Опросник мотивация успеха и боязнь неудачи аа реана

Диагностика мотивация успеха и боязнь неудач

Инструкция. Отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать ответ «да» или «нет». Если Вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» объединяет как явное «да», так и «скорее да, чем нет». То же относится и к ответу «нет»: он объединяет явное «нет» и «скорее нет, чем да».

Отвечать на вопросы следует быстро, не задумываясь надолго. Ответ, который первый приходит в голову, как: правило, является и наиболее точным.

1. Включаясь в работу, как правило, оптимистично надеюсь на успех.

3. Склонен к проявлению инициативности.

5. Часто выбираю крайности: либо занижено легкие задания, либо нереалистично высокие по трудности.

7. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов.

8. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей собственной целеустремленности, а не от внешнего контроля.

9. При выполнении достаточно трудных заданий, в условиях ограничения времени, результативность деятельности ухудшается.

10. Склонен проявлять настойчивость в достижении цели.

11. Склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу.

12. Если рискую, то, скорее с умом, а не бесшабашно.

13. Не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль.

14. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели, чем нереально высокие.

15. В случае неудачи при выполнении какого-либо задания, его притягательность, как правило, снижается.

16. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих неудач.

17. Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.

18. При работе в условиях ограничения времени результативность деятельности улучшается, даже если задание достаточно трудное.

19. В случае неудачи при выполнении чего-либо, от поставленной цели, как правило, не отказываюсь.

20. Если задание выбрал себе сам, то в случае неудачи его притягательность еще более возрастает.

МОТИВАЦИЯ УСПЕХА И БОЯЗНЬ НЕУДАЧИ (ОПРОСНИК А. А. РЕАНА)

КЛЮЧ К ОПРОСНИКУ

Ответ «ДА»: 1,2,3,6,8, 10, 11, 12. 14, 16, 18, 19,20.

Ответ «НЕТ>: 4, 5. 7,9, 13, 15, 17.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Если количество набранных баллов от I до 7, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи).

Если количество набранных баллов от 14 до 20, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех).

Если количество набранных баллов от 8 до 13; то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен. При этом можно иметь в виду, что если количество баллов 8,9, есть определенная тенденция метизации на неудачу, а если количество баллов 12,13, имеется определенная тенденция мотивации на успех.

Мотивации на неудачу относится к негативной мотивации. При данном типе мотивации активность человека связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. Вообще в основе этой мотивации лежит идея избегания и идея негативных ожиданий. Начиная дело, человек уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях избегания этой гипотетической неудачи, а не о способах достижения успеха.

Люди, мотивированные на неудачу, обычно отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах. Стараются избегать ответственных заданий, а при необходимости решения сверхответственных задач могут впадать в состояние близкое к паническому. По крайней мере. ситуативная тревожность у них в этих случаях становится чрезвычайно высокой. Все это, вместе с тем, может сочетаться с весьма ответственным отношением к делу.

Диагностика мотивации успеха и боязни неудач (а.А. Реан)

Инструкция: Отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать ответ «да» или « нет». Если Вы затрудняетесь с ответом. То вспомните, что «да» объединяет как явное «да», так и «скорее да, чем нет». То же относится и к ответу «нет»: он объединяет явное «нет» и «скорее нет, чем да».

Отвечать на вопросы следует быстро, не задумываясь надолго. Ответ, который первый приходит в голову, как правило, является и наиболее точным.

Включаясь в работу, как правило, оптимистично надеясь на успех».

В деятельности активен.

Склонен к проявлению инициативности.

При выполнении ответственных заданий стараюсь по возможности найти причины отказа от них.

Часто выбираю крайности: либо занижение легкие задания, либо нереалистически высокие по трудности.

При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.

При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов.

Продуктивность деятельности в основном зависит от моей собственной целеустремленности, а не от внешнего контроля.

При выполнении достаточно трудных заданий в условиях ограничения времени результативность деятельности ухудшается.

Склонен проявлять настойчивость в достижении цели.

Склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу.

Если рискую, то скорее с умом, а не бесшабашно.

Не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль.

Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели, чем нереалистически высокие.

В случае неудачи при выполнении какого-либо задания его притягательность, как правило, снижается.

При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих неудач.

Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.

При работе в условиях ограничения времени результативность деятельности улучшается, даже если задание достаточно трудное.

В случае неудачи при выполнении чего-либо от поставленной цели, как правило, не отказываюсь.

Если задание выбрал себе сам, то в случае неудачи его притягательность еще более возрастает.

КЛЮЧ К ОПРОСНИКУ

Ответ «Да»: 1.2.3,6,8. 10, 11, 12, 14, 16, 18, 19,20. Ответ «Нет»: 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17.

За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому дается 1 балл. Подсчитывается общее количество набранных баллов.

Если количество набранных баллов от 1 до 7, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи).

Если количество набранных баллов от 14 до 20. то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех).

Если количество набранных баллов от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен. При этом можно иметь в виду, что если количество баллов 8-9, есть определенная тенденция мотивации на неудачу, а если количество баллов 12-13, имеется определенная тенденция мотивации на успех.

Мотивация на успех относится к позитивной мотивации. При такой мотивации человек, начиная дело, имеет в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. В основе активности человека лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Такие люди обычно уверены в себе, в своих силах, отвегственны, инициативны и активны. Их отличает настойчивость в достижении цели, целеустремленность.

Мотивация на неудачу относится к негативной мотивации. При данном типе мотивации активность человека связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. Вообще в основе этой мотивации лежит идея избегания и идея негативных ожиданий. Начиная дело, человек уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях избегания этой гипотетической неудачи, а не о tnoco6ax достижения успеха.

Люди, мотивированные на неудачу, обычно отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах, стараются избегать ответственных заданий, а при необходимости решения сверх ответственных задач могут впадать в состояние, близкое к паническому. По крайней мере, ситуативная тревожность у них в этих случаях становится чрезвычайно высокой. Все это может сочетаться с весьма ответственным отношением к делу.

4. 5. Методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи»

Методика предложена А. А. Реаном.

Инструкция. Соглашаясь или нет с нижеприведенными утверждениями, необходимо выбрать один из ответов -“да” или “нет”. Если вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» подразумевает как явное “да”, так и “скорее да, чем нет”. То же относится и к ответу «нет». Отвечать следует достаточно быстро, подолгу не задумываясь. Ответ, первым пришедший в голову, как правило, является и наиболее точным.

1. Включаясь в работу, надеюсь на успех.

2. В деятельности активен.

3. Склонен к проявлению инициативы.

4. При выполнении ответственных заданий стараюсь по возможности найти причины отказа от них.

5. Часто выбираю крайности: либо занижено легкие задания,либо нереально трудные.

6. При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.

8 Продуктивность деятельности в основном зависит от моей целеустремлённости, а не от внешнего контроля.

9. При выполнении достаточно трудных заданий в условиях ограниченного времени результативность моей деятельности ухудшается.

10. Я склонен проявлять настойчивость в достижении цели.

11. Я склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу.

12. Если рискую, то с умом, а не бесшабашно.

13. Я не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль.

14. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели.

15. В случае неудачи при выполнении задания его притягательность для меня снижается.

16. При чередовании успехов и неудач я больше склонен к переоценке своих неудач.

18. При работе в условиях ограниченного времени результативность деятельности у меня улучшается, даже если задание достаточно трудное.

19. В случае неудачи я, как правило, не отказываюсь от поставленной цели.

20. Если я сам выбрал для себя задание, то в случае неудачи его притягательность только возрастает.

Ключ к опроснику:

один балл получают ответы “да” на утверждения 1-3, 6, 8, 10-12, 14, 16, 18-20 и ответы “нет” на 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17. Подсчитывается общее количество баллов.

если испытуемый набирает от 1 до 7 баллов, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи). Если он набирает от 14 до 20 баллов, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех). Если количество набранных баллов в пределах от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс не выражен. При этом, если у испытуемого 8–9 баллов – то его мотивация ближе к избеганию неудачи, если 12-13 баллов – ближе к стремлению к успеху.

4. 6. Карта интересов 78

Прочитайте последовательно вопросы, приведенные в опроснике.

Отметьте в соответствующих клетках листа ответов свою оценку той деятельности, о которой говорить в вопросах.

«++», если указанная деятельность очень нравится;

«+», если указанная деятельность нравится;

«0», если не знаете, как ответить, или есть сомнения;

«_», если указанная деятельность не нравится;

« _ _», если указанная деятельность очень не нравится.

Ответьте на все вопросы, не пропуская ни одного. Время на ответы (заполнение листа ответов) не ограничивается.

Нравится ли Вам (любите ли Вы, хотели бы Вы):

читать книги по занимательной физике или занимательной математике?

читать об открытиях химии?

выяснять устройство электрорадиоприборов?

читать технические журналы («Техника-молодежи», «Юный техник», «Моделист-конструктор»)?

узнавать о жизни людей в разных странах, о государственном устройстве этих стран?

Смотрите так же:  Ужасы психопатия

знакомиться с жизнью растений и животных?

читать классиков мировой литературы?

обсуждать текущие политические события в стране и за рубежом?

читать книги о жизни школы?

знакомиться с работой врачей?

заботиться об уюте в доме, в классе, в школе?

посещать театры, музеи, художественные выставки?

читать книги о войнах и сражениях?

читать научно-популярную литературу о физических (математических) открытиях?

выполнять домашние задания по химии?

исправлять бытовые электрорадиоприборы?

посещать выставки по технике или слушать (смотреть) передачи о новинках техники?

ходить в походы по родному краю с целью его изучения?

изучать биологию, ботанику, зоологию?

читать критические статьи о литературе?

участвовать в общественной работе?

давать объяснения товарищам, как выполнять учебное задание, если они сами не могут его сделать?

читать о том, как люди научились бороться с болезнями?

шить, вышивать, готовить пищу?

читать об искусстве?

знакомиться с военной техникой?

проводить опыты по физике?

проводить опыты по химии?

читать статьи в научно-популярных журналах о новинках радиотехники?

собирать и ремонтировать машины, например, велосипед?

собирать коллекции минералов?

работать в саду, на огороде?

письменно излагать свои наблюдения?

читать книги по истории?

читать, рассказывать детям сказки, играть с ними?

ухаживать за больными, следить за правильным приемом лекарств?

помогать по хозяйству дома?

заниматься в каком0либо кружке художественной самодеятельности?

участвовать в военных играх, походах?

заниматься в математическом (физическом) кружке?

моделировать, например, изготовлять модели планеров?

участвовать в географических или геологических экскурсиях?

наблюдать за живой природой?

изучать иностранный язык?

выступать с докладами на исторические темы?

выполнять работу пионервожатого?

ухаживать за детьми?

делать разные покупки?

беседовать с товарищами по вопросам искусства?

заниматься в спортивных секциях?

участвовать в физических (математических) олимпиадах?

решать задачи по химии?

выполнять работы с измерительными приборами?

выполнять работы по механике с простыми расчетами?

знакомиться с географическими, геологическими картами?

проводить опытническую работу по биологии?

обсуждать с товарищами прочитанные книги?

изучать политический строй в различных странах?

обсуждать вопросы воспитания?

знакомиться с тем, как устроен организм человека?

убеждать людей в чем-либо?

знакомиться с историей искусства?

быть организатором в походах и в играх?

производить математические действия по формулам?

находить химические явления в природе?

разбираться в радиосхемах?

проводить топографическую съёмку.

ухаживать за животными?

выступать с докладами по вопросам литературы?

знакомиться с историей культуры?

изучать причины возникновения различных болезней?

давать объяснения младшим школьникам?

знакомиться, общаться с разными людьми?

принимать участие в смотрах художественной самодеятельности?

соблюдать режим (распорядок дня)?

4. 7. Учебная мотивация. Методика М. Лукьяновой.

Мотивация определяется как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его направленность и активность.

Формирование учебной мотивации является одной из центральных проблем современной школы.

Экспресс-диагностика включает в себя пять блоков.

Личностный смысл учения. Это внутреннее отношение школьника к учению.

Виды мотивов учения.

Познавательные мотивы связаны с содержанием учебной деятельности, с глубиной интереса к знаниям – к занимательным фактам, явлениям, к существенным свойствам явлений.

Социальные мотивы связаны с различным взаимодействием школьника с другими людьми.

К социальным относятся и позиционные мотивы – стремление занять определённую позицию, место среди окружающих, получить их одобрение, заслужить авторитет.

Другой вариант классификации мотивов характеризует отношение к самой деятельности. Здесь различают внешние по отношению к ней (они не связаны с деятельностью), когда человек действует в силу долга, обязанности, из-за давления родных, учителей и т.д.

Если же мотивы связаны с ней, то это внутренние мотивы, которые характеризуются интересом к самому процессу и его результату, стремление развить какие-либо умения, качества.

Третий вариант классификации мотивов учения опирается на две тенденции: к достижению успеха и к избеганию неудачи. Мотивированные на достижение успеха учащиеся ставят перед собой позитивные цели, активно ищут средства, испытывая при этом положительные эмоции, мобилизуя ресурсы.

Иначе ведут себя школьники, мотивированные на избегание неудачи: они не уверены в себе, боятся критики, с работой, где возможна неудача, у них связаны только отрицательные эмоции.

Следующий блок, отражающий существенные компоненты мотивации, — целеполагание – умение школьников ставить цели, обосновывать и достигать их.

Реализация мотива в поведении. В этом блоке отражены такие аспекты мотивации: влияние на ход учебной деятельности и поведение, на разные виды деятельности, на выбор форм учебных заданий.

Анализ мотивации учения (качественную характеристику всех ее показателей) целесообразно проводить, начиная с подросткового возраста, с 7-го класса. Разработаны анкеты для учащихся 7-го, 9-го и 11-го классов.

Каждая из предлагаемых диагностических методик включает шесть содержательных блоков: личностный смысл учения, сформированность целеполагания, различные виды мотивов, внешние или внутренние мотивы, тенденции на достижение успеха или избегание неудачи в учении, реализация мотивов учения в поведении. Каждый блок в анкете представлен тремя вопросами.

Методика изучения мотивации учения подростков, 7-ой класс.

Дорогой друг! Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и все варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим мнением.

1. Обучение в школе и знания нужны мне для…

а) хороших оценок;

б) продолжения образования, поступления в институт;

в) поступления на работу;

г) чтобы получить хорошую профессию;

д) чтобы быть образованным и интересным человеком;

2. Я бы не учился, если бы не …

б) не было учебников;

г) хотелось учиться;

д) было интересно;

е) мысли о будущем;

ж) школа и долг перед Родиной;

з) хотел поступить в вуз и иметь хорошее образование.

а) хорошие отметки;

б) усилия, трудолюбие;

г) хорошую работу;

д) выполнение домашнего задания;

е) мои личные качества.

а) получить высшее образование;

б) я пока не знаю;

в) стать отличником;

г) состоит в учебе;

д) получить хорошую профессию;

е) принести добро моей родине.

5. Моя цель на уроке…

а) слушать и запоминать всё, что сказал учитель;

б) усвоить материал, понять тему;

в) получить новые знания;

г) сидеть тихо как мышка;

д) внимательно слушать;

е) получить пятёрку.

6. Когда я планирую свою работу, то…

а) смотрю классную работу и вспоминаю урок;

в) анализирую задание, стараюсь понять суть;

г) составляю план своей работы;

д) внимательно читаю задание;

е) стараюсь сделать сразу всё;

ж) открываю «готовые домашние задания»;

з) сначала отдыхаю.

7. самое интересное на уроке…

а) разные игры по теме;

б) объяснение учителя;

г) устные задания;

д) побольше читать;

е) общаться с друзьями;

ж) стоять у доски, то есть отвечать.

8. Я изучаю материал добросовестно, если…

а) он мне нравится;

в) он мне интересен;

г) я его хорошо понимаю;

д) меня не заставляют;

е) не дают списать;

ж) надо исправить двойку.

9. Мне нравится делать уроки, когда…

а) они лёгкие и их мало;

б) остаётся время погулять;

в) они интересные;

г) есть настроение;

10. Учиться лучше меня побуждает…

а) мысли о будущем;

в) покупка желаемой вещи;

г) низкие оценки;

д) желание знаний;

е) высокие оценки.

11. Я более активно работаю на уроках, если…

а) ожидаю похвалы;

б) мне интересна выполняемая работа;

в) мне нужна отметка;

д) хочу, чтобы меня заметили;

12. «Хорошие отметки» — это результат…

а) хороших знаний;

в) добросовестного выполнения домашних заданий;

г) помощи друзей;

д) упорной работы;

е) помощи родителей;

13. Мой успех в выполнении заданий на уроке зависит от…

б) трудности заданий;

г) приложенных усилий;

е) внимания к объяснению учителя.

14. Я буду активным на уроке, если…

а) хорошо знаю тему и понимаю материал;

б) смогу справиться;

15. Если какой-либо учебный материал мне не понятен (труден для меня), то я:

б) прибегаю к помощи других;

16. Ошибившись в выполнении задания, я…

а) делаю его снова;

г) исправляю ошибку;

д) бросаю это задание;

17. Если я не знаю, как выполнить какое-либо действие, то я…

а) анализирую его снова;

в) спрашиваю у учителя или родителей;

г) откладываю его;

д) обращаюсь к учебнику;

е) не делаю его, потом списываю.

18. Мне не нравится выполнять задания, если они…

а) сложные и большие;

б) с лёгким решением;

г) не требуют усилий;

д) только теоретические или только практические;

е) неинтересные, которые можно выполнять по «шаблону».

Спасибо за ответы!

Методика изучения мотивации учения старших подростков на этапе окончания основной школы. Для учащихся 9-го класса

Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и все варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим собственным мнением.

1. Обучение в школе и знания необходимы мне для…

а) получения образования;

б) поступления в вуз;

в) будущей профессии;

г) ориентировки в жизни;

д) того, чтобы устроиться на работу.

2. Я бы не учился, если бы не…

г) получал знания;

3. Мне нравится, когда меня хвалят за…

б) успехи в учёбе;

в) приложенные усилия;

г) мои способности;

4. Мне кажется, что цель моей жизни…

а) работать, жить и наслаждаться жизнью;

б) хорошо знать школу;

в) доставлять пользу людям;

5. Моя цель на уроке

а) усвоить что-то новое;

б) пообщаться с друзьями;

в) слушать и понимать учителя;

г) получить хорошую оценку;

д) никому не мешать, сидеть тихо.

6. При планировании своей работы, я

б) повторяю, что проходили на уроке;

в) внимательно читаю задание;

г) стараюсь сделать сразу всё;

д) открываю «готовые домашние задания»;

е) сначала отдыхаю.

7. Самое интересное на уроке

а) общение с друзьями;

б) общение с учителем;

в) новая тема, отработка материала;

г) объяснение учителя;

д) получать хорошие отметки;

е) отвечать устно.

8. Я изучаю материал добросовестно, если

а) он для меня интересен;

б) у меня хорошее настроение;

в) меня заставляют;

г) не дают списать;

д) надо исправить отметку;

9. Мне нравится делать уроки, когда

а) тихо и ничто меня не отвлекает;

в) остаётся много свободного времени, чтобы погулять;

г) я понимаю тему;

д) есть «готовые домашние задания»;

е) всегда, так как это необходимо для глубоких знаний.

10. Учиться лучше меня побуждает

а) деньги, которые я заработаю в будущем;

б) родители и (или) учителя;

в) чувство долга;

г) низкие отметки;

11. Я более активно работаю на уроках, если

а) ожидаю одобрения окружающих;

г) хочу больше узнать;

д) хочу, чтобы мня заметили;

е) изучаемый материал мне нужен.

12. «Хорошие» отметки – это результат

а) моей упорной работы;

б) «подлизывания» к учителям;

в) подготовленности и понимания на уроках;

д) получения хороших знаний;

е) помощи родителей или друзей.

13. Мой успех в выполнении заданий на уроке зависит от

б) понимания заданий;

в) моих способностей;

г) приложенных усилий и старания;

Смотрите так же:  Набор хромосом у человека с синдромом дауна

14. Я буду активным на уроке, если

г) не будут ругать за ошибку;

д) уверен, что отвечу хорошо;

е) довольно часто.

15. Если какой-либо учебный материал мне не понятен (труден для меня), то я

а) ничего не предпринимаю;

в) прибегаю к помощи других;

в) мирюсь с ситуацией;

г) стараюсь разобраться во что бы то ни стало;

д) надеюсь, что пойму потом;

е) вспоминаю объяснения учителя и просматриваю записи на уроке;

16. Ошибившись в выполнении задания, я

а) делаю его снова, исправляя ошибки;

г) приношу извинения;

д) продолжаю думать над заданием;

е) бросаю это задание.

17. Если я не знаю, как выполнять какое-либо действие, то я

а) обращаюсь за помощью;

б) не выполняю его;

в) думаю и рассуждаю;

г) не выполняю его, а потом списываю;

е) огорчаюсь и откладываю его.

18. Мне не нравится выполнять задания, если они требуют

а) большого умственного напряжения;

б) слишком легкие и не требуют усилий;

в) письменные домашние;

г) не требуют сообразительности;

д) сложные и большие;

Е) не интересные, не требуют логического мышления.

Диагностика мотивация успеха и боязнь неудач

Инструкция: отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать ответ «да» или «нет». Если Вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» объединяет как явное «да», так и «скорее да, чем нет». То же относится и к ответу «нет»: он объединяет явное «нет» и «скорее нет, чем да».

Текст опросника

  1. Склонен к проявлению инициативности.
  2. При выполнении ответственных заданий стараюсь, по возможности, найти причины отказа от них.
  3. Часто выбираю крайности: либо занижено легкие задания, либо нереалистично высокие по трудности.
  4. При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.
  5. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей собственной целеустремленности, а не от внешнего контроля.
  6. Склонен проявлять настойчивость в достижении цели.
  7. Склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу.
  8. Если я рискую, то скорее с умом, а не бесшабашно.
  9. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели, чем нереально высокие.
  10. В случае неудачи при выполнении какого-либо задания, его притягательность, как правило, снижается.
  11. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих неудач.
  12. Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.
  13. В случае неудачи при выполнении чего-либо, от поставленной цели, я, как правило, не отказываюсь.
  14. Если задание выбрал себе сам, то в случае неудачи его притягательность еще более возрастает.

Обработка результатов и критерии оценки

Если количество набранных баллов от 1 до 7, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи).

Если количество набранных баллов от 14 до 20, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех).

Если количество набранных баллов от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен. При этом можно иметь в виду, что если количество баллов 8, 9, есть определенная тенденция метизации на неудачу, а если количество баллов 12, 13, имеется определенная тенденция мотивации на успех.

Мотивация успеха. Личности этого типа обычно активны, инициативны. Если встречаются препятствия — ищут способы их преодоления. Продуктивность деятельности и степень ее активности в меньшей степени зависят от внешнего контроля. Отличаются настойчивостью в достижении цели. Они склонны планировать свое будущее на большие промежутки времени.

Предпочитают брать на себя средние по трудности или же слегка завышенные, хоть и выполнимые обязательства. Ставят перед собой реально достижимые цели. Если рискуют, то расчетливо. Обычно такие качества обеспечивают суммарный успех, существенно отличный как от незначительных достижений при заниженных обязательствах, так и от случайного везения при завышенных.

В значительной степени (более, чем у противоположного типа) выражен эффект Зейгарник (эффект незавершенного действия, установленный ученицей К. Левина, ставшей впоследствии профессором МГУ, Б. В. Зейгарник. Смысл закономерности в том, что незавершенные действия запоминаются значительно лучше, чем завершенные). Склонны к переоценке своих неудач в свете достигнутых успехов. При выполнении заданий проблемного характера, а также в условиях дефицита времени результативность деятельности, как правило, улучшается. Склонны к восприятию и переживанию времени как «целенаправленного и быстрого», а не бесцельно текущего.

Привлекательность задачи возрастает пропорционально ее сложности. В особенности это проявляется на примере добровольных, а не навязанных извне обязательств. В случае же неудачного выполнения такого «навязанного» задания его привлекательность остается тем не менее на прежнем уровне.

Мотивация боязни неудачи. Личности этого типа мотивации малоинициативны. Избегают ответственных заданий, изыскивают причины отказа от них. Ставят перед собой неоправданно завышенные цели; плохо оценивают свои возможности. В других случаях, напротив, выбирают легкие задания, не требующие особых трудовых затрат.

Эффект Зейгарник выражен в меньшей степени, чем у ориентированных на успех. Склонны к переоценке своих успехов в свете неудач, что, очевидно, объясняется эффектом контроля ожиданий.

При выполнении заданий проблемного характера, в условиях дефицита времени результативность деятельности ухудшается. Отличаются, как правило, меньшей настойчивостью в достижении цели (впрочем, нередки исключения).

Склонны к восприятию и переживанию времени как «бесцельно текущего» («Время — это постоянно струящийся поток»). Склонны планировать свое будущее на менее отдаленные промежутки времени.

В случае неудачи при выполнении какого-либо задания его притягательность, как правило, снижается. Причем это будет происходить независимо от того, «навязано» ли задание извне или выбрано самим субъектом, хотя в количественном отношении снижение притягательности во втором случае (выбрал сам) может быть менее выражено, чем в первом (навязано кем-то).

«Мотивация успеха и боязнь неудачи»

Инструкция: отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать ответ «да» или «нет». Если Вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» объединяет как явное «да», так и «скорее да, чем нет». То же относится и к ответу «нет»: он объединяет явное «нет» и «скорее нет, чем да».

  1. Включаясь в работу, как правило, оптимистично надеюсь на успех.
  2. В деятельности активен.
  3. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов.
  4. При выполнении достаточно трудных заданий, в условиях ограничения времени, результативность моей деятельности ухудшается.
  5. Я обычно не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль.
  6. При работе в условиях ограничения времени результативность моей деятельности обычно улучшается, даже если задание достаточно трудное.

Ключ к опроснику

Ответ «ДА»: 1, 2, 3, 6, 8, 10, 11, 12, 14, 16, 18, 19, 20.

Ответ «НЕТ»: 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17.

Обработка результатов и критерии оценки

Если количество набранных баллов от 1 до 7, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи).

Если количество набранных баллов от 14 до 20, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех).

Если количество набранных баллов от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен. При этом можно иметь в виду, что если количество баллов 8, 9, есть определенная тенденция метизации на неудачу, а если количество баллов 12, 13, имеется определенная тенденция мотивации на успех.

Мотивация на успех относится к позитивной мотивации. При такой мотивации человек, начиная дело, имеет в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. В основе активности человека лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Такие люди обычно уверены в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны. Их отличает настойчивость в достижении цели. целеустремленность.

Научная электронная библиотека

Гордашников В. А., Осин А. Я.,

2.4. МОТИВАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ

Мотивационные свойства личности — это закрепившиеся и предпочитаемые способы формирования мотива (рисунок 2.16.).

Предложенная Мюреем классификация предполагает более 20 мотивов и соответствующих мотивационных свойств личности. К ним относятся мотивы достижения, избегания неудачи, власти, аффилиации, отвержения, альтруизма и др.

Мотив достижения — это устойчивое стремление личности к достижению высоких результатов в какой-либо деятельности. Для таких людей характерна высокая активность, уверенность в себе, высокая самооценка. Стремясь к успеху, они ставят более сложные задачи, в большей степени рискуют, повышают уровень своих достижений.

Мотив избегания неудачи выделен из мотива достижения. Главное побуждение человека — это стремление избежать неудачи. Такие люди выбирают чаще всего лёгкие задачи, т.к. боятся оказаться неудовлетворёнными. Они могут выбирать и очень трудные задачи, т.к. неудача в этом случае не воспринимается как личный неуспех, а лишь как следствие обстоятельств.

Мотив власти — это способность человека проявлять свою волю вопреки сопротивлению других людей. Личность с выраженным мотивом власти получает удовлетворение от контроля над другими, от возможности судить, устанавливать нормы, правила поведения. В основе этого мотива лежит комплекс превосходства (по Адлеру), который в процессе развития может приобретать как конструктивное, так и деструктивное направление.

Мотив аффилиации — это стремление к контактам с другими людьми, к сотрудничеству и одобрению, стремление строить взаимоотношения с людьми на основе доверия, равенства партнёров по общению.

Рисунок 2.16. Мотивационные свойства и мотивация личности.

Мотив отвержения — это болезнь отвержения, которая проявляется в боязни быть отвергнутым, непринятым. У людей с преобладанием мотива отвержения проявляется неуверенность в себе, скованность в ситуациях общения.

Альтруистические мотивы — это потребности помогать другим на бескорыстной основе. В их основе лежит способность на безвозмездную жертву, потребность отдавать и чувство ответственности.

Мотивация личности — это вся совокупность мотивов поведения и деятельности.

Мотивация личности обусловлена потребностями, целями, уровнем притязаний, идеалами, мировоззрением, убеждениями, направленностью личности, а также субъективными характеристиками (ЗУН, способностями, характером и др.). В качестве объективных детерминант мотивации выступают условия деятельности (Б.Д. Карвасарский, 2002).

Мотив — это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека, с разной степенью осознаваемое либо не осознаваемое им вообще. В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут трансформироваться (изменяться), что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации.

Термином «мотивация» в современной психологии обозначаются как минимум два психических явления: 1) совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую её активность, т. е. система факторов, детерминирующих поведение; 2) процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

В современной психологической литературе существуют несколько концепций взаимосвязи мотивации деятельности (общения, поведения). Одна из них- теория каузальной атрибуции. Под каузальной атрибуцией понимается истолкование субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей и развитие на этой основе способности предсказывать их будущее поведение. Экспериментальные исследования каузальной атрибуции показали следующее:

а) человек объясняет свое поведение не так, как он объясняет поведение других людей;

б) процессы каузальной атрибуции не подчиняются логическим нормам;

в) человек склонен объяснять неудачные результаты своей деятельности внешними, а удачные — внутренними факторами.

Теория мотивации достижения успехов и избегания неудач в различных видах деятельности. Зависимость между мотивацией и достижением успехов в деятельности не носит линейного характера, что особенно ярко проявляется в связи с мотивацией достижения успехов и качества работы. Такое качество является наилучшим при среднем уровне мотивации и, как правило, ухудшается при слишком низком или слишком высоком.

Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами личности человека. К таким чертам прежде всего можно отнести мотив достижения успехов и мотив избегания неудачи, а также определенный локус контроля, самооценку, уровень притязаний.

Мотив достижения успеха — стремление человека добиваться успехов в различных видах деятельности и общения.

Мотив избегания неудачи — относительно устойчивое стремление человека избегать неудач в жизненных ситуациях, связанных с оценкой другими людьми результатов его деятельности и общения.

Локус контроля — характеристика локализации причин, исходя из которых человек объясняет своё поведение и ответственность, как и наблюдаемое им поведение и ответственность других людей. Интернальный (внутренний) локус контроля — поиск причин поведения и ответственности в самом человеке, в себе; экстернальный (внешний) локус контроля — локализация таких причин и ответственности вне человека, в окружающей его среде, судьбе.

Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств, достоинств и недостатков, своего места среди других людей.

Уровень притязаний (в нашем случае) — желаемый уровень самооценки личности (уровень «Я»), максимальный успех в том или ином виде деятельности (общения), которого рассчитывает добиться человек.

Личность характеризуют и такие мотивационные образования, как потребность в общении (аффилиация), мотив власти, мотив оказания помощи людям (альтруизм) и агрессивность. Это мотивы, имеющие большое социальное значение, так как они определяют отношение личности к людям.

Аффилиация — желание человека быть в обществе других людей, наладить с ними эмоционально-положительные добрые взаимоотношения.

Антиподом мотиву аффилиации выступает мотив отвергания, который проявляется в боязни быть отвергнутым, не принятым лично знакомыми людьми.

Мотив власти — стремление человека обладать властью над другими людьми, господствовать, управлять и распоряжаться ими.

Альтруизм — стремление человека бескорыстно оказывать помощь людям.

Антипод альтруизма — эгоизм как стремление удовлетворять своекорыстные личные потребности и интересы безотносительно к потребностям и интересам других людей и социальных групп.

Агрессивность желание человека нанести физический, моральный или имущественный вред другим людям, доставить им различные неприятности.

Наряду с тенденцией агрессивности у человека есть и тенденция ее торможения, мотив торможения агрессивных действий, связанный с оценкой таких собственных действия как нежелательных и неприятных, вызывающих сожаление и угрызения совести (рисунок 2.17.) (Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, С.К. Багадирова, 2005).

В структуре личности мотивация занимает особое место и является основным, родовым понятием, используемым для объяснения движущих сил поведения и деятельности человека (рисунок 2.18.).

До настоящего времени не достигнуты еще теоретическая определенность и однозначность взглядов на явление мотивации. Термином «мотивация» объясняется широкий круг неоднозначно интерпретируемых явлений, таких как нужда, потребность, мотив, побуждение и др.

В самом широком смысле мотивация определяет пристрастность, избирательность и конечную целенаправленность психического отражения и регулируемой им активности, а в житейском понимании объясняет, почему живое существо предпочитает совершать одно, а не другое (В.К. Вилюнас, 1990).

В отечественной литературе мотив понимается и как осознанная потребность (А.Г. Ковалев, 1969), и как предмет потребности (А. Н. Леонтьев, 1975) и отождествляется с потребностью (П.С. Симонов, 1987).

В содержании мотива можно выделить как специфическое, индивидуально-неповторимое, определяемое конкретной ситуацией, так и устойчивое, для которого данный конкретный предмет или явление не более чем одна из возможных форм воплощения. Такое устойчивое предметное содержание характеризует уже не столько сам предмет потребности, сколько личность, эту потребность испытывающую. По мнению С.Л. Рубинштейна (1976), свойства характера — это в конечном счете и есть тенденция, побуждение, мотив, закономерно появляющийся у данного человека при однородных условиях. С.Л. Рубинштейн имел здесь в виду именно обобщенное содержание мотива.

Рисунок 2.17. Мотивация личности и ее составляющие.

Рисунок 2.18. Мотивация в структуре личности.

Мотивация не только детерминирует деятельность человека, но и буквально пронизывает большинство, если не все сферы психической деятельности. Х. Хекхаузен (1986) различает мотив и мотивацию следующим образом. Понятие «мотив» включает такие составляющие, как потребность, побуждение, влечение, склонность, стремление и т. д. Мотив задаётся целевым состоянием отношения «индивид — среда». Существует столько различных мотивов, сколько существует разновидностей или классов отношений «индивид — среда». Мотивы формируются в процессе индивидуального развития как относительно устойчивые оценочные отношения человека к окружающей среде. Люди различаются по индивидуальным проявлениям (характеру, силе) тех или иных мотивов. У разных людей возможны различные соподчиненные группы (иерархии) мотивов. Поведение человека в определенный момент мотивируется не любыми или всеми возможными мотивами, а тем из самых высоких мотивов, который при данных условиях больше связан с возможностью достижения цели (действенный мотив). Мотив остается действенным, т. е. участвует в мотивации поведения до тех пор, пока либо не достигнута цель, либо изменившиеся условия не сделают другой мотив более насущным для данного человека (рисунок 2.19.).

Рисунок 2.19. Основные характеристики мотива личности.

Мотивация же понимается как процесс выбора между различными действиями, как процесс, регулирующий и направляющий действие на достижение специфических для данного мотива состояний и поддерживающий эту направленность. Короче, мотивация объясняет целенаправленность действия. О деятельности тогда говорят, что она мотивирована, когда она направлена на достижение конкретной цели конкретного мотива. От мотивации зависит, как и в каком направлении будут использованы функциональные ресурсы и способности человека, его интересы и устремления.

Мотивацией также объясняется выбор между возможными действиями, между различными вариантами восприятия и возможным содержанием мышления. Кроме того, ею объясняются интенсивность и упорство субъекта в осуществлении выбранного действия и достижении его результатов (М.К. Акимова, К.М. Гуревич, 2005).

С мотивационной сферой личности тесно связан её уровень притязаний — это уровень трудности тех задач, на осуществление которых претендует человек, побуждаемый данным мотивом.

В уровне притязаний различают 3 стороны:

1. степень трудностей задач, которые ставит человек перед собой и считает, что он с ними справится;

2. степень расхождения между задуманным и осуществлённым (результаты могут оказаться ниже тех, которые человек задумал и это может осознаваться как низкий уровень возможностей);

3. уровень притязаний характеризуется такой степенью трудности задачи, выполнение которой приносит человеку удовлетворение (человек может поставить себе вполне посильную, лёгкую задачу, но её решение не принесёт удовлетворение).

Все 3 стороны уровня притязаний связаны между собой. Выбор степени трудности задачи зависит от доминирующей мотивации (достичь успеха или избежать неудач) и от силы мотива:

  1. если мотив очень слабый, то человек или вовсе не рискует и выбирает самые лёгкие задачи, или же, наоборот, чрезмерно рискует и выбирает задачи высокой сложности;
  2. если мотив сильный, то человек выбирает задачи средней трудности.

Установлена зависимость уровня притязаний от свойств, ориентации и психического здоровья личности:

  1. зависимость уровня притязаний от свойств личности выражается в том, что высокотревожные и интроверты стремятся избежать неудачи, а низкотревожные и экстраверты обнаруживают стремление к успеху;
  2. зависимость уровня притязаний от ориентации личности проявляется в том, что если преобладает ориентация на «Я», стремление к самоутверждению, то выявляется доминирование стремления к успеху, а если преобладает ориентация на задачу, на социально ценный результат, то доминирующим является стремление избежать неудачи;
  3. зависимость уровня притязаний от психического здоровья личности прослеживается в том, что в отличие от здоровых людей больные неврастенией ставят перед собой более сложные задачи, а больные истерией — напротив, более лёгкие, ниже среднего уровня своих достижений.

Одним из основных условий изменения уровня притязаний является достигнутый успех или неуспех деятельности.

Если человек ставит перед собой непосильную задачу, то повторный неуспех ведёт к снижению уровня притязаний. Причём это влияние успеха опосредуется самооценкой:

  1. при адекватной самооценке успеха человек выбирает более трудные задачи, а после неуспеха — более лёгкие;
  2. при завышенной самооценке успех ведёт к повышению степени трудности задач и после неуспеха также повышается степень трудности выбираемой задачи, т.к. имеет место адекватная реакция на успех и неадекватная реакция на неудачи;
  3. при заниженной самооценке и после успеха, и после неудачи человек выбирает более лёгкие задачи, т.е. имеется неадекватная реакция на успех, снижение уровня притязаний после успеха (Б.Д. Карвасарский, 2002).

Мотивация достижения успеха и избегания неудачи

Толчком к деятельности, к учёбе могут стать в разной степени и желание достичь успеха, и страх перед неудачей. На этом основании возникли два типа мотивации — мотивация успеха и мотивация боязни неудачи (таблицы 2.3., 2.4.).

Мотивация достижения (успеха) — одна из разновидностей мотивации, связанная с потребностью индивида добиваться успехов в деятельности и избегать неудач.

1. Метод наблюдения — самый оптимальный метод, т.к. он позволяет педагогу следить за поведением и деятельностью учащегося в различных жизненных и учебных ситуациях, подвергать свои наблюдения глубокому психолого-педагогическому анализу.

Другие статьи

  • Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Консультация (младшая группа) по теме: консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей. Предварительный просмотр: Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного […]
  • Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Законодательством Российской Федерации не предусмотрено процедуры отказа от ребенка, возможно только лишение родительских прав. Так, согласно ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если […]
  • Что входит в обязанности родителей по воспитанию детей Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 - 79) Глава 12. Права и обязанности родителей См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. […]
  • Можно ли ребенку капать ромашку в нос отвар ромашки и нос неделю назад мы заболели к нам приходила врач и сказала 5 раз в день промывать нос пипеткой ромашки, потом отсасывать аспиратором, а потом капать капли сейчас я разговаривала с подругой, она меня отругала, сказала, что нельзя так ни в коем случае, […]
  • Как правильно купать в круге месячного ребенка Как купать ребёнка с кругом на шее С какого месяца купать ребёнка с кругом на шее, как правильно это делать, в какое время? Советы доктора Комаровского и видео инструкция. Водные процедуры – особенное удовольствие для маленького ребенка. Кроме обычного гигиеничного […]
  • Диагностика отклонения в развитии ребёнка определение этапы проведения Ранняя диагностика отклонений в развитии детей Диагностика отклонений в развитии основывается на зна­нии общих и специфических закономерностей психического раз­вития нормально развивающегося ребенка и детей с различны­ми отклонениями в развитии. Диагностика носит […]