимость крови матери и плода — конфликт по резус-фактору, травмы головы в раннем детстве, детские инфекции, врождённая гидроцефалия).

Профилактика олигофрении должна учитывать эти факторы и пытаться исключить их.

При одной и той же причине тяжесть нарушений может быть различна.

На сегодняшний день по МКБ-10 выделяют 4 степени умственной отсталости:

Специфическая терапия проводится при некоторых видах умственной отсталости с установленной причиной (врожденный сифилис, токсоплазмоз и др.); при умственной отсталости, связанной с нарушениями метаболизма (фенилкетонурия и др.), назначают диетотерапию; при эндокринопатиях (кретинизм, микседема) — гормональное лечение. Лекарственные средства назначают также для коррекции аффективной лабильности и подавления извращённых влечений (неулептил, феназепам, сонапакс). Большое значение для компенсации олигофренического дефекта имеют лечебно-воспитательные мероприятия, трудовое обучение и профессиональное приспособление. В реабилитации и социальной адаптации олигофренов наряду с органами здравоохранения играют роль вспомогательные школы, школы-интернаты, специализированные ПТУ, мастерские для умственно отсталых и др.

Социальная адаптация

В нашей стране с советских времён существовала система отделения «особых детей» от «нормального» общества. В итоге даже дети с

относительно лёгкими нарушениями довольно быстро превращались в инвалидов, неспособных к самостоятельной жизни. Малыши с диагнозом «олигофрения» при таком подходе вынуждены жить в замкнутом мире, они не видят своих здоровых сверстников, не общаются с ними, им чужды интересы, увлечения обычных детей. В свою очередь, здоровые малыши тоже не видят тех, кто не соответствует «стандарту», и, встретив на улице человека с ограниченными возможностями, не знают, как к нему относиться, как реагировать на его появление в «здоровом» мире.

Сейчас можно утверждать, что традиция разделять детей по степени умственной отсталости и «отбраковывать» тех, кто не вписывается в определённые рамки (ставить клеймо «необучаемый», помещать в интернат, специальную школу), устарела и не приводит к положительному результату. Если ребёнок с подобной патологией живёт дома, то сама ситуация стимулирует его осваивать разные навыки, он стремится общаться со сверстниками, играть, учиться. Однако на практике происходит так, что малыша с диагнозом «олигофрения» отказываются принимать в обычный детский сад, школу, хотя право на образование имеет каждый ребёнок, и предлагают обучение в специализированном учреждении или лечение.

В последнее время наметилась тенденция воспитывать детей с разными нарушениями развития дома, в семье. Если раньше (20—30 лет назад) маму еще в роддоме уговаривали оставить «неполноценного» ребёнка, сдать его в специальное учреждение, то теперь все больше детей-олигофренов оказывается под опекой любящих родителей, готовых бороться за их развитие и адаптацию в обществе. С помощью близких людей такой ребёнок имеет возможность претендовать на образование, лечение (в случае, если это необходимо), общение со сверстниками.

Практика показывает, что даже самые «тяжёлые» дети при условии правильного обращения с ними стремятся к общению и активности. Малыши, не умеющие говорить, плохо понимающие речь окружающих, с интересом смотрят на детей и взрослых вокруг, начинают интересоваться игрушками, в которые играют их сверстники. Через простые, доступные им игры начинается взаимодействие с педагогом, а потом — обучение ребёнка тем навыкам, которые впоследствии окажутся для него необходимыми (есть ложкой, пить из чашки, одеваться).

Смотрите так же:  Душевная шизофрения

Распространенность

Распространенность нарушениеями умственного развития (НУР) в Монреале была высокой, увеличиваясь в когортах родившихся недавно, что наблюдается в большинстве стран. К факторам, приводящим к наблюдаемому увеличению, относятся расширение критериев диагностики, повышение внимания к проблеме (и, следовательно, улучшение выявления детей с НУР в обществе и при проведении эпидемиологических исследований), а также улучшение доступа к медицинским и социальным службам. Полученные результаты не подтверждают взаимосвязь между НУР и высоким уровнем экспозиции к тиомерсалу, сходным с уровнем, наблюдавшемся в США в 1990-х гг., также как и взаимосвязь между НУР и одно- или двухкратной вакцинацией против кори-паротита-краснухи.Нарушения умственного развития в Монреале: распространенность и связь с иммунизацией .Pervasive Developmental Disorders in Montreal, Quebec, Canada: Prevalence and Links With Immunizations.

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ

Термином “умственная отсталость” обозначается стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органического поражения головного мозга (наследуемого или приобретенного).

Выявление у детей умственной отсталости имеет ряд ограничений, отделяющих ее от сходных состояний.

* Умственная отсталость определяется только при нарушении познавательной деятельности. Ребенок, отличающийся даже серьезными отклонениями в эмоционально-волевой сфере, но усваивающий учебную программу массовой школы — не является умственно отсталым.

* В познавательной деятельности должно фиксироваться именно нарушение, а не задержка. Задержка означает замедление темпа развития, при котором можно предполагать, что в ближайшем будущем за 2-3 года ребенок догонит сверстников. Нарушение — означает тяжелое поражение головного мозга, которое нельзя устранить в короткое время. При умственной отсталости речь идет именно о длительном нарушении познавательной деятельности. Задержка познавательной деятельности (например, при ЗПР) к умственной отсталости не относится.

* При умственной отсталости происходит тотальное, тяжелое органическое поражение мозга (наследуемое или приобретенное), которое ведет к стойкому нарушению познавательной деятельности. Однако не всякое органическое поражение ведет к умственной отсталости, поскольку либо оно может быть не столь тяжелым — локальным — и компенсироваться быстрее, либо вызывать не стойкие, а временные, переходящие нарушения нервных процессов (например, при отравлении, сотрясении мозга), при которых познавательный дефект не стоек и со временем проходит.

Умственная отсталость определяется только при наличии всех признаков вместе. Поэтому ее следует отличать от сходных состояний.

Классификация умственной отсталости

Умственная отсталость может быть врожденной (олигофрения) или приобретенной (деменция).

Олигофрения врожденная умственная отсталость. Возникать и протекать она может по-разному, но проявления интеллектуальных нарушений будут сходны. Как правило, олигофрения сопровождается недоразвитием или извращенным развитием всего организма: нарушением строения тела, отдельных органов и систем.

Деменция— приобретенная умственная отсталость. Возникает в более позднем периоде жизни (от 3-4 лет до старости). В основе деменции лежит нарушение ранее нормальной деятельности головного мозга. Деменция может сопровождаться острыми нарушениями психики (бред, галлюцинации, амнезии и др.). Затем острые состояния исчезают и появляется истинная картина слабоумия.

Степени умственной отсталости

В зависимости от тяжести дефекта различают три степени умственной отсталости:

Идиотия — тяжелая степень умственной отсталости (IQ= 0-5), характеризуется отсутствием мышления, У этих больных полностью отсутствуют навыки опрятности, они не способны к самообслуживанию. В моторике преобладают стереотипные раскачивания, не все больные могут ходить. Речь отсутствует, больные могут издавать отдельные звуки, крики. При речевом контакте понимается не содержание речи, а интонация воспитателя. Эмоции связаны с удовлетворением элементарных потребностей (реакция на голод, холод, боль). Формы выражения эмоций — крик, двигательная активность, агрессия. Дети-идиоты могут узнавать того, кто их опекает. Дети-идиоты находятся в интернатах социального обеспечения.

Имбецильность — средняя степень умственной отсталости, характеризуется наличием элементарного мышления, недоразвитой речи. Выделяют три степени имбецильности:

— глубокая имбецильность (IQ= 5-19) — приближается к идиотии, но больным доступно формирование опрятности, они узнают близких, используют отдельные слова, фразовая речь отсутствует;

— четко выраженная имбецильность (IQ= 20-30) — дети способны к усвоению навыков опрятности и самообслуживания; имеется фразовая речь (2-3 слова);

— умеренная имбецильность (IQ= 35-49) — дети владеют фразовой речью, могут узнавать буквы, повторять слоги, слова; возможно овладение трудовыми навыками.

Выявляется имбецильность в возрасте 1-3 лет. Дети поздно начинают ходить, сидеть, не берут и не удерживают игрушки. Отсутствует интерес к игрушкам. В 3-4 года затруднено понимание обращенной к ним речи, собственная речь отсутствует. Игра ограничивается манипуляциями с предметами. При умеренной имбецильности в младшем школьном возрасте дети не могут назвать цвет, форму, числа, время. Не узнают некоторые предметы, изображенные на картинках, не понимают сюжетных картин.

Дебильность — легкая степень умственной отсталости (IQ

Дата добавления: 2015-05-26 ; просмотров: 775 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Умственная отсталость (врожденное слабоумие)

В результате освоения материала данной главы обучающийся должен:

знать

  • – основные клинические проявления умственной отсталости;
  • – судебно-психиатрическое значение умственной отсталости;

уметь

  • – определять основные клинические проявления умственной отсталости;
  • – выделять этиологию, патогенез умственной отсталости;
  • – устанавливать юридически значимые клинические проявления умственной отсталости;

владеть

– навыками определения и судебно-психиатрической оценки умственной отсталости.

Умственная отсталость (mental retardaion), или олигофрения (от греч. oligos – малый, phren – ум), представляет собой врожденное или рано приобретенное (до 3 лет) слабоумие, которое выражается в недоразвитии психики. В современной психиатрии рассматриваются вопросы врожденного слабоумия (олигофрения, умственная отсталость) как непрогредиентной аномалии развития головного мозга, проявляющейся в сниженной (в разной степени) способности к познавательной деятельности и абстрактному мышлению. У таких лиц нарушены все стороны психической деятельности (восприятие, мышление, память, речь, эмоции, критика, воля и др.), но главным образом – познавательные способности и мыслительная деятельность.

Актуальность проблемы умственной отсталости обусловлена неясностью во многих случаях ее причин, разнообразием клинических проявлений, частотой встречаемости. Социально-правовая значимость этой группы больных определяется малой эффективностью лечебно-реабилитационных мероприятий, существенным социально-экономическим бременем для общества. Умственная отсталость от собственно психических заболеваний отличается отсутствием прогредиентности, т.е. характерного для большинства других психических расстройств прогрессирующего нарастания тяжести болезненной симптоматики.

Распространенность. Данные о распространенности олигофрений противоречивы. По данным Всемирной организации здравоохранения (1995), умственная отсталость широко распространена во всем мире и обнаруживается у 1–3% населения, причем происходит накопление в населении лиц с врожденной умственной недостаточностью, что связывают, с одной стороны, с ухудшением экологической ситуации, загрязнением окружающей среды, а с другой – с повышением качества медицинской помощи и ростом выживаемости детей с пороками развития. По расчетам комитета экспертов ВОЗ, прогнозируется возможность сокращения частоты тяжелой умственной отсталости при сохранении общего числа больных (до 3–5% населения). Следует отметить, что чем выше социально-экономическая дифференциация общества, тем выше выявляемость умственной отсталости.

Причинами умственной отсталости выступают наследственные факторы и внешние вредные воздействия на плод во внутриутробный период его развития, во время родов и на ранних этапах развития ребенка. К внешним (экзогенным) причинам относятся: интоксикации, инфекционные заболевания, тяжелые соматические заболевания матери в период беременности, механические повреждения плода во внутриутробном периоде и во время родов, инфекционные или эндокринные заболевания ребенка на ранних этапах его жизни, приводящие к нарушению развития головного мозга. Возможно сочетанное воздействие наследственных и средовых факторов.

От умственной отсталости необходимо отличать задержки психического развития (патологические состояния, проявляющиеся недостаточным развитием интеллекта и психики в целом и связанные с неблагоприятными биологическими и социальными факторами на более поздних этапах развития ребенка, при этом сохраняется потенциальная возможность их дальнейшего развития). Отдельно рассматриваются и искажения психического развития (связанные с неравномерностью психофизического развития – например инфантилизмом, акселерацией и т.п.), которые объединяют патологию психического развития с изменением последовательности, темпа созревания психических функций (психический дизонтогенез).

В настоящее время известно порядка 300 различных наследственно обусловленных заболеваний, сопровождающихся умственной отсталостью. Среди хромосомных аномалий можно назвать болезнь Дауна, формы, связанные с нарушением обмена веществ (фенилкетонурия, галактоземия).

Из внешних причин, которые могут оказать повреждающее воздействие на центральную нервную систему плода во внутриутробный период развития, наиболее важными считаются вирусные инфекции (краснуха, грипп, инфекционный гепатит и т.д.). Имеются многочисленные данные о роли токсоплазмоза и сифилиса в возникновении умственной отсталости. Патогенное влияние на плод могут оказывать алкогольная и в особенности наркотическая интоксикация, различные медикаментозные средства, которые мать употребляла во время беременности. Вызывать повреждение мозга при врожденном слабоумии могут внутриутробное кислородное голодание (гипоксия) и родовая травма. К гипоксии плода и нарушению его развития могут привести тяжелые хронические заболевания матери во время беременности (сердечно-сосудистая недостаточность, болезни крови, почек, эндокринные заболевания и т.д.). По данным различных авторов, удельный вес наследственно обусловленных форм умственной отсталости меньше, чем обусловленных внешними неблагоприятными воздействиями (экзогенных). Современный уровень знаний позволяет четко установить причину только для 35% олигофрений. Формы с неустановленной этиологией называют недифференцированными, или идиопатическими. Их доля будет снижаться по мере накопления научных знаний о причинах (этиологии) и механизмах развития (патогенезе) умственной отсталости. Таким образом, причины умственной отсталости многообразны и связаны с наследственными и экзогенно-органическими факторами. Патологическое состояние возникает в результате влияния одного из этих факторов либо в результате сложного взаимодействия многих патологических воздействий.

Смотрите так же:  Вопросы на умственную отсталость

Клиника. Несмотря на кажущуюся простоту в диагностике, клиническая картина проявления умственной отсталости многообразна, что связано с различной степенью психического недоразвития и дополнительными психопатологическими проявлениями. Невзирая па недоразвитие всей психики, в первую очередь страдают эволюционно более молодые психические функции, такие как мышление и речь, а эволюционно более древние – элементарные функции психики, инстинкты – остаются более сохранными. Процессы мышления характеризуются слабостью абстрагирования с преобладанием конкретных связей и ассоциаций, невозможностью отвлеченного и недостаточностью логического мышления. Лишь при легкой степени умственной отсталости может иметь место крайне ограниченная способность к аналитическому и синтетическому мышлению.

Наряду с этим отмечается слабость активного, целенаправленного произвольного внимания, оно с трудом привлекается, легко рассеивается, слабо фиксируется, что в целом сужает восприятие, затрудняет анализ зрительных, слуховых и кинестетических ощущений, поступающих из окружающей среды. Все это не позволяет больным активно и избирательно постигать, осознавать явления и свойства окружающего мира. Больные воспринимают внешние признаки предметов и явлений и не осмысляют внутренние логические связи, не понимают отвлеченные словесные построения. Все это затрудняет осмысленную ориентировку в среде, препятствует адекватному поведению больных в субъективно сложных ситуациях. Нарушения памяти носят диспропорциональный характер, в первую очередь страдает логическое и опосредованное запоминание, в то время как механическая память может быть сохранной и даже гипертрофированной.

Недоразвитие высших психических функций отражается на развитии речи, которая формируется с запозданием, часто фонетически неправильная, с нарушениями грамматического строя, бедными, односложными фразами. Больные затрудняются в формулировании своих мыслей, испытывают трудности при освоении навыков чтения и письма, при этом уровень развития речи всегда связан со степенью интеллектуальной недостаточности. Неравномерностью развития отличается и эмоционально-волевая сфера. При относительной сохранности наиболее элементарных эмоций (проявления радости, злости, удовлетворения) высшие эмоциональные проявления, связанные прежде всего с морально-нравственными категориями, являются недифференцированными и недоразвитыми. Эмоциональные реакции вытекают из конкретных ситуаций и полностью ими определяются.

Волевая сфера характеризуется слабостью побуждений, безынициативностью, недостаточной самостоятельностью. Поступки часто импульсивны, нелогичны, недифференцированны, поведение больных определяется влечениями и аффектами, а также ситуационными обстоятельствами. Борьба мотивов, определяемая у психически здоровых людей морально-нравственными и интеллектуально-логическими категориями, у лиц с умственной отсталостью, как правило, отсутствует. В то же время указанные особенности зависят от глубины психического дефекта, выраженности эмоционально-волевых нарушений. Степень эмоционального дефекта и слабости волевых процессов, способность к продуктивной деятельности определяются глубиной интеллектуальной недостаточности. Так, при легких формах умственной отсталости недоразвитие психических функций может существенным образом не сказываться на повседневном поведении взрослых больных вследствие социального обучения, включенности их в элементарные социально-трудовые процессы, присмотру и патронажу со стороны родственников и медицинского персонала.

Нередко умственная отсталость проявляется недоразвитием двигательной сферы – угловатостью и недостаточной скоординированностью движений. Особенно это заметно при необходимости совершения тонких и точных движений, в жестикуляции и мимике. В соматическом состоянии могут отмечаться признаки общего физического недоразвития, диспропорциональность строения тела, гормональная недостаточность, нарушение темпов и сроков полового созревания. Неврологические проявления коррелируют с тяжестью поражения центральной нервной системы и отличаются разнообразием. У больных возможны общемозговые и очаговые органические неврологические симптомы вплоть до параличей, парезов, судорожных припадков.

Традиционно различают три степени психического недоразвития (по тяжести психических расстройств) – идиотию, имбецильность и дебильность. Все эти формы умственной отсталости объединяет тотальный характер психического недоразвития с преимущественным поражением высших функций – интеллекта и мышления, а также относительной сохранностью более эволюционно древних инстинктивных функций человека.

Указанная градация была видоизменена в международной классификации психических и поведенческих расстройств (МКВ-10), где умственная отсталость разделена на четыре категории по степени тяжести клинических проявлений. При этом разделению на две категории подверглась «средняя» степень умственной отсталости – имбецильность.

Комитет экспертов ВОЗ рекомендовал при составлении классификации умственной отсталости опираться на комплекс клинико-психопатологических характеристик, который должен включать в себя оценку особенностей психопатологической структуры и степени умственного недоразвития, социальную приспособляемость, наличие поведенческих нарушений. При этом использование интеллектуальных тестов и их статистическая обработка позволяют проводить деление умственной отсталости только на четыре уровня. Подобное деление и используется в современных классификациях с указанием диапазона показателя коэффициента интеллекта (IQ) в баллах. Следует отметить, что показатели коэффициента интеллекта, определяемые с помощью теста Векслера, имеют относительный характер, и на его результат могут оказывать влияние различные (в том числе культуральные) факторы. Поэтому оценка глубины умственной отсталости должна опираться прежде всего на клинические параметры.

Классификация глубины умственной отсталости в МКБ-10 выглядит следующим образом:

  • – легкая умственная отсталость (дебильность) – 50–69 баллов;
  • – умеренная умственная отсталость (имбецильность) – 35–49 баллов;
  • – тяжелая умственная отсталость (тяжелая имбецильность) – 20–34 балла;
  • — глубокая умственная отсталость (идиотия) [1] . Умственная отсталость имеет большое социальное значение. Так, в местах лишения свободы лица с данной патологией составляют до 25–30% (тогда как в населении до 5%). Они часто помещаются в психиатрические стационары мест лишения свободы, являются злостными нарушителями режима. Среди лиц с умственной отсталостью отмечается большой рецидивизм – 70% совершают новые правонарушения или общественно опасные деяния в первый год после окончания срока отбывания наказания или отмены принудительного лечения и до 100% в течение 3 лет. Среди всех психически больных, признанных невменяемыми, больные олигофренией составляют 10–15%. Причем на момент совершения общественно опасного деяния только немногим более половины из них находились под наблюдением психиатра. Такой же процент больные с умственной отсталостью составляют среди пациентов психиатрических стационаров, осуществляющих принудительное лечение. Лица с умственной отсталостью часто становятся жертвами обстоятельств, жертвами правонарушений, их много среди потерпевших. Наиболее часто это несовершеннолетние девочки, которые легко становятся жертвами сексуальных правонарушений в силу их сниженной способности оказывать сопротивление.

Судебно-психиатрическая оценка лиц с умственной отсталостью опирается па определение ее глубины в сопоставлении со способностью осознавать основные нормы социально значимого поведения. Лица с идиотией и имбецильностью (тяжелой и глубокой умственной отсталостью) крайне редко оказываются среди подэкспертных на предмет решения вопроса об их вменяемости, так как они пассивны, не способны к организованному поведению, находятся под постоянным надзором и крайне редко совершают общественно опасные действия. В силу пассивной подчиняемости они часто оказываются объектами сексуальных посягательств и потому могут направляться на судебнопсихиатрическую экспертизу на предмет определения их способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела и давать показания. Грубый дефицит познавательной деятельности у лиц с тяжелой и глубокой умственной отсталостью, отсутствие у них представлений о себе как о самостоятельной личности и непонимание значения и противоправности своего поведения, а также сущности юридически значимых ситуаций определяют их невменяемость, недееспособность и неспособность правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания. При умеренной умственной отсталости (легких вариантах имбецильности) и переходных состояниях между дебильностью и имбецильностью – тяжелой дебильности экспертное решение также выносится в пользу невменяемости, так как даже если у данных лиц имеются ограниченный словарный запас, элементарные навыки самообслуживания и способность ориентироваться в несложных бытовых вопросах, у них отсутствует способность к осознанной морально-нравственной и нормативно-правовой регуляции своего поведения и осмыслению сущности и последствий своих поступков. При этом подобные пациенты нередко обладают способностью к хорошему механическому запоминанию и воспроизведению событий, свидетелями или участниками которых они были, что может определять заключение об их способности правильно воспринимать внешнюю сторону событий, имеющих значение для дела, и давать о них правильные показания.

Лица с легкой степенью дебильности, как правило, признаются вменяемыми, поскольку способны сознательно регулировать свое поведение в юридически значимых ситуациях, могут предвидеть последствия своих поступков. Наиболее сложной является судебно-психиатрическая оценка умеренно выраженной дебильности (хотя, как уже говорилось, разделение дебильности иа легкую, умеренную и тяжелую в официальных классификациях отсутствует). Несмотря на кажущуюся простоту диагностики и клинической картины, почти в 6% случаев из-за сложности определения способности лиц с дебильностью к произвольной регуляции своего поведения их судебно-психиатрическая экспертиза носит повторный характер. В таких случаях помимо определения глубины интеллектуального дефекта важное значение приобретает оценка особенностей эмоционально-волевой сферы. Констатация выраженных расстройств в виде эмоциональной возбудимости, неустойчивости, снижения контроля за своим поведением, моторной расторможенности, импульсивности (присущих больному постоянно либо появившихся в результате декомпенсации состояния), которые существенным образом снижают его способность к осознанной регуляции своего поведения в юридически значимой ситуации, может быть решающим аргументом в пользу невменяемости.

Необходимо отметить, что экспертные оценки в отношении лица с умственной отсталостью в течение его жизни могут меняться (как правило, в сторону вменяемости). Так, у больных в период полового созревания (до 18–20 лет) умственная отсталость может осложняться выраженными эмоционально- волевыми расстройствами, что дает основания для судебно-психиатрических выводов в пользу невменяемости. В последующем, с возрастом, психическое состояние этих больных может характеризоваться положительными динамическими сдвигами, проявляющимися не столько формальным увеличением знаний и относительным расширением кругозора, сколько сглаживанием присущих ранее эмоционально-волевых расстройств, появлением критичности, возможности прогнозировать свое поведение, устойчивым характером социальной адаптации, что может давать основание для изменения экспертных оценок. Возможно признание лица с умственной отсталостью вменяемым в отношении одного правонарушения и невменяемым в отношении другого (совершенных за один временной период). Известен случаи, когда в США олигофрена признали невменяемым в деле об уплате налогов (так как процесс уплаты налогов для дебила непостижим), однако если бы имела место кража, то его признали бы вменяемым.

При решении вопроса о дееспособности-недееспособности лиц с умственной отсталостью в соответствии со ст. 29 ГК судебнопсихиатрические эксперты выносят решение о недееспособности всех подэкспертных, страдающих олигофренией в степени идиотии и имбицильности. Аналогичная экспертная оценка выносится и в случаях тяжелой дебильности. Подэкспертные с более легкими степенями дебильности, как правило, признаются дееспособными. Теми же признаками руководствуются при экспертизе больных олигофренией, выступающих в судебном процессе в качестве свидетелей и потерпевших.

При решении о неспособности лица с умственной отсталостью осознавать фактический характер своих действий и руководить ими большое значение приобретает выбор меры медицинского характера. В стационарном принудительном лечении нуждаются умственно отсталые лица, представляющие общественную опасность в связи с расстройствами эмоционально-волевой сферы в виде возбудимости, аффективной неустойчивости, импульсивности, расторможенности. Меньшую общественную опасность представляют вялые, безынициативные, инертные больные, совершившие правонарушения в силу неблагоприятного стечения обстоятельств. Лечебно-реабилитационные мероприятия в период принудительного лечения сводятся не столько к медикаментозному лечению, сколько к медико-педагогическим и социально-реабилитационным мероприятиям. Основной критерий для прекращения принудительного лечения больных с умственной отсталостью – коррекция поведенческих нарушений под влиянием дисциплинирующего режима больницы и воспитания трудовых навыков.

  • [1] Число лиц с умственной отсталостью среди проходивших судебно-психиатрическую экспертизу в России за последнее десятилетие остается достаточно стабильным и составляло в 2009 г. 29% среди лиц, признанных невменяемыми, и 23,7% среди вменяемых. При этом среди тех, кто подпадал под действие ст. 22 УК, умственно отсталые составили 39,7%, разделив по данному показателю первое место с лицами с органическими психическими расстройствами (40,9%) [Мохонько, Муганцева, 20101.

Умственная отсталость (олигофрения)

Олигофрения – врожденная или приобретенная в раннем возрасте задержка психического развития, проявляющаяся нарушением интеллекта.

Причины возникновения

• внутриутробное поражение плода нейротоксическими факторами химической (токсины, лекарственные препараты), инфекционной (сифилис, цитомегаловирусная инфекция и др.), физической (ионизирующее излучение) природы;

• значительная степень недоношенности;

• травмы головы, инфекции с поражением головного мозга, гипоксия головного мозга;

• педагогическая запущенность детей из неблагополучных семей в первые годы жизни.

Симптомы умственной отсталости

Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой сферы. Олигофрены способны к развитию, но оно осуществляется замедленно, нетипично, иногда с резкими отклонениями. Характерны качественные, количественные изменения психической деятельности ребенка.

Наблюдается отсутствие интереса к окружающему, патологическая инертность основных нервных процессов, поэтому эмоциональные контакты со взрослыми у ребенка дошкольного возраста, как правило, не возникает. Больные дети не умеют общаться со сверстниками, не умеют правильно действовать по словесной инструкции или по подражанию, образцу. У детей дошкольного возраста с олигофренией, лишенных специального коррекционного обучения, отмечается недоразвитие специфических для такого возраста видов деятельности – рисования, игры, элементарного бытового труда, конструирования.

Умственно отсталый ребенок обычно проявляет слабый интерес к окружающему. Первые предметно-игровые действия проявляются у олигофренов лишь к середине дошкольного возраста.

В большой степени нарушено произвольное внимание. Сенсорное развитие значительно отстает по срокам формирования. Олигофрены действуют хаотически, не учитывая свойства предметов, или ранее усвоенным способом, который неадекватен в новой ситуации. Восприятие характеризуется узостью, недифференцированностью. У всех умственно отсталых детей присутствуют отклонения в речевой деятельности, которые могут поддаваться некоторой коррекции.

При олигофрении характерна задержка становления речи, что выявляется более поздним пониманием обращенной к ним речи, дефектами самостоятельного пользования речью.

Отмечается также слабость развития волевых процессов. Олигофрены часто бывают безынициативны, импульсивны, несамостоятельны, им трудно противостоять воле другого человека. Свойственна недостаточная дифференцированность, нестабильность чувств, эмоциональная незрелость, ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявлений огорчения, радости, веселья.

Диагностические критерии МКБ-10

Общие диагностические указания F7X.X:

A. Умственная отсталость – состояние неполного или задержанного развития психики, которое характеризуется нарушением когнитивных, моторных, речевых и специальных способностей.

B. Отсталость может развиваться с другим психическим, соматическим расстройством или без него.

C. Адаптивное поведение нарушено всегда, но в защищенных социальных условиях эти нарушения у больных с легкой степенью умственной отсталости могут не иметь явного характера.

D. Измерение коэффициента умственного развития проводиться с учетом кросс-культуральных особенностей.

Четвертый знак используется для определения степени выраженности поведенческих нарушений, если они не обусловлены сопутствующей психической патологией.

Указания на нарушения поведения:

0 – это отсутствие, слабая выраженность поведенческих нарушений;

1 – значительные нарушения поведения, требующие ухода, лечения;

8 – другие нарушения поведения;

9 – нет указаний на нарушения поведения.

По степени выраженности:

  • дебильность – слабо выраженная олигофрения;
  • имбецильность – средне выраженная олигофрения;
  • идиотия – крайне выраженная олигофрения.

Степени тяжести олигофрении (МКБ-10):

  • Легкая – IQ 50–70;
  • Умеренная – IQ 35–50;
  • Тяжелая – IQ 20–35;
  • Глубокая – IQ

Другие статьи

  • Каша для 8 месячного ребенка рецепты Меню ребенка в 8 месяцев Полугодовалый ребенок уже не может удовлетворять свои потребности одним маминым молоком или смесью, поэтому малышу нужно вводить прикорм, чтобы его организм был обеспечен всеми необходимыми компонентами. Различают основные блюда прикорма и […]
  • Муж разлюбил и хочет развода «Муж разлюбил, но хочет остаться ради детей» В семье после 12 лет совместной жизни наступил очередной кризис. У нас четверо детей, причем двое погодок родились за последний год. Разлад был год назад, но тогда решили, что остались чувства и надо попробовать начать […]
  • Стресс частота ГЛАВА III Как опасно быть человеком В предыдущей главе мы рассмотрели, какие физиологические сдвиги возникают у человека во время космического полета. Но общая проблема стрессов, характерных для космического полета, гораздо сложнее из-за биологической лабильности […]
  • Клаустрофобия и другие Самый разруганный фильм года, ужастик про квесты и другие премьеры недели На этой неделе в российский прокат выходит триллер американского режиссера Даррена Аронофски "Мама!", разруганный на кинофестивале в Венеции, ужастик "Клаустрофобия" для любителей различных […]
  • Мужчина в депрессии и не звонит Депрессия у мужчины Всем добрый вечер! Нужен совет) Меня зовут Юля, мне 23. Встречаюсь с молодым человеком 2 месяца. Ему 31. Живем отдельно. До определенного момента отношения были замечательными, а две недели назад его как подменили. У него проблемы с работой, […]
  • Какие женщины нравятся мужчинам больше худые или полные Какие девушки больше нравятся парням: худые или полные? какие девушки нравятся парням худые или полные Худые или полные – какие же именно девушки нравятся парням больше всего? Существует мнение, что толстушкам найти свою вторую половинку во много раз сложнее, нежели […]