Основные группы стрессов

Содержание:

Основные симптомы стресса

Стрессы бывают острые и хронические.

Острый стресс не заметить невозможно. Он является серьезнейшим нервным потрясением и может выражаться в столь ярких проявлениях, как истерические обмороки, надрывные рыдания, носовые кровотечения, сильнейшие головные боли.

Тем не менее в современном мире все более актуальны стрессы хронические, с виду не интенсивные, но изматывающие организм длительным физическим, а психику эмоциональным напряжением. Симптомы хронических стрессов менее выражены и почти не заметны. Нужно научиться распознавать симптомы стресса.

Симптомы стресса можно разделить на несколько групп:

1. Физиологические симптомы:

  • повышенное или пониженное артериальное давление;
  • приступы жара или озноба;
  • повышенная потливость;
  • тремор, мышечные подергивания;
  • появление мышечного гипертонуса, миалгии;
  • боли неопределенного характера; чаще всего головные боли, боли в спине и желудке;
  • головокружение;
  • нарушение пищеварения;
  • изменение веса;
  • появление высыпаний аллергического характера;
  • нарушение или потеря сна;
  • нарушение или потеря аппетита;
  • нарушение сексуальной активности.

2. Эмоциональные симптомы:

  • раздражительность
  • участившиеся приступы гнева;
  • беспокойство, повышенная тревожность даже в отсутствие повода;
  • повышенное нервное напряжение;
  • недовольство собой, своими достижениями, претензии к себе;
  • чувство одиночества;
  • чувство вины;
  • перекладывание ответственности за себя на окружающих.

3. Поведенческие симптомы:

  • увеличение конфликтов c людьми;
  • увеличение числа ошибок при выполнении работы, которая раньше давалась хорошо;
  • суетливость и ощущение хронической нехватки времени;
  • усугубление вредных привычек;
  • трудоголизм, полное погружение в рабочие проблемы в ущерб отдыху и личной жизни.

4. Интеллектуальные симптомы:

  • проблемы с концентрацией внимания;
  • ухудшение памяти;
  • постоянное и навязчивое возвращение к одной и той же мысли;
  • трудности в принятии решений.

Чем больше симптомов вы обнаружите в себе, тем ближе вы к точке неконтролируемого стресса. Самостоятельной диагностики недостаточно, если вы заметили в себе некоторые из симптомов, обязательно обратитесь к врачу. Так вы сможете остановить стресс на ранней стадии и предотвратить его переход в хроническое состояние, а также развитие более серьезных заболеваний.

Симптомы хронического стресса

Хронический стресс представляет собой серьезную угрозу для здоровья человека, снижает его работоспособность и значительно ухудшает качество жизни. Нельзя игнорировать симптомы стресса и ждать, что они исчезнут сами.

К симптомам хронического стресса можно отнести следующие:

  • Усталость не покидает вас, даже после отпуска. При этом наблюдается усталость как физическая, так и психологическая;
  • Нет радости от общения с близкими, друзьями, коллегами. Нет желания видеть кого-либо и с каждым днем это чувство возрастает;
  • Чувствуется недовольство собой, внешним видом. Не покидает чувство безысходности и неуверенности в себе;
  • Возникают проблемы со здоровьем. Может выражаться в хронической усталости, головных болях, бессоннице;
  • Тяжело сосредоточиться на чем-либо, начинает ухудшаться память;
  • Возникает чувство раздражения и злости на всех и на себя.

Хронический стресс нельзя запускать, потому что он может привести к психозам, неврозам, и даже к алкоголизму. Поэтому крайне важно вовремя предпринимать меры по его устранению. При этом желательно обратиться за помощью к специалисту.

Симптомы острого стресса

Острый стресс — это немедленная реакция организма на ситуацию (например, угроза, испуг). Такой стресс может возникнуть, когда человек узнает о смерти любимого человека, или становится свидетелем смерти. Но также острый стресс может быть и во время собеседований, вождения автомобиля в опасной ситуации и др.

Отличительными симптомами острого стресса можно назвать следующие:

  • Тошнота;
  • Эмоциональное онемение;
  • Головные боли;
  • Учащенное сердцебиение;
  • Боль в груди;
  • Резкая агрессия;

Если вы оказываетесь в ситуации, которая вызывает сильный стресс, первым делом необходимо собраться с мыслями и успокоиться. Хорошим способом снизить остроту реакции при сильном стрессе — противо стрессовое дыхание (глубокий вздох через нос и медленный выдох через рот). Такое дыхание поможет быстрее успокоиться и адаптироваться к ситуации.

Если вы испытываете стресс, не важно, какого он типа, с ним нужно бороться. Даже если симптомы очевидны и понятны Вам, то не стоит заниматься самолечением, а лучше всего проконсультироваться с врачом.

Научная электронная библиотека

Басенко В. П., Жуков Б. М., Романов А. А.,

7.2. Стресс на рабочем месте, его причины и последствия

Стресс — это совокупность защитных реакций организма, состояние напряжения, возникающее в трудных жизненных ситуациях. На рис.17 отражено влияние интенсивности стресса на индивидуальную деятельность, выделено две зоны.

Рисунок 17 — Влияние стресса на индивидуальную деятельность

В зоне конструктивного стресса рост его интенсивности приводит к совершенствованию индивидуального уровня исполнения, в деструктивной зоне рост интенсивности приводит к обратному эффекту.

Вывод: существует оптимальный уровень стресса, который обеспечивает высокую эффективность деятельность.

Стресс часто является результатом нескольких причин, например, таких, как психологическое давление на работе, плохие условия труда, неспособность эффективно организовать и управлять своим временем. Для того чтобы преодолеть стресс, необходимо выявить его причины. Использование схемы, отражающей основные причины рабочего стресса (рис.18), способствует этому.

Рисунок 18 — Основные факторы рабочего стресса

Выделяют восемь групп причин стресса.

Первая группа — личностные причины.

К стрессу могут привести взгляды, эмоциональные реакции и состояния, образ мышления и особенности поведения человека. Стресс может быть обусловлен нереалистичными ожиданиями и переоценкой своих возможностей, завышенными требованиями к себе.

Иногда руководителей подводит неумение отказать кому-либо.

К стрессу приводят также финансовые трудности и неэффективное управление собственным временем.

К межличностным и групповым причинам стресса относятся завышенные требования отдельных людей или группы, предъявляемые к человеку, зависимость от других, отсутствие уважения со стороны окружающих, отсутствие возможности участвовать в принятии решений и т. п. Источником стресса являются ролевые и межличностные конфликты.

Третья группа причин — организационные. К ней можно отнести: неадекватные стиль и методы управления, низкий уровень координации совместной деятельности, неопределенность в области целеполагания, несоответствие других работников требованиям деятельности, сокрытие необходимой и достаточной информации, отсутствие в организации «корпоративного духа». Стресс возникает в связи с отсутствием обратной связи, особенно если подчиненный не знает, как руководитель оценивает результаты его деятельности. Высокая конкуренция внутри организации и достижение работником предела карьеры — дополнительные источники стресса.

Так называемая «социальная» группа причин включает неблагоприятные физические факторы рабочей среды (шум, освещенность, температура и т. п.). Для жителей городов большое значение имеет транспортная усталость, жилищные проблемы, высокий уровень преступности и т. п.

Группа причин стресса, связанных с культурой:

  • — расовые, религиозные, сексуальные предрассудки и дискриминация;
  • — жесткие ожидания определенного типа поведения от людей, согласно их статусу или положению в обществе, ущемляющие их достоинство и т. п.

В шестую группу входят национальные причины. Стрессовыми факторами в современной России являются экономический кризис, безработица, налоги. К этой группе относятся национальные катастрофы, война и угроза войны и т.п.

Международные причины стресса, с которыми в настоящее время приходится сталкиваться достаточно часто, связаны с трудностью понимания культурных различий и миграцией.

Причины стресса, свойственные для человека как вида, относят к группе глобальных. Традиционно выделяются четыре глобальные проблемы, которые имеют различную значимость для различных возрастных групп. Принятие несовершенства человеческого тела является стрессовым фактором в основном для подростков. К глобальным причинам относятся болезненное восприятие процесса старения, сравнительная незначимость человека в мире, осознание необратимости смерти.

Стресс может быть кратковременным или длительным, легким или тяжелым. Влияние стресса на работника, прежде всего, зависит от длительности действия факторов стресса, их силы и восстановительных способностей работника. Если стресс легкий и кратковременный, большинство довольно быстро могут справиться с ним или, по крайней мере, восстановиться.

Правомерно предположить, что в случае длительного стресса проблемы индивида будут нарастать. В соответствии с теорией Ханса Сели истощенный стрессами человеческий организм постепенно утрачивает способность к восстановлению. Противостояние стрессу ослабляет людей как физически, так и психологически. Такое состояние называется истощением сил, когда эмоционально опустошенные работники отдаляются от работы, ощущают беспомощность. Некоторые виды работ, такие как профессии, связанные с оказанием различных видов помощи (консультанты, медицинские работники, социальные работники) или с постоянно высоким уровнем стресса (авиадиспетчеры, работники, обслуживающие клиентов, и биржевые маклеры), чаще других приводят к истощению сил занятых ими индивидов.

Работники, силы которых на исходе, склонны к постоянным жалобам, связывают свои ошибки с действиями других людей, раздражительны. Отчуждение, которое они испытывают, побуждает их задуматься об уходе с работы, к поиску возможностей получения новой профессии. Помимо увеличения текучести кадров истощение сил приводит к повышению показателей невыходов на работу и снижению производительности труда.

В Японии эквивалентный истощению сил термин звучит как «кароши», или «внезапная смерть» на работе. Считается, что ее причина — перегрузки в процессе труда, кульминацией которых становится сердечный приступ или паралич. Когда-то «кароши» были предметом гордости подобно харакири у самураев, но приблизительно 10000 смертей в год потребовали применения профилактических мер. Японские корпорации все чаще заставляют работников уходить в заслуженные отпуска, пропагандируют диетическое питание, занятия физкультурой и управление уровнем стрессов.

Организациям следует выявлять как ведущие к раннему истощению сил виды работ, так и сотрудников, у которых проявляются симптомы этого состояния. В каких-то случаях имеется возможность изменить характер требующих высоких затрат энергии работ (снизить частоту или интенсивность межличностных контактов), в других — фирма может помочь сотрудникам научиться справляться со стрессовыми ситуациями в процессе труда.

Другой неприятный результат стресса — моральные травмы, источник которых — непосредственная угроза безопасности работников (природное бедствие, кризис организации, оскорбление со стороны менеджера или потеря работы). Работникам расположенных в океане нефтяных платформ, подвергшимся воздействию урагана, иностранным рабочим, которых похитили террористы, членам бригады электриков, которым пришлось быть свидетелями поражения электрическим током своего сослуживца, — всем им нанесены моральные травмы. Широкое распространение получили три вида моральных травм — на рабочих местах, болезни сотрудников, переживших волну сокращений, и посттравматические расстройства в результате насилия на рабочих местах.

Моральная травма на рабочем месте — означает разрушение самооценки работников, подрыв их веры в свои способности как результат предвзятого отношения на работе, несправедливого увольнения, дискриминации или ощущения сотрудником неспособности к достижению ожидаемых показателей. В каждом из подобных случаев такой работник может брать на себя нецелесообразную ответственность за такое событие, чувствовать себя жертвой обстоятельств и входить в эмоциональный штопор. Признаками моральной травмы на рабочем месте могут быть дурное расположение духа, трудности с концентрацией и отчужденность. Данные симптомы дополняют более явные виды поведения, такие как опоздания, прогулы и предрасположенность к несчастным случаям.

Смотрите так же:  Как вылечиться от невроза и депрессии

Как правило, причиной моральных травм на рабочем месте является внезапная потеря работы и ее потенциально разрушительное воздействие на самооценку работника. Это явление получило широкое распространение в 1990-е гг. вследствие волны сокращений персонала компаний, под которые попали более 9 млн. И большинство из них испытали, по меньшей мере, кратковременный «удар» по самооценке. Индивидуальное негативное воздействие нередко усиливается отсутствием предупреждения (когда увольнение происходит после того, как менеджмент выступил с заявлением о том, что «больше не будет никаких сокращений») и отсутствием защищенности, ощущаемым даже высококвалифицированными профессионалами (безопасность работы быстро потеряла свое значение для многих работников, не только для отдельных сотрудников).

Но стресс пережили не только потерявшие работу в ходе массовых сокращений сотрудники, но и те, кто остался на своих местах. Некоторые из них перенесли болезнь сотрудников, переживших волну сокращений, характеризующуюся ощущением неопределенности, раздражения, вины и недоверия. Они одновременно испытывали чувство радости оттого, что у них есть работа, и вины перед своими уволенными сослуживцами. Вместе с тем выполняемый ими объем работ существенно увеличился, поскольку они обязаны выполнять задачи бывших коллег. А как быть с мыслями: «Не буду ли я следующим?»

Другой источник моральных травм (и результат стресса) — присутствие в момент насилия на рабочем месте. Часто находящийся в состоянии стресса сотрудник предпринимает действия, наносящие вред физическому здоровью сослуживцев, руководителей или причиняющие ущерб имуществу компании.

Акты насилия могут включать неспровоцированные драки, разрушение имущества, применение оружия. В США насилие на производстве привело к тому, что убийства «вышли» на третье место среди связанных с работой причин смерти.

Любой человек, которому пришлось стать свидетелем насилия, получил увечье в связи с актом насилия или живет под страхом повторения насилия в будущем, может страдать от нарушений, вызванных посттравматическим стрессом. Обычно шок, вызванный насилием, немедленно приводит к проявлению симптомов стресса. И что особенно важно, его последствия требуют длительного лечения.

Профессиональный стресс. Его уровни, причины и типы. Синдром эмоционального выгорания

Стресс, вызванный спецификой работы, называется производственным или профессиональным. Это многомерный феномен, который выражается в психологических и физиологических реакциях на сложную рабочую ситуацию.

Причины его возникновения и протекания

К причинам профессионального стресса относятся психологические и физические факторы. При этом факторы могут быть как реальными, так и предполагаемыми.

В трудовой деятельности могут быть различные неблагоприятные внешние воздействия, которые могут стать основными причинам, которые вызывают физический стресс. К ним относятся высокий уровень физической нагрузки, слабая разработка эргономических составляющих и т.д.

Условиями, которые вызывают психологический стресс, являются: большой избыток информации, неопределенность ситуации, дефицит времени, повышенная мотивация, низкий карьерным ростом, высокий уровень конфликтности коллектива, частая или быстрая перестройка стратегий поведения в ходе сложившейся ситуации и т.д.

Понятие стресс-синдрома. Предметы изучения стресс-менеджмента

Рассматривая вопрос профессионального стресса, необходимо обратить внимание на понятие стресс-синдрома. Под этим термином понимается совокупность относительно устойчивых проявлений стрессового реагирования в профессионально трудных ситуациях.

Стресс-синдромы являются результатами отрицательного воздействия, которое возникает как реакция взаимодействия субъекта труда с профессиональной деятельностью. Субъект выполняет трудовую деятельность в конкретных организационных условиях при воздействии разнообразных стресс-факторов.

Теория и практика стресс-менеджмента изучает специфику формирования синдромов стресса, которые обусловлены исходя из профессиональной деятельности. Стресс-менеджмент направлен на выяснение причин стресса. Они могут быть определены содержательными особенностями и условиями профессиональной деятельности, относящейся к определенному типу. Также предметом изучения стресс-менеджмента относится симптоматика переживаний стресса в различных видах стрессовых состояний, как острых, так и хронических. Также он занимается вопросами негативных последствий стресса, как устойчивых личностных и поведенческих деформаций.

Уровни синдрома стресса профессиональной деятельности

Существует несколько уровней синдромов стресса профессиональной деятельности:

На первом уровне описываются субъективные репрезентации отдельных стресс-факторов или стрессовых ситуаций. Они являются для субъекта отягощающими или затрудняющими элементами в успешном выполнении профессиональной деятельности, они отрицательно влияют на качество жизни и на душевный комфорт.

Второй уровень предполагает описание синдромов профессионального стресса. Синдромами профессионального стресса называются симптомы, при которых переживается стресс. Симптомы могут выступать как кратковременные, хронические, доминирующие стрессовые или постстрессовые состояния.

К примерам этих состояний можно отнести состояние, при котором снижается работоспособность (психическое пресыщение, монотонность, утомление, стресс, напряженность).

Н. Водопьянова подчеркивает то, что стрессовые симптомы обнаруживаются в любых сферах психики. Она также отмечает, что для эмоциональной сферы важными феноменами является переживание значимости текущей ситуации, чувство тревоги.

В когнитивной, это восприятие опасности, угрозы, неопределенность ситуации.

Мотивационная сфера предполагает такие феномены как капитуляция или мобилизация сил, может происходить как подъем, так и наоборот, субъект будет тормозить, все это сопровождается чувством усталости, это все сопровождается чувством вялости и апатии.

В поведенческой сфере изменяется активность, привычные темпы деятельности, появляется скованность в движениях или в общении.

На третьем уровне описываются синдромы стресса профессиональной деятельности. Ими являются симптомы устойчивых личностных и поведенческих деструкции и деформаций.

Профессиональными деструкциями называются отрицательные последствия рабочих стрессов, которые накапливаются постепенно. Они проявляются как устойчивые изменения структуры и содержания профессиональной деятельности. Также происходят изменения в структуре личности человека.

Профессиональные деструкции носят негативный характер, они влияют на производительность, удовлетворенность трудом, а также на развитие личности субъекта труда.

Основные тенденции развития профессиональных деструкции по А.К. Маркову

Происходит отставание и замедление в профессиональной деятельности в сравнении с социальными и возрастными нормами;

профессиональная деятельность носит несформированный характер (происходит «застревание» работника в его развитии);

профессиональное развитие дезинтегрируется, распадается профессиональное сознание, в результате цели становятся нереалистичными, труд приобретает ложный смысл, происходят, профессиональные конфликты;

профессиональная мобильность отличается низким уровнем, работник не способен приспособиться к условиям труда;

отдельные звенья профессионального развития характеризуются рассогласованностью (ситуация, когда работник обладает мотивацией к профессиональному труду, но нет целостного профессионального сознания);

ранее хорошие профессиональные данные ухудшаются, профессионально важные качества ослабевают;

профессиональное развитие искажается, появляются негативные качества, появляется отклонение от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, которые меняют профиль личности;

появляются стойкие деформации личности (примерами могут послужить эмоциональное истощение и выгорание, дополнительному ущербная профессиональная позиция, особенно в профессиях, которые приносят власть и известность);

замедляется или вовсе прекращается профессиональное развитие, причиной которого является профессиональное заболевание или потеря трудоспособности.

Профессиональные деструкции и деформации

Профессиональные деструкции и деформации являются реакцией на профессиональную дезадаптацию. Они направлены на нарушение целостности личности субъекта труда, снижение удовлетворенности самореализацией, а также уровня адаптации, продуктивности деятельности, устойчивости.

Профессиональные деструкции являются нарушениями способов деятельности, которые уже были усвоены. К ним также относятся изменения, имеющие связь с дезадаптацией к организационным и профессиональным стрессам, стрессам, вызванным профессиональным становлением. Профессиональные деструкции ‒ это изменения, обусловленные возрастом, нервно-психическим и физическим истощением.

Чтобы преодолеть деструкцию, необходима глубинная личностно ориентированная реконструкция, большие усилия с обеих сторон, как со стороны личности, так и со стороны специалиста, психолога-консультанта. Преодоление деструкции сопровождается большим сопротивлением и психической напряженностью.

Многие качества человека могут остаться невостребованными в процессе профессиональной деятельности, что также становится причиной стресса внутри личности. В результате развиваются профессиональные акцентуации.

Под профессиональными акцентуациями понимаются чрезмерно выраженные качества, которые отрицательно сказываются на деятельности и поведении специалиста.

Исследователи говорят о том, что многолетнее выполнение профессиональной деятельности в условиях хорошей адаптивности личности будет сопровождаться профессиональным и личностным ростом, что вызовет удовлетворенность трудом и повышение продуктивности.

Но при этом не исключены периоды стабилизации. Они носят недолговременный характер на начальных стадиях, увеличиваются в последующем. Профессиональная стагнация личности при этом может быть только в крайних случаях. Субъект может переживать стагнацию как психологический стресс.

Стойкие же стресс-синдромы проявляются при недостаточных адаптивных возможностях переживания стресса. Личность становится наиболее уязвимой в проявлении профессиональных стресс-синдромов, когда происходят кризисные моменты профессионального становления.

Непродуктивный выход из них может привести к искажению последующего профессионального развития субъекта, как в стойких стресс-синдромах (хронических состояний сниженной работоспособности, деструкции и деформаций).

Группы основных детерминант профессиональных деструкций по Э. Ф. Зееру

Э. Ф. Зеером были выделены четыре группы основных детерминант профессиональных деструкций, представляющих по своей природе различные виды психологических стресс-факторов, которые опосредуют возникновение стресс-синдромов:

объективные детерминанты связаны с социально-профессиональной средой (сюда входят профессиональный характер и имидж, социально-экономическая ситуация, профессионально-пространственная среда). Все это относится к внешним стресс-факторам;

субъективные детерминанты могут быть обусловлены особенностями личности и характером профессиональных взаимоотношений. Все это внутренние стресс-факторы;

объективно-субъективные детерминанты. Их создает система и организация профессионального процесса, а также качество управления, профессионализм руководителей;

профессиональные деформации (качества, которые профессионально нежелательны). Они нарушают целостность личности, снижают ее адаптивность, устойчивость, отрицательно сказываются на продуктивности деятельности.

В ходе трудовой деятельности возникают всякого рода стрессы. Они могут иметь психологическую природу: информационный стресс, эмоциональный стресс, коммуникативный стресс.

Информационный стресс является результатом информационных перегрузок. Информационные перезагрузки могут возникать после повышенной профессиональной мотивации. Повышенная профессиональная мотивация предполагает ситуацию, когда сотрудник не способен справиться с задачей, не может успеть сориентироваться в информационном пространстве, также он не в состоянии принимать нужные решения. К еще одной причине относится дефицит информации, который приводит к неопределенности в ситуации.

В. Л. Бодров отмечает, что важный фактор, вызывающий информационный стресс, это состояние мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой и когнитивной сферы субъекта деятельности. Ими обуславливается субъективная, личностная значимость экстремальной ситуации.

В. А. Бодров обобщил данные, которые были приведены в научной литературе, а также проанализировал результаты своих исследований. Все это позволило ему выделить основные причины развития информационного стресса человека-оператора.

Причины информационного стресса

Причины информационного стресса можно разделить па:

1. Непосредственные. Они являются объективно неблагоприятными факторами информационного взаимодействия человека и техники. Они также относятся к источникам экстремальной рабочей нагрузки. Их можно обозначить как «пусковые моменты», начальный этап, когда стресс начинает развиваться. В их ряду размещаются:

семантические, или смысловые (сюда входят задачи с высокой субъективной сложностью, задания с высокой ответственностью, опасные ситуации, недостаточный контроль за ситуацией, непредсказуемый исход развивающейся ситуации, частичный или полный неуспех в деятельности);

операциональные (в этом списке находится недостаток информативности, избыточность информации, низкая вероятность того, что значимая информация поступит, нарушенный ритм поступления информации и т.п.);

временные (здесь есть нехватка времени, долгая продолжительность рабочей нагрузки, информация предъявляется с высоким темпом, трудность определния времени (неожиданность) поступления сигнала и т.п.);

организационные (предъявление информации имеет низкую объективную вероятность, также объективную неопределенность момента, вероятность, что необходимая информация будет выбрана неправильно, отвлечение внимания, сложный уровень решения задачи, совмещенная деятельность и т.п.);

технические (неисправность системы, блокировка сигнала, если, искажение сигнала маскируется, ложность информации, возможность интерференции сигналов, информационные признаки ситуации отличаются противоречивостью, сигнал имеет недостаточный привлекающий эффект, сигнальные признаки информации не соответствуют и т.п.);

Смотрите так же:  Исследователи аутизма

2. Главные отражают индивидуальные особенности субъекта деятельности, определяющие возможность, при которой возникает состояние стресса у конкретного индивида, механизмы его регуляции и способу):
морально-нравственные (безответственность, небрежность, недисциплинированность и т.п.);

профессиональные (они характеризуются низким уровнем знаний, недостатком развития навыков, а также умений, отсутствием необходимого опыта и т.п.);

физиологические (в них входят сниженные резервы организма. Как реакция на острые и хронические заболевания, также в этом ряду — неблагоприятные функциональные состояния — утомление, десинхроноз и т.д.);

психологические (характеризуются низкой или чрезмерно высокйо мотивацией деятельности, недостатками развития психических качеств важных в профессиональном плане, неблагоприятными особенностями личности и психическими состояниями и т.п.);

3. сопутствующие (средовые), способствующие появлению и проявлению непосредственных и главных причин стресса, предрасполагающие субъект деятельности к развитию у него этого состояния:

в организации труда (режим труда и отдыха характеризуются нерациональностью (это могут быть сверхурочные, ночные смены), чрезмерная рабочая нагрузка, низкая оценка деятельности и оплата труда, плохой уровень охраны труда, техники безопасности, организации рабочего места, недостатки в профессиональном (медицинском, психологическом) отборе, в психологическом и медицинском контроле в процессе деятельности и т.п.);

в средствах труда (некачественная компоновка приборов, недостаточный уровень кодирования информации, разборчивости текстуры, светотехнических характеристик приборов, конструкции органов управления, их загрузки, пространственном соотношении и т.п.);

в условиях труда (недостатки в микроклимате и газовом составе воздуха на рабочем месте, в уровне шума, вибрации и освещенности, в конструкции рабочего места, сюда также можно включить обзор, досягаемость до органов управления, климат в коллективе, характеризующийся как неблагоприятный для психики, недостаточная совместимость, сплоченность, межличностные конфликты, неудовлетворительный уровень социальной ответственности, личного доверия, общественного признания, одобрения и т.п.1).

К одним из главных причин развития информационного стресса можно отнести контроль за рабочей ситуацией с низкой достаточностью.

Неконтролируемость ситуации может рассматриваться как внешнее условие деятельности. Она также может являться фактором, который связан с определенными личностными особенностями человека.

Для возникновения адаптации к задачам, которые возникают перед работником, нужен определенный уровень мотивации. Но при сильно высоком уровне мотивации, человек утрачивает часть своих возможностей. Адаптация превращается в менее адекватную действительность. Тогда в деятельности возникают эмоциональные признаки и иногда адаптивное поведение имеет нарушения, при этом оно может быть полностью заменено эмоциональными реакциями.

Существующий оптимум мотивации, имеет приделы, за ними создается эмоциональное поведение. Понятие оптимума мотивации имеет связь с реакций ситуации, которая характеризуется адекватностью или неадекватностью. Эта связь отражает отношение между интенсивностью мотивации и реальными возможностями субъекта в конкретной ситуации.

Исследования информационного стресса также предоставляют одно из важных мест работам, в которых изучаются роли индивидуально-психологических особенностей личности в снижении функциональной устойчивости и развитии психологического (информационного) стресса.

В. Д. Небылицын впервые выдвинул гипотезу о том, что индивидуально-психологические характеристики человека-оператора и основные свойства его нервной системы имеют связь. Эта гипотеза была предложена в 1964 г.

Еще одним видом стресса является эмоциональный стресс. Его проявление в профессиональной деятельности находит отражение в ситуациях обиды или угрозы. Также проявлению стресса способствуют условия конфликтных ситуаций.

Теория функциональных систем рассматривает эмоциональный стресс как формирование в рамках конфликтных ситуаций, происходящих непрерывно. В этих ситуациях субъекты трудовой деятельности не могут достигать полезных для них приспособительных результатов.

Отрицательные эмоции могут приумножаться при конфликтах, положительные антистрессорные эмоции проходят через резкую редуцированность, происходят химические изменения в структурах мозга, на их основе организуются условия, когда отрицательные эмоции переходят в устойчивое стационарное возбуждение мозга.

Как следствие, начинается формирование таких психосоматических заболеваний, как невроз, стенокардия, психоз, артериальная гипертензия, иммунодефицит, нарушение гормонального фона, диабет и т.д.

Гармония внутри информационных отношений и между их системами может нарушить эмоциональный стресс. Гармония характеризуется наибольшей чувствительностью к проявлениям различного рода повреждающих воздействий.

Как результат, нарушение основных биоритмов организма, плохой сон. Происходит расхронизированность дыхательных ритмов и ритмов и сердцебиения.

Синдром эмоционального выгорания

Стресс может проявляться как синдром эмоционального выгорания. Под эмоциональным выгоранием понимается совокупность симптомов, которые негативно сказываются на работоспособности, самочувствии и интерперсональных отношениях субъекта профессиональной деятельности.

В работах К. Маслач выгорание представляется в ответной реакции на профессиональные стрессы, которые имеют в своем составе три компонента. Это эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция персональных достижений. Эмоциональное истощение может проявляться в ощущениях эмоционального перенапряжения, усталости, исчерпанности эмоциональных ресурсов.

Деперсонализация, это отношение к реципиентам, характеризующееся негативным, циничным и бездушным характером. Снижение чувства компетентности в своей работе отражает редукцию персональных достижений, а также негативное профессиональное самовосприятие.

И. В. Гришиным отмечается рассмотрение выгорания как особого состояния человека. Это состояние является результатом стрессов в профессиональной деятельности, адекватный анализ которого требует экзистенциальный уровень описания, так как развитие выгорания не имеет ограничений в профессиональной сфере. Такой стресс может проявляться в разнообразных ситуациях жизни человека. Вся жизненная ситуация окрашивается болезненным разочарованием в работе как способе обретения смысла.

В. В. Бойко рассматривался феномен «эмоционального сгорания». Он относил его к механизму психологической защиты, имеющим форму полного или частичного исключения эмоций как реакции на избранные воздействия, которые травмируют психику.

Синдром выгорания является динамическим процессом, который возникает этап за этапом, согласно развитию механизма стресса (фазы тревоги, резистенции, истощения).

Коммуникативный стресс обуславливают проблемы делового общения в процессе реализации профессиональной деятельности. Существует вероятность его проявления в поведении, имеющим характер конфликтности и манипулятивности. Этот стресс может быть также вызван неумением воспринимать и адекватно реагировать на замечания. Коммуникативный стресс, это одна из причин формирования трудового коллектива с плохим психологическим климатом, низкой сплоченностью.

3 основных вида стресса и чем они опасны

Все мы порой испытываем стресс — это неотъемлемая часть жизни. Но существует несколько видов стресса, и, если вы поймёте разницу между ними и научитесь отличать их друг от друга, то сможете управлять своим стрессом, а в некоторых случаях даже избегать его.

1. Острый стресс

Острый стресс встречается наиболее часто — он возникает в связи с непосредственной угрозой или давлением в повседневной жизни. Причиной может стать всё, что угодно: от теста, к которому вы не готовы, до неприятного телефонного звонка. Как правило, такой стресс достаточно сильный, но длится недолго.

Симптомами острого стресса может быть головная боль, боль в животе, головокружение, мигрень, затруднённое дыхание или боли в груди. Этот стресс не только самый распространённый, но и наименее опасный из всех видов стресса, так как с ним можно очень быстро справиться.

2. Хронический стресс

Хронический стресс возникает, когда вы находитесь в стрессовой ситуации ежедневно. Такой стресс — долгосрочный, он может мешать человеку жить в течение нескольких недель, месяцев или даже лет. Он может возникнуть из-за сложных отношений, которые вы не можете порвать, неприятной работы, которую не можете бросить, продолжительной болезни родственников и других подобных вещей.

В глобальном масштабе такому стрессу может быть подвержена целая страна, если, например, в ней идёт давняя гонка на опережение или продолжительное религиозное давление. Такой стресс может длиться очень долго, избавление от кошмарной ситуации часто кажется невозможным — это самый опасный вид стресса.

Хронический стресс может привести к множеству проблем со здоровьем: от инсульта и сердечно-сосудистых заболеваний до повышенной восприимчивости к другим серьёзным болезням вроде рака, также очень вероятно самоубийство. Некоторые последствия хронического стресса могут быть незаметны, например, появление необоснованной или иррациональной веры во что-либо. Хронический стресс, которому подвержены нации или расы, может привести к бунтам и войнам.

3. Случайный стресс

Случайный стресс человек часто навлекает на себя сам. Он может возникнуть, когда, например, вам постоянно приходится рано вставать и спешить на работу. Это стресс от планирования слишком большого количества встреч, от неспособности организовать собственную жизнь. Бывает и так, что человек постоянно о чём-то беспокоится и видит всё новые и новые причины для беспокойства на каждом шагу — неважно, реальные или воображаемые. Когда острый стресс повторяется снова и снова, то, в конце концов, становится случайным.

Иногда человек даже не может признать, что страдает от случайного стресса: годами повторяющиеся события формируют привычки и черты личности и, в конце концов, делают случайный стресс частью жизни человека. Симптомы острого стресса вроде мигрени и головных болей при случайном стрессе тоже становятся просто ещё одной частью жизни. Избавиться от этого типа стресса можно при помощи терапии, консультаций специалиста и пересмотра повседневной жизни.

Также навлечь на себя случайный стресс могут пессимисты. Когда пессимизм становится образом жизни, он оказывает влияние на то, как человек взаимодействует с окружающим миром и на то, действительно ли он принимает решения или просто привыкает к трудностям и не старается ничего предпринять для избавления от них, так как трудности становятся нормой.

Профессиональный стресс: виды, причины, последствия и методы реагирования

Понятие «стресс». Виды стресса

Стресс – это состояние психофизиологического напряжения, возникающее под влиянием любых сильных воздействий и сопровождающееся мобилизацией защитных систем организма и психики.

Понятие «стресс» введено в 1936 г. канадским физиологом Г. Селье. В переводе с английского языка слово «стресс» означает «нажим, давление, напряжение». Первооткрыватель стресса Г. Селье дал следующее определение: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование».

Существуют два компонента стресса:

1.стресс-фактор – «требование», то есть то, что воздействует на человека;

2.стресс-реакция – ответная неспецифическая реакция организма на воздействующий стимул.

Воздействие стресс-фактора вызывает в организме человека два взаимосвязанных процесса:

  • активацию стандартных неспецифических реакций, которые развиваются при воздействии любого необычного для организма стимула.
  • мобилизацию физиологических систем, которые обеспечивают приспособление именно к данному фактору.

Интенсивность стресс-реакции зависит от

Стадии развития стресса

  • «Общая реакция тревоги»
  • «Резистентность» («Сопротивление»)
  • «Истощение»

Какие бывают причины стресса?

Психологические , которые в свою очередь подразделяются на

Уровни проявления стресса

  • эмоционально-поведенческий
  • вегетативный
  • когнитивный
  • социально-психологический

Эустресс – мобилизует организм, активизирует внутренние резервы человека, улучшает протекание психических и физиологических функций.

Дистресс – дезорганизует поведение человека, ухудшает протекание психофизиологических процессов.

Факторы, способствующие возникновению дистресса

Факторы, способствующие возникновению эустресса

Наличие опыта решения подобных проблем

В зависимости от проявления стресс-реакции различают несколько видов стресса:

  1. Острый стресс – возникает непосредственно в ответ на воздействующий стресс-фактор (т.е. здесь и сейчас).
  2. Отложенный стресс – характеризуется некоторой «отложенностью» переживаний на определенный период, что может быть связанно с разными причинами.
  3. Накопленный (хронический) стресс – возникает при непрерывном или регулярном стрессовом воздействии, сила которого, как правило, невелика.

Травматический стресс возникает, если:

  • Человек оказывается в ситуации, которая выходит за рамки обычного человеческого опыта (например, угроза жизни, гибель людей, насилие, стихийные бедствия).
  • Эта ситуация не поддается контролю.
  • Возникают интенсивные переживания беспомощности, страха.
Смотрите так же:  Сбой цикла после стресса

Способы адаптации к стрессовой ситуации

Копинг-механизмы (осознаваемые), подразделяются на:

Защитные механизмы (неосознаваемые)

Профессиональный стресс – это стресс, возникающий в процессе трудовой деятельности человека. У специалистов ЕДДС, пожарных и спасателей развитие профессионального стресса выражается в форме накопленного стресса.

Проявления накопленного профессионального стресса :

  • снижение производительности труда;
  • постоянное ощущение внутреннего дискомфорта;
  • утрата ценностных мотивов к труду (изменение мотивации деятельности);
  • разочарование в результатах собственной деятельности и в себе;
  • возникновение психосоматических заболеваний, устойчивых депрессивных состояний.

Профессиональное выгорание – выработанный личностью защитный механизм в ответ на неблагоприятные для психики воздействия, в сфере профессиональной деятельности. Процесс профессионального выгорания развивается поэтапно, в соответствии с механизмом развития стресса.

  • тревоги;
  • резистентности;
  • истощения.

Следствием профессионального выгорания может стать уход человека из профессии.

П рофессиональное здоровье процесс сохранения и развития регуляторных свойств организма, его физического, психического и эмоционального благополучия, которые обеспечивают высокую надежность профессиональной деятельности, профессиональное долголетие и максимальную длительность жизни.

Три вопроса, ответы на которые помогают сформировать адекватное отношение к собственной деятельности и к возможности реализовывать себя в ней:

  • Каковы особенности моей профессиональной деятельности и как они на меня влияют?
  • Чем я обладаю, для того чтобы быть успешным в этой деятельности?
  • Зачем я выполняю эту деятельность?

Эустресс – нормальный стресс, служащий целям сохранения и поддержания жизни.

Дистресс – патологический стресс, проявляющийся в болезненных симптомах.

Стресс – это напряженное состояние организма, т.е. неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию). Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение. Стресс могут вызывать и личностные факторы. Стрессовое напряжение способны вызвать как положительные, так и отрицательные ситуации.

Признаки стрессового напряжения :

  1. невозможность сосредоточиться;
  2. частые ошибки в работе;
  3. ухудшение памяти;
  4. частое возникновение чувства усталости;
  5. быстрая речь;
  6. мысли часто улетучиваются;
  7. довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка);
  8. повышенная возбудимость;
  9. работа не доставляет прежней радости;
  10. потеря чувства юмора;

Способность реагировать на интенсивные внешние раздражители определяется индивидуально-психологическими особенностями конкретной личности:

  • психофизиологической конституцией,
  • чувствительностью к воздействиям (сензитивностью),
  • особенностями мотивационной и эмоционально-волевой сферы.

Чтобы внешние воздействия не вызывали дистресс, необходимо формирование у личности таких качеств, как самообладание, дисциплинированность, стремление к преодолению препятствий и т.д.

Физиологическими признаками стресса являются язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце.

Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличностным и сексуальным отношениям и др.

Стадия тревоги – это первоначальный отклик нашего организма на опасность или угрозу, возникающий для того, чтобы помочь нам справиться с ситуацией. Этот приспосо­бительный механизм возник еще на заре эволюции, когда для того, чтобы выжить.

Биологический смысл стадии тревоги заключается в максимальной мобилизации адаптационных ресурсов организма, быстром приведении человека в со­стояние напряженной готовности – готовности бороться или бежать от опасности.

Стадия сопротивления (резистентности) наступает, если стрессогенный фактор слишком силен или продолжает свое действие достаточно длительный промежуток времени.

На этой стадии происходит приспособление к изменяющимся обстоятельствам. В результате этого возникает стойкая адаптация: активность физиологических процессов резко снижается, все ресурсы расходуются оптимально – организм готов к длительной борьбе за жизнь, его устойчивость к различным воздействиям повышена.

Все изменения, происходящие на этой стадии адаптаци­онного синдрома, можно считать обратимыми, поскольку прекращение воздействия стрессора возвращает организм в состояние нормы.

Стадия истощения. Если человек длительное время находится в стрессе, то наступает момент, когда человек уже не можем найти силы, чтобы справиться с ситуацией. На этой стадии энергия исчерпана, физиологическая и психологическая защиты оказываются сломленными. Человек не имеет больше возможности сопротивляться стрессу. Помощь может прийти только извне – либо в виде поддержки, либо в виде устранения стрессора.

Современные исследования стресса уделяют внимание также и другим аспектам стресса:

  • психологическому (изменение настроения, отрицательные эмоции и чувство беспомощности);
  • поведенческому (непосредственная конфронтация с факторами стресса или попытка получить сведения о них.

Острый стресс. Это реакция организма, которая возникает непосредственно в ответ на травмирующую ситуацию.

Характеризуется непродолжительностью. Он выступает в качестве ориентировки к адаптации в условиях изменённой ситуации. Острый стресс отличается отсутствием серьезных последствий для здоровья.

Отложенный стресс . Характеризуется некоторой «отложенностью» на определенный период переживаний (у каждого свой), что может быть связанно с разными причинами. Отложенный стресс – запаздывающая реакция на стрессор.

Постоянный накопленный (хронический) стресс.

Постоянный стресс суммарная реакция на длительное воздействие стрессоров. Сила воздействия стрессора при накопленном стрессе, как правило, невелика, однако, постоянна или регулярна. Постоянные эмоциональные переживания, истощающие организм, могут стать причиной развития заболеваний, называемых болезнями адаптации (мочекаменная болезнь, диабет напряжения, сердечно-сосудистые заболевания, аллергические реакции, бронхиальная астма и т.д.).

Профессиональный стресс представляет собой стресс, возникающий в процессе трудовой деятельности человека.

Данный вид стресса имеет свои особенности, зависящие от рода деятельности, которой занимается человек, от профессии в целом. Так, у специалистов экстремального профиля можно выделить два механизма накопления профессионального стресса: накопленный (хронический) стресс и травматический.

Травматический стресс – это состояние, возникающее у человека, пережившего ситуацию, выходящую за рамки обычного человеческого опыта: угрозу своей жизни или жизни близких людей, смерть, участие в боевых действиях, насилие, стихийные бедствия, катастрофы и т.п.

Травматический стресс возникает в случае, когда одномоментно присутствуют 2 компонента:

  • угроза своей жизни или жизни близких людей и отсутствие возможности контролировать ситуацию,
  • невозможность что-либо сделать, беспомощность.

Способы реагирования на стресс

В живых организмах есть механизмы устойчивости к различ­ного рода стрессам. Вследствие познания этих механизмов возможна выработка адекватных методов реабилитации, способных поднять устойчивость человека к воздействию стрессовых факторов (стрессоустойчивость).

К наиболее известным физиологическим особенностям, обеспечивающим повышенную стрессоустойчивость, относят:

  • Тип нервной системы.
  • Гормональные особенности.

Личностные черты, обусловливающие повы­шенную стрессоустойчивость:

  • Уровень самооценки.
  • Уровень субъективного контроля.
  • Уровень личностной тревожности.
  • Баланс мотивации достижения и избегания.

Умение справляться со стрессом зависит от:

  • настойчивости;
  • умения принимать решения;
  • рационального осмысления своих поступков;
  • организованности;
  • умения создать свой круг общения;
  • умения «качественно» общаться;
  • умения контролировать себя.

Динамика профессионального стресса

Профессиональный стресс представляет собой стресс, возникающий в процессе трудовой деятельности человека. Данный вид стресса имеет свои особенности, зависящие от рода деятельности, которой занимается человек, от профессии в целом.

Травматический стресс – это состояние, возникающее у человека, пережившего ситуацию, выходящую за рамки обычного человеческого опыта: угрозу своей жизни или жизни близких людей, смерть, участие в боевых действиях, насилие, стихийные бедствия, катастрофы и т.п.

Травматический стресс возникает в случае, когда одномоментно присутствуют 2 компонента: угроза своей жизни или жизни близких людей и отсутствие возможности контролировать ситуацию, невозможность что-либо сделать, беспомощность.

Причины производственного стресса:

К первой группе относятся вредные характеристики производственной среды, тяжелые условия работы и чрезвычайные (форс мажорные) обстоятельства. Следует отметить, что некоторые виды деятельности изначально предполагают наличие стрессогенных факторов, связанных с особенностями производства. Это пыль на цементном заводе, ядовитые испарения в химическом производстве, высокий уровень шума в ткацком цехе, жара в литейном производстве и т. д. Данные факторы производственной среды первично способствуют развитию биологического стресса, который затем может осложняться стрессом психологическим. Например, после чернобыльской катастрофы у многих «ликвидаторов» на фоне первичного радиационного облучения, интенсивность которого была им неизвестна, развивалась радиофобия, приводившая к серьезному стрессу. К неблагоприятным условиям работы, провоцирующим развитие производственного стресса, можно отнести высокий темп деятельности (профессиональный спортсмен), длительную работу (шофер дальних рейсов), «рваный» темп деятельности (врач «скорой помощи»), повышенную ответственность (авиадиспетчер), значительные физические нагрузки (грузчик) и т. д.

Дополнительными факторами стресса являются различные чрезвычайные (форс мажорные) ситуации, которые могут принимать различный характер в зависимости от специфики труда. Так, для работников нефтедобывающей промышленности это будет авария на буровой установке или газопроводе, для биржевого маклера – обвал акций или неожиданное изменение курса валют, для менеджера отдела снабжения – срыв поставок сырья или комплектующих.

Вторая группа (субъективные факторы стресса) включает две основные разновидности: межличностные (коммуникационные) и внутриличностные стрессы.

В числе главнейших стрессов руководители различного уровня назвали:

  • сложность и противоречивость отечественного законодательства и нормативных инструкций»;
  • «низкую мотивацию сотрудников и необходимость постоянного контроля за их деятельностью»;
  • «отсутствие взаимопонимания с деловыми партнерами и конфликты с ними», «постоянную нехватку времени»;
  • «чрезмерный и не всегда обоснованный контроль со стороны руководства» (у госчиновников и руководителей дочерних предприятий);
  • «ощущение несоответствия между затраченными усилиями и реальными результатами»;
  • «потерю смысла деятельности»;
  • «стресс несбывшихся надежд» и т. д.

Следствием постоянных проблем и стрессов у руководителей разного ранга является целый букет невротических и психосоматических заболеваний:

  • повышенная раздражительность;
  • бессонница, гипертония или вегетососудистая дистония;
  • нарушения функций желудочно-кишечного тракта (запоры, язва желудка, дисфункция поджелудочной железы);
  • головная боль, мышечные боли различной этиологии и т. д.

Презентация доступна по кнопке скачать после статьи

Другие статьи

  • Бассейн центра развития творчества детей и юношества им аВ косарева Бассейн Центра развития творчества детей и юношества им. А.В. Косарева Рейтинг бассейна им. Косарева: (50 голоса, рейтинг: 3,50 из 5) Два бассейна: Большой: Длина — 25 метров 4 дорожки Глубина до 180 см Маленький: глубина 70 см 7 х 8 метров Услуги: […]
  • Диагностика эмоциональной сферы дошкольников методика Исследование эмоционального развития дошкольников Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Поэтому взрослые (родители и воспитатели) должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, […]
  • У ребенка 3 лет температура 38 без симптомов У ребенка температура 38 без симптомов В большинстве случаев жар у ребенка можно объяснить простудным заболеванием, ведь его сопровождает сильный кашель, заложенность носовых путей, боль и дискомфорт в горле и другие признаки подобных недугов. ОРВИ у детей встречается […]
  • У ребенка цистит народное лечение Чем лечить цистит у детей? Воспаление мочевого пузыря (цистит) может возникать в любом возрасте. Но для детей лечение должно назначаться с особенной осторожностью. При первых признаках цистита следует обратиться к специалисту. Схема лечения назначается с учетом […]
  • Куда обращаться за начислением пособия по уходу за ребёнком Пособие по уходу за ребенком-инвалидом Кому полагается пособие по уходу (ребёнок — инвалид)? Пособие по уходу (ребенок — инвалид) выплачивается людям, непосредственно осуществляющим уход, и независимо от отношений, в которых они находятся с подопечным. То есть, чтобы […]
  • Почему детям нельзя давать эхинацею Даем эхинацею детям и поднимаем иммунитет Медицинская статистика утверждает, что в среднем дошкольники более 6 раз в год могут иметь эпизоды простудных заболеваний. От подобных неприятностей с высокой температурой, болью в горле, ушах, насморком и кашлем призваны […]